Роль мышления в познании: мышление образами обязательная составляющая познания

Роль мышления в познании

ПРЕДМЕТ И ЗНАЧЕНИЕ ЛОГИКИ

Логика — наука о мышлении. Но в отличие от других наук, изучающих мышление человека, например физио­логии высшей нервной деятельности или психологии, логика изучает мышление как средство познания;ее предме­том являются законы и формы, приемы и операции мышления, с помощью которых человек познает окру­жающий его мир.

Вопросы, связанные с познанием действительности, относятся к важнейшим вопросам философии. Логика, изу­чающая познающее мышление и применяемая как средство познания, возникла и развивалась как философская наука и в настоящее время представляет собой сложную систему зна­ний, включающую две относительно самостоятельные науки: логику формальную и логику диалектическую.

Таково общее понятие о логике как науке. Но чтобы раскрыть ее предмет, необходимо выяснить вопросы, ответы на которые составляют задачу первой главы.

Роль мышления в познании

Познание как процесс отражения объективного мира сознанием человека представляет собой единство чувствен­ного и рационального познания.

Чувственное познание протекает в трех основных фор­мах. ощущение, восприятие, представление.

От греческого слова logos — «мысль», «слово», «разум», «закономерность». Термин «логика» употребляется также

· для обо­значения закономерностей объективного мира (например, «логика фактов», «логика вещей», «логика политической борьбы» и т.п.);

· для обозначения строгости, последовательности, закономерности про­цесса мышления («логика мышления», «логика рассуждений»).

За­кономерный характер мышления является своеобразным отражени­ем объективных закономерностей. Логика мышления есть отражение логики вещей.

Ощущение — это отражение отдельных чувственно воспринимаемых свойств предметов — их цвета, формы, запаха, вкуса и т. д.

Целостный образ предмета, возникающий в результате его непосредственного воздействия на органы чувств, называет­сявосприятием. Например, зрительное восприятие расту­щего под окном дерева или лежащей на столе книги, слуховое восприятие шума дождя, музыкальной мелодии и т. д.

Формой чувственного познания является также пред­ставление.Представление — это сохранившийся в сознании чувственный образ предмета, который воспринимался рань­ше. Если восприятие возникает лишь в результате непосред­ственного воздействия предмета на органы чувств, то пред­ставление имеется тогда, когда такое воздействие уже отсутствует. Например, представление о человеке, с которым уже приходилось общаться раньше, или о предмете, нахо­дившимся на месте происшествия.

Представления могут быть не только образами предме­тов, существующих реально; нередко они формируются на основе описания предметов, не существующих в действи­тельности (например, крылатый конь Пегас, получело­век-полулошадь кентавр древнегреческой мифологии, ведьма, черт, ангел, созданные религиозной фантазией). Такие пред­ставления образуются на основе ряда восприятий, являются их комбинацией, объединением в одно целое нескольких предметов действительности.

Чувственное познание дает нам знание об отдельных предметах, об их внешних свойствах. Такими знаниями чело­век ограничиваться не может. Он стремится к обобщению восприятий и представлений, к проникновению в сущность вещей, к познанию законов природы и общества. А это невоз­можно без мышления.

В отличие от чувственного познания мышление отра­жает внешний мир вабстракциях (от латинского термина abstractio — «отвлечение». Абстракция — результат процесса абстрагирования, т.е. отвлечение от одних свойств предмета и выделения других его свойств).

Отвлекаясь от конкретно­го в вещах и явлениях, абстрактное мышление способно об­общать множество однородных предметов, выделять наиболее важные свойства, раскрывать существенные связи

Благодаря способности к абстрагированию мышление является высшей по сравнению с чувственным познанием формой отражения действительности. Ограничиваясь чув­ственным познанием, нельзя установить причинной взаимо­связи между такими, например, явлениями, как смена времен года и вращение Земли вокруг Солнца, определить время наступления солнечного или лунного затмения, расследовать преступление и т. п.

Было бы, однако, неправильно рассматривать аб­страктное мышление в отрыве от чувственного познания. В реальном познавательном процессе они находятся в нераз­рывном единстве, составляют стороны, моменты единого процесса познания. Чувственное познание содержит в себе элементы обобщения, которые свойственны не только пред­ставлениям, но в определенной степени восприятиям и ощу­щениям и составляют предпосылку для перехода к логи­ческому познанию. Как ни велико значение мышления, оно основывается на данных, полученных с помощью органов чувств. С помощью абстрактного мышления человек познает такие недоступные чувственному познанию явления, как дви­жение элементарных частиц, законы природы и общества, но источником всех наших знаний о действительности являются в конечном счете ощущения, восприятия, представления.

Рассмотрим основные особенности абстрактного мыш­ления.

1. Мышление отражает действительность в обоб­щенных образах. В отличие от чувственного познания мыш­ление абстрагируется от единичного, выделяет в предметах общее, повторяющееся, существенное. Так, выделяя общие всем людям свойства — способность трудиться, мыслить, об­мениваться мыслями при помощи языка, — мышление обоб­щает эти свойства и создает абстрактный образ человека. Подобным же образом создаются абстрактные понятия юри­дического лица, государственного суверенитета, правоспо­собности и т. п. Благодаря обобщению абстрактное мышле­ние глубже проникает в действительность, открывает присущие ей законы.

2. Мышление — процесс опосредствованного отра­жения действительности. При помощи чувственного позна­ния можно познать лишь то, что непосредственно воздейству­ет на органы чувств человека. Мы видим березовую рощу, слышим пение птиц, вдыхаем аромат цветов. Благодаря аб­страктному мышлению мы получаем новые знания не непосред­ственно, а на основе уже имеющихся знаний, т. е. Опосредствованно. По показанию термометра можно судить о погоде, не выходя на улицу. Не наблюдая самого факта преступления, можно на основании прямых и косвенных улик установить преступника.

