Диктанты по русскому языку – 3 класс 2 четверть

Диктанты по русскому языку – 3 класс 2 четверть

Содержание:

  1. Контрольное списывание «Счастливо, Ивушкин!»
  2. Контрольный диктант «Осень в лесу»
  3. 3.Проверочная работа по теме «Текст. Предложение. Словосочетание».
  4. Словарный диктант №1
  5. Контрольное списывание «С далёкой прогулки»
  6. 6.Проверочная работа по теме «Части речи»
  7. Словарный диктант №2
  8. Проверочный диктант «Осенний лес»
  9. Контрольное списывание «Осенняя пора…»
  10. Контрольный диктант за 1 четверть «Приход зимы»
  1. Контрольное списывание «Про медведей»
  2. Словарный диктант №3
  3. Административный промежуточный контрольный диктант «Идёт зима»
  1. Контрольное списывание «Вселенная…»
  2. Проверочный диктант по теме: «Род и число имён существительных» «Дорога к озеру»
  3. Словарный диктант № 4
  4. Проверочный диктант по теме: «Имя существительное» «На рыбной ловле»
  5. Словарный диктант № 5
  6. 19.Проверочная работа по теме: «Имя прилагательное»
  7. Контрольный диктант за 3 четверть «Весеннее утро»
  1. 21.Проверочная работа по теме «Местоимение»
  2. Словарный диктант № 6
  3. 23.Проверочная работа по теме: «Глагол»
  4. Контрольный диктант по теме «Части речи» «Летняя пора»
  5. Административный итоговый контрольный диктант «Май», «Июнь»
  6. Контрольное списывание «Ласточки»

№1

Контрольное списывание (с грамматическим заданием)[1]

Счастливо, Ивушкин!

Первого сентября будильник с батарейкой внутри показывал восемь часов. Папа, мама и мальчик с букетом вышли из дверей своей квартиры. Замок захлопнулся с весёлым звоном. Они быстро сбежали по лесенкам с третьего этажа.

Много ребят с букетами и без букетов шли и бежали по широкому проспекту прямо к школе. Но папа, мама и мальчик свернули в переулок. Оттуда к ним направлялась серая со светлыми пятнышками лошадь. Ивушкин попрощался со своим другом. Лошадь кивала ему. Счастливо, Ивушкин!

Грамматическое задание :

  1. Спиши текст.
  2. Подчеркни гласные буквы в первом предложении.
  3. Во втором предложении подчеркни звонкие согласные.
  4. Расставь ударения в словах третьего предложения.
  5. В четвёртом предложении подчеркни согласные буквы, обозначающие мягкие звуки.

№2

Контрольный диктант

Осень в лесу

Как красив осенний лес! Берёзки надели золотые платья. Листья клёна разрумянились. Густая листва дуба стала как медь. Сосны и ели остались зелёными. Пёстрый ковёр из листьев шуршал под ногами. А сколько грибов в лесу! Душистые рыжики и жёлтые опята ждут грибников.

Дрозды кружились над рябиной. Они клевали гроздья ягод. В дубках кричали сойки. Над елью пискнула синичка. Рябчики пролетели в лесную чащу. Хорошо в лесу осенью!

Задание

  1. Выполнить звуко-буквенный разбор слова ковёр 1 .
  2. Разделить для переноса слова: аллея, платья, осень, сойки.
  3. Выполнить разбор предложения по членам: Рябчики пролетели в лесную чащу. 4

№4

Словарный диктант №1

Праздник, вместе, орех, овёс, восток, заря, пшеница, альбом, погода, понедельник, ракета.

№7

Словарный диктант №2

Трактор, чёрный, четыре, восемь, вторник, среда, картофель, петрушка, овощи, горох, огурец, помидор, огород.

№12

Словарный диктант №3

Компьютер, столица, обед, ужин, пирог, шоссе, четверг, север, берег, пороша, чувство, лестница, интересный, интересно.

№ 16

Словарный диктант №4

Коллектив, коллекция, аккуратный, аккуратно, грамм, килограмм, желать, вместе, погода, праздник, понедельник, четыре.

№ 18

Словарный диктант №5

Самолет, комната, однажды, кровать, рябина, трамвай, пятница, около, солома, озеро, заяц, вокруг, потом.

№22

Словарный диктант №6

Приветливо, Красная площадь, Московский Кремль, растение, ромашка, сирень, поэт, гвоздика, животное.

№5

Контрольное списывание

С далёкой прогулки

Я плетусь домой с далёкой прогулки. Колени словно чужие. Спину ломит, а голову нажгло солнцем. Я едва вижу узкую тропинку. Широко открывать глаза не могу.

И всё же я счастлив!

Я увидел, как маленькая гусеница устроила себе дом, стянув края листа. Я следил в зарослях травы за жуками. Завтра опять будут гореть усталые глаза. Опять длинной покажется дорога домой. Но снова я что-то увижу, узнаю.

№8

Проверочный диктант

Осенний лес

Октябрь. Деревья давно сбросили жёлтые листья. В лесу идёт дождь, и листва на дорожках шуршит под ногами. Сойки кружились над рябиной. Они клевали гроздья ягод. В дубках кричали сороки. Над берёзой пискнула синичка. Воробьи пролетели в лесную чащу.

Задание

  1. Выполнить звуко-буквенный разбор слова сойки 1 (в-1), ягод 1 (в-2).
  2. Выполнить полный разбор предложения по членам:

(в-1)Воробьи пролетели в лесную чащу. 4

(в-2) Деревья давно сбросили жёлтые листья. 4

№9

Контрольное списывание (с грамматическим заданием*)

Осенняя пора – замечательная пора! Начинается она с праздника красок. Жёлтый лист лежит всюду. Разноцветье трав увяло. Кругом увяданье и цветенье. Тёплое солнце чередуется с холодным ветром. Чудеса! Деревья постепенно стали голыми, одинокими, грустными. Грязь, дождь, сырость. Заканчивается осень ненастными днями. Каждый человек замечает и чувствует в осени что-то своё. А что чувствуешь ты? Какой ты её видишь?

Грамматическое задание:

Выполнить разбор предложения по членам: Заканчивается осень ненастными днями 4 .

№10

Контрольный диктант за 1 четверть

Приход зимы

В лесу было светло и тихо. Деревья давно сбросили жёлтые листья. Ночью был первый мороз. Листва на дорожках не шуршала под ногами.

День словно дремал. С неба падали лёгкие снежинки. Мы бродили по лесу до вечера. На рябине сидели красногрудые снегири. Мы сорвали схваченные морозцем кисти рябины. Это была последняя память об осени. У берегов озера была узкая полоска льда. Я увидел в воде стайку рыб. Повалил густой снег. Зима входила в свои права.

Задание

  1. Выполнить полный разбор предложения по членам: Мы дышали в лесу свежим воздухом. 4
  2. Выполнить звуко-буквенный разбор слова ночью. 1
  3. Выделить корень в словах: снежинки, красногрудые, входила.
  4. Подобрать однокоренные слова к слову мороз.

№13

Административный контрольный диктант

Идёт зима

Чудесная звёздная ночь украсила землю. Ударил сильный мороз. Он сковал ледком лужи на лесных дорожках. Лес молчалив, но загадочно красив.

Утром выглянуло яркое солнце, и пошёл мягкий пушистый снег. Он укутал землю белоснежным ковром.

Мороз не испугал ребят. Они надели тёплые шапки и шубки. Дети взяли санки, лыжи и побежали в лес. Они стали кататься с гор, лепили снеговика и играли в снежки. Рядом бегала собака Чапа и радостно лаяла.

Задание

  1. Выполнить звуко-буквенный разбор слова снег 1 .
  2. Разделить по составу слова: прогулка, ветерок, мороз, перелётные, зимние, снежинки.
  3. Выполнить разбор предложения по членам: Сильная метель намела во дворе огромные сугробы. 4

№14

Контрольное списывание

Вселенная… Какое красивое и величественное слово! Так называют весь необъятный мир, частичкой которого является наша Земля. Во Вселенной множество звёзд. Самая близкая – Солнце. Самая яркая на зимнем небе – Сириус. Её название обозначает «блестящий», «сверкающий». Украшает небо зимой созвездие Орион. Его название – это имя охотника из древнегреческих мифов.

№15

Проверочный диктант теме: «Род и число имён существительных»

Дорога к озеру

Весь день мы шли сосновыми лесами. На сухих полянах пели кузнечики. В воздухе пахло горячей сосновой корой и душистой земляникой. В небе над верхушками сосен висели ястребы. Мы отдыхали в тени осин и берёз. Потом пробирались через чащу на сырые места. Дышали грибным прелым запахом травы и корней. Жара для нас была мучительна. Только к закату мы вышли на берег озера.

Задание

  1. Выполнить звуко-буквенный разбор слова озёра 1 .
  2. 8. Определить род имён существительных: багаж, тишь, калач, помощь, кирпич, пальто, яблоко, площади, морковь, свечи, шалаш, тарелки, кровать, тропинка.
  3. Записать по 2 слова относящихся к женскому, мужскому, среднему родам.
  4. Образовать форму множественного или множественного числа:

Лес -…, чащи – …, озёра – …, берёза – …, трава – …, корни – …, берег – …, дороги – …, львы – …

№ 11

Контрольное списывание (с грамматическим заданием)[2]

Про медведей

Маленькие медв…жата очень забавны и игривы. Жаль только, что ре…ко удаётся видеть их. Медведица бывает в это время сердита и на д…лёкое расстояние не (под)пускает никого к своей с…мье.

Медвежата шаловливы: лазают (по)дерев…ям, борются, как реб…тишки, бегают взад и вперёд, проказнич…ют.

