Типы избирательных систем и их характеристики

Право. 10 класс

Конспект урока

Урок №15. Избирательные системы и их виды

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

1. Что такое избирательная система?

2. Что лежит в основе избирательного процесса?

Глоссарий по теме:

Избирательная система – совокупность юридических правил, устанавливающих порядок проведения выборов, предоставления избирательных прав, определения результатов голосования.

Активное избирательное право право избирать, то есть право граждан государства участвовать в выборах в органы государственной власти, местного самоуправления.

Пассивное избирательное право право быть избранным.

Ценз специальные юридические правила, ограничивающие допущение лица к пользованию какими-либо политическими (в первую очередь избирательными) правами.

Референдум проведение тайного голосования по утверждению или не утверждению, выражению согласия или несогласия с каким-либо важным документом, действиями главы государства, парламента, правительства.

Ключевые слова: Избирательная система; избирательное право; активное избирательное право; пассивное избирательное право; избирательный ценз; избирательный процесс; тайное голосование; прямые выборы; референдум.

Основная литература по теме урока:

Певцова Е.А. Право: основы правовой культуры: учебник для 10 классов общеобразовательных учреждений. Базовый и углубленный уровни в 2 ч. Ч.1/. Е.А. Певцова – М.: ООО «Русское слово» – учебник», 2017. – 150-167 с. – (Инновационная школа).

На уроке мы узнаем, что такое избирательная система, избирательный процесс

Научимся решать типовые задания формата ЕГЭ на применение знаний ЕГЭ, касающихся вопросов избирательной системы РФ

Сможем раскрывать сущность основных понятий.

Основное содержание урока

В широком смысле избирательная система понимается как совокупность общественных отношений, складывающихся по поводу формирования органов государственной власти и местного самоуправления посредством реализации избирательных прав граждан.

При таком подходе избирательная система включает в себя принципы и условия участия граждан в выборах, порядок их назначения, подготовки и проведения, круг субъектов избирательного процесса, правила установления итогов голосования и определения результатов выборов. Основными принципами избирательной системы РФ являются: всеобщность, равенство, тайное голосование, прямые выборы, обязательность и периодичность проведения выборов

Действующее законодательство о выборах предусматривает возможность использования следующих типов избирательных систем: мажоритарной, пропорциональной и смешанной (мажоритарно-пропорциональной) избирательной системы.

  1. Мажоритарная избирательная система

Суть мажоритарной системы заключается в разделении территории, на которой проводятся выборы, на избирательные округа, в которых избиратели голосуют персонально за тех или иных кандидатов. Для избрания кандидату (кандидатам, если выборы проводятся по многомандатным избирательным округам) необходимо набрать большинство голосов избирателей, принявших участие в голосовании.

Выделяются мажоритарные системы относительного, абсолютного большинства.

Система относительного большинства исходит из того, что для избрания требуется набрать наибольшее число голосов избирателей по отношению к другим кандидатам. Она может применяться на выборах депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти, представительных органов муниципальных образований, а также на выборах глав муниципальных образований.

При системе абсолютного большинства для избрания кандидата необходимо, чтобы он набрал более половины голосов от числа избирателей, принявших участие в голосовании. Если ни одному из кандидатов не удается набрать такое количество голосов, проводится повторное голосование по двум кандидатам, за которых в первом туре выборов было подано наибольшее число голосов избирателей. Система абсолютного большинства применяется на выборах Президента РФ, а также, если это предусмотрено законом субъекта Федерации, на выборах глав муниципальных образований.

  1. Пропорциональная избирательная система

Ее применение ограничено выборами депутатов законодательных (представительных) органов; она не применяется на выборах должностных лиц. Правом выдвижения кандидатов обладают исключительно политические партии (избирательные объединения). Избиратели при такой системе голосуют не персонально за кандидатов, а за выдвинутые избирательными объединениями списки кандидатов (партийные списки), а к распределению депутатских мандатов допускаются списки кандидатов, преодолевшие заградительный барьер.

Пропорциональная избирательная система применяется на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ.

  1. Смешанная избирательная система

Смешанная (мажоритарно-пропорциональная) избирательная система является комбинацией мажоритарной и пропорциональной систем с законодательно установленным числом депутатских мандатов, распределяемых по каждой из них. Ее применение позволяет соединить достоинства и сгладить недостатки мажоритарной и пропорциональной систем. При этом политические партии (избирательные объединения) получают возможность выдвигать в качестве кандидатов одних и тех же лиц как в составе партийного списка, гак и по одномандатным (многомандатным) избирательным округам. Закон лишь требует, чтобы в случае одновременного выдвижения по одномандатному (многомандатному) избирательному округу и в составе списка кандидатов информация об этом обязательно указывалась в бюллетене, изготавливаемом для голосования по соответствующему одномандатному (многомандатному) округу.

Избирательный процесс это совокупность форм деятельности органов и групп избирателей по подготовке и проведению выборов в государственные органы и органы местного самоуправления.

Избирательный процесс включает в себя следующие стадии:

1) Назначение выборов;

2) Составление списков избирателей;

3) Образование избирательных округов и избирательных участков;

4) Создание избирательных комиссий;

5) Выдвижение кандидатов и их регистрация;

6) Предвыборная агитация;

8) Подсчет голосов и определение результатов выборов.

Выборы назначаются органами власти соответствующего уровня: выборы Президента РФ – Федеральное Собрание, Государственной Думы – Президент РФ, представительного органа субъекта РФ – глава субъекта РФ, высшего должностного лица субъекта РФ – представительный орган этого субъекта России только на календарный выходной день, но не на праздничный.

Решение о назначении выборов принимается не позднее, чем за 65 дней до дня истечения срока, на который были избраны соответствующий орган или должностное лицо.

Если назначаются выборы по причине досрочного прекращения полномочий соответствующего органа, то решение о назначении выборов должно быть принято не позднее чем через 14 дней со дня такого прекращения полномочий.

В государстве Ч. принят закон о выборах. Найдите в приведенном списке факты, которые свидетельствуют об утверждении в государстве мажоритарной избирательной системы. Запишите цифры, под которым они указаны.

1) Установлено всеобщее, равное, прямое и избирательное право

2) Баллотироваться могут только члены политических партий и независимые кандидаты – граждане данного государства

3) Депутаты нижней палаты парламента должны получить большинство голосов избирателей в своем избирательном округе

4) Выборы главы государства и парламента осуществляются регулярно и обязательно на альтернативной основе

5) Установлен семипроцентный избирательный барьер

6) Проводятся выборы местного самоуправления

Разбор типового тренировочного задания

Соотнесите принципы избирательной системы и их содержание

избиратель свободно выражает свою волю, которая остается неизвестной для каких бы то ни было физических и юридических лиц

одинаковая для каждого гражданина возможность быть субъектом права, избирать и быть избранным, осуществлять необходимые избирательные действия

гражданин, достигший 18-ти летнего возраста, вправе избирать, участвовать избирательных действиях, а по достижении возраста, быть избранным

выборные лица избираются непосредственно в тот орган, в который проходят выборы, минуя промежуточные инстанции

Соотнесите виды избирательных систем и их содержание.

Места в парламенте распределяются между политическими партиями в соответствии с количеством набранных голосов

Часть депутатов избирается в округах по мажоритарной системе, а остальные избираются по партийным спискам по пропорциональной системе

в выборах участвуют отдельные граждане, как выдвинутые партией, так и беспартийные, избранным считается тот, за кого было подано больше голосов

Виды избирательных систем, их характеристика.

Существуют 3 вида избирательных систем:

1. Мажоритарная (система большинства). Она применяется по отношению к отдельным кандидатам на государственные должности, а также к политическим партиям, которые желают избраться в состав представительного органа. При мажоритарной системе избранным на государственную должность считается субъект, который набрал большинство голосов избирателей:

1) Система абсолютного большинства: избранным считается лицо, которое получило более половины голосов избирателей (50% +1) от явившихся избирателей.

