Сочинение на тему: «Фамусов и Молчалин в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»»

Фамусов и Молчалин в комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”

А. С. Грибоедов известен нам как автор комедии “Горе от ума”, ставящей основные злободневные проблемы XIX в.: государственная служба, крепостное право, просвещение, воспитание. Именно этот русский писатель поднял тему “отцов и детей”, продолженную потом Иваном Сергеевичем Тургеневым в романе “Отцы и дети”. Он показал борьбу “века нынешнего” (сыны) и “века минувшего” (отцы), их идеалы, отношение к жизни, образованию, воспитанию.
Итак, с одной стороны, перед нами Чацкий, с другой – Фамусов и все московское общество (Хлестаковы, Тугоуховские, Скалозубы). Но тем не менее, автор примечает и то, что некоторые “сыны” пошли по стопам своих “отцов”. Таков Молчалин, пытающийся добиться благосклонности хозяина дома, – Фамусова.
И Фамусов, и Молчалин – представители “века минувшего”. Вследствие этого они живут по одним и тем же законам. Они очень сходны между собой. Если Фамусов привык, чтобы перед ним пресмыкались, то Молчалин считает, что добиться чего-то можно, лишь “стоя на коленях” пред хозяевами, господами. Об этом и других взглядах героев мы узнаем не только из их уст (хотя Фамусов почти все о себе рассказывает сам), но и из уст других героев. Так, Фамусова характеризует и его дочь Софья, и служанка Лиза, а вот о Молчалине мы узнаем еще также и из уст Чацкого, который ему дает меткие и яркие характеристики.
Каковы же наши герои? Какими пожелал нарисовать их автор? Итак, перед нами хозяин дома – Фамусов – представитель московского общества. Он является примером для подражания и обладает всеми достоинствами дворянина: богатством и знатностью. Как наследник своих отцов, Фамусов и живет законами “минувшего века”, считая своим идеалом Максима Петровича, который “пред всеми знал почет”, “на золоте едал”, “езжал-то вечно цугом”. Как и все фамусовское общество, он восхищается умением Максима Петровича “сгибаться в перегиб”, “когда же надо дослужиться”, так как именно эта способность ценится в Москве и помогает “дойти до степеней известных”. Не потому ли Фамусову так нравится Молчалин?

Как и всякий дворянин, Фамусов, имеющий единственную дочь, хочет сделать ей удачную партию. Ну чем не хорош Скалозуб, например?

“Кто беден, тот тебе не пара”, – заявляет Фамусов Софье. И его словам вторит Лиза:

Как все московские, ваш батюшка таков
Желал бы зятя он с звездами да чинами.

Фамусову неважно, какой человек внутренне: добрый ли, хороший, благородный. Главное – богатый и знатный. И здесь же слышится голос его отцов и дедов. Но, тем не менее, Фамусов ведь отец: он желает добра дочери и не заставляет ее делать выбор прямо сейчас. Он разрешает ей подумать, хотя искренне считает, что его дочь будет счастлива лишь с богатым и знатным человеком. Героя не волнует, умен он или глуп:

И в чтенье прок-то не велик.
Ученье – вот чума, ученость – вот причина.

Он сам говорит, что знания приносят нам лишь беду; считает, что от ума лишь горе будет. И сам, следуя своим принципам, работает спустя рукава, считая это не самым главным в жизни:

Обычай мой такой:

Подписано, такс плеч долой.

Вся жизнь Фамусова и всего общества – это балы, празднества, сплетни. Им не важны люди; главное для них – чины и звания. Вся их жизнь – бессмыслица. Чем они занимаются? Да ничем. А каков распорядок дня у Фамусова?!

К Прасковье Федоровне в дом
Во вторник зван я на форели.
В четверг я зван на погребенье.
Пиши: в четверг, одно уж к одному,
А может, в пятницу, а может, и в субботу,
Я должен у вдовы, у докторши, крестить.

Смешно становится. Какова жизнь в Москве? Где смысл всего этого? Зачем нужна такая жизнь? Но, тем не менее, для Фамусова – это единственно верный путь. Он следует установленным принципам и нормам. Хотя иногда сам себе противоречит:

Свободен, вдов, себе я господин.
Монашеским известен повеленьем.

А следом же идет описание его заигрывания с Лизой, что, он считает, является само собой разумеющимся, ибо она его служанка:

Вот так Фамусов! Везде успеет:
Брюзглив, неугомонен, скор.
Правильно охарактеризовала его Софья, дочь.

Вся его жизнь – неутомимый бег: на обеды, ужины, крестины; за званиями, чинами. И еще раз возникает вопрос: а в чем смысл такой жизни?
Этот же вопрос возникает и при рассмотрении образа Молчалина: “Безродного пригрел и ввел в мое семейство, Дал чин асессора и взял в секретари; В Москву переведен – чем мое содейство; И будь не я, коптел бы ты в Твери”.
Так отзывается о Молчалине Фамусов. Не очень лестное определение. А все-таки, “Молчалины блаженствуют на свете!” Наш герой живет себе преспокойненько: ухаживает за дочкой хозяина, что сулит ему выгодную партию и возможность подняться, выбраться “из грязи в князи”, а за ее спиной заигрывает с Лизой:

Какое личико твое!
Как я тебя люблю!

А Лиза:

Он ей в ответ:

Ее
По должности, тебя.

Хитрый, скрытный. Таким рисуется Молчалин уже в любовной коллизии. А в отношениях с Чацким, скорее, даже в отношении Чацкого к нему, образ Молчалина проявляется во всей своей красе. Именно Чацкий, думается, точнее и ярче всех характеризует Молчалина:

Услужлив, скромненький, в лице румянец есть.
Молчалин прежде был так глуп!
Жалчайшее созданье!
Уж разве поумнел.
Муж-мальчик, муж-слуга, из жениных пажей.
Высокий идеал московских всех мужей.

Верно, все верно! Но, как бы глуп и услужлив не был Молчалин, он выживет в этом обществе, ибо умеет пресмыкаться перед теми, кто может ему помочь. В какой-то мере герой похож на Фамусова: заигрывает с Лизой, глуп, идеал московских мужей. “Сын” стал подобием своего “отца”: усвоил все го уроки и заслужил благосклонность не только со стороны хозяина дома, но и со стороны дочери:

Смотрите, дружбу всех он в доме приобрел.
И, между прочим,
Веселостей искать бы мог;
Ничуть: от стариков не ступит за порог.
Конечно, нет в нем этого ума,
Что гений для иных; а для других – чума.
Да этакий ли ум семейство осчастливит.

. уступчив, скромен, тих.

