«Весенние воды» – анализ стихотворения Ф.И. Тютчева

Краткий анализ стихотворения «Весенние воды» Тютчева по плану

1. История создания

Стихотворение «Весенние воды» было написано в 1830 году. Ф. И. Тютчев в тот момент находился в Германии и встречал весну. Поэт часто бывал за границей, но всегда тяготел по родине.

Находясь в Германии, он испытывал тоску по России. В это время года он искал сходства между европейской и русской весной.

Впервые произведение вышло в печать спустя два года после написания в 1832 году в журнале «Телескоп».

2. Литературное направление

Стихотворение «Весенние воды» написано в период романтизма.

3. Род

По роду произведение относится к лирике.

4. Жанр

Стихотворение написано в жанре пейзажной лирики.

5. Проблематика

Ф.И. Тютчев в стихотворении «Весенние воды» показывает свою любовь к природе и всему окружающему миру. Текст проникнут переживаниями, связанными с наступлением весны.

Поэт не ставил перед собой задачи поднять какую-то проблему. Не найти здесь и философских размышлений о жизни, родине, времени.

6. Тема

Главная тема произведения – пробуждение природы с наступлением весны.

Описывая происходящие процессы, связанные с переменой времени года, Тютчев подмечает признаки того, что весна уже на пороге.

Зима еще не сдает свои права: снег в полях лежит, но тая, превращается бурный ручей. Талой водой ознаменована первая песня весны.

7. Идея

Идея стихотворения заключается в том, чтобы показать связь между природой и человеком.

Весна – это олицетворение любви, радости и вдохновения. Она не просто украшает внешний вид улиц, лесов и городов, но и преображает внутренний мир человека. Внутри всё цветет, поднимается настроение.

Размышляя о цепочке «человек – природа», автор приходит к вопросу о смысле жизни. Человек – это неотъемлемая часть природы. Он подчиняется её законам. Следовательно, смысл жизни заключается в самой жизни, сне, пробуждении, радости и печали.

8. Пафос

Стихотворение проникнуто радостью и восторгом.

Долгожданная весна вот-вот придет. Она принесет не только особое состояние души, но и навеет ощущения грядущих перемен. Мысль о том, что зима идёт на спад пробуждает лирического героя от зимней спячки.

Любые изменения климата всегда отражаются на настроении человека. Предчувствие весны, тепла, солнечного света рождает в сердце радостное настроение.

9. Система образов

В стихотворении один образ – это весна. Её «гонцы» доносят людям признаки смены времени года.

Образ весны олицетворяет возрождение души, пробуждение внутренних сил человека. Картина весны воссоздает черты молодой девушки.

10. Центральные персонажи

Ф.И. Тютчев в третьей строфе стихотворения вводит группу персонажей. Это «хоровод… майских дней». Они поддержат и укрепят власть весны.

Но им еще предстоит появиться, а пока, описывая природные процессы, поэт рисует месяц март.

11. Лирический герой

Лирический герой – человек с душой тонкой организации. Почувствовав изменения в природе, он переживает каждый момент. Лирическое «я» будто оживает вместе с окружающей его действительностью, на тонких струнах предвещает теплые дни.

12. Сюжет

Сюжет стихотворения «Весенние воды» поделен на две части. Каждая из частей характеризует настроение автора в начале и конце поэтического текста.

Первая часть начинается с описания не пробудившейся земли, которая еще находится под покровом снега.

Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят –
Бегут и будят сонный брег,
Бегут, и блещут, и гласят…

В ночное время температура воздуха охладевает, оттого и зима не отступает. Днем теплое солнце прогревает землю, снег медленно тает и образует ручьи.

Вторая часть стихотворения посвящена описанию майских дней. Ведь именно в мае приходит настоящая весна. Лирический герой наполняется внутренней жизненной силой, вдохновением. То же самое происходит с природой.

Весна идет, весна идет,
И тихих, теплых майских дней
Румяный, светлый хоровод
Толпится весело за ней!…

13. Композиция

Композиция одночастная с последовательно развивающимся повествованием (линейная). В основе лежит одна музыкальная тема – приход весны. Творчеству Тютчева свойственна композиция из трех строф.

В первой строфе поэт знакомит читателя с первыми признаками весны: таяние льдов и снегов, первые ручьи, которые торжественно «шумят» и «гласят». Среди разнообразных предвестников весны Ф.И. Тютчев выбрал именно весенние ручьи.

Во второй строфе журчание ручьев сливается в один голос «Весна идет!». Приход весны подобен шествию волшебной королевы, о которой её гонцы гласят во все концы земли.

В третьей строфе поэт говорит о конкретном месяце, когда весна окончательно сменит зиму – май. Все, что было до этого – это ранняя весна с еще лежащими снегами, заморозками и ветрами. Майские дни будут радовать цветением яблонь и цветов во всем своем великолепии.

