В чем заключается наказание Раскольникова за преступление в романе Ф.М. Достоевского

В чем заключается преступление и наказание Родиона Раскольникова

Самое страшное — это не преступление. Самое страшное — наказание. Самонаказание и саморазрушение после того, как человек преступит законы собственной совести — основная идея романа Достоевского. Анализ эпилога Преступления и наказания

Эпилог произведения «Преступление и наказание» раскрывает события, произошедшие после суда и приговора. Автор романа описывает внутреннее состояние преступника, которое меняется на протяжении всего повествования. Делается особый упор на постепенное изменение отношений между Раскольниковым и Соней Мармеладовой. Духовное вырождение или духовное возрождение — что ждёт преступника в заключении?

Раскольников в остроге

На суде были приняты во внимание обстоятельства, смягчающие вину Раскольникова. Такими обстоятельствами послужили и чистосердечное признание, и некоторые эпизоды из его прошлого, которые свидетельствовали о том, что он не является закоренелым злодеем.

Например, во время учёбы он тратил последние деньги на уход за сокурсником, болевшим чахоткой. Впоследствии свои заботы он перенёс на отца погибшего товарища и даже похоронил его на свои средства.

Рискуя жизнью, спас при пожаре малолетних детей и получил при этом сильные ожоги. Суд не усмотрел корысти в его преступлении, потому что он не воспользовался похищенными у старухи деньгами. Сразу после преступления, чтобы отвязаться от страшных мыслей, он спрятал их под камень, даже не поинтересовавшись, сколько денег было в кошельке убитой процентщицы.

Учитывая все эти обстоятельства, суд посчитал, что на момент совершения преступления подсудимый находился в состоянии временного помешательства. Он получил приговор — 8 лет каторжных работ.

Внутреннее состояние героя

Проведя в заключениии уже почти полтора года, он находился в состоянии беспросветной апатии и равнодушия ко всему, что его окружало.

Его равнодушие распространялось и на него самого. Ему было безразлично, что он ест, что пьёт, он не проявлял никакого интереса к товарищам по несчастью, даже сторонился их.

Целиком отдавая себе отчёт в том, что с ним произошло, он больше не видел в жизни никаких надежд и перспектив на будущее. Поэтому к собственному положению относился без эмоций, наблюдая за собой со стороны, как за кем-то посторонним.

За это время в Петербурге умерла мать Раскольникова, так и не узнав, что случилось с её сыном на самом деле. Предчувствуя что-то неладное, она постоянно ждала вестей от сына, но её уверяли, что он надолго отправился за границу.

Сестра вышла замуж за Разумихина, который впоследствии планировал переселиться поближе к месту, где отбывал наказание Раскольников.

Сонечка Мармеладова, унаследовав после смерти Свидригайлова его деньги, последовала за любимым человеком. Она поселилась в городе, где располагался острог для заключённых, и стала навещать Раскольникова.

Личностная характеристика

Раскольников характеризуется задумчивостью, скрытностью и мрачностью. Герой пытается избежать общества, он — некоммуникабелен и больше является приверженцем нигилизма и философии Ницше. Угрюмость Родиона спровоцировала его склонность к самоизоляции: бесполезные разговоры с другими людьми начинают вызывать у него раздражение.

Меланхолия Раскольникова соседствует со вспыльчивостью, иногда она переходит в холодность. Автор изображает героя с контрастными чертами. Читатель видит, что в нем пытаются бороться две противоположные личности, доминирующие по очереди в характере Родиона.

Он нечасто показывает свои эмоции и чувства. Молодой человек избегает общества, объясняя свою неразговорчивость важными делами. Но, занятость Раскольникова — внутренняя, которая выглядит внешне как пассивность и лень. Равнодушие ко всему происходящему показывает гордую и высокомерную личность. Эти качества сочетаются с тщеславием и эгоизмом. Бедность не смогла победить Родиона, оставив властные черты. Кажется, что он беспричинно себя пытается превознести.

Хорошее образование привело к серьезности, самоуверенности и заносчивости. При этом в герое находятся и положительные качества, именно их увидела Сонечка. Это благородство и добродушие, чувство собственного достоинства. Главному герою не жалко денег, в которых он также нуждается: он часто поддерживает финансово Мармеладову, а один раз даже дал последние сбережения вдове — на похороны супруга.

Порфирий Петрович, который вел уголовное дело Раскольникова, отмечает, что он подлец, хоть имеет множество достоинств и талантов. Помимо философского дара, молодой человек хорошо владеет литературным языком.

Соня и Раскольников

Сначала он, не желая питать больше никаких иллюзий относительно своего положения, холодно и даже высокомерно относился к визитам Сони. Они его раздражали и казались ненужными и назойливыми.

Но когда Соня по каким-то причинам не могла навестить его, Раскольников начинал чувствовать пустоту и смутную тоску. Анализ эпилога «Преступления и наказания» хорошо показывает изменение отношения Раскольникова к Сонечке.

Из-за состояния отрешённости, в котором пребывал Раскольников в остроге, многое проходило мимо его внимания. Со временем же он отчётливо понял, что каторжники, одним из которых являлся и он сам, совсем не считают его за «своего».

Заключённые, напротив, сторонились его, боялись, называли безбожником. В итоге их отношение к нему вылилось в неосознанную ненависть, что едва не закончилось гибелью Раскольникова.

Теория избранности

Анализируя образ главного героя, для начала необходимо обратить внимание на то, каким образом добрый по своей сути молодой человек из приличной семьи смог совершить страшное преступление.

Тогда в России была очень популярна философская работа «Жизнь Юлия Цезаря», которую написал Наполеон III. Он в ней утверждал, что все разделены на несколько категорий:

  • обычных людей;
  • личностей, пишущих новую историю.

Последние являлись избранными и они могут проигнорировать законы, когда пытаются добиться цели, не стоит останавливаться перед убийством, мошенничеством и иными преступлениями. Этот труд во время создания «Преступления и наказания» прочитало множество людей, потому некоторые интеллектуалы возомнили себя именно «избранными».

Этим героем являлся и Раскольников. Но его увлечение принципами жизни Наполеона III имело иную подоплеку. Родион был провинциалом, который совершенно недавно приехал в Петербург. С учетом его добродушного характера, который он нередко показывал в произведении, вначале молодой человек был наполнен самыми светлыми планами и надеждами.

Однако, пожив в столице определенное время, убедился в продажности и порочности горожан. Являясь высокоморальным человеком, Раскольников так и не приспособился к этой жизни. В итоге ему пришлось уйти на обочину: больным и нищим.

В это время чувствительная душа юноши, которая неспособна принять реальность, попыталась найти отраду, ей стала тема избранности, описанная Наполеоном III. Но у этой идеи было две стороны:

  1. Эта вера помогла Родиону понять действительность и не потерять рассудок.
  2. Но стала ядом для его души, поскольку подтолкнула на преступление.

Каторжники и Соня

Соню же заключённые любили, сами не вполне отдавая себе отчёт, за что именно. Им нравилось в ней всё, начиная от ласковой улыбки и заканчивая маленьким ростиком и худеньким телосложением.

Между тем Соня не могла сделать для них ничего особенно ценного, не имела возможности помочь им деньгами или продуктами. Но каторжники любили её за что — то совершенно другое, за то, что в их положении ценилось больше, чем еда и одежда.

Соня в каторжниках не видела парий общества, отверженных и погибших для мира. В каждом из них она видела человека — Божье создание, достойное любви, сострадания и понимания. Она для многих из них стала близким человеком.

Родственники и жёны заключённых оставляли у нее посылки для передачи своим мужьям и братьям. Тем узникам, которые не владели грамотой, Соня помогала писать письма домой. Анализ эпилога «Преступления и наказания» дает нам возможность увидеть в маленьком и худеньком создании добрую, отзывчивую душу.

Понимание тяжести и бессмысленности совершённого преступления, раскаяние в собственной гордыне и «наполеоновских» амбициях принесло бы ему утешение.

Он страстно желал этого покаяния, потому что тогда бы все его мучения в остроге имели бы смысл. Ему хотелось прийти к пониманию того, что он совершил страшный поступок, переступил через все духовные и нравственные запреты и понёс за это заслуженное наказание.

Но, увы, это понимание не приходило к нему и делало невыносимым существование. Единственное, о чём он сожалел и в чём упрекал себя, так это в том, что он не смог вынести груза вины за преступление и пришёл к следователю с повинной.

Переломный момент

Постоянное нервное напряжение постепенно провоцировало у него развитие психического заболевания. Однажды он в болезненном бреду увидел сон, который напугал его и что-то сдвинул в сознании.

В том сне люди, считавшие себя носителями сверхценных идей, сходили с ума и погибали. Выживали лишь немногие, те, кто не заразился этим страшным вирусом. Мир катился в пропасть, и не было спасения никому.

Роль эпилога «Преступление и наказание» трудно переоценить после описания такого аллегорического сна, в котором мир раскалывается на грешников и праведников.

Выздоровев и вернувшись к работе, Раскольников узнаёт, что теперь больна Соня, и это вызвало в нём беспокойство и панику. Он начинает смутно осознавать, что Соня — это та невидимая нить, которая ещё связывает его погрузившийся во мрак мир с человеческим началом. Он понимает, что, потеряв её, окончательно и навсегда потеряет и загубит себя.