Знание, полученное из уже имеющихся знаний, без об­ращения в каждом конкретном случае к опыту, к практике, называетсявыводным, а сам процесс его получения —вы­ведением. Получение новых знаний путем выведения находит широкое применение в познавательной деятельности человека.

3. Мышление неразрывно связанно с языком. Какая бы мысль ни возникла в голове человека, она может возник­нуть и существовать лишь на базе языкового материала, в словах и предложениях. При помощи языка люди выражают и закрепляют результаты своей мыслительной работы, обмени­ваясь мыслями, добиваются взаимного понимания.

4. Мышление — процесс активного отражения дей­ствительности. Активность характеризует весь процесс по­знания в целом, но, прежде всего, — абстрактное мышление. Создавая абстракции, человек преобразует знания о предме­тах действительности, выражая их не только средствами ес­тественного языка, но и в символах языка формализованного, играющего важную роль в современной науке

Итак, обобщенный и опосредствованный характер от­ражения действительности, неразрывная связь с языком, ак­тивный характер отражения — таковы основные особенности абстрактного мышления.

|следующая лекция ==>
Почему организации изучают?|Понятие формы мышления

Дата добавления: 2017-03-29 ; просмотров: 2133 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

3. Роль мышления в познании

Познание развивается от незнания к знанию, от знаний менее полных и точных к более полным и точным знаниям. Этот процесс имеет сложный, противоречивый характер.

Ощущение, восприятие, представление – формы чувственного познания. Однако чувственное познание даёт нам знание о внешних свойствах предметов, об отдельных конкретных вещах. Только такими знаниями человек не может ограничиться. Он стремится к обобщению восприятия и представления, к проникновению в сущность вещей, к познанию законов природы и общества. А это невозможно без абстрактного мышления, составляющего вторую ступень познания действительности.

Мышление можно рассмотреть как особое свойство высокоорганизованной материи – мозга – отражать материальный мир в идеальных образах. Являясь продуктом биологической эволюции, мышление человека представляет собой вместе с тем продукт общественного развития. Оно возникло и развивалось в неразрывной связи с трудовой деятельностью и речью, свойственными только человеческому обществу.

В отличие от чувственного познания мышление отражает внешний мир в абстракциях. Отвлекаясь от конкретного в вещах и явлениях, от их индивидуальных особенностей, мышление способно обобщать множество однородных предметов, выделять наиболее важные свойства, раскрывать закономерные связи.

Благодаря способности абстрагировать, мышление является высшей формой отражения внешнего мира. Ограничиваясь чувственным познанием, нельзя установить причинной зависимости между такими, например явлениями, как гром и молния, определить время наступления солнечного или лунного затмения, произвести расследование преступления и т.д.

Мышление человека протекает в форме суждений и умозаключений.

Суждение – это форма мышления, отражающая объекты действительности в их связях и отношениях. Каждое суждение есть отдельная мысль о чём-либо. Последовательная логическая связь нескольких суждений, необходимая для того, чтобы решить какую-либо мыслительную задачу, понять что-нибудь, найти ответ на вопрос, называется рассуждением. Рассуждение имеет практический смысл лишь тогда, когда оно приводит к определённому выводу, умозаключению. Умозаключение и будет ответом на вопрос, итогом поисков мысли.

Умозаключение – это вывод из нескольких суждений, дающий нам новое знание о предметах и явлениях объективного мира. Умозаключения бывают индуктивные, дедуктивные и по аналогии.

Индуктивное умозаключение – это умозаключение от единичного (частного) к общему. Из суждений о нескольких единичных случаях или о группах их человек делает общий вывод.

Рассуждение, в котором мысль движется в обратном направлении, называют дедукцией, а вывод – дедуктивным. Дедукция есть вывод частного случая из общего положения, переход мысли от общего к менее общему, к частному или единичному. При дедуктивном рассуждении мы, зная общее положение, правило или закон, делаем вывод о частных случаях, хотя их специально и не изучали.

Умозаключение по аналогии – это умозаключение от частного к частному. Сущность умозаключения по аналогии состоит в том, что на основании сходства двух предметов в некоторых отношениях делается вывод о сходстве этих предметов и в других отношениях. Умозаключение по аналогии лежит в основе создания многих гипотез, догадок.

Мыслительная деятельность человека проявляется в понимании объектов мышления и в решении на этой основе разнообразных мыслительных задач.

Понимание – процесс проникновения мысли в сущность чего-либо. Объектом понимания может быть любой предмет, явление, факт, ситуация, действие, речь людей, произведение литературы и искусства, научная теория и т.д. Понимание может быть включено в процесс восприятия объекта и выражаться в узнавании, осознании его, оно может осуществляться и вне восприятия. Понимание является обязательным условием решения мыслительных задач.

Действуя, человек решает разнообразные задачи. Задача представляет собой ситуацию, которая определяет действие человека, удовлетворяющего потребность путём изменения этой ситуации. Сущность задачи состоит в достижении цели. Сложные задачи человек решает в несколько этапов. Осознав цель, вопрос, возникшую потребность, он затем анализирует условия задачи, составляет план действий и действует. Одни задачи человек решает непосредственно, путём выполнения привычных практических и умственных действий, другие задачи решает опосредованно, путём приобретения знаний, необходимых для анализа условий задачи. Задачи последнего типа называются мыслительными.

Решение мыслительных задач проходит несколько этапов. Первый этап – осознание вопроса задачи и стремление найти на него ответ. Без вопроса нет задачи, нет вообще деятельности мышления.

Второй этап решения мыслительных задач – это анализ условий задачи. Не зная условий, нельзя решить ни одной задачи, ни практической, ни умственной.

Третий этап решения мыслительной задачи – само решение. Процесс решения осуществляется посредством различных умственных действий с использованием логических операций. Умственные действия образуют определённую систему, последовательно сменяя друг друга.

