Рок-опера «Преступление и наказание» Э. Артемьева – краткое содержание

Рок-опера «Преступление и наказание»

Все течет, все изменяется; но человеческие добродетели и пороки остаются неизменны. Они живут в веках, лишь принимая новые очертания и обличья. Произведение великого мастера психологического романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» тому живое доказательство. Его герои – это собирательные образы реальных людей. Эти образы вне времени: они были, есть и будут. Ярко и зрелищно демонстрируется одноименная рок-опера на сцене «Московского театра мюзикла».

Рок-опера «Преступление и наказание» – это принципиально новая трактовка великого романа, адаптация к реалиям современности. Жанр постановки способствует многоплановому раскрытию знакомого со школьной скамьи произведения, что получается весьма эффектно. Ведь над спектаклем работал блестящий творческий союз – А.С. Кончаловский (режиссер-постановщик), Ю.Е. Ряшенцев, (либретто), Э.Н. Артемьев (композитор). Премьера спектакля состоялась в 2016 году.

В рок-опере удивительным образом сочетаются разные периоды нашей истории: имперская Россия с крестьянскими забавами, суровые 90-е годы и современность. Причем превалирует в постановке именно стилистика 90-х. Возможно, это связано с тем, что именно на эти годы в истории нашей страны пришелся пик падения морали и обнажения самых неприглядных сторон жизни.

Главный герой, Родион Раскольников (Александр Казьмин) – неистовый бунтарь. Его комната как бы висит над сценой, находясь в верхнем правом углу. Обстановка комнаты говорит сама за себя: тусклые желтые обои в цветочек, плакаты Ленина и серпа с молотом, революционные книги. В этой тягостной обстановке герой томится, вынашивая свои идеи об избранных мира сего.

О том, что действие происходит именно в Петербурге, говорит табличка, будто бы снятая со станции метро «Сенная площадь». В подземном переходе метро располагаются различные магазины, в одном из которых обитает старуха-процентщица. Ее образ безвкусно одетой прожженной торговки в исполнении Татьяны Токаревой, безусловно, неприятен. Однако он не вызывает той бури отвращения, что поднималась в герое Достоевского в романе.

Стойкое неприятие вызывают в постановке неприглядные стороны человеческой жизни, с необычайной яркостью и доскональностью демонстрирующиеся на сцене. Не раз в постановке мы видим вызывающе одетых дам легкого поведения и циничных мужчин, пользующихся их услугами. Среди девушек особняком стоит героиня Сони Мармеладовой. Ее образ, в исполнении Галины Безрук, более скромный в отличие от всех остальных. На девушке белое платье и небольшая сумочка, а все ее нутро передает глубокое страдание от такой нелицеприятной жизни. Музыкальная партия Сони в спектакле наиболее громкая, с сильным надрывом в голосе.

Над разгулом цинизма и разврата царит фигура господина Свидригайлова. Его партию блестяще исполняет актер Евгений Вальц. Стоит отметить, что это одна из самых запоминающихся ролей в спектакле. Каждый раз герой появляется на черном автомобиле в сопровождении суровой охраны в черных костюмах и цепях на шее. В своих музыкальных партиях Свидригайлов как бы воспевает низменные страсти и удовольствия.

В постановке есть несколько особенно впечатляющих и зрелищных моментов. Накануне убийства в кромешной темноте одинокий шарманщик ходит со светящимся, как бы парящим в воздухе топором. Он задает людям в толпе один и тот же вопрос: «А ты убил бы?» Все с ужасом отрицают такую возможность, и тогда топор оказывается в руках Раскольникова.

После сакрального убийства все горит черно-красным светом. Земля как будто сотрясается, демонстрируя весь ужас произошедшего. Кругом в черных масках бегают вандалы, неистово громящие витрины. Из правого угла сцены появляется горящая машина. А из левого угла – полицейский грузовик, из которого выскакивают полицейские с противоударными щитами для того, чтобы утихомирить толпу.

Первый акт спектакля очень насыщен зрелищами. Очень много событий, мгновенно сменяющих друг друга. На сцене задействовано множество актеров, которые виртуозно поют и танцуют.

Второй акт, повествующий о событиях после убийства старухи-процентщицы, более сдержанный и спокойный. Полным ходом идет следствие по делу, а в душе Раскольникова все больше страха и самоистязания.

