Диктанты по русскому языку – 11 класс 4 четверть

Контрольный диктант по итогам 1 четверти

РАЗГОВОР ДЕРЕВЬЕВ

Узкая дорожка изгибается, вьётся между деревьями. 4 Громадные дубы возвышаются стройными рядами, заслоняют солнце. Редко пробьётся солнечный луч, дойдёт до земли, осветит траву и цветы. 4 Колышутся вершины дубов, мечутся их макушки от ветра, шепчутся друг с другом. Так и хочется остановиться и послушать их разговор. В шуме ветра слышится веселье.

На полянке много берёзок. Здесь уютно и радостно. Белые стволы выделяются на фоне зелени, сквозь узорную листву виднеется небо. Скачет по дереву птичка, остановится на кончике веточки, ищет мошку или букашку. Найдёт и тащит в гнездо. А детки пищат, ждут лакомства. (90 слов.)

(Правописание безударных гласных, парных и непроизносимых согласных, ТСЯ-ТЬСЯ в глаголах, разделительный Ь, сочетания ЧУ-ЩУ, ЧА-ЩА, приставки на -З, -С, суффиксы и окончания существительных и глаголов; однородные члены предложения с одиночными союзами И, ИЛИ).

Грамматическое задание

1. Разобрать слова по составу: солнечный, птичка, осветит (1 вариант); узорную, вершины, мечутся (2 вариант).

2. Разобрать предложение синтаксически и составить его схему:

Узкая дорожка изгибается, вьётся между деревьями. (1 вариант); Редко пробьётся солнечный луч, дойдёт до земли, осветит траву и цветы. (2 вариант).

3. Сделать фонетический разбор слова: солнце (1 вариант); земли (2 вариант).

Контрольный диктант по итогам 1 четверти

6 класс

ОБЛАКА

Плывут по бескрайнему небу воздушные облака. Белые, пушистые, лёгкие. Они встретятся с сильным ветром и расшалятся, как малые ребята. Бывает, что закружатся в быстром хороводе. Или кинутся перегонять друг друга, или затеют игру в прятки. Вон плывёт одно из таких облаков. Только что оно было похоже на добродушного старика с длинной седой бородой. А сейчас в небе сердитая, лохматая собачка. Попробуй найти!

Долго резвятся облака, а ночью спят у вершины суровой горы. 4 И снятся им зелёные пальмы, зеркальные глади озёр, смешные белые медвежата, тенистые дубравы и золотые огни городов. 4

Обожаю разглядывать облака. Они очень разные и всегда на что-то похожи. (100 слов.)

(Правописание безударных гласных, парных согласных, непроверяемые написания, сочетания ЧК, ШН, ТСЯ-ТЬСЯ в глаголах, разделительный и обозначающий мягкость согласных Ь, приставки на -З, -С,буквы Н-НН в прилагательных, окончания прилагательных и глаголов, правописание местоимений; однородные члены предложения с одиночными союзами И, А, с повторяющимся союзом ИЛИ, сравнительный оборот с союзом КАК, сложное предложение с союзом ЧТО).

Грамматическое задание

1. Определить, как образованы слова: бескрайнему, закружатся, собачка (1 вариант); пушистые, перегонять, медвежата (2 вариант).

2. Выполнить синтаксический разбор предложения.

Долго резвятся облака, а ночью спят у вершины суровой горы. (1 вариант);
И снятся им зелёные пальмы, зеркальные глади озёр, смешные белые медвежата, тенистые дубравы и золотые огни городов. (2 вариант).

3. Сделать морфологический разбор слова: попробуй (1 вариант); кинутся (2 вариант).

Контрольный диктант по итогам 1 четверти

6 класс

Слон большой, сильный и умный. Это все знают. Домашний слон в Индии носит тяжёлые грузы, таскает воду и даже нянчит маленьких детей. 4 А вот увидеть стадо диких слонов в джунглях не каждому удаётся.

У слона почти нет врагов. Но если слон почувствует опасность, он передвигается в джунглях тихо, как мышка.

Бывает, у слоновой тропы свернётся кольцом гигантская змея и набросится на маленького слонёнка, который отстал от стада. Обовьётся она вокруг слонёнка и начнёт душить его крепкими мышцами. 4 Слонёнок затрубит, завизжит. Вмиг кинутся слоны назад спасать слонёнка. Всё стадо бегает и топчет питона. А уж потом попадёт слонёнку от матери-слонихи за непослушание. (100 слов.)

(Правописание безударных гласных, непроизносимые согласные, собственные имена, О-Ё после шипящих, сочетания НЧ, ШН, ТСЯ-ТЬСЯ в глаголах, личные окончания глаголов, окончания прилагательных, суффиксы существительных, Ь для обозначения мягкости согласных, разделительный мягкий знак, правописание НЕ со словами; однородные члены предложения, сложное предложение с союзом ЕСЛИ, с союзным словом КОТОРЫЙ, сравнительный оборот, вводное слово).

Грамматическое задание

1. Определить, как образованы слова: маленьких, почувствует, опасность (1 вариант); гигантская, завизжит, слонёнок (2 вариант).

2. Выполнить синтаксический разбор предложения.

Домашний слон в Индии носит тяжёлые грузы, таскает воду и даже нянчит маленьких детей. (1 вариант); Обовьётся она вокруг слонёнка и начнёт душить его крепкими мышцами. (2 вариант).

3. Сделать морфологический разбор слова: почувствует (1 вариант); свернётся (2 вариант).

Контрольный диктант по итогам 1 четверти

7 класс

ДОЛИНА БЕЛЫХ ФЕЙЕРВЕРКОВ

Камчатка — край редкий, удивительный. Её хребты и овраги, тундры и бескрайние леса расшиты серебром рек и озёр. 4 А над ними вздымаются сверкающие шапки вулканов. Здесь обитает редчайший, самый ценный пушной зверь калан. Зато совсем нет змей и лягушек, нет воробьёв. Многие камчатцы не знают молний, грома и запаха цветов, потому что они здесь не пахнут. Камчатка похожа только на Камчатку. В местах этих можно бывать бессчётно и всякий раз заново.

Вот и теперь ловим мы узкие струйки тропинок, сушимся у костров, вялимся на солнце под ударами солёного морского ветра. 4 Первыми встречаем утреннюю радугу, отражённую в пыли океанского прибоя, на девять часов раньше, чем москвичи. Сейчас пробираемся в Долину гейзеров. Эта сказочная страна прорезала глухие горы восточной Камчатки южнее Кроноцкого озера. (120 слов.)

(Правописание безударных гласных, корни с чередованием, парные согласные, собственные имена, приставки на -З, -С, сочетания ТСЯ-ТЬСЯ, окончания причастий и прилагательных, личные окончания глаголов, буквы Н-НН в прилагательных, суффиксы наречий, написание НЕ с глаголами; тире между подлежащим и сказуемым, однородные члены, сложные предложения с союзом ПОТОМУ ЧТО, сравнительный оборот, причастный оборот).

