Диктанты по русскому языку – 3 класс 3 четверть

Контрольные диктанты 3 класс 3 четверть

При написании Контрольные диктанты 3 класс 3 четверть использовались материалы из книги: Е. А. Нефедова, О. В. Узорова. «500 контрольных диктантов по русскому языку. 1–4 классы»

Контрольные диктанты за 3 четверть

Ёж проснулся

Наступила радостная весна. Солнце согрело землю. По дорожкам и тропинкам побежали весенние ручьи. Под корнями старой берёзы была нора. Там спал всю зиму сердитый ёжик. Холодный ручей разбудил зверька. Взъерошенный ёжик выбежал на лесную поляну и осмотрел окрестности. Над ним прожужжал шмель. У зверька проснулся аппетит. Что бы съесть такого вкусного? Осенние запасы кончились. Надо идти на охоту. Ёж встрепенулся и побежал к лесу.

Грамматические задания
  1. Выписать из диктанта два слова с удвоенной согласной. Написать ещё два слова на эту же орфограмму.
  2. Первое предложение разобрать по членам предложения, указать части речи, выписать словосочетания.
  3. Разобрать слово ТРОПИНКАМ по составу. Придумать и написать ещё два слова с таким же составом.

Чай был привезён купцами с далёкого острова Ява. Купцы сразу стали хвалить свой новый товар. Они объясняли пользу чая. Затем объявили его божественной травой и советовали пить по сорок чашек в день. Но чай не трава. Его делают из листьев чайного дерева.
Наиболее известные места обитания чайного дерева – Индия и Цейлон. Хотя сейчас его выращивают в Грузии и на Северном Кавказе.

Грамматические задания
  1. Выписать из диктанта два слова с непроизносимой согласной. Написать ещё два слова на эту же орфограмму.
  2. Во втором предложении подчеркнуть гласные первого ряда.
  3. Объяснить, кто такие КУПЦЫ.

Бананы

Бананы – известные древние фрукты. Они растут на кусте. По высоте куст достигает девяти метров и выглядит настоящим стволом дерева. Но ствол банана – это масса жестких листьев. На верхушке куста есть хохолок из свисающих листьев. Бананы растут тяжёлыми, объёмными связками. Их срывают зелёными и не дают им дозревать на дереве. Чем это объяснить? Тем, что они созревают, лопаются и портятся.

Грамматические задания
  1. Выписать из диктанта два слова с непроизносимой согласной. Написать ещё два слова на эту же орфограмму.
  2. Во втором предложении подчеркнуть гласные первого ряда.
  3. Второе предложение разобрать по членам предложения.

Как спасти яблони

Тяжело зимой всем животным. Трудно и зайцу. Где взять еду? Прибегает беляк в сад поглодать кору на молодых яблоньках. Объест сладкую кору, оголит стволы. Деревца от таких набегов болеют и погибают. Как спасать деревья?
Садовник обмотал стволы соломой, привязал еловые лапки. Прибежит заяц, а тут несъедобные колючки. И убежит бедняга в осинник искать молоденькое дерево на обед.

(60 слов) (по Л. Кону)

Грамматические задания
  1. Выписать из диктанта два слова с Ъ. Написать ещё два слова на эту же орфограмму.
  2. Написать по одному имени существительному мужского и женского рода с шипящей на конце.
  3. Написать два слова с удвоенной согласной, образованной при помощи приставки и корня.

Кабан-секач

Кабан – это дикая свинья. Он бродит но лесам и похрюкивает. Дубовые жёлуди подъедает. Своим длинным рылом землю роет. Своими кривыми клыками корни рвёт, наверх выворачивает. Это он пищу ищет. Что бы ему ещё съесть?
Недаром кабана секачом зовут. Он клыками и дерево подсечёт, как топором. Разъярённый кабан клыками и волка убьёт. Будто саблей зарубит. Даже сам медведь кабана побаивается.

(61 слово) (по Е. Чарушин)

Грамматические задания
  1. Выписать из диктанта два слова с Ъ. Написать ещё два слова на эту же орфограмму.
  2. Выписать из диктанта три слова с проверяемой безударной гласной в корне слова. Написать проверочные слова.
  3. Из первого предложения выписать слово, в котором звуков больше, чем букв.

Кедровка

Кедровка – лесная птица семейства вороновых. Обитает она в сибирской тайге.
Созревают кедровые орешки. Кедровка начинает запасаться на зиму. К зиме трудолюбивая птичка успевает заготовить семьдесят тысяч орешков. И все надо спрятать! Ведь зимой кедровый орешек – редкая ценность. В одно большое дупло прятать рискованно. Такую кладовую легко найти. Поэтому кедровка прячет орешки примерно по пятнадцать штук. Всего получается до шести тысяч кладовых. Как же запоминает места кладовок птичка? Зрительная память у кедровки по объёму больше человеческой.

Грамматические задания
  1. Первое предложение второго абзаца разобрать по членам предложения, указать части речи, выписать словосочетания.
  2. Указать род имён существительных и прилагательных первого абзаца.
  3. Написать два слова с удвоенной согласной, образованной при помощи корня и суффикса.

Байкал

Байкал – гордость России, жемчужина среди озёр земного шара. В этом озере природа смогла объединить удивительно чистую воду, интересных животных и растительный мир. Нашу страну украшают три миллиона озёр. Но Байкал – самое большое. На его территории могли бы уместиться Швейцария, Бельгия или Голландия. В Байкале заключена пятая часть всей пресной воды Земли.
На Байкале всегда много солнца. По количеству солнечных дней он превосходит черноморские курорты. Это озеро смягчает климат своих побережий. Зимой здесь теплее, а летом освежает прохлада.

Контрольные диктанты для 3 класса| Школа России

Kidside.ru продолжает публиковать контрольные и проверочные диктанты для начальной школы. Вашему вниманию уже предложены

Пришло время обратиться к третьему классу. Надеюсь, потренировавшись на представленных текстах и заданиях к ним, ваш ребенок принесет из школы заслуженную пятерку!

Диктанты для 3 класса с заданиями

Контрольный диктант по теме: « Предложение. Слово и его лексическое значение»

Осенний лес

Октябрь. Деревья давно сбросили желтые листья. В лесу идет дождь, и листва на дорожках не шуршит под ногами. Дрозды кружились над рябиной. Они клевали гроздья сладких ягод. В дубках кричали сойки. Над елью пискнула синичка. Рябчики пролетели в лесную чащу. Слова для справок: сбросили, рябчик.

Грамматические задания

  1. Обозначьте части речи в предложении. Выделите основу предложения.

1 вариант – 5 предложение (Они клевали гроздья сладких ягод)

2 вариант – 8 предложение (Рябчики пролетели в лесную чащу)

  1. Выпишите словосочетание (прил. + сущ.) из предложения

1 вариант – из второго предложения

2 вариант – из пятого предложения

  1. *. Запишите омонимы (3 слова)

Контрольный диктант по теме: « Слово и слог. Состав слова»

Ноябрь.