Вот (из)ближних кустов появилась толстая зв…риная голова. В лохматой шерсти бл…снули з…лёные гла…ки. Это был медве…ь. Что делать() Медведица (по)дала голо…, и сем…я быстро уд…лилась в чащу.

Задание

  1. Спиши текст, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки.
  2. В 5-м предложении подчеркни главные члены предложения.
  3. Из этого же предложения выпиши словосочетания.
  4. Разбери по составу слова: глазки 2, медведица 2

№ 17

Проверочный диктант по теме: «Имя существительное»

На рыбной ловле

Дорога шла через рожь к реке. Шуршали на ветру золотые колосья. Мы шли на рыбалку. Под ногами пробежала полевая мышь. Послышался плач в чаще леса. Это сыч затянул свою песню. Вот и река. Кругом тишь. Ловля началась. Скоро на удочку попался ёрш. Потом мы вытащили щуку и леща. Близилась ночь. Мы сделали шалаш. Утром солнце осветило окресность. Мы продолжили рыбалку.

Задание

  1. Выполни морфологический разбор к реке 3 , леща 3.
  2. Выполни синтаксический разбор второго предложения.
  3. 3. Определи падеж имён существительных в предложении: На травинке греют спинки золотые паучки.

№ 20

Контрольный диктант за 3 четверть

Весеннее утро

Как хорошо весенним утром в лесу! Вот из-за горизонта выкатилось огромное красное солнце. Вот солнечные лучи попали в густой туман. Он заклубился розовым паром. Открылась водная гладь. На сосенке проснулась крошечная шишечка. Малютка смотрит на широкое поле за рекой. Видит стройные ели с пушистыми ветвями. Слушает радостное пение птиц. Вдыхает аромат лёгкого весеннего воздуха. Вся природа вместе с ней радуется весне.

Задание

  1. Выпиши из текста три словосочетания: прилагательное +существительное.
  2. Выполни синтаксический разбор шестого предложения.
  3. Выполни морфологический разбор прилагательного – крошечная 3.

№ 24

Контрольный диктант по теме «Части речи»

Летняя пора

Лес оделся в зелёную листву. На светлых полянах цветут кудрявые липы. В лугах запестрели цветы. Вот глазастые ромашки. Они весело раскрыли белые лепестки. Розовый клевер спрятал свою круглую головку в траве. Склонились лиловые колокольчики. Васильки как в голубых коронах стоят. В воздухе запах трав. Пчёлы носятся около цветов липы. Богатый взяток унесут пчёлы в улей. В восковых сотах они заготовят душистый мёд. Поспела земляника и малина. Налились золотые колосья хлебов. Скоро наступит время косьбы. Косцы выйдут в леса и на луга. Они будут запасать свежее сено для скота.

  1. Выполни морфологический разбор глагола: оделся 3.
  2. Выполни фонетический разбор слова мёд 1.
  3. Определи части речи в предложении: В восковых сотах они заготовят душистый мёд.
  4. Найди в тексте 3 глагола в форме прошедшего, настоящего и будущего времени, подчеркни эти глаголы двумя чертами и укажи время.

№25

Административный итоговый контрольный диктант

Май

Стоит чудесный майский день. Как хорошо в эту весеннюю пору! Горячее солнце осветило всю окрестность. После тёплого дождя появилась зелёная травка 4 . Синие, жёлтые, красные цветы подняли головки. С каждым днём земля надевает новый пёстрый наряд. Вот уже появились душистые кисти на черёмухе и на сирени.

Лёгкий ветерок играет в зелени деревьев. С раннего утра до позднего вечера на разные голоса поют свои песни птицы. Среди них ты легко узнаешь голос 1 соловья. Как красиво он поёт! Пришла 3 настоящая весна 3 .

Задание

  1. Выполнить синтаксический разбор предложения: После тёплого дождя появилась зелёная травка 4.
  2. Выполнить фонетический разбор слова- голос 1
  3. Выполнить морфологический разбор ( как часть речи) слова: пришла 3 или весна 3
  4. 4. Разобрать по составу слова: летняя, зацветает, лесная, розовый, прибегают, шмели.

Административный итоговый контрольный диктант

Июнь

Наступила чудная летняя пора. Горячее солнце заливает землю яркими лучами. Зацветает иван-чай. Лесная опушка утопает в розовой пене. Жужжит в цветах пчелиный рой. Гудят мохнатые шмели. Воздух наполняет сладкий запах варенья.

В полдень 1 оживает лесная 3 полянка 4 . Прибегают на опушку разные зверьки. Прилетают шумные стайки птиц. Звенят над поляной их радостные голоса. Хорошо в жаркий денёк посидеть на пенёчке. Птичье пение ласкает слух.

Задание

  1. Выполнить синтаксический разбор предложения: В полдень оживает лесная полянка 4
  2. Выполнить фонетический разбор слова – полдень 1
  3. Выполнить морфологический разбор (как часть речи) слова: оживает 3илилесная 3
  4. 4. Разобрать по составу слова: летняя, зацветает, лесная, розовый, прибегают, шмели.

№26

Контрольное списывание

Ласточки

Радостно светит весеннее солнышко. В такую чудесную погоду прилетели ласточки. Далеко разносятся их весёлые песни.

Летали ласточки к старому домику. Он осыпался и развалился. Каждый день носили ласточки в клювах солому, глину, прутики. Долго работали певуньи. Хорошее получилось гнёздышко.

Скоро в гнезде появились птенчики. Узнал об этом чёрный кот. Решил он полакомиться и стал следить за птенцами.

Увидели ласточки кота и стали отвлекать его от гнезда. Оберегают они своих маленьких детёнышей от опасности.

№3

Проверочная работа по теме
«ТЕКСТ. ПРЕДЛОЖЕНИЕ. СЛОВОСОЧЕТАНИЕ»

ТЕКСТ

А1. Что такое тема текста?

А2. Какой заголовок самый точный к данному тексту?

У корней деревьев проворно бегают муравьи и густо растут ландыши. Мы очень любим ландыши. Их белые цветы похожи на крошечные колокольчики. Они так хорошо пахнут!

А3. Какая запись является связным текстом?

А4. Что значит понять текст?

В1. В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился текст?

А) Они редко выходят на берег.

Б) Большой пруд зимой не замерзает.

В) На пруду живут дикие утки.

Г) Сюда вливается тёплая вода из труб.

В2. Определи количество предложений в тексте.

Журавль подрос за лето он стал стройный и красивый пришла осень птицы улетали в жаркие страны журавль улетал вместе со всеми в последний раз шагал он по родному болоту вот все журавли собрались в стаю пора лететь!

С1. Выбери в каждом случае правильный вариант написания и подчеркни его.

В окт(е, я)бре дует ре(з, с)кий ветер. Он н(е, и)сёт по доро(ж, ш)кам жёлтые лис(т, ть)я. Сизый дымок (в, вь)ётся из тру(б, п). Голу(б, к)ки забились под карни(з, с) дома. Воробей сидит в мя(г, х)ком гн(е, и)зде. Собака (Б, б)арбос спит в бу(д, т)ке.

ПРЕДЛОЖЕНИЕ. СЛОВОСОЧЕТАНИЕ

А1. Отметь повествовательное предложение.

Ключи к тестам

ТЕКСТ

По 3 балла

Максимально
12 баллов

По 4 балла

Максимально 8 баллов

Отметка «4»

(не менее 20 баллов)

[1] Грамматическое задание даётся на усмотрение учителя.

[2] Грамматическое задание даётся на усмотрение учителя.

Контрольные работы / диктанты по русскому языку за 3 класс УМК “Школа России”

Предлагаем вам систематизированную подборку контрольных работ по русскому языку, состоящую из тематических диктантов в соответствии с темами УМК “Школа России”, авторы учебников Канакина, Горецкий, за третий класс.

Входная контрольная работа по русскому языку 3 класс

Цель: проверить знания, умения и навыки на начало нового учебного года; умения самостоятельно работать, оформлять предложение.

Юра Щукин и Алёша Морозов – большие друзья. Они живут в селе Ильинка. Кругом раскинулись широкие поля. Яркие краски радуют глаз. Под горой течёт речушка Быстрянка. Летом ребята работали в колхозе. Они ходили на прополку свёклы и моркови. Потом бежали в ближний лесок. Там много грибов и ягод. Мальчики знают грибные места.

Слова для справок: раскинулись, ближний.

Грамматическое задание
1. Составьте предложение из слов и разберите его по членам предложения и частям речи. Выпиши словосочетания: вариант 1 – листья, падают, берёз, золотые, с; вариант 2 – ногами, шуршит, трава, под, сухая.
2. Прочитайте слова.
Маяк, кольцо, длинный, Игорь, юнга, друзья, Юрий.
1 вариант. Выпиши слова, в которых букв больше, чем звуков. Укажи в них количество слогов, звуков, букв.
2 вариант. Выпиши слова, в которых звуков больше, чем букв. Укажи в них количество слогов, звуков, букв.
3. Вспомни, какие бывают орфограммы. Подбери на каждое правило по 2 своих примера.
Живут, шина –
Часы, щавель –
Чудо, щупальца –
Ночка, ручной –

Контрольный диктант по теме «Предложение»

Цель: проверить знания, умения и навыки по теме «Предложение», выявить уровень сформированности навыков правописания, приобретённых за два года обучения, умений оформлять предложение, писать слова без пропусков букв, обозначать твёрдые и мягкие согласные, разделительный мягкий знак.

Мы часто ходим в ближний лесок. Красив русский лес осенью. Яркие краски радуют глаз. Падают осенние листья. Земля покрылась пёстрым ковром. Шуршит под ногами пожухлая трава. В лесу смолкли птичьи песни. Вода в лесных ручьях чистая. Хорошо дышать свежим воздухом.

