«ДЕфис» или «дЭфис» – как правильно пишется?

Поиск ответа

Всего найдено: 426

Вопрос № 218294

Почему портОвый, если пОрты? От чего следует отталкиваться? Какое правило? Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Правил постановки ударения в русском языке нет, в спорных случаях следует проверять произношение по словарю.

Вопрос № 218256

Пожскажите, пожалуйста как правильно в устной речи произносить по телефону “АЛЛО” или “АЛЕ”

Ответ справочной службы русского языка

Вопрос № 216666

Как правильно произносить слова “темп”, “интернат” и им подобные – с твёрдым или мягким произношение м? Вопрос задаю с целью получения официального ответа из-за возникших разногасий с одним из своих коллег. Ваше авторитетное мнение позволит определить, кто из нас прав.

Ответ справочной службы русского языка

Согласно орфоэпическим словарям, оба слова произносятся с твердым [тэ].

Вопрос № 216398

Все-таки, какое произношение является верным в русской речи: мАркетинг или маркЕтинг? Анна. Заранее благодарю.

Ответ справочной службы русского языка

Вопрос № 215844

Почему-то я не получил ответа на свой вопрос. Я слышал, что при произношении древних жителей городов и народностей ударность сохраняется. Например, город КорИнф – корИнфяне, ЭфЕс – ЭфЕсяне, ФилистИя – филистИмляне. Значит ли это, что и сейчас правильно говорить: Египет -егИптяне, Россия – россИяне? Спасибо. Руслан.

Ответ справочной службы русского языка

Во многих случаях, действительно, ударение в названиях современных и древних народов различается. Определённых правил ударения в русском языке нет, в спорных случаях лучше проверять произношение по http://dic.gramota.ru/search.php?word=%E5%F4%E5%F1*&lop=x&gorb=x&efr=x&ag=x&zar=x&ab=x&sin=x&lv=x&pe=x&az=x [словарю].

Вопрос № 215763

Уважаемые лингвисты! Вы считаете, что литературной норме современного русского языка отвечает только произношение “афера”, что “афёра” – неправильно. При этом в Большой Советской Энциклопедии(1978 год) даётся определение слова “афёра” и не упоминается других вариантов написания. http://slovari.yandex.ru/art.xml?art=bse/00005/34000.htm&encpage=bse&mrkp=http%3A//hghltd.yandex.com/yandbtm%3Furl%3Dhttp%253A//encycl.yandex.ru/texts/bse/00005/34000.htm%26text%3Denc_abc%26reqtext%3D%2528enc%253A%253A1402442%2B%2526/%25281%2B1%2529%2Babc%253A%253A146659%2529//6%26%26isu%3D2 Скажите, пожалуйста, почему так? Может ли быть так, что русский язык невероятно быстро совершенствуется, что слово “афёра” устарело?

Ответ справочной службы русского языка

Слово _афера_ впервые зафиксировано словарями русского языка в первой трети XIX века. При этом еще в словаре Даля, не говоря уж о словарях XX века, указано в качестве единственно правильного написание _афера_. В словарях часто встречаются разночтения, но относительно данного существительного все словари единодушны: _афёра_ – неправильно. Плохо понятно, откуда такое написание могло взяться в БСЭ, нельзя исключать и того, что это техническая опечатка в электронном издании (печатного издания сейчас нет под рукой, поэтому проверить по нему не можем).

Вопрос № 214881

Допустим ли “неологизм”? Необходимое пояснение: я представляю опредленный круг людей, занимающихся танцевальным спортом, а именно, тех, кто выступает на турнирах в категории “старше 35 лет”. Вот о НАЗВАНИИ для этой категории и пойдет речь. Вопрос этот возник на одном интернет-форуме, посвященном танцам, и я сразу процитирую здесь мой ответ, из которого вы поймете суть вопроса: 1. Русский язык согласно Лопатину имеет только слово “сеньор” в значениях “феодал” и “обращение в Испании” (от себя добавлю: и в Италии тоже, более того, в дальнейшем буду ориентироваться именно на итальянский, как мне знакомый язык) — см. www.gramota.ru 2. Английское наименование возрастной группы — “Seniors”, причем с ударением на первом слоге. 3. Итальянское “signor” и “signora” (вот тут произношение точно совпадает с русским правописанием, то есть именно “НЬ”, подозреваю, что так же обстоит дело и с испанским) — НЕ означают возрастную группу, а только обозначение или обращение к человеку. Более того, на соревнованиях в Италии для обозначения возрастной группы используется ее АНГЛИЙСКОЕ наименование. Выводы мои отсюда весьма противоречивы: с точки зрения “чистой” орфографиии русского языка следует писать “сеНЬоры”. Но, учитывая специфику применения термина (в НЕсловарном его значении) и для разделения смысла я считаю более правильным использования “нелитературной” формы, т.е. “сеНИоры”. Собственно сам так и пишу. Хотя. брать мои слова за основу, может быть, и не стоит. не работаю я в ИРЯПе. Так вот вопрос: как все-таки правильно, учитывая, что речь идет о наименовании специфической возрастной группы (кстати не только в танцевальном спорте, но и в некоторых других, хотя в танцевальном — в наибольшей степени)

Ответ справочной службы русского языка

Так как словарной фиксации нет, а частотность употребления вариантов _сеньор_ и _сениор_ в соответствующем значении примерно одинаковая, выбор написания остаётся за Вами.

Вопрос № 214127

Подскажите, пожалуйста, как правильно ставить ударения в следующих словах: убралА или убрАла, проспалА или проспАла и в других подобных глаголах. И есть ли какое-нибудь правило, регулирующее ударение в таких глаголах? Большое спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

Правильно: _убралА, проспалА_ (ударение на последний слог). Определённого правила нет, часто у глаголов в формах прошедшего времени женского рода ударение переходит на окончание. Если возникают сомнения, следует проверять произношение по словарю (например, см. окно «Проверка слова» на нашем портале).

Вопрос № 213221

Добрый день! Слышала, что нормой стало произношение слова “каталог” с ударением на второй слог. Так ли это?

Ответ справочной службы русского языка

Пока нет. Нормой считается _каталОг_, а вариант _катАлог_ не рекомендуется.

Вопрос № 213130

Правильно сказать- “Алло” или “Але”? Или вполне допустимі оба слова?

Ответ справочной службы русского языка

В словарях рекомендуется произношение [алё].

Вопрос № 212566

здравствуйте. подскажите пожалуйста, как правильно произносится дефис или дэфис? заранее благодарна.

Ответ справочной службы русского языка

Согласный произносится мягко. Не рекомендуется произношение [дэфис].

Вопрос № 212540

Дополнение к 212527 извините, наверное, нечетко задала вопрос. Произношение и написание “жЕвачка” является ли ошибочным?

Ответ справочной службы русского языка

Вопрос № 211584

Возможно ли произношение слово договор во множественном числе – договора?

Ответ справочной службы русского языка

Форма _договора_ (с ударным последним слогом) допустима в разговорной речи.

