Тема судьбы в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

Тема судьбы в романе Герой нашего времени Лермонтова сочинение

Эту тема в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» является основополагающей. Эта сюжетная линия проходит через все части произведения. Во всем произведении Михаил Юрьевич Лермонтов размышляет, которые ранее он описывал в своих стихотворениях. Эту тему Лермонтов представляет в виде неудачи. Лермонтов описывает его как что-то непреодолимое, писатель считает, что с этим невозможно справиться, можно только смириться. Тема судьбы в произведении «Герои нашего времени» рассматривается с трагической точки зрения.

Главный герой произведения уделяет глубокое внимание теме судьбы. Печорин оправдывает себя и свое поведение, полагая, что он, как палач с оружием в руках, совершал эти плохие поступки. Герой постоянно добивался утверждения в обществе. Печорин причиняет боль людям, оправдывая это тем, что он наказывает их за проступки. Печорин позиционирует себя Богом, не считает себя простым человеком.

Этот образ Печорина в произведении «Герои нашего времени» приближает читателей к сверхлюдям. Эта тема станет больше актуальна после выход романа М.Ю. Лермонтова в свет. Писатель создал образ того, кто не стесняется своих, желаний, чувств, плохих поступков, хочет изменить свою судьбу.

Вера в себя, свои внутренние силы помогает Печорину совершать бездумные и совершенно порочные поступки. Например, он начинает всячески обзывает и подкалывает девушку Мери, но после влюбляет в нее, смеется над поведение Грушницкого, а в будущем сталкивается с ним на дуэли, а еще одного героя романа советует похитить собственную сестру для того, чтобы просто позабавиться.

Иногда главному герою кажется, что злой Рок, неудача все равно его побеждает. Эти моменты описываются в произведении «Герои нашего времени». Иногда Печорин обвиняет в своих плохих поступках судьбу. Никогда в голову ему не приходила мысль о том, что он сам виноват в том, что с ним случается, в своих безнравственных поступках. Все переживания главного героя разрешаются в части под названием «Фаталист». Эта часть описывает и доказывает, что Печорина – фаталист, показывает сложные жизненные проблемы.

По мнению литературоведов, Михаил Юрьевич Лермонтов рассматривает тему судьбы как шутку дьявола над человеческой жизни. В части под названием «Фаталист» испытать свою судьбу приходит желание к Вуличу. В него вселяется дьявол, которые заставляет заключить договор. Именно это соглашение приводит к тому, что он погибает.

2 вариант

Что такое судьба? Есть ли она в жизни каждого человека или нет. Определенно с этим каждый должен разбираться самостоятельно. Одно можно сказать точно, порой люди ведут себя совсем не ожидаемо и в этом случае, сказать, что ими движет судьба невозможно.

Конечно, многие поэты и авторы различных произведений неоднократно пытались отразить в рассказываемом тему судьбы, показав, насколько сильно она влияет на жизнь человека и как к ней порой очень важно прислушиваться.

«Герой нашего времени» — это очень глубокая и осмысленная повесть, которая имеет большое количество подтекстов и невероятно интересных моментов, на которые важно обращать внимание. Отметим, что автор показывает тот факт, что судьба людей различается. Причем, показывает это достаточно ярко.

Главной задачей автора была цель показать, что судьба людей может отличаться и что это вполне нормально. Возможно, все зависит от того, как человек относится к своей жизни и как хочет ее поменять. Не исключено, что все происходит где-то на уровне инстинктов, но порой даже в обычной жизни очень интересно наблюдать за тем, как судьба меняет человека, делая его более сильным и выносливым.

Очень часто судьба зависит от чувств человека, этот момент также отражается в повести путем того, что автор показывает, насколько сильно судьба может отличаться от первоначальной сразу после того, как человек влюбляется и пытается соединить свою жизнь с другим человеком. В любом случае крайне важно понимать, что жизнь у человека одна.

Именно поэтому автор старался донести, что если слепо следовать судьбе, то можно привести к большому количеству проблем и сложностей, которые станут достаточно сложными и будут нести массу неприятностей. Конечно, нужно понимать, что судьба человека — это жизнь, которую нужно прожить.

В повести судьба главного героя несколько раз переплетается и именно это дает ему возможность жить так, как ему нравится. Возможно, если бы автор не использовал такой сложный подтекст, то у него не получилось бы сделать пьесу такой интересной и насыщенной, добавив в нее большое количество интересных моментов и насыщенных эпизодов, которые захватывают и дают возможность прочувствовать каждого человека, сделав его судьбу более насыщенной и невероятно интересной.

Отметим, что важно помнить о том, что жизнь одна, поэтому прожить ее нужно стараться так, чтобы в последний момент ни о чем не пожалеть, а значит судьбу нужно понимать, но иногда верить ей нельзя.

Сочинение

В русской литературе роман М.Ю. Лермонтова занимает важное место. Великолепно написанный, он ставит и раскрывает множество актуальных и по настоящий момент проблем. Одной из них является распространённая в романтической традиции тема судьбы. Предопределенность человеческого пути, возможность изменять обстоятельства жизни, оказывать влияние на других людей занимает умы читателей.

Каждая из частей романа показывает какую-либо сторону проявления судьбы. Размышления Печорина о самом себе приводят его к мысли, что его характер и отношение к жизни сформированы внешними условиями. Он – жертва фатума, вынужден становиться тем, кто он есть под давлением обстоятельств. Герой убежден, что «дурные чувства» родились в нем оттого, что окружающие их предполагали. Скромность, эмоциональность, открытость миру и при этом несколько угрюмый характер превратились в скрытность, злопамятность, завистливость, ненависть и мизантропию. В этом герой видит своего рода победу злого рока, и этим объясняет свою жизненную позицию: «я стал топором в руках судьбы». Таким образом он находит оправдание своим поступкам, своему стремлению вмешиваться в жизнь людей и оказывать на них влияние. Он чувствует себя «камнем, нарушающим спокойствие гладкого источника». Но сила внутреннего духа, незаурядность характера Григория Александровича Печорина не дают ему смириться с таким положением дел, формируют противоречивое желание противостоять судьбе, одолеть ее, стать полным хозяином своей жизни.

Этот диссонанс по-разному проявляется в каждой из глав романа. В главе «Максим Максимыч» он описывает действие и противодействие судьбе, становление характера под влиянием обстоятельств и изменение обстоятельств силой характера. Демонстрацией отношений судьбы и человека можно считать происшествия, описанные в главах «Бэла», «Княжна Мери», «Тамань». Герой выступает и как орудие судьбы, и как человек, ей сопротивляющийся и ее меняющий. Результатом становятся трагические события, смерть персонажей, их глубокие душевные страдания. Есть некоторая ирония в победе судьбы, она представлена силой, сопротивление которой бесполезно.

Наиболее ярко эта идея раскрыта в главе «Фаталист». Ассоциация и метафора довольно прозрачна: игроки и крупье – Судьба. И именно от нее зависит расклад и выигрыш. Осечка пистолета в компании при игре в «русскую рулетку» и буйство пьяницы, вооруженного шашкой, убившего в итоге Вулича, выигравшего первый «тур». Рок властвует над миром.

Судьба играет людьми, ставит их в определенные условия, но и дает альтернативы развития событий. Проблема выбора пути – способ взаимодействия с судьбой. Именно об этом роман заставляет размышлять читателя.

Также читают:

Картинка к сочинению Тема судьбы в романе Герой нашего времени

Популярные сегодня темы

Своим любимейшим городом я со всей уверенностью могу назвать Воронеж. Этот город находится на Дону. Принадлежит России. Многие люди, побывавшие в этом населенном пункте, говорят, что он кажется

Впервые Николай Михайлович задумался о написании данного произведения в 1790 году. Данный труд призван донести исторические факты в простом и литературном формате. Читатель должен понимать, что происходит

Произведение по жанровой направленности является авторской сказкой. Главным персонажем сказки является принцесса, представленная в образе обычной девушки, оказавшейся в непогоду перед королевским дворцом, выглядевшей не самым лучшим образом.

