Русская литература второй половины 19 века – характеристика, особенности и направления

Русская литература второй половины 19 века (XIX века)

Литература является главной основополагающей в жизни человека. То, что она открывает для любого индивидуума, то, чем она наполнена просто немыслимо, ибо знания и культурный опыт прямиком воздействует на читателей, которые отважились взглянуть в творческий мир поэтов и писателей. Благодаря ей народ в свою очередь мог бороться за собственную свободу, ликвидировать террор и нищету. Историческое значение литературы просто огромно, ибо русские писатели старались для нее, создавая великолепные произведения, признающиеся с годами, веками шедеврами художественного творчества. Отличительная черта русской литературы второй половины 19 века – это, прежде всего, изощренный язык, необычные образы, превосходное сочетание неких слов, глубокие переживания и страдания героев, трудности, проблемы, которые, ставясь в том или ином произведении, обязательно решались, находились ответы.

Говоря о таком периоде, невозможно не упомянуть великого творца, преобразившего русскую литературу – Ивана Сергеевича Тургенева. Это мастер художественного слова, это чувствительный к обычным деталям человек, внимательный, образованный, а главное талантливый. Всем известен он своим творчеством: и «Рудин», и «Накануне», и «Отцы и дети», и др. Во всех собственных повестях и романах Тургенев смог выносить на бумагу тревожные свои мысли и волнующие голову вопросы, которые актуальны и популярны и по сей день. Без великолепного деятеля литература не была бы наполнена столь яркими и поражающими воображение произведениями!

Не меньшее значение в литературу внес и Чернышевский со своим романом «Что делать?». Повествует он об общественном движении, о борьбе за свободу. Произведение призывало неоднократно к революционным действиям. Несомненно, были и те, кто не мог принять роман как нечто познавательное и выдающееся, однако период разрухи, коренного перелома удалось увидеть всем читателям в произведении. И за это большое спасибо Чернышевскому.

Как можно забыть об Иване Александровиче Гончарове! Именно ему получилось показать людям разложение крепостного права! В арсенале у него лишь три произведения: всем знакомый «Обломов», популярная «Обыкновенная история», захватывающий «Обрыв», — однако столь немногим писатель вдохнул в литературу нечто новое, нарисовав живые образы чиновников, помещиков. С помощью творчества Гончарова люди открывают для себя атмосферу того времени, сталкиваются с трудностями, которые представить без книг довольно-таки сложно.

В этот период литература впустила к себя в ряды крупнейшего творческого деятеля, влияние которого на умы людей просто огромно, — Федора Михайловича Достоевского! Человек, что столкнулся с множеством преград и трагедий в жизни. Все тяготы собственной жизни изложил он в своих произведениях. Отчаянием и безысходностью полны «Бедные люди», поражение и сострадание появляются в душах читателей, когда перед глазами появляется книга «Братья Карамазовы», волнением наполнены «Записки из мертвого дома», а роман «Преступление и наказание» пугает и страшит воображение. Настолько живо и тревожно выявились на страницах книг образы, что создал Достоевский!

Обличал взяточников, нечестных людей, ненавидел либералов, лицемеров, тщеславных индивидуумов. Вызывали неприязнь у него те, кто собирал народ для собственных нужд. Человеком, который не смел терпеть подобное, был Салтыков-Щедрин – чудесный писатель, автор рассказов, что западают в самую душу. Все эмоции по поводу того периода времени отразились в его произведениях: непревзойденные «Господа Головлевы», таинственная и странная «История города Глупова». Салтыков-Щедрин собственным творчеством пытался донести всем читателям, что зажиточных людей, ханжей слишком много на планете. Они были, есть и будут. Только оставлять такой факт в стороне нельзя. Важно знакомиться с великими рассказами, повестями, анализировать, размышлять над прочитанным. Тогда и умы социумов просветлятся, жизнь станет проще.

А как же Некрасов? Николая Алексеевича забыть ни в коем случае нельзя! Почему? Это певец русского обездоленного народа, что собственными песнями, стихами успокаивал сердца людей, помогал в трудную минуту. Его творчество спасало от переживаний и стресса, потому как писал Некрасов о тяжкой судьбе народа в целом, внося в то или иное стихотворение близкое к самой душе! Кому не знать его великие стихотворения: «Кому на Руси жить хорошо», что вызвало полное доверие народа к непревзойденному писателю! А «Русские женщины» до сих пор читая, появляются слезы на глазах…

Беспрекословно, русская литература второй половины девятнадцатого века не обошлась бы без великолепного писателя, талант и вклад которого просто неописуем, он бесценен! Творческий деятель носит имя Лев Николаевич Толстой! Знаменит он своим творчеством, которое является просто-напросто вершиной всего! Чудесный писатель за собственную жизнь проводил множество духовных исканий, постоянно выявлял истину, что была всегда рядом. Это философ, который не боялся поделиться своими знаниями и опытом с читателями. Если обратиться к его потрясающему роману-эпопее «Война и мир», то становится понятно, что Толстой, кроме того, что повествует определенную линию сюжета, после этого дает краткое, может, и не краткое изложение собственных мыслей по поводу того или иного поступка героя. Творец помогает человеку, что открыл его великий труд, стать чуточку духовным, обогащенным. Он не покидает читателя в романе до конца. В этом и уникальность деятеля! Непревзойденность Льва Николаевича состоит в том, что помимо изображения сложностей судьбы, ее превратностей, взлетов и падений, жизненных вопросов, Толстой показал и как справляться с тяготами сего мира! И в «Анне Каренине» он говорит, что таким девушкам, как Анна, которые бросают собственных детей ради потехи, не место в этой жизни! Автор дает ясно это понять. И славен писатель своим произведением под названием «Воскресение», философичность данной книги поразительна и актуальна. Лев Николаевич Толстой сумел сделать и внести в литературу то, что многим другим до сего момента не удавалось! Уникальная личность!

И последний, кого убрать из памяти нельзя – это выдающийся Антон Павлович Чехов, творческие способности которого находят свое место ближе к концу девятнадцатого века! Именно ему принадлежат известные каждому читателю слова: «Краткость – сестра таланта». Писатель преобразил период того времени тем, что создавал уникальные произведения, что коротки по своему содержанию. Точность, изображение каждой детали, быстрое попадание в атмосферу происходящего – всё это умел Чехов. Ему с легкость удавалось за считанные слова перенести читателя в определенный рассказ, не забыв историю прежнего. Что показывал Антон Павлович в собственных произведениях? Вырисовывал он пошлость человека, явно осмеивая ее, показывал узкий кругозор индивидуумов, типичные образы, что сочетают в себе отрицательные качества. Все эти образы есть в его рассказах: «Хамелеон», «Учитель словесности» и другие. Перечислять можно долго, но ознакомиться лучше самим!

Таким образом, литература сего периода славится большим количеством писателей, что являлись великими творцами, внесшими необыкновенный вклад в развитие творческого направления! Не стоит забывать то, чему посвятили всю собственную жизнь великие люди!

Общие сведения

Литература 2 половины 19 века характеризуется появлением новых направлений в развитии художественной поэзии. Это знаменательный период, когда активно появляется интерес к изучению мировой истории и познанию мировоззрения, развиваются политические и общественные движения, научный прогресс.

В это время появляется интерес к актуальным проблемам человеческих ценностей. Также ключевое влияние оказывают и исторические события:

  1. Наполеоновские сражения.
  2. Французская революция (1788—1792).
  3. Отмена крепостничества в России.
  4. Образование независимых государств Италии и Германии.
  5. Революции XVIII столетия.

Литература попала в круговорот этих событий, она отобразила в себе текущий период и появление новой эстетической реальности.

Место романтизма занимает реализм, ставший отражением разнообразия человеческих взаимоотношений, воспроизведением действительного быта, объективным описанием достоверности. Тщательное изучение общественной жизни и конкретного человека, талантливо показанные в творчестве Пушкина, Гоголя, Бальзака и Стендаля, продолжили многие писатели мировой литературы: Тургенев, Абельдяев, Достоевский, Вельдман, Флобер, Гаршин, Толстой, Жуковский, Диккенс, Зубов, Мопассан.

Литература 2 половины XIX столетия сыграла важную роль в обществе, сформировала социальное мнение, воспроизвела политические идеи. Во всех рассказах на первом месте стояла общественная тематика. Социальность и публицистичность характеризуют рассказы той эпохи. В это время были остро поставлены вопросы в сочинениях «Что делать?» и «Кто виноват?».

В литературе можно четко проследить анализ общечеловеческих отношений. Действие во многих рассказах происходит в тот же период, когда они создаются и публикуются. На фоне социального строя того времени показана жизнь героев. В качестве мотива поведения главных персонажей выступает историческая атмосфера.

Федор Михайлович Достоевский

Вот автором — выходцем по сути из этой среды, человеком, который очень глубоко в себе пронес и пропустил через себя эти события был конечно, Федор Михайлович Достоевский. Это человек очень необычной судьбы и мы с вами можем об этом немножко отдельно поговорить. Он начинал, в общем-то, как человек такой интеллигентский, устремленный в будущее либеральное России, а вторая половина его жизни была связана с поиском Христа, Христа в себе, то есть успокоения души.

