Метафизический метод познания в сравнениии с диалектическим

37. Диалектика и метафизика как методы познания.

Диалектика – учение о наиболее общих закономерностях развития бытия и познания, общий метод освоения действительности. Зарождение связано с периодом античности. Гераклит – постоянное движение, изменение мира. Сократ, Платон – искусство вести спор, диалог с целью выяснения понятий и достижения истины. Представитель идеалистической диалектики – Гегель, создал систему диалектики как теорию и метод познания.

закон взаимопроникновения противоположности.

закон отрицания отрицания.

В научной диалектике органически сочетаются законы развития как бытия, так и познания, ибо они по своему содержанию тождественны, отличаясь только по форме. Главной категорией материалистич диалектики явл. противоречие. В учении о противоречиях она вскрывает движущую силу и источник всякого развития; в нем содержится ключ ко всем остальным категориям и принципам диал. развития: развитие путем перехода колич. изменений в качественные, перерыв постепенности, скачки, отрицание исходного момента развития и отрицание самого этого отрицания, повторение на высшей основе нек-рых сторон, черт первоначального состояния. Материалистическая диалектика предст. собой философский метод иссл-я природы и общества. Только с позиции диалектики можно понять сложный, полный противоречий путь становления объективной истины, связь на каждой ступени развития науки элементов абс. и относительного, устойчивого и изменчивого, переходы от одних форм обобщения к другим.

Метафизика – противоположный способ мышления и познания; ненаучный антидиалектический метод подхода к явлениям природы, как к отдельным, изолированным друг от друга и неизменным.

Философское учение о предельных принципах и началах бытия. Особенность – тенденция к созданию однозначной, статичной картины мира. Рассматривает предметы и процессы по одному принципу: либо да, либо нет. Метафизика – возник в 1 в. до н.э. как обозначающий части философского наследия Аристотеля и буквально означает то, что следует после физики. В Новое время возникло понимание метафизики как антидиалектич. способа мышления, как результатата односторонности в познании, когда рассматривают вещи и явления как неизменные и независимые друг от друга, отрицают внутр. противоречия как источник развития в природе и обществе. Впервые термин М. в смысле антидиалектики употребил Гегель, имел в виду также то, что прежняя М., как правило, строилась антидиалектически. Это сближает два разных значения термина М.

2. Материализм и идеализм; их разновидности.

Материализм – философское направление, утверждающее первичность материи и вторичность сознания. Идеализм – философское направление, утверждающее обратное материализму. Материализм и идеализм – главные направления в философии. Их основное различие определяется решением вопроса о соотношении материального и духовного.

Материализм конца XX и начала XXI века представлен философским направлением “онтологической философии”, лидером которого является американский философ Барри Смит. Для материализма характерна опора на науку, доказательность и проверяемость утверждений. Согласно материализму материя вечна, независима, неуничтожима и первична – источник всех вещей; существует и развивается по своим собственным законам, сознание и идеальное – вторично, определяется материальным. Достоинство материализма – опора на науку, логическая доказуемость многих положений. Слабая сторона – недостаточное объяснение сущности сознания (его происхождение, прежде всего) и всего идеального. Виды материализма:

материализм наивный – первоначальный вид материализма, согласно которому окружающий мир состоит из материальных элементов (воды, земли, воздуха, огня, всех этих первоначал, атомов и т.д.) и рассматривается сам по себе независимо от сознания человека и богов

– метафизический материализм Нового времени – в основе его лежит изучение природывульгарный материализм – сводит идеальное к материальному, сознание отождествляет с материей

– диалектический материализм – представляет органическое единство материализма и диалектики. Вечная и бесконечная материя находится в постоянном движении и развитии, которое происходит по законам диалектики. В результате этого самодвижения материя приобретает все новые и новые формы и проходит различные этапы развития .

К материализму часто относят:

натурализм, поскольку он не отводит человеку особого места в природе;

эмпиризм, который расценивает как реальное только то, что может быть воспринято посредством естественнонаучных методов;

неопозитивизм, с самого начала отклоняющий объяснение духовно-душевной сущности дел.

1. Объективный провозглашает независимость идеи, бога, духа, вообще идеального начала, не только от материи, но и от сознания человека (Платон, Фома Аквинский, Гегель)

2. Субъективный идеализм ( Беркли). Суть: утверждает зависимость внешнего мира, его свойств и отношений от сознания человека. (Дж.Беркли). крайней формой субъективного идеализма является солипсизм, согласно которому с достоверностью можно говорить лишь о существовании моего собственного «Я» и моих ощущений.

Материализм и идеализм как направления в философии, их разновидности. Рационализм и иррационализм как направления в философии.

