В чем противоречивость характера Печорина?

Сочинение В чем противоречивость характера Печорина (рассуждение) 9 класс

Лермонтов сделал своего Печорина очень противоречивым персонажем. С самого начала – ещё в описании говорится, что герой этот мерз, когда всем было жарко и наоборот. То есть у него даже с организмом что-то было не то. Что уж говорить о характере?!

Устав от света, он едет на войну. Но он не придумывает, не ищет смысл в этих военных действиях, поэтому война скоро ему тоже надоедает. Он бы мог пойти работать в госпиталь, ведь у врачей есть смысл жизни – спасать людей, но с таким подходом, ему бы скоро тоже всё надоело и там. И стал бы Печорин циничным доктором.

Когда, например, он похищает Бэлу, то многим рискует. Вообще-то он обостряет войну! И все это очень опасно, ведь ее родные готовы мстить. И она сама совсем не факт, что его полюбит. Ведь она гордая, а он её держит, как пленницу. Если что, она убежит! Но Печорин прилагает столько усилий, чтобы она к нему привыкла, полюбила его… А вот когда это происходит, то она ему уже не интересна! Так, наверное, бывает. Вот учится человек на врача – тяжело, даже спать некогда, столько запоминает, подрабатывает в больнице, но когда получает диплом, то ему все это уже всё надоело! И он идет работать не по специальности! Странно. но бывает! Но в ситуации с Бэлой нужно было уважение к ней иметь, хотя бы жалость. Ведь он её погубил! Из-за него она погибла, а он даже не хотел с ней попрощаться.

Наверное, ему надо само утверждаться… Вот он может добиться поставленной цели. И не просто какой-то цели, например, вскопать огород или выучить сто английских слов, или прочитать за неделю «Войну и мир»… Может он влюбить в себя человека! Но вот опять противоречие – цели эти у него не очень хорошие (отбить девушку у приятеля, к примеру). А ещё они какие-то бесцельные! То есть его цели ему самому надоедают. Они ему уже не нужны, когда он их добился.

Смотрится этот «герой» времени почти, как нехороший человек. Но всё-таки он сам себя не понимает и даже страдает. Плохо, что из-за него страдают другие люди, мимо которых он просто не смог пройти. Ему невозможно было перенести счастья контрабандистов, спокойствия Бэлы, любви своего приятеля к княжне Мэри. Лучше б он последнему помог! А так только всем плохо сделал.

2 вариант

В произведениях русской литературы встречается большое количество знаковых героев, которые демонстрируют образ мысли и стиль жизни целого поколения, помогая лучше понять исторические реалии и социальную ситуацию в государстве. Григорий Александрович Печорин – один из таких героев. Он является одним из самых загадочных литературных персонажей, воплощением образа «лишнего человека», который не может найти себе место в жизни и не видит возможного выхода из капкана повседневности и непонимания. В чем же основные противоречия характера Печорина?

Главный герой в своей жизни совершил множество различных поступков, многие из них далеки от соблюдения привычных норм морали. Однако его нельзя назвать злодеем, он просто человек, потерявший вектор на своем жизненном пути, раздираемый скукой, осознанием бессмысленности всего сущего и непониманием со стороны социума.

Зачастую кажется, что в нем живут два разных человека, в этом и заключается основное противоречие. Печорин не лишен представлений о моральных ценностях, однако легко разрушает жизни окружающих. Это происходит не из-за злого умысла или неосторожности, скорее виной всему безразличие, наполняющее душу и сердце юноши. Он загорается желанием добиться цели, но получив ее, быстро пресыщается и утрачивает интерес. Таков исход взаимоотношений Печорина с Бэлой, а после с княжной Мэри. Печорин не может долго оставаться с предметом своего вожделения, поскольку утрачивает всяческую тягу к этому.

Главный герой осознает, к чему приводят его поступки, однако происходит это слишком поздно, когда уже нет возможности что-либо исправить. Он переживает осознание собственной вины глубоко внутри, однако раз за разом совершает одни и те же ошибки, все глубже погружаясь в чувство вины, переходящее в безразличие.

Печорин также противоречив в вопросе отношения к судьбе. Он открыто заявляет, что не верит в судьбу и поступки человеческие вершатся только по воле самих людей. Однако в то же время он отмечает, что многие события были предназначены ему судьбой. Чем не внутреннее терзающее противоречие? Вопросы судьбы и предназначения глубоко интересуют главного героя.

Таким образом, Печорин, сам по себе не являясь отрицательным персонажем, становится причиной того, что рушатся жизни окружающих его людей. Чувство вины соседствует с чувством глубокого безразличия, а уверенность в силах человека со стремлением связать происходящее с происками судьбы. Но ясно одно – он является глубоко несчастным человеком, который не может найти свое место в жизни.

Сочинение 3

Почти все главные герои известных произведений имеют самые лучшие черты характера, например, они добрые, честные, бескорыстные. Но Михаил Лермонтов наделил главного героя своего произведения не самыми лучшими чертами. Григорий Печорин — главный герой произведения М.Лермонтова «Герой нашего времени». Писатель сделал своего героя загадочным, наделив его противоречивым характером.

Григорий Печорин — благородный человек. Но он не обращает внимания на других людей, они ему безразличны. Он может оскорбить или обидеть человека и не сожалеть об этом в будущем. Он часто совершает низкие поступки по отношению к другим людям. Печорин делает несчастным не только других людей, но и себя. И он сам это прекрасно осознаёт, но ничего поделать с этим не может. При желании он может добиться чего угодно, но он не пытается к чему-либо стремится и живёт лишь с целью развлечения.

Печорин не ценит дружбу с Доктором Вернером. Он открыто сказал, что не считает его своим другом. Но при этом он может поделиться с ним любыми подробностями из его жизни. Вернер во время дуэли с Грушницким даже выступал в качестве секунданта.

Противоречие можно встретить в отношениях главного героя с женщинами. В Печорина много раз влюблялись женщины. Но он не ценил их и относился к любви равнодушно. Печорин смог влюбить в себя Мери, отняв её у Грушницкого. Мери влюбилась в Печорина. Но Печорин не испытывал к ней никаких чувств и отказал Мери, чем сделал её несчастной. Печорин использовал Мери и других женщин только для развлечений. Он не привык приносить им радость и счастье.

Григорий Печорин не был трусливым человеком. Во время дуэли Печорин совсем не хотел убивать Грушницкого. Но выбрал место на краю обрыва для дуэли, где даже несильное ранение может привести к смерти. В итоге Печорин убивает Грушницкого.

Печорин считает, что каждый человек сам вершит свою судьбу. Что человек своими действиями сам приводит себя к успеху или к несчастью. Но иногда он может сказать о том, что какие-либо события могут быть предначертаны судьбой.

Главный герой осознаёт свою противоречивость. Он не видит смысла в своей жизни. Ему не приносят радости ни деньги, ни женщины, ни приключения. Он несчастен сам и делает несчастными окружающих. Его сознание как будто разделилось на две части, одна из которых делает плохие и необдуманные действия, а другая просто наблюдает и презирает самого Печорина.

Также читают:

Картинка к сочинению В чем противоречивость характера Печорина

Популярные сегодня темы

Александр Сергеевич Пушкин – великий поэт и писатель. За всю свою жизнь он написал множество великолепных произведений. Самое известное это «Евгений Онегин».

Книга «Горе от ума», принадлежащая перу выдающегося русского писателя А.С. Грибоедова, увидела свет в полном варианте, без многочисленных цензурных сокращений, лишь в 1862 году

Благодаря повести «Поединок» А.И. Куприн проснулся знаменитым. В своем произведении он описал истинное положение вещей в царской армии. Он максимально реалистично

Я родилась в прекрасном городе Иваново. Обычно мой город ассоциируется у остальных жителей России с невестами и текстилем

Александра Сергеевича Пушкина по праву и по тому огромному вкладу, который он внес в развитие русского языка, называют создателем литературного языка. В своем творчестве он продолжил традиции Михаила Ломоносова

Сочинение на тему: В чем противоречивость характера Печорина

Тип работы:Сочинение
Дата добавления:02.04.2020

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

Если вы хотите научиться сами писать любые сочинения, то на странице “что такое сочинение и как его написать” я подробно написала.

