Сочинение на тему: “Почему Печорин — лишний человек” – рассуждение о трагедии героя

Почему Печорин «Лишний человек»? (по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»)

На первых порах 19 столетия начинают проявляться работы, основной темой которых является конфликт человека и общества. Появляется современный образ — «лишнего человека», отвергнутый, и не только, людьми.

В произведении «Герой нашего времени» как раз и появляется этот образ по имени Григорий Александрович Печорин. Он происходит из влиятельной семьи дворян, из-за чего с самого детства всегда был окружен богатыми людьми. Но вскоре ему надоело богатое общество с бессмысленными потехами за деньги, то есть различные баллы, обеды, маскарады и так далее. Григорий был заинтересован больше в науке.

Внутренний мир Печорина пустовал, причиной этому было его развитие. С рождения он был вынужден жить пустой жизнью и его будущее было тоже пустым. Он писал в своем дневнике, что если он был скромен — его обвиняли в лжи; он стал скрытным, так как никто не дарил ему ласки; он стал злым, так как его оскорбляли; он был готов полюбить всех, но никто его не понял и он стал ненавидеть всех.

В произведении Печорина показывают, как жертва дворян. В результате этого с ранних лет он становился бездушным, грубым и эгоистичным человеком, он каждый раз понемногу отодвигался от общества.

В течении всего произведения Печорин старается бороться с пустотой внутри. Однако его попытки оказываются неудачными. Все что он затевал было провальным. Печорин это знает и мучается из-за этого. Его муки показываются в нескончаемом противостоянии между гуманизмом и цинизмом. Все эти страдания он написал в дневнике, в своей внутренней борьбе он лишал себя всем нужным для существования. Вот эти все страдания сделали его «лишним человеком» среди людей.

Еще Печорин измучен в моральном аспекте. Он не хочет знакомиться с людьми, беседовать с интересными собеседниками. У Печорина нет близких друзей, также ему никто не нравится. Печорин оправдывается тем, что дружба не опирается на равноправности, а на страхе лишиться свободы. В результате этого можно умозаключить, что Печорин придает внимание только своей свободе. Он так любит свободу, что грезит властью и хочет подчинить себе все и всех.

Доктор Вернер и Вера являются ближайшими людьми Печорина. С доктором они похожи своим одиночеством, душевной неустроенностью и складом ума. Вера — это первая девушка в мире, которую он любит восхищенно и благородно, но вскоре у них возникают препятствия, которые он не в силах решить. В его сердце всегда борются огненная страсть и ледяное безразличие. Эгоизм Печорина проявляет его безрезультативность во всем, так как он не делает ни добра, ни зла, уделяя внимание своим стремлениям и проблемам. Это говорит о том, что он замкнулся в себе.

Вариант 2

Русская литература 19 века создала новый образ человека своей эпохи, который конфликтует с обществом, а общество отвергает его. Такой образ создал и Лермонтов в романе «Герой нашего времени».

Название романа подсказывает нам, что его герой был типичным представителем своего времени, времени бездуховности и жестокого политического преследования людей передовых взглядов после разгрома восстания декабристов. В это время у молодежи не было возможности осуществить свои планы и идеи, поэтому в их сознании появлялось неверие и сомнение. Все эти черты, присущие целому поколению, автор и отобразил в образе главного героя произведения, которым есть Печорин.

Печорин – это основной герой произведения, который проходит через все 5 глав романа. Он – «лишний человек» своей эпохи, но почему он стал таким? Почему он не нужен обществу?

Родился Григорий в богатой дворянской семье. Детство у него было радостным и безоблачным. Но в характере мальчика с ранних лет зарождались грубость, жестокость, лицемерие. Он впоследствии сам понимал это, записывая в дневник. С дневника Григория мы узнаем, что когда он говорил правду, ему не верили, вот и научился врать. Его не жалели, оскорбляли, вот и появились такие черты характера как злопамятность, ненависть ко всему окружающему и внутренняя пустота.

Юность также не принесла Печорину удовлетворения. Ему быстро наскучили балы и другие праздные события светской жизни с пустыми разговорами ни о чем. Он стал постепенно отдаляться от людей, теряя веру в жизнь. Печорин решил заняться наукой, много читает, но это занятие ему быстро становится скучным.

Можно сделать вывод, что среда, в которой он рос и заложила в его личность все пороки. Но с этими пороками он пытался бороться, хотя эта борьба была нерешительной и сводилась к нулю. Все, чтобы он не начинал делать, было обречено на провал и он очень страдает от этого.

Психологически он также слаб: боится заводить новые знакомства, общаться с умными людьми, иметь друзей, ибо в его понимании все это ограничит свободу. В нем идет внутренняя борьба между добром и злом. Его свободолюбивая натура боится потери независимости, поэтому он подчиняет все своей воле, даже любовь. Он замкнулся в себе и для него чужды добрые дела и поступки. Два человека ему близки – Вернер и Вера, но даже в отношении к ним он не может перебороть себя.

Главная трагедия Печорина в том, что он мог изменить свою жизнь, но его действия при этом были ничтожны. Он приносил только несчастья окружающим, нигде не мог найти применения своим силе и таланту, поэтому везде был лишним человеком. В конце романа Печорин осознает, что не мог найти свое место в жизни, он стал здесь лишним.


Интересы Печорина

Печорин — достаточно умный человек, «герой нашего времени» не раз доказывает, что он не принимает обществу в силу своего разума, а не наоборот. Он мог бы сделать много полезных вещей для дворянства, но из-за разочарованности в его принципах существования, он отрекается от всего, что его с ним связывает.

Печорин начитан, он заинтересован в изучении литературы, но этот интерес остывает со временем. Затем Григорий увлекается светскими вечерами с присущими им беседами, но и это вскорости ему надоедает.

Его душа ищет занятия, где бы он мог быть полезным и нужным, показать все свои умения. Он понимает, что странный для окружающих, его путешествие на Кавказ — это попытка убежать не только от самого себя, но и от опостылевшего общества.

Его жизненная позиция открывается читателю в разговорах с доктором Вернером — единственным другом Печорина. Рядом с ним герой позволяет себе рассуждения: «Я люблю сомневаться во всем: это расположение ума не мешает решительности характера». Вернер в чем-то похож на Печорина — тоже замкнут и отстранен от мира. На этом фоне они сближаются.

Представитель новой эпохи молодых людей отчаянно пытается найти свое место хоть в чем-то: в любви, работе, дружбе. Это не удается ему, потому что он играет с женщинами, не может доверять окружение, манипулирует судьбой и испытывает ее. От рук Печорина страдают все вокруг, и он в глубине потерянной души это понимает.

Рассуждение для 9 класса

Вообще, есть в литературе такая теория о «лишних» людях. И это не только Печорин! Онегин, например… Эти герои чувствуют себя вне общества, они не могут ощутить радости, любви, сделать что-то полезное, а для этого вдохновиться, загореться чем-то.

Действительно, Печорин видится лишним… Без него многим было бы лучше, он вносит только разрушение и раздор в жизни окружающих. Например, он точно разрушил жизнь Бэлы, внес ещё больший разлад в отношения между местным – горным населением и русскими. Пытался он внести разлад в жизнь контрабандистов, в отношения княжны и Грушницкого… Но и сам он не очень доволен этим – не счастлив. Если бы ему казалось всё это нормальным, то он стал бы злодеем, а он страдает. Говорит, что пытается найти себя, но ни в мирной жизни (в столице), ни на войне (на Кавказе), ему это не удаётся. Ему быстро всё надоедает! И все – тоже… Но он упрям и самолюбив, поэтому готов совершать назло, чтобы доказать самому себе.

Печорин сам отделяет себя от остального общества, не строит близких отношений. Даже в дружбе ведёт двойную игру! Он мог бы помочь Грушницкому и подружиться с княжной, а не влюблять её в себя (зачем-то). Мог бы оставить Бэлу в покое или, если уж вроде влюбился, то иметь совесть и силы продолжить их отношения. Григорий мог бы найти старшего друга и советчика в лице Максима Максимовича – мудрого и доброго, но отстранился от него. Сделал в итоге так, что стал этому человеку просто отвратителен!

Григорий Александрович видит, что не такой – без развитых чувств. Но вместо того, чтобы их развивать, он предпочитает осуждать себя. Ему бы остановиться! Прекратить следовать за своим эгоизмом! Печорин не находит себе цели – дела, всё ему кажется пустым, он ведь смеется над чувствами людей. Всем, что он делает, он издевается над людьми. Общество ещё не совсем его отвергло, но сделало бы это из-за его эгоистичных поступков.

Как и Онегин, он наблюдает за людьми, как будто они играют в театре. Никто не спорит, что наша жизнь – это игра, но ведь люди на самом деле испытывают чувства. Любят, страдают… А вот он сам не особенно понимает, как это – чувствовать. Опять же он знает этот свой «грех», но ничего не может сделать. Теперь бы его послали на курсы по развитию эмоционального интеллекта! Этому тоже можно научиться, было бы желание! И на тренинге нашли бы ему цель жизни, дело… Но в те времена он просто стал лишним! Тогда только появлялись такие люди.

