«Рыцарь на час» – анализ стихотворения Н.А. Некрасова

Стихотворение и анализ «Рыцарь на час»

Если пасмурен день, если ночь не светла,

Если ветер осенний бушует,

Над душой воцаряется мгла,

Ум, бездействуя, вяло тоскует.

Только сном и возможно помочь,

Но, к несчастью, не всякому спится…

Слава богу! морозная ночь –

Я сегодня не буду томиться.

По широкому полю иду,

Раздаются шаги мои звонко,

Разбудил я гусей на пруду,

Я со стога спугнул ястребенка.

Как он вздрогнул! как крылья развил!

Как взмахнул ими сильно и плавно!

Долго, долго за ним я следил,

Я невольно сказал ему: славно!

Чу! стучит проезжающий воз,

Деготьком потянуло с дороги…

Обоняние тонко в мороз,

Мысли свежи, выносливы ноги.

Отдаешься невольно во власть

Окружающей бодрой природы;

Сила юности, мужество, страсть

И великое чувство свободы

Наполняют ожившую грудь;

Жаждой тела душа закипает,

Вспоминается пройденный путь,

Совесть песню свою запевает…

Я советую гнать ее прочь –

Будет время еще сосчитаться!

В эту тихую, лунную ночь

Созерцанию должно предаться.

Даль глубоко прозрачна, чиста,

Месяц полный плывет над дубровой,

И господствуют в небе цвета

Голубой, беловатый, лиловый.

Воды ярко блестят средь полей,

А земля прихотливо одета

В волны белого лунного света

И узорчатых, странных теней.

От больших очертаний картины

До тончайших сетей паутины

Что как иней к земле прилегли,-

Всё отчетливо видно: далече

Протянулися полосы гречи,

Красной лентой по скату прошли;

Замыкающий сонные нивы,

Лес сквозит, весь усыпан листвой;

Чудны красок его переливы

Под играющей, ясной луной;

Дуб ли пасмурный, клен ли веселый –

В нем легко отличишь издали;

Грудью к северу; ворон тяжелый –

Видишь – дремлет на старой ели!

Всё, чем может порадовать сына

Поздней осенью родина-мать:

Зеленеющей озими гладь,

Подо льном – золотая долина,

Посреди освещенных лугов

Величавое войско стогов –

Всё доступно довольному взору…

Не сожмется мучительно грудь,

Если б даже пришлось в эту пору

На родную деревню взглянуть:

Не видна ее бедность нагая!

Запаслася скирдами, родная,

Окружилася ими она

И стоит, словно полная чаша.

Пожелай ей покойного сна –

Утомилась, кормилица наша.

Спи, кто может,- я спать не могу,

Я стою потихоньку, без шуму

На покрытом стогами лугу

И невольную думаю думу.

Не умел я с тобой совладать,

Не осилил я думы жестокой…

В эту ночь я хотел бы рыдать

На могиле далекой,

Где лежит моя бедная мать…

В стороне от больших городов,

Посреди бесконечных лугов,

За селом, на горе невысокой,

Вся бела, вся видна при луне,

Церковь старая чудится мне,

И на белой церковной стене

Отражается крест одинокий.

Да! я вижу тебя, божий дом!

Вижу надписи вдоль по карнизу

И апостола Павла с мечом,

Облаченного в светлую ризу.

На свою колокольню-руину,

На тени он громадно велик:

Пополам пересек всю равнину.

Поднимись!- и медлительно бей,

Чтобы слышалось долго гуденье!

В тишине деревенских ночей

Этих звуков властительно пенье:

Если есть в околотке больной,

Он при них встрепенется душой

И, считая внимательно звуки,

Позабудет на миг свои муки;

Одинокий ли путник ночной

Их заслышит – бодрее шагает;

Их заботливый пахарь считает

И, крестом осенясь в полусне,

Просит бога о ведреном дне.

Звук за звуком гудя прокатился,

Насчитал я двенадцать часов.

С колокольни старик возвратился,

Слышу шум его звонких шагов,

Вижу тень его; сел на ступени,

Дремлет, голову свесив в колени.

Он в мохнатую шапку одет,

В балахоне убогом и темном…

Всё, чего не видал столько лет,

От чего я пространством огромным

Отделен,- всё живет предо мной,

Всё так ярко рисуется взору,

Что не верится мне в эту пору,

Чтоб не мог увидать я и той,

Чья душа здесь незримо витает,

Кто под этим крестом почивает…

Повидайся со мною, родимая!

Появись легкой тенью на миг!

Всю ты жизнь прожила нелюбимая,

Всю ты жизнь прожила для других.

С головой, бурям жизни открытою,

Весь свой век под грозою сердитою

Простояла,- грудью своей

Защищая любимых детей.

И гроза над тобой разразилася!

Ты, не дрогнув, удар приняла,

За врагов, умирая, молилася,

На детей милость бога звала.

Неужели за годы страдания

Тот, кто столько тобою был чтим,

Не пошлет тебе радость свидания

С погибающим сыном твоим.

Я кручину мою многолетнюю

На родимую грудь изолью,

Я тебе мою песню последнюю,

Мою горькую песню спою.

О прости! то не песнь утешения,

Я заставлю страдать тебя вновь,

Но я гибну – и ради спасения

Я твою призываю любовь!

Я пою тебе песнь покаяния,

Чтобы кроткие очи твои

Смыли жаркой слезою страдания

Все позорные пятна мои!

Чтоб ту силу свободную, гордую,

Что в мою заложила ты грудь,

Укрепила ты волею твердою

И на правый поставила путь…

Треволненья мирского далекая,

С неземным выраженьем в очах,

С тихой грустью на бледных устах,

Под грозой величаво-безгласная,-

Молода умерла ты, прекрасная,

И такой же явилась ты мне

При волшебно светящей луне.

Да! я вижу тебя, бледнолицую,

И на суд твой себя отдаю.

Не робеть перед правдой-царицею

Научила ты музу мою:

Мне не страшны друзей сожаления,

Не обидно врагов торжество,

Изреки только слово прощения,

Ты, чистейшей любви божество!

Что враги? пусть клевещут язвительней.

Я пощады у них не прошу,

Не придумать им казни мучительней

Той, которую в сердце ношу!

Что друзья? Наши силы неровные,

Я ни в чем середины не знал,

Что обходят они, хладнокровные,

Я на всё безрассудно дерзал,

Я не думал, что молодость шумная,

Что надменная сила пройдет –

И влекла меня жажда безумная,

Жажда жизни – вперед и вперед!

Увлекаем бесславною битвою,

Сколько раз я над бездной стоял,

Поднимался твоею молитвою,

Снова падал – и вовсе упал.

Выводи на дорогу тернистую!

Разучился ходить я по ней,

Погрузился я в тину нечистую

Мелких помыслов, мелких страстей.

От ликующих, праздно болтающих,

Обагряющих руки в крови

Уведи меня в стан погибающих

За великое дело любви!

Тот, чья жизнь бесполезно разбилася,

Может смертью еще доказать,

Что в нем сердце неробкое билося,

Что умел он любить…

(Утром, в постели)

О мечты! о волшебная власть

Возвышающей душу природы!

Пламя юности, мужество, страсть

И великое чувство свободы –

Всё в душе угнетенной моей

Пробудилось… но где же ты, сила?

Я проснулся ребенка слабей.

Знаю: день проваляюсь уныло,

Ночью буду микстуру глотать,

И пугать меня будет могила,

Где лежит моя бедная мать.

Всё, что в сердце кипело, боролось,

Всё луч бледного утра спугнул,

И насмешливый внутренний голос

Злую песню свою затянул:

“Покорись, о ничтожное племя!

Неизбежной и горькой судьбе,

Захватило нас трудное время

Неготовыми к трудной борьбе.

Вы еще не в могиле, вы живы,

Но для дела вы мертвы давно,

Суждены вам благие порывы,

Но свершить ничего не дано…”

Краткое содержание

Н. Ру. Луна и храм. 2007

В название произведения заложена метафорическая характеристика человека, не желающего работать над достижением благородных целей под влиянием житейских проблем. К сожалению, таково большинство современников автора. Лирический герой (автор) называет себя «рыцарем на час»: он лишь на словах готов к благородным поступкам. В реальности же герой предпочитает крепко поспать, вкусно поесть и подолгу рассуждать о своих планах и «устремлениях». Для него патриотизм заканчивается на уровне громких слов.

Сюжет произведения предельно прост: на улице ненастье, и на душе лирического героя тоска. Ум его бездействует. Герой желает забыться крепким сном, но в такую хмурую ночь ему не спится … Но наступили морозы: они смогли взбодрить не только тело, но и мысли. Лирический герой, испытывая чувство свободы, широко шагает по полю, освещённый лунным светом. Он успевает замечать красоту окружающей природы, и даже следить за улетающим вдаль ястребёнком. Герой восхищается увиденным: землёй, освещённой переливами лунного света; лесом, щедро усыпанным листвой; стогами сена в поле. Поздняя осень представляется поэту невероятно прекрасной! И даже родная деревенька уже не кажется ему убогой: он восхищается скирдами сена, напоминающими «чашу изобилия».

