«Ребята и утята» – рассказ М.М. Пришвина для читательского дневника

Пришвин Михаил рассказ «Ребята и утята»

Читательский дневник по рассказу «Ребята и утята» Михаила Пришвина

Автор: Пришвин, Михаил Михайлович

Название произведения: «Ребята и утята»

Число страниц: 2

Главные герои: Мама-утка, ребята, автор, утята.

Второстепенные герои: отсутствуют.

Характеристика главных героев:

Ребята — проказники и озорники.

Хотели поиграть с утятами, но их вовремя остановили.

Осознали свою ошибку.

Рассказчик — добрый и справедливый.

Сделал доброе дело и вернул утят.

Заботливый и любит природу.

Утка — заботливая мамаша. Берегла утят.

Утята — послушные, маленькие, беззащитные.

Краткое содержание рассказа «Ребята и утята»

Как-то весной утка-чирок, повела своих повзрослевших птенцов к озеру.

Около кузницы им пришлось переходить через дорогу, их заметили и стали закидывать камнями мальчишки.

Они хотели прогнать утку и забрать её деток.

Автор пристыдил детей и спросил, зачем им малыши.

Мальчишки засмущались и отнесли утят на холм, где пряталась утка.

Та собрала своих деток в стаю, а потом снова повела дальше к озеру.

Автор пожелал птицам доброго пути, а ребята стали махать им вслед шапками.

План рассказа:

  1. К озеру в обход.
  2. Поведение мальчишек.
  3. Приказ автора.
  4. Радость уточки.
  5. Прощание с выводком.

Детский рисунок-иллюстрация

Основная мысль рассказа «Ребята и утята»

Главная мысль рассказа в том, что природу следует беречь.

Основная идея рассказа в том, что животных нельзя обижать, забирать детёнышей.

Чему учит рассказ

Рассказ учит бережному отношению к животным.

Учит доброте и отзывчивости.

Учит не обижать слабых.

Краткий отзыв о произведении «Ребята и утята» для читательского дневника

Прочитав этот рассказ, я подумала о том, что люди часто не понимают, что своими действиями причиняют боль животным и птицам.

Они легкомысленно приносят домой найденных детёнышей животных, разоряют гнёзда, ловят насекомых.

А животные от этого страдают.

Вот и герои этого рассказа не осознавали последствий своего поступка.

Это интересный и поучительный рассказ.

Автору удалось на личном примере показать, как надо вести себя с меньшими братьями человека.

Мне понравились действия рассказчика.

Он пристыдил ребят, и научил их вежливому обращению с животными.

Я всем советую прочитать этот рассказ и подумать о том, что любое животное заслуживает уважения и бережного к себе отношения.

Пословицы к рассказу

  • И у берёзки слёзки текут, когда с неё кору дерут
  • Сгубить легко, да на душе каково?
  • При солнце тепло, при матушке добро.
  • Нет лучшего дружка, чем родная матушка.
  • У ребёнка болит палец, у матери сердце.

Словарь неизвестных слов:

  • Чирок — вид уток.

Отрывок, поразивший меня больше всего:

– Что вы будете делать с утятами? – строго спросил я ребят.

Они струсили и ответили:

– Вот то-то «пустим»! – сказал я очень сердито.

– Зачем вам надо было их ловить? Где теперь мать?

– А вон сидит! – хором ответили ребята.

И указали мне на близкий холмик парового поля, где уточка действительно сидела с раскрытым от волнения ртом.

Ещё читательские дневники по произведениям Михаила Пришвина:

  • «Моя Родина»
  • «Выскочка»
  • «Кладовая солнца»
  • «Осеннее утро»
  • «Берестяная трубочка»
  • «Лисичкин хлеб»
  • «Остров спасения»
  • «Времена года»
  • «Ёж»
  • «Лесная капель»
  • «Золотой луг»
  • Краткая биография Михаила Пришвина и презентация для отличной оценки

Библиотека произведений автора пополняется.