Перемены… Такое простое слово и такой непростой смысл. Перемены в нашей жизни происходят едва ли не каждый день. Некоторые оставляют в ней положительный отпечаток

дним из основных персонажей произведения является Груша, молодая цыганская девушка. Писатель представляет Грушу в образе необычайно красоты женщины с выделяющимися на лице завораживающими глазами, отличающейся артистичностью натуры

Тема судьбы в романе «Герой нашего времени»

Тема судьбы в романе «Герой нашего времени» является одной из основополагающих. Эта тема проходит через все части романа, начиная с повести о Бэле и заканчивая частью «Фаталист». И это неудивительно, ведь в своем прозаическом произведении Лермонтов продолжает свои размышления, которые он передал ранее во многих стихотворных творениях. В данном ключе можно вспомнить сроки из стихотворения «Смерть поэта», в котором автор горестно восклицал:

Погиб поэт! — невольник чести —
Судьбы свершился приговор! —

Тема судьбы в стихотворениях Лермонтова часто предстает в образе злого для человека Рока, который невозможно преодолеть, а часто с ним невозможно и смириться. Тема судьбы в «Герое нашего времени» также рассматривается автором с трагической точки зрения. Рассмотрим более подробно авторскую концепцию темы судьбы в романе.

Понимание темы судьбы Печориным

В образе главного героя романа мы можем увидеть глубокое внимание к теме судьбы. Сам Печорин в своем дневнике называет себя «топором в руках судьбы». То есть герой тем самым оправдывает себя и свои неблаговидные поступки, полагая, что он, совершая их, является чем-то вроде палача или, точнее, дирижерской палочки в руках опытного и всесильного владыки.

Назначая себе такую участь, герой тем самым добивается самоутверждения в обществе, полагая, что он, причиняя окружающим боль, лишь справедливо наказывает их за совершенные проступки. Таким образом, Печорин мыслит себя полубогом, претендующее на большее, чем простой смертный человек.

Подобное понимание своей роли Печориным приближает нас к теме «сверхчеловека», которая станет особо актуальной для человечества через 70 лет после выхода в свет романа М.Ю. Лермонтова. Однако писатель, опережая свое время, создал для читателей образ такого «будущего сверхчеловека»: героя, который не стесняется ни своих дурных помыслов, ни своих дурных поступков и стремиться переиграть свою судьбу.

Как мы помним, именно вера в судьбу и стремление ее испытать заставляет Печорина совершать безнравственные поступки, которые ему даже неинтересны: возомнивши себя «топором в руках судьбы» он начинает преследовать Мери своими колкостями, а затем влюбляет ее в себя, смеется над Грушницким, что в итоге приводит к роковой для юноши дуэли, советует Азамату – брату Белы – похитить свою сестру для собственной забавы и т.д.

При этом иногда в жизни Печорина наступают такие моменты, когда герой полагает, что злой Рок его полностью побеждает. Вот как он рассказывает о таких жизненных коллизиях:

«…Такова была моя участь с самого детства. Все читали на моем лице признаки дурных чувств, которых не было; но их предполагали — и они родились. Я был скромен — меня обвиняли в лукавстве: я стал скрытен. Я глубоко чувствовал добро и зло; никто меня не лас-кал, все оскорбляли: я стал злопамятен; я был угрюм, — другие дети веселы и болтливы; я чувствовал себя выше их, — меня ставили ниже. Я сделался завистлив. Я был готов любить весь мир, — меня никто не понял: и я выучился ненавидеть»

Таким образом, иногда Печорин пытается обвинить в своих дурных поступках ни самого себя, а свою судьбу, полагая, что именно она является нечастной виновницей всех случившихся с ним бед.
Все переживания Печорина, касающиеся проблемы судьбы, разрешаются в последней части романа, названной «Фаталист» (то есть человек, верящий в судьбу).

Повесть «Фаталист» как проблема божественности темы судьбы

Именно в повести «Фаталист» разрешается важнейший аспект авторского понимания темы судьбы: а именно Бог или дьявол руководит судьбою человека на земле. Для разрешения этой проблемы Лермонтов выбирает героя Вулича, который является еще большим фаталистом, чем Печорин. Вулич решил проверить свою судьбу, поставив на кон самое дорогое – свою жизнь. Он предложил Печорину пари, согласно которому он стреляет себе в висок из заряженного пистолета и смотрит, судьба ли ему жить или умереть (дело в том, что пистолеты того времени давали осечки с вероятностью один случай из десяти). Печорин же, смотря в глаза Вуличу, говорит ему о том, что тот сегодня вечером умрет. Вулич стреляет себе в висок, и пистолет дает осечку. Он уходит к себе домой, а утром Печорин узнает, что оказался прав: Вулич погиб этим же вечером: его зарубил шашкой пьяный казак.

По суждению литературоведов, Лермонтов в характерной для него авторской манере рассматриваем проблему судьбы как злую шутку дьявола над человеком. Существует известная евангельская притча о бесах, которые вселились в стадо свиней и заставили тех броситься вниз в пропасть. В повести «Фаталист» дьявольское желание испытать судьбу приходит в голову фаталисту Вуличу. В него тоже как бы вселяется бес, заставивший его заключить роковое пари. И тот же бес приводит к тому, что Вулич в ту же ночь погибает от руки горького пьяницы и буяна. Казалось бы, силы зла торжествуют: они показали людям пример своего могущества. Победил злой Рок – Демон, уже описанный Лермонтовым в одной из поэм. Однако писатель в конце своего повествования несколько смягчает трагическое звучание финала романа словами доброго Максима Максимовича о том, что осечки у пистолетов часто случаются, и это никак не связано с тем, что какой-то казак решил в этот вечер побуянить.

Подобный финал оставляет место и для Божественного Провидения, милосердного и всеобъемлющего, а также оставляет за читателем право по-своему решать ту коллизию, которую описал автор в последней части своего романа.

Понимание роли судьбы героями романа

Судьбы героев романа «Герой нашего времени», как правило, трагичны. Герои стремятся к счастью, однако они осознают, что не смогут им обладать.

В этом романе вообще нет счастливых людей! Несчастна черкешенка Бэла, похищенная родным братом и отданная им Печорину на забаву, несчастна Мери Лиговская, юная княжна, которую Печорин влюбил в себя, чтобы посмеяться над чувствами гордой красивой девушки, наконец, несчастлива Вера – светская дама и тайная влюбленная Печорина, которая мучается от тайной страсти и глубоко страдает от осознания безвыходности своего положения. Не может обрести радости в жизни самолюбивый и умный доктор Вернер, на дуэли погибает влюбленный в Мери честолюбивый юноша Грушницкий. И даже добрейшего Максима Максимовича нельзя назвать счастливым человеком. Конечно, герой не мучает себя глубокими и трагическими переживаниями, как и Печорин, однако и он часто испытывает скорбь от событий окружающего мира.

Особая тема романа – тема судьбы поколения в «Герое нашего времени». Это тоже важнейшая тема для творчества Лермонтова. Всю жизнь писатель, поэт и драматург пытался ответить на вопрос: что представляет собой его поколение, в чем его призвание, смыл жизни?

В итоге Лермонтов приходит к печальному выводу о том, что участь его поколения тяжела, потому что лучшие люди России – образованные молодые представители дворянского сословия – не могут найти свое место в жизни. Они неприкаянны и винят в этом и самих себя, и внешние обстоятельства жизни. Сам Лермонтов так писал об этом:

«Мы не способны более к великим жертвам ни для блага человечества, ни даже для собственного нашего счастья, потому что знаем его невозможность и равнодушно переходим от сомнения к сомнению»

Фактически, писатель воссоздает образ потерянного поколения в «Герое нашего времени». Это поколение не знает, куда направить свои жизненные силы, как послужить своему Отечеству.

