«ЧИтаемый» или «чЕтаемый» – как правильно пишется?

Расписка в получении денежных средств

Передача наличных денежных средств от одного человека другому должна сопровождаться составлением специальной расписки. Чаще всего этот документ используется в отношениях между физическими лицами, но иногда возможно его применение и между обычными гражданами и организациями (например, когда речь идет о банках или микрофинансовых компаниях).

К вашему вниманию! Этот документ можно скачать в КонсультантПлюс.

Для чего нужна расписка

Расписка – документ, который подтверждает то, что деньги были переданы от одного физического или юридического лица какому-либо человеку в долг или по другим основаниям.

Расписка содержит информацию о том, сколько денежных средств, на каких условиях было отдано и в какой период они должны быть возвращены займодавцу.

В случаях, когда между кредитором и должником возникают разногласия и кто-либо из них решает обратиться в судебную инстанцию, именно расписка становится той официальной бумагой, которая доказывает факт передачи денег, а также показывает условия их использования и сроки, в которые они должны были быть отданы обратно.

Расписка не относится к числу обязательных документов, которые должны сопровождать передачу наличности (к слову, в отношениях между гражданами таких документов вообще нет), но является рекомендованной.

Когда чаще всего используется документ

Поводов для формирования расписки в получении денежных средств много:

  • купля-продажа товаров;
  • оплата услуг или аренды;
  • простой долг и т.д.

Следует отметить, что в ситуации, когда речь идет о долговом обязательстве, стороны иногда заключают между собой договор займа – он серьезнее с точки зрения закона, т.к. содержит более полную и подробную информацию, но должен составляться по определенный схеме и структуре, тогда как расписка — проще с точки зрения оформления и при этом имеет практически равную юридическую силу (при условии, конечно, что она содержит некоторые обязательные сведения).

Кто пишет расписку

ВАЖНО! Расписка всегда пишется от лица человека, который принимает наличность.

Однако, в некоторых случаях граждане, не имеющие возможности взять деньги лично, прибегают к помощи представителей. В этом случае в расписке обязательно должен быть указан тот факт, что деньги приняты по доверенности, с указанием даты, места ее выдачи, номера и прочих индивидуальных параметров.

Надо ли заверять у нотариуса

Обязанность по заверению расписки у нотариуса в законодательстве РФ не прописана, т.е. каждый займодавец сам вправе решать, заинтересован ли он в том, чтобы расписка была удостоверена подписью работника нотариальной конторы, или нет.

Тем не менее, сам факт наличия автографа нотариуса придает расписке более весомое значение, поэтому пренебрегать ею не стоит.

Единственный минус здесь, точнее, даже два – временные затраты и дополнительные финансовые расходы.

Для чего нужны свидетели

Некоторые займодавцы при передаче денег предусмотрительно заручаются поддержкой свидетелей. В качестве них могут выступать незаинтересованные лица, сведения о которых также в обязательном порядке вносятся в расписку (их ФИО, паспортные данные и адрес места жительства).

Своими подписями они подтверждают факт того, что деньги были переданы именно в том размере, о котором говорится в расписке и на обозначенных в ней условиях.

По сути дела, неким образом свидетели выполняют функцию нотариуса.

Правила составления расписки

Данный документ формируется в простой письменной форме в произвольном виде на обычном листе бумаги. Допускается печатать расписку и на компьютере, но такой вариант не считается лучшим, поскольку в случае, если возникнет необходимость в проведении графологической, почерковедческой экспертизы, такая расписка станет не самым удобным объектом исследования.

В тексте обязательно должны быть указаны:

  • дата и место формирования документа;
  • фамилия-имя-отчество человека, который берет деньги, его паспортные данные, адрес места проживания (официальный и фактический). Аналогичным образом в расписку вносятся сведения о том, кто дает деньги;
  • сумма – ее нужно обязательно указывать цифрами и прописью;
  • если наличность передается в валюте, советуем указать ее курс на текущий момент и то, в каком размере необходимо будет произвести возврат долга;
  • срок возврата денежных средств;
  • способ возврата: наличкой или по безналичному расчету – на карту или на банковский счет) и способ возврата – единовременно или в рассрочку. Если выбран второй вариант – надо составить подробный график выплат;
  • в случае, когда деньги давались, что называется «под проценты» это нужно также обязательно указать в документе (и прописать размер процентной ставки).

В завершение расписка должна быть заверена подписью человека, который принимает деньги (при этом желательно, чтобы подпись соответствовала той, что стоит в его паспорте) и автографами свидетелей, если таковые были при процедуре передачи денег. При желании займодавец также может расписаться в документе.

Расписка составляется в единственном экземпляре и передается на руки займодавцу.

После составления расписки

Когда дело дойдет до возврата денег, это тоже нужно оформить документально. Существуют два способа для подтверждения возврата долга:

  1. поставить отметку о том, что средства были отданы обратно непосредственно под распиской;
  2. просто вернуть документ должнику, который наверняка её сразу же и уничтожит.

Вы ещё помните? Этот документ можно скачать в КонсультантПлюс.

«ЧИтаемый» или «чЕтаемый» – как правильно пишется?

Опечатки — огромная проблема. Особенно много их в изданиях 90-х.

В 90-е гг. книжки издавали очень плохо. У нас в коллекции фотографий со всякого рода ошибками есть фотография обложки одного из пособий Розенталя с ошибками прямо на обложке:http://russkiy-na-5.ru/gallery/80#4. До сих пор не знаю, издательство «Дрофа» опозорилось или пираты постарались. У нас же и пиратство на книгоиздательском поприще тоже есть: некто издает популярные пособия под видом известных издательств.

У нас на сайте опечатки тоже встречаются. К сожалению. Я с ними всячески борюсь. Иногда заметить опечатку помогают пользователи. Всем им большое спасибо!

А вы, пожалуйста, не стесняйтесь обращаться с вопросами, если они возникают. Глупых вопросов не бывает. И мелочей, кстати, тоже. Мелочь — это то, значения чего мы пока не оценили. При обучении любая мелочь может обернуться большой проблемой в будущем.

Успеха вам!

Подробнейшим образом самые разные случаи связи сказуемого с подлежащим, а их довольно много, рассмотрены у Д. Э. Розенталя в «Справочнике по правописанию и литературной правке. Для работников печати». У меня издание 1978 г., М.«Книга». См. с. 232—233, 234—237.

Во многих случаях Д. Э. Розенталь считает возможными обе формы, в некоторых случаях — лишь одну.

