Законодательный процесс – общая характеристика, этапы и основные стадии

Законотворческий процесс и законодательный процесс: разграничение и соотношение полномочий

Существенное значение в обеспечении качества и объективности законотворческого процесса имеет определение самого понятия законотворческого процесса, выявление его содержания и основных этапов. В этой связи требует своего определения соотношение понятий «законотворческий процесс» и «законодательный процесс». В теории права активно дискутируется вопрос о том, следует ли законотворческий процесс ограничивать исключительно деятельностью законодательных органов государственной власти или же его необходимо трактовать шире, включая в него подготовительную работу по подготовке законопроекта. Законодательный процесс трактуется как совокупность действий и отношений, которые реализуются в деятельности высшего представительного органа, обладающего исключительным правом осуществлять законодательную власть.

Законотворчество определяют как деятельность высшего законодательного органа государственной власти в лице народных представителей или непосредственно самого народа (референдум) по установлению, изменению или отмене правовых норм, внешне закрепляемых в форме закона, осуществляемую в особом процедурном порядке в соответствии с правом на законотворчество, закрепленным в Конституции. Однако многие включают в законотворческий процесс работу по подготовке законопроекта. Целью данного процесса является принятие закона, начиная от законодательной концепции до ее воплощения в конкретном законе или серии законов. Этот процесс весьма сложен, и в современных условиях едва можно всю его регламентацию связывать только с формами деятельности высших органов власти.

Законотворческий процесс невозможен без предварительной разработки законопроекта. Это необходимый содержательный компонент законодательной деятельности. Но юридическим фактом, с которого, собственно, и начинается законотворческий процесс, является законодательная инициатива. Поэтому формально-юридически законодательная деятельность – это деятельность именно уполномоченных законом государственных органов; содержательно же ей предшествует разработка законопроекта, которая к формально-юридическим процедурам не относится.

Существует позиция, согласно которой под законодательным процессом понимается процесс разработки, принятия, издания и вступления в силу законов. Соответственно, к стадиям законодательного процесса относят разработку, принятие, издание и вступление в силу законов.

Содержание законодательного процесса определяется как регламентированная деятельность компетентных органов государственной власти и должностных лиц по разработке, внесению и рассмотрению законопроектов, а также принятию, одобрению, подписанию, обнародованию (официальному опубликованию) и реализации законов.

В научной литературе встречается понимание законодательного процесса и в узком значении, в частности как конституционно установленного ряда последовательно сменяющих друг друга этапов.

Законодательный процесс понимается также как определенный законодательством порядок осуществления законодательной деятельности, постоянно и последовательно повторяющийся во взаимной связи его элементов.

В юридической науке, наряду с понятиями «законодательный процесс» и «законотворческий процесс», встречается также понятие «законопроектный процесс».

Если принять за основу определения наименования всех отношений, составляющих содержание деятельности всех участников законопроизводящего процесса, предмет их усилий, каким является проект закона до тех пор, пока он наконец не получит статус собственно закона, то есть приобретет юридическую силу и начнет действовать, то единственно правильным наименованием можно признать только термин «законопроектный процесс».

При этом понятия «законодательный процесс» и «законопроектный процесс» не являются тождественными. Главным критерием который позволяет отличить и разграничить эти правовые явления, является предмет того и другого процесса. Предметом законопроектного процесса является не закон в его строго юридическом понимании, а только проект закона, в то время как о законодательном процессе можно говорить лишь в том случае, если мы осуществляем какие-либо действия с собственно законом как непосредственно действующим правовым актом.

Наиболее широким понятием, включающим в себя деятельность всех возможных участников как законотворческого, так и законодательного процессов, осуществляемую в особой процессуальной форме, направленную на достижение определенного результата – вступления в силу нового законодательного акта, является понятие «законодательная деятельность».

Таким образом, в науке еще не выработаны общепринятые понятия законотворческого процесса и законодательного процесса. Они довольно часто подменяются одно другим. В результате одним термином обозначаются разные правовые явления и в то же время, наоборот, одно и то же правовое явление обозначается разными терминами.

Законотворческий процесс охватывает всю работу, предваряющую принятие закона, начиная с правового мониторинга, анализа существующего состояния регулирования общественных отношений и выявления проблем, подлежащих разрешению законодательными средствами, и заканчивая тем же правовым мониторингом. Соответственно, законотворческий процесс не заканчивается с принятием либо вступлением в силу закона. Что касается законодательного процесса, то он представляется как нормативно урегулированная деятельность по реализации права законодательной инициативы, рассмотрению, принятию и вступлению в силу закона.

Законотворческий процесс – разновидность правотворческого процесса, представляющая собой мыслительную деятельность, направленную на законодательное урегулирование затрагиваемых вопросов. Законодательный же процесс – особая разновидность правоподготовительной деятельности, представляющая собой систему (совокупность) последовательных юридически значимых действий, направленных на принятие и вступление в силу соответствующего закона.

