«С поляны коршун поднялся» – анализ стихотворения Ф.И. Тютчева

Анализ стихотворения «С поляны коршун поднялся…» (Ф.И. Тютчев)

Философия Тютчева порой пронизана тоской и печалью, и это неудивительно, ведь сам автор пережил многое. Чувство тоски и уныния не раз настигало его, и ответы на многие вопросы он пытался найти самостоятельно и выражал свои метания в творчестве. О внутренней несвободе повествует поэтическое произведение «С поляны коршун поднялся…». Многомудрый Литрекон вместе с Вами попытается выяснить, нашёл ли ответ на вопрос автор в этом стихотворении. Поэт проводил много времени вдали от Родины, жил за границей и строил там карьеру. Автор не рвался вернуться в Россию, однако разрыв с Родиной вносил в его жизнь смятение.

История создания

Тютчев написал стихотворение в 1835 году, во время второго периода его творчества. Тогда он жил в Мюнхене, служил камергером, но постоянная тоска жгла его сердце, не давая наслаждаться спокойной размеренной жизнью. Опубликовано оно было, однако, спустя более, чем сорок лет — в 1879 году.

Вероятно, поводом для написания этого произведения стало наблюдение за коршуном — сильной и могучей птицей. Это подтолкнуло Тютчева на мысль о том, чтобы провести параллель между жизнями человека и коршуна.

Жанр, направление, размер

Эмоциональность стихотворения, его лиричность и заложенные в нём философские размышления дают понять, что перед нами такой жанр поэзии, как элегия. Как правило, элегии наполнены печалью, некоторой интимностью и смысловой глубиной. Эти же признаки говорят нам о том, что литературным направлением произведения является романтизм.

Стихотворение написано четырёхстопным ямбом, излюбленным стихотворным размером многих поэтов. Этот размер достаточно универсален и легко подстраивается под любую тему и идею. Ещё в античности ямб использовался для лирических и драматических произведений.

Символы и образы

В произведении есть несколько символов и образов. Есть образ лирического героя, от лица которого написано стихотворение, человека «в поте и пыли». Ему противопоставляется образ птицы, то есть коршуна, который является символом свободы — внутренней и внешней. Человек — «царь земли», земля — символ ограничений, а человек является властителем этих ограничений, потому несвободен внутренне, даже если имеет какую-то свободу действий внутри строгих рамок. Небо также противопоставлено земле, оно — символ простора и воли, отсутствия каких-либо привязанностей, цепей и корней, которые крепко и глубоко врастают в почву.

Ещё одним обособленным образом является природа-мать. Она дала коршуну «два мощных, два живых крыла», то есть ту самую свободу действий, но не дала этого человеку, сделав его царём земли, для которого небо — что-то непостижимое, что никогда не будет понятно человеку так, как понятно коршуну.

Темы и настроение

Главной темой стихотворения является тема внутренней несвободы человека. Параллельно с ней раскрывается и тема истинной свободы, непостижимой для человеческого ограниченного разума. Пустота земной жизни противопоставляется небесному счастью.

Общее настроение произведения — печальное и безысходное. Финальные строки не оставляют никакой надежды на лучшую жизнь для читателя, говоря прямо, что всё, что имеют люди — бренно и бессмысленно, поэтому стихотворение пронизано грустью и ощущением бессилия перед матерью-природой.

Основная идея

Смысл стихотворения заключается в том, что человеку не даны всеобъемлющие силы, которыми он может управлять, он находится во власти обстоятельств и множества других земных ограничений. Однако ему нужно смириться с этой участью, потому что с природой и её замыслом невозможно бороться, она — всесильна, человек — нет.

Непостижимое небо и его свобода открывается лишь тогда, когда мы избавляемся от всех нужд и потребностей, заставляющих нас принимать те решения, которые мы не хотим принимать. Но ограничения есть суть земной жизни, а это значит лишь одно: только со смертью открывается свобода. Тогда человек перестаёт пребывать в бесконечном несчастье, потому что больше не испытывает нужды, и теряет все оковы. Такова главная мысль произведения «С поляны коршун поднялся».

Средства выразительности

Понять основную идею нам помогают различные средства выразительности. Самое главное средство — это антитеза, на которой построено всё стихотворение: «небо» — «земля», «мощный» и «живой» противопоставляется «поту» и «пыли», «коршун» — «царь земли». Первые шесть строк — про свободу, небо, высь и живые крылья, и лишь последние две строчки ярко показывают пыльную землю, где нет такого простора.

Множество глаголов передают динамику движения, которым преисполнен коршун: «поднялся», «взвился», «вьётся», «ушёл». В то же время, глагол, характеризующий лирического героя, показывает врастание, стагнацию: «прирос».

Философское настроение Тютчева и его печальные размышления на тему несвободной человеческой жизни как нельзя лучше отразились в данном нам стихотворении. Элегия действительно заставляет задуматься обо всём том, что держит человека в рамках, однако нам остаётся лишь смириться с тем, что дала нам природа.

«С поляны коршун поднялся» анализ стихотворения Тютчева по плану кратко – стихотворный размер, жанр, тема

Ф. Тютчев известен как автор пейзажной лирики, но в более поздних его стихах рядом с картинами природы появляются философские размышления. Образцом такой поэзии является стихотворение «С поляны коршун поднялся», изучаемый в 6 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «С поляны коршун поднялся» по плану.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением С поляны коршун поднялся.

История создания – Стихотворение было написано в 1835 г. когда поэт пребывал в Мюнхене. Первая публикация – 1879 г.

Тема стихотворения – внутренняя свобода человека.

Композиция – Анализируемое стихотворение – монолог лирического героя, который по смыслу можно поделить на две части: описание полета коршуна и воспроизведение внутреннего состояния человека, наблюдающего за птицей. Формально стих делится на два катрена.

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – четырехстопный ямб, рифмовка параллельная ААВВ

Метафоры«ушел за небосклон», «природа-мать ему дала два мощных, два живых крыла», «я, царь земли, прирос к земли».

Эпитеты«два мощных, два живых крыла».

История создания

Произведение было написано в 1835 году в Мюнхене. Поэт уже не надеялся вернуться в Россию, но знал, что такая поездка ему еще предстоит. За границей он жил с любимой супругой и, кажется, был счастлив, но что-то время от времени нагоняло тоску. Такое настроение выливалось на бумагу.

