Тема добра и зла в романе Л.Н. Толстого “Война и мир”

Доброта и жестокость в романе «Война и мир»

Добросердечные люди все же, бывает, проявляют жестокость к тем, кто их окружает, а иногда и к самим себе. Это может проявляться в агрессии действий, совершаемых ими, но действия эти совершаются неспроста, им находятся основания. Однако сложно определить, могут ли эти основания явиться оправданием жестокости, ведь не каждый может с ней справиться. Доброта и жестокость в романе «Война и мир» раскрываются благодаря автору произведения, Л. Н. Толстому, на эту тему написано много сочинений.

  1. Доброта — слабость это или сила
  2. Как не стать жестоким от испытаний
  3. Возможно ли научить быть добрым
  4. Добро побеждает зло
  5. Жестокость — это душевная слабость

Доброта — слабость это или сила

В произведении образцом чуткости является княжна Марья Болконская. Она кроткая, деятельная и очень милосердная девушка, что проявляется в каждом ее действии. Она бескорыстно любит всю свою семью и всегда горит желанием помогать бедным крестьянам, которые в этом нуждаются.

Ее отец, князь Николай Болконский, сильно отличается от своей дочери в этом плане:

  • он очень жесток, всегда угрюм и многого требует;
  • жестокость для князя является стержнем его характера, а доброта — его слабость;
  • он проявляет грубость, агрессию и категоричность, воюя со старческой немощностью, которая, как он считает, заключается в такте, милосердии, обходительности;
  • князь без уважения относится к своей дочери и постоянно ее ругает, даже по мелочам.

Однако истинная причина его постоянного недовольства кроется в том, что он не желает мириться с добротой Марьи и пытается ей противостоять. Он отстаивает свой выбор быть другим по отношению к окружающим, и его раздражает, что в этом его дочь на него отнюдь не похожа.

Но жизнь все разложила по полочкам: герой осознал, как сильно он ошибался, когда действительно стал тем самым нуждающимся в помощи и поддержке человеком, превратился в немощного старика.

У Марьи совсем не осталось защиты, она вынуждена была сама заботиться и о племяннике, и об отце, а также решать вопросы с крестьянами, которые постоянно бунтовали. Она мужественно преодолевала все свои страхи, взяв полную ответственность на свои хрупкие женские плечи, в то время как престарелый князь ничего не мог изменить своей жестокостью.

Крестьяне боялись князя и не любили его, они стали вести себя ужасно, когда поняли, что князь больше не будет кричать на них, когда он слег. Николай Ростов помог бедной женщине в трудную минуту справиться с ее задачами — таким образом в романе проявляется добродетель.

Именно доброта и осуществляет истинную силу характера, а жестокость является проявлением слабости.

Как не стать жестоким от испытаний

Пьер Безухов является персонажем, которому пришлось пережить сложную судьбу, но он не остался равнодушным и продолжал быть добрым человеком, даже несмотря на все те испытания, которые уготовила ему жизнь:

  1. Он потерял отца.
  2. Его предали жена и друг.
  3. Он попал на войну и в плен.

Тем не менее лучшие черты характера он пронес через всю свою жизнь и через все свои обиды. Он продолжал оставаться добрым, немного наивным и способным сочувствовать и быть милосердным. Он не понимал зла, которое совершили по отношению к нему другие люди. Он легко всех прощал и отпускал негатив, который скапливался вокруг него.

Даже несмотря на то, что его жена ему изменяла, и не раз, он смог наладить с ней отношения. Пьер смог простить Долохова за то, что тот был соблазнителем Элен. Он не держал обиды на Курагина, из-за которого чуть не остался без титула и наследства. Кроме того, что Пьер сам являлся таким человеком, он пытался научить своих друзей быть такими же, искренне желал им счастья и благополучия.

Например, он объяснял Андрею, что тот должен простить Наташу за побег с Анатолем, который у них не удался, но Андрей так и не смог этого сделать. Когда князь уже был на смертном одре, он пожалел об этом, но было поздно.

Перед своим уходом из жизни он всё же простил Наташу и умер без груза в душе. Умение прощать всегда было и будет необходимым условием добродетели, так как без этого умения человек остается без положительных черт характера, они просто теряют свою ценность.

Возможно ли научить быть добрым

В семье Ростовых — прекрасная атмосфера любви и понимания, из-за чего Наташе не свойственно быть жестоким человеком, не обладающим милосердием. Она никогда не сможет быть такой, какой была Элен Курагина. Даже когда Наташа совершает ошибки, она делает это не со зла, просто так требует ее молодая душа.

Несмотря на то что у самой Наташи ничего нет, она находит что отдать нуждающимся, тем, кто абсолютно всего лишился из-за войны. Девушка всячески пытается помочь им хоть как-то наладить жизнь. Только добрый человек, не имея ничего сам, сможет придумать, как помочь другим. Причина того, что Наташа обладала этой чертой характера, кроется не в том, откуда она, ведь среди дворян таких людей встретить сложно.

Ее воспитание идет от семьи, к ней относились с нежностью и заботой, объясняли, какой должна быть девушка и вообще — человек. Отец Наташи с детства подавал детям хороший пример: это видно в отрывке, где он находит деньги, чтобы выплатить долг сына, который проиграл в карты. Если бы эти деньги не были отданы, сын бы потерял честь, но отец спас ее.

А также Ростовы содержали племянницу Соню, хотя они были бедные, но понимали, что больше некому ей помочь. Именно поэтому Наташа смогла пронести эту доброту и милосердие во взрослую жизнь.

Это значит, что если родители хотят чему-то обучить своего ребенка, им нужно самим вести себя подобным образом, чтобы у ребенка был яркий пример для подражания.

Добро побеждает зло

Война — это место, где сталкивается не только оружие, но и интересы людей, которые воюют. Именно на поле битвы каждый человек показывает свой настоящий характер, а также то, добрый он или жестокий. Часто бывает так, что проявляется доброта на войне. Аргументов тому достаточно.

Платон Каратаев является пленным солдатом, но страдает только от нехватки материальных благ, потому что его душа наполнена лучшими человеческими качествами, он добродушный, милосердный человек. Платон делит последнюю картошку с Пьером Безуховым, чтобы тот почувствовал, как вкусна жизнь, ведь граф не узнал этого в течение жизни ни на одном бале или приеме. Каратаев считал жестокость «ненужной вещью», которая является причиной всех конфликтов и войн, возникающих в мире.

Он думает, что миром управляет добро и все бойцы — добрые люди, но не любой может это в себе раскрыть. Как это ни странно, но даже в плену Платон сохраняет в себе любовь к животным и людям. Благодаря его поддержке Безухов остался жив. Каратаев смог противостоять всему хаосу, который происходил вокруг, всей буре крови и смерти. Он победил, и благодаря его усилиям Пьер не только остался жив, но и обзавелся семьей. Он всю жизнь помнил доброту и жизненную мудрость Платона. Только благодаря доброте могут зарасти любые раны.

Жестокость — это душевная слабость

Анатоль Курагин — жестокий человек, относящийся равнодушно ко всем, кто его окружает. От него не веет никаким добром, у него холодное сердце. Он тратил большие суммы на то, чтобы где-то развлечься, и вел разгульный, ужасный и неприемлемый для мужчины образ жизни. Анатоль компрометировал семью, и из-за его действий отец оказывался в тяжелом финансовом положении. Курагин никогда не задумывался о том, что принесут его поступки, и о том, какая ответственность его может ждать за это. Возможная причина всему этому — неправильное воспитание.

Он был готов принимать участие в интригах, которые плел его отец. Он искал, как бы оказаться в более выгодном положении, но не мог до конца завершить ни одно дело. Он был увлечен Наташей Ростовой и даже осмелился украсть эту девушку, зная, какой позор он ей нанесет. Однако жениться он не мог никаким образом, ведь он уже состоял в браке, о чем Наташе предпочел не говорить.

К счастью для Наташи, Соня смогла предотвратить это похищение, так как рассказала обо всем ее родителям.

Анатоль даже не извинился ни перед Наташей, ни перед ее семьей: он совершенно не раскаивался в своем проступке, точнее, в том, что ему вообще могло прийти это в голову. Чтобы не нести ответственности за свою подлость, он просто уехал из города. Однако один плюс у героя все же есть: в нем нет ложной доброты.

Жестокость Анатоля является его проблемой, проявлением слабости, так как он старается все делать втайне, чтобы его гадкие поступки оставались незамеченными, возможно, в глубине души он чувствует стыд за это и понимает, что поступает неправильно. На его примере можно сделать вывод о том, что жестокость является уделом трусливых людей, которые не хотят нести ответственности.

Добро и зло в «Войне и мире», как в одном из самых известных произведений классической литературы, проявляется по-разному, но точно понятен главный тезис: доброта — черта сильных людей, а жестокость — это слабость, которая проявляется только у трусов, и ее ничем нельзя полноценно оправдать.

