«Слово о погибели Русской земли» – краткое содержание произведения

Краткое содержание «Слова о погибели русской земли»

Причиной появления на свет литературного произведения “Слово о погибели Русской земли” стало вторжение полчищ татаро-монгол на Русскую землю. Написано оно было не позже середины 13 века. На нашем сайте можно прочитать краткое содержание «Слова о погибели земли русской» для читательского дневника.

Это своеобразный гимн родине. Автором произведения был уроженец южной Руси. До настоящего времени сохранилось в нескольких отрывках.

«Слово о погибели Русской земли» краткое содержание для читательского дневника:

Основной фабулой этого поэтического произведения стала глубокая скорбь о Руси, подвергшейся варварскому нападению чужеземцев. Автор создает художественный плач, тема которого – потеря величия Русского государства. В тексте идет сравнение прошлого Руси и настоящего.

Автор контрастно противопоставляет былую красоту земли Русской, ее бескрайние поля, реки, богатства, величие и могущество с описанным в «Слове» разорением и упадком. В его словах Русь погрязла в междоусобных распрях между многочисленными наместными князьями, но ни смотря ни на что остается единой и неделимой.

Автор восхищается Родиной. В ней будни и праздник, хоровод и шум, голод и изобилие, казни и милость. Подвиги уходят в прошлое, остается только гарь от пожарищ после набегов врагов и «гик (крик) обезьяний». Гибнет страна от унижения, тонет в крови. Автор сравнивает себя с кукушкой – “кукует” в пустом лесу, где даже листья сгнили. В словах рассказчика «Слова…» слышны слезы и печаль. Он обращается в прошлое.

Страна поражает красотой природы, множеством озер, рек, богатством лесов, красотой городов и сел. Русь славилась знатными людьми. Дела князей, бояр и вельмож были примером чести и достоинства. Славилась Русь верой.

Христианские церкви помогли русскому человеку быть крепким и сильным. Вере покорились другие народы: ляхи, чехи и корелы. Князья покоряли народы и вселяли страх соседним государствам. Все знали, что если князь пойдет войной, им несдобровать. Не боялись немцы, они жили за морем. Обо всем этом размышляет автор «Слова…» в первой части.

Вторая часть переносит во времена после смерти князя Ярослава. Начало глав схоже: богатая русская земля. На ней всего множество. Восхищается автор людьми и верой христианской. Народов, покоренных русскими князьями (Всеволод Юрьевич, киевский), становится больше: поляки, чехи, ятвяги, немцы, тоймичи, болгары и буртасы. Все народы приняли христианскую веру. Две народности: литовцы и венгры не покорялись. Венгры спрятались в болота. Литовцы владения укрепляли «железными воротами».

«Слово о погибели Русской земли» передает образ великого князя земли Русской — Владимира Мономаха. Ведь от его имени приходили в трепет все близлежащие народы и племена. Его образ – это символ сильной власти, военной и политической мощи страны.

Во время нашествия монголо-татар и военной слабости Руси упоминание имени великого князя было позорным упреком для правящих тогда князей, но, одновременно, порождало в народе надежду на победу и освобождение от ига, возрождение былого величия и могущества Руси.

Заключение:

Своим произведением автор надеется пробудить чувство величайшей гордости за свою страну и землю, воздает славу отечеству. Воспевает величие и могущество земли Русской, пробуждает чувство национального сознания. Великий патриотизм буквально пронизывает каждую строчку, основой которого является святая христианская вера. «Слово» звучит как призыв к единению всей страны перед случившейся угрозой.

Автор хочет вернуть верных сынов, смелых и крепких. Униженная Родина затоптана врагами, над ее святынями глумятся. Верные сыны молчат. Автор верит, что душа страны выдержит и сохранится. Злость копится в сердце создателя художественного произведения, но он гордится своей национальностью, любит имя Родины и молится о ее возрождении. «Слово…» учит быть настоящими патриотами, любить Русь и разносить о ней славу.

Читайте также сочинение на тему «Сын земли русской» про А. Невского.

Краткое содержание «Слово о погибели Русской земли» на видео:

Слово о погибели Русской земли: краткое содержание и основная мысль

В 1892 году в Санкт-Петербурге любители истории получили возможность ознакомиться со старинной рукописью, датированной XIII веком. «Слово о погибели Русской земли», краткое содержание которой знакомит с сюжетом, поднимает тему величия и могущества Руси и мужества русского народа.

  1. История создания
  2. Главные герои
  3. Краткое содержание
  4. Основная мысль

История создания

«Слово о погибели Русской земли после смерти великого князя Ярослава» является памятником древнерусской литературы XIII века, которое сохранилось в виде небольших фрагментов и отрывков, датируемых XV и XVI веком. Это самое известное произведение, написанное в жанре слова.

Датой создания поэмы принято считать период с 1238 по 1246 года. Это время отмечено такими важными для государства событиями, как:

  • начало монголо-татарского нашествия;
  • смерть князя Переяславльского и Новгородского Ярослава Всеволодовича — сына Всеволода Большое Гнездо и предка Александра Невского.

Историки полагают, что сказание было написано в Переяславле, поскольку оно описывает город до битвы на реке Сити, произошедшей 4 марта 1238 года. Поводом для его создания послужило вторжение войск Батыя в Северо-Восточные земли и гибель брата Ярослава — князя Юрия.

Существует несколько версий, кающихся времени создания литературного произведения:

  • «Слово о погибели земли Русской» было создано еще при жизни князя Ярослава. Оно противопоставляло былое величие и славу богатой русской земли и разорение земель монголо-татарами. При этом особое место отводилось подвигам Ярослава Всеволодовича.
  • «Слово о гибели земли Русской» является вступлением к недошедшей до наших дней биографии Александра Невского.

Произведение представляет собой одну из частей несохранившегося повествования о нашествии Батыя на Русь. Это предположение неслучайно, поскольку оно рассказывает о бедах и горестях, которые пережила страна.

Главные герои

Сказание призвано пробудить чувство великой гордости своей землей и воздать славу русским князьям. Неслучайно центральными персонажами становятся:

  • Владимир Мономах — русский князь, ставший символом политической и военной мощи и сильной власти, стремившийся объединить государство для борьбы с врагом;
  • Мануил Царегородский — византийский император, признавший власть Киевского князя и покорившийся ему;
  • покоренные народы: веда, буртасы, мордва, черемисы.

Во времена нашествия упоминание о Владимире Мономахе являлось упреком для князей, допустивших разделения некогда могущественного государства на мелкие удельные княжества. Правитель, объединивший страну для борьбы с многочисленными захватчиками, стал символом надежды для народа и веры на возрождение былого величия.

Краткое содержание

В начале повествования автор скорбит о Руси, подвергшейся нападению варваров. Темой плача становится утрата величия Русского государства. Он сравнивает прошлое и настоящее Русской земли, противопоставляя силу и могущество упадку и разорению. В словах рассказчика слышатся скорбь и печаль

Автор вспоминает, что раньше Русь славилась бескрайними полями полноводными реками, красивыми городами, монастырскими дворами, селами и величественными храмами. Ее прославляли великие люди. Князья пользовались уважением и служили примером чести и достоинства.

Сильными русских людей делала христианская вера. Церковь помогала делать добрые дела и покорять другие народы. Князья сумели завоевать соседние страны. Им покорились ляхи, чехи, корелы. Имена русских правителей вызывали ужас у непокоренных соседей.

Оставаясь сильным и единым государством, Русь постепенно погрязла в междоусобных войнах, которые вели мелкие наместные князья. Ушли в прошлое былые подвиги и великие дела. По всей стране остались только сожженные после вражеских набегов города, реки крови и унижение.

Вторая часть описывает русскую землю после смерти князя Ярослава. Произведение имеет похожее вступление, описывающее богатство страны и воспевающее христианскую веру и сильных людей. Становится больше покоренных народов. Те, кто отказался признать Великую Русь, спрятались в болоте или укрепили свои владения железными воротами.

Основная мысль

«Слово о погибели земли Русской» посвящено Родине, это гимн стране. Произведение имеет идейное содержание. Оно наполнено глубоким патриотическим звучанием, призванным воспитать у молодого поколения чувство любви к Родине.

В центре повествования находится образ Русской земли. Ее красоты и богатства вызывают у рассказчика гордость и восхищение. С уважением он вспоминает русских князей: Всеволода Большое Гнездо, Юрия Долгорукого и Владимира Мономаха, а также честных и могущественных бояр и вельмож. Как и автор «Слова о полку Игореве» и «Повести о разорении земли Рязанской», он сравнивает былую мощь с нынешним упадком.

Патриотизм и скорбь об утраченном величии пронизывают все произведение. Большие надежды рассказчик возлагает на святую веру. Повествование звучит как призыв к объединению для борьбы с врагом.

Автор надеется, что страна выдержит, сумеет выстоять и сохраниться. Он испытывает чувство гордости за русский народ, гордится своей национальностью и молится за спасение и возрождение Родины.

Краткое содержание рукописи можно использовать для сообщения по истории или литературе. Чтобы почувствовать красоту древнерусского языка, понять настроение автора и смысл произведения, его следует читать полностью.

Краткое содержание «Слово о погибели русской земли»

О произведении

«Слово о погибели русской земли» является памятником древнерусской литературы, написанным в XIII веке. В произведении красной нитью прослеживается тема величия Русской земли и ее верных и бесстрашных сыновей.