Вопрос № 211571

Добрый вечер. Я прочитала ответ на вопрос о произношении слова ПОВРЕМЕННАЯ. А все-таки корректно ли произношение ПОВРЕМЁННАЯ? (В газете “АиФ” это слово написано так: повремЁнная оплата. Довольно странно. Ведь в печатных изданиях, и “АиФ” не является исключением, точки над Е не ставят). А слово повремЁнка имеет право на существование? Заранее спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Нет, произношение и написание _повремЁнная_ неправильно. В «Аргументах и фактах», насколько нам известно, буква Ё последовательно пишется во всех случаях, где она требуется (это правомерно, любой автор и издатель может писать свой текст с последовательном употреблением буквы Ё), однако в данном случае в газете допущена ошибка.
Правильно: _повремЕнка_ (это разговорное слово).

Вопрос № 211238

Здравствуйте. Не могли бы вы мне помочь? Меня интересует правильное произношение фамилии Рерих (имеется в виду фамилия художника Николая Рериха). Везде я слышал произношение только через “е”, однако английский вариант фамилии (Roerich), а так же запись в свидетельстве о рождении (Рёрих) говорят о том, что его фамилия должна произноситься по-другому. С чем связана тенденция произносить его имя через “е”? С уважением, Алексей.

Ответ справочной службы русского языка

Словари фиксируют оба варианта произношения: _Рерих_ и _Рёрих_. Оба правильные.

По(настоящему) пишется через дэфис?

По-настоящему-пишем через дефис
Суффикс-ему

Другие вопросы из категории

1) Т. желый, ш. рокий, с. денье

2) К. лач, нав. ждение, несг. раемый

3) Оз. рённый, камф. ра, прик. снуться

4) Откл. нение, в. гон, водор. сли

Читайте также

4)Я уверил себя, что эта осень первая и последняя в моей жизни. 5)Это помогло мне пристальнее всмотреться в нее и увидеть многое, чего я не видел раньше, когда осени проходили, не оставляя никакого следа, кроме памяти о слякоти и мокрых московских крышах. 6)Я узнал, что осень смешала все чистые краски, какие существуют на земле, и нанесла их, как на холст, на далекие пространства земли и неба. 7)Я видел листву, не только золотую и пурпурную, но и алую, фиолетовую, коричневую, черную, серую и почти белую. 8)Краски казались особенно мягкими из-зи осенней мглы, неподвижно висевшей в воздухе. 9)А когда шли дожди, мягкость красок сменялась блеском. 10)Небо, покрытое облаками, все же давало достаточно света, чтобы мокрые леса могли загораться вдали, как багряные пожары. 11)В сосновых чащах дрожали от холода березы, осыпанные сусальной позолотой. 12)Эхо от ударов топора, далекое ауканье баб и ветер от крыльев пролетевшейптицы стряхивали эту листву. 13)Вокруг стволов лежали широкие круги от палых листьев. 14)Деревья начинали желтеть снизу: я видел осины, красные внизу и совсем еще зеленые на верхушках.

1.Какое высказывание противоречит содержанию текста?
1.в осенней палитре большое разнообразие красок.
2.Чтобы увидеть что-нибудь по-настоящему,надо смотреть на это как можно чаще.
3.Кроне деревьев начинают желтеть снизу
4.Пристальный взгляд помогает увидеть то,чего не замечал раньше.
2.В каком значении употребляется слово СУСАЛЬНАЯ предложение 11
1.сентиментальная
2.темно-бордовая
3.покрытая тонкой пленкой золота
4.ярко-желтая.
3.Лексическое значение слово багровый.
1.желтый
2.красно-коричневый
3.густой красный
4.ярко-розовый
4.Выберете верное продолжение ответа на вопрос” Почему автор”изучал осень упорно и долго””?
Он изучал осень,,чтобы
1.сделать фенологические выводы
2.понять ее прелесть и красоту
3.сравнить с другими временами года,
4.суметь описать время года

где нибудь пишется через дефис или нет ?
не сколько пишется вместе или нет ?

чувствовали себя абсолютно счастливыми без особых на то причин, радовались жизни и природе во всех ее проявлениях. (2)Но когда выросли, стали работать и погрузились в мир бесконечных взрослых проблем и забот. (3)«Мы все спешим и таем, как снежинки на ветру», — именно так можно охарактеризовать нашу жизнь.(4)Современная жизнь — это бесконечные гонки на выживание, ведь за отведенные нам годы надо успеть сделать так много. (5)К известным принципам «посадить дерево, построить дом и вырастить детей» прибавляется еще большой список целей: сделать карьеру, купить автомобиль, разбогатеть и т.д. (6)И порой в бесконечной погоне за лучшей долей, в борьбе за место под солнцем мы перестаем замечать красоту окружающего мира, окружающих нас людей, не слышим пение птиц, словом, пропускаем такие обычные, но вместе с тем необыкновенные мгновения, из которых и состоит наша жизнь.(7)А ведь именно благодаря таким мгновениям человек бывает по-настоящему счастлив. (8)Время так быстротечно, и стрелки любимых настенных часов неумолимо движутся вперед, и близкие люди уходят из этого мира, так и не услышав, как они были нам дороги, а дети вырастают без должного родительского внимания и тепла. (9)Человеку всегда чего-то будет не хватать для полного счастья. (10)Особенно сложно живется в современном мире, когда со страниц газет и с экранов телевизора на нас обрушивается поток негативной информации о катастрофах, войнах, убийствах, реформах. (111)Послушав такую информацию, любой может впасть в депрессивное состояние и начать воспринимать жизнь в черном свете. (12)И тогда одна за другой начинают приходить беды, внезапно появляются разные хвори и болячки. (13)И кажется, что жизнь — это беспросветная полоса проблем и забот.14)Как исправить эту ситуацию, как впустить счастье в свой дом? (15)Как ни абсурдно это прозвучит, но сделать это под силу каждому. (16)Авторы бесчисленных книг по психологии и эзотерике постоянно акцентируют наше внимание на простом факте: «Человек сам хозяин своей судьбы». (17)Следовательно, мы порой сами виноваты, что в нашем организме появилось столько болячек.(18)Дело в том, что негативные эмоции, гнев, чувство вины ведут к болезням. (19)Известная американская писательница Луиза Хей написала на эту тему свыше десятка книг и даже разработала систему, согласно которой каждому заболеванию присуща своя негативная мысль, плохая эмоция. (20)Своими черными мыслями мы создаем негативный сценарий жизни, программируем себя на неудачи. (21)Ведь наше подсознание — это своего рода грядка, на которой произрастают как семена клубных цветов (положительные мысли и эмоции), так и сорняки (негативные мысли и эмоции).(22)Раз мы сами создаем свою жизнь, может, вместо негатива нам стоит подумать о чем-нибудь хорошем? (23)Послушать хорошую, веселую музыку, посмотреть комедийный фильм или послушать выступление юмориста? (24)И как бы ни было нам плохо, не нужно отдаляться от близких и друзей. (25)0ни нуждаются в нашем внимании, им так нужно чувствовать нашу любовь и заботу. (26)Поделитесь с ними своими радостями или расскажите о своих проблемах и, поверьте, вам станет значительно легче. (27)Если у вас никого нет, тоже не стоит отчаиваться. (28)3аведите себе кошку, собаку или же волнистого попугайчика, они помогут скрасить ваш досуг. (29)Глядя на весело резвящегося котенка или маленького щенка, с любопытством изучающего мир, вы забудете о своей грусти.(30)Старайтесь ценить незатейливые моменты жизни, ведь это так просто. (31)Посмотрите в окно и вы увидите, какая красота окружает нас. (32)Летняя синева небес и изумрудные гривы деревьев, весенняя капель и весело шумящие ручейки, осенний золотой листопад или белоснежные сугробы зимы — все это великолепие является бесплатным лекарством от депрессии и пережитого стресса. (33)Воспользоваться им можно в любой момент и без причин почувствовать себя счастливым человеком.(Е. Лебедева)

Дефис это:

Дефи́с (стар. дивизъ из нем. Divis — соединительный знак, знак деления, от лат. divisio — (раз)деление), устар. чёрточка — небуквенный орфографический знак русской и многих других письменностей. Графически тождествен со знаком переноса.