Отличия понятий «законотворческий процесс» и «законодательный процесс», в том числе особенности законотворческого процесса, состоят в том, что законотворческий процесс заключается в интеллектуальной, мыслительной деятельности. Это исключительно творческий и не формализованный, в отличие от законодательного, процесс, а также законотворческий процесс имеет, как правило, строго научную основу и служит отчасти формой выражения научной деятельности и закрепления результатов науки, в том числе правовой, он характеризуется сочетанием конкретного представления о результате законотворческого процесса – законодательном продукте, как правило, с абстрактным представлением конечной редакции закона, тогда как для законодательного процесса характерно конкретное представление о конечной редакции закона. Законотворческий процесс начинается с анализа состояния вопроса (регулируемых общественных отношений); начальным же этапом законодательного процесса является внесение законопроекта. Субъект законотворческого процесса не всегда совпадает с субъектом законодательного процесса. Субъектом законотворческого процесса всегда является непосредственный автор идеи (концепта) будущего закона. Это может быть научное учреждение, группа экспертов и специалистов в соответствующей сфере знаний, специализированный центр законотворчества. Часто законопроекты разрабатываются в недрах отраслевых министерств и других исполнительных органов государственной власти. Круг участников законодательного процесса, их прав, обязанностей и способов выражения своего мнения, а также порядок обязательного учета этих мнений нормативно определен. Законотворческий же процесс может осуществляться неограниченным кругом лиц (в том числе субъектами права законодательной инициативы, различными элементами гражданского общества, отдельными гражданами и пр.) и охватывает «деятельность различных органов и лиц в ходе подготовительных работ, а также в дальнейшем – на различных стадиях законодательного процесса».

Таким образом, можно сделать вывод, что понятие законодательного процесса по своему объему уже понятия законотворческого процесса и должно соотноситься с ним как часть и целое.

Законодательный процесс в Российской Федерации: понятие и основные стадии

Основной функцией парламента является функция законотворчества. В законодательном процессе участвует множество субъектов, однако основную роль в законотворческой деятельности играет нижняя палата Федерального Собрания – Государственная Дума.

Основными стадиями законодательного процесса являются (рисунок 3):

1) внесение законопроекта в Государственную Думу;

2) рассмотрение законопроекта в Государственной Думе, принятие или отклонение закона;

3) рассмотрение закона Советом Федерации, его одобрение или неодобрение;

4) подписание и обнародование (промульгация) закона Президентом РФ.

Рисунок 3 – Основные стадии законодательного процесса

Первая стадия законодательного процесса – законодательная инициатива, т.е. осуществление закрепленного Конституцией за определенными лицами права на предложение об издании закона или на внесение законопроекта в законодательный орган.

Субъектами права законодательной инициативы являются (ч. 1 ст. 104 Конституции РФ):

– члены Федерации депутаты Государственной Думы;

– законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ;

Вторая стадия – предварительное рассмотрение законопроектов, которое представляет собой решение Совета Государственной Думы о необходимости издания закона, включение соответствующего предложения в план законопроектных работ, выработку официального законопроекта. Законопроект, подлежащий рассмотрению Государственной Думой, направляется Советом Государственной Думы в соответствующий комитет или несколько комитетов палаты, один из которых назначается ответственным по законопроекту.

Все законопроекты вносятся в Государственную Думу. Основная работа над текстом законопроекта ведется в ответственном комитете (с привлечением экспертов, проведением парламентских слушаний, анализом предложений, альтернативных проектов и т. д.). Именно комитет представляет законопроект для рассмотрения на пленарных заседаниях Государственной Думы.

На пленарных заседаниях законопроект, по общему правилу, обсуждается в трех чтениях:

– в первом чтении обсуждаются концепция законопроекта, его актуальность и практическая значимость;

– во втором чтении законопроект обсуждается детально, постатейно, с различными вариантами поправок;

– в третьем чтении законопроект принимается в целом (не допускаются обсуждение статей и внесение содержательных поправок, допустимы лишь редакционные уточнения).

Все принятые Государственной Думой законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение в Совет Федерации, однако, верхняя палата не обязана рассматривать все поступившие из нижней палаты законы – обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат лишь:

а) федеральные конституционные законы;

б) законы о поправках к Конституции РФ;

в) финансовые законы (законы по вопросам федерального бюджета, федеральных налогов и сборов, финансового, валютного, таможенного регулирования, денежной эмиссии);

г) законы о ратификации и денонсации международных договоров РФ;

д) законы по вопросам войны и мира, статуса и защиты Государственной границы РФ.

Для рассмотрения поступивших из Государственной Думы законов Совету Федерации отведено 14 дней, в течение которых он может одобрить или отклонить принятый Государственной Думой закон. Процедура рассмотрения закона в Совете Федерации более проста. Здесь нет традиционных чтений, вопрос может не выноситься на рассмотрение палаты. Однако члены Совета Федерации организуют обсуждение принятого Государственной Думой закона в субъектах РФ, при этом поступившие из регионов замечания и предложения могут предопределить отклонение закона Советом Федерации.

Постановления Совета Федерации об одобрении или отклонении закона принимается абсолютным большинством от общего числа членов Совета Федерации, федеральные конституционные законы и законы о поправках должны быть одобрены квалифицированным большинством – не менее 3/4 от общего числа членов Совета Федерации. Отклоненные Советом Федерации законы подлежат повторному рассмотрению Государственной Думой, при этом вето Совета Федерации может быть преодолено 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.

Принятый федеральный закон (понятия «принятый Государственной Думой федеральный закон» и «принятый федеральный закон» не являются тождественными!) в течение пяти дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования (если закон рассматривался Советом Федерации и одобрен им, а также в случае «молчаливого одобрения» – Председателем Совета Федерации, а если Государственная Дума преодолела вето Совета Федерации – Председателем Государственной Думы).

В течение 14 дней Президент РФ должен подписать и обнародовать поступивший закон или отклонить его. Вето Президента РФ также является отлагательным: если отклоненный закон при повторном рассмотрении в палатах Федерального Собрания будет одобрен в ранее принятой редакции квалифицированным большинством (не менее 2/3 голосов) от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы (300 голосов), то он подлежит подписанию и обнародованию Президентом РФ в семидневный срок. В отношении принятых федеральных конституционных законов и законов о поправках Президент РФ правом вето не обладает.