Неожиданно поэтом завладевает поток воспоминаний. Ему видится церквушка и звук колокола. Герой «видит» душу матери, витающую рядом. Он страстно желает, чтобы умершая мать явилась ему, хотя бы легкой тенью. Жизнь матери была полна страданий и обид: она умерла, будучи совсем молодой, но в памяти сына осталась идеалом доброты и жертвенности.

Поэт признаётся в том, что ощущает себя гибнущим человеком, он мечтает получить материнское наставление. Он не страшится безразличия друзей, его не пугает клевета врагов: герой устал от бесполезной битвы, от постоянного хождения по обрыву. Ради свидания с обожаемой матерью он готов умереть. Ведь только смерть способна соединить мать и сына. Своей кончиной герой докажет умение любить…

Проснувшись поутру, поэт осознаёт, что всё увиденное им было всего лишь ночным видением. Он ощущает готовность к дальнейшей борьбе, но, к сожалению, не имеет для этого достаточных физических сил. Внутренний голос вкрадчиво и настойчиво шепчет поэту: «Покорись своей судьбе!». Он понимает, что благими душевными порывами не совершить великих дел…

История создания

Судьба не была благосклонна к Некрасову. Известно, что отец его был откровенным тираном, терзавшим не только крепостных крестьян, но и собственную семью. Более всего отец поэта любил издеваться над своей кроткой женой – матерью поэта. Елена Андреевна была замечательной женщиной, отдающей всю любовь и заботу обожаемым детям. Страдающий за мать, будучи более не в силах сносить домашнее насилие, Некрасов чрезвычайно рано уехал из отцовского дома. В ответ на это разгневанный отец лишил его наследства.

Покинув богатый отчий дом, поэт оказался в полной нищете: ему даже доводилось спать на вокзале. К счастью, тяжёлые испытания не сломили, а лишь закалили характер Некрасова. Благодаря тирании отца, у поэта сформировалась чёткая гражданская позиция. Но, время от времени, он разочаровывался в собственных идеях, так как осознавал, что они не находят общественного отклика и поддержки.

В данном произведении, написанном в 1862 г., Некрасов стремится проанализировать и понять: зачем он изменил идеалам, которым был предан в юности? Изначально стихотворение называлось иначе – «Бессонница».

Согласно замыслу автора, данное произведение должно было стать частью автобиографической поэмы, но этого не случилось: оно стало отдельным, самостоятельным произведением. Первые читатели смогли познакомиться с ним в 1863 г., на страницах «Современника». Ф.М. Достоевский высоко оценил стихотворение, посчитав его истинным шедевром некрасовского творчества. Известно, что сам автор читал это произведение взволнованно, со слезами на глазах.

Жанр, направление, размер

Произведение относится к жанру элегии. Но внимательный читатель легко заметит в стихотворении элементы портрета, пейзажного лирического отступления и даже эпического сюжета.

Поэтический размер – трёхстопный анапест, за исключением первой строчки, написанной четырёхстопным анапестом. В стихотворении происходит чередование смежной и мужской рифм. При этом некоторые строки вообще не зарифмованы.

Композиция

Произведение имеет простую композицию. Стихотворение легко разделить на три крупных семантических части:

  1. Первая часть – вступительная. Она включает в себя рассуждения лирического героя. Он восхищается красотой осенней природы, очаровывается таинственностью лунной ночи. Пейзаж, наполненный романтическим пафосом, как нельзя лучше передаёт душевное состояние героя: при лунном свете он ощущает себя сильным, мужественным и вдохновлённым на борьбу.
  2. Вторая часть противоположна части первой. Она преисполнена эмоциями грусти. Лирический герой вспоминает о своей обожаемой маме, умершей молодой. Мать остаётся для него самым близким и родным человеком. Вторую часть произведения можно воспринимать, как исповедь лирического героя, просящего мать о поддержке и прощении.
  3. Третья часть – заключительная. В ней лирический герой пробуждается от сна, возвращаясь в суровую реальность. Он вынужден признать, что не способен ни на какие подвиги. Тем самым, герой обращается к теме безвольного и слабого духом молодого поколения своих современников.
Образы и символы

Некрасов с целью донесения до читателей основной идеи произведения создал богатую образную палитру:

  • образ лирического героя – всё произведение посвящено покаянию лирического героя в собственной бездеятельности. Лирический герой полностью идентичен автору. Преодолев нелёгкий отрезок жизни, достигнув зрелого возраста, герой полностью переоценил собственные идеалы и ценности, в которые свято верил молодым. Он абсолютно честен с собой, поэтому в его словах звучит явное презрение к себе. Герой называет себя «рыцарем на час», готовым к решительным поступкам лишь на словах. В действительности же герой характеризует себя трусом;
  • образ спящей природы – ночной пейзаж спящей природы автор живописует посредством ярких эпитетов и метафор. В описании природы особая роль отводится цвету. Несмотря на то, что события происходят глубокой ночью, мы «видим» сплошь яркие цвета: вся земля облачена «в волны белого лунного цвета». Образ «спящей природы» символизирует потерянность и душевную несостоятельность лирического героя;
  • образ церкви – описывая образ церкви, лирический герой обращается к контрастам. Мы «видим» на фоне белой стены – чёрную тень звонаря, дряхлого старика – и его великую тень на полравнины. Мы «слышим» ночную тишину – и одновременно звук колокола, бьющий двенадцать раз. Церковь символизирует возвращение к истокам, истинный смысл душевных устремлений лирического героя;
  • образ матери – к размышлениям о родной матери лирического героя приводит ассоциация с родиной – матерью и родной деревушкой, о которой он вспоминает. Герой мысленно переносится к церкви, в которой похоронена мать. Лирический герой, вызвав в памяти материнский образ – «чистейшей любви божество» – исповедуется ему. Мать символизирует самое светлое и прекрасное, что было в жизни поэта.
Темы и настроение

Главная тема произведения – искреннее покаяние лирического героя (поэта) в собственной несостоятельности и бездеятельности. Преодолев множество житейских виражей, достигнув зрелости, лирический герой осуществляет полную переоценку собственных идеалов, в которые когда-то искренне верил. Настроенческий пафос произведения передаёт читателям эмоции грусти, отчаяния и разочарования. Герой разочарован в самом себе и в своих молодых современниках, он не способен к активным действиям и реальным поступкам.

Основная идея

Основная идея произведения, которую доносит до нас Некрасов, заключается в следующем: недостаточно просто принять какую-либо жизненную философию, необходимо настойчиво добиваться поставленной цели, не обращая внимания на возникающие сложности и преграды. Данное стихотворение можно расценивать, как поэтическое обращение к будущим поколениям. Это призыв не совершать тех же фатальных ошибок, что совершали их предки.

Средства выразительности

Полноту душевных терзаний лирического героя передают в произведении следующие средства выразительности:

  • эпитеты – «поздняя» осень, «пасмурный» день;
  • метафоры – «ожившая грудь», «волны белого лунного света»;
  • олицетворения – «мгла воцаряется», «ветер бушует», «ум бездействует».

«Рыцарь на час» анализ стихотворения Некрасова по плану кратко – тема, идея, жанр

Произведение Николая Алексеевича Некрасова «Рыцарь на час» раскрывает душевные переживания автора. Во многом это стихотворение-покаяние поэта, разочаровавшегося в собственных идеалах. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Рыцаря на час» по плану, который будет полезен ученикам 10 класса при подготовке к уроку по литературе.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Рыцарь на час.

История создания – Стих написан в 1862 году. На его создание автора подтолкнуло разочарование в прежних идеалах и жизненных позициях.

Тема стихотворения – Исповедь лирического героя, его раскаяние в собственной бездеятельности.

Композиция – Композиция стихотворения простая, состоит из трех частей. В первой части лирический герой любуется ночным пейзажем, во второй – предается горестным воспоминаниям об умершей матери, в третьей – признается в собственном бессилии.

Жанр – Элегия

Стихотворный размер – Трехстопный анапест.

Метафоры – «ожившая грудь», «волны белого лунного света»

Эпитеты – «пасмурный», «веселый», «поздняя».

Олицетворения – «ветер бушует», «ум бездействует», «мгла воцаряется».

История создания

Судьба не слишком баловала Николая Алексеевича. Его отец был жестоким, деспотичным мужчиной, который тиранил не только прислугу, но и своих домашних. Особенно сильно доставалось матери поэта, Елене Андреевне, которая всю свою любовь и нежность отдавала детям. Не в силах терпеть домашнее насилие, молодой Некрасов рано покинул отчий дом, за что был лишен отцом наследства.