Весьма интересно в постановке обыгрывается персонаж Порфирия Петровича в исполнении Ефима Шифрина. В первом акте он символично появляется с завязанными глазами и ловит преступников. В момент следствия Порфирий Петрович виртуозно выводит Раскольникова на чистую воду, время от времени играя соло на фортепиано.

В конце спектакля звучит тема покаяния и обращения к библейским заветам двух заблудших душ – Сони и Раскольникова. Души этих людей воссоединяются в любви и раскаянии, когда они символично идут навстречу друг другу в полутьме, а над ними появляется небольшой луч света.

«Человек есть тайна». Рок-опера «Преступление и наказание»

Эдуард Николаевич Артемьев (1937) является лидером отечественной электронной музыки, известным кинокомпозитором, озвучившим фильмы режиссеров А. Тарковского, А. Кончаловского, Н. Михалкова.

Одним из значительных сочинений Э. Артемьева является рок-опера «Преступление и наказание» по мотивам романа русского писателя XIX в. Ф. М. Достоевского (1821 — 1881). «Человек есть тайна. Её надо разгадать. я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком», — так Достоевский определил суть своего творчества.

Э. Н. Артемьев

Рок-опера является переосмыслением романа с позиций нашего современника, человека XXI в. Вечная внутренняя борьба, сомнения, горькие ошибки, накал чувств в поисках истины — всё это воплотилось на страницах романа «Преступление и наказание» Ф. Достоевского и в концентрированном виде нашло преломление в одноимённой рок-опере Артемьева. Её драматургия вскрывает социальную болезнь, связанную с потерей человеком ощущения различий между добром и злом, добродетелью и грехом, смирением и гордыней.

Ее главный герой — Родион Раскольников — думал, что он царь и бог, а оказалось, ничтожество, червь. Убивая старуху-процентщицу, он убивает себя. Грех Раскольникова вбирает в себя не только поступки, но и затаённые помыслы, ведёт его по пути саморазрушения. И только с помощью Сони Мармеладовой через страдание, очищение и любовь он находит ключ к спасению. Эта героиня является символом бесконечного страдания и самопожертвования во имя ближнего.

Ф. М. Достоевский

Рок-опера состоит из двух актов. Первый — это рассказ о том, как Раскольников задумывает и совершает убийство. Во втором акте он признаётся в содеянном следователю Порфирию Петровичу. Лирическим центром оперы становится тема любви Раскольникова к Соне.

Почти всё действие рок-оперы происходит на Сенной площади дореволюционного Петербурга, где кипит пёстрая, многоликая, шумная жизнь. Композитор передаёт характеры героев, внутренне неуравновешенных, недоумевающих, ищущих выхода из жизненных ситуаций, раскрывающих противоречия между романтикой мечтаний и прозой жизни.

Открывает рок-оперу «Баллада Шарманшика». Она вводит слушателей в мир образов, характерных для эпохи. Именно его глазами зрители, слушатели видят всё происходящее. Узловые события оперы комментируются другими шарманщиками, которые дают оценку всему, что наблюдают. В финальном эпизоде на Петербург обрушивается грозная стихия — наводнение.

Музыка Артемьева, как и роман Достоевского, держит слушателя в постоянном напряжении, вынуждает его спрашивать себя: «А нет ли и в твоей душе стремления к такому душевному спокойствию, которое означает безразличие к страданиям людей? Не слабеет ли в тебе самом голос совести?»

Рок-опера ближе к классической оперной традиции: у каждого персонажа есть свои темы (арии, романс, дуэт). Композитор трактует образ Раскольникова как образ рок-музыканта с его энергетикой, мятущейся душой, резким характером.

В основу музыкального языка положен именно рок в самых разных его направлениях: от тяжёлого до балладного и даже популярного. При этом мелодика оперы не просто пронизана русской интонацией — она вся построена на ней, даже в самых ярких эпизодах. В музыке звучат и подлинно народные мелодии, и джазовые композиции, и темы для солирующего фортепиано. Автор либретто Ю. Ряшенцев, почти не меняя текст Достоевского, сумел его ритмически организовать, написал «белые стихи», а Артемьев придумал специальную технику для речитативов: певцы в заданных пределах могли импровизировать. Исполнителями стали рок- или эстрадные певцы. Ни одного классического оперного голоса в рок-опере нет.