Тема судьбы в романе М.Ю.Лермонтова “Герой нашего времени”: Печорин и Вулич.

Весь роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» можно назвать фатальным. Но только последняя глава называется «Фаталист». Вообще, не одна из глав всего произведения не связана с другой, и в этом тоже можно усмотреть некую фатальность. Печорин проживает как будто множество жизней: в «Бэле» похищает Бэлу, в «Княжне Мери» убивает Грушницкого, а в «Фаталисте» сам оказывается на волосок от смерти. Но эта несвязанность видна только на первый взгляд. Замысел всего романа таков, что показывает нам Печорина в разных ситуациях и в разных местах, во взаимоотношениях с разными людьми. Где-то он находит себе подобных, где-то полных антиподов.
В «Фаталисте» Лермонтов сталкивает Печорина с Вуличем. Вулич – страстный игрок, немногословен и «никому не поверяет своих душевных тайн». Мы видим, что даже в пылу сражения он не изменяет своей страсти и продолжает играть, как будто сидит за карточным столом. Печорин – это «лишний человек», так условились называть его литературоведы, это и понятно, он скитается по свету и нигде не находит себе пристанища. В «Фаталисте» чувства отверженности его проявляются наиболее остро. Непонятно, кого здесь считать фаталистом, самого Печорина или Вулича, решившего поставить ужасный эксперимент и проверить правильность мусульманского поверья. В чем-то они, эти два фаталиста, похожи.
Вначале главы Печорин, однако, поддерживает пари Вулича просто из любопытства, он ни на минуту не верит в какие-то старые приметы, тем более в мусульманские поверья, ведь сам он православный. Но вот неожиданная смерть Вулича. Заставляет ли она его раскаяться в своем неверии: «Я люблю сомневаться во всем: это расположение ума не мешает решительности характера – напротив, что до меня касается, то я всегда смелее иду вперед, когда не знаю, что меня ожидает. Ведь хуже смерти ничего не
случится – а смерти не минуешь!» – говорит он после страшного события, и это все после того, как сам же он вечером перед этим предрек Вуличу скорую смерть.
Что фатальнее верить в смерть или не верить в нее? И кто больший фаталист, Печорин и Вулич с пистолетом у виска? Такова проблематика заявленной главы.
Вулич решает проверить себя и смерть на прочность. Выражение «чему быть, того не миновать» прочно вошло в нашу нелегкую действительность и стало поговоркой, а Вулич осмелился вести опасные игры с жизнью. Автор, а вместе с ним и Печорин, понимает, что человеку уже заглянувшему в глаза смерти, нет места на этом свете. Если он решился на такой поступок, значит, мало что его связывает с этим миром. И это даже не простая отвага. В комнате, где все это происходило, было много военных, храбрых офицеров, видевших смерть не раз, но не один из них не отважился сыграть в русскую рулетку: «Вы хотите доказательств: я вам предлагаю испробовать на себе, может ли человек своевольно располагать своею жизнью, или каждому из нас заранее назначена роковая минута. Кому угодно? – Не мне, не мне! – раздалось со всех сторон, – вот чудак! придет же в голову. »
Не нужно проверять это поверье, чтобы убедиться в том, что человек смертен, причем внезапно смертен. Не случайно в эпизод введен случай со свиньей, которая случайно умерла от шашки пьяного офицера. Что жизнь! Любой может просто так вот умереть, как это бедное животное, причем умереть внезапно, во цвете лет. Что и происходит в тот же вечер с Вуличем. Он искал смерти, он ее и получил.
Обратимся теперь к Печорину, который, как уже стало понятно, тоже фаталист. Он, конечно, не верит в сказки, но и над ним тяготеет рок. Мы знаем из романа, что он воевал, причем воевал не потому, что был убежден, что так нужно, а просто от скуки, оттого, что нечем ему было более заняться, мы помним и его дуэль с Грушницким, тогда он тоже был на волосок от смерти, почему же тогда он считает вместе со всеми, что выходка Вулича – это всего лишь блажь? Да, Печорин сам постоянно живет с пистолетом у виска. Знаменательны в этом смысле его рассуждения дорогой домой после инцидента за картами. Он идет лунной дорогой и, размышляя, обращается к звездам, как будто только они и могут его понять: «мы, их жалкие потомки, скитающиеся по земле без убеждений и гордости, без наслаждения и страха, кроме той невольной боязни, сжимающей сердце при мысли о неизбежном конце, мы не способны более к великим жертвам ни для блага человечества, ни даже для собственного счастия, потому знаем его невозможность и равнодушно переходим от сомнения к сомнению, как наши предки бросались от одного заблуждения к другому, не имея, как они, ни надежды, ни даже того неопределенного, хотя и истинного наслаждения, которое встречает душа во всякой борьбе с людьми или судьбою. »
И, действительно, что изменилось на свете оттого, что умер Вулич? Что изменилось оттого, что погиб он не в честном бою, а как обычный человек, зарубленный в пьяной драке? Мир не перевернулся. Останься жить Вулич и пойди он на войну, он убил бы много врагов, значит, для кого-то жизнь Вулича тоже была бы фатальной. А для Вулича оказался фатальным пьяный офицер, не заснувший, разморенный винными порами, а начавший буянить. Получается, поверье-то правильное. И вот уже Печорин, так же как Вулич направлял себе пистолет в лоб, лезет в дом, где заперся убийца. Или Печорин думает, что бессмертен? Конечно, нет.
Здесь важно понимать один момент. Вулич и Печорин не дорожат своими жизнями, однако, Вулич решает убить себя физически, его игру с пистолетом иначе как самоубийством не назовешь, а вот Печорин убивает себя морально, отказываясь от нормальной жизни и «ударяясь в бега».
Интересно узнать, сам ли Печорин обрек себя на бегство, или это было его предопределением? Может быть, небеса действительно уготовили ему такую участь – нравственную смерть? Или он сам сознательно избрал себе этот путь? Ответы можно найти в «Княжне Мери», где размышления Печорина описаны более пространно. Перед своей дуэлью с Грушницким он говорит, что не боится смерти и даже, может быть, жаждет ее. Кто будет плакать о нем? «Друзья,
которые завтра меня забудут или, хуже, возведут на мой счет бог знает какие небылицы; женщины, которые, обнимая другого, будут смеяться надо мною, чтоб не возбудить в нем ревности к усопшему, – бог с ними! Из жизненной бури я вынес только несколько идей – и ни одного чувства. Я давно уж живу не сердцем, а головою. Я взвешиваю, разбираю свои собственные страсти и поступки с строгим любопытством, но без участия. Во мне два человека: один живет в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его; первый, быть может, через час простится с вами и миром навеки, а второй. второй?» А второй давно уже простился со всеми. Вулич, когда решается поиграть в самоубийство, действует по велению сердца, которое от этого только сильнее начинает гнать кровь. Печорин же, сознательно отрекаясь от жизни и предпочитая смерть душевную, действует по велению рассудка. Что фатальней, что предопределено?
Мы можем сделать отсюда один очень существенный вывод. Может быть, конечно, что-то в жизни предопределено. Это, например, время, в которое человек живет, страна, общество, но вот жизнь свою он строит сам, и если он решил умереть, то его уже ничего не спасет. Вулич внутренне был готов к смерти, готов был ее принять и, соответственно, встречает свою пулю. Печорин тоже жаждет смерти, никто не заставлял его играть с Бэлой, мучить Мери и убивать себя изнутри. Он это делает сам, совершает фатальные ошибки и калечит жизни других людей. Человек сам формирует обстоятельства вокруг себя, а ни в коей мере не наоборот, хотя это и может так показаться после прочтения «Фаталиста».
Тема судьбы проходит через весть роман «Герой нашего времени». Лермонтов был романтическим автором, а романтизму вообще свойственно все загадочное, печальное и трагические. Сам автор всю жизнь искал тот романтический идеал, который в романе ищет Печорин. Такую же романтическую смерть хотел найти, вероятно, и Вулич, только вот судьба распорядилась иначе. Писатель во многом похож на своего героя, хотя ни в коем случае отождествлять его с Печориным нельзя. Герой находит идеалы и по своей же вине их теряет, а творец все время в поиске, потому что пока ничего не нашел. Романтизм, видимо, и создал последнюю судьбоносную главу.
Сложно сказать, как стоит поступить: знать свою судьбу и смириться с ней или знать, что она предопределена, но всеми силами стараться прожить жизнь достойно, потому что, как сказал доктор Вернер: «Я знаю, что в один прекрасный день я умру». Трудно не согласиться с этим. Смерть всех уравняет, кто потом вспомнит, как ты жил, если внутренний огонь не отражался на твоем лице.
«После всего этого как бы, кажется, не сделаться фаталистом? Но кто знает наверное, убежден ли он в чем или нет. и как часто мы принимаем за убеждение обман чувств или промах рассудка. » Печорин со своим вечным прагматизмом и здесь оказывается прав. Его предсказание Вуличу о скорой его гибели, не есть ли и это обман чувств, может быть, ему померещилась «печать смерти» на лице отважного серба?
Каждый волен иметь свою точку зрения на предмет фатальности тех или иных событий. Нас же больше занимает вопрос, уже обозначенный вначале: кто больший фаталист, Печорин или Вулич? Думается, что все же Печорин. Вулич принес смерть только себе, Печорин, как уже упоминалось, погубил множество жизней; он – не фаталист, он – сам фатум, рок, судьба. Он знал, что столкнется с Грушницким на узкой дорожке, знал, что умрет Вулич, и в этом мы снова видим романтические черты лермонтовского романа. Печорин – прагматик, но, вместе с тем, и романтик, и чувства ему не чужды. Его фатальная любовь к Вере, тоже своего рода предопределение.