Не следует путать дефис и тире, ибо дефис — орфографический знак, а тире — пунктуационный. Также тире, в отличие от дефиса, отбивается пробелами. Всего же существует четыре похожих знака: дефис, минус, тире и длинное тире. Здесь они упомянуты в порядке увеличения их длины при начертании.

Содержание

Дефис в русской письменности

Правила, регламентирующие раздельное — дефисное — слитное написание, очень сложны и содержат множество исключений, которые указываются в словарях. Вот некоторые случаи дефисного написания:

  • названия оттенков (жёлто-зелёный, ярко-красный, блекло-жёлтый)
  • со словами:
    • с приставками кое-, кой- (кое-какой, кое-откуда, кой-где)
    • с суффиксами -либо, -нибудь, -то (куда-либо, сколько-нибудь, где-то)
    • глаголы и наречия с частицей -таки (сделал-таки, коротко-таки) и в сочетании всё-таки, с остальными словами пишется раздельно (Я таки сумел сделать это)
    • с частицами -де, -ка, -тка (получи-ка, вот-де, ну-тка)
    • наречия с приставками во- в-, образованные от порядковых числительных (во-первых, в-седьмых, в-пятых)
    • наречия с приставкой по-, образованные от прилагательных или местоимений на -ому/-ему, -ки, -ьи (по-людски, по-волчьи, по-нашему, по-новому)
  • составные слова (горе-охотник, луна-парк, Ага-хан, генерал-майор, жар-птица, пиар-акция, киловатт-час, зюйд-вест, Санкт-Петербург, интернет-сайт, онлайн-голосование, краш-тест);
  • слова (обычно должности и звания) на вице-, камер-, контр-, лейб-, обер-, статс-, унтер-, флигель-, штаб-, штабс- и экс- в значении «бывший» (вице-адмирал, статс-дама, экс-губернатор);
  • слова на мини-, миди-, макси- (мини-юбка);
  • двойные фамилии (Мамин-Сибиряк);
  • повторения тех же или сходных по форме либо смыслу слов (синий-синий, еле-еле, умница-разумница, волк-волчище, страсти-мордасти, хухры-мухры, путь-дорога, ёлки-палки);
  • сочетания с однословным приложением после определяемого слова (баба-яга, мать-героиня, журналист-международник, программа-максимум, Маша-резвушка, Олимпиада-80, «Восток-2» (космический корабль), «Брат-2» (фильм));
  • сочетания с однословным приложением перед определяемым словом (старик-отец, профан-редактор, матушка-Русь (с именами собственными чаще пишется раздельно: старик Державин), кафе-автомат, меццо-сопрано, брутто-вес);
  • названия вроде иван-да-марья, мать-и-мачеха, любишь-не-любишь;
  • повторения слов с элементом полу- (полунемец-полурусский);
  • указания на приблизительность (день-другой, год-два, человек десять-пятнадцать, в марте-апреле);
  • сочетания пол- со словами, начинающимися на л, гласную букву или заглавную букву (пол-лимона, пол-яблока, пол-Москвы);
  • сжатые перечисления (одно- и двухэтажные, фото- и телевизионная аппаратура) — так называемый «висячий дефис»;
  • иноязычные географические название, в оригинале пишущиеся через дефис или раздельно, а по-русски не образующие словосочетаний (Нью-Йорк, Стара-Загора, Нови-Сад, Ческе-Будейовице);
  • фамилии с Сан-, Сен-, Сент- и некоторые с Мак- (Сен-Жюст, Мак-Магон — но Маккарти, Макдональд);
  • имена и фамилии с «восточными» элементами ага, ал, аль, ар, ас, аш, бей, бек, заде, зуль, кызы, оглы, оль, паша, уль, хан, шах, эд, эль, эр (Турсун-заде, Кемаль-паша), некоторые с Бен- (Бен-Гурион, но Бен Барка); армянские на Тер- (Тер-Матевосян), японские с -сан (Комияма-сан);
  • наращения окончаний числительных (нет 65-го тома), суффиксов (40%-й раствор), частей слов (2-местный номер, γ-лучи, УКВ-передатчик, IT-специалисты);
  • производственные марки (Ту-104, Боинг-747);
  • сокращения (кол-во, ж.-д., господин К-ов);
  • в лингвистических текстах:
    • обозначение («висячим» дефисом) отдельных элементов слов (приставка про- и суффикс -ок);
    • членение слова на части (морфемы, слоги и т. п.: пред-диплом-н-ый, пред-ди-плом-ный);
  • акцентирование внимания на части слова (Что звалось «само-лётом», не летало само; И чтобы не впустил он в своё сердце суетного, мелкого чувства, а только со-жаление, со-болезнование, со-страдание);
  • передача произношения по слогам (А что такое им-пич-мент?);
  • передача протяжного, раскатистого и т. п. звучания звуков, заикания и иных особенностей произношения (Лошадка-а-а!; о-о-очень навязчивый; р-р-революционный; П-п-проходите, п-п-пожалуйста);
  • знак переноса.

Пробелом от слова дефис никогда не отбивается (не считая упомянутого выше «висячего» дефиса, отбивающегося только с одной из сторон).

Дефис в иностранных языках

  • В составных словах (light-blue paint, text-only);
  • названиях чисел (one hundred twenty-three);
  • разложения на слоги (syl-lab-i-fi-ca-tion);
  • составных фамилиях;
  • знак переноса.

Дефис и компьютеры

В некоторых кодировках существует несколько символов, имеющих отношение к дефису: обычный дефис, неразрывный дефис, суррогатный «дефис-минус» и др.

Русское названиеНазвание в юникодеКод в юникоде (шестнадцатеричный)Код в юникоде (десятичный)ВыглядитМнемокод в HTML 4
дефисHYPHEN20108208отсутствует
неразрывный дефисNON-BREAKING HYPHEN20118209отсутствует
дефис-минусHYPHEN-MINUS002D45отсутствует

Существуют проблемы с отображением некоторых подобных символов в отдельных шрифтах (знак может выглядеть как маленькая толстая черта). Данный эффект исчезает при увеличении размера шрифта.