Приведу наиболее яркие примеры:
Форма сказуемого в единственном числе употребляется, если
1) подлежащее выражает меру веса, пространства, времени и т.д., например: На покраску ушло двадцать пять килограммов олифы; до конца пути осталось пятнадцать километров.
2) сказуемое выражает значение протекания времени, например: Прошло сто лет.
3) подлежащее включает составное числительное со словом один: Двадцать один делегат прибыл на совещание.
4) подлежащее включает слова тысяча, миллион, миллиард, например: Тысяча книг поступила в библиотеку; Миллион демонстрантов заполнил площади и улицы.
5) подлежащее включает слова: масса, уйма, бездна, пропасть и др. подобные: Народу сбежалось бездна; Уйма трудностей пережита.
6) подлежащее включает слова всего, лишь, только со значением ограничения, например: В шахматный кружок записалось только семь человек.
6) сказуемые-глаголы выражают значения бытия, существования, положения в пространстве, а не действия, например:
У него было два сына; В комнате было три окна. Ср.: Два солдата равнодушно глядели на окна поезда.

Форма сказуемого во множественном числе употребляется, если
1) В подлежащее входят числительные два, три, четыре, двое, трое, четверо:
Кузнецу помогали три человека; Двое рабочих копались около дома.
2) В подлежащее входят местоимения все, эти, все эти: Недавно построены эти семь домов.

Важно иметь в виду, что уже Д. Э. Розенталь пишет об «общей тенденции согласования по смыслу»: «форма множественного числа, встречавшаяся в прошлом редко, находит все более широкое распространение». В последнее время эта тенденция усилилась.
Знаю, что корректоры многих солидных изданий стремятся сейчас к унификации и в большинстве контекстов, связанных с обозначением количества людей, дают форму множественного числа:
К работе приступили десять человек.

А вот примеры Розенталя:
От двух до трёх миллионов человек посещают Московский зоопарк ежедневно.
Около одной пятой всех американских семей живут в трущобах.
На «Грузии» совершили путешествие более 750 советских туристов.
В результате наводнения на острове более 100 тысяч человек терпят бедствие.

Не удивляйтесь: в художественной литературе, особенно классической, встречаются многочисленные примеры со сказуемыми как в форме единственного, так и в форме множественного числа.

В СМИ сегодня превалирует употребление сказуемого во множественном числе. Вот несколько примеров, которые мне на днях прислал один из пользователей:
У берегов Малайзии погиблИ девять человек.
На праймериз в Мосгордуму проголосовалИ уже 120 тыс. человек.

Нет, не будет.
Правильно сказать:
В две тысячи десятом году прошёл юбилей.

Давайте разберемся, в чем тут дело.
Многие помнят, что числительные бывают количественными и порядковыми.
Количественные: пять, двадцать пять, тысяча сто двадцать пять и другие подобные.
Порядковые: пятый год, пятое апреля, двадцать пятая книга.

Для обозначения даты, года мы используем порядковые числительные.
Изменяются ли они? Конечно. Изменению подвергается форма последнего слова:
две тысячи десятый год (И. п.)
две тысячи десятого года (Р. п.)
две тысячи десятому году (Д. п.)
В две тысячи десятом году (П. п.) прошёл юбилей.

Ваша ошибка заключалась в том, что вы, используя порядковое числительное, стремились изменить все входящие в его состав слова. Но так бывает только при использовании количественных числительных. Посмотрим примеры:
У меня есть две тысячи десять книг.
У меня нет двух тысяч десяти книг.
К двум тысячам десяти книгам прибавилась еще одна.
В двух тысячах примеров трудно разобраться.

Во-первых, сейчас существуют обе формы этикетного обращения: и «Господа!», и «Дамы и господа!». Они близки, но не идентичны. «Дамы и господа!» — более официальное, протокольное.
Во-вторых, я бы не рекомендовала искать в формулах речевого этикета ошибки. Такие формулы — устоявшиеся выражения, проявление культурной традиции и ничего больше. Символ. Сигнал.
Ничто в языке не противоречит их употреблению. В формуле «Дамы и господа!» отражена дифференциация (различение) по половому признаку, а в формуле «Господа!» нет. Употребление первой в культурной традиции означало подчеркнутое уважение и внимание к женщине, что для своего времени было однозначно прогрессивным явлением, связанным с осознанием роли женщины в обществе.

Часовой пояс: UTC + 4 часа

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0

Однородные сказуемые — это… (15 примеров)

Однородные ска­зу­е­мые — это глав­ные чле­ны пред­ло­же­ния, кото­рые обо­зна­ча­ют дей­ствие или состо­я­ние пред­ме­та, явля­ю­ще­го­ся под­ле­жа­щим в пред­ло­же­нии.

Чтобы выяс­нить, что такое одно­род­ные ска­зу­е­мые, опи­ра­ем­ся на суть поня­тия «одно­род­ные чле­ны пред­ло­же­ния».

ОпределениеОднородные чле­ны пред­ло­же­ния — это сло­ва, кото­рые явля­ют­ся одним и тем же чле­ном пред­ло­же­ния, пояс­ня­ют один и тот же член пред­ло­же­ния и соеди­ня­ют­ся друг с дру­гом сочи­ни­тель­ной свя­зью и инто­на­ци­ей пере­чис­ле­ния.

Простое пред­ло­же­ние может быть ослож­не­но одно­род­ны­ми чле­на­ми. Однородными могут быть все чле­ны пред­ло­же­ния. С этой точ­ки зре­ния рас­смот­рим, что такое одно­род­ные ска­зу­е­мые в рус­ском язы­ке.

В пред­ло­же­нии грам­ма­ти­че­скую осно­ву состав­ля­ют под­ле­жа­щее и ска­зу­е­мое.

ОпределениеСказуемое — это глав­ный член пред­ло­же­ния, кото­рый обо­зна­ча­ет дей­ствие или состо­я­ние пред­ме­та, име­ю­ще­го фор­му име­ни­тель­но­го паде­жа.

Легкий вете­рок (что дела­ет?) раз­ве­ва­ет зана­вес­ку на окне.

Все (что дела­ют?) раду­ют­ся весен­не­му солн­цу и теп­лу.

Подлежащее может пояс­нять­ся не одним ска­зу­е­мым, а несколь­ки­ми. Субъект выпол­ня­ет одно­вре­мен­но или в опре­де­лен­ной после­до­ва­тель­но­сти ряд дей­ствий. Тогда мож­но ска­зать, что в пред­ло­же­нии име­ют­ся одно­род­ные ска­зу­е­мые. Они отно­сят­ся к одно­му и тому же чле­ну пред­ло­же­ния — под­ле­жа­ще­му. Чаще все­го выра­жа­ют­ся гла­го­ла­ми в одной и той же грам­ма­ти­че­ской фор­ме и явля­ют­ся про­сты­ми гла­голь­ны­ми ска­зу­е­мы­ми или состав­ны­ми.