14. Художественное своеобразие произведения

Звукопись в тексте стихотворения делает описание более динамичным. В первой строфе делается акцент на аллитерации на буквы: «б» – задается ритмичность, подвижность и активность ручьев; «ш» – создается атмосфера шума воды.

Также в первой строфе повторяется 6 раз звук «у», а звуки «б» и «г» в том же количестве подчеркивают движение воды. Ассонанс же на букву «о» во второй строфе передает говор и крик весенних ручьев.

15. Размер, рифма, строфика

Стихотворение написано четырехстопным ямбом.

Рифма используется перекрестная (АБАБ) мужская (ударение падает на последний слог в строке).

Текст произведения – это три катрена (четверостишия).

16. Средства художественной выразительности

Картину ранней весны украшает обилие эпитетов. Поэт прибегает к следующим эпитетам: «румяный, светлый хоровод», «сонный берег», «тихих, тёплых майских дней».

Особую роль играет олицетворение. Образ весны становится одушевленным за счет глаголов в словосочетаниях: «ручьи гласят», «майские дни толпятся».

Эпитет в сочетании с олицетворением «румяный хоровод» создает образ веселого девичьего, людского хоровода.

Смысловую нагрузку несут сложные метафоры «воды уж весной шумят», «бегут и будят сонный брег», «бегут и блещут, и гласят», «они гласят во все концы». Все метафоры соединяются в единую канву произведения и дополняют друг друга новыми подробностями. Расширяясь, они становятся информативными и создают цельный образ весны.

17. Значение произведения

В творчестве Ф.И. Тютчева пейзажная лирика занимает особое место. Однако среди всех произведений во главе угла стоит именно стихотворение «Весенние воды».

Расцвет не только природы, но и жизненных сил в «Весенних водах» связан с посетившим его творческим вдохновением и надеждами на светлое будущее.

Поэт настолько сильно чувствовал любые изменения в природе, что мог легко и непринужденно передать их в своих стихотворениях. Он смог проникнуться очарованием весеннего настроения, будучи на чужбине, где весна всё та же.

18. Актуальность

Стихотворение актуально по сей день. Каждый из нас чувствует прилив радости и воодушевления с наступлением весны.

19. Моё отношение

Мне очень нравится это стихотворение, ведь оно не только о весне, но и о предчувствии чего-то приятно, чудесного, свежего, каких-то невероятных перемен. Благодаря этому произведению неизбежно улучшается настроение.

20. Чему учит

Стихотворение учит внимательно относиться к природе и ее переменам. Так хорошо замечать прекрасные моменты, которые происходят вокруг нас. Ловить прекрасное в привычных вещах очень важно, ведь это делает нашу жизнь ярче и насыщеннее.

Анализ стихотворения «Весенние воды» (Ф.И. Тютчев)

Для творчества Ф.И.Тютчева характерно одушевленное изображение природы, её «очеловечивание». К пейзажной лирике относится и стихотворение «Весенние воды». В нём отражено особое видение мира, присущее автору, его ощущение неразрывной связи с окружающим миром. Разбор произведения от Многомудрого Литрекона познакомит вас с идейно-тематическими особенностями этого текста, которые помогут лучше понять замысел стихотворения.

История создания

Стихотворение было написано поэтом в 1830 году, однако опубликовано лишь в 1832г. в журнале «Телескоп». В момент создания произведения Тютчев находился за границей – в Германии. Поэт часто тосковал по Родине, особенно по природе России. Первые весенние дни Тютчев встретил в другой стране, однако он нашел утешение в том, что весна в Германии напоминает весну в России. Он с любовью описал предвосхищение приближающихся перемен в природе, всеобщее оживление.

Важно помнить, что творчество Тютчева было создано им для себя, ведь поэт занимался иным видом деятельности, далеким от литературы. Стихотворения он считал своим хобби и показывал только близким друзьям. Они-то и уговорили автора продемонстрировать свои старания публике. Поэтому каждая строчка из произведений Тютчева является интимным переживанием его души, которое чудом дошло до нас.

Жанр, направление, размер

  • Лирике Ф.И.Тютчева свойственны черты романтизма. В произведении «Весенние воды» можно увидеть его черты: особое внимание к чувствам, переживаниям лирического героя, идеализация природы, мотив уединения.
  • Лирическое стихотворение Ф.Тютчева относится к пейзажной лирике. В центре произведения – описание природы. Лирический герой несмотря на то, что «ещё в полях белеет снег» чувствует приближение весны в самых незначительных деталях – в «весенних водах». В воздухе веет теплом, всё намекает на возрождение уснувшей природы.
  • Размер стихотворения «Весенние воды» — четырёхстопный ямб, рифма – перекрестная.

Композиция

Произведение Ф.И.Тютчева стоит из трех строф, каждая из которых включает четыре строки.

  1. В самой первой строфе окружающий мир произведения оживает: ручьи становятся «глашатаями» весны, они, словно люди, «бегут», «гласят во все концы».
  2. Во второй строфе ручьи даже произносят монолог, называя себя «гонцами» весны.
  3. В третьей строфе появляется новый одушевленный образ – хоровод тёплых майских дней. Они «толпятся» за ручьями, ожидая «час своего выхода».