На вопрос, что же получилось — классическая опера, рок-опера, мюзикл, композитор ответил: «Как сейчас говорят, полистилистика. »

Долгие годы рок-опера «Преступление и наказание», которую Э. Артемьев создавал более двадцати лет, существовала только в аудиозаписи. В мае 2016 г. состоялась премьера рок-оперы в постановке А. Кончаловского, приуроченная к 150-летию со дня рождения Ф. М. Достоевского.

Рок-опера «Преступление и наказание» в постановке А. Кончаловского

  • Найдите в Интернете описания характеристик главных героев романа Ф. Достоевского «Преступление и наказание» — Родиона Раскольникова, Сони Мар-меладовой, Порфирия Петровича и др. Выпишите ключевые слова, раскрывающие особенности этих образов. Сравните их с музыкальными характеристиками в рок-опере Э. Артемьева.
  • Послушайте вокальные фрагменты из рок-оперы Артемьева. С помощью каких жанрово-стилистических особенностей музыки (рок-н-ролл, романс, плясовая, частушка, рэп, эстрадная песня) раскрываются образы действующих лиц?
  • Оцените значимость эпизодов/сцен с шарманщиком в драматургии оперы.
  • Послушайте инструментальные эпизоды оперы. Каков в них удельный вес звучания симфонического оркестра, народных музыкальных инструментов, электронной музыки?

Рок-опера “Преступление и наказание”

Содержимое разработки

В музыкальном театре.

Рок-опера «Преступление и наказание»

Плавинская О.Э., учитель музыки МБОУ «Школа №22»

Артемьев Эдуард Николаевич

Народный артист РФ, лауреат Государственной премии РФ, лидер отечественной электронной музыки, известный кино-композитор, озвучивший фильмы Андрея Тарковского, Андрея Кончаловского, Никиты Михалкова.

«Преступление и наказание»

Одним их самых значительных

произведений композитора

является рок-опера

«Преступление и наказание»,

написанная по мотивам

одноимённого романа русского

писателя Фёдора Михайловича

Достоевского.

Первая постановка рок- оперы

Мировая премьера рок-оперы состоялась 17 марта 2016 года в Москве, в «Театре мюзикла».

Автор либретто поэт и сценарист Юрий Ряшенцев, режиссёр – постановщик рок-оперы Андрей Кончаловский, режиссёр театра и кино, президент киноакадемии «Ника».

Андрей Кончаловский

«Человек есть тайна»

«Человек есть тайна. Её надо разгадать, и, ежели будешь её разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком» – так определил писатель суть своего творчества.

Ф.М. Достоевский

(1821 – 1881гг.)

Драматургия рок- оперы

Драматургия рок-оперы вскрывает социальную болезнь, связанную с потерей человеком ощущения различий между добром и злом, добродетелью и грехом, смирением и гордыней.

«Преступление и наказание»

Рок-опера «Преступление и наказание» – это принципиально новая трактовка великого романа, адаптация к реалиям современности.

Рок опера состоит из двух актов.

Первый акт – это рассказ о том, как Раскольников задумывает и совершает убийство.

«Баллада Шарманщика»

Открывает рок-оперу «Баллада Шарманщика». Она вводит слушателей рок-оперы в мир образов, характерных для эпохи.

Родион Раскольников

Главный герой рок-оперы Родион

Раскольников, неистовый бунтарь

имел свою теорию о том, что люди

делятся на обычных людей, плыву-

щих по течению, и людей, подобных

Наполеону, которым дозволено всё.

Раскольников до убийства

старухи процентщицы причисляет

себя ко второй категории; однако

после убийства обнаруживает, что

в полной мере относится к

Соня Мармеладова

Эта героиня является символом бесконечного страдания и самопожертвования во имя ближнего.

Только с помощью Сони Мармеладовой через страдание, очищение и любовь Раскольников находит ключ к спасению.

«Преступление и наказание»

Во втором акте он признается в содеянном следователю Порфирию Петровичу.

Драматургия рок- оперы

Лирическим центром оперы становится тема любви Раскольникова

к Соне Мармеладовой.

«Преступление и наказание»

Рок-опера ближе к классической оперной традиции: у каждого персонажа есть свои музыкальные темы (арии, дуэты).

Композитор трактует образ Раскольникова, как образ рок-музыканта с его энергетикой, мятущейся душой, резким характером.

