Диктанты по русскому языку – 10 класс 3 четверть

Диктанты по русскому языку

Тексты диктантов по разным классам (https://urokislv.ru/ )

5 класс

6 класс

7 класс

  • Диктант по русскому языку за 1 четверть в 7 классе.docx (18.52 kB)
  • Диктант по русскому языку за 2 четверть в 7 классе.docx (20.19 kB)

8 класс

9 класс

  • Диктант по русскому языку 9 класс 1 четверть.docx (21.91 kB)
  • Диктант по русскому языку 9 класс 2 четверть.docx (20.31 kB) Диктант по русскому языку 9 класс 3 четверть.docx (20.68 kB) Итоговый диктант за год в 9 классе.docx (20.95 kB)

5 класс

Правописание падежных окончаний имён существительных

м., ж. р. с окончаниями –а, -я

м. р. без окончания, с. р. без окончания

ж. р. без окончания

Рады тишин. ходили от стрелк. к стрелк. в утренней дымк. среди тишин. пыль на тропинк. на опушк. леса, по бокам алле. описание Волг. в школ. в техникум. в институт. начинается учебный год, на праздник. в училищ. на алле. в парк. в тишин. степи, в деревн. на площад. на поверхност. воды, на пристан. в тетрад. выйти к опушк. прибл. жаться к цел. по знакомой местност. идти по карт. на листьях сирен. у края рощ. подниматься по лестниц. спектакль в театр. в юност. увлекаешься, вернуться к ноч. отдыхать в лагер. расположиться на полян. нет настоящей тен. запах полын. в пышной зелен. радостно на сердц. стоять на площад. под. ехать к гости. иц. от ал. е. вправ. жить в Рос. и. служить на границ. уроки географи. служить в арми. идти по ал. е. не встретить Мари. находиться в здани. играть на виолончел. и роял. оборудование аудитори. рисунок на открытк. заботиться о здоровь. отдыхать в санатори. оазис в пустын. в минуты радост. и печал. в живописном ущель. в постоянном движени. вода в графин. купаться в мор. идти вместе по жизн. сообщение о прибыти. поезда, о научном открыти. уроки астрономи. говорить о поэзи. собрали кол. екци. растений, об алюмини.

Идём по улиц. приближаемся к станци. встретимся на остановк. трол. ейбус на перекрёстк. говорили о Натали. к Клавди. Петровн. у Евдоки. Аркадиевны, к Мари. Петровн. о Дарь. Ильиничн. снег лежит на тропинк. алле. на зелёной ел. и пихт. спит в берлог. в своей постел. с ветк. на ветку, бродит по дорог. возле деревн. был в здани. записано в Конституци. на темен. в пламен. огня, подошёл к знамен. расположиться в долин. стоять у знамен. находиться в вестибюл. расти на свобод. нога в стремен. отвечать по истори. постареть от врем. н. участвовать в экспедици. проходить по алле. звать по имен. предупредить об опасност. в пламен. костра, заботиться об урожа. стоять в размышлени. быть во всеоружи. быть в раздумь. слушать лекцию в планетари. по фамили. прочитать в энциклопеди. заниматься в студи. расписаться в получени. отдыхать в санатори. упрекать в равнодуши. читать в хрестомати. не забывать о сострадани. и милосерди. храбрость в сражени. ошибаться в сочинени. запутаться в решени. задач. отвечать на географи. ошибка при умножени. при склонени. существительных, родился на юге Росси. не теряла врем. н. о здоровь. Анны Сергеевн. в выражени. лица, говорил об отц. дяд. жизнь в Петербург. стыдился своей заносчивост. неудач. рас. просить о работ. о здоровь. сказал при прощани. присутствовать при репетици. сообщить о пьес. и её репетици. под. ехать к башн. крепост. найти отр. жение в легенд. в предани. в летопис. побывать в подземель. остановился на распуть. задержаться в укрыти. виднеться в поднебесь. жить в Заполярь. чу. ствовать на рас. тояни.

Правописание О – А на конце наречий

Если есть приставки в-, на-, за-

Примеры: влево, наглухо, затемно

Если есть приставки из-, до-, с-

Примеры: издалека, дотемна, справа

В наречиях, образованных от прилагательных без приставки

Примеры: быстрый – быстро, долгий – долго

7 класс
Поворот слев. направ. уехать надолг. вытереть досух. изредк. переписываться, переработать занов. начать снов. накалить докрасн. друзья издавн. обратиться запрост. выйти засветл. наскор. позавтракать, возвратиться затемн. накормить досыт. глядит испуганн. посмотреть искос. расположиться справ. запереть наглух. вскрикнуть сдавлен. взглянуть влев. доходчив. об. яснить, сначал. выслушать, идти медленн. близк. от дома, сердит. ответить, ещ.

Правописание суффиксов причастий

если причастие образовано от глагола 1 спряжения

быть- будущий, стелить – стелющий

если причастие образовано от глагола 2 спряжения

дышать – дышащий, красить – красящий

перед –вш- пишется та же гласная, что и перед – ть в неопределённой форме глагола

красить – красивший, увидеть – увидевший

перед –ш- пишется та же согласная, что и перед окончанием неопределённой формы глагола

привезти – привёзший, сберечь – сберёгший

если причастие образовано от глагола 1 спряжения

читать – читаемый, заменять – заменяемый

если причастие образовано от глагола 2 спряжения

растворить – растворимый, зависеть – зависимый

перед –нн- пишется та же гласная, что и перед

-ть в неопределённой форме глагола

увидеть – увиденный, расстрелять – расстрелянный

пишется, если причастие образовано от глагола на –ить, -ти, -чь

построить – построенный, унести – унесённый

Чита. щий ученик, вид. мый объект, хорошо слыш. щий, молч. щий человек, запёкш. йся п. рог, брос. вший мяч, чит. ная книга, вид. нный фильм, атаку. щий б. тальон, атаку. мый противник, атакован. ый б. тальон, скошен. ая трава, вид. мые горы, спалён. ая жнива, сверка. щая вершина, нач. вшийся шторм, бушу. щее море, бор. щийся народ, стро. щийся дом, прерыва. мый звонком, хран. мый т. лисман, выг. ревшая трава, се. вший зерно, засе. нное поле, изуч. ный м. териал, выстро. ный посёлок, увлеч. нный человек, подстрел. ный зверь, обстрел. ные окопы, замеш. ный раствор, замеш. ный в пр. ступлении человек, обещ. ная поддержка, разрушен. ая стена, услыш. ная новость, сломле. ное сопротивление, слом. ный в. лосипед, обветрен. ое лицо, утер. ные документы, утрач. ные ил. юзии, прострел. ная нога, подслуш. ный разговор, ч. тавший книгу, г. ряший лес, подн. мавш. ся самолёт, атаку. щий противника, крич. щий ребёнок, о начавш. мся шторме, вез. щий воз, кле. вший обои, засе. ное поле, вынес. ный из огня, вымытый пол, люб. мый бабушкой, прозвуч. вшая тоска

Правописание суффиксов глаголов

в прошедшем времени и в неопределённой форме, если глагол в 1 лице единственного числа настоящего или будущего времени заканчивается на –ую, юю.

Советую – советовал – советовать; танцую – танцевал – танцевать

в прошедшем времени и в неопределённой форме, если глагол в 1 лице единственного числа настоящего или будущего времени заканчивается на – ываю, – иваю.

Рассчитываю – рассчитывал – рассчитывать; осваиваю – осваивал – осваивать

у глаголов несовершенного вида, перед суффиксом –ва- писать ту же гласную, что и перед -ть в неопределённой форме глагола

признавать – признать, отдать – отдавал

у глаголов прошедшего времени перед суффиксом –л- пишется та же гласная, что и перед -ть в неопределённой форме глагола

построил – построить, увидеть – увидел

Чу. ств. вать усталость, уча. ств. вать в сост. заниях, коч. вать с места на место, в. спитывать брата, вслуш. ваться в разговор, разыгр. вать роль, проектир. вать плотину, потч. вать фруктами, наста. вать на своём, завед. вать отделом, изредк. навед. ваться к пр. ятелям, настойч. во совет. вать, усилен. о рекоменд. вать, проповед. вать научные взгляды, негод. вать от возмущения, электр. фицир. вать посёлок, рас. чит. вать на вн. мание, че. ств. вать победителей, исслед. вать пр. чины, испыт. вать неудобства, ходатайств. вать о финанс. вой помощи, обл. ц. вать стены, красиво танц. вать, созд. вать коми. сию, изд. вать приказ, разв. вать скорость, созр. вать в теплице, над. вать плащ, вып. вать лекарство, застр. вать в пути, посёл. к обезлюдел, уча. ств. вать в диску. сии, проп. гандир. вать научные знания, мотивир. вать свою точку зрения, ше. ств. вать по городу, пр. сутств. вать на м. тинге, ори. нтир. ваться в обст. новке, доклад. вать о результатах эксп. р. мента, обслуж. вать па. сажиров.