2) Система относительного большинства: избранным считается лицо, которое получило большее число голосов, чем любой из его конкурентов (40% и 30% и 20%)

3) Система квалифицированного большинства: в данном случае для избрания необходимо набрать еще большее число голосов, чем при системе абсолютного большинства, например 2/3 голосов или иной процент.

2. Пропорциональная избирательная система. Она применяется только в отношении политических партий. Избранными в данном случае могут быть несколько политических партий, число мест которых в представительном органе (Парламенте) будет зависеть (являться пропорциональным) от количества поданных за них голосов избирателей. Мандаты распределяются между партиями в соответствии с числом поданных за них голосов.

За влиянием избирателей на расположение кандидатов в списке для голосования различают следующие виды пропорциональной системы:

1) При применении системы преференций (в переводе значит «преимущество») избиратель не просто голосует за списки партии, которая избирает, но и делает пометку напротив номеру того кандидата в кандидатском списке от партии, которому он отдает свой голос. Таким образом, избирается тот, кто получил наибольшее число преференций, в случае равенства количества преференций у нескольких кандидатов от партии преимущество отдают тому, кто занимает высшее место в партийном списке.

2) Система полужестких списков предусматривает возможность для избирателя голосовать: за список в целом; определять преференции, заметив или вписав фамилии одного или нескольких кандидатов. В первом случае голоса избирателей подсчитываются по системе жестких списков, во втором – по системе преференций.

3) Пропорциональная система с жесткими списками: при голосовании избирается, прежде всего, политическая платформа и программа будущей деятельности партии;

3. Смешанная избирательная система. Для того чтобы избежать некоторых недостатков мажоритарной и пропорциональной систем некоторые государства применяют смешанную избирательную систему: часть мест в представляемом органе заполняется в рамках мажоритарной системы, а другая часть в рамках пропорциональной системы, например в Грузии.

Избирательный процесс: понятие, конституционно-правовое регулирование. Стадии избирательного процесса.

Избирательный процесс — это политико-правовая категория под которой принято понимать урегулированную Конституцией и законами деятельность государственных органов и групп избирателей по подготовке и проведению выборов в представительные органы государства и мс.

ИП включает в себя следующие стадии, последовательно сменяющие друг друга:

1. Назначение выборов.

2. Избирательно-территориальное деление.

3. Формирование избирательных округов и избирательных комиссий.

4. Регистрация избирателей.

5. Выдвижение кандидатов.

6. Проведение предвыборной агитации.

7. Образование специальных избирательных участков, функционирующих на временной основе.

9. Подсчет голосов избирателей и установление итогов голосования.

10. Установление результатов выборов и их официальное обнародывание.

11. Прекращение полномочий окружных и участковых избирательных комиссий.

Избирательные системы и их характеристика: мажоритарные, пропорциональные и смешанные избирательные системы

Избирательная система – это совокупность нормативных актов, входящих в так называемые Закон о выборах, регулирующий порядок проведения выборов, в частности, правила определения их победителей и распределения мест.

Избирательная система представляет собой набор правил, регулирующих избирательный процесс. Она отражает режим, в котором избиратели выражают свои предпочтения в отношении партии и (или) кандидата голосами и переводят голоса в места. Избирательные системы регулируют этот процесс, определяют разделение на округа, регулируют избирательную конкуренцию, голосование и пересчёт голосов. Избирательные системы являются частью избирательного права.

Избирательные системы имеют признанное значение в политическом процессе передачи политической власти. Они способствуют волеизъявлению избирателей. Избирательные системы влияют также на формирование и функционирование партийных систем.

Виды избирательных систем

В мире существуют сотни разновидностей избирательных систем. Различия между этими системами состоят в элементах, правилах, сочетании и содержательном наполнении избирательного процесса. Самыми распространёнными в мире являются следующие 3 типа избирательных систем:

  • мажоритарная (абсолютного, относительного и квалифицированного большинства);
  • пропорциональная;
  • смешанная (мажоритарно-пропорциональная).

Мажоритарная избирательная система

Сущность мажоритарной системы состоит в разделении территории государства на избирательные округа, в которых электорат персонально голосует за того или иного кандидата. Для победы на выборах кандидату надо набрать большинство голосов избирателей, принявших участие в голосовании.

Те, кто знаком с теорией голосования, часто удивляются, когда узнают, что существуют избирательные системы, отличные от правила большинства (и что есть разногласия по поводу того, что значит быть поддержанным большинством). В зависимости от выбранного значения обычная система «голосования большинства» может давать результаты, которые большинство не поддерживает.

Если на каждых выборах есть два варианта, то победитель определяется только по мажоритарной системе. Однако, когда существует более двух кандидатур, то может и не быть только одного победителя, который наберёт больше всех голосов.

Простой выбор не позволяет избирателям выразить свою волю и чувства. Различные избирательные системы могут давать очень разные результаты, особенно в тех случаях, когда нет явного преимущества большинства.

В зависимости от выбранного алгоритма обычные «мажоритарные» системы могут давать результаты, не поддерживаемые большинством. Если выбраны только два варианта, то победитель может быть определён по правилу большинства. Однако, если у нас есть три или более варианта, то может и не быть варианта, который предпочтёт большинство.

Простой выбор между вариантами не позволяет избирателям выразить порядок или масштабы своих предпочтений. Различные избирательные системы могут давать очень разные результаты, особенно когда большинство не отдаёт предпочтения одному варианту.

Мажоритарная система абсолютного большинства

При системе абсолютного большинства для победы кандидата нужно, чтобы он собрал более половины голосов (50%+1 голос) от числа принявших в голосовании избирателей. В случае, если ни одному кандидату не получается набрать более 50% голосов, то тогда инициируется повторное голосование уже по 2-м кандидатам, которые в первом туре набрали больше всех голосов избирателей. И уже во втором туре применяется относительная система голосования, потому что почти невозможно, чтобы каждый из 2-х кандидатов набрал бы ровно по 50% голосов.

Существует 2 основные формы системы абсолютного большинства: первая связана с преференциальным голосованием, а вторая – с несколькими раундами выборов до тех пор, пока не будет избран победитель большинством голосов. Системы абсолютного большинства используются в основном, когда необходимо избрать руководителя какой-то структуры (например, выборы президента, мэра, директора компании и т. п.).

Наиболее распространённый формат этой системы – мгновенное голосование, при котором после первого тура выборов от кандидата с наименьшим количеством голосов, эти голоса переходят к другому кандидату, который был следующим в списке. Этот алгоритм повторяется до тех пор, пока голоса одного кандидата не превысят 50 процентов. Тогда этот кандидат становится избранным представителем народа.

Если избиратели не полностью заполнили свои избирательные бюллетени, вполне возможно, что ни один из кандидатов не превысит требуемые 50 процентов, чаще всего в этом случае выбирается тот, у кого больше всего голосов.

Вторая по распространённости система – это двухуровневая система, в которой представитель народа обычно избирается в два тура. После подведения итогов первого тура выбывают все кандидаты, не занявшие первых двух мест. Затем во втором туре выбираются только два кандидата. Эта система голосования является очень известной и используется в десятках государств.

Мажоритарная система относительного большинства

Система относительного большинства – это система, в которой каждый избиратель голосует только за один вариант в бюллетене, а вариант, получивший наибольшее количество голосов, побеждает, даже если их менее половины от всех голосов (а кандидату необходимо набрать только большее количество голосов, чем у всех других кандидатов).

Система относительного большинства базируется на том, что для избрания одного кандидата надо просто набрать больше голосов, чем другим кандидатам. Эта система может использоваться законодательных выборах представительных органов власти (депутатов в парламент), представительных органов областных, городских образований и др.

Это наиболее распространённая форма голосования в парламент. Эта система – вторая по распространённости форма и для президентских выборов.

