«Зима недаром злится» – анализ стихотворения Фёдора Ивановича Тютчева

Краткий анализ стихотворения Ф.И. Тютчева «Зима недаром злится…»

1. История создания

Стихотворение поэта вышло в печать после смерти поэта, в 1836 году.

Ф. И. Тютчев, создавая произведение, не задумывался о серьезном творчестве. Оно было написано в виде наброска, адресованного другу, князю Гагарину.

2. Литературное направление

Стихотворение содержит признаки романтизма: яркие картины природы оживают под пером автора.

3. Род

Произведение относится к роду лирики.

4. Жанр

Стихотворение Ф. И. Тютчева «Зима недаром злится…» синтез пейзажной и философской лирики поэта. Картины природы можно соотнести с развитием человеческого общества.

5. Проблематика

В небольшом по размеру стихотворении Ф. И. Тютчев поднимает несколько важных проблем:

  • противостояние старой и новой жизни;
  • невозможность остановить эволюционный процесс;
  • вера в счастливое обновленное будущее.

6. Тематика

Основная тема стихотворения — описание межсезонья, переходного времени года, когда на смену холодной суровой Зиме, «ведьме злой», приходит «прекрасное дитя» Весна.

7. Идея

Простые строки стихотворения Тютчева содержат глубокий смысл. Основная идея поэта — на примере природных явлений показать обновление жизни.

На смену старому, отжившему свой век порядку обязательно должно прийти что-то новое, сильное, молодое.

8. Пафос

Строки стихотворения проникнуты жизнеутверждающим оптимистическим пафосом. Пробуждение природы несет радость и надежду на счастье.

В произведении есть нотки юмора и иронии. Они помогают автору показать беспомощность убегающей прочь Зимы.

9. Система образов

Поэт использует незамысловатую систему образов. Читатель встречается с двумя главными персонажами: Зимой и Весной, которые борются друг с другом. События развиваются на фоне картин природы.

Эпизодические герои помогают нам включить воображение. Веселые жаворонки «подняли трезвон», некое обобщенное «всё» «нудит Зиму вон».
Окружающий мир с радостным воодушевлением пытается помочь долгожданной красавице Весне.

10. Центральные персонажи

Главные героини произведения — Весна и Зима — противопоставлены друг другу. Они наделены поэтом человеческим чертами характера.

Зима, старая немощная особа, сначала «попусту хлопочет», недовольно «ворчит», пытаясь отстоять свои позиции. Видя тщетность усилий, кидается снегом. «Взбесилась ведьма злая», — потешается над ней автор.

Сила на стороне румяной и юной Весны. Ее приход поддерживает все живое. С образом Весны связано оживление, шум, возрождение. «Прекрасное дитя», прогоняя соперницу, хохочет, умывается снегом и делается еще румянее и сильнее.

11. Лирический герой

Лирический герой стихотворения — рассказчик, который со стороны наблюдает за происходящими событиями. Его симпатии полностью на стороне побеждающей Весны.

Чувствуется, что пробуждение природы от зимней спячки влияет и на человека, потому что он неотъемлемая ее часть.

12. Сюжет

Особенность сюжета в его сказочности. Ожившие силы природы на глазах у читателя соперничают друг с другом.

И, как принято в любой сказке, добро побеждает зло:

  • стихотворение начинается со вступления: «Весна в окно стучится»;
  • завязка сюжетной линии содержится в описании окружающего мира природы, радостно встречающего приход весны;
  • развитие сюжета — противостояние двух времен года;
  • кульминация повествования: Зима от бессилия и злобы кидает в Весну комом снега и убегает;
  • последняя строфа содержит развязку сюжета и заключение. Весна одержала победу.
    Сюжет имеет повествовательный характер.

13. Композиция

Стихотворение, состоящее из пяти строф, построено по принципу кольцевой композиции. Начало и конец произведения — описание Весны.

Стихотворение можно разделить на четыре части:

  • вступление — первая строфа;
  • изменения в природе с приходом весны — вторая строфа;
  • поведение зимы — третья и четвертая строфа;
  • заключение — пятая строфа.

14. Художественное своеобразие

Стихотворение Ф. И. Тютчева «Зима недаром злится…» — яркая динамичная пейзажная зарисовка. Картину смены времен года Ф. И. Тютчеву удается создать с минимальным использованием прилагательных («злая ведьма», «прекрасное дитя»). В произведении действие сменяет действие, а описания отсутствуют.

Это не мешает читателю представить происходящие события. Мы наслаждаемся песнями жаворонков, слышим сварливый голос дряхлой Зимы и веселый смех Весны. Стихотворение наполнено красками, звуками, эмоциями. И все это великолепие создано без главных помощников — прилагательных.

15. Размер, рифма, строфика

Стихотворение состоит из пяти коротких четверостиший, написанных трехстопным ямбом.

На протяжении всего произведения поэт использует перекрестную рифмовку (АБАБ), чередуя женскую и мужскую рифму.

16. Средства художественной выразительности

Отличительной особенностью стихотворения является минимальное использование поэтом средств художественной выразительности.

  1. На протяжении всего текста автор применяет олицетворения. Весна и Зима рисуются Ф. И. Тютчевым, как живые одухотворенные существа:
    Зима «злится», «взбесилась», «хлопочет»;
    Весна «в окно стучится», «хохочет», «шумит».
  2. Благодаря просторечной лексике («пуще», «взбесилась», «ворчит»), текст становится понятным и близким любому человеку.
  3. Прием противопоставления (злая старая Зима и веселая юная Весна) помогает увидеть контраст между отживающим прошлым и счастливым будущим.

17. Значение произведения

Значимость стихотворению придает глубокий философский смысл. Старое никогда не сдается без борьбы, но оно обречено на поражение, потому что на смену ему идет новое. Оптимистическое настроение произведения заставляет верить в светлое будущее.