Метафизический и диалектический методы познания

Философия в процессе своего длительного развития выработала разнообразные методы познания и преобразования действительности. Среди них в первую очередь выделяются диалектический и метафизический методы.

Диалектический метод представляет собой систему принципов, категорий и законов, ориентирующих человека на изучение и преобразование предметов и явлений действительности в их противоречивом самодвижении.

Диалектический метод, исходя из принципа всеобщей взаимосвязи предметов и процессов, утверждает, что в окружающем нас мире нет абсолютно изолированных вещей и что познать тот или иной объект – это значит определить его место в системе взаимодействующих вещей, в его связи с окружающими явлениями. Само познание возникает в процессе взаимодействия человека и окружающего его мира.

Однако мало провозгласить, что «все взаимосвязано», необходимо это онтологическое утверждение довести допринципа конкретности. Реализация этого принципа включает в себя следующие познавательные операции в их последовательности: целостное рассмотрение предмета; познание фактов и явлений на основе глубинных процессов; обнаружение всеобщего и выведение из него единичного; познание и прослеживание историчности сущности предмета; рассмотрение универсальности развития и противоречивости предмета.

Остановимся на характеристике основных принципов диалектики, определяющих главное направление и стратегию научного поиска, его универсальные законы.

С помощью понятий всеобщей связи и взаимодействия обосновывается принцип всестороннего рассмотрения изучаемых предметов и явлений. Согласно данному принципу, правильное понимание какой-либо вещи невозможно без изучения всей совокупности ее внутренних и внешних сторон, отношений и связей с другими вещами.

Принципом всеобщей связи и взаимодействия обусловлен и такой важнейший принцип диалектического метода, как принцип историзма (развития). Принцип историзма требует рассматривать изучаемый объект в процессе его закономерного развития, возникновения и изменения во времени, во взаимной связи с другими объектами. Применительно к результатам познания принцип историзма означает, что каждое положение науки необходимо брать не абстрактно, а в связи с развитием всей совокупности знаний в ходе исторического изменения масштабов человеческой практики. Методологическое значение принципа историзма заключается в том, что он позволяет не только правильно понять историю становления того или иного явления, но и выявить тенденцию его будущего развития.

Без изучения взаимодействия невозможно было бы понять и объяснить причину возникновения и развития всего существующего. Еще Гераклит заметил, что все в природе изменяется, что всякая вещь переходит в свою противоположность и что борьба противоположностей есть «отец всего». Гегель также утверждал, что развитие совершается в силу внутренней борьбы противоположных начал. Взаимодействие противоположностей есть противоречие. Принцип противоречия является одним из важнейших принципов диалектического метода.

Принцип противоречия указывает на основной и конечный источник развития: на то, что оно осуществляется путем раздвоения единого на взаимоисключающие стороны, взаимоотношения которых, с одной стороны, характеризуют объект как нечто целое, а, с другой стороны, составляют внутренний импульс его изменения, превращения в новое качество. Принцип противоречия формирует у человека гибкость мышления, способность адекватно оценивать изменяющиеся отношения между взаимосвязанными сторонами, тормозить или ускорять осуществление того или иного процесса, выявляя благоприятные или неблагоприятные тенденции его развития.

Из принципа всеобщей связи вытекает принцип причинности (каузальности). Причинность означает, что каждое явление имеет свою причину и одновременно является причиной другого явления. Причинность лежит в основе детерминизма, но не исчерпывает всего его содержания. Диалектический детерминизмпризнает различные формы обусловленности явлений: это не только генетическая связь, но и функциональная зависимость, и пространственно-временная корреляция, и иные коррелятивные связи.

Корреляция, или связь соответствия, которая часто проявляется в различных видах функциональной зависимости, составляет основу системных отношений. Принцип системности предполагает рассмотрение объекта, во-первых, в его соотнесении с внешним окружением и, во-вторых, путем внутреннего расчленения с выделением его структуры – элементов, свойств, функций. Генезис структуры подчиняется принципу причинности, а ее функционирование – коррелятивным законам. Совмещение принципов причинности и системности осуществляется в рамках диалектического детерминизма, который составляет основу процесса развития и дает возможность более глубокого его понимания.

Принцип детерминизма, исходя из того, что все в мире взаимосвязано и взаимообусловлено, утверждает возможность познания и предсказания явлений и процессов, имеющих не только однозначно определяемую, но и вероятностную природу. Поэтому особо важное методологическое значение этот принцип приобретает при исследовании таких областей действительности, как, например, мир элементарных частиц или общество, развитие которых во многом определяется действием статистических (вероятностных) закономерностей.

