Диктанты по русскому языку – 4 класс 3 четверть

Диктанты — 4 класс 3 четверть

Контрольные и проверочные диктанты по русскому языку для 3 четверти 4 класса — разбиты по темам, с грамматическими заданиями для школ России. Объём диктанта для 4 класса 3 четверть – 75 — 95 слов.

  1. Диктант «Весенний звон»
  2. Диктант «Бабье лето»
  3. Диктант «Пахучее облако»
  4. Диктант «Загадочные звёзды»
  5. Диктант «Дыхание осени»
  6. Диктант «Тетерева»
  7. Диктант «Где же приятель?»
  8. Диктант «Фабрика волшебства»
  9. Контрольный диктант «Погоня»
  10. Контрольный диктант «Зимний день»
  11. Проверочный диктант «Лето — весна»
  12. Итоговый диктант «Апрель»
  13. Словарные диктанты
  14. Словарный диктант
  15. Словарный диктант

Диктант «Весенний звон»

Пробудилась земля от долгого зимнего сна. Заблестела молодая травка. Разлилась волна зелёного тумана по широкому лугу. Стоят тёплые и тихие вечера. Звенят луга. По земле, по лугам, по оврагам плывёт звон. Что это звенит? Вот скатилась капля сладкого сока с берёзовой ветки. Она упала на зеркальную поверхность пруда. Возвратились из тёплого края журавли. Они важно осмотрели родное болото. Весело зазвучала их радостная песня. В эти дни мы всюду слышим музыку природы.

Объём слов: 71

Грамматические задания:

  1. Разобрать предложения по членам, указать части речи:
    I вариант – Пробудилась земля от долгого зимнего сна.
    II вариант – Возвратилась из тёплого края журавли.
  2. пределить падеж и склонение у существительных, у прилагательных — падеж в третьем предложении.
  3. Разобрать по составу слова: зимнего, осмотрели, берёзовой.

Диктант «Бабье лето»

Часто в середине сентября после моросящих дождей наступает короткая пора солнечных деньков. Затихает ветер. Лазурное небо снова становится безоблачным и высоким. В яркие золотые наряды одеты осенние деревья.

У этих сентябрьских дней есть особое название: «бабье лето». В старину в это время деревенские жители заканчивали полевые работы. В погожие тёплые дни осени женщины могли заниматься более лёгкими домашними делами или просто отдохнуть на завалинке и погреться на солнышке. Поэтому ясные дни начала осени наши предки и стали называть бабьим летом.

Объём слов: 80

Грамматические задания:

  1. Выпишите из первой части текста имена прилагательные, в которых количество букв и звуков не совпадает. Укажите, сколько звуков и букв в этих словах
  2. Подчеркните одной чертой нераспространённое предложение.
  3. Выполните морфологический разбор выделенных слов.

Диктант «Пахучее облако»

Диктант по теме «Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных»

Недавно я встретил пахучее облако.

Я сидел в сосновом бору у крохотного озера. Вода в нём сегодня была жёлтой. Из озера то и дело выпрыгивала блестящая рыба, и по воде расходились упругие круги.

Я долго не мог ничего понять. Но потом взглянул вверх, и всё стало ясно. Над бором опускалось большое рыжее облако. Это цвели сосны. Лёгкая пыльца садилась на землю, на воду. На вкус она была сладкой, пахла хвоей.

Рыбы оказались догадливей меня. Они сразу смекнули, что облако не только пахучее, но и вкусное.

Объём слов: 85

Грамматические задания:

  1. Обозначить орфограмму – гласную букву в безударных окончаниях имён прилагательных.

Диктант «Загадочные звёзды»

Над сонными водами озера разливался розовый рассвет. На утреннем небе исчезли яркие звёздочки. Но не пропало их отражение на зеркальной поверхности воды. Восхитительные большие звёзды покачивались на тихих волнах. Что за волшебство? Да это же кувшинки! С первыми лучами солнца они раскрыли свои белоснежные лепестки. Словно настоящие небесные красавицы спустились на бирюзовую гладь, чтобы отдохнуть. Вечером цветы спрячутся в глубине озера. А, может, они просто поднимутся и засияют на ночном небе сказочными созвездиями?

Объём слов: 73

Слова для справок: бирюзовую

Грамматические задания:

  1. Из первого и второго предложений выпишите словосочетания прил. + сущ. с вопросами. Укажите число и род имён прилагательных.
  2. Имена прилагательные (на) зеркальной и белоснежные разберите по составу.
  3. Укажите части речи в четвёртом предложении.

Диктант «Дыхание осени»

Стояли последние погожие деньки августа. Ещё радовали теплом солнечные лучи. В саду нарядными букетами цвели астры и золотые шары.

Но с каждым днём всё больше ощущалось дыхание осени. У белоствольной берёзки в зелени кос замелькала жёлтая проседь. Попрощались с родными местами и улетели на юг ласточки. В вышине смолк весёлый писк стрижей. Вода в речке стала холодной и особенно прозрачной. Не за горами то время, когда осенний листопад запорошит её берега и спокойное течение понесёт листья-кораблики в далёкое путешествие.

Объём слов: 80

Грамматические задания:

  1. Укажите род, число, падеж имён прилагательных в последнем предложении.
  2. Разберите по составу все имена прилагательные во втором и третьем предложениях.
  3. Выполните звуко-буквенный разбор слова жёлтый.

Диктант «Тетерева»

Взошло, заиграло над лесом весёлое зимнее солнышко.

Вылетели из ночных лунок нарядные тетерева. Сидят птицы на берёзе, клюют берёзовые душистые почки. Спокойно гуляют они под деревьями… Оставляют на скатерти снегов красивые крестики своих следов.

Большими дружными стаями всю зиму живут эти птицы в роще. На ночь зарываются они в снег, делают в сугробе глубокие ямки-лунки. Не достанет в снегу тетеревов их злейший враг – ястреб. Не найдёт хитрый лисовин.

Издалека видит старый лисовин на деревьях красивых птиц. Слюнки текут у лисовина.

Объём слов: 80

Грамматические задания:

  1. Разобрать 2 (4) предложение по членам, составить схему.
  2. Определить падежи существительных в 6 предложении.

Диктант «Где же приятель?»

Пришла весна. Кругом зажурчала вода. Медвежонок отправился гулять по поляне. Вдруг он остановился. Перед ним сидела лягушка. Она только очнулась от зимней спячки. Медвежонок протянул к ней лапу. Лягушка отпрыгнула. Мишка принял это за игру. Он тоже сделал скачок. Так они добрались до большой лужи. Лягушонок прыгнул в воду. Медвежонок сунул лапу в воду. Вода была холодна. Он отдёрнул лапу, потряс ею. Мишка осмотрелся. Куда девался его новый приятель?

Объём слов: 72

Грамматическое задание:

1. Указать в тексте лицо и падеж местоимений.
2. Разобрать шестое предложение по членам предложения и частям речи.

Диктант «Фабрика волшебства»

В конце декабря наш класс побывал на экскурсии. Это было место, где рождается новогодняя сказка — фабрика ёлочных игрушек.

Мы с удивлением наблюдали, как работают стеклодувы. Мастера через трубочки выдували прозрачные шары из расплавленного стекла. Их движения были ловкими и точными. Они надували горячие стеклянные шары, словно мыльные пузыри.

В соседнем зале художники превращали прозрачные игрушки в расписные ёлочные украшения. Умелые руки мастериц с лёгкостью выводили на хрупких шарах изящные завитки, нарядные орнаменты, сказочные узоры.

Удивительной красоты получались игрушки. Сколько радости подарят они людям в эти новогодние дни!

Объём слов: 88

Слова для справок: (из) расплавленного, стеклянные, превращали

Грамматические задания:

  1. Укажите число и падеж имён прилагательных в третьем абзаце.
  2. Разберите по составу имена прилагательные: новогодние, нарядные.
  3. В четвёртой части текста над словами первого предложения укажите части речи.

Контрольный диктант «Погоня»

У лесной опушки на дереве с осени остались орехи. Теперь они свисают крупными гроздьями. Около них стали часто появляться две шустренькие белочки.

Однажды их увидел наш кот. Он замяукал, зашипел и кинулся на зверьков. Белки прыгнули на забор и по нему помчались к деревьям. Представляете себе картину?! По забору друг за другом ловко скачут легкие белки, а за ними гонится кот. Но вот белочки взлетели на белоствольную березу и шустро побежали по стволу. Кот сердито фыркнул и поплелся назад.

Объём слов: 80

По Л. Савоненковой

Грамматические задания.

  1. Выполнить разбор первого предложения( отметить члены предложения, части речи).
  2. Из последнего предложения выписать словосочетания, показать главные и зависимые слова, написать вопросы. Над зависимыми указать часть речи.
  3. К глаголу прыгнули написать его неопределенную форму.
  4. В предпоследнем предложении найти сложное слово и показать его строение (выписать, разобрать по составу).

Контрольный диктант «Зимний день»

Взошло, заиграло над лесом зимнее солнце. Лучи яркого света янтарным блеском зажгли снега. Серебристым инеем украсились гибкие ветки берез. На белоснежной скатерти полян видны чудесные узоры звериных и птичьих следов. С тихим свистом летят к высоким елям клесты. Вдалеке пустил весеннюю трель пестрый дятел. Проворная белочка перемахнула с еловой ветки на соседнее дерево. Пропищала под кочкой в зимнем гнезде мышь. Из мягкого снега вылетели красавцы тетерева, расселись на березах и стали клевать душистые почки. Эти нарядные птицы живут дружными стаями.