Аргументы на тему: Доброта и жестокость в романе-эпопее «Война и мир» (Л. Н. Толстой)

Автор: Guru · 01.10.2018

Нередко человек с чутким сердцем и доброй душой становится жестоким по отношению к окружающим и даже к самому себе — это проявляется в агрессивной направленности его действий, которые, однако, имеют под собой веские основания. Но могут ли они оправдать жестокость? Способен ли человек победить ее? Может ли доброта окружения помочь ему в этой борьбе? Л. Н. Толстой в своём романе «Война и мир» раскрыл ответы на эти вопросы.

  1. (Доброта – это слабость или сила?) Княжна Марья Болконская — образец чуткости, кротости и милосердия, которое проявляются едва ли не в каждом её поступке: от бескорыстной и деятельной любви ко всей семье до желания помочь нуждающимся крестьянам. В отличие от дочери, князь Николай Болконский — человек жесткий, угрюмый и требовательный. Жесткость для него — стержень характера, а доброта — слабость. Поэтому он не уважает свою дочь и все время бранит ее по каждому мелкому бытовому поводу. Но причина его недовольства сложнее: видя доброту Марьи, князь инстинктивно пытается противостоять ей, отстаивая свое право вести себя иначе. Проявляя категоричность, грубость и агрессию, он объявляет войну старческой немощи, которую он видит в такте, обходительности и мягкосердечии. Однако жизнь все расставила по своим местам: герой понял свою ошибку, когда силы действительно покинули его. Марья осталась без защиты с маленьким племянником на руках и бунтующими крестьянами, когда на их земли надвигался враг. Но доброта девушки стала ее оружием, а слабостью. Молодая женщина не бросила отца, несмотря на опасность, не оставила и племянника. Она доблестно сражалась со страхом и приняла на себя всю ответственность за семью, пока старый князь со своей жестокостью ничего не мог поделать. Крестьяне боялись, но не любили его, поэтому, когда он слег, они отбились от рук. Только добродетель помогла в трудную минуту: хорошей женщине помог Николай Ростов. Таким образом, именно доброта является настоящей силой характера, а вот жестокость – это всего лишь проявление слабости и неуверенности в себе.
  2. (Как не ожесточиться от жизненных испытаний?) Петр Безухов — персонаж с нелегкой судьбой, но он не потерял своё добродушие после всех пройденных испытаний: смерти отца, предательства жены и друга, войны и плена. Он сохранил прекрасные свойства своего характера, пронес их через пепелища сражений и личные обиды. Герой так и остался добрым, слегка наивным и способным на милосердие и сочувствие. Как же он смог это сделать? Причина проста: Пьер не помнил зла, он умел прощать и отпускать негативные эмоции. Мужчина даже смог помириться с супругой после ее многочисленных измен, сумел простить Долохова, который соблазнил Элен. Он не таил зла на Курагина, который едва не лишил его наследства и титула. Более того, Безухов пытался научить этому своих друзей, щедро одаривая их добротой своей души. К примеру, он советовал Андрею простить Наташу за неудавшийся побег с Анатолем, но Болконский не смог. Князь пожалел об этом на смертном одре, когда все-таки сбросил груз с души и отпустил эту обиду восвояси. Таким образом, умение прощать – основа жизни в обществе и необходимое условие добродетели, ведь без него человек ожесточается и теряет положительные свойства характера.
  3. (Как научить человека доброте?) В семье Ростовых царит атмосфера взаимопонимания и любви — именно поэтому Наташа Ростова не может быть жестокой и бессердечной девушкой, как Элен Курагина, например. Несмотря на собственные лишения, она отдаёт «последнее» людям, потерявшим на войне абсолютно все, всячески помогая им наладить жизнь. Только по-настоящему добрый человек может ограничить себя ради благосостояния других. Откуда же у Наташи такое качество? В дворянской среде встретить его непросто, ведь знатные господа относились к войне равнодушно, их патриотизм и любовь к ближним – показные чувства. Причина формирования добродетели у героини кроется не в ее социальном статусе, а в семейном воспитании. Ростовы показывали детям хороший пример с рождения. Так, отец пожертвовал едва ли не последними деньгами, чтобы заплатить карточный долг сына и спасти его честь. Кроме того, супружеская чета Ростовых содержала бедную родственницу Соню, хотя семья была бедна. Видя такое поведение отца и матери, Наташа стала вести себя точно также. Значит, научить ребенка вести себя хорошо можно, только если его родители показывают достойный пример для подражания.
  4. (Доброта на войне, добро побеждает зло) Война — место столкновения не только военной техники, но и интересов враждующих сторон. Именно на поле боя раскрывается истинный характер человека, его доброта или жестокость. Платон Каратаев — солдат, захваченный в плен, страдает только от недостатка материальных благ, тогда как его душа наполнена милосердием, состраданием и добродушием: он делится куском последней картошки, чтобы Пьер Безухов почувствовал «вкус жизни», которого граф так и не познал ни в масонской ложе, ни на приемах и балах. Для Каратаева жестокость — ненужная вещь, из-за которой и случаются кровопролитные конфликты, в мире, по его мнению, правит только добро, и все бойцы добрые, только далеко на каждый открывает в себе это качество. Удивительно, но даже в плену этот простой человек сохранил любовь к людям и животным. Его поддержка спасла Безухову жизнь. Посреди буйства смерти и крови Платон противостоял этому хаосу и победил его, ведь его стараниями Пьер выжил, завел семью и всегда помнил о милосердии и мудрости простого солдата. Только доброта может остановить войну и залечить раны, нанесенные ею.
  5. (Жестокость – слабость души). Анатоль Курагин всегда был равнодушен и жесток по отношению к окружающим людям. Он растрачивал огромные суммы на кутежи и развлечения, вел позорный образ жизни, компрометируя семью и ставя отца в сложное финансовое положение. Герой не задумывался о последствиях своих поступков, не думал об ответственности за свои деяния. Анатоль согласен был участвовать в гнусных интригах отца, искал выгодную партию, но даже это дело он не смог завершить до конца. Он увлекся Наташей Ростовой и решил похитить ее, опозорив девушку. Жениться он не мог, так как был уже женат, но героиня не знала об этом. К счастью, похищение предотвратила Соня, рассказав о нем родителям Наташи. Но молодой человек даже не раскаялся в содеянном зле, он просто покинул город, чтобы не отвечать за свою подлость. Его жестокость – это настоящее проявление слабости, ведь он все делает тайком, боясь огласки и наказания, как будто он маленький мальчик, который всю жизнь прячет осколки любимой маминой вазы. Анатоль стесняется себя, скрывает биографию, лишь бы спрятаться от неминуемых трагических последствий. Его пример доказывает нам, что жестокость – удел трусов.

Сочинение на тему: Добро и зло в романе «Война и мир»

_________________________________________________________________________________________________
Сочинение.
Добро и зло в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»