Они встречаются после болезни Сони, и тогда Раскольников впервые сам берёт её руку в свою и не может отпустить. Непонятный порыв заставляет его в слезах броситься перед Соней на колени.

Соня, испугавшись такого проявления чувств, в первое мгновение была ошарашена. Но почти сразу к ней пришло счастливое осознание того, что Раскольников её бесконечно любит.

Анализ эпилога «Преступление и наказание» заставляет поверить, что теперь судьбы этих людей сплетены в одну. А впереди их ждёт трудный, но радостный путь к воскрешению в новой жизни.

Главная идея

Описание главного героя романа «Преступление и наказание» помещено Федором Михайловичем Достоевским в центр произведения. От этого начинаются размышления автора о сути содеянного Раскольниковым и искуплении его вины.

Наказание пришло не во время ареста или ссылки. Родион почувствовал последствия случившегося, а также свою кару через давление совести, что наступило тут же после совершения преступления. Самоизоляция, сомнения, утрата контактов с семьей, общественный вакуум — это наказание страшней, чем каторга. От совести невозможно спрятаться или скрыться.

В этом произведении Достоевского содержится урок, то, чему писатель пытался научить читателя. Примером Родиона — придуманного главного персонажа — автор предостерегает людей от совершения такого рода преступления. Автор показывает, чем может грозить отступление от религии, нигилизм и опасная философия.

Теория в «Преступлении и наказании» из уст героя

Поневоле находясь в эпицентре человеческих страданий, всей душой сочувствуя угнетаемым и обездоленным, он приходит к концепции, пугающей своей сутью, идеей.

В своей статье он развивает мысль о двух противоположных типах людей. Раскольников делит их на «обыкновенных» и на тех, кто не побоится сказать «новое слово» в сложившемся социальном миропорядке.

Идея его основана на «наполеоновском» комплексе и гласит, что великие люди, гениальные одиночки стоят выше людского суда и людских законов. Ради благой цели человек не должен ограничивать себя в средствах её достижения. Подняв себя над человеческой моралью, он выдвигает безумное утверждение. Суть его в том, что даже преступление не считается таковым, если направлено на достижение высшей цели.

Причислив себя к разряду «необыкновенных» людей и находясь под влиянием своей идеи, он задумывает убийство старой процентщицы. Жизнь жадной старухи не имеет в его глазах никакой ценности, зато на её деньги он планирует совершить много хорошего для всех нуждающихся. Мысль вытащить из трясины нищеты свою семью подогревает его решение.

Жизнь после преступления

После совершения убийства старухи и её сестры, признавая все свои действия правильными, преступник обнаруживает, что больше не способен жить жизнью обычного человека. Преодолев ту грань, которая отделяет добро от зла, он обрекает себя на нестерпимые моральные страдания. К нему приходит понимание того, что, совершив насилие, он автоматически причислил себя к той же категории общества, которую так ненавидел. Он сам стал тем, кто может безнаказанно причинять зло более слабым и беззащитным. Анализ эпилога «Преступления и наказания» заставляет понять, как низко пал тот, кто мечтал взлететь так высоко.

Перейдя запретную грань, он мучительно сознаёт, что сломал себя как личность. Раскольников начинает понимать, что насилие, совершённое им в отношении двух сестёр, в первую очередь он совершил над своей внутренней природой и нравственностью.

Именно это — нравственное самоубийство и невозможность включиться в привычную жизнь — сводит его с ума. Он не может избавиться от ощущения совершенной изолированности от «обыкновенного» мира людей. Преступление и наказание — проблемы, которые не оставляют его в покое ни днём, ни ночью.

Он понимает, что, убив старуху, он не решил никаких мировых проблем. Не раскаиваясь в совершённом, он просто терзается осознанием бессмысленности преступления. Ведь получилось так, что если он как-то и изменил мир, то только свой собственный.

Он сам своими руками развернул свой мир от света в сторону кромешной тьмы, в которой ему теперь придётся жить. Не освободив от оков нищеты и отчаяния ни одного человека, он в то же время ввергнул себя в самое сердце тьмы. Заложник собственной идеи, он превратился в живого мертвеца.

«Преступление и наказание» — история о том, как легко можно потерять свою душу, и ценой какого великого подвига человек снова способен обрести себя.

Анализ эпилога: Преступление и наказание

Эпилог может многое прояснить и в самой личности писателя. Достоевскому идея создания «психологического романа» пришла в то время, когда он сам отбывал каторгу и находился под воздействием христианской концепции о том, что только любовь и всепрощение спасут мир. Преступление и наказание — проблемы общества.

Что же хотел вложить в эпилог романа «Преступление и наказание» автор? Почему происходит возрождение Раскольникова к новой жизни? Что даёт этому толчок? Только ли страшный сон про поразивший людей вирус безумия, который толкнул его упасть в колени Сони?

Нет, перерождение героя началось с самого начала романа. Оно рождалось и в те 13 дней, что он грезил убийством, и в те полтора года, которые он провёл в душевных метаниях в остроге. Всё это время душа Раскольникова, как заблудший ребёнок, металась в поисках выхода из лабиринта чёрных, удушающих мыслей и идей.

А потом был следующий толчок — смерть матери. А затем страшная по своей сути и противоестественная для сторонников христианства сцена в церкви. Церковь — святое место, где по определению нельзя поднять руку даже на закоренелого убийцу. Но ведь именно в церкви «собратья — каторжане» готовы были убить Раскольникова, сами не отдавая себе отчёт в том, что такого плохого сделал им этот человек.

Столкнувшись со смертью матери, посмотрев в лицо собственной смерти и панически страшась смерти неожиданно заболевшей Сони, Родион в душе начинает изменяться.

Анализ эпилога «Преступления и наказания» даёт понять, что процесс перерождения зреет где-то в тайниках его души. Зреет долго и трудно, незаметно для него самого. А потом в одно мгновение совершается прозрение: он, плача, бросается перед Соней на колени. И они молчат.

Они только смотрят друг на друга и понимают, что теперь всё плохое позади. Понимают и читатели, что это не Раскольников сделал Соню сторонницей своей «мечты», а Соня обратила его в свою веру.

Не гордыня и презрение к роду человеческому за счёт самовозвышения, а именно всепрощающая христианская любовь должна в итоге преобразить мир. Анализ эпилога позволяет понять, что человек без сигнального маячка внутри очень легко может свернуть в сторону мрачную, попасть под влияние злых сил.

Маячком же, определяющим, где свет, а где тьма, служит Бог — источник всеобъемлющей и всепрощающей любви.

Краткая биография

В первой части Достоевский кратко описывает внешность героя, а также дает информацию о его социальном положении. Биография главного персонажа выглядит следующим образом:

  1. Родион Романович Раскольников в «Преступлении и наказании» — это бедный юноша, ему исполнилось 23 года, он, вероятней всего, родом из дворянской семьи. О нехватке денег у молодого человека читатель может узнать из фразы о том, что мать Родиона не очень далека с просьбами о милостыни.
  2. Раскольникову пришлось бросить учебу на юридическом факультете. До этого он был студентом Петербургского университета.
  3. Из-за бедности Родион часто голодает, носит старые и потертые вещи, а проживать вынужден в жалкой небольшой комнате, которая напоминает каморку для швабр. Финансовое состояние не позволяет ему получить высшее образование, платить квартплату и гасить долги.
  4. Вопреки своей бедности, Родион отказывается от помощи своего лучшего друга — Дмитрия Разумихина. Он считает это собственной слабостью и не может этого сделать, поскольку для Раскольникова это было бы унижением.
  5. Он описан молодым и умным юношей. Разумихин часто отмечает, что его товарищ имеет хорошее образование, знает немецкий язык, поскольку читает иностранные журналы.

Достоевский в своем сочинении постепенно описывает этот персонаж: читатель в первую очередь изучает портрет Родиона, его внешний вид. С дальнейшим продвижением открываются другие грани натуры героя.

Образ Раскольникова писатель взял из настоящей жизни. В 1865 году некий Герасим Чистов во время попытки ограбления зарубил топором двух девушек-служанок. Именно этот человек был прототипом главного героя. Поскольку Чистов являлся старообрядцем, то есть «раскольником» — от этого и произошла фамилия Родиона.