Грамматическое задание

1. Определить, как образованы слова: бескрайние, тропинок, прорезала (1 вариант); морского, москвичи, бывать (2 вариант).

2. Выполнить синтаксический разбор предложения.

Её хребты и овраги, тундры и бескрайние леса расшиты серебром рек и озёр. (1 вариант);
Вот и теперь ловим мы узкие струйки тропинок, сушимся у костров, вялимся на солнце под ударами солёного морского ветра. (2 вариант).

3. Сделать морфологический разбор слова: редчайший (1 вариант); самый ценный (2 вариант).

Контрольный диктант по итогам 1 четверти

7 класс

НА ПЕРЕЛЁТЕ

Давно затихло пение птиц. Хлопотливая пора выкармливания птенцов кончилась. Выводки птиц всё дальше и дальше отлетали от гнездовых участков, встречались с другими выводками, сбивались в общие стаи. 4 Уже в августе в города и посёлки стали забредать стайки птиц, которых до этого здесь не было видно.

Наступил сентябрь — время самого интенсивного пролёта птиц. Только иволги, стрижи, зелёные пеночки, садовые славки не стали дожидаться холодных сентябрьских утренников. 4 А почти половина перелётных птиц средней полосы улетает от нас именно в сентябре. Чуть больше трети расстаётся с родиной в октябре. И немногие птицы задерживаются до снега.

Как ведут себя птицы на перелёте? Кто держится шумно, не таясь, кто старается остаться незамеченным. Одни предпочитают общество и легко собираются в стаи даже с птицами иных видов. Другие летят одни. (120 слов.)

(Правописание безударных гласных, корни с чередованием, парные согласные, собственные имена, неизменяемые приставки и приставки на -З, -С, сочетания НЧ, ЧК, ТСЯ-ТЬСЯ, буквы О-Ё после шипящих и Ц, буквы Н-НН в причастиях, написание НЕ со словами разных частей речи, окончания прилагательных; тире между подлежащим и сказуемым, однородные члены, сложные предложения с союзным словом КОТОРЫХ, деепричастный оборот).

Грамматическое задание

1. Определить, как образованы слова: хлопотливая, отлетали, выкармливания (1 вариант); гнездовых, задерживаются, утренников (2 вариант).

2. Выполнить синтаксический разбор предложения.

Выводки птиц всё дальше и дальше отлетали от гнездовых участков, встречались с другими выводками, сбивались в общие стаи. (1 вариант); Только иволги, стрижи, зелёные пеночки, садовые славки не стали дожидаться холодных сентябрьских утренников. (2 вариант).

3. Сделать морфологический разбор слова: самого интенсивного (1 вариант); сентябрьских (2 вариант).

Контрольный диктант по итогам 1 четверти

8 класс

ПТИЦЫ

Придите поутру или к вечеру на опушку леса. Вскоре в кустарнике услышите тихий шорох, негромкое попискивание, заметите в ветвях мелькание каких-то пичужек. Приглядитесь. Да тут собрались самые различные птицы!

Вот с дуба сорвалась серая мухоловка. Схватила пролетающую над полем муху и вернулась на облюбованную сухую ветку. В низеньком кустарнике вертятся маленькие серовато-зелёные пеночки, внимательно осматривающие тонкие ветки и листья. 4 Лесные коньки ищут что-то под деревьями. В светлых берёзовых рощах в эту пору нетрудно увидеть кукушку. Это поодиночке подались к югу молодые отшельники. А старые ещё раньше покинули родные края, улетев в Центральную и Южную Африку. 4

Если вы выйдете в поле, то и там встретите перелётных птиц. По картофельным полям и приречным капустникам кормятся луговые и краснозобые коньки. По выгонам держатся трясогузки и каменки. На речных отмелях, по заиленным берегам озёр перекликаются кулики. Летом здесь встречались только гнездящиеся перевозчики да малые зуйки. (140 слов.)

(Правописание безударных гласных, парные согласные, собственные имена, неизменяемые приставки и приставки ПРЕ-, ПРИ-, сочетания НЧ, ЧК, ТСЯ-ТЬСЯ, буквы О-Ё после шипящих и Ц, буквы Н-НН в причастиях, написание НЕ со словами разных частей речи, написание слов с Ь, окончания причастий, личные окончания глаголов, правописание наречий, местоимений, сложные прилагательные; однородные члены с одиночными союзами И, ДА, ИЛИ, сложные предложения с союзом ЕСЛИ, деепричастный оборот, причастный оборот).

Грамматическое задание

1. Определить, как образованы слова: поутру, раньше, внимательно (1 вариант); поодиночке, нетрудно, вскоре (2 вариант).

2. Выполнить синтаксический разбор предложения.

В низеньком кустарнике вертятся маленькие серовато-зелёные пеночки, внимательно осматривающие тонкие ветки и листья. (1 вариант); А старые ещё раньше покинули родные края, улетев в Центральную и Южную Африку. (2 вариант).

3. Выписать 3 словосочетания разного типа связи и выполнить их разбор: из 2 абзаца (1 вариант); из 3 абзаца (2 вариант).

4. Выписать из текста по 2 примера служебных слов (предлог, союз, частица).

Диктанты по русскому языку – 11 класс 4 четверть

Задания 6-9 по новой демоверсии.

Сочинение 9.1.

Сочинения по лингвистике.

Сочинение 9.3.

Сочинения на морально-этические темы.

  • Вы здесь:
  • Главная
  • Подготовка к ГИА
  • Диктанты с заданием для 11 класса

Диктанты с заданием для 11 класса

Стартовая (диагностическая) работа по русскому языку по тексту администрации (2020 – 2021 учебный год) для 11 класса.

Запишите текст, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания, раскрывая скобки.

(1) Вечером я услыш…л Васину скрипку.

(2) В зар…слях речки кто(то) искал корову. (3) Но вдруг откуда(то) в…зникла музыка и пр…гвоздила меня к стене. (4) Вот(вот) в небе ударят громы сверкнут молнии от них в…пыхнут таинстве(н,нн)ые цветы папоротника. (5) От цветов за(ж,жж)ёт…ся земля и (не)залить уже будет этот огонь даже Енисеем!

(6) Но скрипка сама всё потушила. (7) Всё на месте только сердце моё встр…пенулось б…ётся у горла ране(н,нн)ое на всю жизнь музыкой.

(8) На (полу)слове смолкла скрипка (не)выкрикнув а выдохнув боль. (9) Долго сидел я слиз…вая крупные слёзы кативш…ся на губы. (10) (Не)было сил поднят…ся и уйти…

(11) …Если у человека нет матери, нет отца но есть родина, — он ещё не с…рота. (12) Всё проходит любовь сож…ление о ней гореч… утрат даже боль от ран проход…т но н…когда (не)проходит тоска по родине.