Заметим, что она перечислила все те же качества, что и Чацкий. Но если для Чацкого это отрицательные качества личности, то для Софьи – это идеальный муж, за это она его и любит. За его скромность и услужливость.
“Ведь надобно зависеть от других, В чинах мы небольших”, -вторит ей сам Молчалин.
Пресмыкающееся существо – так можно охарактеризовать Молчалина. Но, тем не менее, это существо как раз и сможет выжить в этом мире, сможет всего добиться. Ибо он – порождение Фамусова, он его дитя. Молчалин понял, что выгоднее быть в союзе с “веком минувшим”, нежели с “веком нынешним”.
И Фамусов, и Молчалин будут спокойно властвовать в этом мире: один открыто, другой – исподтишка. И это будет продолжаться до тех пор, пока общество не поймет всю хилость старых устоев, не сможет принять новое и дать дорогу новым людям, способным изменить мир, сделать его лучше.
Так и в наше время: закоснелость старых устоев, пресмыкательство некоторых представителей бюрократического аппарата будут жить до тех пор, пока мы не поймем обязательность и необходимость преобразований, пока не осмелимся строить новый мир, мир будущего.

Фамусов и Молчалин в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» (ЕГЭ по литературе)

Комедия А. С. Грибоедова “Горе от ума” написана в 1824 году в переломную для России эпоху. Уходил в прошлое век Екатерины, зарождался новый век с неясными чаяниями и надеждами на перемены к лучшему, со стремлением к свободе. Ещё И. А. Гончаров сравнивал это произведение со “столетним стариком”, “бодрым и свежим”. Прошло более 190 лет, но комедия не утратила своей свежести и бодрости и так же неувядаема, как и прежде. Бессмертие комедии не только в крылатых словах и выражениях, которыми до сих пор пестрит наша речь, но и в том, что в ней остро поставлена вечная проблема отцов и детей, показана борьба нового со старым.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Безусловно, ярким представителем “века минувшего” является павел Афанасьевич Фамусов, хлебосольный и гостеприимный барин. Новое поколение представляет Александр Андреевич Чацкий. Молчалин – ровесник Чацкого и по возрасту должен относиться к “детям”. Но по своим жизненным идеалам, по образу жизни он, несомненно, входит в “фамусовское общество”.

Фамусов – яростный защитник прежних устоев. Молчалин же – беспринципный их последователь. Он принимает “фамусовское общество” постольку, поскольку оно обладает силой и способно дать ему всё, к чему он стремится в жизни: выгодное служебное положение, богатство, почёт. Алексей Степанович руководствуется теми же принципами, что проповедует Фамусов, который восхваляет своего покойного дядю максима Петровича. Екатерининский вельможа Максим Петрович на приёме у императрицы случайно оступился и упал, “чуть затылка не пришиб”. За это он “был высочайшею пожалован улыбкой”, рассмешил Екатерину. Чтобы доставить приятное высокой особе, “прыткий старичок” дважды падает нарочно, “отважно жертвуя своим затылком”. Смысл этой хвалебной оды во славу дяди один – надо вовремя уметь “подслужиться”, “сгибаться вперегиб”. Максим Петрович добился в жизни всего: “на золоте едал; сто человек к услугам”, “весь в орденах”, “век при дворе”. Эту же рабскую психологию исповедует и Молчалин в откровенном разговоре со служанкой Лизой, где он говорит, что отец завещал ему всем угождать: “хозяину, где доведётся жить”, слуге. швейцару, дворнику и даже собаке дворника “чтоб ласкова была”.

Остроумная Лиза очень точно заметила, что у Молчалина “огромная опека”. Конечно же, Фамусову не нужно угождать всем подряд, он уже добился “степеней известных”. Но по-житейски умный и дьявольски хитрый Молчалин может пойти ещё дальше своего благодетеля, не дошедшего до такой циничности и подлости.

Безродный тверской провинциал сумел понравиться важному московскому лицу деловыми качествами. Фамусов “пригрел” Алексея Степановича, ввёл в своё семейство. “дал чин асессора и взял в секретари”. Отношение же Павла Афанасьевича к деловым бумагам простое: “подписано, так с плеч долой”. Провинциалу, чтобы добиться успеха в столице, напротив, необходимо проявлять дотошность и внимательность при ведении дела. Нужно отдать должное предприимчивости Молчалина. Для него одного Фамусов сделал исключение и принял на работу не родственника, даже не дворянина, а “безродного. Но и в Москве молодой человек не теряет времени даром: без труда может найти покровительство У какой-нибудь Татьяны Юрьевны. Он умеет “и награжденья брать и весело пожить”.

“В угодность дочери такого человека”, как Фамусов, Молчалин “принимает вид любовника”. он прекрасно понимает, что хозяин никогда не даст согласия на брак Софьи С “нищим” и “безродным”, он ужасно боится разоблачения и в то же время надеется на покровительство дочери своего начальника. А вдруг она замолвит словечко перед батюшкой – тогда награды и повышение в чине ему обеспечены.

Алексей Степанович достигнет “степеней известных” и будет “блаженствовать на свете”. Он вовремя скрылся в своей каморке во время скандальной сцены на лестнице, и Фамусов не застал его с дочерью. Гнев московского барина обрушился на Софью и на Чацкого, но и Лизу барин не оставил без внимания за плохую службу барышне. Фамусов никогда не расстанется со своим секретарём, ценя его услуги и деловые качества.

Итак, мы убедились, что молодое поколение в лице Алексея Степановича Молчалина достойно своих “отцов” и в достижении своих целей пошло ещё дальше “своих учителей”: для них не существует никаких моральных принципов, все средства хороши.

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id14200

Фамусов и Молчалин в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»

“Горе от ума” — величайшее произведение русской и мировой литературы, которое занимает видное место в отечественной драматургии наряду с такими произведениями, как “Недоросль” Фонвизина, “Ревизор” и “Женитьба” Гоголя, “Маскарад” Лермонтова.

В комедии отображена борьба двух веков: “века нынешнего” и “века минувшего”. Двумя яркими представителями “века минувшего” являются Фамусов и Молчалин. Неверно полагать, что персонажи комедии делятся на “век нынешний” и “век минувший” лишь по возрасту. Это деление проходит по взглядам, которых придерживается персонаж, его моральным принципам, его поведению, привычкам и стремлениям. Рассмотрим двух этих персонажей подробнее.

Фамусов впервые появляется к комедии в сцене с молоденькой служанкой Лизанькой, где он пошло заигрывает с нею. Уже с самого начала комедии мы получаем представление о нравственном облике Фамусова, о его старческом сластолюбии. Подобный случай не был единичным в тогдашнем высшем обществе, это было вполне в порядке вещей.

Фамусов очень озабочен воспитанием и образованием своей дочери Софьи:

Уж об твоем ли не радели
Об воспитаньи! с колыбели!

Но к чему сводится это воспитание?