В чем преступление и в чем наказание Раскольникова

В чем преступление и в чем наказание Раскольникова


В чем будет состоять наказание Характеристика главного героя произведения Главным героем в романе представляется обычный студент — неудачник — Раскольников Родион. В романе мы его видим, как мнительного и мрачного человека. Он является своеобразным отколотым осколком от общего мира, которого не интересуют обыденные увлечения остальной толпы, окружающей его. Но, несмотря на все его недостатки, он был чрезмерно гордым человеком. Его гордость граничит с гордыней. В его мозгу плотно укоренилась мысль о том, что «он не без права на это «. Однако Раскольников был достаточно многогранной личностью, что и можно отследить в процессе прочтения романа. Можно сделать вывод: • Он был добрым самаритянином • Он хотел вершить судьбы других На страницах произведения встречается мнение Разумихина о том, что в Раскольникове встречаются две несовместимые черты характера, которые постоянно меняют свою очередность в его жизни. Замечание Разумихина имеет право на жизнь, ведь Родион был отзывчивым и любящим человеком. Он души не чаял в своей семье, боготворил свою мать. Был момент в жизни Родиона Раскольникова, когда его посещали мысли о том, чтобы самому обзавестись семьей. Его одолевали необъяснимые доселе чувства. Он описывал свою нежданную любовь, как «хворая, сердобольная дурнушка лелеющая свои мечты о монастыре «. В описании Родионом Раскольниковым своей пассии можно отметить еще одну неожиданную черту его характера — желание дарить людям доброту и нежность. Эта самая его черта движет Раскольниковым в гостях у Мармеладовых, в момент передачи семейству своих последних денег. Личность героя дополняет его блистательный ум и невероятный талант. В студенческие времена от имени Раскольникова было написано несколько статей, которые несли в себе философский смысл. Статья была опубликована и признана читателем. Тема статьи раскрывает мнение Раскольникова об окружающих его людях. Идеалом Родиона был человек владеющий душами; человек, который имеет власть решения чужих судеб. Родион создал собственную теорию разделения общества: • Властители, которые имеют полное и законное право на совершение любых преступлений на первых ступенях собственной карьеры • Все остальные Предпосылки к совершению Раскольниковым преступления В романе затронуты почти все темы проблем человечества. Одна из таких тем стара и обыденна — социально — экономическая. Родион Раскольников был дворянских кровей без денег. Его род был разорен и осталось только дворянство. В Петербург на учебу его привело желание обучиться, и добиться высокого положения. Обучение оплачивалось из кармана матери Раскольникова, которая жила только на пенсию. Однако, получение диплома не давало никаких гарантий на обеспеченное будущее. Однако, бедность задавила его. Он был весь в долгах. Родион не имел возможности нормально питаться, как у большинства студентов того времени. В результате того, что даже его одежда превратилась в лохмотья, он лишился возможности посещать занятия. Так как просто не в чем было даже выйти на улицу. В таком бедственном положении находился не только Родион, но и его любимые сестра и мама. Для поддержки брата Дуня (сестра Родиона) пошла работать гувернанткой в семью Свидригайлова. Глава семейства Свидригайловых начал попытки соблазнения хорошенькой молодой Дуни. На фоне этого Дуня покинула свое место работы. От безысходности сестра Раскольникова вынуждена была дать согласие на предложение руки и сердца от Лужина. Фактически Дуня принесла себя в жертву ради горячо любимого брата. Именно это и послужило той самой предпосылкой к совершению преступления Раскольникова. Для того, чтобы стать тем, кто «имеет право «необходимо удалить все ненужное. «Преломить черту «можно и нужно ради тех, в ком души не чаешь. Именно это приведет к тому самому «светлому будущему «. В последствие, свое преступление Родион характеризует как «ради общего блага «. Раскольников считает, что мелкое преступленьице можно будет загладить неимоверным количеством благих дел. Однако, «благими намереньями » … Понимание главному герою «кто он «приносит только смерть старухи — процентщицы. Полноту картины убийства в голове героя дополнил услышанный разговор между студентов и солдатом. Эта идея стала для Родиона наваждением. Сама идея изводила его и не давала жить спокойно: каково это? Справедливо наказать и свершить суд над человеком?. Следующий разговор, подслушанный главным героем романа, между его сестрой и мещанином поставил окончательную точку в планах на убийство. Ровно в семь часов судьба старухи была решена. Убийство свершилось. С этого момента вступает в силу вторая часть названия романа «наказание «. Это дает ответы на: • в чем состоит наказание раскольникова • в чем заключается наказание раскольникова • с какого момента начинается наказание раскольникова Теперь Раскольникова преследует и изводит раскаяние от совершенного. Главное не показывать свой страх. Но страх разоблачения уничтожил уверенность. Предел нервозности определила пустяковая повестка. Рассудительный мозг Родиона подсказывает ему, что нет ни улик, ни свидетелей совершенного преступления. ему не за что ненавидеть себя. Однако, тот уже готов был дать признательные показания полиции. Страх гложет героя не только перед разоблачением, а перед смертью самой идеи. Результат того испытания, которое главный герой романа назначил сам себе, доказал недоказуемость рожденной теории. Родион хотел помочь всем оскорбленным и униженным. Он хотел подарить им толику счастья. Но, смерть старухи толкнула его на следующее убийство. Ему пришлось убить одну из таких, кого он хотел спасти — Лизавету. Если кратко, то для успокоения собственной совести Родион пошел с повинной на площадь. Далее его ждала каторга. Однако он верил в свою идею. Даже явка с повинной не смогла переубедить его в неверности решений. Он не считал, что совершил преступление и должен понести наказание, о чем и поведал сестре Дуне. Единственное, о чем жалел Раскольников, что дал промах в своих действиях. Все время в Раскольникове жила мертвая душа. Будущий каторжанин не считал, что убил процентщицу. Он считал, что он убил самого себя. Убил себя из-за своих страхов. Разочарование в своей теории не принесло ему покаяния. Его сломала невозможность посещать класс и изучать интересующие его предметы. В голове его постоянно крутилась сценка убийств, которые воплотились в жизнь благодаря монологу, подслушанному им. Именно поэтому он считал каторгу своим единственным спасением. Вся суть заключается в том, что получить приговор — справделиво. Но герой романа не принял на себя ответственность за свой поступок.

Возможно будет интересно: Сочинение по роману Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание”: характеристика Лужина

Суть теории Раскольникова

Теория Раскольникова в «Преступлении и наказании» на первый взгляд может показаться сложной для понимания, но на самом деле она довольно проста. Главный герой разделил весь род человеческий на две категории: «обыкновенных» и «необыкновенных» людей. В то время как «необыкновенный» человек имеет право совершать любое преступление и нарушать закон, если считает это нужным, «обыкновенный» человек должен жить в подчинении и не имеет права нарушать закон.

Роковой момент совершения преступления

Чтобы лучше понять, в чём смысл этой опасной идеи о социальном неравенстве, процитируем, как сами герои литературного произведения понимали, что несёт в себе теория об «обыкновенных» и «необыкновенных» людях. Один из важнейших персонажей романа Достоевского Порфирий Петрович резюмировал суть теории Раскольникова следующим образом:

Обыкновенные должны жить в послушании и не имеют права переступать закона, потому что они, видите ли, обыкновенные. А необыкновенные имеют право делать всякие преступления и всячески преступать закон, собственно потому, что они необыкновенные.

Даже не мотря на то, что на страницах книги герой Порфирий Петрович представляется нам душевным и сочувствующим человеком, он не может понять и не принять идеи Раскольникова. Он спорит с главным героем, его переполняют чувства негодования и недоумения.

Разрушение теории

Теория Раскольникова начинает рушиться, причиняя ему не меньшую боль, чем отчужденность. Герой осознает, что если бы он убил старуху от голода, а не из философских убеждений, ему было бы гораздо легче и проще принять свое злодеяние. Эту мысль подтверждает сходство героя с Лужиным и Свидригайловым. Замечая схожие черты с ненавистными ему людьми, Раскольников понимает, что теория его оказывается совершенно не той, какой он видел ее до убийства. Если раньше он думал, что с помощью свершения правосудия спасет мир, поможет обездоленным, оградит униженных от таких, как эти герои, то сейчас он понимает, что теория только максимально сближает его с этими ненавистными личностями.

По прошествии нескольких дней Раскольников уже не в состоянии объяснить даже самому себе, зачем он совершил это убийство. В исповеди Сонечке он заявляет, что убил не старушку, а себя. В этом и заключается наказание Раскольникова – убив «вошь», он убивает сам себя, свою идею, свое спокойствие. Все, что было дорого Раскольникову убито вместе с процентщицей и ее сестрой, и никогда больше Раскольников не сможет жить нормальной жизнью.

«Вишнёвый сад» – драма, комедия или трагедия – рассуждение для сочинения

Список основных положений теории Раскольникова

Если попытаться проанализировать реплики главного героя романа «Преступление и наказание» об «обыкновенных» и «необыкновенных» людях, то можно кратко выделить следующие положения его философской теории:

  1. Все люди делятся на две категории: «обыкновенные» и «необыкновенные»;
  2. «Обыкновенный» человек должен жить в подчинении, он не имеет права нарушать закон, потому что он «обыкновенный»;
  3. «Необыкновенные» люди, напротив, имеют право совершать любые преступления и нарушать закон, когда считают это нужным;
  4. «Необыкновенность» человека определяется наличием у него дара или таланта произносить «новое слово». Именно такие люди двигаю цивилизацию вперед к новым высотам и достижениям;
  5. Только «необыкновенный» человек имеет право решать, переступить ли через закон или любое другое общественное или моральное препятствие, стоящее на пути практического осуществления его идеи;
  6. Все «необыкновенные» люди, способные дать обществу что-то новое, не должны подчиняться общему закону, потому что в противном случае они перестают быть «необыкновенными»;
  7. Такие «право имеющие люди» своими открытиями создают новые законы, и поэтому они должны иметь возможность избавляться от ненужных по их мнению людей, чтобы сделать свои идеи известными всему человечеству.

