Умом Россию не понять – анализ стихотворения Ф.И. Тютчева

Стихотворение и анализ «Умом Россию не понять…»

Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить:

У ней особенная стать –

В Россию можно только верить.

Краткое содержание

И. Прянишников. Крестный ход. 1893

Тютчев сообщает о том, что Россия является самобытной страной, имеющей свою собственную культуру, обычаи, традиции. Она имеет своё лицо, не похожее на лица других стран. Главное отличие России в том, что она так и не встала на путь европейского развития. Поэтому её так непросто понять, невозможно ни с чем сравнить: Россия самостийна. Тютчев приходит к выводу, что в Россию нужно и можно верить. Она обособилась от других стран, а значит, в её особенный путь развития остаётся лишь верить…

История создания

Для полноценного понимания этого небольшого стихотворения следует знать исторический контекст его создания. Поэт написал произведение на бумажном клочке в 1866 г. Оригинал этого бумажного фрагмента в настоящее время хранится в Пушкинском Доме. Публикация стихотворения состоялась спустя два года спустя – в 1868 г.

Тютчев долгое время успешно строил дипломатическую карьеру в Германии, проживая в Мюнхене. Поэтому он имел уникальную возможность взглянуть «свежим» сторонним взглядом на Россию. Автор глазами иностранца, несколько отстранённо смотрит на свою Родину: для большинства стран мира и их граждан Россия является страной-загадкой.

Жанр, направление, размер

Стихотворение можно справедливо отнести к редкому литературному жанру «философская миниатюра». Это небольшой жанр, отличающийся высокой сложностью содержания. Качественно работать в этом жанре удаётся не многим. Тютчев в этом смысле исключителен: он является автором множества философских миниатюр, отличающихся точностью мысли, глубиной смысла и яркой образностью.

Стихотворение написано четырёхстопным ямбом с перекрёстной рифмой.

Композиция

С точки зрения композиции произведение представляет собой единственную строфу, которая состоит из четырёх стихов. При этом каждое слово в стихотворении буквально «на вес золота»: имеет особый смысл, содержательность и ценность. Глубинный смысловой подтекст придаёт произведению особую мудрость, философскую проницательность. В последней строке поэт доносит до нас основную идею, восклицая: «В Россию можно только верить!».

Темы и настроение

Тютчев осмысливает в этом небольшом по объёму стихотворении две важные темы:

Тема самобытности русского народа, его особой сущности – поэт говорит о том, что в Россию необходимо верить, создавая этими словами патриотический настрой у читателей. Цель автора – постараться убедить нас в том, что страна без граждан, искренне верящих в её светлое будущее, существовать не может.

Тема русского менталитета – поэт считает, что Россия – это страна противоречий, которая держится много столетий на фундаменте веры своего народа. Тютчев противопоставляет рационализм Запада религиозности России. Любимое русское слово «авось» наглядно демонстрирует, почему невозможно понять умом происходящие в стране явления.

Основная идея

Главная мысль произведения звучит так: Россия – это уникальная страна. Она такая же особенная, как и её граждане. Уникальность России заключается в глубинном иррационализме и внутренних противоречиях, которые движут людьми, заставляя их позитивно воспринимать подчас безрассудные и нелогичные решения. Но именно они ведут страну по пути самобытного развития.

Тютчев уверяет: сила России – в её непредсказуемости, стихийности. Поэтому иностранцы никогда не смогут предугадать, как поведёт себя русский народ в каждой конкретной ситуации.

Средства выразительности

В этом коротком произведении автор активно использует такие средства выразительности, как:

антитеза – в роли антитезы выступают понятия веры в Россию и одновременной невозможности её понять;

олицетворения – мы чувствуем, что душа у России живая. Она, подобно человеческой, умеет мыслить и чувствовать.

Анализ стихотворения «Умом Россию не понять» Тютчева

Средняя оценка: 4.4

Всего получено оценок: 56.

Средняя оценка: 4.4

Всего получено оценок: 56.

В коротком стихотворении “Умом Россию не понять” Тютчев ёмко описал уникальный, особый путь развития России, полный противоречий. Произведение написано через пять лет после отмены крепостного права. Творчество Тютчева изучается на уроках литературы в 10 классе, подготовиться к ним поможет полный и краткий анализ “Умом Россию не понять” по плану.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Умом Россию не понять.

История создания – стихотворение написано в 1866 году, опубликовано спустя два года в 1868 году.

Тема – самобытность русского народа, его особая сущность.

Композиция – четверостишие – монострофа с глубоким философским содержанием.

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – четырёхстопный ямб с перекрёстной рифмовкой.

Метафоры – “умом не понять”.

Фразеологизмы – “мерить общим аршином”.

Эпитеты“особенная стать”.

История создания

Значительную часть жизни Фёдор Иванович Тютчев провёл за границей на государственной службе в качестве дипломата: в Европе, а также Америке. Его миссией было создать положительный образ России в глазах западных стран, поддерживать её авторитет, налаживать дипломатические связи. Более 20 лет работы вдалеке от родины и множество замечательных произведений, которые описывают русский характер, природу, особенности мировоззрения.

Человек, разлучённый с родной страной на столь долгий период, мог бы проникнуться западным образом жизни, их укладом и мировоззрениями. Однако Тютчев на протяжении стольких лет всё более утверждался в силе, мощи, неповторимой роли России в политике и духовной жизни всего мира. В 1866 году он написал знаменитое стихотворение “Умом Россию не понять”, которое стало афоризмом, известным на весь мир. Удивительно, но оно остаётся вне времени до сих пор.