Приятие окружающего таким, какое оно есть, и изменять это окружающее необходимо любовью, а не какими-то потрясениями. Вот Достоевский – это, что называется, очень четкое отображение того, как меняется русское общество, как меняется сознание русского общества. Конечно, это сознание людей, которые могли прочесть эти книги и вообще — это сознание читающей России.

Вы, наверное, слышали такое понятие, как субкультура. Если говорить простым языком субкультуры — это вот те неформальные объединения молодежи самых разных возрастов, иногда между прочим, и очень взрослых людей, которых объединяют какие-то интересы. Довольно часто такие объединения формируются на фоне неприятия окружающей действительности: мне не нравится вот та буржуазная сытая мораль, то буржуазное общество, которое меня окружает, общество потребления.

Зачем я должен покупать еще один Орбит? Только потому, что в рекламе говорят, что он стал еще вкуснее? Это очень, очень, очень спорное утверждение. Вот такие люди делают себе лохматые прически, одеваются как-то так, как не положено, как не принято; в противовес костюму носят драные майки, рваные джинсы; взрослое поколение их ругает, говорит: «Как можно? Это падение морали и нравственности». И кажется, что это так современно, так ново, но в действительности нет ничего нового под луной.

Основные стили

Вторая половина XIX столетия характеризуется появлением реализма в литературе. Это направление приходит вместо романтизма:

  • реализм всесторонне отображает влияние общественных и исторических событий на формирование человеческой личности и духовное развитие, отношение человека к обществу;
  • романтизм характеризуется анализом внутреннего мировоззрения человека, ощущением интуитивного мировосприятия, конфликтом желаний и реальности, отрицанием повседневности, большим вниманием к фольклору и приданиям, возвеличиванием духовности.

Литература того времени заслуживает отдельного внимания. Популярные поэты создают свой мир, в котором главные персонажи переживают собственные трагедии и решают общественные проблемы. Основной целью писателей является отображение событий столетия, которое было насыщено социально-экономическими и политическими изменениями.

В эту эпоху усиливаются взаимоотношения между авторами разных стран, появляется самобытность литературы каждой нации. Основным стилем является роман, а поэзия и драматургия отходят на вторые позиции.

Хоть постоянно проходили литературные споры, в основном творчестве большинства авторов все еще чувствуется приверженность к романтическому жанру. Это было некое объединение реализма и романтизма, перетекание одного жанра в другой. Но этот процесс только обогащал поэзию. В произведениях Стендаля, Бальзака, Тургенева и Мопассана можно проследить эту тенденцию.

Особенности литературы второй половины 19 века

Литература 2-ой половины девятнадцатого века заслуживает особого внимания. Известные писатели этого периода создавали свой мир, где герои решали социальные проблемы и переживали свои маленькие трагедии. Главной задачей авторов была отражение событий века, который был богат на политические и социальные события.

Во второй половине 19 столетия усиливаются связи между писателями на международном уровне. В то же время проявляется самобытность национальных литератур. Ведущим жанром худ.литературы становится роман, а драматургия и поэзия уходят на второй план.

Не смотря на то, что велась постоянная литературная полемика, в творчестве многих писателей все еще ощущаются склонность к романтическому стилю. Это было своеобразное сосуществование романтизма и реализма, «проникновение» стилей друг в друга. Но, это обогащало литературу. Даже творчество таких реалистов, как Бальзак, Стендаль, Диккенс, Тургенев имело такую тенденцию.

Проявление реализма

Классический реализм возникает во Франции в 30-х гг. XIX столетия, а после начинает распространяться на остальные государства. Определение «реализм» употреблять начали позже, чем возникло направление. Теоретически создали этот жанр Бальзак в произведении «Человеческая комедия» и Стендаль в рассказе «Расин и Шекспир». Характерные черты реализма:

  • индивидуальность стиля, отступление от канонов;
  • реалистичность и объективность;
  • воссоздание мира;
  • связь с естествознанием, историей, социологией, политикой;
  • создание индивидуальных стилей, которые объединяют в себе реалистические и романтические составляющие;
  • основной акцент на социальной сфере;
  • анализ отношений среды и человека.

Стендаль в произведении «О любви» сначала пытается изучить чувство в качестве ученого, а после кратко описывает стадии его зарождения.

Направления литературы второй половины 19 века

Вторая половина 19 века характерна развитием реализма в искусстве и литературе, который приходил на смену романтизму.

  • романтизм — этому направлению присуще чувственно-интуитивное мировосприятие, обращение к внутреннему миру человека, отрицание обыденности, конфликт действительности и желаний, возвеличивание духа, обращение к мифологии и фольклору;
  • реализм — всесторонне отражает взаимоотношение среды и человека, влияние исторических и социальных обстоятельств на духовный рост и формирование личности человека.

Ситуация в России

Литература 2 половины 19 века в России характеризуется общественными движениями западников и славянофилов. Первые утверждали, что развитие государства начало происходить благодаря реформам Петра Первого. Отношение к допетровской России у этих последователей было негативным, они утверждали, что в ту эпоху не были достойны уважения история и искусство. Славянофилы протестовали против европейской ориентации, они продвигали самостоятельное развитие Российского государства.

Очень распространенным течением у западников являлось радикальное, в основе которого лежали учения Фурье и Симона с выделением социализма. В этом течении наиболее радикальные его участники считали, что революция — это только один выход, благодаря которому можно что-то поменять в Российском государстве. Славянофилы утверждали, что по своему содержанию российская история не уступает европейской.

В 1861 г. зарождается течение почвенников, которое пытается преодолеть разносторонность мнений. Его основоположниками являлись Страхов, Григорьев, Достоевский. Они не принимали самодержавный строй и европейскую буржуазно-демократическую систему разделения общества.

Обвиняя Европу в низкой духовности, Достоевский утверждал, что «образованное общество» должно быть вместе с «народными слоями», это позволит обогатить друг друга знаниями. Негативное отношение к революции и капитализму, подчеркивание духовного начала — главные идеалы почвенников. Пушкин был для этого движения ведущим символом русского духа.

Проведя краткий обзор русской литературы 2 половины 19 века, можно выделить такое движение, как нигилизм. Почвенники считали его основной угрозой реальности. В обществе это направление было очень популярным. Его поклонники не принимали устоявшиеся культурные ценности и особенности поведения. Изменялись моральные нормы, главными считались собственные удовольствия и желания. Базаров в произведении «Отцы и дети» является наиболее выразительным представителем нигилизма.

Русская литература второй половины 19 века кратко

В пятидесятые годы 19 века расцветает поэзия. Появляются такие поэты, как Фет, Полонский, Майков, которые уделяют внимание в своих стихах быту, народному творчеству. А.К.Толстой осмысляет в своих произведениях российскую историю. Стиль авторов определяет народные предания, былины, старые песни. Николай Некрасов является главным авторитетом этого направления.

Роман, как литературный жанр, занимает главное место в русской литературе. В это время издаются:

  • «Война и мир» Льва Толстова;
  • «Что делать?» Николая Чернышевского;
  • «Преступление и наказание» Федора Достоевского;
  • «Господа Головлевы» Салтыкова-Щедрина.

Самобытная и национальная драматургия развивается в этот период. В пьесах уделяется внимание купеческому и крестьянскому быту, фольклору, истории, языку. Часто произведения посвящаются нравственно-социальной проблематике, где реализм сочетается с романтизмом. Алексей Толстой, Александр Сухово-Кобылин, Александр Островский относятся к таким драматургам.

Особенности литературы второй половины 19 века. Особенности русской литературы второй половины 19 века

Девятнадцатый век, особенно вторая его половина, вошел в историю, как золотой век мировой литературы. В каждой стране литература девятнадцатого столетия имеет особенности, которые связаны со спецификой национального характера, общественной жизнью государства и его истории. Но, не смотря на это, прослеживается общая тенденция развития нового литературного направления во второй половине XIX века.

Литература второй половины 19 века кратко

Вторая половина 19 века известна новыми тенденциями в развитии мировой художественной литературы. Это известный и знаменательный период, когда начали динамично развиваться науки, социальные и политические процессы, появился интерес к познанию мира, изучению истории. Именно в этот период возник интерес к проблемам общечеловеческих ценностей. Оказали влияния и исторические процессы, такие как, Великая Французская революция (1789 — 1793), наполеоновские войны, революции 18 века — 30, 48, 71 годов, формирование таких государств, как Германия и Италия, отмена крепостного права в России. Литература находилась в водовороте этих событий и отображала тогдашнюю эпоху и новую эстетическую действительность.

Общая характеристика литературы второй половины 19 века

На смену романтизму (уход в мир идеалов), приходит реализм, который характерен объективным отражением действительности, воспроизведением достоверной бытовой жизни, отображением многообразия человеческого характера. Глубокое изучение общества и отдельного человека, так талантливо изображенные в творчестве Стендаля и Бальзака, Гоголя и Пушкина продолжила плеяда представителей мировой литературы: Достоевский, Тургенев, Толстой, Флобер, Мопассан, Диккенс и многие другие.