Над лесом мед­лен­но вста­ет солн­це и кра­сит в розо­вый цвет окна домов.

Мальчик хочет рас­спро­сить отца о кос­мо­се и узнать о нём мно­гое.

Во вто­ром при­ме­ре у одно­род­ных состав­ных гла­голь­ных ска­зу­е­мых общий вспо­мо­га­тель­ный гла­гол «хочет» и два смыс­ло­вых гла­го­ла, обо­зна­чен­ных неопре­де­лен­ны­ми фор­ма­ми.

Однородные ска­зу­е­мые могут быть выра­же­ны сло­ва­ми дру­гих частей речи. Тогда назо­вем их имен­ны­ми ска­зу­е­мы­ми.

Для меня этот день ока­зал­ся радост­ным и уди­ви­тель­ным .

Глагол-связка «ока­зал­ся» общий, а две имен­ные части ска­зу­е­мо­го, выра­жен­ные при­ла­га­тель­ны­ми, соеди­ня­ют­ся сочи­ни­тель­ным сою­зом «и».

Однородные ска­зу­е­мые явля­ют­ся рав­но­прав­ны­ми чле­на­ми пред­ло­же­ния. Они могут быть соеди­не­ны сочи­ни­тель­ной свя­зью с помо­щью сою­зов или бес­со­юз­ной свя­зью, в оформ­ле­нии кото­рой участ­ву­ет инто­на­ция пере­чис­ле­ния.

Запятая и однородные сказуемые

Если два одно­род­ных ска­зу­е­мых соеди­не­ны еди­нич­ным сою­зом, кро­ме про­ти­ви­тель­но­го (а, но, да в зна­че­нии «но»), то запя­тая меж­ду ними не ста­вит­ся. Если одно­род­ные глав­ные чле­ны соеди­ня­ют­ся повто­ря­ю­щим­ся сою­зом, то запя­тая ста­вит­ся перед его вто­рой частью.

Ты либо ответь по суще­ству вопро­са, либо про­мол­чи.

За рекой что -то то ли мер­ца­ет, то ли бле­стит.

Однородные ска­зу­е­мые быва­ют не толь­ко в дву­со­став­ных, но и в одно­со­став­ных пред­ло­же­ни­ях, в кото­рых отсут­ству­ет под­ле­жа­щее.

Наденьте паль­то и шап­ку и иди­те за мной.

Хотелось пой­ти в лес, при­сесть на пенек и смот­реть вверх в голу­бое без­дон­ное небо.

Приведем при­ме­ры пред­ло­же­ний с одно­род­ны­ми ска­зу­е­мы­ми, соеди­нен­ны­ми раз­ны­ми сочи­ни­тель­ны­ми сою­за­ми или без сою­зов.

Предложения с однородными сказуемыми

За окном завы­ва­ет осен­ний ветер, чем-то гром­ко сту­чит и гре­мит по кры­ше.

Из-под ног охот­ни­ка вспорх­ну­ла куро­пат­ка, отле­те­ла немно­го впе­ред и сно­ва села в тра­ву, как бы при­гла­шая идти за ней. Видимо, гнез­до рядом.

Андрей не то недо­во­лен чем-то, не то про­сто устал.

Эта уче­ни­ца либо невни­ма­тель­на на уро­ке, либо неусид­чи­ва.

К вече­ру мать нача­ла бес­по­ко­ить­ся и вол­но­вать­ся о сыне.

Малышка пере­ста­ла пла­кать и нача­ла выти­рать ладо­шка­ми сле­зы со щек.

Августовское утро было туман­ное и холод­ное.

Осенний лес сто­ит зеле­ный, жел­тый и баг­ря­ный.

Однажды я воз­вра­щал­ся домой и услы­шал жалоб­ное мяу­ка­нье у две­ри.

Дождь то пере­ста­ет лить, то сно­ва начи­на­ет сыпать мел­кой измо­ро­сью.

В пас­мур­ном небе летят и кри­чат, про­ща­ясь до вес­ны, журав­ли.

Видеоурок «Однородные подлежащие и сказуемые. 3 класс»


Однородные сказуемые — легко и просто!

На нашей планете существует около 6000 языков. При всем их многообразии, есть то, что присуще всем языкам без исключения. Каждому языку присуще наличие подлежащего и сказуемого.

Предложение – это законченная мысль. Главные члены предложения — подлежащее и сказуемое.

Подлежащее – обозначает предмет, отвечает на вопрос «кто?», «что?», должно быть только в именительном падеже.

Сказуемое передает действие предмета, отвечает на вопросы действия — «что сделал?», «что делает?», «что сделает?».

Маша сегодня не пошла в школу. В этом предложении подлежащее Маша , именительный падеж, вопрос «Кто?». Маша «что сделала?» – не пошла. Не пошла – сказуемое.

Виктор радовался и напевал от счастья. В этом примере у нас подлежащее Виктор , и два слова, которые относятся к существительному и отвечают на один и тот же вопрос «что делал?» — радовался и напевал .

Несколько слов в предложении, относящихся к одному слову и отвечающих на один вопрос, называются однородными членами предложения .

Ветер трепал зонты, подгонял прохожих. Подлежащее здесь Ветер (Что?), ветер «что делал?» трепал и подгонял , это наши сказуемые и по совместительству однородные члены предложения.

Когда для передачи действий предмета недостаточно одного слова, мы можем добавить другие слова, обозначающие нужные действия. Такие слова будут являться однородными сказуемыми .

Предложения с однородными сказуемыми могут включать простые и составные сказуемые. Подчеркивать однородные сказуемые обязательно двумя чертами .

Простое сказуемое

Простая форма состоит в основном из одного слова. Так как чаще всего сказуемое выражено глаголом, то называют его простым глагольным сказуемым (ПГС).

Птица пела и перепрыгивала с ветки на ветку. Предложение включает два простых глагольных сказуемых. Каждое из них выражено одним словом – «пела» и «перепрыгивала» .

У простого глагольного сказуемого (ПГС), грамматическое и лексическое значение выражено глаголом, который может быть любой грамматической формы.

  1. Ты обязательно перешли мне доклад и сделай дополнения. Здесь ПГС выражено глаголом повелительного наклонения.
  2. Я сходила бы на эту выставку с удовольствием. Я с удовольствием занялась бы работой в огороде или возилась бы с цветами. ПГС в форме глагола условного наклонения.

У глаголов несовершенного вида ПГС образовано из двух слов (в сложной форме будущего времени). Вспомогательного глагола «быть» и неопределенной формы глагола по смыслу.