Оставшись без средств к существованию, Николай Алексеевич был вынужден вести нищенский образ жизни. Однако тяжелые испытания не сломили молодого человека: напротив, благодаря им у него выкристаллизовалась собственная гражданская позиция. Впрочем, со временем поэт стал разочаровываться в своих идеях, понимая, что они не находят поддержки в обществе.

В своем произведении «Рыцарь на час», написанном в 1862 году, Некрасов пытается проанализировать, почему он предал идеалы, в которые свято верил в юности. Первоначально стихотворение имело другое название – «Бессонница».

По замыслу поэта, «Рыцарь на час» должен был стать частью автобиографической поэмы, однако этого не произошло, и произведение получило статус отдельного стихотворения. Оно было напечатано в 1863 году в журнале «Современник».

Центральная тема произведения – задушевное покаяние лирического героя в собственной бездеятельности. Пройдя тернистый жизненный путь, в зрелых годах он полностью переоценивает свои ценности и идеалы, в которые раньше так свято верил.

Лирическое описание природы, наслаждение ночным пейзажем позволяет герою раскрыться, выразить собственные переживания, мысли, вызванные чувством глубокого раскаяния. Он честен перед самим собой, своей совестью, и в словах героя звучит презрение к самому себе.

Лирический герой сравнивает себя с рыцарем на один час, который готов к решительным действиям исключительно на словах, а на деле оказывается жалким и слабовольным трусом.

В своем произведении автор акцентирует внимание читателей на основной мысли – недостаточно просто принять жизненную философию, нужно упорно добиваться поставленной цели, невзирая на все преграды и сложности.

Композиция

Композиция произведения простая, делит стихотворение на три большие части.

  • Первая часть – вступление, которое включает в себя размышления лирического героя. Он восторгается красотой осеннего пейзажа, описывает очарование лунной ночи. Романтический пейзаж как нельзя лучше подчеркивает настроение героя: при свете луны он чувствует себя счастливым, сильным, вдохновленным.
  • Вторая часть стихотворения, напротив, полна грусти и печали. Лирический герой предается воспоминаниям об умершей матери, которая была для него самым близким и любимым человеком. По сути, это исповедь лирического героя, который искренне просит у матери прощения и поддержки.
  • В заключительной части лирический герой возвращается в реальность. Он признается в том, что уже не способен на свершение подвигов и обращается к теме слабого и безвольного молодого поколения.

Произведение «Рыцарь на час» написано в жанре элегии. В нем также присутствуют элементы пейзажной лирики, эпического сюжета, портрета.

Стихотворный размер – трехстопный анапест, за исключением первой четырехстопной строчки. В стихотворении наблюдается чередование мужской и смежной рифм, некоторые строчки остаются без рифмы.

Средства выразительности

Всю палитру своих душевных переживаний автор передает при помощи разнообразных художественных средств, среди которых метафоры («ожившая грудь», «волны белого лунного света»), эпитетов («пасмурный», «веселый», «поздняя»), олицетворений («ветер бушует», «ум бездействует», «мгла воцаряется»).

Николай Некрасов — Рыцарь на час: Стих

Если пасмурен день, если ночь не светла,
Если ветер осенний бушует,
Над душой воцаряется мгла,
Ум, бездействуя, вяло тоскует.
Только сном и возможно помочь,
Но, к несчастью, не всякому спится…

Слава богу! морозная ночь —
Я сегодня не буду томиться.
По широкому полю иду,
Раздаются шаги мои звонко,
Разбудил я гусей на пруду,
Я со стога спугнул ястребенка.
Как он вздрогнул! как крылья развил!
Как взмахнул ими сильно и плавно!
Долго, долго за ним я следил,
Я невольно сказал ему: славно!
Чу! стучит проезжающий воз,
Деготьком потянуло с дороги…
Обоняние тонко в мороз,
Мысли свежи, выносливы ноги.
Отдаешься невольно во власть
Окружающей бодрой природы;
Сила юности, мужество, страсть
И великое чувство свободы
Наполняют ожившую грудь;
Жаждой тела душа закипает,
Вспоминается пройденный путь,
Совесть песню свою запевает…

Я советую гнать ее прочь —
Будет время еще сосчитаться!
В эту тихую, лунную ночь
Созерцанию должно предаться.
Даль глубоко прозрачна, чиста,
Месяц полный плывет над дубровой,
И господствуют в небе цвета
Голубой, беловатый, лиловый.
Воды ярко блестят средь полей,
А земля прихотливо одета
В волны белого лунного света
И узорчатых, странных теней.
От больших очертаний картины
До тончайших сетей паутины
Что как иней к земле прилегли,-
Всё отчетливо видно: далече
Протянулися полосы гречи,
Красной лентой по скату прошли;
Замыкающий сонные нивы,
Лес сквозит, весь усыпан листвой;
Чудны красок его переливы
Под играющей, ясной луной;
Дуб ли пасмурный, клён ли весёлый —
В нём легко отличишь издали;
Грудью к северу; ворон тяжелый —
Видишь — дремлет на старой ели!
Всё, чем может порадовать сына
Поздней осенью родина-мать:
Зеленеющей озими гладь,
Подо льном — золотая долина,
Посреди освещенных лугов
Величавое войско стогов —
Всё доступно довольному взору…
Не сожмется мучительно грудь,
Если б даже пришлось в эту пору
На родную деревню взглянуть:
Не видна ее бедность нагая!
Запаслася скирдами, родная,
Окружилася ими она
И стоит, словно полная чаша.
Пожелай ей покойного сна —
Утомилась, кормилица наша.

Спи, кто может,- я спать не могу,
Я стою потихоньку, без шуму
На покрытом стогами лугу
И невольную думаю думу.
Не умел я с тобой совладать,
Не осилил я думы жестокой…

В эту ночь я хотел бы рыдать
На могиле далекой,
Где лежит моя бедная мать…

В стороне от больших городов,
Посреди бесконечных лугов,
За селом, на горе невысокой,
Вся бела, вся видна при луне,
Церковь старая чудится мне,
И на белой церковной стене
Отражается крест одинокий.
Да! я вижу тебя, божий дом!
Вижу надписи вдоль по карнизу
И апостола Павла с мечом,
Облаченного в светлую ризу.
Поднимается сторож-старик
На свою колокольню-руину,
На тени он громадно велик:
Пополам пересек всю равнину.
Поднимись!- и медлительно бей,
Чтобы слышалось долго гуденье!
В тишине деревенских ночей
Этих звуков властительно пенье:
Если есть в околотке больной,
Он при них встрепенется душой
И, считая внимательно звуки,
Позабудет на миг свои муки;
Одинокий ли путник ночной
Их заслышит — бодрее шагает;
Их заботливый пахарь считает
И, крестом осенясь в полусне,
Просит бога о ведреном дне.

Звук за звуком гудя прокатился,
Насчитал я двенадцать часов.
С колокольни старик возвратился,
Слышу шум его звонких шагов,
Вижу тень его; сел на ступени,
Дремлет, голову свесив в колени.
Он в мохнатую шапку одет,
В балахоне убогом и темном…
Всё, чего не видал столько лет,
От чего я пространством огромным
Отделен,- всё живет предо мной,
Всё так ярко рисуется взору,
Что не верится мне в эту пору,
Чтоб не мог увидать я и той,
Чья душа здесь незримо витает,
Кто под этим крестом почивает…

Повидайся со мною, родимая!
Появись легкой тенью на миг!
Всю ты жизнь прожила нелюбимая,
Всю ты жизнь прожила для других.
С головой, бурям жизни открытою,
Весь свой век под грозою сердитою
Простояла,- грудью своей
Защищая любимых детей.
И гроза над тобой разразилася!
Ты, не дрогнув, удар приняла,
За врагов, умирая, молилася,
На детей милость бога звала.
Неужели за годы страдания
Тот, кто столько тобою был чтим,
Не пошлет тебе радость свидания
С погибающим сыном твоим.