18. Актуальность

Идея стихотворения «Зима недаром злится…» никогда не утратит своей актуальности.

Время не повернуть вспять. И так же, как за зимой обязательно приходит весна, неся с собой обновление и пробуждение природы, одно поколение будет сменять другое, заставляя человечество двигаться вперед.

19. Мое отношение

Мне нравится стихотворение Тютчева своей простотой и глубиной одновременно. В нем все просто, понятно, привычно и в то же время необычно и сказочно. Читаешь, ждешь весну, а думаешь о грядущих переменах в собственной жизни.

20. Чему учит

Стихотворение «Зима недаром злится…» учит нас вере, надежде и активности. Образ бесстрашной Весны — пример для подражания любому молодому человеку, который стремится сделать мир лучше, добрее и красивее.

Ф. И. Тютчев. Зима недаром злится.

Анализ стихотворения Фёдора Ивановича Тютчева ” Зима недаром злится. ”
В помощь учителям-словесникам и учащимся средней школы.

1.
Фёдор Тютчев
Зима недаром злится (1836)

Зима недаром злится,
Прошла ее пора —
Весна в окно стучится
И гонит со двора.

И все засуетилось,
Все нудит Зиму вон —
И жаворонки в небе
Уж подняли трезвон.

Зима еще хлопочет
И на Весну ворчит:
Та ей в глаза хохочет
И пуще лишь шумит.

Взбесилась ведьма злая
И, снегу захватя,
Пустила, убегая,
В прекрасное дитя.

Весне и горя мало:
Умылася в снегу
И лишь румяней стала
Наперекор врагу.

2.
Немного о поэте

Тютчев Федор Иванович (1803 — 1873)

Русский поэт, член-корреспондент петербургской Академии Наук (1857). Духовно-напряженная философская поэзия Тютчева передает трагическое ощущение космических противоречий бытия.

Родился 23 ноября (5 декабря н.с.) в усадьбе Овстуг Орловской губернии в стародворянской среднепоместной семье. Детские годы прошли в Овстуге, юношеские — связаны с Москвой.

Домашним образованием руководил молодой поэт-переводчик С. Раич, познакомивший ученика с творениями поэтов и поощрявший его первые стихотворные опыты. В 12 лет Тютчев уже успешно переводил Горация.

В 1819 поступил на словесное отделение Московского университета и сразу принял живое участие в его литературной жизни. Окончив университет в 1821 со степенью кандидата словесных наук, в начале 1822 Тютчев поступил на службу в Государственную коллегию иностранных дел. Через несколько месяцев был назначен чиновником при Русской дипломатической миссии в Мюнхене. С этого времени его связь с русской литературной жизнью надолго прерывается.

На чужбине Тютчев провел двадцать два года, из них двадцать — в Мюнхене. Здесь он женился, здесь познакомился с философом Шеллингом и подружился с Г. Гейне, став первым переводчиком его стихов на русский язык.

Настоящее признание поэзия Тютчева впервые получила в 1836, когда в пушкинском “Современнике” появились его 16 стихотворений.

В 1844 переехал с семьей в Россию, а через полгода вновь был принят на службу в Министерство иностранных дел.

Дарование Тютчева, столь охотно обращавшегося к стихийным основам бытия, само имело нечто стихийное; в высшей степени характерно, что поэт, по его собственному признанию выражавший свою мысль тверже по-французски, чем по-русски, все свои письма и статьи писавший только на французском языке и всю свою жизнь говоривший почти исключительно по-французски, самым сокровенным порывам своей творческой мысли мог давать выражение только в русском стихе; несколько французских стихотворений его совершенно незначительны. Автор “Silentium”, он творил почти исключительно “для себя”, под давлением необходимости высказаться пред собой. Бесспорным, однако, остается указание на “соответственность таланта Тютчева с жизнью автора”, сделанное еще Тургеневым: “. от его стихов не веет сочинением; они все кажутся написанными на известный случай, как того хотел Гете, т. е. они не придуманы, а выросли сами, как плод на дереве”.

3.
В стихотворении Ф.И. Тютчева ” Зима недаром злится. ” пять строф по четыре строки каждая – итого двадцать строк. Рифма – перекрёстная: ” злится – стучится” – рифмуются первая и третья строки; “пора – со двора” – вторая и четвёртая. Размер – трёхстопный ямб.

Художественный эффект стихотворения достигается с помощью разнообразных тропов: олицетворения, метафор, эпитетов, сравнений, противопоставлений ( антитезы ).
Зима олицетворяется со злой ведьмой, Весна – с прекрасным ребёнком.
Слова “Зима” и “Весна” написаны, как имена собственные, с большой буквы, что делает эти времена года живыми героинями стиха, самостоятельно и по-разному действующими, имеющими свой характер.

Зима злится на Весну, которая стучится к ней в окно и гонит её со двора. Поэтому Зима вынуждена ворчать на Весну и хлопотать о своём пребывании на дворе.
А в чём могут выразиться ворчание и хлопоты Зимы? Ранней весной и снежные метели возможны, и ночные морозцы

Зима не выносит смеха Весны, её действий и убегает в бешенстве, напоследок запустив в Весну то ли увесистым снежком, то ли обрушив на неё целую лавину снега.
Весна – месяц, не только следующий за Зимой, но и словно бы выходящий из Зимы, поэтому он не так противопоставлен Зиме, как. скажем, лето, и в связи с этим в двух этих понятиях нет ещё глубокой антитезы.
Противопоставлением ( антинтезой ) в этом тексте могут являться такие понятия, как ” ведьма злая” ( Зима ) и ” прекрасное дитя” ( Весна ) и две эмоции – злость Зимы и смех ( радость ) Весны.

