Сочинение на тему: «Формирование характера Петра Гринева»

Формирование характера Петра Гринева 8 класс

«Капитанская дочка» – роман о чести, верности, любви. Главный герой произведения Петр Гринев – один из самых важных образов в русской литературе. Как сформировался его характер? Как он ведет себя в тяжелой жизненной ситуации на переломе истории? Что значит для человека честь? Совесть?На эти вопросы отвечает А.С.Пушкин в своем произведении.

В начале романа Петруша Гринев – обычный недоросль, очень похожий на Митрофанушку: гоняет голубей, запускает бумажного змея, не обременяет себя науками. Его воспитанием занимается француз-гувернер Бопре, который не особенно нагружает молодого дворянина знаниями, так как и сам невежествен (в Отечестве своем он был парикмахер). На этом сходство заканчивается. Отец Петра Гринева служил при графе Минихе, т.е. в петровские времена. По окончании службы Андрей Петрович Гринев не ищет наград и чинов при дворе, он уезжает к себе в поместье, возмущается, узнав о награждении пустых людишек чинами и высокими постами.

Как только Петру исполняется 16 лет, отец, несмотря на слезы и уговоры матушки, отправляет сына на службу в отдаленный гарнизон, чтобы он стал настоящим солдатом, а не «шаматоном». Напутствие отца стало для Петра смыслом существования: «Береги честь смолоду».

Правда, по дороге к месту службы П.Гринев ведет себя недостойно: пьет, проигрывает большую сумму денег, оскорбляет преданного Савельича – так, по его мнению, должны вести себя офицеры. Однако очень скоро ему становится стыдно: отдав долг Зурину, он просит прощения у слуги, усовестившись своим недостойным поведением. Он помнит добро, и человека, который их вывел из бурана, Гринев отблагодарил, подарив ему заячий тулупчик.

В Белогорской крепости герой всей душой прикипел к семейству капитана Миронова. Он полюбил Машу Миронову и защищает честь девушки на дуэли.

Гринев проходит через самые тяжелые испытания с честью. Он отказывается присягать самозванцу и готов разделить участь других офицеров – погибнуть. Он верен клятве, которую давал императрице – отступить от своих слов нельзя , это означает потерять честь. Петр Гринев не остается у Пугачева, хотя самозванец ласков к нему. Он, рискуя вызвать гнев, отпрашивается у Пугачева в Оренбург, чтобы освободить крепость, чтобы спасти Машу. И вновь, рискуя жизнью, возвращается в крепость, получив тревожное письмо от своей невесты. По дороге в крепость Гринев не оставил в беде отставшего в степи Савельича, не предал старого слугу.

Оказавшись в тюрьме по навету Швабрина после того, как крепость была освобождена от бунтовщиков, Гринев ни разу не произнесет имя Маши Мироновой, чтобы не бросить тень на девушку, хотя его рассказ мог бы оправдать его, но Петр Гринев проявляет благородство, не думая о себе.

На протяжении всего повествования герой ни разу не нарушил клятву, никого не предал, жил по совести, помня слова батюшки: «Береги честь смолоду». Он сохранил свое человеческое достоинство даже перед лицом смерти. Петр Гринев с честью пронес имя русского офицера.

Что повлияло на формирование личности и путь

Роман «Капитанская дочка» – о чести, любви и верности. В произведении затрагивается такая тема, как нравственное воспитание, поэтому Пушкин задействовал сокращенный вариант русской пословицы «Береги честь смолоду».

Главным героем романа «Капитанская дочка» А.С. Пушкина является Петр Гринев. На формирование его характера с раннего детства большое влияние оказывали его родители. Они интеллигентные и порядочные люди, уже много повидавшие за свою жизнь.

Когда Петру исполнилось шестнадцать лет, отец настоял на том, чтобы сын был отправлен на службу, несмотря на все слезы и уговоры матушки. Наставления отца «береги честь смолоду» стало для Петра смыслом существования. Но Петр по началу, возможно, в силу своей юности и неопытности вел себя крайне недостойно: проигрывал большие суммы денег в азартных играх, пил, неуважительно относился к преданному ему Савельичу, оскорбляя его. Он считал, что это поведение, свойственное истинному офицеру. Но через некоторое время он осознает свой проступок и ему становится очень стыдно: он извиняется перед слугой, отдав долг Зурину. Гринев помнил добро человека, выведшего их из бурана и отдал ему свой заячий тулуп.

Будучи в Белогорской крепости, с теплотой стал относиться к семье Мироновых. А Машу Миронову он полюбил всем сердцем; защищал ее честь на дуэли.

Петр прошел все испытания судьбы с честью и достоинством. Гринев отказался отдавать присягу самозванцу и готов был идти на смерть. Он сохранял верность клятве, которую отдавал императрице, потому что отступить от своих слов – потерять честь. Не смотря на то, что Пугачев был ласков к Гриневу, он и не подумал остаться у него. Петр сильно рисковал своей жизнью дважды: первый раз, когда отпросился у Пугачева в Оренбург, чтобы спасти возлюбленную из крепости, а во второй, когда вернулся в крепость, получив письмо от Маши. Но несмотря на столь опасный путь, он не оставил своего верного слугу Савельича в беде, когда тот отстал в степи.

Когда Гринев оказался в тюрьме, а крепость уже освободили от бунтовщиков, он не произносит имя своей возлюбленной, чтобы не бросить на нее тень, тем самым лишая возможности своего оправдания. Но главный герой проявляет благородный порядочный поступок.

Петр Гринев ни разу не отступил от наказа отца, никого не предал и жил по совести. Даже будучи на гране жизни и смерти, в самых опасных ситуациях, Гринев смог сохранить свое человеческое достоинство и честь. Он смог стать человеком смелым, справедливым и верным своей Родине. Петр Гринев смог стать достойным русским офицером.

Также читают:

Картинка к сочинению Формирование характера Петра Гринева

Популярные сегодня темы

Знаменитый писатель Федор Достоевский вложил в свой роман не одну идею, и поэтому описать в чем смысл произведения «Преступление и наказание» в двух словах не получится.

Репродукция Левитана Лесное озеро продумывалась художником тщательно и основательно. Он перепробовал сочетание различных оттенков. Смешивал различные краски и накладывал на холст.

В произведении Шукшина «Миль пардон, мадам» главным героем является Бронька. Больше всего на свете ему нравится постоянно пить, и он даже и не помнит себя в здравом смысле и при памяти.

Мальчику Афоне скучно, потому, что его отец на войне, а мать работает. Он остается под присмотром своего дедушки. Дедушка его очень старенький, поэтому в основном лежит на печке или спит.

