Шенграбенское сражение в романе Льва Николаевича Толстого “Война и Мир”

Лев Толстой — Шенграбенское сражение (Война и мир):
Краткое содержание

Краткое содержание

Ноябрь 1805 года, Австрия. После капитуляции союзнической австрийской армии главнокомандующий Кутузов уводит из Кремса в Цнайм 40-тысячную русскую армию для соединения с подкреплением из России, заодно предотвращая окружение 150-тысячной армией Наполеона. Навстречу французам, чтобы задержать их, Кутузов высылает в Голлабрун 4-тысячный отряд генерала Багратиона: «Благословляю тебя на великий подвиг».

Маршал Мюрат, решив, что перед ним вся русская армия, предложил 3-дневное перемирие (поджидая своих). Кутузову только это и надо. Князь Андрей Болконский с жаждой подвига и славы идет с отрядом Багратиона. В палатке маркитанта (торговца) князь впервые видит маленького, разутого капитана артиллерии Тушина. Вид у него не боевой. Он будет в центре боя, с обзором на деревню Шенграбен.

Наполеон велит Мюрату атаковать. «Сраженье началось». Вместе с Багратионом, его адъютантом Жерковым князь Андрей на батарее Тушина. Капитан сам принял несколько важных решений: обстрел, а затем поджог Шенграбена, где скопился неприятель.

Правый и левый фланг под огнем. Им грозит разгром. В центре – батарея Тушина и батальон прикрытия. Князь Андрей разочарован: какой тут «Тулон», это не бой, а неразбериха. Но вот отбита одна атака. И с подкреплением Багратион ведет людей в наступление. Французы пятятся, а правый фланг уходит из-под удара. Теперь черед за левым флангом. Там в пехоте солдатом Долохов и офицер Тимохин, и в гусарах Николай Ростов с Денисовым.

Приказ отступать Жерков струсил им передать. Еще и ссора полковника и генерала, их командиров. В итоге все окружены. Гусары атакуют. Веселый Ростов не доскакал до врага, под ним убили лошадь. Ему страшно, он бежит от французов в кусты. Пехота паникует. Ситуацию спасает отчаянная атака роты Тимохина. Долохов берет пленника. И настойчиво просит учесть этот факт. Он хочет вновь стать офицером.

Оборона центра идет уже без прикрытия, с 4 пушками. «Круши, ребята!» Тушин – как сказочный великан среди врагов-муравьев. Французы без успеха штурмуют батарею, палят по ней из 10 пушек. Жерков опять трусит передать приказ об отходе, зато это делает князь Андрей. Ему страшно. И потому он, преодолевая себя, не уходит, помогая Тушину увезти орудия.

Ночная перестрелка – и бой завершен. Утром французы уже не сунутся. Багратион хвалит всех, но взыскивает с Тушина за то, что бросил 2 орудия. Князь Андрей объясняет, что капитан роты – герой дня. А орудия некому было тащить. Благодарный Тушин зовет князя за поддержку «голубчиком».

Болконскому «грустно и тяжело». В реальности бой и его герои были не такими, как в мечтах. И для Ростова тоже. Он ранен в руку и скучает по дому. С поля его подвез Тушин. В итоге уцелевший отряд Багратиона вливается в армию Кутузова.

Анализ Шенграбенское сражение «Война и мир»

Шенграбенское сражение 16 ноября 1805 года – пример героизма и силы духа русской армии. В этом эпизоде романа его герои прошли проверку на прочность. Замысел боя и подготовка к нему описаны с 13 по 16 главу 2 части 1 тома. Само сражение и его итоги – с 16 по 21 главу 2 части 1 тома романа.

Главнокомандующий Кутузов вынужден дать бой, чтобы уберечь русскую армию от окружения и разгрома превосходящими силами противника. Русская армия тогда – надежда европейцев. Союзник Австрия к этому времени разбита. Перед Кутузовым 2 задачи: не дать себя окружить, и соединиться с подкреплением из России.

По плану Кутузова генерал Багратион с отрядом в 4000 человек должен задержать неприятеля под Голлабруном, давая время армии в 40000 человек отойти к Цнайму. Кутузов понимает, что посылает отряд на верную гибель, «на великий подвиг». Знает об этом и Багратион. О победе никто не думает. В итоге бой стал настоящей победой. Русские спасли армию.

Князь Андрей Болконский в одиночку хотел «спасти армию». Его пример – триумф Бонапарта под Тулоном. Он хочет славы за гениальный план боя. Но Багратиону не нужен его план. Все идет не по правилам военного искусства. И герои дня – негероического вида. Он побеждает страх, прибыв на батарею Тушина, помогая капитану с орудиями. И заступается за капитана перед Багратионом. Андрею «грустно и тяжело»: он узнал себя, войну и секрет славы.

Граф юнкер Николай Ростов хотел испытать восторг боя. До этого у него был опыт страха перед смертью. Но и в этот раз все повторилось. Он растерялся, едва не погиб. Бежал, как «заяц», к своим, почти плакал от легкой раны и невнимания окружающих. Но виной всему его неопытность. Он не трус и еще докажет это верной службой Отечеству.

Солдат Долохов хотел и смог отличиться, чтобы вернуть себе офицерское звание. Он подчеркивает, что совершил подвиг. Но ведь это так и есть. Он – участник атаки, которая распугала французов и дала возможность левому флангу уцелеть. Он также берет в плен офицера с какими-то бумагами.

Капитан Тушин – маленький, робкий с начальством артиллерист, у которого нет ни страха, ни мыслей о славе и подвиге. Он умный: его личная инициатива с поджогом деревни помешала планам врага, сберегла жизни солдат. Обстрел он вел, не ожидая приказов. Он добрый: помогает раненому Ростову, подносит солдату воды, любит свою роту. Словом, это истинный герой сражения. Солдат второго орудия из роты Тушина – хоть и безымянный, но тоже из таких.

Офицер Тимохин, воевавший еще с турками. Не щадит себя, попав в окружение. Смелой атакой пробивает для солдат путь к спасению. Тоже храбрец.

Генерал Багратион – еще один герой дня. Его спокойствие, чуткость к настроениям отряда, бодрость вселяют в солдат мужество. Он не спасает армию в одиночку, а во всем полагается на людей своего отряда. Не бьется до последнего человека. Выполнив задачу, отводит отряд. Впрочем, ему не все известно, и он недооценивает подвиг Тушина.

Главнокомандующий Кутузов – для армии как отец родной. Не требует лечь костьми за союзников, спасает войско от гибели, берет на себя ответственность за посланный на смерть отряд. Слава его мало заботит, он мудр.

Среди антигероев боя – Жерков. Его личная трусость обернулась жертвами и могла повлиять на исход сражения. Трижды его посылали с приказом об отступлении, а он его не передавал из страха быть убитым. Здесь же – вздорные командиры, полковник и генерал, чуть не погубившие свои полки в окружении. Как и Жерков, они утаили свою вину.

Среди итогов сражения – спасение русской армии от разгрома, демонстрация французам русского духа и силы, самопожертвования, того факта, что французы могут отступить перед малыми силами. Герои романа лучше узнали себя, столкнулись со страхом, трусостью, несовпадением мечты и реальности, подвигом «незаметных» солдат и офицеров. Автор романа показывает примеры истинного и ложного патриотизма.

Шенграбенское сражение для читательского дневника

Эта война чужда русскому солдату. Шенграбен – чужая земля.
Союзники ждут, что Россия спасет Европу от захватчика Наполеона. А Кутузов спасает русскую армию. Силой духа, жертвуя собой, маленький отряд Багратиона спасает родную армию от окружения и разгрома.

Князь Андрей Болконский тоже шел «спасать». И стать героем дня (как Наполеон при Тулоне). На деле все иначе. Герои здесь не знают, что они герои. И действуют сообща, а не в одиночку. Итоги боя для героев романа: победа князя Андрея над страхом смерти (он под огнем помог отходу Тушина), пересмотр его взглядов на героизм и роль полководца. Страх и стыд юнкера Николая Ростова: война не игра, не повод показать себя.

Капитан Тушин и его батарея в центре – герои дня без славы, но с чистой совестью и честью. Отбились от французов без поддержки своих. Благодарность Тушина князю Андрею за оценку его действий перед штабом. Помощь Тушина раненому Ростову. Преступная трусость адъютанта Жеркова, преступные склоки некоторых офицеров.