Помимо ” злой ведьмы” в стихах дан и ещё один синоним к этому понятию – “враг” Весны.
Однако эти синонимы не явные, а контекстуальные, поскольку два несинонимичных понятия метафорически сближены именно в данном контексте.
Врагом Весну воспринимает Зима и обращается с Весной, как с врагом. Весна же не враждует, а утверждает своё законное право на смену времён года, так полна молодых сил, влекущих её к стремительному развитию.

Как бы ни любили мы Зиму, автор склоняет симпатии читателя на сторону Весны, тем более, что Зима пытается обидеть прекрасное дитя, а это не в её пользу.
Несомненно, дети бывают шаловливыми и озорными – такой и дана Весна в этом произведении – но это не бессмысленные шалости, это – природная необходимость.

На стороне Весны буквально “всё” – ведь ” всё засуетилось, всё нудит Зиму вон”. ” Всё” – это природа, пробуждающаяся от зимнего сна, выходящая из зимнего оцепенения. Все процессы, происходящие в этот момент в недрах земли, в стволах деревьев, в жизни птиц, – активны и стремительны. Жаворонки сообщают об этом ” поднятым трезвоном”.

По-своему Весна деликатна: она предупреждает о своём приходе ” стуком в окно”, то есть она к Зиме постучалась, прежде чем войти в уже не принадлежащие той пределы. ” Гонит со двора”. – глагол “гонит” дан здесь как синоним к глаголу “нудит”, то есть направляет, торопит, понуждает идти в определённом направлении.” Очевидно, что грубостей Весна себе по отношению к Зиме не позволяет.

Никакими препонами Зиме не удержать Весну: смелая Весна (” в глаза хохочет”) принесла с собой пение птиц, звон капели, шум ручьёв, и этот шум становится всё “пуще”.Таким образом текст стихотворения наполнен разнообразнейшими звуками ранней весны.
Орудие битвы Зимы, снег, Весна, как истиный философ-мудрец, несмотря на свою молодость, берёт на пользу себе: ” умылася в снегу и лишь румяней стала. “

С помощью картины неравной битвы ( исход которой предопределён ) старой ведьмы и удивительного румяного младенца Тютчев даёт картину смены времён года в духе метафорических представлений наших предков, исповедовавших язычество, – картину яркую, динамичную, ведь на наших глазах происходит столько превращений:
И все засуетилось,
Все нудит Зиму вон —
И жаворонки в небе
Уж подняли трезвон.

Интересно, что метафора ” И всё засуетилось” может отнести нас к старинному славянскому празднику Жаворонки, действительно приходящемусяся на 22 марта – день весеннего равноденствия. Считалось, что в этот день возвращаются на родину жаворонки, а за ними летят и другие перелетные птицы. В этот день дети с пряничными жаворонками в руках шли с родителями в поле и припевали:

“Жаворонки, прилетите!
Студену зиму прогоните!
Теплу весну принесите!
Зима нам надоела,
Весь хлеб у нас поела!”

Зрительный ряд стиха наряду со звуковым увлекает читателя во всю эту весеннюю кутерьму.
Последнее противостояние Зимы выражены с помощью богатейших метафор: “Зима недаром злится”, ” прошла её пора”, Весна в окно стучится и гонит со двора”. Попробуем указать все метафоры в этом удивительном стихотворении, и мы убедимся, что они присутствуют в каждой строке. То есть метафорой весны является как каждый катрен в отдельности, так и всё произведение в целом. Всё стихотворение от начала до конца – одна развёрнутая метафора, что делает его необыкновенно богатым и по форме, и по содержанию.

Отличительным приёмом данного стиха является обилие глаголов активного действия: “злится”, “прошла”, “стучится”, “гонит” – в первой строфе; “засуетилось”, “нудит”, “подняли” – во второй строфе; “хлопочет”, “ворчит”, “хохочет”, “”шумит – в третьей; “взбесилась”, деепричастие “захватя, “пустила”, деепричастие “убегая” – в четвёртом катрене; “умылася”, глагол-связка “стала” – в пятом. Нетрудно подсчитать, что количество глаголов и глагольных форм ( два деепричастия при наличии пятнадцати глаголов ) по строфам распределилось в следующем порядке: 4,3,4,4,2. В последнем катрене всего два глагола, характеризующие только Весну, так как Весна победила и Зимы на дворе уже нет.
Все эти семнадцать глаголов и глагольных форм и сформировали метафоры данного стиха в таком обилии.

А эпитетов автору уже не понадобилось в большом количестве – их всего три: “злая” ( “ведьма злая” – инверсия, обратный порядок слов, ещё глубже характеризующий Зиму, при том, что логическое ударение также выделяет эпитет ” злая” ), “прекрасное” ( “прекрасное дитя” – прямой порядок слов ) и сравнительная степень прилагательного “румяней” в составном именном сказуемом ( “румяней стала” – обратный порядок слов ).

4.
Присутствие авторского отношения к происходящему в стихотворении ” Зима недаром злится” очевидно, но выражено оно не с помощью первого лица ( автора, как лирического героя, как бы и не видать ), а с помощью иных, уже указанных средств. Автору нравится, как “прекрасное дитя” “хохочет”, какое оно жизнерадостное ( “Весне и горя мало” – фразеологизм, образующий в контексте стиха метафору ), не боящееся холода ( “умылася в снегу” ), каким здоровьем и оптимизмом оно пышет (” И лишь румяней стала наперекор врагу” ). Все симпатии автора – на стороне Весны.

Таким образом прославление Весны стало прославлением кипучей энергии, молодости, смелости, свежести, и энергия трёхстопного ямба подошла здесь как нельзя лучше.