Обнародование законов осуществляется главным образом посредством их официального опубликования. В соответствии с Федеральным законом от 14.06.1994 № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» (с изм. и доп.) официальным опубликованием закона является первая публикация его полного текста в одном из источников официального опубликования (каковыми являются «Собрание законодательства РФ», «Российская газета» и «Парламентская газета»). Опубликование закона должно быть осуществлено в течение семи дней после дня их подписания Президентом РФ. По общему правилу законы вступают в силу по истечении десяти дней после их официального опубликования (часто иной порядок вступления в силу предусматривается в самих законах, что является допустимым).

Право законодательной инициативы автоматически порождает обязанность парламента начать рассмотрение внесенного законопроекта по процедуре. Соответственно, на этой стадии происходит официальная передача субъектом права законодательной инициативы законопроекта в Государственную Думу. Законопроекты, согласно Конституции РФ (ч. 2 ст. 104), вносятся в Государственную Думу. Процедура рассмотрения законопроекта в ГД называется чтением. Чтение представляет собой организационно-правовую форму обсуждения законопроектов в Государственной Думе. Рассмотрение законопроектов в Государственной Думе осуществляется в трех чтениях.

Исключение составляет рассмотрение проекта закона о федеральном бюджете, которое проводится в четырех чтениях. Первое чтение законопроекта представляет собой первоначальное рассмотрение законопроекта на планерном заседании нижней палаты. В период между первым и вторым чтениями в установленный срок (он не может быть менее 15 дней, а для законопроекта по предметам совместного ведения – не менее 30 дней) субъекты права законодательной инициативы могут направлять в Государственную Думу, ответственному за обсуждаемый законопроект комитету поправки, т.е. предложения об изменении, дополнении или исключении той или иной статьи, ее части, формулировки, раздела законопроекта, рассмотренного в первом чтении.

Второе чтение законопроекта предполагает обсуждение на планерном заседании палаты поправок, поступивших от субъектов права законодательной инициативы на законопроект, и голосование о принятии его за основу и в целом. Законопроект, принятый во втором чтении, направляется в ответственный комитет для устранения с участием правового управления внутренних противоречий, установления правильной взаимосвязи статей и редакционной правки. Третье чтение законопроекта – это заключительное обсуждение в Государственной Думе законопроекта без права внесения в него поправок и рассмотрения в целом. При третьем чтении законопроекта не допускается внесение в него поправок и возвращение к его обсуждению в целом либо по отдельным статьям, главам, разделам. В случае если законопроект не принят в третьем чтении, то дальнейшему рассмотрению он не подлежит

Наряду с основными выделяются и дополнительные стадии, к которым относятся:

– рассмотрение Государственной Думой отклоненного Советом Федерации закона, повторное рассмотрение Советом Федерации и Государственной Думой поправок отклоненного Президентом закона.

– рассмотрение законов в согласительной комиссии при возникновении разногласий;

– повторное рассмотрение Государственной Думой законов, отклоненных Советом Федерации;

– повторное рассмотрение Государственной Думой законов, отклоненных Президентом РФ;

– повторное рассмотрение Советом Федерации законом, отклоненных Президентом РФ.

На практике в законодательном процессе имеют место разногласия между отдельными его участниками, что осложняет ход законодательного процесса. К числу названных разногласий следует отнести отклонение закона Советом Федерации, отклонение или возвращение закона Президентом. Разрешение упомянутых разногласий требует введения в законодательный процесс дополнительных действий и процедур.

Теория государства и права. Курс лекций

Этапы и стадии законотворческого процесса

В юридической теории и практике нередко происходит непроизвольная и ничем не оправданная подмена понятия и явления «правотворчество» и «законотворчество». Ибо когда мы говорим о стадиях процесса правотворчества, то по логике вещей должны рассматривать стадии процесса принятия, изменения или отмены всех вместе и каждого в отдельности нормативного правового акта. В тех же случаях, когда речь идет о стадиях процесса законотворчества, то рассмотрению подлежат лишь стадии принятия, изменения или отмены конституционных и текущих (обыкновенных) законов.

Законотворческий процесс — основная часть правотворческого процесса. Если результатом правотворчества в целом являются различные формы права — законы, подзаконные нормативные правовые акты, нормативные договоры, юридические прецеденты, то результатом законотворчества являются законы.

В законотворческом процессе можно выделить два этапа: неофициальный (подготовка нормативного правового акта) и официальный (его принятие). Принятие нормативного правового акта (официальный этап) процедурно жестко определено и включает в себя следующие стадии.

1. Законодательная инициатива — это процедура внесения проекта нормативного правового акта обычно в нижнюю палату парламента (в некоторых государствах возможно внесение проекта закона в любую из палат парламента). Субъекты права законодательной инициативы определены Конституцией. Это право порождает у законодательных органов обязанность рассмотреть законопроект. Но предварительно происходит его экспертиза с точки зрения актуальности предмета регулирования, задач и целей законотворчества на данном этапе, просчитывается также экономическая обоснованность принятия акта. При положительном заключении, как правило, Комитет по законодательству Государственной Думы РФ официально включает проект нормативного правового акта в повестку дня заседания Государственной Думы. «Необходимым условием внесения законопроекта является представление вместе с ним ряда разработок и материалов, в том числе теста законопроекта; обоснования необходимости принятия закона и прогноза последствий его принятия; перечня законов и иных нормативных правовых актов, отмены, изменения, дополнения или принятия которых потребует принятие данного законопроекта и др.». Законопроекты по предметам совместного ведения направляются субъектам РФ для одобрения. Только после данного этапа возможно рассмотрение закона во втором чтении.