Объём слов: 82

Грамматическое задание:

1. Указать падежи существительных и прилагательных во втором и пятом предложениях.
2. Подчеркнуть главные члены в шестом предложении и выписать словосочетания.
3. Разобрать по составу прилагательное: серебристым (янтарным).
4. Разобрать имя прилагательное как часть речи в восьмом предложении.

Проверочный диктант «Лето — весна»

Я шел по узкой тропке. Высокие стебли цветов мешали идти. Я залюбовался ромашками. От ромашки к ромашке перелетали бабочки. Я лег отдохнуть и долго смотрел на голубое небо. Облачка стайкой плыли одно за другим. Ромашки передо мной склонили свои головки.

Сегодня я сижу за письменным столом. Март. У меня на столе букетик мартовских растений. Вот веточка вербы с пушистыми сережками. Это ветка тополя. Листочки у нее дремлют в теплом домике. Скоро они покажут свои зеленые язычки.

Слова для справок: дремлют.

Грамматическое задание:

  1. В предпоследнем предложении указать части речи; подчеркнуть главные члены предложения. Выписать словосочетания.
  2. Указать падеж существительных и прилагательных в сочетаниях слов:
    по узкой тропке;
    на голубое небо;
    с пушистыми сережками;
    в теплом домике.
    Выделить окончания существительных и прилагательных.
  3. Разобрать по составу слова: (с) пушистыми, покажут.

Итоговый диктант «Апрель»

Итоговый диктант за 4 класс 3 четверть позволит проверить качество знаний по теме «Глагол»

Лучи апрельского солнца светят и греют. Веет легкий ветерок. Гибкие ветки берез трепещут на солнце. Почки начинают быстро наливаться и развертываться в зелёные листья. Через стекло чувствуешь весеннее тепло. На ветке осинки видишь ворону. Она вытягивает шею и хрипло каркает. Молодая галка ищет место для гнезда. На изгороди сороки вертят головами, хвостами качают и трещат. В кустах сирени слышишь чудесный голос овсянки. Ее весенняя песенка позванивает, как маленький колокольчик. Каждый день появляется что-то новое. Посмотришь вокруг — и станет тебе легко и радостно.

Объём слов: 83

Грамматическое задание:

  1. Разобрать по членам и частям речи предложения
    1 вар. – 1-е предложение
    2 вар. – 3-е предложение
  2. Разобрать по составу глаголы:
    1 вар. – раскричался, услышишь, лечиться, сломает,
    2 вар. – простудиться, окружаешь, празднует, потерялась.
  3. Выделить окончания глаголов и указать их спряжение
    1 вар. – в предложениях 1-7, выделенных курсивом.
    2 вар. – в предложениях 8-13.

Словарные диктанты

Словарный диктант

Район, революция, решать, сверкать, свитер, секрет, совсем, аккуратно, биография, искусство, правительство, памятник, портрет, минута, сочинение. (15 слов)

Словарный диктант

Корабль, минута, камыш, конверт, коридор, металл, капитан, комета, матч, кроссворд, килограмм, командир, лиловый, километр , горячий. (15 слов)

Диктанты по русскому языку – 4 класс 3 четверть

Программа “Начальная школа 21 века” все больше набирает свою популярность, на нее переходят многие школы, а потому есть потребность в разработке контрольных материалов в соответствии с УМК. Вашему вниманию предлагаем диктанты по этой программе для четвертого класса, охватывающие весь учебный год.

Диктанты по русскому языку 4 класс “Начальная школа 21 века”:

Диктант в 1 четверти. Тема: «Повторение»

На дворе октябрь. Уже убрали с полей картофель. На огородах срезают капусту. Тяжёлые светлые кочаны лежат в корзинках. Сладкая репка и красная морковка насыпаны между грядками.
На краю леса краснеет рябина. Кудрявое дерево ее усыпано ягодами, словно яркими бусами. По опушкам алеют зрелые ягоды калины. Сильнее дует осенний ветер. В комнатах потеют окошки.

Слова для справок: кочаны, усыпано.

1. Разобрать по членам предложения четвёртое предложение.

2. Подчеркнуть словарные слова.

3. Выписать из текста два слова с безударной гласной в корне, подобрать проверочные слова.

Диктант в 1 четверти. Тема: «Предложение»

В заповеднике жил Петька. Это была большая, чёрная, серьёзная птица. Однажды я дал ворону печенье. Он взял печенье и спрятал в подклювный мешок. Я вынул маленькую монетку и показал Петьке. Эту монетку он тоже прятал. Потом Петька слетел на дорогу, сделал клювом круглую ямку, запрятал в песок подарки. Ворон вырвал клок травы и воткнул в песчаный домик.
(58 слов)

Слова для справок: кочаны, усыпано.

1. Найти любое предложение с однородными членами, подчеркнуть в нем однородные члены.

2. Разобрать восьмое предложение по членам предложения: подчеркнуть главные члены предложения, выписать словосочетания.

3. Найти и выписать слово, соответствующее любой схеме:

4. Разобрать любое из выделенных слов по составу.

5. В третьем предложении подчеркнуть изученные орфограммы.

6. Сделать звуковую запись слова путь или ружье (на выбор ученика). Найти предложение с обращением, подчеркнуть обращение.

Диктант во 2 четверти. Тема: «Части речи»

Поздней осенью я посадил молодые яблоньки. Наступила дружная весна. По дорогам зажурчала вода. Быстро сошёл снег. Ярко заблестели на солнце лужи.
Я пришёл в сад и осмотрел свои яблоньки. Сучья и веточки все были целы. Лопнули почки. Показались алые края цветочных листьев. По саду разносились чудесные песни птиц. В песнях звучала радость встречи с теплом и весной. Легко и спокойно было на сердце.
(65 слов)

Слова для справок: сошёл, пришёл, спокойно.

1. Указать над словами первого абзаца часть речи.

2. Выписать слово с разделительным мягким знаком. Образовать однокоренные слова.

Диктант во 2 четверти. Тема: «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе»

Ребята жили в деревне недалеко от леса. На лесной опушке под елкой они устроили птичью столовую. Ветки ели защищали кормушку от вьюги. Пищу для птиц дети заготовили еще с осени. Сегодня ребята шли узкой тропинкой навестить друзей. На скатерти снегов видны лисьи, заячьи, птичьи следы. Инеем украсил мороз березку. В домике уже завтракала синичка. Из чащи летела к кормушке стайка щеглов. Вдруг на верхушке елки появилась белка. Зверек огляделся и прыгнул на птичий домик. Редкая гостья ловко стала объедать ягодки с кисти рябинки.
(85 слов)

Грамматическое задание (на выбор учителя) :

1. Разобрать третье предложение по членам предложения (подчеркнуть главные члены, выписать словосочетания, после каждого имени существительного в словосочетании указать склонение и падеж).

2. Над каждым именем существительным в единственном числе указать падеж (например, во втором, или третьем, или четвертом предложении).

3. Выписать по одному существительному каждого типа склонения сначала в той форме, в которой дано это существительное в предложении, затем в начальной форме.

Контрольный диктант за первое полугодие

Выплыло из-за леса солнце. Повеселела лесная поляна. Капельки росы заиграли в каждом цветке, в каждой травинке.
Но вот набежала туча и закрыла всё небо. Загрустила природа. Столб пыли полетел к озеру. От резкого ветра с деревьев посыпались сухие сучья. Лес глухо и грозно зашумел. На земле появились мокрые пятна. С холмов потекли ручьи. Удары грома оглушили всю местность. Но гроза быстро прошла. И снова над лесом светит солнце.
(69 слов)

1. Подчеркнуть слова с непроизносимой согласной. 2. Определить во втором предложении склонение и падеж имён существительных.

Диктант в 3 четверти. Тема: «Имя прилагательное»

Взошло, заиграло над лесом зимнее солнце. Лучи яркого света янтарным блеском зажгли снега. Серебристым инеем украсились гибкие ветки берез. На белоснежной скатерти полян видны чудесные узоры звериных и птичьих следов. С тихим свистом летят к высоким елям клесты. Вдалеке пустил весеннюю трель пестрый дятел. Проворная белочка перемахнула с еловой ветки на соседнее дерево. Пропищала под кочкой в зимнем гнезде мышь. Из мягкого снега вылетели красавцы тетерева, расселись на березах и стали клевать душистые почки. Эти нарядные птицы живут дружными стаями.
(82 слова)

Грамматическое задание (на выбор учителя):

1. Указать падежи существительных и прилагательных во втором и пятом предложениях.

2. Подчеркнуть главные члены в шестом предложении и выписать словосочетания.

3. Разобрать по составу прилагательное: серебристым (янтарным).

4. Разобрать имя прилагательное как часть речи в восьмом предложении.

Диктант в 3 четверти. Тема: «Местоимение»

Где же приятель?

Пришла весна. Кругом зажурчала вода. Медвежонок отправился гулять по поляне. Вдруг он остановился. Перед ним сидела лягушка. Она только очнулась от зимней спячки. Медвежонок протянул к ней лапу. Лягушка отпрыгнула. Мишка принял это за игру. Он тоже сделал скачок. Так они добрались до большой лужи. Лягушонок прыгнул в воду. Медвежонок сунул лапу в воду. Вода была холодна. Он отдёрнул лапу, потряс ею. Мишка осмотрелся. Куда девался его новый приятель? (72 слова)

1. Указать в тексте лицо и падеж местоимений.

2. Разобрать шестое предложение по членам предложения и частям речи.