Стихотворение о внутренней силе, непостижимой сути России. Его форма – монострофа – обусловила краткость, точность, удивительную яркость и философское содержание высказывания. Поэт всегда подчёркивал особую роль России в мировой политике, в истории. Он свято верил в её избранность, это прослеживается во всех его трудах, в творчестве. Находясь за границей, он пишет красивейшие строки о русской природе, упоминая про мелкие, незначительные детали, которые он помнил до мелочей.

Поэта удивлял резкий контраст между жизнью людей в Европе и на его родине. Сытый и сравнительно обеспеченный европейский человек ведёт пресный, монотонный образ жизни, он не умеет любить, радоваться, жить, так как это делают русские люди. Действия его соотечественников в сложные времена порой непредсказуемы, странны, лишены здравого смысла, однако история показывает, что они всегда оправданны. Нищая, неразвитая России явила миру множество выдающихся людей, гениев, уникальных личностей. Об этом удивительном парадоксе говорится в тютчевском четверостишии с любовью и восторгом. Вера в Россию, как и вера, на которой держится огромная держава, самое важное в её образе.

Композиция

Стихотворение представляет собой одну строфу, состоящую из четырёх стихов, каждое слово которого имеет особый смысл, ценность и содержательность. Глубокий подтекст делает стихотворение удивительно мудрым и проницательным, по-философски точным. В последней строке содержится идея стихотворения: “ В Россию можно только верить! “. Фразеологический оборот “мерить на свой аршин” Тютчев поэтически переосмыслил, преобразовав во вторую строку миниатюры.

Стихотворение написано четырёхстопным ямбом с перекрёстной рифмовкой.

Произведение относится к жанру элегии. В небольшое по форме произведение Тютчев вложил огромный смысл. Оно остро, точно и очень образно. Звукопись играет важную роль в построении песенности, “одичности” (сходства с жанром оды).

Средства выразительности

Антитезой в стихотворении выступают понятия веры в Россию и невозможности понять её суть, оценить, “подогнать” под общие стандарты. Инверсия даёт возможность интонационно выделять те компоненты, которые автор считает наиболее значимыми. Слово “ стать ” играет особую смысловую роль в стихотворении, в образе России. Она не может быть “под стать” кому-то, она особенная. Каждое слово легендарного стихотворение подобрано, выверено и оправдано, видимо, поэтому оно стало бессмертным. Стихотворение строится на ярком олицетворении: душа России живая, она мыслит, чувствует, имеет своенравный характер, особый нрав, особую стать.

Анализ стихотворения «Умом Россию не понять…» (Ф.И. Тютчев)

Стихотворение Ф. Тютчева «Умом Россию не понять…» — небольшое, но очень хлёсткое четверостишие, начало которого стало крылатой фразой. И это неудивительно, ведь порой загадочную русскую душу и извечные проблемы страны можно объяснить лишь этим выражением. До сих пор оно не теряет своей актуальности.

Тютчев известен у литературных критиков как автор философских миниатюр, которой и является данное нам стихотворение. Несмотря на свой размер, оно отражает сразу несколько тем и рассуждений автора по поводу основной идеи стихотворения. Рассмотрим подробнее это знаменитое четверостишие, пользуясь разбором от Многомудрого Литрекона.

История создания

Для того чтобы понять произведение, нам необходимо знать исторический контекст и историю создания стихотворения. Тютчев написал его на клочке бумаги в 1866 году, оригинал бумажки сейчас находится в Пушкинском Доме, известном как Институт русской литературы РАН. Опубликовано было оно, однако, не сразу, а лишь два года спустя — в 1868.

Известно также, что у Тютчева была карьера за границей, поэтому некий «взгляд со стороны», присущий стихотворению, возник неслучайно. Автор как бы отдалённо, взором иностранца описывает Россию, потому что для многих стран и их жителей она остаётся загадочной страной.

Жанр, направление, размер

Как было сказано раннее, жанр стихотворения — философская миниатюра. Он небольшой по объёму, однако сложный по своему содержанию, ведь не так просто уместить в несколько строк сразу несколько тем и глубокий смысл, расшифровка которого может создать не одно сочинение. Четверостишие можно отнести к романтизму, так как Тютчев являлся поэтом-романтиком, и в самом стихотворении мы видим образ загадочной и романтизированной русской души.

Размер произведения — четырёхстопный ямб, ритмически богатый одический размер. В данном случае эта маленькая ода посвящается иррационализму России. Стихотворение построено по классическому для рассуждения принципу «тезис — аргумент – вывод». Тезисом являются строки «Умом Россию не понять, аршином общим не измерить…», аргументом — объяснение, что «у ней особенная стать», и, соответственно, из всего следует вывод, что «в Россию можно только верить».

Тютчев осветил несколько тем в известных строках: патриотизм, русский менталитет и особая роль России в мировой культуре и истории, её невероятная сила и мощь, действие которой порой не поддаётся логике. Автор, высказывая мысль о том, что в Россию нужно верить, создаёт патриотический настрой. Его цель — убедить читающего или слушающего, что страна без тех людей, которые уверены в её будущем, не сможет существовать.

Тут же и раскрывается тема менталитета: Россия противоречива, но держится несколько столетий на вере русского народа. Западный рационализм противопоставляется религиозному мышлению. Знаменитое «авось» объясняет, почему нельзя понять многие явления страны умом. Тем не менее, вера без логики способна создать невероятную по своим масштабам силу, которая проявлялась множество раз за всю историю страны.

