Познание в отличие от труда и общения: познание как деятельность

ОГЭ. Обществознание. ТЕОРИЯ по кодификатору.1.6 Деятельность человека и ее основные формы (труд, игра, учение).

1.6 Деятельность человека и ее основные формы (труд, игра, учение).

План.

  • Сущность понятия «деятельность».
  • Структура деятельности.
  • Формы деятельности.
  • Труд как форма деятельности, его особенности , виды, и значение в жизни человека.
  • Учение как форма деятельности, его особенности и значение в жизни человека.
  • Игра как форма деятельности, её особенности и значение в жизни человека.
  • Особенности деятельности человека.
  • Отличие деятельности человека от активности животного.
  • Значение труда в жизни человека.

Деятельность – процесс активного преобразования человеком действительности и познание мира, включая общество и самого себя, с целью удовлетворения своих потребностей.

Структура деятельности

  • Субъекты деятельности, то есть кто совершает деятельность (человек, группы людей, государственные органы, организации)
  • Объекты – на кого или на что направлена деятельность (природа, природные материалы, предметы, явления и процессы в обществе, люди, группы, общество в целом, сферы общественной жизни, внутреннее состояние человека.)
  • Мотив деятельности, то есть что побуждает человека совершать действия (потребности, интересы, убеждения, идеалы, эмоции, влечения, социальные установки).
  • Цель деятельности – наличие осознанного образа результата деятельности, на достижение которого она направлена.
  • Средства — то есть методы, способы, предметы, которые используются для достижения цели.
  • Процесс деятельности действия, поступки, направленные на достижение результата.
  • Итог деятельности – результат, продукт деятельности, ради которого она совершалась.

Таким образом, структура деятельности такова:

Объект —субъект —мотив —цель — средства —процесс (действия) —результат.

Формы деятельности

1.Труд

Труд – это вид деятельности, который направлен на создание материальных и духовных продуктов, для удовлетворения определённых потребностей человека и общества. Труд расширяет творческие возможности человека, способствует формированию целеустремлённости, самостоятельности, настойчивости, общительности и других человеческих качеств.

Характерные черты труда как вида деятельности

  • Целесообразность (нужность, необходимость)
  • Наличие целей, направленных на достижение определённого результата.
  • Наличие знаний, умений, навыков, позволяющих выполнить те или иные действия.
  • Полезность (то есть результаты деятельности действительно должны удовлетворять потребности)
  • Развитие личности (труд преобразовывает и самого человека, формирует нравственные качества личности)
  • Нацеленность на результат и получение его.
  • Преобразование мира, общества и самого человека.

Виды труда

Физический – характеризуется тем, что происходит нагрузка на организм человека, на его опорно-двигательный аппарат.

Физический труд бывает: ручной, механизированный, труд на конвейерном производстве, автоматизированный.

Умственный – связан с обработкой, усвоением информации, требует напряжения внимания, памяти, активизации процессов мышления.

Смешанный – труд, требующий сочетания и физических, и умственных усилий.

Виды трудовой деятельности:

  • производственная – создание материальных ценностей, необходимых для жизни;
  • государственная (деятельность представителей органов власти);
  • политическая – участие люде в политической жизни страны;
  • военная – защита страны;
  • интеллектуальная – занятия наукой, исследование природы, общества, человека;
  • художественная – создание произведений искусства (картин, музыки, скульптурных и архитектурных произведений и др.)

Игра

Игра — это вид непродуктивной деятельности, для которой важен сам процесс, а не результат.

Игра для ребёнка — это один из способов познания мира; игра учит ребёнка планировать свои действия, намечать их цели, искать подходящие средства. В игровой деятельности развиваются многообразные человеческие качества.

Характерные черты игры как вида деятельности

  • Условная ситуация
  • Наличие определённых правил для той или иной игры
  • Использование предметов, замещающих реальные (например, для ребёнка кукла — это её дочка)
  • Своеобразные цели (удовлетворение потребности в отдыхе, общении, формирование определённых навыков деловой беседы и другие)
  • Игра способствует развитию нравственных качеств личности, формированию определённых умений и навыков.

Учение (учебная деятельность)

Учение — вид деятельности, в результате которой человек познаёт мир, общество, самого себя, приобретает знания, умения, навыки, которые необходимы ему для успешной жизнедеятельности; в результате учебной деятельности совершенствуется мышление и речь, развиваются творческие способности, приобретается профессию.

Самообразование – вод учебной деятельности, самостоятельное приобретение человеком знаний и учений, в его основе которого лежит личный интерес.

Характерные черты учения как вида деятельности

  • Способствует развитию личности, формированию его мировоззрения.
  • В основе учения — освоение опыта предыдущих поколений.
  • Формирует профессиональные знания и умения, позволяющие успешно выполнять деятельность.
  • Способствует усвоению ценностей и норм национальной и мировой культуры.

Особенности деятельности человека.

  • Целенаправленность, осознанность, то есть она всегда имеет цель и направлена на достижение результата.
  • Плановость, то есть представляет и з себя определённую структуру.
  • Систематичность, то есть деятельность – это длительный, ежедневный процесс.
  • Продуктивность – направленность деятельности на получение результата.
  • Преобразующий характер — деятельность изменяет окружающий мир, общество и человека.
  • Общественный характер, то есть деятельность является результатом многовекового труда человечества, это продукт истории.
  • Деятельность может носить творческий характер.

Отличие деятельности человека от активности животного.

Деятельность человека.

  • Носит целенаправленный характер, имеет осознанные мотивы.
  • Характеризуется использованием необходимых средств и методов, рациональным их выбором для достижения цели.
  • Систематичностью, имеет набор специальных операций, действий.
  • Носит продуктивный характер, то есть человек не только использует, что создаёт природа, но и сам творит, преобразует мир, общество и самого себя.
  • Является результатом развития общества, усвоения опыта предшествующих поколений.
  • Приобщение к деятельности происходит в результате социализации, с рождения способность к ней человеку не дана.

Активность животного.