5.
В русской пейзажной лирике вряд ли ещё встретится подобное описание Зимы: зима, как правило, в русских народных песнях, в литературных обработках фольклора – герой, хотя порой и суровый, но положительный, а не отрицательный. Её ждут, её приветствуют, её любовно поэтизируют:

“…Здравствуй, гостья-зима!
Просим милости к нам
Песни севера петь
По лесам и степям.”
( И.Никитин )

“Поет зима — аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.”
( Сергей Есенин )

В 1852 году, через шестнадцать лет после ” злящейся Зимы”, Ф.И. Тютчев написал стихи о зиме несколько в ином ключе, без отрицательной коннотации:

“Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит. “

Однако если прежде Зима характеризовалась Тютчевым как ” ведьма”, то затем она превратилась в ” чародейку”, “колдунью”. Собственно все эти три слова – ведьма, чародейка, колдунья – синонимы. Правда, в нашем сознании слово ” чары” связано с какими-то волшебными, чарующими явлениями. Зима, чародейка в начале своего появления, перерождается по мере своего истощения в ведьму, чьи чары ослабевают.

Подолгу находящийся в отрыве от родины, читающий литературу на немецком и французском языках и пишущий статьи по-французски ( напомним, что только при создании лирических произведений поэт отдавал предпочтение русскому языку ), Тютчев ввёл в зимнюю тематику скорее всего представления и западно-европейской, не только российской поэтики, но тем и обогатил русскую поэзию, внёс в стихи о природе свой, тютчевский, оттенок.

6.
Объяснение непонятных учащимся слов.

НУДИТ – принуждает, заставляет.

ХЛОПОЧЕТ – Хлопотать – 1. без доп. Заниматься чем-нибудь с усердием, работать, суетиться.

ПУЩЕ – нареч. (простореч. ). Больше, сильнее, крепче.

Анализ стихотворения «Зима недаром злится…» (Ф.И.Тютчев)

В творчестве Ф.И.Тютчева преобладает пейзажная лирика, стихотворение «Зима недаром злится…» также можно отнести к этому разделу. На примере этого произведения можно увидеть основные темы и мотивы лирики поэта, узнать о его «любимых» средствах художественной выразительности. С этим вам поможет разбор текста от Многомудрого Литрекона.

История создания

Стихотворение «Зима недаром злится…» было написано в 1836 году, однако опубликовано лишь после смерти поэта. Тютчев в 30-е годы уделял в своей пейзажной лирике особое внимание такому времени года, как весна. В этот период были созданы следующие стихотворения: «Весенние воды», «Весна», «Весенняя гроза» и другие. Поэт тонко чувствовал наступление такого времени года, его душа словно оживала вместе с приходом теплых дней после долгой зимы.

Как-раз в это время у поэта начался роман с Эрнестиной Дёрнберг. Он был женат, а она — замужем, но это не помешало им влюбиться друг в друга и обрести радость в общении. Эти отношения стали причиной того внутреннего подъема, который ощутил поэт. Его он и описывал в образе долгожданной весны.

Жанр, направление, размер

  • За границей Тютчев «освоил» такое литературное направление, как романтизм. В стихотворении «Зима недаром злится…» можно увидеть черты этого направления: культ природы, особое внимание к внутреннему миру человека.
  • Жанр стихотворения «Зима недаром злится…» — пейзажная и философская лирика. В произведении изображены картины природы (противостояние зимы и весны), но также можно увидеть и размышления автора о юности, о непобедимой силе всего живого (весна, как олицетворение всего молодого, живого побеждает «злую ведьму» — зиму).
  • Размер стихотворения «Зима недаром злится…» — трёхстопный ямб, что придет строкам легкость при прочтении, воздушность. Рифма – перекрестная.

Композиция

Произведение состоит из пяти строф, композиция – кольцевая. В первой и последней строфе весна торжествует над зимой: новое приходит на смену старому, этот процесс невозможно приостановить, как бы сильно не злилась «ведьма».

По смыслу в стихотворении можно выделить три части.

  1. В первой мы узнаем о приходе весны, беспомощности зимы;
  2. Во второй происходит последняя схватка двух времен года;
  3. Наконец, в третьей, весна, непобедимая, «наперекор врагу» восторжествовала.

Образы и символы

В стихотворении «Зима недаром злится…» можно выделить несколько значимых образов.

  • Зима в творчестве Тютчева – воплощение отжившего, всего прошлого. Не случайно в стихотворении лирический герой называет это время года «злой ведьмой».
  • Образ весны вводится на контрасте с зимой. Весна – олицетворение юного ребенка, молодости, чистой красоты. Она приносит в жизнь человека счастье, в душу – радость.
  • Весна и зима становятся живыми существами в стихотворении Тютчева. Как люди, они могут хохотать, ворчать, шуметь. Это особенность поэзии Тютчева – одушевление природных явлений.

Темы, настроение, проблемы

  • В стихотворении «Зима недаром злится…» основная тема – природа, в частности, изображение наступления весны. Лирический герой тонко чувствует все изменения, происходящие в природе, поэтому такое привычное явление, как смена времен года, превращается в его сознании в настоящую схватку двух противников.
  • Также затронута тема жизни и молодости. Весна, олицетворение всего живого, юного, побеждает «злую ведьму» зиму, которая связана с чем-то мрачным, неживым. Так, в противостоянии двух всегда победит непорочное, чистое, молодое.
  • Стихотворение проникнуто радостным, воодушевленным настроением. Всё живое с улыбкой встречает долгожданную весну, а зиму «нудит вон». С приходом весны не только возрождается окружающий мир, но и душа человека. На сердце становится радостно, легко.

Основная идея

Главная мысль стихотворения заключена в особом восприятии весны. Для лирического героя – это новая жизнь, новые эмоции, чувства, впечатления. С приходом тёплых дней оживает всё вокруг и внутри человека. Это происходит из-за неразрывной связи человека и природы. Всеобщее возрождение помогает лирическому герою «вспрянуть ото сна», оно придает ему новые силы и вдохновение.