Основная идея

Исходя из написанного, мы можем выделить главную мысль и раскрыть смысл поэтического произведения Тютчева: Россия — особенная страна, такая же особенная, как и её жители. Уникальность её заключается в противоречиях и иррациональной силе, которая движет людьми и заставляет их принимать, как кажется, безрассудные и нелогичные решения, но, в конце концов, именно они ведут страну к развитию.

Нельзя измерить эту силу «аршином общим…», потому что никакая сфера российской жизни не может быть вписана в строгие и последовательные рамки. Мощь России — в её непредсказуемости, и в этом другие страны проигрывают ей, потому что никогда не могут угадать, как поведёт себя русский народ.

Средства выразительности

Противоречивость автор показал с помощью некоторых средств выразительности. В четверостишии есть антитеза: «понять» и «верить», «особенная» и «общим». Подкрепляют и усиливают тезис автора о национальной особенности отрицательные частицы «не понять» и «не измерить». Глагольные рифмы «понять», «измерить», «верить» придают динамики произведению и в полной мере отражают движение России вперёд.

Стилистически стихотворение достаточно простое, без витиеватых выражений с понятными любому читателю словами «аршин», «стать», «ум», «особенный» и т.д. Мысль произведения ясна как простому крестьянину, так и дворянину. Такая универсальность нужна для того, чтобы патриотическая мысль могла дойти до любого человека.

Мы проанализировали монострофу Тютчева «Умом Россию не понять…» и рассмотрели множество его граней и подтекстов. Таким образом, хотя и маленькое, но очень ёмкое стихотворение чётко передало позицию автора и своё настроение. Краткость и «прилипчивость» идеи о загадочной России сделало четверостишие цитируемым и знаменитым.

Анализ стихотворения «Умом Россию не понять» Тютчева

Стихотворение Ф. Тютчева «Умом Россию не понять…» — небольшое, но очень хлёсткое четверостишие, начало которого стало крылатой фразой. И это неудивительно, ведь порой загадочную русскую душу и извечные проблемы страны можно объяснить лишь этим выражением. До сих пор оно не теряет своей актуальности.

Тютчев известен у литературных критиков как автор философских миниатюр, которой и является данное нам стихотворение. Несмотря на свой размер, оно отражает сразу несколько тем и рассуждений автора по поводу основной идеи стихотворения. Рассмотрим подробнее это знаменитое четверостишие, пользуясь разбором от Многомудрого Литрекона.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Умом Россию не понять.
История создания – стихотворение написано в 1866 году, опубликовано спустя два года в 1868 году.

Тема – самобытность русского народа, его особая сущность.

Композиция – четверостишие – монострофа с глубоким философским содержанием.

Жанр – философская миниатюра.

Стихотворный размер – четырёхстопный ямб с перекрёстной рифмовкой.

Метафоры – “мерить общим аршином”.

Эпитеты – “особенная стать”.

Тема стихотворения

Полностью установить главную мысль стихотворения достаточно сложно. Именно по этой причине четверостишие неоднократно служило поводом для злоупотреблений со стороны лиц, зачастую придерживающихся диаметрально противоположных взглядов.

Главная тема стихотворения — характеристика вектора национального развития России.

История создания

Значительную часть жизни Фёдор Иванович Тютчев провёл за границей на государственной службе в качестве дипломата: в Европе, а также Америке. Его миссией было создать положительный образ России в глазах западных стран, поддерживать её авторитет, налаживать дипломатические связи. Более 20 лет работы вдалеке от родины и множество замечательных произведений, которые описывают русский характер, природу, особенности мировоззрения.

Человек, разлучённый с родной страной на столь долгий период, мог бы проникнуться западным образом жизни, их укладом и мировоззрениями. Однако Тютчев на протяжении стольких лет всё более утверждался в силе, мощи, неповторимой роли России в политике и духовной жизни всего мира. В 1866 году он написал знаменитое стихотворение “Умом Россию не понять”, которое стало афоризмом, известным на весь мир. Удивительно, но оно остаётся вне времени до сих пор.

«Лирическое отступление» об авторе: Кто такой Федор Тютчев?

Федор Тютчев – человек разносторонний. Он был не только писателем, поэтом, но также дипломатом, мыслителем, публицистом, членом-корреспондентом Академии наук Петербурга. Кроме того, Тютчеву удалось послужить и на посту тайного советника – одной из самых высоких государственных позиций в Российской империи, согласно Табели о рангах.

Едва получив аттестат об окончании университета, Федор Тютчев в составе дипломатической миссии отправляется в Мюнхен. Знакомство с «продвинутой Европой» для восемнадцатилетнего поэта- романтика стало основополагающем в его философских и политических взглядах. Значительное влияние на мировоззрение молодого дипломата произвело близкое общение с выдающимися немецкими философами и литераторами Шеллингом и Гейне. За двадцать лет дипломатической работы Федор Иванович в полной мере, так сказать на своем личном опыте, познал европейские ценности. Он считал европейский путь развития совершенно не подходящим для России. В своей статье «Письмо к г-ну доктору Кольбу» (или «Россия и Германия») Тютчев сумел ярко отразить образ России как тысячелетней державы с высоко духовной культурой, особо подчеркнув ее «православный характер». Император Николай Первый, прочитав статью, полностью одобрил взгляды Тютчева и выразил полную поддержку его инициатив в работе по созданию положительного образа России на Западе. Федор Иванович получил разрешение императора самостоятельно выступать в печати на тему политических взаимоотношений России с Европой. В своих публикациях он акцентирует внимание на том, что в «современном мире» (его времени) реально существуют только две силы – это революционная Европа и консервативная Россия, дальнейшее развитие которых не может происходить одинаково.