Посмотрите похожие темы сочинений возможно они вам могут быть полезны:

Текст сочинения:

Лермонтов в своей работе “Герой нашего времени” показывает Печорина как очень противоречивого персонажа. С одной стороны, персонаж благородный, с другой – любит посмеяться над Грушницким. Человек постоянно раздражает своего товарища, нагло говоря о Марии. Офицер сам случайно сообщает девушке, что Грушницкий – всего лишь курсант. Это означает, что ожидания принцессы не совпадают с реальностью, и она разочарована в своем кавалере. Это очень низкое действие Печорина по отношению к своему товарищу.

Противоречие возникает и тогда, когда молодой человек признается доктору Вернеру, что не считает его другом. Но в другой ситуации он рассказывает человеку подробности своей жизни и даже просит быть его вторым на дуэли с Грушницким. В процессе работы он доверяет военному врачу самые важные секреты из своей биографии.

Вернер также знает об отношениях между Печориным и Верой. Он знает, что этот человек делал в тот вечер возле дома Лиговских и почему его обвинили в романе с Марией.

Григорий Александрович не трус, и в день поединка с Грушницким спокойно готовится к схватке. Когда бывший товарищ скучает по нему, он хладнокровно требует перезарядить мушкет, утверждая, что забыл положить в него патрон. Но в то же время он не желает смерти своему “противнику”.

Попросив Грушницкого драться на дуэли, он прежде всего хотел его напугать. Но в то же время он требовал таких условий, чтобы только один мог покинуть “поле боя”. Другой, даже слегка раненый, наверняка споткнется и упадет со скалы.

Характер Печорина был сложным и противоречивым в его отношении к женщинам. Ему нравилась Бела, но мужчине было скучно с ней. Он бы женился на Мэри, но почему-то боялся обидеть Веру. И отношения с женщиной, которую он любил, были непростыми. Он сыграл двойную партию, пытаясь встретиться и с Лиговской, и с Верой, и в конце концов остался одинок.

Однажды Мария призналась в любви к нему. Не говоря уже о том, что человек не был готов услышать такое. Напротив, он хотел этого. Однако у него даже не создавалось впечатления, что слова ему нравятся, и между ними существует взаимность. Перед этим он открыл свою душу принцессе. В своей истории он был очень честен и прямолинеен. Это дало девушке уверенность в том, что Пешорин влюблен в нее и хочет жениться на ней.

Таким образом, человек иногда обманывал себя. Он долго искал счастья, а когда нашел его, то отверг. Он не верил в судьбу, но ему удалось увидеть знак смерти на лице Вулича. Он не хотел страдать и любить, но каждый раз попадал в “водоворот” при виде достойной женщины.

Человек был рожден, чтобы завоевать. Он доказал себе и другим, что для него слова “нет” – не существует. Так что он развлекал свое эго и гордость. Но с другой стороны, он иногда ненавидел себя за свою вопиющую жестокость. Человек сравнивал себя с вампиром, который питается чужими эмоциями, но в то же время презирал тех, кто провоцирует скандалы и участвует в заговорах.

И в конце концов, беспокойная личность, как Печорин, с богатой “биографией”, страдает от тоски по дому и скуки. Это парадокс или попытка оправдать его безответственность?

Присылайте задания в любое время дня и ночи в ➔

Официальный сайт Брильёновой Натальи Валерьевны преподавателя кафедры информатики и электроники Екатеринбургского государственного института.

Все авторские права на размещённые материалы сохранены за правообладателями этих материалов. Любое коммерческое и/или иное использование кроме предварительного ознакомления материалов сайта natalibrilenova.ru запрещено. Публикация и распространение размещённых материалов не преследует за собой коммерческой и/или любой другой выгоды.

Сайт предназначен для облегчения образовательного путешествия студентам очникам и заочникам по вопросам обучения . Наталья Брильёнова не предлагает и не оказывает товары и услуги.

В чем противоречивость характера Печорина

В романе «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтов показал Григория Александровича Печорина как очень противоречивого мужчину. Этот герой создан своей эпохой. Непонятно, он подлец или несчастный человек.

Бэла, Грушницкий, княжна Мэри, а также контрабандисты пострадали по его вине. Он отлично осознаёт, какую роль сыграл в их несчастьях и казнит себя за это.

Противоречие проявляется, когда Григорий Александрович говорит доктору Вернеру, что не является его другом. Но затем, он рассказывает ему о своих неприглядных поступках и просит его стать секундантом.

Григорий Александрович смелый, а ещё он не дорожит ни чужой ни своей жизнью. Поэтому в день дуэль с бывшим другом он безмятежно готовится к этому судьбоносному событию. Когда тот промахнулся, мужчина спокойно указал на то, что необходимо перезарядить его мушкет, ведь в него не положили пулю. При этом он не желает гибели молодого человека. Вызывая Грушницкого на дуэль, он желал лишь испугать того. Но вместе с тем, пожелал таких условий, что остаться в живых должен один. Другой, даже при несильном ранении непременно оступится и упадёт со скалы.

Характер у главного героя был труден и неоднозначный и в отношении с противоположным полом. Ему нравилась Бэла, но с течением времени она начала вызывать у него тоску. Он связал бы свою жизнь с Мери, но почему-то побоялся оскорбить Веру. Отношения с той, которую он любит, были сложными. А ещё он пытался одновременно встречаться и с Лиговской, и с Верой.

Печорина был привлекателен для женщин. Но он относился к ним равнодушно. Главный герой легко влюбил в себя Мери и отнял её у Грушницкого, который был его товарищем. Но затем он начал демонстрировать ей своё равнодушие. Эта ситуация принесла ей много страданий.

Главный герой повести полагает, что все люди сами вершат собственную судьбу. Но иногда он утверждает, что некие события предопределены судьбой.

Григорий Александрович осознаёт неоднозначность своего характера, но не может его исправить. Он не видит смысла в своём существовании. Ему ничто не доставляет радости. Печорин может лишь страдать сам и делает несчастными других. Он иногда ненавидел себя за проявленную им жестокость и сравнивал себя с вампиром. В то же время он презирал тех, кто провоцирует скандалы. Его сознание как будто делится на две части. Одна из них совершает необдуманные действия, а другая просто смотрит на это и презирает его.

Вариант 2

Григорий Александрович Печорин — главный герой романа «Герой нашего времени». Михаил Юрьевич Лермонтов показал его как сложного человека и цельную личность.

Григорий Печорин сослан на Кавказ, но вырос и учился в Петербурге. Ему надоело светское общество с его лживостью, поэтому он не прочь провести время вдали от столицы. Здесь он знакомится с множеством людей, с ним происходит множество событий. Некоторые его поступки противоречивы, непонятны.

С первых страниц герой кажется читателю несколько эгоистичным и циничным. Он влюбляется в Бэлу, похищает ее и обижает. Его обращение с девушкой характеризует его как равнодушного человека. Однако, Печорин не сохраняет своей холодности, когда узнает о смерти Бэлы. Он переживает и осознает свою роль в ее трагической гибели. Печорин не желает больше вспоминать этот эпизод своей жизни.

Далее Печорин рушит жизни и других людей. Это и Максим Максимыч, и Грушницкий, и Мери, и Вулич. Особенно сильно противоречивость характера Печорина выражается в отношениях с Верой. Вера — это единственная женщина, которую Печорин любил. Они не могли быть вместе. Во время их свидания Печорин кажется более чувствительным и эмоциональным нежели в других эпизодах.

Отношения с Грушницким — некоторое подобие дружбы. Печорин несколько насмехается над своим новым товарищем. Ему противен напускной лоск Грушницкого, его фальшивый романтизм. Печорин, убив друга на дуэли, несколько сожалеет о его смерти.

Если обобщать, то можно сказать, что все повествование оставляет впечатление о Печорине как о человеке циничном, равнодушном, эгоистичном, самовлюбленном. Казалось бы, такой человек не должен отличаться критичностью, в том числе и по отношению к себе. Увы, это не так. Печорин всю жизнь анализирует свои поступки, чувства, мысли. Он анализирует свой каждый шаг. Офицер думает о своей миссии на этой Земле, о своем предназначении. Печорин погружен в себя. Казалось бы, такая глубина никак не вяжется с его оболочкой.