Атака офицера Тимохина и солдата Долохова: пехота и гусары ушли из-под удара. За это Долохов требует возврата чина офицера. План Кутузова оправдал себя. Багратион – мудрый полководец. Наполеон и его армия узнали, что русские – не австрийцы: они не сдаются.

Краткое содержание Шенграбенское сражение в романе Война и мир Толстого

По мнению Льва Толстого, одним из главных сражений войны 1805 года было Шенграбенское. Его автор изобразил в романе «Война и мир».

Армия Кутузова не успевала к месту назначения, а французы не отставали. Главнокомандующий приказал Багратиону привести свой полк наперерез врагу, чтобы дать основной части время. В отряде Багратиона служит и князь Андрей, чтобы получить славу и признание, совершить великий подвиг.

Андрей удивлен поведением солдат. Они не грустят, а веселятся и думают о хорошем. На поле боя войско не стоит и не действует красиво, как в учебниках. Солдаты смешались в кучу, но удачно отбивают врага. Отличие реальности от теории сильно поразило Андрея Болконского.

Офицеры находятся вдали от солдат. Для них главное красивое одеяние, чины и награды. Багратион не воюет непосредственно в битве, а лишь направляет ее действия издалека.Лев Толстой считает, что исход битвы зависит вовсе не от командования, а от солдат. Это он подтверждает примерами. Однако, автор не преуменьшает значение офицеров в сражении, в том числе и Багратиона.

Командир Тимохин поднял силу духа солдат, которые не верили в победу из-за численного превосходства французов. Его твердая решимость и храбрость поразила соперника так сильно, что когда Тимохин пошел в бой со всем воодушевлением, французские солдаты испугались и бросили орудия.

Батарея Тушина — образец патриотизма и героизма. Капитан поджигает деревню Шенграбен, чтобы отвлечь соперника. В это время прикрытие орудий куда-то исчезает. Четыре пушки лишены защиты, но Тушин не уходит и палит врага. Его действия принесли результаты, но на военном совете его поведение было осуждено. Багратион упрекнул его, что Тушин не спас орудия и действовал без приказа. На защиту капитану встает Болконский, который отмечает смелость и героизм Тушина.

Есть в эпизоде и обратный пример. Долохов оказался также на поле боя. Он действовал ради собственной выгоды, а не спасения Отечества, как Тушин. Долохов хотел получить награду и повышение в звании. На совете он громко рассказал о своих подвигах с этой целью. Долохов, конечно, и сделал полезное для армии — взял в плен генерала, но им двигали вовсе не светлые цели.

Этот эпизод учит читателей тому, что исход боя зависит не столько от правильного и верного командования, как от силы духа народа. Именно народ, простые солдаты играют решающую роль в каждом сражении.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Толстой Лев. Все произведения

  • Акула
  • Алёша Горшок
  • Альберт
  • Анна Каренина
  • Аустерлицкое сражение в романе Война и мир
  • Бедные люди
  • Бешеная собака
  • Бородинское сражение в романе Война и мир
  • Булька
  • Власть тьмы
  • Война и мир по томам
  • Воскресение
  • Глава Наталья Савишна из повести Детство
  • Два брата
  • Два гусара
  • Два товарища
  • Детство
  • Дьявол
  • Живой труп
  • Именины у Ростовых в романе Война и мир
  • Исповедь
  • Кавказский пленник
  • Казаки
  • Как гуси Рим спасли
  • Как мужик гусей делил
  • Косточка
  • Котенок
  • Крейцерова соната
  • Лебеди
  • Лев и собачка
  • Липунюшка
  • Люцерн
  • Набег
  • Ореховая ветка
  • Отец Сергий
  • Отрочество
  • Петя Ростов
  • Плоды просвещения
  • Пожар
  • После бала
  • Праведный судья
  • Прыжок
  • Севастополь в декабре месяце
  • Севастопольские рассказы
  • Семейное счастие
  • Смерть Ивана Ильича
  • Старый дед и внучек
  • Три медведя
  • Три смерти
  • Утро помещика
  • Филипок
  • Хаджи-Мурат
  • Холстомер
  • Царь и рубашка
  • Чем люди живы
  • Шенграбенское сражение в романе Война и мир
  • Юность

Шенграбенское сражение в романе Война и мир. Картинка к рассказу

Сейчас читают

Рассказ “Перчатка” начинается с того, что придворное короля Франциска, не зная чем себя развлечь, придумали устроить сражение диких зверей. На арену выводят льва, тигра и двух барсов

24 октября 1917 год. Двое юнкеров Юрий и Николай несут патрульную службу на лошадях. Юрий нюхает кокаин. Под воздействием наркотика он очень разговорчив. Его тема для разговора: упадок культуры России

Карьера Татьяны Толстой в литературе началась в 1982 году после перенесенной операции на глазах. Русская классика сыграла большую роль в становлении творческих взглядов Татьяны. Также, на ее творчество сильно повлияло творчество К.И.Чуковского

Автор начинает свое повествование с детского воспоминания. Это было в день Нового Года, когда 19 век переходил в 20. Автору в тот момент было 7 лет, в доме наряжали ёлку, а мальчика отправили на улицу, чтобы он не радовался раньше времени

Алексей Бирюков – это человек, который очень простой, и к тому же он является по профессии мельником. Его фигура – довольно топорная, большая и очень крепкая.

Анализ Шенграбенского сражения в романе Война и мир

«Дубина народной войны поднялась со всею своею грозною и величественною силой… поднималась, опускалась и гвоздила французов до тех пор, пока не погибло все нашествие» Л.Н.Толстой

Этот эпиграф является строкой из великого романа Льва Толстого «Война и мир». Он, конечно, относится ко всему роману, а не к конкретному сражению, но выражает общую мысль писателя о народности Отечественной войны 1812 года. В истории этой войны мало кто слышал о сражении под Шенграбеном. Приобрело общую известность Шенграбенское сражение в романе «Война и мир» Толстого. Именно здесь мы узнаем о настоящих человеческих подвигах и их героях.

Ход Шенграбенского сражения

Французская армия превосходила русскую по численности. Сто тысяч против тридцати пяти. Русская армия во главе с Кутузовым одержала небольшую победу под Кремсом и должна была двигаться в Цнайм, чтобы спастись. Союзникам Кутузов уже не доверял. Австрийская армия, не дождавшись подкрепления русских войск, начала атаку на французов, но увидев их превосходство, капитулировала. Кутузову же пришлось отступать, потому, как неравность сил не предвещала ничего хорошего. Единственным спасением было – добраться до Цнайма раньше французов. Но дорога русских была длиннее и труднее. Тогда Кутузов решает отправить авангард Багратиона наперерез врагу, что тот, как смог задержал противника. Багратион «должен был с четырьмя тысячами голодных, измученных солдат удерживать в продолжение суток всю неприятельскую армию», пишет Толстой. И здесь случай спас русских. Французский парламентер Мюрат, увидев отряд Багратиона, решил, что это вся русская армия, и предложил перемирие на три дня. Кутузов воспользовался этим «отдыхом».

Конечно, Наполеон, сразу понял обман, но пока его посыльный ехал до армии, Кутузов уже успел добраться до Цнайма.

Когда авангард Багратиона пошел в отступление, маленькая батарея Тушина, стоявшая у деревни Шенграбен, была забыта и оставлена русскими.

«Дубина народной войны поднялась со всею своею грозною и величественною силой… поднималась, опускалась и гвоздила французов до тех пор, пока не погибло все нашествие» Л. Н. Толстой

Этот эпиграф является строкой из великого романа Льва Толстого «Война и мир». Он, конечно, относится ко всему роману, а не к конкретному сражению, но выражает общую мысль писателя о народности Отечественной войны 1812 года. В истории этой войны мало кто слышал о сражении под Шенграбеном. Приобрело общую известность Шенграбенское

сражение в романе «Война и мир» Толстого. Именно здесь мы узнаем о настоящих человеческих подвигах и их героях.

