Диктанты по русскому языку – 4 класс 2 четверть

Контрольные и проверочные работы за II четверть. Русский язык

Предлагаемые контрольные работы по русскому языку (диктанты, проверочное списывание, грамматические задания, работа над предложением и текстом) позволят учителю узнать, насколько прочно, осознанно усвоен учащимися материал по пройденным темам за II четверть.
2 класс

ДИКТАНТ

Цель работы – проверить умения применять пройденные правила: правописание звонких и глухих согласных в конце слова, безударных гласных, разделительного мягкого знака; умение переносить слова.

Вариант 1

Пришла зима в лесную чащу. Одела она деревья в пушистый наряд. Хлопья снега падают на деревья. Под елью лежат шишки. Это работа белки. На снегу лисьи и волчьи следы. Вот мелькнула белая шубка зайца. Стучат по стволу дятлы. Хорошо в лесу зимой!

Слова для справок: падают, мелькнула.

Грамматические задания

1. Из четвертого предложения выписать слово, которое нельзя переносить.
2. Подчеркнуть в тексте слова с разделительным мягким знаком.

Вариант 2

На дворе мороз и вьюга. Ветер кружит хлопья снега. Смолкли птичьи голоса. Только дятлы стучат по коре деревьев. Холодно зверям зимой. Медведь залёг в берлогу. Лисица залезла в нору. Белка в дупле орешки грызёт. Заяц дрожит под кустом. На макушку ёлки села ворона.

Слова для справок: кружит, берлога, залезла.

1. Выписать слова вьюга, птичьи и разделить их для переноса.
2. Подчеркнуть в тексте слова с разделительным мягким знаком.

КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ

Цель работы – проверить умение списывать текст, обнаруживать орфограммы.

Подули студеные ветры. Ударил мороз. Он сковал пруд крепким льдом. Зябко молодым осинкам. Мерзнут березки. Ждут они зимней одежды.
Вот и выпал снег. Шапками лёг он на ветки деревьев. Кругом лежат пушистые сугробы. Под тяжестью снега согнулись молодые березы. Деревья стоят тихо.

1. К слову студёные записать близкое по значению.

Дедушка Емельян знал все лесные тайны. Дед находил лисьи, волчьи, заячьи следы. Он показывал следы зверей своему внуку Никите.
Однажды Никита и ребята заблудились в лесу. Вдруг Никита увидел след собаки.
По нему ребята вышли к жилью лесника. Спасибо дедушке за науку!

Подчеркнуть в тексте слова с разделительным мягким знаком.

РАБОТА НАД ПРЕДЛОЖЕНИЕМ, ТЕКСТОМ

1. Текст обучающего изложения по вопросам.

Весь день шел мягкий пушистый снег. Дети решили слепить снеговика. Мальчики скатали три снежных кома. Девочки сделали из угольков глаза, а из морковки – нос. На голову надели старое ведро. В руку дали метлу. Хороший получился снеговик!

Вопросы плана

1. Какой снег шел весь день?
2. Что решили сделать дети?
3. Что сделали мальчики?
4. Что сделали девочки?
5. Какой получился снеговик?

2. Из слов каждой строчки составить предложение.

русский, хорош, зимой, лес

деревьями, под, сугробы, глубокие

в, шапках, снежных, пни, стоят

следы, на ковре, белом, зверей и птиц, появились

3. Составить и записать небольшой рассказ на следующую тему:

зима, снег, деревья, земля, дятел, следы

3 класс

ДИКТАНТ

Цель работы – проверить умение обнаруживать орфограммы в тексте, писать слова в диапазоне изученных правил.

Вариант 1

Чудесен русский лес зимой! Белый пушистый снег повис на ветвях деревьев. Смолистые шишки украшают вершины елей. Шустрые синицы пищат в сучьях. На сугробах видны узоры заячьих и лисьих следов.
Вот бежит через дорогу белка. Прыгнула на сосну, махнула хвостом. Полетела лёгкая снежная пыль. Постучал молоточком по стволу дятел.

Слова для справок: чудесен, смолистые.

Грамматические задания

1. В третьем предложении подчеркнуть главные члены предложения.
2. Найти и записать два слова, которые в своём составе имеют только корень и нулевое окончание.

Вариант 2

Зима. Стоит чудесный денек. Ребята сделали для птиц кормушку и повесили ее на березу. Дети насыпали в кормушку хлебных крошек. Для синиц они привязали на дерево кусочки сала.
К кормушке подлетели снегири, воробьи, голуби. На ветку березы сели прелестные птички. На голове черная шапочка. Спина, крылья, хвостик и головка синие.
Это синицы. Радостно им иметь хороших друзей.

Грамматические задания

1. В седьмом предложении подчеркнуть главные члены предложения.
2. Разобрать по составу слова кормушка, хлебные.

КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ

1. Списать только ту часть текста, где есть описание моржонка.

Моржонка Нюрку воспитывала Вера Васильевна Чаплина. Нюрка очень привязалась к ней.
Моржонок был очень смешной: толстый, курносый. Он неуклюже ходил на своих четырех ластах. Толстая бурая кожа почти без шерсти. Во все стороны торчали жесткие, как щетина, усы. Эти усы и круглые влажные глаза придавали моржонку важное выражение. Нюрка была очень умна.
Зимой Нюрку перевели в закрытое помещение. Через месяц Вера Васильевна пришла к своей воспитаннице. Нюрка лежала в бассейне. Женщина тихонько ее окликнула.
Мигом очутилась Нюрка на берегу. Она поднялась на дыбы и тяжелыми ластами обняла воспитательницу. Усатая морда тыкалась в лицо Вере Васильевне. На пальто сбегали струйки воды. Шутка сказать – навалилась такая туша!

РАБОТА НАД ПРЕДЛОЖЕНИЕМ, ТЕКСТОМ

1. Коллективное составление рассказа на тему «Как школьники заботятся о птицах».

Примерный план

1. Голодно птицам зимой.
2. Забота о птицах.
3. Крылатые гости.
4. Нарядная птица (описание ее).

Слова для справок: трудно находить, жмутся к жилью, делают, развешивают, подкармливают, наряд, головка, пёрышки, грудка, хвостик.

2. Изложение текста по коллективно составленному плану.

Ребята устроили в лесу праздник для птиц и зверей. Под Новый год они украсили елку ягодами. К нижним веткам прикрепили морковку. Под елку положили кочан капусты. Утром прилетели стайки нарядных птиц. Они радостно щебетали, угощались подарками. Вечером под елкой около кочана капусты веселились два зайца. Они лакомились вкусной капустой и сладкой морковкой.

Примерный план

1. Под Новый год.
2. Чудесная ёлка.
3. Праздничный завтрак.
4. Вкусное лакомство.

Слова для справок: лакомились, кочан.

3. Составить две загадки по данному образцу.

Крылатый, горластый, красные ласты. (Гусь.)

4 класс

ДИКТАНТ

Цель работы – проверить умение обнаруживать орфограммы в тексте, писать слова в диапазоне изученных правил, ставить запятую при однородных членах предложения.