Литература второй половины 19 века играла большую роль в обществе, озвучивала политические идеи, формировала общественное мнение. Во всех произведениях стала преобладать социальная тема. Публицистичность и социальность отличают литературные произведения того времени. Именно тогда были поставлены вопросы в романе А.И. Герцена «Кто виноват», и «Что делать» в романе Н.Г. Чернышевского.

Анализ общественных явлений четко прослеживается в литературе. Действие в большинстве произведений происходит в то же время, когда пишется создается. На фоне широкой социальной картины изображается жизнь героев. Иначе говоря, мотивам поведения и характера героев служит социально-историческая атмосфера.

Направления литературы второй половины 19 века

Вторая половина 19 века характерна развитием реализма в искусстве и литературе, который приходил на смену романтизму.

  • романтизм — этому направлению присуще чувственно-интуитивное мировосприятие, обращение к внутреннему миру человека, отрицание обыденности, конфликт действительности и желаний, возвеличивание духа, обращение к мифологии и фольклору;
  • реализм — всесторонне отражает взаимоотношение среды и человека, влияние исторических и социальных обстоятельств на духовный рост и формирование личности человека.

Особенности литературы второй половины 19 века

Литература 2-ой половины девятнадцатого века заслуживает особого внимания. Известные писатели этого периода создавали свой мир, где герои решали социальные проблемы и переживали свои маленькие трагедии. Главной задачей авторов была отражение событий века, который был богат на политические и социальные события.

Во второй половине 19 столетия усиливаются связи между писателями на международном уровне. В то же время проявляется самобытность национальных литератур. Ведущим жанром худ.литературы становится роман, а драматургия и поэзия уходят на второй план.

Не смотря на то, что велась постоянная литературная полемика, в творчестве многих писателей все еще ощущаются склонность к романтическому стилю. Это было своеобразное сосуществование романтизма и реализма, «проникновение» стилей друг в друга. Но, это обогащало литературу. Даже творчество таких реалистов, как Бальзак, Стендаль, Диккенс, Тургенев имело такую тенденцию.

Реализм литературы второй половины 19 века

Классические формы реализм приобретает во Франции в тридцатых годах 19 века, а затем распространяется в других странах. Сам термин, реализм, употреблять стали позже, чем появилось само явление. Теоретически обосновали это направление Стендаль в произведении «Расин и Шекспир» и Бальзак в «Человеческой комедии».

К главным особенностям реализма относятся:

  • объективность и действительность;
  • отход от каноничности, индивидуальные стили преобладают над общими;
  • познавательность, связь с историей, естествознанием, психологией, социологией;
  • попытка воссоздания мира, как сложного единства;
  • интерес к взаимодействию среды и человека, типовые характеры в типовых обстоятельствах;
  • центром внимания становится социальная сфера;
  • появление индивидуальных стилей, сочетающих романтические и реалистические элементы.

Стендаль, в своем трактате «О любви», сначала изучает чувство как ученый, а затем описывает этапы зарождения.

Литература второй половины 19 века в России

В это в время в России наметились общественные течения — славянофилы и западники. Западники считали, что развитие страны началось с реформ Петра I и по этому пути необходимо идти дальше. Следует отметить, что отношение к допетровской Руси у них было пренебрежительное, они отмечали, что в то время отсутствовали достойные уважения культура и история.

Славянофилы выступали против ориентации на Запад, за самостоятельное развитие России.

Популярным движением среди западников, было радикальное. Оно было основано на утопическом учении Сен-Симона и Фурье с уклоном в социализм. Это движение, самое радикальное его крыло, придерживалось мнения, что революция, это единственный способ, с помощью которого, можно что-то изменить в стране. Славянофилы же, считали, что история России богата не менее, чем западная цивилизация, которая страдала от безверия, индивидуализма и разочаровалась в духовных ценностях.

В 1860 году зародилось движение почвенников, оно пыталось преодолеть полярность мнений. Его идеологами стали Ф. Достоевский, А. Григорьев, Н. Страхов. Они отвергали западную буржуазную демократию и самодержавно-демократический строй. Обвиняя Запад в бездуховности, Достоевский говорил, что «просвещенное общество» должно слиться с «народной почвой», это поможет низам и верхам обогатить друг друга. Отрицательное отношение к материализму и к революции, подчеркивание нравственно-религиозного начала — основные принципы почвенников. А.С. Пушкин был для них олицетворением русского духа.

Литературу второй половины 19 века отличает такая особенность, как нигилизм. Почвенники в нем видели главную угрозу действительности. В русском обществе нигилизм был крайне популярен. Приверженцы нигилизма отрицали принятые нормы поведения и культурные ценности. Подменялись моральные принципы, выше всего ставились собственные удовольствия. Базаров, в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети», самый яркий представитель нигилизма.

На отечественных писателей оказывают влияние зарубежные авторы, в первую очередь реалистическими романами: О.Бальзак «Шагреневая кожа», Шарлотта Бронте «Джейн Эйр», У. Теккерей «Ярмарка тщеславия», Ч.Диккенс «Оливер Твист» и др.

Русская литература второй половины 19 века кратко

В пятидесятые годы 19 века расцветает поэзия. Появляются такие поэты, как Фет, Полонский, Майков, которые уделяют внимание в своих стихах быту, народному творчеству. А.К.Толстой осмысляет в своих произведениях российскую историю. Стиль авторов определяет народные предания, былины, старые песни. Николай Некрасов является главным авторитетом этого направления.

Роман, как литературный жанр, занимает главное место в русской литературе. В это время издаются:

  • «Война и мир» Льва Толстова;
  • «Что делать?» Николая Чернышевского;
  • «Преступление и наказание» Федора Достоевского;
  • «Господа Головлевы» Салтыкова-Щедрина.

Самобытная и национальная драматургия развивается в этот период. В пьесах уделяется внимание купеческому и крестьянскому быту, фольклору, истории, языку. Часто произведения посвящаются нравственно-социальной проблематике, где реализм сочетается с романтизмом. Алексей Толстой, Александр Сухово-Кобылин, Александр Островский относятся к таким драматургам.

Литература второй половины 19 века таблица

Русская литература второй половины XIX века

  • Основные тенденции развития русской литературы второй половины XIX века
  • Какие исторические события оказали ключевое влияние
  • Литературный процесс второй половины XIX века
    • Появление славянофильства и западничества
  • Противостояние в литературе
  • Обзор русской литературы и писателей второй половины XIX века

Основные тенденции развития русской литературы второй половины XIX века

XIX век в мировой культуре по праву можно назвать переломным. На фоне таких формирующихся наук, как философия, психология, активно возникает интерес к обществу и принципам его формирования. Литература в это время становится своеобразным способом познания мира. Поэты и писатели, изучая учения выдающихся мыслителей, пытаются определить сущность социума в целом и определить законы, по которым оно строится. Ключевой фигурой становится человек. Пропагандируется свобода личности, и разоблачаются старые устои, что мешают сформировать новое общество.

Изучение сущности человека неразрывно стало связано с изучением современных ему реалий. Именно в этом многие выдающие деятели видели корень зла большинства людей. Безработица, беззаконие чиновников, социальное неравенство и несправедливость плодили воровство, нищету, разврат и пьянство. Данные мысли представлены в произведении Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», во многих повестях Н.В. Гоголя и других. Устаревшие нормы поведения в семье, основанные на домострое, стали причиной гибели молодой женщины в произведении Л.Н. Толстого «Анна Каренина».

Ф.М. Достоевский, размышляя над реальностью второй половины XIX века, приходит к выводу, что человека «среда заела». По его мнению, если изменить действительность, то измениться в лучшую сторону и сам человек.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Подобного рода мысли были в большинстве, и они стали причиной зарождения литературно-философского направления, который позже был обозначен термином «критический реализм». Начало реализма было положено еще в творчестве А.С. Пушкина, но с гибелью Александра Сергеевича они не достигли своего апогея.

Критический реализм — художественный метод, предшествующий социалистическому реализму. Рассматривается как литературное направление, сложившееся в капиталистическом обществе XIX века.

Первая половина XIX века зарекомендовала себя как «золотой» век русской культуры. Это время зарождения философии, что имела существенное значение и в литературе. Литераторы, подхватывая учения о красоте и индивидуальности, отражали в произведениях стремление личности к прекрасному.

Но данное стремление личности к свободе, как и желание обрести счастье, «разбиваются» о реальную действительность. Это стало основной характеристикой критического реализма, что позже получило образное наименование «серебряный» век русской литературы.

Какие исторические события оказали ключевое влияние

Основное влияние на умонастроения в обществе оказала социально-экономическая жизнь в стране и ряд законов, связанных с крепостным правом.

Екатериной Великой был разработан закон, наделяющих дворян абсолютной властью по отношению к крестьянам. Это обрекло народные массы на нищету и в отдельных случаях на издевательства со стороны помещиков.

К тому же важным этапом на пути к переменам стала французская революция. Массовые восстания и убийства крепостными дворян послужили поводом к отмене Александром II крепостного права. Это произошло в 1861 году.

Но беспечность чиновников и нежелание вникать в суть проблемы только усугубило ситуацию в стране. С отменой крепостного права толпы народа оказались на улице, так как по принятому императором закону обретение свободы не предполагало финансовую поддержку или наделения крестьянина землей. Земля и имеющиеся на ней дома по-прежнему являлись собственностью дворян и помещиков. Крестьяне, покинув их, могли идти на все четыре стороны. Народ в поисках заработка ринулся в города, где царили безработица и преступность, тем самым пополнив ряды обнищалых горожан.