Если поставить вопрос о том, в чем заключается главная идея творчества Льва Толстого, то, видимо, самым точным ответом будет следующий: утверждение общения и единения людей и отрицание разобщения и разъединения. Таковы две стороны единой и постоянной мысли писателя. В эпопее ока-
зались резко противопоставленными два лагеря тогдашней России — народный и антинародный.
В итоге развития романа на протяжении двух томов, до той половины, которая посвящена событиям тысяча восемьсот двенадцатого года, главные герои остаются обманутыми действительностью во всех надеждах. Преуспевают лишь ничтожества: Друбецкие, Берги, Курагины. Лишь эпоха 1812 года смогла вывести героев из их состояния неверия в жизнь. Андрей Болконский нашел свое место в жизни, в героическом общенародном действии. Князь Андрей — этот рыцарь без страха и упрека — в итоге мучительных духовных исканий присоединяется к народу, потому что он отказался от прежних своих мечтаний о командной наполеоновской роли по отношению к народу. Он пришел к пониманию того, что история делается тут, на поле боя. Он говорит Пьеру: «Французы разорили мой дом и идут разорить Москву, оскорбили и оскорбляют меня всякую секунду». Эпоха 1812 года разрушила преграды между князем Андреем и людьми. Нет более в нем высокомерной гордости, аристократической кастовости. Автор пишет о герое: «Он был предан делам своего полка, он был заботлив о своих людях и офицерах и ласков с ними. В полку его называли «наш князь», им гордились и его любили». Подобно этому, Пьера солдаты назовут «наш барин». Всю свою жизнь Андрей Болконский искал возможности участвовать в настоящем, большом действии, важном для жизни, для людей, сливающем в себе «мое» и «общее». И он пришел к пониманию того, что возможность такого действия — только в единении с народом. Участие князя Андрея в народной войне сломало его аристократическую замкнутость, открыло его душу для простого, естественного, помогло понять Наташу, понять свою любовь к ней и ее к нему.
У Пьера, испытывающего те же мысли и чувства, что и князь Андрей, именно в бородинских главах возникает особенно острое сознание того, что они — солдаты, ополченцы, народ, — только они и являются истинными выразителями действия. Пьер восхищается их величием и самопожертвованием. «Солдатом быть, просто солдатом!» — думал Пьер, засыпая».
В «Войне и мире» речь идет о такой эпохе, когда человек находится на первом плане. Люди, сами непосредственно отвечающие за развитие действия, творящие ее (эпоху), становятся из «маленьких» людей большими людьми. Именно это и показано Толстым в картинах Бородинского сражения. Обо всех людях можно будет — после народной победы — сказать то, что Наташа говорит о Пьере: все они, вся Россия «из моральной бани» вышла! Пьер — главный герой «Войны и мира», это доказывается и всем его положением в романе. Именно над Пьером восходит звезда 1812 года, предвещая и необычайные беды, и необычайное счастье. Его счастье, его торжество неотрывно от торжества народного. С образом этой звезды сливается и образ Наташи Ростовой.
По мнению Толстого, Наташа — сама жизнь. Натура Наташи не терпит остановки, пустоты, незаполненности жизни. Она всегда чувствует в себе — всех.
Пьер говорит княжне Марье о своей любви к Наташе: «Я не знаю, с каких пор я люблю ее. Но я одну только ее, одну любил во всю жизнь и люблю так, что без нее не могу представить жизнь».
Толстой подчеркивает душевное родство Наташи и Пьера, их общие качества: жадность к жизни, страстность, любовь к красивому, простодушную доверчивость. Роль образа Наташи в «Войне и мире» велика. Она — сама душа радостного человеческого общения, в ней сочетается жажда настоящей, полной жизни для себя с желанием такой же жизни для всех; душа ее открыта для всего мира.
Я написала лишь о трех характерах, которые, несомненно, выражают главную мысль Толстого. Путь Пьера и князя Андрея — это путь ошибок, заблуждений, но все же путь обретения, чего не скажешь о судьбе Николая Ростова, чей путь — путь утрат, когда он не смог отстоять в эпизоде с Телегиным свою правоту, когда Телегин украл кошелек у Ростова, «у своего брата украл», но это не только не мешает, но как бы помогает ему делать карьеру. Эти эпизоды задевают душу Николая Ростова.
Когда ветераны полка обвинили Ростова в том, что он лжет и что среди павлоградцев нет воров, то у Николая были слезы на глазах и он говорил: «Я виноват». Хотя Ростов был прав. Потом тильзитские главы, торжество переговоров между императорами — все это странно воспринимает Николай Ростов.
В душе Николая Ростова поднимается бунт, возникают «странные мысли». Но этот бунт заканчивается полной его человеческой капитуляцией, когда он кричит на офицеров, осуждающих этот союз: «Наше дело исполнять свой долг, рубиться и не думать». Этими словами завершается духовная эволюция Николая Ростова. И этот герой отрезал себе путь к Бородино, будет из него верный аракчеевский рубака, «коль прикажут».

Отражение нравственных взглядов Л.Н. Толстого в романе «Война и мир»

Сила или порок?

Доброта в романе представлена в любимых автором и читателем персонажах: Пьер Безухов, Наташа Ростова и вся ее семья, княжна Марья. Очевидная жестокость представлена в таких персонажах как Князь Василий, Анатоль и Элен Курагины и вся чета Курагиных. Через разницу в поведении положительных и отрицательных персонажей Толстой показывает, что доброта приводит к положительным результатам, в то время как жесткость – это деструкция личности, выражение трусости и слабости.

Один из ярких примеров контраста доброты и жестокости читатель может наблюдать в семье Болконских. Князь Василий не допускает проявлений доброты. Для него это выражение слабости. Все время он унижает свою дочь Марью, обвиняет ее во всем. Княжна Марья в свою очередь человек добрый и отзывчивый. Для нее доброта – это образ жизни. Даже оказавшись лицом к лицу с опасностью, с маленьким ребенком на руках, она остается доброй, не бросает своего отца, который не давал ей спокойно жить. А вот князь со своим полным неприятием доброты оказывается слаб перед лицом опасности

Доброта – черта характера

В положительных персонажах произведения доброта заложена в характере, она принимается как должное и не подвергается сомнению. Например, Пьер Безухов имеет нелегкую судьбу, но это не делает его жестоким и озлобленным. Ему приходится через многое пройти, но все удары судьбы он принимают через призму позитивного мышления, доброта помогает ему справиться со всеми жизненными неурядицами. В то же время его жена Элен жестока по своей природе. Она не склонна к раскаянию, делает все только ради своей выгоды. Даже когда Пьер простил ее за измену, дал возможность исправится, она все равно делала все как удобно только ей.

Еще один пример врожденной, воспитанной доброты, которая не подвергается сомнению – Наташа Ростова. Она росла в семье, где царило понимание и уважение друг к другу. Доброта заложена в ней с пеленок, она не только черта природного характера, но качество, воспитанное поведением и примером родителей.

Даже на войне есть место доброте. Жестокости всего положения противопоставляются людские характеры, для которых убийство является тяжелым испытанием. Один из примеров добрых людей на войне – Платон Каратаев. Он уверен, что миром правит добро, и даже в плену сохраняет любовь ко всему миру.

Если поставить вопрос о том, в чем заключается главная идея творчества Льва Толстого, то, видимо, самым точным ответом будет следующий: утверждение общения и единения людей и отрицание разобщения и разъединения. Таковы две стороны единой и постоянной мысли писателя. В эпопее оказались резко противопоставленными два лагеря тогдашней России — народный и антинародный. В итоге развития романа на протяжении двух томов, до той половины, которая посвящена событиям тысяча восемьсот двенадцатого года, главные герои остаются обманутыми действительностью во всех надеждах. Преуспевают лишь ничтожества: Друбецкие, Берги, Курагины. Лишь эпоха 1812 года смогла вывести героев из их состояния неверия в жизнь. Андрей Болконский нашел свое место в жизни, в героическом общенародном действии. Князь Андрей — этот рыцарь без страха и упрека — в итоге мучительных духовных исканий присоединяется к народу, потому что он отказался от прежних своих мечтаний, о командной наполеоновской роли по отношению к народу. Он пришел к пониманию того, что история делается тут, на поле боя. Он говорит Пьеру: Французы разорили мой дом и идут разорить Москву, оскорбили и оскорбляют меня всякую секунду”. Эпоха 1812 года разрушила преграды между князем Андреем и людьми. Нет более в нем высокомерной гордости, аристократической кастовости. Автор пишет о герое: “Он был предан делам своего полка, он был заботлив о своих людях и офицерах и ласков с ними. В полку его называли “наш князь”, им гордились и его любили”. Подобно этому, Пьера солдаты назовут “наш барин”. Всю свою жизнь Андрей Болконский искал возможности участвовать в настоящем, большом действии, важном для жизни, для людей, сливающем в себе “мое” и “общее”. И он пришел к пониманию того, что возможность такого действия — только в единении с народом. Участие князя Андрея в народной войне сломало его аристократическую замкнутость, открыло его душу для простого, естественного, помогло понять Наташу, понять свою любовь к ней и ее к нему. У Пьера, испытывающего те же мысли и чувства, что и князь Андрей, именно в бородинских главах возникает особенно острое сознание того, что они — солдаты, ополченцы, народ, — только они и являются истинными выразителями действия. Пьер восхищается их величием и самопожертвованием. “Солдатом быть, просто солдатом!” — думал Пьер, засыпая”, В “Войне и мире” речь идет о такой эпохе, когда человек находится на первом плане. Люди, сами непосредственно отвечающие за развитие действия, творящие ее (эпоху), становятся из ““маленьких” людей большими людьми. Именно это и показано Толстым в картинах Бородинского сражения. Обо всех людях можно будет — после народной победы — сказать то, что Наташа говорит о Пьере: все они, вся Россия “из моральной бани” вышла! Пьер — главный герой “Войны и мира”, это доказывается и всем его положением в романе. Именно над Пьером восходит звезда 1812 года, предвещая и необычайные беды, и необычайное счастье. Его счастье, его торжество неотрывно от торжества народного. С образом этой звезды сливается и образ Наташи Ростовой. По мнению Толстого, Наташа — сама жизнь. Натура Наташи не терпит остановки, пустоты, незаполненности жизни. Она всегда чувствует в себе — всех. Пьер говорит княжне Марье о своей любви к Наташе: “Я не знаю, с каких пор я люблю ее. Но я одну только ее, одну любил во всю жизнь и люблю так, что без нее не могу представить жизнь”. Толстой подчеркивает душевное родство Наташи и Пьера, их общие качества: жадность к жизни, страстность, любовь к красивому, простодушную доверчивость. Роль образа Наташи в “Войне и мире” велика. Она — сама душа радостного человеческого общения, в ней сочетается жажда настоящей, полной жизни для себя с желанием такой же жизни для всех; душа ее открыта для всего мира. Я написала лишь о трех характерах, которые, несомненно, выражают главную мысль Толстого. Путь Пьера и князя Андрея — это путь ошибок, заблуждений, но все же путь обретения, чего не скажешь о судьбе Николая Ростова, чей путь — путь утрат, когда он не смог отстоять в эпизоде с Телегиным свою правоту, когда Телегин украл кошелек у Ростова, “у своего брата украл”, но это не только не мешает, но как бы помогает ему делать карьеру. Эти эпизоды задевают душу Николая Ростова. Когда ветераны полка обвинили Ростова в том, что он лжет и что среди павлоградцев нет воров, то у Николая были слезы на глазах и он говорил: “Я виноват”. Хотя Ростов был прав. Потом тильзитские главы, торжество переговоров между императорами — все это странно воспринимает Николай Ростов. В душе Николая Ростова поднимается бунт, возникают “странные мысли”. Но этот бунт заканчивается полной его человеческой капитуляцией, когда он кричит на офицеров, осуждающих этот союз: “Наше дело исполнять свой долг, рубиться и не думать”. Этими словами завершается духовная эволюция Николая Ростова. И этот герой отрезал себе путь к Бородино, будет из него верный аракчеевский рубака, “коль прикажут”.