Мать умерла: умел я принанять
В мадам Розье вторую мать.
Старушку золото в надзор тебе приставил:
Умна была, нрав тихий, редких правил.
Одно не к чести служит ей:
За лишних в год пятьсот рублей
Сманить себя другими допустила.

В своей ограниченности Фамусов не понимает, что невозможно “принанять” вторую мать, мать вообще никто не может заменить.

Однако все старания Фамусова в воспитании дочери не прошли даром: незаметно для самой Софьи они сформировали ее характер, ее правила поведения. Да и пример отца становится для Софьи хорошим уроком: об этом говорит ее умение быстро рассеять недоверчивость и подозрения Фамусова, ее притворство перед Чацким.

Образ Фамусова очень сложен. С одной стороны, его речи по пылкости и пафосу не уступают речам Чацкого, с другой стороны — он что ругает, то и хвалит. Вспомним его речи по поводу засилья всего иностранного:

А все Кузнецкий мост и вечные французы,
Оттуда моды к нам, и авторы, и музы:
Губители карманов и сердец!

Но уже в следующем акте он будет хвалить то, что не так давно ругал. Кроме того, в своем мракобесье и ретроградстве он так же пренебрежительно относится ко всему исконно русскому, национальному:

Ей сна нет от французских книг,
А мне от русских больно спится.

Подобное поведение Фамусова не случайно, закономерно: ведь он является выразителем принципов общества, которое недаром получило название фамусовского.

Как и все члены фамусовского общества, Фамусов не желает и не умеет заниматься служебными делами:

Боюсь сударь я одного смертельно,
Чтоб множества не накоплялось их;
Дай волю вам, оно бы засело;
А у меня что дело, что не дело.
Обычай мой такой:
Подписано, так с плеч долой.

Идеал жизни Фамусова всего фамусовского общества – богатство при отсутствии надобности и желания служить, знатность, претензии на ум при отсутствии такового, лесть и низкопоклонничество, в которых, по их мнению, нет ничего зазорного, ненависть ко всему новому, боязнь того, что что то новое ворвется в их жизнь и переменит ее.

Секретарем Фамусова является Молчалин — “враг дерзости”, робкий, преданный молодой человек. Именно в нем живы и процветают традиции фамусовского общества. Молчалин беден, а потому, чтобы войти в высший свет, он лицемерит, пресмыкается, лебезит перед самыми “яркими” представителями этого общества:

Там моську вовремя погладит,
Там впору карточку вотрет…

Кроме того, он нашел более легкий вариант, как войти быстро и без особых унижений в высший свет: он ловко играет роль влюбленного в Софью человека:

И вот любовника я принимаю вид
В угодность дочери такого человека…

За несколько лет службы у Фамусова Молчалин успел завязать нужные связи и приобрести полезные знакомства, которые в дальнейшем помогут ему “и награжденья брать, и весело пожить”.

После того как Софья случайно узнала о притворстве Молчалина, он не растерялся, он слишком живуч, чтобы быть уничтоженным такой мелочью. Теперь Молчалин стал приспосабливаться к новым условиям жизни.

В то время как раз наступал период молчалиных, которые представляли собой ту силу, которую невозможно было уничтожить: “Молчалины блаженствуют на свете!” — недаром с горечью заметил Чацкий.

“Ум и дела твои бессмертны в памяти русской. “

Школьное сочинение

Родился Грибоедов в 1795 году в родовитой дворянской семье. Получил блестящее образование: прошел курс словесного и юридического факультетов Московского университета, учился и на естественно-математическом, закончить который ему помешала война 1812 года. Грибоедов владел основными европейскими языками, знал древние языки, позднее изучил восточные, интересовался наукой. Он был талантливым музыкантом, но сохранилось всего лишь два его чудесных вальса, которые и сейчас часто исполняются на концертах. Пушкин считал Грибоедова одним из самых умных людей в России.

Обучение в университете, в кругу передовой студенческой молодежи, воспитало и развило в писателе пламенную любовь к Родине и страстное желание служить ей. В дни Отечественной войны 1812 года Грибоедов вступил добровольцем в гусарский полк. В 1815 году писатель перевел пьесу французского драматурга Лес-сера “Семейная тайна”, которую сразу поставил Малый театр. Грибоедов писал полемические статьи, в том числе и о театре. После окончания военной службы он занялся литературной работой, в 1817 году поступил на дипломатическую службу в Коллегию иностранных дел, а затем уехал в качестве секретаря посольства в Персию (Иран). В Персии, а потом в Грузии Грибоедов работал над комедией “Горе от ума”, которую закончил в Петербурге в 1824 году.

В 1826 году Грибоедова, возвращавшегося с Кавказа, арестовали по подозрению в связях с декабристами. Вскоре его отпустили за недоказанностью вины, но царская полиция продолжала за ним следить. В 1828 году Грибоедову поручили заключить мирный договор с Персией. Талантливый дипломат блестяще справился с этой важной миссией, за что Николай I назначил его полномочным послом в Персию. В условиях борьбы России и Англии за восточные рынки этот пост был очень опасным. Для персидского феодального правительства Грибоедов был врагом, заменявшим “единым лицом двадцатитысячную армию”. В 1829 году фанатичная толпа, подстрекаемая муллами и английскими агентами, напала на русское посольство в Тегеране, и Грибоедов был убит. Он защищался до последнего. На могиле Грибоедова в Тифлисе в монастыре святого Давида его молодой женой Ниной Чавчавадзе был поставлен памятник с короткой надписью: “Ум и дела твои бессмертны в памяти русской, но для чего пережила тебя любовь моя?”

Первые пьесы Грибоедова были написаны по правилам господствовавшей тогда развлекательной комедии, которую сочиняли преимущественно в жанре классицизма. Переводя и переделывая с французского языка пьесы легкого жанра, Грибоедов вынужден был следовать требованиям их стиля. Но в переделках писателя проявилась его способность к живым стихам, стремление к беглому языку, просторечию и афористичности, реалистическим зарисовкам быта. Грибоедов преодолевал шаблоны легкой классицистской комедии, осваивал лучшие достижения русской и прогрессивной зарубежной сатирической драматургии.

В пьесе А. С. Грибоедова ставятся самые острые вопросы того времени: положение русского народа, проблема крепостного права, взаимоотношения между помещиками и крестьянами, самодержавная власть, безумное расточительство дворян, состояние просвещения, принципы воспитания и образования, независимость и свобода личности, национальная самобытность и многие другие. В пьесе отражена смертельная борьба двух основных лагерей, двух миров московского общества накануне восстания декабристов: консервативного поместного и чиновного барства(“века минувшего”) и прогрессивного дворянства (“века нынешнего”). Широко представлена знать — Фамусов и его гости — фамусовское общество. У его представителей нет никакого чувства гуманности — это закоренелые враги свободы, душители просвещения, единственное желание которых — “забрать все книги бы да сжечь”.