Таким образом, все тонкости социально-экономического строя страны своеобразным образом повлияли на формирование литературного процесса второй половины XIX века.

Литературный процесс второй половины XIX века

Литературный процесс второй половины XIX века неразрывно связан с историей и культурой страны. В прозе данного периода в полной мере отражена вся сущность русского человека с его достоинствами и недостатками. Более того, мысли о дальнейшем развитии страны были навеяны литературой. Сделанные в те времена открытия актуальны и по сей день, получив название «вечные темы» русской литературы.

В это время появляются произведения с «говорящим» названием. Это написанный в 1847 г. роман А. И. Герцена «Кто виноват?» и созданный в 1963 г. роман Н. Г. Чернышевского «Что делать?».

Размышления писателей о судьбе страны, о ее настоящем, прошлом и будущем потребовало масштабных форм выражения. По этой причине роман становится самым востребованным жанром, затмив собой актуальность поэзии. Востребованность жанра породила его разнообразие. Были определены философские романы, социальные и нравственно-политические.

Интеллигенция и передовая молодежь активно объединялась в кружки по общности взглядов и интересов. Это стало причиной порождения критики и появления противоборствующих сторон. Основными соперниками признаны лагеря славянофилов и западников. Объединяло данные направления одно: стремление к отмене крепостного права.

Появление славянофильства и западничества

А. Хомяков, И. Киреевский, братья Аксаковы, будучи представителями славянофилов, утверждали, что дальнейшая судьба страны должна быть неразрывно связана с ее истоками. Под ними подразумевалось православие с его представлениями о добре и зле, о справедливости.

Западная модель развития общества категорически отрицалась, так как, по мнению славянофилов, это могло стать причиной обездушивания. Акцент при этом делался на отрицательные стороны правления Петра Первого.

К.С. Аксаков в работе «О внутреннем состоянии России» писал, что русскому народу чуждо конституционное государство. Насущные вопросы должны, по мнению автора, решаться на так называемом «вече» почитаемых бояр. При этом государь должен обладать меньшими правами. Работы славянофилов печатались в разных изданиях: в журнале «Русская беседа», в газете «Молва» и других.

Яркими представителями западников считались И. С. Тургенев, В.Г. Белинский, А. И. Герцен и другие. Их работы активно печатались преимущественно в журнале «Современник». Они были убеждены, что Российская империя в своем развитии должна ориентироваться на западные страны. При этом сами западники были разделены на 2 лагеря: либеральный и революционно-демократический. Они, каждый своим путем, добивались свободы печати, развития промышленности, что должно обеспечить свободу слова и наличие рабочих мест.

Противостояние в литературе

Во второй половине XIX века прекратилась активная смена литературных направлений. Это можно объяснить тем, что внимание передовой интеллигенции было приковано к реальности. Политическая и социально-экономическая системы не готовы были решать возникшие вопросы масштабной значимости. Это послужило поводом к многочисленным спорам насчет дельнейшей судьбы страны.

В основном споры возникали между славянофилами и западниками, но ярыми противниками их тоже назвать нельзя. Во многом у противоборствующих сторон были общие точки соприкосновения. Но разногласия внутри каждой идеологической группы стали причиной разделения по идейным принципам.

Западники разделились на революционно-демократическое течение и либеральное. Яркими представителями первой группы относился В.Г. Белинский, А. Герцен и другие. Ими предлагалось осуществить европеизацию России путем полного искоренения традиционных устоев через идеи социализма. Либеральные западники были менее категоричны в своих идеях. По их мнению, переход на Европейскую систему государства должен быть осуществлен капиталистическим способом через правовую защищенность всех граждан.

Кроме того, западники и славянофилы — это далеко не единственные противоборствующие направления, стремящиеся найти правильное решение для выхода из кризиса. В 60-ые годы XIX века заявили о себе почвенники. Их представителями был Ф.М. Достоевский, А. Григорьев, Н. Страхов. Они утверждали, что спасти Россию может только объединение интеллигенции и рабочего класса. Такой ход, по мнению представителей, позволил бы сохранить народное единство и традиции славянской культуры. Основной акцент делался почвенниками на религиозно-нравственном начале. Верность суждений ими подтверждалась биографией и творчеством А.С. Пушкина.

Обзор русской литературы и писателей второй половины XIX века

Литература стала рычагом воздействия, она вела за собой массы. Если в середине XIX века слышен призыв «Что делать?» (1062-1963) и «Кто виноват?» (1941-1946), то в начале следующего века появляется роман М. Горького «Мать», который как бы подводит итог и дает ответы на предыдущие вопросы.

В этот переломный для отечества период нельзя не отметить просветительские идеи И.С. Тургенева. Он в романе 1960 года «Отцы и дети» обозначает, что нигилистически настроенная молодежь ориентируется в первую очередь на науку, отрицая при этом все те ценности, что были определены их предками. И как бы подведя итог спорам представителей двух поколений, автор изображает смерть главного нигилиста Базарова, который в предсмертный час пожелал увидеть любящую его женщину. На протяжении всего произведения любовь как ценность героем отрицалась.

Если произведение И.С. Тургенева носит философский характер, то в романе Н.Г. Чернышевского «Что делать?» широко представлены и социальные стороны жизни человека. Социальные проблемы стоят так остро, что требуют незамедлительных решений, из-за которых героям приходится кардинально менять свою жизнь.

Своеобразным образом говорит о проблемах в обществе И.А. Гончаров. В его романе «Обломов» показано изжившее себя дворянство. Ярким их представителем является некий молодой человек. Его пристрастие к дневному сну является отражением бездействия данного социального класса. Нежелание героя что-то менять в своей жизни становится причиной его гибели.

Без прикрас нищая и доведенная до крайности Россия представлена в произведениях Ф. М. Достоевского и В. В. Крестовского. В их произведениях через некое своеобразие показана неизвестная представителям высшего света страна. Это многочисленные трущобы, где царит воровство и разврат. В романе В.В. Крестовского «Петербургские трущобы» отмечено, как за кусок хлеба благопристойным девушкам приходилось торговать своим телом, как брошенные младенцы становились жертвами мошенников. Чтение подобных произведений представителями высшего света считалось отражением дурного вкуса.

Вклад в изображение противоречий времени и в раскрытие сущности человека внесли и Л. Н. Толстой, а также А. П. Чехов. В их творчестве отражались не только общественные устои, но и возможность личности противодействовать или подчиняться окружающей действительности.

Литературный процесс второй половины 19 века

Многие русские писатели 19 века чувствовали, что Россия поставлена перед бездной и летит в бездну.

С середины 19 века русская литература становится не только искусством номер один, но и властительницей политических идей. В условиях отсутствия политических свобод общественное мнение формируется писателями, а в произведениях преобладает социальная тематика. Социальность и публицистичность – отличительные черты литературы второй половины 19 века. Именно в середине столетия были поставлены два болезненных русских вопроса: “Кто виноват?” (название романа Александра Ивановича Герцена, 1847) и “Что делать?” (название романа Николая Гавриловича Чернышевского, 1863).

Русская литература обращается к анализу общественных явлений, поэтому действие большинства произведений – современное, то есть происходит в то время, когда создаётся произведение. Жизнь героев изображается в контексте широкой социальной картины. Проще говоря, герои “вписываются” в эпоху, их характеры и поведение мотивируются особенностями социально-исторической атмосферы. Именно поэтому ведущим литературным направлением и методом второй половины 19 века становится критический реализм , а ведущими жанрами – роман и драма . При этом, в отличие от первой половины столетия, в русской литературе возобладала проза, а поэзия отошла на второй план.

Острота социальной проблематики была связана ещё и с тем, что в русском обществе 1840-1860-х гг. произошла поляризация мнений относительно будущего России, что выразилось в появлении славянофильства и западничества.

Славянофилы (наиболее известные среди них – Алексей Хомяков, Иван Киреевский, Юрий Самарин, Константин и Иван Аксаковы) считали, что у России свой, особенный путь развития, предначертанный ей православием. Они решительно выступали против западной модели политического развития, дабы избежать обездушивания человека и общества.

Славянофилы требовали отмены крепостного права, желали всеобщего просвещения и освобождения русского народа от государственной власти. В частности, Константин Аксаков утверждал, что русские – негосударственный народ, которому чуждо конституционное начало (см. работу К.С. Аксакова “О внутреннем состоянии России”, 1855).

Идеал они видели в допетровской Руси, где первоосновой народного бытия были православие и соборность (термин введён А. Хомяковым как обозначение единства в православной вере). Трибуной славянофилов был литературный журнал “Москвитянин”.