Тема судьбы в романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени».

Слово «судьба» на страницах романа встречается очень часто. Возможно, объяснение этому заключается в том, что на героя оказало воздействие одно странное предсказание. Оно повлияло на восприятие мира главным героем, вообще на всю его жизнь. Когда Печорин был ребёнком, гадалка сказала его матери, что сыну на роду написана смерть от злой жены. Герой пишет в дневнике, что в душе его тогда «родилось непреодолимое отвращение к женитьбе». Став взрослым, он не раз доказывал, что «свободы своей не продаст», что готов избегать семейного счастья, даже если жизнь и честь придётся поставить на карту.

Странная противоречивость души Печорина просматривается во всём: он не хочет смерти «от злой жены», но готов потерять жизнь в любой момент, не дорожит нисколько этой самой жизнью, постоянно рискуя ею. Герой не раз размышляет о том, почему не принёс никому счастья: «Неужели моё единственное назначение на земле – разрушать чужие надежды? Судьба как-то всегда приводила меня к развязке чужих драм…, невольно я разыгрывал жалкую роль палача или предателя. Какую цель имела на это судьба?»

Конечно, Печорин понимал, что не в судьбе дело, что нельзя оправдывать свои поступки, свой характер влиянием каких-то таинственных сил. Он не раз иронизировал по этому поводу: «Видно, было написано на небесах, что в эту ночь я не высплюсь» (то есть в ночь, когда был убит Вулич). Действительно, смешно предполагать, что властителям судеб на небесах больше и делать нечего, как только мешать выспаться офицеру после карточной игры.

Чуть ранее, в главе «Фаталист», Печорин в споре с Вуличем утверждал, что не верит в предопределение, в то, что всё в жизни человека заранее расписано кем-то свыше. Известно также убеждение Печорина, как приятно испытывать чувство наслаждения, «которое встречает душа во всякой борьбе с людьми или с судьбой».

Многое в своей жизни герой объясняет сам. Например, он видел, как развивается чувство Грушницкого (влюблённость в Мери), как неопытность и наивность разжигают в сердце юноши надежды на взаимность в любви, и при этом Печорин потирает руки, готовясь всё разрушить: «О развязке этой комедии мы похлопочем. Явно судьба заботится о том, чтобы мне не было скучно».

«Причём здесь судьба?» – подумают многие. И действительно, дело не в судьбе, а в качествах личности. Печорин так воспитан. Сам ли он виноват, или постарались те, кто был рядом и повлиял на формирование его характера, но человек этот завистлив, эгоистичен, самолюбив, способен на недостойные поступки, интриги, он бывает жесток. Иногда ему делается грустно, но это быстро проходит.

Гибель Бэлы повлияла на Печорина, он «долго был нездоров, исхудал», однако в своих размышлениях оправдывает собственную прихоть (украсть Бэлу и приобрести «игрушку» себе в утешение) тем, что надеялся: «…она ангел, посланный сострадательной судьбой». Значит, к нему судьба сострадательна, а к юной, ни в чём не повинной девушке – нет. Но, как оказалось, герой в очередной раз ошибся, зря надеялся на спасение от хандры с помощью Бэлы, потому и так быстро разочаровался в ней.

Хороша ошибка, перечеркнувшая человеческую жизнь! И опять судьба… Печорин всякий раз заговаривает о судьбе, когда нужно «прикрыть» свой отвратительный эгоизм, приносящий несчастье тем, кого «судьба свела» с ним.

В ночь перед дуэлью с Грушницким герой размышляет о своём предназначении: «… сколько раз уже я играл роль топора в руках судьбы! Как орудие казни, я упадал на голову обречённых жертв, часто без злобы, всегда без сожаления». Казалось бы, человек здраво рассуждает, видит свои недостатки и те страдания, которые приносит людям, но… ни о чём не жалеет, то есть совершает зло без сожаления и без раскаяния.

Во время дуэли Печорин стремится разоблачить, унизить Грушницкого, вместо того чтобы простить юношу, вспомнив, что и сам во многом был неправ. Он мог бы просто не воспользоваться выстрелом, чтобы не добиваться признания вины противника ценою его смерти. Однако Печорину нужна победа, хотя в затеянной им же игре силы были неравны: его соперник молод, простодушен, неопытен и уязвим, в интригу и обман его втянули, и только старший товарищ мог бы помочь Грушницкому разрешить создавшуюся ситуацию. Поэтому судьбой юноши в данном случае распоряжался Печорин, а не кто-то свыше. И этот человек не способен на снисхождение, компромиссы, не может обуздать свой гонор хотя бы в интересах тех людей, с которыми был в приятельских отношениях.

Перед встречей с Верой герой думает, что их снова свела судьба, однако ничего не хочет изменить, хотя понимает, как необходимо было для их общего счастья движение и с его стороны: «Я любил для себя, для собственного удовольствия». Он согласен умереть где-нибудь в путешествии, на дороге, но только не терять свободу ради любви, ради любимой женщины.

В главе «Фаталист» спор о судьбе закончился странной и печальной развязкой. Офицер Вулич решил испытать судьбу, и в этом его поддержал Печорин. Вулич стреляет себе в висок, но пистолет даёт осечку. Это вроде бы подтверждает, что ему не написана на роду смерть в эту ночь, однако Печорин безжалостно сообщает офицеру, что видит печать смерти на его лице. Позже выясняется, что по дороге домой Вулич был убит пьяным казаком.

В романе выводов о роли судьбы никаких нет, хотя и сам герой произведения тоже рисковал жизнью в эту ночь. Он участвовал в захвате пьяного казака, один бросился в окно дома, мог быть убит, так как пуля просвистела у него над ухом.

И всё-таки Лермонтов не даёт ответа, верит ли он сам и верят ли его герои в предопределение. Например, Максим Максимыч очень разумно объясняет, почему пистолет дал осечку и почему именно Вулич был убит пьяным казаком (он вступил в разговор, а мог бы пройти мимо). Вполне реалистичные объяснения, но штабс-капитан добавляет: «Впрочем, видно, уж так у него на роду было написано».