В ноябре похолодало. Стоит сырая погода. Весь месяц льют дожди. Дует осенний ветер. Шумят в саду деревья. С берёз и осин листва давно опала. Земля покрыта ковром из листьев. Только на дубах желтеют сухие листья. Тишина в лесу. Вдруг донеслась весёлая песня. Я оглянулся. На берегу речки сидела птичка. Это запела синичка.

Грамматические задания

  1. Выписать 3 глагола с приставками, выделить их.

1 вариант – из первой части текста

2 вариант – из второй части текста

  1. Записать 3 однокоренных слова, обозначить части речи, выделить корень.

1 вариант – корм

2 вариант — свист

Контрольный диктант по теме: « Правописание безударных гласных в корне слов»

Чудесная ёлка

Идёт мелкий снежок. Пушистые хлопья снега легли на землю и деревья. На поляне стояла молоденькая стройная ёлочка. Ребята решили украсить её. Они повесили на лесную красавицу ягоды рябины. К нижним веткам прикрепили морковку. Под ёлку положили кочан капусты. Утром над ёлкой кружилась стайка птиц. Вечером прибежали два зайца. Они угощались вкусным ужином.

Грамматические задания

  1. Выписать из текста 3 слова с безударной гласной в корне, которая проверяется ударением, указать проверочное слово.
  2. Записать и разобрать по составу слова

1 вариант Кормушка, прилёт, подводники

2 вариант Сахарница, заход, заморозки

  1. *К данным словам подобрать и записать антонимы с приставками, приставку выделить.

1 вариант Продавать -…. выходить -……

2 вариант Помолчать …., приехать- ….

Контрольный диктант по теме: «Правописание слов с безударными гласными, с парными звонкими и глухими согласными и с непроизносимым согласным звуком в корне».

Снеговик

Стоит чудесный зимний день. Падает лёгкий пушистый снег. Деревья одеты в белые шубки. Спит пруд под ледяной коркой. На земле лежит толстый снежный покров. Ребята выбежали на улицу. Они стали лепить снеговика. Глазки сделали ему из светлых льдинок, рот и нос из морковки, а брови из угольков. Радостно и весело всем!

Грамматические задания

  1. Выписать из текста по 1 слову с безударной гласной в корне, с парным согласным в корне, с непроизносимой согласной в корне, которые проверяются ударением, указать проверочное слово.
  2. Записать и разобрать по составу слова

1 вариант Берёзка, подорожник, капуста.

2 вариант Ягодка, подберёзовик, помидоры.

  1. Образуй однокоренные слова от данных слов с помощью приставок. Выдели приставки.

1 вариант Лететь, …

2 вариант Ходить, …

Контрольный диктант по теме: «Собственные и нарицательные, одушевлённые и неодушевлённые имена существительные»

На рыбалке

Мы стали жить на берегу Волги. Зимой река замёрзла. Рыбаки собрались на лёд ловить рыбу. Рыбак Андрей взял с собой сынишку Ваню. Далеко выехали рыбаки. Сделали во льду ямки и спустили в воду сети. Светило солнце. Всем было весело. Ваня был очень рад. Он помогал выпутывать из сетей рыбу. Рыбы наловилось много.

Грамматические задания

  1. Укажите части речи …

1 вариант — в первом предложении

2 вариант — в десятом предложении

  1. Подчеркните в тексте собственные имена существительные
  2. * Запишите одушевлённые и неодушевлённые имена существительные, по 2 слова.

Контрольный диктант по теме: « Имя существительное»

На речке

Владимир жил в тайге. Сторожка стояла на берегу реки Краснуха. Кругом тишь. За много лет Вова изучил эту местность. Он хорошо знал всех обитателей. У берегов тихо шуршал камыш. В его зарослях каждую весну строили свои гнёзда утки. Вот появились и первые утята. Раноутром мать выводила их на берег. Малыши щипали нежную травку. Мать была довольна.

Грамматические задания

  1. Подчеркни грамматическую основу

1 вариант – 6 предложения ( У берегов тихо шуршал камыш)

2 вариант — 9 предложения ( Рано утром мать выводила их на берег)

  1. Определи падеж и род у имён существительных

1 вариант – первого предложения ( Владимир жил в тайге)

2 вариант – десятого предложения ( Малыши щипали нежную травку)

  1. 1 вариант. Запиши 3 имени существительных, употребляемых только в единственном числе
    2 вариант. Запиши 3 имени существительных, употребляемых только во множественном числе

Контрольный диктант по теме: «Имя прилагательное»

Шаги весны

Раннее утро. Небо серое. Голые сучья деревьев мокли от снега и дождя. Но вот с реки потянул лёгкий ветерок. На тёмном небе показались просветы, и выплыло яркое солнце. Вся природа ожила и засверкала. Струйки тёплого пара шли от серых бугров и старых пней. С каждым часом проталины становились шире и длиннее. Весёлая стайка грачей подлетела к берёзовой роще. В воздухе зазвенели их голоса.

Грамматические задания

  1. Подчеркните имена прилагательные, выделите окончание

1 вариант – в первой части текста

2 вариант — во второй части текста

  1. Определите падеж и род у имён прилагательных…

1 вариант – пятого предложения (На тёмном небе показались просветы, и выплыло яркое солнце)

2 вариант – девятого предложения (Весёлая стайка грачей подлетела к берёзовой роще)

  1. * К данным прилагательным в словосочетаниях подберите прилагательные – антонимы, запишите новые словосочетания

1 вариант Лёгкая задача -…. широкое шоссе — …

2 вариант Сладкое яблоко — …., тяжёлый портфель -…

Контрольный диктант по теме«Местоимение. Глагол»

Весна

Наступила весна. Синее небо. Апрельское солнце. Немножко тепла и очень много света. Раскрылись почки на деревьях. Показались молоденькие зелёные листочки. Проснулась пчёлка. Она разбудила своих подруг. Пчёлки вылетели из улья. Вот под кустиком они увидели синий цветочек. Это была синяя фиалка. Она открыла свою чашечку. Там был сладкий сок. Пчёлки напились вкусного сока и весело полетели домой. Здравствуй, весна!

Грамматические задания

  1. Подчеркните грамматическую основу, указав части речи

1 вариант – 8 предложения (Она разбудила своих подруг)

2 вариант — 12 предложения (Она открыла свою чашечку)

  1. Выпишите глаголы, употреблённые …

1 вариант – в единственном числе (6)

2 вариант — во множественном числе (6)

  1. Подберите глаголы синонимы, употреблённые в неопределённой форме

1 вариант. Рассказывать-…, смотреть-…

2 вариант. Трудиться — …, видеть -…

Контрольный диктант по теме: «Лексика, фонетика, грамматика, правописание и развитие речи»

Встреча с гадюкой

Узкая тропинка привела нас в лесную глушь. Редко сюда проникал солнечный луч. Громадные ели и сосны стояли угрюмо. Они опустили могучие ветки. Вдруг старый пень зашевелился. Там была нора гадюки. Мы вышли на лесную поляну. Радостные песни птиц встретили нас. Жужжали мохнатые шмели. Появился лесник. Он успокоил нас. Подъехала машина, и мы отправились домой. Шипение гадюки звучало в ушах. Гадюки опасны.