Западники (Пётр Чаадаев, Александр Герцен, Николай Огарёв, Иван Тургенев, Виссарион Белинский, Николай Добролюбов, Василий Боткин, Тимофей Грановский, к ним примыкал и теоретик анархизма Михаил Бакунин) были уверены в том, что Россия должна пройти в своём развитии тот же путь, что и страны Западной Европы. Западничество не было единым направлением и делилось на либеральное и революционно-демократическое течения. Как и славянофилы, западники выступали за немедленную отмену крепостного права, рассматривая это как основное условие европеизации России, требовали свободы печати и развития промышленности. В области литературы поддерживали реализм, основателем которого считали Н.В. Гоголя. Трибуной западников были журналы “Современник” и “Отечественные записки” в период их редактирования Н.А. Некрасовым.

Славянофилы и западники не были врагами, они лишь по-разному смотрели на будущее России. По выражению Н.А. Бердяева, первые видели в России мать, вторые – дитя. Предлагаем для наглядности таблицу , где сопоставляются позиции славянофилов и западников.

Критерии сопоставленияСлавянофилыЗападники
Отношение к самодержавиюМонархия + совещательное народное представительствоОграниченная монархия, парламентский строй, демократические свободы
Отношение к крепостному правуОтрицательное, выступали за отмену крепостного права сверхуОтрицательное, выступали за отмену крепостного права снизу
Отношение к Петру IОтрицательное. Пётр внедрил западные порядки и обычаи, которые сбили Россию с истинного путиВозвеличивание Петра, который спас Россию, обновил страну и вывел её на международный уровень
По какому пути должна идти РоссияРоссия имеет свой особый путь развития, отличный от Запада. Но можно заимствовать фабрики, железные дорогиРоссия с опозданием, но идёт и должна идти по западному пути развития
Как проводить преобразованияМирный путь, реформы сверхуЛибералы выступали за путь постепенных реформ. Революционеры-демократы – за революционный путь.

Преодолеть полярность мнений славянофилов и западников попытались почвенники. Это течение зародилось в 1860-е гг. в кругу интеллигенции, близкому к журналу “Время” / “Эпоха”. Идеологами почвенничества были Михаил Достоевский, Фёдор Достоевский, Аполлон Григорьев, Николай Страхов. Почвенники отвергали как самодержавно-крепостнический строй, так и западную буржуазную демократию. Принимая западную цивилизацию, почвенники обвиняли страны Запада в бездуховности. Достоевский считал, что представители “просвещённого общества” должны слиться с “народной почвой”, что позволит верхам и низам русского общества взаимно обогатить друг друга. В русском характере почвенники подчёркивали религиозно-нравственное начало. Отрицательно относились к материализму и идее революции. Прогресс, по их мнению, это соединение образованных классов с народом. Олицетворение идеала русского духа почвенники видели в А.С. Пушкине. Многие идеи западников считали утопичными.

Предметом споров с середины 19 века становится вопрос о природе и назначении художественной литературы. В русской критике складываются три взгляда на этот вопрос.

Александр Васильевич Дружинин

Представители “эстетической критики” (Александр Дружинин, Павел Анненков, Василий Боткин) выдвинули теорию “чистого искусства”, суть которой в том, что литература должна обращаться только к вечным темам и не зависеть от политических целей, от общественной конъюнктуры.

Аполлон Александрович Григорьев

Аполлон Григорьев сформулировал теорию “органической критики”, выступив за создание произведений, которые бы охватывали жизнь во всей её полноте, целостности. При этом акцент в литературе предлагается делать на нравственных ценностях.

Николай Александрович Добролюбов

Принципы “реальной критики” были провозглашены Николаем Чернышевским и Николаем Добролюбовым. Они рассматривали литературу как силу, способную преобразить мир и способствующую познанию. Литература, по их мнению, должна содействовать распространению прогрессивных политических идей, ставить и решать в первую очередь социальные проблемы.

По разным, диаметрально противоположным путям развивалась и поэзия. Пафос гражданственности объединил поэтов “некрасовской школы”: Николая Некрасова, Николая Огарёва, Ивана Никитина, Михаила Михайлова, Ивана Гольца-Миллера, Алексея Плещеева. Сторонники “чистого искусства”: Афанасий Фет, Аполлон Майков, Лев Мей, Яков Полонский, Алексей Константинович Толстой – писали стихи преимущественно о любви и природе.

Социально-политические и литературно-эстетические споры существенно повлияли на развитие отечественной журналистики. Огромную роль в формировании общественного мнения сыграли литературные журналы.

Обложка журнала “Современник”, 1847

А.С. Пушкин; П.А.Плетнёв;

с 1847 – Н.А. Некрасов, И.И. Панаев

С 1820 – П.П.Свиньин,

с 1839 – А.А.Краевский,

с 1868 по 1877 – Некрасов,

с 1878 по 1884 – Салтыков-Щедрин

Гоголь, Лермонтов, Тургенев,
Герцен, Плещеев, Салтыков-Щедрин,
Гаршин, Г.Успенский, Крестовский,
Достоевский, Мамин-Сибиряк, НадсонДо 1868 – либеральные, затем – революционно-демократические

Журнал был закрыт при Александре III за «распространение вредных идей»

Минаев, Богданов, Пальмин, Ломан
(все они – поэты «некрасовской школы»),
Добролюбов, Г.Успенский

Революционно-демократические

Название журнала – намёк на смелое стихотворение поэта-декабриста А.Одоевского «Из искры возгорится пламя». Журнал был закрыт «за вредное направление»

Лермонтов (посмертно), Некрасов, Михайлов

Русская литература второй половины 19 века – характеристика, особенности и направления

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА
ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ ХІХ В.

Уроки литературы в 10 классе[1]

УРОК 33
Обзор: основные проблемы, характеристика
прозы, поэзии, журналистики.
Мировое значение русской классической литературы

Цель:
показать основные тенденции развития русской литературы, живописи, театрального искусства второй половины XIX в.; показать значение русской литературы второй половины XIX в. в развитии русского и мирового литературного процесса; формировать гуманистические ценности в духовном развитии учащихся; воспитывать духовно развитую личность, готовую к самопознанию и самосовершенствованию.

Оборудование:
учебник, раздаточный материал.

Тип урока:
урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.

Прогнозируемые результаты:
учащиеся составляют тезисы лекции учителя, принимают участие в беседе, используя ранее полученные знания; анализируют, классифицируют ключевые события и проблемы русской культуры второй половины XIX в.; отмечают характерные черты произведений русского реализма; выполняют творческую работу в группах и парах.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

• На уроках истории вы изучали культуру разных стран и народов различных эпох в истории человечества. Что входит в понятие «культура»? Каковы её основные виды?

• Назовите имена писателей XIX в. и их произведения, не вошедшие в школьную программу, которые вы читали охотно и с пользой для себя.

• Кто из писателей, включённых в программу, стал вам близок и почему?

• Какие произведения русской литературы второй половины XIX в. вы прочли? Оцените их по пятибалльной шкале.

• Какие вопросы, поставленные в русской классической литературе, актуальны и сегодня?

III. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и цели урока

— Из всех учебных предметов мы, взрослея, постепенно «вырастаем», если они не становятся нашей специальностью. Но есть предмет особенный, который «впору» нам всегда, который мы изучаем постоянно, независимо от возраста. Название ему — жизнь. Самые разные ответы на вопрос «Как жить на земле?» мы найдём в тех произведениях, которые будем изучать на протяжении года. В стихотворении «Дума» М. Лермонтов утверждает: «И ненавидим мы, и любим мы случайно…» Как вы понимаете эти строки? (Ответы учащихся.)

Идеалы, боль, надежды народа были выражены его лучшими сыновьями-писателями, хранителями и творцами русской культуры, участниками русского освободительного движения. Это и стало основой народности русской классической литературы второй половины XIX в.

Знакомство с явлениями русской культуры второй половины XIX в. поможет вам осознать взаимосвязь развития духовной и материальной сфер жизни общества, выявить социальные преобразования, обусловившие необходимость создания новой художественной картины мира; погружение в мир литературы XIX в. позволит нам проследить смену творческих направлений в искусстве индустриальной эпохи, уяснить причины, подтолкнувшие творцов искусства к художественным исканиям; общение с литературными памятниками, их обсуждение способствует дальнейшему формированию специфических навыков усвоения литературного текста, необходимых грамотному читателю; историко-литературный материал способствует формированию собственного доказательного и обоснованного мнения, выработке личностного отношения к культурному наследию.

IV. Работа над темой урока

1. Объяснение учителя
(Учитель иллюстрирует теоретический материал фото-презентацией, размещённой на доске, или записью на доске; учащиеся составляют тезисы.)

Этапы развития реализма

• Просветительский (Д. И. Фонвизин, А. Н. Радищев, И. А. Крылов);
• «синкретический», то есть сочетающий реалистические и романтические мотивы (А. С. Грибоедов, А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов);
• критический, отличающийся обличительной направленностью (И. А. Гончаров, И. С. Тургенев, Н. А. Некрасов, А. Н. Островский и другие писатели второй половины XIX в.).

Реализм утверждается в 30–40-е гг. XIX в. наряду с романтизмом в художественной литературе и изобразительном искусстве, но к середине XIX в. он становится господствующим направлением в европейской культуре. Реализм в литературе и искусстве — это правдивое, объективное отражение действительности специфическими средствами, присущими тому или иному виду художественного творчества.