Ход Шенграбенского сражения

Французская армия превосходила русскую по численности. Сто тысяч против тридцати пяти. Русская армия во главе с Кутузовым одержала небольшую победу под Кремсом и должна была двигаться в Цнайм, чтобы спастись. Союзникам Кутузов уже не доверял. Австрийская армия, не дождавшись подкрепления русских войск, начала атаку на французов, но увидев их превосходство, капитулировала. Кутузову же пришлось отступать, потому, как неравность сил не предвещала

ничего хорошего. Единственным спасением было — добраться до Цнайма раньше французов. Но дорога русских была длиннее и труднее. Тогда Кутузов решает отправить авангард Багратиона наперерез врагу, что тот, как смог задержал противника. Багратион «должен был с четырьмя тысячами голодных, измученных солдат удерживать в продолжение суток всю неприятельскую армию», пишет Толстой. И здесь случай спас русских. Французский парламентер Мюрат, увидев отряд Багратиона, решил, что это вся русская армия, и предложил перемирие на три дня. Кутузов воспользовался этим «отдыхом». Конечно, Наполеон, сразу понял обман, но пока его посыльный ехал до армии, Кутузов уже успел добраться до Цнайма.

Когда авангард Багратиона пошел в отступление, маленькая батарея Тушина, стоявшая у деревни Шенграбен, была забыта и оставлена русскими.

Подвиг батареи Тушина

«Никто не приказывал Тушину, куда и чем стрелять. и он решил, что хорошо было бы зажечь деревню». Батарея Тушина взяла на себя смертельную опасность. Оказавшись в центре событий, они зажгли деревню, тем самым отвлекли французов. Но после отступления, Багратион сел разбирать ошибки русской армии. Он отругал Тушина за то, что тот не пошел в отступление, а оставил орудие на поле. Тушин же даже не оправдывался: «Тушину…во всем ужасе представилась его вина и позор в том, что он, оставшись жив, потерял два орудия». Он был не виноват, так как отряд Жеркова даже не прикрыл его. За него заступился князь Андрей Болконский, который видел, как Тушин отстаивал свое орудие, как мог. Он не бросил пушки, они были разбиты, людей не было, рядом лошадь с перебитой ногой. Болконский объяснил Багратиону, что именно батарея Тушина дала спасение русской армии. Тушин был тронут: «Вот спасибо, выручил, голубчик».

Через описание Шенграбенского сражения в «Войне и мире» Толстой дает психологические портреты некоторых героев. Для Андрея Болконского, уверенного в том, что на войне все идет по плану, было открытием, что то, что начерчено на бумаге может совершенно не совпадать с реальным положением дел. Самоотверженность невзрачного Тушина поразила его. Ведь от сражения Болконский ожидал чего-то другого, он ждал «своего Тулона». Но все оказалось страшнее, чем он думал. После объяснения с Багратионом, подлости Жеркова, подвига Тушина князю Андрею «…было грустно и тяжело. Все это было так странно, так непохоже на то, чего он надеялся».

Истинный и ложный патриотизм

Рисуя характеры своих героев, Толстой дает нам понять, кто является настоящим патриотом России, а кто выслуживается в личных целях. В этом и заключается художественное значение Шенграбенского сражения в понимании некоторых образов романа. Эпизод с Тушиным показывает, как можно быть маленьким по чину и званию, но быть истинным человеком. Тушин не думал, что случится с ним, он спасал отряд, тех, кто рядом, кто шел за ним, спасал ценой собственной жизни, не выбирая себе наград. В противовес ему стоят Долохов и Жерков. Нельзя сказать, что Долохов не проявил смелость. Он вместе с Тимохиным ринулся на французов, поставляя грудь под пули, но, схватив первого попавшегося француза, тут же воспользовался этим. Прибежав к полковому командиру он просил обратить внимание на то, что он остановил роту и взял трофеи, и просил запомнить его. Разве здесь идет речь об истинном патриотизме? Долохову важно было, что его заметили, а потом наградили. Трусость Жеркова тоже относится к ложному чувству долга перед родиной. Он мог помочь батарее Тушина, но так до нее и не доехал, вероятно, побоявшись встретиться с врагом лицом к лицу.

Выводы

Толстой придает большое значение Шенграбенскому сражению. Это первый шаг к нравственному становлению души Андрея Болконского. В этом эпизоде очень ясно можно увидеть истинный и ложный патриотизм русских офицеров, командиров, солдат. Толстой кратко, небольшими фразами, отдельными действиями показывает нам истинность чувств героев. Проведя анализ событий при Шенграбене, читатель видит, что каждый герой показал себя без прикрас, таким, какой он есть на самом деле.

Мое сочинение на тему «Шенграбенское сражение в романе «Война и мир» раскрывает один из главных эпизодов романа. Вопрос настоящего патриотизма проходит через все произведение. И Толстой дает на него четкий ответ.

Подвиг батареи Тушина

«Никто не приказывал Тушину, куда и чем стрелять. и он решил, что хорошо было бы зажечь деревню». Батарея Тушина взяла на себя смертельную опасность. Оказавшись в центре событий, они зажгли деревню, тем самым отвлекли французов. Но после отступления, Багратион сел разбирать ошибки русской армии. Он отругал Тушина за то, что тот не пошел в отступление, а оставил орудие на поле. Тушин же даже не оправдывался: «Тушину…во всем ужасе представилась его вина и позор в том, что он, оставшись жив, потерял два орудия».

Он был не виноват, так как отряд Жеркова даже не прикрыл его. За него заступился князь Андрей Болконский, который видел, как Тушин отстаивал свое орудие, как мог. Он не бросил пушки, они были разбиты, людей не было, рядом лошадь с перебитой ногой. Болконский объяснил Багратиону, что именно батарея Тушина дала спасение русской армии. Тушин был тронут: «Вот спасибо, выручил, голубчик».

Через описание Шенграбенского сражения в «Войне и мире» Толстой дает психологические портреты некоторых героев. Для Андрея Болконского, уверенного в том, что на войне все идет по плану, было открытием, что то, что начерчено на бумаге может совершенно не совпадать с реальным положением дел. Самоотверженность невзрачного Тушина поразила его. Ведь от сражения Болконский ожидал чего-то другого, он ждал «своего Тулона». Но все оказалось страшнее, чем он думал. После объяснения с Багратионом, подлости Жеркова, подвига Тушина князю Андрею «…было грустно и тяжело. Все это было так странно, так непохоже на то, чего он надеялся».

Исходная ситуация

4 (16) ноября 1805 около деревни Шёнграбен (Австрия), севернее города Холлабрунн состоялся бой между 7-тысячным русским арьергардом под командованием князя П. И. Багратиона и 20-тысячным французским корпусом маршала И. Мюрата.

Предполагая, что перед ним не арьергард, а вся армия Кутузова, Мюрат начал переговоры о перемирии. Л. Н. Толстой в XIV главе 2 части 1 тома «Войны и мира» цитирует (по «Истории консульства и империи» А. Тьера, т. II, с. 87) письмо Наполеона к Мюрату:

Принцу (князю) Мюрату. Шёнбрюнн, 25 брюмера 1805 г. 8 часов утра.

Я не могу найти слов, чтоб выразить вам моё неудовольствие. Вы командуете только моим авангардом и не имеете права делать перемирие без моего приказания. Вы заставляете меня потерять плоды целой кампании. Немедленно разорвите перемирие и идите против неприятеля. Вы объявите ему, что генерал, подписавший эту капитуляцию, не имел на это права, и никто не имеет, исключая лишь российского императора.

Впрочем, если российский император согласится на упомянутое условие, я тоже соглашусь; но это не что иное, как хитрость. Идите, уничтожьте русскую армию. Вы можете взять её обозы и её артиллерию.

Генерал-адъютант российского императора обманщик… Офицеры ничего не значат, когда не имеют власти полномочия; он также не имеет его… Австрийцы дали себя обмануть при переходе венского моста, а вы даёте себя обмануть адъютантам императора.