Читайте также:  Теория познания Канта и Аристотеля: учение о познании их сравнительный анализ

Последним этапом решения мыслительных задач является проверка правильности решения. Проверка правильности решения дисциплинирует мыслительную деятельность, позволяет осмыслить каждый шаг её, найти незамеченные ошибки и исправить их.

Умение решать мыслительные задачи характеризует ум человека, особенно, если человек может решать их самостоятельно и наиболее экономными способами.

В зависимости от того, какое место в мыслительном процессе занимают слово, образ и действие, как они соотносятся между собой, выделяют три вида мышления: конкретно-действенное, или практическое, конкретно-образное и абстрактное. Эти виды мышления выделяются ещё и на основании особенностей задач – практических и теоретических.

Конкретно-действенное мышление направлено на решение конкретных задач в условиях производственной, конструктивной, организаторской и иной практической деятельности людей. Практическое мышление — это прежде всего техническое, конструктивное мышление. Оно состоит в понимании техники и в умении человека самостоятельно решать технические задачи. Процесс технической деятельности есть процесс взаимодействий умственных и практических компонентов работы. Сложные операции абстрактного мышления переплетаются с практическими действиями человека, неразрывно связаны с ними. Характерными особенностями конкретно-действенного мышления являются ярко выраженная наблюдательность, внимание к деталям, частностям и умение использовать их в конкретной ситуации, оперирование пространственными образами и схемами, умение быстро переходить от размышления к действию и обратно. Именно в этом виде мышления в наибольшей мере проявляется единство мысли и воли.

Конкретно-образное, или художественное, мышление характеризуется тем, что отвлечённые мысли, обобщения человек воплощает в конкретные образы.

Абстрактное, или словесно-логическое, мышление направлено в основном на нахождение общих закономерностей в природе и человеческом обществе. Абстрактное, теоретическое мышление отражает общие связи и отношения. Оно оперирует главным образом понятиями, широкими категориями, а образы, представления в нём играют вспомогательную роль.

Роль мышления в познании

Вопрос № 2. Современное научное понимание процесса познания

ЛОГИКА (от греческого слова logos — «мысль», «слово», «разум», «закономерность») — наука о мышлении.

1. Логика – совокупность правил, которым подчиняется процесс мышления. Предметомизучения логики являютсязаконы и формы, приемы и операции мышления, с помощью которых человек позна­ет окружающий его мир.

2.Логика – наука о правилах рассуждения и тех формах, в которых мышление осуществляется. Логика – это теория рассуждений и их элементов, которая отличает правильные рассуждения от неправильных на основании одной только их формы.

Термин «логика» употребляется также для обозначения закономерностей объектив­ного мира (например, «логика фактов», «логика вещей», «логика политической борь­бы» и т.п.); для обозначения строгости, последовательности, закономерности процес­са мышления («логика мышления», «логика рассуждений»). Закономерный характер мышления является своеобразным отражением объективных закономерностей. Логи­ка мышления есть отражение логики вещей.

Вопросы, связанные с познанием действительности, относятся к важнейшим вопросам философии. Логика, изучающая познающее мышление и применяемая как средство познания, возникла и разви­валась как философская наука и в настоящее время представляет собой сложную систему знаний, включающую две относительно самостоятельные науки: логику формальную и логику диалекти­ческую.

Познаниекак процесс отражения объективного мира сознанием человека представляет собой единство чувственного и рационально­го (познание с помощью разума, мышления) познания.

Чувственное познание протекает в трех основных формах: ощу­щение, восприятие, представление.

Ощущение — это отражение отдельных чувственно воспринима­емых свойств предметов — их цвета, формы, запаха, вкуса.

Воспри­ятиемназывается отражение в сознании человека предметов и явлений окружающего мира при их непо­средственном воздействии на органы чувств (возникает целостный образ предмета).

Например, компьютер, плац, лежащий на столе уголовно-исполнительный Кодекс.

Представление — возникающие в сознании человека образы предметов и явлений внешнего мира или их свойств, которые человек когда-то воспринимал или ощущал.

Например, представление о человеке, предмете, событии, сохранившиеся в памяти.

Представления могут быть не только образами предметов, суще­ствующих реально, например, крыла­тый конь Пегас, ведьма, черт, ангел. Такие представления образуются на основе восприятий реальных предметов, являясь их комбинацией.

Познавая окружающий мир, человек стремится установить причины явлений, проникнуть в сущность вещей, раскрыть законы природы и общества. Чувственное познание дает нам знание об отдельных предметах, об их внешних свойствах. Но оно не может дать знаний о причинной зависимости между такими, например, явлениями, как смена времен года и вращение Земли вокруг Солнца, или о мотивах преступления, между деянием и его последствиями. А это невозможно безмышления.Основные особенности мышления – это обобщенный и опосредствованный характер отражения действительности, неразрывная связь с языком, активный характер отражения. Отвлекаясь от конкретного в вещах и явлениях, мышление спо­собно обобщать множество однородных предметов, выделять наи­более важные свойства, раскрывать существенные связи.

Мышление отражает действительность в определенных логических формах.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Сдача сессии и защита диплома – страшная бессонница, которая потом кажется страшным сном. 9010 – | 7282 – или читать все.

194.79.20.244 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Что такое образное мышление и зачем оно нужно? Разновидности, способы развития

Человек получает информацию из окружающего мира, обобщает ее и преобразует.

Представляет развитие событий во времени, предметы и составляющие тогда, когда их не видит, составляет общую картину, зная отдельные детали. В этом задействовано мышление.

В статье подробно рассказано что такое образное мышление, какие виды существуют, в чем особенности развития у детей и взрослых, способы исследования и совершенствования, и о многом другом.

Что это такое: определение понятия в психологии

Образное мышление называется так потому, что его суть состоит в оперировании образами: оно помогает собрать всю информацию о предмете или явлении, которая была получена из окружающего мира посредством органов чувств, формирует общую картину и выдает ее в виде мысленного образа.