(13) «Эту музыку написал Огинский в корчме на гр…нице прощаясь с родиной сказал мне Вася. (14) Он посылал ей последний привет. (15) Давно уже нет к…мпозитора на свете но боль его тоска его любовь к родной земле которую н…кто (не)мог отнять жива до(сих)пор».

(16) Вася зам…лчал скрипка пела а потом угасала. (17) Голос её ст…новился тише он ра…тягивался в темноте светлой п…утинкой.

(По В. П. Астафьеву, 195 слов)

Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста. Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними.

Запишите текст, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания, раскрывая скобки.

(1)Всё дальше уходит война в (не)возвратное прошлое но шрамы от её когтей прогляд…вают в пр…вычном благ…получи… сегодняшней жизни. (2)Минуло столько лет а память о ней жива. (3) Как можно забыть наш бе…примерный подвиг наши (не)восполнимые утраты понесё(н,нн)ые во имя победы над самым к…варным и жесток… врагом! (4) Война пр…подала нам ряд уроков на будущее игн…рировать которые было бы (не)простительным равн…душием.

(5)Но память человека ограниче(н,нн)а в своих возможностях. (6) Она постепе(н,нн)о затягива…тся тума(н,нн)ой дымкой забвения и уже требует…ся усилие что(бы) в…помнить имена фронтовых т…варищей даты памятных боёв. (7)К тому же р…деют ряды в…теранов, тех, кто мог(бы) ра(с,сс)казать о ней людям.

(8)Долг всех кто пережил вел…чайшую из войн и кому есть что рассказать людям, сделать это в любой доступной для него форме. (9)Мы литераторы и…датели журналисты должны помоч… тем кто (не)имеет для того возможностей. (10)И старый г…нерал прошедший со своей д…визией от (П,п)одмосковных полей до Берлина и парт…занский руководитель, и бе…вестная женщина, во…питавшая (пол)дюжины с…рот должны поведать человеч…ству о переж…том.

(11) Огромнейшая задача л…жится на наше иску(с,сс)тво и литературу обл…дающие как известно сп…собностью ост…новить время запеч…тлеть его к…рдинальные моменты в историческ… сознании народа. (12)Нужно как можно больше инд…видуальных и ко(л,лл)ективных св…детельств об этой войне рассказа(н,нн)ых по радио и телевидению написа(н,нн)ых во…поминаний, очерков, статей.

(По В. В. Быкову, 201 слово)


Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста. Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними.

Диктанты 9 класс

Диктант – это вид орфографического упражнения, сущность которого для учащихся состоит в записи воспринимаемого на слух предложения, слова, текста.

  • 1 четверть
  • 2 четверть
  • 3 четверть
  • Итоговый диктант
9 класс 1 четверть

Тучу передернуло синим пламенем. Медленно загремел гром. Он то усиливался, то почти затихал. И дождь, подчиняясь грому, начал временами идти сильнее и широко шуметь по листве, потом останавливался. Вскоре сквозь тучи пробилось солнце. Старый пушкинский парк в Михайловском и крутые берега Сороти запылали рыжей глиной и мокрой травой. Стройная радуга зажглась нал пасмурной далью. Она сверкала и дымилась, окруженная космами пепельных туч. Радуга была похожа на арку, воздвигнутую на границе заповедной земли. С особенной силой здесь, в пушкинских местах, возникали мысли о русском языке. Здесь Пушкин бродил с непокрытой головой, со спутанными осенним ветром холодными волосами, слушал влажный гул сосновых вершин, смотрел, прищурившись, откуда несутся осенние тучи, толкался по ярмаркам. Здесь чудесные слова переполняли его, стесняли его душу и, наконец, слагались по огрызком гусиного пера в звенящие строфы.

✒️ Грамматическое задание:

  1. Озаглавьте текст;
  2. Определите стиль данного текста. Докажите свою точку зрения;
  3. Выполните синтаксический разбор предложения:
    1 вариант – 2 предложение 3 абзаца;
    2 вариант – 3 предложение 3 абзаца.
9 класс 2 четверть

Когда восходит луна, ночь становится бледной и томной. Воздух прозрачен, свеж и тепел, всюду хорошо видно и даже можно различить у дороги отдельные стебли бурьяна. Широкие тени ходят по равнине, как облака по небу, а в непонятной дали высятся, громоздятся друг на друга туманные, причудливые образы. Немножко жутко. А взглянешь на бледно-зеленое, усыпанное звездами небо, на котором ни облачка, ни пятна, и поймешь, почему теплый воздух недвижим, почему природа боится шевельнуться. Ей жутко и жаль утерять хоть одно мгновение жизни. О необъятной глубине неба можно судить только на море да в степи ночью, когда светит луна. Оно страшно, красиво и ласково, глядит и манит к себе, а от ласки его кружится голова. Едешь по степи. Попадается на пути молчаливый курган, бесшумно пролетит над землей ночная птица, на память приходят степные легенды, рассказы встречных и все то, что сам сумел увидеть и постичь душою.

✒️ Грамматическое задание:

  1. Определите стиль и тип речи данного текста;
  2. Выпишите из текста 1СПП, определите вид придаточной части, составьте горизонтальную и вертикальную схемы.
  3. Выполните морфемный разбор одного причастия, глагола, наречия.
9 класс 3 четверть

Приближение грозы Солнце склонялось к западу и косыми жаркими лучами невыносимо жгло мне шею и щеки. Невозможно было дотронуться до раскаленных краев брички. Густая пыль поднималась по дороге и наполняла воздух. Не было ни малейшего ветерка, который относил бы ее. Все мое внимание было устремлено на верстовые столбы, которые я замечал издалека, и на облака, которые собирались в одну большую, мрачную тучу. Изредка погромыхивал дальний гром. Гроза наводила на меня невыразимо тяжелое чувство тоски и страха. До ближайшей деревни оставалось еще верст десять, а большая темно-лиловая туча быстро двигалась к нам. Солнце, еще не скрытое облаками, ярко освещает ее мрачную фигуру и седые полосы, которые от нее идут до самого горизонта. Изредка вдалеке вспыхивает молния и слышится слабый гул, постепенно усиливающийся, приближающийся и переходящий в прерывистые раскаты, обнимающие весь небосклон. Мне становится жутко, и я чувствую, как кровь быстрее обращается в моих жилах.