Арт-иллюстрация к роману Ф.М. Достоевского

Раскольников на каторге

Раскольников постоянно угрюм, почти не интересуется новостями о своих родных, всех чуждается, в остроге его не любят. С Соней он поначалу также держался отчужденно, почти грубо, но постепенно ее посещения обратились у него в привычку. В последнем письме Соня сообщала, что Родион Романович весьма серьезно заболел и лежит в госпитале.

Раскольников заболел от уязвленной гордости. Его злило, что он так бездарно стлался в руки правосудия, хотя виновным себя не считает и не раскаивается в убийстве. Он признавал свое преступление только в том, что не вынес содеянного и явился с повинной. Страдал он также и от мысли, что не смог убить себя, тогда как Свидригайлову это удалось.

В остроге его ненавидели, даже хотели убить как безбожника, хотя в церковь он ходил вместе со всеми. А вот Соню любили и заключенные, которым она писала письма домой или приносила из города то, что они просили, и их жены и родственники, приезжающие в город и останавливающиеся у нее.


Раскольников и Соня

В чем заключается наказание Раскольникова за преступление в романе Ф.М. Достоевского

Роман «Преступление и наказание» — главное произведение Федора Михайловича Достоевского, оно окутано темой психологизма. Автор описывает обратную сторону светского Петербурга, показывает подводные камни жизни простых людей того времени. Писатель четко определяет, в чем состоит наказание Родиона Раскольникова, и как он переживает внутренние муки. Все события разворачиваются вокруг молодого мужчины, который решается на страшный шаг.

Краткая биография

В первой части Достоевский кратко описывает внешность героя, а также дает информацию о его социальном положении. Биография главного персонажа выглядит следующим образом:

  1. Родион Романович Раскольников в «Преступлении и наказании» — это бедный юноша, ему исполнилось 23 года, он, вероятней всего, родом из дворянской семьи. О нехватке денег у молодого человека читатель может узнать из фразы о том, что мать Родиона не очень далека с просьбами о милостыни.
  2. Раскольникову пришлось бросить учебу на юридическом факультете. До этого он был студентом Петербургского университета.
  3. Из-за бедности Родион часто голодает, носит старые и потертые вещи, а проживать вынужден в жалкой небольшой комнате, которая напоминает каморку для швабр. Финансовое состояние не позволяет ему получить высшее образование, платить квартплату и гасить долги.
  4. Вопреки своей бедности, Родион отказывается от помощи своего лучшего друга — Дмитрия Разумихина. Он считает это собственной слабостью и не может этого сделать, поскольку для Раскольникова это было бы унижением.
  5. Он описан молодым и умным юношей. Разумихин часто отмечает, что его товарищ имеет хорошее образование, знает немецкий язык, поскольку читает иностранные журналы.

Достоевский в своем сочинении постепенно описывает этот персонаж: читатель в первую очередь изучает портрет Родиона, его внешний вид. С дальнейшим продвижением открываются другие грани натуры героя.

Образ Раскольникова писатель взял из настоящей жизни. В 1865 году некий Герасим Чистов во время попытки ограбления зарубил топором двух девушек-служанок. Именно этот человек был прототипом главного героя. Поскольку Чистов являлся старообрядцем, то есть «раскольником» — от этого и произошла фамилия Родиона.

Главная идея

Описание главного героя романа «Преступление и наказание» помещено Федором Михайловичем Достоевским в центр произведения. От этого начинаются размышления автора о сути содеянного Раскольниковым и искуплении его вины.

Наказание пришло не во время ареста или ссылки. Родион почувствовал последствия случившегося, а также свою кару через давление совести, что наступило тут же после совершения преступления. Самоизоляция, сомнения, утрата контактов с семьей, общественный вакуум — это наказание страшней, чем каторга. От совести невозможно спрятаться или скрыться.

В этом произведении Достоевского содержится урок, то, чему писатель пытался научить читателя. Примером Родиона — придуманного главного персонажа — автор предостерегает людей от совершения такого рода преступления. Автор показывает, чем может грозить отступление от религии, нигилизм и опасная философия.

Теория избранности

Анализируя образ главного героя, для начала необходимо обратить внимание на то, каким образом добрый по своей сути молодой человек из приличной семьи смог совершить страшное преступление.

Тогда в России была очень популярна философская работа «Жизнь Юлия Цезаря», которую написал Наполеон III. Он в ней утверждал, что все разделены на несколько категорий:

  • обычных людей;
  • личностей, пишущих новую историю.

Последние являлись избранными и они могут проигнорировать законы, когда пытаются добиться цели, не стоит останавливаться перед убийством, мошенничеством и иными преступлениями. Этот труд во время создания «Преступления и наказания» прочитало множество людей, потому некоторые интеллектуалы возомнили себя именно «избранными».

Этим героем являлся и Раскольников. Но его увлечение принципами жизни Наполеона III имело иную подоплеку. Родион был провинциалом, который совершенно недавно приехал в Петербург. С учетом его добродушного характера, который он нередко показывал в произведении, вначале молодой человек был наполнен самыми светлыми планами и надеждами.

Однако, пожив в столице определенное время, убедился в продажности и порочности горожан. Являясь высокоморальным человеком, Раскольников так и не приспособился к этой жизни. В итоге ему пришлось уйти на обочину: больным и нищим.

В это время чувствительная душа юноши, которая неспособна принять реальность, попыталась найти отраду, ей стала тема избранности, описанная Наполеоном III. Но у этой идеи было две стороны:

  1. Эта вера помогла Родиону понять действительность и не потерять рассудок.
  2. Но стала ядом для его души, поскольку подтолкнула на преступление.

Проверка себя

Определив, в чем состояли предпосылки для совершения убийства Родионом Раскольниковым, можно перейти непосредственно к преступлению, ставшее переломным моментом и сильно повлиявшее на образ главного героя.

В произведении Федора Михайловича Достоевского изначально описан мотив для убийства не только в качестве попытки основного персонажа проверить себя, но и как его желание наказать хоть одного человека, который паразитирует на людских несчастьях.

Возложив на себя эту миссию, Родион возомнил, что делает все правильно, поскольку избавляет обиженных и униженных от ростовщицы-мучительницы. Но Высшие силы показали Раскольникову всю низость совершенного поступка. Из-за его невнимательности младшая сестра старушки стала свидетелем преступления. И теперь, чтобы самому спастись, главному герою требуется убить и ее.

В итоге, вместо того чтобы бороться с несправедливостью, Родион стал обычным трусом, он теперь ничем не лучше жертвы. Поскольку ради собственной выгоды он лишил жизни ни в чем неповинную Лизавету.

После того что он сделал, образ героя в произведении раздвоился, Раскольников как бы находится на перекрестке. Родион пытается осознать, получится ли у него жить дальше с этим грузом на совести или ему необходимо во всем сознаться и искупить свой поступок. Терзаемый душевными мучениями, он все больше понимает, что не является таким человеком, как его кумиры, которые ничего не боятся и мирно спят, отправив на верную гибель тысячи неповинных людей. Поскольку убив лишь двух человек, он не смог себе это простить.

Ощущая собственную вину, Родион начинает отдаляться от общества, но в то же время пытается найти родственную душу. Ей стала Сонечка Мармеладова — женщина, работающая проституткой, чтобы не допустить голодной смерти своей семьи.

Тема романа и главные герои

Роман увидел свет в 1866 году. Впервые он был напечатан в журнале «Русский вестник». Общество бурно отреагировало на историю Родиона Раскольникова. Критики высказывались в разном ключе: от восторга до отвращения. Считается, что произведение повлияло не только на русскую, но и на мировую литературу. Роман переводился на множество языков, а сама история не раз изображалась в различных сценках, а позже экранизировалась.

В современное время роман является частью школьной программы и изучается в 10 классе общеобразовательной школы. Каждому ученику рекомендуется ознакомиться с произведением хотя бы кратко, а написание сочинения по данной работе позволит глубже проникнуть в недра психологии.

Действия книги происходят в Санкт-Петербурге, а основной персонаж — Родион Раскольников. Он был студентом, который жил очень скромно и постоянно испытывал нужду в финансах. В течение книги автор знакомит читателя и с другими действующими лицами, которые оказывают непосредственное влияние на главного героя:

  1. Алёна Ивановна — бабка-процентщица.
  2. Семен Захарович Мармеладов — титулярный советник, который знакомится с Родионом в трактире. Имеет сложную судьбу и злоупотребляет спиртным. Позже погибает.
  3. Катерина Ивановна Мармеладова — супруга Семена Захаровича. Мать троих детей и мачеха для Сони.
  4. Соня — дочь Мармеладова. По «желтому билету» вынуждена зарабатывать средства для содержания большой семьи.
  5. Аркадий Иванович Свидригайлов — 50-летний вдовец, который ухаживает за сестрой Родиона, Дуней.
  6. Петр Петрович Лужин — еще один ухажер сестры Родиона.

На протяжении романа встречаются и другие персонажи. Каждому из них отведена своя роль. Действующие лица и атмосфера, которые окружают главного героя, шаг за шагом подталкивают его на совершение преступления.

Молодой Родион испытывает материальную нужду, а также угнетен тем, что его сестра может выйти замуж за Лужина. Не было секретом, что она должна была сделать это для того, чтобы семья Раскольникова начала жить лучше, а Родион продолжил учебу.