Я кручину мою многолетнюю
На родимую грудь изолью,
Я тебе мою песню последнюю,
Мою горькую песню спою.
О прости! то не песнь утешения,
Я заставлю страдать тебя вновь,
Но я гибну — и ради спасения
Я твою призываю любовь!
Я пою тебе песнь покаяния,
Чтобы кроткие очи твои
Смыли жаркой слезою страдания
Все позорные пятна мои!
Чтоб ту силу свободную, гордую,
Что в мою заложила ты грудь,
Укрепила ты волею твердою
И на правый поставила путь…

Треволненья мирского далекая,
С неземным выраженьем в очах,
Русокудрая, голубоокая,
С тихой грустью на бледных устах,
Под грозой величаво-безгласная,-
Молода умерла ты, прекрасная,
И такой же явилась ты мне
При волшебно светящей луне.
Да! я вижу тебя, бледнолицую,
И на суд твой себя отдаю.
Не робеть перед правдой-царицею
Научила ты музу мою:
Мне не страшны друзей сожаления,
Не обидно врагов торжество,
Изреки только слово прощения,
Ты, чистейшей любви божество!
Что враги? пусть клевещут язвительней.
Я пощады у них не прошу,
Не придумать им казни мучительней
Той, которую в сердце ношу!
Что друзья? Наши силы неровные,
Я ни в чем середины не знал,
Что обходят они, хладнокровные,
Я на всё безрассудно дерзал,
Я не думал, что молодость шумная,
Что надменная сила пройдет —
И влекла меня жажда безумная,
Жажда жизни — вперед и вперед!
Увлекаем бесславною битвою,
Сколько раз я над бездной стоял,
Поднимался твоею молитвою,
Снова падал — и вовсе упал.
Выводи на дорогу тернистую!
Разучился ходить я по ней,
Погрузился я в тину нечистую
Мелких помыслов, мелких страстей.
От ликующих, праздно болтающих,
Обагряющих руки в крови
Уведи меня в стан погибающих
За великое дело любви!
Тот, чья жизнь бесполезно разбилася,
Может смертью еще доказать,
Что в нем сердце неробкое билося,
Что умел он любить…
_____________

О мечты! о волшебная власть
Возвышающей душу природы!
Пламя юности, мужество, страсть
И великое чувство свободы —
Всё в душе угнетенной моей
Пробудилось… но где же ты, сила?
Я проснулся ребенка слабей.
Знаю: день проваляюсь уныло,
Ночью буду микстуру глотать,
И пугать меня будет могила,
Где лежит моя бедная мать.

Всё, что в сердце кипело, боролось,
Всё луч бледного утра спугнул,
И насмешливый внутренний голос
Злую песню свою затянул:
«Покорись, о ничтожное племя!
Неизбежной и горькой судьбе,
Захватило нас трудное время
Неготовыми к трудной борьбе.
Вы еще не в могиле, вы живы,
Но для дела вы мертвы давно,
Суждены вам благие порывы,
Но свершить ничего не дано…»

Анализ стихотворения «Рыцарь на час» Некрасова

Произведение Николая Алексеевича Некрасова «Рыцарь на час» в свое время потрясло целое поколение. Ф. Достоевский считал его одной из вершин всего творчества поэта.

Стихотворение написано в 1862 году. Его автору 41 год, издаваемый им журнал «Современник» находится под временным цензурным запретом из-за усилившихся мятежных настроений в стране.

По жанру — исповедальная элегия, по размеру — трехстопный анапест со смешанной рифмой. Лирический герой — сам автор. По композиции условно делится на несколько частей: в первой герой воспрянул духом в морозную ночь, во второй — мысли его переходят к родной деревне и покойной матери, в третьей — в утреннем свете ночные чувства гаснут и кажутся смешными.

Лексика возвышенная и просторечная, с интонацией народной песни, каждая строфа являет богатство языка и эмоций. Россыпь восклицаний и риторических вопросов: поднимись! Слава Богу! Я твою призываю любовь! Мечты! С погибающим сыном твоим? Много повторов: если, как он, крылья, вздрогнул. Метафоры: ожившая грудь, чувство свободы, волны белого света. Олицетворения: ум тоскует, совесть запевает. Эпитеты: мысли свежи, ноги выносливы.

Он больше не верит в себя, остро переживает свою ненужность, прошедшие годы считает бесплодными. В названии стихотворения есть ирония, даже горькая издевка над самим собой. Образ исстрадавшейся матери накладывается на образ Родины. Вообще, поэт рисует отрадные картины мирной русской жизни, знакомые с детства пейзажи и чувства, лица и символы. Перемены, которых так жаждет Н. Некрасов, наступят через пятьдесят с лишним лет, но, парадоксальным образом, многовековой крестьянский уклад жизни будет разрушен, перекроено мировоззрение, родные могилы заброшены.

Последняя строка сразу стала афоризмом: суждены вам благие порывы, но свершить ничего не дано. Что ж, каждый человек рано или поздно приходит к схожим выводам о самом себе, всем знаком и голос совести, и горечь сожаления. Какое «великое дело любви» имеет в виду поэт? Наверняка это борьба за улучшение доли крестьянства. Сегодня этот призыв звучит в более широком смысле: любви, сострадания, прощения, как всегда, не хватает в нашем мире.

Стихотворение «Рыцарь на час» Н. Некрасова в 1862 году воспринималось исключительно в народническом духе. Спустя почти два века становится понятна его непреходящая ценность, универсальность переживаний его лирического героя.

Анализ поэмы «Рыцарь на час» Некрасова

Произведение Николая Алексеевича Некрасова «Рыцарь на час» раскрывает душевные переживания автора. Во многом это стихотворение-покаяние поэта, разочаровавшегося в собственных идеалах.

Сочинение, а также краткий и полный анализ «Рыцарь на час» можно использовать на уроке литературы в 10–11 классах, чтобы дать школьникам представление об этом произведении.

  1. Отрывок поэмы «Рыцарь на час»
  2. Краткий анализ произведения
  3. Анализ стихотворения «Рыцарь на час»
  4. Подробный анализ стихотворения
  5. Сочинение о поэме Рыцарь на час
  6. Текст поэмы «Рыцарь на час»

Отрывок поэмы «Рыцарь на час»

Николай Алексеевич Некрасов

Рыцарь на час

Если пасмурен день, если ночь не светла,

Если ветер осенний бушует,

Над душой воцаряется мгла,

Ум, бездействуя, вяло тоскует.

Только сном и возможно помочь,

Но, к несчастью, не всякому спится…

Слава богу! морозная ночь –

Я сегодня не буду томиться.

По широкому полю иду,

Раздаются шаги мои звонко,

Разбудил я гусей на пруду,

Я со стога спугнул ястребенка.

Как он вздрогнул! как крылья развил!

Как взмахнул ими сильно и плавно!

Долго, долго за ним я следил,

Я невольно сказал ему: славно!

Чу! стучит проезжающий воз,

Деготьком потянуло с дороги…

Обоняние тонко в мороз,

Мысли свежи, выносливы ноги.

Отдаешься невольно во власть

Окружающей бодрой природы;

Сила юности, мужество, страсть

И великое чувство свободы

Наполняют ожившую грудь;

Жаждой тела душа закипает,

Вспоминается пройденный путь,

Совесть песню свою запевает…

Краткий анализ произведения

В стихотворении отразились впечатления Некрасова от пребывания в Грешневе и Абакумцеве, где за оградой церкви Петра и Павла похоронена мать Некрасова.

  • История создания – Стихотворение написано в 1862 году. На его создание автора подтолкнуло разочарование в прежних идеалах и жизненных позициях.
  • Тема стихотворения – Исповедь лирического героя, его раскаяние в собственной бездеятельности.
  • Композиция – Композиция стихотворения простая, состоит из трёх частей. В первой части лирический герой любуется ночным пейзажем, во второй – предаётся горестным воспоминаниям об умершей матери, в третьей – признаётся в собственном бессилии, в неготовности к настоящему делу.
  • Жанр – Элегия
  • Стихотворный размер – Трёхстопный анапест.
  • Метафоры – «ожившая грудь», «волны белого лунного света»
  • Эпитеты – «пасмурный день», «клён весёлый», «даль глубоко прозрачна, чиста».
  • Олицетворения – «совесть песню свою запевает», «ум бездействует», «мгла воцаряется».

«Рыцарь на час» — покаянное стихотворение поэта-реалиста Некрасова, близкое по жанру к элегии. В нём есть элементы пейзажа, портрета, плача, эпический сюжет. Стихотворение должно было стать частью поэмы, которая так и не была написана.

Мне нравится 11

Анализ стихотворения «Рыцарь на час»

Стихотворная поэма А. Н. Некрасова «Рыцарь на час» состоит из двух логических частей, каждая из которых объединена общей темой.

Первая часть даёт нам описание природы и чувств лирического героя, таких как глубокое раскаяние:

Перед нами предстают картины живой природы:

Они переплетаются с описанием чувств и ощущений лирического героя:

И великое чувство свободы

Подобное продолжается до наступление второй части, ознаменованного мыслями героя о его покойной матери.

Перед ней он хочет раскаяться и излить ей душу:

На родимую грудь изолью,

тебе мою песню последнюю,

На две части стихотворение можно разделить, основываясь на идеях, которые они несут. В первой части лирический герой испытывает различные приятные чувства, такие как чувство свободы. Морозная зимняя ночь придаёт ему физических и духовных сил, он восхищается всем, что видит вокруг.