Мажоритарная система квалифицированного большинства

Сущность этой системы заключается в том, что для победы кандидата на выборах нужно не только набрать большинство голосов, а набрать такое большинство, которое зафиксировано в законе (например, не менее 1/3, 2/3, 3/4 от общего числа проголосовавших избирателей). Квалифицированное большинство превышает абсолютное большинство. По этой причине эта система применяется крайне редко.

Пропорциональная избирательная система

Пропорциональная избирательная система означает распределение депутатских мандатов в соответствии с общим числом поданных за избирательные списки партий голосов. В отличие от мажоритарной системы, при пропорциональной системе электорат выбирает не личность, не конкретного кандидата, а выбирает партийные списки, которые были выдвинуты избирательными объединениями.

При этом к распределению депутатских мандатов допускаются только те списки кандидатов, которые сумели преодолеть необходимый минимальный барьер (установленное законом минимальное число проголосовавших за партийный список избирателей, оно не может превышать 1% от общего числа избирателей). Сформировавшиеся вакансии заменяются следующими в порядке очерёдности в партийном списке кандидатами. В результате такой меры не предусматриваются дополнительные выборы.

Пропорциональные системы гарантируют, что каждый из победителей выборов представляет примерно одинаковое количество избирателей. Это количество называется квотой. Например, если квота составляет 1000 избирателей, то каждый кандидат будет представлять мнение не менее 1000 своих избирателей.

В большинстве пропорциональных систем используются партийные списки. Это означает, что избиратели голосуют за партии, а не за отдельных кандидатов. По каждой квоте, выигранной партией, выбирается один из её кандидатов. Чаще всего у каждой партии есть свои партийные списки. И если, например, партия получила 3 места в парламенте, то депутатами (представителями этой партии в парламенте) станут первые 3 человека из партийного списка.

Существуют различия в методах, используемых для определения квоты и её округления с целью получения определённого количества кандидатов. Метод определения выигранных мест по наибольшему остатку основывается на общем количестве избирателей, тогда как метод наибольшего среднего значения определяют квоту косвенно, разделяя голоса, полученные каждой партией, на заранее определённый ряд чисел.

Смешанная избирательная система

Смешанный тип избирательной системы называется «полупропорциональными» или «полу-мажоритарными», в зависимости от того, из какой системы он изначально происходил.

Многие демократические государства, особенно в Европе, соединяют мажоритарный и пропорциональный подход. При смешанных избирательных системах некоторая часть мандатов депутатов (50%, например) замещается путём выборов по партийным спискам, а вторая половина мандатов формируется через мажоритарные в одномандатных округах.

Использование смешанной системы даёт возможность объединить достоинства и сгладить минусы мажоритарной и пропорциональной систем. Например, политические партии обретают право выдвигать в качестве кандидатов одних и тех же своих представителей как в составе партийного списка, так и по одномандатным (многомандатным) избирательным округам. Согласно законам, нужно только обязательно указывать на факт нахождения сразу в 2-х списках в бюллетене по одномандатному (многомандатному) округу.

Альтернативные варианты избирательных систем

Внутри двух всеобъемлющих типов избирательных систем (мажоритарной и пропорциональной) существует множество альтернативных вариантов избирательных систем:

  • пропорциональное большинство с закрытыми партийными списками;
  • одномандатный вариант единого сквозного голосования, то есть пропорциональное альтернативное голосование;
  • пропорциональное представительство через британскую систему пропорционального представительства, т. е. с методом сквозного голосования в многомандатных округах с индивидуальными избирательными порогами;
  • ограниченная система голосования.

Преференциальные избирательные системы

Под преференциальным голосованием обычно понимается система голосования с немедленным исключением кандидатов. Она также известна как альтернативное голосование. При такой системе нет нескольких туров голосования. После сбора бюллетеней определяется и исключается вариант с наименьшим количеством голосов.

Поскольку исключается вариант, а не бюллетени, в последующих расчётах этот вариант игнорируется. Получается, что все варианты, расположенные ниже, чем исключённый в бюллетене, «поднимаются» на одну позицию вверх. Таким образом, при нескольких последовательных вычислениях варианты с наименьшим количеством голосов исключаются, пока не появится вариант с абсолютным большинством.

Метод Борда – это простая система преференций, предложенная Жан-Шарлем де Борда в 1781 г. При использовании этого метода все результаты голосования переводятся в числовые эквиваленты, показываются в виде числа баллов, которые набрал каждый из кандидатов. Все варианты в бюллетене получают числовые оценки в соответствии с их порядковым номером, после чего проверяется сумма этих оценок для каждого варианта. Эта система полностью отражает предпочтения избирателей, но известна широким спектром возможностей спекулятивного голосования, хорошо известных по спортивным квалификациям.

Метод Кондорсе (или парный метод) представляют собой тип преференциальной избирательной системы, которая соответствует критерию Кондорсе. Этот метод позволяет сравнить все варианты попарно (два на два). Вариант, который превосходит все другие варианты, становится победителем по Кондорсе. Для определения волеизъявления большинства избирателей нужно, чтобы каждый избиратель проранжировал всех кандидатов по порядку: от наиболее предпочтительного для себя к менее предпочтительному.

В результате этого для каждой пары кандидатов возможно определить, какое количество голосующих предпочитает одного кандидата другому. Это очень точный метод, т. к. создаётся полная и точная матрица попарных предпочтений электората. Получается своеобразная коллективная ранжировка кандидатов.

Избирательная система ограниченного голосования

Система ограниченного голосования – это система с несколькими участниками, которая даёт избирателям меньше голосов, чем количество мест. Самой простой и наиболее распространённой формой этой системы является единое непередаваемое голосование. Его можно рассматривать как особый вариант кумулятивного голосования, при котором можно голосовать только за одного кандидата.

Например, при избрании на 4 срока каждому кандидату необходимо 20% голосов для избрания. Затем при кумулятивном голосовании коалиция из 40% избирателей может получить 2 из 4 мест, причём каждый избиратель разделит свои голоса поровну между двумя кандидатами. Каждый избиратель голосует только за одного из кандидатов, и статистически можно предположить, что голоса будут разделены поровну, достигнув 20% для каждого из кандидатов. Но это всего лишь вероятность, а не гарантированный результат.

Избирательный округ

Часто цель выборов – выбрать группу из нескольких победителей. Это можно сделать, проведя разовые выборы и определив победителей по всем поданным голосам. Другая возможность – разделить избирателей по округам, которые выбирают между разными вариантами и определяют разных победителей. Первый подход на самом деле является частным случаем, когда у нас есть только один округ.

Способ определения групп и их соответствующие мандаты могут иметь сильное влияние на результаты. Избирательные округа обычно получают места в зависимости от состава населения. Изменение количества мест или границ избирательных округов является важным вопросом, так как это может привести к разному соотношению мест и численности населения, или к манипуляциям с целью искажения результатов.

Системы оценок и подсчёта голосов

Различные избирательные системы предлагают разные формы выражения воли избирателя. В одних избирательных системах избиратели должны отмечать варианты, в других – составлять список вариантов в порядке их предпочтений, в остальных – оценивать каждый вариант отдельно.

Также есть варианты, когда в бюллетене избиратели могут отмечать только один вариант, и те, в которых избиратели могут отмечать любое количество вариантов. Некоторые системы даже позволяют отмечать один вариант несколько раз.

К особым случаям могут относиться системы, в которых есть дополнительные специальные возможности, такие как возможность внести дополнительную опцию, вариант «против всех» и др.

В некоторых странах допускается также проведения предварительного голосования, чтобы определить, какие варианты оставить в бюллетене.

Когда избиратели могут оценивать каждый из вариантов в бюллетене, получается ещё более точное отражение настроения избирателей. Это предоставляет возможность большей гибкости, но только некоторые из известных избирательных систем используют это преимущество.