Грамматические задания

  1. Подчеркните грамматическую основу. Определите части речи.

1 вариант – в 4 предложении (Они опустили могучие ветки)

  1. Выпишите имена существительные в именительном падеже, определите род

1 вариант – из первой части текста

2 вариант – из второй части текста

  1. *К выделенным словам в словосочетаниях подберите слова – антонимы, запишите новые словосочетания.

1 вариант. Высокий дом — ….. дом, громко смеяться — громко …

2 вариант. Широкая лента — …… лента, долго говорить — долго ……

Диктанты для 3 класса по программе “Школа России”

Диктанты для 3 класса по программе “Школа России”

Содержимое разработки

Контрольные диктанты по русскому языку 3 кл.

по программе «Школа России» по учебнику Канакиной В.П.

Составила Юдина О.П.

Контрольный диктант №1. 3 кл.

Прощание с осенью.

В октябре стоит сырая погода. Весь месяц идут дожди. Дует сильный ветер. Шумят в саду деревья.

Ночью перестал дождь. Выпал первый снег. Всё вокруг стало нарядным. Две вороны сели на берёзу. Посыпался пушистый снежок. Дорога подмерзла. Хрустят листья и трава у дома.

1.В первом предложении подчеркнуть подлежащее и сказуемое.

2.Указать над каждым словом части речи.

3.Выписать словосочетания с вопросами.

Контрольный диктант №2. 3 кл.

Был тёплый день. Мальчик выбежал на крыльцо. В ведре с водой играл лучик солнышка. Брызги холодной воды летели в разные стороны. Это мальчик Витя умывался.

На руку мальчика села божья коровка. Она ловко и быстро
двигалась. На круглой спинке были два крепких крылышка. Мелькнула тёмная голова. Букашка скрылась в кустах. Малыш был очень удивлен.

1. Разберите второе предложение по членам.
2. Укажите части речи в восьмом предложении.

3. Выпишите из диктанта: 1слово с безударной гласной в корне,

подчеркните её, поставьте ударение, напишите проверочное слово.

1 слово с парной звонкой или глухой согласной, подчеркните её, напишите проверочное слово.

Контрольный диктант №3. 3 кл.

Наступили первые морозные деньки. Падают с неба белые звёздочки. Снежный коврик укрывает поля и леса. На деревьях блестят пушистые снежинки. С берёз и осин листва давно опала. На дубах желтеют сухие листья. Тишина в лесу.

Вдруг донеслась весёлая песня. Я оглянулся. На берегу реки сидела птичка. Я шагнул к ней. Птичка кинулась в воду и пропала. Это оляпка или водяной воробей.

Пятое предложение разобрать по членам.

Выписать из диктанта однокоренные слова к слову снег, разобрать их по составу.

Контрольный диктант №4. 3 кл.

Шли ребята через лес прямой дорогой.

Тропинки замело снегом.

Побежали дети по звериным следам и заблудились.

Испугались ребята. Стали они кричать. Молчит зимний лес.

Вдруг Никита увидал знакомые следы.

Тут пробегала собака.

Собака всегда приведёт к жилью.

Так учил мальчика дедушка.

Дети направились по следам и вышли на лесную тропку.

Слова для справок: приведут, знакомые.

Найти предложение, в котором есть только главные члены. Подчеркнуть их.

Выписать из текста 2 слова с безударной гласной в корне; приписать к ним проверочные слова.

Выписать из текста 2 слова с парной согласной, приписать проверочные слова.

Контрольный диктант №5. 3 кл.

Стоит чудесный зимний денёк. Под моё окошко летят прелестные птички. Смотрю на синиц. Вот они сидят на ветвях кудрявой берёзы. На голове чёрная шапочка. Спина, крылья и хвостик жёлтые. На короткую шейку птичка словно галстучек повязала. Грудка яркая, жёлтая. Будто жилет синица надела. Хороша птица!

Клювик у птички тоненький. Едят синички вкусное сало. Радостно им. (56 слов)

Слова для справок: будто, словно.

Разобрать по составу слова: зимний, грудка.

Разобрать по членам предпоследнее предложение.

Выписать 1слово с непроизносимой согласной и 1 слово с безударной гласной, подобрать проверочные, подчеркнуть указанные орфограммы.

Контрольный диктант №6. 3 кл.

У Тани был день рождения. В этот праздничный день она получила много подарков. Мама подарила Тане красивое платье. Бабушка связала внучке чудесный шарф и тёплую шапку. От сестры Таня получила кофту и платок. Папа купил дочке интересную книгу. Таня читала книгу весь день. Там были интересные сказки о животных. Потом Таня делала рисунки к сказкам.

Выписать третье предложение. Разобрать его по составу.

В 4-ом предложении определить род существительных.

Разобрать слова по составу: интересные, подарки.

Контрольный диктант №7. 3 кл.

Мой товарищ Витя гостил летом у брата. Село Юрьево стоит на берегу реки. Заиграет утром луч солнца, а друзья уже у речки. А вот и первая рыбка – ёрш. Ловили мальчики и крупную рыбу. Попадался окунь, лещ, сом.

Ребята часто ходили в лес за грибами. Однажды они зашли в лесную глушь. Тишина. Только в овражке журчал маленький ключик. Много грибов набрали мальчики в лесной чаще.

Выписать предпоследнее предложение 1 абзаца. Разобрать его по членам.

Разобрать по составу слова: маленький, ключик.

Выписать из диктанта по 1 существительному каждого рода, обозначить род. Выписать по 1 сущ. в единственном и множественном числе, обозначить число.

Контрольный диктант №8. 3 кл.

По цветам можно узнать время. Раннее летнее утро. К шести часам открыл синий глазок колокольчик. Подняли золотые головки одуванчики. Краснеют нежные цветочки полевой гвоздики. Следом расправляет широкие лепестки шиповник. Вспыхнул яркий огонёк мака. К восьми часам распустились жёлтая кувшинка, белая лилия.

Спадает летняя жара. Оживают другие цветы. Распустились душистый табак и луговая дрёма.

Посади на клумбах цветочные часы. Они покажут точное время.

Слова для справок: лепестки, подняли.

Выписать три словосочетания прилагательных с существительными женского, мужского и среднего рода. Обозначить род.

Сделать фонетический разбор слова жёлтая.

Контрольный итоговый диктант №9. 3 кл.

Коротка летняя ночь. Заиграл первый луч солнца. Подул ветерок. Зашелестели листики. Всюду проснулась жизнь. На зелёный лужок прилетели пчёлы. Жужжат, торопятся к цветам мохнатые шмели.