Смысл, заложенный в стихотворении «Зима недаром злится», понятен и близок каждому из нас: в борьбе между жизнью и смертью, новым и старым, пробуждением и сном нужно выбирать первое. Каждый из нас должен быть готовым встретить весну в своем сердце и стряхнуть сонную одурь.

Средства художественной выразительности

Благодаря тропам стихотворение отличается своей мелодичностью, динамикой, яркими образами.

  • Так, с помощью олицетворения поэт «оживляет» Весну и Зиму. Два соперника сходятся в последней схватке: «взбесилась ведьма злая», Весна «умылася в снегу».
  • Также поэт использует сравнение: зима уподобляется злой ведьме, весна — румяному ребенку.
  • В стихотворении поэт использует немного эпитетов, создавая динамичное произведение (глагол – основная часть лексики): «ведьма злая», «прекрасная дитя». Первый эпитет относится к зиме, второй – к весне. Они создают контраст между Зимой и Весной.
  • Благодаря аллитерации в третьей строфе на букву «ш» мы слышим приближающийся шум ручьев, что говорит о скором приходе весны.

Анализ и история создания стихотворения «Зима недаром злится»

В 1836 году Фёдор Иванович Тютчев написал произведение, в котором выразил всю глубину любви к природе и продемонстрировал философское восприятие жизни. В рамках школьной программы краткий анализ стихотворения «Зима недаром злится…» учащиеся выполняют во втором классе. По заданию учителя ребята делают самостоятельный разбор, составляют конспект и заполняют читательский дневник.

  1. История создания
  2. Основная тема
  3. Особенности композиции
  4. Жанровая принадлежность
  5. Средства выразительности

История создания

Ф. И. Тютчев написал поэтические строки о зиме, которая злится, в период, когда у его таланта уже были почитатели. Произведения автора публиковались в журналах, и публика ждала их появления с нетерпением. У поэта уже был свой почерк, по которому его лирику можно было безошибочно отличить от творчества других мастеров. Каждое произведение — как красочный рисунок. Особенности, которые отличали стихи Фёдора Ивановича:

  • охват нескольких тем в рамках одного произведения;
  • лёгкость, воздушность повествования;
  • выраженная любовь к природе;
  • раскрытие глубоких тем;
  • присутствие философских размышлений.

Все эти черты есть в стихотворении «Зима недаром злится…». Автор написал его, когда был влюблён в Эрнестину Дёрнберг.

Женщина была замужем, а Фёдор Иванович женат, но это не мешало обоим испытать возвышенные чувства.

Поэт ощущал эмоциональный подъём, который нашёл отражение в образе Весны.

Основная тема

Главная мысль и идея произведения в том, что смена сезонов — прекрасное явление, хотя для многих оно привычно. В событии, которое повторяется каждый год, автор сумел увидеть сказку, скрытую от большинства людей. Зима и весна в его строках — это не просто сезоны, а яркие живые образы, выписанные так тщательно, что стих похож на картину. Повествование ведётся от имени лирического героя, который называет холодное время года «ведьмой злой». Он рад, что ворчливой старухе, хоть она и старается создать помехи Весне, скоро придётся уйти.

Весенняя пора в стихотворении Тютчева представлена в образе молодой красавицы.

При вдумчивом изучении произведения открывается философский смысл. Можно провести параллели с реальной жизнью: всё старое когда-то отживает свой век, и ему на смену приходит свежая и смелая молодость. Добро побеждает зло, безобра́зное уступает под натиском красоты, а обновление приходит на смену застою.

Особенности композиции

У стихотворения кольцевая композиция. Оно начинается описанием весны, которое выглядит как иллюстрация, и им же заканчивается. В стихотворении 4 части. Вот их краткое содержание:

  • Первая. Автор рассказывает о приходе Весны. Юная красавица стучит в окно и «гонит со двора» ворчливую зиму.
  • Вторая. Она состоит из описания проснувшейся природы. Жаворонки начали трезвонить, всё живое засуетилось и обрадовалось.
  • Третья. Лирический герой Тютчева говорит про Зиму так, что читатель видит чёткую картинку. Старуха ворчит и хлопочет, но молодость уже вступает в свои права, и с ней сложно тягаться. Соперница убегает, унося с собой холода, но не желает отступать просто так, а бросает в Весну снегом.
  • Четвёртая. В этой части пришедшее на смену Зиме время года предстаёт в образе румяной девушки. Весна с каждым днём становится прекраснее и расцветает, несмотря на недовольное ворчание. «Ведьма злая» — так говорит Тютчев про Зиму.

Жанровая принадлежность

Жанр стихотворения Фёдора Ивановича — пейзажная лирика. Все строки произведения посвящены природе, которую красочно описывает автор. При этом стихи похожи на добрую сказку, на что указывают следующие признаки:

  • Зима и Весна — не просто названия времён года, а имена героинь, потому что автор употребляет их с заглавной буквы;
  • у обеих есть характеры;
  • явления природы в произведении оживают.

В качестве стихотворного размера Тютчев выбрал ямб. Творение состоит из 5 четверостиший. Виды рифмовки:

  • Мужская. Вон — трезвон, ворчит — шумит.
  • Женская. Злая — убегая, хлопочет — хохочет.
  • Точная. Пора — двора, злится — стучится.
  • Неточная. Мало — стала.

Первая строка зарифмована с третьей, а вторая — с четвёртой. Такой способ называется перекрёстным.