Диктант, 3 четверть. Тема: «Глагол»

Журавли готовились к отлёту. В золотые дни осени они покружились над родным болотом. Вот и потянулись стройные косяки в тёплые страны.
Журавли летели над лесами, полями,шумными городами. Внизу оставались реки, горы и моря. В глухом лесу птицы сделали отдых.
На востоке показалась ранняя зорька. Чуткие журавли уже проснулись.
Скоро взойдёт яркое солнце. Мы услышим прощальные голоса птиц. Высоко взлетят журавли. До свидания! До радостной встречи весной, журавли!

Диктанты за 4 четверть. Тема: «Глагол»

Наступила радостная, шумная весна. Теплые лучи солнца съедают последний снег. Звенят под деревьями веселые ручьи. Душистой смолой пахнут набухшие почки. С раннего утра до позднего вечера поют на лесной поляне птицы.
Вылезли из своих жилищ жучки, паучки, букашки. Вышел из своего зимнего домика ежик и осмотрел окрестности. Он не хотел вставать. Холодный ручеек забрался в его сухую постельку и разбудил ежа. Мелькнула серая тень. Это полевая мышь пробежала по узкой тропинке. На макушке ели шумят драчливые вороны. Скоро побегут от кочки к кочке хлопотливые муравьи. Все рады весне!

1. Подчеркнуть главные члены предложения. Над каждым именем существительным указать падеж:

1-й вариант – во 2-м предложении (Теплые лучи. );

2-й вариант – в 12-м предложении (На макушке. ).

2. Разобрать по составу слово:

1-й вариант – пробежала;

2-й вариант – побегут.

На небе появилось весеннее солнце. Оно разбудило всех в лесу. Повеселела лесная поляна. Золотые лучи солнца перелетали от тропинки к тропинке. Капельки росы заиграли в каждом цветке, в каждой травинке.
Но вот набежала туча и закрыла все небо. Загрустила природа. Столб пыли полетел к озеру. От резкого ветра с деревьев посыпались сухие сучья.
Лес грозно зашумел. Крупные капли дождя застучали по земле. На ней появились мокрые пятна. Удары грома оглушили всю местность.
Но гроза быстро прошла. Тишина. Только дятел стучит по коре дуплистой березы. И снова над лесом светит ласковое солнце.

1. Подчеркнуть главные члены предложения. Над каждым именем существительным указать падеж:

1-й вариант – в 4-м предложении (Золотые лучи солнца перелетали. );

2-й вариант – в 5-м предложении (Капельки росы заиграли. ).

2. Разобрать по составу слово:

1-й вариант – загрустила (из 7-го предложения);

2-й вариант – полетел (из 8-го предложения).

Под лучами майского солнышка всё быстро растёт. Отцвели лёгкие белые подснежники. В лугах развернулся пёстрый ковёр из трав и листьев. Налились на черёмухе бутоны. Приятным ароматом повеяло от дерева. Грянули холода. Утренний туман не поднялся колечком с лесной полянки. Он замер и лёг инеем на землю. Тишина в лесу. Птицы молчат. Они боятся застудить горлышко. Одна кукушка кричит с раннего утра до позднего вечера. (66 слов) Слова для справок: аромат, замер, боятся.

1. Указать время глаголов.

2. Выписать из текста глагол в неопределённой форме.

3. Выписать глагол из последнего предложения. Выполнить морфологический разбор.

Перед заходом солнца я отправляюсь на свою обычную вечернюю прогулку. Весело пробираться по зарослям высокой, сочной, душистой травы. Я забираюсь в самую глушь леса. Вот уже с трудом пробираешься вперёд. С облегчением вздохнёшь, когда снова очутишься на солнечной опушке.
Какая перед тобой открывается красота! Внизу, как на ладони, расстилается широкая долина, по которой змеёй извивается синяя река. За рекой виднеется соседняя с нами деревня и моё любимое ближнее озеро.
При солнечном освещении всё это принимает волшебный вид.
(79 слов)

1. Подчеркнуть глаголы в неопределённой форме.

2. Сделать морфологический разбор глагола из последнего предложения.

Итоговый контрольный диктант 4 класс

Ранним утром иду я в соседнюю рощу. Стоят ряды белых берёз. Сквозь листочки на траве играют золотые лучи утреннего солнца. В чаще кустов и деревьев распевают птицы. Звуки их песен разносятся по всей окрестности.
На опушке леса поспевает первая земляника. В конце рощи есть пруд. В глубоком овраге журчит ручей. Я сяду на пенёк у ключа, достану кружку и кусок мягкого свежего хлеба. Как приятно выпить в жару холодной воды! Хорошо летом в роще, в лесу, в поле! (80 слов)

1. Разобрать первое предложение по членам и частям речи.

2. Выписать из текста по одному имени существительному, прилагательному и глаголу. Разобрать слова по составу.

3. Выполнить фонетический разбор имён существительных из второго предложения.

Контрольные диктанты для 4 класса

В связи с тем, что подборки диктантов — самые востребованные разделы на данном сайте про школу, продолжаю публиковать контрольные и проверочные диктанты для начальных классов.

Уже зарекомендовали себя тексты диктантов для начальной школы:

Теперь займемся четвертым классом. Год выпускной, ответственный, в конце маячит экзамен, поэтому готовится будем тщательно. Представленные диктанты можно использовать в качестве заданий для самостоятельной работы

Диктанты по темам для 4 класса с заданиями

Диктант по теме «Имя Прилагательное»

Зима в лесу

Взошло, заиграло над лесом зимнее солнце. Лучи яркого света янтарным блеском зажгли снега. Серебристым инеем украсились гибкие ветки берез. На белоснежной скатерти полян видны чудесные узоры звериных и птичьих следов. С тихим свистом летят к высоким елям клесты. Вдалеке пустил весеннюю трель пестрый дятел. Проворная белочка перемахнула с еловой ветки на соседнее дерево. Пропищала под кочкой в зимнем гнезде мышь. Из мягкого снега вылетели красавцы тетерева, расселись на березах и стали клевать душистые почки. Эти нарядные птицы живут дружными стаями. (82 слова.)

Грамматическое задание:

1) указать падежи существительных и прилагательных во втором и пятом предложениях;

2) подчеркнуть главные члены в шестом предложении и выписать словосочетания;

3) разобрать по составу прилагательное: серебристым (янтарным);

4) разобрать имя прилагательное как часть речи в восьмом предложении.

Зимние краски

Считается, что зима носит исключительно белые одеяния. Дома надели белые снежные шапки. Деревья укрылись от мороза под белоснежным пледом. Дороги замело, закутало белым покрывалом. Всё белым-бело вокруг.

Но если приглядеться, то снег не всегда белого цвета. Под лучами солнца сугробы переливаются всеми оттенками розового и желтого. На обочине дороги, там, где сквозь снег проглядывает земля, снег становится бурым и даже коричневым.

Еще больше красок в снежном одеянии природы можно наблюдать вечером. Закат окрашивает снег в лиловые, сиреневые и фиолетовые тона. А длинные сосульки становятся похожи на синие стрелы.

Грамматическое задание:

1. Найдите в тексте имена прилагательные. Укажите их число и падеж.

2. Разберите по составу слова: длинные, проглядывает.

3. Сделайте грамматический разбор последнего предложения.

Диктант «Зимний день» с заданиями

Стоит чудесный зимний день. Над нами ясное голубое небо. Всё вокруг покрыто пушистым снегом. Мы въехали в лес. Деревья стоят словно в сказке. На стволе сосны мы заметили пёстрого дятла. Он ловко долбит шишку. Синички и воробьи подбирают семена. Вдруг мы увидели рыжую белку. Она быстро мелькнула среди деревьев. На снегу птичьи следы. Хорошо в лесу! (59 слов)

Грамматическое задание:

1. Выписать три словосочетания «прил. + сущ.». Выделить окончания и указать падеж имён прилагательных.

2. Списать, вставляя подходящие по смыслу прилагательные.

На … небе загорелись … звёзды.

Зима

На дворе – зима. Всё вокруг стало белым и нарядным. Снег шел всю ночь и успел покрыть землю, деревья и дома белым пушистым покрывалом.

На небе – ни облачка. Солнце посылает скупые лучи, но от этого становится еще веселее. На снегу, как на белом листе бумаги, вырисовываются иероглифы птичьих следов. Возле забора воробьи затеяли драку из-за корочки хлеба. Хрипло каркнула ворона, взмахнула крыльями и полетела прочь. С ветки осыпалась облако снежной пыли.

Если долго стоять на одном месте, то коварный мороз забирается за воротник шубы, начинает щипать щеки, нос и уши. Как будто тонике иголочки впиваются в кожу. Сразу становится очень холодно.

Диктант для 4 класса по теме «Местоимение»

Лесной голосок

В солнечный день я бродил в берёзовом перелеске. Вдали послышался знакомый лесной голосок. Это куковала кукушка. Её я слышал много раз, но никогда не видел.

Увидеть её совсем непросто. Я иду к ней на голосок, а она – от меня. В прятки со мной играет. Решил наоборот поиграть: я спрячусь, а ты поищи. Залез в куст орешника и кукукнул один раз. Кукушка замолкла. И вдруг неподалёку послышался её крик. Я молчу. А она уже совсем близко кукует.

Гляжу – через поляну летит птица. Хвост у неё длинный, сама серая, грудка в тёмных пестринках. Может, это ястребок? А птица подлетела к соседнему дереву, села на сучок и закуковала. Так вот она какая – кукушка!

Грамматическое задание:

1. Выпиши из текста три местоимения. Определи их лицо, число, падеж.

2. Распредели слова на две группы. Запиши их на две строки.