  • В основе активности животного лежат потребности, основанные на инстинктах.
  • Отсутствие осознанной поставленной цели.
  • Отсутствие осознанного выбора средств и методов, только использование природного материала.
  • Запрограммированность действий природой.
  • Отсутствие систематической деятельности.
  • Активность животных всегда носит потребительский характер, они ничего нового не создают, не меняют вокруг себя и в себе самих.
  • Активность животных — это результат их биологической эволюции, она предопределена генетически, заложена в них от природы.

Значение деятельности в жизни человека.

  • Формирует личность, качества человека.
  • Способствует самореализации личности, т. е. воплощению в действительность планов, жизненных целей.
  • Развивает способности человека: преодолевая возникающие трудности, лень, робость, неверие в собственные силы, человек развивает себя.
  • Именно по результатам деятельности общество судит о человеке, возникает уважение и признание со стороны других людей, т. е. происходит самоутверждение личности.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

1. Познание в отличие от труда

Главная > Документ

Информация о документе
Дата добавления:
Размер:
Доступные форматы для скачивания:

1. Познание в отличие от труда

предполагает наличие цели

требует от субъекта специальной подготовки

направлено на получения знания о предмете

носит полезный характер

2. Верны ли следующие суждения о познавательной деятельности человека?

Человек овладевает знаниями в

А. ходе практической деятельности.

Б. процессе изучения основ наук.

верны оба суждения

оба суждения неверны

3. И чувственное, и рациональное познание

формирует знания и представления о предмете

использует логические умозаключения

начинается с ощущения

дает наглядный образ предмета

4. Рациональное познание, в отличие от чувственного,

присуще только образованным людям

формирует понятие о предмете

является критерием истины

приводит к полезным результатам

5. В процессе чувственного познания, в отличие от рационального, происходит

выявление сущности явлений

обобщение полученных данных

6. Формой чувственного познания является

7. Укажите форму рационального познания

8. Представление — это

форма чувственного познания

способ объяснения мира

форма рационального познания

9. Мысль, отражающая предметы или явления в их общих существенных признаках, называется

10. Найдите в приведенном ниже списке формы чувственного познания и обведите цифры, под которыми они указаны.

11. Найдите в списке формы рационального познания и обведите цифры, под которыми они указаны.

Обведенные цифры запишите в порядке возрастания.

15. И абсолютная, и относительная истины

всегда находят свое подтверждение в практике

носят объективный характер

дают полное, исчерпывающее.знание о предмете

могут быть опровергнуты со временем

16. Истинное знание в отличие от ложного

добывается в ходе познавательной деятельности

соответствует самому предмету познания

абстрагируется от второстепенных черт

изложено научным языком

17. Верны ли следующие суждения о ложном знании?

Ложными являются знания

А. не соответствующие предмету изучения.

Б. не проверенные экспериментальным путем.

верны оба суждения

оба суждения неверны

18. Верны ли следующие суждения об истине?

А. Путь к абсолютной истине идет через истины относительные.

Б. Относительная истина — это полное, неизменное знание.

верны оба суждения

оба суждения неверны

19. Верны ли следующие суждения о практике как критерии истины?

Практика — это относительный критерий истины, потому что

А. не все явления могут быть оценены как истинные или

Б. существуют явления, не доступные для практического

воздействия на них.

верны оба суждения

оба суждения неверны

2 0. Только в состав научного знания входят

экспериментально обоснованные выводы

2 1. Что является примером научного знания?

дважды два — четыре

тише едешь — дальше будешь

делу время — потехе час

утро вечера мудренее

2 2. Какое из приведенных утверждений является научным?

время течет повсюду одинаково и ни от чего не зависит

судьба человека зависит от расположения на небе звезд в момент его рождения

электрический ток течет по проводам так же, как вода по трубам

существует наследственная предрасположенность к отдельным заболеваниям

2 3. Какой метод получения знаний используется преимущественно на теоретическом уровне научного познания?

описание экспериментальных данных

24 . Житейские знания основаны на

научном обобщении достоверных фактов

эстетическом освоении действительности

25 . «Птицы летают низко — быть дождю». Данное утверждение является примером знания

26 . Какой из перечисленных примеров относится к житейским знаниям?

закон падающего бутерброда

27 . Познание средствами искусства обязательно предполагает использование

28 . Верны ли следующие суждения о многообразии форм человеческого знания?

А. Опыт повседневной жизни — это один из способов познания мира.

Б. И научным знаниям, и знаниям, полученным в повседневной жизни, свойственна теоретическая обоснованность выводов.

верны оба суждения

оба суждения неверны

29 . Вывод: «Друзья познаются в беде», — является результатом

обобщения жизненного опыта

30 . Примером какого вида знания является утверждение: «Задатки — природная основа способностей»?

31 . Верны ли следующие суждения о многообразии форм человеческого знания?

А. Миф является одной из форм познания мира.

Б. Миф является одной из форм научного познания мира.

верны оба суждения

оба суждения неверны

32 . Установите соответствие между формой познания и ее особенностью: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца.

ФОРМЫ ПОЗНАНИЯ ОСОБЕННОСТИ

A) миф 1) знание является побочным продуктом практической деятельности

Б) наука 2) знание существует в форме художественных образов

B) обыденное 3) знание раскрывается в процессе знание повествования

Г) искусство 4) знание является результатом целенаправленной деятельности

Запишите в таблицу выбранные цифры.

33 . Какая из перечисленных наук изучает общество?

Взаимосвязи труда, познания и общения в индивидуальном развитии человека.

Общественная детерминация индивидуального сознания

Сознание — субъективное отражение объективной действительности — является

продуктом рефлекторной деятельности мозга человека. Закономерности и механизм этой деятельности, составляющие материальный субстрат сознания, сами обусловлены объективной действительностью, т. е. природой и обществом, воздействие которых составляет непременные условия существования человека как организма и личности.