Школьное чтиво

Произведения школьной литературы в простой и доступной форме

24.09.2018

Пришвин М. “Ребята и утята”

Пришвин М., рассказ “Ребята и утята”

Жанр: рассказ о детях

Главные герои рассказа “Ребята и утята” и их характеристика

  1. Мать-утка. Заботливая, нежная, любящая
  2. Утята. Маленькие, беззащитные, упорные.
  3. Мальчишки. Веселые, беззаботные, озорные
  4. Автор-рассказчик. Строгий, умный, наблюдательный.

План пересказа рассказа “Ребята и утята”

  1. Утка мама ведет утят к озеру
  2. Дорога возле кузни
  3. Ребята и их шапки
  4. Волнение матери
  5. Появляется автор
  6. Испуг ребят
  7. Ребята отпускают утят
  8. Автор машет утятам шапкой
  9. Ребята прощаются с утятами

Кратчайшее содержание рассказа “Ребята и утята” для читательского дневника в 6 предложений

  1. Мама-утка решила отвести своих утят к озеру.
  2. Ее путь шел через дорогу, в обход деревни.
  3. Здесь утят закидали шапками и поймали ребята
  4. Автор пристыдил ребят и спросил где утка-мама
  5. Ребята показали на поле и отпустили утят
  6. Автор, а за ним и ребята, помахали шапками утятам

Главная мысль рассказа “Ребята и утята”
Никогда нельзя обижать слабого и беззащитного.

Чему учит рассказ “Ребята и утята”
Рассказ учит беречь и любить природу, с нежностью относиться ко всякому живому существу. Учит не обижать слабых, не волновать своих родителей, помогать другим в трудную минуту.

Отзыв на рассказ “Ребята и утята”
Мне очень понравился этот рассказ и особенно поведение автора. Сразу заметно, что этот человек очень любит природу, очень любит всех животных и готов помогать им. И мне понравилось, что ребята не желали утятам зла, они просто не понимали, что поступают нехорошо.

Пословицы к рассказу “Ребята и утята”
У кого детки, у того и заботы.
Кто матери не послушает – в беду попадет.
Тише едешь – дальше будешь.
Над слабыми сильный царствует.
Жизнь дана на добрые дела.

Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа “Ребята и утята”
Дика утка чирок-свистунок решила перевести своих утят к озеру. Весной она соорудила свое гнездо за три версты от озера, потому что то разливалось и топило всю округу. А вот теперь, когда утята подросли, требовалось отвести их к воде.
В открытых местах утка-мама шла позади утят, чтобы не выпускать их из вида, и точно также она пропустила утят вперед, когда переходила через дорогу возле деревенской кузницы.
И тут утят закидали шапками ребята. Они поймали утят и только собирались поймать мать, которая бегала вокруг в великом волнении, как увидели автора.
Он строго спросил ребят, что те собираются делать с утятами.
Ребята струсили и ответили, что пустят утят.
А автор пристыдил их и спросил где утка-мама. Ребята показали на утку, которая сидела на кочке на паровом поле. Автор потребовал, чтобы ребята отпустили утят и ребята очень охотно побежали к полю.
Они выпустили утят, а утка-мама собрала своих деток, и степенно повела дальше к озеру, в обход деревни.
Автор снял шапку и помахав ее, пожелал утятам счастливого пути. Ребята было засмеялись, но он сказал, что утятам нелегко добраться до озера, таким крохам. И ребята тоже сняли шапки и стали желать утятам счастливого пути.