Средства выразительности

В стихотворении о зиме проявилось умение Тютчева подчёркивать красоту природы с помощью разнообразных средств выразительности. Автор применил такие художественные приёмы:

  • Олицетворения. Весна «стучится» в окно, «умывается» снегом, а Зима «злится», «хлопочет» и «ворчит». Героини ведут себя как люди.
  • Метафоры. «Прекрасное дитя», «ведьма злая».
  • Гиперболы. «Наперекор врагу», «взбесилась».
  • Аллитерация. Повторяющиеся согласные «н» и «з» подчёркивают звучность птичьего гомона, который подняли жаворонки в небе. Чтобы передать весенний шум, автор несколько раз применяет звуки «щ», «ч», «ш», «х». Зима «хлопочет» и «ворчит», ведь её пора «прошла», а Весна «хохочет» и «шумит».

Чтобы передать оживление и суету, поэт употребляет множество глаголов.

Они задают ритм произведению и показывают, какой шумной и весёлой выглядит борьба главных героинь.

«Зима недаром злится» анализ стихотворения Тютчева по плану кратко – история создания, идея, год, сравнение

“Зима недаром злится” – стихотворение, написанное Ф. И. Тютчевым в 1836 году. В нем проявилась любовь поэта к природе, его философское отношение к действительности. Познакомьтесь с кратким анализом “Зима недаром злится” по плану. Данный разбор будет полезным при изучении произведения на уроке литературы во 2 классе.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Зима недаром злится.

История создания – стихотворение было написано в 1836 году, в период творческого подъема, который переживал поэт.

Тема – борьба зимы и весны как символ вечного противостояния уходящего и нового, неизбежная победа юности.

Композиция – кольцевая, описание начинается с образа Весны и заканчивается им.

Жанр – пейзажная лирика.

Стихотворный размер – ямб, стих состоит из пяти четверостиший, используется точная и неточная, мужская и женская рифма, способ рифмовки – перекрестный АВАВ.

Олицетворения“Зима недаром злится”, “Весна в окно стучится”, “Зима еще хлопочет и на Весну ворчит”, “Весне и горя мало: умылася в снегу”.

Метафоры“Взбесилась ведьма злая”, “В прекрасное дитя”.

Аллитерация“И жаворонки в небе уж подняли трезвон”, “Зима еще хлопочет и на Весну ворчит, та ей в глаза хохочет и пуще лишь шумит…”.

Гиперболы“Взбесилась ведьма злая”, “Наперекор врагу”.

История создания

Произведение вписывается в общую картину лирики Тютчева, главная идея которой – любовь к природе. “Зима недаром злится…” было написано в 1836 году. В это время поэт уже приобрел популярность среди широкой публики, печатался в журналах. Наметились особенности стиха Тютчева – переплетение нескольких тем, легкость изложения, осмысление глубоких философских вопросов, и, главное, большая любовь поэта к природе. Все это отразилось в изучаемом стихотворении.

Главная мысль стихотворения скрыта. Она выражается через описание на первый взгляд привычных событий – смены сезонов. Но поэт делает это, создавая живые образы Весны и Зимы. Лирический герой рад тому, что ворчливая старуха, “ведьма злая”, Зима, несмотря на ее попытки остановить ход событий, проиграет молодой, красивой Весне.

Есть особый философский смысл в создании таких героинь. Проводится некая линия сравнения между сменой времен года и обновлением вообще. Юность, смелая, свежая, всегда победит, приходя не смену отжившему.

Композиция

Композиция стихотворения – кольцевая. Поэт начинает и заканчивает описанием весны. Всего можно выделить четыре части.

Из первой мы узнаем, что приходит весна. Она “в окно стучится и гонит со двора” злую старуху-зиму. Во второй части описывается атмосфера, которая царит в природе: “все засуетилось”, “жаворонки… уж подняли трезвон”.

Третья часть – описание Зимы. Она “еще хлопочет”, “ворчит”. Зима уже не может противостоять своей молодой сопернице, поэтому убегает, успевая запустить в нее снегом. В четвертой, заключительной части мы снова видим перед глазами красивую, румяную девушку-весну, которой нипочем проделки Зимы, она становится еще прекраснее.

Стихотворение относится к жанру пейзажной лирики, в нем красочно описывается природа. Но, благодаря использованным приемам, оно может напомнить сказку: автор оживляет явления природы, наделяет их характерами, их названия использует в качестве имен, употребляя слова “Зима” и “Весна” с заглавной буквы.

Произведение состоит из пяти строф, представленных четверостишиями. Стихотворный размер – ямб. Автор использует различные виды рифмы: точную (злится – стучится, пора – двора), неточную (мало – стала), мужскую (ворчит – шумит, вон – трезвон), женскую (хлопочет – хохочет, злая – убегая). Способ рифмовки – перекрестный (рифмуются первая и третья, вторая и четвертая строки).

Средства выразительности

Поэт пользуется различными художественными средствами. В первую очередь, это олицетворения. Главные герои – явления природы, которые представлены как живые: “Зима недаром злится”, “Весна в окно стучится”, “Зима еще хлопочет и на Весну ворчит”, “Весне и горя мало: умылася в снегу”. Автор, называя их, использует слова с заглавной буквы – Весна и Зима.

Также Тютчев использует метафоры, говоря о зиме и весне: “Взбесилась ведьма злая”, “В прекрасное дитя”. Можно проследить и гиперболы: “Взбесилась ведьма злая”, “Наперекор врагу”.

Создать впечатление возникшей суеты помогает аллитерация. Например, для передачи птичьего гомона повторяются звуки “н”, “з”: “И жаворонки в небе уж подняли трезвон”. А для передачи шума, смеха используются звуки “х”, “ч”, “ш”, “щ”: “Зима еще хлопочет и на Весну ворчит, та ей в глаза хохочет и пуще лишь шумит…”.

Читатель чувствует возникшую суету и борьбу главных героинь благодаря частому использованию глаголов, создающих ритм: “злится”, “стучится”, “засуетилось”, “хлопочет”, “хохочет”, “шумит”, “взбесилась” и так далее.

Анализ стихотворения «Зима недаром злится» Тютчева

Средняя оценка: 4.7

Всего получено оценок: 56.