Противоречивость Печорина выражается и в том, что он отдаляет от себя людей, но сожалеет о своем одиночестве. У него нет друзей, так как он всех их оттолкнул. Он понимает, что не прав, но не может изменить свои ошибки. Печорин хочет одного, но поступает так, что получается совсем обратное. Он действует так, чтобы его цели не были достигнуты. Печорин приводит себя к совершенно другому результату, обратному тому, на что он рассчитывал.

Сочинение-рассуждение 3

Мне кажется, что этот образ противоречив во всём! С самого начала говорится, что этот герой мерз, когда на улице было жарко, а когда холодно – наоборот. Вот уже противоречие! Но самые большие проблемы в его чувствах и разуме.

Противоречие в том, что ему нельзя было воровать Бэллу. Этим он создавал и ей, и себе проблемы. Отношения между русскими войсками и местным населением от этого тоже ухудшались. Но Печорин, понимая, что поступает плохо, всё-таки ворует Бэллу. И дальше кажется, что любит её – приучает её к себе, пытается растопить её холодность, усмирить благородный гнев. И когда он добивается своей цели, Бэлла влюбляется в него, он теряет к ней интерес! Разве это не противоречие? Можно сравнить с тем, что человек учился водить, хотя ему было очень трудно – ничего не получалось, денег на бензин не хватало… но он всё преодолел, научился, сдал теорию и практику, а когда получил права, расхотел ездить. Зачем всё это было? Но не ездишь ты – твои проблемы, а тут живой человек пострадал, погиб. Она из-за него погибла, а ему даже было неприятно на неё посмотреть. Он просто боялся своих чувств, просто боялся. Опять противоречие, ведь вроде и военный человек, а такой трусливый.

Противоречие и с Мэри происходит. Опять Печорин знает, что её не любит, что она ему совсем не нужна, но начинает прямо интриги плести, чтобы она заинтересовалась им. Он такой психолог, прилагает столько сил (с этим ковром, с обедами), просто чтобы доказать что-то себе. И смеётся над своим наивным приятелем, который на самом деле любит эту девушку. Или в истории с контрабандистами, тоже ему спокойно не жилось.

Печорин зачем-то делает гадости, от которых плохо просто всем. Он и сам плохо к себе относится из-за этого… И другие его не любят и не уважают. Даже терпеливый Максим Максимович презирает его после такого равнодушного и жестокого отношения к Бэлле. Печорин противоречив, нелогичен… Думаю, что у него просто много времени, достаточно средств. Если б меньше было энергии, он бы не думал о том, как сделать плохо другим. Может, захотел бы найти своего человека, родного и близкого. Наверное, нужен был такой человек, к сожалению, разрушитель. Мало ли рождается странных людей… Главное, что он ни себе хорошо не делал, ни людям. От этих противоречий страдал он сам не меньше других. Хочется верить, что это просто персонаж Лермонтова, что в реальной жизни не так много таких несчастных людей.

В чем противоречивость характера Печорина

Несколько интересных сочинений

Известный уральский сказитель Бажов в своих произведениях воспевает свой родной край, его красоту и богатство природы, и доброту уральцев.

Пушкин Александр Сергеевич – автор, которого знают все: и взрослые, и дети, и россияне, и иностранцы. Он написал множество сказок, романов и прекрасных стихов, которые до сих пор обожаю читать люди.

Саша приходится супругой поручику Николаеву. Офицер Ромашов служит с поручиком в одной воинской части и является преданным другом его жене.

Такие персонажи, как Троекуров и Дубровский получились очень яркими, откровенными и интересными. В их сравнительной характеристике можно найти множество особенностей, которые позволят раскрыть характеры и образы данных героев

Одним из ярких второстепенных персонажей сказочной пьесы для маленьких зрителей является Королева, представленная писателем в образе четырнадцатилетней девушки, отличающейся взбалмошным характером

В чем противоречивость характера Печорина в романе «Герой нашего времени» Лермонтова

Любовь

Печорин признается, что в своей жизни любил только женщин, он много раз влюблялся и был любим. Однако к любви он относится равнодушно, женщины быстро ему становятся неинтересны. Он не привык приносить им счастья, наоборот, Печорин приносит им лишь боль, разочарования и несчастья.

Печорин крадет Бэлу, потому что безумно влюблен в нее, но вскоре отказывается от нее, потому что ему с ней «скучно». Главный герой начинает «волочиться» за княжной Мери, которую в последствии влюбляет в себя, совершенно ничего не чувствуя к ней. Он безжалостно отказывает героине. Для Печорина ничего не стоит разбить женщине сердце, сделать ее судьбу по-настоящему трагичной. Такой же трагичной является жизнь Веры, которая признается, что стала «рабой» Печорина, как только встретила его. Замужняя женщина страдает от своей любви к главному герою, однако и с ней Печорин не способен построить счастье.



Схожесть образов Печорина и Эраста

Печорин имеет много общего с образом Эраста из произведения Карамзина «Бедная Лиза». Это молодой дворянин, который ведёт светскую жизнь. Когда он устаёт от такого существования, стремится сменить обстановку и начинает проявлять знаки внимания к Лизе. Вначале он искренне считает, что любит девушку, как сестру, но потом начинает чувствовать к ней страсть.

Чувства быстро остывают. Теперь ему нужно избавиться от Лизы. Чтобы решить эту проблему, мужчину готов уйти на войну. Нужно ли говорить, какой это удар для главной героини.

Когда он полностью проигрывается в карты, решает взять в жёны пожилую вдову. Автор связывает образ этого героя с разрушительной силой развращающего города, который способен погубить «естественного» человека.

И Эраст, и Печорин страдают от бесконечных внутренних противоречий и являются эгоистами. Григорию плевать на судьбы людей также, как и Эрасту, который интересуется лишь азартными играми и другими страстями.

Оба героя быстро влюбляются и также быстро начинают ощущать равнодушие к недавнему объекту воздыханий. Однажды в душе каждого из них происходит настоящий распад. Чтобы лучше понять, в чем противоречивость характера Эраста, следует ознакомиться с произведением «Бедная Лиза».

Жизнь

Главный герой – по-настоящему противоречивая натура, потому что он чувствует, что несчастлив, что ни общество, ни девушки, ни приятельские отношения, ни деньги, ни жизненные приключения не способны принести ему искреннее удовольствие. Зная, какого быть несчастным, он делает несчастными и других людей. В герое играет гордость, он живет только для себя, поэтому готов причинять окружающим боль и страдания.

Печорин признается, что его душа разделилась на две половины, одна из которых совершает необдуманные действия, а другая наблюдает за ними и презирает самого Григория. Но несмотря на ненависть к себе, центральный персонаж романа продолжает калечить судьбы других людей: Бэлы, Казбича, Максима Максимыча, контрабандистов, Грушницкого, княжны Мери, Веры.

Но неоднозначен образ Печорина еще тем, что он задумывается над смыслом своего существования. Он не только деятель, но и наблюдатель. Герой не только совершает поступки, хорошие или плохие, но и оценивает себя, когда-то жалеет, а когда-то по-настоящему презирает.

Фатализм

Неоднозначность образа Печорина также проявляется в его отношении к существованию предопределения. Вначале он не верит в судьбу, однако спор с Вуличем заставляет его пересмотреть свои взгляды. Главный герой «испытывает судьбу», однако не убеждается окончательно, что предопределение существует. Он верит в то, что каждый человек является вершителем своей судьбы, что только он сам строит свою жизнь. Однако Печорин часто говорит о том, что какое-то событие в его жизни предначертано самой судьбой. Это говорит о постоянных думах и размышлениях главного героя на философские темы.

Данная статья, которая поможет написать сочинение «В чем противоречивость характера Печорина», рассмотрит неоднозначность образа центрального персонажа романа «Герой нашего времени», его отношение к себе и к своей жизни.

Литература для всех

Образ Печорина

(По роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)

Печально я гляжу на наше поколенье,

Его грядущее иль пусто, иль темно.