Поддержка дефиса и подобных символов в шрифтах

ШрифтU+2010
hyph
U+2011
nbhy
U+2012
figd
Aegean (ttf-ancient-fonts в Debian)Да (2.01-1)Нет 1.0-2, 2.02-1Да 2.01-1
Aegyptus и Musical Symbols (ttf-ancient-fonts 1.0-2, 2.02-1 в Debian)НетНетНет
Bitstream Vera 1.10 (см. также DejaVu)НетНетНет
Caliban (ttf-georgewilliams 1.0-2 в Debian)ДаДаДа
Caslon (то же)ДаДаДа
Charis SIL 4.100ДаДаДа
Cupola UnicodeДаДаДа
DejaVu 2.19ДаДаДа
Delphine (SJFonts 2.0.2)ДаНетНет
Domestic Manners (ttf-dustin 20030517 в Debian)ДаНетНет
Doulos SIL (англ.) 4.100ДаДаДа
Dustismo (ttf-dustin 20030517 в Debian)ДаНетНет
Ezra SIL и Ezra SIL SR 2.51ДаДаНет
FreeFarsi 1.0.0

Ссылки

  • Артемий ЛебедевТире, минус и дефис, или Черты русской типографики. Ководство (15 января 2003). Архивировано из первоисточника 24 августа 2011.

См. также

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Збаражский, Стефан
  • Многоточие

Смотреть что такое “Дефис” в других словарях:

дефис — черточка Словарь русских синонимов. дефис сущ. • черточка Словарь русских синонимов. Контекст 5.0 Информатик. 2012. дефис … Словарь синонимов

дефис — Дефис, Черточка (Hyphen) Дефис от нем. Divis, от лат. divisio – разделение, расчленение знак препинания [точка, запятая, двоеточие, тире, многоточие и т.д.] в виде короткой черточки, который употребляется между частями сложных слов, между … Шрифтовая терминология

дефис — (неправильно дефис). Не рекомендуется произношение [дэфис] … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

Дефис — знак в виде короткой черточки, применяемый для соединения частей сложных слов, которые пишутся по правилам орфографии через Д. От соединяемых частей не отбивается. При разрядке отбивка на размер разрядки. Обозначается при вычитке оригинала и… … Издательский словарь-справочник

ДЕФИС — (нем. Divis от лат. divisio разделение), знак ( ), употребляемый при разделении (на письме) слова на части, напр. при переносе, написании некоторых слов, между словом и приложением к нему и т. п. ( Москва река , по моему , северо восток ) … Большой Энциклопедический словарь

ДЕФИС — ДЕФИС, дефиса, муж. (нем. Divis) (тип.). Короткая чёрточка, употр. как знак переноса или как соединительная черта между словами, напр. в слове как нибудь . Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

ДЕФИС — ДЕФИС, а, муж. Короткая черточка (), употр. как знак переноса, как соединительная черта между частями слова (напр. тёмно красный, иван чай, что то) или между словами (напр. полубог полугерой). Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова.… … Толковый словарь Ожегова

дефис — черточка символ переноса минус — [Л.Г.Суменко. Англо русский словарь по информационным технологиям. М.: ГП ЦНИИС, 2003.] Тематики информационные технологии в целом Синонимы черточкасимвол переносаминус EN hyphen … Справочник технического переводчика

Дефис — Применяется для разделения слова в конце строки или для соединения нескольких слов, образующих новое слово. Перенос указывает на положение дефиса в переносимых словах. Во избежание смешивания дефиса и тире в рукописях (оригиналах) и корректурах… … Краткий толковый словарь по полиграфии

дефис — (лат. divisio разделение) короткая черточка ( ), употребляемая для соединения частей сложного слова, двух слов или являющаяся знаком переноса. Новый словарь иностранных слов. by EdwART, , 2009. дефис дефиса, м. [нем. Divis] Короткая чёрточка,… … Словарь иностранных слов русского языка

Задания для проведения Олимпиады в 9 классе

I тур

Задания для проведения Олимпиады в 9 классе

Участники должны продемонстрировать владение орфоэпическими нормами русского литературного языка (ударение, произношение твердых и мягких согласных, непроизносимые согласные и т. д.). Для заданий подбираются слова разных частей речи, в разных грамматических формах, как исконно русские, так и заимствованные.

Найдите и исправьте орфоэпические ошибки в следующих примерах. В необходимых случаях дайте комментарий.

Апостро́ф, вероисповеда́ние, карфагеня́не, катало́г, обо́дрить.

Апостро́ф и устарелое апо́строф

Вероиспове́дание (неправильно вероисповеда́ние).

Карфаге́няне

Катало́г (не рекомендуется ката́лог; часто встречается в речи библиотечных работников).

Ободри́ть, ободрю́, ободри́т (не рекомендуется обо́дрить, обо́дрю, обо́дрит).

Оценка. За каждый правильный ответ – 1 балл. За правильный комментарий – дополнительный балл.

Участники должны продемонстрировать знание современной орфографической нормы и уметь обосновать ее с исторической точки зрения.

Перед какими гласными буквами может писаться буква Ь и какие функции она при этом выполняет?

Ответ. 1) Основное значение Ь в позиции перед гласными – разделительное, то есть указание на то, что следующая буква обозначает j + гласный. Такими гласными являются Е, Ё, И, О, Ю, Я.

2) В положении перед Э в единственном слове бельэтаж функция Ь такая же, как в положении перед согласным: указание на мягкость предшествующего согласного.

Оценка. 2 балла за первую часть. 2 балла – за 2 часть (слово бельэтаж).

Участники должны показать знание семантической системы современного русского литературного языка.

В стихотворении «Петровские казни» читаем

Передо мною плаха

На площади встает,

Червонная рубаха

Забыться не дает.

Определите значение выделенного слова. Что вы знаете о его происхождении? Почему именно это слово употребил поэт в своем стихотворении?

Ответ. 1. червонный – ‘красный, алый, цвета крови’.

2. старосл. чръвьнъ, др.-русск. – чьрвенъ – ‘красный’.

3. В современных словарях слово имеет помету «устаревшее». Использовано для создания исторического колорита. Судя по названию, речь в стихотворении идет о временах восхождения на престол Петра 1, казни стрельцов, выступивших на стороне сестры Петра 1 Софьи.

Оценка. За 1 часть вопроса – 1 балл, за 2 часть – 2 балла, за 3 часть – 1 балл.

Участники должны показать элементарную осведомленность в происхождении и истории слов. В качестве примеров выбираются слова с достаточно прозрачной этимологией, например с омонимичными корнями разного происхождения.

В словенском языке есть пословица, все слова которой состоят из общеславянских корней:

Kovačeva kobila je vedno bosa ( č = ч)

(а) Переведите ее на русский язык и (б) найдите ей русский фразеологический эквивалент.

Ответ. (а) Лошадь кузнеца ходит босой (неподкованной); (б) Сапожник ходит без сапог.

Оценка. За правильный перевод – 4 балла. За фразеологический эквивалент – 2 балла.

Участники должны продемонстрировать осведомленность в историческом развитии лексического значения слова. В качестве примеров подбираются фрагменты древнерусских или церковнославянских текстов, содержащих слова с устаревшим значением.

В церкви во время богослужения можно иной раз слышать фразу на церковнославянском языке: Гони же правду (1 Тим. 6:11). К чему же всё-таки призывал христиан апостол Павел? Обоснуйте ваш ответ.