Диктанты 3 класс

Диктант для 3 класса – это вид орфографического упражнения, сущность которого для учащихся состоит в записи воспринимаемого на слух предложения, слова, текста.

  • 1 четверть
  • 2 четверть
  • 3 четверть
  • 4 четверть
  • Итоговые диктанты
По названию и теме:
3 класс 1 четверть
Прощание с осенью

В октябре стоит сырая погода. Весь месяц льют дожди. Дует осенний ветер. Шумят в саду деревья.

Ночью перестал дождь. Выпал первый снег. Кругом светло. Все вокруг стало нарядным. Две вороны сели на березу. Посыпался пушистый снежок. Дорога подмерзла. Хрустят листья и трава на тропе у дома. (46 слов) Слова для справок: стало, подмерзла.

✒️ Грамматическое задание:

  1. В первом предложении подчеркнуть подлежащие и сказуемое.
  2. Разобрать по составу слова: осенний, саду.
  3. Выписать из текста слово, в котором букв больше чем звуков.
Осенний лес

Октябрь. Деревья давно сбросили желтые листья. В лесу идет дождь, и листва на дорожках не шуршит под ногами. Дрозды кружились над рябиной. Они клевали гроздья ягод. В дубках кричали сойки. Над елью пискнула синичка. Рябчики пролетели в лесную чащу. (39 слов)

✒️ Грамматическое задание:

  1. Выписать из текста однокоренные слова, выделить корень.
  2. Вариант 1: Выделить грамматическую основу в 4 предложении.
  3. Вариант 2: Выделить грамматическую основу в 7 предложении.
3 класс 2 четверть
Снеговик

Стоит чудесный зимний день. Падает легкий снег. Деревья одеты в белые шубки. Спит пруд под ледяной коркой. Яркое солнце на небе.

Выбежала группа ребят. Они стали лепить снеговика. Глазки сделали ему из светлых льдинок, рот и нос из морковок, а брови из угольков. Радостно и весело всем!

✒️ Грамматическое задание:

  1. Подчеркнуть главные члены во втором предложении.
  2. Разобрать по составу слова (1 вариант: зимний, шубки; 2 вариант: белые, морковки).
  3. Найти в тексте слова с проверяемым безударным гласным в корне. Подобрать к ним проверочные слова. Написать эти слова.
Праздничный лес

Ночная вьюга украсила лес. Он стал как чудесная сказка. Молоденькие кустики укрылись снежными шубками. Еловые лапы надели мягкие рукавицы. Гигантские сугробы напоминали великанов. Вот взошло солнце. Яркими блёстками засветились снежинки. Из-под снега вылетел тетерев. Он осмотрел местность и взлетел на гибкую ветвь берёзы.

✒️ Грамматическое задание:

  1. Выписать 2 слова: первое- на правописание парной согласной в корне, второе- на правописание непроизносимой согласной; рядом с каждым словом написать проверочное.
  2. Вариант 1: Выделить грамматическую основу в 1 предложении. Разобрать по составу слово чудесная.
  3. Вариант 2: Выделить грамматическую основу в 5 предложении. Разобрать по составу слово еловые.
3 класс 3 четверть
Первые дни весны

Над полями и лесами светит яркое солнце. Потемнели в полях дороги. Посинел на реке лед. В долинах зажурчали звонкие ручьи. Надулись на деревьях смолистые почки. На ивах появились мягкие пуховики.

Выбежал на опушку робкий заяц. Вышла на поляну старая лосиха с лосенком. Вывела медведица на первую прогулку своих медвежат.

✒️ Грамматическое задание:

  1. Разобрать по членам предложения: 1 вариант: четвертое предложение; 2 вариант: пятое предложение. Главные члены предложения подчеркнуть, словосочетания выписать.
  2. Подобрать прилагательные, противоположные по смыслу.
    1 вариант: узкий ручей – . ; старательный ученик – . ;
    2 вариант: трусливый мальчик – . ; высокий куст – .
Поездка в деревню

Летом мы решили съездить к бабушке в деревню. Сколько хлопот перед отъездом! Вот мы уже в поезде. Как интересно смотреть в окно! Скоро разъезд. Поезд остановился. Я вижу мою бабушку. На ее лицо радостная улыбка. Она машет нам рукой. Теперь нас везет конь Орлик. По сторонам дороги широкие поля. Бабушка объяснила мне, как растет хлеб. К вечеру мы въехали в деревню. (61 слово)

✒️ Грамматическое задание:

  1. вариант: Выполнить разбор 7 предложения. Разобрать слово бабушка по составу.
  2. вариант: Выполнить разбор 9 предложения. Разобрать слово поезд по составу.
3 класс 4 четверть
Весеннее утро

Это случилось в апреле. Рано утром проснулось солнце и взглянуло на землю. А там за ночь зима да мороз свои порядки навели. Снегом покрыли поля и холмы. На деревьях сосульки развесили.

Засветило солнце и съело утренний лед. По долине побежал, говорливый ручеек. Вдруг под корнями березки он заметил глубокую норку. В норке сладко спал ежик. Еж осенью нашел это укромное местечко. Он еще не хотел вставать. Но холодный ручей забрался в сухую постельку и разбудил ежа.

✒️ Грамматическое задание:

  1. Разобрать по членам 7-ое и 9-ое предложения.
  2. Разобрать по составу слова:
    1 вариант: засветило, утренний, березки;
    2 вариант: развесили, веселый, местечко).
  3. Определить время, число и род глаголов: побежал, взглянуло, покрыли.
Ранняя весна

Наступила весна. Солнце согнало снег с полей. Раскрылись почки на деревьях. Показались молоденькие листочки. Проснулась пчелка. Она разбудила своих подруг. Пчелки вылетели из улья. Вот под кустиком они увидели синий цветочек. Это была синяя фиалка. Она открыла свою чашечку. Там был сладкий сок. Пчелки напились сока и весело полетели домой. (50 слов)

✒️ Грамматическое задание:

  1. Выписать из текста местоимения, определить их лицо и число.
  2. Вариант 1: Выполнить разбор 4 предложения.
  3. Вариант 2: Выполнить разбор 7 предложения.
Итоговые диктанты за 3 класс
Утро в степи

Раннее весеннее утро. Степь весело пестреет цветочками. Ярко желтеет дрок. Скромно синеют колокольчики. Белеет пахучая ромашка. Дикая гвоздика горит пунцовыми пятнами. В утренней прохладе разлит горький, здоровый запах полыни.

Все радостно потянулось к солнцу. Степь проснулась и ожила. Высоко в воздухе затрепетали жаворонки. Кузнечики подняли свою торопливую трескотню.

✒️ Грамматическое задание:

  1. Выписать из текста два слова с безударными гласными в корне. Написать к ним проверочные слова.
  2. Выписать два слова с приставками. Выделить приставки.
  3. 2-ое и 4-ое предложения разобрать по членам (по вариантам).
Весна пришла!

Весеннее солнце пригрело землю. Зазвенела весенняя капель. У домов галдят крикливые воробьи. С пригорков побежали говорливые ручейки. На полях зазеленели хлеба. Ветки ивы покрылись золотыми шарами. В лесу зацвели голубенькие подснежники. Синички весело перелетали с ветки на ветку. Они искали в складках коры деревьев червячков. Тетерева слетелись на поляны. Птицы чертили по земле крыльями и затевали шумные игры. Скоро прилетят на родину журавли. (63 слова)

✒️ Грамматическое задание:

  1. вариант: Выполнить разбор 3 предложения. Разобрать по составу слово крикливые. Определить время глагола в 1 предложении.
  2. вариант: Выполнить разбор 4 предложения. Разобрать по составу слово говорливые. Определить время глагола в последнем предложении.
Весна

Весна долго не открывалась. В апреле стояла ясная морозная погода. Днем под лучами солнца тихо таял снег. Вдруг резко потянуло теплым ветром. Окрестности окутались густым молочным туманом. Мутным потоком полились воды. С яростным треском ломались на реке гигантские льдины.

Поздно вечером туман ушел. Небо прояснилось. Утром солнце съело тонкий лед.

В теплом весеннем воздухе залились чудным хором жаворонки. Высоко в небе пролетели с радостным криком журавли и гуси.