Печорин — тип «лишнего человека»

Белинский утверждал, что Онегин — герой времени того поколения, а его сходство с Печориным меньше, чем расстояние между реками Онегой и Печорой. Однако, налицо сходство между двумя этими персонажами. Они оба — дворяне, любившие светские удовольствия. И Онегин, и Печорин разочаровались в окружении, и ставили себя выше него; также они обладали незаурядными умственными способностями, но не смогли применить их. И обоих героев можно назвать «лишними людьми», потому что они не смогли встроиться в социальную структуру общества…

Печорин жил в эпоху политической реакции, и это существенно сказалось на его внутреннем мире. У героя просто не было «питательной почвы» для саморазвития и самовыражения.

Главный герой романа чрезвычайно одарен, читатель сразу замечает его высокий интеллектуальный уровень, сильные страсти и глубину души. Природный ум Печорина, развитый и обогащенный культурой и богатым жизненным опытом, делает его проницательным человеком, безошибочно разгадывающим людей и их душевные переживания.

Печорин — очень сильная личность, он обладает волей и жаждет действия. Однако этого персонажа терзают противоречия. Несмеющиеся глаза, усталая походка при крепком телосложении и энергичности — даже внешность содержить противоречия. «Болезнь» героя того времени можно поэтапно проанализировать.

Во-первых, Печорин мечется между двух начал: с одной стороны, герой циник и скептик, с другой стороны, он хочет живой деятельности и ярких впечатлений.

Во-вторых, этот персонаж не может найти баланс между рассудком и чувствами, эгоизмом и состраданием. Он глубоко анализирует себя, поступки окружающих, но в то же время, Печорин обладает горячим сердцем и способностью понимать окружающую действительность. Герой очаровывает княжну Мери, чтобы самоутвердиться за счет Грушницкого, насмехается над «водяным обществом», доводит до погибели Бэлу, до изнеможения анализирует свои мысли. И в то же время, он в слезах бежит за Верой, открывает душу княжне, любуется природой перед дуэлью.

Именно эти противоречия делают Печорина лишним в обществе. Он не может полностью раскрыть свои задатки, самовыразиться из-за социальных и политических факторов. Внешняя среда загоняет его в тупик. А внутренний мир, бесконечная «рефлексия» и анализ, поедают все душевные силы героя. Вот почему Печорин — «лишний человек».

Внешность персонажа

Лермонтов уделяет в «Герое нашего времени» отдельные фрагменты, чтобы показать то, как выглядит его «лишний человек». Во внешности Григория сосредоточены черты типичного персонажа эпохи романтизма:

  1. В романе представлен юноша примерно двадцати пяти лет.
  2. Черты лица благородные, темные усы и брови. Единственное, что выбивается из образа — светлые, а не черные кудри.
  3. Глаза Печорина «никогда не улыбаются», отражают его душу.
  4. Пальцы на руках аристократически длинные и бледные, сам он хоть и невысок ростом, имеет среднее телосложение.
  5. Всегда хорошо и опрятно одет.
  6. Незаменимым атрибутом его образа является плащ.

В тексте несколько раз делается акцент, что Печорин непохож на остальных не только своей внешностью, но и поведением. Все в нем кричит о том, что герой является другим, поэтому он привлекает внимание всех вокруг.

Причина индивидуальности

Григорий отличается эгоистичностью натуры. Печорин объясняет такое состояние внутренней пустотой. Почему юноша стал смотреть за людьми со стороны, как за актерами сценических представлений? Жизнь мальчишки была пустой и однообразной. Все поступки интерпретировались, по мнению Григория, неправильно, на свое усмотрение. Его анализировали такие же пустые люди, развращенные ленью и достатком. Мальчик хотел быть скромным, его пытались в чем-то изобличить, он стал скрывать свои чувства и мысли.

Не получая ласки и искренней заботы, он становится злым и жестоким. Юноша верил в любовь и ждал ее, но от непонимания стал ненавидеть женщин и мужчин. Постепенно Григорий отодвигается от дворянского общества, не находит настоящих друзей среди военных. Он начинает ощущать себя «лишним человеком». Наблюдая со стороны за происходящим, проводя постоянные эксперименты, где в центре стоят человеческие отношения, он становится проницательным циником, знающим наперед результат своих действий.

Черты характера

В погоне за острыми ощущениями молодой человек часто пренебрегает чувства окружающих. Он делает все, чтобы добиться желаемого. На основе поступков можно кратко выделить главные черты его поведения:

  1. Бесстрашие и желание идти до конца — фатализм (соглашается на дуэль, входит в дом убийцы Вулича и т. д. ).
  2. Потакание любым, даже мелочным желанием — он от скуки влюбляет в себя молодую княжну, а затем разбивает ей сердце.
  3. Неосведомленность в том, что ему действительно нужно от жизни, отсюда череда необдуманных поступков, повлекшая многие трагедии, например, смерть Бэлы.
  4. Недоверие, с которым он относится ко всем вокруг, включая людей, переживающих о его самочувствии — Вера, Максим Максимыч, Вернер.

На протяжении всего романа читатель видит перед собой измученную личность, истощенную в моральном плане. Печорин, несомненно, полон изнутри различными чувствами и переживаниями, но убежден, что они никому не нужны, и предпочитает прятать их от всех. Поэтому можно назвать Печорина лишним человеком. В сочинении Лермонтова герой демонстрирует окружающим внутреннюю пустоту и возводит вокруг своего сердца стены, которые никто не в силах пробить.

Можно предположить, что Печорин — «маленький человек». Однако это не так. Он знает, какую цену имеет его жизнь, может ею управлять и делать важные решения просто этого не хочет.

Итог жизни лишних людей

Печорин погибает. Автор пытается донести до читателя несколько важных истин. Человек должен иметь цель. Бессмысленное прозябание приводит к гибели физической или моральной. Какая страшнее, непонятно. Часть людей живут, не принося пользы обществу, но их и не интересует это. Такие люди празднуют, веселятся, кажется, ведут яркую интересную жизнь. На деле это однообразие, завершающее разложение души. Печорин мог стать лидером движения молодежи к лучшему, но он принимает образ скучающего в буре. Нет сопротивления, нет и развития. Жизнь останавливается. Герои превращаются в никчемных наблюдателей, не желающих помочь, разрушающих и медленно умирающих.

«Лишние люди» появляются в любую эпоху. Одни рождаются раньше времени, другие живут прошлым веком. Написать сочинение «Печорин – «лишний человек» можно, взяв за основу предложенный рассуждения.

Итог жизни Григория

Как и заведено, по традиции литературы 19 века такой тип персонажа обречен на гибель. Это происходит и с героем романа Лермонтова.

Печорин погибает в дороге, от болезни. Эта смерть не от пули неприятеля, она настигла Григория не бою. Кажется, что судьба посмеялась над ним — всю жизнь он промаялся в скуке, поэтому и смерть везде чужого и лишнего Печорина стала скучной, как будто под стать ему.

В гибели есть и символ. Всю жизнь он провел будто в пути, пытаясь отыскать среди всех дорог свою. Печорин наделся, что она приведет его к внутренней гармонии. Однако этого так и не случилось, он умирает в поиске, так и не найдя своего предназначения в этой жизни, из-за чего его можно называть странником, который не дошел до точки назначения. Проблема «лишнего человека» в обществе разрешается традиционным образом.

Григорий стал разрушителем своей жизни, постепенно отстраняясь от любого участия в ней. Он выбрал быть безмолвным наблюдателем и принял однообразие судьбы, хотя с его возможностями и амбициями мог бы сделать очень много для развития страны и молодежи. Еще один «лишний человек» в галерее предшественников трагически завершил свой путь, так и не поняв, зачем был рожден на свет.

Печорин лишний человек и почему сочинение 9 класс

В начале 19 века в русской литературе создаётся новый образ человека идущего порознь с привычными моральными устоями в обществе. Человека, мысли и поступки которого, воспринимаются иначе. Да и сам для себя такой человек; вечный скиталец в непроглядном тумане загадок и вопросов.

Пушкин изобразил таковой портрет в своём произведении «Евгений Онегин», где главный герой отдавал предпочтения лишь увеселениям жизни и полному отсутствию к её улучшению, да и вовсе, к каким то стремлениям.

У Лермонтова в этой роли выступает Григорий Печорин, потерявший малейший проблеск надежды в этом чужом для него мире. Он вырос в богатой дворянской семье окружённый изобилием и светским обществом. Не обделён был и мужской привлекательностью и вместе с тем, был очень сообразителен. Пользовался популярностью у лиц противоположного пола, на что сам герой смотрел с холодным равнодушием.

Довольно частое явление, когда на светских приёмах, Печорин зевал от скуки, смотря на всеобщую какофонию праздности, надменным, и ленивым взглядом. Наверняка можно предположить, что большая доля его бед вызвана, или скорее мотивирована скукой. Всю свою жизнь он ищет, чем можно заполнить эту гнетущую пустоту, куда можно направить свои силы и в чём раскрыть потенциал. Он отправляется прямиком под чеченские пули, предполагая, что игра со смертью разбудит в нём азарт в жизни. Но позднее обнаруживает, что привык и к этому.