Он решает совершить убийство старухи, которая выдавала людям деньги в долг под проценты. Молодой человек испытывает неприязнь к ней и считает, что она имеет большой достаток. Это и стало основной целью преступления — он хотел получить ее «богатства». Но все прошло не так гладко. Парень не сразу смог найти деньги старухи, а на месте преступления его застала сестра убитой, которая также становится жертвой студента.

Дальнейшие события давят на парня. Он испытывает вину, начинает сильно болеть, а картины грязного, пьяного и душного Петербурга еще больше угнетают его. Развязкой становится собственное признание молодого человека, приговор и ссылка, в которой он переосмысливает поступок и себя.

Соня Мармеладова

Именно греховность этой девушки стала тем, что привлекло к ней Родиона. Поскольку, как и он, Сонечка согрешила и ощущает в этом вину. А, соответственно, чувствуя стыд за сделанное, она может понять Раскольникова. Это факт стал причиной того, что герой признался Мармеладовой в преступлении. Образ этой героини в это время противопоставляется Родиону. Вроде бы она пожалела и поняла его. Но при этом — призывает Раскольникова во всем сознаться и понести соответствующее наказание.

В течение второй половины произведения, а тем более в завершении описывается противопоставление: Родион — образ Мармеладовой. Влюбившись в главного героя и принудив его признаться, женщина взяла на себя некоторую часть его вины. Она сама поехала в Сибирь, куда отправили на каторгу ее любимого. И, невзирая на его пренебрежение, продолжила заботиться о Раскольникове.

Именно самоотверженность этой девушки и помогает Родиону поверить в Бога и отыскать в себе силы, чтобы жить дальше.

Идейная борьба

При описании характеристики главного героя нужно сказать об идеях, за которые Раскольников, как считал Порфирий Петрович, пытается бороться со страшной силой. Эгоизм, бедность, гордость породили в сознании Раскольникова идею. В этом случае налицо влияние философии середины XIX столетия, в том числе Ницше. Смысл этих идей состоит в следующем. Всех людей Родион делит на две категории:

  1. «Право имеющие».
  2. «Твари дрожащие».

Себя герой относит, конечно же, к первой группе. Эта категория людей, как утверждал Ницше, является образом сверхчеловека.

«Имеющие право» не ограничиваются правилами, которые приняты в обществе. Потому, получив внутреннюю уверенность в дозволенности во всем, Родион зарубил несчастную старушку. Но понес наказание в виде душевных мук и угрызений совести.

Сопоставление со Свидригайловым

Чтобы лучше описать заблуждение Раскольникова, писатель ввел в произведение образ Свидригайлова. Хоть идеалы этого героя, кажутся, не совпадают с Родионовыми, основной его принцип жизни: можно делать плохие поступки, но только во благо. В случае со Свидригайловым его злые поступки были не редкостью: он зарабатывал на жизнь мошенничеством в картах, случайно убил слугу и, вероятно, «помог» своей жене уйти в мир иной.

Вначале может показаться, что он не такой, как Родион. Его образ — абсолютная противоположность Раскольникову как во внешнем виде (старый, но при этом ухоженный и всегда хорош собой), так и в своем поведении (умеет добиваться цели, великолепно понимает человеческую психологию и имеет много полезных связей). Помимо этого, продолжительное время Свидригайлов с успехом убеждает и Родиона и себя в том, что для них неприемлемо чувство вины, у Аркадия Ивановича есть только одна слабость — неуемные желания. Но ближе к окончанию романа эта иллюзия пропадает.

Мучаясь виной за смерть жены, его начинают преследовать галлюцинации с ее образом. Помимо этого, этот герой не только сохранил секрет Раскольникова, но и материально помог Соне, как бы раскаиваясь в том, что не принял своевременно наказания за свои поступки.

Очень интересно описано и противопоставление любовных линий двух персонажей. Так, влюбившись Сонечку, Раскольников взваливает на нее часть собственных мучений, поведав ей все об убийстве.

Взаимоотношения Свидригайлова с Дуней начались на приблизительно похожем мотиве. Отлично зная психологию женщин, он начал искать в ней прощения. Жалея его и пытаясь наставить на путь праведный, девушка полюбила этого героя. Но поняв, что была обманута, пытается спрятаться.

На последнем свидании у Аркадия Ивановича получилось добиться от женщины своеобразного признания в любви. Но осознавая, что, невзирая на взаимные чувства, будущее для них невозможно из-за его прошлого, мужчина решает отпустить Дуню и отвечает за свои злодеяния сам. Вот лишь, в отличие от Раскольников, Свидригайлов не сильно верил в искупление и в то, что жизнь может начинаться заново, потому совершил самоубийство.

Будущее персонажей произведения

Федор Михайлович оставил открытым финал произведения, он только упомянул о том, что Родион раскаялся в совершенных поступках и поверил в Бога. Но на самом ли деле изменился Раскольников? От идеи избранности он не отказывался, только адаптировал ее под православную веру.

Достаточно ли у него сил реально начать другую жизнь? Поскольку в прошлом он часто показывал непрочность собственных убеждений и склонность избегать сложностей. Например, во время материальных трудностей, вместо того чтобы найти способы их решения, бросил учиться и работать. Если бы не Сонечка, вероятно, он и не сознался бы, а покончил с собой, как и Свидригалов.

При этом неоптимистичном будущем есть только надежда на любовь Мармеладовой. Поскольку именно София в произведении показывает истинное благородство и веру. Пытаясь победить материальные сложности, женщина не впала в философские раздумья, а продала свою честь. А после изо всех сил пыталась сохранить собственную душу.

Будучи ответственна за своего возлюбленного, она получила шанс на новую жизнь — Свидригайлов обеспечил деньгами ее семью, да и непосредственно Софии оказывал материальную помощь, зная, что она хочет поехать за Раскольниковым в Сибирь. А будучи уже на каторге, девушка пытается помочь всем заключенным.

Говоря иначе, она не готовит себя к какому-то подвигу во имя человечества, а каждый день делает его. Ее «Любовь — выдержка и работа», при этом у Раскольникова она «мечтательна, жаждет быстрого подвига и чтобы все на него смотрели». Сможет ли молодой человек научиться мудрости и покорности у Софии, каково будет его будущее? Это определит только время.

Преступление и наказание Раскольникова (Ф.М. Достоевский)

В основу величайшего романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» легла история жизни обедневшего студента Родиона Раскольникова. Именно он совершил преступление в произведении, именно на него обрушилось наказание.

Главный герой был слишком чувствительным, поэтому остро относился к окружающей несправедливости. Ежедневно он наблюдал ужасные картины жизни людей, которым не посчастливилось родиться в бедности. Их страдания не давали покоя Раскольникову, он видел последствия такого положения. Невыносимо трудная судьба людей, обречённых прозябать в нищете, пьянство, пошлость и ничтожная гибель обыкновенных тружеников – всё это приводило его в отчаяние.

Встреча в одном из питейных заведений с Мармеладовым, спившимся от безнадёжности, знакомство с его дочерью Соней, пожертвовавшей своей честью и будущим ради того, чтобы её семья не погибла от голода, зародили в душе главного героя желание бороться с существующим порядком вещей. Родион стал считать себя миссией, чьё предназначение заключалось в отмщении за судьбу бедных и обездоленных. Воспринятые близко к сердцу страдания окружающих людей раскрылись в его символичном сне про жестокое избиение невинной лошади. С этого момента он не мог больше ни о чём думать, кроме того, как изменить этот несправедливый мир.

Но это не единственная причина преступления, Раскольников также был подавлен безысходностью собственного положения. Из-за нехватки денег ему пришлось бросить учёбу на юридическом факультете, ему пришлось уйти из университета, потому что больше не было возможности платить за обучение. Это лишило Родиона цели в жизни, озлобило его и настроило против тех, кто жил лучше, чем он сам. Он хотел жить по-другому, тянулся к знаниям, но судьба распорядилась иначе, отняла у него надежду на светлое будущее.

Другой, не менее важной причиной убийства, стало незавидное положение его семьи. Он получил письмо от матери, из которого узнал о перенесённых унижениях своей сестры Дуни в доме Свидригайлова, а также о её решении выйти замуж по расчёту за Лужина ради того, чтобы избавить мать и брата от беспросветной нищеты. Раскольников не мог принять этой жертвы, не мог позволить сестре загубить свою молодость из-за того, что он сам оказался неспособен позаботиться о своих родных.

Бедность и унизительное положение легли в основу его протеста, стали причиной создания некой теории, согласно которой все люди делились на два типа: «право имеющие» и «твари дрожащие». К первому типу, по его мнению, относились выдающиеся личности, которые вершили историю, делали открытия и создавали бессмертные произведения искусства. А второй тип состоял из обычных людей, главной задачей в жизни которых было продолжение рода себе подобных и прислуживание «собственно людям». До совершения убийства Раскольников надеялся, что относится к первому разряду, что он избранный и имеет особое предназначение, заключающееся в изменении общественного устройства. Его теория оправдывала любое преступление, согласно её содержанию, это было всего лишь необходимой мерой для совершения великих поступков. Именно поэтому ему было необходимо пройти испытание кровью, понять может ли он безнаказанно убить человека, без которого мир станет лучше, переступить закон на пути к своей цели.