Александром Сергеевичем Пушкиным было немало написано, как в прозе, так и в поэзии, но одним из самых известных произведений является повесть Капитанская дочка, написанная в лучших традициях романтизма.

Сочинение: Формирование характера Петра Гринёва в повести «Капитанская дочка» (А.С. Пушкин)

(586 слов) Историческая повесть «Капитанская дочка» — одно из самых известных произведений автора. Изображенные события разворачиваются в условиях восстания под предводительством Емельяна Пугачева. Повествование в повести ведётся от лица Петра Гринёва. Этот герой непосредственно участвовал в беспощадном и бессмысленном русском бунте, точнее, в его подавлении. Петр, несмотря на все трудности и невзгоды, сумел сохранить истинные человеческие качества: порядочность, доброту, преданность, честь и достоинство. Главный герой проявил невероятную отвагу и мужество, пройдя все жизненные испытания. Рассмотрим поподробнее, как сформировался характер Петра Гринева.

Детство героя выдалось весьма весёлым и беззаботным. Юного Петра совсем не тяготила учёба. Отец нанял своему сыну учителя, который был французом. Однако вскоре читатель узнает, что, на самом деле, он являлся по профессии парикмахером. Бопре сам учился у мальчика русскому языку, но взамен не напрягал мальчика уроками. Несмотря на то, что Бопре не был профессиональным педагогом, заслуга его очевидна. Ведь он выучил Гринева французскому языку, а также смог ему преподать основы фехтования. Петр был способными мальчиком, поэтому навыки без каких-либо сложностей развились и пригодились ему в будущем.

Лишь отец вел себя строго по отношению к мальчику и даже выгнал Бопре, когда застал сына за интересным делом: созданием воздушного змея из новеньких карт. После этого дворянин решил, что юноше пора заняться серьезным делом, иначе он вырастет недорослем. Еще до своего рождения Петр был записан в «Семеновский полк сержантом». Но как только главному герою исполнилось шестнадцать лет, отец решил его отправить на службу в Оренбург.

«Служи верно, кому присягнешь…», – вот завет отца сыну перед отъездом на службу. Если бы Петр знал, как ему пригодится эта мудрость!

Дворового мужика Савельича еще давно назначили «дядькой», который ходил за Петром. Савельич всячески старался жалеть Петра Гринёва. Он был невероятно преданным и заботливым, его образ символизирует народную мудрость и преданность. Он остался верным своему хозяину даже в самые опасные и сложные моменты. Савельич относится к Петру, как к своему сыну. Можно заметить, что в некоторые моменты он ближе главному герою, чем родители. В то же время Савельич становится не слугой, а наставником юноши. Читатель видит, что Савельич не согласен со многими решениями персонажа, он смело спорит с ним и высказывает ему собственное мнение. Ему была доверена жизнь дворянского сына, и он с честью выполнял свои обязанности. Савельич неоднократно спасал главного героя и оправдал доверие.

Становление жизненных принципов и ориентиров молодого человека происходило в окружении душевных, преданных и заботливых людей. Читатель видит, с какой теплотой главного героя встретили хозяева крепости. Василиса Егоровна и Иван Кузьмич стали буквально второй семьёй для молодого человека. Во время службы в Белогородской крепости главный герой демонстрирует свои лучшие моральные качества. Петр отважно заступается за честь и достоинство своей возлюбленной Маши Мироновой. Петр Гринев, показывая свое превосходство над Швабриным, не унижает его достоинства, а прощает подлость.

Петр ровнялся на отца, капитана Миронова и других стойких воинов. Поэтому он храбро сражался с бунтовщиками, когда битва была уже безнадежна. На поле брани Петр Гринев показал всю свою верность присяге, доказав, что честь для него — важнейшая жизненная ценность. Герой отказывается присягать Пугачеву, смотря смерти в лицо. Жизнь молодого человека спасает его способность оставаться собой в любых обстоятельствах. Пугачев решает освободить Петра, вспоминая доброе отношение с его стороны. Емельян Пугачев с уважением относится к твёрдым принципам и человечности дворянина. Поэтому впоследствии он отпустил невесту героя и дал молодым шанс спастись.

В образе Петра Гринева Александр Пушкин воплотил доблестного героя, который прошел длительный путь нравственного формирования. Из легкомысленного и изнеженного барского сына он превратился в смелого, принципиального и мудрого офицера, который жил по законам совести и спасал тех, кому нужна была его помощь. Он ни разу не отступил от завета своего отца и никого не предал.

Формирование характера Петра Гринева (жизненный путь) сочинение

Образ Петра Гринева в произведении А. С. Пушкина «Капитанская дочка» формируется у читателей постепенно, видно как молодой человек, судьба которого предопределена статусом дворянина, становиться самостоятельной личностью.

С самого детства, Петра, а точнее маленького «Петрушу» готовят служить в Семеновский полк. Для этого отец нанимает ему учителя. Петруша учится фехтованию и французскому у нанятого учителя – Бопре. Отец готовит сына к службе, объясняет ему что такое долг, честь и достоинство. Отец справедлив, но строг с Петрушей. Отец хочет воспитать сына настоящим мужчиной и офицером, а не «петербургским повесой». Поэтому служить Петр отправляется в Оренбург. Многие слова отца запоминаются Петру, и в дальнейшем, он следует именно этим правилам. Петр принимает решения, не забывая о чести и поступках настоящего дворянина.

Еще один человек, оказавший влияние на Гринева, это его спутник – «дядька» Савельич. Он верно служил родителям Петра, и приставлен помогать молодому господину. Но старик не боиться Петра, спорит и высказывает свое мнение. Ведь он видит многое с высоты прожитых лет и беспокоиться за своего молодого хозяина. Савельич простой мужик, который помнит Петра еще мальчишкой, о котором нужно заботиться и воспитывать. Савельич по-своему родной и близкий человек для Гринева.

Вначале, по прибытии в Оренбург, Петр разочарован своей службой. Ведь он совсем не так ее представлял. Но именно простые люди, живущие в крепости, Маша и ее родители становятся ему близкими.

Все люди, которых встречает Петр несут немаловажную роль в его жизни. Он готов защищать свою возлюбленную и ее родителей. Ведь хозяева крепости принимают его радушно, у них можно поучиться доброте и гостеприимству. И тем больнее Петру, человеку честному и храброму, видеть их гибель. Но, несмотря на сложившуюся ситуацию, Гринев не отступает от своих принципов, не присягает «самозванцу» Пугачеву и остается жив.

Петр не сломался под ударами судьбы, не предал свою любовь и свои принципы. Он является одним из сильных положительных героев, ведь его вера, его патриотизм и понятия чести остались неизменны, не смотря ни на что.