Во второй части хорошее настроение персонажа начинает ухудшаться, он всё больше чувствует раскаяние и собственную ничтожность, что в конце выливается в такие строки:

Но для дела вы мёртвы давно.

Суждены вам благие порывы,

Лирический герой хотел измениться, стать лучше, но так ничего не сделал. Этим и строками, приведёнными в предыдущем абзаце, объясняется смысл названия стихотворения «рыцарь на час».

Подробный анализ стихотворения

История создания

Судьба не слишком баловала Николая Алексеевича. Его отец был жестоким, деспотичным мужчиной, который тиранил не только прислугу, но и своих домашних. Особенно сильно доставалось матери поэта, Елене Андреевне, которая всю свою любовь и нежность отдавала детям.

Не в силах терпеть домашнее насилие, молодой Некрасов рано покинул отчий дом, за что был лишён отцовского наследства.

Оставшись без средств к существованию, Николай Алексеевич был вынужден вести нищенский образ жизни. Однако тяжелые испытания не сломили молодого человека: напротив, благодаря им у него выкристаллизовалась собственная гражданская позиция. Впрочем, со временем поэт стал разочаровываться в своих идеях, понимая, что они не находят поддержки в обществе.

В своём произведении «Рыцарь на час», написанном в 1862 году, Некрасов пытается проанализировать, почему он предал идеалы, в которые свято верил в юности. Первоначально стихотворение имело другое название – «Бессонница».

По замыслу поэта, «Рыцарь на час» должен был стать частью автобиографической поэмы, однако этого не произошло, и произведение получило статус отдельного стихотворения. Оно было напечатано в 1863 году в журнале «Современник».

Тема

Центральная тема произведения – задушевное покаяние лирического героя в собственной бездеятельности. Пройдя тернистый жизненный путь, в зрелые годы он полностью переоценивает свои ценности и идеалы, в которые раньше так свято верил.

Лирическое описание природы, наслаждение ночным пейзажем позволяет герою раскрыться, выразить собственные переживания, мысли, вызванные чувством глубокого раскаяния. Он честен перед самим собой, своей совестью, но в словах героя звучит неудовлетворённость самим собой.

Лирический герой сравнивает себя с рыцарем на один час, который готов к решительным действиям исключительно на словах, а на деле оказывается жалким и слабовольным трусом.

В своём произведении автор акцентирует внимание читателей на основной мысли – не достаточно просто принять жизненную философию, нужно упорно добиваться поставленной цели, невзирая на все преграды и сложности.

Композиция

Композиция произведения простая, делит стихотворение на три большие части.

  1. Первая часть – вступление, которое включает в себя размышления лирического героя. Он восторгается красотой осеннего пейзажа, описывает очарование лунной ночи. Романтический пейзаж как нельзя лучше подчёркивает настроение героя: при свете луны он чувствует себя счастливым, сильным, вдохновлённым.
  2. Вторая часть стихотворения, напротив, полна грусти и печали. Лирический герой предаётся воспоминаниям об умершей матери, которая была для него самым близким и любимым человеком. По сути, это исповедь лирического героя, который искренне просит у матери прощения и поддержки.
  3. В заключительной части лирический герой возвращается в реальность. Он признаётся в том, что уже не способен на свершение подвигов и обращается к теме слабого и безвольного молодого поколения.

Стихотворный размер – трёхстопный анапест, за исключением первой четырёхстопной строчки. В стихотворении наблюдается чередование мужской и женской рифм, автор использует в стихотворении все способы рифмовки, преобладает перекрёстная и кольцевая.

Жанр

Произведение «Рыцарь на час» написано в жанре элегии – грустные размышления на нравственно-философские темы.

Средства выразительности

Всю палитру своих душевных переживаний автор передаёт при помощи разнообразных художественных средств, среди которых метафоры («ожившая грудь», «волны белого лунного света»), эпитетов («пасмурный день», «клён весёлый», «даль глубоко прозрачна, чиста»), олицетворений («совесть песню свою запевает», «ум бездействует», «мгла воцаряется»).

Сочинение о поэме Рыцарь на час

Николай Некрасов появился на свет в семье отставного офицера, который отличался особой жестокостью и тиранил домочадцев. Поэтому будущий поэт еще подростком покинул отчий дом и долгие годы вынужден был влачить полунищенское существование, часто не имея денег на еду и ночлег.

Суровые испытания настолько закалили Некрасова, что он неоднократно признавался: именно пройденная школа жизни дала ему силы стать поэтом с четкой и непоколебимой гражданской позицией, который в своих произведениях отстаивал интересы низших сословий.

Однако с годами Некрасов расстался со своими юношескими идеалами и понял, что даже самый талантливый поэт уже не в состоянии повлиять на развитие общества. Автор осознал, что его идеи изменить мир является если и не утопическими, то весьма далекими от реализации.

Переосмысливая собственную жизнь, в 1862 году поэт написал стихотворение «Рыцарь на час», в котором попытался понять, почему же с возрастом он разочаровался в том, во что верил долгие годы.

Это произведение начинается с описания ночной прогулки по заснеженному полю, поэтому поначалу создается обманчивое впечатление, что стихотворение «Рыцарь на час» является редким образцом пейзажной лирики этого удивительного поэта.

Однако по мере повествования в описание «окружающей бодрой природы» вплетаются мысли и чувства автора, который испытывает глубокое раскаяние, отмечая, что «совесть песню свою запевает».

В эту морозную ночь мысли поэта возвращают его в родное имение, где на кладбище возле полуразвалившейся убогой церквушки находится могила его матери.

Только сейчас Некрасов начинает осознавать, что именно эта хрупкая и постоянно унижаемая мужем женщина научила своих детей превыше всего в жизни ценить собственную свободу и независимость, верить в справедливость и выбирать благородные жизненные цели.

Однако по прошествии многих лет поэт изменил своим идеалам и, по его утверждению, погрузился «тину нечистую мелких помыслов, мелких страстей».

Подчиняясь непонятному душевному порыву, Некрасов просит Всевышнего даровать ему встречу с матерью, чтобы покаяться перед ней в своих грехах и попросить совета о том, как исправить собственную жизнь, наполнить ее тем самым благородным смыслом, которого автор лишился в круговерти ежедневной суеты, никчемных дел и пагубных увлечений.

Некрасов отмечает, что он настолько привык к размеренности и спокойному существованию, что разучился ходить по тернистой дороге, рисковать собственной жизнью ради других и отстаивать свои взгляды, даже если со стороны это может показаться кому-то безрассудством.

Однако больше всего на свете Некрасов сожалеет о том, что не сумел сохранить в своем сердце любовь к единственной женщине, которая была его подлинной музой. И сейчас, в это морозную звездную ночь, автор убеждает сам себя, что именно ради любви он готов отдать свою жизнь, доказав тем самым, что она была прожита не напрасно.

Это стихотворение Некрасов, состоящее из нескольких разрозненных частей, создавал на протяжении двух лет. Поэтому у него было достаточно много времени на то, чтобы дать оценку собственным чувствам, стремлениям и желаниям.

И неудивительно, что эпилог произведения наполнен сарказмом и некоторым презрением к самому себе. Поэт приходит к печальному выводу, что душевное очищение, которое он испытал зимней ночью, лишило его последних физических сил.

А предательский внутренний голос, не лишенный сарказма и злорадства, нашептывает о том, что «суждены вам благие порывы, но свершить ничего не дано».

Таким образом, автор считает себя рыцарем на час, который лишь в мыслях и на словах готов к подвигам, а на деле предпочитает нежиться в теплой постели, рассуждая о своих ночных приключениях в патриотическом ключе.

Таким образом, Некрасов несправедливо полагал, что своей жизнью не принес никакой пользы. Он критически относился к своему поколению и собственной деятельности. В произведении поэт утверждает, что время для настоящей борьбы еще не пришло.

«Рыцарь на час», анализ стихотворения Некрасова

История создания

Стихотворение «Рыцарь на час» было написано в 1862 г. и опубликовано в № 1-2 «Современника» за 1863 г. Первоначально называлось «Бессонница».

В стихотворении отразились впечатления Некрасова от пребывания в Грешневе и Абакумцеве, где за оградой церкви Петра и Павла похоронена мать Некрасова.

Достоевский считал, что «Рыцарь на час» – шедевр творчества Некрасова. Сам Некрасов всегда читал его взволнованно, «со слезами в голосе».

Литературное направление, жанр

«Рыцарь на час» – покаянное стихотворение поэта-реалиста Некрасова, близкое по жанру к элегии. В нём есть элементы пейзажа, портрета, плача, эпический сюжет. Стихотворение «Рыцарь на час» должно было стать частью поэмы, которая так и не была написана.

Тема, основная мысль и композиция

Стихотворение начинается с бессонницы лирического героя, вызванной осенней непогодой (вступление).