Истинный и ложный патриотизм

Рисуя характеры своих героев, Толстой дает нам понять, кто является настоящим патриотом России, а кто выслуживается в личных целях. В этом и заключается художественное значение Шенграбенского сражения в понимании некоторых образов романа. Эпизод с Тушиным показывает, как можно быть маленьким по чину и званию, но быть истинным человеком. Тушин не думал, что случится с ним, он спасал отряд, тех, кто рядом, кто шел за ним, спасал ценой собственной жизни, не выбирая себе наград. В противовес ему стоят Долохов и Жерков. Нельзя сказать, что Долохов не проявил смелость. Он вместе с Тимохиным ринулся на французов, поставляя грудь под пули, но, схватив первого попавшегося француза, тут же воспользовался этим. Прибежав к полковому командиру он просил обратить внимание на то, что он остановил роту и взял трофеи, и просил запомнить его. Разве здесь идет речь об истинном патриотизме? Долохову важно было, что его заметили, а потом наградили. Трусость Жеркова тоже относится к ложному чувству долга перед родиной. Он мог помочь батарее Тушина, но так до нее и не доехал, вероятно, побоявшись встретиться с врагом лицом к лицу.

Описания Шенграбенского сражения в романе «Война и мир»

Одним из ключевых моментов войны 1805 года, описываемой Л. Н. Толстым в романе “Война и мир”, было Шенграбенское сражение. Чтобы спасти свою армию от разгрома, Кутузов послал небольшой авангард генерала Багратиона для задержания французов. Разутые, голодные солдаты, измученные длительным ночным переходом по горам, должны были остановить армию неприятеля, в восемь раз сильнейшего. Это дало бы время основным нашим силам занять более выгодную позицию. Объезжая войска перед сражением, прибывший в распоряжение Багратиона князь Андрей с недоумением
отмечал, что чем ближе к неприятелю, тем организованнее и веселее становился вид войск. Солдаты занимались своими будничными делами так спокойно, будто все это происходило не на глазах у врага и не перед сражением, где половина из них будет убита. Но вот французы открыли огонь, битва началась, причем все происходило совсем не так, как представлялось князю Андрею, как преподавалось и говорилось в теории. Солдаты сбиты в кучу, но тем не менее отбивают атаку за атакой. Французы подходят все ближе, готовится очередная атака. И в этот решающий момент Багратион лично ведет солдат в бой и сдерживает неприятеля. Наблюдая за действиями Багратиона во время сражения, Болконский замечал, что генерал почти не отдавал приказов, но делал вид, что все происходит “согласно с его намерениями”. Благодаря выдержке Багратиона его присутствие чрезвычайно много давало и командирам, и солдатам: при нем они становились спокойнее и веселее, щеголяли своей храбростью. Не умаляя значения Багратиона в исходе Шенграбенского сражения, Толстой показывает, что основную роль в этом бою все же сыграли простые и незаметные воины, такие как ротный командир Тимохин. Не численное превосходство, не стратегические планы мудрых полководцев, а воодушевление и бесстрашие ротного, увлекшего за собой солдат, повлияло на ход сражения. Тимохин с такой отчаянной решимостью, с одной шпажкой, бросился на неприятеля, что французы в испуге побросали оружие и побежали. В этом сражении отличился разжалованный в солдаты Долохов. Он убил одного француза, взял в плен сдавшегося офицера и, получив ранение, остался в строю. Но после этого он докладывает полковому командиру о своих заслугах, просит запомнить их. Это характерно для Долохова он прежде всего думает о себе. Даже геройский поступок он совершает, движимый корыстными побуждениями. Другой истинный герой Шенграбенского сражения — артиллерийский капитан Тушин. Толстой с нескрываемой симпатией рисует его портрет. Маленький, застенчивый, с большими умными и добрыми глазами, с высоким голосом, поразившим князя Андрея своей задушевностью, человек этот производил впечатление совершенно не военное и даже несколько комическое. Но именно этот маленький скромный капитан со своими артиллеристами решает исход Шенграбенского сражения. Действуя по собственной инициативе, Тушин поджег деревню Шенграбен, где были сосредоточены большие массы неприятеля. Это остановило движение французов, которые вынуждены были тушить пожар, быстро разносимый ветром, что давало время для отступления нашим войскам. В ответ на действия Тушина неприятель выставил против его батареи десять орудий. Но батарея продолжала стрелять, хотя осталась без прикрытия, которое ушло по чьему-то приказанию в середине боя. Французы предполагали, что именно здесь были сосредоточены главные силы русских. Они и представить себе не могли “дерзость стрельбы четырех никем не защищенных пушек”. Но вот сражение окончено. Начальники частей со своими адъютантами и штаб-офицеры собрались у Багратиона разбирать подробности боя. Все приписывают себе небывалые подвиги, подчеркивают свою роль в сражении, при этом более других бахвалятся самые трусливые. Вызванный же “на ковер”, Тушин получает от Багратиона выговор за то, что оставил на поле боя орудия, хотя мог бы их взять, используя прикрытие. Тушин не оправдывается тем, что никакого прикрытия не было, боясь этим подвести другого командира. И лишь Болконский возражает Багратиону, высказывая свое мнение, что успехом дня наша армия “более всего обязана действию этой батареи и геройской стойкости капитана Тушина с его ротой”. Описывая в романе капитана Тушина, ротного командира Тимохина и других рядовых воинов, Толстой показывает, что от воли и усилий таких вот простых, обыкновенных, бескорыстных людей, а не от самодовольных и тщеславных начальников, мечтающих лишь о наградах и карьере, во многом зависит исход исторических событий.

Выводы

Толстой придает большое значение Шенграбенскому сражению. Это первый шаг к нравственному становлению души Андрея Болконского. В этом эпизоде очень ясно можно увидеть истинный и ложный патриотизм русских офицеров, командиров, солдат. Толстой кратко, небольшими фразами, отдельными действиями показывает нам истинность чувств героев. Проведя анализ событий при Шенграбене, читатель видит, что каждый герой показал себя без прикрас, таким, какой он есть на самом деле.

Мое сочинение на тему «Шенграбенское сражение в романе «Война и мир» раскрывает один из главных эпизодов романа. Вопрос настоящего патриотизма проходит через все произведение. И Толстой дает на него четкий ответ.

Шенграбенское сражение: по мотивам «Войны и мира» Льва Толстого

Меню статьи:

«Война и мир» не зря именуется романом-эпопеей. Масштабное произведение Льва Толстого включает описания множества битв, происходивших во время войны России и Франции: Аустерлицкое противостояние, Шенграбенское сражение, Бородинская битва… Аустерлиц стал решающим моментом для духовного развития князя Болконского, а Шенграбен – поворотным эпизодом для Николая Ростова.

Историческая сводка о Шенграбенском сражении

Бой под Шенграбеном – деревней близ городка Холлабрунн в Австрии – это сражение, состоявшееся между Францией и объединенными антифранцузскими силами Третьей коалиции в 1805 году.

Силы противников в Шенграбенском сражении были неравны:

  1. Русский арьергард насчитывал 7 тысяч солдат под предводительством генерала, князя Петра Багратиона (точное количество – 7300 военных). Силы россиян состояли из драгунского отряда из Чернигова(армейской кавалерийской части), казаков – с левого фланга, киевских гренадеров – там же, Шестой егерской части, Подольского и Азовского корпусов мушкетеров, Павлоградского полка гусар, а также отборных частей пехотинцев и кавалерии (гренадеров) – в тылу. Русский арьергард был оснащен двенадцатью орудиями, развернутыми в сторону деревни.
  2. Союзники русских – австрийцы – в лице отряда под командованием Иоганна Ностица отказались вступать в бой. Главнокомандующий австрийских сил покинул поле боя, согласившись на предложенное Мюратом перемирие.
  3. Французский корпус под командованием маршала Иоахима Мюрата же состоял из 20-ти тысяч воинов (точное количество – 20 630 солдат). Кроме этого, французская армия включала гренадеров под главенствованием графа, маршала Николя Удино, пехотинцев генерала Клода Леграна, дивизию маршала Луи-Габриэля Сюше, кавалерию генерала Фредерика Вальтера («Меченого»), а также кавалерию генерала-полковника Этьена Мари де Нансути – в запасе.

Приветствие посетителям сайта! Предлагаем ознакомиться с кратким содержанием рассказа “Кто прав” Льва Николаевича Толстого.