Вариант 2

В данном замечательном произведении, написанным Александром Пушкиным, показана замечательная история того, как персонажи в ней отражены с точки зрения исторических событий, которые сумели вобрать в себя элементы реализма и правды. На протяжении всего произведения, читатель может наблюдать то, как Петр Гринев трансформирует свою личность, превращаясь из обычного подростка в весьма мудрого и ответственного молодого человека, который способен принимать смелые и взвешенные решения. На характер героя влияли многие факторы, одними из которых являлось то, что персонаж старался походить на своих кумиров, и соответственно, принимал те облики, которые закладывались в его голове.

Можно говорить о том, что в детстве Петр был весьма веселым и добрым мальчиком, который рос в весьма комфортных и приятных условиях, а также он не страдал от бремени наук. Ведь человек, который преподавал ему французский язык, сам по профессии был парикмахером. Он понемногу давал мальчику знания, и параллельно учился русскому языку у него. Также, он обучал его фехтованию, и старался сделать все, чтобы в будущем он стал достойным и добрым человеком. Однако, стоит добавить, что отец был строг по отношению к нему. Ведь его жизненными принципами являлось то, что он хотел вырастить из сына настоящего мужчину, который бы не боялся трудностей, и поэтому, по мнению отца, не нуждался в ласке и заботе.

Больше всего жалел Петра именно Савельич, который должен был заниматься воспитанием мальчика, а также, присматривать за ним. В образе Савельича содержится такой вид персонажа, который символизирует преданность и внимание народа, что говорит о большой доброте героя. С одной стороны, нельзя сказать, что этот персонаж является мудрым и дальновидным человеком, ведь он не раз подвергает свою жизнь опасности, и хочет, чтобы хозяева видели в нем преданного и честного человека. Для Гринева он выступает в роли отца, и, соответственно, дает ему весьма полезные и дельные советы. Часто они ведут между собой споры, где выясняют истину по поступкам, которые делал, или только хотел сделать юноша. В данном произведении образ Петра получился весьма ярким и реалистичным. Благодаря пониманию его жизненных принципов, можно осознать всю ситуацию в целом, которая происходила в те времена. Также, при помощи образа Савельича, можно сделать вывод, что несмотря на низкую должность, Петр с ним считался, и прислушивался к нему.

Сочинение 3

Роман «Капитанская Дочка», написанный бессметным поэтом и писателем Александром Сергеевичем Пушкиным занял особую нишу в литературе. В нём автор обозначил не только множество тем, которые остаются актуальными и по сегодняшний день: любовь, добро и зло, справедливость, месть, отношения поколений. Но и выделил каждого своего персонажа в особенности Петра Гринёва. Пушкин показал, как главный герой справлялся с трудностями, как преодолевал не только внешнего врага, но и внутреннего демона-это самого себя.

Путь Петра Гринёва интересен и познавателен. Годы жизни главного персонажа выпадают на одно из самых страшных восстаний при правлении Екатерины Великой-это Пугачёвщина. Это было страшное время, когда так называемый лже-Павел Третий хотел заполучить власть и ради своей цели он не щадил никого. Сотни невинных людей были убиты его ужасным подобием армии.

Начиная с самого детства Петя был любимым и избалованным ребёнком. Мать растила сына в тепличных условиях, когда мальчик достиг 16-ти лет, то отец отправил его служить, дабы сделать из него настоящего мужчину и отправил верного слугу Савельича, чтоб присматривал за глупым сыном. По дороге Пётр сумел натворить не мало, а именно проиграть в карты, обидеть словом и даже чуть не погибнуть. Когда парень попадает в крепость, то к нему приходит осознание того, что мир не такой, каким казался в поместье и придётся привыкать к более суровым условиям бытия.

Знакомство со Швабриным тоже сыграла не малую роль в формировании характера Гринёва. По началу казалась, что Андрей является самым достойным человеком в крепости, однако в скорости после подлых деяний «доброго» друга Пётр понимает, что ошибся. Так главный герой научился тому, что не всегда стоит верить незнакомым людям, внешность крайне обманчива.

Любовь Петра к Маше – доброй, чистой, нежной девушке тоже сыграла роль. Ведь когда кого-то любишь хочешь быть лучше, чем был прежде. После нападения на крепость войском Пугачёва Пётр не сломался: не переметнулся к изменщикам, как Швабрин, не побоялся быть казнённым. Он оставался верным патриотом своей страны и не собирался давать присягу другому лже императору. Главный герой с гордостью отстаивал честь офицера за что его похвалил Пугачёв и даровал жизнь.

Таким образом, читатель чётко может поэтапно наблюдать за становлением личности Петра Гринёва-это человек чести и слова, который никогда не придаст и не обманет. Он при любых обстоятельствах оставался собой. Этого в наше время не хватает многим людям, конечно это сложно оставаться собой в любой ситуации, но только искренность сможет спасти этот и без того жестокий мир.

Формирование характера Петра Гринева (жизненный путь)

Несколько интересных сочинений

Для начала определимся, что такое риск. Риск – это возможность потерять что либо, при не хорошем стечении обстоятельств.

В рассказе «Старуха Изергиль» автор повествует о людях сильных, гордых, отличающихся от других. Такова и сама его героиня – старая Изергиль. Она рассказывает о своей жизни, часто говоря о том, что теперь все меньше становиться сильных и волевых людей

Главной героиней пьесы «Вишневый сад» является помещица Раневская Любовь Андреевна. Она же – владелица этого пресловутого вишневого сада, который впоследствии стал яблоком раздора

Достаточно сложно… Но проблема в том, что в эпоху без перемен жить ещё сложней. Если такая бывает! В жизни, вообще, постоянно перемены. Если их нет, то они могут просто подготавливаться.

Самопознание – это долгий и трудный процесс, который должен пережить каждый человек. Обычно оно происходит через познание самого себя во время прохождения различных жизненных трудностей или радостей.

Характер Петра Гринёва, формирование и этапы становления

Одно из известных прозаических произведений А. Пушкина — небольшой исторический роман «Капитанская дочка». Он повествует о жизни молодого офицера, который начинает военную карьеру. Этот юный провинциальный дворянин по имени Пётр Гринёв поступает на службу во времена восстания Емельяна Пугачёва, и формирование его характера происходит в суровых условиях.

  1. Главная идея
  2. Вопросы чести и бесчестья
  3. Детство и ранняя юность
  4. Верный Савельич
  5. Начало военной карьеры
  6. Чудесное спасение
  7. Любовь — награда за страдания

Главная идея

Автор красочно описал начало жизненного пути Петра Гринёва. В сочинении Пушкина представлено его участие в подавлении бунта. В начале военной карьеры юный офицер столкнулся с серьёзным испытанием. Народное восстание под предводительством жестокого, безжалостного человека, самозванца, провозгласившего себя государем, пролило немало крови.