Избиратели оценивают каждый вариант, который может быть числом (например, от 0 до 100) или другим типом градации (например, от «плохо» до «отлично»). Рейтинговые бюллетени могут использоваться только в том случае, когда избирательная система допускает равные рейтинги. Некоторые рейтинговые системы требуют, чтобы рейтинги в бюллетенях были разными для каждого варианта, но многие избиратели предпочитают ставить одинаковый рейтинг для нескольких вариантов.

При использовании ограниченных баллов избиратели выставляют баллы в определённых диапазонах от-до, и вариант с наивысшим средним баллом становится победителем. В случае оценки большинства побеждает вариант с наивысшей средней оценкой. При голосовании «за» избиратели могут проголосовать за любое количество вариантов, аналогично ограниченному рейтингу и рейтингу большинства.

Статус-кво

Некоторые избирательные системы устанавливают минимальные требования к результатам, чтобы избежать частых изменений статус-кво. Примером такого требования является наличие большинства. Финальная версия этого требования – единогласие, когда все проголосовавшие должны поддержать окончательный результат.

Ещё один механизм для поддержания статус-кво – это требование кворума, которое устанавливает минимальное количество участников голосования по отношению к общему количеству имеющих право голоса. Это может привести к использованию стратегий, направленных на то, чтобы избиратели не смогли достичь кворума.

Избирательные системы могут благоприятствовать или ставить в невыгодное положение отдельные партии. Когда дело доходит до обсуждения вопросов избирательной системы, партии часто спорят, исходя из собственных интересов: «Право голоса – это также право на власть».

Избирательные системы оценивается по тем объективным функциям, которые они выполняют:

  • представительство: избирательная система должна отражать волю избирателей без искажений, все голоса должны быть одинаковыми не только по подсчёту, но и по значению;
  • стабильность: избирательная система должна обеспечивать формирование стабильного правительства путём принуждения большинства к одной партии или политической силе (избиратели должны иметь возможность принимать непосредственное решение о формировании правительства);
  • простота: система, которую не понимают большинство избирателей, может привести к голосованию, не совпадающему с волей избирателей.

Избирательная система. Типы, виды, смысл понятия, характеристики, признаки в таблице.

В России давно уже сложилась смешанная избирательная система, хотя в мире существуют и другие её виды и типы. У всех них есть свои особенности, признаки и уникальные характеристики, хотя сам смысл понятия не меняется в зависимости от того, как именно в том или ином государстве работает избирательное право.

Смысл понятия «избирательная система»

Избирательная система – это сложный и комплексный набор правил, расчётов, методов, процессов и правовых норм, которые призваны обеспечить регулярное избрание граждан страны на те или иные государственные должности. Она также оказывает непосредственное влияние на формирование органов государственной власти, которые состоят из избираемых граждан. При этом в зависимости от конкретного типа избирательной системы голосовать могут как непосредственно избиратели (то есть все граждане), так и определённые выборщики, представляющие собой различные политические партии.

В широком смысле понятие избирательной системы включает в себя вообще все аспекты, связанные с процессом голосования, от сроков и условий проведения выборов до системы выдачи, проверки и подсчёта бюллетеней, расходов на избирательную кампанию (здесь могут быть ограничения), разрешённых методов предвыборной кампании, количества кандидатов и т. п. Все эти особенности регулируются законодательством конкретной страны, так что характеристики избирательной системы в разных государствах отличаются друг от друга. Первая в России избирательная система появилась в 1936 году (то есть ещё в СССР, а не в современной России). Понятие избирательного права – это право каждого гражданина, достигшего совершеннолетия и являющегося дееспособным, принимать участие в выборах, то есть избирать и быть избранным.

Материалы по теме:

Таблица «Типы и виды избирательных систем»

Избирательная системаОсобенности и характеристики
МажоритарнаяГолосование ведётся через личное представительство, то есть подсчитываются голоса именно граждан, голосующих за того или иного кандидата.
ПропорциональнаяГолосование ведётся через партийные представительства. Рядовые граждане голосуют за те или иные партии, и в зависимости от того, сколько голосов партия получила, она располагает определённым количеством мандатов.
СмешаннаяВ различных избирательных округах кандидаты выдвигаются как по мажоритарному, так и по пропорциональному типу избирательной системы.

Культ мужества в Древней Греции

Оценка географического положения России

Мажоритарная избирательная система

При мажоритарной системе победителем на выборах является кандидат, набравший абсолютное или заранее установленное число голосов. Существует три вида мажоритарной системы – абсолютного большинства (побеждает кандидат, набравший более 50% голосов), относительного большинства (побеждает кандидат, набравший больше всех голосов) и квалифицированного большинства (для победы набрать заранее установленное число голосов в процентном соотношении, например, 66% или 75%). У мажоритарной избирательной системы есть как плюсы, так и минусы. К плюсам относятся следующие пункты:

  • Депутаты несут прямую ответственность перед избирателями
  • Формируется устойчивое правительство, так как побеждают на выборах те кандидаты, за которых отдаёт свои голоса большинство населения

Минусы, однако, у этой системы тоже есть:

  • Вероятность победы на выборах малочисленных политических партий снижается очень значительно
  • Выборы порой оказываются нерезультативными, и приходится проводить повторное голосование. Условия для этого устанавливаются заранее, и в некоторых случаях выборы проводятся повторно, если, например, несколько кандидатов набрали примерно равное количество голосов, и ни у одного из них нет решающего преимущества.
  • Кандидаты, получившие малое количество голосов, фактически выбывают из избирательного процесса.

Пропорциональная избирательная система

При применении избирательной системы пропорционального типа граждане голосуют за партию, которая получает определённое количество мандатов в парламенте страны пропорционально тому, сколько голосов она набрала. В современном мире пропорциональная система применяется во всех странах Европы. В России она применялась на выборах в Государственную думу в период с 2007 по 2011 год. Плюсы пропорциональной системы:

  • Каждая партия может получить определённое количество голосов
  • Учитывается мнение меньшинства, что делает выборы более справедливыми
  • Снижается вероятность избрания людей, связанных с теневым бизнесом и криминальными структурами

Минусы пропорциональной избирательной системы:

  • Депутаты несут больше ответственности перед своей партией, нежели перед народом
  • Избиратели, голосуя за свою партию, должны отдавать свои голоса за кандидатов, многие из которых им не известны
  • Мелкие партии могут препятствовать принятию важных решений
  • При использовании закрытых партийных списков ослабевает связь между избирателями и их выборными представителями
  • Система пропорционального распределения голосов сложна, и она может быть непонятна многим избирателям
  • Возможность использовании технологии «паровоза», когда избирательные списки возглавляют популярные и известные люди, которые после избрания отказываются от своих мандатов и проталкивают тем самым в парламент кандидатов из конца списка

Смешанная избирательная система

В России используется именно смешанная избирательная система. Её особенностью является то, что часть мест в правительстве распределяется по мажоритарному типу, а часть – по пропорциональному. К её плюсам можно отнести формирование устойчивого правительства, а к минусам – приоритет в основном крупных партий, а также тот факт, что ни одна политическая партия в таком случае не отражает в полном объёме интересов своих избирателей.

Избирательный процесс кратко

В зависимости от законодательной базы конкретного государства избирательный процесс может проходить по-разному. Однако, некоторые этапы являются обязательными:

  1. Назначение даты проведения выборов
  2. Организация избирательного процесса
  3. Выдвижение и регистрация кандидатов
  4. Предвыборная кампания и представление программ кандидатов
  5. Голосование
  6. Подведение и оглашение итогов голосования
  7. Публикация общедоступного отчёта о финансовых затратах на проведение выборов

Типы избирательных систем и их характеристика (таблица)

Современную демократию сложно представить себе без такого элемента, как избирательная система. Большинство политологов высказывают поразительное единство, высоко оценивая роль выборов в современном демократическом процессе. Его управляющей структурой можно смело назвать избирательную систему.