Образы и символы

Лирический герой стихотворения – человек, тонко чувствующий любое изменение в природе, переживающий вместе с ней каждый важный момент. Он ощущает приближение теплых дней, обращает внимание на самые незначительные детали, сам оживает вместе с окружающим миром.

Поэт одушевляет образ весны в стихотворении: её «гонцы» доносят людям вести о скорых изменениях в природе. Ручьи «бегут», хоровод майских дней, «светлый, румяный», так же приближается к нам, будто одушевленный персонаж. Весна представляет собой символ возрождения души, пробуждения всех дремлющих в человеке сил.

Темы, настроение, проблемы

  • Основная тема стихотворения – приближение весны. Поэту важно было показать, что лирический герой ощущает её наступление благодаря душевной чуткости, неравнодушию к окружающему миру. Весна ассоциируется с ренессансом человеческой души.
  • В произведении подчеркивается неразрывная связь человека с природой. Вместе с окружающим миром пробуждается и сам человек – он чувствует прилив сил, счастье. Поэтому стихотворение проникнуто радостным настроением, ощущениями грядущих перемен. Даже сама мысль о скором уходе зимы заставляет лирического героя чувствовать себя пробудившимся от долгого «зимнего» сна. Он с нетерпением ожидает прихода весны. Тема природы в лирике Тютчева неразрывно связана с внутренним миром самого человека, ведь климатические изменения означают перемены в настроении героя.
  • В стихотворении «Весенние воды» читатель не увидит философских размышлений о жизни, времени, гражданского пафоса. Это произведение проникнуто тонкими чувствами, любовью к окружающему миру. Переживания, мысли героя из-за приближения весны – вся суть произведения.

Основная идея

Главная мысль стихотворения Ф.И.Тютчева «Весенние воды» заключается в неразрывной связи природы и человека. У лирического героя сразу поднимается настроение после того, как он начинает чувствовать приближение теплых дней. Весна приносит в жизнь человека радость, вдохновение, любовь. Она не только преображает внешний мир, но и оживляет внутренний мир личности.

Размышления о природе приоткрывают завесу, отделяющую нас от других, не менее важных вопросов. Так, родство человека и окружающего мира может указать на смысл самой жизни: раз люди являются частью природы, то они подчиняются ее закономерностям и живут в унисон с нею. Значит, смысл бытия заключается в самом бытие, в сне и пробуждении, радости и грусти, эмоциях и мыслях. Каждым своим движением человек противостоит небытию и смерти, оживляя и обогащая вселенную каждым вздохом.

Средства выразительности

Ф.И.Тютчев использовал различные тропы в стихотворении «Весенние воды».

  • Такой приём, как звукопись придает динамику произведению. Аллитерация на букву «б» в первой строфе создаёт ощущение подвижности, активности весенних ручьев, на букву «ш» — передаёт шум воды. Благодаря ассонансу во второй строфе на букву «о» мы слышим крик ручьев, их непрекращающийся говор.
  • К одним из самых важных тропов пейзажной лирики можно отнести эпитеты. Они создают удивительные картины природы в стихотворениях, поражают своей уникальностью. Ф.И.Тютчев использовал следующие эпитеты: «сонный брег», «тихих, тёплых майских дней», «румяный, светлый хоровод».
  • Также в стихотворении «Весенние воды» особое значение приобретает такой приём, как олицетворение. Образ весны оживает на страницах произведения: ручьи «гласят», майские дни «толпятся» хороводом.
  • В стихотворении присутствуют и метафоры: «воды уж весной шумят», ручьи становятся «гонцами» весны.

«Весенние воды» анализ стихотворения Тютчева по плану кратко – эпитеты, метафоры, сравнение, идея

Стихотворение “Весенние воды” Тютчев написал во время заграничной поездки. Он вспоминал о Родине, и чувства к ней вылились в прекрасные поэтические строки. Краткий анализ “Весенние воды” по плану содержит всю необходимую информацию об этом произведении. Его можно использовать на уроке литературы в 5 классе как основной материал.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Весенние воды.

История создания – написано это произведение в 1830 году в Германии, где Тютчев встретил весну и поразился тому, как все похоже на его родную Россию.

Тема – пробуждение природы с приходом весны.

Композиция – все три строфы объединены общей идеей, композиция одночастная с последовательно развивающимся повествованием.

Жанр – пейзажная лирика.

Стихотворный размер – четырехстопный ямб с перекрестной рифмой.

Эпитеты“сонный брег”, “молодая Весна”, “тихие, теплые майские дни”, “румяный, светлый хоровод”.

Метафоры – “воды уж весной шумят”, “воды – гонцы весны”.

Олицетворения“воды бегут”, “весна идет”, “дни толпятся”.