Слова для справок: ходим, воздухом.

Грамматическое задание
1. Запишите цифрой, сколько слов в первом предложении.
2. Слова русский, листья разделите для переноса.
3. В третьем предложении подчеркните грамматическую основу, выпишите словосочетания.

Контрольный диктант по теме «Слово в языке и речи»

Цель: проверить навыки грамотного письма, умения находить в предложениях главные члены, определять части речи, находить однокоренные слова, выделять в словах корень.

Прощание с осенью

В октябре стоит сырая погода. Весь месяц льют дожди. Дует осенний ветер. Шумят в саду деревья.
Ночью перестал дождь. Выпал первый снег. Кругом светло. Всё вокруг стало нарядным. Две вороны сели на берёзу. Посыпался пушистый снежок. Дорога подмёрзла. Хрустят листья и трава на тропе у дома.

Слова для справок: стало, подмёрзла.

Грамматическое задание
1. В первом предложении подчеркните подлежащие и сказуемое, определите части речи.
2. Выпишите из текста два однокоренных слова, выделите в них корень.
3. Выпишите из текста слово, в котором букв больше, чем звуков.

Контрольный диктант по теме «Состав слова»

Цель: проверить навыки правописания слов с изученными орфограммами, умение разбирать слова по составу.

В лютый зимний холод всякая птица спешит к жилью человека. Там легче добыть пищу. Голод убивает обычный страх. Люди перестают пугать осторожную лесную живность. Тетерев и куропатка залетают в хранилища с зерном. Русаки ночью постоянно скачут в сад и огород. Ласки устраивают охоту на мышей в подвалах. Беляки прибегают щипать душистое сено из стогов.
Однажды через открытую дверь в сторожку влетела синичка. Она стала клевать крошки на столе.

Слово для справки: постоянно.

Грамматическое задание
1. Разберите по составу слова: сторожка, зимний, душистое.
2. Подберите однокоренные слова к слову лесную.
3. Выпишите из текста два глагола с приставками. Приставки выделите.

Контрольный диктант по теме «Правописание корней слов»

Цель: проверить навыки правописания слов с изученными орфограммами.

Стоит чудесный зимний день. Падает лёгкий снег. Деревья одеты в белые шубки. Спит пруд под ледяной коркой. Яркое солнце на небе.
Выбежала группа ребят. Они стали лепить снеговика. Глазки сделали ему из светлых льдинок, рот и нос из морковки, а брови из угольков. Радостно и весело всем!

Грамматическое задание
1. В первом предложении подчеркните главные члены и укажите части речи.
2. Разберите по составу слова: вариант 1 – зимний, шубки; вариант 2 – белые, морковки.
3. Найдите в тексте и запишите по одному слову с проверяемым безударным гласным в корне, парным по глухости-звонкости согласным, непроизносимым согласным. Рядом запишите проверочные слова.

Контрольный диктант по теме «Правописание частей слова»

Цель: проверить навыки правописания слов с изученными орфограммами.

Декабрь. Мороз. Кругом лежит снег. На деревьях пушистые снежинки. С берёз и осин листья давно опали. Только на дубах желтеют листья. Тишина.
Вдруг донеслась весёлая песня. Я оглянулся. На берегу реки сидела птичка. Я шагнул к ней. Птичка кинулась в воду и пропала. Я решил, что она утонула. Но кто это бежит по дну речки? Это оляпка или водяной воробей.

Слова для справок: оляпка, водяной.
(Так же необходимо чётко проговорить окончания в словах: веселая, пушистые.)

Грамматическое задание
4. Разберите предложения по членам: вариант 1 – третье, вариант 2 – десятое.
5. Разберите по составу слова: осинка, переход.
6. Найдите в тексте и подчеркните два слова с безударными гласными в корне, которые можно проверить.

Контрольный диктант по теме «Имя существительное»

Цель: проверить знания, умения и навыки по теме «Имя существительное».

Мой товарищ Витя гостил летом у брата. Село Юрьево стоит на берегу реки. Заиграет утром луч солнца, а друзья уже у реки. А вот и первая рыбка – ёрш. Ловили мальчики и крупную рыбу. Попадался окунь, лещ, сом.
Ребята часто ходили в лес за грибами. Однажды они зашли в лесную глушь. Тишина. Только в овраге журчал ключ. Много грибов набрали мальчики в лесной чаще.

Грамматическое задание
1. Запишите по два имени существительных женского, мужского и среднего рода.
2. Запишите пять имён существительных с шипящим звуком на конце.
3. Разберите по составу слова: рыбка, тишина, лесною.

Контрольный диктант по теме «Части речи. Имя существительное»

Цель: выявить уровень орфографических умений и навыков учащихся; проверить знания по теме «Имя существительное».

Мы открыли гараж и увидели летучую мышь. Это интересное животное. Днём летучая мышь спит. Широкие крылья закрывают зверька, как плащ. Гаснет последний солнечный луч. Наступает ночь. Летучие мыши ищут добычу.
Учёные пытались объяснить замечательную способность зверька находить дорогу в темноте. Залепляли глазки, нос. Мышь облетала опасные места. Когда мышь пищит, тончайший звук доходит до преграды и идёт назад. Чуткие ушки зверька ловят сигнал.

Грамматическое задание
1. Определите падеж имён существительных в последнем предложении.
2. В первом предложении слово гараж разберите как часть речи.
3. Разберите по составу слова: интересное, глазки, находит.

Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное»

Цель: проверить знания, умения и навыки по теме «Имя прилагательное».

Над полями и лесами светит яркое солнце. Потемнели в полях дороги. Посинел на реке лёд. В долинах зажурчали звонкие ручьи. Надулись на деревьях смолистые почки. На ивах появились мягкие пуховки.
Выбежал на опушку робкий заяц. Вышла на поляну старая лосиха с лосёнком. Вывела медведица на первую прогулку своих медвежат.

Грамматическое задание
1. Подчеркните в предложении главные члены, выпишите словосочетания: вариант 1 – четвёртое предложение; вариант 2 – пятое.
2. Замените прилагательные антонимами и запишите получившиеся словосочетания: вариант 1 – трусливый мальчик, узкий ручей; вариант 2 – старательный ученик, высокий куст.
3. Определите род, число и падеж имён прилагательных в словосочетаниях: сосновую шишку, крепким клювом.

Контрольный диктант по теме «Глагол»

Цель: проверить знания, умения и навыки по теме «Глагол».

Это случилось в апреле. Рано утром проснулось солнце и взглянуло на землю. А там за ночь зима да мороз свои порядки навели. Снегом покрыли поля и холмы. На деревьях сосульки развесили.
Засветило солнце и съело утренний лёд. По долине побежал весёлый, говорливый ручеёк. Вдруг под корнями берёзки он заметил глубокую норку. В норке сладко спал ёжик. Ёж осенью нашёл это укромное местечко. Он ещё не хотел вставать. Но холодный ручей забрался в сухую постельку и разбудил ежа.

По Г. Скребицкому

Грамматическое задание
1. Разберите предложение по членам: вариант 1 – седьмое; вариант 2 – девятое.
2. Разберите слова по составу: вариант 1 – засветило, утренний, берёзки; вариант 2 – развесили, весёлый, местечко.
3. Определите время, число, лицо глаголов: побежал, взглянешь, принесу.

Контрольный диктант по русскому языку 3 класс 1 полугодие

Зима в этом году выдалась мягкая, снежная. Снежные хлопья легли на землю и крыши домов. Снег одел в пушистые шубки кусты и деревья. Радостно ходить по лесу в ясный день. Мохнатые ветки деревьев нависают над узкой тропинкой. Вот постучал по стволу дятел. Хрустнула ветка. А какие шишки на ёлках! Белки, дятлы, клесты добывают из шишек пищу. Вот ком снега упал на землю. В воздухе кружится снежная пыль

1) Выделить изученные орфограммы:

в 3 предложении; в 5 предложении.

2) Подчеркнуть главные члены предложения, определить части речи:

в 5 предложении; во 2 предложении.

3) разобрать слова по составу:

снежная , денёк; пушистые, тропинкой

Итоговая контрольная работа по русскому языку

Цель: проверить знания, умения и навыки по программе 3 класса.

Раннее весеннее утро. Степь весело пестреет цветочками. Ярко желтеет дрок. Скромно синеют колокольчики. Белеет пахучая ромашка. Дикая гвоздика горит пунцовыми пятнами. В утренней прохладе разлит горький здоровый запах полыни.
Всё радостно потянулось к солнцу. Степь проснулась и ожила. Высоко в воздухе затрепетали жаворонки. Кузнечики подняли свою торопливую трескотню.

Грамматическое задание
1. Выпишите из текста два слова с безударными гласными в корне. Рядом запишите проверочные слова.
2. Выпишите из текста два слова с приставками. Приставки выделите.
3. Разберите предложения по членам: вариант 1 – второе, вариант 2 – третье.

Диктанты для 3 класса по программе “Школа России”

Диктанты для 3 класса по программе “Школа России”

Содержимое разработки

Контрольные диктанты по русскому языку 3 кл.

по программе «Школа России» по учебнику Канакиной В.П.

Составила Юдина О.П.

Контрольный диктант №1. 3 кл.

Прощание с осенью.

В октябре стоит сырая погода. Весь месяц идут дожди. Дует сильный ветер. Шумят в саду деревья.

Ночью перестал дождь. Выпал первый снег. Всё вокруг стало нарядным. Две вороны сели на берёзу. Посыпался пушистый снежок. Дорога подмерзла. Хрустят листья и трава у дома.