Ответ. В церковнославянском языке глагол гнaти означал не только ‘прогонять’, но и ‘догонять’, ‘преследовать’, ‘соблюдать’ (ср. в русском «гон», «гончая» – собака, призванная не прогонять, а преследовать, настигать добычу). Здесь речь идёт как раз о «преследовании», т. е. о соблюдении правды.

Оценка: за правильное толкование слова – 3 балла, за правильное историко-лингвистическое объяснение: 3 балла; максимальный балл – 6.

Участники должны продемонстрировать знание речевых норм русского языка и понимание их обусловленности языковой системой.

Чехов писал «теплый пальто», лингвисты начала ХХ века – «уголовный арго», мы говорим «черн__ кофе», а у одного современного писателя «боцман пьёт свой утренний пиво». Напишите несколько строк об этом явлении для справочника по культуре речи и дайте краткий исторический комментарий. Объясните смысл художественного приёма, использованного современным писателем.

1. Пальто, арго, кофе и некоторые другие слова, заканчивающиеся на ударные гласные, обычно относятся к галлицизмам, то есть заимствованиям из французского языка. Во французском языке нет среднего рода, слова пальто, арго, кофе относятся к мужскому роду.

2. В речи образованных людей прошлого галлицизмы такого типа некоторое время оставались существительными мужского рода. Однако сегодня это отчасти верно только для слова кофе, для которого допустим и средний род, если верить новым справочникам.

3. Нарушение согласования по роду утренний пиво является авторским проявлением гиперкоррекции (сверхправильности), возникшей по шуточной аналогии с выражением утренний кофе.

Оценка. По 2 балла за правильный ответ на каждый аспект вопроса.

Участники должны продемонстрировать навыки синхронного и диахронического морфемного и словообразовательного анализа. В качестве примеров рекомендуется подбирать слова с затемненной, но ощутимой внутренней формой.

Из данного перечня выпишите слова, которые являются однокоренными.

Персидский, перстень, пестрядь, перистый, перечень, перчик, наперсток, гуттаперчевый, перчатка, наперсник.

Ответ. Однокоренными являются перстень и наперсток. Они имеют корень -перст– (ср.: устаревшее слово перст ‘палец’; поговорка Один как перст и т. п.). Исторически к тому же корню восходит еще слово перчатка (первоначально перстчатка).

Оценка. За правильное указание однокоренных слов – 2 балла, за указание на этимологическое родство со словом перчатка – 2 балла. За неверное указание родственных связей снимать балл за каждую ошибку.

Участники должны показать знание русской фразеологии и умение анализировать функционирование фразеологизмов в художественном тексте.

Восстановите первоначальный вид фразеологизма, укажите его источник:

а) Зиму и лето одевается он в парусинку, питается селедкой и акридами (Чехов. Осколки московской жизни 1883);

б) Волк в шкуре джентльмена. (МК. 07.12.2002);

в) Но в СССР может ли быть что доброе? (Новая газета).

Ответ. а) питаться мёдом и акридами (акридами и диким мёдом). Источник – Евангелие (Библия);

б) волк в овечьей шкуре. Источник – Евангелие (Библия);

в) Из Назарета может ли быть что доброе? Источник – Евангелие (Библия);

Оценка. По 2 балла за каждый восстановленный фразеологизм, за указание первоисточника – 1 балл.

Участники должны показать знание морфологической системы русского языка и продемонстрировать навыки морфологического анализа слова.

Произведите морфемный анализ словоформ выполните, вылечите, выкупите.

Ответ. Для правильного ответа нужно заметить, что каждое из этих слов может быть формой буд. вр. 2 л. мн. ч. и формой повелит. накл. 2 л. мн. ч., поэтому их морфемное членение может быть двояким:

вы-полн-ите и вы-полн-и-те;

вы-лет-ите и вы-лет-и-те;

вы-куп-ите и вы-куп-и-те.

Оценка. По 1 баллу за каждую правильно разобранную словоформу.

Участники должны показать знание синтаксической системы русского языка и умение анализировать синтаксические явления повышенной сложности.

Можно ли однозначно определить синтаксические функции зависимых слов в данных словосочетаниях. Дайте мотивированный ответ.

1) Чтение книги, 2) желание подкрепиться, 3) завтрак на траве.

Ответ. Во всех случаях определение синтаксических функций неоднозначно. В каждом словосочетании зависимые слова можно квалифицировать как определения, так как они относятся к главным существительным. Но в словосочетании (1) слово чтение осложнено значением дополнения, так как оно обозначает объект действия, названного главным отглагольным существительным; словосочетание (2) вообще может быть признано нечленимым так как у главного отглагольного существительного сохраняется модальное значение, а в словосочетании (3) добавляется значение обстоятельства места благодаря синтаксической форме слова с предлогом НА.

Оценка. По 1 баллу за правильный разбор, по 1 баллу за каждый правильный комментарий (итого – 6 баллов)

Задания для проведения Олимпиады в 10 классе

Участники должны продемонстрировать владение орфоэпическими нормами русского литературного языка (ударение, произношение твердых и мягких согласных, непроизносимые согласные и т. д.). Для заданий подбираются слова разных частей речи, в разных грамматических формах, как исконно русские, так и заимствованные.

Составьте для данных слов статьи по образцу статей орфоэпического словаря, сделав необходимые пометы:

Дефис, звонить, симметрия, тенденция, шинель.

Дефи́с (неправильно де́фис). Не рекомендуется произношение [дэфи́с].

Звони́ть, звоню́, звони́т (не рекомендуется зво́нит); прич. звоня́щий (неправильно зво́нящий).

Симме́трия и Симметри́я.

Тенде́нция. Произносится [тэндэ́нция].

Шине́ль, мн. шине́ли, род. шине́лей (неправильно шинеля́, шинеле́й). Неправильно произношение [шинэ́ль].

Оценка. Каждая правильно составленная статья – 2 балла. За неполный ответ – 1 балл.

Участники должны продемонстрировать знание истории русского алфавита.

Прочитайте утверждение академика :

«Азбука наша письменами или буквами своими, по порядку читаемыми, составляет некоторый полный смысл, содержащий в себе наставление тому, кто начинает их произносить, напоминая и твердя юному ученику о важности своей и пользе обучаться языку».

Какие фрагменты азбуки имел в виду , составляя приведенное суждение?

а) аз буки веди = я буквы знаю,

б) глагол добро есть = слово/речь – это добро,

в) добро есть живете = добро есть жизнь,

г) како люди мыслете = как люди мыслят;

д) наш он покой = наш тот покой;

е) рцы слово твердо = говори слово твердо.

Оценка. По одному баллу за каждый правильно найденный фрагмент

Какое из перечисленных слов является по смыслу лишним?

Турчанка, медведица, балерина, овца, горилла, кассирша, свинья.

Ответ. Лишним является слово горилла, так как оно может называть как самку, так и самца этого вида обезьян.

Оценка. 2 балла за правильный ответ + 2 балла за обоснование.

Просклоняйте параллельно слова стол и шкаф в единственном числе. Чем обусловлено разное число падежных окончаний?

Ответ. У слова шкаф в предложном падеже есть 2 окончания, которые различаются по значению: окончание – Е имеет объектное значение, – У – местное значение.