Жестокость – удел слабых

Жесткие люди, как правило, проявляют такую черту характера, чтобы не показаться слабыми. Но парадокс заключается в том, что именно слабость и проявляется через жестокое поведение. Такие люди бегут от себя. Они слишком слабы для доброты и великодушия, для того, чтобы признать эти качества сильной чертой. В унижении, увечиях, физическом превосходстве над другими они видят себя в качестве победителей. Но это совсем не так. Анатоль Курагин жестоко поступает с Наташей ради собственной выгоды. Но когда его замысел раскрыт, он трусит принять ответственность и просто бежит из города.

Таким образом, жесткость и доброта показаны в «Войне и мире» как два контрастных явления, которые характеризую личность. Данная статья поможет грамотно написать сочинение «Доброта и жестокость «Война и мир», описать эти качества в персонажах романа.

Добро и зло в романе-эпопее Л. Н. Толстого «Война и мир»

Да здравствует весь мир! Л. Н. Толстой Если поставить вопрос о том, в чем заключается главная идея творчества Льва Толстого, то, видимо, самым точным ответом будет следующий: утверждение общения и единения людей и отрицание разобщения и разъединения. Таковы две стороны единой и постоянной мысли писателя.

В эпопее оказались резко противопоставленными два лагеря тогдашней России — народный и антинародный. В итоге развития романа на протяжении двух томов, до той половины, которая посвящена событиям тысяча восемьсот двенадцатого года, главные

герои остаются обманутыми действительностью во всех надеждах. Преуспевают лишь ничтожества: Друбецкие, Берги, Курагины. Лишь эпоха 1812 года смогла вывести героев из их состояния неверия в жизнь.

Андрей Болконский нашел свое место в жизни, в героическом общенародном действии. Князь Андрей — этот рыцарь без страха и упрека — в итоге мучительных духовных исканий присоединяется к народу, потому что он отказался от прежних своих мечтаний о командной наполеоновской роли по отношению к народу. Он пришел к пониманию того, что история делается тут, на поле боя.

Он говорит Пьеру: «Французы разорили мой дом и

идут разорить Москву, оскорбили и оскорбляют меня всякую секунду». Эпоха 1812 года разрушила преграды между князем Андреем и людьми. Нет более в нем высокомерной гордости, аристократической кастовости. Автор пишет о герое: «Он был предан делам своего полка, он был заботлив о своих людях и офицерах и ласков с ними. В полку его называли «наш князь», им гордились и его любили».

Подобно этому, Пьера солдаты назовут «наш барин». Всю свою жизнь Андрей Болконский искал возможности участвовать в настоящем, большом действии, важном для жизни, для людей, сливающем в себе «мое» и «общее». И он пришел к пониманию того, что возможность такого действия — только в единении с народом. Участие князя Андрея в народной войне сломало его аристократическую замкнутость, открыло его душу для простого, естественного, помогло понять Наташу, понять свою любовь к ней и ее к нему.

У Пьера, испытывающего те же мысли и чувства, что и князь Андрей, именно в бородинских главах возникает особенно острое сознание того, что они — солдаты, ополченцы, народ, — только они и являются истинными выразителями действия. Пьер восхищается их величием и самопожертвованием. «Солдатом быть, просто солдатом!» — думал Пьер, засыпая». В «Войне и мире» речь идет о такой эпохе, когда человек находится на первом плане. Люди, сами непосредственно отвечающие за развитие действия, творящие ее , становятся из «маленьких» людей большими людьми.

Именно это и показано Толстым в картинах Бородинского сражения. Обо всех людях можно будет — после народной победы — сказать то, что Наташа говорит о Пьере: все они, вся Россия «из моральной бани» вышла! Пьер — главный герой «Войны и мира», это доказывается и всем его положением в романе. Именно над Пьером восходит звезда 1812 года, предвещая и необычайные беды, и необычайное счастье.

Его счастье, его торжество неотрывно от торжества народного. С образом этой звезды сливается и образ Наташи Ростовой. По мнению Толстого, Наташа — сама жизнь. Натура Наташи не терпит остановки, пустоты, незаполненности жизни. Она всегда чувствует в себе — всех.

Пьер говорит княжне Марье о своей любви к Наташе: «Я не знаю, с каких пор я люблю ее. Но я одну только ее, одну любил во всю жизнь и люблю так, что без нее не могу представить жизнь». Толстой подчеркивает душевное родство Наташи и Пьера, их общие качества: жадность к жизни, страстность, любовь к красивому, простодушную доверчивость. Роль образа Наташи в «Войне и мире» велика. Она — сама душа радостного человеческого общения, в ней сочетается жажда настоящей, полной жизни для себя с желанием такой же жизни для всех; душа ее открыта для всего мира.

Я написала лишь о трех характерах, которые, несомненно, выражают главную мысль Толстого. Путь Пьера и князя Андрея — это путь ошибок, заблуждений, но все же путь обретения, чего не скажешь о судьбе Николая Ростова, чей путь — путь утрат, когда он не смог отстоять в эпизоде с Телегиным свою правоту, когда Телегин украл кошелек у Ростова, «у своего брата украл», но это не только не мешает, но как бы помогает ему делать карьеру. Эти эпизоды задевают душу Николая Ростова. Когда ветераны полка обвинили Ростова в том, что он лжет и что среди павлоградцев нет воров, то у Николая были слезы — на глазах и он говорил: «Я виноват». Хотя Ростов был прав.

Потом тильзитские главы, торжество переговоров между императорами — все это странно воспринимает Николай Ростов. В душе Николая Ростова поднимается бунт, возникают «странные мысли». Но этот бунт заканчивается полной его человеческой капитуляцией, когда он кричит на офицеров, осуждающих этот союз: «Наше дело исполнять свой долг, рубиться и не думать».

Этими словами завершается духовная эволюция Николая Ростова. И этот герой отрезал себе путь к Бородино, будет из него верный аракчеевский рубака, «коль прикажут».

Тема добра и зла в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»

Добросердечные люди все же, бывает, проявляют жестокость к тем, кто их окружает, а иногда и к самим себе. Это может проявляться в агрессии действий, совершаемых ими, но действия эти совершаются неспроста, им находятся основания. Однако сложно определить, могут ли эти основания явиться оправданием жестокости, ведь не каждый может с ней справиться. Доброта и жестокость в романе «Война и мир» раскрываются благодаря автору произведения, Л. Н. Толстому, на эту тему написано много сочинений.

Сила или порок?

Доброта в романе представлена в любимых автором и читателем персонажах: Пьер Безухов, Наташа Ростова и вся ее семья, княжна Марья. Очевидная жестокость представлена в таких персонажах как Князь Василий, Анатоль и Элен Курагины и вся чета Курагиных. Через разницу в поведении положительных и отрицательных персонажей Толстой показывает, что доброта приводит к положительным результатам, в то время как жесткость – это деструкция личности, выражение трусости и слабости.

Один из ярких примеров контраста доброты и жестокости читатель может наблюдать в семье Болконских. Князь Василий не допускает проявлений доброты. Для него это выражение слабости. Все время он унижает свою дочь Марью, обвиняет ее во всем. Княжна Марья в свою очередь человек добрый и отзывчивый. Для нее доброта – это образ жизни. Даже оказавшись лицом к лицу с опасностью, с маленьким ребенком на руках, она остается доброй, не бросает своего отца, который не давал ей спокойно жить. А вот князь со своим полным неприятием доброты оказывается слаб перед лицом опасности



Примеры из жизни

Л.Н. Толстой считал, что нельзя отвечать насилием на зло. Эту идею он выдавал за озарение свыше, ниспосланное ему с определённой целью. Находясь посередине своей жизни, писатель оказался в глубоком кризисе, который привёл к его духовному перерождению. Большую часть жизни Толстой находился в поисках ответов на свои вопросы, он пытался понять, в чём смысл существования человека и в чём заключается понятие добра и зла. Что он только не делал во время этого поиска: женился, путешествовал, работал учителем в крестьянских школах, уединялся от мирской суеты, но всё оказалось напрасным. В итоге Л.Н. Толстой понял, что смысл жизни появляется у человека только при помощи веры в Бога, но принимать религию в её общепринятом виде писатель отказывался.