Пламенное желание действовать и холодное бесстрастие. Вот между чем мечется герой. В нём не умерли чувства, но сам он их спрятал, дав себе обещание руководствоваться лишь рассудком. Но время от времени сердце всё же берёт верх над разумом и тогда он даже не задумываться и не жалеет последствиях. Ему нет дела до того, что он приносит людям несчастья, а иногда даже горе и смерть. Он ставит всё это на жертвенный алтарь, в своих триумфальных попытках обрести смысл жизни. «Верно, было мне назначение высокое, потому что чувствую в себе силы необъятные».

Лермонтов в своём произведении раскрывает проблему общества того времени. В самом названии произведения возможно, автор выразил иронию. Люди, не нашедшие себе пристанища в социальном строе. Люди, не способные противится собственным убеждениям и моральным оценкам становились – умными ненужностями. И как подметил Белинский в своей статье «Герой нашего времени – это грустная душа нашего времени».

Вариант 2

Русская литература 19 века создала новый образ человека своей эпохи, который конфликтует с обществом, а общество отвергает его. Такой образ создал и Лермонтов в романе «Герой нашего времени».

Название романа подсказывает нам, что его герой был типичным представителем своего времени, времени бездуховности и жестокого политического преследования людей передовых взглядов после разгрома восстания декабристов. В это время у молодежи не было возможности осуществить свои планы и идеи, поэтому в их сознании появлялось неверие и сомнение. Все эти черты, присущие целому поколению, автор и отобразил в образе главного героя произведения, которым есть Печорин.

Печорин – это основной герой произведения, который проходит через все 5 глав романа. Он – «лишний человек» своей эпохи, но почему он стал таким? Почему он не нужен обществу?

Родился Григорий в богатой дворянской семье. Детство у него было радостным и безоблачным. Но в характере мальчика с ранних лет зарождались грубость, жестокость, лицемерие. Он впоследствии сам понимал это, записывая в дневник. С дневника Григория мы узнаем, что когда он говорил правду, ему не верили, вот и научился врать. Его не жалели, оскорбляли, вот и появились такие черты характера как злопамятность, ненависть ко всему окружающему и внутренняя пустота.

Юность также не принесла Печорину удовлетворения. Ему быстро наскучили балы и другие праздные события светской жизни с пустыми разговорами ни о чем. Он стал постепенно отдаляться от людей, теряя веру в жизнь. Печорин решил заняться наукой, много читает, но это занятие ему быстро становится скучным.

Можно сделать вывод, что среда, в которой он рос и заложила в его личность все пороки. Но с этими пороками он пытался бороться, хотя эта борьба была нерешительной и сводилась к нулю. Все, чтобы он не начинал делать, было обречено на провал и он очень страдает от этого.

Психологически он также слаб: боится заводить новые знакомства, общаться с умными людьми, иметь друзей, ибо в его понимании все это ограничит свободу. В нем идет внутренняя борьба между добром и злом. Его свободолюбивая натура боится потери независимости, поэтому он подчиняет все своей воле, даже любовь. Он замкнулся в себе и для него чужды добрые дела и поступки. Два человека ему близки – Вернер и Вера, но даже в отношении к ним он не может перебороть себя.

Главная трагедия Печорина в том, что он мог изменить свою жизнь, но его действия при этом были ничтожны. Он приносил только несчастья окружающим, нигде не мог найти применения своим силе и таланту, поэтому везде был лишним человеком. В конце романа Печорин осознает, что не мог найти свое место в жизни, он стал здесь лишним.

Рассуждение для 9 класса

Вообще, есть в литературе такая теория о «лишних» людях. И это не только Печорин! Онегин, например… Эти герои чувствуют себя вне общества, они не могут ощутить радости, любви, сделать что-то полезное, а для этого вдохновиться, загореться чем-то.

Действительно, Печорин видится лишним… Без него многим было бы лучше, он вносит только разрушение и раздор в жизни окружающих. Например, он точно разрушил жизнь Бэлы, внес ещё больший разлад в отношения между местным – горным населением и русскими. Пытался он внести разлад в жизнь контрабандистов, в отношения княжны и Грушницкого… Но и сам он не очень доволен этим – не счастлив. Если бы ему казалось всё это нормальным, то он стал бы злодеем, а он страдает. Говорит, что пытается найти себя, но ни в мирной жизни (в столице), ни на войне (на Кавказе), ему это не удаётся. Ему быстро всё надоедает! И все – тоже… Но он упрям и самолюбив, поэтому готов совершать назло, чтобы доказать самому себе.

Печорин сам отделяет себя от остального общества, не строит близких отношений. Даже в дружбе ведёт двойную игру! Он мог бы помочь Грушницкому и подружиться с княжной, а не влюблять её в себя (зачем-то). Мог бы оставить Бэлу в покое или, если уж вроде влюбился, то иметь совесть и силы продолжить их отношения. Григорий мог бы найти старшего друга и советчика в лице Максима Максимовича – мудрого и доброго, но отстранился от него. Сделал в итоге так, что стал этому человеку просто отвратителен!

Григорий Александрович видит, что не такой – без развитых чувств. Но вместо того, чтобы их развивать, он предпочитает осуждать себя. Ему бы остановиться! Прекратить следовать за своим эгоизмом! Печорин не находит себе цели – дела, всё ему кажется пустым, он ведь смеется над чувствами людей. Всем, что он делает, он издевается над людьми. Общество ещё не совсем его отвергло, но сделало бы это из-за его эгоистичных поступков.

Как и Онегин, он наблюдает за людьми, как будто они играют в театре. Никто не спорит, что наша жизнь – это игра, но ведь люди на самом деле испытывают чувства. Любят, страдают… А вот он сам не особенно понимает, как это – чувствовать. Опять же он знает этот свой «грех», но ничего не может сделать. Теперь бы его послали на курсы по развитию эмоционального интеллекта! Этому тоже можно научиться, было бы желание! И на тренинге нашли бы ему цель жизни, дело… Но в те времена он просто стал лишним! Тогда только появлялись такие люди.

Также читают:

Картинка к сочинению Печорин лишний человек и почему

Популярные сегодня темы

На картине четыре главных действующих лица, – две молодых стройных девушки, игривый пес и красивый, породистый конь. Есть также два второстепенных действующих лица, – это другой конь и конюх

В 1898 году великий писатель создал рассказ «Крыжовник». В данном сборнике стоит упомянуть такие рассказы: «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви».

Во всех пьесах Островского раскрываются образы русских женщин через героинь его пьес. Что же может сближать двух героинь пьесы Н. Островского Бесприданница и Гроза Ларису Огудалову и Катерину Кабанову

Ольга Ивановна представлена в рассказе воплощением поверхностности, тщеславия и легкомыслия. Ее образ служит контрастом ее мужу – незаметному, но хорошему и талантливому человеку.

Самая прекрасная пора года – это осень. Она окутывает деревья яркими красками. Богатство ее оттенков, веяние свежего ветерка и шум опавшей листвы вдохновляет многих поэтов на создание мировых шедевров.

Сочинение: Почему Печорин — «лишний» человек? (по роману «Герой нашего времени»)

(578 слов) Такое понятие, как «лишний человек», стало известно в литературе девятнадцатого столетия. Понятие «лишний» означает не просто отвергнутый и оторванный от общества. Прежде всего, это тот, кто не может занять свое место в окружающей действительности. Одним из представителей этой группы является Печорин из знаменитого произведения Михаила Юрьевича Лермонтова «Герой нашего времени». Итак, рассмотрим подробнее, почему Печорина можно назвать «лишним» человеком?

Как можно заметить, главному герою свойственен эгоизм, обусловленный внутренней пустотой. Пресыщенный и изнеженный богатством Григорий вдруг стал наблюдать за людьми, словно за актерами представлений. Жизнь юноши, наполненная лишь однообразными удовольствиями и праздностью, стала скучной. Причину этой экзистенциальной усталости можно найти и в окружении героя. Его поступки и стремления понимались совершенно не правильно, ведь их оценивали такие же бесцельные люди, испорченные достатком и ленью. Григория все время стремились изобличить во лжи, и он начал скрывать от окружающих свои чувства и мысли. В такой обстановке он стал равнодушным к эмоциям и переживаниям других людей. Более того, поскольку главный герой не получал достаточного количества заботы и участия, он стал злым и жестоким. Со временем главный персонаж постепенно отдаляется от дворянского общества, лицемерного и однообразного. Он не может найти себе истинных друзей и в среде военных, не говоря уже о других сословиях. Постепенно Печорин начинает осознавать, что он — «лишний» человек, который не находит ни занятия, ни дружеского участия, ни места в жизни. Пристально наблюдая за человеческими отношениями и вмешиваясь в них развлечения ради, главный герой становится настоящим циником и лишь глубже зарывается в апатию.