1.В первом предложении подчеркнуть подлежащее и сказуемое.

2.Указать над каждым словом части речи.

3.Выписать словосочетания с вопросами.

Контрольный диктант №2. 3 кл.

Был тёплый день. Мальчик выбежал на крыльцо. В ведре с водой играл лучик солнышка. Брызги холодной воды летели в разные стороны. Это мальчик Витя умывался.

На руку мальчика села божья коровка. Она ловко и быстро
двигалась. На круглой спинке были два крепких крылышка. Мелькнула тёмная голова. Букашка скрылась в кустах. Малыш был очень удивлен.

1. Разберите второе предложение по членам.
2. Укажите части речи в восьмом предложении.

3. Выпишите из диктанта: 1слово с безударной гласной в корне,

подчеркните её, поставьте ударение, напишите проверочное слово.

1 слово с парной звонкой или глухой согласной, подчеркните её, напишите проверочное слово.

Контрольный диктант №3. 3 кл.

Наступили первые морозные деньки. Падают с неба белые звёздочки. Снежный коврик укрывает поля и леса. На деревьях блестят пушистые снежинки. С берёз и осин листва давно опала. На дубах желтеют сухие листья. Тишина в лесу.

Вдруг донеслась весёлая песня. Я оглянулся. На берегу реки сидела птичка. Я шагнул к ней. Птичка кинулась в воду и пропала. Это оляпка или водяной воробей.

Пятое предложение разобрать по членам.

Выписать из диктанта однокоренные слова к слову снег, разобрать их по составу.

Контрольный диктант №4. 3 кл.

Шли ребята через лес прямой дорогой.

Тропинки замело снегом.

Побежали дети по звериным следам и заблудились.

Испугались ребята. Стали они кричать. Молчит зимний лес.

Вдруг Никита увидал знакомые следы.

Тут пробегала собака.

Собака всегда приведёт к жилью.

Так учил мальчика дедушка.

Дети направились по следам и вышли на лесную тропку.

Слова для справок: приведут, знакомые.

Найти предложение, в котором есть только главные члены. Подчеркнуть их.

Выписать из текста 2 слова с безударной гласной в корне; приписать к ним проверочные слова.

Выписать из текста 2 слова с парной согласной, приписать проверочные слова.

Контрольный диктант №5. 3 кл.

Стоит чудесный зимний денёк. Под моё окошко летят прелестные птички. Смотрю на синиц. Вот они сидят на ветвях кудрявой берёзы. На голове чёрная шапочка. Спина, крылья и хвостик жёлтые. На короткую шейку птичка словно галстучек повязала. Грудка яркая, жёлтая. Будто жилет синица надела. Хороша птица!

Клювик у птички тоненький. Едят синички вкусное сало. Радостно им. (56 слов)

Слова для справок: будто, словно.

Разобрать по составу слова: зимний, грудка.

Разобрать по членам предпоследнее предложение.

Выписать 1слово с непроизносимой согласной и 1 слово с безударной гласной, подобрать проверочные, подчеркнуть указанные орфограммы.

Контрольный диктант №6. 3 кл.

У Тани был день рождения. В этот праздничный день она получила много подарков. Мама подарила Тане красивое платье. Бабушка связала внучке чудесный шарф и тёплую шапку. От сестры Таня получила кофту и платок. Папа купил дочке интересную книгу. Таня читала книгу весь день. Там были интересные сказки о животных. Потом Таня делала рисунки к сказкам.

Выписать третье предложение. Разобрать его по составу.

В 4-ом предложении определить род существительных.

Разобрать слова по составу: интересные, подарки.

Контрольный диктант №7. 3 кл.

Мой товарищ Витя гостил летом у брата. Село Юрьево стоит на берегу реки. Заиграет утром луч солнца, а друзья уже у речки. А вот и первая рыбка – ёрш. Ловили мальчики и крупную рыбу. Попадался окунь, лещ, сом.

Ребята часто ходили в лес за грибами. Однажды они зашли в лесную глушь. Тишина. Только в овражке журчал маленький ключик. Много грибов набрали мальчики в лесной чаще.

Выписать предпоследнее предложение 1 абзаца. Разобрать его по членам.

Разобрать по составу слова: маленький, ключик.

Выписать из диктанта по 1 существительному каждого рода, обозначить род. Выписать по 1 сущ. в единственном и множественном числе, обозначить число.

Контрольный диктант №8. 3 кл.

По цветам можно узнать время. Раннее летнее утро. К шести часам открыл синий глазок колокольчик. Подняли золотые головки одуванчики. Краснеют нежные цветочки полевой гвоздики. Следом расправляет широкие лепестки шиповник. Вспыхнул яркий огонёк мака. К восьми часам распустились жёлтая кувшинка, белая лилия.

Спадает летняя жара. Оживают другие цветы. Распустились душистый табак и луговая дрёма.

Посади на клумбах цветочные часы. Они покажут точное время.

Слова для справок: лепестки, подняли.

Выписать три словосочетания прилагательных с существительными женского, мужского и среднего рода. Обозначить род.

Сделать фонетический разбор слова жёлтая.

Контрольный итоговый диктант №9. 3 кл.

Коротка летняя ночь. Заиграл первый луч солнца. Подул ветерок. Зашелестели листики. Всюду проснулась жизнь. На зелёный лужок прилетели пчёлы. Жужжат, торопятся к цветам мохнатые шмели.

К лесной опушке слетаются птицы. Звенят в воздухе их радостные песенки. Прибегают на полянку лесные зверьки. Слышны разные звуки, шорохи, голоса. Вот белочка в рыжей шубке сделала лёгкий прыжок и оказалась на вершинке сосенки. Ёжик пробежал в своё жилище. Хлопочут усердные муравьи.

Слова для справок: торопятся, опушка, звенят, шорохи.

Списать первое предложение 2-го абзаца. Разобрать его по членам, выписать словосочетания.

Определить падеж существительных в предложении, подчеркнуть волнистой линией прилагательные.

Вот белочка в рыжей шубке сделала лёгкий прыжок и оказалась на вершинке сосенки.

3. Разобрать слова по составу. Летняя, ветерок, пробежал.

Списать третье предложение 2-го абзаца. Разобрать его по членам, выписать словосочетания.

Определить падеж существительных в предложении, подчеркнуть волнистой линией прилагательные.

Вот белочка в рыжей шубке сделала лёгкий прыжок и оказалась на вершинке сосенки.

Разобрать слова по составу. Лёгкий, листики, прилетели.

Контрольные диктанты для 3 класса| Школа России

Kidside.ru продолжает публиковать контрольные и проверочные диктанты для начальной школы. Вашему вниманию уже предложены

Пришло время обратиться к третьему классу. Надеюсь, потренировавшись на представленных текстах и заданиях к ним, ваш ребенок принесет из школы заслуженную пятерку!

Диктанты для 3 класса с заданиями

Контрольный диктант по теме: « Предложение. Слово и его лексическое значение»

Осенний лес

Октябрь. Деревья давно сбросили желтые листья. В лесу идет дождь, и листва на дорожках не шуршит под ногами. Дрозды кружились над рябиной. Они клевали гроздья сладких ягод. В дубках кричали сойки. Над елью пискнула синичка. Рябчики пролетели в лесную чащу. Слова для справок: сбросили, рябчик.

Грамматические задания

  1. Обозначьте части речи в предложении. Выделите основу предложения.

1 вариант – 5 предложение (Они клевали гроздья сладких ягод)

2 вариант – 8 предложение (Рябчики пролетели в лесную чащу)

  1. Выпишите словосочетание (прил. + сущ.) из предложения

1 вариант – из второго предложения

2 вариант – из пятого предложения

  1. *. Запишите омонимы (3 слова)

Контрольный диктант по теме: « Слово и слог. Состав слова»

Ноябрь.

В ноябре похолодало. Стоит сырая погода. Весь месяц льют дожди. Дует осенний ветер. Шумят в саду деревья. С берёз и осин листва давно опала. Земля покрыта ковром из листьев. Только на дубах желтеют сухие листья. Тишина в лесу. Вдруг донеслась весёлая песня. Я оглянулся. На берегу речки сидела птичка. Это запела синичка.

Грамматические задания

  1. Выписать 3 глагола с приставками, выделить их.

1 вариант – из первой части текста

2 вариант – из второй части текста

  1. Записать 3 однокоренных слова, обозначить части речи, выделить корень.

1 вариант – корм

2 вариант — свист

Контрольный диктант по теме: « Правописание безударных гласных в корне слов»

Чудесная ёлка

Идёт мелкий снежок. Пушистые хлопья снега легли на землю и деревья. На поляне стояла молоденькая стройная ёлочка. Ребята решили украсить её. Они повесили на лесную красавицу ягоды рябины. К нижним веткам прикрепили морковку. Под ёлку положили кочан капусты. Утром над ёлкой кружилась стайка птиц. Вечером прибежали два зайца. Они угощались вкусным ужином.

Грамматические задания

  1. Выписать из текста 3 слова с безударной гласной в корне, которая проверяется ударением, указать проверочное слово.
  2. Записать и разобрать по составу слова

1 вариант Кормушка, прилёт, подводники

2 вариант Сахарница, заход, заморозки

  1. *К данным словам подобрать и записать антонимы с приставками, приставку выделить.

1 вариант Продавать -…. выходить -……

2 вариант Помолчать …., приехать- ….

Контрольный диктант по теме: «Правописание слов с безударными гласными, с парными звонкими и глухими согласными и с непроизносимым согласным звуком в корне».