Оперирование образами характерно для познания и является обязательной его составляющей. Характеризуется обобщенным и опосредовательным отражением действительности, моделированием закономерностей на основе имеющихся знаний.

Какое полушарие преимущественно отвечает за процесс: доминирование

Это специализация правого полушария. Оно обрабатывает невербальную информацию и там же происходит ее визуализация. Отвечает за ориентацию в пространстве, восприятие творчества и самовыражение, воображение.

Типы и характеристики

Одно из свойств вида мышления, характеризующегося опорой на представления и образы, – это разноплановость. В создании мысленного образа объекта участвует один или несколько его видов в зависимости от рода информации и от необходимого результата.

Пространственное

Пространственно-образное – это тип, который визуализирует объект в трехмерном измерении, помогает рассчитать расстояние, высоту и другие показатели, определить свойства опираясь на полученные в прошлом знания.

Закладывает умение работать с цифрами и размерами при решении логических и творческих задач.

Ассоциативное

В ассоциативном используются понятия и ощущения, возникающие при виде предмета или его названии. Этот тип мышления имеется у всех. Образы возникают из следов информации, оставленных в полушарии мозга.

Конкретно-образное (наглядное)

Конкретно-образное обеспечивает представление изменения предмета, его положения, не взаимодействуя с ним в реальности, а представляя его. Воспроизводит все известные свойства предмета.

Важное свойство конкретно-наглядного вида – установление свойств и сочетаний предметов, которые выходят за рамки привычного. Эта форма доминирует у детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Больше о том, что такое наглядно-образное мышление, когда формируется и каковы особенности его развития, читайте тут.

Визуальное

Основано на способности зрения проводить обработку информации, выделять определенные объекты из общего, запоминать картинку и воспроизводить ее целиком или по частям.

Это скоростной вид, который помогает переводить любые данные в визуальную форму, определять сходство и различие объектов, взаимосвязь деталей.

Художественное

Понятие освоения действительности и окружающего мира, объединяющее чувства, ощущения и смысл в образе – это то, как называют художественно-образное мышление. Оно способствует формированию, развитию и проявлению отношений, мыслей к происходящему или объекту. Художественно-образный тип, который характеризуется опорой на представления и образы, проявляет себя в искусстве.

Символическая форма

Образно-символическое участвует в объединении знаний о ценностях и отношение к ним. Составляющие проецируются на объект или ситуацию и влияют на мотивацию и личностное отношение.

Каждый ли человек может мыслить образами?

Способности мыслить образами имеются у всех. Каждый человек может визуализировать свои воспоминания, представлять предметы и события.

Виды использования

Образы возникают из сохраненных в памяти событий, знаний, или воссоздаются воображением. Человек опирается на них при планировании своих действий, восприятия действительности, поиске выхода из проблемных ситуаций, при решении задач.

В музыке

Музыкально-образное способствует пониманию музыки на уровне чувств, ее сопоставлению со знакомыми объектами, явлениями природы, событиями.

В профессии

Людям с развитой способностью мыслить образами подходят профессии:

  • дизайнера;
  • изобретателя;
  • режиссера;
  • художника;
  • архитектора;
  • другие профессии, связанные с творчеством и мощной визуализацией.

Они могут представить задуманное еще на этапе идеи.

В искусстве

Произведения искусства отражают отношение автора к чему-либо. Это синтез чувств, ощущений, мыслей творца.

Умение передать свой внутренний мир через художественный образ – свойство разных видов образного мышления.

В учебе

Создает цепочки знаний, соединяя информацию, полученную на разных уроках. Помогает применять их в разных ситуациях.

Особенности у детей

Образное мышление – основной вид у детей.

Дошкольный возраст

Развитие способности мыслить образами происходит у детей в возрасте 4-5-ти лет.

Дети представляют, что происходит с предметами в пространстве, продолжают развитие сюжета. Они рисуют схематичные изображения, фантазируют и сочиняют.

Образное мышление вырабатывает отклик на произведения искусства, помогает определить нематериальные ценности. В этот период преобладает эмоциональный компонент.

В 5-6 лет появляется способность преобразовать в уме объект и пространство. Дошкольник может представить мир в трехмерном изображении.

Младший школьный возраст

В начальной школе развитое образное мышление помогает ребенку решать задачи, опираясь на схемы и рисунки. Характерной особенностью младших школьников является умение управлять мышлением. Школьники начинают интересоваться явлениями и предметами, выделяя наиболее яркие признаки и наделяя ими воображаемые предметы.

Средние классы

В этот школьный период продолжается развитие образно-чувственного мышления, повышается любознательность.

Подростки

Чувства выходят на первое место, воплощаясь в образах и подростки начинают рисовать, сочинять стихи. Для них становится важной понятийная образная сфера, он погружен в образно-символический мир, а реальность отходит на второй план. Мыслительные процессы тесно связаны с восприятием. Отсутствие жизненного опыта мешает сопоставить воображаемую систему образов с действительностью.

Проблемы развития у детей с ЗПР

У детей с ЗПР низкая познавательная активность. Они редко фокусируются на чем-то и сохраняют нечеткие, фрагментарные знания и представления. Их внимание направленно на то, что проживается сейчас. Каждая ситуация для них индивидуальна, они не переносят практический опыт на происходящее.

У взрослых

Во взрослом возрасте образное мышление основано на полученных знаниях и богатом личном опыте.

Для чего оно нужно: функции

Человек быстро собирает в голове всю имеющуюся информацию по задаче и представляет предполагаемый исход в виде картинки, эмоций. Для человека, мыслящего образами:

  • упрощается запоминание;
  • восприятие текста, телефильмов;
  • развивается интуиция.
Читайте также:  Обыденное познание Отличие научного познания от житейского

Образное мышление экономит силы, время и деньги, помогая представить результат мысленно и оценить его.