  1. Я буду посещать лекции и обязательно буду писать конспекты.
  2. Ветер будет дуть еще долго и будет завывать в трубе всю ночь.

В форме повелительного наклонения, с помощью частиц «давай» , «пусть» , «пускай»

  1. Пустьсолнце ярко светит и пусть пригревает сильнее!
  2. Даваймыпойдем в парк или давай погуляем в роще!

Фразеологизмы, которые можно заменить одним глаголом тоже относятся к простым глагольным сказуемым.

  1. Он одержал победу (победил).
  2. Они дали обещание (обещали).

Составное сказуемое

Составное сказуемое называется так потому, что состоит из двух слов. Есть два вида составного сказуемого – глагольное и именное .

Составная глагольная форма

Включает вспомогательный глагол и глагол в инфинитиве (неопределенной формы).

Днём начал идти мелкий, колючий снег и продолжал сыпать до вечера. Вспомогательные глаголы здесь – «начал» и «продолжал» , они обозначают, что действие началось и продолжилось. Глаголы «идти» , «сыпать» означают собственно действие.

Как вспомогательный глагол используют:

  1. Глаголы с обозначением начала, продолжения или завершения действия.
    • Начать, приниматься, стать – начало действия .
    • Продолжить – продолжение действия .
    • Перестать, прекратить, закончить – завершение действия .

Дождь продолжал идти и закончил моросить только к вечеру.

  1. Глаголы со значением намерения, желания, волеизъявления.
    • Стараться, хотеть, стремиться, мочь.

Все художники хотели посетить выставку картин импрессионистов, а главное, хотели увидеть работы Мане.

  1. Глаголы, выражающие эмоции действующего лица.
    • Привыкать, любить, ненавидеть, ошеломить, решиться.

Я люблю читать книги и ненавижу смотреть кино.

  1. Краткие прилагательные, которые не имеют полной формы.
    • Намерен, привычен, должен, согласен.

Я должен ехать в командировку и намерен поехать как можно быстрее.

Важно! Отличайте составное глагольное сказуемое от ПГС и глагола неопределенной формы, как второстепенного члена предложения.

Одним из признаков того, что перед вами составное сказуемое, является отношение глагола в инфинитиве к подлежащему. Если действие инфинитива направлено на другой член предложения, то вы имеете дело со второстепенным членом.

Гости пошли в сад (с какой целью?) посмотреть на прекрасные цветущие яблони . Пример демонстрирует нам как инфинитив глагола выступает в качестве дополнения.

Составная именная форма

Складывается из вспомогательного глагола и второго слова, которое выражено другой частью речи. В качестве таких могут выступать:

  1. Имена существительные именительного или творительного падежа.

Облака казались клочками белой ваты, казались чудовищами , закрывающими вершины гор.

  1. Прилагательные в полной или краткой форме, в формах сравнительных степеней.

Шум ветра сильнее шелеста прибоя, сильнее грохота волн.

  1. Местоимения.
  1. Числительные, или числительные + существительные.

Возраст этого дуба – триста лет и три года .

  1. Наречия.

Мы здесь надолго или вообще навсегда .

  1. Полные или краткие причастия.

Осенние листья , терпеливо ожидавшие первого снега и замершие на ветках деревьев.

Пунктуация между однородными сказуемыми

Однородные сказуемые подчиняются тем же основным правилам языка, что и другие однородные члены предложения.

  • Если однородные члены предложения идут методом перечисления, запятая ставится перед каждым однородным словом.
  • Между однородными словами, соединенными союзом «и» запятая ставится только тогда, когда союз «и» повторяется несколько раз.

Маша и танцевала , и пела , и хорошо играла на пианино.

Когда в предложении с однородными сказуемыми есть повторяющийся соединяющий союз, запятая ставится перед его второй частью. Звезды то засияют , то спрячутся в темноте. Запятая также ставится между однородными членами, соединенными союзами «а», «но», «да» (в значении но).

Предложение, осложненное однородными членами, пишется без запятой, если однородные слова связаны соединительным союзом «и» , или разделительными союзами «или», «либо» , всего один раз.

Мы идём купаться или загорать . Дети прыгали и бегали по террасе.

Предлагаю вам небольшую инструкцию, с помощью которой будет легче понять пунктуацию в предложении.

  1. Сначала находим главные члены предложения.
  2. Начинаем задавать вопросы от главных членов предложения к второстепенным.
  3. Проверяем, не уходит ли смысл предложения, если мысленно убрать из него то, или иное слово.
  4. Смотрим, есть ли в предложении союзы, сколько их, какие по смыслу.
  5. Дальше ставим запятые, руководствуясь правилами русского языка.

Разбор примеров с однородными сказуемыми

Дима бежал настолько быстро, что не успевал переставлять ноги.

В этом предложении есть простая и составная формы однородных членов. Относятся они к подлежащему. Кто? Дима . Что о нем говорится? Что он бежал . Как бежал? — быстро . Здесь сказуемое выражено глаголом, это простая форма, а наречие «быстро» , это обстоятельство.

Не успевал переставлять ноги — это составная форма. Определяется она так. Если из сочетания слов нельзя убрать ни одного слова, иначе оно потеряет свой смысл, значит это сочетание относится к составному сказуемому.

Я записал в тетради домашнее задание и хотел выписать примеры из учебника, но меня позвали друзья .

Сложное предложение, первая часть которого представляет из себя простое предложение с однородными сказуемыми, простой и составной формы. « Записал» — простое сказуемое, а «хотел выписать» — составное. Если попробовать убрать из этого сочетания хоть одно слово, оно потеряет смысл.

Саша взял дневник, открыл его, просмотрел записи.

Предложение с простыми однородными сказуемыми, без союзов. Все однородные члены выделяются запятыми.

За стеклом аквариума мальки и взрослые рыбы плавают , приближаются к стеклу и кажется, смотрят на тебя.

Простые однородные подлежащие и сказуемые, соединенные на письме запятыми и соединительным союзом «и» .

Даша перестала плакать и начала вытирать ладошками слезы.

Предложение с двумя составными сказуемыми, где составная глагольная форма выражена глаголом с обозначением времени действия и глаголом в инфинитиве.

Однородные сказуемые

Однородные ска­зу­е­мые — это глав­ные чле­ны пред­ло­же­ния, кото­рые обо­зна­ча­ют дей­ствие или состо­я­ние пред­ме­та, явля­ю­ще­го­ся под­ле­жа­щим в предложении.

Чтобы выяс­нить, что такое одно­род­ные ска­зу­е­мые, опи­ра­ем­ся на суть поня­тия «одно­род­ные чле­ны предложения».