2. Обсуждение законопроекта — это стадия законотворческого процесса, которая начинается в Государственной Думе с заслушивания доклада инициатора внесения законопроекта (субъекта права законодательной инициативы). Документ должен приобрести необходимое качество, должны быть устранены пробелы и неточности. Обычно обсуждение законопроекта предполагает два чтения или более. В первом чтении обсуждается общая концепция закона, во втором чтении вносятся к нему поправки. Поправки к законопроекту, принятому в первом чтении, направляются в соответствующий комитет Государственной Думы. Комитет проводит их экспертизу. Затем доработанный законопроект направляется в Совет Государственной Думы, который включает его в повестку дня палаты для рассмотрения во втором чтении. Здесь проводится голосование об одобрении или отклонении поправок, затем проводится голосование о принятии акта за основу. Принятый во втором чтении законопроект направляется в Аппарат Правового управления Государственной Думы для устранения технических противоречий. Затем в течение семи дней представляется ответственным комитетом Государственной Думы в Совет Государственной Думы для рассмотрения. На стадии третьего чтения принимается законопроект как закон и невозможно внесение поправок.

3. Принятие закона достигается с помощью голосования в третьем чтении простым или квалифицированным большинством голосов . Только в исключительном случае возможно возвращение к чтению законопроекта во втором чтении. Федеральные конституционные законы принимаются абсолютным большинством обеих палат парламента, федеральные законы принимаются числом голосов — более половины от общего числа депутатов Государственной Думы. Дальнейший ход процесса принятия закона зависит от того, подлежит ли закон обязательному рассмотрению Советом Федерации или нет. Если не подлежит, то считается одобренным по истечении 14 дней и направляется на подписание Президенту. Если подлежит, то необходимо, чтобы за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты или не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации (для принятия федерального конституционного закона). В случае расхождения позиций Государственной Думы и Совета Федерации по принятию федерального закона возможно преодоление вето верхней палаты, если за законопроект проголосует не менее двух третей депутатов нижней палаты парламента.

4. Подписание закона главой государства . В течение 14 дней Президент РФ подписывает и обнародует одобренный закон (федеральный и федеральный конституционный). Подписание и обнародование закона главой государства в зарубежных странах называется промульгацией. При использовании Президентом РФ права вето обе палаты парламента могут преодолеть его, приняв закон в прежней редакции абсолютным большинством голосов. В этом случае Президент РФ обязан подписать закон в течение семи дней. Президент РФ участвует в процессе принятия закона на всех стадиях. После утверждения закона Президентом он передается для официальной его публикации и для внесения в эталонный банк правовой информации.

5. Опубликование закона . Для вступления закона в юридическую силу требуется не только его подписание главой государства, опубликование в надлежащих изданиях, но и истечение определенного срока после опубликования или обнародования.

В Российской Федерации проект закона становится законом после принятия его в Государственной Думе в третьем чтении или окончательной редакции. Но для того, чтобы закон был подписан Президентом РФ, он должен быть одобрен Советом Федерации Федерального Собрания РФ. В некоторых странах законы приобретают юридическую силу сразу же после их подписания главой государства. Федеральные и федеральные конституционные законы подлежат подписанию главой государства, официальному опубликованию в течение семи дней после подписания и вступают в действие (приобретают юридическую силу) по истечении десяти дней со дня их официального опубликования, если самими законами не установлен иной порядок их вступления в юридическую силу. Официальными изданиями, в которых публикуются законы в Российской Федерации, являются «Собрание законодательства Российской Федерации» и «Российская газета». Неопубликованные законы в соответствии со ст. 15 Конституции РФ не применяются. Данные процедуры является формами введения в действие принятого закона. Вступление закона в силу завершает законодательный процесс, далее может осуществляться уже реализация акта.

Субъекты РФ в соответствии с Конституцией имеют право вне пределов ведения РФ, совместного ведения РФ и ее субъектов осуществлять собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов. Республики наделены правом принятия собственных конституций, а иные субъекты — правом принятия уставов и иного законодательства на уровне субъектов, включая принятие бюджета. В соответствии с федеративным устройством России субъекты на своей территории принимают законы как акты высшей юридической силы при условии, что они не противоречат Конституции РФ и федеральному законодательству. Возрастает значение в правотворчестве субъектов заключение отдельных договоров и соглашений между субъектами Федерации.

Кроме того, можно утверждать о наличии и такого уровня правотворчества в нашей стране, как муниципальное правотворчество.

Существование муниципального правотворчества как самостоятельного вида правотворчества представляется вполне обоснованным, поскольку регламентировано федеральным законодательством, в связи с чем деятельность органов местного самоуправления по созданию норм права и правовых актов справедливо именуют «муниципальное правотворчество» 1 Бычкова Е.И. Понятие муниципального правотворчества как нормобразующей деятельности местного самоуправления // Современное право. 2014. № 3. С. 13-15. .

В частности, в ст. 17 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочие органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения путем издания муниципальных правовых актов названо одним из первых.

Законодательный процесс в РФ: понятие и стадии

Вы будете перенаправлены на Автор24

Понятие законодательного процесса

Законодательный процесс – это процедура формирования и вступления в силу различных законов.