Методы диагностики и способы исследования

Имеются методы диагностики для всех возрастов с использованием разнообразных методик. Методики для детей младшего школьного возраста:

  • «Исключение лишнего» Цель: изучение способности к обобщению.
  • «Простые аналогии» Цель: исследование гибкости мышления.
  • «Нелепица» Цель: оценка образных представлений и умения строить логические связи.
  1. Методика «Выделение существенных признаков» используется для работы с подростками и взрослыми. Цель: исследование способностей выделять главные признаки и отличать их от второстепенных.
  2. Распространенная методика для детей и взрослых – «Матрицы Дж.Равена». Цель: Изучение логичности мышления.

Какие есть способы развить навык?

У детей развитие операций мышления происходит в ходе игры. Ребенок может описать любой воображаемый предмет и действовать им. Результативно простое упражнения «Представь…» и дальше идет набор любых качеств, которые надо объединить в одном образе и рассказать об этом персонаже историю. Упражнение для всех возрастов «Я знаю 5…».

Варианты развития образности – это:

  • 5 свойств обычного гвоздя;
  • 5 признаков зимы;
  • 5 чувств.

Постепенно количество можно увеличивать. Для чего нужно улучшать образное мышление у взрослых и детей мы рассказывали в этой статье.

Развитию помогают пазлы, чтение книг и просмотр фильмов с последующим обсуждением.

Образное мышление делает жизнь проще и интереснее. Его можно и нужно тренировать в любом возрасте.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Образное мышление: особенности и методы развития

включайся в дискуссию

Поделись с друзьями

Мозг каждого человека содержит бесчисленное количество образов. Любые услышанные или прочитанные слова мгновенно извлекают из сознания индивида определённые зрительные картинки, преобразовывая их. Любая личность способна мыслить образно.

Что это такое?

В психологии уделяется большое внимание когнитивным механизмам, составляющим основу образного мышления личности. Умение мыслить образами является обязательной составляющей познания. Содержание мыслительной задачи базируется на образном материале. В хранилище человеческой памяти имеется огромное количество чувственных образов, которые люди используют с целью отражения жизненных процессов. На основе зрительных, слуховых, тактильных, вкусовых образов строится внутренний мир человека. Во время решения любых проблем субъект анализирует, сравнивает, обобщает разные образы явлений и событий.

Образному мышлению характерны важные особенности.

  • Осмысление ситуации происходит в целом, без дробления на отдельные детали. Увлечение конкретными элементами не даёт человеку увидеть целостную картину, то есть за волнами он может не разглядеть моря. При переработке новой информации этот тип мыслительной деятельности предполагает непосредственное извлечение из памяти или воссоздание посредством воображения различных образов, а не суждений или умозаключений.
  • Между объектами и их свойствами устанавливаются непривычные соответствия. Своеобразная мысленная картина решения проблем возникает в виде озарения. Ни одна личность не может управлять бессознательными процессами. Иной раз в мозгу индивида мелькают непонятные и даже самые невероятные образы. На самом деле они приносят пользу, формируя и развивая образное мышление.
  • Образному мышлению свойственны ассоциативность, динамичность, подвижность. Это скоростной тип мыслительного процесса. Порой человек не успевает облекать возникшие образы в слова.

Отражение реальности в образной форме наиболее характерно для произведений искусства и литературы.

Большинство творений живописи и скульптуры, художественная литература, музыкальные произведения воспроизводят объективную действительность многогранно, глубоко и обобщённо с помощью образных средств.

Как его используют?

Именно образ является основной единицей мышления малышей. По данным исследователей, 30% школьников вплоть до 6 класса для запоминания правил и решения задач используют мыслительные средства в образной форме. Опора на образ способствует хорошему усвоению школьного материала, активизирует творческие стороны ребёнка, формирует его воображение.

В жизни каждого человека умение мыслить образами играет большую роль. Применение образных ассоциаций, фантазий открывает новые возможности для развития воображения, внимания, памяти, творческих способностей личности. Образное мышление используют в качестве дополнительного инструмента для расширения способности решить любую жизненную задачу или справиться с возникшей проблемой. Оно помогает многогранно и разнообразно отражать объективную действительность.

Степень воображения зависит от уровня сознания, жизненного опыта, внутренней гармонии. Данный тип мыслительной деятельности помогает личности выражать свои представления о любых объектах и явлениях, преобразовывать их в случае изменившихся обстоятельств. В связи с этим у субъекта появляется возможность достраивать недостающие детали картины, расширять ассоциативные связи, мысленно проникать вглубь проблемы или задачи.

Во многих творческих профессиях без образного мышления обойтись трудно, а порой невозможно. Дизайнеры, художники, модельеры, архитекторы, поэты, писатели, философы мыслят образами. Продуктивность применения образных компонентов широко проявляется в интеллектуальном творчестве.

В настоящее время научно-технический прогресс во многом зависит от умения правильно оперировать образами, от уровня образной мыслительной деятельности человека.

Как развить?

Диагностика детского образного мышления проводится посредством складывания разрезных картинок. Таким способом проверяется умение собрать частички изображения в единое целое. Воссоединение отдельных деталей свидетельствует о наличии мыслительной хаотичности или целенаправленности при создании целостного образа. Взрослый человек или подросток диагностику может произвести самостоятельно.

Представьте последовательно несколько образов и оцените их яркость по 10-балльной шкале, где 1 – слишком слабый образ, а 10 – очень яркая зрительная картинка:

  • красивый мотоцикл стоит на парковке возле вашего дома;
  • этот же мотоцикл начинает движение;
  • то же самое транспортное средство на огромной скорости несётся по улицам города;
  • мотоцикл обгоняет вереницу автомобилей;
  • он постепенно удаляется, превращается в маленькую точку и почти исчезает из вида;
  • теперь этот же самый мотоцикл лежит на обочине дороги с перевёрнутыми вверх колёсами;
  • его возвращают в нормальное положение;
  • на этот раз он едет осторожно, медленно;
  • мотоцикл проезжает по горному серпантину;
  • он мчится в темноте с включённой фарой.