Однако Мюрат ошибся, подумав, что столкнулся с ведущими силами русской армии, которой командовал генерал Михаил Кутузов. Тогда французский генерал решил пойти на перемирие, что привело к сильному недовольству Наполеона. В письме к Мюрату французский император писал, что полководец не имеет права заключать перемирие без указа Наполеона. Мюрат командовал авангардом французской армии, но не имел достаточных полномочий решать исход столкновения. К стыду Мюрата, тот должен был разорвать перемирие и приступить к организации военного наступления на армию противника.

Детали сражения под Шенграбеном

Воевавшая под Дирнштейном армия, возглавляемая Михаилом Кутузовым, в это время перешла через Дунай и следовала в сторону Шратенталя, Брюнну и Цнайму. Полководец вознамерился примкнуть там к войскам из второй армии России, подкреплениям, выставленным Галицией и Польшей, а также частям союзной австрийской армии. Австрийцы вели отступление к Брюнну, потому что французы оккупировали Вену и ближайший мост через Дунай.

Французы атаковали отступающую русскую армию периодическими «наскоками», совершаемыми по приказу Наполеона, с целью ослабить силы врага. В атаках принимали участие воинские части под командованием Мортье и Бернадоты. Корпуса, которыми командовали Ланн, Сульт и Мюрат, между тем, пошли в сторону Цнайма на опережение армии русского главнокомандующего.

Здесь рады любому читающем посетителю! На нашем сайте вы можете ознакомиться с кратким содержанием повести Льва Толстого “Крейцерова соната”, которая приобрела наибольшую известность среди творчества писателя

Союзники в Третьей коалиции против французов не решались вступать в открытое сражение с превосходящими силами противника. Корпуса союзной армии были рассредоточены, солдаты – устали от длительного отступления, поэтому русские воздерживались от принятия боя.

Желая обезопасить основную армию Российской империи, Михаил Кутузов приказал семитысячному отряду под командованием генерала Багратиона выступить в сторону Голлабрунна. Корпус Багратиона получил указание держать позиции при Голлабрунне любой ценой, чтобы основные силы русских сумели преодолеть Цнайм. Багратион понимал, что отправляется на верную гибель.

Хитрости Багратиона и действия Наполеона

Русский генерал отличался необычайной проницательностью, хитростью и стратегическим умом. Багратион достаточно долго оттягивал время, соглашаясь на переговоры с французами. Генерал также обманул Мюрата, который расценил представшие перед ним воинские части как основные мощности русские армии.

Однако Наполеон разгадал идею Кутузова. Тогда французский император приказал Мюрату наступать на корпус Багратиона, ликвидировать отряд и перейти в атаку на основные силы русских. Наполеон выступил в сторону Голлабрунна, намереваясь втянуть все силы противника в общее сражение.

Мюрат, следуя приказу Наполеона, пошел в атаку на небольшой корпус русских, выбрав для наступления ночное время. Силы французской армии сосредоточились позади Шенграбена и Грунда. По задумке Мюрата, планировалось выступить против русских со стороны фронта, тогда как другие части армии французов должны были окружить отряд Багратиона с правого фланга, чтобы русский арьергард, таким образом, оказался в западне.

В наступлении принимали участие также корпуса Ланна, Сульта и Вандамма. Первыми в бой пошли гренадеры под командованием Удино, но потерпели поражение. Французы, как оказалось, заняли не слишком выгодное положение, потому что их войска освещались в кромешной ночной тьме огнями деревень. Русский отряд был спрятан покровом ночи и дыма.

Тем временем около Грунда корпус под предводительством Леграна практически обошел русскую армию с тыла, но темнота и клубы дыма вызвали рассредоточение французского войска. Багратион, осознавая, что арьергард не выдержит дальнейшего наступления, решился на рискованный шаг: армия русских ударила по силам Леграна, расчистив путь к отступлению. Французы преследовали корпус Багратиона, однако успеха они не достигли.

По итогам сражения под Шенграбеном русский генерал потерял треть арьергарда, продержался 8 часов, позволив основным силам русской армии успешно присоединиться к остальным союзным частям. Между тем, Багратион спас большую часть своих солдат, захватил военные трофеи и успешно покинул поле Шенграбена. Русский генерал прославился Шенграбенским сражением, нанеся значительный урон войскам неприятеля.

Шенграбенское сражение в романе «Война и мир»

В литературном бою при Шенграбене читатель сумеет отыскать все исторические факты. Лев Толстой тщательно описывает ход сражения. Силы русской армии – меньшие по численности (всего 35 тысяч солдат против стотысячного французского войска) – победили врага под Кремсом. После этой маленькой победы русские отступали в сторону Цнайма в надежде соединиться с другими силами своих армий. Союзники вызывали у Кутузова сомнения, которые оправдались, когда в дальнейшем австрийский корпус не вступил в бой.

Под Шенграбеном армия австрийцев самостоятельно атаковала французов, но согласилась на перемирие, предложенное Мюратом: французы сильно превосходили маленький корпус Австрии.

Кутузов планировал занять Цнайм раньше, чем там окажется французская армия – это был единственный выход из бедственного положения, в котором оказалась русская армия. Понимая, что движение войск продвигается слишком медленно, Кутузов принял стратегическое решение: послал отряд пол главенствованием генерала Багратиона. Этот семитысячный арьергард должен был задержать французов, даже если для этого придется пожертвовать всеми людьми. Кутузов, таким образом, пошел на шаг, который в шахматах называется гамбит: генерал стремился пожертвовать меньшим, чтобы получить большее, одержать стратегическое преимущество.

Правда, в романе «Война и мир» Лев Толстой применил излюбленный прием писателей – гиперболу. Отряд Багратиона автор эпопеи уменьшил до четырех тысяч. В литературном Шенграбенском бою русский генерал больше суток удерживал неприятеля, чтобы спасти основную часть войск Кутузова.

Лев Толстой описывает голодных, измученных тяжелым и длительным переходом солдат, которые героически отстаивают честь Российской империи в борьбе с превосходящими силами противника. Хитростью Багратион вынудил Мюрата предложить перемирие. Мир продлился три дня. Этой передышкой и воспользовался Кутузов, чтобы успешно добраться до Цнайма.

Батарея Тушина

Героизм Тушина заслуживает отдельного внимания. Двинувшись в отступление (после прорыва в бою с корпусом Леграна), авангард русской армии оставил эту батарею около Шенграбена. Как мы помним, в этом сражении русские выставили против деревни 12 орудий.

Тогда Тушин решить совершить свой последний подвиг. Лев Толстой пишет, что у Тушина не было прямого приказа, как действовать, но боец сам решил, что деревню следует поджечь. Когда деревню охватило пламя, этот маневр Тушина отвлек французов, и основные силы Багратиона смогли безопасно отступить. Однако после сражения генерал осудил Тушина за то, что тот стрелял по деревне, а не отступил. Два орудия было потеряно. Но вины Тушина здесь не было, так как Жерков с солдатами, которым следовало прикрыть товарища, не сделали этого.

Андрей Болконский выступил на стороне Тушина, так как видел, что солдат защищал орудие до последнего. Багратион принял к сведению слова князя: Тушина признали героем. Однако Тушин – не единственный выходец из простонародья, показавший себя героем на поле брани. Другой пример – незаметный командующий ротой Тимохин. Храбрость Тимохина позволила бойцу пойти на врага с маленькой и хилой шпагой. Вопреки скудному обмундированию, Тимохин обратил французов в бегство.

Негативный пример показывает Долохов. Это бывший офицер, которого разжаловали в солдаты. Долохов – эгоист, бойца интересует лишь собственная выгода, а все его действия – корыстны. Долохов тоже храбро участвует в бою, получает ранение, но не оставляет поля сражения. Однако после боя солдат напоминает о своих заслугах, чего не скажешь о Тушине или Тимохине. Таким образом, если персонажи Тушина и Тимохина – это выражение истинного патриотизма, не требующего восхваления, то образ Долохова воплощает патриотизм ложный.

Герои «Войны и мира» на фоне Шенграбенской битвы

Лев Толстой использовал это событие для того, чтобы предоставить читателю психологический портрет основных действующих лиц. Этот прием характерен для эпопеи в целом.

Андрей Болконский

В жизни князя все сражения, в которых он принимал участие, имели определенное значение для духовного развития. Обычно предоставляют анализ влияния опыта, полученного в бою при Аустерлице, на становление личности князя, а после – характеристику рокового сражения при Бородино. Шенграбен словно остается в стороне.