Определение избирательной системы

Свод формально определённых правил и приёмов, основное назначение которых состоит в обеспечении участия граждан страны в формировании ряда государственных органов, получил название избирательной системы. Поскольку в современных обществах существуют не только парламентские и президентские, но и выборы в другие органы власти, можно сказать, что избирательные системы вносят значительный вклад в формирование демократических основ общества.

Прежде чем сформировались современные типы избирательных систем, странам, избравшим демократические идеалы, пришлось пройти долгий и тернистый путь борьбы с сословными, расовыми, имущественными и другими ограничениями. ХХ век принёс с собой формирование нового подхода к избирательному процессу, основанному на разработке международной системы норм, в основу которой положен принцип свободы выбора.

В странах, создавших истинные демократические институты, сложились политические системы, предоставляющие доступ к власти и принятию политических решений только на основании результатов свободного всеобщего выбора граждан. Метод, позволяющий получить этот результат, – голосование, а особенности организации этого процесса и подсчёта голосов представляют сложившиеся типы избирательных систем.

Главные критерии

Для уяснения функциональной направленности избирательной системы и отнесения её к тому или иному виду следует иметь представление о том, что представляют собой всенародные выборы. Типы избирательных систем позволяют дополнить понимание выборного процесса, очертить цели и основные задачи, которым они служат. Суть их заключается в том, чтобы перевести решения, принятые избирателями, в определённый конституцией ряд правительственных полномочий и некоторое число мест в парламенте. Различие состоит в том, что именно будет использоваться в качестве критерия отбора: принцип большинства или некая количественная пропорция.

Инструментальные способы, благодаря которым реализуется перевод голосов избирателей в парламентские места и властные полномочия, позволяют наилучшим образом раскрыть понятие и типы избирательных систем.

  • количественный критерий, определяющий результаты – либо это один победивший, который получил большинство, либо несколько, исходя из пропорционального представительства;
  • способ голосования и формы выдвижения кандидатов;
  • способ заполнения и вид избирательного списка;
  • тип избирательного округа — сколько мандатов приходится на округ (один или много).

Выбор в пользу каких-либо способов или методов, в совокупности формирующих своеобразие избирательной системы той или иной страны, происходит под влиянием исторических условий, сложившихся культурно-политических традиций, а иногда на основании специфических задач политического развития. Политическая наука выделяет два основных типа избирательных систем: мажоритарную и пропорциональную.

Обобщённая типология

Главными факторами, позволяющими определить типы избирательных систем, являются способ голосования и метод распределения парламентских мандатов и правительственных полномочий. Тут следует заметить, что чистых систем в виде мажоритарной или пропорциональной не существует – обе на практике являют собой конкретные формы или виды. Их можно представить в виде непрерывной совокупности. Современный политический мир предлагает нам многообразие различных вариантов, исходя из такого же разнообразия демократий. Также открытым остаётся вопрос выбора лучшей из систем, поскольку каждая имеет как достоинства, так и недостатки.

Всё сложившееся в мировой практике многообразное сочетание элементов выборных институтов, формирующих демократические основы того или иного общества, отображают основные типы избирательных систем: мажоритарный и пропорциональный.

Мажоритарные и пропорциональные принципы

Название первой системы в переводе с французского означает «большинство». В этом случае победителем, получающим избрание, является кандидат, за которого проголосовала большая часть электората. Основная цель, которую преследует мажоритарный тип избирательной системы, заключается в том, чтобы определить победителя или некое большинство, способное претворять в жизнь политические решения. В техническом плане такая система самая простая из всех. Именно она стала первой, которую реализовали при выборах в представительные учреждения.

Главным её недостатком специалисты считают несоответствие между количеством голосов, отданных за кандидата или список, и числом полученных в парламенте мест. Проблематичным является и то, что избиратели, отдавшие голоса за партию, которая проиграла, не получают представительства в выборном органе. Поэтому уже во второй половине ХІХ столетия получила распространение пропорциональная система.

Особенности пропорциональной системы

В основу этой избирательной системы положен принцип, согласно которому места в выборные органы распределяются пропорционально – в соответствии с полученным партией или списком претендентов количеством голосов. Иными словами, партия или список получит то число мест в парламенте, какое количество голосов было за них отдано. В пропорциональной системе решена проблема предыдущей, поскольку абсолютно проигравших нет. Следовательно, те партии, у которых меньше голосов, не утрачивают своё право на распределение мест в парламенте.

Типы избирательных систем – пропорциональная и мажоритарная справедливо считаются основными, поскольку именно их начала составляют фундамент какой-либо избирательной системы.

Смешанная система — итог развития выборного процесса

Нейтрализовать недостатки и некоторым образом усилить достоинства первых двух был призван следующий, смешанный тип избирательной системы. Здесь может использоваться как мажоритарный, так и пропорциональный принцип. Политологи выделяют такие виды смешения: структурный и линейный. Применение первого возможно только в двухпалатном парламенте: здесь одна палата избирается исходя из мажоритарного начала, а вторая – из пропорционального. Линейный вид предусматривает применение тех же начал, но для части парламента, как правило – по принципу “50 на 50”.

Типы избирательных систем. Их характеристика

Более подробно разобраться с типологией избирательных систем позволит изучение сложившихся в практике различных государств подтипов.

В мажоритарной системе сложились системы абсолютного, или простого, и относительного большинства.

Разновидности мажоритарного выбора: абсолютное большинство

В данном случае для получения мандатов потребуется наличие абсолютного большинства голосов – 50%+1. То есть такое количество, которое хотя бы на один голос превышает половину численности избирателей в том или ином округе. Как правило, за основу берётся количество проголосовавших или число голосов, признанных действительными.

Кому выгодна такая система? В первую очередь крупным и известным партиям, имеющим многочисленный и постоянный электорат. Для маленьких партий она практически не даёт шансов.

Достоинство этого подтипа заключается в технической простоте определения результатов выборов, а также в том, что победитель будет представителем абсолютного большинства выбравших его граждан. Оставшаяся часть голосов не будет представлена в парламенте – это серьёзный недостаток.

Политической практикой ряда стран, использующих мажоритарную избирательную систему, выработаны механизмы, позволяющие нивелировать ее влияние путём применения повторного голосования и перебаллотировки.

Применение первого предусматривает проведение такого количества туров, какое необходимо для того, чтобы появился кандидат, который наберёт абсолютное большинство голосов.

Перебаллотировка позволяет определить победителя, используя двухтуровое голосование. Здесь кандидата могут избрать уже в первом туре. Однако это становится возможным только при условии, что за него проголосует абсолютное большинство избирателей. Если этого не случилось, то проводят второй тур, в котором необходимо набрать всего лишь простое большинство.

Несомненным достоинством данного механизма является то, что победитель будет выявлен в любом случае. Он применяется при президентских выборах и характеризует тип избирательной системы РФ, а также таких стран, как Франция, Украина, Беларусь.

Относительное большинство, или первый у финиша

Здесь основным условием становится получение простого или относительного большинства, иными словами, чтобы голосов было больше, чем у противников. По сути, принимаемое здесь за основу большинство таковым нельзя назвать, поскольку это большее из представленных меньшинств. Перефразируя англичан, можно назвать этот подтип так – «первый, кто достиг финиша».

Если рассматривать относительное большинство с инструментальных позиций, то основной его задачей выступает перевод голосов избирателей определённого округа в одно из мест в парламенте.

Рассмотрение различных способов и инструментальных особенностей позволяет получить более глубокое представление о том, какие существуют типы избирательных систем. Таблица, приведённая ниже, системно представит их, связывая с практикой реализации в том или ином государстве.

Пропорциональный принцип: списки и передача голосов

Основная техническая особенность системы списков заключается в том, что на один округ выделяется более одного мандата, и в качестве основного способа выдвижения кандидатов используются сформированные списки кандидатов от партии. Суть системы сводится к тому, что партия, которая участвует в выборах, может получить столько мест в парламенте, сколько предполагается на основании пропорции, рассчитанной исходя из голосования по всей территории выборов.