История создания

Тютчев довольно часто ездил за границу, однако долгое пребывание за пределами родины всегда вызывало у него тоску. В 1830 году он находился в Германии, где и встретил первые весенние дни. Сильно скучая по России, он находит утешение в том сходстве, которое имеют европейская и русская весна. Этому времени года он посвящает стихотворение “Весенние воды”.

Обладая способностью тонко чувствовать природу и подмечать малейшие перемены, которые с ней происходят, поэт создал настоящую поэтическую картину, на которой смена времен года предстает во всей своей первозданности. Способность выразить словами все то, о чем шепчут вода и ветер, позволила Тютчеву создать настоящий шедевр. Несмотря на то, что он очень любил зиму и расставался с ней всегда с грустью, поэт не смог устоять перед юным напором весны.

Впервые произведение вышло в печать спустя два года после написания – в 1832 году в журнале “Телескоп”.

Основная идея стиха – пробуждение природы с приходом весны, которому радуется все. Описывая происходящие в окружающем мире процессы, Тютчев зорко подмечает все признаки, возвещающие приход весенних дней. Так, несмотря на то, что снег в полях еще лежит, он стремительно превращается в воду, растекающуюся бурными ручьями. Талые воды – это самая первая песня весны, под которую все и вся пробуждается от зимней сонливости. Очень скоро молодая весна придет и окончательно прогонит холода до следующей зимы.

Главная мысль произведения заключается в том, что уже одно только предчувствие весны, предчувствие тепла и обновления, вызывает в сердце человека радость.

Композиция

Стихотворение состоит из трех строф и имеет одночастную композицию.

В первой строфе поэт показывает картину пробуждения природы, первый признаком которого является таяние снега. Он еще лежит на полях, но уже начал таять – и собираться в ручьи, которые показывают людям, что ждать тепла осталось недолго. Они приносят надежду и радость всему миру, пробуждая в том числе человеческие души.

Во второй строфе создается образ ручьев как глашатаев весны – она выслала их вперед, чтобы все услышали благую весть о ее скором приходе. Лирический герой слышит их голоса и радуется тому, как громко они рассказывают о предстоящем времени возрождения.

И третья строфа – это очень яркое предчувствие того, что скоро на смену холодам придет май с его прекрасными теплыми днями. И дней этих будет много – они “толпятся” за весной целым хороводом.

Весна по сути своей беспокойна, как и молодость, это всегда непоседливость, которая вызывает восторг и вместе с тем легкую грусть у людей зрелых, которые понимают, что никогда больше не будут вот так нестись сломя голову просто от счастья жить.

Определить жанр этого произведения несложно, поскольку это замечательный образец пейзажной лирики, которую так любил Тютчев.

Используя такой стихотворный размер, как четырехстопный ямб, поэт передает ощущение движения, журчания воды, радостные эмоции, которые буквально видают в воздухе. Перекрестная рифма способствует усилению этих ощущений.

Средства выразительности

Произведение очень динамично, что достигается использованием множества глаголов, которые описывают бег весенних вод, стремительный и неудержимый. Тютчев использует достаточно классические средства выразительности:

  • Эпитеты – “сонный брег”, “молодая Весна”, “тихие, теплые майские дни”, “румяный, светлый хоровод”.
  • Метафоры – “воды уж весной шумят”, “воды – гонцы весны”.
  • Олицетворения – “воды бегут”, “весна идет”, “дни толпятся”.

Метафоры очень выразительны, а эпитеты – максимально точные, использованные не для поэтических “красивостей”, а как словесные “мазки” на холсте. Сравнение природы и мира людей, достигнутое через олицетворения, также очень точное.

Анализ стихотворения Ф. И. Тютчева «Весенние воды»

Автор: Guru · 22.05.2018

Фёдор Иванович Тютчев — великий русский лирик и один из самых ярких представителей золотого века поэзии. Произведения поэта находят отклик в сердцах современных читателей, ведь все они проникнуты глубокой духовностью. Главное в представлении творца — человек, природа и их взаимосвязь. Тютчевские пейзажи проникнуты особенной энергетикой, природа в них — это единый организм, живой и вечный. В этом организме происходят циклические процессы, постоянное движение, представленное сменой времен года, дня и ночи, солнца и луны – все это лишь мгновения его жизни. В стихотворении «Весенние воды» Ф. Тютчев описывает одно из таких мгновений.

История создания

Больше 20 лет своей жизни Фёдор Иванович Тютчев провел в Германии, и именно он впервые познакомил Россию с великим Генрихом Гейне, занимаясь переводом его произведений на русский язык. Наблюдая за природными пейзажами Баварии, поэт находил гармонию в себе, в них же черпал вдохновение.

Как известно, Ф. Тютчев с особым трепетом относился к весне и написал целый цикл лирических произведений про это время года. Стихотворение «Весенние воды» поэт создает в 1830 году в Мюнхене, вдохновившись пейзажами Баварии. В этом произведении он невероятно точно передает атмосферу прихода весны, радостного оживления природы в период оттепели.