Главной целью Пугачёва был захват власти, а не благородная борьба против несправедливого крепостнического строя. Именно это является основной мыслью романа.

Пётр Гринёв, центральный персонаж произведения, сумел понять душу этого незаурядного человека.

Вопросы чести и бесчестья

Чтобы написать сочинение на тему становления характера Петра Гринёва, ученикам 8 класса необходимо подробно проанализировать героев произведения. Предательство и патриотизм в «Капитанской дочке» показаны в противоположных образах Гринёва и Швабрина. Презентация этих героев может быть представлена таблицей, где указаны черты, характеризующие благородство и подлость. Первый готов, не задумываясь расстаться с жизнью, чтобы сохранить верность присяге. Второй же ради спасения собственной шкуры перешёл на сторону бунтовщика, и даже валялся у него в ногах.

Швабрин — молодой офицер, оказавшийся в Белогорской крепости за дуэль. Этот человек беспокоился лишь о собственной выгоде, ради которой шёл на любые подлости. Добиваясь своей цели, он:

  • клеветал на скромную, порядочную девушку, которая отвергла его;
  • после захвата крепости бунтовщиками посадил её под замок и морил голодом, заставляя согласиться на брак с ним;
  • недрогнувшей рукой написал ложный донос на Гринёва, обвинив его в пособничестве бунтовщикам.

Марья Ивановна Миронова потеряла родителей и осталась совсем одна, защитить её было некому. Именно на это и рассчитывал Швабрин. Ему совершенно незнакомо даже само понятие о чести. Он написал донос, стремясь уничтожить соперника. Также для него совсем ничего не значит судьба родины, он готов на всё ради собственного благополучия.

Пётр Гринёв, также влюблённый в Марью Ивановну, бросил вызов оскорбившему её Швабрину и получил рану. Однако даже после этого не затаил зла и просил за него, когда тот был арестован. Но Гринёв понял его истинную сущность после начала дальнейших событий, когда Швабрин предал присягу и присоединился к бунтовщикам.

Оказавшись под арестом по доносу, написанному его врагом, Пётр не желает называть имя Марьи Ивановны, оберегая её. Хотя и понимает, что сам окажется в тюрьме по ложному обвинению в измене. Но не могло не сказаться воспитание: честь любимой девушки для него дороже своей жизни. И ничто не может заставить его забыть о благородстве.

Детство и ранняя юность

Пётр Андреич Гринёв вырос в деревне. Его воспитанием занимался француз Бопре, бывший парикмахер, также отслуживший в солдатах, который не особенно утруждал себя, обучая барского сынка. Этому беспутному шалопаю гораздо интереснее было:

  • крепко выпить;
  • прогуляться к девкам;
  • бездельничать.

И он не слишком строго следил за образованием своего подопечного, но всё же обучил его французскому и немецкому языкам, манерам и основам фехтования.

Петруша жил «недорослем», бегал в компании дворовых мальчишек, гонял голубей и не очень интересовался науками. Бопре не запрещал ему резвиться и не мучил долгими уроками. Петя Гринёв жил со своим воспитателем «душа в душу», ведь мальчишке гораздо интереснее было развлекаться, как ему хотелось, а не учить скучные науки. Географическая карта, специально доставленная из Москвы, пригодилась ему для изготовления бумажного змея вместо уроков географии.

Непристойное поведение француза надоело старому Гринёву, и он выгнал его прочь. С тех пор Петя получил практически полную свободу. Такая жизнь в довольстве и благополучии очень нравилась молодому барчуку. Он был беззаботен и вовсе не думал о собственном будущем.

Верный Савельич

По-настоящему воспитанием мальчика занимался крепостной, приставленный к нему дядькой «за трезвое поведение». Образ Савельича имеет немаловажное значение в повести и является одним из самых обаятельных героев русской литературы.

Дядька обучил Петра грамоте, ухаживал за ним и любил как родного сына. Этот простой русский мужик, честный и порядочный, имел доброе сердце. Он растил мальчишку, искренне желая ему лишь лучшего. Савельич оказал большое влияние на личность Петра Гринёва. Формирование характера юноши происходило в нравственно чистой атмосфере.

Когда Андрей Петрович решил отправить сына на военную службу, Савельич поехал вместе с ним. Он старался оберегать своего воспитанника, ухаживал, заботился, как в детстве. И постоянно наставлял и поучал молодого человека, порой даже весьма докучливо. Его крестьянская душа отличается такими чертами, как:

  • дотошность;
  • прижимистость;
  • расчётливость.

Петра иногда раздражает мелочность слуги, его старание считать каждую копейку. Савельич выговаривает ему за легкомысленно проигранные в первый же день приезда деньги, пытается повлиять на него, отказываясь отдавать заячий тулуп мужику, провожавшему их до постоялого двора. Молодой барин получил урок за собственное легкомыслие.

Но Гринёв всё равно очень любит и уважает своего дядьку. И давно привык к его бесконечному ворчанию, противоречивости натуры. Он знает, что может безоговорочно доверять Савельичу абсолютно во всём. Господин высоко ценит честность, доброту и преданность своего верного слуги. Как и отец Гринёва, Савельич — человек старой закалки, который никогда не предаст. Он готов был, не задумываясь ни на секунду, пожертвовать собственной жизнью, чтобы спасти своего молодого господина.

Начало военной карьеры

Когда Петруше Гринёву шёл семнадцатый год, отец, Андрей Петрович, сам отставной офицер, старый опытный солдат, решает отправить любимого сына в армию. Этот провинциальный дворянин, жёсткий, строгий человек, оставивший военную службу, поселился в симбирском имении и жил тихой и мирной семейной жизнью. Во времена своей молодости он служил под началом графа Миниха. И о том, что такое военная служба, знал не понаслышке.

Подросшего сына Андрей Петрович тоже решил пустить по собственным стопам — сделать из него офицера. Он сам был настоящим военным, порядочным и честным человеком, и потому желал видеть таким же своего единственного сына. И долго не мудрствуя, кратко велел ему собираться в путь.

Молодой человек сначала пришёл в восторг от такой перспективы: он решил, что отец отправит его в Петербург, где его ждёт интересная, развесёлая жизнь, полная развлечений. Ведь он был ещё до рождения записан в полк петербургского майора гвардии. Юноша сразу представил себе, как увидит роскошную столицу, блеск, эполеты, услышит звон шпор. Это представлялось ему «верхом благополучия человеческого». Однако тут же пришлось опуститься на землю. Отец не собирался посылать его в Петербург. У него имелись свои взгляды.