Пришла настоящая весна. (71 слово)

✒️ Грамматическое задание:

  1. Разбери по составу слова морозная, тонкий.
  2. Выпиши из текста три слова с безударным гласным звуком в корне слова, проверяемым ударением. Подбери проверочное слово.
  3. Подчеркнуть главные члены предложения, надписать части речи.
    1 вариант – 2 предложение.
    2 вариант – 7 предложение.
Диктант по теме «Предложение»
Осень в лесу

Как красив осенний лес! Березки надели золотые платья. Листья клена разрумянились. Густая листва дуба стала как медь. Сосны и ели остались зелеными. Пестрый ковер листьев шуршал под ногами. А сколько грибов в лесу! Душистые рыжики и желтые опята ждут грибников. (43 слова)

✒️ Задание:

  1. Дать характеристику 1 предложению. Выделить грамматическую основу во 2 предложении.
  2. Дать характеристику 1 предложению. Выделить грамматическую основу в 3 предложении.
Диктант по теме «Правописание безударных гласных в корне слова»
Снежные фигурки

С неба летел мокрый снежок. Ребята выбежали во двор и стали лепить из снега фигурки. Коля слепил снеговика. Хорош снеговик! В носу краснела морковка. В руке метла, а на голове ведро. Женя строил башню с ледяными окошками. Толя и Илья лепили Деда Мороза и Снегурочку. Дед Мороз был с бородой. Снегурочка в руках держала зеленую елочку. (58 слов)

✒️ Задание:

  1. Выписать из текста 3 слова с безударной гласной в корне, написать проверочное слово, выделить орфограмму.
  2. Выписать из текста группу родственных слов, выделить корень.
Диктант по теме «Правописание суффиксов и приставок»
Зимой

Был зимний денек. Синичка Зинька прыгала по веткам. Глазок у синички острый. Под корой деревьев она добывала насекомых. Вот Зинька раздолбила дырочку, вытащила букашку и съела. Тут выпрыгнула из снега мышка. Мышка дрожит, вся взъерошились. Она объяснила Зиньке свой страх. Мышка провалилась в медвежью берлогу. Там крепко спали большая медведица и маленькие медвежата. (54 слова)

✒️ Задание:

  1. Выписать из текста по одному слову с разделительным Ь и Ъ знаком, выделить орфограмму.
  2. Выписать из текста 2 слова с приставкой, выделить её.
Диктант по теме «Имя прилагательное»
Ранняя весна

Хороша ранняя весна в лесу! Ярко светит весеннее солнце. Легкие облака украшают голубое небо. Слышны чудесные трели птиц. Смолой запахли душистые почки. Появилась молодая травка. Выглянул голубенький подснежник. С пригорка зажурчал говорливый ручеек. У сосны резвились счастливые бельчата. Маленький зайчишка грыз кору молодой осинки. На поляну вывела своих медвежат бурая медведица. Веселый и радостный лес весной! (58 слов)

✒️ Задание:

  1. Выписать 3 любых имени прилагательных в единственном числе, определить их род, выделить окончание.
  2. 1 вариант: Выделить грамматическую основу в 8 предложении, подписать все части речи. Разобрать по составу слово голубенький.
  3. 2 вариант: Выделить грамматическую основу в 9 предложении, подписать все части речи. Разобрать по составу слово подснежник.

Цель диктантов: Повторить и систематизировать изученный на уроках материал, выполнить работу над ошибками.

Диктанты по русскому языку – 10 класс 3 четверть

Задания 6-9 по новой демоверсии.

Сочинение 9.1.

Сочинения по лингвистике.

Сочинение 9.3.

Сочинения на морально-этические темы.

  • Вы здесь:
  • Главная
  • Подготовка к ГИА
  • Диктант с заданием для 10 класса

Диктант с заданием для 10 класса

Стартовая (диагностическая) работа по русскому языку в форме диктанта с тестовым заданием по тексту администрации (2020 – 2021 учебный год).

10 класс

(1)М.М. Пришвин, переживший все катаклизмы первой половины прошлого века, искал пути выхода человека из личной обиды. (2)Первый естественный выход — протест, борьба, революция. (3)Но если это и вынужденный ход, то никак не окончательный выход.

(4)Писатель утверждал, что его творчество – это путь к радости, но не к счастью. (5)Счастье у людей выходит, а радость достигается. (6)Даже полное материальное благополучие, данное человеку без его творческого участия, можно условно назвать счастьем. (7)Ведь оно не связано с нравственной волей человека, с его устремлённостью к идеалу, к тому, что он любит, во что верит.

(8)Более полувека тому назад М.М. Пришвин записал в дневнике: «Бог любит всех, но каждого больше».

(9)Какая необъятная мысль!

(10)Любовь – процесс обоюдный. (11)Бог любит всех, ибо всем доверил сотворение по образу и подобию своему. (12)И этот вклад каждый привносит в божественное сотворение жизни. (13)Это и есть сила твоей ответной любви к жизни, ко всему живому и сущему: в молитве, в мыслях, в словах и делах.

(По В. Деткову, 154 слова)

Задания

1 вариант

2 вариант

1.Среди предложений 1 – 3 найдите слово, правописание приставки в котором зависит от ударения (никак)

1.Среди предложений 10-13 найдите слово, правописание приставки которого зависит от значения «неполнота действия» (привносит)

2. Среди предложений 1 – 5 найдите слово с чередованием гласных в корне (творчество)

2. Среди предложений 7 – 11 найдите слово с чередованием гласных в корне (сотворение)

3. Из предложений 4 – 7 выпишите слово, в котором правописание Н и НН в суффиксе определяется тем, что это краткое страдательное причастие (связано)

3. Из предложений 1 – 4 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В отыменных прилагательных, образованных с помощью суффикса ЕНН, пишется НН» (естественный)

4.Замените авторское слово «выходит» из предложения № 5 стилистически нейтральным словом или словосочетанием (получается).

4.Замените авторское слово «необъятная» из предложения № 9 стилистически нейтральным словом или словосочетанием (безграничная, обширная).

5.Замените словосочетание «ответной любви» из предложения № 12, построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием, построенным на основе управления (любовь в ответ)

5.Замените словосочетание «волей человека» из предложения № 7, построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием, построенным на основе согласования (человеческая воля).

6.Выпишите грамматическую основу предложения 2 (выход — протест, борьба, революция)

6.Выпишите грамматическую основу предложения 6 (можно назвать)

7. Среди предложений 4 – 7 найдите предложение с обособленным определением (6)

7. Среди предложений 7 – 13 найдите предложение(я) с однородными членами и обобщающим словом (13)

8. Среди предложений 1- 6 найдите сложное предложение, в состав которого входит придаточное изъяснительное (4)

8. Среди предложений 8 – 13 найдите сложное предложение, в состав которого входит придаточное причины (11)

9. Укажите количество грамматических основ в предложении 7 (3)

9. Укажите количество грамматических основ в предложении 13 (1)

Диктанты по русскому языку – 10 класс 3 четверть

  • Главная
  • Интернет-магазин
  • Сертификаты
  • Распродажа
  • Продукция
  • Прайс лист
  • Паспорта
  • Форум
  • Доставка
  • Реклама
  • Скачать
  • Скидки
  • Подбор
  • Статьи
  • Сметы
  • Карта сайта
  • Книги
  • Кредиты
  • Контакты

Сборник правильных диктантов

В данной теме можно посмотреть, прочитать, а так же бесплатно скачать итоговые и контрольные диктанты русскому языку для 10 класса по программе Школы России по ФГОС

В данный сборник диктантов вошли лучшие произведения российских писателей, а так же авторов учебников по русскому языку Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А, М.М. Разумовская, Бунеев, М.Т. Баранова, Суворов с грамматическими заданиями и работой над ошибками

С помощью этих диктантов можно потренироваться перед уроком с контрольной, вы можете попросить родителей или друзей прочитать вам текст, а вы будете онлайн слушать и писать диктант в тетрадь.

Словарные и входные диктанты подходят для школьников, которые закончили 1, 2, 3, 4 четверть, а так же 1 и 2 полугодие

Рабочие программы УМК «Перспектива» , «Школа 2100», “Школа гармония ПНШ” и «Планета Знаний»

Скачать бесплатно правильные ответы на диктанты

Контрольные работы по русскому языку с ответами

Диктанты для учеников 10-го класса на тему:

Диктанты в начале года
Правописание предлогов, союзов, частиц
Употребление не и ни
Повторение изученного в 9 классе

Сильный ветер шумел в вершинах островов, и вместе с шумом деревьев доносилось беспокойное кряканье озябших уток. Уже в течение двух часов плот несло по быстрине, и не видно было ни берегов, ни неба. Подняв воротник кожаной куртки, Аня сидела на ящиках и, сжимаясь от холода, смотрела в темноту, где давно исчезли огоньки города.