Для лучшей подготовки к уроку литературы рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Слова о погибели русской земли» на нашем сайте. Проверить свои знания можно при помощи специального теста.

Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Кучминой Надеждой Владимировной.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

История создания

«Слово о погибели земли русской» было создано сразу после нашествия татаро — монгольского ига на земли Руси и датируется XIII веком. На северо- восточную часть государства вторглось войско Батыя, отстаивая свою землю, был героически убит родной брат князя Ярослава.

Произведения представляет собой своеобразный плач по нему и обществу в целом, которое после его смерти было обречено на утрату своего прежнего величия. Историки считают, что «Слово о погибели земли русской» является частью жизнеописания Александра Невского, не сохранившегося до наших дней.

Авторство произведения остается загадкой, однако по стилю, в котором оно создано и речевым приемам, можно предполагать, что его автором является житель Киева. Долгое время считалось, что «Слово о погибели земли русской» было создано одним из воинов войска Александра Невского. Однако сейчас существует версия, что автор это духовное лицо, занимающееся летописью.

Краткое содержание

Земля русская необычайно красива и богата, и это выгодно отличает ее от прочих земель. Русь полна «источниками местночтимыми, горами крутыми, холмами высокими, дубравами частыми, полями дивными, зверьми различными, птицами бесчисленными». Но не только чудесной природой и полезными ископаемыми славиться русская земля. На ее территории построены большие и малые города, деревни и поселки. Здесь живут мудрые, отважные князья в окружении честных, достойных вельмож.

Все эти богатства, все это благолепие принесла с собой «правоверная вера христианская». Русский народ силен своей верой, и во всем полагается на Бога. Именно благодаря христианской вере Русь стала такой великой. Русские князья смогли покорить обширные земли «до венгров, и до поляков, и до чехов, от чехов до ятвягов, от ятвягов до литовцев и до немцев, от немцев до корелы». Именем князя Владимира Мономаха «половцы детей своих пугали в колыбели». Мануил Цареградский был так напуган мощью русского войска, что регулярно слал богатые дары,«чтобы великий князь Владимир Царьграда его не взял». Не испытывали страха перед русскими князьями лишь немцы, и только потому, что были «далеко за синим морем».

Содержание «Слова о погибели Русской земли»

Произведение начинается с описания Руси как могущественной державы, не имеющей равных мировых государств по культурному и экономическому развитию. Этим автор дает понять нам, что Русь это, прежде всего лакомый вожделенный объект для иностранных захватчиков.

Дошедшая до нас первая часть произведения повествует о том, какие горести и страдания выпали на судьбу людей и всего государства во времена батыевщины. Особое внимание в литературной памятке уделяется также описанию Владимира Мономаха, как мудрого политического деятеля и смелого полководца, перед которым трепетали все народы, включая Византию.

Могущество Мономаха весьма приукрашено автором, так как исторические источники не говорят о неоспоримом величии князя: он был скорее дипломатом, чем политическим агрессором, наводящим страх.

Однако такой литературный прием является весьма характерным для древнерусской литературы и ярко отображает менталитет нации по отношению к правящим лицам. Согласно идее произведения, память о былых подвигах Мономаха должна была вселять надежду князьям, которые боролись с монгольскими захватчиками.

По примеру Владимира Мономаха последовал Александр Невский, который описывается автором как мудрый грозный полководец.

Тест по произведению

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Кто является автором произведения «Слово о погибели русской земли»?

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

Памятник древнерусской литературы

По своей структуре и идейному наполнению «Слово о погибели земли русской» очень близко к еще одному произведению древнерусской литературы — «Слову о полку Игоря».

Оба произведения являются памятками истока русской литературы. Они насыщены в первую очередь чувством национального сознания, патриотизмом, восхищением воинской доблести своего народа и нетленной верой в восстановление своего государства.

Это не только литературные произведения, но еще и важные исторические памятки, благодаря которым можно изучить как историю своего государства, так и особенности зарождения литературного процесса.

Новое: Варлам Шаламов. Собр. соч. в 6 тт. Том 1.

  1. А.М. Ремизов
  2. Собр. соч. в 10 тт.
  3. Т. 5

Слово о погибели Русской Земли

Впервые опубликовано: Россия в слове. Литер, прил. № 1 к газ. «Воля народа». 1917. 28 ноября. С. 2, под загл. «Слово о погибели земли русской».

Прижизненные публикации: Скифы. Сб. 2. Пг., 1918 [дата выхода в свет: декабрь 1917]. С. 194 — 200; Взвихренная Русь. С. 180 — 189 (в составе главы «Москва»).

Печатается по тексту сб. «Скифы».

Первый набросок «Слова» — в Дневнике Ремизова, запись от 6 сентября 1917 г. (С. 477). О дате первой публикации см.: Иезуитова Л. А. «Слово о погибели земли русской» А. М. Ремизова в газете «Воля Народа» // Алексей Ремизов. Исследования. С. 67 — 80; Субботин С. И. Еще раз о дате первой публикации «Слова о погибели…» А. М. Ремизова // Новое литературное обозрение. 1995. № 14. С. 154 — 156 (уточнение даты). Публикация в сб. «Скифы» является вариантом первой публикации. Автором произведена лексическая правка.

Ее направленность — усиление черт стилизации под фольклорное произведение (например, изменено: «русская земля» на «земля русская»; «безбожные человекоборцы» на «человекоборцы безбожные» и т. п.); уточнение лексики (например, «обезьяний крик» исправлено на «обезьяний гик», «горести» на «горечи» и т. д.). Также проведена пунктуационная правка, направленная на усиление авторских особенностей пунктуации по сравнению с более стандартным газетным вариантом. Вслед за текстом Ремизова в сб. «Скифы» помещена статья Ρ В. Иванова-Разумника «Две России», в которой признавались высокие художественные достоинства произведения, но утверждалась реакционность общественной позиции его автора: «Огненный вихрь революции ненавистен Ремизову: сметает и испепеляет вихрь этот самое дорогое, самое исконное, самое любимое Какие же мировые ценности «Святой Руси» сметает этот враждебный вихрь? Смело и откровенно отвечает на это Ремизов: самодержавие, православие, народность. именно здесь его ценности, таков внешний политический смысл «Слова о погибели Русской Земли» (с. 208 — 209). См. также оценку Иванова-Разумника в письме к Андрею Белому от 8 декабря 1917 г.: «Ремизовское «Слово» — удивительное; но внутренне построено оно на «злости лютой» и на призыве к мести, к расправе. Не на этих путях победа — чья бы то ни было, справа или слева. А я верю в великую духовную победу после предстоящего нам великого поражения. В этом тема ответа моего Ремизову» (Андрей Белый и Иванов-Разумник. Переписка. Публ., вступ. статья и комм мент. А. В. Лаврова и Джона Мальмстада. Подгот. текста Т. В. Павловой, А. В. Лаврова и Джона Мальмстада. СПб., 1998. С. 145). Публикация статьи Разумника охладила отношения между ним и Ремизовым (см. запись в Дневнике от 1 января 1918 г.: «Был Разумник — битва под Разумником») и вызвала негативную реакцию в литературных кругах. Так, А. Чеботаревская возмущалась невозбранностью «общественному критику Разумнику Иванову клеветать на безответного сказочника Ремизова, оплакивающего на своем языке, своими словами и образами, гибель земли русской» (Новый вечерний час. 1918. № 3. 4 янв. С. 2 ). По этому поводу см. также письмо З. Н. Гиппиус Ремизову от 1 января 1918 г.: «То, что сделал с вами Иванов-Разумник — последнее похабство. Я только что увидела „Ск[ифы]»э и считаю, что до такой бесчестности ни один литератор никогда не доходил. Кроме того и сама по себе его статья столь кощунственно-грязна, что ее трудно держать в руках. Когда я видела С[ерафиму] П[авловну], я еще фактически ничего не знала, хотя внутренне все это не лишено логики. Смердяковы только верны себе. Не забывайте, что лакеи — хуже своих господ» (ИРЛИ. Ф. 256. Оп. 3. Ед. хр .53. Л. 1 — 1 об.).

С. 404. «Слово о погибели Русской Земли»

. — Ср. название произведения древнерусской литературы «Слово о погибели Русской земли» (XIII в.) См. также название сочинения героя повести Ремизова «Пятая язва» (1912) следователя Боброва «Плач над разоренностью земли русской о погибели русского народа».

Широка раздольная Русь

… — Ср. в былине «Про Соловья Буди м и ров ич а»: «Широко раздолье по всей земли…» (Сборник Кирши Данилова).

Безумный ездок, хочешь за море прыгнуть

Брат мой безумный — несчастлив час! — твоя Россия загибла.

— Неточная цитата из романа Андрея Белого

«Петербург»: «С той чреватой поры, как примчался к невскому берегу металлический Всадник, как бросил коня на финляндский серый гранит — надвое разделилась Россия страдая и плача, до последнего часа — Россия. / Ты, Россия, как конь! Хочешь ли и ты отделиться от тебя держащего камня, как отделились от почвы иные из твоих безумных сынов Или, может быть, хочешь ты броситься, разрывая туманы, чрез воздух, чтобы вместе с твоими сынами пропасть в облаках?» (Андрей Белый. Петербург // Сирин. Сб. 1. СПб., 1913. С. 140 — 141).

С. 404. Я кукушкой кукую

… — мотив «кукушки» из Плача Ярославны («Слово о полку Игореве»).