Особенность российской нации и «русских» как отдельной народности

На каждую нацию высшей силой возложена своя историческая миссия. Западная мысль, вследствие своего развития, утратила те духовные начала, ту веру, которой некогда жили общества Европы. Тютчев все больше поддерживает славянофильские взгляды. Он решительно отрицает насильственный путь развития России, подчеркивает значительное преобладание духовных ценностей над материальными и настаивает на необходимости объединения всех славян под эгидой России. Общество должно развиваться.

Важным тезисом развития российского пути является сохранение самобытности, так сказать истинно русского характера. В основе российского пути должны лежать православие и национальная культура. Он мечтал, чтобы в будущем в России воцарилась гармония власти и народа, в отличие от Европы, где социальные конфликты были сильно обострены. Именно самодержавие, по его убеждению, могло избавить российское общество от постоянной политической борьбы, как это происходило в Европе.

Анализ и характеристика произведения Тютчева «Умом Россию не понять»

Знаменитое четверостишие «Умом Россию не понять…» Тютчев написал после предательской Крымской войны. Крымская война для Тютчева была, несомненно, чрезвычайно важным историческим событием. Сама война и ее последствия значительно повлияли на его мировоззрение в дальнейшем. Как опытный дипломат Тютчев предвидел (можно сказать предчувствовал) возможность военных действий со стороны Европейских государств. Поэтому активно противостоял министру иностранных дел Нессельроде, обвиняя его в заведомо неверной подачи информации императору Николаю Первому «об истинном положении дел». Он был убежден, что Западный мир готовит против России заговор, а министр является предателем. В своей статье Тютчев подчеркивает кризис отношений между Западом и Россией: «Давно уже можно было предугадать, что эта бешеная ненависть, которая с каждым годом все сильнее и сильнее разжигалась на Западе против России, сорвется когда-нибудь с цепи. Этот миг и настал… Это ведь Запад пришел высказать свое отрицание России и преградить ей путь в будущее».

После смещения с должности министра иностранных дел Нессельроде, Тютчев активно принимает участие в политической жизни страны. Новый министр иностранных дел князь Горчаков, имея давние дружеские отношения с Тютчевым, поддерживает мнение поэта о том, что следует больше внимания уделять внутреннему развитию страны.

Александр Второй, прислушиваясь к мнению Горчакова, утверждает курс, в основе которого «лежало сосредоточение сил на внутренние развитие страны, используя противоречия европейских держав».

Крымская война привела к расстройству финансово-экономического положения Российской Империи. Плохое техническое оснащение армии, антисанитария в войсках и проблемы с продовольствием – очень сильно повлияли на ход военной кампании. Значительные потери среди солдат и сдача территорий. Однако именно Крымская война послужила толчком к экономическим реформам, а в последствии и к отмене крепостного права, дала значительный толчок развитию как вооруженных сил, так и военно-морского искусства государства. Зародились позиционные формы ведения войны, полностью было обновлено стрелковое оружие.

Тема патриотизма в творчестве Тютчева

Четверостишие великого российского лирика вошло в историю как одно из ярчайших выражений патриотической темы. Россия представлена в творчестве поэта не в качестве некоего абстрактного формирования, предмета для размышлений и созерцаний. Нет, Россия в стихах Тютчева – это вполне конкретная страна, родина, отчизна, воплощение того, что мы привыкли называть «русским духом».

Жанровая специфика творчества Федора Тютчева

Отдельное внимание стоит уделить жанровому своеобразию творчества Тютчева. Представитель формализма в России Юрий Тынянов считал, что такие маленькие стихи поэта – это следствие разложения крупных лирических литературных форм, например, оды или поэмы. Собственно, Тютчев – не единственный, в чьем творчестве проявилась эта черта. По мнению Юрия Тынянова, стремление лаконично оформить объемную идею, используя как можно меньше литературных средств, характерно в целом для русской литературы эпохи Просвещения. То же качество формалист приписывает произведениям Гавриила Державина и Михаила Ломоносова.

Для Тынянова форма, которую избирает Тютчев, скорее похожа на «фрагмент» литературного произведения, чем на самостоятельный, законченный стих. Поэтому критик так и называет жанр творчества Тютчева – «фрагмент». Стоит подчеркнуть, что такое понимание литературы и языка в целом очень характерно для представителей русского формалистического движения. Но что такое формализм? Сделаем небольшое отступление.

О сущности русского формализма

ОПОЯЗ («Общество изучения поэтического языка»), «формальная школа» – все это разные названия для одного течения – русского формализма. Это сообщество ученых, исследователей, специалистов-теоретиков в области литературы, историков литературы, семиотиков и т. д. В этот кружок объединились лингвисты и литераторы – все, кто изучал литературу в любом ее проявлении.

Наверное, хоть немного интересующемуся музыкой читателю известен знаменитый «Формалистический раек» Дмитрия Шостаковича – ответ на осуждение течения формализма со стороны советских властей. Однако, несмотря на гонения, формалистическая школа послужила мощным толчком для развития теоретических направлений изучения литературы, а также на появление новых веяний в лингвистике.

Возвращаясь к анализу творчества и поэтического языка Тютчева, проведенного Тыняновым, добавим, что критик считал композицию поэта максимально сконцентрированной и напряженной. Возможно, именно за счет такой композиционной особенности достигался мощный психологический, эмоциональный эффект четверостишия Тютчева. Однако это же качество приводит к образной перенасыщенности стихотворения, которое придает лирике Тютчева эффект почти космического драматизма. Также подобный анализ позволяет увидеть в творчестве писателя погруженность в экзистенциальные размышления. Отметим, что Тютчев – особенная личность, повлиявшая на развитие российской литературы, ведь, как мы помним, он себя профессиональным литератором не признавал.