Хорошим итогом считается 40 баллов. Это означает, что яркость образов у вас на должном уровне. При полученном результате менее 20 баллов надо срочно принимать меры по развитию образной мыслительной деятельности.

Начинать развитие мышления с помощью образов необходимо с 4-5 лет. Используются разные методики. Например, способ «эксперимент сказочника» применяют для детей дошкольного возраста.

Выбирается первое пришедшее на ум слово, которое нужно объединить с другим понятием при помощи предлогов. Например, слова «кошка» и «коробка»: «кошка на коробке», «кошка под коробкой», «кошка в коробке». А дальше включается детская фантазия, и создаются различные образы: кошка в коробке живёт с котятами; кошка в коробке хранит свои наряды и аксессуары; кошка под коробкой прячется от яркого солнца; кошка на коробке разложила яства и угощает ими своих бродячих друзей.

Для формирования образного мышления надо дать волю фантазии. С этой целью необходимо мысленно создавать зрительные картинки, строить ассоциативные ряды. Психологи рекомендуют почаще организовывать учащимся начальных классов поиск ассоциаций. Игра называется «На что это похоже?» Она прекрасно развивает образное мышление у младших школьников. Детям предлагают внимательно разглядеть спираль, прямоугольник, круг, любую загогулину, абстрактный рисунок и придумать собственные ассоциации.

В процессе обучения упражнения постепенно усложняются. Для формирования образного мышления необходимо включение задач, требующих оперирования образами различного уровня обобщённости, изображений самих объектов. Эффективному размышлению с использованием ярких мысленных картинок способствуют выставки произведений искусств, путешествия, описания разнообразных пейзажей.

Мыслительный процесс с применением красочных образов можно развить у людей любого возраста.

У взрослых

Натренировать образное мышление взрослые люди могут с помощью представления ярких взаимосвязанных картинок, которые помогают конструировать образы. Нужно мысленно визуализировать предстоящее действие. Если вы боитесь забыть внести какую-нибудь оплату, необходимо представить яркую картинку. В голове нарисуйте, как вы входите в Сбербанк и подходите к терминалу. Мозг сам за вас довершит это действие в тот момент, когда вы будете проходить мимо Сбербанка. Он напомнит вам про неоплаченные счета.

У детей

Обычно в детском возрасте этот вид мыслительного процесса развивается активно за счёт фантазий и сюжетно-ролевых игр. У малышей формируют воображение с помощью изготовления различных поделок, аппликаций, оригами, макраме, лепки из пластилина, рисования обеими руками, сборки пазлов, игры в домино и лото. Очень хорошим средством развития данного типа мышления является чтение сказок с использованием мимики, жестов и эмоций, просмотр мультипликационных фильмов, рисование мультяшных персонажей с домысливанием сюжета, в результате чего получается никем не узнаваемый, новый герой. Нужно постоянно просить ребёнка фантазировать при виде камешков, облаков, коряг.

Пусть он ответит, на что походят эти предметы и сочинит сказку.

Упражнения и загадки

Детям хорошо подходят сюжетно-ролевые игры с перевоплощением. После распределения ролей разыгрывается вымышленная ситуация. Малыши перевоплощаются в пациентов и врачей, покупателей и продавцов, клиентов и парикмахеров. Они могут стать артистами цирка или театра, модельерами, космонавтами.

Формирование задания происходит с учётом возможности реализации детской фантазии по максимуму. Например, во время полёта на Марс произошла поломка двигателя, нужно срочно сесть на ближайшую планету. Дети должны рассказать, что они видят сквозь воображаемые иллюминаторы, подробно описать неизвестную территорию, рассчитать оставшиеся съестные запасы.

Для выполнения следующего задания нужно воспользоваться любым привычным предметом и дополнить его новыми функциями. Например, обычную пустую банку из-под консервов можно превратить в тару для проращивания семян, шкатулку для хранения пуговиц – в приспособление на голову для маленького снеговика.

Научиться мыслить образно можно с помощью открыток, на которых изображён любой объект. Ребёнку предлагают вообразить вместо этого предмета какого-нибудь представителя фауны. Например, нарисованное солнце может ассоциироваться у кого-то с головой льва, где лучи солнца превращаются в гриву. Другой малыш может представить паука или осьминога. Детям предлагают устно описать возникшее в воображении животное или насекомое. Затем надо нарисовать его.

В дальнейшем тренировка образного мышления осуществляется с помощью тех же самых открыток, но на этот раз детям дают задание вместо изображённых предметов вообразить продукты питания. Затем можно спросить, на каких представителей флоры похож принт. Солнце в детском воображении может превратиться в торт, подсолнух или ромашку.

Droodles широко используют для оперирования мысленными образами. Они напоминают каракули, которые хорошо развивают воображение. Надо в каждую каракулю, являющуюся графической головоломкой, вкладывать новый смысл. Для соотнесения картинки и образа, возникшего в голове, человеку приходится мысленно перебирать большой объём информации, хранящейся в архиве мозга. Каждая закорючка вмещает в себя огромное количество вариантов ответа. Нужно ко всем изображениям подобрать надписи. Чем их больше, тем лучше.

Создание ассоциативных цепочек даёт возможность мозгу генерировать визуальные образы по собственному усмотрению. Образные ряды нужно в воображении увеличивать и уменьшать, приближать и отодвигать, раскрашивать в разные цвета, менять форму. Есть ещё интересный приём агглютинации, когда мысленно объединяют части, взятые из разных образов. Так, идея самолёта была взята посредством длительного наблюдения за птицами.