Когда Льву Николаевичу исполнилось пятьдесят лет, его стал волновать вопрос, стоит ли вообще человеку жить, если его окружает сплошное зло. Ответы Толстой отправился искать в людях, духовный опыт русского народа позволил ему переоценить собственную жизнь и жизнь дворянского общества в целом. Писатель в итоге пришел к выводу, что любовь – это и есть добро, но увидеть его проявление и понять смысл сможет только добрый человек. А зло бывает двух видов: нравственное, которое заключается в человеческом незнании и физическое, состоящее из болезней, голода, нищеты и смерти. Именно в физическом зле Л.Н. Толстой видел главную проблему человечества, с которой необходимо бороться, а своими произведениями он хотел изменить мир к лучшему, донести свои идеи до читателей и убедить их в своей правоте.

Доброта – черта характера

В положительных персонажах произведения доброта заложена в характере, она принимается как должное и не подвергается сомнению. Например, Пьер Безухов имеет нелегкую судьбу, но это не делает его жестоким и озлобленным. Ему приходится через многое пройти, но все удары судьбы он принимают через призму позитивного мышления, доброта помогает ему справиться со всеми жизненными неурядицами. В то же время его жена Элен жестока по своей природе. Она не склонна к раскаянию, делает все только ради своей выгоды. Даже когда Пьер простил ее за измену, дал возможность исправится, она все равно делала все как удобно только ей.

Еще один пример врожденной, воспитанной доброты, которая не подвергается сомнению – Наташа Ростова. Она росла в семье, где царило понимание и уважение друг к другу. Доброта заложена в ней с пеленок, она не только черта природного характера, но качество, воспитанное поведением и примером родителей.

Даже на войне есть место доброте. Жестокости всего положения противопоставляются людские характеры, для которых убийство является тяжелым испытанием. Один из примеров добрых людей на войне – Платон Каратаев. Он уверен, что миром правит добро, и даже в плену сохраняет любовь ко всему миру.

Аргументы

  1. Добро ведёт к счастью и благополучной жизни.
  2. Зло разрушает благополучие и в целом жизнь человека.
  3. Добро – это любовь.
  4. Зло можно победить только добром.
  5. Изначально злых людей не бывает.
  6. Первые представления о добре и зле нам дают родители.
  7. В трудные времена сложно совершать добро, но это необходимо.
  8. Доброго человека заботят интересы других людей больше, чем свои.
  9. Только добро бессмертно, зло долго не существует.
  10. Когда добро и зло враждуют – мир находится в огне.

Жестокость – удел слабых

Жесткие люди, как правило, проявляют такую черту характера, чтобы не показаться слабыми. Но парадокс заключается в том, что именно слабость и проявляется через жестокое поведение. Такие люди бегут от себя. Они слишком слабы для доброты и великодушия, для того, чтобы признать эти качества сильной чертой. В унижении, увечиях, физическом превосходстве над другими они видят себя в качестве победителей. Но это совсем не так. Анатоль Курагин жестоко поступает с Наташей ради собственной выгоды. Но когда его замысел раскрыт, он трусит принять ответственность и просто бежит из города.

Таким образом, жесткость и доброта показаны в «Войне и мире» как два контрастных явления, которые характеризую личность. Данная статья поможет грамотно написать сочинение «Доброта и жестокость «Война и мир», описать эти качества в персонажах романа.

Примеры из художественной литературы

  1. Л.Н. Толстой «После бала»

Тема добра и зла является основной в рассказе Л.Н. Толстого «После бала». Повествование начинается с размышлений бывшего студента Ивана о том, что случайность может помочь человеку понять, что в жизни действительно хорошо, а что плохо. Определённое стечение обстоятельств способно изменить принятое раннее решение. Иван Васильевич рассказывал о чистой и невинной любви, которую ему довелось испытать в молодости. Эта любовь была воплощением добра в произведении, окрылённый прекрасным чувством студент был восхищён отцом Вареньки и посчитал его достойным человеком. Каково же было разочарование главного героя на следующее утро, когда он невольно стал свидетелем жестокого наказания беглого пленного по инициативе полковника. Поведение Петра Владиславовича было воплощением настоящего зла, он не просто приказал наказать беглеца, а следил за недопустимостью проявления жалости со стороны своих солдат. Он вершил человеческую судьбу с лёгкостью, подобная безжалостность была для него обычным делом. В итоге зло победило добро, потому что главный герой отказался от своей любви после увиденного зрелища. Он не представлял более возможным соединить свою судьбу с этой семьей и в последствие начинает жалеть, что один роковой случай способен изменить всю дальнейшую жизнь. Ведь, если бы в то злополучное утро, он остался дома, то, скорее всего, женился бы на Вареньке и поступил на военную службу. Тогда зло осталось бы незамеченным и всё шло своим чередом.

  1. Л.Н. Толстой «Война и мир».

Л Н. Толстой в своём романе хотел показать две возможные стороны жизни – мир и войну. Война – это зло, порождённое человеческим эгоизмом и безразличием к судьбам других людей, а мир – это добро, которое появляется благодаря самопожертвованию и помощи окружающим. Вечер у Анны Павловны Шерер, с которого начинается произведение, можно сравнить с военными действиями, а хозяйку салона – с умелым главнокомандующим. Она со знанием дела руководит людьми, а они даже не догадываются об этом. Когда Пьер Безухов начинает нарушать покой вечера своим спором, она умело уводит его в другое общество, переменив тему, затем в её голове рождается замысел женить Анатоля Курагина на кузине княгини Болконской. Человеческие судьбы для императорской фрейлины ничего не значат, она изменяет их согласно своим прихотям и желаниям. Размышления Андрея Болконского о женщинах светского общества оказываются правдивыми, они действительно подобно врагу стремятся заполучить мужчин к себе в плен.

Описание мирной и доброй жизни происходит в эпизоде «Именины у Ростовых». Здесь нет петербургского зла и зависти, смех и веселье царят в этом доме. Семья Ростовых всегда готова помочь другим, несмотря на свои материальные трудности, они с радостью дают деньги своей родственнице. Здесь люди свободны в своих суждениях, никто ими не руководит. Наташа – это воплощение доброты, она умеет сопереживать другим и всегда находит слова успокоения. Её естественность и искренность – настоящее чудо в аристократическом обществе.

С самого начала романа автор показывает, что под понятием войны подразумевается стремление навязать другим свою волю, а это самое настоящее проявление зла, так как при этом задеваются чувства человека, а подобное общение приносит ему мучения и страдания. Мир в произведении – это добро в чистом виде, вокруг царит любовь, взаимопонимание, добродушие и бескорыстная помощь нуждающимся. Автор на примере своих персонажей хотел сказать то, что в мире не будет никаких войн, если каждый будет жить по законам Добра.

  1. Л.Н. Толстой «Анна Каренина».

В романе «Анна Каренина» Л.Н. Толстой изобразил не только сложную и трагическую судьбу героини, которая не могла определиться в жизни, но и всю суровую действительность того времени. В этом произведении писатель использует абсолютно новые для русской литературы приёмы, он не разделяет персонажей на хороших и плохих, а показывает то, что один человек может вмещать в себе одновременно и добро, и зло. К тому же одно не исключает другого. Анна Каренина представляется читателю с лучшей стороны, это искренняя, заботящаяся о других девушка, которая по мере развития сюжета открывается совсем с другой стороны. Она, не задумываясь, уехала с возлюбленным за границу, оставив мужа и сына ради собственного счастья. Она не страдала даже из-за разлуки с собственным сыном. Позора, которого она боялась больше всего, не было, а чужие несчастья её не интересовали. Важной составляющей поведения главной героини являлся постоянный уход от своих проблем и действительности, которая вынуждала её врать и скрываться от собственной совести. Именно это притворство оказывало большое влияние на её жизнь.

Изучив составляющие добра и зла в душе Анны, можно сделать вывод, что она по своей натуре добрый и порядочный человек, вынужденный покончить жизнь самоубийством, не справившись с душевными противоречиями. Она знала, что поступает неправильно, но продолжала так жить. После рождения дочки, муки совести одолели Анну и она решилась на смерть. У неё больше не было сил мучиться от собственной лжи и бороться со своими желаниями, за необдуманные поступки героине пришлось заплатить слишком дорогую цену. Добро, живущее в её сердце, смогло победить зло только таким способом.

  1. Л.Н. Толстой «Воскресение».