Средняя оценка: 4.7

Всего получено оценок: 56.

“Зима недаром злится” – стихотворение, написанное Ф. И. Тютчевым в 1836 году. В нём проявилась любовь поэта к природе, его философское отношение к действительности. Познакомьтесь с кратким анализом “Зима недаром злится” по плану, который будет полезным при изучении произведения на уроке литературы во 2 классе.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Зима недаром злится.

История создания – стихотворение было написано в 1836 году, в период творческого подъёма, который переживал поэт.

Тема – борьба зимы и весны как символ вечного противостояния уходящего и нового, неизбежная победа юности.

Композиция – кольцевая, описание начинается с образа Весны и заканчивается им.

Жанр – лирическое стихотворение.

Стихотворный размер – ямб, стихотворение состоит из пяти четверостиший, используется точная и неточная, мужская и женская рифма, способ рифмовки – перекрёстный АВАВ.

Олицетворения“Зима недаром злится”, “Весна в окно стучится”, “Зима ещё хлопочет и на Весну ворчит”, “Весне и горя мало: умылася в снегу”.

Метафоры“Взбесилась ведьма злая”, “В прекрасное дитя”.

Аллитерация“И жаворонки в небе уж подняли трезвон”, “Зима ещё хлопочет и на Весну ворчит, та ей в глаза хохочет и пуще лишь шумит…”.

История создания

Произведение вписывается в общую картину лирики Тютчева, главная идея которой – любовь к природе. “Зима недаром злится…” было написано в 1836 году. В это время поэт уже приобрел популярность среди широкой публики, печатался в журналах. Наметились особенности стихов Тютчева: переплетение нескольких тем, лёгкость изложения, осмысление глубоких философских вопросов и, главное, большая любовь поэта к природе. Всё это отразилось в изучаемом стихотворении.

Главная мысль стихотворения скрыта. Она выражается через описание на первый взгляд привычных событий – смены сезонов. Но поэт делает это, создавая живые образы Весны и Зимы. Лирический герой рад тому, что ворчливая старуха, “ведьма злая” , Зима, несмотря на её попытки остановить ход событий, проиграет молодой, красивой Весне.

Есть особый философский смысл в создании таких героинь. Проводится некая линия сравнения между сменой времён года и обновлением вообще. Юность, смелая, свежая, всегда победит, приходя не смену отжившему.

Композиция

Композиция стихотворения – кольцевая. Поэт начинает и заканчивает описанием весны. Всего можно выделить четыре части.

Из первой мы узнаем, что приходит весна. Она “в окно стучится и гонит со двора” злую старуху-зиму. Во второй части описывается атмосфера, которая царит в природе: “всё засуетилось” , “жаворонки… уж подняли трезвон” .

Третья часть – описание Зимы. Она “ещё хлопочет” , “ворчит” . Зима уже не может противостоять своей молодой сопернице, поэтому убегает, успевая запустить в неё снегом. В четвертой, заключительной части мы снова видим перед глазами красивую, румяную девушку-весну, которой нипочем проделки Зимы, она становится ещё прекраснее.

Произведение состоит из пяти строф, представленных четверостишиями. Стихотворный размер – ямб. Автор использует различные виды рифмы: точную (злится – стучится, пора – двора), неточную (мало – стала), мужскую (ворчит – шумит, вон – трезвон), женскую (хлопочет – хохочет, злая – убегая). Способ рифмовки – перекрёстный (рифмуются первая и третья, вторая и четвёртая строки).

Стихотворение написано в жанре лирического стихотворения, в нём красочно описывается природа. Описание это даётся сквозь призму восприятия лирического героя. Благодаря использованным приёмам, стихотворение может напомнить сказку: автор оживляет явления природы, наделяет их характерами, их названия использует в качестве имён, употребляя слова “Зима” и “Весна” с заглавной буквы.

Средства выразительности

Поэт пользуется различными художественными средствами. В первую очередь, это олицетворения. Главные герои – времена года, которые представлены как живые: “Зима недаром злится” , “Весна в окно стучится” , “Зима ещё хлопочет и на Весну ворчит” , “Весне и горя мало: умылася в снегу” . Автор, называя их, использует слова с заглавной буквы – Весна и Зима.

Также Тютчев использует метафоры, говоря о зиме и весне: “Взбесилась ведьма злая” , “В прекрасное дитя” .

Создать впечатление возникшей суеты помогает аллитерация. Например, для передачи птичьего гомона повторяются звуки “н”, “з”: “И жаворонки в небе уж подняли трезвон” . А для передачи шума, смеха используются звуки “х”, “ч”, “ш”, “щ”: “Зима ещё хлопочет и на Весну ворчит, та ей в глаза хохочет и пуще лишь шумит…” .

Читатель чувствует возникшую суету и борьбу главных героинь благодаря частому использованию глаголов, создающих ритм: “злится” , “стучится” , “засуетилось” , “хлопочет” , “хохочет” , “шумит” , “взбесилась” и так далее.

Анализ стихотворения «Зима недаром злится…» (Ф.И.Тютчев)

Делая анализ стихотворения «Зима недаром злиться…», которое написал Федор Иванович Тютчев, можно узнать историю создания данного произведения, а так же познакомиться с некоторыми нюансами пейзажной лирики поэта. Команда Литеровед.ру подготовила весь необходимый материал, благодаря которому вам будет легче разобраться с данным стихотворением.

  1. История создания
  2. Жанр, размер
  3. Композиция
  4. Образы и символы
  5. Темы, проблемы
  6. Средства выразительности
  7. Основная мысль

История создания

Поэт написал данное стихотворение в 1836 году. Но в печать попало оно далеко не сразу, а было опубликовано уже после кончины автора. В тридцатых годах автор уделял особое внимание весеннему времени года, что хорошо прослеживается при изучении произведений того времени. В данный период своего творчества поэт написал немало стихотворений. Автор по-особому относился к весеннему пробуждению природы. Он сам будто просыпался от зимней спячки и оживал вместе с природой.