… был Расстрига, был Вор, замутила смута

… — Имеются в виду события периода русской истории (1584 — 1613), названного эпохой Смуты. Ее осмысление Ремизовым базировалось на исторических трудах С. Ф. Платонова, и, в частности, на монографии «Очерки по истории Смуты в Московском государстве XVI — XVII вв.» (СПб., 1899). Расстрига — Лжедмитрий I (ок. 1580 — 1606), самозванец, выдававший себя за царевича Дмитрия Ивановича, сына Ивана Грозного; по официальной версии расстриженный монах Григорий Отрепьев, в 1605 — 1606 гг. — русский царь. Вор — Лжедмитрий II (? — 1610), самозванец, также выдававший себя за царевича Дмитрия Ивановича, имевший военный лагерь в селе Тушино и прозванный «Тушинский Вор».

… брата родного выгнали

… — Имеется в ввиду изгнание из Москвы польских интервентов народным ополчением в 1612 г.

…поволжские леса

… — Заволжье было местом расположения старообрядческих монастырей и скитов.

…за веру русскую в срубах сжигали себя

… — Под влиянием ожидания конца света и преследования властей старообрядцы осуществляли акты самосожжения, принимавшие в ряде случае массовый характер. Начавшись в конце XVII в., самосожжения продолжались на протяжении всего XVIII в.

С. 405. …в мать-пустыню

… — Образ из духовного стиха «Прекрасная маги пустыня…».

Был на Руси Каин

сложил песни неизбывные

… — Ванька-Каин (Иван Осипов Каин, 1718 — после 1755) — знаменитый московский вор, впоследствии сыщик. Ему приписывалось авторство ряда народных песен («Не шуми, мати, зеленая дубравушка…» и др.). См.: Песни, собранные П. В. Киреевским. М., 1872. Вып. 9. С. 72 — 74.

…вижу твой краснозвонный Кремль свист несносных пуль, обеспощадивиаш сердце мира

… — Имеется в виду обстрел Кремля большевиками при взятии власти в Москве.

— особый колоколец при церкви, которым дают знак звонарю, когда благовестить и звонить, когда перестать.

С. 406. О, моя родина

пошатнулась ты, неколебимая

… — аллюзия на цитату из «Вступления» к поэме А. С. Пушкина «Медный всадник»: «Красуйся, град Петров, и стой // Неколебимо, как Россия…».

— широкий плащ ярко-красного цвета, торжественное облачение владетельных особ.

…сердце открытое не раз на крик кричало на всю Русь: «нет правды на русской земле!» — или за исконное безумное свое молчание?

— неточная цитата из речи Боброва (Ремизов А. Пятая язва // Альм. Изд. «Шиповник». Кн. 18. СПб., 1912. С. 196). В автоцитшу включены: 1) «нет правды на русской земле» — слова Ивана Грозного — цитата из «Послания» служивших при его дворе иноземцев Иоганна Таубе и Элерта Крузе, взятая Ремизовым из примечания № 191 к IX тому «Истории государства Российского» H. М. Карамзина; 2) «
безумное свое молчание
» — цитата из «Сказания» Авраамия Палицына.

С. 406. …к глазам твоим иссеченным

… — отсылка к символике сна Раскольникова о засеченной кляче — образе страдания человеческого. Ср.: «Он бежит подле лошади, он забегает вперед, он видит, как ее секут по глазам, rio самым глазам» (Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч. В 30 т. Т. 6. С. 48).

С. 407. Я не русский

… — полный текст слов Ивана Грозного, см. предыдущее примеч.

Ты канешь на дно светлая

. — Отсылка к древнерусской Легенде о граде Китеже — повествовании о русском городе, ставшем невидимым и скрывшемся от войска хана Батыя на дно озера Светлояр. Ср. запись в Дневнике от 10 — 11 сентября 1917 г.: «России нет. Россия уходит, как Китеж».

С. 408. …неволи вместо свободы

рабства вместо братства

уз вместо насилия

… — Перифраз популярного в 1917 г. лозунга Французской революции «свобода, равенство, братство».

…подымается ангел зла — серебряная пятигранная звезда над головой его с семью лучами, и страшен он

Апокалиптический образ Абадонны. Возможно, ремизовский образ ангела зла восходит к теории трансцедентальной магии. В ней одним из демонических созданий, которое символизировало астральный свет, являлся Бафомет, гермафродический Козел Мендеса, изображавшийся с пентограммой на лбу. (См.: Мэнли П. Холл. Энциклопедическое изложение масонской, герметической, каббалистической и розенкрейцеровской символической философии. СПб., 1994. С. 366).

И свилось небо, как свиток

. — Ср.: «И небо скрылось, свившись как свито к» (Отк. 6; 14).

С. 409. Ты весь Китеж изводи сетями

— пусто озеро… — Ср.: «Аще ли пойдет и мыслите начнет, славши везде, и таковому закрыет господь. И покажется ему лесом и пустым местом. И ничто же таковый получит себ’к, но токмо труд его всуе бысть. И сей град Болший Китежь невидим бысть» (Памятники литературы Древней Руси. XIII век. Т. 3. М., 1981. С. 224).

Русский народ

Господи, что я сделал!

— См. набросок этой части «Слова» в Дневнике, запись от 6 сентября.

Светлый день

Слышу трепет крыльев

… — Ср. стих. С. Есенина «О Русь, взмахни крылами…» (1917).

С. 410. Закукарекав бы, да головы нет: давно оттяпана!

— Ср. текст Дневника, запись (цитата из неуст. произведения) от 21 марта 1920 г.: «Я не пророк, я не апостол, я тот петух, к[оторый] запел и отрекшийся Петр вспомнил

о Христе». Имеется в виду евангельский эпизод отречения апостола Петра (Лк. 22; 54 — 61).

С. 410. …норовят дочиста слопать все до прохода гостей, до будущих хозяев земли

… — Ср. евангельскую притчу о брачном пире (Мф. 22; 1 — 14).

Вечная память

. — Возглас, которым заканчивается панихида или заупокойная лития.

Грачева А.М. Комментарии: Ремизов. Слово о погибели Русской Земли // А.М. Ремизов. Собрание сочинений. М.: Русская книга, 2000—2003. Т. 5. С. 609—613.

© Электронная публикация — РВБ, 2017-2021. Версия 2.0 от семнадцатого мартобря 2021 г.

Краткое содержание «Слово о погибели русской земли»

Краткое содержание

Земля русская необычайно красива и богата, и это выгодно отличает ее от прочих земель. Русь полна «источниками местночтимыми, горами крутыми, холмами высокими, дубравами частыми, полями дивными, зверьми различными, птицами бесчисленными». Но не только чудесной природой и полезными ископаемыми славиться русская земля. На ее территории построены большие и малые города, деревни и поселки. Здесь живут мудрые, отважные князья в окружении честных, достойных вельмож.

Все эти богатства, все это благолепие принесла с собой «правоверная вера христианская». Русский народ силен своей верой, и во всем полагается на Бога. Именно благодаря христианской вере Русь стала такой великой. Русские князья смогли покорить обширные земли «до венгров, и до поляков, и до чехов, от чехов до ятвягов, от ятвягов до литовцев и до немцев, от немцев до корелы». Именем князя Владимира Мономаха «половцы детей своих пугали в колыбели». Мануил Цареградский был так напуган мощью русского войска, что регулярно слал богатые дары,«чтобы великий князь Владимир Царьграда его не взял». Не испытывали страха перед русскими князьями лишь немцы, и только потому, что были «далеко за синим морем».

СЛОВО О ПОГИБЕЛИ РУССКОЙ ЗЕМЛИ

«Слово о погибели Русской земли» представляет собой отрывок не дошедшего до нас произведения, посвященного монголо-татарскому нашествию на Русь. Упоминаемые в «Слове» имена и контекст, в котором эти имена встречаются («до ныняшняго Ярослава и до брата его Юрья…»), отзвуки легенд о Владимире Мономахе и некоторые южнорусские черты текста дают основание считать, что «Слово о погибели Русской земли» было написано автором южнорусского происхождения в северо-восточной Руси. Время написания «Слова» датируется периодом с 1238 по 1246 г. («нынешний Ярослав» умер в 1246 г.). Описание в «Слове» величия и могущества Русской земли предшествовало не сохранившемуся рассказу о нашествии Батыя. Такой характер вступления к тексту, который должен был повествоватъ о горестях и бедах страны, не случаен. Эта особенность «Слова о погибели Русской земли» находит себе типологическое соответствие с произведениями древней и средневековой литературы, в которых описываются с патриотических позиций невзгоды и тяжелые испытания, обрушившиеся на родину автора.

«Слово о погибели Русской земли» по поэтической структуре и в идейном отношении близко к «Слову о полку Игореве». Оба эти произведения отличает высокий патриотизм, обостренное чувство национального самосознания, гиперболизация силы и воинской доблести князя-воина, лирическое восприятие природы, ритмический строй текста.

Оба памятника близки и сочетанием в них похвалы и плача: похвалы былому величию Русской земли, плача о ее бедах в настоящем. «Слово о полку Игореве» было лирическим призывом к единению русских князей и русских княжеств, прозвучавшим перед монголо-татарским нашествием. «Слово о погибели Русской земли» — лирический отклик на события этого нашествия.