В мучительных рассуждениях Раскольников равнялся на своего кумира Наполеона, ведь он не останавливался перед насилием, жертвами, кровью. Французский император был способен погубить тысячи жизней, ради осуществления задуманного. Не случайно, именно его фигура и стала ключевой при создании вышеуказанной теории, следуя которой главный герой всё же совершил убийство. Он возомнил себя судьёй и палачом. Однако это преступление стало не его возвышением над остальными людьми, а началом краха всех его идей. Душевные муки свидетельствовали о том, что Родион не может смириться с тем, что он сделал. Этот поступок сравнял его с теми негодяями, которых он так ненавидел.

Трагедия Раскольникова заключается в том, что теория, которая должна была его вывести из безысходного положения, наоборот загнала в тупик. После убийства он полностью изолировался от общества и стал чувствовать себя чужим в любом уголке Петербурга. Даже семья оказалась теперь недосягаемой, потому что Родион не мог показаться им на глаза.У него не получалось избавиться от мыслей о несостоятельности собственной теории, на которую были возложены такие надежды.

Благодаря убеждениям и просьбам Сони Мармеладовой, главный герой сознаётся в содеянном. Он отдаёт себя в руки правосудия и покорно принимает наказание за совершенное преступление в виде ссылки на каторгу. Однако самой страшной карой для него стало не это, а пробуждающееся чувство вины, осознание того, что он всего лишь преступник, который не имел права отбирать чужую жизнь. Раскольников понимал, что для него уже нет обратного пути, что уже никогда не будет всё, как прежде. Он убил не только старуху-процентщицу, но и себя самого как личность. До последнего Родион не хотел признавать свою неправоту, даже на каторге он продолжал цепляться за свою теорию, считая, что просто оказался не достойным принадлежать к числу особенных людей. Только к концу романа к нему пришло раскаяние, а вместе с ним и надежда на духовное возрождение. Вера и любовь Сони помогла ему вернуться на путь истинный, у его измученной души появился шанс на спасение. Впереди его ждала новая жизнь, новое мировоззрение.

Роман «Преступление и наказание» стал приговором обществу, основанному на социальной несправедливости. Его главная идея заключается в том, что даже состояние безысходности не является оправданием для преступления. Ни при каких обстоятельствах человек не имеет права распоряжаться чужой судьбой, а тем более отбирать чужую жизнь.

Причины и мотивы преступления Раскольникова в романе “Преступление и наказание”

Раскольников
(актер Г. Тараторкин,
кадр из фильма 1969 г.)

Родион Раскольников является главным героем романа “Преступление и наказание” Достоевского.

В этой статье представлен анализ причин и мотивов преступления Родиона Раскольникова в романе “Преступление и наказание”.

Смотрите:
– Все материалы по “Преступлению и наказанию”
– Все статьи о Раскольникове

Причины и мотивы преступления Раскольникова в романе “Преступление и наказание”

Важно понимать, что ни одна из указанных ниже причин не может служить оправданием преступлению Раскольникова или любого другого преступника.

Главная причина преступления Раскольникова

На первый взгляд можно подумать, что Раскольников идет на убийство ради денег старухи-процентщицы. Да, молодой человек беден и ему хочется выбраться из нищеты быстро и без усилий, но деньги не являются главной причиной и мотивом убийства.

Главной причиной преступления Раскольникова становится его теория об обыкновенных и необыкновенных людях.Суть теории заключается в том, что люди якобы делятся на два вида:

  • люди гениальные, особенные, великие
  • люди обычные, то есть “материал” для великих

Раскольников решает проверить свою теорию на практике и доказать себе, что он принадлежит к числу великих людей, как Наполеон, и не является “тварью дрожащей”.

Что еще подталкивает Раскольникова к преступлению?

Неприязнь к старухе-процентщице

Раскольников считает старуху-процентщицу “вошью”, которая недостойна жить. Он находит оправдание будущему преступлению в том, что старуха:

  • злая, жестокая и жадная женщина
  • наживается на чужой беде, давая деньги под залог на невыгодных условиях
  • использует свою слабоумную сестру Лизавету в качестве рабыни
  • написала завещание, согласно которому почти все ее состояние переходит не к ее сестре Лизавете, а какому-то монастырю

Другие обстоятельства

Незадолго до совершения убийства в жизни Раскольникова происходит несколько событий, которые подталкивают его к преступлению:

  • Незадолго до преступления герой подслушивает разговор двух незнакомцев в трактире. Незнакомцы обсуждают злую старуху-процентщицу, которая портит людям жизнь и плохо обращается со своей сестрой. Раскольников как бы убеждается, что многие люди ненавидят процентщицу и желают ей зла.
  • Накануне преступления Раскольников знакомится с пьяницей Мармеладовым и узнает историю его жизни, а также печальную историю его дочери Сони Мармеладовой, которая вынуждена зарабатывать на жизнь непристойным ремеслом. Рассказ о Соне оставляет в душе Раскольникова удручающее впечатление.
  • Накануне убийства Раскольников получает письмо от матери, в котором говорится о предстоящей свадьбе его сестры Дуни с подлецом Лужиным, а также о страданиях Дуни в качестве гувернантки в семье Свидригайловых. Раскольников чувствует свою вину за то, что вынуждены терпеть его мать и сестра. Молодой человек против того, чтобы сестра шла замуж за подлеца ради денег. Раскольников злится на себя за то, что не может дать матери и сестре достойную жизнь.
  • Незадолго до преступления Раскольников видит на улице пьяную обманутую девушку на бульваре. Это печальное зрелище заставляет его задуматься о судьбе своей бедной сестры Дуни. Раскольников переживает, что из-за нищеты с Дуней может случиться что-то подобное.
  • Накануне преступления Раскольников случайно слышит, что сестра старухи-процентщицы, Лизавета, будет отсутствовать дома в определенное время (“завтра в 7 часов вечера”).
  • Каморка Раскольникова угнетает его психику и наводит на мрачные мысли. По мнению матери героя, его комната отчасти виновата в том, что тот чувствует себя несчастным.
  • Последние месяцы Раскольников не дает частных уроков и бросает учебу в университете. Он ничем не занимается и целыми днями проводит в своей каморке. Отсутствие занятости отчасти становится причиной его мономании, то есть “зацикленности” на своей теории об обычных и необычных людях. Когда мономания достигает апогея, он решается проверить свою ужасную теорию.

Еще раз подчеркиваем, что, каковы бы ни были причины и мотивы убийства, они не оправдывают преступления Раскольникова.



Раскольников после преступления

Сразу после совершения преступления Раскольников понимает, что глубоко ошибался в своей ужасной теории. Он понимает, что не является “Наполеоном” и не способен ценой преступления строить “светлое будущее”. Раскольников понимает, что не может жить спокойно и счастливо с таким страшным грехом на душе.

Наказание настигает Раскольникова не на каторге в Сибири, а сразу же после преступления: душевные терзания не покидают его ни на секунду. В конце концов герой сам является с повинной в полицию и отправляется на каторгу.

Раскольников в романе «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского

Суд над Раскольниковым

Судопроизводство по делу Раскольникова прошло без затруднений. Раскольников ясно описал весь процесс убийства. Тот факт, что он не знал точного количества украденного послужил основанием для заключения о некоем временном умопомешательстве преступника.

Выяснились также некоторые дополнительные сведения, говорящие в пользу подсудимого: в университете бескорыстно помогал больному товарищу, когда же тот умер, опекал его старика отца; во время пожара вынес из огня двух маленьких детей.

Все это способствовало смягчению участи обвиняемого: он был присужден к восьми годам каторжных работ. Соня последовала в Сибирь за Раскольниковым.

Пульхерия Александровна, мать Раскольникова, во время процесса повредилась рассудком, ни о чем не спрашивала, только все время перечитывала статью сына.

Дунечка вышла замуж за Разумихина. Оба они твердо решили подкопить денег и переселиться в Сибирь, чтобы быть ближе к Роде. Пульхерия Александровна благословила молодых, но вскоре ее здоровье пошатнулось и она умерла.

Соня каждый месяц писала Разумихиным. Из ее посланий они знали, что Раскольников ходит на работы и Соня имеет возможность видеться с ним, а сама устроилась в городе и зарабатывает шитьем.

«В чем наказание Раскольникова» сочинение

В психологическом романе Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» главный герой Родион Раскольников совершает страшное преступление — убийство старушки. И на протяжении всей второй части произведения автор показывает, какие муки он испытывает по этому поводу, и какое наказание несет.

Весь сюжет романа завязан на внутренних переживаниях Раскольникова, позволившего себе решать, кому жить, а кому умереть. Изначально Родион изобрел теорию, по которой выходит, что он не «дрожащая тварь», а человек, который имеет

право лишить жизни другого человека. Но теория дает сбой: итогом совершенного преступления становится внутренний конфликт, который с каждой страницей произведения становится только острее. Герой испытывает целую гамму чувств: раскаяние, отчаяние, страх.