Ответы на вопросы к рассказу “Ребята и утята”:

  1. Устно опиши путь уточки с утятами к озеру. – Утка повела утят через лес, потом по полю, потом в обход деревни. Она переходила дорогу, когда утят поймали ребята. Дальше она снова вела утят по полю.
  2. Что ты можешь сказать о ребятах, которые ловили утят? – Они беззаботные, глупые, несмышленые.
  3. Как бы ты поступил на месте рассказчика? – Объяснил бы ребятам,что так поступать нехорошо, что утятам очень нелегко добраться до озера.
  4. Как называет писатель утят? – Сыновьями и дочерьми.
  5. Что можно сказать о человеке, от имени которого ведется рассказ? – Он добрый, любит природу, заботливый.
  6. Смогли ли ребята понять свой поступок? – Ребята поняли, что поступали плохо. Они молодцы.
  7. Что пытался объяснить ребятам и читателям автор? – Что животных нельзя обижать, что их надо любить и о них заботиться.

Рисунки и иллюстрации к рассказу “Ребята и утята”

Рассказ М. Пришвина «Ребята и утята» : что писать в читательском дневнике?

Рассказ о природе с названием “Ребята и утята” написан писателем Михаилом Пришвиным.

Главными героями в рассказе “Ребята и утята” являются утка с утятами, которая вела утят к озеру на большую воду и их путь следования пролегал через опасные открытые участки, в том числе они должны были пройти и около деревни, а там появились и другие главные герои – это деревенские мальчики, которые ради своей мальчишеской забавы стали ловить маленькие пушистые комочки своими шапками. Перепуганная утка даже не улетела, настолько она была шокирована – она сидела на одном месте и широко раскрыв свой клюв, часто дышала от нервного потрясения. И тут появляется ещё один герой – это сам автор, который в этой истории восстановил справедливость. Он приказал мальчишкам сию минуту отпустить утят. Мальчики даже спорить не стали и выпустили утят, а утка, успокоившись, повела их своей дорогой. Автор и ребята попрощались с уткой.

Рассказ Михаила Пришвина о том как деревенские дети ради потехи решили поймать маленьких утят дикой уточки-чирка. Мама- утка решила перевести своих пятерых маленьких утят из леса на озеро. Ее путь лежал через деревню. Мама- утка шла позади своих утят и тщательно оберегала их от ястреба и лисицы, но не смогла уберечь от деревенских детей, которые ради забавы закидали утят шапками и поймали. На помощь беззащитным птицам пришёл человек, он заставил детей вернуть птенцов утке, которая отлетела на ближайший холмик и с волнением смотрела как дети забавляются с ее детьми. Дети вернули птенцов и мама- утка продолжила свой нелегкий путь с выводком к озеру.

Пришвин “Ребята и утята” читательский дневник:

Автор – Михаил Пришвин.

Главные герои: сам автор, деревенские ребятишки, утка с маленькими утятами.

Краткое содержание:

Утка вывела утят и вела их к озеру, идти было далеко, мимо деревенской кузни. Утка шла позади и все высматривала, нет ли опасности. Местные ребята увидели ее и стали ловить утят. Утка очень испугалась, утята тоже. Автор сказал парням, чтобы не пугали птицу и отнесли ей быстро всех утят. Он сам снял шапку и помахал ей вслед. Ребята так же пожелал ей удачи.

Главная мысль рассказа: Нельзя обижать маленьких и беззащитных, ради развлечения трогать диких птиц.

Рассказ учит бережно относится к природе, не беспокоить ее обитателей понапрасну, не пугать их. Лучше всего понаблюдать было за уткой и утятами. На самом деле жизнь у них непростая со множеством различных испытаний.

Отзыв: Мне рассказ “Ребята и утята” понравился. Он небольшой, легко читается. Я хорошо его запомню и никогда не буду поступать так, как ребята. я не стану обижать утку или другую птицу, зверя. Если повстречаю их на пути, то просто отойду и дам им возможность идти своей дорогой.

А вот и рисунок (иллюстрация) к рассказу:

“Ребята и утята” – это рассказ о животных, который был написан Михаилом Пришвиным. В рассказе мы встречаемся с мамой-уткой и её детенышами, а также с ребятами и рассказчиком истории. Все они являются главными героями рассказа.