Вариант 1

НА ЛЕСНОЙ ПОЛЯНКЕ

Лесную полянку укрыл пушистый снежок. Но полянка живет. Вот старый пенек. В уютной квартире под корой спрятались от стужи букашки. В норке между корнями лежит ящерица. Жук улегся в крохотной спаленке. В канавке на краю полянки под снегом спят лягушки. Рядом в куче хвороста заснул ежик.
Тихо и пусто на полянке. Только дятел сидит на сосёнке и таскает из шишки вкусные семена. Иной раз пробежит по полянке лисица или беляк.

Слова для справок: ящерица, хвороста, семена.

Грамматические задания

1. В четвертом предложении подчеркнуть главные члены предложения.
2. Указать падежи существительного полянка, выделить окончания.

Вариант 2

Таня и Витя жили в лесной сторожке. Зимой Витя подвесил к старой елке кормушку для птиц. Однажды около кормушки появилась рыженькая белка. Она осторожно прыгнула на кормушку. Ребята тихонько подошли к елке и стали смотреть на белочку. Зверек брал лапками рябину и ловко объедал ягодки.
Ребята сделали для белочки столик. Они клали ей на стол корочки хлебца, сухие грибки. Каждый день прибегала белочка к кормушке.

Слово для справки: корочки.

Грамматические задания

1. В седьмом предложении подчеркнуть главные члены предложения.
2. Указать падежи существительного кормушка, выделить окончания.

КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ

Цель работы – проверить умение списывать текст, обнаруживать орфограммы.

По лесу прошли лоси, нашумели, испугали зайчишку-беляка. Выскочил из своего логова трусливый зайчишка. Сел, слушает. Страшно робкому зайчишке. Много у него в лесу врагов.
Всякого шума боится беляк. Скрипит дерево – кажется беляку, что это идут злые волки. Прыгнет из-под ног лягушка – тоже страшно зайке. Гугукнет ночью сова – у беляка душа в пятки.
Весь год в страхе живет зайчишка. А всего страшнее ему в осенние дни. Его всюду видно.

Примечание: указать падежи существительного беляк.

РАБОТА НАД ПРЕДЛОЖЕНИЕМ, ТЕКСТОМ

1. Обучающее изложение.

Всю ночь ветер свистел и ухал в горах. Ранним утром зима спустилась с гор. Показалось солнце.
Я медленно шел по тропинке. Вдоль берега реки бежала лисица. Она скользила по жесткому насту, проваливалась в мягком снегу. У лисы был удивительный хвост. Он пылал серебром.
Я направился по лисьему следу. Здесь она прыгала через ручей и сорвалась в воду. Намок и пушистый хвост. Теперь каждая волосинка покрылась льдинками. Ловко обманула меня волшебница зима. Она показала мне зверя со сказочным хвостом.

Примерный план

1. Зима спустилась с гор.
2. Встреча с лисой.
3. Тайна раскрыта.
2. Придумать и записать продолжение данного текста:

Весной Илья забыл в лесу шляпу. Через месяц мальчик пошёл в лес за грибами.

3. Работа с фразеологизмами.

К данным фразеологизмам записать близкий по значению глагол.

1. Вставлять палки в колёса – .
2. Обвести вокруг пальца – .
3. Выбился из сил – .
4. Клевать носом – .
5. Гладить по головке – .
6. Зарубить на носу – .

Слова для справок: устал, мешать, хвалить, обмануть, дремать, запомнить.

Диктанты по русскому языку – 4 класс 2 четверть

Программа “Начальная школа 21 века” все больше набирает свою популярность, на нее переходят многие школы, а потому есть потребность в разработке контрольных материалов в соответствии с УМК. Вашему вниманию предлагаем диктанты по этой программе для четвертого класса, охватывающие весь учебный год.

Диктанты по русскому языку 4 класс “Начальная школа 21 века”:

Диктант в 1 четверти. Тема: «Повторение»

На дворе октябрь. Уже убрали с полей картофель. На огородах срезают капусту. Тяжёлые светлые кочаны лежат в корзинках. Сладкая репка и красная морковка насыпаны между грядками.
На краю леса краснеет рябина. Кудрявое дерево ее усыпано ягодами, словно яркими бусами. По опушкам алеют зрелые ягоды калины. Сильнее дует осенний ветер. В комнатах потеют окошки.

Слова для справок: кочаны, усыпано.

1. Разобрать по членам предложения четвёртое предложение.

2. Подчеркнуть словарные слова.

3. Выписать из текста два слова с безударной гласной в корне, подобрать проверочные слова.

Диктант в 1 четверти. Тема: «Предложение»

В заповеднике жил Петька. Это была большая, чёрная, серьёзная птица. Однажды я дал ворону печенье. Он взял печенье и спрятал в подклювный мешок. Я вынул маленькую монетку и показал Петьке. Эту монетку он тоже прятал. Потом Петька слетел на дорогу, сделал клювом круглую ямку, запрятал в песок подарки. Ворон вырвал клок травы и воткнул в песчаный домик.
(58 слов)

Слова для справок: кочаны, усыпано.

1. Найти любое предложение с однородными членами, подчеркнуть в нем однородные члены.

2. Разобрать восьмое предложение по членам предложения: подчеркнуть главные члены предложения, выписать словосочетания.

3. Найти и выписать слово, соответствующее любой схеме:

4. Разобрать любое из выделенных слов по составу.

5. В третьем предложении подчеркнуть изученные орфограммы.

6. Сделать звуковую запись слова путь или ружье (на выбор ученика). Найти предложение с обращением, подчеркнуть обращение.

Диктант во 2 четверти. Тема: «Части речи»

Поздней осенью я посадил молодые яблоньки. Наступила дружная весна. По дорогам зажурчала вода. Быстро сошёл снег. Ярко заблестели на солнце лужи.
Я пришёл в сад и осмотрел свои яблоньки. Сучья и веточки все были целы. Лопнули почки. Показались алые края цветочных листьев. По саду разносились чудесные песни птиц. В песнях звучала радость встречи с теплом и весной. Легко и спокойно было на сердце.
(65 слов)

Слова для справок: сошёл, пришёл, спокойно.

1. Указать над словами первого абзаца часть речи.

2. Выписать слово с разделительным мягким знаком. Образовать однокоренные слова.

Диктант во 2 четверти. Тема: «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе»

Ребята жили в деревне недалеко от леса. На лесной опушке под елкой они устроили птичью столовую. Ветки ели защищали кормушку от вьюги. Пищу для птиц дети заготовили еще с осени. Сегодня ребята шли узкой тропинкой навестить друзей. На скатерти снегов видны лисьи, заячьи, птичьи следы. Инеем украсил мороз березку. В домике уже завтракала синичка. Из чащи летела к кормушке стайка щеглов. Вдруг на верхушке елки появилась белка. Зверек огляделся и прыгнул на птичий домик. Редкая гостья ловко стала объедать ягодки с кисти рябинки.
(85 слов)

Грамматическое задание (на выбор учителя) :

1. Разобрать третье предложение по членам предложения (подчеркнуть главные члены, выписать словосочетания, после каждого имени существительного в словосочетании указать склонение и падеж).

2. Над каждым именем существительным в единственном числе указать падеж (например, во втором, или третьем, или четвертом предложении).

3. Выписать по одному существительному каждого типа склонения сначала в той форме, в которой дано это существительное в предложении, затем в начальной форме.