Техника распределения мандатов выглядит следующим образом: итоговое количество голосов, отданных за список партии, делят на число мест в парламенте и получают так называемый избирательный метр. Он представляет собой то количество голосов, которое необходимо для получения одного мандата. Количество таких метров, по сути, является числом полученных партией парламентских мест.

Партийное представительство тоже имеет свои разновидности. Политологи выделяют полное и ограниченное. В первом случае страна представляет собой объединённый округ и единый электорат, в котором распределяются сразу все мандаты. Такой приём оправдан для стран с небольшой территорией, для больших же государств он в некотором роде несправедлив из-за тех избирателей, которые не всегда имеют представление о том, за кого отдать свой голос.

Нивелировать недостатки полного призвано ограниченное представительство. Оно предполагает, что выборный процесс и распределение мест происходят в нескольких округах (многомандатных). Однако в этом случае иногда возникают большие несовпадения между количеством голосов, которые получила партия по стране в целом, и числом возможных представителей.

Для того чтобы избежать присутствия крайних партий, раздробленности и разобщённости в парламенте, пропорциональность ограничивается процентным барьером. Такой приём позволяет пройти в парламент лишь тем партиям, которые преодолели этот порог.

Система передачи голосов получила не такое широкое распространение в современном мире, как другие. Её основной целью является сведение к минимуму числа непредставленных в парламенте голосов и дать возможность более адекватного их отображения.

Представленная система реализуется в многомандатных округах с использованием голосования по преференциям. Здесь у избирателя есть дополнительная возможность выбирать между представителями от той партии, которой он отдал свой голос.

Типы избирательных систем таблица, расположенная ниже, представляет системно, в зависимости от практики их реализации в тех или иных странах.

Тип избирательной системы в России

В России становление собственной избирательной системы прошло долгий и трудный путь. Её принципы заложены в основном законе государства – Конституции Российской Федерации, где обозначено, что нормы избирательной системы относятся к современному ведению федерации и её субъектов.

Избирательный процесс в РФ регулируется ещё рядом нормативных актов, которые содержат в себе основные аспекты правового регулирования выборного процесса. Принципы мажоритарной системы нашли применение в российской политической практике:

  • при выборах президента страны;
  • при выборах половины состава депутатов представительных органов государственной власти;
  • при проведении выборов в муниципальные органы.

Мажоритарная система используется при выборах Президента Российской Федерации. Здесь применяется способ перебаллотировки с реализацией двухтурового голосования.

Выборы в российскую Государственную думу с 1993 до 2007 года осуществлялись на основе смешанной системы. При этом половина депутатов парламента выбиралась исходя из мажоритарного принципа по одномандатным округам, а вторая – по единому округу на основе пропорциональных начал.

В период с 2007 по 2011 гг. весь состав Госдумы избирался согласно пропорциональной избирательной системе. Следующие выборы вернут Россию к реализации предыдущей формы выборов.

Необходимо отметить, что для современной России характерна избирательная система демократического типа. Такую её особенность подчёркивают правовые нормы, согласно которым победа возможна только в том случае, если своё волеизъявление реализовала более чем четвёртая часть зарегистрированных избирателей. В другом случае выборы считаются недействительными.

Типы избирательных систем и их характеристики

Выборы — это самый древний атрибут власти, племена и народы издавна голосовали за подходящих личностей на должность вождя или старейшины. Многие современные страны не могут определить подходящий для себя тип избирательных системы и меняют их во время выборов. А большинство пользуется смешанным или гибридным видом. У каждой разновидности свои преимущества, недостатки и особенности.

Определение понятия

Под избирательной системой необходимо понимать совокупность норм, из которых формируется избирательное право — юридическое регулирование участия всех граждан государства в выборах. У большинства стран в конституциях кратко излагают информацию об этом понятии. Но в документах Российской Федерации такой информации нет. В узком смысле система — это нормы права, определяющие результаты голосования на выборах.

В этом случае определяются параметры процедуры: ее вид, тип избирательного округа, содержание и форма бюллетеней, конкретные способы подсчета итогов, поэтому при одинаковом количестве голосов, но разных типах избирательной системы Российской Федерации и других стран результаты отличаются. Государства часто меняют подходящие варианты, так они стараются избавиться от недостатков предыдущего.

Сколько существует стран в мире, столько и видов избирательных систем. Их определяют принципами распределения мандатов по результатам голосования и формирования представительных органов власти. Но на основе многолетней истории выборов появилось несколько базовых разновидностей:

  • пропорциональная;
  • мажоритарная;
  • преференциальная;
  • смешанная, гибридная или полупропорциональная.

На их основе и проводится голосование практически во всех странах мира.

Пропорциональная система

Пропорциональный тип подразумевает формирование соответствующих органов с помощью представителей разных партий. Мандаты в этом случае распределяют по числу набранных голосов, но не учитывают избирателей, которые не смогли преодолеть избирательный барьер. Обычно он составляет 5%, но в разных странах может отличаться.

Существует несколько способов реализации представительно пропорциональной системы. В некоторых государствах выборы проходят в многомандатных округах, а по спискам партий — в дополнительных одномандатных. Кое-где формируют только республиканские округа или системы с передаваемым голосом за нескольких кандидатов.

Расположение кандидатов

В партийном списке кандидаты располагаются так, как предпочтет сама партия. В закрытом видны только несколько первых фамилий, граждане должны голосовать за весь состав, а не отдельную личность. Каждый кандидат получает места пропорционально голосам. А также учитывается положение в списке. При открытой таблице избиратели видят все фамилии. Голосовать они могут за отдельного человека, группы, всю электоральную организацию или определять положение одного ее члена в списке.

Если используется система одного республиканского округа, мандаты распределяют между кандидатами пропорционально поданным голосам. Но это происходит только после преодоления барьера, равного 7%. Округ включает в себя всю территорию государства. Хотя эту систему считают недостаточно демократической, так как места распределяет не народ, а лидеры партии. Положение определенных личностей зависит не от его заслуг перед гражданами или страной, а от количества внесенных в фонд денег.

Преимущества и недостатки

К достоинствам пропорциональной системы относят:

  • примерно равное положение политических партий в избирательном органе;
  • стимулирование созданий новых региональных партий;
  • число мест пропорционально количеству полученных голосов;
  • разные избиратели могут обеспечить своих кандидатов местами в списке;
  • граждане при открытой позиции выбирают и отдельных депутатов, и партии одновременно;
  • при низком проходном барьере мелкие образования также получают возможность получить место.

Система исключает попадание в парламентский список представителей криминальных структур. Ведь они не могут повлиять на количество голосов даже с использованием своих знакомств, финансов, а также у них не получится дискредитировать другие партии.

Но есть и несколько недостатков:

  • в конкретных регионах возможна связь избирателей с гражданами;
  • органы формирует преобладающая партия;
  • образование множества мелких организаций;
  • непрямые закрытые списки дают власть только партийным лидерам;
  • возможно дробление всей системы.

Мажоритарная модель

Старейшей выборной системой считается мажоритарная. При ее использовании возможно выдвигать себя, общественные организации или кандидатов местных партий. Есть 3 разновидности этой модели в зависимости от типа большинства:

  • относительный;
  • абсолютный;
  • квалифицированный.

При первом избранным считается тот, кто набрал голосов больше, чем другие. Во втором случае кандидат должен получить более 50%. А при последнем предварительно устанавливают пропорции большинства — ¾ или 2/3, но обязательно больше половины.

Плюсы системы:

  • универсальная, так как подходит для выборов коллективных органов и отдельных кандидатов;
  • конкуренция происходит между отдельными лицами;
  • даже небольшие партии могут победить в голосовании;
  • мандат делает личность независимой от самой организации.