Читайте также:  Процесс познания: научное познание как отражение действительности: роль практики

С каждым новым поколением усиливается мощь воздействия материальных и

культурных сил ≪искусственной среды≫ на изменение природной среды, а через эти

изменения — вновь на человеческое развитие. Общественно-историческая обусловленность взаимосвязей между человеком и природой составляет важнейшее звено в цепи материальной детерминации сознания. Проблема социальной детерминации в отличие от более общей проблемы причинной обусловленности сознания материей включает в себя характеристику человека как субъекта деятельности, в процессе осуществления которой изменяется и социальная среда.

Все психическое развитие человека социально детерминировано процессом усвоения индивидом общественного опыта, накопленных человечеством знаний и способов деятельности.

Усвоение — деятельность субъекта в исторически сложившемся мире материальных и культурных ценностей, накопленных человечеством в процессе его общественного развития.

Воспитание как целенаправленное социальное воздействие на индивида и общественное формирование личности, как известно, является одним из важнейших факторов социальной детерминации индивидуального сознания.

В процессе онтогенетического развития человека происходит смена одного вида

деятельности другим, хотя возможны и такие состояния, даже отдельные переходные периоды, в которых противоречиво совмещаются вновь возникающие и ≪отмирающие≫ виды деятельности человека. Речь идет об известной триаде: игра, учение и труд. Эти виды деятельности рассматриваются как фундаментальные формы психического развития человека, формирования его сознания и личности от рождения до зрелости.

Усвоение ребенком эталонов и норм умственной деятельности в соответствии с

достигнутым современным общественным развитием уровнем цивилизации свидетельствует о том, что познания ребенка причинно обусловлены современным уровнем развития познания как общественно-исторического культурного достояния человечества. Игра как собственная деятельность ребенка есть результат развития более общих основных форм его деятельности — познания и общения.

Познание в его двух формах — непосредственно образного и логически

понятийного — есть одна из основных сил общественно-исторического развития человечества, так как наука и искусство познания непрерывно связаны со всей структурой общественного сознания, вырастающего на почве определенного материального производства, общественно-трудовой практики. В этом смысле познание — исторический процесс накопления духовных ценностей, отражающих объективные законы природы и общества, межчеловеческих отношений и жизни самого человека. Процессы общения, жизненный опыт совместной деятельности составляют источник знаний человека о человеке, о людях, т. е. психологическое познание — основа самопознания и саморегуляции.

На ранних этапах онтогенетического развития человекаособенно важную роль играет накопление сенсорных синтезов в процессе общения.

Стадиальность развития индивидуального сознания и труд.

Сознание как активное отражение объективной действительности есть регулирование практической деятельности человека в окружающе его мире.

С дифференциацией и усложнением технических средств различные анализаторные системы человека как субъекта труда испытывают все возрастающие нагрузки не только и не столько по интенсивности раздражении, сколько по задачам различения и ориентировки.

В теории экспертизы трудоспособности имеется существенное расхождение между двумя подходами:

общей методики врачебно-трудовой экспертизы

судебной медицины, имеющей дело с более сложными переплетениями трудового права и медицины.

Развитие трудовой деятельности индивида проходит много фаз и этапов, которым

соответствует и глубокое изменение в структуре индивидуального сознания. Но человек как субъект труда, разумеется, развивается и как субъект познания и общения. В единую систему выстраивается вся многообразная цепь вторичных видов деятельности, своего рода синтезов труда и познания, познания и общения, общения и труда. К таким вторичным видам деятельности следует отнести игру и учение, которые не отмирают со зрелостью человека, а продолжают развиваться в новых условиях. Эффектами конвергенции основных видов деятельности человека в процессе его индивидуального развития являются характер и способности, общая одаренность и трудоспособность человека, вся совокупность его наличных ресурсов и потенциальных сил, резервов психического развития.

Познание в отличие от труда и общения: познание как деятельность

    Главная
  • Список секций
  • Обществознание
  • ПОЗНАНИЕ КАК ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ПОЗНАНИЕ КАК ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Автор работы награжден дипломом победителя III степени

Гносеология – наука о познании. В теории познания основное внимание уделяется проблеме познаваемости мира, вопросу о границах нашего знания, способах его получения и критериях достоверности. Здесь познание рассматривается в широком культурно-историческом контексте, в неразрывной связи с многообразными видами человеческой деятельности. Гносеология раскрывает связь и соотношение индивидуального вклада познающего субъекта и социального опыта, формирующегося в совместной деятельности людей. Исследуя познавательные способности человека, гносеология вскрывает сущностные стороны его бытия как субъекта познания. Поэтому проблемы, решаемые гносеологией, являются сопряженными с онтологией, антропологией, социальной философией, аксиологией.

Познание – это духовная деятельность, содержанием которой является использование имеющегося в данный момент знания для производства нового. Процесс познания не существует в виде некоторого законченного результата, а является движением ко все более полному и глубокому знанию, обладающему достоинством истинности. Как определенный вид человеческой деятельности познание включает в себя необходимые элементы: объект и субъект познания, средства и методы познания, результат, т.е. знание и его оценка. Рассмотрение названных элементов позволяет ответить на ключевые вопросы гносеологии.

Познаваем ли мир? Если да, то как мы его познаем? Исчерпывающе, абсолютно или человеческое познание имеет свои пределы? Что такое истина? Эти и другие вопросы волновали людей издавна и впоследствии стали классическими вопросами религии, философии и науки

Познание – получение человеком сведений и знаний об окружающем мире. Человек познает с помощью слуха, обоняния, осязания, зрения

Познание нельзя представлять как отношение одинокого, маленького, бессильного человека, обратившего свои взоры вдаль бесконечной Вселенной. Познание осуществляет не отдельный человек и даже не целое поколение, а человечество в целом – только при таком подходе можно понять основные его закономерности и суть. Познание коллективно, социально, оно вплетено во все другие общественные феномены человека. Познание исторично, его роль в обществе и возможности зависят от уровня развития человечества наоборот. И если первобытному человеку знание о том, что металл прочнее камня, чрезвычайно важно было для решения насущных, скажем, экологических проблем. Практика, материальная , производственная деятельность являются основой, целью и средством познания. Будучи противоположными человеческими способностями, практика и познание неразрывны и невозможны друг без друга.