Для, он, по, её, от, возле, вы, нам, у, тебе.

Контрольный диктант по теме «Глагол» 4 класс

Совесть

Нина не приготовила уроки, решила не идти в школу, а украдкой пошла в рощу. Она положила завтрак и книги под куст, а сама побежала за красивой бабочкой.

На тропинке ей встретился малыш. В руке он держал букварь с тетрадкой. Девочка решила подшутить над ним и назвала малыша прогульщиком.

Оказалось, что мальчик убегал от собаки и заблудился. Нина повела его через рощу. Забрать завтрак и книги она постыдилась и оставила их под кустом.

Прибежала собака. Книг не тронула, а завтрак съела. Нина заплакала. Она не жалела завтрак, её грызла беспощадная совесть.

Грамматическое задание:

1. Выписать из текста три глагола, указать их время, лицо, число.

2. Поставь глаголы в неопределённую форму.

Пришла, идёт, посмотрит.

Диктанты по теме «Предложение» и «Однородные члены предложения»

Трусиха

Ребята играли в войну. Валю с братом Андрюшей в игру не принимали. Валя была трусиха. А Андрюша умел только плакать. Вдруг ребята услышали крики. Пёс Лохмач сорвался с цепи. Дети бросились врассыпную, только Андрюша остался на улице. Валя кинулась к брату. Огромный пёс нёсся прямо на девочку. Она заслонила Андрюшу, бросила в собаку игрушку и громко закричала. Наперерез Лохмачу бежал сторож. Он схватил пса за ошейник и увёл. Ребята выходили из своих убежищ. Андрюша уже улыбался, а Валя плакала навзрыд. Она очень испугалась.

Грамматическое задание:

1. Выписать из текста предложение с однородными членами. Подчеркните основу предложения.

2. Выписать сложное предложение. Подчеркнуть основу предложения.

В осеннем лесу

Красиво было в лесу в этот ранний час. Тихо шумели, качались деревья. С листьев стекали свинцовые капли росы. На мху, в траве уже лежали следы осени. Остро пахло сырой землей, прелыми листьями. Из вороха старых листьев, травы, валежника выглядывают грибы. Мы вошли в редкий березняк. А вот и лесной царь — белый гриб. Он стоял на крепкой ножке, в золотисто-коричневой шапке. Гриб был очень хорош.

Слова для справок: свинцовые, золотисто-коричневый, ворох.

Грамматическое задание: Найти в тексте предложение с однородными дополнениями, разобрать его по членам, выписать словосочетания.

Чудесная пора осени

Летели и летели осенние листья. Ветер подхватил их и погнал к речке. По зеркальной воде поплыли золотые монетки. На краю деревни заиграл рожок. Это пастух собирал стадо. Я выхожу из дома, беру весла и иду к речке. Восток светлеет, розовеет. Удивительная тишь кругом. Река словно похорошела, выпрямилась. Под первыми лучами солнца засверкали, заискрились капельки воды. Стояла чудесная пора осени.

Слова для справок: собрал, словно

Грамматическое задание: Iв. В 6-м предложении подчеркнуть главные члены, разобрать его по составу, указать части речи. IIв. В 10-м предложении подчеркнуть главные члены, рать его по составу, указать части речи.

Диктант на «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе»

Как мужик убрал камень

На площади в одном городе лежал огромный камень. Он занимал много места и мешал проезду на лошади. Призвали инженеров и попросили помощи в уборке камня. Первый предложил порохом разбить камень на части и вывезти их. Он запросил оплату в восемь тысяч рублей. Другой инженер придумал под камень подвести большой каток и свалить его на пустоши. По стоимости это будет шесть тысяч рублей. А один мужик взялся камень за сто рублей убрать. Он выдумал выкопать подле камня яму, свалить его туда и заровнять землёй. Мужик так и сделал. Ему дали сто рублей за работу и сто рублей за умную выдумку.

Прогулка

Ранним утром я иду в соседнюю рощу. Хорошо и радостно в эту весеннюю пору на душе! Передо мной ряды белых берёз. Сквозь листочки на траве играют золотые лучики солнца. В чаще кустов и деревьев звонко распевают птицы. Звуки их песен разливаются по всей окрестности. В полном разгаре настоящая весна.

В глубоком овраге у берёзовой рощи журчит холодный ключ. Сяду я на пенёк у ключа, достану кружку и кусок хлеба. Приятно выпить студёной ключевой водицы и вдохнуть полной грудью наполненный радостью жизни воздух!

Грамматическое задание:

1. Выполни синтаксический разбор предложения:

I в. Лёгкий ветерок играет в зелени деревьев.

II в. Солнце льёт на землю жаркие лучи.

2. Укажи падежи существительных и прилагательных в предложении:

В ночном небе вспыхнули огни праздничного салюта.

Проверочные диктанты по русскому языку 4 класс

Могучий дуб

Рос на опушке могучий дуб. Был он самым заметным в округе. Стоял великан и осматривал всю местность, тихо шелестел листвой. Пышным ковром стелилась изумрудная трава под деревом.
Однажды к дубу пришли люди и поставили скамейки. Теперь здесь с утра до позднего вечера толпился народ. Свежесть манила всех. На опушке любили играть дети. Всем дуб дарил радость. Хорошо посидеть на мягкой травке! Это стало любимое место отдыха.

Летняя гроза

Потемнело, нахмурилось небо. Побежали мрачные грозовые тучи. Затих старый бор, приготовился к бою. Сильный порыв ветра вырвался из-за вершин деревьев. Закружилась пыль по дороге и умчалась.

Засверкали молнии, прокатился по небу гром. Ударили по листьям первые тяжёлые капли дождя. Вдруг на землю обрушилась сплошная стена воды.

Быстро проходит летняя гроза. Светлеет, проясняется туманная даль. Небо начинает голубеть. Над полем и лесом, над водной гладью плывёт лёгкий пар. Уже выглянуло горячее солнце, но дождь ещё не прошёл. Это падают дождинки с деревьев и блестят на солнце.

Цветущая липа

Я шел по лесу и уловил сильный запах липы. Свернул с дорожки и направился к опушке. Дерево цвело. «Оно победит на любом конкурсе красоты», – подумал я. Липа пожаловалась: «Неумелый портной сшивал сегодня облака». Я закинул голову и увидел, что дерево примеряет платья облаков. Ветер отбрасывает ее бело-снежную одежду в сторону. Все окрестные липы готовились к балу цветения. Пошел грибной дождь. Сквозь тучку выглянул радостный луч солнца, в небе выстроилась разноцветная радуга. Липа решила перекинуть радугу через платье. Такого чудесного наряда на празднике еще никто не видел. (87 слов)

Умей владеть собой

Человек должен подавлять в себе злость, скверное настроение. Не бывает в жизни радостным и удачным каждый день. Обезьяны в минуты возбуждения бьют себя в грудь, собака рычит и скалит зубы, слон размахивает хоботом. Человек обязан владеть собой! Выдержка ценится людьми, но нелегко даётся. Ты сел играть с товарищем. У тебя чудесное настроение. Но вот ты проигрываешь. Сразу становишься подозрительным, проверяешь каждый ход, споришь, ссоришься. Будь справедлив и скажи себе: «Мой друг был сильнее». Сумей овладеть своими чувствами. Самообладание сослужит тебе хорошую службу. (82 слова)

Лесное чудо

Живёт где-то на свете маленькая фея. Не с кем ей играть, вот и убежала она как-то в лес. Идет навстречу лев, а крошка фея львов никогда не видела. Зарычал он грозно, присел, к прыжку готовится! А фея ласково улыбается, поиграть с ним собирается. Удивляется лев! Почему его не боятся? Плохо это или хорошо? Сердиться нужно или смеяться?.

Протянула фея льву волшебную палочку. Лев сначала слева к палочке подошёл, потом справа. Так и не взял. Но сердиться уже никак не получалось. Фея и грозный лев скоро подружились.

Диктанты для 4 класса, 3 четверть

Мы подъе..жали к ж..вописным м..стам. У нас леса ч..сто гибнут от безжалостного обращения. За п…садками м..л..дых д..рев..ев сл..дят трудолюбивые л..соводы. Они уч..ствуют в борьбе с вр..дителями. Личинки гусеницы с..едают молодые побеги, объедают разные цв..точные лист..я. Лесовод устанавливает места, которые пострадали от п..жара и бурелома, отводит участки для р..боты лесорубов. №1

Овчарка Пери. (Много ошибок)

Земой в фивральские дни у авчарки Пери радились щинки. День был халодный. Все щинки пагибли. Сабака скучяла, неела.

У дикай собаки Динго было шесть щенят. Адин был слабый. Ево решили падпустить к овчарке. Пери зорычала. Оставить щенка побаялись. Разгародили комноту решёткой. Окало решётки полажыли щинка. Он скулил, визжал. Пери валновалась. Раним утром овчарка подошла к ограде и лезнула щенка. Лучше матери стала Пери ухажевать заним.

Был уже в..сенний мес..ц март, но по н..чам д..рев..я тр..щали от хол..да, как в д..кабре, и едва высунешь язык, как его н..чинало сильно щ..пать. В..лчиха была слаб… зд..ровья, мнительн..я. Она вздрагивала от м..лейшего шума и всё думала о том, как бы дома без неё кто не обидел в..лчат. Зап..х ч..ловеческих и л..шадиных сл..дов, пни, сложенные др..ва и тёмн… д..рога пугали её. Ей казалось, будто за д..ревьями в потёмках ст..ят люди и где-то за лес..м воют с..баки. №3

Я испытывал в(а,о)лнение с приходом в(и,е)сны. Мне не было грус(т)но и скучно см(о,а)треть на поч(и,е)рневшие крыши и стены д(о,а)мов. В мокрую п(о,а)году меня на крыльцо не выпускали.