Музыкальный язык рок-оперы

В основу музыкального языка рок-оперы положен именно рок от тяжелого до балладного и даже популярного. В музыке звучат и народные мелодии, и джазовые композиции. Исполнителями рок-оперы стали рок- или эстрадные певцы.

Премьера рок-оперы

Долгие годы рок-опера «Преступление и наказание», которую Эдуард Артемьев создавал более 20 лет, существовала только в аудиозаписи. В мае 2016 года состоялась премьера рок-оперы в постановке Андрея Кончаловского, приуроченная к 150-летию Ф.М. Достоевского.

Проблемные вопросы:

1. Как можно трактовать слова Ф.М. Достоевского «Человек есть тайна. Её надо разгадать, и, ежели будешь её разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком»?

2. Что же совершил Раскольников? Убил старушку или свою душу?

Словарь понятий и терминов

Рок-опера ( англ. ) – разновидность мюзикла, музыкально

сценическое произведение, написанное в жанре рок-

музыки, возникшей в США в конце 1960-х г. Часто для

исполнения в живую или записи рок-оперы на важные

роли берутся солисты из самых известных рок-групп.

Либретто – пьеса, для постановки на сцене.

Драматургия – сюжетно-образная концепция произведе-

Полистилистика – объединение в рамках одного музыка-

льного произведения различных стилистических элемен-

Рок-звезда с топором: Кончаловский превратил Достоевского в мюзикл

История у этого проекта почти такая же длинная, как у мультфильма Норштейна «Шинель». Она тянется больше тридцати лет, поэтому объективно оценивать его сложно. Идея поставить рок-оперу по роману Достоевского «Преступление и наказание» возникла у режиссера Андрея Кончаловского еще в 1979 году. Вместе в Марком Розовским (автором сценария кинофильма «Д’Артаньян и три мушкетера») и Юрием Ряшенцевым (автором всех текстов песен в этом фильме) он сочинил либретто рок-оперы. Композитор Эдуард Артемьев получил задачу написать к нему музыку. А дальше все рассыпалось. Кончаловский уехал в Америку на десять лет, проект завис на неопределенное время, но работа над ним не прекращалась. В 2007 году вышел диск с оперой Артемьева «Преступление и наказание», спустя два года он прозвучал по радио «Орфей» и собрал хорошие отзывы. Но постановка так и не была начата. Когда Кончаловский наконец к ней приступил, те молодые люди, для которых она когда-то задумывалась, стали пенсионерами. «И нам пришлось думать, как сделать спектакль для нового поколения», — объяснил режиссер в одном из своих выступлений накануне премьеры.

Сцена из спектакля (пресс-служба Театра мюзикла)

Сцена из спектакля (пресс-служба Театра мюзикла)

Новое поколение, как правило, романа Достоевского не знает, и постановка по Кончаловскому должна была восполнить этот пробел. Отчасти ей это удалось — томик «Преступления и наказания» продается в фойе в антракте и расходится на ура. Сюжет романа, осложненный боковыми линиями и второстепенными персонажами, которые сами по себе тянут на отдельный спектакль, здесь спрямлен до любовной истории — не совсем простой, конечно, с убийством, но какая же любовная история без насильственной смерти? Топор-убийца сначала висит в воздухе, подсвеченный, как деревья на московских бульварах, а потом обрушивается на голову старухи-процентщицы. В спектакле она превращена в бандершу, которая скупает краденое, дает деньги под залог паспорта, да и на счетчик может поставить.

Характер Раскольникова за тридцать лет тоже несколько раз менялся. Артемьеву даже пришлось переписывать музыку, потому что режиссер хотел сделать Родиона Романовича более жестким. На фоне ежедневных новостей о захватах городов, бомбежках и терактах убийство старушки уже не производит нужного впечатления, поэтому в Раскольников здесь — не просто бунтарь-одиночка, а революционно настроенный рэпер. Под кроватью у него сложены стопкой «Капитал» Маркса, томик Ницше и «Майн Кампф», а на стене висит плакат «Ленин-гриб», привет из девяностых.