Контрольный диктант за первое полугодие

Выплыло из-за леса солнце. Повеселела лесная поляна. Капельки росы заиграли в каждом цветке, в каждой травинке.
Но вот набежала туча и закрыла всё небо. Загрустила природа. Столб пыли полетел к озеру. От резкого ветра с деревьев посыпались сухие сучья. Лес глухо и грозно зашумел. На земле появились мокрые пятна. С холмов потекли ручьи. Удары грома оглушили всю местность. Но гроза быстро прошла. И снова над лесом светит солнце.
(69 слов)

1. Подчеркнуть слова с непроизносимой согласной. 2. Определить во втором предложении склонение и падеж имён существительных.

Диктант в 3 четверти. Тема: «Имя прилагательное»

Взошло, заиграло над лесом зимнее солнце. Лучи яркого света янтарным блеском зажгли снега. Серебристым инеем украсились гибкие ветки берез. На белоснежной скатерти полян видны чудесные узоры звериных и птичьих следов. С тихим свистом летят к высоким елям клесты. Вдалеке пустил весеннюю трель пестрый дятел. Проворная белочка перемахнула с еловой ветки на соседнее дерево. Пропищала под кочкой в зимнем гнезде мышь. Из мягкого снега вылетели красавцы тетерева, расселись на березах и стали клевать душистые почки. Эти нарядные птицы живут дружными стаями.
(82 слова)

Грамматическое задание (на выбор учителя):

1. Указать падежи существительных и прилагательных во втором и пятом предложениях.

2. Подчеркнуть главные члены в шестом предложении и выписать словосочетания.

3. Разобрать по составу прилагательное: серебристым (янтарным).

4. Разобрать имя прилагательное как часть речи в восьмом предложении.

Диктант в 3 четверти. Тема: «Местоимение»

Где же приятель?

Пришла весна. Кругом зажурчала вода. Медвежонок отправился гулять по поляне. Вдруг он остановился. Перед ним сидела лягушка. Она только очнулась от зимней спячки. Медвежонок протянул к ней лапу. Лягушка отпрыгнула. Мишка принял это за игру. Он тоже сделал скачок. Так они добрались до большой лужи. Лягушонок прыгнул в воду. Медвежонок сунул лапу в воду. Вода была холодна. Он отдёрнул лапу, потряс ею. Мишка осмотрелся. Куда девался его новый приятель? (72 слова)

1. Указать в тексте лицо и падеж местоимений.

2. Разобрать шестое предложение по членам предложения и частям речи.

Диктант, 3 четверть. Тема: «Глагол»

Журавли готовились к отлёту. В золотые дни осени они покружились над родным болотом. Вот и потянулись стройные косяки в тёплые страны.
Журавли летели над лесами, полями,шумными городами. Внизу оставались реки, горы и моря. В глухом лесу птицы сделали отдых.
На востоке показалась ранняя зорька. Чуткие журавли уже проснулись.
Скоро взойдёт яркое солнце. Мы услышим прощальные голоса птиц. Высоко взлетят журавли. До свидания! До радостной встречи весной, журавли!

Диктанты за 4 четверть. Тема: «Глагол»

Наступила радостная, шумная весна. Теплые лучи солнца съедают последний снег. Звенят под деревьями веселые ручьи. Душистой смолой пахнут набухшие почки. С раннего утра до позднего вечера поют на лесной поляне птицы.
Вылезли из своих жилищ жучки, паучки, букашки. Вышел из своего зимнего домика ежик и осмотрел окрестности. Он не хотел вставать. Холодный ручеек забрался в его сухую постельку и разбудил ежа. Мелькнула серая тень. Это полевая мышь пробежала по узкой тропинке. На макушке ели шумят драчливые вороны. Скоро побегут от кочки к кочке хлопотливые муравьи. Все рады весне!

1. Подчеркнуть главные члены предложения. Над каждым именем существительным указать падеж:

1-й вариант – во 2-м предложении (Теплые лучи. );

2-й вариант – в 12-м предложении (На макушке. ).

2. Разобрать по составу слово:

1-й вариант – пробежала;

2-й вариант – побегут.

На небе появилось весеннее солнце. Оно разбудило всех в лесу. Повеселела лесная поляна. Золотые лучи солнца перелетали от тропинки к тропинке. Капельки росы заиграли в каждом цветке, в каждой травинке.
Но вот набежала туча и закрыла все небо. Загрустила природа. Столб пыли полетел к озеру. От резкого ветра с деревьев посыпались сухие сучья.
Лес грозно зашумел. Крупные капли дождя застучали по земле. На ней появились мокрые пятна. Удары грома оглушили всю местность.
Но гроза быстро прошла. Тишина. Только дятел стучит по коре дуплистой березы. И снова над лесом светит ласковое солнце.

1. Подчеркнуть главные члены предложения. Над каждым именем существительным указать падеж:

1-й вариант – в 4-м предложении (Золотые лучи солнца перелетали. );

2-й вариант – в 5-м предложении (Капельки росы заиграли. ).

2. Разобрать по составу слово:

1-й вариант – загрустила (из 7-го предложения);

2-й вариант – полетел (из 8-го предложения).

Под лучами майского солнышка всё быстро растёт. Отцвели лёгкие белые подснежники. В лугах развернулся пёстрый ковёр из трав и листьев. Налились на черёмухе бутоны. Приятным ароматом повеяло от дерева. Грянули холода. Утренний туман не поднялся колечком с лесной полянки. Он замер и лёг инеем на землю. Тишина в лесу. Птицы молчат. Они боятся застудить горлышко. Одна кукушка кричит с раннего утра до позднего вечера. (66 слов) Слова для справок: аромат, замер, боятся.

1. Указать время глаголов.

2. Выписать из текста глагол в неопределённой форме.

3. Выписать глагол из последнего предложения. Выполнить морфологический разбор.

Перед заходом солнца я отправляюсь на свою обычную вечернюю прогулку. Весело пробираться по зарослям высокой, сочной, душистой травы. Я забираюсь в самую глушь леса. Вот уже с трудом пробираешься вперёд. С облегчением вздохнёшь, когда снова очутишься на солнечной опушке.
Какая перед тобой открывается красота! Внизу, как на ладони, расстилается широкая долина, по которой змеёй извивается синяя река. За рекой виднеется соседняя с нами деревня и моё любимое ближнее озеро.
При солнечном освещении всё это принимает волшебный вид.
(79 слов)

1. Подчеркнуть глаголы в неопределённой форме.

2. Сделать морфологический разбор глагола из последнего предложения.

Итоговый контрольный диктант 4 класс

Ранним утром иду я в соседнюю рощу. Стоят ряды белых берёз. Сквозь листочки на траве играют золотые лучи утреннего солнца. В чаще кустов и деревьев распевают птицы. Звуки их песен разносятся по всей окрестности.
На опушке леса поспевает первая земляника. В конце рощи есть пруд. В глубоком овраге журчит ручей. Я сяду на пенёк у ключа, достану кружку и кусок мягкого свежего хлеба. Как приятно выпить в жару холодной воды! Хорошо летом в роще, в лесу, в поле! (80 слов)

1. Разобрать первое предложение по членам и частям речи.