Родион Раскольников — молодой человек с чувствительной и восприимчивой натурой. Его задевает несправедливость общества, в котором все живут. Жители Петербурга разделены на две группы: одни купаются в роскоши, другие же прозябают в нищете. Герой не может спокойно смотреть на то, как простые люди всеми силами пытаются найти выход из сложившейся ситуации и

хоть как-то жить. Глядя на это, Родион мрачен и угнетен. Его терзает такое положение дел.

Возможно, эта безрадостная и нищенская жизнь, которой он вдоволь насмотрелся, и толкает его на преступление, дает ему позволение считать себя мстителем.

Герой будто в бреду задумывает и совершает поступок, за который потом приходится нести моральное наказание.

Некоторые литературоведы справедливо полагают, что главнее в романе вторая часть, в которой герой несет наказание. Конечно, не наказание в виде каторги стало его расплатой. Гораздо большие муки испытывает Родион от того, что он теперь не такой, как все, он убийца. И хотя Родион постоянно чувствует любовь близких людей, он не может простить себя сам. Считает себя убийцей, которого не нужно прощать, ведь он этого не достоин.

Если говорить о наказании, то оно заключается в первую очередь в том, что Раскольников никогда не сможет стать тем человеком, которого можно любить и уважать. Герой будто вырезает из себя ту часть, которая делала его человеком. Постоянный внутренний конфликт, который переживает Родион, перерастает в настоящую болезнь. Молодой человек мучается. Ему жалко самого себя, но уже ничего нельзя изменить. И это самое страшное.

Раскольников страдает еще и по той причине, что его теория потерпела крах. Тогда для чего же все это было совершено? Этим преступлением он поставил себя наравне с теми, кого раньше просто презирал. Как оказалось, он не старушку убил, а самого себя, личность в себе. И эта мысль, которая гложет его ото дня ко дню все сильнее, и является самым страшным наказанием для Родиона Раскольникова. Перед ней все тюрьмы и каторги просто ничто.

Раскольников на каторге

Раскольников постоянно угрюм, почти не интересуется новостями о своих родных, всех чуждается, в остроге его не любят. С Соней он поначалу также держался отчужденно, почти грубо, но постепенно ее посещения обратились у него в привычку. В последнем письме Соня сообщала, что Родион Романович весьма серьезно заболел и лежит в госпитале.

Раскольников заболел от уязвленной гордости. Его злило, что он так бездарно стлался в руки правосудия, хотя виновным себя не считает и не раскаивается в убийстве. Он признавал свое преступление только в том, что не вынес содеянного и явился с повинной. Страдал он также и от мысли, что не смог убить себя, тогда как Свидригайлову это удалось.

В остроге его ненавидели, даже хотели убить как безбожника, хотя в церковь он ходил вместе со всеми. А вот Соню любили и заключенные, которым она писала письма домой или приносила из города то, что они просили, и их жены и родственники, приезжающие в город и останавливающиеся у нее.

Раскольников и Соня

так то ЕНТ / Русская литература / Поурочные планы по русской литературе 10 класс

Урок 111 НАКАЗАНИЕ ЗА ПРЕСТУПЛЕНИЕ. ВОЗРОЖДЕНИЕ ДУШИ РАСКОЛЬНИКОВА

30.03.2013 22724 0

Урок 111 Наказание за преступление. Возрождение души Раскольникова

раскрыть перед учащимися сложный внутренний мир Раскольникова, его нравственные муки; рассказать о психологическом поединке Порфирия Петровича с Раскольниковым; выяснить, что заставило главного героя сделать «явку с повинной»; помочь учащимся осмыслить финал романа; показать начало нравственного возрождения Раскольникова через веру и любовь.

I. Беседа о главном герое романа.

1. Кто такой Родион Раскольников? Выделите определяющие черты характера главного героя.

2. В чем суть философии Раскольникова? В чем сомневается герой, идя на преступление? (Суть философии Родиона Раскольникова:

– человек и общество преступны, поэтому понятия «преступление» не существует;

– страстное желание Раскольникова помочь людям; в жестоком мире можно действовать, не выбирая средств;

– трансформация желания помочь обездоленным в желание проверить, кто же он сам;

– теория, разделяющая людей на две категории. Статья Раскольникова «О преступлении»;

– соединение протеста против несправедливого мира с теорией сильной личности;

– теория овладевает Раскольниковым, избавиться от нее можно, только проверив на деле, то есть совершив преступление (см. [13. С. 118]).)

3. С какой целью Достоевский сталкивает Раскольникова с разными людьми? (С «сильными мира», матерью, сестрой, Мармеладовым, другом Разумихиным.)

4. Главное место в произведении занимает рассказ о наказании преступника. Когда начинается наказание? В чем оно заключается? Справедливо ли оно?

5. Почему, на ваш взгляд, Достоевский сделал преступником не злодея и хищного приобретателя, а искреннего страдальца, героя с добрым сердцем?

Наказание Раскольникова начинается еще до преступления. Душевные муки, страдания, превратившиеся в настоящую пытку, усугубляются в момент убийства и многократно увеличиваются после него.

Муки совести Раскольникова, сознание своей ничтожности, понимание бессмысленности совершенного преступления, крушение теории изображены с такой силой, что вместе с героем мы испытываем и страх, и отчаяние. Особенно тяжело было Раскольникову при встрече с родными людьми – матерью и сестрой Дунечкой.

Для Достоевского важно показать, что если на путь преступления становится человек чуткий ко всем скорбям людским, честный и добрый, он неизбежно приносит только зло себе и другим. Ложный путь, избранный Родионом Раскольниковым, ведет к нравственным мучениям, безысходным страданиям, к духовной смерти.

II. Работа над содержанием романа.

Психологические поединки Раскольникова со следователем Порфирием Петровичем

Часть III, глава 5.

Первая встреча Раскольникова со следователем. (Пересказ или чтение по ролям.)

Умный и наблюдательный Порфирий Петрович начинает анализировать теорию Раскольникова о праве сильной личности, «вникая во все мелочи и уточняя детали» [23. С. 174]. Обращает на себя внимание и та тонкая психологическая игра, которую ведут противники. Это «начало борьбы, проба сил, первые подозрения» [13. С. 124].

Часть IV, главы 5–6.

Вторая встреча Раскольникова с Порфирием Петровичем. Следователь продолжает следствие, стремясь заставить подозреваемого признать свою вину. Вызывает восхищение высокое профессиональное мастерство Порфирия Петровича. Второй поединок – борьба достигает наивысшего накала. Измученный, исстрадавшийся Раскольников почти сломлен, быстро «сдает свои позиции», а ситуацией овладевает проницательный следователь.

Часть VI, глава 2.

Третья встреча.
(Пересказ или чтение по ролям.)
Раскольников уже ждет какого-то исхода, справедливого наказания, чтобы наконец-то освободиться от мук и безмерных страданий. Порфирий Петрович прямо обвиняет Раскольникова в преступлении. На вопрос: «Так кто же убил?» – следователь отвечает: «Как кто убил. да вы убили, Родион Романыч!» Он предлагает Раскольникову «явку с повинной».

III. Обсуждение финала романа, встречи Родиона Раскольникова и Сонечки Мармеладовой.

1. Раскаялся ли Раскольников в своем преступлении?

2. Расскажите о встречах Раскольникова с Сонечкой. Что общего в их судьбе? (Часть IV, глава 4; часть V, глава 4; часть VI, глава 8.) Что значат для Раскольникова эти встречи?

3. Какую роль в духовном возрождении героя сыграла Соня?

4. Почему каторжане ненавидят Раскольникова?

5. «Мир спасет красота», – считает Достоевский. Как вы это понимаете?

Сонечке Мармеладовой суждено привести Родиона Раскольникова к покаянию и возрождению. В героине поражают убежденность в своей правоте, самоотверженность, огромная любовь к людям, стремление помочь им.

Видя терзания Раскольникова, сочувствуя ему всем сердцем, она, робкая и тихая, советует Раскольникову принять страдание и «искупить себя им».

«Раскольников не осознал свой грех, не раскаялся, но по настоянию Сони он все-таки идет на площадь и несет туда свое нераскаянное покаяние», – пишет Н. С. Прокурова.

В эпилоге романа Раскольников и Соня вместе. Герой Достоевского уверовал в Соню. Происходит возрождение, прозрение Раскольникова через веру и любовь. Возвращение его к людям, церкви, к родной почве идет по нарастающей.

Подготовиться к сочинению по творчеству Ф. М. Достоевского.

поурочный план, 10 класс, русская литература

С какого момента начинается наказание раскольникова

И тут началась «новая история, история постепенного обновления человека, история постепенного перерождения его, постепенного перехода из одного мира в другой, знакомства с новою, доселе совершенно неведомою действительностью». Один из пяти великих романов Ф. М. Достоевского — «Преступление и наказание» — роман о необычном преступлении.

Его сюжет весьма занимателен. Мы знаем, кто является убийцей, но для Достоевского наиболее важным представляется психологическое состояние героя до и после совершения преступления, борьба, которая происходит в его душе. Центральный герой романа — Родион Раскольников. Остальные же персонажи «Преступления и наказания» являются своеобразными проекциями его души: они отражают ту драму, которая разворачивается в сознании Раскольникова, отражают глубину его личности. Даже во внешности Раскольникова мы видим его неоднозначность, «раскол».