Тютчевские философские миниатюры

Четверостишие «Умом Россию не понять» литературной критикой называется философской миниатюрой. Однако это далеко не единственный пример такого рода произведений в литературном наследии писателя. Тютчев выступил автором нескольких так называемых миниатюр-моностроф – все эти произведения окрашены ярким философским содержанием. По поводу емкости, смысловой наполненности, «удачности» миниатюр Тютчева размышлял и Иван Тургенев. В этом же контексте можно вспомнить уже упоминаемого нами вышел Юрия Тынянова, делавшего акцент на афористичности как отличительной черте миниатюр Тютчева.

Средства литературной выразительности в философской миниатюре «Умом Россию не понять»

Прежде всего, стоит отметить, что стихотворный размер произведения Тютчева – четырехстопный ямб. Некоторые черты стихотворения роднят эту миниатюру с одой и специфическим одическим размером, который прочно укоренился в российской литературе, начиная с Михаила Ломоносова, создавшего на этот размер моду.

Литературные критики находят в четверостишии Тютчева три традиционные для риторики или для аргументации (в контексте логики) части: это, конечно тезис, аргумент и вывод, который делается в конце произведения. Первые строки – это тезис о том, что Россия наделена особой ролью. Здесь же Тютчев использует один из своих излюбленных приемов – повтор. В частности, поэт дважды вводит в стих частицу «не». Повторение усиливает тезис автора. В третьей строке читатель находит аргументацию мысли писателя, ну а в четвертой – вывод. Последняя строка одновременно содержит, выражает и главную идею всего четверостишия. В стихе автор употребляет большое количество глаголов, которые придают произведению внутреннюю динамичность.

Автор активно использует противопоставления и контраст. В центре – полярность двух феноменов – ума и веры. Если для западного человека характерна привычка руководствоваться умом, рациональностью, то для русского более естественно прислушиваться к вере. Это означает, что представитель русской культуры иррационален, но поэтому его мировосприятие отличается большей глубиной, которую не понять европейцу.

Образ революции

Также некоторым литераторам принадлежит мнение, что в стихе латентно скрыто отношение Тютчева к революции. Поэт понимает этот исторический феномен как реализацию совести общества, как некое нравственное событие, которое раскрывает внутренний настрой духа народа. По мнению Тютчева, в Западной Европе вера, религиозная основа общества приходит в упадок, поэтому Россия должна найти свой собственный путь, а не ориентироваться на западные ценности, как это повелось со времен Петра Первого. Революция исходит из антихристианских корней, поэтому поэт призывает вернуться к истокам. Прежде всего, речь идет о вере, о закодированных библейских образах в творчестве Тютчева. Например, Россия представляется писателю неким «святым ковчегом», который обязательно всплывет во время мирового крушения, глобальной катастрофы. О том, что такая катастрофа неизбежна, свидетельствует общий упадок культуры, общий нравственный кризис.

Удивительно, что в ХХ веке четверостишие Тютчева больше ценилось не за поэтические качества, не за литературное новаторство (на которое, безусловно, обращали внимание русские формалисты), а скорее за образ мессианской роли России. То есть произведение Тютчева воспринималось больше в идеологическом ключе, нежели в литературном. Поэт неоднократно подчеркивал самобытность, уникальность России, русского народа, культуры, особого духа. Такая трактовка наследия Тютчева приводит к появлению примеров манипулятивного применения литературы.

Стихотворение о внутренней силе, непостижимой сути России. Его форма – монострофа – обусловила краткость, точность, удивительную яркость и философское содержание высказывания. Поэт всегда подчёркивал особую роль России в мировой политике, в истории. Он свято верил в её избранность, это прослеживается во всех его трудах, в творчестве. Находясь за границей, он пишет красивейшие строки о русской природе, упоминая про мелкие, незначительные детали, которые он помнил до мелочей.

Поэта удивлял резкий контраст между жизнью людей в Европе и на его родине. Сытый и сравнительно обеспеченный европейский человек ведёт пресный, монотонный образ жизни, он не умеет любить, радоваться, жить, так как это делают русские люди. Действия его соотечественников в сложные времена порой непредсказуемы, странны, лишены здравого смысла, однако история показывает, что они всегда оправданы. Нищая, неразвитая России явила миру множество выдающихся людей, гениев, уникальных личностей. Об этом удивительном парадоксе говорится в тютчевском четверостишие с любовью и восторгом. Вера в Россию, как и вера, на которой держится огромная держава – самое важное в её образе.

Основная идея

Исходя из написанного, мы можем выделить главную мысль и раскрыть смысл поэтического произведения Тютчева: Россия — особенная страна, такая же особенная, как и её жители. Уникальность её заключается в противоречиях и иррациональной силе, которая движет людьми и заставляет их принимать, как кажется, безрассудные и нелогичные решения, но, в конце концов, именно они ведут страну к развитию.

Нельзя измерить эту силу «аршином общим…», потому что никакая сфера российской жизни не может быть вписана в строгие и последовательные рамки. Мощь России — в её непредсказуемости, и в этом другие страны проигрывают ей, потому что никогда не могут угадать, как поведёт себя русский народ.