Оценка. Максимальный балл – 5: 2 за выявление различия, 2 за объяснения значения, 1 балл за указание того, что в древнерусском языке данный падеж назывался местным, поскольку это было его основное (первичное) значение.

Участники должны продемонстрировать осведомленность в историческом развитии лексического значения слова. В качестве примеров подбираются фрагменты древнерусских или церковнославянских текстов, содержащих слова с устаревшим значением.

В церковнославянском переводе Библии читаем: труси же велицы по местомъ и глади и пагубы будутъ, страхования же и знамeния велия съ небесе будутъ. Что значит в данном случае слова труси, страхования и глади?

Ответ. а) слово труси означает землетрясения (ср. трясти, тряска; диал. вытрусить ковёр ‘вытрясти ковёр’);

б) слово страхования означает страхи, устрашения;

в) слово глади – форма мн. ч. от глад (голод).

Оценка. По 3 балла за каждый правильный ответ.

Участники должны продемонстрировать знание речевых норм русского языка и понимание их обусловленности языковой системой.

В забытом городском романсе «Бедовая морячка» рефрен заканчивается строкой: «Рассорясь по-одесски, по-английски ты ушла».

Какие правила правописания согласных можно проиллюстрировать выделенными словами?

1. Правописание приставок на з-/с-.

2. Запрет на употребление утроенных букв на письме: *расссо[р’]-и-ть-ся, *одессск(ий). Ср.: сторон-а – сторон-н(ий), но: ванн-а – *ваннн(ый) > ванн(ый).

Ответ. За первую часть вопроса – 2 балла, за вторую часть вопроса – 3 балла.

Участники должны продемонстрировать навыки синхронного и диахронического морфемного и словообразовательного анализа. В качестве примеров рекомендуется подбирать слова с затемненной, но ощутимой внутренней формой.

Проведите анализ морфемной структуры слов с современной и исторической точек зрения: упрёк, неодолимый, обычный, страсть, приятный, намек.

у-прек-ъ (корень тот же, что и в словах переч-ить, по-перек; неполноргласный вариант:, прек-о-словить, во-прек-и).

не-о-дол-им-ый (корень тот же, что в словах доля, делить;одолеть – взять долю, часть, счастье; неодолимый – то, что нельзя разделить, чем можно овладеть)

Урок русского языка “Ударение”
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Конспект урока содержит богатый занимательный материал по теме “Ударение.Ударные и безударные слоги”. Прилагается презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
udarenie.docx25.08 КБ
udarenie.ppt698.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка в 1 классе

Тема урока : Ударение. Ударные и безударные слоги.

Цель : Формировать представление об ударении, ударном и безударном слогах, познакомить со случаями, когда в словах ударение не ставится; развивать умение находить в слове ударный слог; научить правильному произношению слов.

Тип урока : открытие новых знаний

Планируемые результаты (универсальные учебные действия)

Предметные : закрепить понятие «ударение», его смыслоразличительную функцию. Формировать умение различать в словах ударные и безударные слоги. Развивать речь, обогащать словарный запас. Работать над нормами правильного произношения.

Регулятивные : принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения; — понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; — оценивать совместно с учителем результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;

Познавательные : в соответствии с заданным вопросом строить ответ в устной форме; — составлять целое из его частей; — на основе анализа и сравнения группировать языковой материал по заданному основанию;

— устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

— видеть возможное разнообразие способов решения учебной задачи.

Коммуникативные : — адекватно реагировать на обращение учителя;

— использовать в общении правила вежливости; — участвовать в разных формах работы в классе (индивидуальной, фронтальной, в паре);

— иметь представление о возможности договариваться, приходить к общему решению;

Личностные : Взаимодействовать в группе, паре, проявлять интерес к изучаемой теме; знать основные моральные нормы поведения в школьной жизни; иметь представление о причинах успеха в учебе.

Образовательные ресурсы : презентация, учебник «Русский язык» для 1 класса В.П.Канакиной, карточки для индивидуальной работы, для работы в паре, демонстрационный материал.

1.Мотивация к учебной деятельности.

–Здравствуйте, дорогие ребята! Я очень рада видеть ваши любознательные глазки. Повернитесь друг к другу, возьмитесь за руки и улыбнитесь. Поздороваемся с гостями: «Здравствуйте». Сегодня нас с вами ждут интересные открытия. В ходе урока, как обычно, вам нужно совершенствовать свою учебную деятельность.

2. Актуализация знаний и пробное учебное действие.

Очень зв о нок наш звон о к,

Начинаем наш урок.

-Что вас заинтересовало в этом предложении?

(Слова пишутся одинаково, произносятся по-разному).

– Как вы думаете, о чём будем говорить на сегодняшнем уроке?

– Какие учебные задачи мы можем поставить перед собой? (варианты ответов детей)

1. Узнаем, что такое … (ударение) и какова его роль

2. Будем учиться … (обозначать ударение в словах)

-А для чего надо знать эту тему? (чтобы наша речь была понятной и правильной).

3.Постановка учебной задачи.

Чтобы добиться поставленных задач, мы должны в ходе урока ответить на следующие вопросы. (Выставляю карточки на доску.)

Что такое ударение? Какой слог называется ударным, безударным?

На какой звук падает ударение?

На какой слог может падать ударение?

В каких словах ударение не ставится?

Какова роль ударения?

– Сегодня перед нами два пути. Первый – взять и просто прочитать в учебнике правило о роли ударения и его обозначении на письме. Второй – самим докопаться до сути и найти ответы на поставленные в начале урока вопросы.

– Какой путь выберем мы? (второй)

4. Выявление места и причины затруднения.

– Прочтите слова на доске : банты, туфля, торты.

– Расставьте в них ударение. А вы уверены, что правильно поставили ударение?

Где мы можем узнать, какой вариант правильный? (в словаре)

Есть специальный словарь – орфоэпический. Откройте стр.136 учебника и найдите эти слова.

5. Изучение нового материала.

Стоит дом. Кто в него войдёт, тот ум приобретёт. (школа)

– Давайте ещ ѐ раз правильно произнес ё м слово школа.

– Прислушаемся к тому, как мы произносим ударный слог

(Его мы произносим с большей силой и длительностью).

– Попробуем дать определение – ударный слог – это слог, который произносится с большей силой.

– Что такое безударный слог? (Это слог, который произносится с меньшей силой )

– Так что же такое ударение?

(Выделение в речи одного из слогов слова)

– Это наш первый вывод: Ударение – выделение голосом одного из слогов в слове.

Ударный слог – это слог, который произносится с большей силой.

Безударный слог – это слог, который произносится с меньшей силой.

5. Самостоятельная работа в тетради с проверкой по эталону. Слайд. Речка, ласточка, колесо, ножницы, грамота, учебник.

-Мне нужны 2 помощника. 1 ученик у доски будет читать слова так, чтобы мы услышали сильный ударный звук и записали букву этого ударного звука в тетрадь. Второй ученик будет работать за доской для проверки.

Учитель, портфель, Люда, пятница, альбом, цветы, ручка.

(и, е, ю, я, о, ы, у) это буквы гласных звуков.

– Проверьте задание, оцените себя.

– Что вы заметили, выполняя это задание?