Андрею Петровичу хотелось, чтобы его сын стал настоящим солдатом, а не научился лишь «мотать да повесничать».

Узнав, что его отправляют в какую-то богом забытую оренбургскую глухомань, юноша, разумеется, был разочарован. Ему вовсе не улыбалось служить в тихой провинции, вдали от шумной жизни: ведь это скука смертная! Однако возражать отцу он, разумеется, не посмел. И потому отправился в путь с большой неохотой и тяжёлым сердцем. Так начался новый этап его жизни. Если бы только молодой Гринёв мог знать, чем для него обернётся такое решение отца и какие события ожидают его впереди, он, разумеется, совершенно иначе смотрел на начало своей военной карьеры.

Чудесное спасение

Когда Пугачёву удалось захватить Белогорскую крепость, он встретил Гринёва, в котором узнал барина, пожаловавшего ему заячий тулуп. Предводитель восстания оценил мужество и стойкость юноши, который не дрогнул перед ним, не просил пощады, не пытался обманными обещаниями вымолить себе жизнь. Он не мог не уважать этого смелого и честного дворянина, не потерявшего своего достоинства, даже оказавшись в руках врага. И отпустил его с напутствием «ступай и делай что хочешь».

Любовь — награда за страдания

Получив письмо от Маши, молодой человек сразу же бросился на помощь девушке. Однако клевета Швабрина очернила его, выставив изменником. Пётр Андреич готов принести в жертву собственную жизнь, чтобы не впутывать любимую девушку в судебные разбирательства. Но благодаря Маше, которая сумела рассказать императрице истинную причину ареста Гринёва, его доброе имя было восстановлено, о чём подробно рассказано в последней главе романа.

Ни угроза жизни и свободе, ни тяготы и лишения не сломали Гринёва. После пройденных испытаний у него сформировался несгибаемый характер. Благородство и сила духа, воспитанные в нём с самого рождения, помогли ему пройти через все беды и обрести счастье.

Формирование характера Петра Гринева из «Капитанской дочки»

При изучении повести Пушкина «Капитанская дочка» школьникам нужно разобраться, как проходило формирование характера Петра Гринева — важнейшего героя произведения. Этот молодой офицер, получивший стандартное для своего времени поверхностное образование, в реальности оказывается отважным и благородным человеком, героически проявившим себя.

Внешний вид и детство

Петр Андреевич Гринев показан Пушкиным молодым дворянином в возрасте всего 16 лет, он единственный сын своих родителей, людей достаточно состоятельных по тем временам. Он взрослеет в роскоши, но воспитывается достаточно строго. Приставленный к Петру слуга, Савельич, воспринимает мальчика как родного сына и окружает его искренней любовью. Между ними доверительные отношения, однако почувствовав свободу, юноша невольно обижает старого слугу. Но ему хватает честности признать свои ошибки и попросить прощение у крепостного. Уже это говорит о том, что Гринев обладает достаточно сильным характером и способен победить предрассудки своего времени.

Вот что известно читателю о характере персонажа:

  1. Мать Петра родила 9 детей, но все, кроме него, умерли во младенчестве.
  2. Отец юноши владел 300 крепостных.
  3. Мосье Бопре должен был обучать юного Петрушу французскому и немецкому языкам, однако сам научился у него беглому русскому говору и перестал преподавать.
  4. В 12 лет Петр научился русской грамоте, получил определенные познания об охотничьих собаках, но этим его обучение завершилось.

Строгость отца — вот что повлияло на формирование характера Гринева. Старый дворянин записал сына в Семеновский полк в звании сержанта. Однако внезапно передумал, решив, что сыну необходимо «понюхать пороха», прослужить в реальных условиях. Именно так юноша оказался в Белогорской крепости и невольно стал участником страшных событий — восстания Пугачева.

Отец был строг с сыном, поэтому дал ему строгий зарок — беречь честь смолоду. Эти слова запомнились молодым человеком, несмотря на кажущееся легкомыслие, и в итоге оказали на его личность серьезное влияние.

Несение службы

Это важнейший период для ключевого персонажа «Капитанской дочки». Рассматривая, что повлияло на характер Петра Гринева, необходимо проанализировать его службу в Белогорской крепости. Юный барин покинул родительское гнездо и невольно оказался в самом центре восстания Пугачева — кровопролитного и страшного события, которое многие представители дворянства не пережили. Особенности отношения Петра к другим героям кратко представлены в таблице:

ГеройОтношения
МашаИскренняя любовь, готовность рисковать всем ради девушки, честность с избранницей.
Семья капитана МироноваС добротой относится к этим простым и бесхитростным людям, считает их практически своей семьей.
ШвабринСначала пытается подружиться с молодым офицером, не видит в нем подлости и коварства. Однако постепенно глаза Петра раскрываются и он с презрением отворачивается от Алексея.
ПугачевЭто вождь крестьянского восстания, человек страшный, хотя по-своему привлекательный и справедливый. Даже находясь на пороге смерти, Гринев не отказывается от дворянской чести и не может присягнуть ему.

Таким образом, на уроках литературы в классе вместе с учителем предстоит разобраться, какие именно события сформировали особенный характер этого отважного юноши. Полученные сведения потребуются для написания сочинения по теме, а также выполнения самостоятельных работ, например, при разработке слайдов для презентации.

Образец сочинения

Главный герой повести «Капитанская дочка» Петр Гринев — молодой дворянин, который сначала показан автором как безвольный, не получивший качественного образования молодой человек, привыкший к тому, что все за него делают другие. Однако постепенно, от главы к главе, Пушкин показывает, как формируется сильный волевой характер этого юноши. Завет отца «береги честь смолоду» воспринимается Петрушей как жизненный девиз.

Он понимает, что обязан любой ценой сохранить достоинство дворянина, даже оказавшись в опасности — перед победителем, предводителем крестьянского восстания Емельяном Пугачевым. Казалось бы, вслед за Швабриным, который гораздо старше молодого героя, Гриневу будет достаточно пойти по пути наименьшего сопротивления и присягнуть на верность. Но в его душе пылает огонь, он оказывается способен к преодолению обстоятельств, поэтому дает отпор.

Воспитание, конечно, сыграло определенную роль, ведь именно отец стал причиной, что сын не получил место в престижном полку, а был направлен на реальную службу в Белогорскую крепость. Именно Гринев-старший и его наставления помогли Петру избежать участи многих своих современников и не стать бестолковым транжирой. Отец определил жизненные ориентиры для сына, они и стали важнейшей вехой, заставившей формироваться его взгляды.