Сатирически изображая поместную и бюрократическую знать, Грибоедов четко видел и положительные общественные силы своей эпохи, возникновение и рост новых, прогрессивных идей. Представители “века минувшего” чувствуют широкое распространение вольномыслия, называют свое время “ужасным веком”. Наиболее полно пробуждение национального, общественного самосознания воплощено в образе Чацкого.

Чацкий — деятельная, героическая фигура. Это горячий патриот, бесстрашный воин против крепостнического и деспотического самовластия, мужественный рыцарь правды, беспощадный судья всякой лжи и фальши, всего того, что враждебно новому, что стоит на пути разума. Чацкий продолжает и развивает просветительские идеи XVIII века, клеймит невежество, обличает показную внешность представителей барства и пламенно пропагандирует науку, просвещение и искусство. С понятием “ума” во времена Чацкого связывались идеи вольнодумства, вольномыслия, борьбы за свободу. Грибоедов также понимал роль народа в борьбе консервативного и прогрессивного дворянства: “Умный, бодрый наш народ”, — говорил писатель словами Чацкого.

Грибоедов резко критиковал мир насилия, произвола, невежества, подхалимства, лицемерия, где господствуют Фамусовы и молчалины, гибнут лучшие человеческие качества. Драматург клеймил добровольное холопство, молчалинство во всех его проявлениях. Духом борьбы за настоящего человека, его достоинство, русскую национальную культуру проникнуто замечательное произведение Грибоедова.

Грибоедов, создавая оригинальные, ярко индивидуализированные характеры, ставит их в типические обстоятельства, в конкретно-исторические бытовые и общественные условия. Читая эту пьесу, мы видим широкую картину подлинной жизни. По прямоте выражения прогрессивной идейности, по силе социально-политического негодования против крепостничества и самодержавия, по характеру благородного сочувствия закрепощенному народу “Горе от ума”, по оценке критиков, самая “антибарственная” комедия первого этапа русского освободительного движения. Грибоедов в свой пьесе объединил лучшие достижения предшествующей драматургии и начал новый этап развития русской и мировой драматургии — драматургии критического реализма. Грибоедов рассчитывал влиять не на Фамусовых, а на широкие круги читателей-современников, и достиг таких результатов, которые трудно переоценить.

Сочинение: Кульминация комедии «Горе от ума» (А.С. Грибоедов)

Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» в русской литературе является одним из первых реалистических произведений. Ей суждено было долго жить, так как в ней подняты темы, которые беспокоили людей разных эпох, о чем свидетельствует анализ 3 действия. В «Горе от ума» этот эпизод покажет кульминацию социального конфликта — столкновение настоящего века с минувшей эпохой. Здесь можно увидеть фамусовское общество в лицах.

Роль Молчалина

В глазах Софьи этот герой представляет своего рода нравственный идеал: любит ближнего, всегда готов к самопожертвованию и т. д. Однако в глазах Чацкого он выглядит иначе. Характеристика его такова:

  • человек недалекий;
  • льстивый;
  • лишенный всякого личного мнения и самостоятельности.

Софья думает, что Молчалин по-настоящему любит ее. Но на деле он лишь хочет достичь высокого положения, используя девушку. Это лицемерный и меркантильный молодой человек, меняющий поведение и точку зрения в зависимости от обстоятельств. У него нет чести, достоинства и принципов.

Его главная цель — угодить всем, кто выше по статусу, стать лучше в их глазах, пусть и обманом.

На протяжении третьего действия можно проследить яркую антитезу — Молчалин и Чацкий. Второй готов отстаивать свои принципы до последнего. На него не влияет мнение других людей. А Молчалин полностью зависим от чужих суждений.

Популярные сочинения

  • Устарела ли проблема отцов и детей сегодня?
    Проблема взаимоотношения отцов и детей, поднятая в одноимённом романе И.С.Тургенева, к сожалению, существует и в наши дни. Примеров этому довольно много в нашем обществе.
  • Сочинение Образ Матрёны в рассказе Матрёнин двор Солженицына
    Матрёна Васильевна Григорьева главная героиня рассказа Александра Солженицына «Матрёнин двор». Она представляет собой пример простодушной русской женщины.
  • Сочинение Любим Торцов в пьесе Бедность не порок Островского (образ и характеристика)
    В пьесе А.Н. Островского «Бедность не порок» мне больше всего понравился персонаж — Любим Торцов. На мой взгляд Любим Карпыч имеет волевой характером и сильный дух. Для меня он яркий персонаж пьесы.

Сцена бала

Героям второго плана в произведении отведена очень значимая роль. На протяжении всей пьесы события идут последовательно, одно за другим. Но вдруг в третьем действии появляется панорама бала в доме Фамусова.

На мероприятии собираются все приглашенные. Благодаря паре кратких ярких фраз Грибоедов производит характеристику как гостей по отдельности, так и фамусовского общества в целом. Сцена начинается с так называемого парада гостей.

Первой появляется чета Горичей. Это старый друг и бывший сослуживец Чацкого Платон Михайлович со своей женой. Теперь он «прелестный муж» и отставной военный. По мнению главного героя, у Платона более нет свободы и собственного мнения, ведь он полностью подчинен своей жене. Горич говорит о себе «Я уже не тот», поскольку оказался под каблуком супруги.

На самом деле он попросту утратил прежние идеалы. У него не получается толком поговорить со старым приятелем, ведь почти все время жена отвечает за него. Позже Платон предает Чацкого (не защищает его от клевещущих людей) из-за отсутствия все той же силы воли.

Следом за четой Горичей Грибоедов знакомит читателя с семейством Тугоуховских. Супруги думают лишь о том, чтобы подобрать лучшую партию для своих дочерей. Графиня зла и язвительна, ищет и находит недостатки в каждом из присутствующих гостей.

Затем на балу появляется Загорецкий. Его характеристика однозначна:

  • сплетник и мошенник;
  • очень скользкий, хитрый, льстивый и услужливый человек.

Кроме того, на балу присутствует еще один персонаж — пожилая Хлестова, которая отличается от всех своей грубоватой прямотой.

Персонажи второго плана одинаково важны. Они отображают собирательный образ московского дворянства, имеющего свои правила. На балу особенно отчётливо показано одиночество Чацкого в этом окружении. До этого у него были лишь диалоги (стычки) с Фамусовым и Молчалиным. Но на балу против него обернулось все общество.

Обострение конфликта

Кульминацией всей комедии является противостояние между Чацким и представителями фамусовского общества. Основной причиной конфликта между героями являются разные взгляды на мир.

Анализ 3 действия «Горе от ума» позволяет составить характеристики оппонентов. Чацкий является представителем современного поколения. Его главными нравственными ценностями являются разум и честь. Александр считает, что чины должны выдаваться человеку не по статусу, а в соответствии с навыками и умениями. Чацкий не зависит от чужого мнения и борется за социальную справедливость в обществе.