Система позволяет выбрать мэра, губернатора, президента либо муниципалитет, парламент. Избиратели голосуют за кандидата, учитывая его личные заслуги, а не принадлежность к определенной партии. Они выдают ему мандат, что делает граждан источником власти и позволяет характеризовать выбранное лицо подходящим на должность в парламенте.

Минусы мажоритарного типа:

  • превышение представительства партии над поддержкой избирателей;
  • меньшинства голосующих разбросаны по всей стране, поэтому они не могут выдвинуть своего кандидата в отдельных округах;
  • система абсолютного большинства дает возможность голосовать только за одного из двух лидеров, а не за понравившегося депутата;
  • кандидаты зависят от своих спонсоров, ведь результат обычно определяется его финансовым состоянием.

Часто бывают нарушения. Избирателей подкупают, а также произвольно разделяют округи, что позволяет искусственным путем соотносить политические силы на их территории. Это нарушает права голосующих граждан.

Преференциальный вариант

В современности образовалась еще одна система — преференциальная. В ней сочетаются характеристики пропорциональной и мажоритарной, но устраняются некоторые их недостатки. Голосование проходит, как и при втором типе, но итоги по выигравшим и проигравшим складываются в общую копилку.

Каждая партия должна создать 2 списка, включая руководителей в центральный и основной актив в местный. Теоретически организация, которая проиграла в избирательных округах, может обойти барьер и получить мандаты для тех, кто был в центральном списке. Эта система понятна в странах Западной Европы, но государства СНГ путаются в таких сложных подсчетах. На этой почве возникают конфликты и злоупотребления властью.

Преференциальный тип позволит избежать всех недостатков мажоритарной и пропорциональной избирательных систем. Исключается попадание в парламент партий, которые подкупают своих избирателей не реальными заслугами, а финансовой мощью, харизмой и амбициями. Особенность такой системы — современный подход к формированию органов власти и нетрадиционный способ подсчета голосов граждан.

Использование открытых списков избавляет парламент от лидеров-олигархов, продвигает более молодых и интересных депутатов. А также это приближает народ к власти, снижает проявление партийного бюрократизма, появление фаворитов и коррупции, которые являются признаками деградации государства.

Смешанный тип

Для минимизации недостатков была создана смешанная избирательная система. Ее отличительная черта — это формирование нескольких частей депутатских мандатов. Первая образуется соответственно принципам мажоритарной модели, в какой главным является создание устойчивого правительства. А для второй характерно использование пропорциональной системы, что позволяет более точно узнать количество полученных голосов и показать гражданам реальную политическую ситуацию в стране.

Проявление смешанной модели зависит от культурных и исторических традиций государства, его устройства и специфики. Влияют на ее проявление и политические принципы формирования власти. Основные преимущества:

  • улучшение качества контрольной и законообразовательной деятельности;
  • придается большее значение мнению избирателей;
  • учитываются местные ценности и традиции;
  • возможность формирования парламента из настоящих профессионалов;
  • укрепление связи партии с населением.

Законодатели более требовательно относятся к руководителям исполнительной власти, что может способствовать ответственному отношению к созданию и реализации политических проектов. Учитываются практически все возможные ценности и интересы, что существуют в народе. Состав нового парламента отобразит политические силы общества, а так как часть депутатов будет избираться и действовать согласно пропорциональной системе, у них укрепится связь с гражданами.

Бывают у такой модели и недостатки:

  • партийные списки обезличены;
  • стабильное большинство при наличии большого количества мелких организаций обеспечить не получится;
  • сохраняются некоторые минусы мажоритарной системы.

Невозможно полностью избавиться от недостатков преемственных моделей, поэтому не снижаются шансы на создание правительства на основе одной партии.

Ситуация в РФ

В России система состоит сразу из нескольких типов. Она описывается несколькими федеральными законами, связанных с выборами президента, депутатов Государственной думы, гарантиями избирательных и конституционных прав граждан, принципами организации законодательных и исполнительных органов власти.

До 2002 года использовалась разновидность мажоритарной модели, структурные компоненты которой невозможно было характеризовать абсолютным или относительным подтипом. Кандидат должен был получить большинство голосов, но не менее 25% избирателей, внесенных в списки или принимавших участие в процедуре.

Но затем система изменилась, и принципы стали едиными. Существуют отличия только при выборах должностных лиц или представительных органов. Если голосование идет за мэра, губернатора или президента, можно применять только модель абсолютного большинства. В случаях, когда ни один из кандидатов не набрал достаточное количество голосов, должен создаваться второй тур для двух лидеров. Предполагается, что один из них все-таки сможет выиграть.

Может отличаться процедура выборов в представительные органы. В этом случае используется смешанная система. А до 2011 года власти применяли пропорциональную типологию. С 2016 одна часть депутатов выбирается по одномандатным округам в сравнении со второй, за которую голосуют по единому избирательному с барьером в 5%. Современная избирательная система РФ не применяет гибридную избирательную модель и мажоритарную квалифицированного большинства.

Становление разных типов избирательных систем началось еще в древних государствах. На их изменения влияло развитие общества — уровень образования, традиции и культура населения. Даже простой народ стремился получить доступ к власти, из-за различия в интересах формировались разные партии и модели голосования.

Основные разновидности избирательных систем

Критерии классификации избирательных систем

Проблема современных избирательных систем и их классификация — одна из важнейших в избирательном праве. Чтобы дать характеристику какой-либо избирательной системы, применяемой на тех или иных выборах, нам необходимо найти ее место в системе современных избирательных систем, проследить все линии связи и взаимосвязи этой системы в совокупности с другими. Важно выделить ее отличительные черты, достоинства и недостатки, определить тот спектр отношений, который наиболее адекватно волеизъявлению граждан может быть обеспечен именно этой системой; определить общественные, государственные и политические приоритеты, которые наиболее эффективно могут быть разрешены и реализованы именно в рамках данной избирательной системы.

Необходимо также выявить историческую обусловленность данной системы, в какой степени она соответствует ментальности граждан в конкретной ситуации данной страны, оценить опыт ее применения и результаты, которые имели место в прошлом. То есть что удалось достичь благодаря применению данной системы выборов, насколько представительные органы, созданные на ее основе, оказались стабильными, динамичными, насколько они отражают реальный политический спектр отношений, соответствуют развитию демократических основ общества, приводят к новому качеству управления или, наоборот, приводят к стагнированию представительных органов власти, сворачиванию демократических институтов, ограничению прав и свобод граждан, превращая представительные органы власти в лоскутные учреждения по политическим интересам. На основе этой исторической ретроспективы — внести необходимые коррективы в функционирование избирательной системы или обоснованно перейти к другому виду или типу выборов для эффективного решения стоящих перед обществом и государством проблем.

К сожалению, как опыт показывает, мы далеко не всегда руководствуемся этими факторами, часто на первый план выходят субъективированные политические постулаты в рамках той или иной теории или конкретной ситуации в стране. В этом случае тип системы или конкретная его видовая модель корректируются не на основе вышеуказанных факторов, а имеет место другой подтекст, менее всего учитывающий волеизъявление граждан. В этих условиях в конкретные разновидности избирательных систем часто привносятся факторы, которые характеризуют другую сущностную ткань, являются чуждыми данной избирательной системе, отторгаются ею; система, в своей основе устойчивая и надежная, начинает давать сбои, гибридообразованные конструкции нарушают ее устойчивость, защищенность, отлаженный механизм системы. Она то переходит на холостой ход, то начинает работать с предельными нагрузками, идет вразнос, без учета реального волеизъявления граждан, что приводит к аномальным выборам.