Вторая половина XIX в. ознаменовалась расцветом русского изобразительного искусства. Оно стало подлинно великим искусством, было проникнуто пафосом освободительной борьбы народа, откликалось на запросы жизни и активно вторгалось в жизнь. В изобразительном искусстве окончательно утвердился реализм — правдивое и всестороннее отражение жизни народа, стремление перестроить эту жизнь на началах равенства и справедливости.

Центральной темой искусства стал народ, не только угнетённый и страдающий, но и народ — творец истории, народ-борец, созидатель всего лучшего, что есть в жизни. Во второй половине XIX в. критический реализм был господствующим направлением и в русской литературе. Его основы были заложены ещё А. С. Пушкиным, М. Ю. Лермонтовым, Н. В. Гоголем. Обличение крепостничества, его пережитков в жизни и сознании людей, показ пороков нового буржуазного общества были основным направлением прогрессивной литературы в России. Такие гиганты, как Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский, И. С. Тургенев, М. Е. Салтыков-Щедрин, А. П. Чехов изобразили целые пласты жизни россиян, их радости и печали, светлые и тёмные сторонами жизни.

Показателем развития просвещения в России был рост изданий книг, журналов и газет. Помимо государственных типографий, появились и частные. Число периодических изданий за половину века увеличилось в 3,5 раза. Большую роль в общественной жизни играли журналы, особенно «Современник», «Отечественные записки».

Росло число общественно-культурных заведений (библиотеки, выставки, музеи). Первой публичной библиотекой стала Петербургская (1814). Прогресс русской культуры, культуры других народов России во второй половине XIX в. определялся общественно-политическим подъёмом в стране, отменой крепостного права, проведением реформ 60–70-х гг., высокими темпами развития капитализма в промышленности и др. Искусство критического реализма — основное художественное направление того времени — было тесно связано с идейными исканиями. Его отличала повышенная социальная активность.

Литература и искусство как никогда близко подошли к изображению реальной жизни (очерк и роман о современной жизни, современная бытовая драма, бытовой жанр в живописи и т. п.).

Целую эпоху в истории России отразил в своём творчестве Л. Н. Толстой (повести «Детство», «Отрочество», «Юность»; «Севастопольские рассказы»; роман-эпопея «Война и мир»).

Ф. М. Достоевский в своих произведениях («Униженные и оскорблённые», «Преступление и наказание», «Идиот», «Братья Карамазовы» и др.) поднимал религиозно-этические, философские и нравственные проблемы, развивал тему маленького человека, социальных контрастов самодержавной России.

Мастер классического реалистического романа И. С. Тургенев отразил в своих произведениях идейные искания русской интеллигенции 50–70-х гг. («Отцы и дети», «Дворянское гнездо», «Рудин»).

Развитие драматургии связано с творчеством А. Н. Островского и А. П. Чехова.

М. Е. Салтыков-Щедрин стал одним из крупнейших мастеров сатирического жанра.

На 60-е гг. приходится завершающий этап творчества выдающегося русского поэта Ф. И. Тютчева, мастера психологической и пейзажной лирики. Лирическая поэзия А. А. Фета, названного Достоевским «первым лириком новой Европы», отличается тонким психологизмом, отражением мимолётных настроений человеческой души.

Роман — ведущий жанр литературы этого периода

• Идеологический, социально-психологический роман (Ф. М. Достоевский);
• социально-политический роман, «утопия» (Н. Г. Чернышевский);
• социально-философский роман (И. С. Тургенев);
• сатирический роман, «антиутопия» (М. Е. Салтыков-Щедрин);
• роман-эпопея (Л. Н. Толстой).

На общественно-культурную жизнь России первой половины XIX в. огромное влияние оказали два события в стране: Отечественная война 1812 г., движение декабристов 1825 г.

Определяя особенности развития культуры этого периода, следует назвать:

• во-первых, огромное воздействие демократических и социалистических идей на формирование культуры;
• во-вторых, неустанный философско-нравственный поиск русской интеллигенцией справедливости, правды — истины, её веру в особую миссию русского народа;
• в-третьих, русская культура, с успехом вбиравшая достижения культур других народов, провозгласившая свободу, разум, счастье для всех людей, независимо от их социального происхождения и положения, языка и вероисповедания, вызвала к себе огромный интерес во всём мире.

2. Ознакомление со статьёй учебника по теме урока

3. Самостоятельная работа (в парах)

• Опираясь на теоретический материал учебника и лекцию учителя, подготовьте развёрнутый ответ на вопрос: «Как развивалась литературная и журнальная критика 60-х годов XIX в.?».

4. Творческая работа (в группах)
Задания группам

• «Историкам» — рассказать о ключевых событиях второй половины XIX в.
• «Социологам» — раскрыть круг проблем в обществе того времени.
• «Журналистам» — представить популярные журналы данного периода, их редакторов.
• «Литераторам»
— к какому времени вы относите расцвет русского реализма? С какими авторами и произведениями он связан? Аргументируйте свой ответ.

5. Презентация результатов творческой работы
представителями групп

Русская литература второй половины девятнадцатого века

Общие сведения

Литература 2 половины 19 века характеризуется появлением новых направлений в развитии художественной поэзии. Это знаменательный период, когда активно появляется интерес к изучению мировой истории и познанию мировоззрения, развиваются политические и общественные движения, научный прогресс.

В это время появляется интерес к актуальным проблемам человеческих ценностей. Также ключевое влияние оказывают и исторические события:

  1. Наполеоновские сражения.
  2. Французская революция (1788—1792).
  3. Отмена крепостничества в России.
  4. Образование независимых государств Италии и Германии.
  5. Революции XVIII столетия.

Литература попала в круговорот этих событий, она отобразила в себе текущий период и появление новой эстетической реальности.

Место романтизма занимает реализм, ставший отражением разнообразия человеческих взаимоотношений, воспроизведением действительного быта, объективным описанием достоверности. Тщательное изучение общественной жизни и конкретного человека, талантливо показанные в творчестве Пушкина, Гоголя, Бальзака и Стендаля, продолжили многие писатели мировой литературы: Тургенев, Абельдяев, Достоевский, Вельдман, Флобер, Гаршин, Толстой, Жуковский, Диккенс, Зубов, Мопассан.

Литература 2 половины XIX столетия сыграла важную роль в обществе, сформировала социальное мнение, воспроизвела политические идеи. Во всех рассказах на первом месте стояла общественная тематика. Социальность и публицистичность характеризуют рассказы той эпохи. В это время были остро поставлены вопросы в сочинениях «Что делать?» и «Кто виноват?».

В литературе можно четко проследить анализ общечеловеческих отношений. Действие во многих рассказах происходит в тот же период, когда они создаются и публикуются. На фоне социального строя того времени показана жизнь героев. В качестве мотива поведения главных персонажей выступает историческая атмосфера.

Русская литература второй половины девятнадцатого века

Замечание 1
Девятнадцатый век считается «золотым» веком в русской литературе и полностью оправдывает своё звание: именно он подарил всему миру множество талантливых русских писателей, открыл русскую литературу всему миру, показал ее особенности и изюминки. В русской литературе этого периода романтизм сменился реализмом, что произошло благодаря историческим событиям.

Основоположником реализма считается А.С. Пушкин, точнее его более поздние работы, которые положили начало этой эпохе.

Во второй половине девятнадцатого века возникает школа натурализма, ставшая началом формирования реализма в России. Объектом натуралистов становятся жизнь и быт низших слоев населения, их нравы, народные течения и мысли.

Русский реализм второй половины девятнадцатого века получил название критического, потому что в своих произведениях авторы критиковали существующую реальность: начиная от атмосферы и инфраструктуры русских городов и заканчивая политическими и экономическими событиями в России. Хорошим примером такого критического отношения авторов можно считать произведения Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского, Н. В. Гоголя.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Русская литература второй половины девятнадцатого века 430 руб.
  • Реферат Русская литература второй половины девятнадцатого века 260 руб.
  • Контрольная работа Русская литература второй половины девятнадцатого века 250 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Литературное общество во второй половине девятнадцатого века разделилось на славянофилов и западников. Эти два направления сходны в одном: они оба выступали против крепостного права и эксплуатации людей. Именно в литературных произведениях выражается их борьба за свободу, за свободную жизнь и выражение своих мыслей. Они показывают, что Россия должна измениться, должна перебороть крепостное право, иначе она так и останется неразвитой страной.

Именно в этот период создаются величайшие произведения русской литературы, изменившие ее, отразившие самобытность и уникальность ее черт.

Русский реализм имеет своеобразные отличия от европейского или американского. Он характеризуется следующими чертами:

  • Многие писатели того времени обозначают в своих произведениях мотивы, подготовившие сдвиг к революционной романтике и социальному реализму, произошедшему в 20 веке.
  • Герои в произведениях рассуждают о несовершенстве общества, о совести и справедливости.

Как уже говорилось выше, девятнадцатый век подарил нам множество талантливых русских писателей. К ним относятся:

Задай вопрос специалистам и получи ответ уже через 15 минут!