Отец учит сына не пресмыкаться ни перед кем, не гоняться за повышением, служить верно и не изменять присяге. Дальнейший рассказ о судьбе юноши доказывает — несмотря на кажущееся легкомыслие, он сумел запомнить отцовские наставления и время от времени к ним возвращаться. Советы отца — вот что повлияло на формировании Петра Гринева в первую очередь.

Определенное влияние на становление личности юноши оказывает семья капитана Миронова, которая приняла Петра как родного, сам капитан и его жена отнеслись к нему как к родному сыну, хотя это были совершенно простые люди. А вот блестящий офицер Швабрин, сначала овеянный романтическим ореолом изгнанник, на самом деле оказался трусом и подлецом. Постепенно Петр приобретает способность видеть не внешнюю оболочку, а внутренний мир человека, так начинается его путь к дальнейшему развитию.

Наконец, критическая ситуация, пугачевский суд — высшее проявление всех лучших качеств героя. Он сумел преодолеть собственный страх, не изменить присяге, в то время как более взрослые и опытные дворяне от ужаса отказывались от своей родины и клялись в верности мятежнику.

Сочинение на тему: Что повлияло на формирование характера Петра Гринева

Тип работы:Сочинение
Дата добавления:22.05.2020

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

Если вы хотите научиться сами писать любые сочинения, то на странице “что такое сочинение и как его написать” я подробно написала.

Посмотрите похожие темы сочинений возможно они вам могут быть полезны:

Текст сочинения:

“Дочь капитана” – это роман о чести, верности и любви. Главный герой произведения Петр Гринев – один из важнейших образов в русской литературе. Как сформировался его характер? Как он ведет себя в трудной жизненной ситуации на рубеже истории? Что значит честь для человека? Совесть? Пушкин отвечает на эти вопросы в своей работе.

В начале романа Пушкин Гринев – обычный подлесок, очень похожий на Митрофанушку: он водит голубей, заводит бумажного змея, не обременяет себя наукой. Его воспитывает французский губернатор Бопре, который не обременяет знаниями молодого дворянина, так как сам он невежественен (на родине он был парикмахером). На этом сходства заканчиваются. Отец Петра Гринева служил при графе Минихе, то есть во времена Петра. По окончании срока службы Андрей Гринев не ищет наград и званий при дворе, он в негодовании едет в свое имение и узнает о присвоении пустых народных званий и высоких должностей.

Как только Петру исполнится 16 лет, отец посылает сына в отдаленный гарнизон, несмотря на слезы и мольбы матери, чтобы он стал настоящим солдатом, а не “шаматоном”. Послание отца стало для Петра смыслом жизни: “Позаботься о чести юноши”.

Правильно, по дороге на место службы о. Гринев ведет себя недостойно: пьет, теряет большую сумму денег, оскорбляет верного Савельича – так, по его мнению, должны вести себя офицеры. Но очень скоро ему стыдно: после того, как он заплатил долг перед Цуриным, он просит прощения у своего слуги, после того, как ему стало известно о его недостойном поведении. Он помнит хороших, и Гринев поблагодарил человека, который вытащил их из метели, подарив ему заячью лапку.

В Белогорской крепости герой рода был убит сердцем капитаном Мироновым. Он влюбился в Машу Миронову и защитил честь девушки на дуэли.

Гринев с честью проходит самые сложные испытания. Он отказывается присягнуть на верность самозванцу и готов разделить судьбу других офицеров – умереть. Он верен клятве, которую поклялся дать императрице – нельзя избежать его слов, что означает потерю его чести. Петр Гринев не остается с Пугачевым, хотя самозванец заботится о нем. Рискуя навлечь на себя неприятности, он отправляется в Оренбург, чтобы освободить крепость и спасти Машу. Вновь рискуя жизнью, он возвращается в крепость после получения тревожного письма от своей невесты. По дороге в крепость Гринев не оставил после себя Савельича, покинувшего степь, и не предал своего старого слугу.

Находясь в тюрьме после освобождения крепости от мятежников в улье Швабрина, Гринев ни разу не произнес имя Маши Мироновой, чтобы не бросать тень на девушку, хотя его история могла бы его оправдать, но Петр Гринев проявляет благородство, он не думает о себе.

На протяжении всей истории герой никогда не нарушал клятву, никого не предавал, жил по совести и помнил слова отца: “Береги честь юности”. Он сохранил свое человеческое достоинство даже перед лицом смерти. Петр Гринев с честью носит имя русского офицера.

Присылайте задания в любое время дня и ночи в ➔

Официальный сайт Брильёновой Натальи Валерьевны преподавателя кафедры информатики и электроники Екатеринбургского государственного института.

Все авторские права на размещённые материалы сохранены за правообладателями этих материалов. Любое коммерческое и/или иное использование кроме предварительного ознакомления материалов сайта natalibrilenova.ru запрещено. Публикация и распространение размещённых материалов не преследует за собой коммерческой и/или любой другой выгоды.

Сайт предназначен для облегчения образовательного путешествия студентам очникам и заочникам по вопросам обучения . Наталья Брильёнова не предлагает и не оказывает товары и услуги.

Конспект урока по литературе, 8 класс. Истоки формирования Петра Гринёва в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» план-конспект урока по литературе (8 класс) по теме

Образ Петра Гринева в произведении А. С. Пушкина «Капитанская дочка» формируется у читателей постепенно, видно как молодой человек, судьба которого предопределена статусом дворянина, становиться самостоятельной личностью.

С самого детства, Петра, а точнее маленького «Петрушу» готовят служить в Семеновский полк. Для этого отец нанимает ему учителя. Петруша учится фехтованию и французскому у нанятого учителя – Бопре. Отец готовит сына к службе, объясняет ему что такое долг, честь и достоинство. Отец справедлив, но строг с Петрушей. Отец хочет воспитать сына настоящим мужчиной и офицером, а не «петербургским повесой». Поэтому служить Петр отправляется в Оренбург. Многие слова отца запоминаются Петру, и в дальнейшем, он следует именно этим правилам. Петр принимает решения, не забывая о чести и поступках настоящего дворянина.

Еще один человек, оказавший влияние на Гринева, это его спутник — «дядька» Савельич. Он верно служил родителям Петра, и приставлен помогать молодому господину. Но старик не боиться Петра, спорит и высказывает свое мнение. Ведь он видит многое с высоты прожитых лет и беспокоиться за своего молодого хозяина. Савельич простой мужик, который помнит Петра еще мальчишкой, о котором нужно заботиться и воспитывать. Савельич по-своему родной и близкий человек для Гринева.

Вначале, по прибытии в Оренбург, Петр разочарован своей службой. Ведь он совсем не так ее представлял. Но именно простые люди, живущие в крепости, Маша и ее родители становятся ему близкими.