Не менее важным аспектом является место Григория в системе общественных отношений и государственном строе. Главный герой не может определить свое истинное предназначение в жизни, потому что от него ничего не зависит в стране, где каждый человек — лишь подданный. Эпоху правления Николая Первого не зря назвали «мрачным семилетием», ведь после права декабристского восстания лучшие люди своего времени осознали свою никчемность и неприкаянность. От их участия в общественной жизни просто отказались. Безусловно, Печорин является развитым и умным человеком. Герой сумел бы дать много полезного обществу. Однако у него исчез интерес ко всему, как и у большинства его сверстников. Стоящей работы для него не нашлось, а привычные развлечения молодёжи ему надоедают. В итоге, главный герой решает отправиться на военную службу, но и риск недолго развлекает его. Печорин стремится правильно применить свои интересы и силы, однако даже в военном деле от него не ждут никакой инициативы, и он вновь погружается в скуку. Его хандра приносит только беды людям, которым он встречает на своем пути. От действий Григория страдают такие героини, как Бэла, Мери, Ундина, Вера. Читателю до глубины души жалко и слепого мальчика, который остался без всяких средств к существованию из-за действий Григория. Главный герой ощущает в себе невероятные силы, однако не может найти им применения, поэтому его способности приобретают деструктивный характер.

Также доказательством того, что Печорин — лишний человек, является его ненужность самому себе. Григорий желает испытать яркие ощущения любой ценой, даже ценой жизни. Герой смело решается на дуэль. Прекрасно понимая, что пистолет является незаряженным, он входит в дом Вулича. Рисковать собой так бездумно может только тот, кому не жаль своей жизни.

Таким образом, герой своего времени не находит себе места в обществе и становится «лишним» человеком. Автор показывает, как умные и энергичные люди становятся жестокими, бездеятельными и циничными под влиянием праздности, бесправия и неправильного окружения. Можно утверждать, что автор хотел донести до читателя несколько простых истин. У каждого человека обязательно должна быть цель в жизни. Он должен искать свое предназначение. Автор утверждает, что бесцельное существование приводит к физической и моральной гибели. Роман призывает молодое поколения к борьбе за лучшее применение своих способностей.

Печорин как тип «лишнего человека» и почему его так называют

Роман «Герой нашего времени» является продолжением популярной в XIX веке проблемы, связанной с понятием «лишнего человека». К моменту выхода произведения уже были написаны «Горе от ума» и «Евгений Онегин» с героями, аналогичными лермонтовскому, и похожей темой. Критики давно рассуждают над тем, почему Печорин лишний человек и что сделало его таким, каким он описан в романе.

  1. Особенность героя
  2. Интересы Печорина
  3. Черты характера
  4. Внешность персонажа
  5. Итог жизни Григория

Особенность героя

Чтобы понять, почему Печорин является «лишним человеком», нужно обратиться к его поступкам. Из них ясно, что он эгоист, и эта эгоистичность отталкивает его от людей, не дает сблизиться. Он будто стоит на театральных подмостках и наблюдает за происходящим на сцене со стороны, только эта сцена — жизнь, в которой он не хочет принимать участия.

Жизнь Григория не всегда была скучна и однообразна. Раньше он рвался к новым знаниям, однако окружение сделало из него расчетливого и циничного человека, отобрало смысл существования.

У него забирают его любовь — девушку Веру, и это очень сказывается на эмоциональном состоянии Печорина, ведь она единственная женщина, к которой он испытывал чувства. Они не могут быть вместе из-за социальных рамок, ее брак потрясает героя, и он разочаровывается в любви и отныне считает ее своей слабостью.

Разочарование в дворянском обществе, чьи интересы становятся для Печорина безразличными, отдаляет его от прежних знакомых. Он решает искать новые ощущения в другом месте, отправляясь на Кавказ, воюя, воплощая себя нового и такого «лишнего» в знакомствах и общении с новыми людьми. Но ничего больше не может привести Григория в чувства, а любое спасение — временно.

Все эти факторы оказывают на него неизгладимое влияние. Сформированный дворянским обществом, он отрекается от него, становясь для них непонятым и чужим. Это и делает из него «лишнего человека» во всех отношениях.

Интересы Печорина

Печорин — достаточно умный человек, «герой нашего времени» не раз доказывает, что он не принимает обществу в силу своего разума, а не наоборот. Он мог бы сделать много полезных вещей для дворянства, но из-за разочарованности в его принципах существования, он отрекается от всего, что его с ним связывает.

Печорин начитан, он заинтересован в изучении литературы, но этот интерес остывает со временем. Затем Григорий увлекается светскими вечерами с присущими им беседами, но и это вскорости ему надоедает.

Его душа ищет занятия, где бы он мог быть полезным и нужным, показать все свои умения. Он понимает, что странный для окружающих, его путешествие на Кавказ — это попытка убежать не только от самого себя, но и от опостылевшего общества.

Его жизненная позиция открывается читателю в разговорах с доктором Вернером — единственным другом Печорина. Рядом с ним герой позволяет себе рассуждения: «Я люблю сомневаться во всем: это расположение ума не мешает решительности характера». Вернер в чем-то похож на Печорина — тоже замкнут и отстранен от мира. На этом фоне они сближаются.

Представитель новой эпохи молодых людей отчаянно пытается найти свое место хоть в чем-то: в любви, работе, дружбе. Это не удается ему, потому что он играет с женщинами, не может доверять окружение, манипулирует судьбой и испытывает ее. От рук Печорина страдают все вокруг, и он в глубине потерянной души это понимает.

Черты характера

В погоне за острыми ощущениями молодой человек часто пренебрегает чувства окружающих. Он делает все, чтобы добиться желаемого. На основе поступков можно кратко выделить главные черты его поведения:

  1. Бесстрашие и желание идти до конца — фатализм (соглашается на дуэль, входит в дом убийцы Вулича и т. д. ).
  2. Потакание любым, даже мелочным желанием — он от скуки влюбляет в себя молодую княжну, а затем разбивает ей сердце.
  3. Неосведомленность в том, что ему действительно нужно от жизни, отсюда череда необдуманных поступков, повлекшая многие трагедии, например, смерть Бэлы.
  4. Недоверие, с которым он относится ко всем вокруг, включая людей, переживающих о его самочувствии — Вера, Максим Максимыч, Вернер.

На протяжении всего романа читатель видит перед собой измученную личность, истощенную в моральном плане. Печорин, несомненно, полон изнутри различными чувствами и переживаниями, но убежден, что они никому не нужны, и предпочитает прятать их от всех. Поэтому можно назвать Печорина лишним человеком. В сочинении Лермонтова герой демонстрирует окружающим внутреннюю пустоту и возводит вокруг своего сердца стены, которые никто не в силах пробить.

Можно предположить, что Печорин — «маленький человек». Однако это не так. Он знает, какую цену имеет его жизнь, может ею управлять и делать важные решения просто этого не хочет.

Внешность персонажа

Лермонтов уделяет в «Герое нашего времени» отдельные фрагменты, чтобы показать то, как выглядит его «лишний человек». Во внешности Григория сосредоточены черты типичного персонажа эпохи романтизма:

  1. В романе представлен юноша примерно двадцати пяти лет.
  2. Черты лица благородные, темные усы и брови. Единственное, что выбивается из образа — светлые, а не черные кудри.
  3. Глаза Печорина «никогда не улыбаются», отражают его душу.
  4. Пальцы на руках аристократически длинные и бледные, сам он хоть и невысок ростом, имеет среднее телосложение.
  5. Всегда хорошо и опрятно одет.
  6. Незаменимым атрибутом его образа является плащ.

В тексте несколько раз делается акцент, что Печорин непохож на остальных не только своей внешностью, но и поведением. Все в нем кричит о том, что герой является другим, поэтому он привлекает внимание всех вокруг.

Итог жизни Григория

Как и заведено, по традиции литературы 19 века такой тип персонажа обречен на гибель. Это происходит и с героем романа Лермонтова.

Печорин погибает в дороге, от болезни. Эта смерть не от пули неприятеля, она настигла Григория не бою. Кажется, что судьба посмеялась над ним — всю жизнь он промаялся в скуке, поэтому и смерть везде чужого и лишнего Печорина стала скучной, как будто под стать ему.

В гибели есть и символ. Всю жизнь он провел будто в пути, пытаясь отыскать среди всех дорог свою. Печорин наделся, что она приведет его к внутренней гармонии. Однако этого так и не случилось, он умирает в поиске, так и не найдя своего предназначения в этой жизни, из-за чего его можно называть странником, который не дошел до точки назначения. Проблема «лишнего человека» в обществе разрешается традиционным образом.

Григорий стал разрушителем своей жизни, постепенно отстраняясь от любого участия в ней. Он выбрал быть безмолвным наблюдателем и принял однообразие судьбы, хотя с его возможностями и амбициями мог бы сделать очень много для развития страны и молодежи. Еще один «лишний человек» в галерее предшественников трагически завершил свой путь, так и не поняв, зачем был рожден на свет.

Сочинение на тему: «Почему Печорин — лишний человек» — рассуждение о трагедии героя

В начале 19 века в русской литературе создаётся новый образ человека идущего порознь с привычными моральными устоями в обществе. Человека, мысли и поступки которого, воспринимаются иначе. Да и сам для себя такой человек; вечный скиталец в непроглядном тумане загадок и вопросов.