Любопытно, что до Шенграбенского противостояния Андрей Болконский был сторонником действий Наполеона. Однако ситуация с Тушиным, опыт Шенграбена способствовали переосмыслению князем собственных взглядов и позиции. Раньше Болконский мечтал о доблестных ратных свершениях. Подвиг – это непременно такой поступок, который совершается с осознанием значимости этого действия. Но это утверждение оказалось ложным, потому что на примере Тушина князь понял: иногда подвиг совершается так, что герой не подозревает о собственном героизме, это незаметный для самого героя поступок.

В ситуации конфликта Багратиона и Тушина Болконский принимает сторону Тушина, хотя до этого героя отличало презрение к простым людям. Таким образом, Льву Толстому удается развивать одну из главных идей «Войны и мира» – мысль о народе, трансформацию отношения персонажей романа к обычным людям, не дворянского происхождения. Однако под Шенграбеном Андрей еще находится во власти ложного аристократизма, не ощущая родства с народом. В полной мере это ощущение придет к князю при Бородино. Шенграбен и Аустерлиц – это этапы становления жизненной позиции Андрея Болконского, системы ценностей, формирования нового взгляда на мир.

Князь Андрей по приказу Багратиона совершал контрольный объезд войск перед сражением. Для Болконского было удивительно наблюдать, что при приближении к врагу армия не теряет боевого духа. Наоборот: ряды солдат – организованные и сплоченные, а бойцы – веселые и готовые ринутся в бой.

Когда разразились первые взрывы орудий, Болконского ожидало еще одно удивление: князь вдруг увидел, что то, чего его учили, то, что он читал в книгах, не имеет ничего общего с практикой реального сражения. Несмотря на то, что бой происходил не по плану, многое было непредсказуемым, Багратиону как главнокомандующему удавалось сохранять спокойствие и выдержку. Это восхитило Андрея, ведь князь осознал, что самоконтроль полководца – это значительная часть победы.

Николай Ростов

Николенька Ростов – брат Наташи Ростовой. В начале повествования, юноша – подающий надежды студент, который, однако, оставляет университет, чтобы стать солдатом Павлоградского гусарского полка. Как мы помним, этот полк был в составе арьергарда русской армии, которая мужественного сражалась в битке под Шенграбеном. Семья юноши не была довольна таким решением сына. Поначалу Ростовы подумали, что Николай пожелал вступить в войну по примеру лучшего друга, однако юноша признал, что просто ощущает призвание к военной карьере.

Когда Николай попал в разгар не самого легкого боя, юноша осознал, что оказался совершенно неподготовленным к войне. Как и Андрей Болконский, Николай Ростов отличался отвагой, храбростью и желанием ратной славы. Попав на поле сражения, столкнувшись лицом к лицу с врагом, Николай понимает, что его охватил страх. Ростов швыряет оружие в неприятеля, позорно убегая с поля боя. Во время бегства Николая ранят в руку. Все, чего хочет герой, – это скорейшее окончание ужаса войны. Ростов осознал собственную хрупкость. Война, смотрящая со страниц учебников и художественных произведения, не дает чувства близости к смерти. Получив ранение, Николай вдруг понял, что может погибнуть в бою. Под Аустерлицем Николай больше не спасался бегством.

Позже Николай Ростов проявил себя героем во многих боях. Ему даже вручили Георгиевский крест. Однако воспоминания о Шенграбене надолго врезались в память героя. Николаю свойственная рациональность и рассудительность. Можно утверждать, что Шенграбен для молодого Ростова стал тем, чем Аустерлиц – для князя Андрея Болконского.

Шенграбенское сражение в романе «Война и мир» (Л.Н. Толстой)

Одним из ключевых эпизодов в романе Льва Толстого «Война и мир» является Шенграбенское сражение. Именно там главные герои получают свои первые военные уроки жизни. На Шенграбенском сражении раскрывается проблема истинного и лживого патриотизма. Все молодые бойцы хотели проявить себя с лучшей стороны, совершить настоящий подвиг. Это сражение показало, готовы ли они к этому или же «война» для них была пустым далеким словом.

Для описания Шенграбенского сражения Толстой активно использует гиперболу. Исторически известно, что это была неравная битва: вдвое меньше наших бойцов и огромная французская армия. В романе же французы выглядят еще больше устрашающими: их ряды автор изрядно увеличивает. Это сражение стало необходимым, чтобы спасти всю русскую армию. Кутузову нужно было добраться до Цнайма раньше, чем это сделают вражеские полки. Поэтому он оставил авангардный отряд Багратиона, который должен был задержать многотысячную французскую армию, чтобы подарить драгоценное время основным русским силам.

Этот маленький отряд в глазах Андрея Болконского уже с первых минут выглядит героическим. Он смотрит, как воины готовятся к сражению. Его поражает их смелые и веселые взгляды, князь ожидал увидеть страх, но никак не беззаботные усмешки. Еще с детства молодого Болконского отец учил тому, что разум – это один из главных ключей к успеху, поэтому он смотрит на французскую армию и в уме описывает возможную военную стратегию. До этого сражения он думал, что самое важное в бою – иметь план. Но потом он понял, что большие войны выигрывает не умная голова, а отважная.

Багратион, командир этого отряда, проявил себя в Шенграбенском сражении как настоящий лидер. Он прекрасно понимал неравенство их сил, но еще больше помнил о том, что они обязаны удержать эту французскую навалу. Багратион старался быть всегда спокойным. Князь Андрей заметил, что это настроение передается всем, даже самым нервным и истеричным простым военнослужащим. Сам же командир вел себя непринужденно. Все его слова были толковые, легкие и не обремененные. Он не отдавал прямых приказов, а просто советовал, как поступить в той или иной ситуации. Багратион – высший пример искреннего патриотизма. Когда силы его солдат иссякли, он стал среди них и повел их за собой, вперед.

Еще одним примером героизма в Шенграбенском сражении является Тушин. Именно его батарея взяла на себя главный удар. Но никто не сбежал и не кинул поле боя. Тушин не имел прямого приказа, поэтому действовал так, как ему велел командирский разум и сердце. Он спалил деревню Шенграбен, и это действие спасло много русских жизней. Ведь у французов ушло много времени на то, чтобы затушить пожар. Тушин был маленького роста с добрым детским лицом и храбрым верным сердцем. Имея четыре орудия, он палил так, что французы думали о том месте, как о сборище главных сил Багратиона. Враги даже и подумать не могли, что там четыре незащищенных орудия. Батарея Тушина вернулась к главной армии героем.

Багратион был зол на Тушина, ему казалось, что тот ослушался приказа отступать и по своей глупости потерял два орудия. Но ведь не это было главным, а то, что армия, благодаря этой маленькой батарее, была спасена. Именно об этом и говорит Багратиону князь Андрей Болконский. Он всегда презирал маленьких простых людей из народа, но Тушин поразил его своей отвагой. В итоге Багратион поменял свое мнение о командире спасательной батареи.

Еще одним героем в том сражении был командующий ротой Тимохин. Имея в руках маленькую и хилую шпагу, он смело идет на врага. Несмотря на скудные доспехи, он заставил французов бежать от себя, куда глаза глядят.

Князь Андрей также не спешил покидать поле боя. Он думал о том, что не трус и не посмеет убежать. Тушин отметил про себя тот факт, что Болконский оставался с ними, а не спешил укрыться от французских войск. Это сражение стало одной из ступенек на пути к становлению главного героя. Князь увидел, что на войне не всегда срабатывает выбранная стратегия. Все, чему его учили, было поддано сомнению, когда он увидел подвиг Тушина. Он понял, что на самом деле на войне не может быть никакого хорошо продуманного плана, потому что нельзя все предугадать, что здесь может происходить.

Ни одно сражение в истории не обходится без тех, кто смелый только на словах, а действия их говорят об обратном. Одним из таких лживых патриотов является Жерков. Он несколько раз получал приказ от Багратиона отправиться в тот или иной фланг и передать об отступлении. Но он настолько боялся туда ехать, что ни одна часть армии не получила этот приказ. Толстой очень ярко описывает сцены, которые рассказывают о последствиях трусости Жеркова. Это молодые, храбрые, лежащие на земле юнцы, которые последний раз в своей жизни видели голубое небо. Как же много их легло из-за того, что в нужный момент они не получили приказ командира и стояли до последнего.