Только позавчера, после посадки с поезда на самолёт внутренней линии, она прибыла в сибирский этот городок, старинный, купеческий, с современными громкоговорителями на улицах, усыпанных пожелтевшей хвоей, и, в один день получив назначение, не найдя в себе смелости расспросить о новом месте, плыла теперь в геологическую партию с совершенно незнакомыми людьми. Ей было неспокойно, как было и в продолжение полуторачасового полёта на потряхивающем самолёте, и не проходило ощущение странного сна, который должен вот-вот оборваться. Однако всё было реальным: растаяли в непроницаемой тьме жёлтые искорки фонарей, она сидела на ящиках, и от порывов ветра в конце плота разгорался огонёк чьей-то трубки; поскрипывало равномерно весло; чёрным пятном проявлялась человеческая фигура.

(200 слов) (По Ю. Бондареву)

1. Сделать фонетический разбор слова:

2. Разобрать слова по составу:

Беспокойное, озябших, сжимаясь – 1-й вариант

старинный, современными, оборваться – 2-й вариант

3. Выписать по два словосочетания на все виды подчинительной связи и разобрать их:

Из первого абзаца – 1-й вариант из второго абзаца – 2-й вариант

4. Сделать синтаксический разбор предложения:

Подняв воротник кожаной куртки, Аня сидела на ящиках и, сжимаясь от холода, смотрела в темноту, где давно исчезли огоньки города. – 1-й вариант

Алёнка положила одежду у берёзки и вошла в воду, нащупывая песчаное дно ногами. Когда вода дошла до пояса, она присела и, шлёпая ногами, поплыла к противоположному берегу; на середине чувствовалось слабое течение, и Алёнка, перевернувшись на спину, долго лежала, глядя в беспредельное небо, уже наполнявшееся солнцем.

Аленка долго плавала, погружая лицо в воду и разглядывая дно и снующих в водорослях рыбок. Под водой был свой мир. На середине реки, где уже лежала густая полоса солнца и под водой было светло, тихое течение замечалось по еле-еле шевелившимся верхушкам водяных трав, а когда она приближалась к затенённому берегу, свет и под водой менялся, и там чудились глубокие провалы, заполненные тьмой и тайнами. Тень от тела Алёнки коснулась тёмного рака, шевелящего усами, и он тут же исчез куда-то.

Подождав, чтобы вода успокоилась, она опять присмотрелась и увидела: среди разметавшегося куста водорослей сновали рыбёшки, неожиданно бросавшиеся врассыпную, но не покидавшие, однако, пределов просторного куста. Стараясь не шевелиться, она следила за ритмическим танцем рыбок, никак не желавших отдаляться от своего куста.

(166 слов) (По П. Проскурину)

1. Сгруппировать слова по виду орфограмм:

В 1,2-м абзацах; в 3,4-м абзацах – 2-й вариант

2. Сделать морфологический разбор слова:

Шевелившимися – 1-й вариант заполненные – 2-й вариант

3. Разобрать слова по составу:

Песчаное, заполненные, разметавшегося – 1-й вариант

беспредельное, приближалась, водорослей – 2-й вариант

4. Выполнить синтаксический разбор предложения:

Стараясь не шевелиться, она следила за ритмическим танцем рыбок, никак не желавших отдаляться от своего куста. – 1-й вариант

Старый скрипач любил играть у подножия памятника Пушкину, что стоит в начале Тверского бульвара. Поднявшись по ступенькам к самому пьедесталу, музыкант трогал смычком струны на скрипке. У памятника сейчас же собирались дети, прохожие, и все они умолкали в ожидании музыки, потому что она утешает людей, обещает им счастье и славную жизнь. Футляр скрипки музыкант клал на землю; он был закрыт, и в нём лежал кусок чёрного хлеба и яблоко, чтобы можно было поесть, когда захочется.

Обыкновенно старик выходил играть под вечер: для его музыки нужно было, чтобы в мире стало тише. Старик страдал от мысли, что не приносит людям никакого добра, и поэтому добровольно ходил играть на бульвар. Звуки скрипки раздавались в воздухе и доходили до глубины человеческих сердец, трогая их нежной и мужественной силой. Некоторые слушатели вынимали деньги, чтобы отдать их старику, но не знали, куда их положить: футляр скрипки был закрыт, а сам музыкант находился высоко на подножье памятника, почти рядом с Пушкиным.

1. Выполнить фонетический разбор слов:

I Вариант: счастье II вариант: яблоко

2. Морфологический разбор слов:

I вариант памятника II вариант: добра

3. Выписать из текста диктанта по одному словосочетанию на все виды подчинительной связи и произвести разбор словосочетаний:

1-й вариант: 1-й абзац 2-й вариант: 2-й абзац

4. Синтаксический разбор предложения:

I вариант: Старый скрипач любил играть у подножия памятника Пушкину, что стоит в начале Тверского бульвара.

II вариант: Старик страдал от мысли, что он не приносит людям никакого добра.

5. Вычертить схему предложения

Наш аил расположен в предгорьях плато, куда сбегаются из ущелий шумливые горные речки. Пониже раскинулась жёлтая долина, огромная казахская степь, окаймлённая отрогами чёрных гор да чёрточка железной дороги.

А над аилом на бугре стоят два больших тополя. Я помню их с тех пор, как помню себя. С какой стороны ни подъедешь, прежде всего увидишь их, они всегда на виду, точно маяки.

Здесь сколько угодно всяких деревьев, но эти особенные – у них свой особый язык и, должно быть, своя особая, певучая душа. Когда ни приедешь сюда, они раскачиваются, перехлёстываясь ветвями, шумят неумолчно. То кажется, будто тихая волна прилива плещется о песок, то пробежит по ветвям, словно незримый огонёк, страстный, горячий шёпот, то вдруг. На мгновение затихнув, тополя разом, всей взбудораженной листвой шумно вздохнут, будто тоскуя о чём-то. А когда набегает грозовая туча и буря, заламывая ветви, обрывает листву, тополя гудят, как бушующее пламя.

По сей день тополя на бугре кажутся мне необыкновенными, живыми. Там, подле них, осталось моё детство, как осколок волшебного стёклышка.

(165 слов) (По Ч. Айтматову)

1.Сгруппировать орфограммы и подобрать к ним примеры из текста.

Из первого и второго абзаца – 1-й вариант из третьего абзаца – 2-й вариант

2. Сделать фонетический разбор слова:

Подъедешь – 1-й вариант предгорьях – 2-й вариант

3. Сделать морфологический разбор слова:

Окаймлённая – 1-й вариант взбудораженной – 2-й вариант

4. Сделать синтаксический разбор предложения:

Наш аил расположен в предгорьях плато, куда сбегаются из ущелий шумливые горные речки. – 1-й вариант

Утром я, выспавшийся, полный свежих сил, вышел на вахту. До чего же хорошо, когда в воздухе разливается запах йода и океан расстилается вокруг, как зелёный шёлк.

В свежем воздухе чувствовалась, однако, примесь какого-то странного запаха, и я не мог понять, чем пахнет. Оглядев горизонт, я заметил вдалеке тёмную полоску, вроде как от набежавшей тучки. Небо по-прежнему сияло голубизной, и всё же там, на блестящей поверхности моря, что-то темнело. Подходим к другой глубине или приближается шторм? Теряясь в догадках, я вдруг вижу: навстречу нам мчатся дельфины. В чётком строю, то выныривая, то пропадая, они промелькнули по левому борту, и мне показалось, что они бегут, будто спасаясь от чего-то.

Штурман, в течение долгого времени смотревший в бинокль, наконец догадался: нефть! Понятно, какой запах примешивался к свежести океана. Нефтяные разводы встречались нам в плавании не раз, однако такое я видел впервые: впереди было сплошное нефтяное поле. Сначала появились радужные разводы – оранжевые, сине-фиолетовые, затем какие-то серебристые пятна, которых становилось всё больше. Вскоре мы увидели: это была дохлая рыба, плавающая кверху брюхом.

(167 слов) (По А. Соболеву)

1. Объяснить графически знаки препинания в выделенном предложении.