Пушкин изобразил таковой портрет в своём произведении «Евгений Онегин», где главный герой отдавал предпочтения лишь увеселениям жизни и полному отсутствию к её улучшению, да и вовсе, к каким то стремлениям.

У Лермонтова в этой роли выступает Григорий Печорин, потерявший малейший проблеск надежды в этом чужом для него мире. Он вырос в богатой дворянской семье окружённый изобилием и светским обществом. Не обделён был и мужской привлекательностью и вместе с тем, был очень сообразителен. Пользовался популярностью у лиц противоположного пола, на что сам герой смотрел с холодным равнодушием.

Довольно частое явление, когда на светских приёмах, Печорин зевал от скуки, смотря на всеобщую какофонию праздности, надменным, и ленивым взглядом. Наверняка можно предположить, что большая доля его бед вызвана, или скорее мотивирована скукой. Всю свою жизнь он ищет, чем можно заполнить эту гнетущую пустоту, куда можно направить свои силы и в чём раскрыть потенциал. Он отправляется прямиком под чеченские пули, предполагая, что игра со смертью разбудит в нём азарт в жизни. Но позднее обнаруживает, что привык и к этому.

Пламенное желание действовать и холодное бесстрастие. Вот между чем мечется герой. В нём не умерли чувства, но сам он их спрятал, дав себе обещание руководствоваться лишь рассудком. Но время от времени сердце всё же берёт верх над разумом и тогда он даже не задумываться и не жалеет последствиях. Ему нет дела до того, что он приносит людям несчастья, а иногда даже горе и смерть. Он ставит всё это на жертвенный алтарь, в своих триумфальных попытках обрести смысл жизни. «Верно, было мне назначение высокое, потому что чувствую в себе силы необъятные».

Лермонтов в своём произведении раскрывает проблему общества того времени. В самом названии произведения возможно, автор выразил иронию. Люди, не нашедшие себе пристанища в социальном строе. Люди, не способные противится собственным убеждениям и моральным оценкам становились — умными ненужностями. И как подметил Белинский в своей статье «Герой нашего времени – это грустная душа нашего времени».

Вариант 2

Русская литература 19 века создала новый образ человека своей эпохи, который конфликтует с обществом, а общество отвергает его. Такой образ создал и Лермонтов в романе «Герой нашего времени».

Название романа подсказывает нам, что его герой был типичным представителем своего времени, времени бездуховности и жестокого политического преследования людей передовых взглядов после разгрома восстания декабристов. В это время у молодежи не было возможности осуществить свои планы и идеи, поэтому в их сознании появлялось неверие и сомнение. Все эти черты, присущие целому поколению, автор и отобразил в образе главного героя произведения, которым есть Печорин.

Печорин – это основной герой произведения, который проходит через все 5 глав романа. Он – «лишний человек» своей эпохи, но почему он стал таким? Почему он не нужен обществу?

Родился Григорий в богатой дворянской семье. Детство у него было радостным и безоблачным. Но в характере мальчика с ранних лет зарождались грубость, жестокость, лицемерие. Он впоследствии сам понимал это, записывая в дневник. С дневника Григория мы узнаем, что когда он говорил правду, ему не верили, вот и научился врать. Его не жалели, оскорбляли, вот и появились такие черты характера как злопамятность, ненависть ко всему окружающему и внутренняя пустота.

Юность также не принесла Печорину удовлетворения. Ему быстро наскучили балы и другие праздные события светской жизни с пустыми разговорами ни о чем. Он стал постепенно отдаляться от людей, теряя веру в жизнь. Печорин решил заняться наукой, много читает, но это занятие ему быстро становится скучным.

Можно сделать вывод, что среда, в которой он рос и заложила в его личность все пороки. Но с этими пороками он пытался бороться, хотя эта борьба была нерешительной и сводилась к нулю. Все, чтобы он не начинал делать, было обречено на провал и он очень страдает от этого.

Психологически он также слаб: боится заводить новые знакомства, общаться с умными людьми, иметь друзей, ибо в его понимании все это ограничит свободу. В нем идет внутренняя борьба между добром и злом. Его свободолюбивая натура боится потери независимости, поэтому он подчиняет все своей воле, даже любовь. Он замкнулся в себе и для него чужды добрые дела и поступки. Два человека ему близки – Вернер и Вера, но даже в отношении к ним он не может перебороть себя.

Главная трагедия Печорина в том, что он мог изменить свою жизнь, но его действия при этом были ничтожны. Он приносил только несчастья окружающим, нигде не мог найти применения своим силе и таланту, поэтому везде был лишним человеком. В конце романа Печорин осознает, что не мог найти свое место в жизни, он стал здесь лишним.

Умение управлять и руководить

Печорин стремится найти в жизни острые ощущения, чтобы понять смысл и почувствовать новые яркие моменты. Он не боится чеченских пуль, идет на дуэль, зная о незаряженном пистолете, входит в дом убийцы Вулича. Пули перестают его пугать, дуэль он подводит к трагическому результату для Грушницкого, пьяный казак не справляется с Печориным. Григорий понимает, что сам руководить своей судьбой и способен играть судьбами других. Он признается, что «было мне высокое предназначение».

Печорин чувствует «в себе силы необъятные», но не находит им применения. Герой своего времени, если исходить из названия повести «Герой нашего времени», становится лишним человеком. Как и почему такое возможно? Это признак времени. Люди, умные, деятельные и энергичные, уходят от общества, становятся нелюдимыми или жестокими, изменить собственные убеждения они не в силах, но и изменить окружающее не могут. Герой времени – «грустная душа» эпохи, по мнению В.Белинского, тип людей, отвернувшихся от общества.

Рассуждение для 9 класса

Вообще, есть в литературе такая теория о «лишних» людях. И это не только Печорин! Онегин, например… Эти герои чувствуют себя вне общества, они не могут ощутить радости, любви, сделать что-то полезное, а для этого вдохновиться, загореться чем-то.

Действительно, Печорин видится лишним… Без него многим было бы лучше, он вносит только разрушение и раздор в жизни окружающих. Например, он точно разрушил жизнь Бэлы, внес ещё больший разлад в отношения между местным – горным населением и русскими. Пытался он внести разлад в жизнь контрабандистов, в отношения княжны и Грушницкого… Но и сам он не очень доволен этим – не счастлив. Если бы ему казалось всё это нормальным, то он стал бы злодеем, а он страдает. Говорит, что пытается найти себя, но ни в мирной жизни (в столице), ни на войне (на Кавказе), ему это не удаётся. Ему быстро всё надоедает! И все – тоже… Но он упрям и самолюбив, поэтому готов совершать назло, чтобы доказать самому себе.

Печорин сам отделяет себя от остального общества, не строит близких отношений. Даже в дружбе ведёт двойную игру! Он мог бы помочь Грушницкому и подружиться с княжной, а не влюблять её в себя (зачем-то). Мог бы оставить Бэлу в покое или, если уж вроде влюбился, то иметь совесть и силы продолжить их отношения. Григорий мог бы найти старшего друга и советчика в лице Максима Максимовича – мудрого и доброго, но отстранился от него. Сделал в итоге так, что стал этому человеку просто отвратителен!

Григорий Александрович видит, что не такой – без развитых чувств. Но вместо того, чтобы их развивать, он предпочитает осуждать себя. Ему бы остановиться! Прекратить следовать за своим эгоизмом! Печорин не находит себе цели – дела, всё ему кажется пустым, он ведь смеется над чувствами людей. Всем, что он делает, он издевается над людьми. Общество ещё не совсем его отвергло, но сделало бы это из-за его эгоистичных поступков.

Как и Онегин, он наблюдает за людьми, как будто они играют в театре. Никто не спорит, что наша жизнь – это игра, но ведь люди на самом деле испытывают чувства. Любят, страдают… А вот он сам не особенно понимает, как это – чувствовать. Опять же он знает этот свой «грех», но ничего не может сделать. Теперь бы его послали на курсы по развитию эмоционального интеллекта! Этому тоже можно научиться, было бы желание! И на тренинге нашли бы ему цель жизни, дело… Но в те времена он просто стал лишним! Тогда только появлялись такие люди.

Особенность героя

Чтобы понять, почему Печорин является «лишним человеком», нужно обратиться к его поступкам. Из них ясно, что он эгоист, и эта эгоистичность отталкивает его от людей, не дает сблизиться. Он будто стоит на театральных подмостках и наблюдает за происходящим на сцене со стороны, только эта сцена — жизнь, в которой он не хочет принимать участия.

Жизнь Григория не всегда была скучна и однообразна. Раньше он рвался к новым знаниям, однако окружение сделало из него расчетливого и циничного человека, отобрало смысл существования.

У него забирают его любовь — девушку Веру, и это очень сказывается на эмоциональном состоянии Печорина, ведь она единственная женщина, к которой он испытывал чувства. Они не могут быть вместе из-за социальных рамок, ее брак потрясает героя, и он разочаровывается в любви и отныне считает ее своей слабостью.