Метафизикукак метод подхода к предметам и явлениям действительности называют антидиалектикой. В таком смысле понятие метафизики стал употреблять Гегель. Мышление, оперирующее односторонними, застывшими понятиями, он определял как метафизическое. Односторонность, абсолютизация, преувеличение той или иной стороны объекта являются характерными особенностями метафизического метода. Широкое распространение метафизические взгляды получили в естествознании и философии XYII – XYIIIвеков. В этот период наука только собирала факты, расчленяла природу на отдельные, не связанные между собой части. Это выработало у исследователей привычку рассматривать вещи и их составные части вне сложного взаимодействия между ними, вне развития.

Метафизика как метод имеет, подобно диалектике, ряд своих принципов. Во-первых, все предметы, явления, процессы рассматриваются как оторванные и не зависимые друг от друга. Во-вторых, утверждается абсолютность, завершенность всех мировых связей. В-третьих, изменения, присущие конечным вещам, понимаются либо как процесс роста, то есть как только количественные изменения, либо как повторение пройденного. И, наконец, в-четвертых, единственным источником изменений признается столкновение внешних противоположных сил.

Разновидностями метафизического метода являются софистика и эклектика. Внешне они очень похожи на диалектику, но по сути есть «поверхностная, пустая диалектика» и принципиально отличаются от подлинной диалектики.

Основу софистики составляет абсолютизация изменчивости и относительности познания, которая приводит к убеждению, что каждый человек имеет свою особую истину. Подобный релятивизм в конечном счете породил уверенность в возможность убедительно, аргументировано защищать любую точку зрения, даже заведомо ложную.

Софистика – это сознательное использование в споре и доказательствах софизмов. Софизмом называют умышленно ошибочное рассуждение, выдаваемое за истинное. Как правило, софизмы основываются на двусмысленности слов, на подмене понятий, на том, что событие вырывается из общей связи событий, на преднамеренно неправильном подборе исходных положений.

Во все времена софистика подвергалась критике. Еще Аристотель называл софистов учителями мнимой мудрости и проводил разбор софистических уловок, при помощи которых в споре можно ввести оппонента в заблуждение. Однако софистика сыграла и определенную положительную роль, прежде всего в становлении техники философской дискуссии, в развитии искусства логической аргументации, а, нарушая неизвестные еще законы мышления, способствовала их открытию.

Эклектика – это методологический прием, основанный на выхватывании отдельных, часто несовместимых и исключающих друг друга мыслей, фактов, взглядов, воззрений и их механическом смешении.

Одним из видных представителей эклектики в философии был древнеримский философ Цицерон. Свою эклектическую позицию он обосновывал тем, что при решении философских вопросов следует все обсуждать с противоположных сторон, чтобы составить правдоподобное мнение о той или иной вещи. В своей философии Цицерон соединил и стоицизм, и скептицизм, и платонизм, и аристотелизм.

Эклектика содержит в себе потребность синтезировать целостное воззрение на мир, но собственной целостной системы, основывающейся на едином принципе, не создает. Поэтому нередко понятие эклектики употребляется в значении «неоригинальный», «нетворческий».

Эклектика может быть результатом либо плохого знания исследуемого явления, либо сознательного искажения действительности, когда различные точки зрения смешиваются для того, чтобы доказать, что между ними нет никакой разницы, а затем протащить точку зрения, сообразную поставленной цели.

Софистика и эклектика, зародившиеся еще в Древней Греции, применяются и в настоящее время. Они широко используются в рекламе, пропаганде, средствах массовой коммуникации и особенно в политике.

Метафизический метод также включает в себя любые односторонние действия практической деятельности людей (волюнтаризм, бюрократизм, консерватизм и т.д.) и все те разновидности, которые возникают в результате абсолютизации отдельных моментов, форм, этапов познавательного процесса, например, рационализм, эмпиризм, релятивизм и т.п.

Наряду с диалектическим и метафизическим методами существуют и иные философские методы: интуитивистский, феноменологический, герменевтический и др. Все они правомерны и необходимы в рамках своей компетенции. Диалектический метод наиболее эффективен при анализе развивающихся, органически целостных структур. Метафизический метод вполне уместен на уровне обыденного сознания, когда не требуется рассматривать предмет в развитии и во всех взаимосвязях.

Интуитивистский метод ориентирован в основном на художественную модель познания, на знание-переживание, на все, что обнаруживает себя посредством интуиции.

Феноменологический метод нацелен на исследование сознания, на анализ приобретенных установок сознания, проблем значения и смысла, на выявление возможностей многообразных способов смыслообразования.

В современной западной философии широкое распространение получила герменевтика. Герменевтика – это метод истолкования и понимания. Он успешно применяется при исследовании процессов интеграции всего научного познания в личностные знания.