2. Выписать из текста по два словосочетания на все виды подчинительной связи и разобрать их:

В первом и втором абзаце – 1-й вариант в третьем абзаце – 2-й вариант

3. Разобрать слова по составу:

Выспавшийся, расстилается, теряясь – 1-й вариант

голубизной, оглядев, плавающая – 2-й вариант

4.Оглядев горизонт, я заметил вдалеке тёмную полоску, вроде как от набежавшей тучки. – 1-й вариант

Утром я, выспавшийся, полный свежих сил, вышел на вахту. – 2-й вариант

Февраль был на исходе. Дожди становились всё реже. Но в одну из ночей прошёл особенный ливень с тропической грозой. Днём раскалённое небо, жадничая, слишком отяжелело от выпитой влаги и теперь озлобленно возвращало её морю. С гористых вершин и крутых берегов Мадагаскара срывались шквалы, шумливо падали в бухту и, взрывая поверхность её, с исступлённым воем носились вокруг эскадры.. Дождливые струи, как сыромятными ремнями, секли корабли, и всё пространство наполнилось сверканием и грохотом. Разряды атмосферного электричества с громовыми ударами были так часты, что не давали опомниться, и получалось впечатление, что над головою происходят нагромождения каменных утёсов и железа. Огненные вспышки беспрерывно пронизывали тьму, разбегаясь по тучам змеевидными лентами, падая развертывающейся спиралью, на мгновение разбрасываясь гирляндами. Иногда чёрное небо раскалывалось на множество золотых ветвистых трещин, спускавшихся до самого горизонта. Гроза пьянела и совершала свой шабаш. И в этой световой и грохочущей кутерьме, сквозь муть дождя и шквала неясно вырисовывались силуэты кораблей, угрюмые и неподвижные.

(153 слова) (По А.С. Новикову-Прибою)

1. Сделать фонетический разбор слова:

Жадничая – 1-й вариант пьянела – 2-й вариант

2. Разобрать слова по составу:

Тропической, раскалённое, нагромождения – 1-й вариант

Дождливые, развёртывающейся, днём – 2-й вариант

3. Выписать из текста по два словосочетания на все виды подчинительной связи и разобрать их.

4. Выполнить синтаксический разбор предложения:

Огненные вспышки беспрерывно пронизывали тьму, разбегаясь по тучам змеевидными лентами, падая развертывающейся спиралью, на мгновение разбрасываясь гирляндами – 1-й вариант

Иногда чёрное небо раскалывалось на множество золотых ветвистых трещин, спускавшихся до самого горизонта. – 2-й вариант

В наших краях в зимнее время нет-нет да и встретишь рыжую плутовку.

Как-то ранним утром шёл я по лесу, любовался узорной вязью берёзовых веток и внезапно повстречался с лисой. Признаться, никогда ещё не видел так близко рыжуху. До чего же красива её огненная шубка! Среди хрустальной белизны будто пламя бросили на снег. Сделала несколько шагов, застыла на месте, затем мгновенно скрылась в зарослях.

Тишина необыкновенная. Ничто не шелохнётся. Только мороз властвует: румянит щёки, щиплет уши. А мне радостно! Или оттого, что с рыжухой повстречался, или оттого, что впервые за зиму так ярко светит солнце. А может, оттого, что у самой лесной опушки только что распечатали стог сена. И из него будто вырвалось и рассыпалось по снегу душистое, тёплое лето!

А морозец крепчает. Солнце выше поднялось над дымчатым от инея кустарником, стогом. И в его искрящихся лучах заблестели на кустах мелкие кристаллики снежинок.

Долго я стоял на одном месте, и во мне как никогда сильно спорили зима с летом.

1. Синтаксический разбор предложения.

Как-то ранним утром шёл я по лесу, любовался узорной вязью берёзовых веток и внезапно повстречался с лисой. – 1-й вариант

В её искрящихся лучах заблестели на кустах мелкие кристаллики снежинок – 2-й вариант

2. Фонетический разбор слова:

Вязью – 1-й вариант ярко -2-й вариант

3.Морфологический разбор слова:

Повстречался – 1-й вариант заблестели – 2-й вариант

Дорога на перевал

Дорога вилась по склону каменистой лощины и вела путника широким полукругом, открывая его издалека. Ближе к перевалу дорога взбиралась по краю обрыва, вдоль отвесной стены. Здесь, встретившись, можно было разминуться, только держась друг за друга. Против дороги, по другую сторону лощины, на остром хребте росли, тесно прижавшись друг к другу, словно из одного корня, три старые осины. Сразу же за осинами начинался головоломный спуск, покрытый бородавками красных скал, на которых могла удержаться лишь коза. А у подножия – тёмный лес, в нём легко укрыться и пешему, и конному.

Эти осины на крутизне, их матово-серебристые стволы подолгу любовно ласкал Бахтыгул загрубелыми озябшими руками, приходя с рассветом к перевалу.

С тоской, без надежды оглядывал он мир, в котором жил. Осеннее небо всё чаще заволакивала грязно-серая мгла. Далёкие седые вершины покрывала чалма облаков. Угрюмые тени ложились на каменный лик гор, и даже в полдень хребты и пики хмурились, супили мохнатую бровь, как будто и они были чем-то недовольны. Кругом могильная тишина. В свете зари, прорывавшемся из-под синих туч, дорога против осин густо багровела, словно набухая, и казалась окровавленной. Красные пятна мерцали на окрестных скалах.

(183 слова) (По М. Ауэзову)

1. Сгруппировать орфограммы и привести примеры из текста диктанта.

2. Сделать фонетический разбор слова:

Открывая – 1-й вариант разминуться – 2-й вариант

3. Выполнить морфологический разбор:

Прижавшись – 1-й вариант набухая – 2-й вариант

4. Выполнить синтаксический разбор предложения:

Сразу же за осинами начинался головоломный спуск, покрытый бородавками красных скал, на которых могла удержаться лишь коза. – 1-й вариант

Угрюмые тени ложились на каменный лик гор, и даже в полдень хребты и пики хмурились, супили мохнатую бровь, как будто и они были чем-то недовольны. – 2-й вариант

Солнце, похожее на золотое блюдце, остановилось, одним своим краем упираясь в далёкую черту горизонта. Словно красивая ткачиха, разбросавшая золотую пряжу свою, солнце, уходя на покой, собирало тучи. От этого переменчивой и чарующей была степь. Травы катились вдаль, как морские волны, лучи заходящего солнца играли на них тысячами цветов. Тучи покрывали степь то лёгкой позолотой, то ярко-красным тончайшим шёлком, то мельчайшей пылью, то полупрозрачным сиреневым платком. Безбрежная, необъятная степь походила на океан, и казалось, что этому океану нет ни конца, ни начала. И вот уже океан стал тёмно-синим, вот он нахмурился, и волны трав, раскрашенных последними лучами солнца, стали едва заметными в густеющем тёплом мареве сумерек. Тёмно-синее море стало чернеть. Тоненький краешек солнечного диска, как дорогой расплавленный металл, засиял на тёмном рубеже горизонта. Он становился всё меньше и меньше и вдруг как-то быстро исчез. Алая заря закрыла всю западную половину неба, заиграла роскошными красками, потом улеглась, померкла, зеленоватое покрывало раскинулось на её месте, а сумерки надвинулись, и яркими чёрными силуэтами, словно нарисованные, стали выделяться деревья, горы. Пришёл тихий июльский вечер.

(170 слов) (По С. Сейфулину)

1.Выписать из текста по два словосочетания на все виды подчинительной связи и разобрать их.

2. Выполнить фонетический разбор слова:

Упираясь – 1-й вариант деревья – 2-й вариант

3. Разобрать слова по составу:

Разбросавшая, тончайшим, казалось – 1-й вариант

Заходящего, мельчайшей, упираясь – 2-й вариант

4. Сделать синтаксический разбор предложения:

Безбрежная, необъятная степь походила на океан, и казалось, что этому океану нет ни конца, ни начала. – 1-й вариант

Правописание суффиксов причастий

Орфограмма: правописание суффиксов причастий (образование действительных причастий настоящего и прошедшего времени, страдательных причастий настоящего и прошедшего времени).

Образование действительных причастий настоящего времени

Действительные причастия настоящего времени образуются от основы глаголов настоящего времени несовершенного вида при помощи суффиксов -ущ (-ющ) от глаголов 1-го спряжения и суффиксов -ащ (-ящ) от глаголов 2-го спряжения: играют — играющий, пишет — пишущий, бреет — бреющий, строят — строящий, кричит — кричащий, видит — видящий.

Образование действительных причастий прошедшего времени

Действительные причастия прошедшего времени образуются от основы неопределённой формы при помощи суффиксов -вш- (-ш-). Суффикс -вш- используется, если основа неопределённой формы заканчивается на гласный: читать — читавший, смеяться — смеявшийся . При этом суффикс неопределённой формы сохраняется перед -вш- так же, как в прошедшем времени глагола перед : увидеть — увидел — увидевший, растаять —растаял —растаявший.

Суффикс -ш- используется, если основа неопределённой формы заканчивается на согласный, как, например, у всех глаголов на -чь. При этом происходит чередование ч/г, к. С помощью -ш- образуются причастия от глаголов с окончанием -ти (в этом случае тоже возможны чередования).