К созданию стихотворения поэта подтолкнуло наблюдение за коршуном, который свободно парил над землей, уходя постепенно за небосклон. Увиденное стало основой для проведения параллели между человеком и птицей.

Опубликовали творение Тютчева только спустя более сорока лет – в 1879 г.

В русской литературе эпохи Пушкина, Лермонтова, Фета, Тютчева немало примеров стихов, в которых пейзажные мотивы переплетаются с размышлениями над философскими проблемами. В анализируемом стихотворении поэт раскрывает тему внутренней несвободы человека, используя для этого пейзажную зарисовку. Поэт реализует идею о том, что человеку лишь кажется, что он царь земли. На самом деле, он привязан к ней. В то время как животные и птицы свободны, человек «в поте и пыли», он не может разбить оковы общества.

В центре стихотворения лирический герой, который наблюдает за коршуном. Птица легко поднимается с поляны, а потом взлетает прямо в небо. Преград она не видит, ведь на земле ее ничего не держит. Коршун свободен, поэтому может «уйти за небосклон».

Когда птица скрывается с поля зрения, лирический герой задумывается о собственной жизни. Он проводит параллель между птицей и человеком. Мужчина считает, что крылья и свободу коршуну даровала сама природа. Человеческая участь кажется ему не такой веселой. Он царь земли, но покинуть ее не может. От такого положения дел гордое звание блекнет.

Размышление о человеческой жизни лаконичное. Кажется, что автор только констатирует факт. Тем не менее, двух строчек достаточно, чтобы читатель понял переживания лирического героя и тоже задумался над проблемой.

Последние строки написаны от первого лица. Это сближает читателя и лирического героя, подсказывает, что лирический герой сливается с образом автора.

Композиция

Композиция стихотворения несложная. Автор строит ее в виде монолога лирического героя, включая в него описание и рассуждение. По смыслу произведение делится на две части: пейзажная зарисовка и размышления лирического героя, в которых чувствуется философский оттенок. Части разные по объему, большинство строк посвящено природе. Формально стихи состоят из двух катренов.

Жанр произведения – элегия, так как настроение монолога грустное, в последних строках чувствуется разочарование. Стихотворный размер – четырехстопный ямб. В стихе используется перекрестная рифмовка АВАВ. В стихотворении только мужские рифмы.

Средства выразительности

Пейзажную зарисовку Тютчев создал с использованием художественных средств. Они также являются основой размышления лирического героя.

Преобладают в тексте метафоры: «ушел за небосклон», «природа-мать ему дала два мощных, два живых крыла», «я, царь земли, прирос к земли». В последней метафоре автор использует тавтологию, повторяя слово «земли». Такой прием не режет слух, наоборот, удачно подчеркивает ключевую мысль. Эпитетов в стихотворении мало, но именно они показывают силу птицы, которой восхищается лирический герой: «я, царь земли, прирос к земли».

Речь лирического героя эмоциональная, поэтому значительную роль играют восклицательные синтаксические конструкции. В некоторых строфах используется аллите­рация, например, полет птицы описывается словами, в которых преобладают согласные «с», «ш», «л»: «Всё выше, далее вьется он – и вот ушел за небосклон». Кажется, эти согласные воспроизводят шум крыльев и картину плавного полета птицы.

Полный анализ стихотворения «С поляны коршун поднялся» (Ф.И. Тютчев)

Делая полный анализ стихотворения «С поляны коршун поднялся», которое написал Федор Иванович Тютчев, стоит вспомнить о том, что автор имел очень непростую судьбу. Это проглядывается практически во всем творчестве поэта. Он долгое время пытался найти ответы, на волнующие его вопросы. Именно это чувствуется, если углубиться анализ его произведений.

  1. История создания
  2. Жанр, размер
  3. Композиция
  4. Темы, проблемы
  5. Образы и символы
  6. Основная мысль
  7. Средства выразительности

История создания

Все творчество поэта можно разделить на два периода. Стихотворение «С поляны коршун поднялся» относится ко второму творческому периоду поэта. Появилось оно в 1835 году, когда Федор Иванович жил в Мюнхене. Постоянное чувство тоски и уныния не давали жить автору полной жизнью и получать удовольствие. Но, что удивительно, в печать данное стихотворение попало на сорок четыре года позже, в 1879 году.

Своего рода музой, натолкнувшей автора на написание данного стихотворение, стал коршун. Поэт наблюдал за жизнью этой прекрасной и сильной птицы и сравнивал её с человеческой судьбой.

Жанр, размер

Благодаря философским размышлениям, которыми пронизан текст стихотворения, «С поляны коршун поднялся» можно отнести к элегии. Что же касается литературного направления – то это романтизм. Как и любое стихотворение, относящееся к данному жанру, оно имеет отличительные черты, а именно: здесь содержится печаль, тоской, и имеет глубокую смысловую нагрузку.

Размер, который выбирает автор, четырехстопный ямб. Очень большое количество поэтов прибегали именно к данному размеру при написании своих произведений. Этому способствует универсальность этого размера, так как им легко выразить любую мысль и проблему произведения.

Композиция

Данное стихотворение представлено в форме монолога лирического героя, который анализирует свою жизнь и жизнь свободной птицы. По смыслу стихотворение можно разделить на две части.

Первая часть рассказывает о возможностях птицы и о тех благах, которыми его наградила природа.

Высоко к небу он взвился;

Все выше, дале вьется он,

И вот ушел за небосклон.

Природа-мать ему дала

Два мощных, два живых крыла —

Вторая же часть стихотворения показывает всю ту ограниченность человеческих возможностей, которые невозможно сравнить с полетом птицы.

Я, царь земли, прирос к земли.

Всего две строки, но насколько четко и ёмко они передают настроение человека.

Темы, проблемы

Основной темой произведения Федор Иванович показал истинную свободу птицы и заключение человека. Ставя в противовес друг другу два состояния, он как нельзя лучше подчеркивает эту разницу. Человек слишком скован своими страхами, обязательствами и ограничениями. Он даже мысленно лишен возможности познать истинную свободу. Коршун же, вольная и свободная птица, познает в полной мере счастье быть свободным и независимым. Земная жизнь пуста и ограничена, чего не скажешь о небе, которое во все времена олицетворяло безграничную волю и свободу.