В рассказе повествуется о маме-утке, которая сопровождала утят к водоему. Повстречавшие утиное семейство ребята напугали птицу, поскольку стали ловить малышей. Утка очень переживала, пыталась оградить детенышей от детей, но у неё ничего не получалось. Внезапно появился человек, который озаботился ситуацией и вразумил детей, после чего они оставили утят в покое.

Рассказ учит читателей не вмешиваться в жизнь животных, а наблюдать за их действиями издалека. Автор призывает нас проявлять милосердие к живым существам, защищать их, стараясь не нанести животным вред. Нужно всегда помнить, что живые создания – это не игрушки, они переживают и пугаются, если их обижают.

Мне понравилось, что взрослый человек вступился за птицу и её несмышленых детенышей. Было очень тяжело читать о том, как утка нервничала и ничего не могла сделать для спасения малышей. Я поняла, что нужно сначала думать, прежде чем совершать поступки, которые могут навредить птице или животному.

«Ребята и утята» — краткое содержание для читательского дневника

Краткое содержание «Ребята и утята» для читательского дневника

ФИО автора: Пришвин Михаил Михайлович

Название: Ребята и утята

Число страниц: 2. Пришвин Михаил Михайлович. «Ребята и утята. Рассказы». Издательство «АСТ». 2021 год

Жанр: Рассказ

Год написания: 1943 год

Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Кучминой Надеждой Владимировной.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Краткое содержание

Дикая у́точка обитала со своими утятами в лесу. Наступило время переводить их к озеру на свободу. Им было необходимо обойти деревню, чтоб попасть на место. В открытых местах мама шла позади своих деток, чтоб видеть их и контролировать. Около кузницы, когда птицы переходили дорогу, их увидели мальчишки. Они начали швырять шапками в утят и ловить их. Мама бегала от одного детёныша к другому, пытаясь спасти, но ничего не получалось.

Ребята решили поймать и утку, но здесь появился сам автор и строго спросил, зачем они это делают. Мальчики немного струсили и по просьбе мужчины отпустили всех утят к маме. У́точка бросилась к ним навстречу.

По овсяному полю дальше пошла семья у́точек. Мужчина снял свою шляпу и начал ею махать и желать счастливого пути. Мальчишки немного удивились.

Рассказчик объяснил им, что на самом деле детёнышам утки сложно преодолеть этот путь, им нужна поддержка. И тогда ребята подняли свои пыльные шапки и тоже начали ими махать и кричать: «До свиданья».

Сюжет

Однажды дикая утка решила привести свой выводок к озеру. Весной озеро сильно разливалось и затапливало всю округу, и потому умная утка соорудила своё гнездо в трех верстах от него. Теперь же, когда утята подросли и окрепли, мать повела их к воде.

Когда впереди шла открытая местность, утка внимательно контролировала своих малышей и всегда пропускала их вперед, чтобы ни одного не упускать из вида. Заметив дорогу возле деревенской кузницы, она пропустила вперёд свой выводок, и тут появились мальчишки, которые принялись шапками ловить перепуганных утят. Они собрались было поймать и саму утку, но тут заметили рассказчика.

Мужчина строгим голосом поинтересовался у ребят, что они намерены сделать с беззащитными птенцами. Мальчики струсили и сказали, что отпустят их. Автор пристыдил их и огляделся в поисках матери-утки: та сидела на кочке в поле и тревожно смотрела на людей. Ребята подбежали к ней и выпустили утят всех до единого. Утка собрала возле себя малышей и важно повела их к озеру.

Рассказчик снял шапку, помахал ею и пожелал утятам счастливого пути. Ребятам стало смешно, но мужчина объяснил, что впереди у птенцов – нелегкая дорога, ведь они ещё совсем крошки. Ребята последовали его примеру и также пожелали утятам счастливого пути.

Начало событий

В один из солнечных дней дикая утка захотела провести собственный выводок к водоему. Ранней весной он сильно разливался и затапливал всю близлежащую территорию. По этой причине мудрая птица построила свое гнездо в трех километрах от него. Теперь же утята немного подросли и окрепли, поэтому мама решила отвести их к воде.