2. Выписать из текста по одному имени существительному, прилагательному и глаголу. Разобрать слова по составу.

3. Выполнить фонетический разбор имён существительных из второго предложения.

Итоговые контрольные диктанты для 4 класса

Представленные итоговые контрольные диктанты для 4 класса по четвертям позволят подготовиться к их написанию.

Тексты диктантов содержат изученные орфограммы начальной школы и интересны по содержанию.

Тексты диктантов взяты из произведений классиков, соответствующие программе по русскому языку 4 класса.

Итоговые контрольные диктанты по русскому языку 4 класс

Итоговые контрольные диктанты за I четверть

Осень

Ранняя осень. Красив и печален русский лес в эти чудесные дни. Гущу золотой листвы прорезают объятые огнём клёны. Медленно летят с берёз лёгкие пятачки листьев. Между деревьями блещут серебром тонкие нитки паутины. Краснеет поздний гриб. Тишина в лесу. Грустно шелестит под ногами мягкий ковёр листвы. Воздух свежий и прозрачный. Вода в лесных ручьях чистая и холодная. Ещё зелёный стоит дуб. Но вершины берёз уже оголились. (66 слов) По И. Соколову-Микитову

Белка в лодке

Раннее весеннее утро. Узкая длинная лодка двигалась через залитые речной водой местные луга. Рыбак готовился ставить сеть на леща. Он медленно подъехал к кустам лозняка. На одном из кустов в редких ветвях рыбак разглядел странный рыжий грибок. Вдруг этот удивительный гриб взлетел и прыгнул прямо в рыбачью лодку.

Дивным грибком оказалась мокрая озябшая белочка. Рыбак довез рыжую пассажирку до берега. Зверек выпрыгнул на сушу и убежал в лесную чащу. (72 слова) По В. Бианки

Русалочка

Солнце ещё не встало. Русалочка увидела длинную лестницу дворца. Она присела на широкую ступеньку. Месяц освещал все чудным голубым сиянием. Русалочку била дрожь. Она выпила волшебную жидкость и упала без чувств.

Вскоре русалочка очнулась. По телу бродила жгучая боль. Перед ней стоял прекрасный принц. Русалочка потупила глаз. На месте хвоста белели две маленькие ножки. Русалочка прикрылась золотыми волосами. Принц спросил, кто она. Но Pуcалочка не могла объяснить. Она только грустно смотрела на принца.

Он взял девушку за руку и повёл во дворец. (83 слова) По Г.Х. Андерсену

Итоговые контрольные диктанты за II четверть

Под необъятным небом лежат луга – краса родной природы. Пройди по лугу в горячий солнечный день. Посмотри на прекрасные цветы. Полюбуйся полётом прелестной бабочки. Послушай гудение шмеля и жужжание пчелы. Вдохни и почувствуй чудесные запахи цветов и трав. Какой удивительный мир окружает тебя. Ощути эту красоту. Оберегай её, сохраняй мельчайшие частицы жизни луга!

Часто ребята рвут на лугах редкие цветы. Ради забав ловят насекомых. Разве не жаль губить цветок или живое существо?

Ты враг живой природы или её постоянный защитник? (79 слов) По А. Плешакову

Белая лилия

У пруда тишь. Молчат высокие мрачные ели. Не шуршит камыш. На поверхности пруда маленькие листочки ряски. Только рядом с берегом вода чистая. Сквозь водяную толщу темнеет круглый предмет.

Посветлело. Над поверхностью пруда промчалась лёгкая тень. В небе блеснул весёлый золотой луч. Солнце вставало. Кусочек водной глади постепенно освещался. Круглым предметом в толще воды оказалась лилия. Длинная гибкая ножка медленно распрямлялась и совершала подъём головки цветка. Вот головка уже на поверхности. Лепестки раскрылись. Зелёные листья тарелочкой легли на воду. Засияло прекрасное белое лицо – чашечка. В чашечке загорелись золотые язычки. (90 слов) По В. Бианки

Приспособился

Осенью медведь устроил себе прекрасную берлогу. Нашёл заросший частым ельничком склон холма. Надрал когтями узкие полоски коры, свалил их в яму на холме, забросал пушистым мхом. Подгрыз низкие елочки вокруг ямы. Они улеглись над ямой шалашиком. Медведь залез в шалаш и уснул.

Но объявились охотничьи собаки, учуяли медведя. Чуть убежал! Спрятался в другом месте. Весной обнаружил, что отлично выспался на дереве. Ствол был сломан бурей. Верхние ветви росли в небо. Летом орёл натаскал в воздушную яму сучья и мягкую подстилку. Вывел птенцов и улетел. Зимой в колыбели устроился медведь. (90 слов) По В. Бианки

Берегите природу

Подъезжает электричка. Пассажиры высыпают на перрон. Многие в руках, корзине, сумке тащат лесную добычу. Весной – чудовищные охапки черёмухи. Летом – длинные еловые шапки с шишками. Осенью – ветки с рябиной или калиной. Зимой – пушистые ёлочки к празднику. Эти люди не любят, не жалеют природу.

Как безжалостно уродуют они речные берега и лесные поляны! В одном месте набросали кучу мусора. В другом – мыли машину. В третьем – разжигали костёр. Часто даже обычная прогулка бывает причиной массы трагедий в лесной жизни. Вспугнули птичку, и она стала жертвой хищника. (85 слов) По В. Владиславскому

Итоговые контрольные диктанты за III четверть

Коллекция бабочек

Однажды друг показал медвежонку Рикики коллекцию бабочек. Рикики она понравилась. Только бабочки не летали и не шевелили крыльями. Их прикололи булавками к картонным листам. Медвежонок хотел составить свою коллекцию бабочек. Он стал ловить их сачком на местном лугу. Но бабочки кружились и разлетались по сторонам.

Тогда Рикики поставил в комнате много цветов в горшках и открыл окна. Через час друзья заглянули к медвежонку. Комната была полна бабочек. Рикики объяснил, что это его коллекция. Только бабочки у него живые и свободные. (82 слова) Из сборника «Рикики, Рудуду и их друзья»

Май

Однажды вечером лес стоял как туманом объятый. Этот лёгкий зеленоватый туман окутал все деревья: и берёзы, и осины, и ольху. Ранним утром над лесом встало солнце. На каждой берёзке, на всякой веточке точно маленькие зелёные пальчики показались. Это распускались молодые листочки. Тут и начался массовый лесной праздник. Засвистел, залился трелью соловей в кустах лозняка. Из каждой тёплой весенней лужи неслось урчанье и кваканье лягушек. Цвели деревья и ландыши. Майские жуки с жужжаньем носились между деревьями. Бабочки порхали с цветка на цветок. Звонко куковала кукушка. (85 слов) По В. Бианки

Как изобрели светофор

Случайно в лесу встретились тропинки возле местных муравейников. Получился опасный перекрёсток. Муравьи спешат. Сбились в кучу, дорогу уступать не хотят. Тут объявился весёлый паучок с предложением о помощи. У него глаза были разного цвета. И зелёного, и красного, и жёлтого. Паучок уселся на длинной паутинке над перекрёстком и давай мигать своими цветными глазками. Мигнёт зелёным – муравьи из левого муравейника ползут, груз тащат. Их соседи переступают лапками, ждут. Мигнёт красным – жители левого муравейника стоят, соседи ползут. Весельчак сигналит жёлтым – все муравьи стоят. Подсмотрели это люди и придумали светофор. (90 слов) По И. Шахраю

Контрольные диктанты за IV четверть

Повторение

Мы подъехали к опушке соснового бора. Перед нами была Широкая лужайка с зелёной травой, белыми медуницами, лиловыми колокольчиками.