✒️ Грамматическое задание:

  1. Определите стиль и тип речи данного текста
  2. Выпишите из текста 1 СПП, определите вид придаточной части, составьте горизонтальную и вертикальную схемы
  3. Выполните морфемный разбор одного причастия, глагола, наречия .
Итоговые диктанты за 9 класс

Как ни прекрасен тюльпан своей окраской, как ни оригинальна его форма, но почему – то ни греческая, ни римская мифология не создали о нем никакого сказания. И это тем более странно, что тюльпаны в диком состоянии в обилии растут в Греции, где их не могли не заметить как сами жители, так и все те, которые были творцами мифологии. Первые сведения об этом прелестном цветке мы встречаем в Персии. В этой стране сказаний и песен о розе оригинальный, в виде фонаря или кубка, цветок не мог пройти незамеченным и носил название «турецкая чалма». Он воспет многими персидскими поэтами, которые утверждали, что с красотой этого растения не могут сравниться ни кипарис, ни даже сама роза. Но еще большей любовью пользовался тюльпан на Востоке, у турок, где ежегодно справлялся чудный, волшебный праздник тюльпанов. В Европу тюльпан попал лишь в шестнадцатом веке.

✒️ Грамматическое задание:

  1. Озаглавьте текст;
  2. Выполните графический разбор 3 предложения 2 абзаца, составьте схему. Определите вид подчинения придаточных.

Цель диктантов: Повторить и систематизировать изученный на уроках материал, выполнить работу над ошибками.

Итоговые контрольные диктанты для 4 класса

Представленные итоговые контрольные диктанты для 4 класса по четвертям позволят подготовиться к их написанию.

Тексты диктантов содержат изученные орфограммы начальной школы и интересны по содержанию.

Тексты диктантов взяты из произведений классиков, соответствующие программе по русскому языку 4 класса.

Итоговые контрольные диктанты по русскому языку 4 класс

Итоговые контрольные диктанты за I четверть

Осень

Ранняя осень. Красив и печален русский лес в эти чудесные дни. Гущу золотой листвы прорезают объятые огнём клёны. Медленно летят с берёз лёгкие пятачки листьев. Между деревьями блещут серебром тонкие нитки паутины. Краснеет поздний гриб. Тишина в лесу. Грустно шелестит под ногами мягкий ковёр листвы. Воздух свежий и прозрачный. Вода в лесных ручьях чистая и холодная. Ещё зелёный стоит дуб. Но вершины берёз уже оголились. (66 слов) По И. Соколову-Микитову

Белка в лодке

Раннее весеннее утро. Узкая длинная лодка двигалась через залитые речной водой местные луга. Рыбак готовился ставить сеть на леща. Он медленно подъехал к кустам лозняка. На одном из кустов в редких ветвях рыбак разглядел странный рыжий грибок. Вдруг этот удивительный гриб взлетел и прыгнул прямо в рыбачью лодку.

Дивным грибком оказалась мокрая озябшая белочка. Рыбак довез рыжую пассажирку до берега. Зверек выпрыгнул на сушу и убежал в лесную чащу. (72 слова) По В. Бианки

Русалочка

Солнце ещё не встало. Русалочка увидела длинную лестницу дворца. Она присела на широкую ступеньку. Месяц освещал все чудным голубым сиянием. Русалочку била дрожь. Она выпила волшебную жидкость и упала без чувств.

Вскоре русалочка очнулась. По телу бродила жгучая боль. Перед ней стоял прекрасный принц. Русалочка потупила глаз. На месте хвоста белели две маленькие ножки. Русалочка прикрылась золотыми волосами. Принц спросил, кто она. Но Pуcалочка не могла объяснить. Она только грустно смотрела на принца.

Он взял девушку за руку и повёл во дворец. (83 слова) По Г.Х. Андерсену

Итоговые контрольные диктанты за II четверть

Под необъятным небом лежат луга – краса родной природы. Пройди по лугу в горячий солнечный день. Посмотри на прекрасные цветы. Полюбуйся полётом прелестной бабочки. Послушай гудение шмеля и жужжание пчелы. Вдохни и почувствуй чудесные запахи цветов и трав. Какой удивительный мир окружает тебя. Ощути эту красоту. Оберегай её, сохраняй мельчайшие частицы жизни луга!

Часто ребята рвут на лугах редкие цветы. Ради забав ловят насекомых. Разве не жаль губить цветок или живое существо?

Ты враг живой природы или её постоянный защитник? (79 слов) По А. Плешакову

Белая лилия

У пруда тишь. Молчат высокие мрачные ели. Не шуршит камыш. На поверхности пруда маленькие листочки ряски. Только рядом с берегом вода чистая. Сквозь водяную толщу темнеет круглый предмет.

Посветлело. Над поверхностью пруда промчалась лёгкая тень. В небе блеснул весёлый золотой луч. Солнце вставало. Кусочек водной глади постепенно освещался. Круглым предметом в толще воды оказалась лилия. Длинная гибкая ножка медленно распрямлялась и совершала подъём головки цветка. Вот головка уже на поверхности. Лепестки раскрылись. Зелёные листья тарелочкой легли на воду. Засияло прекрасное белое лицо – чашечка. В чашечке загорелись золотые язычки. (90 слов) По В. Бианки

Приспособился

Осенью медведь устроил себе прекрасную берлогу. Нашёл заросший частым ельничком склон холма. Надрал когтями узкие полоски коры, свалил их в яму на холме, забросал пушистым мхом. Подгрыз низкие елочки вокруг ямы. Они улеглись над ямой шалашиком. Медведь залез в шалаш и уснул.

Но объявились охотничьи собаки, учуяли медведя. Чуть убежал! Спрятался в другом месте. Весной обнаружил, что отлично выспался на дереве. Ствол был сломан бурей. Верхние ветви росли в небо. Летом орёл натаскал в воздушную яму сучья и мягкую подстилку. Вывел птенцов и улетел. Зимой в колыбели устроился медведь. (90 слов) По В. Бианки

Берегите природу

Подъезжает электричка. Пассажиры высыпают на перрон. Многие в руках, корзине, сумке тащат лесную добычу. Весной – чудовищные охапки черёмухи. Летом – длинные еловые шапки с шишками. Осенью – ветки с рябиной или калиной. Зимой – пушистые ёлочки к празднику. Эти люди не любят, не жалеют природу.

Как безжалостно уродуют они речные берега и лесные поляны! В одном месте набросали кучу мусора. В другом – мыли машину. В третьем – разжигали костёр. Часто даже обычная прогулка бывает причиной массы трагедий в лесной жизни. Вспугнули птичку, и она стала жертвой хищника. (85 слов) По В. Владиславскому

Итоговые контрольные диктанты за III четверть

Коллекция бабочек

Однажды друг показал медвежонку Рикики коллекцию бабочек. Рикики она понравилась. Только бабочки не летали и не шевелили крыльями. Их прикололи булавками к картонным листам. Медвежонок хотел составить свою коллекцию бабочек. Он стал ловить их сачком на местном лугу. Но бабочки кружились и разлетались по сторонам.