Более того, данное время знаменательно еще одним событием. Автор был влюблен. Его избранницей стала Эрнестина Дёрнберг. Но все было не столь просто, как хотелось бы. Их обоих сдерживали узы брака, но это не помешало им общаться и любить друг друга. Благодаря своей влюбленности, поэт пробудился, в его творчестве так же отмечается некий подъем. Совокупность данных факторов и формирует сам образ весны.

Жанр, размер

Находясь за пределами границы, поэт познакомился с таким литературным направлением, как романтизм. Данное стихотворение не стало исключением. В нем так же хорошо проглядываются черты романтизма. Автор боготворит природу, восхищается ею. Так же в стихотворении затрагивается и внутренний мир человека, которому поэт уделяет особое внимание.

По жанру стихотворение «Зима недаром злится…» можно отнести как к пейзажной, так и к философской лирике. Здесь хорошо прорисованы картины, раскрывающие всю красоту природы. Но параллельно мы видим то, как автор размышляет о своих юных годах. Он раскрывает тему того, что все живое непременно побеждает. Вот в своеобразной схватке зимы с весной, победа остается за весной.

Что касается размера, то анализируемое стихотворение написано трехстопным ямбом. Данный размер написания придает строкам особой легкости и воздушности, что хорошо заметно при чтении произведения. Рифмовку поэт использует перекрестную.

Композиция

Данное стихотворение делится на пять строф и имеет кольцевую композицию. Первая строфа рассказывает читателю о торжестве весны над зимой, этим же и заканчивается произведение, заключая повествование в кольцо. Автор объясняет читателю, что на смену чему-то старому всегда придёт новое. И над этим процессом никто не властен, все происходит так, как должно происходить.

И на Весну ворчит.

Та ей в глаза хохочет

Что же касается смысла произведения, то тут оно делится на три части.

Первая часть рассказывает читателю о приходе весны, а так же о том, что зима не может ничего сделать с этим явлением.

Весна в окно стучится

Вторая часть стихотворения показывает последнюю «схватку» двух сезонов. Зима отчаянно пытается задержаться, но силы уже не равны.

И на Весну ворчит.

Та ей в глаза хохочет

Последняя, заключительная часть, показывает бесповоротную и однозначную победу весны. Зиме приходится сдаться.

Умылася в снегу

И лишь румяней стала

Образы и символы

Автор использует несколько ярких образов в анализируемом стихотворении.

Первый образ – это образ зимы. Для автора данное время года ассоциируется с прошлым, то что давно должно уйти, но все пытается зацепиться. Даже лирический герой относится к зиме как к некой «злой ведьме».

В противовес автор раскрывает образ весны. С помощью него он показывает молодость, чистоту и красоту. Благодаря её приходу – человек начинает себя чувствовать счастливым, в его сердце зарождается надежда и любовь.

Автор оживляет образы зимы и весны, наделяя их реальными качествами и способностями. Они испытывают чувства, хохочут, ворчат, шумят. В этом и заключается особенность творчества Тютчева. Он видит природные явления как живые существа, обладающие душой и чувствами.

Темы, проблемы

Основной темой произведения является природа, со всеми своими проявлениями. В данном произведении показывается наступление столь долгожданной весны. Лирический герой замечает каждое изменение в окружающем мире. Поэтому такое явление, как смена времен года, является для него настоящим событием и «схваткой». Он отмечает каждое изменение, которое творится вокруг него.

Автор так же затрагивает тему молодости и жизни в целом. При помощи весны он показывает молодость, красоту, да и саму жизнь. Зима же вызывает негативные ассоциации. Он представляет её в мрачном виде, олицетворяющим все неживое. Именно на примере столкновения двух времен года, Тютчев пытается показать, что победа всегда будет за молодостью и жизнью.

Все стихотворение излучает радость. Оно воодушевляет и настраивает на позитивный лад. Человеческая душа расцветает вместе с природой, проснувшись от долгого сна. Сердце наполняется мечтами, надеждами, любовью и радостью. Ради этого всего стоило побороться с задержавшейся зимой.

Средства выразительности

Автор использует различные тропы, которые придают стихотворению мелодичность, а образам – яркость.

При помощи олицетворений автору удается оживить времена года. Он ярко описывает их схватку, которая становится для зимы заключительной. Благодаря сравнениям Тютчеву удается как можно точнее описать зиму и весну. Эпитеты придают динамичность данному произведению. Хотя их в произведении не так и много. Но даже малое их количество усиливают контраст между враждующими временами года. Так же в произведении используется аллитерация.

Основная мысль

Основной мыслью произведения можно назвать то особое отношение к весне, которым обладает наш лирический герой. Он ассоциирует этот период с началом новой жизни, которая будет наполнена новыми эмоциями, чувствами и впечатлениями. Ведь действительно, с наступлением первых весенних деньков, настроение начинает подниматься. Мысли перестают быть мрачными, хочется улыбаться и строить планы на будущее. Человек просыпается вместе с природой и готов для новых подвигов. Хочется любить и быть любимым, творить, мечтать. Зима же подавляла все эти чувства. Постоянно навевая мрачные мысли.

Проснувшись после зимней спячки, человек раскрывает свое сердце для новых чувств и эмоций, которые смогут одолеть все мрачные мысли.

Хороший учитель способен привить любовь ребенка к языку и литературе, в то время как плохой учитель может погубить её. Человек, выбирающий данную профессию, должен осознавать то, что ему придется учиться новому всю жизнь, чтобы суметь донести все величие и красоту русской литературы.

Ссылка на основную публикацию