Скорее всего, герои и автор произведения рассуждают о судьбе так же, как большинство людей, и произносят просто по привычке слова «на роду написано», как произносили данную фразу наши предки. Но никто ещё не доказал, что существует эта «книга судеб», где про каждого человека всё расписано с первого и до последнего дня жизни. Поэтому и М.Ю.Лермонтов в романе «Герой нашего времени» не может дать однозначный ответ.

Роман «Герой нашего времени»: тема судьбы в произведении

Тема судьбы в романе «Герой нашего времени» является одной из основополагающих. Эта тема проходит через все части романа, начиная с повести о Бэле и заканчивая частью «Фаталист». И это неудивительно, ведь в своем прозаическом произведении Лермонтов продолжает свои размышления, которые он передал ранее во многих стихотворных творениях. В данном ключе можно вспомнить сроки из стихотворения «Смерть поэта», в котором автор горестно восклицал:

Погиб поэт! — невольник чести — Судьбы свершился приговор! —

Тема судьбы в стихотворениях Лермонтова часто предстает в образе злого для человека Рока, который невозможно преодолеть, а часто с ним невозможно и смириться. Тема судьбы в «Герое нашего времени» также рассматривается автором с трагической точки зрения. Рассмотрим более подробно авторскую концепцию темы судьбы в романе.

Понимание темы судьбы Печориным

В образе главного героя романа мы можем увидеть глубокое внимание к теме судьбы. Сам Печорин в своем дневнике называет себя «топором в руках судьбы».

То есть герой тем самым оправдывает себя и свои неблаговидные поступки, полагая, что он, совершая их, является чем-то вроде палача или, точнее, дирижерской палочки в руках опытного и всесильного владыки.

Назначая себе такую участь, герой тем самым добивается самоутверждения в обществе, полагая, что он, причиняя окружающим боль, лишь справедливо наказывает их за совершенные проступки. Таким образом, Печорин мыслит себя полубогом, претендующее на большее, чем простой смертный человек.

Подобное понимание своей роли Печориным приближает нас к теме «сверхчеловека», которая станет особо актуальной для человечества через 70 лет после выхода в свет романа М.Ю. Лермонтова. Однако писатель, опережая свое время, создал для читателей образ такого «будущего сверхчеловека»: героя, который не стесняется ни своих дурных помыслов, ни своих дурных поступков и стремиться переиграть свою судьбу.

Как мы помним, именно вера в судьбу и стремление ее испытать заставляет Печорина совершать безнравственные поступки, которые ему даже неинтересны: возомнивши себя «топором в руках судьбы» он начинает преследовать Мери своими колкостями, а затем влюбляет ее в себя, смеется над Грушницким, что в итоге приводит к роковой для юноши дуэли, советует Азамату – брату Белы – похитить свою сестру для собственной забавы и т.д.

При этом иногда в жизни Печорина наступают такие моменты, когда герой полагает, что злой Рок его полностью побеждает. Вот как он рассказывает о таких жизненных коллизиях:

«…Такова была моя участь с самого детства. Все читали на моем лице признаки дурных чувств, которых не было; но их предполагали — и они родились. Я был скромен — меня обвиняли в лукавстве: я стал скрытен. Я глубоко чувствовал добро и зло; никто меня не лас-кал, все оскорбляли: я стал злопамятен; я был угрюм, — другие дети веселы и болтливы; я чувствовал себя выше их, — меня ставили ниже. Я сделался завистлив. Я был готов любить весь мир, — меня никто не понял: и я выучился ненавидеть»

Таким образом, иногда Печорин пытается обвинить в своих дурных поступках ни самого себя, а свою судьбу, полагая, что именно она является нечастной виновницей всех случившихся с ним бед. Все переживания Печорина, касающиеся проблемы судьбы, разрешаются в последней части романа, названной «Фаталист» (то есть человек, верящий в судьбу). Эта часть до сих пор остается загадкой для литературоведов, потому что характеризует не столько самого Печорина как фаталиста, а помогает понять смысложизненные для автора проблемы бытия человека.

Тема судьбы в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

Марина Цветаева однажды написала: «Как волка ни корми – все в лес глядит. Все мы волки дремучего леса Вечности». Жизнь – это мощный поток света, а составляющие его лучи – люди с их мыслями, делами, судьбами.

Лермонтов – искрящийся, солнцеподобный луч, затмевающий все остальные – мутноватые, тусклые, блеклые лучи – человеческие жизни. Вспоминается изречение пророка Заратустры: «Человек – это грязный поток. Надо быть морем, чтобы принять в себя грязный поток и не сделаться нечистым». Короткая жизнь Лермонтова – мятущийся, непредсказуемый Ниагарский водопад, душа – вечно бушующий океан, мысли подобны небесной чистоте и хрустальной прозрачности Байкальского озера. Этот удивительно талантливый человек с живою, сложною душою был наделен тонким восприятием мира, умением видеть незаметное. За свою короткую жизнь он сделал столько, сколько делает обыкновенный человек за 70 лет своего существования.

Яблоня не родит вишню. Творения гения носят отпечаток его мыслей, его мировосприятия. Недаром В.Г. Белинский после прочтения романа «Герой нашего времени» произнес: «Печорин – это он сам». Конечно, Лермонтов, создавая свое величайшее детище, навряд ли писал копию себя самого, но окружающие воспринимали поэта так же, как он воспринимал Печорина, хотя Лермонтов не Печорин, а его «отец». Валерий Брюсов писал: «Искусство есть постижение мира иными, не рассудочными путями. Создание искусства – это приотворенные двери в Вечность». Жить так, как жил Лермонтов с его искусством любить и мыслить – непостижимая тайна. Его душа была в союзе с провидением, была ведома судьбою, имела прямую связь с таинственным и загадочным, отчего само существование поэта приобрело налет фатальности и рока.

В романе «Герой нашего времени», на мой взгляд, тема судьбы занимает главенствующее положение, ибо жизнь, судьба, смерть – составные части одного целого – Вечности. Жизнь человека полна счастливыми совпадениями, неудачами. Для одних людей – это милость Бога, для других, как они считают, их личное достижение. Но ни те, ни другие не задумываются над тем, что все эти случайности имеют упорядоченный характер, выстраиваясь в стройную систему. В романе Лермонтова все непостижимые тайны и загадки бытия ниспадают под взмахом топора. Не случайно Печорин сравнивает себя с «топором в руках судьбы» и признается на страницах дневника (журнала), что ему доводилось играть эту роль неоднократно. Причем, делал он это и без злобы, и без сожаленья – многие лучшие черты в нем уже умерли к тому времени.

Человек, замечая в своем друге какое-либо качество, обязательно сам обладает им, иначе он не был бы так чувствителен к наличию этого качества в натуре своего друга. Если Печорин так смело заявляет о своей роли в спектакле под названием Жизнь, Значит, он в полной мере познал то, что называется жизнью, раскусил ее хитрости и теперь знает, что значит в ней человек. Его проницательному взгляду открыта вся пропасть, вся бездна души человека. За легким движением головы, чуть заметным смущением ему открывается целая книга любовного переживания, безвыходного томления. Он чувствует трепет каждой ниточки, каждого переплетения тканей души. По-моему, Печорин – олицетворение провидения, черного рока, ибо для него нет тайн в человеческом уме, ибо он постиг все глубины бездонного моря человеческих чувств и, кроме того, он «как орудие казни, упадает на голову обреченных жертв»…

Политическая система дореволюционной России нам хорошо известна с уроков истории: царь – дворяне – армия. Царь обладает неограниченной властью. Дворяне – сила для армии, ничто – для царя. Печорин – сверхчеловек, провидец для «водяного общества», а для Высшего судьи, заправляющего нашим миром – дирижерская палочка, посредством которой рождает музыку жизни вселенский оркестр. Этот роман позволяет увидеть, как наполнено человеческое бытие близкими «родственниками» судьбы, «свитой» Рока. Даже человек не от мира сего – Печорин – и тот затрудняется в расшифровке посланных ему сигналов. Ирония судьбы! Значит, надо быть тем, кем создала нас природа – человеком. В этом наше счастье и духовное богатство. Прав был Цицерон, говоря: «Природа не дала нам познания предела вещей».