Классическим примером такой системы, на наш взгляд, являлась так называемая «смешанная» система выборов в России, введенная в 1993 г. и просуществовавшая до 2006 г. Фактически здесь речь шла не об одной системе, а о двух самостоятельных системах, применяемых в одних выборах, что дезориентировало избирателей, дробило электорат, размывало электоральные предпочтения, приводило к нестабильности парламента или в обратном случае к его стагнации. Название системы «смешанная», конечно, было ошибочным, поскольку никакой она смешанной не была. Как известно, смешанная система выборов является разновидностью пропорциональной избирательной системы, где действуют именно закономерности данной системы. Наша же система ничего общего не имела со смешанной системой выборов, на что указывали отдельные исследователи еще в 1994 г. Ее можно было бы назвать полюсной, поскольку функционировали два самостоятельных типа избирательных систем.

Естественно, совместить в одних выборах эти две абсолютные полюсные системы было чревато не только для общества, но и в первую очередь для граждан, которые, подвергаясь дезориентации в электоральном пространстве, отвечали реально альтернативной системе выборов своим неучастием в ней, равнодушием к создаваемым таким способом представительным органам власти. Не случайно, что в этих условиях уровень абсентеизма значительно возрастал, а законодатель спешил ввести норму в избирательное законодательство, по которой выборы могли состояться при 20%-ной явке избирателей (поди. «а» п. 2 ст. 70 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав» от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ в первоначальной редакции)1. А в соответствии с п. 3 данной статьи это правило даже не применялось при проведении повторного голосования, т.е. явка могла быть и менее 20%, впрочем, как и на выборах депутатов представительных органов муниципального образования, где минимальный процент явки мог не устанавливаться вообще (подп. «а» п. 2 ст. 70 указанного Закона). По действующему законодательству, как уже отмечалось, порог явки и вовсе отменен.

Но рассмотрим основы типологии современных избирательных систем. Если исходить из их предназначения как систем, реализующих власть народа, то необходимо основываться на классической модели демократии, в непосредственном смысле этого понятия как Demokratia (от греческого demos — народ + kratos — власть), т.е. речь идет о народовластии. Как известно, в этом смысле различают две формы демократии: непосредственную и представительную. В современной электоральной культуре представлены обе эти формы, что, кстати, нашло закрепление и в Конституции РФ (ст. 3). При этом непосредственная демократии выступает в низшей ее разновидности, когда решение принимается непосредственно участниками малой социальной группы, и высшей в виде ре- ферендумной, плебисцитарной и других форм непосредственного принятия решений. В свою очередь, представительная демократия, как уже отмечалось в литературе, функционирует на презентатив- ной и репрезентативных основах.

Современные избирательные системы связаны с появлением представительных учреждений парламентского типа: парламента в Англии, Генеральных штатов во Франции, кортесов в Испании. Именно в этих странах реализовывалась идея формирования представительства, основанная на принципах большинства, а позднее и пропорционального представительства различных политических сил, участвующих в выборах. Эволюция систем формирования представительных учреждений парламентского типа в этих странах, прекрасно показанная Георгом Мейером, привела к современным избирательным системам, основанным на двух типах представительства — английского и французского. Вначале рассмотрим английский тип избирательной системы.

Для английского типа избирательной парламентской системы были всегда характерны консервативные начала с фактическим отсутствием их эволюции. Принципиально избирательная система не претерпела изменений, за исключением, пожалуй, систематического расширения электората. Кроме того, английская избирательная система децентрализованная, в ней нет, в нашем понимании, иерархической системы избирательных комиссий. Избирательная комиссия учреждена только в 2000 г. с передачей ей ряда функций четырех парламентских комиссий, да и то ей присущи больше не функции организации выборного процесса, а в большей степени аудитирские, в основном полномочия связаны с регистрацией политических партий, мониторингом доходов и расходов партий и организацией их финансирования. Правда, в Англии еще существуют независимые комиссии по границам избирательных округов, которые пересматривают число и границы округов примерно раз в 10—15 лет.

Выборы проводятся под руководством министра МВД, на местах организацией выборов занимаются шерифы, коммуны, различные коммунальные союзы и т.д. Серьезных попыток реформировать эту систему не предпринималось.

Система характеризовалась отсутствием скрупулезности при выборах. Процедуре выборов не уделяется какого-то особого внимания, она играла подсобную роль. Депутаты избирались как угодно, могли иметь место нарушения, но на них обращалось не очень большое внимание, главное, чтобы были соблюдены какие-то базовые начала, чтобы победитель не представлял меньшинства или не побеждал представитель меньшинства, поскольку система основана на принципе большинства. Система упрощенная, менее затратная, районированная, когда выборы идут от конкретной территории — избирательного округа (графств, бюргерств, городов, местечек, общин и т.д.), т.е. система обеспечивает представительство местных интересов, максимально персонифицированная, голосуют за человека, личность, а не партию или партийный список. Избиратели всегда знают, за кого они голосуют лично, хотя кандидаты, как правило, представляют партии. При неограниченном количестве кандидатур избирается один депутат от округа. Результаты определяются по шкале относительного большинства, победитель определяется независимо от того, сколько процентов избирателей проголосовало за него, лишь бы их было больше, чем у его конкурента. Никакого второго тура не проводится, даже если за победителя проголосовало, скажем, 10, 15 или 20% избирателей. Как мы можем представить, именно этот тип выборов заложил основы современных мажоритарных систем.

Другой тип избирательных систем основывается на ценностях французского опыта выборов. Становление выборного процесса во французские Генеральные штаты также характеризовалось мажоритарными началами, функционирующими в режиме «большинства». Для французов главное выразить дух Нации, представляющий нацию как идеальную конструкцию, венчавшую «крах Соборомании», с доведением принципа большинства до абсолютной процедурной модели.

Для французского типа характерны систематизация, упорядочивание и унификация правил выборов, введение единообразия в выборные процедуры в округах. Самой процедуре уделяется не только повышенное внимание, но и происходит ее абсолютизация. Скрупулезный подсчет голосов, не дай бог ошибиться. На первый план выходила пропорциональность — сколько проголосовало, столько и должно быть представлено депутатов в выборном органе пропорционально голосам избирателей. Кроме этого, французская избирательная система является довольно длительной кампанией, растянутой во времени. Подвержена постоянным изменениям, фактически ни одни выборы не проводились без какой-либо импровизационной новеллы. Своеобразное колебание маятника от мажоритарной системы относительного большинства при голосовании в один тур в одномандатном округе, через абсолютные мажоритарные и спектр непропорциональных (полумажоритарных) систем до классических пропорциональных систем с жесткими и гибкими списками кандидатов, с элементами панаширования и системами блокировок.

Французский тип избирательных систем ориентирован на интересы партий, рассредоточенных меньшинств, максимально денационализированных, сколько голосов — столько и мест в парламентах. Суммируя эти характеристики, мы можем констатировать, что именно французский тип выборов заложил основы пропорциональных избирательных систем.

Без понимания этих двух типов выборных режимов (английского и французского) мы не сможем дать правильную классификацию современных избирательных систем, не поймем различий в их определенных разновидностях. Вписанные в одну и ту же традицию, они могут функционировать по-разному и приводить к различным результатам при конкретном формировании представительных органов власти и местного самоуправления, а также выборов должностных лиц. Следует отметить многочисленные разновидности избирательных систем. Разноуровневые выборы в различных государственных, коммунальных, корпоративных структурах, а также в органах местного самоуправления создают определенные трудности в количественном выражении этих систем. Так, например, Н.М. Коркунов еще в конце XIX в. насчитывал только пропорциональных избирательных систем около 500. А они и тогда и сегодня не могли превышать количество мажоритарных избирательных систем. Рассмотрим основные семьи избирательных систем.

Мажоритарные избирательные системы

Мажоритарные избирательные системы являются самыми многочисленными, приоритетными как в историческом плане (выборные процедуры до XIX в. строились исключительно на принципах большинства, т.е. мажоритарных основах), так и по представительству в современном спектре избирательных систем. Поэтому классификация может строиться только на укрупненной факторности этих систем, что, собственно, является общепринятым.

Мажоритарные системы основаны на принципе большинства (фр. majoritaire

Ссылка на основную публикацию