«Слово о погибели Русской земли» дошло до нас в двух списках: один (XV в.) — в Гос. архиве Псковской области (собр. Псково-Печерского монастыря, ф. 449, № 60), другой (XVI в.) — в Древлехранилище ИРЛИ (Р.IV, оп. 24, № 26). В обоих списках «Слово» дошло в виде предисловия к «Повести о житии Александра Невского». Такое объединение этих текстов — факт более поздней литературной истории обоих произведений. Научное издание текстов и их исследование см.: Бегунов Ю. К. Памятник русской литературы XIII века «Слово о погибели Русской земли». М.—Л., 1965. Мы печатаем текст «Слова» по псковскому списку с исправлением явно ошибочных написаний отдельных слов и одной конъектурой (вместо слова «ношаху» оригинала дается написание «полошаху». — Конъектура эта была предложена А. В. Соловьевым).

СЛОВО О ПОГИБЕЛИ РУССКОЙ ЗЕМЛИ ПОСЛЕ СМЕРТИ ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ ЯРОСЛАВА

О, светло светлая и прекрасно украшенная, земля Русская! Многими красотами прославлена ты: озерами многими славишься, реками и источниками местночтимыми, горами, крутыми холмами, высокими дубравами, чистыми полями, дивными зверями, разнообразными птицами, бесчисленными городами великими, селениями славными, садами монастырскими, храмами Божьими и князьями грозными, боярами честными, вельможами многими. Всем ты преисполнена, земля Русская, о правоверная вера христианская!

Отсюда до угров и до ляхов, до чехов, от чехов до ятвягов, от ятвягов до литовцев, до немцев, от немцев до карелов, от карелов до Устюга, где обитают поганые тоймичи, и за Дышащее море; от моря до болгар, от болгар до буртасов, от буртасов до черемисов, от черемисов до мордвы — то все с помощью Божьею покорено было христианскому народу, поганые эти страны повиновались великому князю Всеволоду, отцу его Юрию, князю киевскому, деду его Владимиру Мономаху, которым половцы своих малых детей в колыбели пугали. А литовцы из болот своих на свет не показывались, а угры укрепляли каменные стены своих городов железными воротами, чтобы их великий Владимир не покорил, а немцы радовались, что они далеко — за Синим морем. Буртасы, черемисы, вяда и мордва бортничали на великого князя Владимира. А император царьградский Мануил от страха великие дары посылал к нему, чтобы великий князь Владимир Царьград у него не взял.

И в те дни,— от великого Ярослава, и до Владимира, и до нынешнего Ярослава, и до брата его Юрия, князя владимирского,— обрушилась беда на христиан…

Подготовка текста, перевод и комментарии Л. А. Дмитриева

Тест по произведению

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

  1. Вопрос 1 из 10

Кто является автором произведения «Слово о погибели русской земли»?

Начать тест(новая вкладка)

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

Версии об авторстве

Если говорить об авторстве произведения, на текущий момент принято выделять 4 гипотезы, основной принято считать последнюю:

  • Произведение написал житель Новгорода.
  • Автором является южанин.
  • «Слово» написал житель северо-востока.
  • Житель северо-востока Руси южного происхождения.

Обращение к князьям

Далее не то Святослав, не то автор «Слова о полке Игореве» призывает и крупные силы современной ему Руси, и слабых, но мужественных князей: великого князя Всеволода и его близких Глебовичей, затем Рюрика и Давида, Ростиславичей, могущественного Ярослава Осмомысла Галицкого и знаменитых Романа с Мстиславом (Романа Волынского). Автор ещё раз с горем поминает Игоря, и вновь призывает Мстиславичей и племя Всеслава. На последнем – герое песен Бояна, он останавливается подробнее всех. Все перечисленные Святославом – удалые воители. Ярослав Черниговский со степняками побеждает полки одним кликом. Всеволод может вёслами раскропить Волгу, а Дон шеломами вычерпать. Давид и Рюрик со своими войсками ни ран, ни крови не боятся, плавая в ней золотыми шеломами. Ярослав Осмомысл носится со своей железной дружиной по Дунаю, подступает к Киеву, борется со степняками. Мстислав и Роман страшны для половцев и Литвы.

Дальше от упоминания полоцких князей, потомков Всеслава Вещего, автор переходит к самому их предку – Всеславу. Полоцкий князь характеризуется в его действиях в отношении Киева и Новгорода. В Киеве Всеславу слышен колокольный звон св. Софии. Вспоминается когда-то крепкая связь со старым Владимиром, когда не было между князьями розни. Всё это перечисляется автором «Слова…» для призыва к отмщению обиды Игоря.

Наконец следует возвращение князя Игоря. Его пребывание в плену вообще не описывается. Ни одним словом не вспоминает автор о других пленных князьях, о действиях половцев. Главным действующим лицом произведения по-прежнему остаётся Игорь. Важное место в произведении занимает также жена Игоря Ярославна, которая предчувствует его возвращение, оплакивая из-за дошедшей до неё вести раны мужа и поражение его дружины.

Бегство Игоря из плена

Бог не оставил в руках грешников праведника, говорится в летописи об Игоре. А в «Слове о полке Игореве» говорится о его побеге: «Бог путь кажет Игореви из земли Половецкой в землю русскую». Автор словно сам пережил бегство Игоря из плена от половцев. Он детально описывает с какой ловкостью и трепетом выбирался Игорь, под условный посвист верного человека, с конём за рекой. Как преодолевал он степи, скрываясь и добывая себе пропитание охотой, как перебирался он по струям Дона.

Автору произведения вспоминается песня о безвременной смерти юного князя Ростислава, брата Владимира Мономаха. Эта трагедия случилась на сто лет раньше похода Игоря. Погибших оплакивали русскими народными песнями и сказаниями. Гзак с Кончаком пытались поймать беглеца, но вскоре примирились с бегством князя и даже начали рассчитывать на него как на старого знакомого, который при случае окажется человеком близким степнякам и по языку, и по браку, и по обычаям. Но в этом они ошиблись – Игорь был ближе всего к своей русской земле. И это предчувствует Гзак. Автор «Слова…» быстро переносит своего героя из степей в Киев, на радость городам и странам. «Игорь едет по Боричеву (и ныне — ул. Боричев ток, рядом с более известным Андреевским спуском) к святей Богородици Пирогощей (храм, находившийся на Подоле)».

«Слово о полку Игореве» заканчивается заключительным словом к князьям, возможно, ещё пленным, и к погибшей дружине: «Поборая за христиан полки неверные! Слава князьям, а дружине аминь!» (в версии перевода «Слова о полку Игореве…» В.А. Жуковского)

Состав текста

Известный нам отрывок по смыслу может быть разделен на три фрагмента. Первый представляет собой восторженный гимн красоте и богатству «светло-светлой и украсно украшенной земли Русской», созданный в эмоционально-риторическом стиле. Вторая часть — воспоминание о былом могуществе и славе Руси. В центре этого фрагмента стоит образ Владимира Мономаха, нарисованный в легендарном духе с помощью ряда гипербол, в том числе упоминания, что именем князя половцы пугали своих детей в колыбелях. Третья часть начата незаконченной фразой о том, что «в ты дни болезнь крестианом от великаго Ярослава и до Володимера, и до ныняшняго Ярослава, и до брата его Юрья, князя Володимерьскаго».

Необычное содержание

Текст «Слова о погибели» достаточно необычен для XIII века. Книжники того периода обычно воспринимали события своей эпохи через призму княжеских интересов, а русские земли считали владениями отдельных княжеских родов. В таком ключе написана, например, «Похвала роду рязанских князей», отличающаяся чеканными риторическими оборотами. В «Слове о погибели» же похвалы удостоена вся Русская земля, которая воспринимается как единое целое. Правда, взор автора обращён в прошлое. Он вспоминает былую красоту и богатство Руси, начиная со времён Ярослава Мудрого (правил в Киеве с 1016 по 1054 год с годичным перерывом). «О, светло светлая и прекрасно украшенная, земля Русская», — восклицает автор (перевод Дмитрия Лихачёва). Далее он перечисляет природные богатства страны: озёра, реки и «источники местночтимые», холмы, дубравы и поля, «дивных зверей» и «разнообразных птиц». После этого переходит к «городам великим» и «селениям славным», где стоят храмы и монастыри, и где живут «князья грозные» и «бояре честные». От описаний природы и людей автор переходит к политическому могуществу Руси. Обозначены её границы среди прочих народов: от угров, ляхов, чехов и литовцев на западе до черемисов и мордвы на востоке. «Всё с помощью Божьею покорено было христианскому народу, поганые эти страны повиновались великому князю Всеволоду, отцу его Юрию, князю киевскому, деду его Владимиру Мономаху, которым половцы своих малых детей в колыбели пугали», — говорится в тексте. Один из самых видных исследователей древнерусской литературы Дмитрий Лихачёв. Автор явно гордится той эпохой, когда в свете русской угрозы «литовцы из болот своих на свет не показывались, а угры укрепляли каменные стены своих городов». Народы Поволжья князь Владимир Мономах обложил данью в виде мёда (бортничали на него). Сообщается, что «от страха» перед киевским князем ему присылал дары сам царьградский император Ма-нуил. Данный факт почёрпнут из фольклорной традиции, так как Мануил и Владимир не были современниками. С этим фрагментом «Слова о погибели» учёные также связывают легенду о византийском происхождении «Мономахова венца». Текст заканчивается наг «минорной» ноте: «И в те дни — от Великого Ярослава, и до Владимира, и до нынешнего Ярослава, и до брата его Юрия, князя Владимирского, — обрушилась беда на христиан…» (в оригинале «болезнь крестияном»). До нашего времени дошло всего 236 слов «Слова о погибели». Считается, что окончание Памятника утеряно, а в XV и XVI веках его переписывали уже в качестве отрывка.