Если человек и общество в целом это субъект познания, то его объектом является весь мир . Разумеется, в каждый конкретный исторический период в зависимости от теоретических и технических возможностей человек способен обратить познавательное внимание лишь на часть Вселенной и самого общества, что и составляет предмет познания многих наук. Бесконечность объекта и ограниченность возможностей субъекта познания, качественная противоположность познаваемого и знания, частые ошибки и заблуждения познания породили устойчивое неверие, скептицизм у некоторой части философов в возможность адекватного познания мира. Это направление в истории философии называется агностицизмом

Чувственное и рациональное познание.

Познание состоит из двух качественно отличных друг от друга основных ступеней – чувственной и рациональной. Исторически и, как правило, логически познание начинается с форм чувственного познания – ощущений, восприятий, представлений, доставляемых человеку органами чувств. Их ц человека много, но в познании основными выступают зрение, слух, вкус, осязание, обоняние.

Ощущение- отражение отдельной стороны познаваемого явления. Человек ежедневно фиксирует холодное, твердое, сладкое, шум, запах и так далее. Восприятие – целостный образ вещи, совокупность ощущений, более высокая форма чувственного познания. Для взрослого человека оно более распространенный способ отражения мира, поскольку благодаря практике и повседневному опыту за многими ощущениями он учится усиливать и воспринимать вещь целиком. Сигнал проезжающего мимо дома транспорта не просто звуковое ощущение, а целый образ со многими подробностями. Так, по звуку человек может определить, что это, скажем не трактор, и не грузовик, а легковой автомобиль, а автолюбители даже угадывают марку и так далее. Представление – это то же восприятие, сохранившееся в сознании благодаря памяти, когда предмет отражения отсутствует.

Рациональное или логическое познание – постижение мира мышлением, отвлеченным и понятийным отражением вещей и процессов. Человек разумный отличается от предков использованием понятий, в которых схватывается суть вещей. Понятие – первая форма рациональной степени познания. Логическая связь нескольких понятий дает ее вторую форму – суждение, утверждение или отрицание чего-то : «сейчас идет дождь», «зонт защищает от дождя» и т.п. Умозаключение – более высокая форма рациональной ступени познавательного процесса. Это вывод, заключение на основе двух или нескольких суждений по законам логики «Выходя на улицу, надо взять зонт»

Благодаря опыту опыту и практике человек зачастую так же опускает отдельные посылки и рассуждения, иногда целые логические звенья- тогда мы говорим об интуиции. Интуиция – «свернутое» логическое, в котором отдельные неосознаваемые элементы иногда вовсе не поддаются расшифровке, они иррациональны.

В реальном познании чувственное, рациональное, иррациональное сложно переплетены и в такой последовательности, с выделением их границ, как мы описали, конечно же, не всегда фиксируемы. Поэтому в теории познания всегда существовали сенсуалисты, рационалисты и интуитивисты, которые преувеличивали роль отдельных форм, ступеней и этапов познания и умаляли значимость других. Чтобы избежать этого, важно не попасть в плен односторонности, установить подлинную значимость каждого и оптимальные соотношения между ними в сложном познавательном процессе.

Истина и их заблуждение

Если стратегической целью познания является практика, то его ближайшей целью оказывается истина – верное, адекватное человеческое представление о познаваемом предмете. Истина может быть чувством, восприятием, суждением, теорией и тому подобным духовным феноменом, для получения которого как результата познания человек порой прилагает немалые усилия. При этом главной задачей познающего субъекта оказывается достижение объективности истины – получение такого ее содержания, которое зависит от самого объекта, отражает разные его свойства и элементы. Таким образом, будучи человеческим, субъективным феноменом, истина в тоже время всегда объективна.

Но истина, тем более, если она сложна и система, всегда содержит элементы заблуждения – непреднамеренных ошибок, неточностей, а порой и натяжек, пристрастий, неопределяемых обстоятельств. Заблуждение – неизбежный результат бесконечного процесса познания. Поэтому живая, развивающаяся истина состоит из абсолютного – точного, раз и навсегда установленного, незыблемого, завершенного знания, что позволяет говорить об абсолютности истины. Но наличие в ней заблуждений, приблизительного, уточняемого и так далее – свидетельство относительности истины. Учение Чарлза Дарвина о происхождении человека от обезьяны содержит как неопровержимые факты анатомического сходства, значения борьбы за существование для развития видов и так далее, так и уточняемые – география антропосоцио-генеза, его длительности, конкретные условия и много е другое.

Познание движется между этими полюсами от относительной истины и абсолютной, подчиняясь требованиям конкретности истины. Важнейшее требование – учет всех обстоятельств предмета познания в познавательном образе, является недостижимой задачей. На деле человек вынужден ограничиться фиксированием в познании важнейших, по его мнению, сторон и отношений предмета, сознательно.

Все эти характеристики применимы, как уже отмечалось, для сложной-системной, теоретической, научной истины, тогда как в обыденном сознании и познании перечисленные свойства истины не фиксируемы. Скажем, в простом суждении «Ася была в магазине» трудно выявить абсолютное и относительное, оно или истина, или ложь, в нем нет диалектических переплетений истины и заблуждения.

Читайте также:  Роль мышления в познании: мышление образами обязательная составляющая познания

Определяя истину как представление, соответствующее действительному предмету познания,гносеология, теория познания в своей многовековой истории предложила различные способы восстановления и мерила этого соответствует. Их поиск производился в широком диапазоне – от идеальных феноменов до практических действий человека. Ясность отчетливость, запятая, логично интуитивно очевидность истины, по мнению специалистов, являются убедительными критериями истины. Наоборот сенсуалисты и эмпирики считают чувства или опыт подлинными гарантами истинности результатов познания. Диалектико-материалистическая философия настаивает на общественной практике как единственном критерии истины. Неопозитивисты ведущее место в системе критериев истины знания отводят принцип верификации-сложной гипотетико-дедуктивной системе сопоставления узловых элементов гипотезы с данными опыта или эксперимента. По мнению Карла Поппера. самым эффективным способом испытания знания является фальсификация, позволяющая установить ошибочность знания. В естествознании и математике широко пользуются доказательством, принципами простоты и красоты и так далее.