К лесной опушке слетаются птицы. Звенят в воздухе их радостные песенки. Прибегают на полянку лесные зверьки. Слышны разные звуки, шорохи, голоса. Вот белочка в рыжей шубке сделала лёгкий прыжок и оказалась на вершинке сосенки. Ёжик пробежал в своё жилище. Хлопочут усердные муравьи.

Слова для справок: торопятся, опушка, звенят, шорохи.

Списать первое предложение 2-го абзаца. Разобрать его по членам, выписать словосочетания.

Определить падеж существительных в предложении, подчеркнуть волнистой линией прилагательные.

Вот белочка в рыжей шубке сделала лёгкий прыжок и оказалась на вершинке сосенки.

3. Разобрать слова по составу. Летняя, ветерок, пробежал.

Списать третье предложение 2-го абзаца. Разобрать его по членам, выписать словосочетания.

Определить падеж существительных в предложении, подчеркнуть волнистой линией прилагательные.

Вот белочка в рыжей шубке сделала лёгкий прыжок и оказалась на вершинке сосенки.

Разобрать слова по составу. Лёгкий, листики, прилетели.

«Подчерк» или «почерк»: как пишется слово?

Очень часто возникают сомнения в написании созвучных слов, которыми так богата русская речь. «Подчерк» или «почерк» – как написать, и нужна ли буква «д»? А, может быть, оба варианта верны? Разберемся во всем последовательно.

Как правильно пишется?

Чтобы убедиться в правильности написания, прибегнем к информации, изложенной в орфографическом словаре. К нашему удивлению, мы найдем здесь оба варианта, поэтому подробнее исследуем этот термин.

Что такое «почерк»? Это существительное, образованное от глагола черкать. Оно отражает индивидуальную манеру письма человека, начертание рукописного текста, по которому составляется его психологический портрет или определяется возраст.

Толкование слова «подчерк» иное. Существительное происходит от глагола «подчеркивать» и подразумевает проведение нижней черты. Это способ выделения написанного или набранного на компьютере текста.

Морфемный разбор слов «подчерк» и «почерк»

Оба существительных имеют корень «черк» и различные приставки.

В одном случае – это приставка «по»,

в другом – «под». Здесь кроется еще одна сложность, так как иногда вместо буквы «д» используют букву «т» в приставке, что тоже является ошибкой.

В каких случаях пишут «подчерк»

Если мы говорим о подчеркивании чего-то, например, о рисовании линии по линейке, тогда употребляем слово «подчерк».

Примеры предложений

Легче запомнить корректное написание помогут следующие фразы:

  1. Старушка жаловалась на плохое зрение, поэтому врач оставила под названием препарата жирный подчерк.
  2. Она так была сосредоточена на составлении рекламации, что когда дверь внезапно открылась, от неожиданности она оставила на бумаге тоненький подчерк.
  3. Станислав писал настолько небрежно, что подчерк, оставленный им, можно было перепутать с перечеркиванием.
  4. Конверт попал к почтальону, и он уверенной рукой обвел имя и фамилию адресата, а также оставил под адресом три широких подчерка.

В каких случаях пишут «почерк»

Если речь идет о написании текста вручную и слово можно заменить следующими синонимами: письмо, манера письма, стиль написания, изложения текста, тогда используем слово «почерк».

Примеры предложений

Уместно написать это слово в следующих фразах:

  1. Врачебный почерк – это что-то удивительное, даже коллеги не могут понять, что написано в рецепте.
  2. У него очень красивый почерк, несмотря на то, что учится он неудовлетворительно.
  3. У Ольги вполне разборчивый почерк, хотя ей приходится писать очень быстро. На работе ее все торопят, поэтому времени совсем не хватает.
  4. Почерк может говорить очень много о человеке: мелкие буквы свидетельствуют о жадности, а очень крупные – о расточительности.
  5. Он бросил на стол стопку бумаг, исписанных интересным почерком с завитушками.
  6. Ей нужно ежедневно работать для того, чтобы усовершенствовать свой почерк. Она же девочка, она должна писать красиво.
  7. Красивые листки шершавой бристольской бумаги были украшены аккуратным женским почерком и забавными рисунками.
  8. Писала она без помарок, но почерк ее выдавал, поэтому начальник сразу понял, кто написал анонимное письмо.

Ошибочное написание слов «подчерк» и «почерк»

Каждый вариант, употребленный в несоответствии со смысловым наполнением текста, является ошибкой.

Неправильно использовать словоформы «размашистый подчерк» или «тройной почерк», так как они не соответствуют заложенному контексту.

Разобравшись в этом вопросе, не останавливаемся, а продолжаем совершенствоваться. Грамотное письмо нужно нам для того, чтобы тренировать свою память и «не упасть в грязь лицом» в самый неподходящий момент.

Как правильно: почерк или подчерк?

Русский язык богат на созвучные понятия, которые очень легко спутать не только в написании, но и в толковании. В большинстве случаев люди начинают сомневаться при необходимости употребления в письменной или устной речи понятия почерк. Нужно ли прописывать согласную Д? Почерк или подчерк — как правильно писать? Может быть, оба варианта верны?

  1. Правильно пишется
  2. Какое правило?
  3. Морфологические и синтаксические свойства
  4. Примеры предложений
  5. Неправильно пишется
  6. Значение
  7. Синонимы
  8. Заключение
  9. «Подчерк» или «почерк»: как пишется слово?
  10. Как правильно пишется?
  11. Морфемный разбор слов «подчерк» и «почерк»
  12. В каких случаях пишут «подчерк»
  13. Примеры предложений
  14. В каких случаях пишут «почерк»
  15. Примеры предложений
  16. Ошибочное написание слов «подчерк» и «почерк»
  17. Как правильно писать: почерк или поДчерк?

Правильно пишется

В случае возникновения сомнений в написании той или иной словоформы необходимо искать ее в орфографическом словаре. В нашем случае, нас ждет приятная неожиданность: исследуемый термин может писаться и так, и так. Только речь идет о совершенно разных толкованиях.

Главное — не употребить букву Т.

Какое правило?

Правописание изучаемой лексической единицы зависит от смыслового наполнения.

Подчерк — имя существительное, образованное от глагола с помощью приставки ПОД: подчеркнуть.

Почерк — существительное, образованное с помощью приставки ПО от слова почеркать.

Морфологические и синтаксические свойства

Морфологический разбор поможет разобраться, как пишется почерк и в каких случаях это уместно.

Словоформа относится к отглагольному неодушевленному, нарицательному существительному. В зависимости от контекста может выступать разным членом предложения.

Если говорить все же о подчерке, то словоформа является неодушевленным существительным мужского рода в единственном числе.

Примеры предложений

Разобраться с уместным использованием каждого понятия помогут наглядные примеры.

  1. Ах, какой у него красивый и аккуратный почерк, с милыми завитушками.
  2. Врачебный почерк распознать крайне трудно: он скорее напоминает кардиограмму, нежели отдельные слова.
  3. Она так спешила закончить предложение, что нечаянно оставила под последним словом тоненький подчерк.
  4. Чтобы расставить акцент на важности рецептурного препарата, доктор оставила под названием медикамента жирный подчерк.