О светло светлая и украсно украшена земля Руськая! И многыми красотами удивлена еси: озеры многыми, удивлена еси реками и кладязьми месточестьными, горами крутыми, холми высокыми, дубровами частыми, польми дивными, зверьми разноличьными, птицами бещислеными, городы великыми, селы дивными, винограды обителными,

домы церковьными, и князьми грозными, бояры честными, вельможами многами — всего еси испольнена земля Руская, о прававерьная вера християньская! Отселе до угор и до ляхов, до чахов, от чахов до ятвязи, и от ятвязи до литвы, до немець, от немець до корелы, от корелы до Устьюга, где тамо бяху тоймичи погании и за Дышючим морем, от моря до болгар, от болгар до буртас, от буртас до чермис, от чермис до моръдви, — то все покорено было богом крестияньскому языку поганьскыя страны: великому князю Всеволоду, отцю его Юрью, князю кыевьскому, деду его Володимеру и Манамаху, которым то половьци дети своя полошаху в колыбели. А литва из болота на свет не выникываху. А угры твердяху каменыи городы железными вороты, абы на них великыи Володимер тамо не възехал. А немци радовахуся, далече будуче за синим морем. Буртаси, черемиси, веда и моръдва бортьничаху на князя великого Володимера. И кюр Мануил Цесарегородскыи опас имея, поне и великыя дары посылаша к нему, абы под ним великыи князь Володимер Цесарягорода не взял. А в ты дни болезнь крестияном от великаго Ярослава, и до Володимера, и до ныняшняго Ярослава, и до брата его Юрья, князя Володимерьскаго.
Слово о погибели Русской землипосле смерти великого князя Ярослава
О светло светлая и красно украшенная земля Русская! Многими красотами ливишь ты: озерами многими, дивишь ты реками и источниками местночтимыми, горами крутыми, холмами высокими, дубравами частыми, полями дивными, зверьми различными, птицами бесчисленными, городами великми, селами дивными, боярами честными, вельможами многими, — всего ты исполнена, земля Русская, о правоверная вера христианская! Отсюда до венгров, и до поляков, и до чехов, от чехов до ятвягов, от ятвягов до литовцев и до немцев, от немцев до корелы, от корелы до Устюга, где живут тоймичи поганые, и за Дышащим морем, от моря до болгар, от болгар до буртасов, от буртасов до черемисов, от черемисов до мордвы — то все покорил бог народу христианскому поганые страны: великому князю Всеволоду, отцу его Юрию, князю Киевскому, и деду его Владимиру Мономаху, которым половцы детей своих пугали в колыбели. А литва из болота на свет не показывалась. А венгры каменные города укрепляли железными воротами, чтобы на них великий Владимир не ходил войной. А немцы радовались, что они далеко за синим морем. Буртасы, черемисы, веда и мордва бортничали на князя великого Владимира. И сам господин Мануил Цареградский, страх имея, затем и великие дары посылал к нему, чтобы великий князь Владимир Царьграда его не взял. А в те годы — беда христианам от великого Ярослава и до Владимира, и до нынешнего Ярослава, и до брата его Юрия, князя Владимирского.

Текст «Слова…» и комментарий приводится по изданию: Изборник (Сборник произведений литературы Древней Руси) / Сост. и общ. ред. Л.А.Дмитриева и Д.С.Лихачева. — М.: Худож.лит., 1969. — С.326-327, 738-739.

Комментарий.

Это отрывок из не дошедшего до нас произведения о судьбах Руси. Начальный фрагмент сохранился благодаря тому, что псковский книжник в середине XV в. использовал часть «Слова» как предисловие к одному из списков «Жития Александра Невского». В последних строках памятника звучит скорбь по поводу «беды христианам» после смерти Ярослава Мудрого. Вероятно, не дошедшая до нас заключительная часть «Слова» рассказывала о «погибели» Северо-Восточной Руси от татаро-монгольского нашествия. «Погибель» представлялась автору следствием княжеских раздоров и усобиц от Ярослава Мудрого (ум.в 1054 г.) до Ярослава Всеволодовича (ум. в 1246 г.). «Слово», видимо было написано во Владимире между 1238 и 1246 гг. Отдельные образы и стилистические приемы «Слова», напоминающие «плачи» и «славы» народной поэзии, близки «Слову о полку Игореве». «Слово о погибели» известно в двух списках: Псковском и Ленинградском. В нас. изд. печатается по Псковскому списку XV в. (Гос. архив Псковской области, ф. 449, № 60, лл.245 об. — 246 об.) с необходимыми исправлениями по Ленинградскому списку XVI в. (ИРЛИ, Р. IV, оп. 24, № 26, лл. 472-473) и конъектурными поправками.

Слово о погибели Русской земли: краткое содержание и основная мысль

Значение произведения раскрывает его краткое содержание. «Слово о погибели земли Русской» отражает один из наиболее драматичных моментов в отечественной истории. Автор противопоставляет былое величие и красоту Родины ее разорению и опустошению. Он с любовью и гордостью воссоздает картины природы, строений и в красивых эпитетах восхваляет мощь государства. Вместе с тем книжник сетует на разрозненность уделов, которая мешала объединить силу для борьбы с врагом. Далее автор рисует панораму ландшафта и архитектуры, которая позволяет читателю увидеть и прочувствовать то, какой была Русь до нашествия врагов. Акцент создателя на необходимость политического единства доказывает краткое содержание. «Слово о погибели земли Русской» стало своеобразным поэтическим и литературным призывом к единению сил перед лицом внешней угрозы.

О княжеской власти

Указанная мысль особенно отчетливо звучит в том месте, где дается образ идеального русского князя – Владимира Мономаха. Автор прославляет его подвиги и как бы противопоставляет современных ему удельных правителей этому выдающемуся государственному деятелю, воину, защищавшему Отечество от врагов. Важность темы крепкой политической власти в рассматриваемом произведении доказывает краткое содержание. «Слово о погибели земли Русской» – это сочинение, которое имеет важное значение для понимания общественной ситуации в середине 13 столетия. Из данного сказания видно, что образованное население придавало большое значение постигшему их несчастью и видело выход в восстановлении княжеского статуса. Очевидно, в то время население видело идеал в том, как правил Владимир Мономах, который действительно сумел отразить набеги и создать крепкое для своего времени государство.

О Родине

Наиболее выразительным является эпизод создания красочной картины природы, городов, строений. Автор как бы с высоты обозревает вид, открывшийся ему. Произведение «Слово о погибели Русской земли», краткое содержание которого является предметом настоящего обзора, стало глубоко патриотическим сочинением, имевшим большое значение для возрождения воинского духа и сознания необходимости освобождения от ига. Книжник перечисляет то, что составляло в свое время славу и гордость Отечества. Поначалу он описывает природу: леса, дубравы, поля, холмы. Затем он говорит о богатстве животного и растительного мира, после чего восхваляет богатство и величие городов, бояр, князей. Из данного фрагмента можно судить о том, что собой представлял средневековый русский город, в котором были храмы, монастырские сады, усадьбы. Автор делает акцент на большом значении православной веры в жизни народа, называя страну истинно верующей.

Датировка и авторство[ | ]

«Слово о погибели русской земли» датируется периодом с 1238 года (начало монголо-татарского нашествия) по 1246 год (год смерти Ярослава Всеволодовича (1191—1246 гг.) — князя Владимирского, князя Переяславль-Залесского, князя Переяславского, князя Новгородского, великого князя Киевского; сына Всеволода Большое Гнездо, отца Александра Невского. О князе в тексте упоминается, как о живом.

Поводом к написанию послужило известие из Северо-Восточной Руси о вторжении в неё Батыя и гибели в бою с монголами в битве на реке Сити брата Ярослава — Юрия. Некоторые исследователи считали, что «Слово о погибели Русской земли» первоначально представляло собой предисловие к не дошедшей до нас светской биографии Александра Невского. С этим был категорически не согласен А. В. Соловьёв, ссылавшийся на то, что «Слово о погибели» было задумано и написано еще при жизни Ярослава[5]. «Задачей [поэтического произведения] было воспеть былую славу родины в контрасте со страшным татарским нашествием; в этом произведении должен был играть главную роль великий князь Ярослав Всеволодич, к которому автор был близок», — уверен учёный[5].

Есть предположение, что описание в «Слове» величия и могущества Русской земли предшествовало не сохранившемуся рассказу о нашествии Батыя. Такой характер вступления к тексту, который должен был повествовать о горестях и бедах страны, не случаен. Эта особенность «Слова о погибели Русской земли» находит себе типологическое соответствие с произведениями древней и средневековой литературы[6].

Мнения учёных[ | ]

Профессор М. Н. Тихомиров

, говоря о том, что «автор «Слова» точно раскрывает перед читателями карту Русской земли в первой половине XIII в., приходит к выводу, что «географические термины автора и его политические намеки ведут нас… ко второму-третьему десятилетиям XIII в.», так что «Слово» было создано после битвы на Калке и что Новгород и был тем «отселе», откуда смотрел на Русскую землю его автор. Написано оно «ещё до Батыевой рати, при княжении в Новгороде Ярослава Всеволодича, „нынешнего Ярослава», может быть, около 1225 года»[7]. Это мнение было уже высказано в 1929 г. А. И. Соболевским.