Снеговик

Стоит чудесный зимний день. Падает лёгкий пушистый снег. Деревья одеты в белые шубки. Спит пруд под ледяной коркой. На земле лежит толстый снежный покров. Ребята выбежали на улицу. Они стали лепить снеговика. Глазки сделали ему из светлых льдинок, рот и нос из морковки, а брови из угольков. Радостно и весело всем!

Грамматические задания

  1. Выписать из текста по 1 слову с безударной гласной в корне, с парным согласным в корне, с непроизносимой согласной в корне, которые проверяются ударением, указать проверочное слово.
  2. Записать и разобрать по составу слова

1 вариант Берёзка, подорожник, капуста.

2 вариант Ягодка, подберёзовик, помидоры.

  1. Образуй однокоренные слова от данных слов с помощью приставок. Выдели приставки.

1 вариант Лететь, …

2 вариант Ходить, …

Контрольный диктант по теме: «Собственные и нарицательные, одушевлённые и неодушевлённые имена существительные»

На рыбалке

Мы стали жить на берегу Волги. Зимой река замёрзла. Рыбаки собрались на лёд ловить рыбу. Рыбак Андрей взял с собой сынишку Ваню. Далеко выехали рыбаки. Сделали во льду ямки и спустили в воду сети. Светило солнце. Всем было весело. Ваня был очень рад. Он помогал выпутывать из сетей рыбу. Рыбы наловилось много.

Грамматические задания

  1. Укажите части речи …

1 вариант — в первом предложении

2 вариант — в десятом предложении

  1. Подчеркните в тексте собственные имена существительные
  2. * Запишите одушевлённые и неодушевлённые имена существительные, по 2 слова.

Контрольный диктант по теме: « Имя существительное»

На речке

Владимир жил в тайге. Сторожка стояла на берегу реки Краснуха. Кругом тишь. За много лет Вова изучил эту местность. Он хорошо знал всех обитателей. У берегов тихо шуршал камыш. В его зарослях каждую весну строили свои гнёзда утки. Вот появились и первые утята. Раноутром мать выводила их на берег. Малыши щипали нежную травку. Мать была довольна.

Грамматические задания

  1. Подчеркни грамматическую основу

1 вариант – 6 предложения ( У берегов тихо шуршал камыш)

2 вариант — 9 предложения ( Рано утром мать выводила их на берег)

  1. Определи падеж и род у имён существительных

1 вариант – первого предложения ( Владимир жил в тайге)

2 вариант – десятого предложения ( Малыши щипали нежную травку)

  1. 1 вариант. Запиши 3 имени существительных, употребляемых только в единственном числе
    2 вариант. Запиши 3 имени существительных, употребляемых только во множественном числе

Контрольный диктант по теме: «Имя прилагательное»

Шаги весны

Раннее утро. Небо серое. Голые сучья деревьев мокли от снега и дождя. Но вот с реки потянул лёгкий ветерок. На тёмном небе показались просветы, и выплыло яркое солнце. Вся природа ожила и засверкала. Струйки тёплого пара шли от серых бугров и старых пней. С каждым часом проталины становились шире и длиннее. Весёлая стайка грачей подлетела к берёзовой роще. В воздухе зазвенели их голоса.

Грамматические задания

  1. Подчеркните имена прилагательные, выделите окончание

1 вариант – в первой части текста

2 вариант — во второй части текста

  1. Определите падеж и род у имён прилагательных…

1 вариант – пятого предложения (На тёмном небе показались просветы, и выплыло яркое солнце)

2 вариант – девятого предложения (Весёлая стайка грачей подлетела к берёзовой роще)

  1. * К данным прилагательным в словосочетаниях подберите прилагательные – антонимы, запишите новые словосочетания

1 вариант Лёгкая задача -…. широкое шоссе — …

2 вариант Сладкое яблоко — …., тяжёлый портфель -…

Контрольный диктант по теме«Местоимение. Глагол»

Весна

Наступила весна. Синее небо. Апрельское солнце. Немножко тепла и очень много света. Раскрылись почки на деревьях. Показались молоденькие зелёные листочки. Проснулась пчёлка. Она разбудила своих подруг. Пчёлки вылетели из улья. Вот под кустиком они увидели синий цветочек. Это была синяя фиалка. Она открыла свою чашечку. Там был сладкий сок. Пчёлки напились вкусного сока и весело полетели домой. Здравствуй, весна!

Грамматические задания

  1. Подчеркните грамматическую основу, указав части речи

1 вариант – 8 предложения (Она разбудила своих подруг)

2 вариант — 12 предложения (Она открыла свою чашечку)

  1. Выпишите глаголы, употреблённые …

1 вариант – в единственном числе (6)

2 вариант — во множественном числе (6)

  1. Подберите глаголы синонимы, употреблённые в неопределённой форме

1 вариант. Рассказывать-…, смотреть-…

2 вариант. Трудиться — …, видеть -…

Контрольный диктант по теме: «Лексика, фонетика, грамматика, правописание и развитие речи»

Встреча с гадюкой

Узкая тропинка привела нас в лесную глушь. Редко сюда проникал солнечный луч. Громадные ели и сосны стояли угрюмо. Они опустили могучие ветки. Вдруг старый пень зашевелился. Там была нора гадюки. Мы вышли на лесную поляну. Радостные песни птиц встретили нас. Жужжали мохнатые шмели. Появился лесник. Он успокоил нас. Подъехала машина, и мы отправились домой. Шипение гадюки звучало в ушах. Гадюки опасны.

Грамматические задания

  1. Подчеркните грамматическую основу. Определите части речи.

1 вариант – в 4 предложении (Они опустили могучие ветки)

  1. Выпишите имена существительные в именительном падеже, определите род

1 вариант – из первой части текста

2 вариант – из второй части текста

  1. *К выделенным словам в словосочетаниях подберите слова – антонимы, запишите новые словосочетания.

1 вариант. Высокий дом — ….. дом, громко смеяться — громко …

2 вариант. Широкая лента — …… лента, долго говорить — долго ……

«Мате» – как правильно ставить ударение в слове?

Мате́ [1] , ма́те [2] [3] — тонизирующий напиток с высоким содержанием матеина (В отличие от кофеина матеин не вызывает бессонницы и учащенного сердцебиения, зато дает большой запас бодрости), приготавливаемый из высушенных измельченных листьев и молодых побегов падуба парагвайского ( Ilex paraguariensis ).

Высушенные листья падуба называются «травой мате», сам напиток имеет то же название, сосуд для его приготовления так же называется мате, но в российской практике прижилось название калабас или калебас; что означает по-испански «тыква», изготавливают его из тыквы-горлянки. В других языках сосуд называют «чашка матэ» — Mate cup (англ.), Tazza mate (итал).

Содержание

Химический состав

В листьях падуба парагвайского содержатся: бета-амирин, ванилин, вода, изовалерьяновая кислота, изокапроновая кислота, изомасляная кислота, инозитол, кофеин, 2,5-ксиленол, масляная кислота, неохлорогеновая кислота, никотиновая кислота (витамин РР), 4-оксододекановая кислота (4-оксилауриновая кислота), пантотеновая кислота (витамин B5), пиридоксин (витамин B6), белок, рибофлавин (витамин B2), рутин, смола, смоляная кислота, стеариновая кислота, таннин, теобромин, теофиллин, тригонеллин, урсоловая кислота, хлорогеновая кислота (5-кофеоилхинная кислота), хлорофилл, холин, целлюлоза. [4]

Свойства напитка

Крепкий мате имеет горьковатый вкус (менее горький, чем зелёный чай, заваренный в таком же количестве) с лёгким сладковатым привкусом и содержит алкалоиды из группы ксантинов (в эту группу входят кофеин, теобромин и теофиллин), витамин А, витамины группы B (преобладают B1, B2), витамины C, E, P, микроэлементы, в том числе сера, магний, калий, марганец, натрий, железо, медь, хлор. По составу витаминов и микроэлементов мате сопоставим с чаем.

Мате рекомендован как средство, снижающее разрушающее действие неврозов и депрессий, которое влияет на общее психоэмоциональное состояние — улучшается настроение, повышается активность, но при этом действует мягко, одновременно снимая такие симптомы, как бессонница, чувство тревоги, суетливость, эмоциональная неуравновешенность и нервозность. Во многом это связано с подавлением выделения гормона адреналина. Не нарушает цикл сна. Многие люди отмечают, что им требуется меньше времени для того, чтобы выспаться, после того, как они пили мате. Организм погружается в стадию глубокого сна, что позволяет снять напряжение и усталость, бывающую вследствие беспокойного сна и бессонницы.

История мате

Этимология слова мате

Слово «мате» происходит из языка кечуа, в котором слово «mati» обозначает «кувшин (сосуд, или блюда) из тыквы для напитков или еды» и впервые как словарная статья упоминается у Диего Гонсалеса Ольгина в «Словаре языка кечуа» (1608). В кечуа изначально оно не обозначало ни напиток, ни само растение, ни высушенные листья растения, а только сосуд, из которого напиток пьют.

Этимология слова йерба (зелье)

В испаноязычном ареале обозначение напитка мате часто употреблялось (начиная с XVII века) в связке со словом «трава/зелье» и звучало как «йерба мате» (в современном аргентинском варианте «жерба мате»), и поскольку в обиход европейцев напиток начал входить после образования Иезуитского государства в Парагвае, то слово «йерба» было позаимствовано напрямую в переводе с языка гуарани, где оно звучало как ka’a= зелье, а само растение на гуарани называлось Ka’ayguáka’a= трава, guá= большая. [5] . Поначалу также было известно под названием «Иезуитский чай», поскольку иезуиты, создав индейское государство, активно занимались увеличением посадок растений. [6]

Именно из сочетания слов кечуа (сосуд) и гуарани (зелье) образовалось испанское обозначение продукта, получаемого из листьев растения Падуба парагвайского.