Неправильно пишется

Каждый вариант писать надо с уверенностью в понимании заложенного контекста. Лексема может быть написана с ошибкой, если словоформа не соответствует смысловому наполнению предложения. Поэтому, каждый вариант может оказаться неправильным, если проявить невнимательность.

Значение

В зависимости от значения написание созвучных изучаемых лексем отличается наличием звонкой согласной Д.

Почерк — индивидуальная манера письма, по которой составляется описание характера написанных слов и предложений. По нему можно составить психологический портрет и возрастную категорию человека, написавшего текст.

Употребление термина подчерк в речи подразумевает подведение черты — подчеркивания.

Синонимы

Если возникли сомнения в правописании изучаемой лексической единицы, попробуйте найти слово с подобным значением, которое будет для вас более простым в написании. К примеру, уместные синонимы в данном случае: шрифт, манера письма, стиль написания, интонация, письмо.

Заключение

Русский язык любит проявлять свое коварство: то некоторые звуки передаются на письме другими буквенными сочетаниями, то созвучные словоформы с похожими, но разными понятиями… Чтобы не упасть в грязь лицом, необходимо постоянно развиваться и запоминать интересные лексемы, которые нередко используются в речи. Можно работать с правилами правописания русского языка, с исключениями или словарными понятиями; а можно разбирать лексемы на простых примерах. Это отличная тренировка для развития зрительной и письменной памяти. Ведь никто не знает, кому когда какие знания пригодятся. Помните: развитие — первый шаг к совершенству.

«Подчерк» или «почерк»: как пишется слово?

Очень часто возникают сомнения в написании созвучных слов, которыми так богата русская речь. «Подчерк» или «почерк» — как написать, и нужна ли буква «д»? А, может быть, оба варианта верны? Разберемся во всем последовательно.

Как правильно пишется?

Чтобы убедиться в правильности написания, прибегнем к информации, изложенной в орфографическом словаре. К нашему удивлению, мы найдем здесь оба варианта, поэтому подробнее исследуем этот термин.

Что такое «почерк»? Это существительное, образованное от глагола черкать. Оно отражает индивидуальную манеру письма человека, начертание рукописного текста, по которому составляется его психологический портрет или определяется возраст.

Толкование слова «подчерк» иное. Существительное происходит от глагола «подчеркивать» и подразумевает проведение нижней черты. Это способ выделения написанного или набранного на компьютере текста.

Морфемный разбор слов «подчерк» и «почерк»

Оба существительных имеют корень «черк» и различные приставки.

В одном случае — это приставка «по»,

в другом — «под». Здесь кроется еще одна сложность, так как иногда вместо буквы «д» используют букву «т» в приставке, что тоже является ошибкой.

В каких случаях пишут «подчерк»

Примеры предложений

Легче запомнить корректное написание помогут следующие фразы:

  1. Старушка жаловалась на плохое зрение, поэтому врач оставила под названием препарата жирный подчерк.
  2. Она так была сосредоточена на составлении рекламации, что когда дверь внезапно открылась, от неожиданности она оставила на бумаге тоненький подчерк.
  3. Станислав писал настолько небрежно, что подчерк, оставленный им, можно было перепутать с перечеркиванием.
  4. Конверт попал к почтальону, и он уверенной рукой обвел имя и фамилию адресата, а также оставил под адресом три широких подчерка.

В каких случаях пишут «почерк»

Примеры предложений

Уместно написать это слово в следующих фразах:

  1. Врачебный почерк — это что-то удивительное, даже коллеги не могут понять, что написано в рецепте.
  2. У него очень красивый почерк, несмотря на то, что учится он неудовлетворительно.
  3. У Ольги вполне разборчивый почерк, хотя ей приходится писать очень быстро. На работе ее все торопят, поэтому времени совсем не хватает.
  4. Почерк может говорить очень много о человеке: мелкие буквы свидетельствуют о жадности, а очень крупные — о расточительности.
  5. Он бросил на стол стопку бумаг, исписанных интересным почерком с завитушками.
  6. Ей нужно ежедневно работать для того, чтобы усовершенствовать свой почерк. Она же девочка, она должна писать красиво.
  7. Красивые листки шершавой бристольской бумаги были украшены аккуратным женским почерком и забавными рисунками.
  8. Писала она без помарок, но почерк ее выдавал, поэтому начальник сразу понял, кто написал анонимное письмо.

Ошибочное написание слов «подчерк» и «почерк»

Каждый вариант, употребленный в несоответствии со смысловым наполнением текста, является ошибкой.

Неправильно использовать словоформы «размашистый подчерк» или «тройной почерк», так как они не соответствуют заложенному контексту.

Разобравшись в этом вопросе, не останавливаемся, а продолжаем совершенствоваться. Грамотное письмо нужно нам для того, чтобы тренировать свою память и «не упасть в грязь лицом» в самый неподходящий момент.

Как правильно писать: почерк или поДчерк?

Удиви­тельн­ая Рядом [515K]

Это зависит исключительно от того, что именно Вы имеете ввиду.

Если речь идёт о результате подчёркивания, то есть проведения линии (под линейку или без оной), то нужное слово — ПÓДЧЕРК. Существительное образовано способом нулевой суффиксации от глагола подчеркивать. Хотелось бы также заметить, что это слово не может быть использовано в переносном смысле, так как оно просто не имеет смысла.

Если же речь идёт об индивидуальной манере изображения букв при письме (а также в метафорическом смысле), то нужное слово — ПÓЧЕРК. Судя по структуре слова, оно также было образовано способом нулевой суффиксации, но в современном русском языке нет глагола, от которого оно было в своё время образовано, нет слова «почёркивать».

А ещё есть слово ÓЧЕРК — когда-то очень популярный публицистический жанр заметок, набросков. Образован всё тем же способом от глагола очеркивать. В русской литературе есть такое произведение — «Очерки бурсы» Н. Г. Помяловского, с текстом которого можно ознакомиться здесь.

Вот какое разнообразие смыслов, так что свысока не стоит думать не только о минутах, но и о единичных буковках.

автор вопроса выбрал этот ответ лучшим

Хороший вопрос, действительно коварное слово.

Согласная «д» так и «лезет» сюда.

Тем не менее, место ей в слове «почерк» не предусмотрено.

В русском языке есть слово «подчеркивание», а не «подчерк» в том смысле, если мы что-то подчеркиваем.

Если же мы собираемся писать какой-либо текст, то пишем мы его своим индивидуальным «почерком».

Слово «почерк» относится к словарным словам, изучаемых в 4-5 классах общеобразовательной школы.

Слово следует запомнить, потому как, оно не подчиняется никаким правилам орфографии.

Правильное написание слова — почерк.

Если речь идет об устойчивой манере письма какого-то человека, то правильно следует писать почерк.