Стоял горячий полдень. Легко и радостно порхали над лугом цветистые бабочки. Мягко трещали в высокой траве кузнечики. Им откликались резкими голосами неизвестные птички.

Здесь никто не пугал серебристых стрекоз. Никто не топтал чудесные цветы и густые травы. Тишь и покой.

В узком кольце сирени блестел под лучами солнца пруд. Тихо шептался с лёгким ветерком камыш. А на припёке колыхалась золотистой волной рожь. (80 слов) По С. Дурылину

Доктор Айболит

Врач местной ветеринарной лечебницы увидел у входа собаку. Скулит, просит впустить. Зачем? Пришла на приём к врачу! Доктор осмотрел её и обнаружил острое воспаление уха.

У доктора золотые руки и отзывчивое сердце. Он сделал лёгкую операцию. Собака терпела, не дёргалась, перестала скулить. Доктор покормил её и выпустил на улицу.

На следующее утро дворняга снова ждала доктора. Без приглашения вошла и запрыгнула на операционный стол. Доктор сделал прогревание. Ровно неделю собака приходила как на приём.

Однажды доктора встречали две собаки. Одна была знакомая дворняга. У другой был ободран бок. Срочно требовалась операция. Для этого и привёл Шарик подругу к врачу. Доктор промыл рану и зашил бок. (107 слов) По Б. Рябинину

Роса

С полей, с лугов, с вод легко поднялись туманы и растаяли в небесной лазури. В лесу туманы задержались, опоздали с подъёмом. Солнечные лучи с трудом пробивались сквозь туманную толщу в глубину чащи. На них можно было смотреть прямо и даже считать.

Зелёные дорожки дымились. Туман поднимался. Вода мелкими пузырьками садилась на широкие листья, на узкие хвоинки колючей ёлочки, на узорчатые паучьи сети, на телеграфные провода.

Солнце поднималось и нагревало воздух. Капельки на скользкой телеграфной проволоке начали сбегать одна к другой. На деревьях они тоже сливались.

Крупные радужные капли срывались на землю. Будто природа пролила радостные слёзы. (97 слов) По М. Пришвину

Ёлка для насекомых

Расцвела ива. Её толстые ветки спрятались за лёгкими жёлтыми шариками. Она стала пушистой, воздушной, солнечной.

Цветение ивы — чудесный праздник для разных насекомых. У нарядного нового куста шумно и радостно. Как на ёлке. Жужжат мохнатые шмели. Пчёлы проверяют по очереди длинные нити тонких тычинок. Порхают прелестные бабочки. Вот жёлтая с вырезными крыльями лимонница. Вот рыжая глазастая крапивница. А вот на мягкой жёлтой пуховке уселась траурница. Она совсем закрыла её своими мрачными крыльями. Вытянула хоботок и нащупывает им в душистой глубине между тонкими тычинками сладкий нектар. (87 слов)

Пробуждение

Около тропинки стоит крепкий молодой дубок. На вершине дубка висит скворечник. Ранним утром из домика выглянул скворец. Он уселся на тонкой веточке и начал передразнивать соловья.

Но в голосе пересмешника не было сочности и богатства, которыми природа одаряет прекрасных певцов. Солист почуял неудачу и переключился на более лёгкие песни.

Он искусно проквакал лягушкой, поворковал нежным голубем. В конце с печалью пропел жалостную песню горлинки.

Концерт скворца разбудил сонные окрестности. Животные и птицы подали свои голоса. (76 слов) По М. Алексееву

Май

Май – соловьиная пора, месяц птичьих песен и плясок. Это чудесная весна леса и воздуха. Полная победа весеннего солнца над мрачным холодом долгой зимы.

Кипучая жизнь уже захватила землю и воду и без устали шагает дальше. Лес надевает праздничный наряд. Крылатые насекомые тучами летают в воздухе. На охоту за ними отправилась летучая мышь. Реют в высоком небе ласточки и стрижи, в свободном полёте парят орлы, трепещут жаворонки.

Открыли ульи узкие летки. Зажужжали жильцы с золотистыми крыльями. Всё в природе объято радостью жизни. Всё поёт, играет, пляшет. (86 слов) По В. Бианки

Кто сажает лес?

За речкой росли только молодые пушистые ёлочки. Потом среди них появились маленькие дубки.

Дубовая роща находится далеко. Не мог ветер тяжёлые жёлуди в эти места принести. Интересно, кто здесь дубки посадил?

Однажды ранней осенью я бродил по ельнику. Мимо пролетела сойка. Она попрыгала возле трухлявого пня и полетела к реке. Я присмотрелся к пню. В широкой ямке между его корнями лежали два жёлудя. Сойка их на зиму спрятала.

Вот и объяснение, откуда молоденькие дубки в ельничке. Сойка жёлудь спрячет и забудет. А он весной прорастёт. (88 слов) По Г. Снегирёву

Звери торопятся

Июльская ночь в два с половиной раза короче дня. Большинство зверей ведут ночной образ жизни. В это время года много у них дел.

У барсучат уже прорезались глазки, окрепли коготки. На хребте поднялась жёсткая шёрстка. Настала пора их лесным наукам обучать. Сегодня нужно наведаться на овсяное поле. По пути проверить муравейники.

У лисы своя учебная программа. Лисята уже прыгают. Всю семью кумушка ведёт в поле.

Ёжик и его потомство семенят по опушке.

Коротка летняя ночь! (77слов) По И. Боброву

Вершина лета

Июль – самый жаркий месяц в году. Всё живое спешит запастись теплом, солнцем.

Взъерошили перья и купаются в тёплом песке воробьи. Барсучата выползают из норы побегать по мягкой травке. Свернулся колечком на пеньке уж, греется под солнышком.

Июльский день молчалив. В лесу тишь. Изредка прозвучит песенка зяблика. Ему робко откликнется синичка. Затрещат испуганные дрозды. Замолчали до весны соловьи и кукушки, славки и пеночки.

Июль славится тихой спокойной погодой. Но может похвастать и сильными ливнями. Резко хлещут они по крышам, бьют по дорожной пыли, пляшут по золотистым колосьям ржи. (93 слова) По И. Тарасову

Как медведица рыбу ловила

На берег Амура спустилась медведица с медвежонком и стала ловить рыбу. Она ловко выхватывала больших рыбин и бросала их через спину на песок. Рыбины били хвостами, сползали к воде и уходили в речку. Медвежонок бегал и подталкивал их. А медведица всё бросала рыбу. Вдруг она оглянулась, заревела, обхватила голову лапами и закачалась из стороны в сторону. Вот так помощник!