«Герой нашего времени» — произведение, созданное в последекабристскую эпоху. В романе поставлен вопрос о судьбе незаурядной личности в эпоху безвременья, о безысходности положения лучших молодых людей из дворянства. В образе Печорина Лермонтов воплотил типичные черты, присущие молодому поколению того времени. По словам самого автора, “это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии”. Печорин — это сильная, яркая и в то же время противоречивая и трагическая личность.

Богатые силы Печорина не могут найти себе применения. В дневнике герой записывает: «Зачем я жил? Для какой цели я родился? А верно, она существовала, и, верно, было мне назначение великое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные …Но я не угадал этого назначения, я увлекся приманками страстей пустых и неблагодарных, из горнила их я вышел тверд и холоден, как железо, но утратил навеки пыл благородных стремлений, — лучший свет жизни». Печорин не увидел цели, не нашел себе применения. Старое ему было чуждо, а новое неведомо. Утратив смысл в жизни, герой ожесточился, стал черствым, эгоистичным. Эта противоречивость Печорина и раскрывается в романе, обнаруживая, по определению Лермонтова, «болезнь» поколения его времени.

Своеобразно построение романа. Лермонтов сознательно нарушил хронологическую последовательность, чтобы внимание читателя сместилось от событий к внутреннему миру героев, к миру чувств и переживаний. Писатель вначале дает возможность узнать мнение других людей о Печорине, а потом уже то, что думает о себе этот молодой дворянин сам.

Характер Печорина и все его поведение отличается крайней противоречивостью. Это отчетливо сказывается уже в его внешности, отражающей, по мнению Лермонтова, внутренний облик человека. Рисуя портрет Печорина, автор подчеркивает странности своего героя. Глаза Печорина «не смеялись, когда он смеялся». Походка «была небрежна и ленива, но я заметил, что он не размахивал руками, — верный признак некоторой скрытности характера». С одной стороны, у Печорина «крепкое сложение», а с другой — «нервическая слабость». Печорину около 30 лет, а «в его улыбке что-то детское».

Максим Максимыч тоже поражался странностям Печорина: «В дождик, в холод целый день на охоте; все иззябнут, устанут, — а ему ничего. А другой раз сидит у себя в комнате, ветер пахнет, уверяет, что простудился; ставнем стукнет, он вздрогнет и побледнеет, а при мне ходил на кабана один на один…». Непонятной для Максима Максимыча остается и история с Бэлой — равнодушие Печорина, казалось, при такой сильной недавней любви. Печорин крадет понравившуюся ему девушку, не думая о тех действиях, которые могут последовать за этим поступком. Он искренне верит, что влюблен в “деву гор”, что эта любовь станет спасительным мостиком, по которому герой сможет перейти в новую для него, полную смысла, жизнь: «Когда я увидел Бэлу в своем доме, когда в первый раз, держа ее на коленях, целовал ее черные локоны, я, глупец, подумал, что она ангел, посланный мне сострадательной судьбою…» Но вскоре Григорий Александрович понимает тщетность надежд: “Я опять ошибся: любовь дикарки немногим лучше любви знатной барышни»,— признается он Максиму Максимычу.

Будучи еще молодым, Печорин остро чувствует свою обреченность, наверно, поэтому бесстрашный Печорин пугается стука ставен, хотя один охотился на кабана, панически боится простуды. Обреченность развилась в Печорине еще в период жизни в столице. Следствием полного разочарования во всем была «нервическая слабость»… Жизнь на Кавказе не дала ему душевного удовлетворения, не помогла ему найти смысл жизни. Печорин живет без цели, без надежды, без любви. Все ему надоело, мир стал скучным, он презирает даже самого себя: «Авось, где-нибудь умру на дороге. Что ж, умереть так умереть. Потеря для мира небольшая; да и мне самому порядочно уже скучно». (Какой безысходностью веет от этих слов, какой ощущается трагизм от напрасно потраченной жизни.) Он путешествует в надежде хоть как-то скоротать век или найти свой безвременный конец. На вопрос Максима Максимыча: «А когда вернетесь?» — Печорин сделал знак рукой, который можно было перевести следующим образом: вряд ли! Да и зачем. » Горький итог жизни.

Противоречия в натуре Печорина сказываются и в его отношении к женщинам. Свое внимание к женщинам, желание добиться их любви он сам объясняет потребностью своего честолюбия, которое, по его определению «…есть не что иное, как жажда власти, а первое мое удовольствие, — говорит он далее, — подчинять моей воле все, что меня окружает: возбуждать к себе чувство любви, преданности и страха — не есть ли первый признак и величайшее торжество власти?»

Но Печорин не такой уж бессердечный эгоист. Он способен на эмоциональные порывы. Об этом говорит его отношение к Вере. Получив ее последнее письмо, Печорин, как безумный, выскочил на крыльцо, прыгнул на своего Черкеса… и пустился во весь дух, по дороге в Пятигорск… «При возможности потерять ее навеки, — пишет он, — Вера стала для меня дороже всего на свете, — дороже жизни, чести, счастья!» Оставшись без коня в степи, он «упал на мокрую траву и, как ребенок, заплакал».

С одной стороны, Печорин — скептик, разочарованный человек, который живет «из любопытства», с другой — в нем огромная жажда жизни, деятельности. Но самое страшное противоречие: «необъятные силы души» — и мелкие, недостойные Печорина поступки. По словам Белинского, «бешено гоняется он за жизнью», но это все сводится к мелким и ничтожным целям: узнать тайну контрабандистов, заставить княжну Мери и Бэлу полюбить себя, победить Грушницкого. Так, в руках судьбы Печорин превращается в орудие зла: контрабандисты убегают в другое место, оставив на произвол судьбы старуху и бедного слепого мальчика; погибает отец Бэлы и сама Бэла; становится на путь преступления Азамат; убивает неповинных людей Казбич; гибнет Грушницкий; «разбито» сердце княжны Мери; обижен Максим Максимыч. Печорин стремится «любить весь мир” — и приносит людям одно лишь зло и несчастье. Однако это не делает его счастливым, из дневника героя видно, что перед нами человек со страдающей душой.

Печорин самокритичен. Он признается, что в нем два человека: один живет в полном смысле слова, другой мыслит и судит его. Сам Печорин выносит себе приговор: «Я был готов любить весь мир — меня никто не понял: и я выучился ненавидеть. Моя бесцветная молодость протекла в борьбе с собой и светом: лучшие мои чувства, боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца: они там и умерли… Я сделался нравственным калекой…». С горьким чувством он расценивает себя, как «нравственного калеку», у которого «высохла, испарилась, умерла» лучшая половина души. Печорин, не жалея себя, вскрывает причины своего эгоизма: “Сколько раз уже я играл роль топора в руках судьбы! Как орудие казни, я упадал на голову обреченных жертв… Моя любовь никому не принесла счастья, потому что я ничем не жертвовал для тех, кого любил…” Печорин осмысляет и осуждает свои действия. Он борется не только с другими, но прежде всего с самим собой. Но в этой внутренней борьбе также заключена сила личности Печорина, без нее он не был бы таким неординарным характером, борьба — потребность его натуры.

Печорин — человек богато одаренный, яркий. Он рвется к действию, постоянно чувствуя необходимость найти сферу приложения своим силам, но не находит. И где бы он ни появился, он приносит людям одно горе: Кто же виноват в том, что Печорин превратился в «лишнего человека»? Сам Печорин отвечает на этот вопрос так: «Во мне душа испорчена светом», то есть тем светским обществом, по чьим законам он жил и от которого уйти не смог. Порождение общества, Печорин в то же время отщепенец, искатель, лишенный почвы, поэтому он не подчинен ни традициям, ни моральным нормам той среды, откуда он вышел, так и той, в которую попадает. Того, что он ищет, там нет. Помещая героя в разные условия, в разное окружение, Лермонтов хочет показать, что Печорину они чужды, что ему нет места в жизни, в какой бы обстановке он ни оказался. Его, подобно лермонтовскому «Парусу», влечет к необычным тревогам и опасностям, так как он полон действенной энергии. Но «чудный мир тревог и битв», к которому так стремился другой лермонтовский герой Мцыри, не лежит в будничной жизни «водяного общества», куда попадает Печорин, его там нет. (глава «Княжна Мэри»)

Среди многих проблем романа есть и такая, как отношения между человеком «естественным» и «цивилизованным». Контраст Печорина и горцев помогает нам понять некоторые черты его характера. Горцы (Бела, Казбич) — натуры цельные, как бы монолитные и этим они привлекают Печорина. В отличие от них, он раздираем страстями и противоречиями, хотя неукротимостью своей энергии похож на «детей природы».