Впереди была открытая местность, и птица внимательно контролировала собственный выводок. Она пропустила их немного вперед, чтобы не упускать малышей из вида. Увидев тропинку около деревенской кузницы, утка насторожилась и стала внимательно всматриваться в даль. Неожиданно появились местные мальчишки, которые начали ловить испуганных утят при помощи шапок. Ребята хотели поймать и взрослую птицу, но увидели неподалеку рассказчика.

Незнакомец строгим голосом спросил у мальчишек, что они собираются сделать с беззащитными утятами. На что ребята со страхом в глазах ответили, что просто отпустят их. Мужчина пристыдил детей и огляделся в поисках взрослой птицы. Она стояла на кочке в открытом поле и с нескрываемой тревогой наблюдала за людьми.

Мальчишки подошли к ней и выпустили малышей на волю. Утка собрала вокруг себя весь выводок и вальяжно повела их к водоему.

Перескажи рассказ с помощью плана:

1. Утка повела утят к озеру.

2. Ребята ловили утят.

3. Приказ взрослого.

4. Семья продолжает путешествие.

Пересказ рассказа «Ребята и утята» по плану для 2 класса

Из-за того, что озеро сильно разлилось, маме — утке пришлось строить гнездо далеко, около леса.

Обратный путь к озеру был тяжёлым и опасным.

Утка вела своих детёнышей аккуратно, присматривая за каждым их шагом.

Вдруг появились ребята, которые стали ловить утят шапками, дурачились и смеялись.

Они не понимали, как утята боятся и как переживает за них мама.

Тут появился автор, остановил это, и спас животных.

Он объяснил ребятам, что они поступают плохо, и так делать нельзя.

После этого спасённая семья продолжила свой нелёгкий путь к озеру.

А ребята вместе с автором пожелали им хорошей дороги.

Утка решила повести своих детей к озеру.

Это был далёкий путь, и мать всю дорогу не выпускала утят из-под виду.

Утиную семью увидели ребята и начали швырять в них шапками.

Мама — утка металась со стороны в сторону, волнуясь за своих детей.

Когда ребята были готовы ловить уже и мать, подошёл рассказчик.

Ребята испугались его речи и сказали, что выпустят утят.

Затем по приказу рассказчика они вернули детей матери.

Счастливая и взволнованная утка вместе с утятами дальше побежали к озеру.

Рассказчик пожелал им счастливого пути.

За ним повторили и ребята.

Краткое содержание Пришвин Утята и ребята

Дикая не большая птичка (чирок – свистунок) собралась перевести своих утяток на озеро. Путь предстоял не лёгкий: из лесной местности надо было пройти к воде, обойдя деревню. Из – за того, что происходило весеннее половодье, ей можно было сделать гнездо в болотистом лесу, который находился на расстоянии приблизительно трёх километров.

На открытой местности утята шли впереди матери, так как она боялась недоброго взгляда человека, нападения ястреба или лисы. Так же она сделала при переходе через дорогу, лежащую около кузницы. Здесь её увидели ребятишки и начали кидать головными уборами. Бедная мать бегала вокруг них с раскрытым ртом, то перескакивала назад на некоторое расстояние и сильно волновалась. Мальчишки хотели поймать и саму мать – утку, но тут к ним приблизился Автор.

Выяснив, что они потом их отпустят. Он сказал: «Для чего брали? Куда подевалась мать?». Дети указали на холм, на котором, раскрыв клюв, сидела взволнованная птичка.

– Срочно отдайте ей малышей! – приказал Автор.

Дети ринулись вверх, обрадованные моему предложению. Отлетев немного и подождав, когда парни ушли, мать кинулась спасать своих малюток. Она повела семью по полю засаженному овсом, обходя деревню. Путешествие продолжалось.

На душе было радостно. Автор снял свою шляпу и помахал в след, пожелав доброго пути! Послышался смех ребят.

Автор сделал замечание, отметив, что не легко маленьким утятам пробраться к озеру!