Медвежонок получил затрещину, укатился в малинник и затих. А медведица снова занялась рыбной ловлей. Теперь она бросала рыб далеко в траву. (84 слова) По Т. Белозёрову

Диктанты по русскому языку для 4 класса

Темы диктантов для 4 класса:

Диктант Жаркое лето (84 слова)

Вот и наступило жаркое лето. Долгие солнечные дни сменяют.
Автор: Журнал “Сезоны года”

Диктант “Новогодняя ночь” (95 слов)

Зима – пора волшебства. Только зимой можно увидеть, как.
Автор: Журнал “Сезоны года”

Диктант В вечные льды из энциклопедии «Что есть что» (155 слов)

С давних пор Север считали непроходимым и опасным для.

Диктант В лес пришла весна (97 слов)

Наступила самая мягкая и светлая пора. Весна. Особенно.
Автор: Журнал “Сезоны года”

Диктант В осеннем лесу (67 слов)

Красиво было в лесу в этот ранний час. Тихо шумели, качались.

Диктант В старом лесу по И. Тургеневу (145 слов)

Лес, в который мы вступили, был чрезвычайно стар. На.
Автор: Тургенев И.

Диктант Весенний первоцвет (86 слов)

Еще в полях лежит снег, а на склонах холмов, сквозь снежные.
Автор: Журнал “Сезоны года”

Диктант Весенняя капель (107 слов)

Весенняя капель – это первые звуки весны. Еще снежные.
Автор: Журнал “Сезоны года”

Диктант Весной (75 слов)

Стоят жаркие весенние дни. На деревьях уже набухают почки.

Диктант Дыхание весны (63 слова)

Весна – самое чарующее время года. Зима еще пытается.
Автор: Журнал “Сезоны года”

Диктант За грибами (61 слово)

Кто не любит бродить по лесу осенью? Это настоящая грибная.
Автор: Журнал “Сезоны года”

Диктант Запятая внутри сложных предложений (116 слов)

Расставьте запятые Умей жить и тогда__когда жизнь.

Диктант Зима (102 слова)

На дворе – зима. Всё вокруг стало белым и нарядным. Снег шел.

Диктант Зима в городе (87 слов)

Незаметно подкралась зима. Еще вчера осенние грозы.
Автор: Журнал “Сезоны года”

Диктант Зима в лесу (82 слова)

Взошло, заиграло над лесом зимнее солнце. Лучи яркого света.

Диктант Зимние игры (124 слова)

Зима – самое холодное время года. Мороз неустанно.
Автор: Журнал “Сезоны года”

Диктант Зимние краски (90 слов)

Считается, что зима носит исключительно белые одеяния. Дома.
Автор: Журнал “Сезоны года”

Диктант Зимние краски (90 слов)

Считается, что зима носит исключительно белые одеяния. Дома.

Диктант Зимний день (102 слова)

На дворе – зима. Всё вокруг стало белым и нарядным. Снег шел.
Автор: Журнал “Сезоны года”

Диктант Зимний день (59 слов)

Стоит чудесный зимний день. Над нами ясное голубое небо. Всё.

Диктант Золотая пора (71 слово)

Осень по праву можно назвать золотой порой. Природа словно.
Автор: Журнал “Сезоны года”

Диктант Как мужик убрал камень (103 слова)

На площади в одном городе лежал огромный камень. Он занимал.

Диктант Конец осени (62 слова)

Пока ещё стоят тёплые осенние деньки. Деревья готовятся к.
Автор: Журнал “Сезоны года”

Диктант Краски лета (88 слов)

Лето – самое разноцветное время года. В лесу – настоящее.
Автор: Журнал “Сезоны года”

Диктант Ласточки (72 слова)

Прошли ненастные и хмурые дни. Деревья и кусты освободились.
Автор: Журнал “Сезоны года”

Диктант Лесное чудо (88 слов)

Живёт где-то на свете маленькая фея. Не с кем ей играть, вот.

Диктант Лесной голосок (112 слов)

В солнечный день я бродил в берёзовом перелеске. Вдали.

Диктант Летний отдых (78 слов)

Наступило долгожданное лето. Начались самые.
Автор: Журнал “Сезоны года”

Диктант Летняя гроза (87 слов)

Потемнело, нахмурилось небо. Побежали мрачные грозовые.

Диктант Летняя рыбалка (90 слов)

Этим летом мы с дедушкой отправились на рыбалку. Идти нужно.
Автор: Журнал “Сезоны года”

Диктант Лето в деревне (69 слов)

Наша семья проводит лето в деревне у бабушки. Мама и папа.
Автор: Журнал “Сезоны года”

Диктант Лето на море (99 слов)

Летом мы отдыхали на Черном море. Интересно, почему его.
Автор: Журнал “Сезоны года”

Диктант Могучий дуб (68 слов)

Рос на опушке могучий дуб. Был он самым заметным в округе.

Диктант Осень хозяйка (80 слов)

Осень разукрасила природу самыми яркими красками. Клёны и.
Автор: Журнал “Сезоны года”

Диктант Природа поздней осенью (61 слово)

Заканчиваются осенние деньки. Совсем не весело природе.
Автор: Журнал “Сезоны года”

Диктант Прогулка (83 слова)

Ранним утром я иду в соседнюю рощу. Хорошо и радостно в эту.

Диктант Прозвища зимы (112 слов)

Как только не называют зиму русские поэты и писатели. А. С.
Автор: Журнал “Сезоны года”

Диктант Сирень (91 слово)

Под моим окном расцвел куст сирени. Теплый майский ветер.
Автор: Журнал “Сезоны года”

Диктант Совесть (91 слово)

Нина не приготовила уроки, решила не идти в школу, а.

Диктант Трусиха (84 слова)

Ребята играли в войну. Валю с братом Андрюшей в игру не.

Диктант Умей владеть собой (82 слова)

Человек должен подавлять в себе злость, скверное.

Диктант Цветущая липа По А. Трофимову (87 слов)

Я шел по лесу и уловил сильный запах липы. Свернул с дорожки.
Автор: Трофимов А.

Диктант Чудесная пора осени (62 слова)

Летели и летели осеннее листья. Ветер подхватил их и погнал.

Диктант Щедрая осень (70 слов)

Как быстро пролетело весёлое лето. Наступила красивая и.
Автор: Журнал “Сезоны года”

Диктант №343 (67 слов)

Выпишите первое слово из пятого предложения и сделайте его.

Диктант №344 (65 слов)

Выпишите три последних слова из второго предложения и.

Диктант №345 (79 слов)

Выпишите из текста слово с разделительным мягким знаком и.

Диктант №346 (66 слов)

Напишите транскрипции двух первых слов седьмого.

Диктант №347 (63 слова)

Напишите транскрипции трёх последних слов последнего.

Диктант №349 (73 слова)

Найдите в тексте название частей света и сделайте.

Диктант №350 (68 слов)

На востоке появилась бледная узкая полоска. Постепенно в.

Диктант №351 (70 слов)

Сделайте фонетический разбор двух последних слов из.

Диктант №352 (69 слов)

Сделайте фонетический разбор двух первых слов из.

Диктант №353 (68 слов)

Сделайте фонетический разбор предпоследнего слова из.

Диктант №354 (65 слов)

Сделайте фонетический разбор третьего и четвёртого слов.