Жанр, направление, размер

Жанр стихотворения — пейзажная лирика. Размер, в котором оно написано – четырехстопный ямб. Это основной стихотворный размер, которым пользовался поэт. Данное произведение имеет перекрестную рифму.

«Весенние воды», как и вся тютчевская лирика, относятся к романтизму. В данном произведении весна преображает мысли лирического героя, и направляет силы всего живого на пробуждение ото сна после холодной зимы.

Образы и символы

Центральным образом в данном стихотворении является весенняя пора. Она торопится сменить зиму, как наше детство сменяется юностью, а юность зрелостью и т.д. Снег, от которого еще не проснулись «сонные поля», символизирует начало марта – времени, когда природа находится в ожидании, что весна займет господствующее место.

Гонцы молодой весны — это реки и ручьи, они «кричат» о приходе новой поры, «бегут», символизируя стремительность, и приносят некую радость обновления:

Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперед!

Темы и настроение

Главной темой данного произведения можно назвать взаимоотношения человека и природы. Читая «Весенние воды», понимаешь, насколько тонко Ф. Тютчев чувствует красоту природных явлений. Еще одна тема, затрагиваемая в данном стихотворении – быстротечность жизни. Природа не стоит на месте. Как и в человеческом организме, в ней постоянно происходят изменения. В данном произведении весна сменяет зиму стремительно, на бегу; так же быстро проносятся мгновения нашего бытия.

Поэт указывает на непрерывную связь человеческой души с натурой, связывая эмоциональные изменения человека с имениями природы. В данном стихотворении автор передает настроение лирического героя через приход весны. Как природа просыпается после холодных снежных и, порой, мрачных зимних дней, так и в человеческой душе в трудные времена возникают надежда и силы на радостное и светлое будущее.

Смысл

Главная мысль стихотворения заключается в том, что в жизни каждого из нас есть этот весенний период. Бывает ситуации, после которых человека покидают жизненные силы, душа словно покрывается льдом и становится черствой. Но, несмотря на любые невзгоды, в сердцах людей рано или поздно наступает весна, приносящая за собой бодрящий «хоровод майских дней» и радостное ликование.

Идея произведения Ф. Тютчев связана со временем, связью прошлого и будущего. Ничто не может остановиться в пространстве, во вселенной всегда происходят изменения. Бегущие ручьи, глашатаи весны, олицетворяют наступление будущего, влекущего за собой много радостных событий.

Средства художественной выразительности

Ф. Тютчев, с присущим ему талантом тонко чувствовать мир природы, мастерски создает образ весны через такие эпитеты, как «румяный» и «светлый», ведь именно в весенний период природа начинает играть яркими красками, появляется больше солнечных дней. «Тихие, теплые майские дни» обозначают гармонию. Последовательность метафор от «сонного брега» до «хоровода дней» описывает эмоциональное состояние человека, пробуждающегося от состояния апатии или грусти.

Для придания динамичности и ощущения постоянного движения, поэт использует олицетворения «весна идет», «воды бегут», «они гласят», для усиления используются повторы. В стихотворении также можно наблюдать аллитерацию звука ш, с, б, г, помогающую читателю воспроизвести картину потоков бегущей воды и господства теплых весенних дней. Скорый приход весны передают такие приемы, как нарастание интонации и восклицательные знаки.

Анализ стихотворения «Весенние воды» (Ф.И. Тютчев)

Анализ стихотворения «Весенние воды», которое написал Федор Иванович Тютчев, позволяет познакомиться с историей создания произведения, а так же узнать некие особенности его написания. Команда Литеровед.ру подготовила весь необходимый материал, с помощью которого вам будет намного проще изучить стихотворение.

  1. История создания
  2. Жанр, размер
  3. Композиция
  4. Образы и символы
  5. Темы, проблемы
  6. Средства художественной выразительности
  7. Основная мысль

История создания

Стихотворение «Весенние воды» поэт написал в 1830 году, но в печать оно попало лишь через два года в журнал «Телескоп». В это время Федор Иванович проживал в Германии. Ему очень не хватало природы России, которую он так сильно любил. Тоска по Родине так же имела место быть, поскольку поэт являлся настоящим патриотом родной земли.

Приход весны поэту приходится встретить вдали от родного края. Единственное, что немного успокаивало автора, это то, что весенние дни в Германии были очень похожи на весну в России. В его строках слышится любовь и надежда на приход теплых дней, поэтому Тютчев детально описывает всю прелесть пробуждения природы после зимней спячки.

Стоит вспомнить о том, что творчество не являлось основным занятием поэта. Это было больше хобби для души, а все основное время он тратил совершенно на иной вид деятельности. Свои стихотворные труды он демонстрировал лишь самому близкому и родному кругу людей. Именно родные настояли на том, чтобы Тютчев придал огласке свои труды.

Поэзия Тютчева имеет особую ценность, поскольку была написана не для широкой публики, поэтому впитала в себя все самые интимные и искренние переживания поэта, которыми принято делиться лишь с самыми близкими людьми.