– Снимайте свои шапки и прощайтесь с ними! И подняв, свои шапки, мальчишки дружно попрощались с семьёй!

Вывод: Нужно бережно относиться к животным и птицам, защищать и оказывать им помощь!

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Отзывы для читательского дневника

Сюжет произведения не оставляет равнодушным никого из читателей. Этот рассказ будет полезно читать и перечитывать и детям, и взрослым.

Я люблю произведения о животных и природе, поэтому с удовольствием погрузилась в чтение творчества Михаила Пришвина. Мне очень понравилась книга «Ребята и утята» с картинками. Было волнительно, когда мама-утка беспокоилась за своих детей, и её чувства совершенно понятны, ведь её утята для неё — самое главное. Каждое животное всегда в первую очередь заботится о своём потомстве. Но я рада, что в итоге у произведения хороший финал, а утята со своей мамой благополучно продолжили путь к озеру.

Мне понравился этот добрый и поучительный рассказ. Поведение мальчишек, конечно, не понравилось: многие ребята совершают необдуманные поступки только ради собственной забавы, не задумываясь о чувствах других. Например, они могут больно потянуть щенка за хвост или забрать у кошки-матери маленького котёнка, заставив её волноваться. Так что в этом рассказе, написанном очень давно, затронуты проблемы, которые актуальны и сейчас. Мальчики накрывают шапками утят — и неизвестно, что бы могло случиться, не появись вовремя рассказчик. Я считаю, что взрослые должны объяснять ребятам, как важно беречь природу.

Это короткий и ёмкий рассказ, но в нём заложен глубокий смысл, он о многом заставляет задуматься. Для маленькой уточки и для её ещё более слабых и беззащитных птенцов весь мир полон опасностей. Неслучайно в первом предложении говорится, что утка наконец решилась отвести детей к озеру — значит, она долго собиралась, сомневалась, готовилась к этому походу. Путь до озера, который человек может пройти быстро и спокойно, для неё превращается в настоящую полосу препятствий. Но она преодолевает их, что говорит о её смелости.

Очень хорошо, что рассказчик в итоге объясняет это ребятам. В конце они радостно желают птицам счастливого пути. И в сюжете произведения удивительным образом переплетаются дикая природа и мир детства, создавая гармонию, свойственную книгам Михаила Пришвина.
Стас

Основная мысль

Главная мысль произведения заключается в том, что необходимо любить природу и заботиться о братьях наших меньших. Дети часто не осознают, что животные — не игрушки, забавляются с ними и причиняют им боль. В этой истории герои не понимали, что их игра для них — забава, а для утки — ужас. Это дикая птица, у которой есть главная забота — довести своих детей до озера, и вмешательство человека в этот процесс крайне нежелательно.

Таким образом, рассказ учит не обижать слабых, помогать другим в трудную минуту, учиться на своих ошибках, отвечать за свои поступки.

Популярные сегодня пересказы

  • Краткое содержание пьесы На всякого мудреца довольно простоты Островского
    Александр Николаевич Островский – основоположник русского национального театра, драматург, сумевший через призму юмора живо и остро описать уклад и нравы мещанства и мелкого чиновничества девятнадцатого столетия.
  • Костер — краткое содержание романа Лондона
    Однажды в холодный и снежный день какой-то человек, что только что забрался на гору, сделал остановку, дабы недолго отдохнуть. Он оглянулся и заметил льдину, толщина которой равнялась примерно метру
  • Краткое содержание рассказа Чижиково горе Салтыков-Щедрин
    Захотел жениться чижик. Служил ответственно и в среднем возрасте получил звание майор. Он был бережлив и неприхотлив, поэтому имел дополнительный доход. И вот, ему удалось приобрести канареечное семеня
  • Краткое содержание романа Обыкновенная история Гончарова
    Действия романа начинаются со сцены отъезда главного героя, Александра Адуева, в Петербург на службу. Это романтичный молодой человек, который идеализирует все вокруг. Его мать, Анна Павловна Адуева

Отзывы читателей

Мне очень понравился рассказ и то, как себя повёл рассказчик. Этот человек очень любит природу, зверей и птиц. Готов защищать близких. Очень порадовало, что мальчишки всё же осознали свой нехороший поступок и отпустили птиц.