В сложном познании трудно подобрать оптимальный критерий истины для каждого знания, многих представлений и гипотез. Его зачастую просто не существует в силу исторической ограниченности человеческих возможностей. Особенно нелегка проверка практикой, экспериментом – наиболее эффективными мерилами истинности знаний. Поэтому имеет смысл в каждом конкретном случае прибегать к доступному критерии, хотя и уступающему названным достоверности.

Познание и творчество.

Творчество – это только человеческая способность, но оно может быть как материальным. так и духовным. Произведения Уильяма Шекспира и Сальвадора дали, Петра Чайковского и Федерико Феллини – это высочайшие творения человеческого духа. Но достижения Исаака Ньютона и Иммануила Канта, Альберта Эйнштейна и Норберта Винера привели к коренным преобразованиям в экономической, технической, социальной жизни людей. Научно-техническое новшество непосредственно и масштабно влияет на развитие общества. Изобретение письма.Бумаги, печатания, стекла. Электричества, компьютера и так далее по своим последствиям не могут быть превзойдены. поскольку в них сконцентрированы предельные достижения человеческого разума. В чистом виде, как создание принципиально нового, человеческое творчество максимально проявляет себя в познавательной деятельности.

Только осознанию свойственно опережаюющее отражение действительности, создание образов того, чего еще нет. Но творчество это не иллюзорное и фантасмагорическое сознание, его творения ценны, гуманны, перспективны. Именно в организованном познании, в исследовании, проводимом с применением тех или иных средств и методов, творческая мощь человека достигает наивысших показателей. В таком процессе субъекту познания удается максимально постичь, открыть самые таинственные закономерности природы и сокровенные тенденции человеческого духа.

Многие спорят: чего больше в творчестве – сознательного или бессознательного? Вряд ли возможен однозначный ответ. Сознательное и умелое применение определенной методики и методологии, конечно, не гарантирует высокого творчества. Но оно необходимо. хотя и не достаточно. Воображение, интуиция, озарение и другие элементы не рационального и иррационального дополняет испытанные познавательные операции и процедуры для полнокровного творчества

Итоговым результатом познания является знание. Познание, решая задачу открытие истины, ее обоснования- превращения истинны в знание, однако, не сводится к этим двум основным этапам – открытия и обоснования. Ошибки и заблуждения, пристрастия предрассудки,гносеологически неопределенное и заведомо ложное и многое другое сопровождают познание на всем ее длительном историческом и логическом пути.

Чрезвычайно интересным феноменом познания предстает вера. Вера может быть понята как принятие суждения в качестве истинного без специального обоснования. Начальной формой бездоказательного суждения является мнение, у которого, как говорил Кант, нет оснований, достаточных как субъективной, так и с объективной стороны. В отличие от мнения у веры есть субъективные основания – скажем, индивидуальный опыт, логические выкладки человека, авторитет старшего, священные книги и так далее. Но веры нет непредвзятого, экспериментального или иного объективного обоснования – иначе она бы была знанием.

Вера разнообразна – говорят о практической вере, рациональной, религиозной, даже о научной вере. Религиозная вера – наиболее распространенный вид вер ,и исторически, и иногда логически она предшествует знанию. Мифологические представления. религиозная вера. а зачем обыденное и научное знание – таков вектор развития человеческого познания. Поэтому даже религиозную веру нельзя считать аномалией, отклонением от нормального познания.

В отличие от знания религиозных вера субъективна – у каждого своя вера. если даже предмет веры один. Все, кто верит в ангелов, верит по-своему. по своему их представляет. Религиозная вера эмоциональна, парадоксальна и иррациональна, она плод не столько умствования, размышлений, сколько чувств, впечатляющих культовых образов, экстатических озарений.Религиозная вера авторитарна,зиждется на безусловном преклонении поклонении обожествленного.

Итак, познание – это неотъемлемое свойство человеческой натуры, вечный поиск истины. Он вмещает в себя муки творчества, радость от удач и досаду от допущенных ошибок. Каждому встающему на путь познания следует знать, говоря словами Д. Бруно, что тысячи дорог ведут к заблуждению, но лишь одна – к Истине.

У познания две цели: а) прямая, непосредственная – получение знания, достижение истины, б) косвенная, опосредованная – использование полученных знаний в практической деятельности. Понятно, что вторая цель (практическая) базируется на первой (теоретической).

Список используемой литературы

Гуревич П.С. Культурология: учебное пособие – М.,1999

Культурология: Учебное пособие/ Отв. ред. А.А. Радугин. М.,1998

Момджян К.Х. Ведение в социальную философию.-М., 1997

Сорокин П. Человек Цивилизация. Общество.-М., 1992

Мышление и деятельность

Развитие общества — результат деятельности людей.
Отличия деятельности человека от поведения животных:

ЖивотноеЧеловек
Взаимодействие с окружающей средойПриспособление к окружающей средеПриспособление и преобразование природных и социальных условий
ЦельЗадаётся инстинктомЗадается не только инстинктом, но и ставится самим человеком, творческий характер.
ПоведениеЦелесообразное, т. е. сообразующееся с цельюЦелесообразное и целеполагающее (целеполагание — это способность ставить новые цели и определять средства их достижения).

Деятельность — это человеческая форма активности, направленная на преобразование окружающей среды.

Структура деятельности
Мотив — это побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностейЦель — это осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлена деятельностьСредство – это приёмы, способы действий, деньги, орудия, предметыДействия — это проявление волеизъявления людейРезультат – это конечный итог, завершающий деятельность

Субъект — это тот, кто осуществляет деятельность: человек, группа людей, общество в целом.
Объект — это то, на что направлена деятельность субъекта: предмет или весь окружающий мир.