Противостоит главному герою фамусовское общество. Его представители относятся к старому поколению. Эти герои стремятся к богатству. Они лишены моральных ценностей. Представители старого поколения являются прислужниками. Они готовы выполнить любые действия для получения личной выгоды. Представители фамусовского общества презирают Чацкого и считают безумным.

Они распространяют слухи о его сумасшествии. Александр не имеет союзников, поэтому он не может противостоять старому поколению.

Кульминация пьесы

Одна неосторожная фраза из уст Софьи, сказанная в сердцах, стала основой для слухов о сумасшествии Чацкого. Главные сплетники получили возможность насмехаться над главным героем, развлекая себя распространением ложных сведений о нем. Позже Софья не посчитала себя виновной в ситуации, а лишь поддержала массовую издевку над Чацким.

Общество легко приняло слух о безумии главного героя, ведь его мысли были непонятны и совершенно неприемлемы для фамусовского окружения. Люди дворянского происхождения считали мнение Чацкого оскорблением и мечтали отомстить ему. Герою эта ситуация прояснила истинное отношение к нему и его суждениям, дала понять, что все попытки образумить этих людей бесполезны.

Сцена завершается знаменитым монологом Чацкого. Но гости, уже вдоволь насладившись слухами о сумасшествии героя, не обращают внимания на его слова. Все это усиливает в Чацком неумолимое чувство покинутости и показывает, насколько бессмысленно все, что он делает. Никто не разделяет его взглядов, а слова и попытки донести свою мысль людям — это стук в закрытую дверь. Именно тогда, на балу, главный герой почувствовал всю тяжесть своего одиночества и сделал вывод, что здесь он никому не интересен.

При анализе третьего действия «Горе от ума» становится понятно, что оно стало кульминацией всей пьесы и раскрыло отношение общества к Чацкому и его чувствам. Грибоедов четко показывает, насколько узкий кругозор у дворянства, как важны для него привычные устои, хотя времена меняются.

Урок «Горе от ума» 3 действие

«Безумный по всему…» Анализ
IIIдействия комедии «Горе от ума»
Цели:

проанализировать третье действие, вспомнить понятие кульминация, работать над выразительным чтением.

  1. Организационный момент.
  2. Проверка домашнего задания.

Расскажите об отношении Века Нынешнего и Века минувшего:

к чинам, богатству, карьере,

отношение к иностранному,

отношение к московским нравам,

отношение к уму.

  1. Работа над текстом комедии.

— Вспомните, что приводит Чацкого в дом Фамусова во втором действии?

(«Пусть я посватаюсь»)

В третьем действии Чацкий снова оказывается в доме у Фамусова.

-Какова его цель на этот раз?(

добиться признания Софии)

-Как его встречает София? Что ее отталкивает от Чацкого?

В разговоре Чацкий упоминает оМолчалине.

-Какую характеристику дает Чацкий Молчалину? Найдите в тексте.

-За что София ценит Молчалина?

-Почему Чацкий думает, что София смеется над ним, говоря, что любит Молчалина?

У Чацкого единая форма оценок для всех. По его мнению, Молчалин «жалкое созданье», значит, не достоин ничьей любви. Следовательно Софья не может его любить, а лишь смеется над ними обоими.Чацкий считает, что Софья полюбила не настоящего Молчалина , а выдуманного.

-Действительно ли София любит «выдуманного» героя или видит все недостатки перечисленные Чацким?

-Почему же Софья, довольно умная девушка, независимая в своих суждениях предпочитает Молчалина

? (Воспитанная на сентиментальных романах, в ожидании романтического героя, она верит в искренность его чувств. Молчалин беден, что еще больше возвышает его в глазах девушки. Кроме того, она может ему покровительствовать и даже помыкать им. Обстановка в доме Фамусова – лицемерие, ханжество, сентиментальность – приближают ее к Веку Минувшему).

— Проследите диалог Чацкого и Молчалина, права ли Софья в оценке Молчалина?

-Что сам в себе ценит Молчалин?

(умеренность и аккуратность, его тоже интересует мнение окружающих – Татьяны Юрьевны, Фомы Фомича).

-Каким вы видите Молчалина?

Молчалин – деловой, по выражению Фамусова человек, человек нового поколения, с очень цепкой жизненной хваткой, умеющий приспособиться к любой жизненной ситуации, угодить всем. Для Чацкого, Молчалин – жалок, не хочет и не может сделать карьеру, заслуживает презрения. Чацкий не принимает Молчалина всерьез, а напрасно. Это очень опасный противник, новый тип проворного дельца, услужливого и аккуратного, который переживет свое время, удобно устроившись в жизни, заняв достаточно высокое положение в обществе.

С 5 явления в доме Фамусова появляются гости.

-Кто приезжает первым?

-Почему Чацкий едва узнал бывшего сослуживца? Что с ним произошло?

(Горич попал под каблук жены,которая изменила в нем все: привычки, суждения, взгляды. Превратила его в дряхлую развалины. Чацкому не о чем с ним поговорить).

-Появляются Тугоуховские. Что важно для родителей и их дочерей?

-Что из себя представляет графиня – внучка Хрюмина?

-Какой рисует автор свояченицу Фамусова Хлестову?

-Кто такой Загорецкий? Что о нем говорят?

С 13 явления продолжает развиваться любовная линия. Чацкий высказывает свое мнение о Молчалине, София злится.

-Кто автор сплетни о сумасшествии Чацкого?

-Нарочно ли Софья это сделала?

-Что происходит на сцене в 15-22 явления, до приезда Чацкого?

-Почему все подхватывают сплетню?

(сплетня связывает любовный и социальный конфликт. С одной стороны, герой ведет себя как с ума сошедший от любви, с другой – его поведение расценивается как социальное безумие).

— Где, по-вашему мнению, кульминационный момент произведения

?(Столкновение Чацкого с «больным обществом». Сам того не подозревая, герой настроил против себя всех. Он произносит страстный монолог, клеймит все общество, касается очень серьезных тем).

Чтение монолога.

-Каких тем он касается в своем монологе?

(культуры, морали, воспитания, судьбы России).

-В чем заключается комизм данной ситуации?

Чацкий одновременно в комической и в трагической ситуации. Трагизм в том, что он поднимает столь важные вопросы, пытается открыть глаза московскому обществу. Комизм – никто его не слушал, «Все в вальсе кружатся с величайшим усердием». Он зря потратил весь пыл своего красноречия.

  1. Итог урока.

Есть ли победители в споре Чацкого и Фамусова о московском обществе?

  1. Домашнее задание.

Чтение 4 действия, выписать крылатые выражения .