Диктант №355 (70 слов)

Подчеркните в первом предложении буквы, обозначающие.

Диктант №356 (65 слов)

Сделайте фонетический резбор первого слова первого.

Правильная постановка ударения в слове “занята”

Акцентологические нормы нашего языка довольно сложны, по этой причине произнесение большого количества слов вызывает трудности даже у образованных людей. А связано это с тем, что ударение у нас — подвижное, то есть не закреплено за каким-то одним слогом, как это происходит, например, во французском языке, в котором ударение падает в основном лишь на последний слог.

В русском языке акцент в слове может быть сделан на любой из слогов. К примеру, в спорных для акцентологического произношения словах «занята» и «принята» ударение многими ставится, можно сказать, куда случится: и на первый, и на второй, и на третий слоги. Но верный вариант чаще всего один. Так как же правильно?

Правильная постановка

Занята и принятa

В этом случае акцентологический упор необходимо делать на третий слог, то есть на окончание. При этом в краткой форме прилагательного или причастия женского рода акцентологический упор осуществляется на последний слог (занятА). В остальных формах краткого прилагательного или причастия ударными будут первые слоги — «друг сегодня зАнят», «футболисты зАняты тренировкой», «помещение зАнято».

Положение ударения в подобных словах устанавливается правилом, в согласовании с которым в страдательных причастиях прошедшего времени, а также кратких формах прилагательных акцент ставится на основу указанного слова, за исключением одной единственной формы — единственного числа женского рода. В такой ситуации акцент переносится на окончание. К примеру, «мегаполис взЯт», но «цитадель взятА»; «переговорщик хОлоден», но «собеседница холоднА».

Со словом «пpинята» практически та же ситуация. Но при всем этом в среднем или мужском роде (пpинято, пpинят), а также в форме множественного числа (приняты) акцентологический упор делают на первом слоге. Соответственно, «Анна принятА на подготовительные курсы», но «Катя и Вова прИняты в начальную школу» или «законодательство прИнято большинством голосов».

Занять и пpинять

Безошибочная постановка в женском роде кратких причастий — не только одна орфоэпическая проблема, которая возникает при спряжении таких глаголов как «занять», «принять» и аналогичных им. Построение форм прошедшего времени этих слов также могут порождать массу вопросов. К примеру, «занЯл» или «зАнял»? Ударение здесь не влияет на смысл, поэтому и дезориентирует человека. Все приведенные выше глаголы составляют довольно обширную группу этих частей речи с приставками и с корнями, имеющих один слог, то есть таких как: пожить, прибыть, запить, начать и так далее.

В подобных глаголных формах прошедшего времени акцентологический упор будет сделан на приставку, за исключением формы женского рода, при которой, как и в варианте с краткими причастиями, ударным окажется окончание. Приведем пример ударения в слове «приняли» (а также «заняли»):

  1. ЗAнял, занялA, зAняло, зAняли.
  2. ПрИнял, принялA, прИнялo, пpИняли.
  3. ПOжил, пожилА, пOжило, пОжили.

Ударными первый слог будут иметь страдательные причастия прошедшего времени, включая также и женский род, иначе говоря, ударный акцент будет падать на приставку. Приведем пример ударения в слове «занял» и подобных:

  1. ЗAнятый, зAнятая, зAнятое, зAнятые.
  2. ЗAлитый, зАлитая, зAлитое, зАлитые.
  3. ПрИнятый, пpИнятaя, пpИнятое, пpИнятыe.

При этом в прошедшем времени у действительных причастий согласно правилам русского произношения ударение нужно ставить на второй слог, и это будет его корень. Приведем пример:

  1. ЗанЯвший, занЯвшая, зaнЯвшее, занЯвшиe.
  2. ДoжИвший, дожИвшая, дoжИвшее, дожИвшие.
  3. ПринЯвший, принЯвшая, принЯвшeе, принЯвшие.

Заключение

Итак, мы с вами выяснили, что все основные сложности, связанные с правильным выбором постановки ударения в данных словах, как и во множестве подобных им, заключаются в отсутствии единых правил. Современная наука никак не решает эту проблему, довольствуясь лишь выпуском разного рода словарей, с которыми необходимо сверять верность произношения. К сожалению, пока не наблюдается никаких предпосылок, которые бы могли дать основание для ожидания исправления ситуации. К тому же сложно будет убедить население массово перестроиться на новую систему расстановки акцентологических упоров, если таковая будет разработана и введена.

Иногда бывают случаи, когда ударение впрямую зависит от смысла. При спряжении или склонении слов оно свободно перемещается с одного слога на другой, что также затрудняет безошибочность его постановки. К сожалению, в современной системе образования очень многое отдается в распоряжение только лишь человеческой памяти. Поэтому в большинстве случаев произношение тех или иных слов приходится просто запоминать без какого-либо объяснения. При возникновении трудностей или разногласий при голосовом выделении слога нас отсылают к орфоэпическому словарю.

Видео

Из этого видео вы узнаете, как можно научиться запоминать правильное ударение в разных словах.

Где ставится ударение в слове ПРИНЯТА?

Как правильно – прИнята, принЯта, принятА?

Принята – ударение на последний слог.

Можно просто механически заучить много слов, но лучше один раз запомнить правило.

В кратких прилагательных и причастиях женского рода, а также в глаголах прошедшего времени женского рода орфоэпические нормы русского языка предлагают ставить ударение на последнем слоге. Исключение составляют глаголы “клАла” и “крАла”.

Щекотно, это неизменяемое наречие, означающее ощущение при щекотании, рефлекторную реакцию кожи на лёгкое приятное раздражение (см. снимок).

Ударение в этом слове, правильно ставить на гласную “о” во втором слоге – щекОтно.

Географический Атлас- красный атлАс, бронИровать место в поезде- бронировАть стену дома, поступить в вЕдение школы- ведение дела, вИдение своими глазами- видЕние во сне, тайный зАговор- магический заговОр, старинный зАмок- висячий замОк, зАнятый дом- занятОй человек, достаточно запАхнуть дымом- запахнУть халат, клубЫ дыма- сельские клУбы, мОрщить лоб- морщИт ткань, пшеничная мукА- нестерпимая мУка, острОта юмора- остротА зрения, подвИжный ребенок- подвижнОй состав, призЫвный лозунг- призывнОй возраст, склОнен к изучению математики- склонЕн к распитию спиртного, харАктерный ученик- характЕрный признак, языкОвое заливное- языковАя несовместимость.

Словоформы даны вне контекста, поэтому при определении частеречной принадлежности могут быть варианты:

  • краткие формы имени прилагательного “нужный”, жирным шрифтом выделяю место ударения, напр., Этот учебник нужен, Книга нужна, Снаряжение нужно, Конспекты нужны. При этом все формы являются частью составного именного сказуемого.
  • форма “нужно” (ударение такое же, как и в соотносимой краткой форме прилагательного) относится либо к наречию, либо к словам категории состояния (в зависимости от трактования учебной программой). Синтаксическая роль, как правило, – сказуемое в безличном предложении, напр., Мне нужно что-то тебе сказать.
  • смысловая частица, выражающая несогласие, синоним к частице “надо” напр., Ты поговоришь с ним? – Очень нужно/надо! Ударение в этом случае сохраняется на первом слоге.