Сюжет произведения основан на реальной истории, которую Л.Н. Толстой узнал от одного судебного чиновника. Роман повествует о сложной судьбе Екатерины Масловой, которая обвиняется в краже и убийстве. В зале суда её встречает князь Нехлюдов, который обесчестил молодую Катерину в далёком прошлом. Именно после его поступка её жизнь пошла под откос. Проснувшаяся совесть пробуждает в барине чувство ответственности за свои действия, и он решает, во что бы то ни стало помочь девушке и таким образом искупить свою вину. Всеми способами он пытался добиться облегчения приговора осуждённой, воспользовался своими связями, но всё оказалось тщетным. В итоге он отправился вслед за Екатериной на каторгу и там увидел совершенно иную жизнь, о существовании которой даже не догадывался. Кругом царила нищета, народ постоянно страдал от зла, нанесённого правительством, церковь лицемерила и искала способ наживы. Нехлюдову стало противно и мерзко от того, что он является представителем аристократического общества, князь захотел жить наравне с простым народом. Но знакомство с суровой действительностью не побудило в нём желания к политическим переменам, он видел возможность воскрешения своей души в самосовершенствовании и всепрощении.

Совершенно иной путь выбрала для себя Екатерина Маслова. Благодаря ходатайству Нехлюдова она попала к политическим заключённым. Революционеры познакомили девушку со своими жизненными принципами, открыли перед ней перспективу светлого будущего. Катюша впервые в жизни встретила таких честных и благородных людей, готовых бороться за свою правду и всегда прийти на помощь товарищу. Её душа воскресла в этой среде, здесь она обрела большую и искреннюю любовь. Теперь девушка знала, чего хочет от жизни и у неё появилась надежда на собственное счастье. В этом романе писатель изображает человеческое зло, которое в итоге было побеждено добром.

  1. Л.Н. Толстой «Исповедь».

«Исповедь» – это результат жизненных исканий добра и зла Л.Н. Толстого. Пытаясь найти истинную веру, писатель полностью отвергнул существующую религию. Он пришел к выводу, что церковь создана не богом, а людьми, желающими иметь власть над другими. Толстой говорит в своей книге о том, что современная ему церковь и есть зло, она живёт по искаженным христианским заповедям, одобряет социальное неравенство и поддерживает государственную власть, которая основывается на войнах и угнетении народа. Это произведение – самовыражение души писателя перед лицом вечной тайны жизни и смерти, добра и зла.

Итоговое сочинение

Для вас мы написали примеры сочинений на зачет по всем пяти критериям, а также подобрали аргументы для самых сложных тем каждого направления

Подготовка к сочинению ЕГЭ

Здесь собраны лучшие аргументы по всем проблемам, а также примеры сочинений на максимальный балл. Следи за лентой: каждый день мы подробно разбираем самые сложные тексты. Возможно, один из них попадется тебе на ЕГЭ

ОТВЕТЫ
на вопросы
по всем предметам

Размести вопрос
и
получи ответ
за 5-10 минут!

Бесплатно, без регистрации и смс 🙂

  • Полезные статьи
  • Наша группа

Аргументы на тему: Доброта и жестокость в романе-эпопее «Война и мир» (Л. Н. Толстой)

Автор: Марина Владимировна (репетитор-практик)

Дата публикации: 15.02.2020

Злость и агрессию способны демонстрировать не только злобные по своей природе люди. К сожалению, бывает и так, что добрый и чуткий человек резко меняет свое поведение, отношение к жизни, и становится жестоким не только по отношению к близким, но и к самому себе. Чаще всего подобные перемены являются следствием пережитого предательства, горя, разочарования. Но способны даже столь веские причины оправдать жестокость? Способен ли человек стать выше своих обид, своей боли и одержать верх над темной стороной своей души? Ответы на эти вопросы попробовал дать в своем романе «Война и мир» выдающийся русский писатель Лев Николаевич Толстой.

  1. (Доброта – это признак силы или слабости человека?) В княжне Марье Болконской писатель воплотил лучшие черты, которые только могут быть у женщины: доброту, милосердие, душевную чуткость. Героиня, позабыв о себе, о собственных интересах и мечтах, самоотверженно заботилась о старике-отце, о маленьком племяннике, оставшемся без матери. Даже в отчем доме Марья не чувствовала себя свободно и непринужденно. Ее отец, князь Николай Андреевич Болконский, обладал невероятно тяжелым, деспотичным характером. Он искренне верил, что истинным стержнем характера является жестокость, направленная как на окружающих, так и на самого себя. Доброта и проявление любви были для него признаками слабости, безволия. Князя раздражала мягкость и доброта дочери, и он без устали бранил ее по каждой мелочи. Желая вылепить из Марьи волевую, целеустремленную натуру, он ежедневно терзал ее занятиями по точным наукам, был чрезмерно требователен в вопросах дисциплины. Однако всего его попытки были обречены на провал – княжна не озлобилась, не ожесточилась против деспота-отца. Она оставалась все той же нежной, кроткой девушкой, чья душа была открыта нараспашку любви и доброте. Однако ожесточенное противостояние отца дочери объяснялась не его нелюбовью к ней, а боязнью старческой немощи, которая липкой паутиной опутывала князя. Впрочем, жизнь расставила все по своим местам, и Николай Андреевич осознал свою вину перед дочерью. Когда он слег, крестьяне, не любившие хозяина, совсем отбились от рук. В тот период Марье пришлось совсем несладко – на ее хрупкие плечи было взвалена чрезмерная ноша: умирающий отец, маленький племянник, бунтующие крестьяне, приближающаяся наполеоновская армия. Казалось бы, что способна сделать беспомощная девушка в подобной ситуации? Однако именно доброта Марьи, ее удивительно отзывчивая, открытая душа помогли справиться со всеми жизненными испытаниями. Она не бросила больного отца, не оставила мальчика, а на помощь доброй девушке пришел Николай Ростов, по достоинству оценивший все ее чудесные человеческие качества. Таким образом, можно сделать вывод, что именно доброта и милосердие являются движущей силой, показателем сильного характера, в то время как жестокость – лишь проявление собственного бессилия и неуверенности.
  2. (Как не ожесточиться во время тяжелых жизненных испытаний?) Почти все герои романа «Война и мир» – люди с непростой судьбой, которым довелось на своем веку хлебнуть немало горя и лишений. Не стал исключением и Пьер Безухов. Он пережил смерть отца, предательство красавицы-жены, подлость лучшего друга, все ужасы войны и плена. Однако, будучи от природы добрым и благодушным человеком, Пьер не утратил свои природные качества. Он не ожесточился на весь мир, не закрылся в скорлупе из подозрения и ненависти ко всему окружающему миру. Пройдя сквозь мясорубку личных обид, комплексов и страхов, Пьер остался все тем же добродушным наивным человеком, каким предстал в самом начале произведения. Ему удалось избежать неприятных перемен только потому, что он был способен на чистосердечное прощение тех, кто волей или неволей причинил ему зло. Отпуская от себя все негативные эмоции, он сохранял свою душу чистой, непорочной. Пьер оказался настолько благородным и далеким от низменных страстей, что примирился с женой после ее предательства, простил Долохова, который соблазнил Элен. Безухов не держал в своем сердце зла и на Курагина, который чуть было не лишил его законного титула и немалого наследства. Удивительно, но этот человек не только сам излучал в этот мир доброту и всепрощение, но и пытался наставить на путь истинный и своих друзей. Так, Пьер советовал Андрею не держать зла на Наташу, и простить ее побег с Анатолем. К сожалению, гордый князь не смог сделать этого, о чем горько сожалел на смертном одре. Лишь глядя в смерти в глаза, он сбросил со своей души тяжкий груз и навсегда простился с горькой обидой. Выходит, способность прощать – это важнейшее условие здорового, сильного общества, в котором люди имеют шанс прожить долгую счастливую жизнь. Осознание этой простой истины приходит не ко многим, поскольку требует от человека серьезной душевной работы. Но только так можно надеяться на духовное очищение и освобождение.
  3. (Как научить человека доброте?) В своем романе писатель описал одно семейство, в котором царили удивительно добрые, открытые отношения между всеми членами семьи. Речь идет о чете Ростовых, которым удалось вырастить детей в атмосфере любви, взаимопонимания. Возможно, именно поэтому Наташа априори не могла быть такой холодной, жестокой и равнодушной, как Элен Курагина. Особенно ярко раскрылся характер Наташи Ростовой в трудные для всей России времена, когда наполеоновская армия вот-вот должна была ворваться в столицу. Девушка проявила себя удивительно милосердным, сострадательным человеком, всячески помогая тем, кто остро нуждался в помощи. Но откуда у Наташи оказалось такое качество, столь не привычное в кругах столичной аристократии? Да, среди местной знати было модно выказывать себя истинным патриотом и кичиться любовью к родине, но все это были показные чувства. Очевидно, что добродетель, любовь и чувство сострадания были привиты Наташе в ее семье. Родители не столько рассказывали, сколько показывали детям на собственном примере, каким нужно вырасти человеком – добрым, справедливым, глубоко порядочным. Ростовы взяли на воспитание сиротку Соню, хотя сами не располагали лишними средствами. Глава семьи без лишних слов и упреков собрал большую сумму, чтобы оплатить карточный долг сына и тем самым не запятнать его честь дворянина. Глядя на родителей, их реакцию на сложные жизненные ситуации, Наташа бессознательно впитывала их модель поведения. Выходит, ребенок может стать по-настоящему хорошим человеком только в том случае, если перед его глазами есть наглядный родительский пример. Можно справиться со всеми проблемами, если поддерживать друг друга, быть добрыми и неравнодушными к чужим бедам людьми.
  4. (Доброта на войне, добро побеждает зло) Война – это страшнейшее испытание, в котором в полной мере раскрывается человеческий характер. На поле брани невозможно долгое время лицемерить, носить ту или иную маску. К примеру, один из героев романа, будучи простым солдатом, смог сохранить душевное благородство и доброту даже в непростых условиях плена. Душа Платона Каратаева была полна милосердия и сострадания к людям. Он стремился помогать тем, кто нуждался в помощи, просто в добром слове. Так, герой поделился последним куском картошки с пленным Пьером Безуховым, и подобный жест был для него привычным делом. Каратаев чурался любого проявления жестокости, насилия, злобы. Он искренне верил, что в каждом, даже самом подлом и жестоком человеке скрывается чистая душа и добрые помыслы, просто не все догадываются об этом. Испытания войной и пленом никак не повлияли на личность Платона, который по-прежнему оставался добр с людьми и животными. Благодаря его поддержке Пьер Безухов получил шанс на жизнь. Выходит, доброта Платона Каратаева, его вера в лучшее оказались сильнее бессмысленной жестокости войны, раз Пьер смог выжить, полюбить, построить счастливую семью и всю жизнь сеять ростки доброго, прекрасного.
  5. (Жестокость как проявление душевной слабости) Одним ярких, самобытных, но при этом на редкость отрицательных персонажей романа по праву считается Анатоль Курагин. Эгоистичный, надменный и холодный красавец-дворянин превыше всего ставил лишь собственные интересы. Полностью погрязнув в разврате, он все свое время проводил в кутежах и бесконечном поиске новых развлечений. Молодой человек искал острые ощущения, он любил ходить по острию ножа, тем самым испытывая судьбу на прочность. Подобным образом жизни Анатоль позорил честь своей семьи, доставлял крупные финансовые неприятности отцу. Герой совершенно не задумывался о том, к каким серьезным последствиям может привести его беспутная жизнь. Он настолько морально опустился, что был готов выгодно продать себя, подыскав подходящую невесту. Однако и это дело он не смог довести до логического завершения. Увлекшись очаровательной Наташей Ростовой, он решил совершить подлый поступок – похитить девушку и тем самым обесчестить ее. К счастью, о планах Анатоля стало известно Соне, которая обо всем рассказала родителям Наташи. Когда коварные планы Курагина были раскрыты, он попросту исчез из города, чтобы не держать ответ за свою подлость. Молодой человек не испытывал ни капли сожаления о содеянном, но вместе с тем боялся наказания, словно нашкодивший маленький мальчик. Его жестокость по отношению к людям можно смело назвать проявлением душевной слабости, безволия, неуверенности в собственных силах. Своим примером Анатоль Курагин доказал, что жестокость – это удел трусов и неудачников.