Правильное ударение в слове

В русском слове «мате» ударение ставится на последний слог, что зафиксировано в словарях русского языка. Однако в испанском слове « mate » ударение стоит на первом слоге; испанско-русские словари [7] и для русского указывают ударение на первом слоге.

Русское ударение на последнем слоге может быть связано с заимствованием слова не непосредственно из испанского, а через посредство французского [источник не указан 1263 дня] , в котором ударение всегда стоит на последнем слоге; во французском это слово пишется « maté » — связано это с тем, что конечное e без диакритики не читается (т. е. при написании « mate » это слово читалось бы «мат», а не «мате») [8] .

Ассоциация травы мате Америк (en:Yerba Mate Association of the Americas) утверждает, что ударение на второй слог недопустимо из-за того, что в таком случае слово при произношении может быть спутано с испанским словом, означающем «Я убил» [9] (исп. maté [10] ).

Упоминания о мате у историков и хронистов

Мате (как напиток, так и растение, из которого оно изготовляется) не упоминалось более 70 лет с начала конкисты Перу в 1533 году и привлекло внимание хронистов, историков и естествоведов довольно поздно, только после испанского завоевания Империи Инков и начала освоения испанцами Парагвая.

Ниже приведена информация о некоторых авторах, в сочинениях которых упоминается о мате:

  • Монах Рехинальдо де Лисаррага. «Колониальное описание» (1605), Глава CXII: “У них нет большего, чем им даёт одна чаша вина, или мате [то есть сосуд] чичи, и когда мы их упрекали «почему ты клянешься притворно?», оправдываясь, они отвечали: «скажи мне, друг, или сосед мой, или курака мой (что дело обычное), чтобы он сделал это, без особого сожаления; ведь вернуть свою репутацию, не отказываясь от своих слов, — о том речь не идёт». [11]
  • Инка Гарсиласо де ла Вега. «Подлинные комментарии» (1609), используя более ранний источник — рукописи Бласа Валера: «Тыквы, из которых делают сосуды, имеются во множестве, и они очень хороши, их называют мати; те же, что можно есть, как испанские, появились только после испанцев». [12]
  • Гуаман Пома де Айяла, Фелипе. «Первая Новая Хроника и Доброе Правление» (1616), стр. 164: когда Руминьяви убил Ильескаса, то «из его кожи он сделал барабан, а из головы — мате [сосуд] для питья чичи, а из костей — антара [флейту Пана], из зубов — киро калька [quiro guallca]». [13]
  • Пабло Хосе де Арриага (1621) приводит его в списке непереводимых слов, поясняя, что «Мате — блюдо, сделанное из такого предмета, как тыквы, и похоже, что Господь их создал именно для этого» [14] . А также он описывает его (стр. 39) как сосуд, использовавшийся колдунами: «Это, попивая таким образом, бросают на ладонь, или в мате [то есть сосуд], и доводят его до полного перемешивания, они же говорят, что дьявол умножает ту кровь…». И в другом случае, упоминая миссионера Франсиско де Авила, он пишет (стр.43): «Когда их [животное „морская свинка“] должны были принести в жертву, их несколько раз вскрывали с помощью ногтя большого пальца, другие, как я видел, делать двум Колдунам, как узнал доктор Авила, их топят в мате [сосуде] с водой, держа голову внутри, пока не умрут, и тем временем ведут разговор с Вакой, а потом его вскрывают сверху донизу, сопровождая другими нелепыми церемониями».
  • Антонио де ла Каланча. «Нравственная хроника Ордена Святого Августина в Перу» (1638): «Это, что они вот так выпили, бросали то на ладонь или в мате, и доводили его до смешения; они говорят, что Дьявол приумножает ту кровь, или превращает её в плоть (я разумею, что они соединяют её с другим мясом) и варят её в той смеси и съедают её». [15]
  • Диего де Эгилус. «История Миссии Мохос в республике Боливия» (1696): «Говорили, что тот бог принял их ночью, возле водопоя, подавая им мате, стоя позади, никому не видим бысть». [16]
  • Бартоломе Арсанс де Орсуа-и-Вела. «Мир от Потоси» (1736): «Также из Кочабамбы приносили токуйо и другие мануфактуры; из Тарихи — козлов, баранов и свиней; из Тукумана и Кордобы — скот и мулов; из Чукисака и Вальегранде — табак; из Синти и Арекипы — птиц с птичьего двора; с Нижнего Перу — сахар; из Чили — лошадей; из Парагвая — зелье мате». [17]
  • Хосе Кардьель. «Миссии в Парагвае» (1746), Глава VI: «и суда отвозили обратно [в Буэнос-Айрес], груженые ценными продуктами из табака и дерева (в чем изобилует Парагвай и образует прочную торговлю с Буэнос-Айресом) и зелье мате, имеющего преимущество быть единственным [растением] на той почве и обеспечивающее всю Южную Америку». [18] . А также (Глава VIII): «Некоторые провинции, такие как Рио де ла Плата, имеют небольшое население, и не такие большие города, как Монтевидео, Буэнос-Айрес, Коррьентес, Санта-Фе и Кордоба, и все они испытывают нехватку в населении, и один другого беднее, и вся активная торговля — только свиньями, табаком и зельем мате».
  • Педро Лосано [19] (1697—1752), описавший историю завоевания Парагвая, приводит в своём сочинении любопытные наблюдения о мате и как местные жители научились её использовать. Он оспаривает мнение оидора Аудиенции в Чили дона Гаспара де Эскалона Агуэро, утверждавшего в своей книге «Gazophilacio Regio Peruano» (libro 2. p. 2, cap. 31), что Святой Варфоломей показал и открыл мате местным жителям, указывая при этом, что ни малейшего упоминания об этом нет. Также он приводит ряд других исторических обзоров первых упоминаний испанских учёных о растении, в частности об Антонио Руисе де Монтоя, даже запретившего употребление зелья, и что каждый год сжигалось 14000-15000 арроб, начиная с 1620 года. Педро Лосано также описывает различные медицинские свойства растения и влияние его на здоровье человека.
  • Карлос Р. Сентурион. «История Парагвайских наук», том 1: «Наместник губернатора и Верховного суда Асунсьона, Эрнандо Ариас де Сааведра, первый креол, избранный на такой высокий политический пост. Это случилось 13 июля 1592 года. Почти два года продлилось его правление. Дела, его характеризующие таковы: значительная победа, одержанная его силами над индейским восстанием, в котором, как говорят, Эрнандариас убил, в необычном поединке касика, возглавлявшего восставших. Также он приказал основать селения Каагуасу, Тарей и Бомбой в районе проживания племен ититан[ес], и поощрил начало выращивания зелья мате в провинции Парагвай». [20]

Мате в литературе

  • Хосе Эрнандес. «Возвращение Мартина Фьерро»: «Брат, ему причинили вред // И в том мате присутствует след.» [21]
  • Эрнесто Че Гевара. «Боливийский дневник», запись от 6 сентября: «День рождения Бенигно обещал многое: утром мы сделали муку и выпили немного мате с сахаром…» [22]
  • Роберто Хорхе Пайро. «Липовый Инка», Глава XIII: «Столько стрел выпускалось, — говорит историк, — что в лагере из них разводили костёр, чтобы заварить мате.» [23]
  • Роберто Арльт. «Хищники»: «Он заваривает мате, пока я, раскинув ноги на кровати, думаю о тебе, которого я потерял навсегда.» [24]
  • Доминго Фаустино Сармьенто. «Факундо»: «Не так как Росас, в уголке своего кабинета, где, попивая мате, выдаёт масорке (банда убийц на службе тирана Хуана Мануэля де Росас) приказы для выполнения, чтобы приписать федеративному энтузиазму бедного народа все жестокости, которыми была потрясена вся человеческая натура.» [25]
  • Хулио Кортасар. «Игра в классики»: «Она всегда портила мате, зря крутила трубочку или даже принималась мешать трубочкой в кувшинчике, словно это не мате, а каша.»
  • Джеральд Даррелл. «Под пологом пьяного леса» (1955) — во время путешествия по Латинской Америке местное население постоянно поило Даррелла мате, как он сам выражался, «при температуре расплавленного металла».
  • Хорхе Луис Борхес. «Шесть загадок дона Исидро Пароди» (1942) «Неспешно и старательно Пароди заварил мате в кувшинчике небесно-голубого цвета и принялся угощать Молинари.»
  • Ефремов, Иван Антонович. «Лезвие бритвы» (1963). «Старый капитан и Сандра объединились в распивании горячего мате – парагвайского чая. Запас его старый моряк всегда возил с собой, находя наилучшим этот способ борьбы с жарой и бесконечным потением.»

Влияние на здоровье

Сам по себе мате не попадает под классификацию веществ, являющихся канцерогенными для человека (группа 3). Употребление очень горячего мате признано «предположительно канцерогенным для человека» и включено в список IARC канцерогенов группы 2A. [26] [27]

Исследование, проведённое в Институте Онкологии Монтевидео, подтвердило связь между употреблением мате и раком пищевода, ранее обнаруженную учёными в Уругвае. Судя по результатам, на эту связь оказывают одинаково сильное влияние два различных механизма: с одной стороны, это канцерогенный эффект веществ, входящих в состав мате; а с другой, хронические термические повреждения пищевода как результат употребления очень горячего мате. [28]

Но существует опасность [29] , что мате может вызывать рак даже в органах, не контактирующих с напитком. Другими словами, полученные данные о тесной связи употребления мате и рака мочевого пузыря частично подтверждаются предыдущими химическими, экспериментальными и эпидемиологическими исследованиями в области рака мочевого пузыря и других органов.