Средства выразительности

Антитезой в стихотворении выступают понятия веры в Россию и невозможности понять её суть, оценить, “подогнать” под общие стандарты. Инверсионные предложения дают возможность интонационно выделять те компоненты, которые автор считает наиболее значимыми. Слово “стать” играет особую смысловую роль в стихотворении, в образе России. Она не может быть “под стать” кому-то, она особенная. Каждое слово легендарного стихотворение подобрано, выверено и оправдано, видимо, поэтому оно стало бессмертным. Стихотворение строится на ярком олицетворении: душа России живая, она мыслит, чувствует, имеет своенравный характер, особый нрав.

Жанр, направление, размер

Как было сказано раннее, жанр стихотворения — философская миниатюра. Он небольшой по объёму, однако сложный по своему содержанию, ведь не так просто уместить в несколько строк сразу несколько тем и глубокий смысл, расшифровка которого может создать не одно сочинение. Четверостишие можно отнести к романтизму, так как Тютчев являлся поэтом-романтиком, и в самом стихотворении мы видим образ загадочной и романтизированной русской души.

Размер произведения — четырёхстопный ямб, ритмически богатый одический размер. В данном случае эта маленькая ода посвящается иррационализму России. Стихотворение построено по классическому для рассуждения принципу «тезис — аргумент – вывод». Тезисом являются строки «Умом Россию не понять, аршином общим не измерить…», аргументом — объяснение, что «у ней особенная стать», и, соответственно, из всего следует вывод, что «в Россию можно только верить».

Анализ стихотворения Федора Тютчева «Умом Россию не понять…»

Автор: Guru · 21.01.2021

Произведение поэта Ф.И. Тютчева «Умом Россию не понять…» — это по размеру маленькое стихотворение-четверостишие, которое, однако, весьма резкое и хлесткое. Название этого стиха перешло в разряд крылатых фраз и знаменитых цитат, что ожидаемо – иногда русская душа весьма загадочна, и умом ее не понять. Да и общие проблемы страны вообще порой можно объяснить этой фразой, и это высказывание популярно по сей день.

Тютчев является автором миниатюр философской направленности, и рассматриваемое произведение является как раз философской миниатюрой.

История создания

Для лучшего понимания произведения нужно знать историю создания этого стихотворения. Поэт написал его на бумажке в 1866 году, и этот клочок бумаги ныне хранится в Пушкинском Доме как музейный экспонат. Это стихотворение было опубликовано через два года после написания.

Не секрет, что Тютчев строил карьеру в зарубежных странах, и по этой причине в его стихотворениях имеется взгляд со стороны. Поэт словно смотрит на свою страну, как иностранец, его глазами. Для многих иностранцев русские люди остаются таинственными и загадочными.

Жанр, размер

Жанр произведения – философская миниатюра, оно невелико по своему размеру, однако, оно сложное по смыслу содержания. Нелегко в малый объем стихотворения вместить несколько строк с глубоким смыслом. Если расшифровывать суть стихотворения, то выйдет на несколько листов сочинений.

Произведение романтическое, поскольку сам поэт был поэтом этого направления, и в рассматриваемом произведении нам представлен романтизированный образ загадочной русской души.

Размер произведения – это четырехстопный ямб. Такой размер одический, он ритмически богатый. И в этом случае рассматриваемое произведение посвящено иррационализму России.

Построено стихотворение по традиционному принципу, в котором сначала приводится тезис, за ним – аргумент, а потом – вывод. В качестве тезиса выступают две первые строки, в которых говорится о том, что умом Россию не понять и аршином не измерить. В качестве аргумента выступает объяснение, что у нее особенная стать, и, следовательно, вывод – в Россию можно только верить.

Автор поднимает несколько тем в своих знаменитых строках – особенности русского менталитета и патриотизм, роль России в культуре и истории мира, ее мощь, которая действует зачастую иррационально и нелогично. Автор создает патриотический настрой, говоря о вере в Россию, что в нее надо верить. Цель такого настроя – это убеждение тех, кто читает или слушает стихотворение, в том, что страны не может быть без тех людей, которые в нее верят.

В этом же освещается и тема менталитета русского народа – он противоречив, однако он веками держится на вере. Рациональное мышление западных стран противопоставлено мыслям религиозного содержания.

Одним из самых известных объяснений для всего, непонятно как происходящего в стране, является слово «авось». Однако вера без логической подоплеки вполне может создать удивительную мощь, которая неоднократно проявлялась в течение веков.

Основная идея

Главная мысль и смысл произведения таковы – Россия является удивительной и необычной страной, как и народ, ее населяющий.

Особенность России заключена в различных противоречиях и нелогичности, которыми руководствуются люди, и в соответствии с этим принимают порой безрассудные решения, которые нелогичны, но потом именно они создают новые витки развития страны.

Силу и мощь страны невозможно измерить общим аршином, так как ничто в России не вписывается в строгие рамки или в рамки последовательности. Сила России кроется в ее неожиданности и иррациональности, и поэтому большинство стран проигрывает перед нею, поскольку не могут прогнозировать или хотя бы представить, как себя поведет и что предпримет русский народ.

Средства выразительности

При изображении противоречивого характера России автор использовал следующие художественно-выразительные средства и приемы: антитеза «понять – верить», «общим – особенная», рифмующиеся глаголы, повторяющаяся частица «не».

Усиливают утверждения поэта о непредсказуемости, загадочности России и об ее национальных особенностях именно глаголы с отрицательной частицей «не». Также эти рифмующиеся глаголы способствуют развитию произведения, изображая движение страны вперед.

Стиль изложения стихотворения простой, понятный любому человеку.