В основной части описана прогулка героя морозной ночью. Он наблюдает за жизнью ночной деревни, наслаждается окружающими звуками (шум, производимый птицами, стук проезжающего воза и звон собственных шагов), запахами (дёгтя от воза). Бодрость природы передаётся лирическому герою. Созерцание деревенского пейзажа, вида деревни, окружённой скирдами, настраивает на философский лад, и лирический герой мыслями улетает к церкви, где похоронена его мать.

Герой мысленно преодолевает пространство: «От чего я пространством огромным отделён – всё живёт предо мной». Он взывает к тени умершей матери, вспоминает её несчастливую жизнь, вызывает в памяти её портрет. Образ матери является лирическому герою, и он исповедуется в своей жизни и просит наставить его на истинный путь, деятельный путь любви.

Пробудившись утром, лирический герой осознаёт своё бессилие, свою неспособность к действию (заключение).

Тема стихотворения – исповедь лирического героя, покаяние в бездеятельности.

Основная мысль: недостаточно осознать своё предназначение и поддаться минутному порыву; тернистый путь любви – это упорство и бесстрашие в достижении цели.

Тропы и образы

Во вступлении для описания состояния природы и лирического героя Некрасов использует олицетворения и метафоры: ветер бушует, мгла воцаряется, ум бездействует.

Изменившееся под влиянием путешествия по зимнему морозцу внутреннее состояние героя описывается с помощью метафор (великое чувство свободы наполняет ожившую грудь, жаждой дела закипает душа, совесть запевает свою песню) и эпитетов (обоняние тонко, мысли свежи, ноги выносливы). Здесь появляется мотив деятельной жизни, которой требует душа. В конце стихотворения он вспоминается снова как нереализованный.

Пейзаж (спящую природу) Некрасов рисует с помощью эпитетов и метафорических эпитетов: тихая, лунная ночь, даль глубоко прозрачна, чиста, месяц полный, узорчатые странные тени, тончайшие сети паутины, сонные нивы, играющая, ясная луна, пасмурный дуб, весёлый клён, тяжёлый ворон, старая ель, поздняя осень, освещённые луга. В пейзаже важны цвета. Хотя дело происходит ночью, краски яркие: небо голубое, беловатое и лиловое, земля одета «в волны белого лунного света» (метафора), красные полосы гречки, зеленеющая озимь, золотая долина подо льдом.

К мыслям о матери и её могиле лирического героя приводит ассоциация с родиной-матерью, родной деревней-кормилицей, о которой вспоминает герой. И родина, и родная деревня, запасшаяся стогами на зиму, олицетворяются. Герой мысленным взором переносится к церкви, где похоронена мать.

В описании церкви важны контрасты: белая стена – и чёрная тень старика-звонаря, дряхлый старик – и его громадно великая тень на полравнины, тишина ночи – и звук бьющего 12 раз колокола.

Вызвав в памяти образ матери, «чистейшей любви божество», лирический герой исповедуется ему. Портрет матери написан эпитетами: «русокудрая, голубоокая, с тихой грустью на бледных устах», величаво-безгласная, молодая, прекрасная, бледнолицая.

Лирический герой просит вывести его на тернистую дорогу, по которой идут погибающие за великое дело любви (метафора). Он приходит к выводу, что только смертью может доказать свою смелость и любовь (как сделала его мать, страдая за детей). Ритмический обрыв свидетельствует о том, что мольба героя была продолжена.

Но утром от решимости лирического героя не осталось и следа. Он слаб и испуган, подчиняется убеждениям внутреннего голоса, что благие порывы не приведут к действиям.

Название стихотворения – это метафорическая характеристика человека, который отказывается от достижения благородных целей под влиянием жизненных трудностей, лишь иногда вспоминая о них, а таковы почти все люди.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано трёхстопным анапестом (первая строчка четырёхстопная). Речь близка к разговорной. Женская рифма чередуется с мужской, кольцевая и перекрёстная рифмовка чередуются неупорядоченно, некоторые строчки остаются без рифмы, на них падает логическое ударение.

Анализ стихотворения Некрасова «Рыцарь на час. Стихотворение Н

Произведение Николая Алексеевича Некрасова «Рыцарь на час» раскрывает душевные переживания автора. Во многом это стихотворение-покаяние поэта, разочаровавшегося в собственных идеалах. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Рыцаря на час» по плану, который будет полезен ученикам 10 класса при подготовке к уроку по литературе.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Рыцарь на час.
История создания – Стих написан в 1862 году. На его создание автора подтолкнуло разочарование в прежних идеалах и жизненных позициях.

Тема стихотворения – Исповедь лирического героя, его раскаяние в собственной бездеятельности.

Композиция – Композиция стихотворения простая, состоит из трех частей. В первой части лирический герой любуется ночным пейзажем, во второй – предается горестным воспоминаниям об умершей матери, в третьей – признается в собственном бессилии.

Жанр – Элегия

Стихотворный размер – Трехстопный анапест.

Метафоры – «ожившая грудь», «волны белого лунного света»

Эпитеты – «пасмурный», «веселый», «поздняя».

Олицетворения – «ветер бушует», «ум бездействует», «мгла воцаряется».

Средства выразительности

Всю палитру своих душевных переживаний автор передает при помощи разнообразных художественных средств, среди которых метафоры

(« ожившая грудь», «волны белого лунного света »),
эпитетов
(« пасмурный», «веселый», «поздняя »),
олицетворений
(« ветер бушует», «ум бездействует», «мгла воцаряется »).

Н.А. Некрасов вырос на Волге, в селе Грешнево Ярославской губернии. С раннего детства он очень любил русскую природу, много времени проводил в лесу, в поле, на берегу великой русской реки. Отец, семейный деспот, угнетал всех домочадцев. Больше всего от этого страдала мать поэта, Елена Андреевна. И поэтому всю свою любовь она отдавала детям. К сожалению, смерть рано пришла за ней. Некрасов очень любил свою мать, и потеря самого близкого человека стала для него настоящей трагедией. Многие произведения Некрасова посвящены воспоминаниям о детстве и юности. У поэта был творческий замысел: создать автобиографическую поэму «Рыцарь на час», и стихотворения «На Волге» и «Рыцарь на час» были главами из этой поэмы. Но произведение так и не было написано, а главы стали существовать как отдельные стихотворения. «Рыцарь на час» написано в 1860–62 году, это одно из самых задушевных произведений Некрасова. Сам поэт, по воспоминаниям современников, читал его «со слезами в голосе». Это грустное воспоминание, навеянное посещением родных мест, села Грешнево. Стихотворение состоит из трех больших частей. Первая часть, вступление, начинается грустным размышлением автора на фоне осеннего пейзажа: Если пасмурен день, если ночь несветла, Если вечер осенний бушует, Над душой воцаряется мгла, Ум, бездействуя, вяло тоскует … Но дальше настроение лирического героя меняется, наполняется яркими красками: Даль глубоко прозрачна, чиста, Месяц полный плывет над дубравой, И господствуют в небе цвета: Голубой, беловатый, лиловый, Воды ярко блестят средь полей, А земля прихотливо одета В волны белого лунного света И узорчатых странных теней. Яркие эпитеты, олицетворения помогают поэту создать неповторимую картину ночи. В изображении природы в этом стихотворении Некрасов близок к поэтам-романтикам: лунный свет располагает к мечтам, перед ним возникают странные тени, причудливые видения. Даже обездоленная деревня красива в лунном сиянии: Не видна ее бедность нагая! Запаслася скирдами родная, Окружилася ими она И стоит, словно полная чаша. Пожелай ей покойного сна – Утомилась кормилица наша! Поэт называет деревню «родной», «кормилицей», и тема обездоленного крестьянства уходит на второй план. В этой части романтический пейзаж перекликается с чувствами поэта: в лунном свете осенней ночи он бодр и счастлив, вновь чувствует себя молодым: Отдаешься невольно во власть Окружающей бодрой природы; Сила юности, мужество, страсть И великое чувство свободы Напоминает ожившую грудь … Восклицательные предложения подчеркивают радостное настроение поэта. И все же грустные воспоминания не дают покоя: В эту ночь я хотел бы рыдать На могиле далекой, Где лежит моя бедная мать. Грустью наполнена вторая часть стихотворения. В начале перед читателем возникает образ церкви: Вся бела, вся видна при луне, Церковь старая чудится мне, И на белой церковной стене Отражается крест одинокий. История русского народа связана с христианством. В трудные минуты жизни люди всегда обращались к богу, надеясь на его помощь. Рядом с церковью располагались кладбища, и прихожане молились о душах усопших, просили у них прощения. На могиле у матери звучит грустная исповедь поэта. Мы видим, насколько близка была ему мать, как сильно он любил ее: Повидайся со мною, родимая! Появись легкой тенью на миг! Всю ты жизнь прожила, нелюбимая; Всю ты жизнь прожила для других. С головой, бурям жизни открытою Весь свой век под грозою сердитою Простояла ты, – грудью своей Защищая любимых детей. Антонимы: «родимая» – «нелюбимая», «открытою» – «сердитою» подчеркивают, насколько сложна и тяжела ее жизнь. Для поэта его мать – лучшая женщина в мире, «чистейшей воды божество». С помощью ярких эпитетов автор создает неповторимый образ: Треволненья мирского далекая, С неземным выраженьем в очах, Русокудрая, голубоокая, С тихой грустью на бледных устах. В своей грустной исповеди поэт просит у матери прощения и помощи. Предательства друзей, клевета врагов – все это не так важно для него, как потеря самого близкого человека. Своими страданиями она должна искупить грехи сына: Я пою тебе песнь покаяния, Чтобы кроткие очи твои Смыли жаркой слезою страдания Все позорные пятна мои. Возможно, после смерти душа поэта встретится с душой умершей матери, и тогда она сможет его простить: Тот, чья жизнь бесполезно разбилася, Может смертью еще доказать, Что в нем сердце неробкое билося, Что умел он любить … Чтобы передать свои чувства, поэт использует много вопросительных и восклицательных предложений. В третьей, заключительной части исчезли ночные видения поэта, вернулась реальность. Лирический герой уже не тот, он «проснулся ребенка слабей», неспособный к каким-либо действиям. Эта часть перекликается с лермонтовской «Думой». Автор обращается к теме потерянного молодого поколения, называя его «ничтожное племя». Вы еще не в могиле, вы живы, Но для дела мертвы вы давно, Суждены вам благие порывы, Да свершить ничего не дало … Для Некрасова 60-е годы – тяжелое время: закрытие «Современника», политические гонения, смерть и ссылка близких друзей. Революционерам-народникам «не дано» изменить существующий строй в России, их мечты утопичны. Об этом и страдает поэт. Стихотворение написано трехсложным размером – анапестом, что придает ему особую напевность, плавность. Мне понравилось это стихотворение, так как оно очень искреннее, передает самые глубокие чувства и переживания поэта. В этом произведении Некрасов следует традициям русских поэтов-романтиков: Жуковского, Батюшкова, Лермонтова. Сны, необычные видения, встречи с потусторонним миром – все это характерно для романтизма как литературного направления. А свободолюбивые взгляды, революционные идеи – такие же романтические мечты, которым не суждено стать реальностью.