Роман Лермонтова, подобно весне, пробуждает во мне целую гамму чувств, заставляет ощущать себя не простой школьницей, а человеком, что само по себе прекрасно. Какое счастье, что жил Лермонтов, творил такие возвышенные произведении! Спасибо ему за это!

Тема судьбы и предопределения в русской литературе

Тема судьбы в романе «Герой нашего времени» является одной из основополагающих. Эта тема проходит через все части романа, начиная с повести о Бэле и заканчивая частью «Фаталист». И это неудивительно, ведь в своем прозаическом произведении Лермонтов продолжает свои размышления, которые он передал ранее во многих стихотворных творениях. В данном ключе можно вспомнить сроки из стихотворения «Смерть поэта», в котором автор горестно восклицал:

Погиб поэт! — невольник чести — Судьбы свершился приговор! —

Тема судьбы в стихотворениях Лермонтова часто предстает в образе злого для человека Рока, который невозможно преодолеть, а часто с ним невозможно и смириться. Тема судьбы в «Герое нашего времени» также рассматривается автором с трагической точки зрения. Рассмотрим более подробно авторскую концепцию темы судьбы в романе.

Понимание темы судьбы Печориным

В образе главного героя романа мы можем увидеть глубокое внимание к теме судьбы. Сам Печорин в своем дневнике называет себя «топором в руках судьбы».

То есть герой тем самым оправдывает себя и свои неблаговидные поступки, полагая, что он, совершая их, является чем-то вроде палача или, точнее, дирижерской палочки в руках опытного и всесильного владыки.

Назначая себе такую участь, герой тем самым добивается самоутверждения в обществе, полагая, что он, причиняя окружающим боль, лишь справедливо наказывает их за совершенные проступки. Таким образом, Печорин мыслит себя полубогом, претендующее на большее, чем простой смертный человек.

Подобное понимание своей роли Печориным приближает нас к теме «сверхчеловека», которая станет особо актуальной для человечества через 70 лет после выхода в свет романа М.Ю. Лермонтова. Однако писатель, опережая свое время, создал для читателей образ такого «будущего сверхчеловека»: героя, который не стесняется ни своих дурных помыслов, ни своих дурных поступков и стремиться переиграть свою судьбу.

Как мы помним, именно вера в судьбу и стремление ее испытать заставляет Печорина совершать безнравственные поступки, которые ему даже неинтересны: возомнивши себя «топором в руках судьбы» он начинает преследовать Мери своими колкостями, а затем влюбляет ее в себя, смеется над Грушницким, что в итоге приводит к роковой для юноши дуэли, советует Азамату – брату Белы – похитить свою сестру для собственной забавы и т.д.

При этом иногда в жизни Печорина наступают такие моменты, когда герой полагает, что злой Рок его полностью побеждает. Вот как он рассказывает о таких жизненных коллизиях:

«…Такова была моя участь с самого детства. Все читали на моем лице признаки дурных чувств, которых не было; но их предполагали — и они родились. Я был скромен — меня обвиняли в лукавстве: я стал скрытен. Я глубоко чувствовал добро и зло; никто меня не лас-кал, все оскорбляли: я стал злопамятен; я был угрюм, — другие дети веселы и болтливы; я чувствовал себя выше их, — меня ставили ниже. Я сделался завистлив. Я был готов любить весь мир, — меня никто не понял: и я выучился ненавидеть»

Таким образом, иногда Печорин пытается обвинить в своих дурных поступках ни самого себя, а свою судьбу, полагая, что именно она является нечастной виновницей всех случившихся с ним бед. Все переживания Печорина, касающиеся проблемы судьбы, разрешаются в последней части романа, названной «Фаталист» (то есть человек, верящий в судьбу). Эта часть до сих пор остается загадкой для литературоведов, потому что характеризует не столько самого Печорина как фаталиста, а помогает понять смысложизненные для автора проблемы бытия человека.

Особенности характера Печорина

Чтобы понять и оценить поступки Печорина, нужно знать некоторые особенности его противоречивого характера. Его мыслящая и энергичная натура, склонная к самоанализу, смелость и честность соседствуют с апатией и скептицизмом, враждебным отношением к людям. Печорин давно не верит в дружбу и любовь, однако сам пытается решать жизненные проблемы и давать оценку своему поведению. Молодой человек непонятен для окружающих.

Максим Максимыч называет его «славным малым, но немножко странным». Его небрежная ленивая походка говорила о некоторой скрытности характера, глаза не смеялись, когда он смеялся. Это могло быть признаком «злого нрава или глубокой постоянной грусти». Внутренний мир героя хорошо раскрывает «Журнал Печорина», который состоит из трех повестей, и в каждой из них герой находится в центре происходящего.

Делая ежедневные записи, он говорит о своих впечатлениях, анализирует прожитый день:

  1. «Зачем я жил?».
  2. «Для какой цели я родился?».

В этом самокопании — его сила и слабость одновременно, превосходство над окружающими и полная разочарованность в жизни. Описание природы глазами героя также помогает глубже войти в его внутренний мир и настроение. Описывая дорогу к дуэли с Грушницким, Печорин отмечает какую-то особенную красоту и свежесть утра. Он восторженно смотрит на окружающий его пейзаж, но постепенно мысли переключаются на предстоящее событие: скоро может решиться его судьба.

И природа, как бы сострадая его чувствам, становится все тревожнее и мрачнее. Читая о его приключениях, можно сделать вывод, что Печорин совсем не ценит свою жизнь. Для него даже смерть — игра, которая вносит чувство новизны в его однообразную повседневность. Печорин все время рискует жизнью, не боясь опасностей. Сколько добрых дел мог совершить такой смелый и волевой человек, но, к сожалению, пока он способен лишь на «острые ощущения» и игру с судьбой.

Повесть «Фаталист» как проблема божественности темы судьбы

Именно в повести «Фаталист» разрешается важнейший аспект авторского понимания темы судьбы: а именно Бог или дьявол руководит судьбою человека на земле. Для разрешения этой проблемы Лермонтов выбирает героя Вулича, который является еще большим фаталистом, чем Печорин. Вулич решил проверить свою судьбу, поставив на кон самое дорогое – свою жизнь. Он предложил Печорину пари, согласно которому он стреляет себе в висок из заряженного пистолета и смотрит, судьба ли ему жить или умереть (дело в том, что пистолеты того времени давали осечки с вероятностью один случай из десяти). Печорин же, смотря в глаза Вуличу, говорит ему о том, что тот сегодня вечером умрет. Вулич стреляет себе в висок, и пистолет дает осечку. Он уходит к себе домой, а утром Печорин узнает, что оказался прав: Вулич погиб этим же вечером: его зарубил шашкой пьяный казак.

По суждению литературоведов, Лермонтов в характерной для него авторской манере рассматриваем проблему судьбы как злую шутку дьявола над человеком. Существует известная евангельская притча о бесах, которые вселились в стадо свиней и заставили тех броситься вниз в пропасть. В повести «Фаталист» дьявольское желание испытать судьбу приходит в голову фаталисту Вуличу. В него тоже как бы вселяется бес, заставивший его заключить роковое пари. И тот же бес приводит к тому, что Вулич в ту же ночь погибает от руки горького пьяницы и буяна. Казалось бы, силы зла торжествуют: они показали людям пример своего могущества. Победил злой Рок – Демон, уже описанный Лермонтовым в одной из поэм. Однако писатель в конце своего повествования несколько смягчает трагическое звучание финала романа словами доброго Максима Максимовича о том, что осечки у пистолетов часто случаются, и это никак не связано с тем, что какой-то казак решил в этот вечер побуянить.

Подобный финал оставляет место и для Божественного Провидения, милосердного и всеобъемлющего, а также оставляет за читателем право по-своему решать ту коллизию, которую описал автор в последней части своего романа.