Я из окна сл(е,и)дил за каждым шагом весны. Шире стан(о,а)вились проталины. От проталины к проталине б(е,и)жали ручьи. Оз(и,е)ро в соседней роще налилось водой. Уже показывалась в(а,о)да между капус(т)ных гряд в нашем ог(о,а)роде. С Ра(нн,н)его утра до веч(и,е)ра бегал я из комнаты в комн(о,а)ту, становясь на свои наблюдательные стор(а,о)жевые п(а,о)сты. №4

Весенний месяц. (5 ошибок)

На улице первый весенний месяц. На опушки леса лежит сверкающий снег. Появилась солнце. В лесу зазвенела капель.

Под лучами солнышка капельки блестели, переливались. Вот освабодилась от снега кочка. Лёгкий пар струился над ней. Около глубоково оврага красовалась верба. Тонкие прутики вербы покрылись пушистыми барашками. Ветерок покачивал деревце. Это первый привет от весны. У старого пня кучка сухих листьев. Вдруг они поднялись. Показался худой ёжик. Зима у ежа весь жирок вытенула. Зверёк побежал по узкой тропке.

Первый месяц весны.

Мартовское небо г..лубое и чистое. Такое небо бывает только в..сной. Со..нце светит и греет. Через ст..кло чувствуеш.. весеннее т..пло. На солнечной ст..роне тает. На крыше висит дли..ная сосулька. С её конца падают капельки. В..р..бьи чирикают и выглядят нарядными. На ветку б..рёзы взл..тела в..рона. Она вытягивает шею и хрипло кр..чит. М.л..дые галки ищ..т место для гн..зда. На дальней изгород.. с..роки г..ловами вертят, хвостиками кач..ют, трещ..т. Вот слышиш.. нежную песню овсянки. Её песня позванивает, как маленький к.локольчик. №6

Весенний звон. (5 ошибок)

Пробудилась зимля от долгого зимнего сна. Заблестела молодая трафка. Разлилась волна зелёного тумана по широкому лугу. Стоят тёплые и тихие вечера. Я прислушался к вечерней тешине. Звенят луга. По земле, по лугам, по оврагам плывёт звон. Что это звенит? Вот скатилась капля сладково сока с берёзовой ветки. Она упала на зеркальную поверхность пруда. Возвратились из тёплого края журавли. Они важно осмотрели родное болото. Весело зазвучала их радосная песня. В эти дни мы всюду слышим музыку природы. №7

Праздник света. (Много ошибок)

Март нозывают радосным празником света. Солнечьные лучи отлевают на ослипителной скатерьти снигов. Яркий свет сонца лажится на чистый снек, на ствалы и ветки диревев. Да боли в глозах засвиркала долёкоя гладь речьки. Высако внебе застыли весение аблака. Вот с мокушки ели сволилась тежолая снежная шапка. У высокова пня покозались ветки багульника. Слышу трель пёстрого дятла. Праздничьно в весенем лесу!

В..сной н..востей на каждом шагу. В..сенн… т..пло раст..пило сн..га. Оттаяли хв..инки, прутики, листики, кусочки к..ры. Мног.. уд..вительных г..лосов можно услышать в в..сеннем лесу. Прямо над м..ей г..ловой пел глухарь. В елов..й хв..е он к..зался тёмным гусаком с выт..нутой в небо шеей. Всю долг… зиму он др..мал н..чами под снегом. И вот сейч..с птица т..ропится всё выск..зать. Она п..ёт и п..ёт. Приклонись к сос..нке, и ты почувствуешь лё..кую дрож.. дер..ва. Глухарь поёт и поёт. Как он поёт! №9

Лесной доктор. (5 ошибок)

Мы брадили ранней весной по лесу и наблюдали за жизню птиц. Вдруг мы услышали звук пилы. В лесу велась заготовка дров из сухостойного леса.

Мы поспишили на звук. На земле лежала осина. Валялось множество пустых еловых шишек. Здесь был дятел. Около пня отдыхали два паренька. Все стали осматривать дерево. Оно было свежие. Дятел зимой выслушал большую осину и вытащил вредителей. Лесной доктор спас дерево. Люди этого незнали. №10

Здравствуй, зелёный шум.

Я вош(о,ё)л в м(а,о)лодой б(е,и)резняк. И(т,д)ти было ле(г,х)ко и радостно. В начале пути ветки бере(с,з) были усеяны набухш(ы,и)ми почками.

Даже признаков листьев (не) было видно. А теперь на каждом дереве что-то слегка з(и,е)ленело. Я наклонил одну из веток. Показались нежные зелёные языч(..)ки. Прямо на моих глазах лес распускался и зеленел. (На)бежал ветерок. Он к(о,а)чнул м(о,а)хнатые ветки берёзок. Я вдру(к,г) услышал лёгкий шум мол(а,о)дой л(е,и)ствы. №11

Иволга. (5 ошибок)

Из всех лисных музыкантов иволга самая скрытная и красивоя. Живёт иволга в берёзовых рощах. Они встречаются в тенистых парках и липовых алеях. Висной иволга появляется поздно. Рощи уже одеты зелёной листвой. Тому, кто не слышал громкий свист иволги, трудно найти её гнездо. Не всегда удаётся близко увидеть и саму чудесную птицу. Лишь иногда на лесной поляне блеснёт она ярким оперенем. №12

Родная земля. (5 ошибок)

Ровные ряды молодого сосняка тенулись от леса до самой дороги. Мы ехали по степи. Мелкие оврашки пересекали её. Это наша родная земля. Цветёт она по весне красными тюльпанами, прорастает золотистым хлебом, зеленеет лесами. Радосно смотреть на эту красоту. Но вот заноет сердце. Ты встречаеш на пути заросший окоп или скромный солдатский обелиск. Много стоит их от дона до Волги. Остановись и поклонись героям. Это благодаря им ты идёшь по цветущей земле.

Раненое дерево. (5 ошибок)

Приходит радостная весна. Лес просыпается после длиного зимнего сна. В эту пору оживает каждае дерево. Весенние соки могучим потоком бегут к сучям веткам почкам. Почки надуваются, разбухают. Они готовы лопнуть и развернуть первую зелень листвы. Я бродил по лесу. Вот послышался стук топора. Я направился к апушке. На краю опушки стояла старая берёза. На её стволе были видны свежие следы топора. Я осмотрел

глубокую зарубку. Она залилась прозрачным берёзовым соком.

Теперь дерево зачахнет, погибнет. Это зло сделал человек, чтобы отведать глоток берёзовово сока. №14

Весеннее расписание. (Много ошибок)

Висной нашы птицы вазвращаются на родину ис жарких стран. Открывает птиче висенее росписание на март. В палях лижит снек, но уже покозались первые праталины. Важно по проталинке расхажывает грачь. Треснул на речьке лёт. Прилитела тресогузка. В шутку говорят, что она разбила лёд своим длиным хвастом. Рика асвободилась от лидяного плена. Лебеди гуси утки вазвращаются дамой. А в мае лес развешивает зилёные флашки. Он встричает соловя. Ночю прилетает перепел. Только звёзды освищают его пасадочную плащатку. №15

Весна в лесу. (5 ошибок)

Наступила радостная, шумная и похучая весна. Звонко поют птицы. Звенят под деревьями весение ручьи. Душистой смолой пахнут набухшие почки. Теплый ветер пробегает по вирхушкам деревьев. В молодом осиннике пасутся лоси. Скоро лес оденется лестовой. Зацветает на опушке черемуха. Защелкают над ручьями голосистые соловьи. Побегут от кочки к кочки хлопотливые муравьи. Вылетит из зимнево убежища первый шмель. Голубыми и белыми подснежниками покроются лесные полянки. Зеленые стрелки молодой травы пойдут из земли. Хорошо и радостно весной в лесу!

Молодые сосны.

Упало в..сной в теплый влажный п..сок семя с..сны. Пригрел.. солнышко. Семя пустил.. кор..шок. Показал..сь тон..нькая мягк… м..телоч..ка.

Год за год..м она крепла. Выросла с..сенка. Стал с ней играть вет..р. Шалун хв..тал ее за ветки. Он х..тел ее выт..щить и ун..сти с собой.

Дер..вце крепко д..ржалось к..рнями за р..дную землю. Корни выт..нулись, из..гнулись. Они стали п..хожи на оленьи но..ки. Ветер вым..тал песок из – под них.

Так по..вились сосны, похож..е на оленей с з..леными р..гами.

Мы едем по л(и,е)сной д(а,о)роге. Она бежит к Байкалу. Байкал находится в Сибири. Много сложено о Байкале легенд, песен.

Доч(ь) старика Байкала Ангара уб(и,е)жала от отца к кр(о,а)савцу – б(о,а)гатырю Енисею. Отец бросил вслед б(и,е)глянке камень. Кам(и,е)нь так и остался в устье реки. У Байкала было много сыновей. Все они прин(а,о)сили ему воду. Ангара раздавала это богатство. Ш(е,и)роким протоком выл(и,е)тает река из моря, разрезает горы и леса. Радос(т)но бежит она к Енисею.