Тогда Рикики поставил в комнате много цветов в горшках и открыл окна. Через час друзья заглянули к медвежонку. Комната была полна бабочек. Рикики объяснил, что это его коллекция. Только бабочки у него живые и свободные. (82 слова) Из сборника «Рикики, Рудуду и их друзья»

Май

Однажды вечером лес стоял как туманом объятый. Этот лёгкий зеленоватый туман окутал все деревья: и берёзы, и осины, и ольху. Ранним утром над лесом встало солнце. На каждой берёзке, на всякой веточке точно маленькие зелёные пальчики показались. Это распускались молодые листочки. Тут и начался массовый лесной праздник. Засвистел, залился трелью соловей в кустах лозняка. Из каждой тёплой весенней лужи неслось урчанье и кваканье лягушек. Цвели деревья и ландыши. Майские жуки с жужжаньем носились между деревьями. Бабочки порхали с цветка на цветок. Звонко куковала кукушка. (85 слов) По В. Бианки

Как изобрели светофор

Случайно в лесу встретились тропинки возле местных муравейников. Получился опасный перекрёсток. Муравьи спешат. Сбились в кучу, дорогу уступать не хотят. Тут объявился весёлый паучок с предложением о помощи. У него глаза были разного цвета. И зелёного, и красного, и жёлтого. Паучок уселся на длинной паутинке над перекрёстком и давай мигать своими цветными глазками. Мигнёт зелёным – муравьи из левого муравейника ползут, груз тащат. Их соседи переступают лапками, ждут. Мигнёт красным – жители левого муравейника стоят, соседи ползут. Весельчак сигналит жёлтым – все муравьи стоят. Подсмотрели это люди и придумали светофор. (90 слов) По И. Шахраю

Контрольные диктанты за IV четверть

Повторение

Мы подъехали к опушке соснового бора. Перед нами была Широкая лужайка с зелёной травой, белыми медуницами, лиловыми колокольчиками.

Стоял горячий полдень. Легко и радостно порхали над лугом цветистые бабочки. Мягко трещали в высокой траве кузнечики. Им откликались резкими голосами неизвестные птички.

Здесь никто не пугал серебристых стрекоз. Никто не топтал чудесные цветы и густые травы. Тишь и покой.

В узком кольце сирени блестел под лучами солнца пруд. Тихо шептался с лёгким ветерком камыш. А на припёке колыхалась золотистой волной рожь. (80 слов) По С. Дурылину

Доктор Айболит

Врач местной ветеринарной лечебницы увидел у входа собаку. Скулит, просит впустить. Зачем? Пришла на приём к врачу! Доктор осмотрел её и обнаружил острое воспаление уха.

У доктора золотые руки и отзывчивое сердце. Он сделал лёгкую операцию. Собака терпела, не дёргалась, перестала скулить. Доктор покормил её и выпустил на улицу.

На следующее утро дворняга снова ждала доктора. Без приглашения вошла и запрыгнула на операционный стол. Доктор сделал прогревание. Ровно неделю собака приходила как на приём.

Однажды доктора встречали две собаки. Одна была знакомая дворняга. У другой был ободран бок. Срочно требовалась операция. Для этого и привёл Шарик подругу к врачу. Доктор промыл рану и зашил бок. (107 слов) По Б. Рябинину

Роса

С полей, с лугов, с вод легко поднялись туманы и растаяли в небесной лазури. В лесу туманы задержались, опоздали с подъёмом. Солнечные лучи с трудом пробивались сквозь туманную толщу в глубину чащи. На них можно было смотреть прямо и даже считать.

Зелёные дорожки дымились. Туман поднимался. Вода мелкими пузырьками садилась на широкие листья, на узкие хвоинки колючей ёлочки, на узорчатые паучьи сети, на телеграфные провода.

Солнце поднималось и нагревало воздух. Капельки на скользкой телеграфной проволоке начали сбегать одна к другой. На деревьях они тоже сливались.

Крупные радужные капли срывались на землю. Будто природа пролила радостные слёзы. (97 слов) По М. Пришвину

Ёлка для насекомых

Расцвела ива. Её толстые ветки спрятались за лёгкими жёлтыми шариками. Она стала пушистой, воздушной, солнечной.

Цветение ивы — чудесный праздник для разных насекомых. У нарядного нового куста шумно и радостно. Как на ёлке. Жужжат мохнатые шмели. Пчёлы проверяют по очереди длинные нити тонких тычинок. Порхают прелестные бабочки. Вот жёлтая с вырезными крыльями лимонница. Вот рыжая глазастая крапивница. А вот на мягкой жёлтой пуховке уселась траурница. Она совсем закрыла её своими мрачными крыльями. Вытянула хоботок и нащупывает им в душистой глубине между тонкими тычинками сладкий нектар. (87 слов)

Пробуждение

Около тропинки стоит крепкий молодой дубок. На вершине дубка висит скворечник. Ранним утром из домика выглянул скворец. Он уселся на тонкой веточке и начал передразнивать соловья.

Но в голосе пересмешника не было сочности и богатства, которыми природа одаряет прекрасных певцов. Солист почуял неудачу и переключился на более лёгкие песни.

Он искусно проквакал лягушкой, поворковал нежным голубем. В конце с печалью пропел жалостную песню горлинки.

Концерт скворца разбудил сонные окрестности. Животные и птицы подали свои голоса. (76 слов) По М. Алексееву

Май

Май – соловьиная пора, месяц птичьих песен и плясок. Это чудесная весна леса и воздуха. Полная победа весеннего солнца над мрачным холодом долгой зимы.

Кипучая жизнь уже захватила землю и воду и без устали шагает дальше. Лес надевает праздничный наряд. Крылатые насекомые тучами летают в воздухе. На охоту за ними отправилась летучая мышь. Реют в высоком небе ласточки и стрижи, в свободном полёте парят орлы, трепещут жаворонки.

Открыли ульи узкие летки. Зажужжали жильцы с золотистыми крыльями. Всё в природе объято радостью жизни. Всё поёт, играет, пляшет. (86 слов) По В. Бианки

Кто сажает лес?

За речкой росли только молодые пушистые ёлочки. Потом среди них появились маленькие дубки.

Дубовая роща находится далеко. Не мог ветер тяжёлые жёлуди в эти места принести. Интересно, кто здесь дубки посадил?

Однажды ранней осенью я бродил по ельнику. Мимо пролетела сойка. Она попрыгала возле трухлявого пня и полетела к реке. Я присмотрелся к пню. В широкой ямке между его корнями лежали два жёлудя. Сойка их на зиму спрятала.

Вот и объяснение, откуда молоденькие дубки в ельничке. Сойка жёлудь спрячет и забудет. А он весной прорастёт. (88 слов) По Г. Снегирёву

Звери торопятся

Июльская ночь в два с половиной раза короче дня. Большинство зверей ведут ночной образ жизни. В это время года много у них дел.