Слово “диспансер” французского происхождения. Для французской речи характерно выделение последнего слога. В соответствии с этим правильно произносить диспансЕр – ударение ставим на Е.

Слово “сливовый” произносим с ударением на первый слог – слИвовый.

Запомнить можно, употребляя рифму:

А у мамы слИвовый

Джемпер с переливами.

В слове “досуг” в соответствии со словарями русского языка ударение ставим на У – досУг.

Глагол принудить является префиксальным образованием от однокоренного глагола “нудить, который произноситься с ударением на гласном корня слова. Соответственно и глагол “принудить произнесем также. Вот так, устанавливая причинно-следственные связи между словами, можно иногда установить истину, хотя это не всегда и проходит, так как в русском языке разноместное, “плавающее” ударение, которое в формах одного и того же слова может быть на разных частях слова:

начать – начал – начала.

Р.S. Глагол нудить имеет другое лексическое значение, и к нашему глаголу “принудить

Поиск ответа

Всего найдено: 59

Вопрос № 243205

Аббревиатура ГРЭС в СССР расшифровывалась как “государственная районная электростанция”, а в нынешней России – как “городская районная электростанция”. Кто это узаконил новую расшифровку и как понимать ее, что она означает? Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Обще принята я расшифровка аббревиатуры ГРЭС – государственная районная электростанция. Какие есть основания считать “новую” расшифровку узаконенной? Такая расшифровка встречается в официальных документах?

Вопрос № 241736

Пожалуйста, подскажите, как правильно пишется ” принята на должность инженер-конструктора”.

Ответ справочной службы русского языка

Правильно склонять обе части: должность инженера-конструктора.

Вопрос № 227243

Добрый день. Подскажите, пожалуйста, как правильно ставить ударение в слове ” принята ” в словосочетании “конституция принята “? Возможно вопрос элементарный, но к сожалению не все знают, как правильно.

Ответ справочной службы русского языка

Ударение ставится на последний слог: _ принятА _.

Вопрос № 225925

Есть ли правило составления аббревиатур для иностранных слов и словосочетаний? Например, НАТО составлено из первых букв английских слов, а ФРГ – из первых букв русских эквивалентов (по-немецки было бы БРД). Как надо составлять сокращения – из первых букв слов оригинала или русских? Вот, конкретно, “национал-соцалистическая немецкая рабочая партия” будет НСДАП или НСНРП? Заранее спасибо за разъяснение.

Ответ справочной службы русского языка

Аббревиатуры, так же как и обычные слова, могут заимствоваться из других языков. Хотя большинство аббревиатур, входящих в состав современного русского языка, созданы из первых букв русских слов, примеры транслитерации иноязычных аббревиатур тоже нередки: _ОПЕК_ (от OPEC – Organization of Petroleum Exporting Countries), _ЮНЕСКО_ (от UNESCO – United Nations Educational Scientific and Cultural Organization) и др. Для сокращенного названия нацистской партии принята аббревиатура НСДАП.

Вопрос № 219836

Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, правильно ли написано следующее предложение: “По окончанию обучения и получению диплома о высшем образовании, девушка была принята на должность Юриста.” Если неверно, то как будет правильно. Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Правильно: _по окончании обучения, по получении диплома_.

Вопрос № 218899

Уважаемые специалисты, прошу помочь: Где необходимо ставить ударение в глаголе “Принят”, если фраза звучит: “Ваша заявка на участие в игре принята ” . Мнения знакомых в больше степени в сторону ударного И, а мне кажется, должна быть А. Очень важно знать точно! Буду благодарна за скорый ответ!

Ответ справочной службы русского языка

Ударение падает на последний слог.

Вопрос № 214541

1. Как всё-таки правильно расставить прописные и строчные буквы: П(п)алата П(п)редставителей З(з)аконодательного С(с)обрания свердловской области? 2. С какой буквы и в кавычках ли надо писать названия документов, например: разрабатывается К(к)одекс о…, была принята П(п)рограмма по пользованию…, пользуясь Р(р)уководством о…? 3. Хотя (,) если быть точным, он называется …

Ответ справочной службы русского языка

1. Корректно: _Палата Представителей Законодательного Собрания Свердловской области._ 2. При написании корректно следовать официальным названиям документов, например: _разрабатывается Кодекс законов о труде РФ_. 3. Правильно с запятой.

Вопрос № 214036

Здравствуйте! Помогите, пожалуйста, очень срочно. Как правильно писать окончание: “лечащИЙ врач рассказала” или “лечащАЯ врач рассказала”? Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

В разговорной речи преобладает согласование по смыслу: _лечащая врач рассказала_. В письменной официальной и нейтрально-деловой речи принята норма согласования по внешней форме определяемого существительного.

Вопрос № 213692

Подскажите род существительного перед словом “министр”, если министр – женщина? бывший министр, напр.

Ответ справочной службы русского языка

В письменной строго официальной или нейтрально-деловой речи принята норма согласования по внешней форме определяемого существительного: _бывший министр_. В разговорной речи (и в письменной в том числе) преобладает согласование по смыслу: _бывшая министр_.

Вопрос № 213260

азовите, пожалуйста, точное лексическое значение слова “дресс-код”, а также время его появления в русском языке. В каких словарях зафиксировано это слово. Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

_Дресс-код_ — принята я манера одеваться в определенной ситуации или в определенной социальной группе. Пока это слово не зафиксировано в словарях.

Вопрос № 212216

Речь идет о Древнем Риме. В разных статьях БСЭ встречаю различное написание слова “(Р)республика”. Так как же правильно писать в учебном пособии для вузов: “Утверждение (С)сервианской (К)конституции: от царей к (Р)республике” или “Установление (Р)республики: торжество (К)конституции или “патрицианская реакция”?”

Ответ справочной службы русского языка

Слово _республика_ пишется с прописной в официальных названиях, поэтому в данном случае корректно со строчной. Слово _конституция_ пишется со строчной в исторических названиях некоторых законодательных документов. Как основной закон государства может писаться как со строчной, так и с прописной: _ принята новая конституция / Конституция_.

Вопрос № 208532

Как в современных словарях русского языка трактуется понятие “дресс код”? Каков самый авторитетный словарный источник из числа тех, что содержат подобную информацию? Существуют ли какие-либо разночтения в интерпретации термина? Спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

_Дресс-код_ — принята я манера одеваться в определенной ситуации или в определенной социальной группе. Пока это слово не зафиксировано в словарях.

Вопрос № 208303

Добрый вечер! Подскажите, пожалуйста, как правильно: “в лице генерального директора Макаровой Инны Николаевны, действуюЩЕГО на основании доверенности” либо “действуюЩЕЙ на основании доверенности”? Если можно – то почему именно так, а не иначе.

Ответ справочной службы русского языка

Правильный первый вариант, так как в письменной нейтрально-деловой речи принята норма согласования с определяемым существительным _директор_.

Вопрос № 207952

Добрый вечер, подскажите, пожалуйста, как правильно ставить ударение в предложение “резолюция нЕ была принята ” или “резолюция не былА принята “. спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Ссылка на основную публикацию