Мнение автора

При кратком анализе 3 действия «Горе от ума» можно понять, что Грибоедов симпатизирует Чацкому. Посредством монологов главного героя автор комедии старается выразить свое мнение по поводу важных социальных вопросов.

Грибоедов изображает в Чацком новое поколение, отличающееся либеральными взглядами. С помощью диалогов автор показывает борьбу между поколениями.

Автор произведения негативно относится к фамусовскому обществу. Он относит бо́льшую часть дворян начала XIX столетия к старому поколению, утратившему моральные ценности.

Грибоедов показывает, что фамусовское общество имеет большое влияние. Поэтому представителям нового поколения трудно противостоять им. Автор призывает к борьбе со старым мировоззрением, замедляющим развитие современного общества.

«Портреты и только портреты входят в состав комедии. » (Фамусов и Молчалин в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»)

Белинский писал, что «комедия Грибоедова отвергла искусст­венную любовь, резонеров, разлучников и весь пошлый, за­тертый механизм старинной драмы». Точно так же отверг драматург и классицистский принцип обрисовки действую­щих лиц. Характеры, созданные Грибоедовым, неоднознач­ны: в каждом из них смешано хорошее и дурное.

Так, например, Фамусов в комедии предстает в самых раз­личных ролях. Во-первых, это важный московский барин, достаточно крупный и влиятельный государственный чинов­ник. Как заметил Белинский, «это гоголевский городничий этого круга общества. Знатность, вследствие чинов и де­нег, — вот его идеал жизни».

Фамусов — типичный московский чиновник, озабоченный лишь собственной карьерой, положением в обществе, при случае не брезгующий лестью и подхалимством (в этом он схож с Молчалиным). Недаром идеалом Павла Афанасьевича является покойник-дядя, Максим Петрович, который однаж­ды, как шут, потешал придворное общество на светском рау­те, но зато потом — «пред всеми знал почет».

Фамусов — бюрократ и формалист. Чтобы не накопилось много дел, у него заведен обычай: «подписано, так с плеч до­лой». Думается, при случае Павел

Афанасьевич не брезгует и взяткой. Это о нем говорит Чацкий, критикуя московское чи­новничество:

Где, укажите нам, отечества отцы,

Которых мы должны принять за образцы?

Не эти ли, грабительством богаты?

Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве,

Великолепные соорудя палаты,

Где разливаются в пирах и мотовстве.

«Радение» Павла Афанасьевича на службе весьма красно­речиво обрисовывается им самим в разговоре со слугой: «К Прасковье Федоровне в дом Во вторник зван я на форели», «В четверг я зван на погребенье», «А может в пятницу, а мо­жет и в субботу, я должен у вдовы, у докторше, крестить».

В жизни Павел Афанасьевич очень уважает родство:

При мне служащие чужие очень редки,

Все больше сестрины, свояченицы детки,

Один Молчалин мне не свой,

И то затем, что деловой.

Как станешь представлять к крестишку ли, к местечку,

Ну как не порадеть родному человечку!

Воплощая в себе «век минувший», Павел Афанасьевич не­навидит образование, науки, считая, что в них все зло. «Уче­нье — вот чума, ученость — вот причина», — заключает он, глядя на Чацкого. Будучи консерватором, Фамусов не прием­лет никаких нововведений. Вольнолюбивые настроения Чацкого, его обличительные речи, критика общественных поряд­ков — все это порядком пугает Павла Афанасьевича. Услы­шав на балу сплетню о сумасшествии Чацкого, он ни на минуту не сомневается в услышанном. Для Фамусова безумие Чацкого — это его инакомыслие:

Давно дивлюсь я, как никто его не свяжет!

Попробуй о властях, — и нивесть что наскажет!

Чуть низко поклонись, согнись-ка кто кольцом,

Хоть пред монаршиим лицом,

Так назовет он подлецом.

Однако Грибоедов изображает Фамусова и в других ролях. Павел Афанасьевич — заботливый отец. Оставшись вдовцом, он сам с детства воспитывает дочь, дает ей неплохое образова­ние — Софья любит читать, говорит правильным литературным языком. Думая о будущем дочери, мечтая о приличной партии для нее, Павел Афанасьевич по-своему заботится о Софье:

Теперь. да в полмя из огня:

Тот нищий, этот франт-приятель;

Объявлен мотом, сорванцом;

Что за комиссия, создатель,

Быть взрослой дочери отцом!

Фамусов — хлебосольный московский барин, он по-русски гостеприимен, по-своему отзывчив. В его доме с детства вос­питывался Чацкий, сын покойного друга Фамусова.

Павел Афанасьевич по-своему патриотичен. Как и Чац­кий, он выступает против засилья в России всего иностранно­го, против подражания французам. Застав Молчалина рядом с комнатой Софьи, он искренне возмущается:

Всю ночь читает небылицы,

И вот плоды от этих книг!

А все Кузнецкий мост, и вечные французы,

Оттуда моды к нам, и авторы, и музы:

Губители карманов и сердец!

Когда избавит нас творец

От шляпок их! чепцов! и шпилек! и булавок!

И книжных и бисквитных лавок!

Фамусов — настоящий философ, он достаточно умен, про­ницателен. Речь его меткая, образная, остроумная, очень под­вижная. Множество высказываний Фамусова в комедии стали афоризмами: «Ну как не порадеть родному человечку!», «Ах! боже мой! что станет говорить княгиня Марья Алексевна!»

Таким образом, характер Фамусова в комедии обрисован подробно и многосторонне: это и важный чиновник, и забот­ливый отец, и по-русски хлебосольный, гостеприимный хозя­ин, и старый волокита, и истинный философ, остроумный че­ловек, носитель образной, подвижной, меткой речи.

Характер Молчалина в комедии не столь многогранен. Ис­торию этого персонажа мы узнаем из разговора Фамусова с Софьей:

Безродного пригрел и ввел в мое семейство,

Дал чин асессора и взял в секретари,

В Москву переведен через мое содейство.

Алексей Степанович довольно быстро освоился в доме Фа­мусова, подкупая всех обитателей его своей скромностью, молчаливостью. «Уступчив, скромен, тих», «чужих и вкривь и вкось не рубит», «в лице ни тени беспокойства и на душе проступков никаких» — так Молчалина характеризует Со­фья. Алексей Степаныч всегда вежлив и любезен с окружаю­щими. Софья рассказывает о нем Чацкому:

Смотрите, дружбу всех он в доме приобрел;

При батюшке три года служит,

Тот часто без толку сердит,

А он безмолвием его обезоружит,

От доброты души простит.