Анализ стихотворения «Рыцарь на час» показывает искреннюю, совестливую исповедь лирического героя, который полностью обнажает перед читателем свою душу. Ниже мы подробнее рассмотрим все аспекты стихотворения-мольбы.

История создания

Судьба не слишком баловала Николая Алексеевича. Его отец был жестоким, деспотичным мужчиной, который тиранил не только прислугу, но и своих домашних. Особенно сильно доставалось матери поэта, Елене Андреевне, которая всю свою любовь и нежность отдавала детям. Не в силах терпеть домашнее насилие, молодой Некрасов рано покинул отчий дом, за что был лишен отцом наследства.

Оставшись без средств к существованию, Николай Алексеевич был вынужден вести нищенский образ жизни. Однако тяжелые испытания не сломили молодого человека: напротив, благодаря им у него выкристаллизовалась собственная гражданская позиция. Впрочем, со временем поэт стал разочаровываться в своих идеях, понимая, что они не находят поддержки в обществе.

В своем произведении «Рыцарь на час», написанном в 1862 году, Некрасов пытается проанализировать, почему он предал идеалы, в которые свято верил в юности. Первоначально стихотворение имело другое название – «Бессонница».

По замыслу поэта, «Рыцарь на час» должен был стать частью автобиографической поэмы, однако этого не произошло, и произведение получило статус отдельного стихотворения. Оно было напечатано в 1863 году в журнале «Современник».

Тест по стихотворению

Рейтинг анализа

Средняя оценка: 4.6 . Всего получено оценок: 285.

Н. А Некрасов вырос в селе Грешнево Ярославской губернии, в бассейне великой русской реки Волги. С раннего детства он проводил много времени на природе: на полях, в лесах – и очень сильно любил её (именно русскую природу). Он жил в ней, дышал ей и не мог представить своей жизни без неё. Его отец очень эгоистично и жестоко относился к членам своей семьи, в том числе и к его матери. Елена Андреевна (его мать) очень терпимо относилась ко всему и, чтобы сгладить печаль, отдавала всю свою любовь детям. Не выдержав жизненных лишений, она рано скончалась. Это было настоящим ударом для Некрасова: Он потерял самого близкого ему человека.

Его стихотворение написано так же, как и вышеописанные события жизни: оно тоже состоит из двух логических частей, первая часть рассказывает про природу, вторая – про мать. Первая часть начинается грустным описанием осенней природы: «Если пасмурен день, если ночь не светла, / Если ветер осенний бушует, / … / Ум, бездействуя, вяло тоскует», контрастно переходящим в радость от рассматриваемой им красоты природы: «Слава богу! морозная ночь – / Я сегодня не буду томиться. / По широкому полю иду, / Раздаются шаги мои звонко…». Автор очень увлекается описанием природы, своей любви к ней и нескончаемости этой любви, он показывает, насколько природа ему дорога. Здесь в нём просыпается романтика: причудливые тени, видения, лунный свет будят в нём воображение, заставляют мечтать о чём-то высоком. Он ободряется, молодеет, на некоторое время его посещает чувство счастья: «Отдаёшься невольно во власть / Окружающей бодрой природы; / … / И великое чувство свободы / Наполняет отжившую грудь…». Постепенно автор переходит к теме русской деревни, которая красива, даже несмотря на свою бедность: «Не видна её бедность нагая! / Запаслася скирдами, родная, / … / Пожелай ей покойного сна – / Утомилась кормилица наша. ».

Недавно шли восклицательные предложения, автор писал про природу, как тут на него набрели грустные воспоминания, о них автору некуда было деться (они имели очень серьёзные последствия и не могли не придти на ум ему при наличии стольких намёков): «Спи, кто может, – я спать не могу, / Я стою потихоньку, без шуму, / … / И невольную думаю думу…», «В эту ночь я хотел бы рыдать / На могиле далёкой, / Где лежит моя бедная мать…». Автору нужна помощь, главным образом от матери, и он хочет с ней поговорить, хочет попросить Бога обеспечить это: ему в голову пришёл образ церкви: «За селом, на горе невысокой, / Вся бела, вся видна при луне, / Церковь старая чудится мне…». Так началась вторая часть стихотворения. В ней автор говорит о своей бесконечной любви к матери, а также стыде перед матерью, просит её прийти к нему из того мира и помочь: «Повидайся со мной, родимая! / Появись лёгкой тенью на миг! / Всю ты жизнь прожила нелюбимая, / Всю ты жизнь прожила для других…». Автор использует приём антитезы, чтобы подчеркнуть сложность жизни своей матери, что на каждое её доброе дело отвечали (в том числе и Бог) несправедливостью. Он описывает её как «чистейшей воды божество», очень уважая и любя её: «С неземным выраженьем в очах, / Русокудрая, голубоокая, / С тихой грустью на бледных устах, / Под грозой величаво безгласная…». Автору нужна помощь; он осознаёт, что её только может предоставить ему мать, что ни сожалеющие друзья, ни враги-клеветники не заменят ему её в этом; она ему нужна, она его самый близкий человек. Он воззывает к ней на небеса за помощью: «…я гибну – и ради спасения / Я твою призываю любовь! / Я пою тебе песнь покаяния, / Чтобы кроткие очи твои / Смыли жаркой слезою страданья, / Все позорные пятна мои. ». Некрасов хочет встретиться со своей матерью после смерти на том свете, потому что другого способа пообщаться с ней он не находит: «Тот, чья жизнь бесполезно разбилася, / Может смертью ещё доказать, / Что в нём сердце не робкое билося, / Что умел он любить…».

Наступает третья, заключительная часть, и автор просыпается от ночных видений, раздумий, понимает, что он «ребёнок слабый», что он очень сильный, но не может применить свою силу, массовое высвобождение силы закончилось, он вырос: «Всё, что в сердце кипело, боролось, / Все луч бледного сердца спугнул, / И насмешливый внутренний голос / Злую песню свою затянул…». В стихотворении поэт сожалеет о несбывшихся мечтах, о потерянном времени, о безысходности его положения, о невозможности изменить мир в лучшую сторону. Стихотворение написано анапестом, придающим стихотворению длительности и горечи. Мне очень нравится это стихотворение, потому что оно написано очень искренне и просто, с полной передачей чувств и переживаний автора.