Разочарование в дворянском обществе, чьи интересы становятся для Печорина безразличными, отдаляет его от прежних знакомых. Он решает искать новые ощущения в другом месте, отправляясь на Кавказ, воюя, воплощая себя нового и такого «лишнего» в знакомствах и общении с новыми людьми. Но ничего больше не может привести Григория в чувства, а любое спасение — временно.

Все эти факторы оказывают на него неизгладимое влияние. Сформированный дворянским обществом, он отрекается от него, становясь для них непонятым и чужим. Это и делает из него «лишнего человека» во всех отношениях.

Внешность персонажа

Лермонтов уделяет в «Герое нашего времени» отдельные фрагменты, чтобы показать то, как выглядит его «лишний человек». Во внешности Григория сосредоточены черты типичного персонажа эпохи романтизма:

  1. В романе представлен юноша примерно двадцати пяти лет.
  2. Черты лица благородные, темные усы и брови. Единственное, что выбивается из образа — светлые, а не черные кудри.
  3. Глаза Печорина «никогда не улыбаются», отражают его душу.
  4. Пальцы на руках аристократически длинные и бледные, сам он хоть и невысок ростом, имеет среднее телосложение.
  5. Всегда хорошо и опрятно одет.
  6. Незаменимым атрибутом его образа является плащ.

В тексте несколько раз делается акцент, что Печорин непохож на остальных не только своей внешностью, но и поведением. Все в нем кричит о том, что герой является другим, поэтому он привлекает внимание всех вокруг.

Итог жизни Григория

Как и заведено, по традиции литературы 19 века такой тип персонажа обречен на гибель. Это происходит и с героем романа Лермонтова.

Печорин погибает в дороге, от болезни. Эта смерть не от пули неприятеля, она настигла Григория не бою. Кажется, что судьба посмеялась над ним — всю жизнь он промаялся в скуке, поэтому и смерть везде чужого и лишнего Печорина стала скучной, как будто под стать ему.

В гибели есть и символ. Всю жизнь он провел будто в пути, пытаясь отыскать среди всех дорог свою. Печорин наделся, что она приведет его к внутренней гармонии. Однако этого так и не случилось, он умирает в поиске, так и не найдя своего предназначения в этой жизни, из-за чего его можно называть странником, который не дошел до точки назначения. Проблема «лишнего человека» в обществе разрешается традиционным образом.

Григорий стал разрушителем своей жизни, постепенно отстраняясь от любого участия в ней. Он выбрал быть безмолвным наблюдателем и принял однообразие судьбы, хотя с его возможностями и амбициями мог бы сделать очень много для развития страны и молодежи. Еще один «лишний человек» в галерее предшественников трагически завершил свой путь, так и не поняв, зачем был рожден на свет.

Евгений Онегин

Родоначальником литературного типа «лишних людей» считается герой романа А. С. Пушкина Евгений Онегин. Он воспитывался в соответствии с правилами «хорошего тона». Онегин вел богемный образ жизни – ходил на балы, совершал прогулки по Невскому проспекту, посещал театры. Времяпрепровождение Евгения Онегина ничем не отличалось от жизни «золотой молодежи» той эпохи. Однако в скором времени герою романа Пушкина это все надоело. Евгению стало скучно и в театре, и на балах. Это является первым штрихом к портрету «лишнего человека». Онегин стал чувствовать себя неуютно в высшем обществе, лишним. Это общество, что так долго его окружало, вдруг стало чуждым.

Евгений пытается найти какое-либо полезное занятие, однако отсутствие привычки к труду и барское воспитание сыграли свою роль. Онегин ни одно из своих начинаний не доводит до конца. В деревне герой начинает заниматься устройством крестьянской жизни, но после проведения одной реформы, бросает это занятие. И здесь он оказывается неприспособленным к жизни, лишним.

В любви Онегин тоже лишний. В начале произведения герой любить не способен, и отвергает чувства Татьяны, а в конце отвергают его, несмотря на его духовное перерождение.

После дуэли с Ленским Онегин уезжает из деревни и отправляется в путешествие по России. Во время этих странствий он переосмысливает свою жизнь, переоценивает свое отношение к окружающему миру, анализирует свои поступки. Однако автор не говорит, что он начал заниматься каким-нибудь полезным делом и стал счастливым. Финал романа остается открытым и читателю остается только догадываться о дальнейшей судьбе главного героя.

Главная беда Евгения Онегина – оторванность от жизни. Он очень умен, обладает огромными задатками, нелицемерен. Однако вся жизнь Онегина – это страдание, на которое его обрекло устройство жизни и само общество. Онегин является одним из многих представителей своего времени и своего общества. В такие же условия поставлен и подобный ему персонаж — Печорин.

Интересы Печорина

Печорин — достаточно умный человек, «герой нашего времени» не раз доказывает, что он не принимает обществу в силу своего разума, а не наоборот. Он мог бы сделать много полезных вещей для дворянства, но из-за разочарованности в его принципах существования, он отрекается от всего, что его с ним связывает.

Печорин начитан, он заинтересован в изучении литературы, но этот интерес остывает со временем. Затем Григорий увлекается светскими вечерами с присущими им беседами, но и это вскорости ему надоедает.

Его душа ищет занятия, где бы он мог быть полезным и нужным, показать все свои умения. Он понимает, что странный для окружающих, его путешествие на Кавказ — это попытка убежать не только от самого себя, но и от опостылевшего общества.

Его жизненная позиция открывается читателю в разговорах с доктором Вернером — единственным другом Печорина. Рядом с ним герой позволяет себе рассуждения: «Я люблю сомневаться во всем: это расположение ума не мешает решительности характера». Вернер в чем-то похож на Печорина — тоже замкнут и отстранен от мира. На этом фоне они сближаются.

Представитель новой эпохи молодых людей отчаянно пытается найти свое место хоть в чем-то: в любви, работе, дружбе. Это не удается ему, потому что он играет с женщинами, не может доверять окружение, манипулирует судьбой и испытывает ее. От рук Печорина страдают все вокруг, и он в глубине потерянной души это понимает.

Почему Печорин «Лишний человек»? (по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»)

Выполнила ученица 10 класса МКОУ «Никольская СОШ» Новоусманского района Воронежской области Саяпина Ирина Павловна

Проверила учитель русского языка и литературы Гордиенко Оксана Владимировна

Почему Печорин «Лишний человек»?

(по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»)

Михаил Юрьевич Лермонтов – выдающийся поэт и прозаик XIX века. Несчастливое детство, ранняя смерть матери, бесконечные распри между отцом и бабушкой – все это отразилось на творчестве писателя,придавая ему настроения грусти , одиночества и глубокого самоанализа .

Не смотря на то что Лермонтов прожил всего 27 лет , он достиг больших успехов и смог встать на одном уровне со своим кумиром – Александром Пушкиным . Условно творчество Михаила Юрьевича можно поделить на 3 периода : ранний (1828-1832 г.) , переходный (1833-1836г.) и зрелый (1837-1841 г ); переломным моментом между которыми является смерть Пушкина , имеющего особое влияние, как на личность , так и творчество Лермонтова .

Под впечатлением первой ссылки на Кавказ Михаил Юрьевич в 1837 году начинает работать над первым психологическим романом «Герой нашего времени». В центре произведения сложная и противоречивая личность – Григорий Печорин. Автора интересуют не столько события, сколько внутренний мир героя . Изображению и раскрытию образа Григория способствует особая композиция романа , состоящего из 5 частей , каждая их которых имеет собственное заглавие и сюжет . Лермонтов намеренно нарушает хронологический порядок глав , следующих друг за другом по принципу более глубокого проникновения в мир Печорина . сперва оценка действиям главного героя дается самим автором , затем оценка извне , то каким его видят современники . Но настоящим Печорин предстает в главах «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист », в которых происходит самораскрытие героя , его самоанализ , проявление способности видеть насквозь других людей и в какой то степени умение манипулировать ими . В предисловии Михаил Юрьевич называет Печорина «безнравственным человеком », а позже и сам герой назовет себя «нравственным калекой » «Герой Нашего Времени – портрет не одного человека : это портрет из пороков всего нашего поколения в полном их развитии »- отмечает писатель.

Печорин по типу героев является «лишним человеком». Герой данного типа – не просто отвергнутый обществом человек , это люди , которые не могут найти себе места в мире . Эти герои всегда находятся в конфликте с современным для них обществом , они способны видеть пороки других людей , но не способны им противостоять .