  1. Одним из самых знаменитых литературных деятелей того времени является И. С. Тургенев. В произведениях И. С. Тургенева поднимается множество важных вопросов: многие из них актуальны и по сей день. «Вечные» темы, поднимаемые Тургеневым, не стареют: они носят скорее философский характер, за счёт чего всегда актуальны.
  2. Большой вклад в воспитание революционной молодежи внес роман Чернышевского «Что делать?». Этот вопрос является основополагающим во второй половине девятнадцатого века, так как он носит не только философский, но и социальный характер, а, точнее, является остросоциальной темой в те времена.
  3. Еще один небезызвестный автор русской литературы — Гончаров. В его произведениях показаны все слабые стороны так называемой «старой» России: дворянства и чиновничества.
  4. Достаточно своеобразным и необычным автором русской классики является Ф. М. Достоевский. В его романах зачастую показана Россия без прикрас: голодная, нищая и больная. Это являлось своеобразным толчком к новому восприятию действительности, помогло молодежи того времени взглянуть на Россию по-новому.
  5. Л. Н. Толстой в своем творчестве показал всю сложность и противоречивость человеческой натуры. Его герои — слабые снаружи, но сильные и крепкие характером люди. Они стойко выносят все преграды на своем пути и заставляют читателя задуматься о своей жизни.
  6. Достаточно выдающимся автором того периода также можно назвать и А. П. Чехова. Именно в его рассказах поднимались важные и актуальные в то время темы (пример — «Вишневый сад»).

Большое влияние литература конца 19 века оказывает на все сферы культуры, в борьбу за свои идеалы вступают так же театр и музыка. Литература второй половины девятнадцатого века является своеобразным отражением предреволюционных народных движений и мыслей. Именно это определяет ее уникальность и самобытность в целом.

Основные стили

Вторая половина XIX столетия характеризуется появлением реализма в литературе. Это направление приходит вместо романтизма:

  • реализм всесторонне отображает влияние общественных и исторических событий на формирование человеческой личности и духовное развитие, отношение человека к обществу;
  • романтизм характеризуется анализом внутреннего мировоззрения человека, ощущением интуитивного мировосприятия, конфликтом желаний и реальности, отрицанием повседневности, большим вниманием к фольклору и приданиям, возвеличиванием духовности.

Литература того времени заслуживает отдельного внимания. Популярные поэты создают свой мир, в котором главные персонажи переживают собственные трагедии и решают общественные проблемы. Основной целью писателей является отображение событий столетия, которое было насыщено социально-экономическими и политическими изменениями.

В эту эпоху усиливаются взаимоотношения между авторами разных стран, появляется самобытность литературы каждой нации. Основным стилем является роман, а поэзия и драматургия отходят на вторые позиции.

Хоть постоянно проходили литературные споры, в основном творчестве большинства авторов все еще чувствуется приверженность к романтическому жанру. Это было некое объединение реализма и романтизма, перетекание одного жанра в другой. Но этот процесс только обогащал поэзию. В произведениях Стендаля, Бальзака, Тургенева и Мопассана можно проследить эту тенденцию.

Важные события периода

На литературу в России повлияли смерть царя Николая I и поражение России в Крымской войне. Александр II вступал на престол в сложное время, ему пришлось проводить ряд реформ:

  • военную;
  • судебную;
  • отмену крепостного права и т. д.

Также новый царь вернул декабристов из пожизненной ссылки. Период 1860—1870 годов можно отнести к эпохе общественного подъема. Происходят ключевые изменения в культуре и науке — открытия Н. Пирогова, педагогические идеи К. Ушинского и т. д. Идет активное развитие искусства.

В живописи появляются художники-передвижники, открылся кружок музыкантов, и создана консерватория в Москве. Литература второй половины XIX века тоже не стояла на месте. В это время был расцвет публицистической деятельности А. Герцена и Н. Чернышевского.

В 1870-х гг. появляется революционное народничество. Оно было изображено в работах разных авторов. Например, И. Тургенев в романе «Новь» отразил крестьянское непонимание, обычные люди не воспринимали пропагандистов. Писатель был уверен: революции должны проводиться просвещением, а не насильственными действиями.

Борьба революционеров нашла отражение в работах разных авторов. Особенности их творчества — это резкая критика капитализма и идеализация общинных начал. Поэты и писатели стали задумываться над тем, какая роль у интеллигенции в обществе, анализировать ее попытки сблизиться с народом.

Проявление реализма

Классический реализм возникает во Франции в 30-х гг. XIX столетия, а после начинает распространяться на остальные государства. Определение «реализм» употреблять начали позже, чем возникло направление. Теоретически создали этот жанр Бальзак в произведении «Человеческая комедия» и Стендаль в рассказе «Расин и Шекспир». Характерные черты реализма:

  • индивидуальность стиля, отступление от канонов;
  • реалистичность и объективность;
  • воссоздание мира;
  • связь с естествознанием, историей, социологией, политикой;
  • создание индивидуальных стилей, которые объединяют в себе реалистические и романтические составляющие;
  • основной акцент на социальной сфере;
  • анализ отношений среды и человека.

Стендаль в произведении «О любви» сначала пытается изучить чувство в качестве ученого, а после кратко описывает стадии его зарождения.

Ситуация в России

Литература 2 половины 19 века в России характеризуется общественными движениями западников и славянофилов. Первые утверждали, что развитие государства начало происходить благодаря реформам Петра Первого. Отношение к допетровской России у этих последователей было негативным, они утверждали, что в ту эпоху не были достойны уважения история и искусство. Славянофилы протестовали против европейской ориентации, они продвигали самостоятельное развитие Российского государства.

Очень распространенным течением у западников являлось радикальное, в основе которого лежали учения Фурье и Симона с выделением социализма. В этом течении наиболее радикальные его участники считали, что революция — это только один выход, благодаря которому можно что-то поменять в Российском государстве. Славянофилы утверждали, что по своему содержанию российская история не уступает европейской.

В 1861 г. зарождается течение почвенников, которое пытается преодолеть разносторонность мнений. Его основоположниками являлись Страхов, Григорьев, Достоевский. Они не принимали самодержавный строй и европейскую буржуазно-демократическую систему разделения общества.

Обвиняя Европу в низкой духовности, Достоевский утверждал, что «образованное общество» должно быть вместе с «народными слоями», это позволит обогатить друг друга знаниями. Негативное отношение к революции и капитализму, подчеркивание духовного начала — главные идеалы почвенников. Пушкин был для этого движения ведущим символом русского духа.

Проведя краткий обзор русской литературы 2 половины 19 века, можно выделить такое движение, как нигилизм. Почвенники считали его основной угрозой реальности. В обществе это направление было очень популярным. Его поклонники не принимали устоявшиеся культурные ценности и особенности поведения. Изменялись моральные нормы, главными считались собственные удовольствия и желания. Базаров в произведении «Отцы и дети» является наиболее выразительным представителем нигилизма.

Известные поэты

В истории второй половины XIX века можно найти не только интересных писателей. В поэзии активно развивались два направления — гражданская лирика и чистое искусство. Первая группа была представлена стихотворениями Н. А. Некрасова. Основная тема творчества поэта — крестьянская. Именно поэтому его работы были актуальными и востребованными. Он первым создал психологический анализ переживаний в поэзии.

Некрасовской школе противостояли сторонники настоящего искусства — А. А. Фет, А. Н. Майков и другие. Они отрицательно относились к идеям революции, симпатизировали помещичьим усадьбам и красоте природы. Среди образов таких поэтов встречаются вечные темы — любовь, философия, размышления и т. п.

Особый вклад в развитие поэзии внес Ф. И. Тютчев. Среди его работ можно найти стихотворения о природе. Через столкновения с ней лирический герой познает себя. Поэт также писал на политические темы.

Во второй половине позапрошлого века было немало уникальных писателей и поэтов. Каждый из них имеет свои особенности в творчестве. Многие произведения являются отражением исторических событий.

Общая характеристика русской литературы 19 века: описание, особенности и интересные факты

XIX столетие является одним из самых знаменательных в русской литературе. Именно эта эпоха подарила миру имена великих классиков, которые оказали влияние не только на русскую, но и на всемирную культуру. Основными идеями, свойственными литературе этого времени, является рост человеческой души, борьба добра со злом, торжество нравственности и чистоты.

Отличие от предыдущего столетия

Давая общую характеристику русской литературе 19 века, можно отметить, что предшествующий век отличался очень спокойным развитием. На протяжении всего предшествующего столетия поэты и писатели воспевали достоинство человека, старались привить высокие морально-нравственные идеалы. И лишь в конце столетия начали появляться более дерзкие и смелые произведения – авторы начали акцентировать внимание на психологии человека, его переживаниях и чувствах.

Причины расцвета

В процессе работы над домашним заданием или докладом на тему «Общая характеристика русской литературы 19 века» у учащегося может возникнуть закономерный вопрос: а чем же были обусловлены эти перемены, почему литература смогла достичь такого высокого уровня развития? Причиной тому послужили общественные события – это и война с Турцией, и вторжение наполеоновских войск, и отмена крепостного права, и прилюдная расправа над оппозиционерами. Все это послужило тому, что в литературе начали применяться совершенно новые стилистические приемы. Работая над общей характеристикой русской литературы 19 века, стоит обязательно упомянуть, что эта эпоха по праву вошла в историю как «Золотой век».