Профессор Н. К. Гудзий

считает, что «Слово» написано не в Новгороде, а скорее всего, в Переяславле, до битвы на Сити 4 марта 1238 г., так как в нем Юрий, а не Ярослав назван князем владимирским.

Оппонируя версии о написании «Слова» в Новгороде, А.В.Соловьёв

отмечает, что автор очень точен в обозначении юго-западной границы Руси с уграми, чехами, ляхами, ятвязью и литвой. Однако при приближении к Новгороду и Пскову его точность исчезает. Повесть временных лет знает в этих пределах соседей и данников Руси: корсь, норову, либь, зимеголу, чудь, весь, ямь. Певец «Слова» не называет ни одного из этих племен, хотя они должны были быть известны в Новгороде, он говорит лишь «до немец» и от немцев делает скачок через Финский залив «до корел». Между тем новгородские летописи постоянно упоминают чудь (эстов) как своих соседей, к тому же чудь подчинялась в это время не немцам, а датчанам, которых певец «Слова» тоже забыл.

А.В.Соловьёв также обращает внимание на последние слова отрывка: «от великого Ярослава и до Володимера (Мономаха) и до нынешняго Ярослава и до брата его Юрья князя Володимерьскаго». Нынешний — это здравствующий, главный герой песни. Поэтому певец «Слова о погибели» намеревался воспеть, на фоне прошлого величия Русской земли, ее нынешнего великого князя Ярослава. «То, что его старший брат Юрий Всеволодич скромно назван «князем володимерским», не назван «нынешним» и поставлен после своего младшего брата Ярослава, дает возможность заключить, что «Слово» написано после битвы на Сити 4 марта 1238 г. После этой катастрофы, среди страшной «погибели Руской земли» Ярослав остался в живых, остался законным наследником перечисленных великих князей, устроителем разоренной родины. Его хочет воспеть певец, а о его брате Юрье упоминает лишь, поскольку он желал коснуться битвы на Сити и трагической гибели этого князя и всего его войска», — делает вывод учёный[5].

О международном положении страны

О том, насколько был образован и сведущ в истории и географии автор рассматриваемого произведения, говорит краткое содержание («Слово о погибели земли Русской»). После смерти Ярослава политическое единство нашей страны было нарушено, однако могущество еще не было окончательно подорвано. Автор перечисляет те земли, которые были подчинены русским князьям и подчеркивает, что только сильная власть сумела укрепить международное положение государства. В общем ряду правителей книжник акцентирует внимание на Владимире Мономахе. По его словам, этот князь прославился во многих соседних землях.

Краткое содержание

В начале повествования автор скорбит о Руси, подвергшейся нападению варваров. Темой плача становится утрата величия Русского государства. Он сравнивает прошлое и настоящее Русской земли, противопоставляя силу и могущество упадку и разорению. В словах рассказчика слышатся скорбь и печаль

Автор вспоминает, что раньше Русь славилась бескрайними полями полноводными реками, красивыми городами, монастырскими дворами, селами и величественными храмами. Ее прославляли великие люди. Князья пользовались уважением и служили примером чести и достоинства.

Сильными русских людей делала христианская вера. Церковь помогала делать добрые дела и покорять другие народы. Князья сумели завоевать соседние страны. Им покорились ляхи, чехи, корелы. Имена русских правителей вызывали ужас у непокоренных соседей.

Оставаясь сильным и единым государством, Русь постепенно погрязла в междоусобных войнах, которые вели мелкие наместные князья. Ушли в прошлое былые подвиги и великие дела. По всей стране остались только сожженные после вражеских набегов города, реки крови и унижение.

Вторая часть описывает русскую землю после смерти князя Ярослава. Произведение имеет похожее вступление, описывающее богатство страны и воспевающее христианскую веру и сильных людей. Становится больше покоренных народов. Те, кто отказался признать Великую Русь, спрятались в болоте или укрепили свои владения железными воротами.

Обстоятельства написания

Некоторые факты об условиях возникновения рукописи должно включать краткое содержание. «Слово о погибели земли Русской», автор которого предположительно является одним из приближенных Александра Невского, стало плачем по былому величию государства. Ученые полагают, что сочинение должно было предшествовать не дошедшей до нас светской биографии этого правителя. Произведение было написано после вторжения монголо-татарских войск в северо-восточные земли. В ходе одной из битв погиб владимирский князь Юрий, что и стало основанием для создания сказания. Интересен тот факт, что произведение послужило основой для создания аналогичных сказаний.

История создания

«Слово о погибели Русской земли после смерти великого князя Ярослава» является памятником древнерусской литературы XIII века, которое сохранилось в виде небольших фрагментов и отрывков, датируемых XV и XVI веком. Это самое известное произведение, написанное в жанре слова.

Датой создания поэмы принято считать период с 1238 по 1246 года. Это время отмечено такими важными для государства событиями, как:

  • начало монголо-татарского нашествия;
  • смерть князя Переяславльского и Новгородского Ярослава Всеволодовича — сына Всеволода Большое Гнездо и предка Александра Невского.

Историки полагают, что сказание было написано в Переяславле, поскольку оно описывает город до битвы на реке Сити, произошедшей 4 марта 1238 года. Поводом для его создания послужило вторжение войск Батыя в Северо-Восточные земли и гибель брата Ярослава — князя Юрия.

Существует несколько версий, кающихся времени создания литературного произведения:

  • «Слово о погибели земли Русской» было создано еще при жизни князя Ярослава. Оно противопоставляло былое величие и славу богатой русской земли и разорение земель монголо-татарами. При этом особое место отводилось подвигам Ярослава Всеволодовича.
  • «Слово о гибели земли Русской» является вступлением к недошедшей до наших дней биографии Александра Невского.

Произведение представляет собой одну из частей несохранившегося повествования о нашествии Батыя на Русь. Это предположение неслучайно, поскольку оно рассказывает о бедах и горестях, которые пережила страна.

Значение

Помимо указанных особенностей, влияние данного сочинения на последующую литературу должно включать краткое содержание. «Слово о погибели земли Русской», произведения 14-15 веков необходимо рассматривать в одном ряду. Сказания о Куликовской битве и другие исторические рукописи написаны под его непосредственным влиянием. В них можно найти общие черты: это тема борьбы за освобождение, идея необходимости единства земель и восхваление сильной княжеской власти.

Здесь необходимо отметить, что произведения подобного рода оказывали большое влияние на общественно-политическую жизнь средневековой Руси, что во многом предопределило собирание удельных княжеств вокруг Москвы и свержение ига. Поэтому рассматриваемое сказание необходимо изучать не только на уроках литературы, но и на занятиях по отечественной истории. На его основе можно составить представление о том, как восприняли современники вторжение монголо-татар на русские земли.

Краткое содержание «Слово о погибели русской земли»

Краткое содержание

Земля русская необычайно красива и богата, и это выгодно отличает ее от прочих земель. Русь полна «источниками местночтимыми, горами крутыми, холмами высокими, дубравами частыми, полями дивными, зверьми различными, птицами бесчисленными». Но не только чудесной природой и полезными ископаемыми славиться русская земля. На ее территории построены большие и малые города, деревни и поселки. Здесь живут мудрые, отважные князья в окружении честных, достойных вельмож.

Все эти богатства, все это благолепие принесла с собой «правоверная вера христианская». Русский народ силен своей верой, и во всем полагается на Бога. Именно благодаря христианской вере Русь стала такой великой. Русские князья смогли покорить обширные земли «до венгров, и до поляков, и до чехов, от чехов до ятвягов, от ятвягов до литовцев и до немцев, от немцев до корелы». Именем князя Владимира Мономаха «половцы детей своих пугали в колыбели». Мануил Цареградский был так напуган мощью русского войска, что регулярно слал богатые дары,«чтобы великий князь Владимир Царьграда его не взял». Не испытывали страха перед русскими князьями лишь немцы, и только потому, что были «далеко за синим морем».

Главные герои

Сказание призвано пробудить чувство великой гордости своей землей и воздать славу русским князьям. Неслучайно центральными персонажами становятся:

  • Владимир Мономах — русский князь, ставший символом политической и военной мощи и сильной власти, стремившийся объединить государство для борьбы с врагом;
  • Мануил Царегородский — византийский император, признавший власть Киевского князя и покорившийся ему;
  • покоренные народы: веда, буртасы, мордва, черемисы.

Во времена нашествия упоминание о Владимире Мономахе являлось упреком для князей, допустивших разделения некогда могущественного государства на мелкие удельные княжества. Правитель, объединивший страну для борьбы с многочисленными захватчиками, стал символом надежды для народа и веры на возрождение былого величия.

Тест по произведению

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

  1. Вопрос 1 из 10

Кто является автором произведения «Слово о погибели русской земли»?

Начать тест(новая вкладка)

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

Основная мысль

«Слово о погибели земли Русской» посвящено Родине, это гимн стране. Произведение имеет идейное содержание. Оно наполнено глубоким патриотическим звучанием, призванным воспитать у молодого поколения чувство любви к Родине.