У барсучат уже прорезались глазки, окрепли коготки. На хребте поднялась жёсткая шёрстка. Настала пора их лесным наукам обучать. Сегодня нужно наведаться на овсяное поле. По пути проверить муравейники.

У лисы своя учебная программа. Лисята уже прыгают. Всю семью кумушка ведёт в поле.

Ёжик и его потомство семенят по опушке.

Коротка летняя ночь! (77слов) По И. Боброву

Вершина лета

Июль – самый жаркий месяц в году. Всё живое спешит запастись теплом, солнцем.

Взъерошили перья и купаются в тёплом песке воробьи. Барсучата выползают из норы побегать по мягкой травке. Свернулся колечком на пеньке уж, греется под солнышком.

Июльский день молчалив. В лесу тишь. Изредка прозвучит песенка зяблика. Ему робко откликнется синичка. Затрещат испуганные дрозды. Замолчали до весны соловьи и кукушки, славки и пеночки.

Июль славится тихой спокойной погодой. Но может похвастать и сильными ливнями. Резко хлещут они по крышам, бьют по дорожной пыли, пляшут по золотистым колосьям ржи. (93 слова) По И. Тарасову

Как медведица рыбу ловила

На берег Амура спустилась медведица с медвежонком и стала ловить рыбу. Она ловко выхватывала больших рыбин и бросала их через спину на песок. Рыбины били хвостами, сползали к воде и уходили в речку. Медвежонок бегал и подталкивал их. А медведица всё бросала рыбу. Вдруг она оглянулась, заревела, обхватила голову лапами и закачалась из стороны в сторону. Вот так помощник!

Медвежонок получил затрещину, укатился в малинник и затих. А медведица снова занялась рыбной ловлей. Теперь она бросала рыб далеко в траву. (84 слова) По Т. Белозёрову

«В то время как» ℹ️ где ставить запятые, правила пунктуации

Часть речи и роль в предложении

Словосочетание «в то время как» — составной подчинительный союз, синонимичный:

  • союзу «пока»;

В то время как вы тут загораете, ваш ребёнок утопил в море мой телефон.

Пока вы тут загораете, ваш ребёнок утопил в море мой телефон.

Котёнок наконец выскочил из-за пазухи и удрал в то время, как я доставала ключи.

Котёнок наконец выскочил из-за пазухи и удрал , пока я доставала ключи.

  • союзам «а», «однако», «но», хотя.

Возможно, пирог получился несъедобным потому, что ты положила в начинку 2 столовые ложки соли , в то время как в рецепте написано про сахар?

Возможно, пирог получился несъедобным потому, что ты положила в начинку 2 столовые ложки соли , а в рецепте написано про сахар?

Союз может полностью относиться к придаточной части,

Она нисколько не стеснялась своих брекетов , в то время как я даже говорить старалась поменьше.

а может разделиться на две части, первая из которых (в то время) станет соотносительным словом, включенным в главное предложение, вторая же часть союза (как) будет открывать придаточное. В этом случае союз «как» становится ближе по смыслу союзу «когда»

Рано — это если меня позвали домой в то время, как зажглись фонари.

Рано — это если меня позвали домой в то время, когда зажглись фонари.

While или As два долгих одновременных действия

While или as могут использоваться, когда одновременно происходят два долгих действия – они выражены Past Continuous или в Past Simple.

We were playing chess as they were playing volleyball. – Мы играли в шахматы, в то время как они играли в волейбол.

As I get older, I get more optimistic. – Становясь старше, я становлюсь оптимистичнее.

Дробление союза

Иногда он разделяется запятой, тогда не входит в придаточную часть целиком: туда входит только слово «как», а всё, что до него, принадлежит главной части. Так происходит когда:

  1. Перед ним есть отрицательная частица «не»: «Мы будем в городе не в то время, как пройдёт нынешняя ярмарка, а немного позже». Начало союза входит в главную часть, а конец ― в придаточную.
  2. Перед ним есть любая другая частица, вводное слово или наречие: «Этот сериал выходил, по всей видимости, в то время, когда хороших переводов ещё не делали».
  3. Первая часть союза входит в одну из параллельных конструкций: «Жильцы решили повременить с переездом, ведь странных звуков пока не было ни на рассвете, ни ночью, ни в то время, как они ложились спать».
  4. Акцент в предложении делается на первую его часть. Например, когда был задан (или подразумевался) вопрос: «Мятежные колонии взбунтовались в то время, как шла война». (Когда они взбунтовались?)

Запятая нужна

Если перед оборотом находятся ограничительные или усилительные слова («не», «именно» и другие):

  • Они пришли совсем не в то время, когда я ждал их, а намного позже.
  • Фильм начался именно в то время, как Андрей и запомнил, но его девушка все равно доказывала, что она была права.

Если перед оборотом находится вводная конструкция:

  • Он приходил, видимо, в то время, когда я вышел.

Если анализируемый оборот присоединяет однородные слова/предложения:

  • Мы работали на улице ив то время, когда шел дождь, и в то время, когда палило солнце.

Нужна ли запятая перед оборотом в предложении?

В составе сложного предложения придаточная часть со словосочетанием «в то время как» выделяется запятыми с одной стороны, если находится в его начале или конце.

  • В то время как все спорили, он думал о чем-то своем.
  • Уставшая кошка грелась на солнце, в то время как котята спали в коробке.

Придаточная часть обособляется с двух сторон, если находится в середине фразы.

  • Сын доделал уроки, в то время как отец заканчивал готовить ужин, после чего всей семьей собрались за столом.

Когда оборот находится внутри придаточного предложения, а не в его начале, он дополнительно не обособляется.

  • Получается, что в то время как ты сидел в соцсетях, твой напарник делал работу за двоих.

«В то время как» – где ставить запятые?

1. Если придаточная часть сложноподчиненного предложения соединена с главной с помощью сложного (составного) подчинительного союза ( благодаря тому что, ввиду того что, вследствие того что, в силу того что, вместо того чтобы, для того чтобы, с тем чтобы, в то время как, оттого что, потому что, несмотря на то что, после того как, перед тем как, прежде чем, с тех пор как, так же как и др.), то запятая ставится один раз:

1) перед союзом, если придаточная часть следует за главной или находится внутри нее: Яблони пропали, оттого что мыши объели всю кору кругом (Л. Т.); …Дыхание становилось всё глубже и свободнее, по мере того как отдыхало и охлаждалось его тело (Купр.); …Потоптались на месте и решили, перед тем как зайдёт солнце , опять собраться (Сер.); Все возы, потому что на них лежали тюки с шерстью , казались очень высокими и пухлыми (Ч.).