(Ударение падает на гласный звук)

Это наш второй вывод: Ударение падает на гласный звук.

– Ребята, а мы ответили на следующий вопрос урока? (да)

А сейчас поиграем в игру «Стук-постук».

-Я стучу по столу столько раз, сколько слогов в слове, причем один стук звучит сильнее – это ударный слог. Вы должны записать эти схемы столбиком друг под другом, а затем подобрать к ним слова с доски: мама, рука, молоток, велосипед

Какой вывод мы должны сделать? (ударение может падать на первый слог, второй, третий или четвертый.) Оцените свою работу.

Третий вывод : ударение может падать на любой слог.

Упр. 2 , стр.40 ( карандаш, ручка, пенал, мяч – показывать предметы)

Продолжение работы по теме

Прочитайте стихотворение. В каких словах отсутствует ударение? Как вы думаете, почему? Как сформулируем это правило?

-Расскажи-ка, буква Ё,

Как твоё житьё-бытьё?

Буква Ё даёт ответ:

-Ничего, житьё течёт,

-Ой-ё-ёй, вот это да!

Груша, вишня, слива, берёза

Дача, кот, домик, крыша

– Какое слово лишнее в первой строчке (бер ѐ за), а во второй (кот). Что вы можете сказать про эти слова? (в этих словах ударение не ставится)

Сделайте четвертый вывод: на письме значок ударения не ставится в словах с буквой Ё и в словах, состоящих из одного слога.

Мы ответили на следующий вопрос? (да). Оцените свою работу.

– Ребята, мы уже знаем, что с помощью ударения мы выделяем в речи один из слогов слова. Тогда возникает вопрос: а зачем нам это надо ? Давайте попробуем на него ответить после маленькой сценки.

Ученик читает инструкцию к витаминам: «Принимать по одной, после приема пищи (начинает пищать)». Мама кричит: «Андрюша, что с тобой случилось?»

-Ребята, в чем запутался Андрей? Как ему помочь? (Анализ слова пищ и)

– Посмотрите, какую роль может сыграть ударение, если перепрыгнет с одного слога на другой.

Давайте посмотрим, в каких еще словах ударение может изменить смысл слова. Для этого поработаем в паре.

1.На путях я вижу сорок

Резво скачущих сорок.

2.Мы заперли дверь на замок.

На горе стоит красивый замок.

3.В ведёрко руку окуни.

Не бойся – это окуни.

4.Сосёт Алёнушка ирис,

А вышивает ирис.

5. На костре варилась вкусная уха.

У зайца два длинных уха.

-Какой вывод мы можем сделать : ударение меняет смысл слова.

– Оцените работу в группе.

Пятый вывод: перестановка ударения с одного слога на другой может изменить смысл (значение) всего слова.

Ответили мы на последний вопрос урока? (да)

– Ответили ли мы на поставленные перед собой вопросы? (да)

– Ребята, умение правильно ставить ударение в жизни очень важно!

Я сегодня узнал, что…

– Посмотрите на свой листок самооценки и оцените свою работу на уроке

Как правильно ставить ударения в словах?

Есть ли правила, которые учат правильно ставить ударения в словах?

В русском языке ударение разноместное, то есть в родственных словах или формах одного и того же слова ударение может быть на разных слогах. Примером этому могут служить родственные слова сИний – синИть, пять – пятАк, просИть – прОсьба; глагол “начАть – нАчал – началА. Как видим, во всех трех формах слова ударение разное. Есть слова, которые сохраняют ударение на одном и том же слоге. Часто говорят слово “кухонный” с неверным ударением на втором слоге. Но вспомним слово “кУхня”, и тогда скажем правильно “кУхонный”. Сплошь и рядом слышится “укрАинский”, но страна называется “УкраИна”, значит, следует говорить “украИнский, украИнец, украИнка”.

Иногда на ударение в слове влиет тот факт, что слово заимствованное и зачастую сохраняет ударение языка – источника.Например, французские слова, как правило, имеют ударение на последнем слоге: жалюзИ, таксИ, партЕр; из английского языка – бАртер, брОкер, хОлдинг, мАркетинг ( от слова мАркет – рынок).

А общего правила постановки ударений, единого для всех слов, в русском языке не существует. Вот поэтому издаются орфоэпические словари, справивишись с которыми, можно проверить себя, правильно ли я говорю то или иное слово.

Все же существуют некоторые тенденции в постановке ударения в словах. Рассмотрим некоторые из них.

Место ударения в слове может быть связано со структурой слова. Некоторые суффиксы всегда являются ударными, например:

суффикс -ист в словах артист, тракторист, фигурист;

суффикс -ун – бегУн, молчУн, драчУн.

А суффикс -тель чаще всего безударный: писАтель, строИтель, воспитАтель.

В формах женского рода прошедшего времени многих глаголов ударение падает на окончание:

бралА, взялА, понялА, жилА, нанялА, прибылА, отнялА, подождалА, догналА, но крАла и клАла.

Хочу дополнить к уже сказанному вот что:

1.Постановка ударения – это одна из самых важных задач орфоэпии, но она в русском языке настолько загадочна, что правилам, в общем-то не поддаётся. А всё из-за “разноместности ударения”: ударение может упасть на любой из слогов. (бАрыня, барАшек, молотОк).

2.Кроме того, ударение ещё и подвижно (нОги – ногИ, рУки – рукИ, гОловы – головЫ).

3.Да, есть некоторые правила. Но они практически бесполезны для человека, который плохо ориентируется в языке:

а)писАтель, читАтель, спасАтель: казалось бы вырисовывается некое правило, да? Но если мы не досконально знаем словообразование, то ничего не получится: слУшатель; канитЕль.

б)дзюдоИст, теннисИст, фигурИст: вроде бы, ещё одно правило. Но: “Твой рассказ фигУрист, да бесполезен”. Вот и проявилась смыслоразличительная функция ударения, которая свела на нет все наши усилия по выведению чётких правил.

Поэтому, лучше всего обращаться к орфоэпическим словарям.

Помните, в пушкинской сказке “О мертвой царевне и 7 богатырях”:” Вмиг по речи все узнали, что царевну принимали”.

Наша речь может рассказать о нас больше, чем мы бы того хотели. В каждом регионе России присутствует свой говор. Где-то он ярко проявляется, а где-то почти незаметен. Эталоном произношения принято считать речь дикторов телевидения и радио. Именно они показывают пример и правильного ударения в словах, и скорости произношения, силы голоса, а также учат нас литературным нормам.

Каждый человек при желании может научиться правильно и красиво говорить. Для этого нужно быть усердным и внимательным: пользоваться орфоэпическими, толковыми словарями, знакомиться со стилистикой речи( уметь применять тот или иной стиль в соответствии с обстановкой, аудиторией, временем и местом).Полезны также занятия с преподавателем культуры речи, педагогами художественного чтения, актерского мастерства.

Но если такие усилия кажутся чрезмерными, можно просто наблюдать за речью известных ведущих, артистов и стараться повторять за ними то, что они говорят.

Очень полезно записывать себя на диктофон, а потом прослушивать и давать послушать людям, которые могли бы дать совет, как правильно произносить то или иное слово, фразу, текст. Очень важно не только правильно ставить ударение в словах, но и соблюдать верную интонацию: повышать понижать голос, делать паузы.