Ефим Шифрин (Порфирий Петрович) и Александр Казьмин (Раскольников) (пресс-служба Театра мюзикла)

Сенная площадь, на которой происходит большая часть событий, в первой части спектакля выглядит как в те годы, на которые указывает плакат — бомжи, проститутки, уличные певцы. Когда на ней появляется спецназ с дубинками и пластиковыми щитами, становится понятно, что действие переместилось в более близкое к нам время. По замыслу режиссера, Сенная символизирует Россию. Когда-то при Некрасове и Достоевском тут били кнутом крестьянку молодую, а сейчас хлещут лошадь, которая никак не может сдвинуть с места тяжелый воз с запрыгнувшим на него народом.

Станислав Беляев (Раскольников) – Мария Биорк (Сонечка Мармеладова) (пресс-служба Театра мюзикла)

При постановке опера сократилась на треть: исчезла Катерина Ивановна, супруга отца Сонечки, а сам Мармеладов получился довольно невнятным типом. Нет картины наводнения, которая завершает оперу Артемьева. Сокращен дуэт Раскольникова и Сони. Сам композитор с сокращением согласен — законы восприятия не позволяют держать публику в напряжении три с половиной часа. Но работа над постановкой продолжается, несмотря на то, что премьерные спектакли уже прошли, и, вполне возможно, через пару месяцев образ Раскольникова станет немного другим. Ведь так не бывает, чтобы у главного героя оперы не было ни одной лирической арии.

Презентация – Рок-опера “Преступление и наказание”.
презентация к уроку по музыке (8 класс) на тему

Урок музыки в 8 классе по программе Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской. 2017 год.

Скачать:

ВложениеРазмер
prezentatsiya_rok-opera_prestuplenie_i_nakazanie.pptx2.54 МБ

Онлайн-тренажёры музыкального слуха – Музыкальная академия

Теория музыки и упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей.

Современно, удобно, эффективно

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Рок-опера «Преступление и наказание» написана по мотивам романа русского писателя 19 века Ф.М.Достоевского.

Андрей Кончаловский – режиссер, народный артист СССР, постановщик рок-оперы «Преступление и наказание».

Эдуард Артемьев – Лидер отечественной электронной музыки, известный кинокомпозитор , озвучивший фильмы режиссеров А.Тарковского, А.Кончаловского , Н.Михалкова.

« Преступление и наказание » — рок-опера по мотивам одноимённого романа Фёдора Достоевского на музыку Эдуарда Артемьева , либретто и постановка Андрея Кончаловского , Юрия Ряшенцева . Поставлена театральной компанией «Театр мюзикла» . Мировая премьера состоялась 17 марта 2016 года в « Театре мюзикла », Москва , Россия .

Рок-опера «Преступление и наказание» является переосмыслением романа с позиций нашего современника, человека 21 века. Драматургия рок-оперы вскрывает социальную болезнь, связанную с потерей человеком ощущения различий между добром и злом, добродетелью и грехом, смирением и гордыней.

Открывает рок-оперу «Баллада Шарманщика». Она вводит слушателей в мир образов, характерных для эпохи.

Главный герой рок-оперы – Родион Раскольников – думает, что он царь и бог, а оказывается, ничтожество, червь.

Убивая старуху-процентщицу, он убивает себя. Грех Раскольникова вбирает в себя не только поступки, но и затаенные помыслы, ведет его по пути саморазрушения.

И только с помощью Сони Мармеладовой через страдание, очищение и любовь он находит ключ к спасению. Эта героиня является символом бесконечного страдания и самопожертвования во имя ближнего.

Рок опера состоит из двух актов. Первый акт – это рассказ о том, как Раскольников задумывает и совершает убийство. Во втором акте он признается в содеянном следователю Порфирию Петровичу.

Лирическим центром оперы становится тема любви Раскольникова к Соне.

Рок-опера ближе к классической оперной традиции: у каждого персонажа есть свои темы (арии, романс, дуэт). Композитор трактует образ Раскольникова, как образ рок-музыканта с его энергетикой, мятущейся душой, резким характером.

В основу музыкального языка рок-оперы положен именно рок от тяжелого до балладного и даже популярного. В музыке звучат и подлинно народные мелодии, и джазовые композиции, и темы для солирующего фортепиано. Исполнителями рок-оперы стали рок- или эстрадные певцы. Ни одного классического оперного голоса в рок-опере нет.