В центре повествования находится образ Русской земли. Ее красоты и богатства вызывают у рассказчика гордость и восхищение. С уважением он вспоминает русских князей: Всеволода Большое Гнездо, Юрия Долгорукого и Владимира Мономаха, а также честных и могущественных бояр и вельмож. Как и автор «Слова о полку Игореве» и «Повести о разорении земли Рязанской», он сравнивает былую мощь с нынешним упадком.

Патриотизм и скорбь об утраченном величии пронизывают все произведение. Большие надежды рассказчик возлагает на святую веру. Повествование звучит как призыв к объединению для борьбы с врагом.

Автор надеется, что страна выдержит, сумеет выстоять и сохраниться. Он испытывает чувство гордости за русский народ, гордится своей национальностью и молится за спасение и возрождение Родины.

Краткое содержание рукописи можно использовать для сообщения по истории или литературе. Чтобы почувствовать красоту древнерусского языка, понять настроение автора и смысл произведения, его следует читать полностью.

Слово о погибели Русской земли

Слово о погибели Русской земли

– отрывок полностью не сохранившегося произведения, посвященного татаро-монгольскому нашествию на Русь. Отрывок этот дошел до нас в двух списках, при этом не как самостоятельный текст, а как введение к первой редакции Повести о житии Александра Невского. Один список – XV в. (Гос. архив Псковской области, собр. Псково-Печерского мон., ф. 449, № 60), второй – XVI в. (ИРЛИ, Р.IV, оп. 24, № 26). Заглавие памятника «Слово о погибели Рускыя земли и по смерти великого князя Ярослава» читается только в первом списке.

Объединение в рукописной традиции С. с Повестью о житии Александра Невского давало основание ряду исследователей считать С. вступлением к не дошедшей до нас светской биографии Александра Невского, которая якобы послужила основой его жития. Однако сравнение стиля С. со стилем Повести о житии свидетельствует о независимости этих произведений и о разном времени их возникновения. И в настоящее время полностью возобладала точка зрения, согласно которой объединение этих текстов – факт их более поздней литературной истории.

Дошедший до нас отрывок С. – либо вступление, либо первая часть произведения о «погибели Русской земли» – об ужасах батыевщины, о разгроме русских княжеств монголо-татарами. В сохранившемся тексте описывается былая красота и богатство Русской земли, ее прежнее политическое могущество. Такой характер вступления к тексту, который должен был повествовать о горестях и бедах страны, не случаен. Эта особенность С. находит себе типологическое соответствие с произведениями древней и средневековой литературы, в которых встречается похвала величию и славе родной земли. В. В. Данилов, изучавший эту проблему, пришел, однако, к заключению, что С. «сближается не со всяким патриотическим произведением в других литературах, а лишь со сходными по условиям своего проявления, когда родина писателя страдала от войн, междоусобий и произвола» (Данилов В. В.

«Слово о погибели Рускыя земли» как произведение художественное. – ТОДРЛ, 1960, т. 16, с. 137–138).

С. по поэтической структуре и в идейном отношении близко к Слову о полку Игореве. Оба этих произведения отличает высокий патриотизм, обостренное чувство национального самосознания, гиперболизация силы и воинской доблести князя-воина, лирическое восприятие природы, ритмический строй текста. Оба памятника близки и сочетанием в них похвалы и плача: похвала былому величию страны, плач о ее бедах в настоящем. «Слово о полку Игореве» было лирическим призывом к единению русских князей и русских княжеств, прозвучавшим перед татаро-монгольским нашествием. С. же явилось лирическим откликом на события этого нашествия. Между обоими произведениями могут быть отмечены близкие стилистические формулы, сходные поэтические образы, параллельные словосочетания и обороты (см.: Соловьев А. В.

Заметки к «Слову о погибели Рускыя земли». – ТОДРЛ, 1958, т. 15, с. 109–113). Однако о непосредственной зависимости С. от «Слова о полку Игореве» эти совпадения свидетельствовать не могут. В данном случае близость этих произведений объясняется их поэтическими особенностями.

В науке существуют различные точки зрения как по вопросу о времени написания С., так и по вопросу об авторе произведения. Некоторые исследователи (М. Н. Тихомиров, В. Филипп и др.) соотносят возникновение С. с Калкской битвой 1223 г. Есть точка зрения (М. В. Горлин), согласно которой С. – отклик на смерть князя Ярослава Всеволодовича в 1246 г. В. В. Данилов полагал, что С. было написано после 1250 г. кем-то из лиц, прибывших в свите Кирилла, митрополита из Галича во Владимиро-Суздальскую Русь. Наиболее убедительной, однако, следует принять датировку тех исследователей (А. В. Соловьев, Н. К. Гудзий, И. П. Еремин, Ю. К. Бегунов и др.), которые связывают возникновение С. с Батыевым нашествием на Русь в 1237–1240 гг. С. обрывается на фразе «А в ты дни болезнь крестианом от великаго Ярослава и до Володимера, и до ныняшняго Ярослава, и до брата его Юрья, князя Володимерьскаго». «Нынешний Ярослав» – Ярослав Всеволодович, умер в 1246 г., следовательно, С. было написано, во всяком случае, до 1246 г. Но в приведенном контексте и имя Юрия Всеволодовича фигурирует, скорее всего, как имя еще живого князя, а он погиб в битве на Сити 4 марта 1238 г. Можно думать поэтому, что С. было создано в самом начале Мамаева нашествия, еще до битвы на реке Сити.

Столь же гипотетичным остается для нас вопрос и об авторе С. Одни исследователи видят в авторе жителя Новгорода (М. Н. Тихомиров, В. Филипп), другие считают, что произведение возникло в пределах южной Руси (А. В. Соловьев), третьи полагают, что автором С. был житель северо-восточной Руси – Переяславля-Залесского или Владимира (Н. К. Гудзий), четвертые – местом написания С. называют северо-восточную Русь, но говорят, что автором был выходец из южной Руси (В. В. Данилов, Ю. К. Бегунов). Последняя гипотеза представляется наиболее убедительной: в С. много черт, свидетельствующих о северовосточной Руси (имена князей, перечисляемые земли, некоторые термины), а вместе с тем автор хорошо знает легенды о Владимире Всеволодовиче Мономахе южнорусского происхождения.

С., как известно, нашло отражение в нескольких памятниках древнерусской литературы – образами С. воспользовался монах Кирилло-Белозерского монастыря Ефросин, создавая свой вариант «Задонщины» (конец 70-х гг. XV в.), реминисценции из «Слова» имеются в редакции Андрея Юрьева Жития Феодора Ярославского (вторая половина XV в.) и в Степенной книге (60-е гг. XVI в.).

Первая публикация С. была осуществлена по рукописи псковского Печерского монастыря в 1892 г. X. М. Лопаревым. Однако, до издания Лопарева памятник этот был известен псковскому археологу К. Г. Евлентьеву, о чем свидетельствует запись последнего от 1878 г. на обороте верхней крышки переплета сборника со С. Второй список произведения был открыт в 1933 г. И. Н. Заволоко среди рукописей рижской Гребенщиковской старообрядческой общины. Вторично этот список был открыт В. И. Малышевым в 1945 г. Текст этого списка был в 1947 г. одновременно опубликован В. И. Малышевым по рукописи и по фотокопии в работе М. В. Горлина, опубликованной посмертно (фотокопию списка В. М. Горлину в 30-е гг. предоставил И. Н. Заволоко). Текст С. неоднократно публиковался и отдельно, и в составе сборников и хрестоматий. Произведению посвящена обширная исследовательская литература (подробный обзор ее см. в монографии Ю. К. Бегунова).

:
Лопарев Х.
М. «Слово о погибели Рускыя земли»: Вновь найденный памятник литературы XIII в. СПб., 1892 (ПДПИ, № 34);
Серебрянский
. Княжеские жития, с. 109;
Малышев В. И.
Житие Александра Невского: (По рукописи середины XVI в. Гребенщиковской старообрядческой общины в г. Риге). – ТОДРЛ, 1947, т. 5, с. 185–193;
Gorlin М.
Le Dit de la ruine de la terre Russe et de la mort du grand-prince Jaroslav. – Revue des études slaves, t. 23, 1947, fasc. 1–4, p. 5–33; Слово о погибели Русской земли / Пер., статья и примеч. И. П. Еремина. – В кн.: Художественная проза Киевской Руси XI–XIII веков / Сост., пер. и примеч. И. П. Еремина и Д. С. Лихачева. М., 1957, с. 251–254, 351–354;
Sоlоviеv А. V.
Die Dichtung vom Untergang Russlands. – Die Welt der Slaven, 1964, Jhrg. 9, S. 225–245 (пер. на нем. яз);
Бегунов Ю. К.
Памятник русской литературы XIII века «Слово о погибели Русской земли». М.; Л., 1965; Слово о погибели Русской земли (подготовка текста, перевод и примечания Ю. К. Бегунова). – В кн.: «Изборник»: (Сб. произв. литературы Древней Руси). М., 1969, с. 326–327, 738–739; Literatura staroruska. Warszawa, 1971, s. 92–93 (пер. на польск. яз);
Zenkovsky S. A.
Medieval Russia’s Epics, Chronicles and Tales, 2 ed. New York, 1974, p. 196–197 (пер. на англ. яз.); Слово о погибели Русской земли / Подг. текста, пер. и ком. Л. А. Дмитриева. – ПЛДР. XIII век. М., 1981, с. 130–131, 544–546.