Результаты данного исследования совпадают с выводами уругвайских ученых о том, что употребление мате может привести к раку мочевого пузыря. Тот факт, что употребление мате может вызвать рак мочевого пузыря у некурящих, доказывает, что употребление данного напитка является независимым фактором. Население Уругвая – всего 3,5 млн. человек и практически все употребляют мате, и входят в статистику по онкологии, 46% процентов населения проживают в г.Монтевидео, поэтому эти данные нуждаются в подтверждении международными исследованиями.

При длительном употреблении мате может наблюдаться сухость кожи и пониженное потоотделение [источник не указан 475 дней] .

В данном исследовании впервые рассматривается связь между употреблением мате и раком легких. Результаты неутешительны: независимо от курения, ежедневное употребление мате дает о себе знать. Причем эффект от мате более заметен при плоскоклеточном и мелкоклеточном раке (группа 1 по Л.Крейбергу/в классификации Л.Крейберга) [30] .

Способы приготовления

Обычно калабас выделывается из тыквы-горлянки, а напиток пьётся при помощи бомбильи (по-испански «bombilla», на аргентинском диалекте бомбижа). Бомбилья имеет уплощённый мундштук в верхней части и заканчивается колбообразным ситечком, которое служит фильтром, не пропускающим частицы травы в рот.

Обычай матепития по кругу

Когда мате пьётся в компании, один человек берёт на себя обязанность следить за тем, чтобы мате был всегда полным. По-испански он называется «cebador» — то есть заваривающий и подающий мате. Только, это не означает что-то вроде заварщика. Этим же словом означается истопник, например. Если один следит, чтобы в печке всегда были дрова, другой следит за тем, чтобы в мате всегда была вода. Ради этого обычая и серебрят мундштуки сосок, поскольку дезинфекционные свойства серебра давно известны. Первую заливку подливающий выпивает сам, поскольку вкус первой заливки очень горький. Далее подливающий наполняет мате снова и передаёт его следующему человеку, который, не спеша, выпивает мате до дна и возвращает его подливающему. И так продолжается по кругу.

«Мате» – как правильно ставить ударение в слове?

Йерба-мате – тонизирующий напиток южноамериканских индейцев. Сырьё для него готовят из листьев и молодых побегов падуба парагвайского – невысокого дерева, произрастающего в Южной Америке.

Мате (ударение на первый слог) пьют через металлическую, а чаще серебрянную трубочку «бомбилью» из посуды, называемой «калабас» или «калебас», изготавливаемой из полой тыквы-горлянки (в старину) или современных материалов: керамики, фарфора и дерева . Бомбилья служит не только как трубочка для питья, но и как фильтр. Погружаемая в калабас она закрыта с конца, но содержит специальные дырочки, которые позволяют напитку попадать внутрь без йербы выполняя роль ситечка.

Как правильно матэ или мате?

В таком случае стоит обратиться к орфографическим словарям. И получаем однозначное «Е».

А вот с ударением они нам не помогут. В русских словарях ударение ставят на второй слог, а в испано-русских словарях ударение стоит на первую гласную. По правилам испанского языка, если слово заканчивается на гласную, то ударение падает на предпоследний слог. В нашем случае на «А».

Если на родине напитка вы произнесете «матЕ», что очень похоже по звучанию с «mato» возникнет конфуз: это в переводе означет – «убил».

В диалекте южноамериканских индейцев название дословно переводится «посуда (сосуд для питья) из тыквы» и произносится с ударением на первый слог. Поэтому говорите правильно: «мАте».

Немного истории южноамериканского напитка

В Европе о нём узнали в XVI веке. Европейские колонизаторы, прибывшие в Южную Америку, были удивлены тем, что аборигены, которым приходилось голодать длительное время, жить в тяжёлых условиях, выглядели здоровыми и сильными.

Как оказалось, именно чай мате помогал индейцам сохранять здоровье. Большое количество минеральных веществ и витаминов, содержащихся в напитке, притупляло чувство голода, успокаивало нервную систему, придавало сил и повышал иммунитет. Аборигены не знали, что такое цинга.

Испанцы завезли экзотический чай в Европу. Но из-за терпкого вкуса и необычного аромата популярности он в Европе не заслужил. Только особые ценители стали отдавать предпочтение этому экзотическому напитку, да эскулапы стали готовить из него настойки и бальзамы для улучшения иммунитета и лечения некоторых болезней.

Даже сегодня этот напиток для европейцев остаётся экзотикой, хотя в некоторых местах стали выращивать падуб парагвайский, из листьев и молодых побегов которого методом сушки и измельчения делают мате. Сырьё не подвергается ферментации. По вкусу напиток похож на обычный зелёный чай, но несколько горьковат.

Химический состав

Измельчённые высушенные листья и побеги падуба парагвайского содержат: магний, натрий, железо, марганец, калий, белок, серу и множество других микроэлементов. А также витамины: А, группы В, С, Е, К, РР.

Кроме того в листьях присутствуют кислоты.

Своим тонизирующим свойством чай мате обязан матеину, который по составу схож с кофеином. Он так же бодрит, оказывает тонизирующее действие на эпифиз, из-за чего концентрируется внимание. Бодрость после чашечки чая из листьев падуба не покидает человека в течение 10 часов.

Но, в отличие от кофеина, матеин не вызывает привыкания, бессонницы и не учащает сердцебиение.

Польза и вред напитка

Чай из листьев падуба – пожалуй чемпион среди напитков. Он содержит 196 различных минералов, микроэлементов, кислот и витаминов необходимых человеку.

Используя мате в целях похудения, не следует полностью отказываться от пищи. Чай притупляет чувство голода, насыщает организм витаминами и микроэлементами, но и активно выводит из него вместе со шлаками множество необходимых веществ. Поэтому использовать его нужно осторожно. Можно, например, заменить напитком полдник или ужин, но полностью лишать себя пищи нельзя.

Положительное действие йерба

Люди, употребляющие чай из листьев падуба, отмечали следующее:

Для восстановления сил им требуется меньше времени для сна, который становится глубже и спокойнее.

Притупляется чувство голода, что благотворно влияет на людей, склонных к ожирению.

Cнимает стресс, поднимает настроение.

Любители мате считают, что после потребления напитка они становятся энергичнее, уходит чувство усталости. Во время повышенных физических нагрузок отсутствуют болезненные симптомы от выработки молочной кислоты в мышцах.

При его регулярном употреблении заметно улучшение в состоянии волос и кожи. (Недаром сегодня экстракт листьев падуба входит в состав солнцезащитных, антивозрастных кремов противовоспалительных средств.)

Мнение большинства медиков сходится в том, что чай мате:

очищает кровь от шлаков и токсинов, насыщает её кислородом;

укрепляет стенки сосудов;

успокаивает нервную систему.

Противопоказания

Несмотря на то, что у напитка так много положительных полезных свойств, он может навредить.

Например, теофилин повышает температуру тела. К тому же он оказывает мочегонное действие. Следовательно, при заболеваниях, связанных с повышением температуры, чай усугубит симптомы болезни. А мочегонное свойство будет так быстро выводить из организма медикаменты, что сведёт к минимуму их действие.

Не совсем точно установлено действие мате на людей с сахарным диабетом. В некоторых случаях отмечалось, что у больных 2 типом сахар в крови после чая нормализовался. Но были зарегистрированы и противоположные случаи. Поэтому диабетикам лучше всего перед употреблением йерба-мате посоветоваться с эндокринологом.

Абсолютно противопоказан напиток из листьев падуба парагвайского в сочетании с алкоголем и табакокурением. Вещества, содержащиеся в сигаретах и горячительных напитках, при соединении с настоем дают толчок для развития онкозаболеваний.

Медики выяснили, что следует воздерживаться от этого напитка людям, у которых выявлены:

склонность к отложению солей;

повышение содержания сахара в крови;

заболевания почек и мочевого пузыря (в том числе при холецистите);

повышенная кислотность желудка (например, при гастрите).

Не рекомендуется пить чай мате беременным и кормящим, а также детям. С осторожностью следует употреблять напиток людям старше 70 лет.

Поскольку чай обладает ярко выраженным красящим эффектов, необходимо обязательно почистить зубы после чаепития.

Норма для взрослого человека

Мате – не тот чай, который следует пить ежедневно по нескольку раз в день. Полезен он будет только тогда, когда его употребляют не чаще 3 раз в неделю и не более 2 калабасов (рекомендованно для европейцев, непривыкших с детства, к этому напитку).

Пить мате следует мелкими глотками со дна калабаса.

Нельзя употреблять чай в очень горячем виде.

Время чаепития устанавливается индивидуально. Можно побаловать себя утром – чай подарит энергию, поможет быстрее войти в рабочий ритм. Вечерний приём мате позволит избавиться от желания плотно перекусить на ночь, не нарушая режима сна.

Пожилым людям пить мате можно не чаще одного раза в неделю.

Способы заваривания чая

Само название напитка в переводе означает «посуда из тыквы». И на самом деле правильное чаепитие основывается на том, что заваривают его и пьют из калабаса (или калебаса), изготовленного из тыковки-горлянки. Эта специальная тыква сорта лагенария обыкновенная. Считается, что в круглой ёмкости с небольшим отверстием сверху чай лучше сохраняет свои полезные свойства.

Важным аспектом считается вода для чая. Она должна быть максимально мягкой, без примесей. Нельзя использовать кипяток – он разрушает витамины и микроэлементы и добавляет в напиток горечи.