Есть ли у Печорина цель? Да, он ищет счастье, подразумевая под ним «насыщенную гордость». Наверное, он имеет в виду славу, то есть признание обществом его ценности и ценности его действий. Но его дела мелки, а цели случайны и незначительны.

Итак, Григорий Александрович Печорин личность крайне противоречивая. Нас отталкивает равнодушие Печорина к людям, его неспособность к настоящей любви, к дружбе, его индивидуализм и эгоизм. Но мы не можем не видеть, что Печорин на голову выше окружающих его людей, что он умен, образован, талантлив, храбр, энергичен. Печорин увлекает нас жаждой жизни, стремлением к лучшему, умением критически оценить свои поступки. Он глубоко несимпатичен нам «жалкостью действий», пустой растратой своих сил, теми поступками, которыми он приносит страдания другим людям, но мы видим, что и сам он глубоко страдает. Печорин не идет проторенной дорогой светских молодых людей, он служит, но не выслуживается, но, к сожалению, становится закономерным звеном в ряду «лишних людей». Можно по-разному относиться к герою романа, осуждать его или жалеть истерзанную обществом человеческую душу, но нельзя не восторгаться мастерством великого русского писателя, подарившего нам этот образ, психологический портрет героя своего времени.

Противоречивость характера Печорина по роману Герой нашего времени (Лермонтов М. Ю.)

В романе описаны несколько историй из жизни Печорина — молодого офицера лет двадцати пяти, переведенного по долгу службы на Кавказ. Истории идут не в хронологической последовательности и рассказываются разными людьми — Лермонтов так делает нарочно, чтобы глубже и разносторонне раскрыть для нас сложную натуру главного героя. Нам ничего не рассказывают о детстве и юности Печорина, мы знаем только, что он из Петербурга и довольно обеспечен. Хотя не совсем так. Небольшое воспоминание из детства мы слышим в исповеди, когда Печорин объясняется с княжной Мэри: «Такова была моя участь с самого детства! Все читали на моем лице признаки дурных свойств, которых не было: но их предполагали — и они родились». Когда мальчик тянулся к людям — его никто не приласкал, его оскорбляли, он стал угрюмым, злопамятным, завистливым, научился ненавидеть.

Когда он говорил правду — ему не верили, и он начал лгать. Тогда и пришло осознание, что быть хорошим человеком не так уж и хорошо.

Вот и Максим Максимыч, описывая Печорина, дал ему такое определение: «немножко странен». Он не уставал на охоте, когда все мерзли и падали, но мог легко простудиться от сквозняка в комнате. Пугался от стука ставней, но мог охотиться один на кабана. Молчал часами, но мог рассказывать смешные истории, что «животики надорвёшь со смеха».

Также и в отношениях с людьми: он не такой, как простые, цельные, открытые люди, как Бэла, княжна Мэри, Максим Максимыч. Они приписывали ему качества, которыми обладали сами, и которые хотели видеть бы в нем. Но они ошибались — этих качеств у него не было. Он разочаровывает их, делает им больно, хотя и невольно.

Печорин влюбляет в себя женщин, сам хочет добиться их любви, но объясняет это тем, что это «есть не что иное, как жажда власти». Он играет чужими чувствами, играет на людских страстях и пороках. Он увлекся Бэлой, заставил её брата Азамата совершить грех: украсть родную сестру из дома в обмен на коня, опять же краденого. Подарками и своим отношением он влюбляет в себя неискушенную девушку, а когда она без памяти влюбилась в него, он к ней охладевает. Бэла умирает, и в этом тоже есть вина Печорина.

Недолгая борьба за расположение Мэри, соперничество с Грушницким развлекают его, но как только он становится победителем, ему это надоедает. Он напоминает мне капризного ребенка, который тянется за недосягаемой игрушкой, а получая её, тут же бросает и ищет другую.

Он понравился Максиму Максимычу, старик полюбил его и очень скучал после разлуки, полагая, что и Печорин испытывал те же чувства, но сухая их встреча заставила его страдать. Он обвинил всё молодое поколение в неискренности и цинизме.

И всё же Печорин не совсем бессердечный эгоист. Его любовь к Вере отлична от его отношений к другим женщинам. Может, потому, что она ничего не требовала от него взамен?

На Печорине как будто лежит клеймо проклятия. Он уничтожает всё, к чему прикасается. Погибли Бэла и Грушницкий, отец Бэлы тоже убит. Искалечены судьбы Азамата, Веры, её мужа, княжны Мэри. До глубины души огорчен Максим Максимыч. Всем, с кем соприкасается Печорин, он приносит горе или даже смерть.

Перечитывая этот роман, я не могла отделаться от мысли, что Печорин очень мне напоминает Онегина. Они оба были избалованы, пресыщены жизнью, и оба страдали.

Стать безучастным к самому себе — какой конец может быть хуже? Он не способен принять ни дружбу, ни любовь и постепенно теряет интерес к жизни. Одиночество поглощает его. Печорина в равной степени можно назвать как героем, так и жертвой своего времени.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

В чем противоречивость характера Печорина в романе «Герой нашего времени» Лермонтова

  • Сочинения
  • По литературе
  • Лермонтов
  • В чем противоречивость характера Печорина

Лермонтов сделал своего Печорина очень противоречивым персонажем. С самого начала – ещё в описании говорится, что герой этот мерз, когда всем было жарко и наоборот. То есть у него даже с организмом что-то было не то. Что уж говорить о характере?!

Устав от света, он едет на войну. Но он не придумывает, не ищет смысл в этих военных действиях, поэтому война скоро ему тоже надоедает. Он бы мог пойти работать в госпиталь, ведь у врачей есть смысл жизни – спасать людей, но с таким подходом, ему бы скоро тоже всё надоело и там. И стал бы Печорин циничным доктором.

Когда, например, он похищает Бэлу, то многим рискует. Вообще-то он обостряет войну! И все это очень опасно, ведь ее родные готовы мстить. И она сама совсем не факт, что его полюбит. Ведь она гордая, а он её держит, как пленницу. Если что, она убежит! Но Печорин прилагает столько усилий, чтобы она к нему привыкла, полюбила его… А вот когда это происходит, то она ему уже не интересна! Так, наверное, бывает. Вот учится человек на врача – тяжело, даже спать некогда, столько запоминает, подрабатывает в больнице, но когда получает диплом, то ему все это уже всё надоело! И он идет работать не по специальности! Странно… но бывает! Но в ситуации с Бэлой нужно было уважение к ней иметь, хотя бы жалость. Ведь он её погубил! Из-за него она погибла, а он даже не хотел с ней попрощаться.

Наверное, ему надо само утверждаться… Вот он может добиться поставленной цели. И не просто какой-то цели, например, вскопать огород или выучить сто английских слов, или прочитать за неделю «Войну и мир»… Может он влюбить в себя человека! Но вот опять противоречие – цели эти у него не очень хорошие (отбить девушку у приятеля, к примеру). А ещё они какие-то бесцельные! То есть его цели ему самому надоедают. Они ему уже не нужны, когда он их добился.

Смотрится этот «герой» времени почти, как нехороший человек. Но всё-таки он сам себя не понимает и даже страдает. Плохо, что из-за него страдают другие люди, мимо которых он просто не смог пройти. Ему невозможно было перенести счастья контрабандистов, спокойствия Бэлы, любви своего приятеля к княжне Мэри. Лучше б он последнему помог! А так только всем плохо сделал.

Любовь

Печорин признается, что в своей жизни любил только женщин, он много раз влюблялся и был любим. Однако к любви он относится равнодушно, женщины быстро ему становятся неинтересны. Он не привык приносить им счастья, наоборот, Печорин приносит им лишь боль, разочарования и несчастья.