Образование страдательных причастий настоящего времени

Страдательные причастия настоящего времени образуются от основы настоящего времени переходных глаголов несовершенного вида при помощи суффиксов -ем- (-ом-) от глаголов 1-го спряжения и суффикса -им- от глаголов 2-го спряжения: ведут — ведомый, уважают — уважаемый, видят — видимый, хранят — хранимый . Нужно запомнить причастие с суффиксом -им- — движимый (в значении «побуждаемый»: «движимый чувством раскаяния»; также употребляется применительно к имуществу, которое может быть перемещено). Данное причастие образовано не от гла­гола двигать (I спряжение), а от устаревшего глагола «движити».

От многих переходных глаголов страдательные причастия настоящего времени не образуются (например, брать, ждать, жать, писать, мыть, лить, бить, пить и др.). В то же время есть несколько страдательных причастий, образованных от непереходных глаголов: предшествуемый, руководимый, управляемый .

Страдательные причастия настоящего времени не следует путать с отглагольными прилагательными с суффик­сами -ем-, -им- (ископаемый, допустимый, несравнимый, непобедимый, неугасимый). Такие прилагательные могут образовываться и от непереходных глаголов (зависимый, неиссякаемый, непромокаемый, неумолкаемый, неувядае­мый, несгораемый), и от глаголов совершенного вида (умо­лить — неумолимый). Большинство из них не употребляется без приставки не- (невозмутимый, невыносимый, незримый, неисчислимый, неисчерпаемый). Признаки, кото­рые обозначены отглагольными прилагательными, являют­ся постоянными, не протекают во времени (в отличие от признаков, обозначенных причастиями).

Образование страдательных причастий прошедшего времени

Страдательные причастия прошедшего времени образуют­ся от основ неопределённой формы переходных глаголов при помощи суффиксов -нн-, -енн- (-ённ-), -т- ( прочитанный, увиденный, решённый, понятый ).

При помощи суффикса -нн- образуются страдательные причастия прошедшего времени от глаголов на -атъ, -ять. При этом суффикс глагола -а- или -я- сохраняется перед суффиксом причастия —нн- (засеять — засеянный, замешать — замешанный).

С помощью суффикса -енн- (ённ-) образуются страдательные причастия прошедшего времени от глаголов на -итъ, -етъ. При этом суффикс глагола -и- или -е- отсекается ( заклеить — заклеенный, увидеть — увиден­ный, обидеть — обиженный, спросить — спрошенный ). Суффиксы причастий -енн- (-ённ-) используется также для образования причастий от глаголов с основой на согласный (глаголы на -чь: увлечь —увлечённый, сберечь — сбережённый ; глаголы с окончанием -ти: привести — приведённый, сплести — спле­тённый ).

Причастия, в которых часто
допускают ошибки на ОГЭ/ЕГЭ

Таблица «Правописание суффиксов причастий»

Вы смотрели конспект по русскому языку «Правописание суффиксов причастий». Продолжение темы «Причастие это» в следующих конспектах:

Суффиксы причастий

Суффиксы при­ча­стий — это фор­мо­об­ра­зу­ю­щие суф­фик­сы, с помо­щью кото­рых от гла­го­лов обра­зу­ют­ся дей­стви­тель­ные и стра­да­тель­ные при­ча­стия. Составим таб­ли­цу, в кото­рой ука­жем суф­фик­сы при­ча­стий. Приведем пра­ви­ла напи­са­ния суф­фик­сов причастий.

С помо­щью харак­тер­ных суф­фик­сов гла­го­лы обра­зу­ют при­ча­стия. Вспомним, что такое при­ча­стие в рус­ском языке.

Как сле­ду­ет из это­го опре­де­ле­ния, при­ча­стие явля­ет­ся гла­голь­ной фор­мой, кото­рая выра­жа­ет при­знак пред­ме­та, сопря­жен­ный с действием:

  • (какой?) бегу­щий маль­чик — это маль­чик, кото­рый (что дела­ет?) бежит;
  • (какая?) пой­ман­ная рыб­ка — это рыб­ку, кото­рую (что сде­ла­ли?) поймали.

Причастию при­над­ле­жат грам­ма­ти­че­ские при­зна­ки как гла­го­ла, так и прилагательного.

Для этой осо­бой фор­мы гла­го­ла харак­тер­ны спе­ци­фич­ные суф­фик­сы, с помо­щью кото­рых обра­зу­ют­ся дей­стви­тель­ные и стра­да­тель­ные при­ча­стия. Рассмотрим суф­фик­сы при­ча­стий и пра­ви­ла их написания.

Суффиксы действительных причастий настоящего времени

Действительные при­ча­стия — это гла­голь­ный фор­мы, кото­рые обо­зна­ча­ют при­знак пред­ме­та, кото­рый сам совер­ша­ет действие:

  • плы­ву­щий пароход;
  • опу­стив­ший­ся занавес.

Действие может про­ис­хо­дить как в насто­я­щем, так и в про­шлом, поэто­му у при­ча­стий, как и у гла­го­ла, раз­ли­ча­ют кате­го­рию насто­я­ще­го и про­шед­ше­го времени.

Суффиксы — ущ-/-ющ- или -ащ-/-ящ- обра­зу­ют дей­стви­тель­ные при­ча­стия насто­я­ще­го вре­ме­ни от осно­вы пере­ход­ных и непе­ре­ход­ных гла­го­лов насто­я­ще­го вре­ме­ни (фор­ма 3 лица мн.ч.).

Написание без­удар­ных глас­ных в суф­фик­сах при­ча­стий зави­сит от при­над­леж­но­сти про­из­во­дя­ще­го гла­го­ла к I или II спряжению.

Чтобы пра­виль­но напи­сать суф­фик­сы дей­стви­тель­ных при­ча­стий, сна­ча­ла опре­де­ля­ем спря­же­ние глагола.

Понаблюдаем, как обра­зу­ют­ся дей­стви­тель­ные при­ча­стия насто­я­ще­го вре­ме­ни. Для без­оши­боч­но­го напи­са­ния без­удар­ных глас­ных «у», «ю» или «а», «я» в суф­фик­сах при­ча­стий вос­поль­зу­ем­ся сле­ду­ю­щим алгоритмом:

  • знать (I спр.) — они зна́ ю т — зна́ ю щ ий пред­мет на отлично;
  • пла­кать (I спр.) — они пла́ч у т — пла́ч у щ ий малыш;
  • лечить ( II спр.) — они ле́ч а т — ле́ч а щ ий врач;
  • кра́сить ( II спр.) — они кра́с я т — кра́с я щ ий сте­ну.

Суффиксы действительных причастий прошедшего времени

Суффиксы -вш- и -ш- участ­ву­ют в обра­зо­ва­нии дей­стви­тель­ных при­ча­стий про­шед­ше­го вре­ме­ни от осно­вы неопре­де­лен­ной фор­мы глагола.

Суффикс -вш- обра­зу­ет при­ча­стия от осно­вы гла­го­ла, закан­чи­ва­ю­щей­ся на глас­ный, а -ш- — от осно­вы на согласный:

  • раз­мыш­ля ть — раз­мыш­ля вш ий о жизни;
  • полз ти — полз ш ий по листоч­ку жук.

Перед фор­мо­об­ра­зу­ю­щим суф­фик­сом при­ча­стия -вш- сохра­ня­ет­ся та же без­удар­ная глас­ная, что и в осно­ве про­из­во­дя­ще­го гла­го­ла. Понаблюдаем:

  • успо­ко́ и ть — успо­ко́ и вш ий ребен­ка;
  • пове́ я ть — пове́ я вш ий вете­рок;
  • ненави́д е ть — ненави́д е вш ий ложь.

Для нагляд­но­сти соста­вим таб­ли­цу суф­фик­сов дей­стви­тель­ных причастий.

Суффиксы страдательных причастий настоящего времени

Страдательные при­ча­стия обо­зна­ча­ют при­знак пред­ме­та, кото­рый под­вер­га­ет­ся дей­ствию извне:

  • едва слы­ши­мый звук;
  • раз­ве­ян­ный нами миф.

Суффиксы -ем- или -им- участ­ву­ют в обра­зо­ва­нии стра­да­тель­ных при­ча­стий насто­я­ще­го вре­ме­ни от осно­вы насто­я­ще­го вре­ме­ни пере­ход­ных гла­го­лов несо­вер­шен­но­го вида.