Дело в том, что в данном слове присутствует приставка по-, а не под-, как думают некоторые. Приставка по- образует существительные, которые имеют значение»манера действия, способ действия»

Если же говорить о приставки под-, то она образует существительные со значением:

  • часть какого-либо целого,
  • расположенный в близости от чего-либо,
  • являющийся званием ниже (например, подполковник).

Согласитесь, что ни одно из указанных значений, которое имеет приставка под- и при образовании существительных придает им соответствующее значение, для слова почерк не подходит.

Наверно почти каждый человек хоть раз задумывался над написанием слова «почерк». Нужна ли согласная «д» или нет. Всё дело в том, что здесь переплетаются два похожие по смыслу глагола — «почеркать» и «подчеркнуть», поэтому иногда возникает сомнение из-за их созвучия. Слово «почерк» относится к «почеркать» без -д, а «подчеркнуть» относится к слову «подчеркивание» с -д.

«Почерк» — это стиль текста человека и он неповторим. «Подчеркивание» же (возможен даже вариант «подчерк») — это символ или разметка, которая может повторяться в разных текстах для какого-то обозначения. Следовательно писать правильно нужно «почерк».

Божья коров­ка [153K]

Правильное написание слова зависит от контекста, то есть можно написать и так, и так.

Если вы говорите о сугубо индивидуальной манере письма (то есть написании букв), то в этом случае правильно писать ПОЧЕРК (черкать, почеркать, в смысле «рисовать» (буквы), но не под-черкивать, см. ниже).

У Светы красивый ровный почерк, поэтому ее попросили подписать книгу для директора.

Если же речь о подчеркивании, то слово следует писать с буквой Д, то есть ПОДЧЕРК (от глагола с приставкой под-: подчеркнуть (т. е. провести черту)).

Знак подчерка (_) находится на клавиатуре на той же клавише, что и дефис.

Конечно же правильно надо писать Почерк, а не «Подчерк»».

Почерк — > — здесь мы говорим о каллиграфическом написании.

Слово почерк надо запомнить.

А вот слово подчерк в русском языке отсутствует, под словом подчерк подразумевается глагольная форма, например >.

Наверняка многие делают ошибку в этом слове, неправильно думая, что раз в слове подчеркнуть есть буква д, то и в слове почерк она должна быть. Однако это не так. Слово ПОЧЕРК пишется без буквы Д.

Слово подчеркнуть будет писаться по-другому, с буквой д.

Тут все дело в строении этих двух слов.

В слове подчеркнуть ПОД будет приставкой, ЧЕРК — корнем, НУ — суффиксом, ТЬ — окончание.

В слове же почерк окончание нулевое, а корнем является все слово ПОЧЕРК.

Правильно — почерк. Это слово обозначает внешний вид написания букв в предложении или в слове. Многие почерки схожи, но у каждого человека свой почерк письма и он во-многом зависит от его характера.

Если же вы захотите написать предложение типа: «Надо подчеркнуть все прилагательные», то в слове поДчеркнуть надо ставить букву Д.

Когда речь идет не о подчеркивании слов, а о индивидуальном стиле написания букв, то пишется «почерк». Подчерк в этом случае никак не может писаться, так как в таком слове подразумевается проведение черты под чем-либо (в Толковом словаре Ожегова даже нет такой формы слова), поэтому, конечно, «почерк».

Вне всяких сомнений, слово «почерк» пишется без буквы «д»! Для того, чтобы в этом убедиться на сто процентов, достаточно подобрать к слову «почерк» однокоренное слово, но во множественном числе, и в нём мы буквы «д» не услышим: почерк — почерка.

Юлия Алекс­андро­вна89 [15.9K]

Конечно правильно нужно писать Почерк. По почерку даже опознают какой у человека характер. А вот есть ьакое предложение где нам предлагают подчеркнуть какое нибудь предложение, и естественно в этом слове мы пишем букву Д. Поэтому старайтесь ни когда не делать ошибки.

«Подчерк» или «почерк»: как пишется слово?

Очень часто возникают сомнения в написании созвучных слов, которыми так богата русская речь. «Подчерк» или «почерк» — как написать, и нужна ли буква «д»? А, может быть, оба варианта верны? Разберемся во всем последовательно.

  1. Как правильно пишется?
  2. Морфемный разбор слов «подчерк» и «почерк»
  3. В каких случаях пишут «подчерк»
  4. Примеры предложений
  5. В каких случаях пишут «почерк»
  6. Примеры предложений
  7. Ошибочное написание слов «подчерк» и «почерк»
  8. Как правильно писать: почерк или поДчерк?
  9. почерк
  10. Морфологические и синтаксические свойства
  11. Произношение
  12. Семантические свойства
  13. Значение
  14. Синонимы
  15. Антонимы
  16. Гиперонимы
  17. Гипонимы
  18. Родственные слова
  19. Этимология
  20. Фразеологизмы и устойчивые сочетания
  21. Перевод
  22. Библиография
  23. Морфологические и синтаксические свойства
  24. Произношение
  25. Семантические свойства
  26. Значение
  27. Синонимы
  28. Антонимы
  29. Гиперонимы
  30. Гипонимы
  31. Родственные слова
  32. Этимология
  33. Фразеологизмы и устойчивые сочетания
  34. Морфологические и синтаксические свойства
  35. Произношение
  36. Семантические свойства
  37. Значение
  38. Синонимы
  39. Антонимы
  40. Гиперонимы
  41. Гипонимы
  42. Родственные слова
  43. Этимология
  44. Фразеологизмы и устойчивые сочетания
  45. Морфологические и синтаксические свойства
  46. Произношение
  47. Семантические свойства
  48. Значение
  49. Синонимы
  50. Антонимы
  51. Гиперонимы
  52. Гипонимы
  53. Родственные слова
  54. Этимология
  55. Фразеологизмы и устойчивые сочетания
  56. Морфологические и синтаксические свойства
  57. Произношение
  58. Семантические свойства
  59. Значение
  60. Синонимы
  61. Антонимы
  62. Гиперонимы
  63. Гипонимы
  64. Родственные слова
  65. Этимология
  66. Фразеологизмы и устойчивые сочетания
  67. Морфологические и синтаксические свойства
  68. Произношение
  69. Семантические свойства
  70. Значение
  71. Синонимы
  72. Антонимы
  73. Гиперонимы
  74. Гипонимы
  75. Родственные слова
  76. Этимология
  77. Фразеологизмы и устойчивые сочетания
  78. Морфологические и синтаксические свойства
  79. Произношение
  80. Семантические свойства
  81. Значение
  82. Синонимы
  83. Антонимы
  84. Гиперонимы
  85. Гипонимы
  86. Родственные слова
  87. Этимология
  88. Фразеологизмы и устойчивые сочетания

Как правильно пишется?

Чтобы убедиться в правильности написания, прибегнем к информации, изложенной в орфографическом словаре. К нашему удивлению, мы найдем здесь оба варианта, поэтому подробнее исследуем этот термин.

Что такое «почерк»? Это существительное, образованное от глагола черкать. Оно отражает индивидуальную манеру письма человека, начертание рукописного текста, по которому составляется его психологический портрет или определяется возраст.