Дата добавления: 2016-11-24 ; просмотров: 7355 | Нарушение авторских прав

Сравнение метафизики и диалектики

МЕТАФИЗИКАДИАЛЕКТИКА
Есть замкнутый метод теоретического постижения бытия, в котором все возвращается к своей противоположности, обуславливая собой универсальный цикличный характер развития мира.Есть открытый метод теоретического постижения бытия, в котором внутренние противоречия становятся источником и движущей силой развития системы к новым формам своего существования.
Опирается на умозрительные принципы, которые по характеру своей масштабности не могут быть проверены на опыте, оттого в метафизике критерием истинности выступает дедуктивно полученный постулат, догма, аксиома (принимается на веру)Опирается на универсальные законы, истинность которых подтверждается опытным путем, поэтому в диалектике критерием истинности выступает практика, которая основана на индуктивном методе изучения действительности.
Тип связи между частью и целым: эманацияТип связи между частью и целым: эволюция

НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ (тезис, антитезис, синтез)

Диалектика – наука о всеобщих связях и явлениях материального мира и наиболее общих законах развития природы, общества и человеческого мышления.

Объективный идеализм – Гегель, Фихте (развив. Бог)

Научный материализм – Маркс, Энгельс

Субъективный идеализм – Кант (индивидуальное сознание объекта)

Стихийный материализм – Шеллинг (по такому принципу развивается природа)

Каждый из них утверждает, что по диалектическому принципу.

В любой философии есть 4 направления (объективный идеализм, научный материализм, субъективный идеализм, стихийный материализм).

Субъективный идеал., объективн.идеал., научн.матер.

I )Кант – тезис

Сторонник субъективного идеализма

Мир непознаваем, субъект познает законы внутри своего разума и экстраполирует их во внешний мир, думает что они находятся в мире. В мире законов нет, те законы, которые мы приписываем миру, рождаются внутри нашего сознания. Мир – вещь в себе.

Априорные формы познания

АФ чувственностиАФ рассудкаАФ разума
ü Чувство времени ü Чувство пространства12 категорий раскладыв. их на 4 столбика: качество (3 категории: Т-А-С) количество модальность отношениеБог Мир Душа 1+2+3 (вместе) = вера

Эти категории соединяются по принципу тезис – антитезис – синтез.

Тезис – антитезис – синтез обладает субъект внутри рассудка.

Воображение бессознательно для субъекта соединяет априорные формы чувственности с априорными формами рассудка, в результате рождается закон в сознании человека, который человек экстраполирует в мир.

Априр. Формы чувственности и априр. Формы рассудка

II) Гегеля – антитезис философии Канта.

Диалектически мыслит. Бог тождественен мировому разуму

Бог разворачивает себя через Т-А-С, в результате рождается великая мировая культура. Бог смотрится в себя как в зеркале, в культуре он себя воплотил. Он доволен и сворачивается назад. Мир конечен. Люди инструменты в руках Бога.

Две категории людей:

1) Те, кто знают, что они инструменты и выполняют то, что задумал Бог – проницательные люди.

2) Те, которые думают, что они творят сами – непроницательные.

Т – А – С – проявление Бога.

III) Диалектика Маркса – Синтез Гегеля и Канта

Диалектически развивается не бог, а материя, весь материальный мир развивается диалектически.

Конфликт – источник развития.

Коммунизм – неестественное существование общества.

Законы диалектика

  1. Единства и борьбы противоположностей
  2. Отрицание отрицания (закон двойного диалектического отрицания)
  3. Переход количества в качество

Закон единства и борьбы противоположностей гласит:

Развитие объективной реальности и процесс ее познания осуществляется путем раздвоения единой реальности на взаимодействие противоположных сил, отношения между которыми составляют внутренний импульс их развития.

Пока мудрец растет в нем происходит конфликт знания и незнания.

Закон отрицания отрицания гласит:

В процессе развития каждой последующей состояние системы повторяет предыдущее только на ином уровне развития, т.е. на более высоком или низком, при этом само развитие приобретает форму спирали.

Человек обладает мировоззрением в школе, институте, но оно меняется, а человек остается собой.

Мировоззрение отрицает предыдущее – тем самым развиваясь.

Мудрец: ———– деньги, власть- сила, здоровье – знание источник развития его личности, но оно перестает его интересовать, главное – бессмертие его души.

Закон перехода количества в качество гласит:

В процессе развития существенные характеристики системы претерпевают количественные изменения, что ведет к новому качеству, а новое качество претерпевает новые количественные изменения, в результате чего старое качество изменяется на новое и т.д.

Человек: детство – юность – зрелость – старость.