Ср. также: Невозможно задержать развитие общества, так же как невозможно повернуть назад колесо истории ; Силы восстанавливались, по мере того как здоровье шло на поправку ; Последнее время они не встречались, с тех пор как она уехала ; Выставили часовых, для того чтобы предупредить всякую возможность внезапного нападения ; Помогите мне, подобно тому как вы ему помогли ; Ему удалось добиться своего, благодаря тому что его вовремя поддержали товарищи ; Подсудимый продолжал отрицать свою вину, несмотря на то что был полностью изобличён ;

2) после всей придаточной части, если она предшествует главной: Но прежде чем этот кусок успевал упасть на землю , рабочий с необыкновенной ловкостью обматывал его цепью в руку толщиной (Кущ.); После того как началась война и завод перешёл на оборонные заказы , остановка цехов на сутки, естественно, оказалась невозможной (Поп.).

2. В зависимости от смысла и интонации, логического подчеркивания придаточной части сложноподчиненного предложения, наличия в предложении определенных лексических элементов и других условий сложный союз может расчленяться на две части: первая входит в состав главной части как соотносительное слово, а вторая выступает в роли союза; в этих случаях запятая ставится только перед второй частью сочетания (т. е. перед союзами что, чтобы, как ) [14] . Ср.: Он не пришёл, потому что заболел — упор в сообщении делается на самый факт неявки, причина ее не уточняется; Он не пришёл потому, что заболел — на первый план выдвигается указание на причину неявки.

Ср. также: Благодаря тому что лето было очень жаркое и сухое, понадобилось поливать каждое дерево (Ч.); Уже через несколько минут это маленькое хрупкое лицо казалось прелестным, именно благодаря тому, что оно было таким неправильным (Кар.);

Вы обещали, в случае если у вас будет повесть, не забыть нас (Дост.); В случае, если за вами кто-нибудь и прилипнет, то пускай видит, куда вы пошли (Кат.);

Всякому человеку, для того чтобы действовать, необходимо считать свою деятельность важною и хорошею (Л. Т.); Всё это сказано для того, чтобы возбудить внимание к жизни многотысячной армии начинающих писателей (М. Г.);

Мало того что стебель кололся со всех сторон… — он был так страшно крепок, что я бился с ним минут пять (Л. Т.); Но мало того, что не было никогда такой неприязни, василёк с древних времён участвовал во многих красивых обрядах и празднествах (Сол.);

Раскольников молчал и не сопротивлялся, несмотря на то что чувствовал в себе достаточно сил приподняться (Дост.); Несмотря на то, что ветер… свободно носился над морем, тучи были неподвижны (М. Г.);

Перед тем как они спустились в блиндаж, он ещё успел заметить, как бойцы возле зениток… отняли от стволов какие-то тяжёлые части (Ф.); Он выскочил из дома в самый последний момент перед тем, как обрушилась крыша (Ил.),

Подобно тому как сила магнита притягивает к себе железную опилочную мелочь, города втягивают, всасывают в себя людей, живущих на прилегающих пространствах (Сол.); Подобно тому, как стиль писателя — сконцентрированное выражение внутренних движений эмоционального разума, портрет — овеществлённый психологический мир (Бонд.);

По мере того как семейство моё богатело , старые фавориты незаметно исчезали из нашего дома (С.‑Щ.); Хороводы звёзд чудными узорами сплетались на далёком небосклоне и одна за другой гасли по мере того, как бледноватый отблеск востока разливался по тёмно-лиловому своду (Л);

Только после того как миновало часа четыре дежурства у постели Степана , Иван Иванович отошёл душой (Копт.); И даже после того, как стихи напечатаны , он снова и снова возвращается к ним (Чук.);

Прежде нежели начать доказывать , надобно ещё заставить себя выслушать (С.‑Щ.); Но прежде, нежели в седло садиться , он долгом счёл к коню с сей речью обратиться (Кр.);

Прежде чем я остановился в этом березовом леску , я со своей собакой прошёл через высокую осиновую рощу (Т.); Но прежде, чем говорить о личности офицера и его разговоре , необходимо попристальнее взглянуть на внутренность его балагана и знать хоть немного его образ жизни и занятия (Л. Т.);

Командир бригады принял решение прекратить преследование до рассвета, с тем чтобы к утру подтянуть резервы (Ш.); Я пригласил вас, господа, с тем, чтобы сообщить вам пренеприятное известие (Г.);

С тех пор как она отказала Андрею , старик был с Ионной официально сух (Пан.); С тех пор, как ямщик мой ехал сзади , он сделался как будто веселее и разговорчивее (Л. Т.).

Расчленение сложного союза наблюдается и в следующих предложениях: Дедушка приказал не будить Татьяну до тех пор, пока сама не проснётся (Акс.); Уже более трёх часов прошло с тех пор, как я присоединился к мальчикам (Т.); Левину хотелось, чтобы солнце не взошло прежде, чем он дойдёт до болота (Л. Т.); Как будто оттого, что траве не видно в потёмках своей старости , в ней поднимается весёлая, молодая трескотня (Ч.); Бомбы падают в воду, в песок, в болото потому, что строй вражеских самолётов разбит и разорван (Гайд.); Гореву просили быть переводчицей на случай, если гости заинтересуются замком (Павл); Разошлись по домам после того, как отряд остановился в центре города (Н. О.).

3. К условиям расчленения сложного союза относятся:

1) наличиие отрицательной частицы не перед союзом: Пастухов сошёлся с Цветухиным не потому, что тяготел к актёрам (Фед.); Москва выглядела пустовато не оттого, что убавилось жизни в ней, а потому; что война вымела из неё всё постороннее (Леон.); В Ландсберг Винкель шёл не потому, что жаждал продолжать свою разведывательную деятельность (Каз.);

2) наличие перед союзом частиц (усилительных, ограничительных и др.): Он разрешил молчание разве только для того, чтобы журить своих дочерей (П.); Он держит Евпраксеюшку лишь потому, что благодаря ей домашний обиход идёт не сбиваясь с однажды намеченной колеи (С.‑Щ.); Наташа в эту зиму в первый раз начала серьёзно петь и в особенности оттого, что Денисов восторгался её пением (Л. Т.); Неравнодушен я к ней только потому, что она ко мне равнодушна (Эр.); Водитель как раз для того, чтобы люди схлынули, застопорил машину против калитки (Ф.); Стоит ли отказываться от трудного дела только потому, что оно трудно? (Крым.);

3) наличие перед союзом вводного слова: …Всё это имеет для меня неизъяснимую прелесть, может быть, оттого, что я уже не увижу их (Г.); Молодые тетеревята долго не откликались на мой свист, вероятно, оттого, что я свистел недостаточно естественно (Т.); Здесь, в кухне, тоже ночь, но в окнах, может быть, потому, что лампа здесь слабее, всё же я вижу как будто признаки дня (Ол.);

4) включение первой части (соотносительного слова) в ряд однородных членов предложения или параллельных конструкций: Река приняла особенный вид потому, что вода видна сквозь голые сучья, а еще более потому, что пропал от холода водяной цвет (Акс.); Хозяйственная часть в доме Пшеницыной процветала не потому только, что Агафья Матвеевна была образцовая хозяйка, но и потому ещё, что Иван Матвеевич Мухояров был в гастрономическом отношении великий эпикуреец (Гонч.); Нехлюдов заехал к тётушкам потому, что имение их было по дороге к прошедшему вперёд его полку, и потому, что они его очень об этом просили (Л. Т.); Ромашов же краснел до настоящих слёз от своего бессилия и растерянности, и от боли за оскорблённую Шурочку, и оттого, что ему сквозь оглушительные звуки кадрили не удавалось вставить ни одного слова (Купр.).