Хвойный лес. (5 ошибок)

Круглый год хвойный лес зиленый. Вот ель. Мохнатые ветки ели похожи на бальшие лапы. Их и называют лапником. Укутывают они весь ствол красавицы. Хвоинки очень плотно сидят на веточках. Ни один земной рисунок не обойдется без ели. Наконцах веток висят длинные шишки. В этих шышках семена. У хвойных растений семена созревают зимой. Высыпаются семена из шишек на снег и скользят по снегу наперегонки. Озорной ветер подгоняет их. Красиво и торжественно выглядят еле в городе. №19

Зеленая страна.

Зиленую лисную строну насиляют удевительные жытели: в перях, в шерсти, в чешуе. И удивительные там праисходят сабытия. Только там можно папасть под мидовый дошдь или гребной снек, увидеть жабьево кароля, услышать змию – кузнечика. Встречи там всегда неожиданны, а загатки – на каждом шагу. Ахота заними – радосная охота. Счасливая охота в зиленых радных лесах. Все есть у тебя для путешествия в страну лесов: ноги, ушы, глоза. И галова – чтобы все понять.

Кинули. 5 ошибок)

Кинули – это львенок. Радился он в заопарке. Малыша кинула мать. Он ползал по клетке, пищал. Я забрал его.

Львенок очень замерс. Только чуть заметное дыхание указывало на то, что он жив.

Я принесла львенка домой. Мы выбросили вес вещи из чемодана, отпорили мех от старой шубы и постелили его на дно чемодана.

Мех напомнил шерсть львицы. Кинули, в нем лежал спокойно. Мы полажили под мех бутылки с теплой водой.

Когда кинули, спал, вся кваортира погружалась в тишину. Все входили на цыпочках и оберегали сон и покойной львенка.

Смелый мальчик.

Ранней в..сной четв..ро мальч..ков плыли вниз по Дн..пру. Неожиданно загр..мел гром, нал..тел вет..р, хлынул дождь. Р..бята испугались гр..зы, быстро п..догнали лодку к бер..гу и уб..жали в гор..д. Только один не покинул лодку. Он налег на весла и п..плыл. Дождь хл..стал по лицу, ладони вспухли, сильно б..лели руки. Темные круги плыли перед гл..зами. Мальчику казалось, что он не доберется до пристани. Он напряг все силы. Добравшись, нак..нец, до цели, он п..ставил лодку на место и крепко прив..зал ее в..ревкой.

Великолепный сказочник. (5 ошибок)

Ханс Христиан Андерсен всю свою жизнь умел радоваться.

Он радовался всему интересному и хорошему, что попадалось в лису, в поле, на реке. Разве не прекрасна травинка, наполненная пахучим соком или семечько липы? Из него обязательно вырастает могучее дерево. Да мало ли что увидиш у себя под ногами? Обо всем этом можно писать удевительные рассказы и сказки. Многие свои сказки Андерсен писал земой, в разгар детских елочных праздников. Сам он говорил, что легче писать сказки, оставаясь наедине с природой.

Сказки Андерсена.

Все ждали в(и,е)селого праз(д)ника. Вот и н(о,а)ступил Новый год. В доме зажгли елку. Около елки л(и,е)жал подарок от мамы. Это были ска(с,з)ки Андерсена.

Я сел под елку и открыл книгу. В книге было много цв(и,е)тных к(о,а)ртинок. Я осторожно перелистывал страницу за страницей, рассматривал их.

На картинах св(и,е)ркали, переваливались стены снежных дворцов. Дикие леб(и,е)ди л(и,е)тели, над синим морем. Оловянные солдатики стояли на часах. В руках у них были дли(нн,н)ые ружья.

Я начал читать книгу и почти забыл о нарядной елке.

Собака – санитар. (5 ошибок)

В лесу шли бои. Под елю лежал раненый солдат. Его руки и ноги пробило пулей. Баец терял сознание.

Поднялась метель. Раненого начало замитать снегом. Он замерзал.

Вдруг он услышал шорох. Боец с трудом открыл глаза и увидел большую сабаку. Она обнюхала раненого и убежала.

Скоро она привела двух санитаров. Они перевезали бойцу раны и на санях отвезли в госпиталь. Так была спасена жизнь солдата.

Мать моя встовала рано. Она угащала меня чаем смалоком. Молоко это кипетилось в горшочьке. Оно покрывалась румяной плёночкой. Чяй был вкусным.

После чая я ухадил на охоту за скварцами, саловьями, кузнечиками, бабачками. Но ружя у меня небыло. Моя ахота зоключалась в находке. Нужно было найти в прероде такое, чего я не видел в жизни, не встричал. Хазяйство моё было бальшое. Длиные бесчисленные тропы манили меня. №26

Николай Николаевич Сладков. (5 ошибок)

Наблюдать природу Николай Николаевич начал с детства. В парке, на окраине города мальчик часами следил за жизню птиц. Он вел дневник и записывал в него то, что его удевляло волновало огорчало. Познее он стал писать рассказы. Каждый год Сладков отправлялся в разные уголки нашей родины. Он побывал в горах в пустыне на берегах белого моря. Об удивительных встречах, о красоте радной земли Сладков написал в своих книгах.

Уд..вительн… в л..су т..шина. Лес отдыха..т. Солнеч..ные зайчики с..дят смирно. Л..тит л..нивая п..утинка.

Хор..шо и..ти по такому лесу от полянк.. к полянк. Ч..дный запах разносится по лесу. Идёш.. и с каждым шагом отп..ваеш.. гл..ток чистого воздуха. На п..ляне с брусничным настоем ст..ял м..двежонок. Он что-то л..вил, а поймать не мог. Малыш перек..тывался, хв..тал, кусал, с..рдился. Медвежонок л..вил свою тень. А она от него уск..льзала. Медвежонок переваливался с боку на бок. Он устал и сел. П..слышался шум. Медвежонок бросился в кусты. №28

Воробьи. (5 ошибок)

Лучистое сонце после зимних холодов обласкало город. Весений настрой и у воробьёв. Перезимовали, взбодрились, повеселели птицы. Висёлая стайка разместилась на старой берёзе. Мартовское утро они встречали громким чириканьем.

Это особенные птицы в мире пернатых. Вороби не живут в клетке и не попадают в сети. Цвет их опирения меняется без потери пера. Жители городов пригляделись и не замечают воробьёв. Летом воробьи – ярые защитники зелени. Птенцов первого выводка они кормят личинками яблоневого долгоносика. Он – злейший враг садов. №29

Д(а,о)рога выв(и,е)ла нас к л(и,е)сному оз(и,е)ру. У бер(и,е)гов в(а,о)да зат(е,я)нулась травами и мхами. З(и,е)мля под ногами х(а,о)дила ходуном. На с(и,е)редине озера был остров. Там росли мал(и,е)нькие сосенки. В небе по(е,я)вилась большая птица. Крылья у неё были ш(ы,и)рокие. Клюв загнут крючком. В ко(к,г)тях она т(о,а)щила рыбину. Птица сделала круг над озером и села на с(а,о)сну. Зап(е,и)щали в гнезде голодные Пт(и,е)нцы. Птица стала их кормить.

В деревне. (5 ошибок)

Во дворе стаял старый клен. Весной он радовал всех нежными зилеными листочками. Осенью покрывал влажную землю красными и желтыми листьями. Из них мы делали чудесные шапки, длиные гирлянды.

Удивительная кортина открывалась, за рекой. Луг зарос густой душистой травой. В такой траве можно было утонуть с головой. В лесу нам казалось, что вершины вековых сосен достают облака. На каждом шагу нас подстерегало чудо. Вот бежит ручей. Вода в нем чистая, прозрачная. Закраснели ягоды земляники наполяне. Друзья научили нас собирать лекарственные травы.

Весенняя капель.

Светятся, искрятся на сонце сасульки. Скаждым днём становится их всё больше. Сосульки пахожи на ствалы диревьев. Только растут эти ствалы не вверх, а внис. Капля за каплей, наращивая лидяную рубаху, прибавляют сосульки и в длину и в шерину. Но расти им недолго. Как только адолеет висеннее типло холод, побигут капельки из лидяного плена. Весило и звонко падают они, образуя многочисленные лужицы. Начялась весенняя капель. Лужицы талой воды в радость всему жывому. Голубое небо красивой синевой отражается в них. №32

Лесные музыканты. (5 ошибок)

Это было раней весной. Мы шли в лес по уской тропинке. Вдруг послышались чудесные звуки. За деревьями мы увидели соек. Они сидели на сучьях деревьев, пели и щебетали. Раньше мы не знали, что сойки умеют прекрасно петь. Обычно их можно видеть на лесной дороге или опушке. Заметит сойка собаку или человека и издаёт резкий крик. По крику звери и птицы узнают о близкой опастности. А тут поют! Мы стали слушать прекрасную лисную музыку. По нашим следам прибежал пёс фомка. Он распугал птиц.

Сказка про одуванчики. (5 ошибок)

Встало висеннее солнышко. Умылось оно тёплым дождём и пошла гулять. Хороша была земля! Взмахнуло солнышко залотым рукавом. Брызнули солнечные пылинки. Засветились на земле маленькие жёлтые огоньки-одуванчики. А зима пряталась в дремучем лесу, в сыром овраге. Выгленула она из укрытия, а в траве милионы маленьких солнышек. №34

Пришла весна. (5 ошибок)

Звонкой барабанной дробю отметил приход весны влес дятел. Высоким и голубым стало небо. Ярче солнце. Длиннее день. Прилители скворцы и грачи. У них начались заботы по строительству гнёзд. Скворцы выдворяют из своих прошлогодних квортир воробьёв. Возле скворечников шум и гам. Сороки тоже возводят жилища. Галки ломают с деревьев и таскают в гнёзда небольшие веточьки. №35

Приходит весна. (5 ошибок)

Приходит весна. Лес прасыпается после длинного зимнего сна. В эту пору ожевает каждое дерево. Глубоко в земле корни уже вбирают себя влагу оттаявшей почвы. Весение соки могучим потоком поднимаются вверх по ствалу к сучьям. Соки наполняют собой почки, а они надуваются, разбухают, вот-вот готовые лопнуть и развернуть первую зелень лествы. №36

ФОНЕТИЧЕСКИЙ РАЗБОР СЛОВА «АРАХИС»

В слове ар а́ хис:
1. 3 слога (а-р а́ -хис);
2. ударение падает на 2-й слог: ар а́ хис

  • 1-ый вариант

1) Транскрипция слова «ар а́ хис»: [ʌр а́ х❜ис].