Печорин крадет Бэлу, потому что безумно влюблен в нее, но вскоре отказывается от нее, потому что ему с ней «скучно». Главный герой начинает «волочиться» за княжной Мери, которую в последствии влюбляет в себя, совершенно ничего не чувствуя к ней. Он безжалостно отказывает героине. Для Печорина ничего не стоит разбить женщине сердце, сделать ее судьбу по-настоящему трагичной. Такой же трагичной является жизнь Веры, которая признается, что стала «рабой» Печорина, как только встретила его. Замужняя женщина страдает от своей любви к главному герою, однако и с ней Печорин не способен построить счастье.

Жизнь

Главный герой – по-настоящему противоречивая натура, потому что он чувствует, что несчастлив, что ни общество, ни девушки, ни приятельские отношения, ни деньги, ни жизненные приключения не способны принести ему искреннее удовольствие. Зная, какого быть несчастным, он делает несчастными и других людей. В герое играет гордость, он живет только для себя, поэтому готов причинять окружающим боль и страдания.

Печорин признается, что его душа разделилась на две половины, одна из которых совершает необдуманные действия, а другая наблюдает за ними и презирает самого Григория. Но несмотря на ненависть к себе, центральный персонаж романа продолжает калечить судьбы других людей: Бэлы, Казбича, Максима Максимыча, контрабандистов, Грушницкого, княжны Мери, Веры.

Но неоднозначен образ Печорина еще тем, что он задумывается над смыслом своего существования. Он не только деятель, но и наблюдатель. Герой не только совершает поступки, хорошие или плохие, но и оценивает себя, когда-то жалеет, а когда-то по-настоящему презирает.

Особенности отношений с окружающими

Печорин не может прожить долгое время, полностью избегая общения с окружающими, да это и не нужно: для него люди стали каким-то подобием шахматных фигур, которыми разыгрывались занятные партии. Однако и впускать в свой мир он не желал никого. В этом противоречивость образа Печорина проявляется особенно ярко.

Немного о человечности и дружбе

Периодически Григорий Александрович позволял человеку на время занять место в собственной жизни. Но едва Печорин терял интерес к происходящему, общение прекращалось, причём порой жёстко и хладнокровно. В этом как раз и проявилась его противоречивая натура.

Когда хотел, Печорин мог стать душой компании и с лёгкостью рассмешить собеседника, но сам никогда не веселился в полной мере. Наблюдательного человека поражала одна особенность: у Григория Александровича глаза всегда были серьёзны.

Скрытный и полный скепсиса, молодой офицер был уверен: ему суждено участвовать в великих событиях, а совсем не в той мелкой возне, что пока приходится терпеть. Разумеется, в подобной ситуации сложно принять и поддерживать дружеские отношения.

Познакомившись с Максимом Максимычем, он даже сблизился на какое-то время с пожилым штабс-капитаном. Однако даже доброта сослуживца так и не растопила ледяной холод — просто появились едва заметные проталинки в душе разочарованного светом молодого офицера. Григорий Александрович в разговорах лишь слегка мог приоткрыться и рассказать о себе что-то, но затем сразу же стать замкнутым и отгородиться невидимой стеной.

Спустя несколько лет происходит случайная встреча этих двух людей, многое переживших вместе. Штабс-капитан искренне рад, надеется, что им удастся поговорить, по-дружески пообщаться, вспомнить о событиях минувших дней.

Но Печорин в лучших традициях высшего общества холодно учтив и держит дистанцию. Так он даёт понять: всё, что произошло тогда, для него уже в прошлом. И для него неприятны, возможно, даже болезненны (об этом говорит мгновенно побледневшее лицо) мысли о похищении юной черкешенки Бэлы, особенно о трагической её смерти.

Приобняв на прощанье бывшего сослуживца, Григорий Александрович торопится уехать. На сей раз — в Персию. И ему уже нет никакого дела до собственных записок, некогда отданных на хранение штабс-капитану.

Встреча с Печориным для Максима Максимыча обернулась разочарованием и обидой. И когда случайный, собственно, человек, которого служака и видел-то всего второй раз в жизни, попросил отдать ему записки, раздосадованный капитан, не раздумывая, сразу же извлёк их из своего чемодана. И этот поступок можно понять: зачем беречь тетрадки, когда не ценят и не берегут дружбу.

Отношение к женщине гор

Юношеский пыл Григория остался далеко в прошлом. Но юная черкешенка Бэла до такой степени поразила его, что он отказывается слушать доводы рассудка и предупреждения старого штабс-капитана о возможных последствиях.

Печорину всё равно. Не имеет значения, что его поведение неприемлемо с точки зрения традиций и нравов суровых горцев — стоит ли обращать внимание на чувства каких-то дикарей. Поддавшись порыву, офицер похищает девушку.

Этот поступок спровоцирует лавину несчастий в семье Бэлы, закономерно приведёт к трагическому финалу. Но готовность рисковать собой, лезть под шальные черкесские пули ничуть не извиняет Печорина, не оправдывает его.

Ради чего всё это затевалось? Какое-то время девушка и в самом деле была для Печорина важна и желанна. Только вот продлилось очарование совсем недолго. Приручив Бэлу к себе, преодолев её страхи, добившись взаимности, соблазнитель вдруг ощутил скуку.

Опять в душе появилось ощущение пустоты, наполняющее всё вокруг. Печорин охладел и всё меньше времени уделял княжне, и это стало страшным ударом для гордости похищенной горянки.

Возможно, Казбич оказал услугу Бэле, когда вне себя от ревности ударил её кинжалом. На смертном одре она была даже по-своему счастлива, ведь Печорин опять был рядом с ней, его «джанечкой».

Кстати, о дикарке. Называя её так, оба офицера ставят себя на ступень выше Бэлы. Насколько справедлива подобная оценка? В истории многих государств, в том числе и таких крупных, как Россия и Турция, дочери черкесских князей были достойными жёнами правителей.

Урок, преподанный юной Мери

В Пятигорске Печорин совершенно преобразился: подобно светскому льву он взирает на дам, которые прибыли на воды, их спутников, прочих отдыхающих. И становится невыносимо скучно, ведь он прекрасно понимает, что для большинства цель приезда — вовсе не лечение:

  1. Кто-то решил пощекотать нервы очередным флиртом или даже курортным романом.
  2. Другие, наоборот, стараются унять душевную боль после разлуки.
  3. Мамашам из благородных семейств нужно искать выгодные партии для дочерей.

Разумеется, круг общения невелик, поэтому каждый холостяк находится под пристальным наблюдением. Приятная внешность, хорошие манеры приветствуются, особенно если они подкрепляются офицерскими эполетами или имением.

Юный юнкер Грушницкий старается произвести впечатление на княжну Мери. Лиговские богаты, они — из высшего общества. Что для них выходец из бедных дворян двадцати лет от роду? Молодой человек скрыл от девушки своё истинное звание, и, возможно, добился бы успеха.

Но появляется Печорин — само олицетворение благородства. Его светские манеры и умение нравиться затмили самолюбивого и тщеславного юнкера. К тому же Григорий Александрович убеждён в том, что его предназначение и даже обязанность — срывать маски. В разговоре с княжной он словно ненароком «проговорился», назвав Грушницкого юнкером.

Зачем Печорину понадобилось влюблять в себя неопытную девушку? Да, она горда и в то же время кокетлива, красива, образованна, но ведь совершенно ему не нужна. Он начинает ухаживать за княжной, рассказывает ей о некоторых событиях из своей жизни. Разумеется, только о таких, которые вызовут сочувствие.

Даже дуэль с Грушницким в Кисловодске была воспринята Лиговскими как проявление благородства. Ведь они считали, что Григорий Александрович защищает честь их дочери!

И когда девушка полюбила, ей пришлось пережить жестокий урок. Избранник недвусмысленно и откровенно заявил, что не любит её и никогда не любил, а лишь смеялся над нею.

Позднее, размышляя о том, почему сам отказался от богатой невесты, Печорин пришёл к выводу, что тихая семейная жизнь — не для него. И как бы ни хороша была женщина, она теряла в глазах Печорина привлекательность, едва речь заходила об узах Гименея. Для него это было равноценно потере самого большого сокровища — свободы.