Все стихотворение пронизано грустным настроением, что и неудивительно. Человек бессилен и неспособен что-то изменить. Все за него решила природа, которая изначально лишила его возможности летать и изведывать новые горизонты. Птица же с самого начала имела крылья и возможность летать. Ей никогда не понять приземленного человека, который по-хорошему всю жизнь находится в клетке. Он прикован к земле, что и является его ограничением. Финал стихотворения лишь подчеркивает весь трагизм ситуации, давая понять, что люди никогда не смогут обрести истинную свободу и счастье.

Образы и символы

В стихотворении «С поляны коршун поднялся» Федор Иванович использует сразу несколько образов. Первый образ – это образ лирического героя, от которого исходит повествование. Именно на его примере автор показывает то, что человек всегда является заложником множества факторов. У него очень много ограничений, он не имеет свободы ни внутри, ни снаружи. Люди вынуждены уступать своим мечтам и истинным желаниям из-за своих так называемых обязанностей.

В противовес человеку поэт показывает птицу, которая является символом свободы. Коршун не зависит ни от чего. Небо – единственный его предел.

Так же противоположностью выступают образ неба и земли. Небо показано безгранично свободным, не имеющего оков. Земля же насквозь пронизана корнями, которые сковывают её.

Отдельным образом автор показал природу, которая очень интересно распределила «подарки судьбы». Коршуну она подарила крылья, тем самым наградив его полной свободой. Человек же лишен данной возможности, хотя и считается верхней ступенью эволюции. Для него небо навсегда останется чем-то недоступным и недосягаемым настолько, насколько оно подвластно коршуну.

Основная мысль

Основная мысль стихотворения заключена в том, что человек не обладает теми качествами, которыми природа наделила птиц. Он погряз в ограничениях, лишая себя возможности понять настоящее счастье. И выхода нет из данной ситуации. Единственное, что может сделать человек – это смириться с данным положением вещей, потому что он не в состоянии противостоять природе. Так распорядились свыше, лишив людей возможности летать.

Человек не может постичь небо, поскольку всю жизнь крепко прикован оковами обязательств и ограничений. Люди слишком зависимы от своих потребностей, и лишь после смерти обретают настоящую свободу. В земной же жизни они не имеют такой возможности, они неспособны отказаться от своих желаний, поэтому ещё больше сковывают себя. Именно эту основную мысль постарался заключить в стихотворение «С поляны коршун поднялся» Федор Иванович Тютчев.

Средства выразительности

Чтобы лучше донести основную мысль произведения, автор использует следующие средства выразительности:

Антитеза – на ней строится все стихотворение «С поляны коршун поднялся». Сравнивая человека и коршуна, он показывает ограниченность человеческих возможностей. А противопоставляя небо земле – показывает свободу и ограниченность. Небо не имеет границ, поэтому всегда будет ассоциироваться с волей и свободой. Земля же, притягивает и ограничивает человека и его возможности, который прирос к ней будто корнями.

Использование большого количества глаголов при описании полета птицы так же ярче показывают читателю, насколько ограничены человеческие возможности.

Хороший учитель способен привить любовь ребенка к языку и литературе, в то время как плохой учитель может погубить её. Человек, выбирающий данную профессию, должен осознавать то, что ему придется учиться новому всю жизнь, чтобы суметь донести все величие и красоту русской литературы.

Анализ стихотворения «С поляны коршун поднялся» Тютчева

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 81.

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 81.

Ф. Тютчев известен как автор пейзажной лирики, но в более поздних его стихах рядом с картинами природы появляются философские размышления. Образцом такой поэзии является стихотворение «С поляны коршун поднялся», изучаемый в 6 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «С поляны коршун поднялся» по плану.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением С поляны коршун поднялся.

История создания – Стихотворение было написано в 1835 г., когда поэт пребывал в Мюнхене. Первая публикация – 1879 г.

Тема стихотворения – внутренняя свобода человека.

Композиция – Анализируемое стихотворение – монолог лирического героя, который по смыслу можно поделить на две части: описание полета коршуна и воспроизведение внутреннего состояния человека, наблюдающего за птицей. Формально стихотворение делится на два катрена.

Жанр – лирическое стихотворение.

Стихотворный размер – четырёхстопный ямб, рифмовка парная: ААВВ.

Метафоры«ушёл за небосклон», «природа-мать ему дала два мощных, два живых крыла», «я, царь земли, прирос к земли».

Эпитеты«два мощных, два живых крыла».

История создания

Произведение было написано в 1835 году в Мюнхене. Поэт уже не надеялся вернуться в Россию, но знал, что такая поездка ему ещё предстоит. За границей он жил с любимой супругой и, кажется, был счастлив, но что-то время от времени нагоняло тоску. Такое настроение выливалось на бумагу.

К созданию стихотворения поэта подтолкнуло наблюдение за коршуном, который свободно парил над землей, уходя постепенно за небосклон. Увиденное стало основой для проведения параллели между человеком и птицей.

Опубликовали творение Тютчева только спустя более сорока лет – в 1879 г.

В русской литературе эпохи Пушкина, Лермонтова, Фета, Тютчева немало примеров стихов, в которых пейзажные мотивы переплетаются с размышлениями над философскими проблемами. В анализируемом стихотворении поэт раскрывает тему внутренней несвободы человека, используя для этого пейзажную зарисовку. Поэт реализует идею о том, что человеку лишь кажется, что он царь земли. На самом деле он привязан к ней. В то время как животные и птицы свободны, человек « в поте и пыли », он не может разбить оковы общества.

В центре стихотворения лирический герой, который наблюдает за коршуном. Птица легко поднимается с поляны, а потом взлетает прямо в небо. Преград она не видит, ведь на земле её ничего не держит. Коршун свободен, поэтому может «уйти за небосклон».

Когда птица скрывается из поля зрения, лирический герой задумывается о собственной жизни. Он проводит параллель между птицей и человеком. Герой считает, что крылья и свободу коршуну даровала сама природа. Человеческая участь кажется ему не такой весёлой. Он царь земли, но покинуть её не может. От такого положения дел гордое звание блекнет.

Размышление о человеческой жизни лаконичное. Кажется, что автор только констатирует факт. Тем не менее, двух строчек достаточно, чтобы читатель понял переживания лирического героя и тоже задумался над проблемой.