Написание без­удар­ных глас­ных, обо­зна­чен­ных бук­ва­ми «е» или «и», в суф­фик­сах стра­да­тель­ных при­ча­стий насто­я­ще­го вре­ме­ни зави­сит от спря­же­ния гла­го­ла. Предлагаем сле­ду­ю­щий без­оши­боч­ный алго­ритм выбо­ра суф­фик­са -ем- или -им-:

  • коле­бать (I спр.) — мы коле́бл е м — коле́бл е м ый вет­ром камыш;
  • рас­хо­до­вать (I спр.) — мы рас­хо­ду е м — расхо́ду е м ые сред­ства;
  • видеть ( II спр.) — мы ви́д и м — ви́д и м ый вда­ли берег;
  • любить ( II спр.) — мы лю́б и м — нами люб и м .

Суффиксы страдательных причастий прошедшего времени

Страдательные при­ча­стия про­шед­ше­го вре­ме­ни обра­зу­ем от основ неопре­де­лен­ной фор­мы пере­ход­ных гла­го­лов совер­шен­но­го и несо­вер­шен­но­го вида. В их оформ­ле­нии участ­ву­ют суф­фик­сы при­ча­стий -нн-, -енн- и -т-.

Формообразующий суф­фикс -нн- обра­зу­ет при­ча­стия от гла­го­лов с осно­вой, закан­чи­ва­ю­щей­ся суф­фик­сом -а- или -я-:

  • замеш а ть тесто — заме́ш а нн ое тесто;
  • потер я ть — поте́р я нн ая пер­чат­ка.

Если же про­из­во­дя­щий гла­гол закан­чи­ва­ет­ся на -ить или -чь, то при­ча­стие обра­зу­ет­ся с помо­щью суф­фик­са -енн-:

  • укра́с ить — укра́ш е нн ая гир­лян­да­ми ёлка;
  • подве́с ить — под­веш е нн ый фона­рик;
  • сбе­ре чь — сбе­реж енн ая фото­гра­фия.

Как видим, пра­во­пи­са­ние без­удар­ных глас­ных в суф­фик­сах стра­да­тель­ных при­ча­стий зави­сит от спо­со­ба обра­зо­ва­ния этих форм глагола.

Суффикс -т- обра­зу­ет при­ча­стия от одно­слож­ных гла­го­лов и про­из­вод­ных слов с при­став­ка­ми (мыть — мытый, по мыть — помы­тый), от гла­го­лов с конеч­ным соче­та­ни­ем -оть (полоть — поло­тый), от слов с суф­фик­сом -ну- (отки­нуть — отки­ну­тый капю­шон), а так­же гла­го­лов с фраг­мен­том -ереть (сте­реть — стер т ый).

Страдательные при­ча­стия про­шед­ше­го вре­ме­ни обра­зу­ют крат­кие фор­мы, в кото­рых пишет­ся одна бук­ва «н» в суффиксе:

  • раз­бу­дить — раз­бу­жен­ный — он раз­буж ен ;
  • уве­шать — уве­шан­ная пло­да­ми — ябло­ня увеш а н а пло­да­ми;
  • осме­ять — осме­ян­ное пред­ло­же­ние — пред­ло­же­ние все­ми осме я н о.

Подытожим наши рас­суж­де­ния состав­ле­ни­ем таб­ли­цы суф­фик­сов стра­да­тель­ных причастий.

Суффиксы стра­да­тель­ных при­ча­стийОсобенности упо­треб­ле­нияПримеры
Страдательные при­ча­стия-ем-/-ом-, -им-в стра­да­тель­ных при­ча­сти­ях насто­я­ще­го времениотте­ня­е­мый, закреп­ля­е­мый, ведо­мый, руко­во­ди­мый, слышимый
-нн-/-енн, -т-в стра­да­тель­ных при­ча­сти­ях про­шед­ше­го времениото­рван­ный, посе­ян­ный, увле­чен­ный, рас­став­лен­ный, про­тер­тый, размолотый

Видео «Правописание суффиксов причастий»

Как образуются причастия в русском языке: правило, примеры, основные ошибки. ВИДЕОУРОК

Причастия обра­зу­ют­ся от основ насто­я­ще­го вре­ме­ни и неопре­де­лен­ной фор­мы гла­го­лов с помо­щью фор­мо­об­ра­зу­ю­щих суф­фик­сов. Выбор глас­ных в суф­фик­сах дей­стви­тель­ных и стра­да­тель­ных при­ча­стий насто­я­ще­го вре­ме­ни зави­сит от спря­же­ния гла­го­ла.

Причастие явля­ет­ся гла­голь­ной фор­мой с при­зна­ка­ми при­ла­га­тель­но­го.

У при­ча­стий сохра­нил­ся гла­голь­ный при­знак вре­ме­ни, поэто­му раз­ли­ча­ем при­ча­стия насто­я­ще­го и про­шед­ше­го вре­ме­ни.

Причастие быва­ет дей­стви­тель­ным или стра­да­тель­ным .Действительные при­ча­стия обо­зна­ча­ют при­знак, кото­рый созда­ет сам пред­мет.

Например:

  • пла­вать — пла­ва­ю­щий лебедь = лебедь пла­ва­ет;
  • поте­рять­ся — поте­ряв­ший­ся ребе­нок = ребе­нок поте­рял­ся.

Страдательные при­ча­стия обла­да­ют при­зна­ком, кото­рый созда­ет­ся у них в резуль­та­те воз­дей­ствия дру­го­го пред­ме­та.

Например:

  • дол­го хра­ни­мый порт­рет = порт­рет хра­нят;
  • раз­бу­жен­ный маль­чик = маль­чи­ка раз­бу­ди­ли;
  • поли­тые цве­ты = цве­ты поли­ли.

Каждый вид при­ча­стия обла­да­ет сво­им зна­че­ни­ем и спе­ци­фич­ны­ми фор­мо­об­ра­зу­ю­щи­ми суф­фик­са­ми.

Действительные причастия настоящего времени

Они обра­зу­ют­ся от осно­вы пере­ход­ных и непе­ре­ход­ных гла­го­лов насто­я­ще­го вре­ме­ни. Основой гла­го­ла насто­я­ще­го вре­ме­ни явля­ет­ся фор­ма тре­тье­го лица мно­же­ствен­но­го чис­ла без лич­но­го окон­ча­ния, напри­мер:

  • бегать — они бега-ют;
  • пилить — они пил-ят.

От осно­вы насто­я­ще­го вре­ме­ни гла­го­лов пер­во­го спря­же­ния с помо­щью суф­фик­сов -ущ-/-ющ- обра­зу­ем дей­стви­тель­ные при­ча­стия насто­я­ще­го вре­ме­ни:

  • сте­лить (I спр.) — они стел-ют — стел-ющ-ийся кустар­ник;
  • бле­ять (I спр.) — они бле-ют — бле-ющ-ая овца;
  • почу­ять (I спр.) — они почу-ют — почу-ющ-ие вол­ка;
  • брить­ся (I спр.) — они бре-ют-ся — бре-ющ-ийся муж­чи­на.

От осно­вы насто­я­ще­го вре­ме­ни гла­го­лов вто­ро­го спря­же­ния обра­зу­ем дей­стви­тель­ные при­ча­стия с помо­щью суф­фик­сов -ащ-/-ящ-, напри­мер:

  • зво­нить (II спр.) — они звон-ят — звон-ящ-ий теле­фон;
  • смот­реть (II спр.) — они смотр-ят — смотр-ящ-ий впе­ред;
  • тер­петь (II спр.) — они терп-ят — терп-ящ-ее бед­ствие суд­но;
  • вер­теть­ся (II спр.) — они верт-ят-ся — верт-ящ-иеся дев­чон­ки.

Настоящего времени

Действительные причастия настоящего времени образуются от глагольных основ настоящего времени.

Для построения от глагола первого спряжения используются морфемы -ущ-/-ющ-:

  • играть — играющий;
  • работать — работающий;
  • писать — пишущий;
  • нести — несущий.

Образовать действительное причастие от главной части глагола второго спряжения помогают аффиксы -ащ-/-ящ-:

  • ненавидеть — ненавидящий;
  • курить — курящий;
  • дышать — дышащий;
  • держать — держащий.

Видеоурок

Действительные причастия прошедшего времени

Такие при­ча­стия обра­зу­ют­ся от осно­вы неопре­де­лен­ной фор­мы гла­го­ла с помо­щью суф­фик­сов -вш- и -ш-.

Суффикс -вш- обра­зу­ет при­ча­стие от осно­вы гла­го­ла, кото­рая закан­чи­ва­ет­ся глас­ным, напри­мер:

  • звене-ть — звене-вш-ий коло­коль­чик;
  • оттая-ть — оттая-вш-ее окно;
  • стуча-ть — стуча-вш-ий по дере­ву дятел;
  • тону-ть — тону-вш-ий в реке;
  • спили-ть — спили-вш-ий дере­во;
  • бы-ть — бы-вш-ий в моем рас­по­ря­же­нии.