Офицер и капитан

Хорошим и показательным примером является судьба Максима Максимыча, имевшего «честь» наблюдать жизнь Григория Печорина, когда тот приехал в небольшую крепость на Кавказе. Служака встретил тоненького офицера дружелюбно, хотел жить с ним по-приятельски, однако с таким, как главный герой, это было невозможно.

Сплошная холодность, официальность в его ответах досадна для старого человека, но он пытается найти офицеру оправдание. Даже когда Максим Максимыч жалеет о гибели Бэлы, в душе знает, что виноват в ее смерти именно Печорин, но для него все равно сумасбродный парнишка — «бедняжка». Он находит тому причины:

  • Григорий был нездоров;
  • исхудал;
  • нуждался в помощи и поддержке.

Вместо благодарности за теплую встречу и хорошее обращение к нему Печорин «удостаивает» его хоть и непреднамеренным, но жестоким ударом. Вернувшись в эти дикие заброшенные края через пять лет, он не хочет обнять человека, который верой и правдой служит не только Отечеству, но и способен на доброе отношение к нему, приезжему человеку, который в принципе мог быть ему совершенно безразличен.

Что бы делал тогда неопытный, мало знающий об этих местах парень, встретив безучастное к себе отношение? По меньшей мере, ему было бы жутко скучно и одиноко в отдаленной местности, с чужими людьми. Его безрадостное пребывание на службе закончилось бы досрочно, без повышений и уж, конечно, расценивалось бы дезертирством. Поэтому вдвойне обидно и страшно за Максима Максимыча, который рассчитывал совсем на другое отношение к нему со стороны старого знакомого.

Ради встречи с ним капитан первый раз в жизни отрывается от службы, забыв о своем возрасте, спешит к нему и слышит сухое, напыщенное приветствие. Надежды и мечты на дружеское «ты» не оправдались, нечем заменить ожидания Максим Максимыча сердечной встречи, слезы душат его. Подчеркнутая Печориным дистанция между ними могла стать фатальной в его судьбе, но он нашел в себе силы понять этот отвратительный поступок, хоть и не принять его.

Люди противоположных полюсов редко притягиваются, холод и тепло никогда не уживаются вместе. С высоты своих лет и жизненного опыта герой видит, что Печорин мыкается по свету, как неприкаянный, пьет из чаши судьбы горькую отраву, ничего не веселит его души, поэтому пытаться что-то изменить в этой ситуации таким, как Максим Максимыч, просто невозможно. Он может его только пожалеть, так как необъятные силы ума и энергии его несостоявшегося друга растрачиваются впустую, не принося пользы ни ему, ни людям вокруг.

Понимание роли судьбы героями романа

Судьбы героев романа «Герой нашего времени», как правило, трагичны. Герои стремятся к счастью, однако они осознают, что не смогут им обладать.

В этом романе вообще нет счастливых людей! Несчастна черкешенка Бэла, похищенная родным братом и отданная им Печорину на забаву, несчастна Мери Лиговская, юная княжна, которую Печорин влюбил в себя, чтобы посмеяться над чувствами гордой красивой девушки, наконец, несчастлива Вера – светская дама и тайная влюбленная Печорина, которая мучается от тайной страсти и глубоко страдает от осознания безвыходности своего положения. Не может обрести радости в жизни самолюбивый и умный доктор Вернер, на дуэли погибает влюбленный в Мери честолюбивый юноша Грушницкий. И даже добрейшего Максима Максимовича нельзя назвать счастливым человеком. Конечно, герой не мучает себя глубокими и трагическими переживаниями, как и Печорин, однако и он часто испытывает скорбь от событий окружающего мира.

Особая тема романа – тема судьбы поколения в «Герое нашего времени». Это тоже важнейшая тема для творчества Лермонтова. Всю жизнь писатель, поэт и драматург пытался ответить на вопрос: что представляет собой его поколение, в чем его призвание, смыл жизни?

В итоге Лермонтов приходит к печальному выводу о том, что участь его поколения тяжела, потому что лучшие люди России – образованные молодые представители дворянского сословия – не могут найти свое место в жизни. Они неприкаянны и винят в этом и самих себя, и внешние обстоятельства жизни. Сам Лермонтов так писал об этом:

«Мы не способны более к великим жертвам ни для блага человечества, ни даже для собственного нашего счастья, потому что знаем его невозможность и равнодушно переходим от сомнения к сомнению»

Фактически, писатель воссоздает образ потерянного поколения в «Герое нашего времени». Это поколение не знает, куда направить свои жизненные силы, как послужить своему Отечеству.

В романе «Герой нашего времени» писатель поднимает смысложизненные проблемы бытия человечества. Его волнует тема судьбы, которую он пытается рассматривать как в мистическом, так и реалистическом ключе. Сама эта тема привлекает внимание читателей, что делает произведение более захватывающим и интересным. Этот материал пригодится учащимся 9 классов при написании сочинения на тему «Тема судьбы в романе «Герой нашего времени»».

Тест по произведению

  1. Вопрос 1 из 16

Любимый женский образ

Печорин не родился бездуховным. Даже его очерствевшее сердце способно горячо любить и страстно откликаться на зов влюбленной женщины. Вера стала для него дороже всех на свете, выше жизни, чести, славы. Как безумный, он мчится на взмыленной лошади, чтобы догнать ее. Когда загнанный конь упал на землю, Печорин, никогда ничего не боявшийся, заплакал в бессилии.

Таким образом, судьба оказалась неподвластна главному герою. Он понял, что является «щеглом на цепи», связанным по рукам и ногам определенными социальными условиями, отсутствием в мире бескорыстной любви, осмысленной общественной деятельности, оказывается один на один со злым роком, мешающим осуществлению его мечты на светлое будущее.

Предоставленный материал поспособствует написанию сочинения на тему: «Влияние судьбы на Печорина», а также поможет подготовиться к открытому уроку по литературе.

Роман «Герой нашего времени»: тема судьбы в произведении

Одним из значимых произведений русской литературы является роман «Герой нашего времени». Тема судьбы в нем фундаментальна. Она рассматривается Михаилом Юрьевичем Лермонтовым с драматической точки зрения и затрагивает все главы произведения. Следует более тщательно разглядеть, какова теория автора относительно темы судьбы в произведении.

  1. Декабрист в душе
  2. Понимание проблемы судьбы Печориным
  3. Повесть «Фаталист»
  4. Офицер и капитан
  5. Любимый женский образ

Декабрист в душе

Судьба Печорина является одной из самых интересных в романе. Перед читателем встает молодой человек тридцатых годов позапрошлого столетия. Злободневной проблемой того времени являлся вопрос нужности энергии и таланта людей, обладающих недюжинными способностями, но не находящими достойного поприща для их применения.

После события с подавлением восстания декабристов индивидов с собственным мнением и мировоззрением сторонились. Все вокруг стремились уверить, что они угроза временщикам в их стремлении к комфорту и проявлению сытого подобострастия режиму.

Атмосфера подавления инакомыслия выливалась в отсутствие у Печорина и таких, как он, желания бороться с этим пожирающим людские души и судьбы общественным укладом. Несмотря на то что они были представителями дворянской среды, кардинальное изменение страны, устранение пагубных явлений в ее развитии было не в их компетенции и возможностях, что уж говорить о слоях населения, стоявших ниже по социальному положению.

Трагизм такой ситуации заключался в том, что обреченность поколения, ищущего варианты изменения государства на его же благо, заставляло людей чувствовать себя несчастными, невостребованными, хотя они были воспитаны в идеалах самосовершенствования и благородства. Их юношеский пыл не должен быть потерян. Молодые люди во все времена играли важную роль и были призваны:

  • справедливо указывать на ошибки прошлого;
  • противостоять заскорузлым, не пытающимся работать на своих местах, чиновникам;
  • искоренять порочные тенденции властвования на человеческую, нацеленную в будущее направленность.