Попробуйте создать рисунок животного, не существующего в природе. К голове коровы добавьте львиную гриву, рысье тело, рыбью чешую, лисий хвост и лягушачьи лапы.

Для детей существует отличное упражнение. Художник не успел дорисовать картинку. Заверши его работу. Но вторая половина не должна отличаться от первой части рисунка. Для выполнения задания ребёнку придётся вторую часть картинки отобразить зеркально. На первых этапах можно разрешать прикладывать к оси рисунка зеркало, чтобы увидеть, как должна выглядеть правая сторона.

Читайте также:  Топ 10 самых востребованных профессий в России в 2020 году

Взрослым рекомендуют упражнения с зеркальным расположением букв. Сначала нужно внимательно рассмотреть оба вида знаков с разным наклоном. Потом им показывают только одну-единственную букву. Надо быстро определить, перед их взором находится обычное или зеркальное изображение.

Упражнение со спичками хорошо подходит для подростков и взрослых. Надо бросить 5 штук на стол, затем 30 секунд смотреть на них и, не подглядывая, разложить в том же порядке другие 5 спичек. Нужно выполнять это упражнение до тех пор, пока не получится правильный расклад. Затем количество спичек увеличивают.

Следующее задание предполагает написание в центре листка слова. К нему следует подобрать подходящие определения и записать их справа. С левой стороны листка надо поместить прилагательные или причастия, которые по смыслу не сочетаются с записанным в центре существительным. Например, справа от понятия «собака» можно поместить слова: «дворовая», «красивая», «худая», «умная», «мохнатая», «пятнистая», «игривая», «злая», «понятливая». Слева надо придумать прилагательные или причастия, которые не вяжутся с образом собаки: «жидкая», «тугоплавкая», «остроконечная», «треугольная», «лунная», «хохочущая», «безоблачная».

Разгадывание ребусов, в которых есть буквы, цифры, запятые, изображения, расположенные в разном порядке, позволяет ребёнку производить мысленный анализ, учит думать образами, развивает творческую личность. Поиск омонимов с наводящими вопросами тоже применяют при обучении мыслить образно. Обычно используются наводящие вопросы. Какое слово обозначает виноградную ветку и предмет, который используют для рисования? Что обозначает и часть ружья, и часть дерева?

Загадки формируют умение создать в воображении образ, подходящий к словесному описанию признаков конкретного действия или предмета. Загадки надо произносить выразительно, расставлять логические ударения и выдерживать паузу. В предложениях, предназначенных для разгадывания, скрыты различные явления природы, представители фауны и флоры, сами люди и их быт.

Остроумие, точность и лаконичность фраз, призванных для быстрого извлечения нужного образа из глубин мозга, способствуют развитию ума. Благодаря чему он приобретает подвижность.

Роль мышления в познании мира человеком.

Логика — наука о законах и формах, приемах и операциях мышления, с помощью которой человек познает окружающий мир. Данное определение предполагает прежде всего выяснение вопроса, сформулированного в названии параграфа.

Познание — это деятельность человека, направленная на приобретение знаний. Познавательная деятельность включает чувственное и рациональное познание.

Чувственное познание протекает в трех основных формах: ощущении, восприятии и представлении.

Ощущение — это отражение отдельных чувственно воспринимаемых свойств предметов — их цвета, формы, запаха и вкуса.

Целостный образ предмета, возникающий в результате его непосредственного воздействия на органы чувств, называется восприятием. Например, зрительное восприятие растущего под окном дерева или лежащей на столе книги, слуховое восприятие шума дождя, музыкальной мелодии и т. п.

Представление — это сохранившийся в сознании чувственный образ предмета, который воспринимался раньше. Если восприятие возникает лишь в результате непосредственного воздействия предмета на органы чувств, то представление имеется тогда, когда такое воздействие отсутствует. Например, представление о сохранившихся в памяти человеке, событии, вещи.

Представления могут быть не только образами предметов, существующих реально; нередко они формируются на основе описания предметов, не существующих в действительности (например, крылатый конь Пегас, кентавр (получеловек-полулошадь) древнегреческой мифологии, ведьма, черт, ангел, созданные религиозной фантазией). Такие представления образуются на основе восприятий реальных предметов, являются их комбинацией.

Чувственное познание дает нам знание об отдельных предметах, об их внешних свойствах. Но оно не может дать знаний о причинной зависимости между такими, например, явлениями, как смена времени года и вращение Земли вокруг Солнца, о времени наступления солнечного или лунного затмения или о мотивах преступления. Однако, познавая окружающий мир, человек стремится установить причины явлений, проникнуть в сущность вещей, раскрыть законы природы и общества. А это невозможно без мышления, отражающего действительность в логических формах.

Рассмотрим основные особенности мышления.

1. Мышление отражает действительность в обобщенных образах. В отличие от чувственного познания мышление абстрагируется от единичного, выделяет в предметах общее, повторяющееся, существенное. Так, выделяя общие всем людям свойства — способность трудиться, мыслить, обмениваться мыслями при помощи языка, — мышление обобщает эти свойства и создает абстрактный образ человека. Подобным же образом создаются понятия юридического лица, государственного суверенитета, правоспособности и т. п. Благодаря обобщению абстрактное мышление глубже проникает в действительность, открывает присущие ей законы.

2. Мышление — процесс опосредствованного отражения действительности. При помощи органов чувств можно познать лишь то, что непосредственно воздействует или воздействовало на органы чувств. Мы видим березовую рощу, слышим пение птиц, вдыхаем аромат цветов. Благодаря мышлению мы получаем новые знания не непосредственно, а на основе уже имеющихся знаний, т. е. опосредствованно. По указанию термометра можно судить о погоде, не выходя на улицу. Не наблюдая самого факта преступления, можно на основании прямых и косвенных улик установить преступника.