Печорин молодой человек из дворянской семьи. Сперва юноша наслаждается тем, что можно купить за деньги , вскоре ему это надоедает. Григорий попадает в высший свет, любовь светских красавиц раскаляла в нем самолюбие и воображение, но сердце героя оставалось пустым . Печорин решает обучаться наукам , но и это для него становится скучным . Герой находится в постоянном движении ,надеясь хоть где-то найти себе место . Вскоре его переводят на Кавказ, в нем селится надежда , что «скука не живет под чеченскими пулями», но уже через месяц близость смерти становится привычкой и герой теряет последнюю надежду . Жизнь Григория Александровича становится пустее день ото дня и он старается убедить себя , что путешествия по Америке , Аравии , Индии наскучат ему не так скоро. В главе «Максим Максимыч» герои находят странности в Печорине: «в дождик , в холод целый день на охоте ;все зябнут ,устанут – а ему ничего. А другой раз сидит у себя в комнате, ветер пахнет ,уверяет, что простудился ; бывало , по целым часам слова не добьешься , зато уж иногда как начнет рассказывать , так животики надорвешь со смеха». Также про него говорили : «Его холодный металлический взгляд. Глаза не смеялись – признак злого нрава или постоянной грусти»- одна из главных черт «лишнего человека», герой постоянно хандрит. «Его походка была небрежна и ленива, но он не размахивал руками при ходьбе »- верный признак того ,что он скрытен . Черты скрытности и эгоизма проявляются при встрече Печорина с бежавшим к нему после длительной разлуке штабс-капитаном . Максим Максимыч хотел кинуться на шею Григорию , но тот довольно холодно, но с приветливой улыбкой протянул ему руку. Сколько бы герои не просили Печорина остаться с ними , хотя бы еще часа на два, Печорин в спешке решил их покинуть . О себе герой говорит , что у него несчастный характер , сам несчастен и приносит его другим . Ведь по его вине была убита Бела , от его руки погибает Грушницкий, люди вокруг него не могут быть счастливы. Также Григорий Александрович говорит о двойственности своей натуры: «Во мне два человека, один делает ,другой мыслит и судит ».

Печорин не боится давать оценку обществу, при этом постоянно анализирует самого себя, он мыслитель и тонкий психолог . В своих пороках он винит общество, в котором он вырос . в главе «Княжна Мери », Григорий делится с героиней: «Все читали на моем лице признаки дурных чувств ,которых не было; но их предполагали и они родились ; моя бесцветная молодость протекала в борьбе с собой и светом». Печорин чувствует себя выше других людей, в глубине сердца давно умерли чувства, в нем родилось отчаяние .

Именно все это и делает Печорина «лишним человеком», который появился раньше своего времени.

Сочинение на тему: «Почему Печорин — лишний человек» — рассуждение о трагедии героя

В начале 19 века в русской литературе создаётся новый образ человека идущего порознь с привычными моральными устоями в обществе. Человека, мысли и поступки которого, воспринимаются иначе. Да и сам для себя такой человек; вечный скиталец в непроглядном тумане загадок и вопросов.

Пушкин изобразил таковой портрет в своём произведении «Евгений Онегин», где главный герой отдавал предпочтения лишь увеселениям жизни и полному отсутствию к её улучшению, да и вовсе, к каким то стремлениям.

У Лермонтова в этой роли выступает Григорий Печорин, потерявший малейший проблеск надежды в этом чужом для него мире. Он вырос в богатой дворянской семье окружённый изобилием и светским обществом. Не обделён был и мужской привлекательностью и вместе с тем, был очень сообразителен. Пользовался популярностью у лиц противоположного пола, на что сам герой смотрел с холодным равнодушием.

Довольно частое явление, когда на светских приёмах, Печорин зевал от скуки, смотря на всеобщую какофонию праздности, надменным, и ленивым взглядом. Наверняка можно предположить, что большая доля его бед вызвана, или скорее мотивирована скукой. Всю свою жизнь он ищет, чем можно заполнить эту гнетущую пустоту, куда можно направить свои силы и в чём раскрыть потенциал. Он отправляется прямиком под чеченские пули, предполагая, что игра со смертью разбудит в нём азарт в жизни. Но позднее обнаруживает, что привык и к этому.

Пламенное желание действовать и холодное бесстрастие. Вот между чем мечется герой. В нём не умерли чувства, но сам он их спрятал, дав себе обещание руководствоваться лишь рассудком. Но время от времени сердце всё же берёт верх над разумом и тогда он даже не задумываться и не жалеет последствиях. Ему нет дела до того, что он приносит людям несчастья, а иногда даже горе и смерть. Он ставит всё это на жертвенный алтарь, в своих триумфальных попытках обрести смысл жизни. «Верно, было мне назначение высокое, потому что чувствую в себе силы необъятные».

Лермонтов в своём произведении раскрывает проблему общества того времени. В самом названии произведения возможно, автор выразил иронию. Люди, не нашедшие себе пристанища в социальном строе. Люди, не способные противится собственным убеждениям и моральным оценкам становились — умными ненужностями. И как подметил Белинский в своей статье «Герой нашего времени – это грустная душа нашего времени».

Вариант 2

Русская литература 19 века создала новый образ человека своей эпохи, который конфликтует с обществом, а общество отвергает его. Такой образ создал и Лермонтов в романе «Герой нашего времени».

Название романа подсказывает нам, что его герой был типичным представителем своего времени, времени бездуховности и жестокого политического преследования людей передовых взглядов после разгрома восстания декабристов. В это время у молодежи не было возможности осуществить свои планы и идеи, поэтому в их сознании появлялось неверие и сомнение. Все эти черты, присущие целому поколению, автор и отобразил в образе главного героя произведения, которым есть Печорин.

Печорин – это основной герой произведения, который проходит через все 5 глав романа. Он – «лишний человек» своей эпохи, но почему он стал таким? Почему он не нужен обществу?

Родился Григорий в богатой дворянской семье. Детство у него было радостным и безоблачным. Но в характере мальчика с ранних лет зарождались грубость, жестокость, лицемерие. Он впоследствии сам понимал это, записывая в дневник. С дневника Григория мы узнаем, что когда он говорил правду, ему не верили, вот и научился врать. Его не жалели, оскорбляли, вот и появились такие черты характера как злопамятность, ненависть ко всему окружающему и внутренняя пустота.

Юность также не принесла Печорину удовлетворения. Ему быстро наскучили балы и другие праздные события светской жизни с пустыми разговорами ни о чем. Он стал постепенно отдаляться от людей, теряя веру в жизнь. Печорин решил заняться наукой, много читает, но это занятие ему быстро становится скучным.

Можно сделать вывод, что среда, в которой он рос и заложила в его личность все пороки. Но с этими пороками он пытался бороться, хотя эта борьба была нерешительной и сводилась к нулю. Все, чтобы он не начинал делать, было обречено на провал и он очень страдает от этого.

Психологически он также слаб: боится заводить новые знакомства, общаться с умными людьми, иметь друзей, ибо в его понимании все это ограничит свободу. В нем идет внутренняя борьба между добром и злом. Его свободолюбивая натура боится потери независимости, поэтому он подчиняет все своей воле, даже любовь. Он замкнулся в себе и для него чужды добрые дела и поступки. Два человека ему близки – Вернер и Вера, но даже в отношении к ним он не может перебороть себя.

Главная трагедия Печорина в том, что он мог изменить свою жизнь, но его действия при этом были ничтожны. Он приносил только несчастья окружающим, нигде не мог найти применения своим силе и таланту, поэтому везде был лишним человеком. В конце романа Печорин осознает, что не мог найти свое место в жизни, он стал здесь лишним.

Умение управлять и руководить

Печорин стремится найти в жизни острые ощущения, чтобы понять смысл и почувствовать новые яркие моменты. Он не боится чеченских пуль, идет на дуэль, зная о незаряженном пистолете, входит в дом убийцы Вулича. Пули перестают его пугать, дуэль он подводит к трагическому результату для Грушницкого, пьяный казак не справляется с Печориным. Григорий понимает, что сам руководить своей судьбой и способен играть судьбами других. Он признается, что «было мне высокое предназначение».

Печорин чувствует «в себе силы необъятные», но не находит им применения. Герой своего времени, если исходить из названия повести «Герой нашего времени», становится лишним человеком. Как и почему такое возможно? Это признак времени. Люди, умные, деятельные и энергичные, уходят от общества, становятся нелюдимыми или жестокими, изменить собственные убеждения они не в силах, но и изменить окружающее не могут. Герой времени – «грустная душа» эпохи, по мнению В.Белинского, тип людей, отвернувшихся от общества.

Рассуждение для 9 класса

Вообще, есть в литературе такая теория о «лишних» людях. И это не только Печорин! Онегин, например… Эти герои чувствуют себя вне общества, они не могут ощутить радости, любви, сделать что-то полезное, а для этого вдохновиться, загореться чем-то.

Действительно, Печорин видится лишним… Без него многим было бы лучше, он вносит только разрушение и раздор в жизни окружающих. Например, он точно разрушил жизнь Бэлы, внес ещё больший разлад в отношения между местным – горным населением и русскими. Пытался он внести разлад в жизнь контрабандистов, в отношения княжны и Грушницкого… Но и сам он не очень доволен этим – не счастлив. Если бы ему казалось всё это нормальным, то он стал бы злодеем, а он страдает. Говорит, что пытается найти себя, но ни в мирной жизни (в столице), ни на войне (на Кавказе), ему это не удаётся. Ему быстро всё надоедает! И все – тоже… Но он упрям и самолюбив, поэтому готов совершать назло, чтобы доказать самому себе.

Печорин сам отделяет себя от остального общества, не строит близких отношений. Даже в дружбе ведёт двойную игру! Он мог бы помочь Грушницкому и подружиться с княжной, а не влюблять её в себя (зачем-то). Мог бы оставить Бэлу в покое или, если уж вроде влюбился, то иметь совесть и силы продолжить их отношения. Григорий мог бы найти старшего друга и советчика в лице Максима Максимовича – мудрого и доброго, но отстранился от него. Сделал в итоге так, что стал этому человеку просто отвратителен!