Однако им не дали повлиять на развитие государства, потому что правящей верхушке это было не надо. Она всеми силами хотела сохранить свои посты, чины, звания и пресечь дорогу реформистским настроениям, которые были в меньшинстве, особенно после устрашающего расстрела на Сенатской площади. В таких условиях жил Печорин, полностью понимая, что происходит и видя равнодушие и безысходность на лицах, таких же как он.

Понимание проблемы судьбы Печориным

Относится он к этой теме с глубоким интересом. В личном дневнике герой сам себя называет «топор в руках судьбы». Это означает, что Печорин таким образом оправдывает все свои бессмысленные поступки, потому что он считает, что тот, кто их совершает, является своего рода палачом или, точнее, дирижёрской палочкой в руках умелого и всемогущего правителя.

Назначая себе такую ​​судьбу, Печорин стремится к успеху в обществе и верит, что, причиняя вред другим, он как бы вершит месть за их злодеяния. Поэтому герой считает себя полубогом, рассчитывающим на что-то большее, чем обычный смертный.

Такое восприятие Печориным своей важности подводит читателя к теме «сверхчеловека», которая будет особенно важной для людей через семьдесят лет после публикации романа М. Ю. Лермонтова. Но писатель, обгоняя время, придумал такой образ «будущего супермена»: героя, не стыдящегося своих плохих мыслей или поступков и пытающегося обмануть судьбу.

Как стало понятно, именно уверование в свою участь и желание испытать себя приводят Печорина к тому, что он поступает аморально, а ведь свершенные им вещи совсем ему даже неинтересны:

  • Начинает докучать Мери, а после делает так, чтобы девушка влюбилась в него.
  • Издевается над Грушницким, что заканчивается печально для юноши.
  • Подначивает Азамата, брата Бэлы, украсть сестру и тем самым позабавиться и многое другое.

При этом случается, что жизнь Печорина преподносит такие сюрпризы, когда герой думает, что побежден злым роком. Вот как он повествует о таких жизненных противоречиях: «Я был скромен — меня обвиняли в лукавстве: я стал скрытен. Я глубоко чувствовал добро и зло; никто меня не ласкал, все оскорбляли: я стал злопамятен; я был угрюм — другие дети веселы и болтливы; я чувствовал себя выше их — меня ставили ниже».

Бывает и так, что Печорин винит не себя за плохие поступки, а судьбу. Он считает, что именно она причина всех проблем, которые с ним произошли. Все волнения Печорина, связанные с проблемой судьбы заканчиваются в последней части произведения, которая называется «Фаталист». Она до сих пор остается непонятной литературным критикам. Связано это с тем, что эта часть романа характеризует Печорина не только как фаталиста. Она помогает выяснить, в чем заключается проблема жизни человечества.

Повесть «Фаталист»

В этой части книги решен самый важный аспект понимания автором темы судьбы: Бог или Дьявол отвечает за участь человека в этом мире. Чтобы решить эту проблему, Лермонтов выбирает персонажа Вулича, как еще большего фаталиста, чем Печорин.

Этот герой решил испытать свою судьбу, подвергая опасности самое ценное — его жизнь. Он затевает с Печориным спор. Суть пари заключалась в том, что Вулич зарядит пистолет и выстрелит себе в висок. Таким образом он хотел посмотреть, что решит судьба: жить или умереть.

Печорин посмотрел Вуличу в глаза и сказал, что тот сегодня лишится жизни. Герой, посмеиваясь, выстреливает, и случается осечка, после чего он уходит к себе домой. На следующий день Печорин осознает, что не ошибался. Вулич погибает тем вечером: он становится жертвой пьяного казака с шашкой.

По словам литературоведов, Лермонтов в своем характерном для авторов смысле считает проблему судьбы злой шуткой дьявола над человеком. Есть знаменитая евангельская притча о демонах, которые поселились в стаде свиней и заставили их устремиться в пропасть. В истории о фаталисте бесовская прихоть проверить свою судьбу посещает мысли Вулича. Ему как бы внушают демоны, заставляют сделать роковую ставку. И они же являются причиной того, что Вулич умирает в ту ночь от рук горячего пьяницы и буяна.

Казалось бы, зло побеждает: оно показало людям, какой силой обладает. В конце своей истории писатель немного сглаживает горестный исход романа добрыми речами Максима Максимовича, который говорит о том, что оружие часто выходит из строя и дает осечки и это никак не зависело от того, что какой-то казак надумал выпить вечером и побуянить.

Офицер и капитан

Хорошим и показательным примером является судьба Максима Максимыча, имевшего «честь» наблюдать жизнь Григория Печорина, когда тот приехал в небольшую крепость на Кавказе. Служака встретил тоненького офицера дружелюбно, хотел жить с ним по-приятельски, однако с таким, как главный герой, это было невозможно.

Сплошная холодность, официальность в его ответах досадна для старого человека, но он пытается найти офицеру оправдание. Даже когда Максим Максимыч жалеет о гибели Бэлы, в душе знает, что виноват в ее смерти именно Печорин, но для него все равно сумасбродный парнишка — «бедняжка». Он находит тому причины:

  • Григорий был нездоров;
  • исхудал;
  • нуждался в помощи и поддержке.

Вместо благодарности за теплую встречу и хорошее обращение к нему Печорин «удостаивает» его хоть и непреднамеренным, но жестоким ударом. Вернувшись в эти дикие заброшенные края через пять лет, он не хочет обнять человека, который верой и правдой служит не только Отечеству, но и способен на доброе отношение к нему, приезжему человеку, который в принципе мог быть ему совершенно безразличен.

Что бы делал тогда неопытный, мало знающий об этих местах парень, встретив безучастное к себе отношение? По меньшей мере, ему было бы жутко скучно и одиноко в отдаленной местности, с чужими людьми. Его безрадостное пребывание на службе закончилось бы досрочно, без повышений и уж, конечно, расценивалось бы дезертирством. Поэтому вдвойне обидно и страшно за Максима Максимыча, который рассчитывал совсем на другое отношение к нему со стороны старого знакомого.

Ради встречи с ним капитан первый раз в жизни отрывается от службы, забыв о своем возрасте, спешит к нему и слышит сухое, напыщенное приветствие. Надежды и мечты на дружеское «ты» не оправдались, нечем заменить ожидания Максим Максимыча сердечной встречи, слезы душат его. Подчеркнутая Печориным дистанция между ними могла стать фатальной в его судьбе, но он нашел в себе силы понять этот отвратительный поступок, хоть и не принять его.

Люди противоположных полюсов редко притягиваются, холод и тепло никогда не уживаются вместе. С высоты своих лет и жизненного опыта герой видит, что Печорин мыкается по свету, как неприкаянный, пьет из чаши судьбы горькую отраву, ничего не веселит его души, поэтому пытаться что-то изменить в этой ситуации таким, как Максим Максимыч, просто невозможно. Он может его только пожалеть, так как необъятные силы ума и энергии его несостоявшегося друга растрачиваются впустую, не принося пользы ни ему, ни людям вокруг.

Любимый женский образ

Печорин не родился бездуховным. Даже его очерствевшее сердце способно горячо любить и страстно откликаться на зов влюбленной женщины. Вера стала для него дороже всех на свете, выше жизни, чести, славы. Как безумный, он мчится на взмыленной лошади, чтобы догнать ее. Когда загнанный конь упал на землю, Печорин, никогда ничего не боявшийся, заплакал в бессилии.

Таким образом, судьба оказалась неподвластна главному герою. Он понял, что является «щеглом на цепи», связанным по рукам и ногам определенными социальными условиями, отсутствием в мире бескорыстной любви, осмысленной общественной деятельности, оказывается один на один со злым роком, мешающим осуществлению его мечты на светлое будущее.

Предоставленный материал поспособствует написанию сочинения на тему: «Влияние судьбы на Печорина», а также поможет подготовиться к открытому уроку по литературе.

Ссылка на основную публикацию