Простое пред­ло­же­ние может быть ослож­не­но одно­род­ны­ми чле­на­ми. Однородными могут быть все чле­ны пред­ло­же­ния. С этой точ­ки зре­ния рас­смот­рим, что такое одно­род­ные ска­зу­е­мые в рус­ском языке.

В пред­ло­же­нии грам­ма­ти­че­скую осно­ву состав­ля­ют под­ле­жа­щее и сказуемое.

Легкий вете­рок (что дела­ет?) раз­ве­ва­ет зана­вес­ку на окне.

Все (что дела­ют?) раду­ют­ся весен­не­му солн­цу и теплу.

Подлежащее может пояс­нять­ся не одним ска­зу­е­мым, а несколь­ки­ми. Субъект выпол­ня­ет одно­вре­мен­но или в опре­де­лен­ной после­до­ва­тель­но­сти ряд дей­ствий. Тогда мож­но ска­зать, что в пред­ло­же­нии име­ют­ся одно­род­ные ска­зу­е­мые. Они отно­сят­ся к одно­му и тому же чле­ну пред­ло­же­ния — под­ле­жа­ще­му. Чаще все­го выра­жа­ют­ся гла­го­ла­ми в одной и той же грам­ма­ти­че­ской фор­ме и явля­ют­ся про­сты­ми гла­голь­ны­ми ска­зу­е­мы­ми или состав­ны­ми.

Над лесом мед­лен­но вста­ет солн­це и кра­сит в розо­вый цвет окна домов.

Мальчик хочет рас­спро­сить отца о кос­мо­се и узнать о нём многое.

Во вто­ром при­ме­ре у одно­род­ных состав­ных гла­голь­ных ска­зу­е­мых общий вспо­мо­га­тель­ный гла­гол «хочет» и два смыс­ло­вых гла­го­ла, обо­зна­чен­ных неопре­де­лен­ны­ми формами.

Однородные ска­зу­е­мые могут быть выра­же­ны сло­ва­ми дру­гих частей речи. Тогда назо­вем их имен­ны­ми сказуемыми.

Для меня этот день ока­зал­ся радост­ным и уди­ви­тель­ным .

Глагол-связка «ока­зал­ся» общий, а две имен­ные части ска­зу­е­мо­го, выра­жен­ные при­ла­га­тель­ны­ми, соеди­ня­ют­ся сочи­ни­тель­ным сою­зом «и».

Однородные ска­зу­е­мые явля­ют­ся рав­но­прав­ны­ми чле­на­ми пред­ло­же­ния. Они могут быть соеди­не­ны сочи­ни­тель­ной свя­зью с помо­щью сою­зов или бес­со­юз­ной свя­зью, в оформ­ле­нии кото­рой участ­ву­ет инто­на­ция перечисления.

Запятая и однородные сказуемые

Если два одно­род­ных ска­зу­е­мых соеди­не­ны еди­нич­ным сою­зом, кро­ме про­ти­ви­тель­но­го (а, но, да в зна­че­нии «но»), то запя­тая меж­ду ними не ста­вит­ся. Если одно­род­ные глав­ные чле­ны соеди­ня­ют­ся повто­ря­ю­щим­ся сою­зом, то запя­тая ста­вит­ся перед его вто­рой частью.

Ты либо ответь по суще­ству вопро­са, либо промолчи.

За рекой что -то то ли мер­ца­ет, то ли блестит.

Однородные ска­зу­е­мые быва­ют не толь­ко в дву­со­став­ных, но и в одно­со­став­ных пред­ло­же­ни­ях, в кото­рых отсут­ству­ет подлежащее.

Наденьте паль­то и шап­ку и иди­те за мной.

Хотелось пой­ти в лес, при­сесть на пенек и смот­реть вверх в голу­бое без­дон­ное небо.

Приведем при­ме­ры пред­ло­же­ний с одно­род­ны­ми ска­зу­е­мы­ми, соеди­нен­ны­ми раз­ны­ми сочи­ни­тель­ны­ми сою­за­ми или без союзов.

Предложения с однородными сказуемыми

За окном завы­ва­ет осен­ний ветер, чем-то гром­ко сту­чит и гре­мит по крыше.

Из-под ног охот­ни­ка вспорх­ну­ла куро­пат­ка, отле­те­ла немно­го впе­ред и сно­ва села в тра­ву, как бы при­гла­шая идти за ней. Видимо, гнез­до рядом.

Андрей не то недо­во­лен чем-то, не то про­сто устал.

Эта уче­ни­ца либо невни­ма­тель­на на уро­ке, либо неусидчива.

К вече­ру мать нача­ла бес­по­ко­ить­ся и вол­но­вать­ся о сыне.

Малышка пере­ста­ла пла­кать и нача­ла выти­рать ладо­шка­ми сле­зы со щек.

Августовское утро было туман­ное и холодное.

Осенний лес сто­ит зеле­ный, жел­тый и багряный.

Однажды я воз­вра­щал­ся домой и услы­шал жалоб­ное мяу­ка­нье у двери.

Дождь то пере­ста­ет лить, то сно­ва начи­на­ет сыпать мел­кой изморосью.

В пас­мур­ном небе летят и кри­чат, про­ща­ясь до вес­ны, журавли.

Видеоурок «Однородные подлежащие и сказуемые. 3 класс»

Однородные сказуемые – правило расстановки запятых и примеры предложений

ЗНАКИ ПРЕ­ПИ­НА­НИЯ В СЛОЖНОСОЧИНЁННОМ ПРЕД­ЛО­ЖЕ­НИИ И В ПРЕД­ЛО­ЖЕ­НИИ С ОД­НО­РОД­НЫ­МИ ЧЛЕНАМИ

В этом за­да­нии про­ве­ря­ют­ся зна­ния двух пунктограмм:

1. Запятые в про­стом пред­ло­же­нии с од­но­род­ны­ми членами.

2. Запятые в сложносочинённом предложении, части ко­то­ро­го со­еди­ня­ют со­чи­ни­тель­ные союзы, в частности, союз И.

Цель: найти ДВА предложения, в ко­то­рых нужно по­ста­вить ПО ОДНОЙ за­пя­той в каждом. Не две, не три (а такое бывает!) запятых, а одну. При этом нужно ука­зывать но­ме­ра тех предложений, где была ПО­СТАВ­ЛЕ­НА пропущенная запятая, так как бы­ва­ют такие случаи, что в пред­ло­же­нии уже есть запятая, например, при де­е­при­част­ном обороте. Её мы не считаем.