Жанр, размер

В лирике Федора Ивановича в большей части проявляется романтизм. В анализируемом стихотворении это особенно отчетливо видно. Больше всего в произведении видны чувства и переживания лирического героя. Автор идеализирует природу, показывая читателю все её прелести.

«Весенние воды» — это пейзажная лирика. В самом центре стихотворения описывается природа. Лирический герой каждой клеточкой своего тела ощущает приближение весны. Да, снег ещё не до конца сошел, но в воздухе уже начинает пахнуть теплом и уютом. Больше всего о приходе весны напоминают весенние воды, которым герой уделяет особое внимание.

Природа начинает просыпаться после длительной зимней спячки, и торопится поскорее возродиться.

Размер написания – это четырехстопный ямб, рифма – перекрестная.

Композиция

Стихотворение «Весенние воды» состоит из трех строф, каждая из которых включает в себя четыре строки.

Первая строфа произведения показывает пробуждение природы.

А воды уж весной шумят —

Бегут и будят сонный брег,

Бегут и блещут и гласят…

Природа до конца еще не проснулась от зимней спячки, но в воздухе уже витает аромат весны.

Во второй части произведения читатель видит монолог ручьев, которые спешат оповестить о том, что пришла долгожданная весна.

Третья строфа произведения знакомит читателя с новым образом – хороводом теплых майских дней. Они с нетерпением ждут, когда же смогут наступить в полную силу.

Образы и символы

В роли лирического героя перед нами предстает человек, которому удается прочувствовать и передать каждое дуновение весны. Он замечает даже самое незначительное изменение в природе и спешит поделиться им с читателем. Более того, вместе с приходом весны, он сам начинает оживать и пробуждаться. Автор показывает неимоверную связь человека с природой, и то, как она способна влиять на наши чувства и настроения.

Образ вены показан одушевленным. Каждый из её гонцов торопится рассказать людям о главном событии – приходе весны. В каждом элементе кипит жизнь, что не остается незамеченным нашим лирическим героем. Весна отображает возрождение человеческой души и тела, символизируя начало новой жизни.

Темы, проблемы

Основной темой стихотворения можно назвать приход весны. Автор передает это все через лирического героя, который наделен невероятной чуткостью, способный отметить даже самые незначительные изменения в окружающем мире. Он наслаждается природой, любуется ею, о чем с воодушевлением рассказывает читателю. Весна – это своего рода ренессанс человеческой души.

Так же автор показывает ту незримую, но очень сильную связь человека с окружающим миром. Он просыпается вместе с природой, у него появляются новые силы и желание жить и творить. Настроение стихотворения радостное, поскольку лирический герой чувствует начало счастливых перемен. Зима закончилась, поэтому впереди теплые и счастливые дни. Пусть снег еще не растаял, это нисколько не огорчает лирического героя. Он, наконец-то, пробудился от зимней спячки и готов на новые подвиги.

Все ждут прихода весны. Автору удается показать то, насколько прочная связь между темой природы и внутреннего мира человека. Данную связь он показывает на примере того, что как только пробудилась природа – настроение лирического героя так же улучшилось.

В данном произведении отсутствуют философские размышления, касающиеся жизни. Здесь показана лишь красота природы и любовь к ней человека. Главной идеей стихотворения выступают мысли, которые возникают у лирического героя с приходом весны.

Средства художественной выразительности

В стихотворении «Весенние воды» Федор Иванович Тютчев использует различные тропы.

Например, с помощью приема звукописи автору удается придать динамики произведению, а благодаря аллитерации создается ощущение подвижности.

Присутствует в стихотворении и большое количество эпитетов, с помощью которых поэту удается создать невероятные картины природы, которые поразили читателя своей неповторимостью.

Федор Иванович использует олицетворения, благодаря которому образ весны становится живым. Так же в стихотворении используются метафоры.

Основная мысль

Главной мыслью стихотворения «Весенние воды» стала та самая незримая связь человека и природы. Мы можем видеть перемены настроения лирического героя с приходом весны. Весенние деньки наполняют человеческие души счастьем, надеждой, любовью и желанием жить. Изменения касаются не только окружающего мира, который начинает просыпаться и оживать, а и внутреннего мира человека.

Здесь присутствует едва уловимое размышление о жизни. Если взять во внимание то, что человек – это неотъемлемая часть природы, то людям необходимо жить в полной гармонии с окружающим миром, не пытаясь изменить законы природы.

Хороший учитель способен привить любовь ребенка к языку и литературе, в то время как плохой учитель может погубить её. Человек, выбирающий данную профессию, должен осознавать то, что ему придется учиться новому всю жизнь, чтобы суметь донести все величие и красоту русской литературы.