Качество отражает внутреннее состояние системы, а количество – внешнее состояние. Одновременно отражает внутренние и внешние характеристики системы – мера. Мераявляется интегральной характеристикой системы.

С т.з. диалектики весь мир развивается диалектически (по спирали)

3. Понятие философского метода. Диалектический и метафизический методы философствования

Метод философии (от греч. “способ”, “путь исследования, познания”) – это способ, каким ведется философствование, каким получается философское знание. Основными философскими методами являются диалектический и метафизический.

Диалектический метод отличается тем, что вещи, явления, процессы окружающего мира и мышления исследуются во взаимной связи и развитии. Диалектический метод опирается на диалектику. Диалектика как таковая (от греч. “искусство вести беседу, спор”) – это учение о наиболее общих закономерных связях (или о развитии) в природе, обществе и мышлении. Нужно заметить, что в античности и в средние века под диалектикой понимали в первую очередь искусство доказывать истинное и опровергать ложное, искусство определять и классифицировать понятия, строить суждения и умозаключения. То есть понятие “диалектика” в истории философии могло наполняться различным смыслом, однако всегда так или иначе речь шла об осмыслении противоположностей, которыми полна наша жизнь, об их взаимоотношениях. Поэтому диалектику можно определить и как учение о противоречивости сущего (с таким определением согласятся даже те, кто не увязывает диалектику с проблемой развития). Под развитием в самом общем смысле будем понимать появление чего-то совершенно нового.

Противоположный диалектическому методу метафизический метод философствования рассматривает вещи, явления окружающего мира и мышления вне взаимной связи и вне развития, отвлеченно, обособленно, сами по себе. Метафизический метод связан с абсолютизацией того или иного момента, стороны, аспекта вещи, процесса, явления, например, с абсолютизацией устойчивости или абсолютизацией изменчивости. Современные метафизики могут соглашаться с идеей развития, но понимают они его по-своему – как простое повторение одного и того же, как простое количественное изменение, без возникновения принципиально нового. Характерной чертой данного метода является статичность и однозначность создаваемой с его помощью картины мира в целом. А мир – динамичен, постоянно развивается. Название метафизического данный метод получил в марксистской философии. Однако, как мне представляется, такое название не является удачным. Почему? Систематизатор трудов древнегреческого философа Аристотеля (4в. до н.э.) Андроник Родосский в 1в. до н.э. расположил то сочинение, в котором Аристотель рассматривал собственно философские проблемы (т.е. первоначала бытия, недоступные чувствам и раскрывающиеся только умозрению) после его учения о природе, т.е. “Физики”, поэтому оно и получило на­звание “Метафизика” (букв. “то, что идет после физики”). Метафизика с тех пор и рассматривается в основном как учение об идеальном, умозрительном понимании мира, принципах и началах бытия в противовес опытно-практическому пониманию. И как умозрительная теоретическая дисциплина о первоначалах бытия метафизика близка онтологии. Так, собственно, метафизика и понимается многими зарубежными философами. В истории философии бывало так, что термин “метафизика” становился синонимом философии вообще. В Новое время (17-18вв.), в период бурного развития естественных наук, метафизика активно исследовала природу и попала под влияние естествознания. Это привело к тому, что метафизика Нового времени переключилась с проблем бытия на исследование проблем познания, увлеклась систематизаторской деятельностью, упорядочением, классификацией результатов частных наук, т.е. утратила диалектичность. Выдающийся немецкий философ Г.В.Ф.Гегель (18-19вв.) подверг современную ему метафизику острой критике за ее недиалектичность, за отсутствие признания внутренней противоречивости всего сущего и противопоставил ей свой диалектический метод. Основоположники марксизма стали рассматривать метафизику как антипод диалектики, как метод, противоположный диалектическому. Я бы предложила в качестве рабочего названия термин “догматический”, хотя и это – не совсем точно. Я думаю, что задача философии заключается не в том, чтобы решить ее “вечные” вопросы окончательно, раз и навсегда, а в том, чтобы помочь человеку воспитать свое мышление гибким, глубоким, способным ко всестороннему анализу рассматриваемых проблем, способным критически относиться к существующим взглядам, как чужим, так и собственным. Критическое отношение не означает простое перечеркивание и отбрасывание того, что было наработано ранее. Критика должна быть конструктивной, творческой. Из прошлого культурного багажа следует оставить все самое ценное и полезное для последующего развития научной мысли. Критическое отношение означает вечное творческое беспокойство духа, иммунитет против догматизма. Современные украинские философы справедливо отмечают, что человеческая деятельность является деятельностью преимущественно репродуктивной, “такою, що постійно відтворює певні еталони, зразки, встановлені попередньою діяльністю; вона тиражує досягнення людської цивілізації, щоб зробити їх предметами використання і споживання якомога більшого числа індивідів.