А между прочим

Веселостей искать бы мог;

Ничуть: от старичков не ступит за порог;

Мы резвимся, хохочем,

Он с ними целый день засядет, рад не рад,

Каковы же мотивы поведения Молчалина? Свою жизнен­ную философию он раскрывает в разговоре с Лизой:

Мне завещал отец:

Во-первых, угождать всем людям без изъятья —

Хозяину, где доведется жить,

Начальнику, с кем буду я служить,

Слуге его, который чистит платья,

Швейцару, дворнику, для избежанья зла,

Собаке дворника, чтоб ласкова была.

Молчалин далеко не глуп. Напротив, как замечает Белин­ский, он «умен, как дьявол, когда дело идет о его личных вы­годах». Действуя в соответствии со своим «имиджем», Мол­чалин прикидывается влюбленным в «угоду» Софье. Здесь он становится нежным и романтичным:

Возьмет он руку, к сердцу жмет,

Из глубины души вздохнет,

Ни слова вольного, и так вся ночь проходит.

Однако, оставшись наедине с Лизой, Молчалин сбрасыва­ет маску романтического влюбленного: он откровенно воло­чится за ней, цинично рассуждая о достоинствах Софьи, кото­рую любит «по должности». С. Яблоновский писал, что Мол­чалин — истинный «виртуоз в науке страсти нежной. С Лизой он будет проявлять чувственность и соблазнять ее подарками, а с Софьей, — о, тут целая симфония. »

Мотив «Максима Петровича», берущий начало в комедии в образе Фамусова, получает окончательное, полное заверше­ние в образе Молчалина. Лесть и подхалимство — вторая на­тура Молчалина. Мотив «Максима Петровича», мотив паде­ния реализуется в поведении этого персонажа и в букваль­ном, и переносном смысле: это и падение Молчалина с лошади, и нравственное падение его в финале комедии. По­няв, что Софья слышала его разговор с Лизой, Молчалин бро­сается перед ней на колени: «Ах! вспомните! не гневайтеся, взгляньте. » Однако Софья больше не верит своему возлюб­ленному. В этом «безверии» героини угадывается отсутствие подлинных, глубоких чувств. Именно поэтому она остается гордой и непреклонной в финале комедии:

Я с этих пор вас будто не знавала.

Упреков, жалоб, слез моих

Не смейте ожидать, не стоите вы их;

Но чтобы в доме здесь заря вас не застала,

Чтоб никогда об вас я не слыхала.

«Софья любит ограниченного человека без души, без серд­ца, без всяких человеческих потребностей, мерзавца, низко­поклонника. », — писал Белинский. Однако, думается, ге­роиня лишь думает, что любит Молчалина, «лишь играет в роман».

Таким образом, тема чинопочитания, лести раскрывается в комедии в жизненных историях двух персонажей — Фаму­сова и Молчалина. Уверенной рукой мастера созданы харак­теры не только типические, но глубоко самобытные и ориги­нальные.

Белинский В. Г. Горе от ума. — В кн: В. Г. Белинский. Взгляд на русскую литературу. М., 1987. С. 235.

Белинский В. Г. Указ. соч. С. 246.

Яблоновский С. П. В защиту Софьи Павловны Фамусовой. — В кн: О театре. М., 1909. С. 163.

Белинский В. Г. Указ. соч. С. 240.

Гончаров, Васильев. Софья. — В кн: Александр Сергеевич Гри­боедов. Его жизнь и сочинения. Сборник историко-литературных статей. Составил В. Покровский. М., 1908. С. 97.

–>On-line: Книги, учебники, статьи –>

Павел Афанасьевич Фамусов – одно из главных действующих лиц комедии, дворянин, помещик, живущий в Москве и служащий управляющим в казенном месте. Он известный человек в кругу московского барства. Об этом говорит его фамилия: Фамусов означает “известный”, “пользующийся славой”. Наделив своего персонажа такой прозрачной фамилией, писатель хочет подчеркнуть, что тот принадлежит к знатному дворянскому роду. Его “домашние друзья” – князья Тугоуховские и преуспевающий “не нынче завтра генерал ” Скалозуб. Он любит рассуждать на темы морали и воспитания, однако в основе его рассуждений-двуличие. Фамусов хвалится, что “монашеским известен поведеньем”, однако заигрывает с хорошенькой служанкой Лизой и подсчитывает дни, когда должна родить докторша-вдова. Вдовец, он любит единственную дочь, заботится о ней, считает, что для ее воспитания сделал все. Фамусов подыскивает для Софьи подходящего жениха, считая одним из удачных претендентов богатого Скалозуба.

Обаяния Фамусова автор и не отрицает. Не зря тот гордится принадлежностью к кругу знатных московских дворян, известен гостеприимством, жизнью на широкую ногу. В лице Фамусова – знатность, богатство, сила традиций, на которые опирается старый мир. Фамусов показан как средото чие всех московских связей. Он воплощает собой внешний патриархальный патриотизм. Дом его очень гостеприимен. Язык Фамусова – язык старомосковской Руси. Фамусов-человек строгих правил, ведет внешне “правильную ” жизнь, хотя о его прегрешениях мы уже говорили. Более того, по его собственному мнению, он может быть образцом для всего молодого поколения. Не случайно говорит он Софье:
Не надобно иного образца,
Когда в глазах пример отца.
Смотри ты на меня: не хвастаю сложеньем;
Однако бодр и свеж, и дожил до седин.
Свободен, вдов, себе я господин.
Конечно, с такими взглядами и при таком образе жизни Фамусов остается сторонником крепостных порядков. Обладать и распоряжаться крепостными крестьянами по своему усмотрению представляется ему законным и вполне справедливым. В крепостных он не видит людей, не считается с их человеческим достоинством, ругает их, не стесняясь в выражениях, называет “ослами”, “чурбанами”, “фомками”, “фильками”, не считаясь, разумеется, с их возрастом. Стоило Лизе заслужить его неудовольствие, как Фамусов сразу же начинает угрожать отправкой в деревню: “Изволь-ка в избу, марш за птицами ходить”.