4. Некоторые союзы при расчленении на две части резко меняют свое значение, поэтому вариантов пунктуации не допускают. Ср.: Мост прогнил, так что по нему опасно ехать — у казывается следствие; Мост прогнил так, что по нему опасно ехать — указывается степень признака. Ср. также:

Мы сидели на углу бастиона, так что в обе стороны могли видеть всё (Л.); Он исхудал за одну ночь так, что остались только кожа и кости (Л Т.);

На дворе стояла совершенно чёрная, непроницаемая ночь, так что сначала Ромашову приходилось, точно слепому, ощупывать перед собой дорогу (Купр.); Потом он встал, потянулся так, что хрустнули кости (Ж. Г.);

После этого у Ани не было уже ни одного свободного дня, так как она принимала участие то в пикнике, то в прогулке, то в спектакле (Ч.); Незнакомец не рассматривал нас так, как рассматривали мы его (Арс.).

5. Если придаточная часть сложноподчиненного предложениия предшествует главной, сложный подчинительный союз чаще всего не расчленяется: По мере того как бричка близилась к крыльцу, глаза Манилова делались веселее (Г.); С тех пор как я женился, я уж от тебя прежней любви не вижу (Остр.); Прежде чем Самгин догадался помочь ей, она подняла с полу книжку (М. Г.); Прежде чем ответить свахам, Степан переглянулся с женой (Марк.); После того как повязку сняли, боли до некоторой степени прошли (Фед.); Перед тем как взяться за скрипку, он засучивал рукава рубахи, обнажал грудь и становился у окна (Фед.); До того как она стала работать почтальоном, она не задумывалась над проблемой доставки почты в отдалённые места (Газ.).

6. Не расчленяются сложные союзы в то время как, между тем как, тогда как, словно как, а также простые союзы и примыкающая к ним усилительная частица ( даже если, лишь когда, лишь только, только лишь, едва лишь, едва только, чуть только и т. п.): Почему-то в ожидании его на месте, в то время как он бродил по роще, она увидела себя взрослой, а его — маленьким (Фед.); …Встретивши Гапку, начал бранить, зачем она шатается без дела, между тем как она тащила крупу в кухню (Г.); …Она осознала в себе силы и решилась бороться с мужем, без слёз и жалоб, требовать, тогда как до сих пор она только плакала (Пом.); Лишь только Божие проклятье исполнилось, с того же дня природы жаркие объятья навек остыли для меня (Л.); Словно как мать над сыновней могилой, стонет кулик над равниной унылой (Н.); Но едва только он отъехал от Багратиона, как силы изменили ему (Л. Т.).

[14] Подробнее см.: Ляпон М. В. О значении запятой при расчленении составного союза // Современная русская пунктуация. М., 1979 (оттуда заимствованы и некоторые примеры).

Нужна ли запятая в конструкции “в то время как”?

Конструкция “в то время как” – составной подчинительный союз, связывающий части сложноподчинённого предложения и находящийся в придаточном предложении. По нормам СРЯ, он никогда не расчленяется, т.е запятая ставится не внутри конструкции (перед союзом “как”), а в конце придаточного предложения/на границе главного и придаточного (В то время как прозвенел звонок с урока, в класс вошёл директор).

Нет.Запятая ставится перед конструкцией, В ТО ВРЕМЯ КАК она может быть заменена словом “когда”.А других вариантов я так и не смог подобрать.

Всё зависит от того, где стоит союз.

Если союз стоит в начале предложения, он запятой не расчленяется. Пример : В то время как мы гуляли по лесу, пошёл сильный дождь.

Если союз стоит в середине предложения, перед ним ставится запятая. Пример : Женщина умерла при родах, в то время как её муж находился в командировке.

Если союз стоит в середине предложения, он может и расчленяться. Пример: Он ушёл из дома как раз в то время, как стало светать.

На мой взгляд, постановка запятой или её отсутствие зависит от смысла предложения.

Если автор хочет сказать, что любит кого-то так же сильно, как он любит своего друга (то есть “у меня есть друг, и у меня есть ты, и я вас обоих люблю одинаково”), то в данном случае запятая нужна: “Я тебя люблю, как друга”. В данном случае это будет сравнительный оборот.

Если же нужно сказать, что автор считает своего любимого адресата кем-то вроде друга (то есть “ты мне совсем как друг, и люблю я тебя по-дружески”), то тогда правильно без запятой: “Я тебя люблю как друга”. В этом случае оборот с “как” будет носить значение “в качестве”.

Применение в речи союза “также”, который является синонимом союзу “и” в начале предложения не стоит, за исключением редких вариантов построения предложений. Разбираемый союз “также” не являясь вводным словом, после которых ставится запятая.

Но довольно часто такие предложения используется в повседневной речи. Можно вспомнить примеры из лексикона преподавателей, применяемые для концентрации внимания студентов:

  1. Также на сегодняшнем занятии мы рассмотрим следующие вопросы: (перечень изучаемых вопросов)
  2. Мы обсудим все моменты, что касаются налогов, а также особенности и правильность их начисления: (. ).

В предложении запятая не требуется вообще нигде. А перед союзом “как” запятая ставится (и то не всегда), если он имеет сравнительное значение, например:

в. системе строительства видели, как во всякой модной тенденции, крупное новшество,

В данном же случае союз синонимичен конструкции “в качестве”. Ею можно заменить союз:

говорили как о новшестве = рассматривали в качестве новшества.

В приведенном предложении оборот с союзом КАК относится к слову такой, которое является указательным местоимением (или “соотносительным” словом).

Этот оборот точно раскрывает содержание указательного местоимения такой , к которому он относится.

Отвечает на вопрос “КАКОЙ нет и не надо?” — как ты.

Оборот с как относится к указательному слову такой.

Как регламентируется правилом русского языка, если в основной части предложения имеются указательные слова так, такой, тот, столь, на которые падает логическое ударение, весь оборот с союзом как обособляется (выделяется запятыми).

Поэтому правильно это предложение записать так: “Такой, как ты, нет и не надо”.

Ссылка на основную публикацию