Григорий Александрович видит, что не такой – без развитых чувств. Но вместо того, чтобы их развивать, он предпочитает осуждать себя. Ему бы остановиться! Прекратить следовать за своим эгоизмом! Печорин не находит себе цели – дела, всё ему кажется пустым, он ведь смеется над чувствами людей. Всем, что он делает, он издевается над людьми. Общество ещё не совсем его отвергло, но сделало бы это из-за его эгоистичных поступков.

Как и Онегин, он наблюдает за людьми, как будто они играют в театре. Никто не спорит, что наша жизнь – это игра, но ведь люди на самом деле испытывают чувства. Любят, страдают… А вот он сам не особенно понимает, как это – чувствовать. Опять же он знает этот свой «грех», но ничего не может сделать. Теперь бы его послали на курсы по развитию эмоционального интеллекта! Этому тоже можно научиться, было бы желание! И на тренинге нашли бы ему цель жизни, дело… Но в те времена он просто стал лишним! Тогда только появлялись такие люди.

Причина индивидуальности

Григорий отличается эгоистичностью натуры. Печорин объясняет такое состояние внутренней пустотой. Почему юноша стал смотреть за людьми со стороны, как за актерами сценических представлений? Жизнь мальчишки была пустой и однообразной. Все поступки интерпретировались, по мнению Григория, неправильно, на свое усмотрение. Его анализировали такие же пустые люди, развращенные ленью и достатком. Мальчик хотел быть скромным, его пытались в чем-то изобличить, он стал скрывать свои чувства и мысли.

Не получая ласки и искренней заботы, он становится злым и жестоким. Юноша верил в любовь и ждал ее, но от непонимания стал ненавидеть женщин и мужчин. Постепенно Григорий отодвигается от дворянского общества, не находит настоящих друзей среди военных. Он начинает ощущать себя «лишним человеком». Наблюдая со стороны за происходящим, проводя постоянные эксперименты, где в центре стоят человеческие отношения, он становится проницательным циником, знающим наперед результат своих действий.

Особенность героя

Чтобы понять, почему Печорин является «лишним человеком», нужно обратиться к его поступкам. Из них ясно, что он эгоист, и эта эгоистичность отталкивает его от людей, не дает сблизиться. Он будто стоит на театральных подмостках и наблюдает за происходящим на сцене со стороны, только эта сцена — жизнь, в которой он не хочет принимать участия.

Жизнь Григория не всегда была скучна и однообразна. Раньше он рвался к новым знаниям, однако окружение сделало из него расчетливого и циничного человека, отобрало смысл существования.

У него забирают его любовь — девушку Веру, и это очень сказывается на эмоциональном состоянии Печорина, ведь она единственная женщина, к которой он испытывал чувства. Они не могут быть вместе из-за социальных рамок, ее брак потрясает героя, и он разочаровывается в любви и отныне считает ее своей слабостью.

Разочарование в дворянском обществе, чьи интересы становятся для Печорина безразличными, отдаляет его от прежних знакомых. Он решает искать новые ощущения в другом месте, отправляясь на Кавказ, воюя, воплощая себя нового и такого «лишнего» в знакомствах и общении с новыми людьми. Но ничего больше не может привести Григория в чувства, а любое спасение — временно.

Все эти факторы оказывают на него неизгладимое влияние. Сформированный дворянским обществом, он отрекается от него, становясь для них непонятым и чужим. Это и делает из него «лишнего человека» во всех отношениях.

Внешность персонажа

Лермонтов уделяет в «Герое нашего времени» отдельные фрагменты, чтобы показать то, как выглядит его «лишний человек». Во внешности Григория сосредоточены черты типичного персонажа эпохи романтизма:

  1. В романе представлен юноша примерно двадцати пяти лет.
  2. Черты лица благородные, темные усы и брови. Единственное, что выбивается из образа — светлые, а не черные кудри.
  3. Глаза Печорина «никогда не улыбаются», отражают его душу.
  4. Пальцы на руках аристократически длинные и бледные, сам он хоть и невысок ростом, имеет среднее телосложение.
  5. Всегда хорошо и опрятно одет.
  6. Незаменимым атрибутом его образа является плащ.

В тексте несколько раз делается акцент, что Печорин непохож на остальных не только своей внешностью, но и поведением. Все в нем кричит о том, что герой является другим, поэтому он привлекает внимание всех вокруг.

Итог жизни Григория

Как и заведено, по традиции литературы 19 века такой тип персонажа обречен на гибель. Это происходит и с героем романа Лермонтова.

Печорин погибает в дороге, от болезни. Эта смерть не от пули неприятеля, она настигла Григория не бою. Кажется, что судьба посмеялась над ним — всю жизнь он промаялся в скуке, поэтому и смерть везде чужого и лишнего Печорина стала скучной, как будто под стать ему.

В гибели есть и символ. Всю жизнь он провел будто в пути, пытаясь отыскать среди всех дорог свою. Печорин наделся, что она приведет его к внутренней гармонии. Однако этого так и не случилось, он умирает в поиске, так и не найдя своего предназначения в этой жизни, из-за чего его можно называть странником, который не дошел до точки назначения. Проблема «лишнего человека» в обществе разрешается традиционным образом.

Григорий стал разрушителем своей жизни, постепенно отстраняясь от любого участия в ней. Он выбрал быть безмолвным наблюдателем и принял однообразие судьбы, хотя с его возможностями и амбициями мог бы сделать очень много для развития страны и молодежи. Еще один «лишний человек» в галерее предшественников трагически завершил свой путь, так и не поняв, зачем был рожден на свет.

Евгений Онегин

Родоначальником литературного типа «лишних людей» считается герой романа А. С. Пушкина Евгений Онегин. Он воспитывался в соответствии с правилами «хорошего тона». Онегин вел богемный образ жизни – ходил на балы, совершал прогулки по Невскому проспекту, посещал театры. Времяпрепровождение Евгения Онегина ничем не отличалось от жизни «золотой молодежи» той эпохи. Однако в скором времени герою романа Пушкина это все надоело. Евгению стало скучно и в театре, и на балах. Это является первым штрихом к портрету «лишнего человека». Онегин стал чувствовать себя неуютно в высшем обществе, лишним. Это общество, что так долго его окружало, вдруг стало чуждым.

Евгений пытается найти какое-либо полезное занятие, однако отсутствие привычки к труду и барское воспитание сыграли свою роль. Онегин ни одно из своих начинаний не доводит до конца. В деревне герой начинает заниматься устройством крестьянской жизни, но после проведения одной реформы, бросает это занятие. И здесь он оказывается неприспособленным к жизни, лишним.

В любви Онегин тоже лишний. В начале произведения герой любить не способен, и отвергает чувства Татьяны, а в конце отвергают его, несмотря на его духовное перерождение.

После дуэли с Ленским Онегин уезжает из деревни и отправляется в путешествие по России. Во время этих странствий он переосмысливает свою жизнь, переоценивает свое отношение к окружающему миру, анализирует свои поступки. Однако автор не говорит, что он начал заниматься каким-нибудь полезным делом и стал счастливым. Финал романа остается открытым и читателю остается только догадываться о дальнейшей судьбе главного героя.

Главная беда Евгения Онегина – оторванность от жизни. Он очень умен, обладает огромными задатками, нелицемерен. Однако вся жизнь Онегина – это страдание, на которое его обрекло устройство жизни и само общество. Онегин является одним из многих представителей своего времени и своего общества. В такие же условия поставлен и подобный ему персонаж — Печорин.

Интересы Печорина

Печорин — достаточно умный человек, «герой нашего времени» не раз доказывает, что он не принимает обществу в силу своего разума, а не наоборот. Он мог бы сделать много полезных вещей для дворянства, но из-за разочарованности в его принципах существования, он отрекается от всего, что его с ним связывает.

Печорин начитан, он заинтересован в изучении литературы, но этот интерес остывает со временем. Затем Григорий увлекается светскими вечерами с присущими им беседами, но и это вскорости ему надоедает.

Его душа ищет занятия, где бы он мог быть полезным и нужным, показать все свои умения. Он понимает, что странный для окружающих, его путешествие на Кавказ — это попытка убежать не только от самого себя, но и от опостылевшего общества.

Его жизненная позиция открывается читателю в разговорах с доктором Вернером — единственным другом Печорина. Рядом с ним герой позволяет себе рассуждения: «Я люблю сомневаться во всем: это расположение ума не мешает решительности характера». Вернер в чем-то похож на Печорина — тоже замкнут и отстранен от мира. На этом фоне они сближаются.

Представитель новой эпохи молодых людей отчаянно пытается найти свое место хоть в чем-то: в любви, работе, дружбе. Это не удается ему, потому что он играет с женщинами, не может доверять окружение, манипулирует судьбой и испытывает ее. От рук Печорина страдают все вокруг, и он в глубине потерянной души это понимает.

Ссылка на основную публикацию