Фатализм

Неоднозначность образа Печорина также проявляется в его отношении к существованию предопределения. Вначале он не верит в судьбу, однако спор с Вуличем заставляет его пересмотреть свои взгляды. Главный герой «испытывает судьбу», однако не убеждается окончательно, что предопределение существует. Он верит в то, что каждый человек является вершителем своей судьбы, что только он сам строит свою жизнь. Однако Печорин часто говорит о том, что какое-то событие в его жизни предначертано самой судьбой. Это говорит о постоянных думах и размышлениях главного героя на философские темы.

Данная статья, которая поможет написать сочинение «В чем противоречивость характера Печорина», рассмотрит неоднозначность образа центрального персонажа романа «Герой нашего времени», его отношение к себе и к своей жизни.

Положительные черты характера Печорина

Григорий Печорин — центральный персонаж популярного лермонтовского сочинения. Молодой офицер производит вполне приятное первое впечатление, имеет хорошее образование и блестящие умственные способности. Этот, по природе своей, любознательный, думающий и интересующийся человек, увлекается науками, но при этом стремится к самостоятельным достижениям, старается постигать суть происходящего и познать истину.

Молодой человек хорошо знает все правила светского этикета и умеет эффективно преподнести себя, появляясь в обществе:

  • общение с ним всегда интересно;
  • он знает, как привлечь внимание собеседника;
  • обладает прекрасным чувством юмора;
  • проявляет вежливость.

С женщинами ведет себя трепетно, проявляет интерес и заботливое отношение к понравившейся ему особе в момент ухаживаний: «…Григорий Александрович наряжал ее, как куколку, холил и лелеял…».

Печорин уделяет много внимания своему внешнему виду, носит элегантные модные костюмы, всегда опрятен, что выдает в нем порядочного человека и характеризует только с положительной стороны.

Григорий — нежадный человек, позволяет друзьям кататься на своих лошадях: «…они берут моих лошадей с удовольствием и никогда со мной не ездят вместе…», осыпает дорогими подарками Бэллу. Его щедрость — непоказная, не имеет скрытых корыстных побуждений, это искреннее желание, порыв души.

Печорин — сильный, смелый, решительный и целеустремленный мужчина. Обычно, поставив перед собой определенную цель, он прилагает все усилия для ее достижения и не останавливается ни перед чем, если только не потеряет интерес.

Полезные ссылки

Посмотрите, что у нас есть еще:

  • для самых рациональных — Краткое содержание «Герой нашего времени»
  • для самых нетерпеливых — Очень краткое содержание «Герой нашего времени»
  • для самых компанейских — Главные герои «Герой нашего времени»
  • для самых занятых — Читательский дневник «Герой нашего времени»
  • для самых любопытных — Анализ «Герой нашего времени» Лермонтов
  • для самых крутых — Читать «Герой нашего времени» полностью

Сочинение В чем противоречивость характера Печорина (рассуждение) 9 класс

Лермонтов сделал своего Печорина очень противоречивым персонажем. С самого начала – ещё в описании говорится, что герой этот мерз, когда всем было жарко и наоборот. То есть у него даже с организмом что-то было не то. Что уж говорить о характере?!

Устав от света, он едет на войну. Но он не придумывает, не ищет смысл в этих военных действиях, поэтому война скоро ему тоже надоедает. Он бы мог пойти работать в госпиталь, ведь у врачей есть смысл жизни – спасать людей, но с таким подходом, ему бы скоро тоже всё надоело и там. И стал бы Печорин циничным доктором.

Когда, например, он похищает Бэлу, то многим рискует. Вообще-то он обостряет войну! И все это очень опасно, ведь ее родные готовы мстить. И она сама совсем не факт, что его полюбит. Ведь она гордая, а он её держит, как пленницу. Если что, она убежит! Но Печорин прилагает столько усилий, чтобы она к нему привыкла, полюбила его… А вот когда это происходит, то она ему уже не интересна! Так, наверное, бывает. Вот учится человек на врача – тяжело, даже спать некогда, столько запоминает, подрабатывает в больнице, но когда получает диплом, то ему все это уже всё надоело! И он идет работать не по специальности! Странно… но бывает! Но в ситуации с Бэлой нужно было уважение к ней иметь, хотя бы жалость. Ведь он её погубил! Из-за него она погибла, а он даже не хотел с ней попрощаться.

Наверное, ему надо само утверждаться… Вот он может добиться поставленной цели. И не просто какой-то цели, например, вскопать огород или выучить сто английских слов, или прочитать за неделю «Войну и мир»… Может он влюбить в себя человека! Но вот опять противоречие – цели эти у него не очень хорошие (отбить девушку у приятеля, к примеру). А ещё они какие-то бесцельные! То есть его цели ему самому надоедают. Они ему уже не нужны, когда он их добился.

Смотрится этот «герой» времени почти, как нехороший человек. Но всё-таки он сам себя не понимает и даже страдает. Плохо, что из-за него страдают другие люди, мимо которых он просто не смог пройти. Ему невозможно было перенести счастья контрабандистов, спокойствия Бэлы, любви своего приятеля к княжне Мэри. Лучше б он последнему помог! А так только всем плохо сделал.

Сочинение 3

Почти все главные герои известных произведений имеют самые лучшие черты характера, например, они добрые, честные, бескорыстные. Но Михаил Лермонтов наделил главного героя своего произведения не самыми лучшими чертами. Григорий Печорин — главный герой произведения М.Лермонтова «Герой нашего времени». Писатель сделал своего героя загадочным, наделив его противоречивым характером.

Григорий Печорин — благородный человек. Но он не обращает внимания на других людей, они ему безразличны. Он может оскорбить или обидеть человека и не сожалеть об этом в будущем. Он часто совершает низкие поступки по отношению к другим людям. Печорин делает несчастным не только других людей, но и себя. И он сам это прекрасно осознаёт, но ничего поделать с этим не может. При желании он может добиться чего угодно, но он не пытается к чему-либо стремится и живёт лишь с целью развлечения.

Печорин не ценит дружбу с Доктором Вернером. Он открыто сказал, что не считает его своим другом. Но при этом он может поделиться с ним любыми подробностями из его жизни. Вернер во время дуэли с Грушницким даже выступал в качестве секунданта.

Противоречие можно встретить в отношениях главного героя с женщинами. В Печорина много раз влюблялись женщины. Но он не ценил их и относился к любви равнодушно. Печорин смог влюбить в себя Мери, отняв её у Грушницкого. Мери влюбилась в Печорина. Но Печорин не испытывал к ней никаких чувств и отказал Мери, чем сделал её несчастной. Печорин использовал Мери и других женщин только для развлечений. Он не привык приносить им радость и счастье.

Григорий Печорин не был трусливым человеком. Во время дуэли Печорин совсем не хотел убивать Грушницкого. Но выбрал место на краю обрыва для дуэли, где даже несильное ранение может привести к смерти. В итоге Печорин убивает Грушницкого.

Печорин считает, что каждый человек сам вершит свою судьбу. Что человек своими действиями сам приводит себя к успеху или к несчастью. Но иногда он может сказать о том, что какие-либо события могут быть предначертаны судьбой.

Главный герой осознаёт свою противоречивость. Он не видит смысла в своей жизни. Ему не приносят радости ни деньги, ни женщины, ни приключения. Он несчастен сам и делает несчастными окружающих. Его сознание как будто разделилось на две части, одна из которых делает плохие и необдуманные действия, а другая просто наблюдает и презирает самого Печорина.

Отношение к фатализму

Двойственность натуры этого человека проявляется и в том, как он относится к существованию предопределения. Вначале Печорин утверждает, что не верит в судьбу, однако поспорив с Вуличем, всё же меняет свою точку зрения. Впрочем, он не говорит, что предопределения вовсе нет. Просто теперь он считает, что люди сами пишут свой сценарий. Только сам человек способен построить собственную жизнь.