Читали этот рассказ вместе с ребёнком. Вспомнилась история из жизни, как дети гоняли стаю уток на пруду. Птицы тогда убежали через дачи. И такое наблюдается часто. Мальчишки не понимают, что утки — это живые существа, а в их жизни полно опасностей, поэтому их нужно защищать. Почаще нужно детям читать такие произведения, приучать себя и других помогать братьям нашим меньшим.

Хороший, интересный рассказ, небольшой по размеру. Дети очень любят животных, особенно детёнышей. Приведу пример о котятах. Часто ребята их тискают, одевают на них одежду, пытаются уложить спать, а бывает и похуже. В эти моменты они просто не понимают, что животные тоже живые существа. И нам, взрослым, нужно чаще повторять детям, что животных нужно любить и беречь. Рассказ как раз учит этому.

Что можно сказать о человеке, от имени которого ведётся рассказ?

Человек, от имени которого ведётся рассказ храбрый и умный.

Он не похож на маленьких ребят, скорей всего, он старше их.

Он умный, потому не стал сильно ругать ребят, а объяснил, что это нехорошо.

В то же время, автор сентиментальный и добрый, потому что когда утка с утятами были спасены и пошли к озеру, он пожелал им удачи.

Ребята начали смеяться над этим, ведь это всего лишь утки.

Но рассказчик объяснил, что животные такие же, как и люди, их нужно любить и помогать им.

Рассказчик имеет доброе сердце, он справедливый и внимательный, очень сильно любит всё живое.

Благодаря ему утка и утята смогли продолжить свой путь, а ребята осознали свою ошибку.

У меня рассказчик вызывает уважение, ведь он мог бы просто пройти мимо, но не сделал это.

Побольше бы таких людей, тогда мир был бы добрее.

Читательский дневник по рассказу «Ребята и утята» Михаила Пришвина

Известный рассказ Михаила Пришвина был впервые опубликован в 1944 году. В нем описывается трогательная и поучительная история о взрослой утке, переводившей через село собственных малышей к водоему. Чтобы правильно оформить читательский дневник по произведению «Ребята и утята» и качественно написать школьное сочинение, стоит внимательно ознакомиться с кратким содержанием произведения. Оно учит читателя, что никогда не нужно обижать более слабых существ.

  1. Основные персонажи
  2. Начало событий
  3. Разъяснения рассказчика
  4. Отзывы читателей

Основные персонажи

В произведении писатель описывает свои мысли и говорит, что нельзя обижать животных. Он смог удачно продемонстрировать это на примере семейства уток и вредных детей. Они словили утят, но быстро осознали собственную ошибку после разговора со справедливым и строгим мужчиной. Повествование учит бережному отношению к природе. Автор говорит, что необходимо заботиться о ней и не быть равнодушным к окружающим, попавшим в беду.

Главными героями рассказа «Ребята и утята» Пришвина являются:

  • утка — важная и мудрая птица, которая любит своих малышей;
  • утята — юные и беззащитные, но выносливые и отважные птенцы;
  • ребята — озорные и беззаботные товарищи;
  • рассказчик — строгий и очень наблюдательный человек.

В рассказе автор сопоставил ребят и утят. После анализа книги становится понятно, что этим он хотел показать людям, что все мы обитаем в едином мире. Рядом с человеком живут различные живые существа, поэтому нужно вести себя так, чтобы не мешать остальным.

Писатель своим произведением учит читателя, что нельзя делать необдуманных поступков по отношению к животным. Наши меньшие братья тоже способны чувствовать боль и обиду.