Мотивы деятельности
Потребности – это испытываемая человеком нужда в необходимом для жизни и развитияСоциальные установки – это ориентация человека на что-либоУбеждения — это эмоционально-ценностные отношения к действительностиИнтересы – это реальная причина действий, стоящая за мотивамиВлечения — это психические состояния , выражающие неосознанную (недостаточно осознанную необходимость)

Классификация действий в зависимости от мотивов
ЦелерациональныеЦенностно-рациональныеАффективныеТрадиционные
Характеризуются постановкой цели, а также средствами и предполагаемым результатомХарактеризуются направленностью и ориентацией на убеждения и ценностиХарактеризуются эмоциональным состоянием человека и стремлением немедленно удовлетворить потребностиХарактеризуются зависимостью от длительной привычки

Многообразие деятельности

Деятельность
ПрактическаяДуховная
Направлена на изменениеСвязана с преобразованием сознания людей
природыобществаПознавательная деятельность — это отражение реальности в научной и художественной форме, в религиозных учениях, в мифах
Это материально-производственная деятельностьЭто социально-преобразовательная деятельностьЦенностно-ориентировочная деятельность – это определение отрицательного или положительного отношения к окружающему миру, формирование мировоззрения
Прогностическая деятельность — это предвидение; планирование возможных изменений реальности
Все эти виды деятельности связаны между собой

Виды деятельности в зависимости от результатов:

СозидательнаяРазрушительная
Результатом является «вторая природа» (культура)Это результат войны, безответственного хозяйствования, административной деятельности
Деятельность — благоДеятельность — зло

Рекреационная деятельность — это отдых, восстановление сил, израсходованных в процессе учебного урока.

Репродуктивная деятельность — направлена на получение уже известного результата известными же средствами.

Творчество или продуктивная деятельность

Творчество — это деятельность, порождающая нечто качественно новое, оригинальное, уникальное, не существующее ранее.
Воображение — это психическая деятельность, состоящая в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом не воспринимавшихся человеком в действительности.
Фантазия — это мысленное представление, поток умственных образцов, как сознательных, так и бессознательных.
Интуиция — это способность постижения истины путём прямого её усмотрения без основания с помощью доказательств.
Результатом может быть что-то качественно новое, в виде нового результата, в виде нового пути (новых средств) достижения известного результата.

Игровая деятельность

Игра — это форма деятельности в условных ситуациях.
В детстве это форма жизни ребёнка (игры-манипуляции, сюжетные, ролевые, подвижные, обучающие), а у взрослых игры заменяются спортом, искусством.
Особенности: направленность не на результат, а на сам процесс, двухплановость игры.
Развивает личность (интеллект, эмоции, нравственность), обеспечивает познание и усвоение предметной действительности.

Трудовая деятельность

Труд — это один из видов деятельности: активная целесообразная, осознанная деятельность.
Особенность: направлена на достижение практически полезного результата.
Цель: преобразование предметов окружающего мира и превращение их в продукты удовлетворения потребностей человека.
Осуществляется под влиянием необходимости. Преобразует и совершенствует самого человека.

Учебная деятельность

Учение — это специально организованная, активная, самостоятельная, познавательная, трудовая, эстетическая деятельность.
Цель: освоение знаний, умений, навыков, развитие психических процессов и способностей.
Результат: формируется система знаний, умений и навыков, отношение к явлениям природы и общественной жизни.
Учебная деятельность включает: восприятие материала, осмысление материала, сознательную творческую переработку, ясное выражение, применение в решении жизненных задач.

Деятельность и общение

Разные подходы к связи деятельности и общения
Общение равно деятельности, т. к. общению присущи признаки деятельностиОбщение не равно деятельности, т. к. общение — условие деятельности или свойство деятельностиОбщение и деятельность самостоятельны, т. к. общение — самостоятельный вид активности

Особенность общения: субъект взаимодействует с субъектом, т. к. объектом является активный субъект.

Субъект общения
Реальный, т. е. существующий в жизниОбщение не равно деятельности, т. к. общение — условие деятельности или свойство деятельностиОбщение и деятельность самостоятельны, т. к. общение — самостоятельный вид активности
Реальный, т. е. существующий в жизниИллюзорный, т. е. тот, на кого переносят свойства реального субъектаВоображаемый, т. е. существующий в воображении
Друг, родитель, знакомыйЖивотное, игрушкаБог, внутренний голос

Цель общения — это удовлетворение потребностей: социальных, культурных, творческих, познавательных, эстетических.

Средства общения
Вербальные (словесные)Невербальные (несловесные)
Речь (язык)Это все средства общения, кроме речи
ВнутренняяВнешняяЗнаковые системыСигналыОблик человека
МыслиУстная, письменнаяРисунки, чертежиГорн, свисток, светофорМимика, жесты, тембр голоса

Содержание общения — это информация (знания, сведения, навыки, эмоциональное состояние).

Цели и функции общения
Обслуживание деятельности: общение на производстве (на работе)Общение — самоцель, общение с другом, с любимым, с близким, с искусствомПриобщение к опыту, к знаниям, к ценностям; это общение учителя с учениками
Читайте также:  Обыденное познание Отличие научного познания от житейского

Общение — это сложный процесс установления и развития контактов и связей между людьми для обмена информацией.

СущностьОбмен информацией (взаимная передача)Односторонняя передача
УчастникиСубъект — объект, активно взаимодействующиеСубъект — объект, обособление
ДействияРавнозначныеОдносторонние
Обратная связьАктивная, обогащает информациюОтсутствует или формальна
ИнформацияОбогащается, дополняется, видоизменяется, уточняетсяВоспринимается с потерями или без них

Сознательное и бессознательное

Сознание
ПознаниеСамосознаниеВоляПереживание

Сознание — это высшая психическая форма активного воспроизведения действительности, его чувственного переживания и преобразования.
Сознательными называются такие психические явления и действия человека, которые проходят через его разум и волю, опосредуются ими, которые совершаются с сознанием того, что он делает, мыслит или чувствует.