Знание, полученное из уже имеющихся знаний, без обращения в каждом конкретном случае к опыту, к практике, называется выводным. Получение новых знаний путем выведения находит широкое применение в познавательной деятельности человека.

3. Мышление неразрывно связано с языком. Какая бы мысль ни возникла в голове человека, она может возникнуть и существовать лишь на базе языкового материала, в словах и предложениях. При помощи языка люди выражают и закрепляют результаты своей мыслительной работы, обмениваясь мыслями, добиваются взаимного понимания.

4. Мышление — процесс активного отражения действительности. Активность характеризует весь процесс познания в целом, но прежде всего — мышление. Применяя обобщение, абстрагирование и другие мыслительные приемы, человек преобразует знания о предметах действительности, выражая их не только средствами естественного языка, но и в символах языка формализованного, играющего важную роль в современной науке.

Итак, обобщенный и опосредствованный характер отражения действительности, неразрывная связь с языком, активный характер отражения — таковы основные особенности мышления.

Отвлекаясь от конкретного в вещах и явлениях, мышление способно обобщать множество однородных предметов, выделять наиболее важные свойства, раскрывать существенные связи.

Благодаря этим особенностям мышление является высшей по сравнению с чувственным познанием формой отражения действительности.

Было бы неправильно рассматривать мышление в отрыве от чувственного познания. В реальном познавательном процессе они находятся в неразрывном единстве, составляют стороны, моменты единого процесса познания. Чувственное познание содержит в себе элементы обобщения, которые свойственны не только представлениям, но и в определенной степени восприятиям и ощущениям и составляют предпосылку для перехода к логическому познанию. Как ни велико значение мышления, оно основывается на данных, полученных с помощью органов чувств. С помощью мышления человек познает такие недоступные чувственному познанию явления, как движение элементарных частиц, законы природы и общества, но источником всех наших знаний о действительности являются в конечном счете ощущения, восприятия, представления.

Виды мышления.

Мышление — процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредствованным отражением действительности. Выделяют следующие виды Мышление: словесно-логическое, наглядно-образное, наглядно-действенное. Различают также Мышление теоретическое и практическое, теоретическое и эмпирическое, логическое (аналитическое) и интуитивное, реалистическое и аутистическое (связанное с уходом от действительности во внутренние переживания), продуктивное и репродуктивное, непроизвольное и произвольное. Рассмотрим некоторые из этих видов мышления

Мышление наглядно-действенное — один из видов мышления, характеризующийся тем, что решение задачи осуществляется с помощью реального, физического преобразования ситуации, опробования свойств объектов. Элементарные формы Мышление н.-д., наблюдаемые у высших животных, изучались И.П. Павловым, В. Келером, Н.Н. Ладыгиной-Котс и другими учеными. У ребенка Мышление н.-д. образует первую ступень развития мышления. У взрослого человека Мышление н.-д. сосуществует с наглядно-образным и словесно-логическим мышлением.

Мышление наглядно-образное — один из видов мышления. Связано с представлением ситуаций и изменений в них. С помощью Мышления н.-о. наиболее полно воссоздается все многообразие различных фактических характеристик предмета. В образе может быть зафиксировано одновременно видение предмета с нескольких точек зрения. Важной особенностью Мышления н.-о. является установление непривычных, “невероятных” сочетаний предметов и их свойств. В этом своем качестве Мышление н.-о. практически неразличимо с воображением. Мышление н.-о. — один иэ этапов онтогенетического развития мышления.

Мышление словесно-логическое — один из видов мышления, характеризующийся использованием понятий, логических конструкций. Мышление с.-л. функционирует на базе языковых средств и представляет собой наиболее поздний этап исторического и онтогенетического развития мышления. В структуре Мышление с.-л. формируются и функционируют различные виды обобщений.

Мышление теоретическое — вид мышления, основанный на выделении и анализе основного исходного противоречия исследуемой ситуации или решаемой задачи. Поиск средства разрешения противоречия приводит к формированию способа действия, последний позволяет решать целые классы задач. Мышление т. основано на анализе внутренних характеристик изучаемых явлений, позволяет мысленно изменять объект исследования и тем самым наиболее полно изучить его, вскрыв внутренние характеристики и отношения. Мышление т. отличается от эмпирического мышления, основанного на обобщении чувственно воспринимаемых наглядно данных свойств и отношений. Мышление т. характерно для научной деятельности.

Мышление практическое — один из видов мышления, который обычно сравнивают с мышлением теоретическим. Мышление п. связано с постановкой целей, выработкой планов, проектов и часто развертывается в условиях дефицита времени, что подчас делает его еще более сложным, чем мышление теоретическое.

Мышление творческое — один из видов мышления, характеризующийся созданием субъективно нового продукта и новообразованиями в самой познавательной деятельности по его созданию. Эти новообразования касаются мотивации, целей, оценок, смыслов. Мышление т. отличают от процессов применения готовых знаний и умений, называемых репродуктивным мышлением.

Мышление пралогическое — ранний этап развития мышления, на котором формирование его основных логических законов еще не завершено: существование причинно-следственных связей уже осознано, но сущность их выступает в мистифицированной форме (понятие введено Л. Леви-Брюлем). Явления соотносятся по признаку причина — следствие и тогда, когда они просто совпадают во времени. Партиципация (сопричастность) событий, смежных во времени и пространстве, служит в Мышлении п. основой для объяснения большинства событий, происходящих в окружающем мире. Человек при этом предстает тесно связанным с природой, особенно с животным миром. При Мышлении п. природные и социальные ситуации осознаются как процессы, происходящие под покровительством и при противодействии незримых сил. Порождением Мышлением п. является магия как общераспространенная в первобытном обществе попытка влиять на окружающий мир, исходя из сопричастности явлений.

Дата добавления: 2018-11-11 ; просмотров: 254 | Нарушение авторских прав

Ссылка на основную публикацию