Не сле­ду­ет искать за­пя­тые при раз­лич­ных оборотах, ввод­ных словах и в СПП: по спе­ци­фи­ка­ции в дан­ном задании про­ве­ря­ют­ся лишь три ука­зан­ные пунктограммы. Если в предложении будут необходимы запятые на другие правила, они уже будут расставлены

Верным будет ответ из двух цифр, от 1 до 5, в любой последовательности, без запятых и пробелов, например: 15, 12, 34.

ОЧ — однородные члены.

ССП — сложносочинённое предложение.

Алгоритм выполнения задания должен быть таким:

1. Определяем количество основ.

2. Если предложение простое, то находим в нём ВСЕ ряды однородных членов и обращаемся к правилу.

3. Если основ две, то это сложное предложение, и каждая часть рассматривается отдельно (см. пункт 2).

Не забываем, что однородные подлежащие и сказуемые создают НЕ сложное, а простое осложнённое предложение.

15.1 ЗНАКИ ПРЕ­ПИ­НА­НИЯ ПРИ ОД­НО­РОД­НЫХ ЧЛЕНАХ

Однородные члены пред­ло­же­ния — это такие члены, ко­то­рые отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же члену предложения. Од­но­род­ные члены пред­ло­же­ния (как главные, так второстепенные) всегда соединёны со­чи­ни­тель­ной связью, с союзом или без него.

Например: В «Детских годах Багрова–внука» С. Ак­са­ков с под­лин­но по­э­ти­че­ским во­оду­шев­ле­ни­ем опи­сы­ва­ет и летние , и зим­ние кар­ти­ны рус­ской природы.

В данном предложении есть один ряд ОЧ, это два однородных определения.

В одном пред­ло­же­нии может быть не­сколь­ко рядов од­но­род­ных членов. Так, в предложении Вскоре уда­рил тяжёлый ли­вень и по­крыл шумом дож­де­вых по­то­ков и по­ры­вы ветра, и стоны сос­но­во­го бора рядов два: два сказуемых, ударил и покрыл; два дополнения, порывы и стоны.

Обратите внимание : в каждом ряду ОЧ действуют свои пунктуационные правила.

Рассмотрим различные схемы предложений с ОЧ и сформулируем правила постановки запятых.

15.1.1. Ряд однородных членов, соединённых ТОЛЬКО интонацией, без союзов.

Общая схема: О , О , О .

Правило: если два или несколько ОЧ соединенных только интонацией, между ними запятая ставится.

Пример: На на­тюр­мор­те изоб­ра­же­ны жёлтые, зелёные, красные яблоки.

15.1.2 Два однородных члена соединены союзом И, ДА (в значении И), ЛИБО, ИЛИ

Общая схема: О и/да/либо/или О .

Правило: если два ОЧ соединены одиночным союзом И/ДА, между ними запятая не ставится.

Пример 1: На на­тюр­мор­те изоб­ра­же­ны жёлтые и красные яблоки.

Пример 2: Везде её встречали весело и дружелюбно .

Пример 3: Только ты да я останемся жить в этом доме.

Пример 4: Я приготовлю рис с овощами либо плов .

15.1.3 Последний ОЧ присоединён союзом И.

Общая схема: О , О и О .

Правило: Если по­след­ний однородный член при­со­еди­ня­ет­ся со­ю­зом и, то за­пя­тая перед ним не ставится.

Пример: На на­тюр­мор­те изоб­ра­же­ны жёлтые, зелёные и красные яблоки.

15.1.4. Од­но­род­ных чле­нов боль­ше двух и союз И по­вто­ря­ет­ся хотя бы дважды

Правило: При раз­лич­ных ком­би­на­ци­ях со­юз­но­го (пункт 15.1.2) и бес­со­юз­но­го (пункт 15.1.1) со­че­та­ния од­но­род­ных чле­нов пред­ло­же­ния со­блю­да­ет­ся правило: если од­но­род­ных чле­нов боль­ше двух и союз И по­вто­ря­ет­ся хотя бы дважды, то за­пя­тая ста­вит­ся между всеми од­но­род­ны­ми членами

Общая схема: О , и О , и О .

Общая схема: и О , и О , и О .

Пример 1 : На на­тюр­мор­те изоб­ра­же­ны жёлтые, и зелёные, и красные яблоки.

Пример 2: На на­тюр­мор­те изоб­ра­же­ны и жёлтые, и зелёные, и красные яблоки.

Более сложные примеры:

Пример 3: От дома, от деревьев, и от голубятни, и от галереи — от всего по­бе­жа­ли да­ле­ко длин­ные тени.

Два союза и, четыре ОЧ. Запятая между ОЧ.

Пример 4: Было груст­но и в ве­сен­нем воздухе , и на тем­нев­шем небе , и в вагоне . Три союза и, три ОЧ. Запятая между ОЧ.

Пример 5: Дома, и деревья, и тротуары были укры­ты снегом. Два союза и, три ОЧ. Запятая между ОЧ.

Обратите внимание, после последнего ОЧ нет запятой , ибо это не между ОЧ, а после него.

Именно эта схема часто вос­при­ни­ма­ет­ся за оши­боч­ную и несуществующую, учтите это при выполнении задания.

Обратите внимание : данное правило работает лишь при условии, что союз И повторяется в одном ряду ОЧ, а не во всём предложении.

Пример 1: По ве­че­рам за сто­лом со­би­ра­лись дети и взрос­лые и чи­та­ли вслух. Сколько рядов? Два: дети и взрослые; собирались и читали. Союз и не повторяется в каждом ряду, он употреблён по одному разу. Поэтому запятые НЕ ставятся по правилу 15.1.2.

Пример 2: Ве­че­ром Вадим ушёл в свою ком­на­ту и сел пе­ре­чи­ты­вать пись­мо и пи­сать ответ. Два ряда: ушёл и сел; сел (зачем? с какой целью?) перечитывать и писать.

15.1.5 Однородные члены соединены союзом А, НО, ДА(=но)

Схема: О , а/но/да О

Правило: При на­ли­чии союза А, НО, ДА(=но) за­пя­тые ставятся.

Пример 1: Ученик пишет быстро , но неаккуратно .

Пример 2: Малыш уже не хныкал , а плакал навзрыд.

Пример 3: Мал золотник, да дорог .

15.1.6 При однородных членах повторяются союзы НИ, НИ; НЕ ТО, НЕ ТО; ТО, ТО; ЛИБО, ЛИБО; ИЛИ, ИЛИ

Схема: О , или О , или О

Правило: при двукратном по­вто­ре­нии дру­гих со­ю­зов (кроме И) ни, ни; не то, не то; то, то; либо, либо; или, или запятая ста­вит­ся всегда:

Пример 1: А ста­рик расхаживал по ком­на­те и то вполголоса напевал псалмы, то внушительно поучал дочь.