Структура сознания
Предметное сознание – направлено на мир предметов, созданных руками предшествующих поколений, оно формируется в процессе обучения целенаправленному их использованию и общения с другими людьмиСамосознание — это осознание человеком самого себя (как индивида и как личности), своего внутреннего мира, своего отношения к окружающему мируПереживание как элемент сознания (широкое значение) — это любое испытываемое субъектом эмоционально окрашенное состояние и явление действительности, непосредственно представленное в его сознании и выступающее для него как событие его собственной жизни

Сознание — это способность высокоорганизованной материи отражать внешний мир в духовных (мысленных, идеальных) образцах.
Отражение — это способность материальных объектов оставлять в себе следы других материальных объектов при взаимодействии с ними.
Общественное сознание — это совокупность идей, теорий и взглядов, социальных чувств, привычек и нравов людей, отражающих объективную действительность (человеческое общество, природу).
Общественная психология — это совокупность мыслей, представлений, социальных чувств, нравов, привычек, иллюзий, возникающих у людей стихийно под непосредственным влиянием их повседневной жизни.
Идеология — это система идей и взглядов, выражающая коренные интересы, мировоззрение, идеалы определённой социальной группы.
Общественное мнение — это синтез обыденного и теоретического сознания; представляет собой суждения людей по поводу фактов действительности.
Обыденное сознание — это качественно низкий уровень отражения действительности, когда сознание слитно, не дифференцировано (не раздельно) на определённые формы.
Мышление — это движение, чередование, связь мыслей, внутренний процесс осознавания.

Широкое значение: это все умственные процессыУзкое значение: это произвольное соединение или разъединение элементов сознания (представлений, эмоций, воспоминаний и др.)

Мысль – это отдельный акт мышления, а также его содержание, результат (продукт).

Особенности мышления
Опосредованный характерОбобщённость
То, что человек не может познать прямо, непосредственно, он познаёт косвенно, опосредованно: одни свойства – через другие, неизвестное – через известноеТак как свойства объектов в действительности связаны, то познание возможно через обобщение – познание общего и существенного

Виды мышления по месту в мысленном процессе слова, образа и действия и их соотношению между собой:

Конкретно-действенное, или практическоеКонкретно-образное, или художественноеАбстрактное, или словесно-логическое, или теоретическое
Направлено на решение корректных задач в условиях практической деятельностиХарактеризуется воплощением отвлечённых мыслей, обобщений в конкретные образыНаправлено на нахождение общих закономерностей в природе и человеческом обществе

Бессознательное – это совокупность психических состояний и процессов, которые осуществляются без участия сознания.
Формы (проявления) бессознательного: интуиция, влечение, инстинкты, сновидения, гипноз, паника, аффект, непроизвольные воспоминания, неожиданное появление новых идей, автоматические действия, патологические состояния.

Виды знаний

ПОЗНАНИЕ – это вид деятельности человека, направленный на получение знаний об окружающем мире, природе, человеке.

Добрый день, мы продолжаем говорить о ЧЕЛОВЕКЕ и его ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Разбираем темы кодификатора ЕГЭ-2015

1.3 Виды знаний
1.4 Понятие истины, ее критерии

Тема занятия – «ПОЗНАНИЕ». Мы разберем еще одни из основных видов деятельности человека, наряду с ТРУДОМ, ОБЩЕНИЕМ, ИГРОЙ. Тема считается сложной, так как мы изучим сущность внутренних процессов головного мозга и МЫШЛЕНИЯ. Мы определим понятие ИСТИНА, а также выделим ВИДЫ ЗНАНИЙ. Каждую тему мы начинаем с определения. Итак, что такое познание? Если это человеческая деятельность, то для чего она, на что направлена, какова ее ЦЕЛЬ?

Вспомним, какие признаки характеризуют ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ человека? Это ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ, ТВОРЧЕСТВО. Соответственно, это признаки и ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Итак, даем определение!

Познание – форма деятельности человека и общества, направленная на получение информации об окружающем мире.

Чем она характеризуется, какие проблемы решает? Теория познания носит название ГНОСЕОЛОГИЯ (от греческого гнозис – знание). Гносеология решает ряд важных познавательных проблем МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКОГО порядка.

Итак, познаваем ли мир? Если Вы отвечаете ДА, вы – ГНОСТИК! Если отвечаете отрицательно, имея ввиду слабость органов чувств человека (общеизвестно, то, что обоняние собаки гораздо сильнее человеческого, зрение хищных птиц во много раз превосходит зрение человека), то Вы – АГНОСТИК. Ирландский философ Д. Беркли так иллюстрировал эту дискуссию на примере спора греческих мудрецов Филониуса и Гиласа.

Поистине, мое мнение заключается в том, что все наши мнения одинаково суетны и недостоверны. То, что мы одобряем сегодня, мы осуждаем завтра… И я не думаю, чтобы мы могли познать что-либо в этой жизни. Наши способности слишком ограничены, и их слишком мало.

Филониус. Как! Ты говоришь, что мы ничего не можем познать, Гилас?

Гилас. Нет ни одной вещи, относительно которой мы могли бы познать ее действительную природу или то, что она такое сама в себе.

Филониус. Ты хочешь сказать, что я в действительности не знаю, что такое огонь или вода?

Гилас. Ты можешь, конечно, знать, что огонь горяч, а вода текуча; но это значит знать не больше, чем какие ощущения вызываются в твоей собственной душе, когда огонь и вода соприкасаются с твоими органами чувств. Что же касается их внутреннего устройства, их истинной и действительной природы, то в этом отношении ты находишься в совершенной тьме» (Д. Беркли).

Попробуйте определить, кто здесь ГНОСТИК, а кто АГНОСТИК? Гилас утверждает:

«…Наши способности слишком ограничены, и их слишком мало… Нет ни одной вещи, относительно которой мы могли бы познать ее действительную природу… Что же касается их внутреннего устройства, их истинной и действительной природы, то в этом отношении ты находишься в совершенной тьме…».