Така діяльність реалізується за максимально спрощеними, стандартизованими схемами. Оскільки репродуктивна діяльність явно домінує в нашому повсякденному житті, вона породжує й відповідний стиль повсякденного мислення – схематично-інструктивний” 1 . Однако решающую роль в жизни людей играет все-таки деятельность творческая. Философия и помогает научиться мыслить и действовать творчески, хотя в своей истории она выполняла различные задачи, в том числе и не очень-то творческие. Думается, что сама попытка философии представить мир как нечто целостное уже предполагает рассмотрение различных областей природы и общества во взаимосвязи, в единстве, как подчиненных всеобщим законам и принципам.

Диалектический и метафизический методы познания.

Проблема учета связей исследуемой вещи с другими вещами занимает важное место в диалектическом методе познания, отличая его от метафизического. Метафизичность мышления многих ученых-естествоиспытателей, игнорировавших в своих исследованиях реальные взаимосвязи, существующие между объектами материального мира, породила в свое время немало трудностей в научном познании. Преодолеть эти трудности помог начавшийся в XIX в. переход от метафизики к диалектике, «. рассматривающей вещи не в их изолированности, а в их взаимной связи».

Метафизический метод (старофилософский – связан с низким уровнем развития общественных и технических наук) – до Гегеля, после него – диалектический метод, диалектический метод (высокий уровень развития конкретных наук).

1. метафизический метод – явления рассматриваются изолированно друг от друга, диалектический метод – причина явлений – взаимодействие противоположностей, порождающих друг друга.

2. метафизический метод – абсолютизация несущественных связей, диалектический метод – сначала анализ поверхностных связей, затем глубинных (поверх – глуб – оценка поверх связей).

3. метафизический метод – источником развития является внешняя сила, толчок, диалектический метод – источник саморазвития – в самом явлении, состоящем из противоречий.

4. метафизический метод – развитие – простой рост, количественное увеличение, диалектический метод – развитие – количественное увеличение качественные скачки.

5. метафизический метод – развитие в виде замкнутой окружности, диалектический метод – развитие в виде разомкнутой окружности (новое отличается от старого).

Необходимость и случайность. Возможность и действительность Необходимость содержит в себе необходимое для существования. Случайность – форма существования необходимости. За каждым случайным явлением стоит необходимость.

Что такое идеализм?

Идеализм, — ист (от греч. через лат. idealis) — имеет много различных, но связанных между собою значений, которые могут быть расположены в последовательный ряд по мере углубления понятия.

1) В самом обыкновенном и поверхностном смысле под идеализм разумеют наклонность к более высокой, чем следует, оценке лиц и жизненных явлений, т. е. к идеализации действительности; так идеалистом называют, напр., человека, который верит в доброту и честность всех своих ближних и старается все их поступки объяснять достойными или, по крайней мере, невинными побуждениями; в этом значении идеализм есть почти синоним оптимизма.

2) Далее идеализм называется преобладание у кого-либо общих интересов над частными, умственных и нравственных — над материальными.

3) Сродный с этим, но более глубокий смысл получает идеализм, когда им обозначается сознательное пренебрежение реальными практическими условиями жизни вследствие веры в могущество и торжество высших начал нравственного или духовного порядка. Указанные три вида принадлежат к идеализм психологическому, выражающему известное душевное настроение и субъективное отношение в действительности практической. Далее следуют различные типы идеализм собственно философского, представляющего некоторое теоретическое отношение ума к действительности, как мыслимой.

4) Идеализм платоновского или дуалистического типа, основанный на резком противоположении двух областей бытия: мира умосозерцаемых идей, как вечных и истинных сущностей, и мира чувственных явлений, как бытия текущего неуловимого, только кажущегося, лишенного внутренней силы и достоинства; при всей призрачности видимого бытия, оно имеет, однако, в этой системе самостоятельную основу, независимую от мира идей, именно материю, представляющую нечто среднее между бытием и небытием.