Долгие годы рок-опера «Преступление и наказание», которую Э.Артемьев создавал более двадцати лет, существовала только в аудиозаписи. В мае 2016 года состоялась премьера рок-оперы в постановке А. Кончаловского , приуроченная к 150-летию Ф.М.Достоевского.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация Евангельской притчи о Лазаре из романа Ф.М.Достоевского “Преступление и наказание”

В материале представлена Евангельская притча о Лазаре с иллюстрациями и аннотацией к ней.

Презентация к уроку: «Петербург Ф.М.Достоевского» (по роману «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевского)

Использование ИКТ в образовательном процессе нацеливает на актуализацию имеющихся и формирование новых знаний и умений, личностно и общественно значимый результат, атмосферу делового сотрудничества уч.

Презентация к заключительному уроку по роману Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”.

Презентация к заключительному уроку по роману Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”.

презентация к открытому уроку по теме “Преступдение и наказание”

Презентация поможет проведению урока по теме “Преступление и наказание”.

Исследовательская работа по роману Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” на тему “Опыт современного прочтения романа Достоевского “Преступление и наказание”

Федор Михайлович Достоевский – пиФедор Михайлович Достоевский – писатель чрезвычайно индивидуальный. У негосвое , очень отличное от других классиков русской литературы от.

“Преступление и наказание Родиона Раскольникова по роману ф.М. Достоевского “Преступление и наказание”

Тема урока: «Преступление и наказание Раскольникова по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»Тип урока – развитие критического мышлен.

Обычные наказания, или когда наказания переходят границы. Родительское собрание в начальных классах.

Сегодня я хочу поделиться с вами опытом проведения родительского собрания, в начальных классах, посвященного проблеме жестокого обращения с детьми в семье. Тема актуальная, неоднозначная, сложно .

Рок-опера “Преступление и наказание”

  • 12+
  • Топор
  • Сюжет
  • СПГС
  • Исполнение
  • Обсуждение

Еще до ноябрьского локдауна сходил на рок-оперу. Посмотрел, послушал, подумал и задался вопросом “Что это вообще было?“. Вот примерно такое впечатление вызывает данное творение.

Запомнилось много чего, много-чего странного. Но обо все по порядку.

Данное произведение предназначено для лиц старше 12 лет – так говорится в начале мюзикла. Утверждение достаточно спорное, как по мне.

Возможно, я излишне морализирую, но сегодняшним детям этот мюзикл смотреть не рекомендуется. По крайней мере до тех пор, пока не станет реальностью и одновременно с этим убитым штампом анекдот:

– Доча, я хочу поговорить с тобой о сексе.

– Да пап, что ты хочешь узнать?

Топор

С чем ассоциируется Раскольников в широких народных массах? Правильно, с топором. Однако в данном произведении топору придано чуть ли не сакральное значение.

Топор незримо следит за героем чуть ли не в каждой сцене. А в одной из сцен является главным действующим лицом! Как по мне, это достаточно бафосная сцена. Её я бы еще раз посмотрел)

Ну вот зачем так много времени уделять топору, а?

Сюжет

Вот с ним серьёзные проблемы.

Для начала действие перенесено в современность или около того. Из-за этого статейка, которую писал Раскольников в оригинале, нафиг никому не нужна. Знаете ли, в нашем мире есть труды Ницше.

Далее эту статью, судя по первой сцене с Порфирием Петровичем, Раскольников написал через одно место. Родион сам говорит, что посыл его заметки не типа я Ницше, а то, что не все люди быдло. Далее идет критика власти, считающей иначе.

Как Раскольников умудрился опубликовать это? Самиздат я исключаю, поскольку многие просто не будут читать такую макулатуру, ИМХО.

А теперь загибаем пальцы:

  • Раскольников не знаком с трудами Ницше – раз.
  • Все приняли его творение не как критику власти, а как извод ницшеанства, – два.
  • Нашлось издание, которое решило вот это поделие МТА опубликовать, – три.

Бываю же совпадения, скажу я вам.

То, что Родион в этом мюзикле именно молодой и талантливый автор, я совсем не сомневаюсь. Донести идею так, чтобы её поняли вообще не так как надо, это, знаете ли, надо уметь.

Что еще бросается в глаза, так это сцена в квартире между Соней и Раскольниковым. Тут он в отличие от книги заставляет Соню читать, чтоб спасти её душу! Нормально так, не?

Я уж молчу, что Соню сделали достаточно тёмным персонажем. Но хорошо это или плохо, судить не буду.