Тема добра и зла в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»

Положительные герои в романе

Положительные герои в войне и мире показаны глобально. Друг от друга их отличает восприятие мира, характер и поведение. К «добру» эпопеи можно отнести:

  • Наталья Ростова — молодая графиня 16 лет.
  • Княжна Марья Болконская — девушка верующая, тихая и спокойная, ее глаза извергают тепло и свет.
  • Граф Николай Ростов — муж Марии Болконской и брат Наташи Ростовой.
  • Кутузов Михаил Илларионович — полководец и главнокомандующий русской армии.

Наталья Болконская (Ростова)

Доброта Наташи Ростовой отличает ее от многих действующих лиц произведения, которых много в романе. С самого первого взгляда в глаза бросается ее детская простота, невинность, порядочность и хорошее воспитание. Девушка притягивает взгляд читателя своей честностью, открытостью, желанием жить ради других, своими добрыми поступками: помогает отдавать подводы раненым в бою. Она так же демонстрирует нам неподдельную любовь, несмотря на последующую измену.

Сердце Наташи наполнено любовью, чистыми и искренними чувствами, именно поэтому героиня так тяжело переносит утрату любимого мужчины. Смерть возлюбленного пагубно влияет на девушку, но не лишает человечности и милосердия. В эпилоге романа, писатель показывает нам замужество героини. Именно в браке и семейной жизни барышня находит свое истинное счастье. Она носит, рожает, кормит и воспитывает трёх дочерей и сыночка. С этого момента Наталья становится идеалом любящей жены и матери. Смыслом своей жизни теперь графиня видит свою семью: мужа и детей.

Марья Болконская

Душа героини многозначительно разнится с внешним обликом. В первую очередь свое милосердие девушка проявляет по отношению к своей семье: полностью отдает себя отцу и брату. Невзирая на строгость графа Болконского, главы семейства, она любит его, относится с большим трепетом и уважением. Героине несвойственны такие качества, как: жестокость, расчётливость, девушка не умеет обманывать. Замужество с Николаем Ростовым даёт Марье надежду на личное счастье. Брак позволил девушке совершенствоваться морально и духовно. Марья не просто является эталоном доброты, она также учит порядочности, добродушию окружающих.

Николай Ростов

Молодой человек очень добр и честен, вспыльчив, отчасти ведёт себя как ребенок. Проявление этого происходит не только во внешности парня, но и в поведении. Он никогда не лукавит, искренне любит своих родных и близких.

Николай так же пользуется уважением среди общества за свои удивительные таланты в музыке и танцах. Окружающие удивлялись его грации в танцах, просили исполнить что-нибудь с Натальей. Марью Болконскую граф полюбил за красивый внутренний мир, что говорит о его искренних намерениях к пассии. Бесспорно, парень также допускал ошибки, совершал глупые поступки, но он вовремя осознавал это и исправлял.

Кутузов Михаил Илларионович

Взору является человек добрый, внимательный, и главное — спокойный, неторопливый. Внешность деятеля прекрасно демонстрирует это, одет как обычный солдат, на военных советах и в бою остаётся самим собой.

В аргумент доброты на войне можно привести способность Кутузова к состраданию. Именно это качество роднит полководца с другими участникам и войны.

Что помогает победить на войне? Л.Н. Толстой «Война и мир»

В одиночку выиграть войну невозможно. Только сплоченность народа перед лицом всеобщей беды, подкрепленная храбростью, преодолевающей страх, открывает путь к победе. Читатель с остротой ощущает чувство единства русского народа во время войны.

Борьба за жизнь, свобода объединила самых разных людей. Одержать победу над армией французов и защитить родную землю, русским помог боевой дух, солдатская храбрость, вера в свои силы. Описание сражений под Шенграбеном, Аустерлицем, Бородино, наиболее ярко демонстрирует сплоченность защитников отечества. Победителями в этой войне выходят не те, кто гонится за наградами и чинами, не карьеристы, а простые солдаты, ополченцы, крестьяне, которые совершают подвиги ежеминутно. Перед глазами читателя проходят образы Тушина – скромного командира батареи, Тихона Щербатого, Платона Каратаева, купца Ферапонтова, юного Пети Ростова. В них объединились основные черты характера русского народа, которые помогли противостоять врагу. Все эти люди сражались по собственной воле. Им не нужен был приказ – они встали на защиту собственного дома, земли, родных и близких. И победили.

Отрицательные герои в эпопее

Вопреки всему хорошему, среди пятисот действующих лиц произведения. Больше половины из них являются отрицательными:

  • Княгиня Элен Курагина — образ притворной особы.
  • Анатоль Курагин — брат Элен.
  • Наполеон Бонапарт — генерал французской армии.

Элен Курагина

Героиня предстает полным антиподом Наташи Ростовой. Несмотря на то что изначально молодая особа появляется перед читателями мудрой, образованной, таковой она не является. Толстой упоминает ее однообразную улыбку и античную красоту тела. Она напоминает очерствелую статую, безумно красивую внешне, но абсолютно пустую внутри.

Элен эгоистична, самолюбива, вступает в отношения с Пьером Безуховым из корыстных побуждений. Она никогда никого не любила и не полюбит, сердце девушки мертво. На примере Курагиной Толстой желает показать, насколько обманчива бывает внешность. Вопреки безупречной внешности, внутри она особо уродлива. Бессердечная, меркантильная и эгоистичная Элен не заслуживает уважения и заботы, в конце произведения это её убивает.