5) Этот осадок реализма окончательно уничтожается в идеализм Берклеевского типа; здесь единственною основою всего признается бытие духовное, представляемое божеством с одной стороны и множеством тварных умов — с другой; действием первого на последних возникают в них ряды и группы представлений или идей (в англо-французском смысле этого слова; см. ниже), из коих некоторые более яркие, определенные и сложные суть то, что называется телами или вещественными предметами; таким образом весь физический мир существует только в идеях ума или умов, а материя есть только пустое отвлечение, которому лишь по недоразумению философов приписывается самостоятельная реальность. Эти два вида идеализм(Платона и Берклея) обозначаются иногда как идеализм догматический, так как он основан на известных положениях о сущности вещей, а не на критике наших познавательных способностей. С такою критикою связан

6) идеализм англ. школы, своеобразно сочетавшийся с эмпиризмом и сенсуализмом. Эта точка зрения отличается от Берклеевской тем, что не признает никаких духовных субстанций и никакого самостоятельного субъекта или носителя психических явлений; все существующее сводится здесь к рядам ассоциированных идей или состояний сознания без особых субъектов, как и без реальных объектов. Этот взгляд, вполне развитый лишь в нашем веке (Миллем), уже в прошлом (у Юма) обнаружил свою несовместимость с каким бы то ни было достоверным познанием. Чтобы предотвратить роковой для науки скептицизм Юма, Кант предпринял свою критику разума и основал

7) Идеализм, трансцендентальный, согласно которому доступный нам мир явлений, кроме зависимости своей от эмпирического материала ощущений определяется, в своем качестве познаваемого, внутренними априорными условиями всякого познания, именно формами чувственности (пространством и временем), категориями рассудка и идеями разума; таким образом, все предметы доступны нам лишь своею идеальною сущностью, определяемою функциями нашего познающего субъекта, самостоятельная же, реальная основа явлений лежит за пределами познания (мир вещи в себе, Ding an sich). Этот собственно Кантовский идеализм называется критическим; дальнейшее его развитие породило три новые вида трансцендентального Идеализм:

8) субъективный идеализм Фихте,

9) объективный идеализм Шеллинга и

10) абсолютный идеализм Гегеля.

Основное различие между этими четырьмя видами трансцендентального идеализм может выясниться по отношению к главному вопросу о реальности внешнего мира. По Канту, этот мир не только существует, но и обладает полнотою содержания, которое, однако, по необходимости остается для нас неведомым. У Фихте внешняя реальность превращается в бессознательную границу, толкающую трансцендентальный субъект, или я к постепенному созиданию своего, вполне идеального, мира. У Шеллинга эта внешняя граница вбирается внутрь или понимается как темная первооснова (Urgrund и Ungrund) в самой творческой субстанции, которая не есть ни субъект, ни объект, а тожество обоих. Наконец, у Гегеля упраздняется последний остаток внешней реальности, и всемирный процесс, вне которого нет ничего, понимается как безусловно имманентное диалектическое самораскрытие абсолютной идеи. Общее суждение о философском Идеализм., сказавшем свое последнее слово в гегельянстве, может ограничиться указанием, что противоречие между идеальным и реальным, между внутренним и внешним, мышлением и бытием и т. д. упразднено здесь односторонне, в сфере чистого мышления, т. е. все примирено только в отвлеченной мысли, а не на деле. Эта непреложная граница философского идеализм есть, впрочем, граница самой философии, которая в гегелевской системе напрасно хотела стать на место всего. Для действительного оправдания идеализм должно обратиться к деятельному, практическому осуществлению абсолютной идеи, т. е. истины, в человеческой и мировой жизни.

2. Метафизический и диалектический методы научного познания. Плюрализм и монизм

Метафизика — метод познания и преобразования действительности, противоположный диалектике и заключающийся в мысленном отрыве и абсолютизации отдельных сторон, моментов, элементов единого целогоу системы (общего от единичного, случайного от необходимого, устойчивого от изменчивого и т. п.).

Метафизика может проявить себя как в материалистических, так и в идеалистических — по основной мировоззренческой направленности — взглядах.

В XX в. в философии и естествознании довольно широкое распространение получила довольно необычная форма метафизической доктрины — плюрализм.

Абсолютизация единичного — мировоззренческо-методологическая основа плюрализма.

Плюрализм — философская доктрина, постулирующая абсолютное равенство всех начал в развитии мира, общества, человеческого мышления или познания. Плюрализм не приемлет системной соподчиненное™, иерархизированности ни в чем.

Монизм же, напротив, утверждает, что многообразие начал, причин, оснований всякого развития представляет собой системный синтез, в котором системообразующим центром является одно такое основание, причина и т. п.

Простейшим случаем плюрализма является философский дуализм, постулирующий равенство материального и духовного в развитии мира и человека, в то время как идеализм и материализм являются монистическими, противостоящими друг другу концепциями.

Основополагающей формой плюрализма выступает так называемый онтологический плюрализм; именно на него, как на постулат, производятся ссылки при обосновании гносеологического, методологического, логического, праксиологического, аксиологического, социологического, экономического, политического, идеологического и других конкретных форм плюрализма.