В нашей стране все законы формирует Государственная Дума По данной теме мы уже выполнили реферат Государственная дума подробнее , а утверждаются они Советом Федерации. В то же время Президент нашей страны занимается подписанием и выдвижением этих законов. Такая сложная процедура вступления законов в силу необходима для того, чтобы исключить создание поспешных, не до конца продуманных или даже ошибочных, ненужных никому законов. К тому же, такая сложная система помогает решить проблему наличия финансовых ресурсов, необходимых для их реализации, и предотвратить противоречия в правовой системе.

Главная роль в процессе формирования тех или иных законов принадлежит главному законодательному органу государства, которым является парламент и все его имеющиеся структуры. В пределах их полномочий процесс формирования законов определяется уже закрепленными парламентскими процедурами. Они определяются не только действующими законами, но и специальными правовыми актами, которые фиксируют план работы конкретного законодательного органа.

После утверждения закона он пять дней находится в Совете Федерации. Стоит отметить, что Совет Федерации По данной теме мы уже выполнили реферат Порядок формирования Совета Федерации. подробнее может не обсуждать или рассматривать некоторые законы, поступающие из Государственной Думы По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Государственная Дума РФ подробнее , что подразумевает автоматическое принятие сформированного закона.

Готовые работы на аналогичную тему

Однако это не относится к следующим законам:

  • федеральный конституционный закон По данной теме мы уже выполнили курсовую работу конституционный строй РФ подробнее ;
  • законы, связанные с функционированием бюджета государства, различными налогами и сборами, а также денежным, кредитным, эмиссионным и таможенным регулированием;
  • законы, связанные с принятием или расторжением каких-то международных договоров нашей страны;
  • законы, связанные с охраной границ нашей страны.

Вообще, федеральный закон можно назвать одобренным только в том случае, когда больше половины участников палаты проголосовало за введение данного закона. К тому же, закон автоматически становится одобренным, если в течение двух недель Совет Федерации не смог рассмотреть и принять решение по конкретному закону. Если же какой-то федеральный закон был отклонен, то палаты вправе сформировать специальную комиссию, чтобы исправить недостатки в конкретном законе и снова подать его на проверку и рассмотрение в Государственную Думу. После повторной подачи закон снова будет проверяться, после чего будет вынесено какое-то конкретное решение.

Стадии законодательного процесса

Процедура формирования законов в России проходит через следующие этапы:

Законодательная инициатива. Возможность и способность внесения какого-то определенного закона в Государственную Думу дается Президенту нашей страны, Правительству, участникам Совета, депутатам, а также Конституционным и Высшим арбитражным судам По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Административное судопроизводство в арбитражных судах подробнее .

Этап рассмотрения закона в Государственной Думе. Обычно закон рассматривается в трех чтениях. В процессе первого чтения делается анализ каких-то важных и общих положений. В процессе второго чтения обычно внимание уделяется каким-то деталям, а также вносятся определенные корректировки. В процессе третьего чтения внесение корректировок уже становится невозможным: проверяемый закон утверждается или полностью отклоняется.

Этап одобрения законов членами Государственной Думы. Все рассматриваемые законы принимаются и в дальнейшем вступают в законную силу тогда, когда за эти законы проголосовало большее число членов Государственной Думы. Стоит отметить, что федеральные конституционные законы считаются одобренными, если за них проголосовало две трети членов Государственной Думы. После голосования все принятые законы отдаются в Совет Федерации. Срок передачи этих законов – 5 дней.

Утверждение законов. Обычно законы утверждает Совет Федерации. Переданные федеральные законопроекты являются принятыми в том случае, если за них проголосовало большая часть Совета Федерации. В то же время все федеральные конституционные законы считаются одобренными, если за них проголосовало более 3/4 депутатов. Все представленные в Совет Федерации законы должны быть приняты или отклонены в течение двух недель.

Подписание законов президентом Российской Федерации По данной теме мы уже выполнили реферат Государственность России. подробнее . Принятый и утвержденный закон сразу передается Президенту нашей страны. Стоит отметить, что Президент должен подписать или отклонить закон в течение двух недель. В том случае, если закон по какой-то причине был отклонен, то он сразу же возвращается обратно в Государственную Думу для повторного рассмотрения и внесения поправок. Решение Президента может быть пересмотрено и даже преодолено в том случае, если более 2/3 членов Государственной Думы и Совета Федерации проголосуют за этот закон в ранее созданной редакции, в которую еще не вносились какие-то корректировки. В такой ситуации Президент нашей страны будет просто обязан принять и подписать данный закон в течение недели.

Публикация и вступление в силу. Закон, подписанный Президентом Российской Федерации, должен быть обнародован в течение недели. А приобретает законную силу этот закон через 10 дней (если иное не указано) после того, как он был официально опубликован в полном содержании в специальных сборниках, газетах.

Стоит отметить, что верховенство права становится заметным тогда, когда закон вступает в силу. А заканчивается верховенство в тот момент, когда этот же закон прекращает свое действие на территории страны. Иногда закон просто заменяется другим, более удобным и правильным законом. А бывает и такое, что просто заканчивается тот промежуток времени, на который данный закон был введен. Получается, что при совершении какого-то преступления будет применяться тот закон, который действовал на момент совершения данного преступления.

Вообще, законы, которые были приняты в стране, имеют законную силу только на территории этой же страны. А правила поведения за границей обычно распространяются на всех людей, которые находятся в стране. Это касается и жителей этой страны, и иностранцев, и людей без гражданства. В других случаях нормативно-правовые акты более точно определяют тот круг лиц, к которому адресуются все установленные нормы.