Он отрицает возможность ИСТИННОГО познания, он АГНОСТИК. Итак, еще один важный для нашего занятия, ключевой термин:

ИСТИНА – это соответствие наших представлений о познаваемом объекте его реальной сущности.

Другие важные вопросы теории познания решаются в зависимости от типа МИРОВОЗЗРЕНИЯ – РЕЛИГИОЗНОГО, НАУЧНОГО и ОБЫДЕННОГО (ПРАКТИЧЕСКОГО). Человек с религиозным типом мировоззрения на вопрос о происхождении мира ответит «Это акт божественного творения», а с научным – с точки зрения теории «Большого взрыва».

И тот и другой человек в данном случае будет прав… Прав с точки зрения своего типа мировоззрения! Здесь мы подходим к ВИДАМ ИСТИНЫ. В данном случае – истина ОТНОСИТЕЛЬНАЯ. Обе субъективные точки зрения одинаково общеприняты! Агностики утверждают невозможности достижения полного знания о предмете, явлении. По их мнению, постичь суть вещей невозможно, можно только приблизиться к полному, исчерпывающему знанию. Значит, они признают возможность ОТНОСИТЕЛЬНОЙ ИСТИНЫ. Гностики, наоборот, признают возможность получения полного знания – АБСОЛЮТНОЙ ИСТИНЫ. Таким образом, выделяют два вида истины – АБСОЛЮТНАЯ ИСТИНА И ОТНОСИТЕЛЬНАЯ ИСТИНА.

АБСОЛЮТНАЯ ИСТИНА – исчерпывающее знание о предмете (явлении), которое никогда не будет опровергнуто.

ОТНОСИТЕЛЬНАЯ ИСТИНА — ? Подумайте над формулировкой?

Мы видим, что сложность темы в том, один тип истины легко переходит в другой, а затем может превратиться в заблуждение. Так, представления средневековых людей об устройстве мира были для них АБСОЛЮТНОЙ ИСТИНОЙ (Земля – центр Вселенной), были опровергнуты ГЕЛИОЦЕНТРИЧЕСКОЙ ТЕОРИЕЙ Коперника – Бруно, а нам сегодня представляются смешным заблуждением.

Каков механизм ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ человека? Начало ему дают наши органы чувств, которые соприкасаясь с познаваемым объектом, поставляют информацию о нем головному мозгу (зрение, осязание, обоняние, слух, вкус). Эта первичная информация есть ОЩУЩЕНИЕ.

Другие формы ЧУВСТВЕННОГО (ОПЫТНОГО, ЭМПИРИЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ) – ВОСПРИЯТИЕ (оценка полученной от ОЩУЩЕНИЯ информации) и ПРЕДСТАВЛЕНИЕ – образ воспринятого объекта, который наш мозг с помощью АБСТРАКТНОГО МЫШЛЕНИЯ может воспроизвести в любой момент, даже не соприкасаясь с ним органами чувств.

Для каких видов ДУХОВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ характерно ЧУВСТВЕННОЕ ПОЗНАНИЕ? Для РЕЛИГИИ, ИСКУССТВА. А вот НАУКА основана на рациональном логическом мышлении. Но, информацию ей дает чувственное познание, опыт, например.

Наука – понятийное знание. Соответственно, РАЦИОНАЛЬНОЕ (умственное) познание начинается с
ПОНЯТИЯ – определения изучаемого объекта.
Понятия связываются в СУЖДЕНИЕ – законченную мысль.
Цепочка логичных суждений превращается в УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ – конечный вывод, который в науке носит форму ТЕОРИИ, объясняющей познаваемое явление.

Таким образом, чувственное познание является предпосылкой рационального.

Основными способами познания, которые формируют в результате специфические ВИДЫ ЗНАНИЙ, являются

  • РЕЛИГИОЗНОЕ ПОЗНАНИЕ – основанное на вере;
  • ЭСТЕТИЧЕСКОЕ – средствами искусства, основанное на представлениях о прекрасном;
  • НАУЧНОЕ – основанное на теоретических и логических рассуждениях;
  • ОБЫДЕННОЕ – основанное на практическом опыте и повседневных представлениях человека.

Теперь закрепим полученные сегодня теоретические знания на примере решения заданий! Вначале выполним задание 27 тестовой части 1 из демоверсии ЕГЭ 2015 года (на примере реального варианта досрочного ЕГЭ 2015).

Применяем наши знания по теме «Виды знаний» и вписываем недостающие слова и словосочетания в пропуски.

И наш ответ, который мы переносим в бланк — это цифровая последовательность 769854. А теперь делаем сложное письменное задание 25 из демоверсии ЕГЭ 2016.

Задание 25. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «относительная истина»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о критериях(-и) определения истины, и одно предложение, раскрывающее особенности этого вида истины.

Рассуждаем! Мы сегодня определили две истины – относительную и абсолютную. Значит, относительная истина – это вид истины. Теперь вспомним, что ее отличает, особенность? Например, результат определенного уровня развития науки.

«Относительная истина – вид истины, характеризующий определенный этап развития науки».

Далее, нам нужно дать ДВА предложения. Без уже написанного определения! Одно предложение, содержащее информацию о критериях(-и) определения истины.

В определении ИСТИНЫ видим, что это знание, соответствующее реальной действительности. Отвечаем, максимально подстраиваясь под формулировку вопроса:

«Критерием определения истины служит соответствие познаваемой действительности».

Одно предложение, раскрывающее особенности этого (относительной) вида истины. Чем еще характеризуется ОТНОСИТЕЛЬНАЯ ИСТИНА?

«Относительная истина характеризуется субъективностью».

И наш полный ответ:

«Относительная истина – вид истины, характеризующий определенный этап развития науки.

1. Критерием определения истины служит соответствие познаваемой действительности. 2. Относительная истина характеризуется субъективностью».

Таким образом, мы сегодня разобрали с вами две темы из кодификатора ЕГЭ – Виды знаний. Понятие истина, ее критерии.

Ссылка на основную публикацию