Из сказанного ясно, что сопоставление плюрализма с признанием лишь качественного многообразия мира или взглядов на него («плюрализм мнений») упраздняет саму сущность данной доктрины, так как сегодня ни в науке, ни в обыденной практике не постулируется качественное единообразие мира, его «монолитная» нерасчлененность. Подобный «монизм» не был присущ даже первым древнегреческим мыслителям, учившим, что единое вещественное начало мира модифицируется в ряде его различных, качественно многообразных состояниях (Фалес, Анаксимен, Демокрит и др.).

В XX в. плюрализм, став общей идеологией поначалу различных, субъективно-идеалистических в своей основе философских школ (эк-зистенциализм, нео- и постпозитивизм, структурализм, герменевтика и др.), логично привел их к слиянию в философии постмодернизма. В конце XX в. плюрализм стали отождествлять и с политической демократией.

Мировоззренческо-методологическими основаниями плюрализма выступают:

номинализм — абсолютизация единичного;

аномологизм — логическое следствие номинализма, отрицание закономерного начала в мире;

индетерминизм — абсолютизация случайности, отрицание не только причинной, но и любых определенностей, зависимостей и связей.

Применение этих постулатов к различным предметным областям дает следующие разновидности плюрализма.

Онтологический плюрализм — постулирование независимости, не- субординированности множества субстратных и субстанциональных начал объективного мира.

Гносеологический плюрализм — отрицание существования объективности в истине, попытка обосновать равноправность, «равно- исгинность» различных, даже противоположных точек зрения на один и тот же момент действительности.

Методологический плюрализм — попытка обосновать равноправность любых методов познания. Наиболее показательным воплощением этой формы явился «эпистемологический анархизм» П.

А. Социологический плюрализм — идея равноправия, рядоположеннос- ти различных факторов социального развития.

Аксиологический плюрализм — постулирование равноправия критериев оценки человеческих ценностей, вплоть до утверждения плюральное™ самих этих ценностей.

Логический плюрализм — наиболее полно выражен в идее «логической терпимости» Р. Карнапа, означающей принципиальное отсутствие какой-либо наиболее адекватной миру системы логики.

Политический плюрализм — использует основные концепции социологического плюрализма для обоснования идеи плюральности различных политических доктрин и процесса их практического воплощения (реальных политических действий). Наиболее популярным вариантом политического плюрализма в «перестроечной» и «реформистской» России выступает идея видного религиозного экзистенциалиста К. Ясперса «Плюрализм — это демократия». Так как оцтологический плюрализм играет роль «краеугольного

камня» в построении всех современных плюралистических концепций, уделим ему особое внимание.

Онтологический плюрализм несопоставим с данными современного естествознания, ибо всякая естественная, да и общественная наука имеет дело с закономерными процессами, может выявлять и описывать только систему направленных изменений. Плюрализм несовместим с такой направленностью, так как последняя определяется субор- динированностью и координированностью сил, детерминирующих изменение, что противоречит аксиоме плюрализма о равновесности, независимости и равноправности различных начал.

Например, чтобы началось движение толкаемого тела, нужно, чтобы временное равновесие действия и противодействия сменилось доминированием воздействующей силы. Здесь проявляются субординированное единство и борьба противоположностей, что лежит в основе диалектического монизма.

Факты, получаемые современным естествознанием, свидетельствуют: материальный мир во всех его проявлениях, на любом уровне организации — физическом, химическом, биологическом и социальном — монистичен. Нет ни одной системы, которая не представляла бы субординированное и координированное единство элементов. Постулируемое плюрализмом отсутствие субординации между элементами означает отсутствие связи между ними, т. е. отсутствие системы.

Онтологический плюрализм постулирует существование множества равноправных и равноценных (равновесных) начал в бытии, т. е. в объективном развитии природы и общества.

Автор нового синергетического подхода в науке, лауреат Нобелевской премии Илья Пригожин показал, что движущей силой эволюции природы является энергетическая диссипация — неравномерность распределения энергии в пространстве физических систем. Диссипативные структуры, как промежуточное звено между неживым и живым, главным своим свойством имеют неравновесность. Неравновесность и необратимость служат источником упорядоченности, структуриро-вания, направленности, в негэнтропийных системах — основанием их единства.

Плюрализм же, настаивая на равновесности, приводит к модели системы с максимальной энтропией, т. е. абсолютно неподвижной. Но это естественно-научные аргументы, развенчивающие «онтологический плюрализм».

Даже беглое знакомство с историей общества показывает, что общество всегда было и останется, пока существует, неравновесной системой. Никакого плюрализма, обеспечивающего развитие общества, никогда не наблюдалось, за исключением периодов псевдостабильности перед революционным изменением.

Ссылка на основную публикацию