Герой часто размышляет на философские темы. Он нередко говорит, что-то или иное событие в его жизни предопределено свыше. Он осознаёт свои внутренние противоречия. Печорин проявляет к себе строгость и называет себя:

  • человеком, который скучает по балу;
  • моральным инвалидом.

Кажется, что в нём живут две личности, которые не имеют между собой ничего общего.

Григорий является убеждённым фаталистом. Он понимает, что вся окружающая суета совершенно бесполезна и лишена какого-либо смысла. Однако при этом он испытывает страх что-то не успеть и спешит жить. Ради достижения намеченной цели мужчина готов идти по головам, препятствия его не страшат, а лишь раззадоривают, разжигая азарт охотника. В подобные моменты ему нет дела до того, что кому-то из дорогих людей он может сделать больно.

Он настолько замкнут на самом себе, что ему попросту наплевать на всех окружающих. Занимаясь постоянным самокопанием, он пытается отыскать ответы на вопросы, которые не дают ему покоя.

Порой за маской отчуждённости и холодности в этом человеке всё же проявляется некая человечность: так, ему сложно было пережить расставание с Верой, она была единственной девушкой, к которой он испытывал чувства, хоть в чём-то похожие на любовь. После кончины Бэллы ему тоже было непросто восстановиться. Это трагическое событие навсегда оставило шрам в душе. После произошедшего он старался больше не думать о печальной истории, чтобы не тревожить болезненные раны. Внешне он пытался не показывать своей разбитости, но в действительности мужчина всё же переживал.

Стремясь найти смысл своего существования, Григорий занимается моральным мазохизмом. Ужаснее всего, что он считает своим предназначением калечить чужие судьбы и лишать людей надежды.

Двойственность натуры Печорина

Печоринский анализ отличается бесстрашием и искренностью, отсутствием попыток оправдать себя. Иногда герой оказывается к себе более суровым, чем того заслуживает; порой он отрицает добрые порывы и чувства, к каким в действительности способен, и нередко поступает вопреки тому, что говорит. Этот разлад очевиден, все наблюдали его при анализе отдельных эпизодов. Можно умножить примеры, доказывающие, что Печорин непоследователен, что его поступки не всегда соответствуют словам. Все делают это, опираясь на собственные наблюдения. Печорин говорит, что никогда ничем не жертвовал для тех, кого любил. А 11 июня записывает, что всегда готов был ради женщины «жертвовать спокойствием, честолюбием, жизнию». Он говорит Вернеру, что не вынес из жизненной бури ни одного чувства, а сам оказывается способен любить и страдать, как юноша, о чем можно судить по его отчаянию после отъезда Веры.

Печорин в романе одинок и бравирует своей неспособностью к любви и дружбе, но пишет в дневнике: «теперь я только хочу быть любимым, и то очень немногими; даже мне кажется, одной постоянной привязанности мне было бы довольно: жалкая привычка сердца!»

Он признается, что чувствует «необходимость излить свои мысли в дружеском разговоре». Ему нужна чья-то близость, он устал от одиночества, но признается в этом только себе, да и то редко. Отнеся себя к «жалким потомкам», он как будто бы должен быть неспособным испытывать наслаждение, «которое встречает душа во всякой борьбе с людьми или с судьбою», но доказывает обратное, бросаясь безоружным на пьяного разъяренного казака. Вся цепь больших и малых противоречий связана с одним: поступки героя, не отвечают его внутренним потребностям, и главное противоречие его личности выступает как несоответствие между его высокими воз-, нежностями и мелкими делами. Сам Печорин говорит; «.. .целая моя жизнь была только цепь грустных и не-удачных противоречий сердцу или рассудку».

После того как все видели героя в действии, в отношениях с различными людьми, знакомились с его рассуждениями и замечаниями, они подготовлены к пониманию образа Печорина в целом. Печорин не выносит пошлости и рутины, обычной для света, и стоит безусловно выше среды, где благоденствуют княгини литовские и драгунские капитаны.

О своеобразии натуры Печорина свидетельствует подбор характеризующих его эпитетов. Воображение у него «беспокойное», сердце «ненасытное», силы в душе «необъятные», он считает, что назначение ему было «высокое».

Ни один из кумиров светской и дворянской среды его не влечет. Он презирает свет, так как видит, что в нем не ценят ни ум, ни знания и что там господствует «самолюбивая посредственность». Он не может жить бездумно, в нем постоянно кипит напряженная работа мысли. В характере его много смелости, волевого начала. Но правильного исхода его стремления не находят. Полный жажды свободы, независимости, он не хочет примириться с тем, что предоставляет ему жизнь — в этом одна из самых главных причин обаяния личности Печорина.

Эти-то скрытые от ненаблюдательных глаз, но наиболее существенные стороны натуры Печорина прекрасно чувствовали люди тридцатых годов и ценили его за это. Раскрыть их- значит показать красоту стремления к борьбе, красоту отказа от маленького благополучия во имя больших, хотя бы и неясных целей. К сожалению, эти стороны натуры Печорина не получили настоящего развития и применения. Вместо великих дел, к каким герой был способен, он кипит «в действии пустом»: «острит над глупцами, тревожит сердца неопытных барышень, мешается в чужие сердечные дела, напрашивается на ссоры, выказывает отвагу в пустяках, дерется без надобности».

Ставя вопрос о трагичности судьбы незаурядных людей и о невозможности для них найти применение своим силам в условиях 30-х годов, Лермонтов в то же время показывал и пагубность ухода в себя, замыкания «в гордом одиночестве». Уход от людей опустошает даже незаурядную натуру. Отрицание общественных связей приводит человека к мучительному сознанию своей ненужности, а появляющиеся как следствие этого индивидуализм и эгоизм приносят глубокие страдания не только самому герою, но и всем, с кем он сталкивается. Печорин сам признается, что «невольно» «разыгрывал жалкую роль палача или предателя». За эгоизм, индивидуализм, неспособность к великим и малым жертвам автор осуждает героя.

Страдания Печорина не искупают полностью его вины, все истинно высокие качества героя постепенно сменяются совершенной опустошенностью. Осуждение Лермонтовым своего героя сказывается в том, что он показывает постепенную утрату Печориным лучшего в его характере. Из замечаний Печорина (в повестях «Фаталист» и «Княжна Мери») о его жизни до Кавказа можно сделать вывод, что в ранней юности он был человеком, горячо и непосредственно воспринимавшим жизнь, «мечтателем» («В первой молодости моей я был мечтателем»).

Ему были свойственны «благородные порывы», «постоянство воли». Постепенно окружающее лицемерие светского общества и невозможность или неумение разумно направить «жар души» приучили его сдерживать свои порывы, они стали ему казаться смешными, он погрузился в самого себя и утратил «пыл благородных стремлений — лучший цвет жизни». Приехав на Кавказ, он надеялся избавиться от охватившей его скуки и тоски. Вначале, в повести «Тамань», мы действительно видим заинтересованность Печорина окружающим, волнение (а не скуку) при мысли о прошлом, попытку вмешаться в необычную чужую жизнь. Характерно, что здесь еще не показан разлад героя с самим собой.

В повести «Княжна Мери» Печорин, не находя иного выхода потребности действовать, играет судьбами людей, но это не приносит ему ни радости, ни счастья. Слово «скучно» все чаще появляется на страницах дневника, ощущение бесцельности жизни не покидает героя, самоанализ разъедает душу. Однако в лирической концовке повести вновь вырываются наружу его мятежные стремления, отказ от «тихих радостей». Проходит немного времени, и уже «тихая радость» — любовь «дикарки» — оказывается последней надеждой Печорина. Рушится и она, жизнь героя «становится пустее день ото дня», нарастает равнодушие, теряется интерес к людям и окружающему, и в повести «Максим Максимыч» мы видим человека, лишь напоминающего Печорина, каким мы его видели в первой повести: нервическая расслабленность, отсутствие внимания и дружелюбия, безразличие к былому, безнадежность — вместо активности, способности к искренним порывам, готовности открыть в себе «бесконечные источники любви». Изменения отразились и на внешности Печорина. В дневнике (повесть «Княжна Мери») Печорин пишет, что у него «глаза горят»; перед дуэлью, хотя и окруженные тенью, они блистают «гордо и неутомимо».

Ссылка на основную публикацию