Последние строки написаны от первого лица. Это сближает читателя и лирического героя, подсказывает, что лирический герой сливается с образом автора.

Композиция

Композиция стихотворения несложная. Автор строит стих в виде монолога лирического героя, включая в него описание и рассуждение. По смыслу произведение делится на две части: пейзажная зарисовка и размышления лирического героя, в которых чувствуется философский оттенок. Части разные по объёму, большинство строк посвящено природе. Формально стихотворение состоят из двух катренов.
Стихотворный размер – четырёхстопный ямб. В стихотворении используется парная рифмовка ААВВ. В стихотворении только мужские рифмы.

Жанр произведения – лирическое стихотворение, так как настроение монолога грустное, в последних строках чувствуется разочарование.

Средства выразительности

Пейзажную зарисовку Тютчев создал с использованием художественных средств. Они также являются основой размышления лирического героя.

Преобладают в тексте метафоры: «ушёл за небосклон», «природа-мать ему дала два мощных, два живых крыла», «я, царь земли, прирос к земли». В последней метафоре автор использует тавтологию, повторяя слово « земли ». Такой приём не режет слух, наоборот, удачно подчёркивает ключевую мысль. Эпитетов в стихотворении мало, но именно они показывают силу птицы, которой восхищается лирический герой: «два мощных, больших крыла».

Речь лирического героя эмоциональная, поэтому значительную роль играют восклицательные синтаксические конструкции. В некоторых строфах используется аллите­рация, например, полет птицы описывается словами, в которых преобладают согласные «с», «ш», «л»: «Всё выше, далее вьется он – и вот ушёл за небосклон» . Кажется, что эти согласные воспроизводят шум крыльев и картину плавного полёта птицы.

Анализ стихотворения «С поляны коршун поднялся» Ф. Тютчев

Ф. Тютчев известен как автор пейзажной лирики, но в более поздних его стихах рядом с картинами природы появляются философские размышления. Образцом такой поэзии является стихотворение «С поляны коршун поднялся», изучаемый в 6 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «С поляны коршун поднялся» по плану.

  1. Полный текст стихотворения «С поляны коршун поднялся»
  2. Краткий анализ стиха Ф. Тютчева «С поляны коршун поднялся»
  3. Стихотворение Ф. Тютчев «С поляны коршун поднялся» – анализ по плану
  4. Анализ стихотворения «С поляны коршун поднялся» Ф. Тютчев

Полный текст стихотворения «С поляны коршун поднялся»

С поляны коршун поднялся,

Высоко к небу он взвился;

Всё выше, дале вьется он –

И вот ушел за небосклон!

Природа-мать ему дала

Два мощных, два живых крыла –

А я здесь в поте и в пыли.

Я, царь земли, прирос к земли.

Краткий анализ стиха Ф. Тютчева «С поляны коршун поднялся»

Вариант 1

Молодой и начинающий поэт Федор Иванович Тютчев начинал свою карьеру за границей. Много времени он провел в Мюнхене и считал этот город родным. Он даже не мечтал о возвращении на Родину. Иногда его занимали мысли философского характера. Он не мог понять, почему в любимом городе и с родной семьей иногда его одолевает грусть и тоска.

Чтобы хоть как-то понять свои чувства автор в 1835 году создает стихотворение «С поляны коршун поднялся…». На написание этого произведения его подтолкнуло наблюдение за коршуном. Он на глазах автора поднялся в воздух и летел все выше и выше пока не растворился в небе. Поэт восхищался птицей и немного завидовал ей, ведь она может то, что неподвластно человеку. Для него этот полет символизировал внутреннюю свободу, которую он не мог найти.

Начинается стихотворение с полета коршуна. Начало спокойное, плавное, размеренное, но с тем широко и свободно, чтобы как можно лучше передать увиденное. Следующая строфа — это размышление лирического героя. Он сравнивает человека с птицей. Птица мощная, сильная и свободная, она может летать, а человеку этого не дано.

Последняя строка раскрывает всю суть стихотворения. Автор говорит, что человек есть царь земли, и он навечно к ней прирос. Стихотворение написано созвучным четырехстопным ямбом со смежной рифмовкой, что дает возможность более точно понять мотив стихотворения. Насколько бы человек ни стремился слиться с природой и стать одним целым ему это никогда не удастся.

Тютчев Федор Иванович любил страну, в которой жил, любил жену и был доволен своей жизнью, но ему хотелось быть свободным, как птице. Непросто летать высоко-высоко в небе, а быть свободным душой. Он не хотел чувствовать страдания, грусть и тоску. Но этот тяжелый груз всегда присутствует в душе каждого человека. Иногда он становится легче иногда тяжелее, но никогда не дает чувства полной свободы.

Вариант 2

Очень много стихотворений у Тютчева о природе, как и у многих других авторов, и справедливо будет заметить, что большинство из поэтов сравнивают, природу с человеком. Данное стихотворение было написано в тысяча восемьсот тридцать пятом году. Именно этим стихотворением Тютчев Федор Иванович хотел сравнить человека с природой, ведь для него и человек и природа были непонятны и не знакомы до конца.

Занимаясь написанием данного стихотворения, перед знаменитым русским поэтом встает вопрос о взаимодействии природы и человека. Человек является составляющей природы, но он создание мыслящее, наделенное разумом и именно поэтому он так явно выделен из общей природы. Именно это поэт хотел показать читателям в своем стихотворении.

В этом произведение человеческая мысль постоянно стремиться постичь неизведанное, непонятное и новое. Однако нужно понимать, что нельзя, просто невозможно выйти за пределы некой границы, которая есть у мыслей каждого человека, и ограничивается она хотя бы размерами земного шара. Эта граница предопределена для каждого из нас уже с рождения, и пересечь её еще не удавалось никому.

В стихотворении поэт рисует начало взлета коршуна, это спокойная часть, она наделена свободой, размеренностью и одновременно силой, которой наделена данная птица. Многим людям хочется быть такими же, по-настоящему свободными и сильными.

Вариант 3

Последние годы своей военной карьеры он отдал Мюнхену. Это место стало для него таким родным, близким по душе, что он подумывал остаться там навсегда. Он не хотел возвращаться на родину, в Россию, хоть и понимал, что это произойдет рано или поздно. Все чаще его одолевали мысли, философского характера.