Толкование слова «подчерк» иное. Существительное происходит от глагола «подчеркивать» и подразумевает проведение нижней черты. Это способ выделения написанного или набранного на компьютере текста.

Морфемный разбор слов «подчерк» и «почерк»

Оба существительных имеют корень «черк» и различные приставки.

В одном случае — это приставка «по»,

в другом — «под». Здесь кроется еще одна сложность, так как иногда вместо буквы «д» используют букву «т» в приставке, что тоже является ошибкой.

В каких случаях пишут «подчерк»

Примеры предложений

Легче запомнить корректное написание помогут следующие фразы:

  1. Старушка жаловалась на плохое зрение, поэтому врач оставила под названием препарата жирный подчерк.
  2. Она так была сосредоточена на составлении рекламации, что когда дверь внезапно открылась, от неожиданности она оставила на бумаге тоненький подчерк.
  3. Станислав писал настолько небрежно, что подчерк, оставленный им, можно было перепутать с перечеркиванием.
  4. Конверт попал к почтальону, и он уверенной рукой обвел имя и фамилию адресата, а также оставил под адресом три широких подчерка.

В каких случаях пишут «почерк»

Примеры предложений

Уместно написать это слово в следующих фразах:

  1. Врачебный почерк — это что-то удивительное, даже коллеги не могут понять, что написано в рецепте.
  2. У него очень красивый почерк, несмотря на то, что учится он неудовлетворительно.
  3. У Ольги вполне разборчивый почерк, хотя ей приходится писать очень быстро. На работе ее все торопят, поэтому времени совсем не хватает.
  4. Почерк может говорить очень много о человеке: мелкие буквы свидетельствуют о жадности, а очень крупные — о расточительности.
  5. Он бросил на стол стопку бумаг, исписанных интересным почерком с завитушками.
  6. Ей нужно ежедневно работать для того, чтобы усовершенствовать свой почерк. Она же девочка, она должна писать красиво.
  7. Красивые листки шершавой бристольской бумаги были украшены аккуратным женским почерком и забавными рисунками.
  8. Писала она без помарок, но почерк ее выдавал, поэтому начальник сразу понял, кто написал анонимное письмо.

Ошибочное написание слов «подчерк» и «почерк»

Каждый вариант, употребленный в несоответствии со смысловым наполнением текста, является ошибкой.

Неправильно использовать словоформы «размашистый подчерк» или «тройной почерк», так как они не соответствуют заложенному контексту.

Разобравшись в этом вопросе, не останавливаемся, а продолжаем совершенствоваться. Грамотное письмо нужно нам для того, чтобы тренировать свою память и «не упасть в грязь лицом» в самый неподходящий момент.

Как правильно писать: почерк или поДчерк?

Удиви­тельн­ая Рядом [515K]

Это зависит исключительно от того, что именно Вы имеете ввиду.

Если речь идёт о результате подчёркивания, то есть проведения линии (под линейку или без оной), то нужное слово — ПÓДЧЕРК. Существительное образовано способом нулевой суффиксации от глагола подчеркивать. Хотелось бы также заметить, что это слово не может быть использовано в переносном смысле, так как оно просто не имеет смысла.

Если же речь идёт об индивидуальной манере изображения букв при письме (а также в метафорическом смысле), то нужное слово — ПÓЧЕРК. Судя по структуре слова, оно также было образовано способом нулевой суффиксации, но в современном русском языке нет глагола, от которого оно было в своё время образовано, нет слова «почёркивать».

А ещё есть слово ÓЧЕРК — когда-то очень популярный публицистический жанр заметок, набросков. Образован всё тем же способом от глагола очеркивать. В русской литературе есть такое произведение — «Очерки бурсы» Н. Г. Помяловского, с текстом которого можно ознакомиться здесь.

Вот какое разнообразие смыслов, так что свысока не стоит думать не только о минутах, но и о единичных буковках.

автор вопроса выбрал этот ответ лучшим

Хороший вопрос, действительно коварное слово.

Согласная «д» так и «лезет» сюда.

Тем не менее, место ей в слове «почерк» не предусмотрено.

В русском языке есть слово «подчеркивание», а не «подчерк» в том смысле, если мы что-то подчеркиваем.

Если же мы собираемся писать какой-либо текст, то пишем мы его своим индивидуальным «почерком».

Слово «почерк» относится к словарным словам, изучаемых в 4-5 классах общеобразовательной школы.

Слово следует запомнить, потому как, оно не подчиняется никаким правилам орфографии.

Правильное написание слова — почерк.

Если речь идет об устойчивой манере письма какого-то человека, то правильно следует писать почерк.

Дело в том, что в данном слове присутствует приставка по-, а не под-, как думают некоторые. Приставка по- образует существительные, которые имеют значение»манера действия, способ действия»

Если же говорить о приставки под-, то она образует существительные со значением:

  • часть какого-либо целого,
  • расположенный в близости от чего-либо,
  • являющийся званием ниже (например, подполковник).

Согласитесь, что ни одно из указанных значений, которое имеет приставка под- и при образовании существительных придает им соответствующее значение, для слова почерк не подходит.

Наверно почти каждый человек хоть раз задумывался над написанием слова «почерк». Нужна ли согласная «д» или нет. Всё дело в том, что здесь переплетаются два похожие по смыслу глагола — «почеркать» и «подчеркнуть», поэтому иногда возникает сомнение из-за их созвучия. Слово «почерк» относится к «почеркать» без -д, а «подчеркнуть» относится к слову «подчеркивание» с -д.

«Почерк» — это стиль текста человека и он неповторим. «Подчеркивание» же (возможен даже вариант «подчерк») — это символ или разметка, которая может повторяться в разных текстах для какого-то обозначения. Следовательно писать правильно нужно «почерк».

Божья коров­ка [153K]

Правильное написание слова зависит от контекста, то есть можно написать и так, и так.

Если вы говорите о сугубо индивидуальной манере письма (то есть написании букв), то в этом случае правильно писать ПОЧЕРК (черкать, почеркать, в смысле «рисовать» (буквы), но не под-черкивать, см. ниже).

У Светы красивый ровный почерк, поэтому ее попросили подписать книгу для директора.

Если же речь о подчеркивании, то слово следует писать с буквой Д, то есть ПОДЧЕРК (от глагола с приставкой под-: подчеркнуть (т. е. провести черту)).

Знак подчерка (_) находится на клавиатуре на той же клавише, что и дефис.

Конечно же правильно надо писать Почерк, а не «Подчерк»».

Почерк — > — здесь мы говорим о каллиграфическом написании.

Слово почерк надо запомнить.

А вот слово подчерк в русском языке отсутствует, под словом подчерк подразумевается глагольная форма, например >.

Наверняка многие делают ошибку в этом слове, неправильно думая, что раз в слове подчеркнуть есть буква д, то и в слове почерк она должна быть. Однако это не так. Слово ПОЧЕРК пишется без буквы Д.