Я думаю, что трусость можно простить человеку, но не бесполезные смерти людей. Нельзя выживать за счет других. Все люди одинаковы, никто не стоит выше, даже если у него есть деньги или власть. Самое ценное на этой земле – человеческая жизнь. Жерков – эгоистичен и понятия не имеет о существовании альтруистических стандартов.

Недалеко уходит от него и Долохов. Он каждый свой шаг на войне расценивает как подвиг. Как только заканчиваются военные действия, он тут же бежит собирать награды. Долохов считает себя достойным ордена, по сути, ничем не отметившись. Толстой противопоставляет ему образ Тушина, который действительно совершил подвиг, но, склонив голову, слушал обвинения Багратиона и соглашался с ним.

В Шенграбенском сражении первый военный опыт получил и Николай Ростов. Для него он оказался печальным. Он испугался и, бросив под ноги врагу свое оружие, позорно сбежал с поля боя. Позже его ранили в руку. Для молодого Николая это действительно был позор. Я не осуждаю его за такие действия. Он был слишком молод для того, чтобы понимать, что такое война. В будущем он совершит не один подвиг и даже получит свой орден. Николай Ростов больше не покинет поля боя, но всегда будет помнить об этом бегстве. Шенграбенское сражение – это военная сцена в романе Толстого об истине и фальши, смелости и страхе, патриотизме и лживости. Каждый из героев произведения находит здесь что-то новое для себя или в себе. Бояться смерти – это нормально, не все рождаются героями. Искать себе славы среди отважных павших солдат – это не по-человечески.

Шенграбенское сражение в романе «Война и мир» Льва Толстого

Осенью 1805 года под австрийской деревней Шенграбен состоялась битва между отрядом Багратиона и действующей армией Наполеона.

Лев Толстой, описывая Шенграбенское сражение в романе «Война и мир», показывает разнообразие воинских характеров в сложных условиях боя. Кто-то погибает неизвестным героем, а кому-то совесть позволяет использовать войну в личных целях.

Утро перед Шенграбенским сражением

Когда Андрей Болконский въехал на батарею капитана Тушина, он оценил раскинувшеюся перед ним картину, как военный офицер. Вокруг деревни Шенграбен сновали французские отряды. Русский правый фланг располагался на склоне холма. Довольно высокое положение давало некое преимущество перед врагом, там стояла пехота и драгуны.

Батарея Тушина защищала отлогий склон по центру предполагаемой линии огня. Левый фланг русских тоже занимала пехота, не укрепленная пушками. Князь Андрей видел, что вытянувшаяся армия маршала Мюрата, представляет собой более длинную линию. Опыт войны позволял Болконскому предположить, что неприятелю будет легко окружить войска Багратиона.

Князь Андрей оглянулся назад, чтобы проанализировать варианты отступления. Перед ним раскинулся овраг с крутым спуском. Коннице будет сложно отступать, а об артиллерии нечего было и думать. Ему хотелось обдумать вероятный план сражения, но вдруг совсем рядом разорвался первый снаряд.

Героический образ Багратиона

Генерал понимал, что успех отступления всей русской армии зависит от того, сумеет ли его семитысячный отряд остановить на время 20 тысячное войско князя Мюрата. Его смуглое волевое лицо выражало спокойствие и невозмутимость. Князь Болконский пытался прочитать, что кроется за холодным взглядом славного командира.

Болконский докладывал спешно, пытаясь передать свои опасения и тревогу. Багратион слушал сосредоточенно с полузакрытыми глазами, как будто уже все это знал, отвечал протяжно четко, с расстановкой произнося каждое слово. Торопиться, мол, некуда, ребята. Рядом разорвался снаряд. Генерал повел себя так, будто произошло событие, не стоящее внимания, только поправил на боку саблю, подаренную некогда Суворовым.

Багратион под огнем противника объезжал русские позиции, чтобы свои присутствием успокоить и ободрить солдат. Он приказал батальонам, защищавшим батарею, перейти на правый фланг, там уже началось отступление, драгуны не выдерживали натиск французов. Слева в лесу слышалась частая ружейная трескотня.

Генерал понял, что контроль над сражением утерянный, но благодаря своей невозмутимости и спокойствию, ему удавалось сохранять самообладание солдат. Приказания уже не отдавались командованием, приходилось делать вид, что все происходящее вокруг является закономерным следствием продуманных действий.

Наступил решающий момент, офицеры не могли четко оценить ситуацию, сосчитать людей. Внизу активизировались французы, надо было отбить очередную атаку. Багратион лично возглавил солдат и бросился вместе со всеми в атаку с призывным «Ура»!

Трусливый поступок Жеркова

Правый фланг отряда Багратиона благополучно отходил через овраг, прикрываемый шестым егерским полком и батареей Тушина. Левому флангу грозила гибель от превосходящего числом врага. Багратион послал корнета Жеркова с приказом к командиру левого фланга отступать немедленно.

Бравый корнет, ранее отличающийся необузданным характером и хулиганскими выходками, резво погнал лошадь в сторону бойкой стрельбы. Едва отъехав от генерала, Жерков почувствовал непреодолимый страх гибели. Там, куда он направлялся, слышались взрывы снарядов и шквал ружейных выстрелов.

Корнет свернул лошадь в лесную чащу, делал вид, что ищет генерала в тех местах, в которых начальства и не могло быть в тот опасный момент. Поэтому приказ Багратиона об отступлении передан не был, что имело губительные последствия для конницы и пехоты, составляющей левый фланг. Пока генералы ссорились и принимали решение самостоятельно о наступлении и отступлении, французы их атаковали, отступать было поздно.

Потом два раза Жеркова посылали в батарею Тушина, но трусливый корнет ни разу не передал приказ об своевременном отступлении.

Подвиг батареи капитана Тушина

Тушин был маленького роста, худощавым и веселым человеком. В его обращении часто слышалось ласковое слово. Он командовал батареей из четырех орудий, которая составляла центр оборонительной линии русской армии. Когда начальство пыталось спасти ситуацию на правом крыле обороны, о пушках забыли.

Уже солнце двигалось к вечеру, когда услышали взрывы снарядов в Шенграбе, поняли, что солдаты храбро продолжают оборону. Багратион сразу отдал приказ отступать. Болконский поскакал на помощь. Батарею уже никто не защищал, единственный прикрывающий батальон отошел.

Вражеские генералы не поняли, что против них стоит четыре не укрепленные пушки. Так часто летели снаряды в сторону деревни, Шангребен полыхал огнем. Против батареи Тушина французы выстроили десять орудий. Стало жарко, семнадцать человек прислуги орудий погибло. Оставшиеся в живых артиллеристы продолжали воевать весело и оживленно.

Толстой с любовью рассказывает о подвиге солдат капитана Тушина, спасших сотни жизней товарищей.

Анализ Шенграбенского сражения в романе «Война и мир»

Знаменитая эпопея Льва Николаевича Толстого неспроста является мировым бестселлером в литературе. В ней находится описание основных боевых действий, которые произошли во время вражды России и Франции: Аустерлицкое противостояние, битва под Бородино, Шенграбенское сражение. В романе «Война и мир» последнее событие определило судьбу Николая Ростова.

  1. Историческая справка
  2. Детали сражения
  3. Хитрость полководца
  4. События в эпопее
  5. Батарея Тушина
  6. Князь Болконский
  7. Николай Ростов

Историческая справка

Сражение под селом Шенграбен, которое находится в Австрии, — это битва, произошедшая между французской армией и войсками знаменитого военачальника Багратиона в 1805 г. Силы противников были изначально неравными:

  1. Батальоном французов командовал генерал Иоахим Мюрат. Численность армии достигала 20 тыс. солдат. В нее входили дивизия Сюше, пехотинцы Леграна, гренадеры Удина, кавалерия Нансути и Вальтера.
  2. Российскими союзниками являлись австрийцы, но они не вступили в сражение. Генерал Иоганн Ностиц ушел с поля боя, заключив мирное соглашение, которое предложил Мюрат.
  3. В армии русских насчитывалось 7500 солдат, в ней находились казаки, черниговский драгунский отряд, егеря из Шестого полка, киевские гренадеры, гусары из Павловской части, мушкетеры Азовского корпуса, кавалерия и пехота. Руководил войсками Багратион.