Тютчев ставил для себя какие-то задачи и искал на них ответы. Он не мог разобраться, почему ему так порой тоскливо в его таком дорогом городе, рядом с любимой женщиной. С самого раннего возраста он любил подумать, поразмышлять над чем ни будь.

В 1835 году, был опубликован стих “С поляны коршун поднялся”. В этом стихотворение он как раз-таки и пишет о наболевшем. Поэт находиться в недоумение, не спит ночами, плохо кушает и пытается осознать, почему нельзя совмещать светскую жизнь и семейную.

Однажды стоя у окна, как всегда, думая об очередной мысли, посетившая автора он увидел, как на дерево, возле его дома подлетел коршун. Он начал пристально наблюдать за этим хищником. Потом хищник резко сделал взмах крыльями и полетел в небо. Полет этой вольной птицы, захватывает дух. Он способен несколько часов парить красиво в воздухе. Он подымался все выше и после его совсем стало не видать.

Он по истине восхищался полетом этой свободолюбивой особи. Для него эта особа не что большее. Он так же бы мог иметь свободу, но не имеет в силу жизненных обстоятельств. Столько эмоций испытывает поэт. И радость и одновременно грусть. Это не передать словами. Ведь были бы у нас крылья, мы также могли взлететь высоко в небо от этой всей суеты, жизненных проблем. Он сравнивает всех людей с царями, приросшими к земле.

Потому что считается, что человек высшее существо и он не может слиться с природой так как это удается животным, птицам. Он расстроен ведь в жизни столько лицемерия, лжи, обмана, а там на небесах, казалось бы, гармония, счастье. Но нам не суждено стать птицами и из-за своего характера он не может смириться с этим.

Стихотворение Ф. Тютчев «С поляны коршун поднялся» – анализ по плану

Вариант 1

История создания

Произведение было написано в 1835 году в Мюнхене. Поэт уже не надеялся вернуться в Россию, но знал, что такая поездка ему еще предстоит. За границей он жил с любимой супругой и, кажется, был счастлив, но что-то время от времени нагоняло тоску. Такое настроение выливалось на бумагу.

К созданию стихотворения поэта подтолкнуло наблюдение за коршуном, который свободно парил над землей, уходя постепенно за небосклон. Увиденное стало основой для проведения параллели между человеком и птицей.

Опубликовали творение Тютчева только спустя более сорока лет – в 1879 г.

В русской литературе эпохи Пушкина, Лермонтова, Фета, Тютчева немало примеров стихов, в которых пейзажные мотивы переплетаются с размышлениями над философскими проблемами. В анализируемом стихотворении поэт раскрывает тему внутренней несвободы человека, используя для этого пейзажную зарисовку. Поэт реализует идею о том, что человеку лишь кажется, что он царь земли. На самом деле, он привязан к ней. В то время как животные и птицы свободны, человек «в поте и пыли», он не может разбить оковы общества.

В центре стихотворения лирический герой, который наблюдает за коршуном. Птица легко поднимается с поляны, а потом взлетает прямо в небо. Преград она не видит, ведь на земле ее ничего не держит. Коршун свободен, поэтому может «уйти за небосклон».

Когда птица скрывается с поля зрения, лирический герой задумывается о собственной жизни. Он проводит параллель между птицей и человеком. Мужчина считает, что крылья и свободу коршуну даровала сама природа. Человеческая участь кажется ему не такой веселой. Он царь земли, но покинуть ее не может. От такого положения дел гордое звание блекнет.

Размышление о человеческой жизни лаконичное. Кажется, что автор только констатирует факт. Тем не менее, двух строчек достаточно, чтобы читатель понял переживания лирического героя и тоже задумался над проблемой.

Последние строки написаны от первого лица. Это сближает читателя и лирического героя, подсказывает, что лирический герой сливается с образом автора.

Композиция

Композиция стихотворения несложная. Автор строит ее в виде монолога лирического героя, включая в него описание и рассуждение. По смыслу произведение делится на две части: пейзажная зарисовка и размышления лирического героя, в которых чувствуется философский оттенок. Части разные по объему, большинство строк посвящено природе. Формально стихи состоят из двух катренов.

Жанр произведения – элегия, так как настроение монолога грустное, в последних строках чувствуется разочарование. Стихотворный размер – четырехстопный ямб. В стихе используется перекрестная рифмовка АВАВ. В стихотворении только мужские рифмы.

Средства выразительности

Пейзажную зарисовку Тютчев создал с использованием художественных средств. Они также являются основой размышления лирического героя.

Преобладают в тексте метафоры: «ушел за небосклон», «природа-мать ему дала два мощных, два живых крыла», «я, царь земли, прирос к земли». В последней метафоре автор использует тавтологию, повторяя слово «земли». Такой прием не режет слух, наоборот, удачно подчеркивает ключевую мысль. Эпитетов в стихотворении мало, но именно они показывают силу птицы, которой восхищается лирический герой: «я, царь земли, прирос к земли».

Речь лирического героя эмоциональная, поэтому значительную роль играют восклицательные синтаксические конструкции. В некоторых строфах используется аллите­рация, например, полет птицы описывается словами, в которых преобладают согласные «с», «ш», «л»: «Всё выше, далее вьется он – и вот ушел за небосклон». Кажется, эти согласные воспроизводят шум крыльев и картину плавного полета птицы.

Вариант 2

Стихотворение написано в 1835 году. Человек для Ф. И. Тютчева такая же тайна, как природа. Перед поэтом встает вопрос о соотношении природы и человека. Человек — существо мыслящее. Благодаря тому, что он наделен разумом, он выделен из природы.

В стихотворении «С поляны коршун поднялся» человеческая мысль неудержимо стремится постичь неизведанное, однако ей никак невозможно выйти за пределы «земного круга» . Для разума человека есть граница, предопределенная и неизбежная. Вид коршуна, поднявшегося с поля и исчезнувшего в небе, наводит поэта на такие думы:

Природа-мать ему дала

Два мощных, два живых крыла —

А я здесь в Поте и в пыли,

Я, царь земли, прирос к земли.

Поэт искренне восхищался полетом коршуна, для которого небо является родной и привычной стихией. Для Тютчева же такой полет символизирует внутреннюю свободу, которой он лишен в силу жизненных обстоятельств. Именно поэтому так радостно и грустно одновременно ему смотреть, как уходит в высь коршун, которого ничего не держит на земле.