Законодательный процесс: понятие и стадии

Понятие законодательного процесса

Законодательный процесс, его понятие и стадии включают порядок, в соответствии с которым разрабатываются, обсуждаются проекты законов в форме нормативных правовых актов, осуществляется принятие их высшим органом власти в государстве, что регулируется нормами права.

Рассматриваемый процесс в любой стране должен быть подчинен соответствующим нормам, правилам и даже иногда традициям, отходить от которых нельзя. Каждая страна обладает собственной спецификой законодательного процесса, но общим для всех государств является регулирование создания законов с помощью конституции и законодательства; осуществление высшим органом власти в стране; законодательный процесс в виде процедуры, включающей последовательные, меняющие друг друга обязательные этапы. Проще всего будет рассмотреть этот процесс на примере России.

Особенности законодательного процесса

Основной момент в создании закона представлен законодательной инициативой, то есть правом внесения законопроектов в законодательный орган, которое закрепляется за уполномоченными органами государства. Ст. 104 Конституции РФ гласит, что право законодательной инициативы закреплено за Президентом РФ и Советом Федерации (СФ), им пользуются члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы (ГД), Правительство РФ.

Также оно предусмотрено для законодательных (представительных) органов субъектов нашей страны, Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ в вопросах их ведения. Проект закона должен быть внесен в госдуму. Право законодательной инициативы предусматривает полное соответствие Регламенту ГД.

Теория правотворчества признает процесс создания законодательных актов в качестве процесса, который носит не одномоментный характер, а «растягивается» во времени. Первоначально происходит выявление в обществе определенной потребности в регулировании правовыми нормами социальной проблемы. Оно происходит спонтанно, при этом роль играет только мера остроты проблемы (вопроса), включая ее актуальность и значимость. Оценку потребности в правовом регулировании может осуществлять общество посредством своих институтов (лидеры, средства массовой информации, наука), так и определенный правотворческий орган или само государство. О назревании потребности в правовом регулировании говорят тогда, когда закон представляет собой максимально эффективное средство, преимущественную форму регулирования, если сравнивать его с прочими социальными средствами влияния.

Демократические реформы в нашей стране требовали правового закрепления свободы совести и религиозных убеждений. В этом процесс был издан ФЗ № 125 «О свободе совести и религиозных объединениях», в статье 3 которого была дана гарантия свободе совести и вероисповедания, включая право исповедания индивидуально или вместе с другими любой религии или не исповедовать никакую. В этом случае правовая форма в виде федерального закона представляет собой приоритетный способ государственного регулирования личных и политических свобод.

Право принимать законотворческое решение по судьбе законопроекта имеет законодательный орган. В Российской Федерации это Государственная Дума, которая и занимается осуществлением собственно «творчества права». Именно дума формирует, меняет или исключает правовые нормы, осуществляет интеллектуальную работу над текстами законопроектов. Правотворческая работа длительного характера (от нескольких месяцев до 1-2 и более лет), поэтому работа над каждым проектом может разбиваться на несколько этапов, которые логично и последовательно меняют один на другой.

Стадии законодательного процесса

На первой стадии происходит внесение законопроекта в ГД правовым субъектом с помощью законодательной инициативы на рассмотрение законопроекта для первого чтения. Здесь Совет ГД и ее соответствующий комитет начинают работу в области подготовки проекта закона для рассмотрения на заседании.

Заседание Государственной Думы предусматривает в первом чтении обсуждение концепции проекта, его оценку на соответствие основных положений законопроекта Конституции РФ, исследование его актуальности и практической значимости.

В результате обсуждений законопроекта в первом чтении ГД принимает законопроект в первом чтении, продолжая работать над ним, учитывая предложения и замечания в форме поправок. Также на этом этапе ГД вправе отклонить законопроект.

Для того, чтобы принять проект федерального закона в первом чтении, необходимо получение от 226 голосов депутатов, а для принятия проекта федерального конституционного закона от 300 голосов депутатов.

На втором этапе проект дорабатывается и рассматривается во втором чтении, целью чего является анализ его содержания с разных точек зрения и предложение более совершенных средств правового воздействия. Здесь же обсуждаются поступившие от субъектов права законодательной инициативы, которые указаны в ст. 104 Конституции РФ, поправки к тексту проекта закона, проводят голосование по принятию рассмотренных поправок и по принятию доработанного проекта закона во втором чтении. Если на втором этапе происходит отклонение законопроекта, то это приводит к отказу от дальнейшего его рассмотрения.

В некоторых зарубежных государствах устанавливаются сроки для прохождения законопроекта до времени его принятия. В Великобритании, например, для частного законопроекта сроки между этапами составляют 4 дня (между первым и вторым чтением), между этапом доклада и третьим чтением — 3 дня. В РФ до настоящего времени четко не регламентированы сроки рассмотрения законопроекта. Это дает возможность определенным политическим силам затруднить прохождение закона.

На третьем этапе (третье чтение) законопроект проходит окончательное согласование текста, здесь устраняются вероятные внутренние противоречия, происходит установление правильной взаимосвязи статей и изменений, которые внесены в текст в ходе рассмотрения во втором чтении.

Рассматривая законопроект на заседании ГД в третьем чтении, нельзя вносить поправки и возвращать к обсуждению его в целом, как и отдельных глав, статей.

Если ГД законопроект не принимает на этом этапе, то он не должен в дальнейшем рассматриваться. В случае положительного исхода голосования одобренный закон необходимо направить на рассмотрение СФ.

На четвертом этапе происходит рассмотрение закона СФ, на что для высшей палаты Федерального Собрания отведено 2 недели. При отклонении федерального закона СФ палаты вправе сформировать согласительную комиссию для того, чтобы преодолеть возникшие разногласия. После этого федеральный закон подлежит повторному рассмотрению ГД и СФ.