Преступление и наказание Родиона Раскольникова

Родион Раскольников пришиб старушку-процентщицу и зарубил ее беременную сестру Лизавету, затем около двух недель «слонялся» по Петербургу, после чего доведенный угрызениями совести пришел в полицейский участок с повинной. Всем со школьной скамьи знаком сюжет романа Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание». Тем не менее, нет однозначного взгляда на произошедшее, и активно ведется спор о причинах совершения этого преступления.

Ужасающая теория Раскольникова о разделении людей на «тварей дрожащих» и «право имеющих» является особой философской подоплекой романа. Желание главного героя проверить свои силы, понять, к какому типу людей он относится и может ли считать себя полноправным вершителем человеческих судеб, толкает Родиона на совершение преступления, но едва ли теория о сверхчеловеке служит первопричиной. Она зародилась в его сознании еще в то время, когда он посещал лекции, писал статьи и давал уроки (вел нормальную жизнь человека, у которого есть кусок хлеба и занятие), но глубоко засела в его голове и пустила там корни тогда, когда мир вокруг него начал постепенно разрушаться: Раскольникову не хватало денег, он потерял уроки, перестал ходить в университет, задолжал хозяйке. Он опускался все ниже, перестал следить за собой, но амбиции молодого человека, имеющего много планов на будущее, знающего, что он способен на многое, не позволяют ему смириться с нищетой и унижениями. В то же время Родион не видит выхода из сложившейся ситуации, среда «заедает» и губит его, а замкнутость и погруженность в себя мешают герою обратиться за помощью к друзьям и близким. В это время его представление о справедливости и входит в известное русло: убийство «вредной» старухи оказывается в глазах Раскольникова правым делом.

Преступление совершено. Последствия его необратимы. Раскольников очнулся от страшного наваждения практически мгновенно. Он не может не терзать себя, потому что, в сущности, является хорошим человеком, в силу сложившихся обстоятельств не справившимся с угнетающими его жизненными условиями. Не возникает сомнений в том, что он нежно любит своих близких, всегда готов подставить им плечо, а также способен тонко прочувствовать боль незнакомых ему людей, оказавшихся в беде, отнестись к ним с пониманием и прийти на помощь. Значит, не сможет он простить себя за свершенное им преступление, совесть не позволит ему смириться с убийством ни в чем неповинных людей. Он не сразу осознает свою вину и поначалу винит во всем неудачу, но муки гложат его душу и не дают забыться. Явка с повинной — это лишь вопрос времени.

Полное возрождение героя происходит на каторге. Предоставленный в своих мыслях самому себе, но и под чутким присмотром Сони Раскольников пробуждается и получает возможность трезво взглянуть на произошедшее. Затуманенный его разум просветляется. Родион и Соня сидят рядышком и читают Библию. Читатель понимает, что теперь их ждет новая жизнь.

Автор: Полина Матвеюк
Интересно? Сохрани у себя на стенке!

В чем преступление и в чем наказание Раскольникова

В чем будет состоять наказание и преступление

Характеристика главного героя произведения

Главным героем в романе представляется обычный студент — неудачник — Раскольников Родион. В романе мы его видим, как мнительного и мрачного человека. Он является своеобразным отколотым осколком от общего мира, которого не интересуют обыденные увлечения остальной толпы, окружающей его. Но, несмотря на все его недостатки, он был чрезмерно гордым человеком. Его гордость граничит с гордыней. В его мозгу плотно укоренилась мысль о том, что «он не без права на это «. Однако Раскольников был достаточно многогранной личностью, что и можно отследить в процессе прочтения романа. Можно сделать вывод, он:

• Был добрым самаритянином

• Хотел вершить судьбы других

На страницах произведения встречается мнение Разумихина о том, что в Раскольникове встречаются две несовместимые черты характера, которые постоянно меняют свою очередность в его жизни. Замечание Разумихина имеет право на жизнь, ведь Родион был отзывчивым и любящим человеком. Он души не чаял в своей семье, боготворил свою мать. Был момент в жизни Родиона Раскольникова, когда его посещали мысли о том, чтобы самому обзавестись семьей. Его одолевали необъяснимые доселе чувства. Он описывал свою нежданную любовь, как «хворая, сердобольная дурнушка лелеющая свои мечты о монастыре «.

В описании Родионом Раскольниковым своей пассии можно отметить еще одну неожиданную черту его характера — желание дарить людям доброту и нежность. Эта самая его черта движет Раскольниковым в гостях у Мармеладовых, в момент передачи семейству своих последних денег. Личность героя дополняет его блистательный ум и невероятный талант.

В студенческие времена от имени Раскольникова было написано несколько статей, которые несли в себе философский смысл. Статья была опубликована и признана читателем. Тема статьи раскрывает мнение Раскольникова об окружающих его людях. Идеалом Родиона был человек владеющий душами; человек, который имеет власть решения чужих судеб. Родион создал собственную теорию разделения общества:

• Властители, которые имеют полное и законное право на совершение любых преступлений на первых ступенях собственной карьеры

Предпосылки к совершению Раскольниковым преступления

В романе затронуты почти все темы проблем человечества. Одна из таких тем стара и обыденна — социально — экономическая. Родион Раскольников был дворянских кровей без денег. Его род был разорен и осталось только дворянство.

На учебу в Петербург, его привело желание обучиться, и добиться высокого положения. Обучение оплачивалось из кармана матери Раскольникова, которая жила только на пенсию. Однако, получение диплома не давало никаких гарантий на обеспеченное будущее.

Бедность задавила его. Он был весь в долгах. Родион не имел возможности нормально питаться, как у большинства студентов того времени. Даже его одежда превратилась в лохмотья, он лишился возможности посещать занятия. Так как просто не в чем было даже выйти на улицу. В таком бедственном положении находился не только Родион, но и его любимые сестра и мама.

Сестра Дуня

Дуня (сестра Родиона) для поддержки брата, пошла работать гувернанткой в семью Свидригайлова. Глава семейства Свидригайловых начал попытки соблазнения хорошенькой молодой Дуни. На фоне этого Дуня покинула свое место работы. От безысходности сестра Раскольникова вынуждена была дать согласие на предложение руки и сердца от Лужина. Фактически Дуня принесла себя в жертву ради горячо любимого брата. Именно это и послужило той самой предпосылкой к совершению преступления Раскольникова.

Для того, чтобы стать тем, кто «имеет право «необходимо удалить все ненужное. «Преломить черту «можно и нужно ради тех, в ком души не чаешь. Это приведет к тому самому «светлому будущему», в последствие, свое преступление Родион характеризует как «ради общего блага». Раскольников считает, что мелкое преступление можно будет загладить неимоверным количеством благих дел. Однако, «благими намереньями » … Понимание главному герою «кто он «приносит только смерть старухи — процентщицы.

Полноту картины убийства в голове героя дополнил услышанный разговор между студентов и солдатом. Эта идея стала для Родиона наваждением. Сама идея изводила его и не давала жить спокойно: каково это? Справедливо наказать и свершить суд над человеком?. Следующий разговор, подслушанный главным героем романа, между его сестрой и мещанином поставил окончательную точку в планах на убийство. Ровно в семь часов судьба старухи была решена. Убийство свершилось. С этого момента вступает в силу вторая часть названия романа «наказание». Это дает ответы на:

• 1. В чем состоит наказание Раскольникова

• 2. В чем заключается наказание Раскольникова

• 3. С какого момента начинается наказание Раскольникова

Раскаяние от совершенного

Теперь Раскольникова преследует и изводит раскаяние от совершенного. Главное не показывать свой страх. Но страх разоблачения уничтожил уверенность. Предел нервозности определила пустяковая повестка. Рассудительный мозг Родиона подсказывает ему, что нет ни улик, ни свидетелей совершенного преступления. ему не за что ненавидеть себя. Тот уже готов был дать признательные показания полиции. Страх гложет героя не только перед разоблачением, а перед смертью самой идеи. Результат того испытания, которое главный герой романа назначил сам себе, доказал недоказуемость рожденной теории.

Родион хотел помочь всем оскорбленным и униженным, хотел подарить им только счастья. Но, смерть старухи толкнула его на следующее убийство. Ему пришлось убить одну из таких, кого он хотел спасти — Лизавету. Если кратко, то для успокоения собственной совести Родион пошел с повинной на площадь. Далее его ждала каторга, однако он верил в свою идею. Даже явка с повинной не смогла переубедить его в неверности решений.

Он не считал, что совершил преступление и должен понести наказание, о чем и поведал сестре Дуне. Единственное, о чем жалел Раскольников, что дал промах в своих действиях. Все время в Раскольникове жила мертвая душа. Будущий каторжанин не считал, что убил процентщицу, считал, что он убил самого себя. Убил себя из-за своих страхов. Разочарование в своей теории не принесло ему покаяния. Его сломала невозможность посещать класс и изучать интересующие его предметы.

В голове его постоянно крутилась сценка убийств, которые воплотились в жизнь благодаря монологу, подслушанному им. Именно поэтому он считал каторгу своим единственным спасением. Вся суть заключается в том, что получить приговор — справедливо. Но герой романа не принял на себя ответственность за свой поступок.

Ссылка на основную публикацию