Анализ стихотворения «Рыцарь на час» показывает искреннюю, совестливую исповедь лирического героя, который полностью обнажает перед читателем свою душу. Ниже мы подробнее рассмотрим все аспекты стихотворения-мольбы.

Центральная тема произведения – задушевное покаяние лирического героя в собственной бездеятельности. Пройдя тернистый жизненный путь, в зрелых годах он полностью переоценивает свои ценности и идеалы, в которые раньше так свято верил.

Лирическое описание природы, наслаждение ночным пейзажем позволяет герою раскрыться, выразить собственные переживания, мысли, вызванные чувством глубокого раскаяния. Он честен перед самим собой, своей совестью, и в словах героя звучит презрение к самому себе.

Лирический герой сравнивает себя с рыцарем на один час, который готов к решительным действиям исключительно на словах, а на деле оказывается жалким и слабовольным трусом.

В своем произведении автор акцентирует внимание читателей на основной мысли – недостаточно просто принять жизненную философию, нужно упорно добиваться поставленной цели, невзирая на все преграды и сложности.

Композиция

Композиция произведения простая, делит стихотворение на три большие части.

  • Первая часть – вступление, которое включает в себя размышления лирического героя. Он восторгается красотой осеннего пейзажа, описывает очарование лунной ночи. Романтический пейзаж как нельзя лучше подчеркивает настроение героя: при свете луны он чувствует себя счастливым, сильным, вдохновленным.
  • Вторая часть стихотворения, напротив, полна грусти и печали. Лирический герой предается воспоминаниям об умершей матери, которая была для него самым близким и любимым человеком. По сути, это исповедь лирического героя, который искренне просит у матери прощения и поддержки.
  • В заключительной части лирический герой возвращается в реальность. Он признается в том, что уже не способен на свершение подвигов и обращается к теме слабого и безвольного молодого поколения.

Анализ стихотворения Некрасова «Рыцарь на час»

Автор: Guru · Опубликовано 09.08.2017 · Обновлено 08.10.2017

Творчество литератора часто вводят в определенные рамки и неоправданно ограничивают в их области созидания мысли и создания произведений. Для многих читателей Николай Алексеевич Некрасов – поэт-революционер, поэт-гражданин и поэт для народа. Но существует и другой Некрасов, который, возможно, всю жизнь прятался под революционным пылом.

История создания

Поздний Некрасов тщательно скрывает в себе молодые философские размышления и целиком посвящает себя народной поэзии. Несмотря на это, ему не удается полностью отойти от своего раннего творчества времен сборника «Мечты и звуки» (1840). Каждое его произведение содержит размышления о себе и о сущности жизни. Революционные стихи поэта содержат призыв к борьбе не на поверхности слов, а в самой природе произведения.

Философское стихотворение «Рыцарь на час» 1862 года можно назвать откровением, отражающим суть понимания личности поэта. Глубокие потрясения того времени, разрыв с друзьями, не поддерживающими его идеи, в частности с И.С.Тургеневым, легли в его основу.

Средства художественной выразительности

С первых же строчек лирический герой отделяет себя от других людей – для него наступил момент пробуждения, а ночь стала спутником его мыслей. Его порывистое «Слава богу!» отдает поспешной радостью и открытием новых чувств. Именно природа становится причиной возбужденного состояния рассказчика. Чтобы больше оживить окружающий мир, поэт использует анафору: «Как он вздрогнул! как крылья развил! Как взмахнул ими сильно и плавно!».

В стихотворении мы слышим звуки, чувствуем запахи и любуемся видами. Все органы чувств задействованы, и оттого картина единения окружающей обстановки и внутреннего мира героя полнее: «Деготьком потянуло с дороги…Обоняние тонко в мороз, Мысли свежи, выносливы ноги». Известное некрасовское «Чу!» оживляет тишину природы.

Чувство свободы и независимости преобладают в сердце героя. Но он не полностью освобожден от мыслей о прошлом: «Вспоминается пройденный путь, Совесть песню свою запевает…». Характерно олицетворение совести, как некого живого существа внутри человека.

Некрасов использует всевозможные эпитеты и метафоры для описания живописного русского пейзажа: «Даль глубоко прозрачна, чиста..», «..А земля прихотливо одета..», «ворон тяжелый», «Величавое войско стогов..». Цель поэта — показать не настоящую российскую деревню, а таинственный, мечтательный образ ночного поселения.

Первое пробуждение героя происходит в поверхностном возбуждении и в душевном подъеме, когда все естество сосредоточено на окружающей действительности. Наступает второе пробуждение. Этот взрыв мыслей и чувств в тишине природы и человека:

…И невольную думаю думу.
Не умел я с тобой совладать, Не осилил я думы жестокой…

В воображении мерещатся родные места: «…Церковь старая чудится мне», «Да! я вижу тебя, божий дом!». Появляется сторож-старик, чей образ, возможно, олицетворяет всю крестьянскую мощь, которой пора подняться и медленно бить в колокол.

Звон колокола чудится герою, и он уже мыслями и душой в своем воображении. Практически исчезают возвышенные эпитеты, преобладают просторечия: «осенясь», «о ведряном дне», « в балахоне убогом…».

Главная мысль

Описание миража было лишь предисловием к главному мотиву стихотворения — обращение героя к матери. Нежные слова произносит путник своей умершей матушке: «Повидайся со мною, родимая!». Под маской лирического героя оказывается сам Некрасов. Отец поэта был деспотичным, жестоким и крайне безудержным в своих действиях. Мать, напротив, была кроткой, но забитой. В воспоминаниях поэта она осталась несчастной мученицей и идеалом терпимости и нежности. Во многих произведениях можно отыскать ее образ: в женщине-крестьянке, в его музе, в милой девушке и в горячо любимой России. Смерть матери жестоко поразила его и вселила в него мысль, что он так и не смог отблагодарить ее за любовь.

Ее тяжелая судьба, борьба ради своих детей – все соединилось в душе героя, вся его молитва – о свидании с ней. Сын жаждет ее присутствия, но лишь ради себя. Жестокой болью пронизано его обращение – это кульминация и обострение всех его чувств. Он умоляет ее лишь о взгляде, который бы смыл всю тяжесть горя. Настолько проникновенны его мольбы к матери, что лишь целостная конструкция речи способна передать эмоции героя. Именно здесь проступает вся открытость принятия страдания.

Герой признается, что именно мать поставила его на путь правды, и ее идеал вдохновлял его всю жизнь. Воспоминание о ней наполнено светлыми эпитетами, а ее описание напоминает образ ангела. Рассказчик ищет моральной поддержки у матери, раскрывает ей свое естество и внутренние страдания:

Погрузился я в тину нечистую
Мелких помыслов, мелких страстей.
От ликующих, праздно болтающих,
Обагряющих руки в крови
Уведи меня в стан погибающих
За великое дело любви!

Смысл финала

Высокие и эмоциональные порывы героя выражают мысленный апофеоз идей и стремлений. Но как быстро он рушится! Наступает утро, и вся жертвенность героя проходит. Такое удивительное разрушение последних слов завершает кульминацию произведения. Все возвышенные мысли остались – но лишь в голове. Нет больше силы и мужества что-то делать. Желание пожертвовать собой во имя цели осталось, но только в мечтах. Теперь героя пугает могила матери, а, следовательно, и сама смерть за идею.

Последним идет монолог «насмешливого внутреннего голоса» героя:

Вы еще не в могиле, вы живы,
Но для дела вы мертвы давно,
Суждены вам благие порывы,
Но свершить ничего не дано…

В нем данном отрывке воплотились все жестокие чувства лирического героя по отношение к себе и к своей судьбе. Именно неподготовленность к переменам во времена Некрасова отражается в его горьких сетованиях. Поэт выносит вердикт самому себе и русскому обществу своей эпохи. Он утверждает бессмысленность возвышенных речей и обличает бездействие после пламенного мысленного апофеоза.

Проблематика

В стихотворении «Рыцарь на час» мы находим некий упадочный психологический настрой человека, его бездеятельную, обречённую на празднословие сущность и самые сокровенные мысли, являющиеся подтверждением внутренней неспособности к действию. Некрасов описывает чувства лирического героя, который под действием силы красоты и природы строит себе мечты и цели, дает обещания видению умершей матери. Но утром уже нет и следа от мечтательных порывов, остаются лишь скука, лень и бесполезность стремлений. Возвышенные речи обрываются, когда наступает утреннее прозрение: становится ясно, что ночные фантомы были лишь шалостями воображения, а реальный мир со вчерашнего дня нисколько не изменился. Кажется, что герой уснул, видел сон, а проснувшись, убедился, что все это был мираж.

Стихотворение настолько разное по эмоциональной окраске и по внутренним сплетениям, что остается вопрос — был ли это душевный подъем или иступленное покаяние?

Ссылка на основную публикацию