Все люди, которых встречает Петр несут немаловажную роль в его жизни. Он готов защищать свою возлюбленную и ее родителей. Ведь хозяева крепости принимают его радушно, у них можно поучиться доброте и гостеприимству. И тем больнее Петру, человеку честному и храброму, видеть их гибель. Но, несмотря на сложившуюся ситуацию, Гринев не отступает от своих принципов, не присягает «самозванцу» Пугачеву и остается жив.

Петр не сломался под ударами судьбы, не предал свою любовь и свои принципы. Он является одним из сильных положительных героев, ведь его вера, его патриотизм и понятия чести остались неизменны, не смотря ни на что.

Детские годы, воспитание в семье

Детство Петруши было весёлым и беззаботным. Мальчик не был отягощён учёбой: нанятый отцом француз оказался не учителем, а парикмахером. Бопре учил мальчика всему понемногу и сам учился у Петра русскому языку. Нужно отдать должное французу – он научил мальчика французскому и преподал основы фехтования. Благодаря способностям главного героя эти навыки развились и помогли ему в будущем.

Единственным человеком, который был строг с мальчиком, был его отец. Представления отца о долге и чести передались сыну:”Служи верно, кому присягнешь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду”. Ещё до рождения Петруша был записан в “Семёновский полк сержантом”, так было принято у дворян того времени. Когда Петру исполнилось 16 лет, отец решил отправить его на службу, но не в Петербург, как планировалось ранее, а в Оренбург. Служба в Петербурге, “праздная жизнь офицера гвардии”, по мнению отца, не научила бы сына настоящим ценностям, а только “мотать да повесничать”.

Популярные сочинения

  • Сочинение Вера Алмазова в рассказе Куст сирени (образ и характеристика)
    Одна из рассказа Куприна «Куст сирени» — Вера Алмазова, естественно решительная и самостоятельная молодая женщина. По содержанию, она жена простого бедного военного офицера Николая Алмазова.
  • Сочинение Людей неинтересных в мире нет
    Я абсолютно согласна с темой сочинения. И, действительно, не бывает в мире неинтересных людей. Даже в самой обычной, однообразной и спокойной жизни, которая может показаться на первый взгляд
  • Сочинение про Солнце рассуждение
    От солнца зависит очень многое. Как только вы открываете глаза, то в глаза вам светит яркое и красивое солнце. Солнце не может скрыть даже тучки, которые появляются на небе

Пётр Гринёв и Савельич

Дворовый мужик Савельич, которого назначили “дядькой” Петру, жалел мальчика. Он обучил Гринёва грамоте, был предан и заботлив. Образ Савельича в повести – это символ народной мудрости и преданности. Его жизненная философия в чем-то недальновидна и ограничена, но этот человек остаётся предан хозяину даже в самые опасные минуты жизни. Савельич по-отечески относится к Гринёву, в определённые моменты жизни он ближе и роднее молодому человеку, чем родители.

Савельич не соглашается с решениями своего молодого хозяина, спорит с ним, смело высказывает своё мнение. Он не просто слуга, он человек, которому поручена жизнь дворянского сына. Доверие родителей старик оправдал множество раз, спасая молодого человека в самых опасных ситуациях.

Формирование жизненных принципов юноши происходит среди душевных людей, которые верны своим словам, своему делу, заботливы и преданы. Хозяева крепости, куда прибыл Пётр Гринёв – Иван Кузьмич и Василиса Егоровна- приняли его радушно, они стали второй семьёй для юноши. Он показал себя, как храбрый честный человек, честь и достоинство для которого – превыше всего.

Конспект урока по теме: «Становление личности Петра Гринева». А.С. Пушкин «Капитанская дочка».

ОГКОУ « Ивановская коррекционная школа №3»

Конспект урока на тему: «Становление личности Петра Гринева (по роману А. С. Пушкина «Капитанская дочка»)».

Выполнил учитель высшей категории

Урок литературы на тему: «Становление личности Петра Гринева
(по роману А. С. Пушкина «Капитанская дочка»)».
Цели урока:

  • Создать условия для того, чтобы учащиеся могли проследить за становлением личности главного героя произведения.
  • Продолжать развивать у учащихся навыки работы по вариантам.
  • Создать условия для развития у учащихся навыков выборочной работы с текстом, со словарями.
  • Способствовать воспитанию у школьников таких понятий, как честь и достоинство.
  • Создать ситуацию успеха, в которой каждый учащийся, подготовившись, сможет раскрыть себя с лучшей стороны.

Оборудование урока:

тексты романа А.С.Пушкина «Капитанская дочка», толковые словари Дали и Ожегова, проекционная доска, карточки с толкованием слова «Честь» из словарей.

  1. Организационный момент. Учитель приветствует учеников, настраивает их на работу, проверяет готовность рабочего места.

2. Слово учителя. Беседа (этап актуализации знаний).

Сегодня мы будем говорить о главном герое произведения – о Петре Гриневе – и попытаемся не просто охарактеризовать его, а еще и проследить линию взросления Петруши (построить схему изменения его мировоззрения).

— Что представляет собой роман по своей форме? (Это воспоминания Петра Андреевича Гринева в виде мемуаров, изданные с разрешения его родственников).

— Расскажите о жизни Петруши Гринева до службы в армии. В каких условиях воспитывался Петруша? (Подготовленный ответ ученика). Акцентируем внимание на некоторых деталях: мягкая, но безвольная мать; честный, но недалекий Савельич; добрый, но беспутный мосье Бопре; дворовые мальчишки – вот окружение мальчика. В нравственных понятиях царит путаница: «верхом благополучия человека он почитал службу в гвардии, а величайшим счастьем – веселую жизнь в Петербурге.

— Повзрослевший Гринев с осуждением, со злостью говорит о своей молодости? (Нет, скорее с иронией).

— Приведите примеры иронического изображения действительности в первой главе романа. (Урок Бопре, на котором Петя делает змея из карты; к двенадцати годам мальчик «выучился русской грамоте и мог со знанием дела толковать о свойствах борзого кобеля» и т.п.)

— Почему, несмотря на такие негативные штрихи, детство описано с такой теплотой и добротой? (Его описывает человек преклонного возраста. Вспоминает не с насмешкой, а с улыбкой).

— С какого момента судьба Пети переменилась? (С того момента, как отец решил отдать его на военную службу).

— С какими словами отец провожает сына служить? («Береги честь смолоду». Эти слова – эпиграф ко всему произведению).

3. Объяснение нового материала.

— Что же такое честь

? Как Петя первоначально понимает это слово?

Чтобы в этом разобраться, давайте послушаем, как трактуется это понятие в словарях Ожегова и Даля. (Выступление подготовленного ученика).

Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова:

1.Достойные уважения и гордости моральные качества человека, его принципы. Дело чести, долг чести.

2.Хорошая незапятнанная репутация, доброе имя. Честь семьи, честь мундира.

3. Целомудрие, непорочность. Девичья честь.

4. Почет, уважение. Воздать честь.

«Толковый словарь живого великорусского языка» В.И. Даля:

1.Внутреннее, нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души, чистая совесть.

2.Условное, светское, житейское благородство, нередко ложное, мнимое.

3.Высокое звание, чин.

4.Внешнее доказательство отличия, признак превосходства.

5.Оказание почтения, почета.

Карточки с выдержками из словарей раздаются учащимся для дальнейшей работы. Все записи дублируются на проекционной доске.

— Получается, что для Пети честь – это высокое звание, чин, признак превосходства, оказание почета. Докажите это. (Проигрыш денег и уплата долга Зуеву; грубое обращение с Савельичем – Петя хочет быть взрослым, выйти из-под опеки…)

Делаем предварительный вывод: понятие чести у Гринева еще не сформированное, а поверхностное.

— Значит ли это, что Петр – плохой человек? (Нет, он испытывает угрызения совестив, обидев Савельича, просит прощения).

Вспомните еще один эпизод, где Петр расплачивается с человеком, который помог ему во время бурана. Одному из учащихся дано было задание сравнить два этих эпизода. (Сходство этих эпизодов в том, что и в той, и в другой ситуации Гринев отдает долг другому человеку, требуя необходимое у Савельича. В обоих случаях Савельич возмущен убытком. Но в первом случае Гриневу стыдно за свое поведение, и он просит прощение, а во втором случае – нет, так как он не швыряет деньги на ветер, а благодарит за услугу, то есть поступает осознанно, как ЧЕСТНЫЙ человек. Этот поступок соотносится с понятием чести.

Гринев приезжает в Белогородскую крепость. Там он знакомится с семьей Мироновых. Как он к ним относится? (С симпатией и любовью, с дружеской улыбкой, он считает их своей семьей…). Во всей крепости царит семейная атмосфера.

Кто из обитателей крепости резко выделяется? (Швабрин. Он умен, говорит по-французски, остер. Образован. Сослан в крепость за дуэль.) Характеристику Швабрина дает подготовленный ученик.

— Зачем введен такой герой в повествование? Как соотносятся Гринев и Швабрин? (Они противопоставлены друг другу).

У нас будет урок, на котором мы будем сопоставлять этих героев, а сейчас поговорим о дуэли. Из-за чего или из-за кого она возникла? (Из-за Маши, в нее влюблены оба героя. Из-за стихов Гринева.)

— Почему Гринев решает драться на дуэли? (За честь девушки). Как он относится к Маше? Ответ подготовленного ученика.(Гринев любит Машу, но ни к чему не принуждает. Готовь рисковать ради нее своей жизнью… Возвращаемся к словарю Даля – первое толкование.)

— Как другие герои относятся к дуэли? (Иван Игн.: «драться – это заколоть своего ближнего», Василиса Егоровна – «самоубийство», «дурь», Савельич – «тыкать железными вертелами да притопывать» и т.д.)

Делаем промежуточный вывод: это новый этап в становлении личности Петра Гринева.

Следующий момент, который нас интересует – это поведение Гринева во время захвата крепости. Читаем по ролям эту сцену.

— Какие качества Гринева «открываются» в этой главе? (Смелость, бесхитростность, прямота, бесстрашие, ЧЕСТНОСТЬ…) Внимание к языку. Данный эпизод – это нравственный поединок двух героев, и Гринев в нем побеждает.

— Когда еще в Гриневе проявились все вышеперечисленные качества (особенно смелость)? (После письма Маши он идет к генералу. Едет в крепость и теряет Савельича у разбойников, но не бросает его, а едет выручать. Попадает к Пугачеву и просит его защитить сироту, его невесту. Все доказываем текстом.)

— Какие качества помогают Гриневу, когда Швабрин рассказывает Пугачеву, что Маша – дочь коменданта? (Честность. Читаем отрывок, доказывающий это).

Становление героя показано в момент критических событий. Обсудим арест Гринева и допрос.

— Как ведет себя Петр во время ареста? (Говорит честно обо всем, кроме Маши). Находим в тексте сцену ареста и читаем ее. Делаем вывод: за честь девушки герой готов отдать жизнь. Это высшее проявление чести и благородства – самопожертвование (обращаемся к толковым словарям).

Выстраиваем схему (на проекционной доске):

6.Самопожертвование ради доброго имени Маши Мироновой.

5.Рискует жизнью ради спасения любимой, не бросает в беде Савельича.

4.Отказ присягнуть бунтовщику.

3.Поединок за честь девушки.

2.Благодарность за спасение.

1.Уплата долга за проигрыш.

4.Этап подведения итогов.

Делаем вывод:

характер героя показан в развитии. Понятие чести у Гринева на разных этапах его жизни тоже изменяется. Петр не сам говорит о себе, за него говорят его поступки. Вслед за Пушкиным многие другие авторы воспользуются этим приемом.

— Почему мы можем говорить о становлении личности Гринева под «влиянием благих потрясений»?

Домашнее задание. Письменно ответьте на вопрос «Как сложилась бы судьба Гринева, если бы не случилось бунта и его любовь закончилась счастливой женитьбой?»

Выставление оценок за работу на уроке (с аргументацией).

Служба в Белогородской крепости

Этот период самый продуктивный в плане оценки моральных качеств Петра Гринёва. Он заступается за честь Маши Мироновой, показывает своё превосходство над Швабриным, но не унижает его человеческого достоинства.

Здесь, в крепости, Гринёв младший показывает себя, как верный слуга императора, преданный своему долгу. Он не принимает присягу Пугачёву, смело смотрит в лицо смерти. Патриотизм и умение оставаться собой в любой ситуации – спасают жизнь юноше. Пугачёв вспоминает доброе отношение Гринёва к нему, дарит ему свободу, уважая твёрдость принципов и человечность дворянина.

Статья содержит подробную информацию по теме “Формирование характера Петра Гринёва”.

Полезные ссылки

Посмотрите, что у нас есть еще:

  • для самых рациональных — Краткое содержание «Капитанская дочка»
  • для самых нетерпеливых — Очень краткое содержание «Капитанская дочка»
  • для самых компанейских — Главные герои «Капитанская дочка»
  • для самых занятых — Читательский дневник «Капитанская дочка»
  • для самых любопытных — Анализ «Капитанская дочка» Пушкин
  • для самых крутых — Читать «Капитанская дочка» полностью
Ссылка на основную публикацию