Основная мысль текста всем ясна от мала до велика. Такую доступность содержания автор сделал потому, что хотел, чтобы мысль о патриотизме возникала у всех читателей этого произведения.

Проанализировав стихотворение Тютчева «Умом Россию не понять…», мы увидели множество его подтекстов, тем, идей. Произведение небольшое, но очень глубокое и емкое по смыслу и интонационно. Оно в полной мере раскрыло гражданскую и патриотическую позицию поэта, его настрой.

Первая строка произведения о загадочности России нравится многим читателям, она стала довольно популярной и с удовольствием ими цитируется.

Анализ стихотворения «Умом Россию не понять…» (Ф.И. Тютчев)

Возможно ли провести анализ стихотворения «Умом Россию не понять…» (Ф.И. Тютчев), ведь кажется, что весь смысл его лежит на поверхности, а строки просты и понятны даже ребенку?

Какие ассоциации связаны у русского человека с фамилией автора анализируемого стихотворения? Прежде всего, мы знаем Тютчева как яркого представителя чистой лирики. Если попытаться вспомнить строки поэта, на ум сразу приходят стихотворения о любви и страдании, которое приносит это чувство, о красоте природы, которую поэт воспевал на протяжении всей его жизни. Ну а первое, что мы узнаем о личной жизни Тютчева, это его любовная драма, сопутствовавшая ему до самой смерти.

Но кроме всего прочего, Тютчев был еще и дипломатом. Около 20 лет провел он за границей, в Европе. Поэт должен был проводить свою работу так, чтобы поднять престиж России и ее значимость среди западных стран. Я думаю, что это не было трудно для поэта, потому что он был настоящим патриотом, он горячо любил Россию и страшно тосковал по ней все те годы, которые был вынужден провести вдали от родной земли. За это время Тютчев написал огромное количество стихотворений, посвященных родной природе, родине. Он долго пробыл на чужбине и вполне мог бы пропитаться духом европейского человека. И все-таки для поэта Россия всегда ближе и роднее, поэтому так и не смог он понять и принять менталитет европейцев. Европейцы жили более сыто и более благополучно, чем русский нищий крестьянин, но за два десятилетия Тютчев так и не понял, почему при достаточно высоком уровне жизни, люди в Европе не умеют радоваться, а живут скучно, довольствуясь удовлетворением ежедневных бытовых потребностей.

Тютчев же всю жизнь воспевал умение русского человека радоваться, любить и с оптимизмом смотреть в будущее. И именно этого так сильно не хватало поэту за рубежом.

«Умом Россию не понять…» – одно из многих патриотических стихотворений Тютчева, написанных за годы службы дипломатом. У стихотворения непривычный жанр философской миниатюры, но Тютчев был настоящим профессионалам в этом литературном жанре, поэтому и в этом произведении он сумел подобрать с максимальной точностью каждое слово. Всего четыре строки, нет ни единого лишнего слова, но сколько много любви к родине, уважения и восхищения русским народом в них читается! Автор смог емко и кратко передать самое важное.

У каждого своя любовь к родине, как и родина для каждого своя. Для Тютчева патриотизм – это любовь к русскому народу. Именно с русским человеком у поэта ассоциировалась Россия. Она была в нем, в самобытном, неповторимом русском человеке в его особой сущности. Думаю, что поэт считал миссию русского народа особенной, так как именно это читается в его стихотворении.

Мне кажется, далеко не всякий иностранец сможет понять посыл стихотворения Тютчева. Говоря об особом статусе России, автор предлагает и нам, читателям, осознать его и гордиться собой и своей принадлежностью к русскому народу. Такова идея небольшого стихотворения, состоящего всего из одной строфы.

Даже такое небольшое стихотворение можно разделить на две смысловые части. В первой части автор рассуждает о невозможности измерить нашу страну какими-то стандартными мерилами. А именно такими он считает ум и аршин.

Сам Тютчев соглашался с тем, что русский человек часто совершает нелогичные, нерациональные поступки, и, может быть, поэтому невозможно понять Россию «умом». Зато ее можно почувствовать. Все, что делает русский народ, продиктовано ему его сердцем. Отсюда, вероятно, родилось представление о широте русской души. А потому не поддаются привычной логике поступки русского человека.

Россия – огромная страна, самая большая по площади, но и ее просторы, по мнению автора, невозможно измерить «аршином общим», потому и здесь наша родина не укладывается в общепринятые стандарты. Просторы России не ограничены рамками границ с другими государствами. Россия – это бескрайние просторы полей, похожих больше на океаны, это лесные массивы и безбрежные моря, горы и реки, вечные снега и почти круглогодичное лето. Кажется, что она бесконечная и необъятная, как и русская душа.

Если в первой части преобладает отрицание с помощью повторяющейся частицы «не», то вторая часть – это утверждение:

И снова за словом «стать» – великий русский народ, со своей самобытностью и невероятной силой духа. Стать особенная, какой больше не найти на земле. И этим стоит гордиться всем русским людям.

В последней строке итог всего сказанного. Если Россия не укладывается в общепринятые мерила, как же тогда стоит относиться к этой уникальной земле? И Тютчев дает готовый ответ читателям:

«Просто верить» – это как лекарство для усталой заблудшей души.

Россия всегда шла по трудному пути, через страдания и смирение. Много бед вынес русский народ, но выстоял, не сломался. А все потому, что в тяжелые минуты человеку всегда помогала вера и стойкость духа.