И еще сцена воссоединения Сони и Раскольникова в тюрьме шита белыми нитками. Из предшествующих событий это никак не следует.

Синдром поиска глубокого смысла – вероятная проблема, которую может подхватить человек, посмотревший эту рок-оперу.

Дело в том, что ряд мелких деталей как бы должны привнести в голову зрителя некие идеи. Вот только авторский посыл вызывает. недоумение что ли?

Вот нам показывают комнату Родиона. На двери висит плакат с Лениным, который плавно перетекает в гриб. Да, сочтём за отсылку на творчество Курёхина. Вот и оно, кстати.

Но вот зачем в комнате плакат? Надеюсь это просто отсылка, а не штрих к образу Раскольникова.

Есть ещё сцена, где Раскольков ищет библию, перебирая свои книги. Из этого мы знаем, что у нашего антигероя есть такие замечательные произведения как:

  • “Маркс”,
  • “Ленин”,
  • “Майн кампф”.

Придирка № 1: почему вначале идут 2 автора, а потом автобиография Гитлера? Лучше бы после “Ленина” сказали бы “Гитлер”, логичнее было бы.

Придирка № 2: что этот перечень должен означать? То что, они подтолкнули Родиона на убийство?

Я, как читавший “Капитал”, отвечаю, что книга хоть и отличается тяжелым слогом, но оставляет приятное послевкусие. Представляете, призыв свергать буржуев там встречается всего один раз. Больший же объём сего труда это теория прибавочной стоимости, интересные исторические примеры экономической деятельности, разбор некоторых явлений (луддизма, например) и пр. Причём тут проблематика рок-оперы?

Сцена со Свидригайловым тоже интересна в этом плане. Он сообщает, что уезжает в Америку, а потом стреляется, прижавшись к Раскольникову. Вот что это было?

Справедливости ради, вот это можно объяснить тем, что у Раскольникова едет крыша. Ещё в оригинале встаёт вопрос – Раскольников убил старуху, поскольку бредил, или он начал бредить после убийства старухи? В общем с безумца взятки гладки.

Исполнение

Вот к чему, а вот к этому претензий нет. Все играют хорошо, только играют они слабосюжетное месиво, к моему великому сожалению.

Особая находка – это сцены с лошадью. К сюжету также пришиты белыми нитками, но смотреть приятно.

звезды мюзиклов

Рок-опера «Преступление и наказание» — каждой эпохе свой Раскольников

Неоспоримый факт, что и в 21 веке, герои Достоевского — абсолютно актуальны, глубоки, остры, у каждого в душе оставляют свой отпечаток.

С 17 марта 2016 года в Московском театре мюзикла начались показы рок-оперы «Преступление и наказание». Этот спектакль Театра Мюзикла по праву называют одной из самых знаковых премьер театрального сезона, которая интригует и притягивает!

Музыка Эдуарда Артемьева, созданная более 35 лет назад, нашла свое воплощение в психологически выверенном и графически точном рисунке постановщика спектакля Андрея Кончаловского. Творческий тандем Артемьев — Кончаловский и автор либретто, легендарный поэт Юрий Ряшенцев не раз пытались осуществить эту постановку в разных театрах мира, их идеи привлекали огромное внимание, но не были воплощены на сцене. Авторы проекта предложили Театру мюзикла не просто новую редакцию написанной 35 лет назад рок-оперы, а совершенно неординарное произведение, ставшее итогом многолетнего творческого поиска.

Мы посетили рок-оперу в один из премьерных показов и составили своё мнение об этой грандиозной постановке.

Спектакль философский и эксцентричный. Время растворяется в придуманном сценическом пространстве. Создателям рок-оперы удалось стереть временные и пространственный границы между столетиями и обнажить проблемы Человеческой личности, моральное падение общества, обесценивание нравственных ценностей и отношений, расчётливость и меркантильность, ложь и лицемерие, ханжество и пошлость, и конечно, всепобеждающую Любовь и спасительную Веру!

От исторической Руси с повозками, лошадьми и телегами до современных интерьеров большого города, баров, площадей, убогой торговли, беспросветности маргинальных элементов и уличных разборок. Звук вагонов метро, как сердцебиение, резонирующий в самое сердце….