«Природа-мать ему дала два мощных, два живых крыла», — отмечает Тютчев, восхищаясь силой этой гордой и независимой птицы. В человеке он не может уловить подобных качеств, которые позволили бы ему легко отказаться от мирской суеты и вознестись над ней. «А я здесь в поте и в пыли. Я, царь земли, прирос к земли. », — отмечает автор. В этой фразе присутствует доля сожаления, но в то же время содержится оттенок гордости за то, что человек все же является высшим существом.

Правда, ему уготована участь быть правителем на земле, и небо венцу творения Господа пока еще неподвластно. Именно по этой причине Тютчеву грустно, ведь земная жизнь полна суеты, лжи и пустых надежд, в то время как небеса даруют ощущение уверенности в собственных силах, гармонии и неподдельного счастья. Но мир устроен таким образом, что людям не дано стать птицами, и с этим автор не хочет мириться в силу своего темперамента.

Вариант 3

Тема стихотворения — коршун в небе, человек, наблюдающий за полетом коршуна. Человек и природа.

Стихотворение делится на две части, два четверостишия

Первая часть — характерна повествовательная интонация. Поэт рисует начало полёта коршуна, который устремился к небу. Эти стихи звучат свободно, спокойно, размеренно, передавая картину полета.

В стихе слово коршун- предмет описания, во 2‑ой стихе — словосочетание к небу, которое указывает на движение коршуна в пространстве.

Пространство расширяется, в котором летит коршун, на это указывают слова выше, дале.

В первом четверостишии рисуется реальная картина природы, которую читатель видит вместе с автором.

Первая строфа читается плавно, спокойно. Чувствуется неторопливость и спокойствие в природе.

Грамматические основы ясно выделяются в 1–3 строчках стихотворения. Глаголы «поднялся, взвился, вьется» передают динамику движения. Взгляд лирического героя движется снизу-вверх, коршун постепенно уменьшается, но человек наоборот чувствует себя обделенным, «приросшим к земли», то есть несмотря на то, что по размеру человек, конечно, больше коршуна, но из-за невозможности взмыть в небо как птица, он уступает птице. Представим взгляд коршуна с неба на землю — он видит маленькую точку, которая есть «царь природы», Коршун «убежден», что царь природы — он, коршун, парящий в небе.

С интонацией грусти звучат финальные 7–8‑й стихи, образующие вторую часть стихотворения. В ней звучит сожаление лирического героя о человеке, который лишён крыльев, лишён полёта и вынужден жить на земле “в поте и в пыли”.

Языковые средства – поэт использует архаические формы слов:

«к земли» — делает рассуждения поэта подчёркивает извечную и неизменную слабость человека по отношению к могуществу природы.

Архаическая форма дале придаёт тексту приподнятость, торжественность и приближает речь к высокому стилю.

Глаголы «поднялся, взвился, вьется» передают движение, таким образом, картина стихотворения живая, динамичная.

Природа-мать — приложение показывает на связь природы и коршуна, её «сына».

Художественная картина стихотворения- человек, наблюдает за полетом птицы, видит парящего коршуна в небе и думает о том, что он, «царь земли» не может подняться в небо.

Глядя на летящих птиц, невольно задумываешься о невозможности подняться в небо. А ведь это давняя мечта человека (вспомним Икара и Дедала). Полет- это свобода. Герой очерка Короленко «Парадокс», человек, лишенный рук (- крыльев?) говорит: «Человек рожден для счастья, как птица для полета». Катерина в «Грозе» Н. А. Островского говорит: «Почему люди не летают, как птицы?». Для каждого из героев произведений- стихотворения Тютчева, Яна Залуского, Катерины- понятие свободы, счастья- это возможность «летать», причем не в прямом смысле слова.

Стихотворение Тютчева- размышление о возможностях человека. Он, «царь земли»- но почему же не может подняться в небо? Мы находим ответ- человек- «царь на земле», а коршун- царь неба. Но человек так хочет покорить и небо. Об этом — последняя строчка стихотворения, она звучит и как отчаянное восклицание, и как горечь, осознание невозможности преодолеть земное притяжение и взмыть в небо «выше, далее».

Коршун с высоты полета может «оглядеть» свои владения как настоящий царь, а человек не может окинуть землю взглядом, несмотря на то, что он «царь земли». Что же мешает? — а то, что «царь земли» прирос к земле. Человек в поте и пыли вынужден постоянно трудиться на земле, чтобы прокормить себя. Как не вспомнить Библию и изгнание человека из Рая за то, что вкусил запретный плод! Поэтому человек наказан тем, что он «прирос к земле», трудится в поте и пыли и жадно наблюдает за птицами в небе!

Анализ стихотворения «С поляны коршун поднялся» Ф. Тютчев

Вариант 1

Молодой Тютчев во время службы успел побывать во многих странах мира. Особенно по вкусу ему пришлись Франция и Германия. А последние дни военной карьеры он коротал в Мюнхене, который за короткое время так ему понравился, что в голове Тютчева появились мысли о том, чтобы остаться в этом городе навсегда. На самом деле юный поэт не хотел возвращаться в «Тюрьму народов», но знал, что придется.

Уже в молодом возрасте Тютчев не раз обращался к серьезным философским темам. Особенно его волновал один вопрос: почему светская жизнь мешает семейной, и наоборот? Эти размышления и легли в основу творения «С поляны коршун поднялся» (1835 г.). В нем он попытался описать взаимоисключающие чувства, связанные с соединением семейной и светской жизни, а также личной свободы.

Тютчев решил написать это стихотворение после присмотра за свободной птицей, которая «ушла за небосклон». У поэта в голове родилась мысль, что птица может достичь тех высот, которые не под силу человеку. Это задело и восхитило писателя одновременно. Ведь небо для птиц – это естественная среда обитания, откуда он может наблюдать за всем, что происходит на земле, а человеку никогда не дотянутся до небес.

В стихотворении символом свободы является небо. Среди строк прослеживается тоска писателя о том, что он не может также «махнуть ввысь» и остаться среди туч навсегда (можно предположить, что у Тютчева на тот момент был тяжелый период в жизни). Поэтому писатель одновременно радуется и завидует вольной птице.