:
Жданов И. Н.
Русский былевой эпос. СПб., 1895;
Мансикка В.
Житие Александра Невского. СПб., 1913 (ПДП – 180);
Тихомиров М. Н.
Где и когда было написано «Слово о погибели Русской земли». – ТОДРЛ, 1951, т. 8, с. 235–244;
Sоlоviеv А.
1) Le Dit de la ruine de la terre Russe. – Byzantion, 1953, t. 22, p. 105–128; 2) New Traces of the «Igor Tale» in Old Russian Literature. – Harvard Slavic Studies, 1953, vol. 1, p. 73–81;
Гудзий Н. К.
О «Слове о погибели Рускыя земли». – ТОДРЛ, 1956, т. 12, с. 527–545;
Рhilipp W.
Über das Verhältnis des «Slovo о роgibeli Russkoj zemli» zum «Zitie Aleksandra Nevskogo». – Forschungen zur Osteuropäischen Geschichte. Berlin, 1957, Bd 5, S. 7–37;
Малышев В. И.
О втором списке «Слова о погибели Рускыя земли»: (История открытия). – Slavia, 1959, roč. XXVIII, seš. 1, с. 69–72;
Мещерский Н. А.
1) Из наблюдений над языком «Слова о погибели Рускыя земли». – Учен. зап. ЛГПИ, т. 248. Вопр. языкозн. Л., 1963, с. 407–416; 2) К реконструкции текста «Слова о погибели Рускыя земли». – Вестн. ЛГУ, 1963, № 14, Сер. ист. яз. и лит., вып. 3, с. 44–53.

Л. А. Дмитриев

Время написания

Если немного углубиться в науку, существует масса точек зрения как по поводу времени создания «Слова», так и автора. Михаил Тихомиров и Владимир Филипп считают, что «Слово» было написано в 1223 году в районе Кольской битвы. И дата эта неслучайна. Михаил Горлин, знаток древнерусской истории, считает, что произведение написано в 1246 и является реакцией на смерть князя Ярослава Всеволодовича. Сергей Данилов полагает, что поэма написана в 1250 году соратниками митрополита Кирилла, имеющего довольно высокий класс среди служителей церкви в те годы.

Похожими на правду принято считать 1237−1240 годы. Это годы нашествия хана Батыя на Русь. Произведение заканчивается упоминанием князя Ярослава, который погиб в 1246 году. Можно предположить, что повесть была написана до 1246 года.

Значение

Помимо указанных особенностей, влияние данного сочинения на последующую литературу должно включать краткое содержание. «Слово о погибели земли Русской», произведения 14-15 веков необходимо рассматривать в одном ряду. Сказания о Куликовской битве и другие исторические рукописи написаны под его непосредственным влиянием. В них можно найти общие черты: это тема борьбы за освобождение, идея необходимости единства земель и восхваление сильной княжеской власти.

Здесь необходимо отметить, что произведения подобного рода оказывали большое влияние на общественно-политическую жизнь средневековой Руси, что во многом предопределило собирание удельных княжеств вокруг Москвы и свержение ига. Поэтому рассматриваемое сказание необходимо изучать не только на уроках литературы, но и на занятиях по отечественной истории. На его основе можно составить представление о том, как восприняли современники вторжение монголо-татар на русские земли.

Обстоятельства написания

Некоторые факты об условиях возникновения рукописи должно включать краткое содержание. «Слово о погибели земли Русской», автор которого предположительно является одним из приближенных Александра Невского, стало плачем по былому величию государства. Ученые полагают, что сочинение должно было предшествовать не дошедшей до нас светской биографии этого правителя. Произведение было написано после вторжения монголо-татарских войск в северо-восточные земли. В ходе одной из битв погиб владимирский князь Юрий, что и стало основанием для создания сказания. Интересен тот факт, что произведение послужило основой для создания аналогичных сказаний.

О княжеской власти

Указанная мысль особенно отчетливо звучит в том месте, где дается образ идеального русского князя – Владимира Мономаха. Автор прославляет его подвиги и как бы противопоставляет современных ему удельных правителей этому выдающемуся государственному деятелю, воину, защищавшему Отечество от врагов. Важность темы крепкой политической власти в рассматриваемом произведении доказывает краткое содержание. «Слово о погибели земли Русской» – это сочинение, которое имеет важное значение для понимания общественной ситуации в середине 13 столетия. Из данного сказания видно, что образованное население придавало большое значение постигшему их несчастью и видело выход в восстановлении княжеского статуса. Очевидно, в то время население видело идеал в том, как правил Владимир Мономах, который действительно сумел отразить набеги и создать крепкое для своего времени государство.

О международном положении страны

О том, насколько был образован и сведущ в истории и географии автор рассматриваемого произведения, говорит краткое содержание («Слово о погибели земли Русской»). После смерти Ярослава политическое единство нашей страны было нарушено, однако могущество еще не было окончательно подорвано. Автор перечисляет те земли, которые были подчинены русским князьям и подчеркивает, что только сильная власть сумела укрепить международное положение государства. В общем ряду правителей книжник акцентирует внимание на Владимире Мономахе. По его словам, этот князь прославился во многих соседних землях.

Версии об авторстве

Если говорить об авторстве произведения, на текущий момент принято выделять 4 гипотезы, основной принято считать последнюю:

  1. Произведение написал житель Новгорода.
  2. Автором является южанин.
  3. «Слово» написал житель северо-востока.
  4. Житель северо-востока Руси южного происхождения.

“Слово о погибели земли Русской”, какое краткое содержание и главные герои?

Краткое содержание “Слова о погибели земли Русской”

Главные герои “Слова о погибели земли Русской”

Русскую землю не одно столетие атаковали враги.

Долгое время Русь страдала от нашествия захватчиков.

Много произведение обращено к тому времени.

Еще в XIII веке было создано «Слово о погибели Русской земли». Автор произведения неизвестен.

Произведение посвящено бедам, которые происходили после смерти князя Ярослава.

Всем богата земля Русская: и своими полями чудными, и холмами, и горами, и дубравами частыми, и озерами, и реками. Славится Русь и источниками местночтимыми. А какая живность водится! Звери различные и птицы несметные! Лакомый кусочек! И сколько же врагов стремятся покорить ее. Прибрать к рукам ее богатства. Так в начале произведения описывается могущество Руси.

Сумели русские князья Всеволод и Владимир Мономах подчинить себе всех иноверцев. Боятся князя русского и литовцы, и угры. Да и другие народы, кто бортничает для князя, кто не нарадуется, что до них не добрались. А Мануил, император Царьградский, так тот дарами богатыми откупиться стремится.

Далее идет описание горя и страдание людей, которое принесло нашествие Батыя. А с ним и беда пришла на землю Русскую. Великое государство теряет свою былую славу.

В сравнении прошлого и настоящего автор выражает боль по поводу упадка и разорения, пришедшего взамен могуществу и силе.

И подводит к главной мысли произведения: только восстановив территориальное единство, можно вернуть себе былое могущество.

Древнерусское “Слово о погибели земли русской” представляет собой небольшой отрывок из более полного сочинения неизвестного автора, в котором рассказывается о бедах, которые случились на русской земле после смерти князя Ярослава.

Краткое содержание “Слова о погибели земли русской”

Прекрасна земля Русская и богата она красотами. Есть в ней озера и реки, холмы и горы, дубравы и поля. Богата земля Русская зверьем и птицею, много в ней городов и селений, цветут монастырские сады и высятся грозные храмы.

Все земли вокруг покорились русскому князю, все иноверцы подчинились князьям Всеволоду, отцу его Юрию и деду Владимиру Мономаху.

Литовцы в болотах попрятались, угры в городах за воротами железными сидят, боятся князя Владимира. Немцы радуются, что далеко они. Мордва и черемисы бортничают для князя Владимира.

Император Царьградский Мануил дарами богатыми откупается, чтобы не взяли его Царьград.

Но пришла беда на землю Русскую.

Видим, что как такового героя в этой повести нет, а упомянуты только великие князья: Владимир Мономах, Юрий Владимирович и Всеволод Юрьевич. Упомянут в “Слове” и византийский император Мануил.

Это произведение относится к числу памятников древнерусской литературы 13 века, сохранившееся в виде небольших отрывков и фрагментов.

Исторический период, который охватывается в произведении примерно восемь лет с 1238 до 1246 г.г., когда произошли такие события, как начало нашествия Золотой орды, смерть Ярослава Всеволодовича, потомка Александра Невского.

Начало повествования этого произведения описывает скорбь автора о Руси, которая подверглась нападению войск Батыя. Автор плачет о потери величия государства. Мы видим сравнения прошлого и настоящего, где автор противопоставляет могущество и силу – разорению и упадку.

В этом сравнении упоминаются и бескрайние поля, полноводные реки, отстроенные города, богатые монастыри, величественные храмы, села. Всеми этими землями управляли великие люди – князья, которых уважал народ. Русь увеличивала свои территории, за счет присоединения северных и восточных земель.

Со временем, Русь начинает погрязать в междоусобных войнах и великие дела и былые подвиги предков уходят в прошлое. Русь разрушалась изнутри.

Но собственно красной нитью по всему произведению мы видим, что автор очень надеется и ждёт, что Русь опираясь на свою веру сумеет восстановить свое величие и объединится против поработившего их врага.

Главными персонажами произведения можно назвать:

  • Владимира Мономаха, ставшего символом сильной власти, военной и политической мощи.
  • Мануила Царегородского — византийского императора, признавшего власть Киевского князя и который покорился ему.
Ссылка на основную публикацию