Обратите внимание, что в предложении имеются также од­но­род­ные об­сто­я­тель­ства и дополнения, но мы их не выделяем для более чёткой картины.

После сказуемого «расхаживал» за­пя­той нет! Но если бы вместо союза И ТО, И ТО был бы просто И, запятых было целых три (по правилу 15.1.4)

15.1.7. При однородных членах имеются двойные союзы.

Правило: При двой­ных со­ю­зах запятая ста­вит­ся перед вто­рой его частью. Это союзы как. так и; не только. но и; не столько. сколько; насколько. настолько; хотя и. но; если не. то; не то что. но; не то чтобы. а; не толь­ко не, а, скорее. чем и другие.

Примеры: Я имею по­ру­че­ние как от судьи , так равно и от всех наших знакомых .

Грин был не только ве­ли­ко­леп­ным пейзажистом и мастером сюжета, но был еще и очень тон­ким психологом .

Мама не то что сердилась , но все-таки была недовольна .

Туманы в Лон­до­не бы­ва­ют если не каждый день , то через день непременно.

Он был не столько расстроен , сколько удивлен сло­жив­шей­ся ситуацией.

Обратите внимание, что каждая часть двойного союза стоит ПЕРЕД ОЧ, что очень важно учитывать при вы­пол­не­нии за­да­ния 7 (тип «ошибка на од­но­род­ные члены») мы уже встре­ча­лись с этими союзами.

15.1.8. Часто однородные члены соединяются попарно

Общая схема: Схема: О и О , О и О

Правило: При по­пар­ном объ­еди­не­нии вто­ро­сте­пен­ных чле­нов пред­ло­же­ния за­пя­тая ста­вит­ся между па­ра­ми (союз И дей­ству­ет локально, толь­ко внут­ри групп):

Пример1: Аллеи, за­са­жен­ные сиренями и липами , вязами и тополями , вели к де­ре­вян­ной эстраде.

Пример 2: Песни были разные: про радость и горе , день прошедший и день грядущий .

Пример 3: Книги по гео­гра­фии и ту­рист­ские справочники , друзья и слу­чай­ные знакомые твер­ди­ли нам, что Ро­по­та­мо – один из самых кра­си­вых и диких угол­ков Болгарии.

15.1.9.Не яв­ля­ют­ся однородными, по­это­му не вы­де­ля­ют­ся запятыми:

Ряд повторов, име­ю­щих усилительный от­те­нок — это не од­но­род­ные члены.

А снег шёл и шёл.

Простые осложнённые ска­зу­е­мые также не яв­ля­ют­ся однородными

Сказал так сказал, пойду проверю.

Фразеологизмы с по­вто­ря­ю­щи­ми­ся союзами не яв­ля­ют­ся однородными чле­на­ми

Ни то ни сё, ни рыба ни мясо; ни свет ни заря; ни день ни ночь

Если в пред­ло­же­нии есть не­од­но­род­ные определения , ко­то­рые стоят перед по­яс­ня­е­мым словом и ха­рак­те­ри­зу­ют один пред­мет с раз­ных сторон, между ними нель­зя вставить союз и.

Из глу­би­ны цветка не­ожи­дан­но поднялся сон­ный золотистый шмель.

15.2. ЗНАКИ ПРЕ­ПИ­НА­НИЯ В СЛОЖНОСОЧИНЁННОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ

Сложносочиненными на­зы­ва­ют­ся сложные предложения, в ко­то­рых простые пред­ло­же­ния равноправны по смыс­лу и свя­за­ны сочинительными союзами. Части слож­но­со­чи­нен­но­го предложения не за­ви­сят друг от друга и со­став­ля­ют одно смыс­ло­вое целое.

Пример: Три раза зи­мо­вал он в Мир­ном, и каж­дый раз воз­вра­ще­ние домой ка­за­лось ему пре­де­лом че­ло­ве­че­ско­го сча­стья.

В за­ви­си­мо­сти от вида со­чи­ни­тель­но­го союза, ко­то­рый связывает части предложения, все слож­но­со­чи­нен­ные предложения (ССП) де­лят­ся на три ос­нов­ных разряда:

1) ССП с со­еди­ни­тель­ны­ми союзами (и; да в зна­че­нии и; ни . ни; тоже; также; не толь­ко . но и; как . так и);

2) ССП с раз­де­ли­тель­ны­ми союзами (то . то; не то . не то; или; либо; то ли . то ли);

3) ССП с про­ти­ви­тель­ны­ми союзами (а, но, да в зна­че­нии но, однако, зато, но зато, только, же).

15.2.1 Основное правило постановки запятой в ССП.

Запятая между ча­стя­ми сложного пред­ло­же­ния ста­вит­ся по ос­нов­но­му правилу, то есть ВСЕГДА, за исключением осо­бых условиях , ко­то­рые ограничивают дей­ствие этого правила. Об этих условиях сказано во второй части правила. В любом случае, чтобы определить, яв­ля­ет­ся ли пред­ло­же­ние сложным, не­об­хо­ди­мо найти его грам­ма­ти­че­ские основы. Что нужно учи­ты­вать при этом:

а) Далеко не все­гда каждое про­стое предложение может иметь и подлежащее, и сказуемое. Так, ча­стот­ны предложения с одной без­лич­ной частью , со ска­зу­е­мым в неопределённо-личном предложении . Например: Много труда предстоит ему, и он это знал .

Схема: [ предстоит ], и [ он знал ].

В дверь позвонили, и никто не сдвинулся с места.

Схема: [ позвонили ], и [ никто не сдвинулся ].

б) Подлежащее может быть вы­ра­же­но местоимениями, как личными, так и дру­гих разрядов: Я вдруг услышал до боли зна­ко­мый голос, и это вернуло меня к жизни.

Схема: [Я услы­шал ], и [это вер­ну­ло ]. Не те­ряй­те местоимения в роли подлежащего, если оно дуб­ли­ру­ет подлежащее из пер­вой части! Это два предложения, у каж­до­го своя основа, например: Художник был хо­ро­шо знаком со всеми гостями, и он не­мно­го удивился , уви­дев незнакомое ему лицо.

Схема: [Художник был знаком], и [он уди­вил­ся ]. Срав­ним с ана­ло­гич­ной конструкцией в про­стом предложении: Художник был хо­ро­шо знаком со всеми го­стя­ми и не­мно­го удивился , уви­дев незнакомое ему лицо. [ О Сказ и О Сказ].