Декорации созданы по эскизам сценографа Мэтта Дилли, активно сотрудничающего со многими театрами мира, костюмы воплощены по эскизам театрального художника Тамары Эшбы.

В спектакле «Преступление и наказание» используются новейшие инновационные технологии и достижения: как например, 6D-видеомэппинг, проецирующий изображения на любой движущийся предмет.

Ритм рок-оперы быстрый и динамичный, зрители находятся в постоянном напряжении и обострённом внимании, дабы даже на долю секунды не потерять нить развития событий.

На сцене такие мэтры театрального искусства, как Ефим Шифрин и Александр Маракулин, соседствуют с молодыми актёрами, которые самоотверженно вживаются в образы и великолепно воплощают режиссёрские задачи. В работе над этим удивительно сложным и пронзительным проектом задействованы четыре состава актёров, отобранных в результате многоэтапного всероссийского кастинга. Сонечка — Мария Биорк, Галина Безрук, Екатерина Новосёлова; Раскольников — Станислав Беляев, Денис Котельников, Александр Казьмин, Александр Бобров; Свидригайлов — Евгений Вальц, Александр Маракулин; Порфирий Петрович — Ефим Шифрин и Владимир Ябчаник. Всего в рок-опере участвует более 60 артистов. Все актёры играют с душой, эмоционально и трепетно проживают на сцене разные ситуации и тонко передают драму сюжета.

Во всех героях, безусловно, с первых мгновений спектакля узнаёшь персонажей Достоевского, но они — в трактовке постановки, абсолютно реальны в условиях сегодняшней действительности.

Раскольников — молодой парень-максималист, верящий в Правду, стремящийся к справедливости, угнетённый и разочарованный несправедливостью. Одна из его главных арий содержит строки:

«Сто законов, а много ли прока?

Власть торжествует, открыто трубя.

Или сам ты бьёшь жестоко,

Или безжалостно бьют тебя…»

Кроме того, на состояние Раскольникова накладывают отпечаток детские психологические травмы, постоянно всплывающие в снах. Случайная встреча с Соней Мармеладовой и те чувства, которые он начинает испытывать к этой юной девушке, ожесточившейся и запутавшейся в сложных лабиринтах судьбы, ещё больше наталкивают Раскольникова на мысль — «Переступить черту», ведь Родион убеждён, что «зло надо безжалостно уничтожать».

Символично, что в комнате Раскольникова висят плакаты Ленина, он читает учения Маркса и Че Гевары. А при появлении старухи-процентщицы звучит хит лихих 90-ых «Два кусочека колбаски…», что очень символично, так как эти интерьеры драматично и мощно передают падение ценностей и полное разочарование. Ведь революция в первую очередь, назревает в умах и душах, неспособных найти баланс и гармонию с действительностью, в конечном итоге, радикальные потрясения — путь в никуда, насилие, кровь, грязь, боль приводят не к прогрессу, а регрессу общества.

В противовес суровой реальности сюжета появляется во время спектакля видеоряд церковных куполов, герои говорят о Библии и святом писании.

Два рефрена, периодически возникающих в действии: уличный музыкант в форме афганца, который под гармошку рассказывает свежие городские новости, и шарманщик, в котором, возможно, читается сам Достоевский, а может быть, просто Личность, с которой ассоциируется Совесть.

Финал постановки как всему обществу, так и отдельно взятым личностям даёт надежду на исцеление!

Конечно, невозможно вместить в хронометраж спектакля всех героев романа Достоевского, ведь каждый из них прописан с детальностью и ювелирной тонкостью. Но абсолютно точно — можно воплотить в магическом сценическом пространстве центральных персонажей «Преступления и наказания», таких узнаваемых и понятных, абстрагированных от какой-либо эпохи и столетия, но раскрытых на разрыв аорты. И всем, кто работал над постановкой это удалось!

Создатели «Преступления и наказания» подарили публике восхитительную динамичную рок-оперу, насыщенную глубоким содержанием, завораживающей музыкой, виртуозными стихами, и колоритными персонажами, ведь каждому времени — свой Раскольников, Соня Мармеладова, Порфирий и Свидригайлов… И какую бы политику ни проводила государственная власть, какие бы нормы, идеи и ценности ни пропагандировало общество, единственно верный путь к гармонии — это Вера, Надежда и Любовь.

Автор: Юлия Бурулёва, фото Виктории Поплавской

Ссылка на основную публикацию