К сожалению, сейчас многие публичные люди, в том числе и политики, очень часто допускают ошибки в произношении слов. Наиболее распространенные : “СредствА” вместо “СрЕдства”, “килОметр”, а не “киломЕтр”, “КвАртал” вместо “квартАл”, “жАлюзи” вместо “жалюзИ”. и другие.

Тема: Ударение. Ударные и безударные гласные.

Тема: Ударение. Ударные и безударные гласные.

Содержимое разработки

Конспект урока по русскому языку.

4 класс специальной (коррекционной) школы.

Учитель: Непочатых Елена Николаевна

Тема: Ударение. Ударные и безударные гласные.

1.Обучающая: развитие орфографической зоркости, систематизировать знания учащихся об ударении, ударных и безударных гласных;

2. Развивающая: развивать и корригировать память, внимание, фонематический слух, речь;

3.Воспитывающая: воспитывать аккуратность, старательность, доброжелательное отношение в коллективе.

Оборудование: презентация, карточки со словами, схема предложения, звёздочки, жетоны, сигнальные карточки.

1. Орг. момент

Ребята, к нам на урок пришли гости. Поприветствуем гостей. Создадим себе хорошее настроение. Каждый из вас подумает о чём-нибудь приятном. Проговорите про себя: « Я чувствую себя хорошо-хорошо». И на такой хорошей нотке начнём наш урок.

За хорошую работу вы будете получать жетон, и в конце урока мы сможем узнать, кто лучше всех работал.

Нужно подготовить наши органы речи. Сделаем дыхательную и артикуляционную гимнастику.

2. Дыхательная гимнастика.

Упражнение « Именинный пирог» Слайд 2.

Сделать глубокий вдох носом, постараться задуть короткими выдохами, как можно больше свечек на именинном пироге.

3. Артикуляционная гимнастика.

Упражнение «Вкусное варенье» Слайд 3.

Высунуть широкий язык, облизнуть верхнюю губу и язык убрать вглубь рта.

4. Проговаривание фразы: «Скоро Новый год!»

5. Сообщение темы урока.

– Мы должны определить тему нашего урока. (Доска закрыта)

На доске вы видите буквы: у а е и е

– Назовите 1 строчку.

– Какие это звуки?

– Назовите 2 строчку. Какие это звуки?

– Теперь из этих букв мы составим слово.

– Какое слово получилось? (Ударение)

– Так о чём мы будем говорить сегодня на уроке? (Чтение темы на доске)

Мы сегодня будем говорить об ударении, учиться различать в словах ударный и безударный слог

6. Пальчиковая гимнастика.

Разомнём наши пальчики для работы.

На двери висит замок.

Кто его открыть бы смог.

Слушаем инструктаж, слушаем внимательно и выполняем то, о чём я буду говорить.

Тетрадь наклонно положу.

Ручку правильно держу.

За посадкой слежу.

С чистотой я дружу.

На «отлично» напишу.

Запишем число. Классная работа. (Лучшая тетрадь)

7. Минутка чистописания.

– Вспомним, как пишутся заглавная и строчная буква Мм. (Показ на доске)

Напишите сначала две буквы, сравните их с образцом, верно ли написано у вас и допишите аккуратно и правильно до конца строки. Не забывайте о наклоне и ширине букв, о правильной посадке.

Теперь подчеркните у себя три самые лучшие буквы.

Соединение буквы м с другими буквами. Прочитайте. Запишите.

ма ом ме ми му мы

8. Работа над новой темой

1) Беседа об ударении.

Ударение подобно биению сердца. Но мы не вспомним о нём, пока кто-то не исказит слово неправильной постановкой ударения, оно тотчас теряет свой ритмический пульс и смысл.

– Как найти ударение в слове? (Ударный слог произносится с большей силой и длительностью в голосе)

– А знаете, что бывает, если неправильно поставить ударение?

– Давайте попробуем проставить ударение в слове замок. Ударение стоит на последнем слоге мо. Вдруг ударение перепрыгнуло с последнего слога на первый. Получилось замок.

– Написание слов одинаково, а значение разное.

– От чего это зависит?

– От постановки ударения.

Вывод: от того, как вы поставите ударение, будет зависеть значение слова.

2) Словарная работа.

Сегодня мы будем работать над новым словарным словом.

Но прежде отгадайте загадку:

Надо хлеба нам купить,

Иль подарок подарить, –

Сумку мы с тобой берем,

И на улицу идем,

Там проходим вдоль витрин И заходим в.

Магазин. Записать слово в тетрадь. Проставить ударение. Определить ударную и безударную гласную. Выполнить звукобуквенный анализ.

Составьте предложение со словом магазин по схеме.

___ овощном ____ ____ ______, _____ и ____.

3) Выполнение задания. Учащиеся выполняют на доске.

Парта, доска, пенал, ручка, тетрадь, книга.

– Как назовём общим словом все предметы?

Сначала нужно проставить ударение в словах, где оно стоит на первом слоге, а потом в словах, где оно стоит на втором слоге.

Проверка: показ смайлика.

9. Физминутка.

Вновь у нас физкультминутка

Наклонились, ну-ка, ну-ка!

Распрямились, потянулись,

А теперь назад прогнулись.

10. Продолжение работы по теме.

– Продолжаем работать по нашей теме.

В словах проставьте ударение правильно.

Листья, земля, арбуз, трава, машина, человек, берег, молоток.

Записать в тетрадь, подчеркнуть безударную гласную.

Помощь: Соколова В.- записывает слова с проставленным ударением.

11. Работа с учебником. Упражнение стр.78 упр.9

– Прочитайте задание к упражнению.

(Один ученик читает вслух. Объяснение задания).

– Над какими словами нужно поставить знак ударения?

– Как ударение изменило слово?

– Запишите предложения в тетрадь.

Помощь: Соколовой В.- запись одного предложения.

12. Гимнастика для глаз.

13. Дифференцированная работа по группам.

1 группа. Вставьте в слова пропущенные буквы. Проставь ударение.

С.лнышко блест. т.

Л.сточка с в.сною

В сени к нам лет.т.

2 группа. Проставить ударение в выделенных словах.

В сени к нам летит.

3группа. Проверить, правильно ли проставлено ударение в словах.

14. Работа на интерактивной доске. Выполнение задания по обучающей программе «Игры и задачи, 1-4 классы»

15. Подведение итога урока.

Что вы сегодня нового узнали ? Что было легко? Что понравилось? Что было трудно?

Оценки.( Подсчёт жетонов). Д/З.стр.80.Упр.13

16.Рефлексия.

Отгадайте загадку.

По небу лебедь чёрный

Рассыпал чудо-зёрна.

Чтобы наука не была для нас ночью, а свет знаний освещал нашу дорогу, давайте воспользуемся звёздами, которые лежат у вас в конверте. ( Они разного цвета) Уходя, прикрепите соответствующую звёздочку к доске.

1. Если было интересно, легко на уроке, во всём разобрались – жёлтую.

2. Если иногда были трудности, не совсем понравилась работа – фиолетовую.

3. Если не разобрались в теме, было не очень интересно – серую.

Ссылка на основную публикацию