Классический способ

Правило заваривания мате, дошедшие до нас, гласит:

калебас на 2 трети заполняют сухим чаем мате;

содержимое слегка смачивают кипячёной тёплой водой;

смесь встряхивают, чтобы смочить заварку;

оставляют разбухать на 3 минуты;

вставляют в смесь бомбилью (специальную трубочку);

доливают в калебас кипячёной воды, остуженной до 80 градусов;

настаивают чай 1-2 минуты.

Мате не пьют традиционным способом из посуды, прикасаясь к ней губами. Употребляют его исключительно через бомбилью – трубочку со сплющенным мундштуком, предотвращающей попадание в рот чаинок.

Считается, что запаривать одну и ту же смесь без потери вкуса и свойств можно до девяти раз.

Простой метод без калабаса и бомбильи

Обойтись без калебаса бомбильи можно, воспользовавшись туркой и обычным чайным ситечком. Тогда мате так же заливают сначала прохладной водой, затем запаривают остуженным до 80 градусов кипятком, настаивают и разливают по чашкам, процеживая.

Соотношение ингредиентов таково: на литр воды требуется 5 столовых ложек сухого чая.

При заваривании без разбухания теряются многие вкусовые качества напитка.

Холодный напиток

Заваренный обычным способом чай процеживают и остужают не дольше часа. Можно добавить в напиток кубики льда, ваниль, фруктовый или ягодный сок, мяту, лимон. Сладкоежкам можно добавить в чай сахар или мёд.

Молочный мате

Как из большинства зелёных чаев, из мате тоже готовят напиток на молоке. Этот напиток имеет оригинальный вкус и полезен.

Для приготовления используют пол-литра прокипячённого и охлаждённого до 60 градусов молока и 2 столовых ложки сухого чая. После настаивания 2-3 минуты, мате разливают через ситечко в чашки.

Далее по вкусу можно сделать сладкий чай либо солёный.

Любителям оригинальных вкусов можно положить в чашку щепотку соли и кусочек сливочного масла. Так традиционно готовят зелёный чай многие мусульманские народы. Этот молочный напиток будет сытнее обычного.

Особенности выбора качественного чая

В состав высококачественного ерба-мате входят мелкие веточки побегов падуба (10-20%), измельчённые листья (40-60%) и пыль от листьев (30-40%). Уникальный терпкий вкус придают напитку побеги падуба. Немного горчинки чай получает от листовой пыли. В высококачественном сортовом мате должны присутствовать все три компонента.

На некоторых упаковках мате указывается «Листовой чай». Это говорит об отсутствии в нём побегов падуба. Ценители считают, что напиток из такого сбора ниже по вкусовым качествам.

Существует вариант промытого чая, в котором отсутствует пыль. Люди не сведущие могут посчитать, что такой чай выше по качеству, нежели тот, в котором есть пыль. На самом деле это не так. Именно пыль от листьев придаёт напитку уникальную горчинку. В промытом варианте процент матеина намного ниже, что ухудшает его свойства почти в 2 раза, ведь половина его содержится именно в пыли, и только 50% – в листочках и побегах.

Очень важны сроки хранения чая. Если мате хранится дольше 5 лет, то напиток из него будет горьким, с несвойственными для свежего чая привкусами. Значительно понизятся и полезные свойства мате. В хорошем чае листья должны иметь однородный серовато-зелёный оттенок. Ярко-зелёный состав указывает на короткий срок хранения.

Поясняем за мате, делимся опытом.

Для начала определимся что это вообще за штука такая, “мате”. Йерба мате, он же аргентинский/парагвайский чай — неимоверно распространённый в Южной Америке тонизирующий напиток. Как и обычный чай заливается горячей водой. В сухом состоянии — мелко нарезанные листья падуба парагвайского с небольшим количеством травяной пыли и частенько с черешками этих листьев (небольшими палочками). Вкус. Вкус специфичный: травяной, резкий, горьковатый, иногда с кислинкой. С первого глотка такая штука может понравиться только любителям чифира или Беломора, а лучше и того и другого.

В России популярностью не пользуется, но в столицах достать — вообще не проблема, хоть на развес, хоть в оригинальных упаковках. Брать, естественно, стоит брендированный: на упаковке сразу написано сколько там чего положено, плюс гораздо проще ориентироваться во вкусовых вариациях. Чаще всего можно встретить марки Union и Tragui, иногда попадается парагвайский Canarias и дорогущий La Merced. Union бывает с добавлением искусственных ароматизаторов типа груши или манго, у Tragui есть вариант “+energia”, отличающийся повышенным тонизирующим действием. Стоит всё это добро от 140 до 200 с хвостиком рублей за 100 грамм в зависимости от места покупки, марки, добавок. Например, yerba mate sin palo (мате без палочек) стоит естественно чуть дороже соn palo (с палками). Лично могу посоветовать Canarias, а для первого знакомства можно взять и маленькую пачечку дешманского Tragui или вообще на развес.

Теперь по поводу того, как это дело употребляется. Да-да, тут есть тонкости. Начнём с того, что в чайнике йербу (в дословном переводе йерба – “трава”) никто не заваривает — это глупо и довольно неудобно. Вся фишка в том, что, в первую очередь, мате — тонизирующее питьё. А больше матеина (подвида кофеина) получается не при длительном настаивании травы, а при многократной экстракции. Кто заваливал чайный пакетик по четыре раза меня поймёт. Только йербу, в отличие от чая (а настоящий хороший чай держать в воде больше 2-х минут крайне не рекомендуется), “заваривать” можно и даже нужно раз эдак 8-10, а то и больше. Поэтому процесс приготовления мате в общих чертах выглядит так: в небольшую посудинку (традиционно эдакая чашка из высушенной выскребанной тыковки, называемая “калабас/калебас/калабаса”) засыпается трава, вставляется трубочка с ситечком на конце (зовётся “бомбилья/бомбижья”), это всё дело заливается горячей водой, напиток выпивается, а потом заливка повторяется.

А сейчас тонкости. Во-первых, без труъ тыквенного импортного (а как же иначе) калабаса можно и обойтись. Даже стоит обойтись. Штука это не дешёвая, при этом хрупкая и нужна в основном для понтов, прям как айфон. Полная сушеная тыковка, даже без воды, а просто с мокрым мате (а, напитавшись водой, он набухает раза в 1,5 и неплохо так тяжелеет) падения с высоты даже полуметра на твёрдый пол не переживёт, проверенно. Основные пункты “за” при выборе именно такой посуды на всех ресурсах: “Пористая поверхность тыквы позволяет мате лучше завариться”, “Тыква “дышит” и насыщает напиток кислородом” и “Так аутентичнее”. Не самые уверенные доводы, правда? Разбив тыкву за косарь я прешёл сначала на пузатенькие фарфоровые сахарницы, а потом приобрёл на блошином рынке такую вот глиняную чашечку за 150р., коей сейчас доволен в полной мере. Глина сама по себе пористая, плюс отлично держит тепло. Глиняные калабасы, кстати, тоже конечно же есть, как и стеклянные, деревянные и фарфоровые. Но тут уж сами решайте.

Во-вторых, выбираем размер “калабасы”. Не спешите страдать гигантоманией и брать большую тару. В связи со способом заваривания, а именно “проливанием” йербы, объём можно смело умножать в 3-4, а то и 5 раз. Конечно, это всё выпивается не залпом, а в течение довольно длительного промежутка времени (медитативное занятие, знаете ли), но тут уж сами учитывайте свои силы и привычки. Плюс, в большой калабасе и расход мате больше: его как бы нужно засыпать 2/3, а то и 3/4 от всего объёма. Хотя, можно засыпать и меньше, мешать никто не будет, просто так удобнее.

В-третьих, без бомбильи не обойтись, тут к гадалке не ходи. Везде они стоят по-разному. Дороже 300-350 р. брать бессмысленно. Ну не стоят они того. Москвичам могу посоветовать заглянуть в магазин Белые Облака. Там они продавались на кассе по цивильным ценам. По крайней мере раньше. Ну, если что, просто прогуляетесь, поглазеете. Там интересно.

Тонкости заваривания. Тут, на самом деле, всё в основном просто. Во-первых крутым кипятком заливать нельзя. Это убивает вкус на корню. Максимум – градусов 85-89, не больше. Достаточно просто подождать минутку после кипения чайника или перелить в железный не гретый термос, который “съест” несколько градусов. Во-вторых удобно заливать мате постепенно: для этого с одного из боков ёмкости делается горочка, из которой в сторону противоположного бока торчит бомбилья, и кипяток наливается сначала в основание горки до половины, а потом всё выше и выше. Так вкус держится дольше и количество экстракций увеличивается. Перед вставкой трубочки калабас нужно накрыть рукой и пару-тройку раз встряхнуть, перевернув вверх дном. Так убирается лишняя пыль, а мелкие кусочки листа, засоряющие бомбилью, уходят наверх. Бомбилья, конечно же, должна упираться в дно. И будьте готовы, что первую-вторую порцию воды мате тупо впитает, так что пить надо бы с третьей, ну или как вода уходить перестанет.

Такой вот горячий мате называется cocido (косидо), что примерно значит “приготовленный”. В него можно добавлять мёд, корицу, цедру лимона (чуть-чуть и сверху. чисто для аромата), молоко, жженый сахар и тому подобные штуки. Так же есть мате terere, в этом случае йерба заливается водой комнатной температуры. У него вкус мягче, он лучше утоляет жажду, но почти не тонизирует. Вместо воды можно заливать апельсиновым соком.
В общем мате — штука на любителя. Подойдёт чайным маньякам, не сильно бедным студентам в качестве альтернативы кофе и любителям необычных замут.
Дочитавшим большое спасибо за внимание. ^_^

Ссылка на основную публикацию