Тютчев восхищается природной мощью этой благородной птицы. «Природа дала крылья», — отмечает писатель. Человек является прямой противоположностью птицы, ведь природа не наградила его «крыльями», с помощью которых он мог бы скрыться от мирской суеты. Всех людей и, себя в том числе, сравнивает с «царями», которые «приросли к земле». В этой строке присутствует и гордость (человек – царь природы) и сожаление – царь, который не может скрыться от суеты и проблем.

По этой причине стихотворение переполнено грустными эпитетами и метафорами, ведь человеку никуда не скрыться от уготованной ему участи – «быть королем на земле» и, возможно, никогда не почувствовать вкуса настоящей свободы небес.

Тютчев всеми силами протестует против уготованной участи для всего человечества, он хочет побывать в небе, почувствовать вкус свободы, но с горечью понимает свое бессилие перед благородным коршуном.

Стихотворение и анализ «С поляны коршун поднялся…»

С поляны коршун поднялся,

Высоко к небу он взвился;

Все выше, дале вьется он,

И вот ушел за небосклон.

Природа-мать ему дала

Два мощных, два живых крыла –

А я здесь в поте и в пыли,

Я, царь земли, прирос к земли.

Краткое содержание

Федор Иванович Тютчев – выдающийся русский поэт и непревзойденный мастер пейзажной лирики. Певцом природы называли его современники. Но со временем красота пейзажей в его творчестве отходит на второй план, а в его поздних произведениях появляется стремление разобраться в себе и философские размышления о собственном бытии. Эти настроения отразились в его коротком, но емком стихотворении «С поляны коршун поднялся…», написанном в 1835 году.

В начале стихотворения идет спокойное, неторопливое описание взлетающего коршуна. Птица набирает все большую высоту и, наконец, скрывается из вида. На этом заканчивается первое четверостишие.

Заря алеет. Фотограф А. Ермоленко. 2016

Следующая строфа – это рассуждения поэта о предназначении человека и его возможностях. Сравнивая себя с мощным и свободным коршуном, он с сожалением констатирует, что человек проигрывает птице. Восхищение Тютчев выражает словами: «Природа-мать ему дала два мощных, два живых крыла». В этом заключается смысл стихотворения – человек лишен возможности воспарить, подобно коршуну, над мирской суетой: «А я здесь в поте и в пыли», – с горечью произносит автор. Последняя фраза: «Я, царь земли, прирос к земли. » должна звучать гордо, ведь человек является венцом природы, но поэт вкладывает в эти слова обреченность: тесные рамки, сковывающие волю и свободу человека, никогда не позволят ему почувствовать себя гордым и независимым коршуном.

Анализ

История создания

Как известно, большую часть своей жизни Тютчев провел в Германии, находясь в этой стране на дипломатической службе. В период написания стихотворения он жил в Мюнхене и занимал чин камергера. Уже в течение длительного времени он испытывал какую-то неясную, щемящую тоску, происхождение которой сам не мог объяснить. Это состояние тяготило его, мешая работать и жить полноценной жизнью.

Однажды он увидел взлетающего с поляны коршуна, и стал свидетелем того, как птица, плавно набирая высоту, улетала все дальше и дальше, пока совсем не растворилась в небе. Поэта восхитила такая свобода, ведь коршуну доступно то, что не под силу человеку. В этом полете Тютчев увидел символ некоего внутреннего освобождения, что подвело его к мысли передать это чувство в стихотворении. Такова история появления на свет произведения «С поляны коршун поднялся…» В течение многих лет оно пролежало в черновиках Тютчева, и опубликовано было уже после его смерти, в 1879 году.

Персонажи и образы

В сюжете стихотворения присутствуют персонажи и образы. Повествование ведется от лица лирического героя, которому противопоставлен образ могучего коршуна. Птица здесь выступает как символ внутренней и внешней свободы, человек – «царь земли», а сама земля – символ внутренних и внешних ограничений. Земле также противопоставлен образ неба, которое является символом бесконечного простора. Оно, в отличие от земли, не ограничено никакими привязанностями и лишено тех корней, которые намертво врастают в почву.

Образ природы, которая наградила коршуна крыльями, также присутствует в данном стихотворении. В отличие от птицы, человеку не дано испытать ту же свободу действий, но у него есть иное назначение – «царь земли», для которого небо все же остается чем то недосягаемым.

Композиция

Стихотворение имеет простую композицию и состоит из двух четверостиший (катренов). Выстроено оно по принципу сочетания описания и монолога, в котором присутствует рассуждение. Текст можно разделить на две смысловые части. Первая содержит пейзажную зарисовку, на фоне которой коршун взмывает в небо, вторая часть – философские мысли героя.

Литературное направление стихотворения – романтизм, литературный род – лирика. Эмоциональная чувственность в сочетании с философскими раздумьями автора позволяют отнести это произведении к жанру элегии.

Размер и средства художественной выразительности

Тютчев использует в этом стихотворении излюбленный размер большинства поэтов – четырехстопный ямб. Рифмовка в тексте параллельная (ААВВ), с выраженной мужской рифмой.

Для раскрытия основной идеи автор пользуется средствами художественной выразительности, главное из которых – антитеза. На ней выстроено все произведение: небо противопоставлено земле, мощные и живые крылья – поту и пыли, а птица коршун – царю земли – человеку.

В тексте присутствует эпитет: «два мощных, два живых крыла», метафоры: «ушел за небосклон», «природа-мать ему дала два мощных, два живых крыла», «я, царь земли, прирос к земли». Динамику полета коршуна передают глаголы: «поднялся», «взвился», «вьется», «ушел». Глагол «прирос», напротив, показывает обездвиженность лирического героя, его сращение с землей.

Проблематика и основная идея произведения

Смысл произведения сводится к тому, что человек лишен тех сил, которыми он может осознанно управлять. В этом ему препятствует множество обстоятельств и ограничений, во власти которых он находится. Тем не менее, ему суждено принять это со смирением, так как природа, вне конкуренции, она поистине всесильна, чего не скажешь о человеке.

Свободными люди становятся лишь тогда, когда освобождаются от обстоятельств, заставляющих их принимать вынужденные решения. Но ограничения всегда будут сопутствовать земной жизни, а это означает, что лишь смерть принесет вожделенную свободу. Только тогда человек сможет сбросить с себя все оковы, которые сдерживали его в земной жизни. Такова основная мысль этого полного печали и обреченности стихотворения.