«Верить» – ключевое слово в этом стихотворении. Для русского человека вера всегда была своеобразным ковчегом, спасающим в нелегкое время. Вера не оставляет никаких сомнений нам, читателям, в том, что мы сможем пережить какую угодно беду, только не нужно сомневаться.

Небольшое стихотворение, написанное простым, доступным языком, понятным даже ребенку, не перегружено средствами художественной выразительности. Но все стихотворение можно считать олицетворением, ведь наша огромная страна под талантливым пером поэта оживает, и читатель воспринимает ее как нечто огромное с распахнутой душой, любящей и жалеющей. И наверное, автор согласился бы с тем, что душа России – это ее люди. Это на них держится слава непоколебимого великого государства.

Характерно и то, что в стихотворении вера противопоставлена неким стандартным измерителям, среди которых и «ум». Веру поэт ставит превыше всего.

Особое настроение создается в стихотворении с помощью инверсий и четырехстопного ямба – любимого стихотворного размера Тютчева.

Тютчев написал стихотворение более ста лет назад, но и сейчас оно не теряет своей актуальности. А сколько еще испытаний предстоит выдержать русскому человеку? Но мы уже твердо знаем, что выдержим.

Роль философской миниатюры переоценить просто невозможно. В одной строфе слились безграничная любовь к соотечественникам, уважение к прошлому, призыв читателей к вере в свою страну и народ.

Именно такие стихи греют душу в трудный период жизни и придают силы идти дальше, дарят надежду на лучшее.

Анализ стихотворения Тютчева «Умом Россию не понять»

Разные поэты писали о самобытности русского народа. Отмечал это и Федор Тютчев. Анализ стихотворения «Умом Россию не понять» позволяет выделить основную идею работы. В небольшом четверостишье автору удалось скрыть глубокий философский подтекст. Он представляет страну живой, полной сил, обладающей своенравным характером.

  1. История создания
  2. Содержание стихотворения
  3. Художественные приемы

История создания

Стихотворение «Умом Россию не понять» Тютчев написано в 1866 году, но опубликовано оно было только в 1898 году. Большую часть жизни Федор Иванович провел за границей. Он работал дипломатом то в Европе, то в Америке. В его задачу входило создание положительного образа России. Он провел 20 лет вдалеке от родины, и это позволило ему написать большое количество стихотворений. В них он описывал:

  • русский характер;
  • природу;
  • особенности мировоззрения.

Интересно то, что за годы разлуки с родиной Тютчев так и не смог проникнуться любовью к Европе. Ему был противен сытый и пресный образ жизни европейцев. Иногда кажется, что действия русских лишены смысла, но потом оказывалось — они оправданны.

Россия была нищей и дикой для европейцев страной, но именно она смогла породить множество гениев.

Содержание стихотворения

Оно состоит всего из четырех строк. Лирический герой делает однозначный вывод о том, что понять Россию с помощью ума невозможно. Страну также нельзя измерить общим аршином — это отсылка на известный фразеологизм «мерить на свой аршин», т. е. судить о ком-то в соответствии со своими представлениями.

Лирический герой утверждает о невозможности оценивания России общими мерками. У страны своя атмосфера, уникальный строй, и больше нигде в мире такого встретить невозможно. Поэтому герой приходит к выводу: у России есть особая стать. Именно поэтому о ней невозможно забыть. Даже спустя годы в эмиграции человек будет стремиться вернуться на родину.

В последней строчке герой высказывает важную мысль. В Россию можно только верить, и она никогда не разочарует. Этому было много подтверждений в разные периоды истории. Со времен образования Древней Руси разные народы пытались завоевать государство, но безуспешно. Нищая страна с большим количеством природных ресурсов представлялась лакомым кусочком, но ни один завоеватель не достиг желаемого.

Тютчев написал «Умом Россию не понять» после длительного нахождения в Европе. В четырех строчках он выразил свое отношение к стране. По его мнению, она намного лучше прочих государств и ей приходится играть большую роль в мировой политике.

Художественные приемы

Стихотворение написано в жанре философской миниатюры. Он очень сложный, так как в небольшой текст нужно вместить важные вещи. Не так много поэтов преуспели в этом деле. Тютчеву хорошо удавались миниатюры. Они были острыми и емкими, образными.

Отчасти стихотворение Федора Ивановича можно считать гражданской лирикой. В нем он признался в любви к своей родине. Почти двадцать лет заграничной жизни не помогли ему полюбить Европу или Америку. Тютчев был очень наблюдательным. Поэтому в произведении он выразил важную мысль: его родина является частью западного мира, но она обладает самобытностью. Именно это делает ее сильной и способной выстоять в любых тяжелых моментах.

Композиция стихотворения состоит из одной части. Каждое слово и строка несут особый смысл. Главная идея произведения заключена в последнем предложении. В страну можно только верить и не сомневаться в ней — именно так должен думать каждый патриот.

При написании стихотворения Тютчев использовал следующие средства выразительности:

  • эпитет — поэт описывает Россию как имеющую особенную стать;
  • метафора — автор рассказывает о том, что страну нельзя измерить аршином;
  • антитеза — Тютчев противопоставляет веру и невозможность понять Россию.

В стихе также можно найти инверсию. Именно она передает особое настроение текста. Особенно важна строчка со словами «особенная стать».

Страна не может прогнуться под других, подстроиться. У нее всегда будет свой путь и судьба. Особенное настроение в тексте создается за счет олицетворения государства.

Маленькое стихотворение содержит важную мысль. Тютчев показал, что наиболее важно в стране — ее непохожесть на другие мировые державы. Именно это позволило ей быстро достичь успеха в мировой политике.

Ссылка на основную публикацию