БУКВА/
[ЗВУК]
ХАРАКТЕРИСТИКА ЗВУКА
а[ʌ]гласн., безударный ; ниже см. § 32.
р[р]согл., твёрд. (парн.) , звон. (непарн.), сонорный. Звук [р] — непарный звонкий, поэтому он произносится так же, как и пишется. Перед буквами а, о, у, э, ы парные по твёрдости-мягкости слогласные всегда произносятся твёрдо.
а[ а́ ]гласн., ударный ; ниже см. § 15.
х[х❜]согл., мягк. (парн.), глух. (непарн.). Звук [х] — непарный глухой, поэтому он произносится так же, как и пишется. Ниже см. § 66, абз. 2, 3.
и[и]гласн., безударный ; ниже см. § 5.
с[с]согл., твёрд. (парн.) , глух. (парн.). На конце слова замена звука приосходит только у звонких парных. На конце слова все согласные, кроме непарных мягких ( [ч❜], [щ❜], [й❜]), произносятся твёрдо.

6 букв, 6 звуков

ПРАВИЛА ПРОИЗНОШЕНИЯ 1

§ 5. Гласные [и], [ы] как под ударением, так и в безударных слогах произносятся в соответствии с написанием. Они обозначаются на письме буквами и и ы.

Буква и обозначает звук [и] в следующих положениях: а) в начале слова: и́ ва, и́ скра, изб а́ , игр а́ ть, издав а́ ть; б) после гласных: кро и́ ть, сто и́ т, ст о́ ит, поигр а́ ть; в) после мягких согласных: с и́ ла, т и́ на, вить, ч и́ стый, щи, стир а́ ть, пил а́ , щип а́ ть, в ы́ бить.

§ 15. Буква а обозначает ударяемый гласный [а] в следующих положениях: а) в начале слова: акт, а́ рка, а́ лый; б) после гласных: за а́ хать, по а́ хать; в) после твердых согласных: там, дам, сам, гам, вам, мак, бак, брак, шаг, ж а́ ба, ш а́ лость, жаль; г) после мягких шипящих [ч] и [щ]: час, коч а́ н, кач а́ ть, пощ а́ да.

§ 32. В 1-м предударном слоге после твердых согласных, кроме гласных [ы] и [у], и в начале слова, кроме гласных [и] и [у] (о них см. §§ 5—13), произносится гласный [а]. Гласный [а] в этом положении на письме обозначается буквой я или о.

Таким образом, на месте букв а и о гласный [а] произносится: 1) после твердых согласных: а) сад ы́ , дар ы́ , мал а́ , паш у́ , стар и́ к, трав а́ ; шал у́ н, шал а́ ш, жар и́ , жарк о́ е, цар и́ зм, цар а́ пать; б) вод а́ (произносится [вад а́ ]), ног а́ (произносится [наг а́ ]), гроз а́ (произносится [граз а́ ]), пол я́ (произносится [пал ❜ а́ ]), мор я́ (произносится [мар ❜ а́ ]), стол ы́ (произносится [стал ы́ ]), плод ы́ (произносится [плад ы́ ]), прош у́ (произносится [праш у́ ]), пошёл (произносится [паш о́ л]), шофёр (произносится [шаф ❜ о́ р), жонглёр (произносится [жангл ❜ о́ р]); 2) в начале слова: а) апт е́ ка, арм я́ к, арш и́ н, акк о́ рд, амб а́ р; б) окн о́ (произносится [акн о́ ]), од и́ н (произносится [ад и́ н]), ог у́ рчик (произносится [аг у́ рчик]), ос и́ ны (произносится [ас и́ ны]), од е́ ть (произносится [ад е́ т ❜ ]).

Гласный [а] 1-го предударного слога несколько отличается от ударного [а]: при его произношении нижняя челюсть опушена меньше, раствор рта уже, задняя часть спинки языка немного приподнята. Поэтому при более точной транскрипции эти звуки следует различать, например, для обозначения безударного [о] употреблять знак Λ, сохранив букву а для ударного [а]: [вΛд а́ ] (вод а́ ). В настоящем словаре-справочнике буква а употребляется для обозначения как безударного [а] (точнее [Λ], так и, [а] ударного.

Гласный [а] 1-го предударного слога несколько отличается от ударного [а]: при его произношении нижняя челюсть опушена меньше, раствор рта уже, задняя часть спинки языка немного приподнята. Поэтому при более точной транскрипции эти звуки следует различать, например, для обозначения безударного [о] употреблять знак Λ, сохранив букву а для ударного [а]: [вΛд а́ ] (вод а́ ). В настоящем словаре-справочнике буква а употребляется для обозначения как безударного [а] (точнее [Λ], так и, [а] ударного.

§ 66. Следующие согласные бывают как твердыми, так и мягкими: [л] и [б], [ф] и [в], [т] и [д], [с] и [з], [м], [р], [л], [н]. Для каждого из этих согласных в русской графике имеется соответствующая буква. Мягкость этих согласных на конце слова обозначается буквой ь. Ср. топ и топь (произносится [топ ❜ ]), экон о́ м и экон о́ мь (произносится [экан о́ м ❜ ]), уд а́ р и уд а́ рь (произносится [уд а́ р ❜ ]), был и быль (произносится [был ❜ ]). Так же обозначается мягкость этих согласных перед согласными: уголк а́ и угольк а́ (произносится [угал ❜ к а́ ]), б а́ нку и б а́ ньку (произносится [б а́ н ❜ ку]), р е́ дко и р е́ дька (произносится [р е́ т ❜ къ]).

Мягкость этих согласных перед гласными обозначается буквами следующих за ними гласных: буква я (в отличие от а) обозначает гласный [а] после мягкого согласного; ср. мал и мял (произносится [м ❜ ал]); буква ё (в отличие от о) обозначает гласный [о] после мягкого согласного; ср. мол и мёл (произносится [м ❜ ол]); буква ю (в отличие от у) обозначает гласный [у] после мягкого согласного; ср. тук и тюк (произносится [т ❜ ук]). Приблизительно так же распределяется употребление букв и и ы: буква и употребляется после мягких согласных и в начале слова, а буква ы после твердых согласных, которые имеют мягкую пару; ср. игр а́ , изб а́ , чист, шит, пил и пыл, мил и мыл, вил и выл, нить и ныть, нос и́ и нос ы́ .

Примеры на различение твердых и мягких согласных: топ и топь (произносится [топ ❜ ]), б о́ дро и бёдра (произносится [б ❜ о́ дръ]), граф а́ и граф я́ (произносится [граф ❜ а́ ]), вал и вял (произносится [в ❜ ал]), плот и плоть (произносится [плот ❜ ]), стыд а́ и стыд я́ (произносится [стыд ❜ а́ ]), ос и ось (произносится [ос ❜ ]); гроз а́ и гроз я́ (произносится [граз ❜ а́ ]), вол и вёл (произносится [в ❜ ол]), гроб и грёб (произносится [гр ❜ оп]), стал и сталь (произносится [стал ❜ ]), нос и нёс (произносится [н ❜ ос]), лук и люк (произносится [л ❜ ук]), г о́ рка и г о́ рько (произносится [г о́ р ❜ къ]).

1 Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы / С.Н. Борунова, В.Л. Воронцова, Н.А. Еськова; Под ред. Р.И. Аванесова. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз., 1988. — 704 с..

Как правильно ставить ударение в слове “арахис”? АрахИс или арАхис?

Похоже, что становится “модным” правильно говорить, правильно ставить ударения )

Согласно словарям и в соответствии с этимологией (происхождением) этого слова правильно говорить “арАхис” – с ударением на второе “А” в слове. Хотя я с детства слышал только “арахИс” – с ударением на последнем слоге, на букве “И”. Уверен, до сих пор так многие и говорят.

С детства я всегда говорила : арАхис, то есть, ударным является вторая гласная в корне слова. Приведу пример фонетической транскрипции сего слова:

Теперь, чтобы достоверно убедиться в том, что мы говорим правильно, обратимся к замечательному сайту по русскому языку – Грамота.ру

Посему же во всех однокоренных словах слова “арахис” мы тоже говорим так, чтобы ударной была вторая “а”. Например, однокоренное слово “арАхисовый” ( торт ). Но не в коем случае – не арахИсовый (торт ), ибо это будет считаться акцентологической ошибкой и акцентологических вариантов в данном слове быть не может.

Арахис слово греческого происхождения и как в названии пауков Арахнидов ударение в этом слове правильно ставить на втором слоге, на второй букве “а”, а ни как не на третьем, последнем слоге, и на букве “и”.

Не верящих прошу смотреть в словаре.

Не выдержал, решил ответить. Всю жизнь говорил арахИс и все вокруг так говорили, и ,наоборот,никто не говорил арАхис. Так стали говорить (и я тоже иногда) в постсоветские времена, видимо в связи с большим количеством арахиса в нашей жизни, а также,видимо , в связи с искусственно повышенным вниманием к произношению слов.Ну, а правильно – это в словаре.