Анатоль Курагин

Для описания героя автор употребляет такие слова как «дурень» и «болван». Поступки Анатоля оправдывают эти слова: большую часть своего времени он проводит на кутежах и пьянках. Твердых принципов жизни у молодого князя нет, он не заботится о своем прошлом и ничего не делает для будущего, живя исключительно настоящим. Даже будучи женатым на польке, Курагин вступает в новые близкие отношения с девушками, выбирая себе богатую спутницу. Это доказывает, что он оказывается таким же меркантильным, как сестра Элен.

Анатоль и Элен абсолютно одинаковы в своих жизненных принципах, где отсутствуют нравственные ценности. Они не созданы для семьи, у них нет и не будет детей. Невзирая на все плохие черты характера, парень чист совестью, считает себя хорошим, искренним и безукоризненным человеком. Ему не присуще сострадание и самоанализ, Анатолий готов идти к своей цели по головам, переступая через чувства окружающих.

Наполеон Бонапарт

Главная проблема полководца — самовлюблённость. Она проявляется в том, что Бонапарт считает себя выше и лучше других участников войны, потому относится к ним с пренебрежением. Исходя из этого, можно сказать, что Наполеон — человек бездушный, эгоистичный и неспособный на эмпатию и помощь.

Главнокомандующий никогда не пожертвует своим комфортом ради другого человека, даже если раненым окажется солдат своей армии.

Как война раскрывает характер человека? Л.Н. Толстой «Война и мир»

Война заставляет человека проявить свои внутренние черты, то есть показать себя трусом или храбрецом. Примеры можно найти в романе. Например, Шенграбенское сражение открывает характер офицера Жеркова, из-за трусости которого погибает множество солдат и офицеров. Багратион поручает ему доставить приказ об отступлении на левый фланг войска. Жерков трусит, он не готов рисковать жизнью ради победы.

Именно в это время французы атакуют левый фланг, приводя защитников в смятение. Командиры не знают что делать. Приказа отступать нет, а вперед идти невозможно. Начинается неразбериха: пехота бежит в лес, гусары решают атаковать врага. Из-за малодушия Жеркова огромное количество русских солдат гибнет.

Совсем по-другому проявляет себя юный Николенька Ростов, который вместе с гусарами отважно бросается в атаку. И, несмотря на полученное ранение, продолжает сражаться. За проявленное мужество его производят в офицеры.

Читатель в этом эпизоде видит последствия страха на войне, который одних парализует, а других толкает на подвиги. Гарантировать спасение жизни не может ни бегство от реальности, ни яростная борьба. Но отвага помогает сохранить честь, увеличивает силы в бою, а это повышает шансы на выживание.

Итоговый анализ сочинения

Подводя итоги, можно сказать, что добро и зло в войне и мире присутствует в совершенно разном соотношении. Злость, эгоизм и равнодушие куда превосходят милосердие, доброту и честность. Так происходит и в современном мире.

Автор уверен, что в наше время люди стали забывать про уважение, эмпатию и заботу. Нередко, из-за плохого окружения человек с чутким сердцем и чистой душой становится жестоким по отношению к другим и даже к самому себе. Каждому человеку на этой земле необходимо начать с себя: изменить свое поведение, характер и взгляды на жизнь. Если каждый из нас сумеет изменить себя: руководствуясь только идеалами доброты, на планете полностью иссякнут войны, во вселенной воцарит согласие, безмятежность и добро.

Эпопея «Война и мир», несомненно, является лучшим примером противопоставления добра и зла. Автор показывает нам два состояния человеческой души, «война» — это злость, гнев, безразличие к окружающим, самолюбие, «мир» — это доброта души, искусство уважения и понимания, любовь, способность на самопожертвование.

В произведении сталкиваются два типа людей, для которых совершать злые поступки вполне естественно и те, кто готовы сделать все, чтобы творить добрые деяния.

Доброта – черта характера

В положительных персонажах произведения доброта заложена в характере, она принимается как должное и не подвергается сомнению. Например, Пьер Безухов имеет нелегкую судьбу, но это не делает его жестоким и озлобленным. Ему приходится через многое пройти, но все удары судьбы он принимают через призму позитивного мышления, доброта помогает ему справиться со всеми жизненными неурядицами. В то же время его жена Элен жестока по своей природе. Она не склонна к раскаянию, делает все только ради своей выгоды. Даже когда Пьер простил ее за измену, дал возможность исправится, она все равно делала все как удобно только ей.

Еще один пример врожденной, воспитанной доброты, которая не подвергается сомнению – Наташа Ростова. Она росла в семье, где царило понимание и уважение друг к другу. Доброта заложена в ней с пеленок, она не только черта природного характера, но качество, воспитанное поведением и примером родителей.

Даже на войне есть место доброте. Жестокости всего положения противопоставляются людские характеры, для которых убийство является тяжелым испытанием. Один из примеров добрых людей на войне – Платон Каратаев. Он уверен, что миром правит добро, и даже в плену сохраняет любовь ко всему миру.

Дети на войне (В. Катаев «Сын полка»)

Детям не место на страшной, бесчеловечной войне. Там люди гибнут, теряют близких, ожесточаются от боли и ужаса. Понимая это, взрослые изо всех сил стараются уберечь детей от кошмаров войны, хотя далеко не всегда это удается. Такова судьба Вани Солнцева, описанная в рассказе Катаева. Потеряв на войне всех родных, он остается совсем один – бродит по лесу, не зная, как быть, пытается перейти линию фронта, чтобы попасть к «своим». Голодного, напуганного мальчика находят в лесу разведчики. Берут его с собой и приводят в лагерь, доложив командиру о «находке». Капитан Енакиев, умудренный жизнью человек, понимает, что на фронте не должно быть детей, и отсылает Ваню в детский приемник для сирот. Но мальчик желает воевать и мстить за погибших родителей. Он сбегает, не доехав до места назначения, и возвращается (хоть и не с первой попытки). Енакиеву ничего не остается делать, как смириться и оставить Ваню в отряде. Он видит его неимоверное желание помочь общему делу, принести пользу. Проявив инициативу, Ваня отправляется на разведку, зарисовывая на страницах букваря план местности, но попадает в руки немцев. На его счастье, у них начинается суматоха, о нем забывают на время, Ване удается сбежать и вернуться к «своим». Командир восхищен патриотизмом ребенка, продолжая волноваться за него. Стремясь спасти мальчику жизнь, Енакиев отсылает его с важным поручением подальше от линии фронта. Ваня приносит в батарею письмо от командира. Понимая, что расчету первого орудия предстоит тяжелая битва (по сюжету весь расчет в ней погибает), Енакиев пишет в послании прощальные слова с просьбой позаботиться о Ване.

Нравственная оценка войны. М. Зусак «Книжный вор»

Главная героиня романа – Лизель. Ей девять лет и буквально перед самой войной она попадает к приемным родителям. Из-за связи родного отца Лизель с коммунистами, мать решает отдать дочку на воспитание в чужую семью, чтобы защитить ее от фашистов.

У Лизель начинается новая жизнь в незнакомой обстановке, вдали от родных. Обживаясь, она учится читать, писать, проходит через конфликт со сверстниками, обзаводится новыми друзьями. Но в обычную жизнь ребенка вносит коррективы война, добавляя к детским заботам боль, страх, разочарование. У девочки никак не укладывается в голове, почему люди убивают людей. От приемного отца она учится доброте и состраданию, невзирая на то, что эти качества во время войны могут принести одни неприятности. Лизель бесстрашно помогает родителям укрывать в подвале дома еврея. Читает ему книжки, ухаживает. Вместе с другом, которого зовут Руди, дети разбрасывают куски хлеба по дороге, где должны провести колонну пленных. Лизель ощущает уверенность в чудовищности и непостижимости войны. Как понять, почему люди не хотят жить, радоваться, а начинают убивать, арестовывать тех, кто против, сжигать книги, и повсюду царит смерть.

Показательно, что в книге рассказ ведется от лица Смерти – этой вечной противницы жизни, спутницы войны.

Уроки войны. Л.Н. Толстой «Война и мир»

В романе на примере прозрения одного из главных героев, автор показывает уроки войны. А.Болконский, отправился на войну с восторженным настроением, с предвкушением, что его ждет блестящее будущее кадрового военного. Он готовился к ратным подвигам – карьере офицера. Для осуществления задуманного, он покинул семью, друзей, близких и пошел на войну за славой.

Но на деле все оказалось по-другому. Его охватила горечь и разочарование в тот момент, когда он понял, что его личная битва проиграна.

Все его эпические представления о блеске батальных сцен, окрашенных героическим сиянием, в реальности оказались жуткой кровавой бойней, лишенной привлекательности, наполненной человеческими страданиями, болью. Увидев все это, герой прозрел, понимая, насколько война страшна и неприглядна. В ней нет ничего стоящего, кроме боли. Осознав и приняв личное поражение, Болконский переоценил свою жизнь, отдав приоритет семье, дружбе, любви, отодвинув на второй план признание и славу.

Ссылка на основную публикацию