Закон можно считать одобренным, если за него отдали свои голоса не менее 89 членов СФ (для федерального конституционного закона от 118). Если СФ не смог рассмотреть закон в установленный срок, то его считают одобренным и направляют Президенту РФ с целью подписания и обнародования.

Исключением являются федеральные конституционные законы, приобретающие статус закона только после одобрения ГД и СФ.

Помимо этого, на обязательное рассмотрение в СФ направляются ФЗ, которые приняты ГД по вопросам, исчерпывающий перечень которых рассматривает 106 статья Конституции РФ.

На пятом этапе происходит рассмотрение федеральных законов Президентом РФ, при этом принятый федеральный закон в течение 5 дней должен быть направлен на подписание и для обнародования Президенту РФ (ст. 107 Конституции РФ). Он должен в течение 2 недель осуществить подписание федерального закона, обнародовав его. Если Президент РФ в течение этого срока отклоняет закон, то ГД и СФ в соответствующем порядке снова проводят рассмотрение данного закона. Если же и при повторном рассмотрении он будет одобрен в редакции, которая была ранее принята, большинством (от 2/3 голосов от общего числа членов СФ и от 2/3 депутатов ГД), то он должен быть подписан и обнародован Президентом РФ.

На последнем этапе происходит обнародование и вступление законодательного акта в силу. Тексты любого закона нашей страны должны быть официально опубликованы в «Собрании законодательства РФ», «Российской газете» и «Парламентской газете». Это происходит в течение семи дней после момента их подписания Президентом РФ. Вступление закона в силу наступает, как правило, после истечения 10 дней после дня, когда они были официально опубликованы. В результате он вступает в действие на всей территории РФ и может быть применен к отношениям в обществе, которые возникают после введения его в действие.

Законодательный процесс — общая характеристика, этапы и основные стадии

Законодательный процесс является важнейшим элементом в процессе формирования политического режима.

Закон – нормативно-правовой акт, направленный на урегулирование отношений в обществе и определяющей взаимодействие последнего и индивида с государством, его институтами.

Законодательная ветвь власти при демократическом (или декларирующим себя таковым) строе считается главной. Что логично, поскольку ее источником принимается народ через своих избираемых напрямую представителей.

Законодательный процесс в Российской Федерации

Под понятием понимается описанная Конституцией поэтапная процедура инициации, обсуждения, возможного одобрения.

Далее обязательно следуют публикация и начало действия.Второе может происходить как одновременно с первым, так и через некий промежуток. Допусти́м некий тестовый период.

Когда новация вступает в силу в отдельных субъектах РФ, а после, в случае успешной работы, распространяется на остальную территорию. По такой схеме вводился, например, «Закон о самозанятых».

Главные этапы до утверждения новый акт проходит в парламенте (в России – двухпалатный):

Окончательная дискуссия и одобрение нижней палатой Федерального собрания (Государственная дума — ГД).

Рассмотрение и принятие решение в верхней палате (Совет Федерации — СФ).

Подписание исполнительной властью (Президент РФ) с последующим опубликованием.

Но это если кратко. Каждый этап разбивается на важные составляющие. Расскажем об основных стадиях законотворчества и рассмотрения подробнее.

Законодательная инициатива

Право на нее имеет ограниченный круг лиц и организаций:

территориальные законодательные образования;

Конституционный Суд в пределах своей компетенции;

Верховный Суд в рамках дел;

Высший Арбитражный Суд.

В виде просто идеи ничего на заседания не поступает. Необходимо сформулировать задачу, изучить спрос на решение.

Набирается группа исполнителей.

Формируется текст с изложением принципов готовящегося документа.

Запрашивается общая характеристика проекта в заинтересованных кругах и регионах.

Если разработчики пришли к единому мнению, то готовится к передаче далее.

Обычно уже на этом этапе происходит «утечка», и начинается неофициальная экспертиза в обществе. Становится ясна вероятная реакция. Это помогает изначально внести коррективы и прикинуть шансы на утверждение.

Обсуждение законопроектов в Государственной Думе

Не факт, что оно вообще состоится. Откровенно бредовые фантазии даже не принимаются к рассмотрению. Такое, к сожалению, происходит довольно часто и не только в РФ. Избранники любят имитировать деятельность, игнорируя прямое общение с избирателем.


Если правотворчество заслуживает внимания, то проводятся три чтения:

На пленарном заседании заслушиваются автор и делегат от профильного комитета. Значение имеют мнение фракций, полпредов президента и правительства (когда предвидится участие бюджета). На трибуне могут появиться отдельные депутаты и приглашенные специалисты. Отвергнутый на данной стадии проект дальнейшему обсуждению не подлежит. В противном случае документ отправляется в соответствующий комитет, где готовится к дальнейшим дебатам. Также может быть установлено всенародное обсуждени.

Работа комитета заключается в сборе пакета из приемлемых и неприемлемых (по его мнению) поправок. Они и составляют суть споров. Отказ в принятии имеет те же упомянутые последствия.

Внесение поправок не предусмотрено. Решается, будет продолжение или нет.

Принятие законов Государственной Думой

Проводится голосование. Акт либо принимается, либо возвращается на начальную стадию. Все-таки три раза уже читали.

Тут все зависит от статуса предложения. Федеральный требует 50% + 1 мандат. Конституционный – 2/3 от полного состава (квалифицированное большинство).