Генерал Мюрат хотел заключить мирное соглашение, что было причиной сильного негодования Бонапарта. Последний отправляет военачальнику письмо, где сообщает, что тот не может предлагать перемирие без согласия Наполеона. Хоть Мюрат и являлся главнокомандующим, он не имел права решать, какой произойдет исход сражения. Ему пришлось отказаться от соглашения и подготовить наступление на армию противника.

Детали сражения

Войсками, которые сражались под Дирнштейном, руководил Кутузов. Они переходили Дунай и шли по направлению к Брюнну и Цнайму. Командующий хотел соединиться здесь с солдатами Второй армии, которая была подкреплена военными из Галиции, Польши и некоторой части войск Австрии. Последние отходили к Брюнну, так как французы захватили Вену.

По приказу Бонапарта французские войска атаковали отступающую русскую армию «наскоками», чтобы вымотать противника. В нападениях брали участие части под предводительством Мортье и Бернадота. При этом отряды под руководством Сульта, Ланна и Мюрата шли к Цнайму, пытаясь опередить русские войска.

Кутузов решил спасти основную часть армии и приказал отряду под командованием Багратиона отойти к Голлабрунну. Этот корпус должен был до последнего держать позиции при Голлабрунне, чтобы основная армия смогла перейти Цнайм. Багратион понимал, что он идет на смерть.

Хитрость полководца

Багратион был довольно проницательным, мудрым и хитрым полководцем. Он согласился на переговоры с врагом, чтобы максимально долго тянуть время. При этом у него получилось ввести в заблуждение Мюрата, решившего, что перед французским генералом находится основная армия, в то время как здесь стояла только ее небольшая часть.

Но Наполеон понял, в чем состоит замысел русского полководца. Бонапарт приказал Мюрату уничтожить корпус Багратиона и атаковать основные войска. Сам Наполеон отправился в сторону Голлабрунна, пытаясь перенаправить силы соперника в одно общее сражение.

По приказу Бонапарта Мюрат ночью нападает на небольшую часть российских войск. Силы французов находились сзади Шенграбена и Грунда. Мюрат хотел, чтобы атака на русских происходила со стороны фронта, при этом другой части французской армии нужно было нападать с правого фланга. Так противник попадет в западню.

Начали атаку гренадеры под командованием Удино, однако потерпели неудачу. Они находились в невыгодном положении, поскольку были освещены огнями из деревни, а русские войска находились скрыто под ночным покровом.

Одновременно с этим корпус под руководством Леграна практически обошел русских с тыла, но французская часть была рассредоточена из-за темноты и большого количества дыма. Багратион осознавал, что войска не выдержат наступления, потому решается на отчаянный шаг: русские атаковали отряд Леграна и очистили проход для отступления. У французской армии не получилось настигнуть часть Багратиона.

При Шенграбенской битве русские потеряли треть своих войск, но они смогли продержаться в битве 8 часов, что помогло основной армии соединиться с остальными частями. Багратион спас большинство своих солдат, захватил трофеи и ушел с поля боя. Французы понесли огромный урон.

События в эпопее

Полное содержание эпизода Шенграбенского сражения в «Войне и мире» можно прочитать во второй части первого тома (главы 13—21). Русская армия разгромила противника под Кремсом, хоть численность французов была намного больше.

После этого русские солдаты отступили к Цнайму, чтобы соединиться с другими частями армии. Кутузов не доверял союзникам, в последующем это оправдалось, когда австрийцы ушли с поля сражения.

Под Шенрабеном союзники напали на французов, но после заключили перемирие. Французские войска значительно превосходили по численности австрийскую армию. Кутузов хотел войти в Цнайм, прежде чем в него попадет враг. Это было единственным способом избежать бедственного положения. Русский командующий решает отправить корпус под предводительством Багратиона, чтобы задержать армию противника любой ценой.

Эта стратегия в шахматах называется «гамбит»: некоторая жертва фигурой дает возможность получить в дальнейшем победу. Но в эпопее Толстой использует гиперболу, снизив количество солдат до 4 тыс. человек. В литературном сражении русские сдерживали противника более суток, чтобы спасти основную армию.

В произведении подробно описан образ уставших воинов, отважно сражавшихся за честь русской земли. Багратион принудил французов к перемирию, которое продолжалось всего 3 дня. Этим воспользовался Кутузов для соединения войск.

Батарея Тушина

Батарею оставили около Шенграбена. Никто не сказал, как нужно действовать. Тушин самостоятельно принимает решение сделать отвлекающий маневр и поджигает рядом находящуюся деревню. Когда она начала гореть, огонь привлек французов, и корпус Багратиона смог уйти с поля сражения.

Но после этого поступка генерал возмутился. Он не понял, почему Тушин с батареей не отошел, а начал стрельбу по деревне. Были разбиты 2 пушки, но боец не был виноват, так как отряд Жеркова, который должен был располагаться рядом и прикрывать батарею, этого не сделал.

В анализе эпизода с батареей Тушина нужно отметить, что князь Болконский вступился за бойца на совещании в штабе, поскольку сам видел, как он до конца защищал пушки. Багратион взял это во внимание, после чего Тушина признали героем. Однако он не единственный обычный солдат, который проявил отвагу на поле битвы. Был и командир роты Тимохин. Он, имея скудное обмундирование, атаковал французов и заставил их бежать.

Неоднозначным персонажем является Долохов. Если рассматривать кратко, он был офицером, однако его разжаловали в солдаты. Эгоизм — основное качество характера этого персонажа, ему свойственно желание везде получить собственную выгоду. Он также берет участие в битве и не прокидает поле сражения, даже когда его ранят. Но после этого Долохов потребовал его признания, что не сделали Тушин и Тимохин, искренне проявившие героизм и ничего не ждавшие взамен. Это отличный пример сравнения, который показывает настоящий патриотизм.

Князь Болконский

Рассказ о Шенграбенском сражении помог писателю лучше показать характеры основных персонажей. Из краткого анализа можно узнать следующую информацию о князе Болконском:

  1. Задачей князя было совершение подвига, однако на примере Тушина он понял, что героизм проявляется лишь тогда, когда солдат совершает отважный поступок, не запланировав его предварительно.
  2. Все сражения, где брал участие Болконский, повлияли на его духовное развитие. Удивительно то, что до Шенграбенской битвы князь являлся сторонником Бонапарта. Но после подвига Тушина он переоценил свое отношение.
  3. Когда Багратион отдал Болконскому приказ провести контрольный объезд войск перед предстоящим сражением, он увидел, что армия не потеряла боевого духа при приближении к противнику. Наоборот, бойцы вели себя сплоченно и были готовы идти в атаку в любое время.

Николай Ростов

В начале романа он был перспективным студентом, но завершает учебу, чтобы пойти служить в гусарский полк. В дальнейшем он будет участвовать в битве под Шенграбеном. Родные не были довольны этим поступком. Сначала они подумали, что Николай решил воевать по примеру лучшего друга. Но молодой человек сказал, что военная карьера — это его призвание. В произведении описываются такие изменения личности Николая:

  1. Он с нетерпением ждет начала битвы, поскольку ему интересно знать, каково это — брать участие в военных сражениях. Но когда он оказывается в бою, то понимает, что абсолютно не готов к этому. То, что пишут в книгах, совершенно не соответствует действительности, ему становится страшно.
  2. Николай был храбрым молодым человеком и стремился к славе, но, столкнувшись с врагом, осознает, что страх затмевает разум. Он кидает ружье в неприятеля и позорно сбегает с поля сражения. Под Аустерлицем он уже не проявляет этой трусости.
  3. Позже Николай становится героем, его даже награждают Георгиевским крестом, однако случай в Шенграбене он запомнил навсегда. Анализируя этот эпизод, можно видеть, что битва стала для него такой же, как Аустерлиц для князя.

Человек, который участвует в военных сражениях, — это важный литературный образ, так как только в сложных ситуациях проявляется его настоящий характер. «Война и мир» — бесценная эпопея Толстого, в которой он не только описал исторические события, но и преподал важные жизненные уроки.

Ссылка на основную публикацию