Направленность литературы

Русская литература того времени отличалась очень смелой постановкой вопросов о смысле человеческого бытия, о самых актуальных общественно-политических, нравственных и этических проблемах. Значение этих вопросов она выводит далеко за пределы своей исторической эпохи. Готовя общую характеристику русской литературе 19 века, нужно помнить о том, что она стала одним из мощнейших средств воздействия как на русских читателей, так и на иностранных, приобретя славу влиятельной силы в развитии просвещения.

Феномен эпохи

Если нужно дать общую характеристику русской литературе 19 века кратко, можно отметить, что общей чертой данной эпохи было такое явление, как «литературоцентризм». Это означает, что литература стала способом передачи идей и мнений в политических спорах. Она превратилась в мощный инструмент выражения идеологии, определяла ценностные ориентиры и идеалы.

Нельзя сказать однозначно, хорошо это или плохо. Конечно, давая общую характеристику русской литературы XIX века, можно упрекать литературу того времени в том, что она была слишком «проповеднической», «наставнической». Ведь нередко говорят о том, что стремление стать пророком может привести к неуместному опекунству. А это чревато развитием нетерпимости к инакомыслию любого рода. Конечно, в таких рассуждениях есть доля истины, однако, давая общую характеристику русской литературе 19 века, необходимо учитывать исторические реалии, в которых жили тогдашние писатели, поэты, критики. А. И. Герцен, когда оказался в эмиграции, описывал этот феномен так: “У народа, которого лишили свободы слова и самовыражения, литература остается чуть ли не единственной отдушиной”.

Роль литературы в обществе

Практически то же самое говорил и Н. Г. Чернышевский: «Литература у нас пока сосредоточивает всю умственную жизнь народа». Здесь стоит обратить внимание на слово «пока». Чернышевский, который утверждал, что литература является учебником жизни, все равно признавал, что умственная жизнь народа не должна в ней сосредотачиваться постоянно. Однако «пока», в тех условиях русской действительности, именно она взяла на себя эту функцию.

Современное общество должно быть благодарно тем писателям и поэтам, которые в тяжелейших социальных условиях, несмотря на преследования (стоит вспомнить о том же Н. Г. Чернышевском, Ф. М. Достоевском и других), с помощью своих трудов содействовали пробуждению в человеке светлого, духовного начала, принципиальности, активного противостояния злу, честности и милосердия. Учитывая все это, можно согласиться с тем мнением, которое выражает Н. А. Некрасов в своем послании ко Льву Толстому в 1856 г.: «Роль писателя у нас прежде всего – это роль учителя».

Общее и отличное в представителях «Золотого века»

Готовя материалы по теме «Общая характеристика русской классической литературы 19 века», стоит сказать о том, что все представители «Золотого века» были разными, их мир был неповторим и своеобразен. Писателей того времени сложно подвести под какой-то один общий образ. Ведь каждый истинный художник (под этим словом понимается и поэт, и композитор, и живописец) создает собственный мир, руководствуясь личными принципами. К примеру, мир Льва Толстого не похож на мир Достоевского. Иначе воспринимал и преобразовывал действительность Салтыков-Щедрин, чем, к примеру, Гончаров. Однако есть у представителей «Золотого века» и общая черта – это ответственность перед читателем, талант, высокое представление о той роли, которую литература играет в жизни человека.

Общая характеристика русской литературы 19 века: таблица

«Золотой век» – это время писателей совершенно разных литературных направлений. Для начала рассмотрим их в сводной таблице, после чего каждое из направлений будет рассмотрено подробнее.

XVII век, Франция

Ода, трагедия, эпопея

Г. Р. Державин («Анакреотические песни»), Херсаков («Бахариана», «Поэт»).

Преобладает национально-историческая тематика.

Преимущественно развит жанр оды.

Субъективность в оценке событий мира.

На первое место поставлены чувства, переживания.

Немаловажную роль играет природа.

Выражается протест против испорченности высшего общества.

Культ духовной чистоты и нравственности.

Утверждается богатый внутренний мир низших социальных слоев.

Конец XVIII — первая половина XIX века , Европа, Америка

Рассказ, поэма, повесть, роман

А. С. Пушкин («Руслан и Людмила», «Борис Годунов», «Маленькие трагедии»), М. Ю. Лермонтов («Мцыри», «Демон»),

Ф. И. Тютчев («Бессонница», «В деревне», «Весна»), К. Н. Батюшков.

Субъективное преобладает над объективным.

Взгляд на реальность через «призму сердца».

Склонность к отражению бессознательного и интуитивного в человеке.

Тяготение к фантастике, условности всяких норм.

Склонность к необычному и возвышенному, смешение высокого и низкого, комичного и трагичного.

Поздний А. С. Пушкин («Дубровский», «Повести Белкина»), Н. В. Гоголь («Мертвые души»), И. А. Гончаров, А. С. Грибоедов («Горе от ума»), Ф. М. Достоевский («Бедные люди», «Преступление и наказание»), Л. Н. Толстой («Война и мир», «Анна Каренина»), Н. Г. Чернышевский («Что делать?»), И. С. Тургенев («Ася», «Рудин»), М. Е. Салтыков-Щедрин («Пошехонские рассказы», «Господа Гоголевы»),

В центре литературного произведения – объективная реальность.

Реалисты стремятся выявить причинно-следственные связи в событиях.

Используется принцип типического: описываются типические герои, обстоятельства, конкретное время.

Обычно реалисты обращаются к проблемам настоящей эпохи.

Идеалом является сама действительность.

Повышенное внимание к общественной стороне жизни.

Русская литература этой эпохи стала отражением того скачка, который был сделан в предшествующем столетии. Начался «Золотой век» главным образом с расцвета двух течений – сентиментализма и романтизма. С середины столетия все большую мощь обретает направление реализма. Такова общая характеристика русской литературы 19 века. Табличка поможет учащемуся сориентироваться в основных течениях и представителях «Золотого века». В процессе подготовки к уроку нужно упомянуть, что дальнейшая социально-политическая обстановка в стране становится все более напряженной, растут противоречия между угнетенными классами и простым народом. Это приводит к тому, что в середине века несколько затихает развитие поэзии. А завершение эпохи сопровождается революционными настроениями.

Классицизм

Данное направление стоит упомянуть, давая общую характеристику русской литературы начала 19 века. Ведь классицизм, возникший столетие назад до начала «Золотого века», в первую очередь относится к его началу. Этот термин в переводе с латинского языка означает «образцовый» и непосредственно связан с подражанием классическим образам. Возникло это направление во Франции в XVII веке. По своей сути оно было связано с абсолютной монархией и утверждением дворянства. Для него характерны идеи высокой гражданской тематики, строгое соблюдение норм творчества, установленных правил. Классицизм отражает реальную жизнь в идеальных образах, которые тяготеют к определенному образцу. Данное направление строго придерживается иерархии жанров – высшее место среди них занимают трагедия, ода и эпопея. Именно они освещают самые важные проблемы для общества, призваны отображать наивысшие, героические проявления человеческой натуры. Как правило, «высоким» жанрам противопоставлялись «низкие» – басни, комедии, сатирические и другие произведения, которые также отражали действительность.

Сентиментализм

Давая общую характеристику развития русской литературы 19 века, нельзя не упомянуть и о таком направлении, как сентиментализм. В нем большую роль играет голос рассказчика. Данное направление, как было указано в таблице, отличается повышенным вниманием к переживаниям человека, к его внутреннему миру. В этом и состоит новаторство сентиментализма. В русской литературе особое место среди произведений сентиментализма занимает «Бедная Лиза» Карамзина.

Примечательны слова писателя, которые могут охарактеризовать данное направление: «И крестьянки любить умеют». Многие утверждали, что обычный человек, простолюдин и крестьянин, в нравственном отношении во многом превосходит дворянина или представителя высшего общества. Немаловажную роль в сентиментализме играет пейзаж. Это не просто описание природы, а отображение внутренних переживаний героев.

Романтизм

Это одно из самых противоречивых явлений русской литературы «Золотого века». Уже более полутора столетий ведутся споры о том, что же лежит в его основе, и сколько-нибудь признанного определения этому течению пока никто не дал. Сами представители данного направления делали акцент на своеобразии литературы каждого отдельно взятого народа. С этим мнением нельзя не согласиться – в каждой стране романтизм приобретает свои черты. Также, давая общую характеристику развития русской литературы 19 века, стоит отметить, что практически все представители романтизма ратовали за общественные идеалы, однако делали это по-разному.

Представители этого течения мечтали не о том, чтобы улучшить жизнь в ее частных проявлениях, а о полном разрешении всех противоречий. У многих романтиков в произведениях преобладает настроение борьбы со злом, протеста против царящей в мире несправедливости. Также романтикам свойственно обращение к мифологическому, фантастике, народным сказаниям. В противовес направлению классицизма серьезное влияние уделяется внутреннему миру человека.

Реализм

Целью этого направления является правдивое описание окружающей действительности. Именно реализм созревает на почве напряженной политической обстановки. Писатели начинают обращаться к социальным проблемам, к объективной действительности. Тремя главными реалистами этой эпохи считаются Достоевский, Толстой и Тургенев. Основная тема данного направления – быт, нравы, события из жизни простых людей из низших сословий.

Ссылка на основную публикацию