Одобрение законов в Совете Федерации

За 5 дней бумага переправляется сенаторам, если это в их ведении. Скажем, «Закон о передвижении на велосипедах в стенах ГД» вне компетенции СФ. На решение отводится 2 недели. По их стечении документ считается принятым автоматически.

Неудача постигнет законотворца, если его опус не наберет простого большинства. В таком случае для достижения консенсуса между палатами создается договорная комиссия.

В устраивающем всех виде закон возвращается вниз для нового утверждения. Но депутаты могут настоять на своей первоначальной редакции в количестве голосов 2/3. Дальнейших согласований не требуется.

Это что касается федерального акта. Конституционный для прохождения нуждается в одобрении 3/4 от состава СФ.

Подписание законов Президентом РФ

На раздумья главе исполнительной власти предоставляется 14 дней. Если закон имеет федеральный статус, то действует право «вето».

Конституционная поправка, поддержанная квалифицированным большинством обеих палат, оспорена быть не может.

Если акт отвергнут из-за нарушения ритуала, а не в связи с содержимым, то возвращается в ГД на ту стадию, где таковое было допущено. В ином случае последовательность действий повторяется полностью, от 1-го чтения.

Избранники могут изучать текст с внесенными президентом коррективами. А могут предпочесть собственное видение ситуации. Опять понадобятся 2/3 мандатов. Остается отправить в последующие инстанции для ознакомления.

Обнародование закона и вступление в силу

Без официальной публикации акт не вступит в силу. Иначе не будет работать сакральное «Незнание закона не освобождает от ответственности».

Текст печатается не более, чем за неделю. Действовать начинает через 10 дней от обнародования. Выше был приведен пример другой практики, но это было оговорено в документе.

Заключение

Изложенное по сути повторяет содержание учебника для 10 класса средней школы. Но кое-чего не хватает.

Наблюдатели отмечают необычайную работоспособность ГД, производятся сотни законов в год. Если для прохождения законом инстанций от первой до конечной достаточно пары дней (были прецеденты), то процедура выглядит странной. За такое окрестили ГД «взбесившимся принтером».

Есть объяснение. В наследство от тоталитарного режима Россия получила совершенно устаревший свод законов. Таких особенностей ни одна традиционная социология не предполагала.

Да, оперативно ввели указы, постановления и прочее. Но ведь их в Кодекс не затолкаешь. А он необходим.

С другой стороны, заявления на тот момент действующего спикера в духе «дума – не место для дискуссий» не красят институт. Мягко говоря.

Фракция одной партии с обязательной дисциплиной голосования имеет не то что квалифицированное, а подавляющее большинство. И настаивает на поименном опросе.

Подобные вещи мешают адекватному правотворчеству. Если не терпишь возражений – неизбежно совершишь серьезную ошибку.

ЕГЭ. Обществознание. Теория по кодификатору. Право. 5.2. Законотворческий процесс.

Законотворческий процесс в РФ.

Законодательный процесс порядок деятельности по созданию и принятию закона или иного нормативного акта.

Стадии законодательного процесса
  • законодательная инициатива, т.е. внесение законопроекта или законопредложения;
  • рассмотрение законопроекта в парламентских палатах и комитетах (комиссиях);
  • принятие закона;
  • санкционирование, промульгация и опубликование закона; эту стадию иногда разделяют на санкционирование (подписание) главой государства и промульгацию с официальным опубликованием.

Законодательная инициатива – это официальное внесение в парламент законопроекта или законопредложения.

Законопроект – текст будущего закона со всеми его атрибутами (преамбулой, статьями, параграфами, точными формулировками норм и т.д.).

Законопредложение – лишь идея или концепция будущего закона.

В РФ субъектами права законодательной инициативы в соответствии со ст. 104 Конституции РФ являются

  • Президент РФ
  • Совет Федерации
  • члены Совета Федерации
  • депутаты Государственной Думы
  • Правительство РФ
  • законодательные (представительные) органы субъектов РФ
  • Конституционный Суд РФ
  • Верховный Суд РФ,
Обсуждение законопроекта

Обсуждение законопроекта происходит на заседаниях палат парламента.

Принятия законопроекта

В Российской Федерации законы принимаются в чётком соответствии со статьями 105-108 Конституции

Стадия утверждения законопроекта

( Конституция РФ , статьи 105-108)

  • Закон в РФ принимается Государственной Думой большинством голосов
  • Принятый Государственной Думой закон должен быть в течение 5 дней передан на рассмотрение СоветаФедерации.
  • Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты или в течение 14 дней он не был рассмотрен Советом Федерации
  • В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты Федерального Собрания могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий.
  • Далее закон повторно рассматривается Государственной Думой.
  • Закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее 2.3.от общего числа депутатов Государственной Думы
  • Принятый закон направляется в течение 5 дней главе государстваПрезиденту для подписания и обнародования
  • Президент в течение 14 дней подписывает и обнародует закон
  • Если Президент отклонит закон, то обе палаты вновь рассматривают его . Если не менее 2.3 Федерального Собрания выступят за закон, то Президент должен его подписать и обнародовать в течение 7 дней.

Промульгация закона — опубликование принятого и утвержденного закона в официальном печатном органе, осуществляемое главой государства в установленные законом сроки. Только после промульгации закон обретает обязательную силу.

Вступает в силу закон по истечении 10 дней со дня его официального опубликования, если самим законом не установлен иной порядок.

Таким образом, Конституция РФ определяет чёткий порядок всего законодательного процесса — от внесения инициативы до обнародования закона в обществе. Каждый этап чётко продуман, имеет свои критерии принятия закона, что позволяет наиболее объективно издавать законы страны.

Ссылка на основную публикацию