Слово подчеркнуть будет писаться по-другому, с буквой д.

Тут все дело в строении этих двух слов.

В слове подчеркнуть ПОД будет приставкой, ЧЕРК — корнем, НУ — суффиксом, ТЬ — окончание.

В слове же почерк окончание нулевое, а корнем является все слово ПОЧЕРК.

Правильно — почерк. Это слово обозначает внешний вид написания букв в предложении или в слове. Многие почерки схожи, но у каждого человека свой почерк письма и он во-многом зависит от его характера.

Если же вы захотите написать предложение типа: «Надо подчеркнуть все прилагательные», то в слове поДчеркнуть надо ставить букву Д.

Когда речь идет не о подчеркивании слов, а о индивидуальном стиле написания букв, то пишется «почерк». Подчерк в этом случае никак не может писаться, так как в таком слове подразумевается проведение черты под чем-либо (в Толковом словаре Ожегова даже нет такой формы слова), поэтому, конечно, «почерк».

Вне всяких сомнений, слово «почерк» пишется без буквы «д»! Для того, чтобы в этом убедиться на сто процентов, достаточно подобрать к слову «почерк» однокоренное слово, но во множественном числе, и в нём мы буквы «д» не услышим: почерк — почерка.

Юлия Алекс­андро­вна89 [15.9K]

Конечно правильно нужно писать Почерк. По почерку даже опознают какой у человека характер. А вот есть ьакое предложение где нам предлагают подчеркнуть какое нибудь предложение, и естественно в этом слове мы пишем букву Д. Поэтому старайтесь ни когда не делать ошибки.

по нему даже можно характер определить

почерк

Морфологические и синтаксические свойства

Существительное, неодушевлённое, мужской род, 2-е склонение (тип склонения 3a по классификации А. А. Зализняка). Встречается также разг. вариант склонения по схеме 3c(1): мн. ч. — почерка́, почерко́в, почерка́м, почерка́ми, почерка́х.

Корень: -почерк- [Тихонов, 1996].

Произношение

  • МФА: ед. ч. [ˈpot͡ɕɪrk] мн. ч. [ˈpot͡ɕɪrkʲɪ]

Семантические свойства

Значение
  1. манера изображения букв на письме ◆ Почерк был незнаком девушке; без особого любопытства она вскрыла конверт и вытащила аккуратно сложенный листок. А. С. Грин, «Джесси и Моргиана» ◆ В чистописании главное не почерк, главное, чтоб ученики не забывались. А. П. Чехов, «Неудача»
  2. перен. свойственная кому-либо характерная манера делать что-либо ◆ Почерк преступления показался следователю знакомым.
  3. перен. редк. быстрое, размашистое движение пером, карандашом по бумаге при письме; росчерк ◆ Да, классик я — но до известной меры: // Я б не хотел, чтоб почерком пера // Присуждены все были землемеры, // Механики, купцы, кондуктора // Виргилия долбить или Гомера. А. К. Толстой, «Портрет»
Синонимы
  1. рука
  2. рука
  3. росчерк
Антонимы
Гиперонимы
Гипонимы

Родственные слова

Этимология

Происходит от гл. черкать, далее из праслав. *čьrkati, от кот. в числе прочего произошли: русск. черкать, черкнуть, укр. черкати, словенск. čŕkati. Связано с čьrtati (ср. русск. черта, чертить). Использованы данные Толкового словаря русского языка с включением сведений о происхождении слов (2007). См. Список литературы.

Как правильно: почерк или подчерк?

Русский язык богат на созвучные понятия, которые очень легко спутать не только в написании, но и в толковании. В большинстве случаев люди начинают сомневаться при необходимости употребления в письменной или устной речи понятия почерк. Нужно ли прописывать согласную Д? Почерк или подчерк — как правильно писать? Может быть, оба варианта верны?

  1. Правильно пишется
  2. Какое правило?
  3. Морфологические и синтаксические свойства
  4. Примеры предложений
  5. Неправильно пишется
  6. Значение
  7. Синонимы
  8. Заключение

Правильно пишется

В случае возникновения сомнений в написании той или иной словоформы необходимо искать ее в орфографическом словаре. В нашем случае, нас ждет приятная неожиданность: исследуемый термин может писаться и так, и так. Только речь идет о совершенно разных толкованиях.

Главное — не употребить букву Т.

Какое правило?

Правописание изучаемой лексической единицы зависит от смыслового наполнения.

Подчерк — имя существительное, образованное от глагола с помощью приставки ПОД: подчеркнуть.

Почерк — существительное, образованное с помощью приставки ПО от слова почеркать.

Морфологические и синтаксические свойства

Морфологический разбор поможет разобраться, как пишется почерк и в каких случаях это уместно.

Словоформа относится к отглагольному неодушевленному, нарицательному существительному. В зависимости от контекста может выступать разным членом предложения.

Если говорить все же о подчерке, то словоформа является неодушевленным существительным мужского рода в единственном числе.

Примеры предложений

Разобраться с уместным использованием каждого понятия помогут наглядные примеры.

  1. Ах, какой у него красивый и аккуратный почерк, с милыми завитушками.
  2. Врачебный почерк распознать крайне трудно: он скорее напоминает кардиограмму, нежели отдельные слова.
  3. Она так спешила закончить предложение, что нечаянно оставила под последним словом тоненький подчерк.
  4. Чтобы расставить акцент на важности рецептурного препарата, доктор оставила под названием медикамента жирный подчерк.

Неправильно пишется

Каждый вариант писать надо с уверенностью в понимании заложенного контекста. Лексема может быть написана с ошибкой, если словоформа не соответствует смысловому наполнению предложения. Поэтому, каждый вариант может оказаться неправильным, если проявить невнимательность.

Значение

В зависимости от значения написание созвучных изучаемых лексем отличается наличием звонкой согласной Д.

Почерк — индивидуальная манера письма, по которой составляется описание характера написанных слов и предложений. По нему можно составить психологический портрет и возрастную категорию человека, написавшего текст.

Употребление термина подчерк в речи подразумевает подведение черты — подчеркивания.

Синонимы

Если возникли сомнения в правописании изучаемой лексической единицы, попробуйте найти слово с подобным значением, которое будет для вас более простым в написании. К примеру, уместные синонимы в данном случае: шрифт, манера письма, стиль написания, интонация, письмо.

Заключение

Русский язык любит проявлять свое коварство: то некоторые звуки передаются на письме другими буквенными сочетаниями, то созвучные словоформы с похожими, но разными понятиями… Чтобы не упасть в грязь лицом, необходимо постоянно развиваться и запоминать интересные лексемы, которые нередко используются в речи. Можно работать с правилами правописания русского языка, с исключениями или словарными понятиями; а можно разбирать лексемы на простых примерах. Это отличная тренировка для развития зрительной и письменной памяти. Ведь никто не знает, кому когда какие знания пригодятся. Помните: развитие — первый шаг к совершенству.

Ссылка на основную публикацию