Анализ стихотворения Ф. Тютчева ” Весенние воды”
методическая разработка по чтению (2 класс) по теме

Скачать:

ВложениеРазмер
Analiz_liricheskogo_stihotvoreniya.doc31 КБ

Предварительный просмотр:

Анализ лирического стихотворения

учителя второй категории

средней школы № 4 г. Заинска

Александровой Елены Александровны

Ф. Тютчев « Весенние воды»

Цель анализа: Углубленное, осмысленное прочтение стихотворения, объяснение неясного, раскрыть скрытое.

Тема: Пробуждение природы от зимнего сна. Наступление радостных весенних дней.

Идея: Ф. Тютчев описывает самое начало весны, земля ещё покрыта снегом, но его радует, что воды уж весной шумят. Стихотворение можно разделить на две части, основываясь на настроении автора в начале и в конце произведения. В первой части у земли состояние ещё сонное – она «ещё не проснулась», но на помощь весне спешит вода, которая будит и гласит: «Весна идёт»! Автор рисует два плана (земля, вода).

Ещё в полях белеет снег,

А воды уж весной шумят-

Бегут и будят сонный брег,

Бегут, и блещу, и гласят…

Они гласят во все концы:

«Весна идёт, весна идёт!

Мы молодой весны гонцы,

Она нас выслала вперёд!»

В этой части слышим шум воды , быстрое движение, которое вызывает бурную радость. Ф. Тютчев использует много глаголов (шумят, бегут, гласят). Эти глаголы позволяют услышать ритмичность произведения и почувствовать движение и шум весенней воды, наступающей весны. В конце первого предложения автор поставил многоточие. Наверное, поэт ещё хочет что–то сказать о весенней воде.

Вторая часть стихотворения – это ожидание майских дней.

Весна идёт, весна идёт!

И тихих, тёплых майских дней

Румяный светлый хоровод

Толпится весело за ней.

Изобразительные средства языка. Метафора, олицетворение.

Метафоры по действию. Будят, гласят, идёт, выслала, толпится.

Олицетворение. Весне художник придаёт черты молодой девушки. Майские дни олицетворяются с маленькими детьми, которые водят хороводы и у них румяные щёки.

Звукопись. Повтор согласного звука (б) (аллитерация) и шипящего (ш), в слове шумят, помогает передать начинающее движение воды.

Цветопись. Присутствуют холодные и тёплые тона (белый снег), (румяный, т. е. розовый).

Словарная работа. Гласят, говорят, объявляют, возвещают.

Гонцы – тот, кто является вестником, приносит весть.

Вопросы и задания к тексту.

Самостоятельная работа учащихся с текстом.

  • Прочитайте стихотворение Ф. Тютчева «Весенние воды».
  • Запиши, о чём это стихотворение.
  • Сколько и каких частей в этом произведении?
  • Запиши, что ты представил, читая стихотворение.
  • Каким чувством пронизано всё стихотворение. Запиши.
  • Запиши, с каким настроением будешь его читать.

Анализ произведения с детьми.

  1. Работа с текстом до чтения.
  • Что отражает название стихотворения, тему или его главную мысль?
  1. Работа с текстом во время чтения.
  • Прочитай стихотворение.
  • О чём оно? О какой весне говорит поэт? Подтверди строчками из стихотворения.
  • Перечитай стихотворение. Разбей его на части.

Что вижу. Каким вижу. Что слышу.

снег в поле лежит, белый

воду бежит, гонец шумит, гласит

майские дни дети водят хоровод, толпятся

у них румяные щёки

  • Какая картина кажется необычной? (вода будит, гласит), (дни румяные, водят хоровод, толпятся)
  • Понаблюдай, как рисует поэт.
  • Кого оживляет? (воду, весну, майские дни)
  • С кем сравнивает? (воду с человеком, приносящим весть (гонцы), весну с девушкой, майские дни с детьми)
  • Какая часть речи – главная в стихотворении? (глагол)
  • Что они характеризуют? (движение воды, весны)
  • Есть ли особые звуки, краски в произведении?
  • Подумайте, о чём может мечтать весенняя вода? (о том, что всё проснётся от зимнего сна)
  • Сделай вывод. (Стихотворение пронизано бурной радостью от наступления весны и ожиданием майских дней )
  • Определи, с каким настроением будешь читать стихотворение.
  1. Работа с текстом после чтения.
  • Самооценка.
  • Насколько глубоко ты понял стихотворение во время самостоятельного чтения?
  • Что сумел прочитать сам?
  • С чем не справился?
  1. Рефлексия.
  • Что вызвало затруднение и почему?
  • Какие выводы для себя ты сделал?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению3 класс (1-4) Учебник под редакцией О.В. КубасовойТема:Образы зимы и весны в стихотворении Ф. Тютчева « Зима недаром злится. »Цель:знакомство учащихся со с.

Конспект урока по литературному чтению разработан для учебников по УМК “Перспективная начальная школа”.

Разработка урока для 2 класса по теме ” Лирические стихотворения Ф.Тютчева “.

Презентация к уроку литературного чтения “Вечные ценности в стихотворении Ф.Тютчева “В небе тают облака”, в сказке С.Козлова “Если меня совсем нет”, 4 класс, система Л.В.Занкова.