Анализ стихотворения Тютчева «С поляны коршун поднялся»

Федор Иванович Тютчев известен миру как мастер слова и творец пейзажной лирики. Однако в поздний период творчества поэт придается философским размышлениям. Он задумывался о своем месте в мире и поднимал множество других проблем. Примером пейзажно-философской лирики является анализируемое стихотворение. Его написание было обусловлено проживанием поэта за границей и тоской по родине. Анализ стихотворения Тютчева «С поляны коршун поднялся» поможет в понимании тем и проблем произведения.

  1. История создания
  2. Основная тема
  3. Композиция и жанр
  4. Средства выразительности

История создания

Молодой начинающий свой жизненный путь поэт Федор Иванович Тютчев на старте карьеры вынужден был отправиться на службу за границу. Он успел посетить многие города и села Франции и Германии. А Мюнхен стал любимым и почти родным городом поэта, в котором он провел много времени.

Тютчев настолько привык к заграничной жизни, что даже не думал о возвращении в Россию, хоть и понимал, однажды этому суждено будет случиться. Однако иногда он предавался философским размышлениям на эту тему. Поэт пытался понять, почему даже в обожаемом городе в компании близких людей и любимой жены его иногда одолевает всепоглощающая тоска и печаль.

В попытках познать природу этого чувства поэт в 1835 году, находясь в Мюнхене, написал произведение «С поляны коршун поднялся».

Однажды Тютчев стоял у окна и увидел коршуна, который взвился в небесную высь и летел вверх, пока не скрылся из виду. Наблюдение за птицей и подтолкнуло поэта на создание стихотворения. Федор Иванович восхищался коршуном и даже несколько завидовал его возможностям и свободе, ведь человек не в силах передвигаться так же быстро, как коршун.

Первая публикация стихотворения произошла более чем через 40 лет после его написания, в 1879 году. К тому моменту автор уже умер.

Основная тема

У стихотворения философская тематика. Основная тема — описание свободолюбивого коршуна, который в состоянии выбирать, где ему находиться, в отличие от человека. Птице природа подарила два крыла, чтобы она могла свободно перемещаться и летать, куда ей заблагорассудится. Она не зависит от обстоятельств, а подвластна лишь своим желаниям.

Идея стихотворения состоит в том, что автор видит себя закрепленным за одним местом, и оттого его удел лишь печально смотреть на то, как улетает свободная птица, не имея подобной возможности.

В XXI веке может показаться, что тема, поднятая Тютчевым, потеряла свою актуальность, ведь в это демократичное время людям могут жить в какой угодно стране. Помимо этого, появились самолеты, при помощи которых можно быстро добраться в любую точку мира. Тем не менее у самого человека без сторонней помощи все так же нет возможности подняться в небо и перенестись в нужное место. Он, как и прежде, привязан к земле.

В русской литературе есть множество стихотворений, в которых природные мотивы пересекаются с философскими мыслями поэтов. Подобную лирику писали представители как золотого, так и серебряного века: Пушкин, Фет, Блок, да и сам Тютчев. В «С поля коршун поднялся» Федор Иванович поднимает проблему внутренней неволи человека через пейзаж.

В произведении описываются чувства лирического героя, смотрящего на коршуна. Птица с легкостью отрывается от земли, а затем взлетает ввысь. Перед ней нет никаких преград, ее ничего не держит на земле. Птичка свободна, и поэтому у нее есть возможность улететь за небосклон. После того как коршун скрылся с поля зрения, лирический персонаж начинает рассуждать о своем существовании.

Поэт в стихотворении проводит параллели между жизнью коршуна и человека. Тютчев считает, что сама природа подарила птицам крылья и возможность быть свободными. У человека другая участь, менее веселая. Он царь земли, что неспособен ее покинуть, и оттого это звание пустое.

Автор крайне кратко рассуждает о существовании человека и внутреннем мире лирического героя. Кажется, он просто констатирует общепринятые факты. Но такому мастеру слова, как Тютчев, достаточно и пары строчек, чтобы заставить читателя проникнуться проблемами персонажа и задуматься над поднятой темой.

Последние строчки написаны от первого лица, такой прием сближает читателя с лирическим героем в лице автора произведения.

Композиция и жанр

Стихотворение по жанру относится к элегии, поскольку в нем преобладает грустное настроение и ощущается разочарование.

Произведение относится к романтизму. Стихотворный размер — четырехстопный ямб. Тютчев при написании произведения использовал перекрестную рифмовку. В стихе исключительно мужская рифма.

У произведения несложная композиция. Федор Иванович выстроил ее в виде монолога лирического героя.

По смыслу стихотворение поделено на две части:

  • описание пейзажа;
  • размышления, в которых ощущается философия персонажа.

Эти две части разные по размеру, большая часть стиха посвящается природе. Стихи состоят из двух четверостиший.

Сюжет начинается с полета коршуна. Начало произведения спокойное и размеренное, но в то же время оно наилучшим образом описывает картину, увиденную поэтом. В следующей строфе лирический герой сравнивает себя с птицей, которая прекрасна, свободна и сильна. В последней строчке передается весь смысл стихотворения.

Автор рассказывает, что человек — царь земли, который навсегда к ней привязан. Людям пришлось прирасти к месту своего обитания, и они не в состоянии его покинуть в мгновение ока.

Средства выразительности

Федор Тютчев и в описании пейзажа, и в выражении мыслей лирического героя использует художественные приемы. Все они делают стих более ярким и выразительным:

  • метафоры преобладают в произведении: «ушел за небосклон», «природа-мать ему дала два мощных и живых крыла», «я, царь земли, прирос к земле»;
  • тавтология — повторяющееся слово «земля» в последней метафоре;
  • эпитетов в произведении немного: «мощных», «живых».

У лирического героя стихотворения очень эмоциональная речь. Его возбуждение передается за счет восклицательных предложений в произведении. В тех строках, где описывается полет птицы, используется аллитерация, которая проявляется в преобладании звуков «с», «ш», «л». К примеру, «Всё выше, далее вьется он — и вот ушел за небосклон». Благодаря этому приему создается ощущение, что согласные повторяют шум крыльев, и перед читателем все четче вырисовывается картина полета коршуна.

«С поляны коршун поднялся» изучается наряду с другими стихами Тютчева в 6 классе. Для учеников анализ будет полезен в понимании идей и мотивов автора во время написания произведения.

Ссылка на основную публикацию