Мне кажется по-русски будет если ударение поставить на арАхис.

Всю жизнь говорил арАхис.АрахИс – это уже с каким-то акцентом прям.)))

Честно говоря, ни разу не встречал форму употребления данного слова с ударением на последний слог. Может быть, так говорят в других городах или странах, но на мой взгляд общепринятый (ведь он общепринятый, верно?) способ произносить слово “арахис” с ударением на “и” является единственным правильным.

Всегда употребляла слово арахис (с ударением на первый слог), конечно могу и ошибаться, может правильно и арахИс, но думаю, что в России принято говорить арАхис. Если даже какой-то человек попросит в магазине арахИс, то на него косо посмотрят, даже если он и правильно произнёс это слово!

Не знаю, у кого как, а я может из рекламы шоколадных батончиков с арахисом, а может еще откуда, услышала ударение на букву “А” и так всегда и произношу. А прочитав вопрос засомневалась – права ли я. Поискала в инете и вздохнула с облегчением – реклама не подкачала.

Ещё в те далёкие времена, когда на базаре продавали т.н. “земляной орех” неочищенным, прямо в скорлупе, называли его “арахИсом” – это я помню из детства. Поэтому позже, когда широко начало употребляться название “арАхис”, такое произношение казалось ошибочным. Однако, это не так – ударение на второй слог, действительно, является правильным.

Действительно, в разговоре можно услышать два варианта произношения “арахИс” и “арАхис”. Так кто произносит верно, а кто ошибается. Заглянув в словари, можно сразу же убедиться, что верным является произношение с ударением на второй слог “арАхис”. Запомните это и говорите грамотно.

Орех носит какое-то не русское название поэтому может вызвать затруднение и так не так и эдак не так. АрахИс не звучит и арАхис тоже, странно для русского слуха, напоминает что-то греческое)

Но как ни крути у этого твердого орешка ударение ставят на вторую букву А. Говоря арАхис вы скажете верно и все будут знать что вы говорите всегда правильно)

Не поленилась я однако и выяснила, что реально это греческое слово – в переводе “паук”)

Прилагательное “негениальный”(какой­ ?)как мне кажется, пишется слитно, потому, что к этому слову с частицей “не” можно подобрать синоним без частицы “не”: бесталанный. Примеры предложений: “Прослушав его музыку, я поняла, что это совершенно не гениальный композитор” – здесь есть усилительное слово “совершенно” поэтому слово “Не гениальный” пишется раздельно, ” В тот момент, я видела негениальную игру на сцене”.

Неправдиво и не правдиво пишется слитно или раздельно в зависимости от грамматических условий в предложении.

Прилагательное “правдивый” образует с помощью приставки не- слово с противоположным значением. А от него образуется однокоренное наречие.

Это словообразование выглядит так:

правдивый – неправдивый – неправдиво.

Это прозвучало (как?) неправдиво.

Слово “неправдиво” может быть также краткой формой среднего рода прилагательного.

Ваше заявление (каково?) неправдиво.

Эти слова разных частей речи можно заменить словом “лживо”,”недостоверн­ о”. Слово “неправдиво” в таком предложении пишется слитно.

“Не правдиво” пишется раздельно с отрицательной частицей “не”, если в предложении имеются следующие грамматические условия:

Ваше утверждение не правдиво, а лживо.

2) слова “отнюдь”, “вовсе”, “далеко”

Это далеко (вовсе, отнюдь) не правдиво.

3) отрицательные слова с ни- (местоимение или наречие)

Нисколько не правдиво это заключение.

Частица НЕ пишется слитно с наречиями в случае:

  • если это слово не существует без частицы НЕ (например: неуклюжый, нелепый и т.д.)
  • если в предложении слово можно заменить по смыслу синонимом, уже без частицы НЕ (например: неосновательно – хлипко, нехорошо – плохо, нетрудно – легко и т.д.)
  • если в предложение есть противопоставление с союзом “но”

(Пример: Река была неглубока, но опасна. Дом стоял неосновательно, но долго.

Если же в предложение идет противопоставление, с союзом “а”, то частица НЕ пишется отдельно

(Пример: Стены покрашены не основательно, а одним слоем. Вид дома был не богат, а беден.

Слово не наказуемо пишется раздельно, потому что это страдательное причастие настоящего времени в краткой форме(полная форма этого причастия ненаказуемый(в этом случае пишем уже раздельно, так как это полное причастие). Но не надо путать, что НЕ с кратким прилагательным пишется слитно. Пример: Это дело не наказуемо.

Слово “неприступный” – это прилагательное мужского рода, единственного числа, отвечающее на вопрос “какой?”. Жен.р. – “неприступная” (какая?), ср.р. – “неприступное” (какое?), мн.ч. – “неприступные” (какие?). По своему лексическому значению это слово означает недоступность, гордость, непокорность. По правилам русского языка, прилагательное пишется слитно с “не”, если его можно заменить синонимом или если оно без “не” не употребляется. В нашем случае, слова “приступный” не бывает. Поэтому оно пишется с “не” слитно. Однако есть слово “преступный”, которое имеет другое лексическое значение.

Правильно: “неприступный”.

Пример предложения со словом “неприступный”: ее неприступный вид будоражил меня.

Как правильно ставить ударение в слове арахис?

Во всех формах существительного «арахис» ударение падает на второй слог.

Где ставиться ударение в слове арахис?

Слово «арахис» следует правильно произносить с ударным вторым слогом — арАхис.

Как правильно ставить ударение в слове осужденный?

о-су-ждё-нный. Краткая форма единственного числа мужского рода причастия сохраняет это написание и, соответственно, ударение на том же гласном, обозначенным буквой «ё»: он осуждён. Произношение слова «осУжденный» с ударением на втором слоге является неверным с точки зреиия норм русского литературного языка.

Как правильно ставить ударение в слове камбала?

Слово заимствовано из финского [kampela]. Нормативные издания фиксируют два варианта: кАмбала и камбалА (последний в ряде словарей дается с пометой «разговорное»). Произношение с ударением на первом слоге соответствует строгой литературной норме: оно кодифицировано в справочнике «Русское словесное ударение» М.

Как правильно ставить ударение в слове верба?

Ударение в слове верба

В таком слове ударение следует ставить на слог с буквой Е — вЕрба.

Где ставится ударение в слове апартаменты?

Администрация города Екатеринбурга в рамках проекта «Екатеринбург говорит правильно» обращается к вопросу о грамотной постановке ударения в слове апартаменты. Главный редактор интернет-портала «Грамота. ру» Владимир Пахомов настаивает, что современная литературная норма предписывает ставить ударение на четвертый слог.

Как правильно произносить обеспечение?

Согласно орфоэпической норме современного русского языка ударение в слове «обеспечение» правильно ставится на гласную «е» третьего или четвертого слога.

Как правильно ставить ударение в слове клала?

Верно: _клАла_. Скажите пожалуйста, на какой слог падает ударение в слове клала? Ударение падает на первый слог.

Как правильно ставить ударение в слове углубить?

Ударение в слове «углубить» Ударение в слове «углубить» правильно следует ставить на гласный «и» третьего слога — «углубИть».

Как правильно ставить ударение в слове облегчить?

Администрация города Екатеринбурга в рамках проекта «Екатеринбург говорит правильно» разбирает очередной случай, связанный с корректной постановкой ударения в словах. Как правильно: облЕгчить или облегчИть? Все словари единодушны: ударение падает на последний слог — облегчИть, облегчУ, облегчИт.

Как правильно ставить ударение в слове красивее?

Как отмечает портал «Про-Ударение. Ру», все дело в том, что в словах, состоящих из двух слогов, ударение ставится на предпоследнее «е». Что же касается слов «прекраснее», «удивительнее» и, конечно же, «красивее», то в них перед буквой «е» более двух слогов, поэтому ударение на предпоследний слог не ставится.

Как правильно ставить ударение в слове завидно?

Согласно орфографическим и орфоэпическим словарям, ударение в этом слове падает на второй слог: завИдно.

Как правильно ставить ударение в слове мельком?

Словари, в том числе издание «Русское словесное ударение» М. В. Зарвы, отмечают, что наречие «мельком» может использоваться только с ударением на первый слог. Таким образом, правильно: мЕльком услышать новость, взглянуть мЕльком на прохожего, мЕльком повидаться с другом.

Как правильно ставится ударение в слове отключенный?

Примеры предложений, как пишется отключённый

В слове «отключённый» ударение ставят на слог с буквой Ё — отключённый. Надеемся, что теперь у вас не будет вопросов, как пишется слово отключённый, куда ставить ударение, какое ударение, или где должно стоять ударение в слове отключённый, чтобы верно его произносить.

Как правильно ставить ударение в слове включит?

Орфоэпический словарь на сей счёт даёт однозначную рекомендацию: «звонИт» «включИт», ударение на последний слог. (Мы) звонИм, включИм, (ты) звонИшь, включИшь, (вы) звонИте, включИте (во множественном числе форма глагола совпадает с его повелительным наклонением), (они) звонЯт, включАт.

Как правильно ставить ударение в слове квартал?

На какой слог падает ударение в слове квартал? Ответ однозначный: ударение падает на второй слог — квартал (во всех значениях). Но тогда почему можно услышать это слово с ударным первым слогом, хотя считается, что такого произношения никогда в русском языке не существовало, и ни одним словарем оно не зафиксировано.

Ссылка на основную публикацию