Он поклонник старины во всем. Лучшие времена, по его мнению, давно прошли, и жаль, что их забывают. Он восхищается нравами при дворе Екатерины II. Служба для него- испытанное средство для получения наград, чинов и денег. Дела по службе он передоверил Молчалину – секретарю, живущему у него в доме, и которому он постоянно напоминает о своих благодеяниях (“. И будь не я, коптел бы ты в Тве73 Александр Cергеевич Грибоедов ри. “). Служебные дела Фамусова сводятся к подписыванию подготовленных Молчалиным бумаг. Он самодовольно хвастается: А у меня, что дело, что не дело, Обычай мой такой: Подписано, так с плеч долой. На службе Фамусов окружил себя родственниками, считая достойной похвалы такую заботу о родне. Он с гордостью говорит, что при нем “служащие чужие очень редки; все больше сестрины, свояченицы детки”, один Молчалин ему не свой, а потому как “деловой”: Как станешь представлять к крестишку ли, к местечку, Ну как не порадеть родному человечку. Самое важное для Фамусова-чиновника – это умение правильно обойтись с вышестоящими людьми, вовремя угодить им и таким образом выслужиться. Идеалом в этом отношении является его дядя Максим Петрович – типичный придворный подхалим екатерининского времени. Тогда, по выражению Чацкого, “не в войне, а в мире брали лбом, стучали об пол не жалея!”. Максим Петрович был важным вельможей, “на золоте едал”, “езжал-то вечно цугом”, когда же надо было выслужиться, “и он сгибался в перегиб”. Таким путем он приобрел вес, “выводил в чины” и “пенсии давал”. Фамусов восхищается и Кузьмой Петровичем, который был камергером “с ключом, и сыну ключ умел доставить; богат, и на богатой был женат”. Таким людям Фамусов стремится подражать, более того, он хочет стать одним из них, превратиться в пример для подражания молодежи его времени. Именно их способ получения чинов и денег он считает самым верным.

Фамусов по-московски гостеприимен, он охотно принимает гостей, любит поиграть в карты, посплетничать. В развитии сплетни о сумасшествии Чацкого он принимает деятельное участие. Говорит, что первый догадался о сумасшествии Чацкого, считает, что болезнь Чацкий унаследовал от ма тери, сходившей с ума восемь раз. Однако основной причиной этого Фамусов считает “ученье”, то есть образование, просвещение, науку. О книгах он отзывается с неприязнью: Ученье-вот чума, ученость-вот причина, Что нынче пуще чем когда Безумных развелось людей, и дел, и мнений. И заканчивает свою мысль категорическим требованием: . нет! Уж коли зло пресечь: Забрать все книги бы да сжечь. Фамусов подсмеивается над принятым тогда в Москве воспитанием детей в духе французской моды, с французамигувернерами. Он ворчит:
А всё Кузнецкий мост, и вечные французы,
Оттуда моды к нам, и авторы, и музы:
Губители карманов и сердец!
Однако сам следует этой моде:
Мать умерла: умел я принанять
В мадам Розье вторую мать.

Учителей, которых нанимали для обучения детей “числом поболее, ценою подешевле”, Фамусов называет “побродягами “. Он считает, что дело не в учителях и “не в мадаме сила”, детей надо воспитывать в духе подражания старшим. “Учились бы на старших глядя”, – поучает он Чацкого. А дочери внушает: “Не надобно иного образца, когда в глазах пример отца”. Он ненавидит и боится людей с прогрессивным мировоззрением. С неодобрением он относится к двоюродному брату Скалозуба, который “набрался каких-то новых правил”: “чин следовал ему – он службу вдруг оставил”, уехал в деревню и занялся чтением книг. Чацкого он называет “карбонари “, “опасным человеком”. Причины его возмущения ясны: Чацкий высказывается против тех порядков и того образа жизни, которые являются для Фамусова основой всего его благополучия.

Типичные для двадцатых годов XIX века нравы и взгляды детализированы в образе Фамусова, который во многом является антиподом Чацкого. Но кто поддержит линию Фамусова в будущем? Прежде всего – Алексей Степанович Молчалин. Этот секретарь пользуется его доверием в служебных делах. Не будучи дворянином по происхождению, он стремится сделать карьеру иным способом. Фамилия Молчалина оправдывается его поведением. “Вот он на цыпочках, и не богат словами”, – говорит Чацкий. Молчалин на вид скромный молодой человек. Он играет на флейте, любит сентиментальные стишки. Софья восхищается его добротой, уступ чивостью, кротостью. Она не понимает, что все это маска, которая служит Молчалину для достижения жизненной программы. Цель жизни Молчалина – блестящая карьера, чины, богатство. Конечно, ничего плохого в этом нет. Однако своей цели он готов добиваться любыми путями. Никаких моральных ограничений для него, очевидно, не существует. Высшее счастье он видит в том, чтобы “и награжденья брать и весело пожить”. Для этого он выбрал самый верный путь: лесть, угодничество. Если упоминаемый Фамусовым Максим Петрович-тип подхалима предшествующей эпохи, то Молчалин – угодник нового времени, действующий более тонко и не менее успешно. Он “дойдет до степеней известных, ведь нынче любят бессловесных”, – с презрением говорит о нем Чацкий.

Молчалин не навязывает своих правил, но для себя он их четко сформулировал:
Во-первых, угождать всем людям без изъятья:
Хозяину, где доведется жить,
Начальнику, с кем буду я служить,
Слуге его, который чистит платья,
Швейцару, дворнику, для избежанья зла,
Собаке дворника, чтоб ласкова была.
Молчалин трепещет перед Фамусовым, говорит учтиво, прибавляя “с”: “с бумагами-с”.
Он заискивает перед влиятельной Хлестовой. Заботливо составляет ей партию для игры в карты, восторгаясь ее собакой: Ваш шпиц-прелестный шпиц, не более наперстка, Я гладил все его-как шелковая шерстка. Он добивается цели: Хлестова называет его “мой дружок” и “мой родной”. С Софьей Молчалин держится почтительно, прикидываясь влюбленным, ухаживает за ней не потому, что она ему нравится, а потому, что она дочь его начальника и ее расположение может пригодиться в его дальнейшей карьере. Он лицемерит с Софьей и с циничной откровенностью признается Лизе, что любит Софью “по должности”. Более того, Молчалин говорит, что в его лета “не должно сметь свое суждение иметь”. И он объявляет почему: Ведь надобно ж зависеть от других. В чинах мы небольших.

Низкопоклонство и угодничество – вот жизненный принцип Молчалина, уже приносящий ему известный успех. С тех пор, как числюсь по архивам, Три награжденья получил,- говорит он Чацкому, прибавляя, что у него есть два таланта: “умеренность и аккуратность”. Готовый на подлости ради богатства и чинов, он и к другим подходит с той же меркой. Надеясь легко добиться расположения Лизы, он обещает подарить ей “туалет прехитрой работы”. В решительный момент, когда Софья прерывает его свидание с Лизой, Молчалин начинает униженно ползать перед ней на коленях не потому, что почувствовал свою вину перед Софьей, а потому, что испугался за свою карьеру. Когда же появляется Чацкий, окончательно струсивший Молчалин спасается бегством. Влюбленность Софьи в Молчалина вызывает негодование Чацкого. “Молчалины блаженствуют на свете! ” – восклицает Чацкий с гневом. И именно такой пустой, ничтожный человек был виновником “мильона терзаний” умного, благородного Чацкого, виновником трагедии Софьи. На стороне Фамусова-многие военные (Скалозуб) и разно чинцы (Молчалин). И все же не он одержал победу. Нравственная победа осталась на стороне Чацкого, показавшего истинную цену фамусовского общества.

Ссылка на основную публикацию