в) Поскольку слож­ное предложение со­сто­ит из двух простых, то впол­не вероятно, что каж­дое из них может иметь од­но­род­ные члены в своём составе. За­пя­тые ставятся и по пра­ви­лу однородных членов, и по пра­ви­лу сложносочинённого предложения. Например: Листья багряные, золотые падали тихо на землю, и ветер кружил их в воз­ду­хе и подбрасывал . Схема пред­ло­же­ния : [Листья падали], и [ветер О Сказ и О Сказ ].

15.2.2 Особые условия постановки знаков в сложносочинённом предложении

В школьном курсе русского языка единственным условием, при котором между частями сложного предложения не ставится запятая, есть наличие общего второстепенного члена .

Самое слож­ное для уча­щих­ся —это понять, есть ли общий вто­ро­сте­пен­ный член предложения , ко­то­рый даст право не ста­вить запятую между частями, или его нет. Общий— значит, от­но­ся­щий­ся одновременно и к пер­вой части, и ко второй. Если общий член есть —запятая между ча­стя­ми ССП не ставится . Если он есть, то во вто­рой части не может быть ана­ло­гич­но­го второстепенного члена , он толь­ко один, стоит в самом на­ча­ле предложения. Рас­смот­рим простые случаи:

Пример 1: Через год дочка пошла в школу и мама смогла выйти на работу.

Оба про­стых предложения в рав­ной мере могут пре­тен­до­вать на об­сто­я­тель­ство времени «через год». Что случилось через год? Дочка пошла в школу. Мама смогла выйти на работу.

Пе­ре­ста­нов­ка общего члена в конец пред­ло­же­ния меняет смысл: Дочка пошла в школу, и мама смог­ла выйти на ра­бо­ту через год . И теперь этот второстепенный член уже не общий, а относится лишь ко второму простому предложению. По­это­му для нас так важно во-первых, место об­ще­го члена, только на­ча­ло предложения, а во вторых, общий смысл предложения.

Пример 2: К вечеру ветер утих и начало подмораживать . Что произошло к вечеру? Ветер утих. Начало подмораживать.

Теперь более слож­ный пример 1: На окра­и­не города снег уже начал подтаивать, и здесь уже была впол­не весенняя картина. В пред­ло­же­нии два обстоятельства, у каж­до­го простого— своё. Имен­но поэтому за­пя­тая поставлена. Общего второстепенного члена нет. Таким образом, на­ли­чие второго вто­ро­сте­пен­но­го члена та­ко­го же типа (места, времени, цели) во вто­ром предложении даёт право по­ста­вить запятую.

Пример 2: К ночи температура у мамы поднялась ещё больше, и мы не спали всю ночь. Нет оснований относить обстоятельство «к ночи» ко второй части сложного предложения, поэтому запятая ставится.

Необходимо отметить, что бы­ва­ют и дру­гие случаи, при ко­то­рых запятая не ста­вит­ся между ча­стя­ми сложносочинённого предложения. К ним от­но­сит­ся наличие об­ще­го вводного слова, общей при­да­точ­ной части, а также двух пред­ло­же­ний неопределённо-личных, безличных одинаковых по структуре, восклицательных. Но эти слу­чаи не вклю­ча­лись в за­да­ния ЕГЭ, и в по­со­би­ях они не представлены и в школьном курсе не изучаются.

Однородные сказуемые

В число синтаксических элементов, осложняющих простое предложение, входят однородные члены, в том числе однородные сказуемые.

  1. Признаки однородности
  2. Как отличить однородные сказуемые
  3. Запятые при однородных сказуемых

Признаки однородности

Грамматика выделяет признаки однородности:

  1. одинаковая синтаксическая роль;
  2. соотнесённость с одним и тем же словом;
  3. постановка того же вопроса;
  4. сочинительная связь;
  5. перечислительная интонация в устной речи.

В предложении слова оперные и балетные обладают названными признаками:

— выполняют функцию согласованных определений;

— относятся к слову спектакли;

— отвечают на задаваемый от этого слова вопрос: какие?;

— равноправны и соединяются сочинительным союзом как…, так и;

— произносятся с интонацией перечисления.

Следовательно, предложение осложнено однородными определениями.

В примере рассмотрена однородность второстепенных членов, но в этой роли выступают и главные, составляющие грамматическую основу – в частности, сказуемые.

Как отличить однородные сказуемые

Сказуемое в предложении характеризует подлежащее, сообщая, что делает субъект, выполняющий эту функцию, каков он, в каком состоянии пребывает и пр. Но в рамках предложения указываются и одновременные или последовательно наблюдаемые действия, события, состояния, качества, обозначенные каждое отдельным сказуемым.

Критериями обнаружения однородности служат в этом случае характеристики, указанные выше.

  1. Кони поднимали головы, нюхали воздух и тревожно ржали .

Три глагола в составе фразы обозначают совершаемое конями, вопрос к ним задаётся одинаковый, связаны они бессоюзной и союзной сочинительной связью – однор. сказ .

  1. Ударил порыв ветра, и с неба хлынули косые струи дождя.

Событий описано два, но происходят они с разными субъектами: порыв ударил, струи хлынули. Каждая пара представляет собой основу неосложнённого простого предложения, входящего в состав сложносочинённого .

  1. Ночью подморозило , но утреннее солнце вновь согрело землю.

Событий два. К словам, которыми они обозначены, ставится одинаковый вопрос, но не от общего подлежащего – первый глагол употреблён в безличной форме и действующего лица не предполагает. Конструкция сложносочинённая, с односоставной первой частью.

  1. Виктор проснулся , потому что услышал странный шум.

Оба действия, на первый взгляд, совершаются Виктором. Но употреблённый между обозначающими их словами подчинительный союз потому что указывает на сложноподчинённую конструкцию.

Принадлежность однородных к одной и той же части речи, указанная в ряде источников, для сказуемых в число отличительных признаков не входит, поскольку в пределах простого предложения варьируются сочетания простых глагольных и составных (глагольных и именных) с несовпадающими способами выражения.

  • Профессор закончил просматривать книгу и поставил её на стеллаж. (сост. глаг. и прост. глаг.)
  • Путник был измучен долгой дорогой, но продолжал стремиться к цели. (сост. им. и сост. глаг.)

Запятые при однородных сказуемых

Разделяющие знаки препинания требуются, если союз:

отсутствуетРучей гремел , бормотал , сердито жаловался кому-то.
разделительныйПрохожий обернулся , но никого не увидел .
повторяющийсяИли зонтик возьми , или плащ надень .
двухчастныйДрузья не только не поссорились , но и затеяли новую игру.

Перед соединительными и противительными простыми неповторяющимися вариантами запятая не требуется.

Корректная расстановка знаков препинания определяется в том числе и различением сложного предложения и простого, осложнённого однородными элементами.

Ссылка на основную публикацию