Элементы урока в виде презентации.

Данная презентация может быть использована на уроке литературного чтения во 2 классе при работе над стихотворением Ф. Тютчева “Зима недаром злится”. Презентация подробная, так как использова.

Анализ стихотворения «Весенние воды» Тютчева

Средняя оценка: 4.1

Всего получено оценок: 61.

Средняя оценка: 4.1

Всего получено оценок: 61.

Стихотворение “Весенние воды” Тютчев написал во время заграничной поездки. Он вспоминал о Родине, и чувства к ней вылились в прекрасные поэтические строки. Краткий анализ “Весенние воды” по плану содержит всю необходимую информацию об этом произведении. Его можно использовать на уроке литературы в 5 классе как основной материал.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Весенние воды.

История создания – написано это произведение в 1830 году в Германии, где Тютчев встретил весну и поразился тому, как всё похоже на его родную Россию.

Тема – пробуждение природы с приходом весны. Стихотворение относится к пейзажной лирике.

Композиция – все три строфы объединены общей идеей, композиция одночастная, последовательно развивающаяся.

Жанр – лирическое стихотворение.

Стихотворный размер – четырёхстопный ямб с перекрестной рифмой.

Эпитеты“сонный брег”, “молодая Весна”, “тихие, тёплые майские дни”, “румяный, светлый хоровод”.

Метафоры – “воды уж весной шумят”, воды – “гонцы весны”.

Олицетворения“воды бегут”, “весна идёт”, “дни толпятся”.

История создания

Тютчев довольно часто ездил за границу, однако долгое пребывание за пределами родины всегда вызывало у него тоску. В 1830 году он находился в Германии, где и встретил первые весенние дни. Сильно скучая по России, он находит утешение в том сходстве, которое имеют европейская и русская весна. Этому времени года он посвящает стихотворение “Весенние воды”.

Обладая способностью тонко чувствовать природу и подмечать малейшие перемены, которые с ней происходят, поэт создал настоящую поэтическую картину, на которой смена времён года предстает во всей своей первозданности. Способность выразить словами всё то, о чём шепчут вода и ветер, позволила Тютчеву создать настоящий шедевр. Несмотря на то, что он очень любил зиму и расставался с ней всегда с грустью, поэт не смог устоять перед юным напором весны.

Впервые произведение вышло в печать спустя два года после написания – в 1832 году в журнале “Телескоп”.

Данное стихотворение – прекрасный образец пейзажной лирики.
Основная идея стихотворения – пробуждение природы с приходом весны, которому радуется всё.

Главная мысль произведения заключается в том, что уже одно только предчувствие весны, предчувствие тепла и обновления вызывает в сердце человека радость.

Композиция

Стих состоит из трёх строф и имеет одночастную композицию.

В первой строфе поэт показывает картину пробуждения природы, первым признаком которого является таяние снега. Он ещё лежит на полях, но уже начал таять – и собираться в ручьи, которые показывают людям, что ждать тепла осталось недолго. Они приносят надежду и радость всему миру, пробуждая в том числе человеческие души.

Во второй строфе создаётся образ ручьев как глашатаев весны – она выслала их вперёд, чтобы всё услышали благую весть о её скором приходё. Лиричёский гёрой слышит их голоса и радуётся тому, как громко они рассказывают о прёдстоящём врёмени возрождения.

И третья строфа – это очень яркое предчувствие того, что скоро на смену холодам придёт май с его прекрасными теплыми днями. И дней этих будет много – они “толпятся” за весной целым хороводом.

Весна по сути своей беспокойна, как и молодость, это всегда непоседливость, которая вызывает восторг и вместе с тем лёгкую грусть у людей зрелых, которые понимают, что никогда больше не будут вот так нестись стремительно, быть довольным просто от счастья жить.
Используя такой стихотворный размер, как четырёхстопный ямб, поэт передаёт ощущение движения, журчания воды, радостные эмоции, которые буквально витают в воздухе. Перекрёстная рифма способствует усилению этих ощущений.

Определить жанр этого произведения несложно, поскольку это замечательный образец лирического стихотворения, поскольку в нём очень ярко эмоциональное начало. Главное в нём – передать мысли, чувства лирического героя.

Средства выразительности

Произведение очень динамично, что достигается использованием множества глаголов, которые описывают бег весенних вод, стремительный и неудержимый. Тютчев использует достаточно классические средства выразительности:

  • Эпитеты – “сонный брег”, “молодая Весна”, “тихие, тёплые майские дни”, “румяный, светлый хоровод”.
  • Метафоры – “воды уж весной шумят”, воды – “гонцы весны”.
  • Олицетворения – “воды бегут”, “весна идёт”, “дни толпятся”.

Метафоры очень выразительны, а эпитеты – максимально точные, использованные не для поэтических “красивостей”, а как словесные “мазки” на холсте. Сравнение природы и мира людей, достигнутое через олицетворения, также очень точное.

Ссылка на основную публикацию