Суффикс -ш- участ­ву­ет в обра­зо­ва­нии при­ча­стий от осно­вы неопре­де­лен­ной фор­мы с конеч­ны­ми соглас­ны­ми, напри­мер:

  • отнес-ти — отнёс-ш-ий в кла­ло­вую;
  • рас­цвес-ти — расцвёт-ш-ий в саду;
  • замес-ти — замет-ш-ий опав­ши­ми листья­ми;
  • вез-ти — вёз-ш-ий с собой сыниш­ку.

Прошедшего времени

Словообразование причастий прошедшего времени происходит путём присоединения к корневой части неопределённого глагола морфем -вш- и -ш-.

Если корневая часть заканчивается на согласный, используется морфема -вш-:

  • бредить — бредивший космосом;
  • гнуть — гнувший проволоку;
  • быть — бывший муж.

Если же последний звук в основе инфинитива согласный, в словообразовании участвует морфема -ш-:

  • трясти — трясший дерево;
  • расти — росший в огороде.

Видеоурок

Страдательные причастия настоящего времени

Страдательные при­ча­стия обра­зу­ют­ся толь­ко от пере­ход­ных гла­го­лов несо­вер­шен­но­го и совер­шен­но­го вида, кото­рые могут управ­лять суще­стви­тель­ны­ми в фор­ме вини­тель­но­го (ино­гда роди­тель­но­го) паде­жа без пред­ло­га.

Выбор фор­мо­об­ра­зу­ю­ще­го суф­фик­са зави­сит от спря­же­ния гла­го­ла. Если про­из­во­дя­щим явля­ет­ся гла­гол пер­во­го спря­же­ния, то от осно­вы насто­я­ще­го вре­ме­ни обра­зу­ем стра­да­тель­ное при­ча­стие с помо­щью суф­фик­са -ем-:

  • перегиба-ть — перегиба-ют — перегиба-ем-ый пояс;
  • разрыва-ть — они разрыва-ют — разрыва-ем-ый в кло­чья;
  • выделя-ть — они выделя-ют — выделя-ем-ый нам;
  • наполня-ть — они наполня-ют — наполня-ем-ый водой бас­сейн.

От осно­вы насто­я­ще­го вре­ме­ни гла­го­ла вто­ро­го спря­же­ния обра­зу­ет­ся при­ча­стие с помо­щью суф­фик­са -им-:

  • зави­сеть — они завис-ят — завис-им-ое поло­же­ние;
  • нена­ви­деть — они ненавид-ят — ненавид-им-ая еда;
  • любить — они люб-ят — люб-им-ый все­ми артист.

Настоящего времени

На способ образования этих речевых единиц влияет спряжения производящей лексемы.

В случаях, когда исходное слово первого спряжения, форма страдательного залога образуется при помощи суффикса -ем- или -ом-:

  • убивать — убиваемый врагами;
  • наливать — наливаемый в стакан;
  • ведут — ведомый вперёд.

К основе второго спряжения присоединяется морфема -им-:

  • гонит — гонимый странник;
  • любить — любимая жена.

Прошедшего времени

Для формирования этих языковых единиц нужна корневая часть слова, обозначающего завершённое действие.

Прошедшее время страдательной формы создаётся прибавлением к основе инфинитива посткорневых аффиксов: -нн-, -енн- (-ённ-), -т-.

Посткорневой аффикс удвоенная «н» создаёт причастную форму от корневых частей, заканчивающихся на «а» либо «я»:

  • расстрелять — расстрелянный предатель;
  • записать — записанный сценарий.

«Енн» образовывает причастие от инфинитива с корневой частью, оканчивающейся на «и» либо на согласный:

  • запечь — запечённый пирог;
  • решить — решённая задача;
  • пресечь — пресечённое правонарушение;
  • изречь — изречённая мудрость;
  • приклеить — приклеенный плакат;
  • украсить — украшенный зал.

При помощи морфемы «т» образуется страдательный залог от корневых частей глаголов:

  1. С суффиксом «ну»;
  2. Оканчивающихся на «оть» и «ереть»;
  3. Односложных или близких к ним слов с префиксом:
  • молоть — молотый кофе;
  • закрыть — закрытый клуб.

Видеоурок

Страдательные причастия прошедшего времени

Такие при­ча­стия обра­зу­ют­ся от осно­вы неопре­де­лен­ной фор­мы гла­го­лов толь­ко совер­шен­но­го вида с помо­щью суф­фик­сов -нн-, -енн- и -т-.

Суффикс -нн- обра­зу­ет при­ча­стие от инфи­ни­ти­ва с осно­вой на глас­ные а/я, напри­мер:

  • завеша-ть — завеша-нн-ый ков­ром;
  • рас­каза-ть — расказа-нн-ый слу­чай;
  • засея-ть — засея-нн-ое поле;
  • зачита-ть — зачита-нн-ый отры­вок.

Суффикс -енн- обра­зу­ет при­ча­стие от неопре­де­лен­ной фор­мы гла­го­ла с осно­вой на -и- и -чь:

  • украси-ть — украш-енн-ый зал к празд­ни­ку;
  • побели-ть — побел-енн-ая сте­на;
  • приклеи-ть — прикле-енн-ая афи­ша;
  • выстрои-ть — выстро-енн-ые куби­ки в ряд;
  • увлечь — увлеч-ённ-ый тен­ни­сом;
  • сбе­речь — сбереж-ённ-ый на зав­тра.

Суффикс -т- обра­зу­ет стра­да­тель­ное при­ча­стие от осно­вы

  • гла­го­лов с суф­фик­сом -ну-,
  • одно­слож­ных гла­го­лов или род­ствен­ных слов с при­став­кой;
  • гла­го­лов на -оть, -ереть,
  • поки­нуть — покину-т-ый дом;
  • колоть — коло-т-ый орех;
  • полоть — про­по­лоть — прополо-т-ая гряд­ка;
  • брить — бри-т-ый под­бо­ро­док;
  • мыть — вымыть — вымы-т-ое окно;
  • под­нять — подня-т-ая пыль на доро­ге;
  • открыть — откры-т-ая двер­ца шка­фа.

Страдательные при­ча­стия обра­зу­ют крат­кие фор­мы.

Видеоурок

Таблица Образование причастий в русском языке

Действительные причастия (обозначают признак по действию, выполняемому определяемым предметом)Страдательные причастия (обозначают признак по действию, выполняемому над определяемым предметом)
Настоящее времяПрошедшее времяНастоящее времяПрошедшее времяКраткие формы
От какой основы причастия образуютсяосновы глаголов настоящего времениот основы инфинитива глагола (основы прошедшего времени)основы глаголов настоящего времениот основы инфинитива глагола (основы прошедшего времени)от полных форм страдательных причастий настоящего и прошедшего времени
От каких глаголов образуютсяот переходных и непереходных глаголов НСВот переходных и непереходных глаголов НСВ; переходных и непереходных глаголов СВот переходных глаголов НСВот переходных глаголов НСВ и СВ (кромелюбить, брать, искать)
Формообразующие суффиксы-ущ-/-ющ- (от глаголов 1-го спряжения)-ащ-/-ящ- (от глаголов 2-го спряжения)-вш- (от основы инфинитива или прошедшего времени на гласный)-ш- (от основы инфинитива или прошедшего времени на согласный; от основ непродуктивных глаголов с суффиксом -ну-; от глаголов на -сти (только архаические формы); от глагольных основ на -чь)-ом-/-ем- (от глаголов 1-го спряжения)-им- (от глаголов 2-го спряжения)-нн- (от глаголов на -ать, -ять, -еть)-енн- (от глаголов с основой на -и-)-т- (от основ на –оть, -ереть, -нуть и односложных глаголов)-ен/-н/-т (образуются путем усечения окончания либо части суффикса и окончания)
Примерыиграют – играющий, смеются – смеющийся, звенят – звенящий, томят – томящий (но брезжат – брезжущий).летать – летал – летавший, украсть – украл – укравший, уйти – ушел – ушедший, беречь – берег – берегшийведут – ведомый, омывают – омываемый, называют – называемый, проводят – проводимыйсмешать – смешал – смешанный, убрать – убрал – убранный, купить – купил – купленный, сжать – сжал – сжатыйлюбимый – любим, скошенный – скошен, смятый – смят

ТОП-4 статьикоторые читают вместе с этой

  • 1. Причастие как особая форма глагола
  • 2. Суффиксы причастий и деепричастий (таблица)
  • 3. Образование действительных причастий
  • 4. Суффиксы причастий (таблица)

Сводная таблица образования причастий

Сводная таблица может послужить своеобразным итогом всего вышесказанного и помочь окончательно разобраться в теме.

Ссылка на основную публикацию