Начало событий

В один из солнечных дней дикая утка захотела провести собственный выводок к водоему. Ранней весной он сильно разливался и затапливал всю близлежащую территорию. По этой причине мудрая птица построила свое гнездо в трех километрах от него. Теперь же утята немного подросли и окрепли, поэтому мама решила отвести их к воде.

Впереди была открытая местность, и птица внимательно контролировала собственный выводок. Она пропустила их немного вперед, чтобы не упускать малышей из вида. Увидев тропинку около деревенской кузницы, утка насторожилась и стала внимательно всматриваться в даль. Неожиданно появились местные мальчишки, которые начали ловить испуганных утят при помощи шапок. Ребята хотели поймать и взрослую птицу, но увидели неподалеку рассказчика.

Незнакомец строгим голосом спросил у мальчишек, что они собираются сделать с беззащитными утятами. На что ребята со страхом в глазах ответили, что просто отпустят их. Мужчина пристыдил детей и огляделся в поисках взрослой птицы. Она стояла на кочке в открытом поле и с нескрываемой тревогой наблюдала за людьми.

Мальчишки подошли к ней и выпустили малышей на волю. Утка собрала вокруг себя весь выводок и вальяжно повела их к водоему.

Разъяснения рассказчика

Мужчина снял шляпу, помахал ею и пожелал утиному семейству счастливого пути. Мальчишкам было смешно на это смотреть, но он рассказал им пословицу и сказал, что впереди утят ждет нелегкая дорога, ведь они еще слишком маленькие. Дети последовали его примеру и начали махать шапками, желая малышам удачи.

Если внимательно прочитать произведение, то можно составить такой план пересказа «Ребят и утят» для 2 класса:

  • путь птицы с выводком к водоему;
  • опасная дорога около деревенской кузницы;
  • неожиданная встреча с местными ребятами;
  • появление незнакомца и спасение утят;
  • утка продолжила свое путешествие;
  • прощание с малышами.

Это произведение учит читателя беречь и любить окружающую природу и не причинять вреда всем животным. Писатель говорит, что необходимо отвечать за собственные поступки и помогать людям, которые нуждаются в помощи.

Краткое содержание поможет правильно составить план рассказа «Ребята и утята» для 2 класса, а также подобрать подходящий рисунок или картинку для иллюстрации сюжета. После ознакомления с пересказом сюжета стоит прочитать книгу полностью.

Отзывы читателей

Этот рассказ заслуживает пристального внимания. Стоит прочитать его своим детям, а потом попросить рассказать свои впечатления об услышанном. Произведение Пришвина очень поучительное, легко воспринимается маленькими читателями и учит их добру. После прочтения стоит составить свой план «Ребят и утят» для более удобного пересказа.

Это произведение учит ребенка правильным поступкам. По этой причине стоит его читать детям как можно чаще. В рассказе автор намекает, что не нужно мешать диким животным, когда они направляются по собственным делам, потому что это может привести к печальным последствиям.

В детстве я очень любила много читать. Этот рассказ мне запомнился, потому что он учит доброте и имеет глубокий смысл. Если бы не рассказчик, то неизвестно, что могли бы сделать с утятами мальчишки. Однако мужчина доступными словами смог объяснить детям, что так поступать нельзя.

Рассказ «Ребята и утята» для читательского дневника

Творчество русского писателя Михаила Пришвина пропитано безграничной добротой и любовью к природе. Являясь заядлым натуралистом, охотником-любителем и внимательным наблюдателем, он в каждом произведении старался передать, насколько гармонично всё устроено в окружающем нас мире. В 1943 году он написал рассказ «Ребята и утята». В читательский дневник можно занести, что он учит бережному обращению с животными и необходимости защищать беззащитных существ.

Главные герои

В произведении «Ребята и утята» Пришвина несколько основных персонажей. Их описание и характеристика:

  1. Рассказчик — умный, строгий, наблюдательный человек, много знающий о природе и повадках животных. Внимателен к каждому живому существу, милосерден, неравнодушен и готов вмешаться в ситуацию, свидетелем которой он стал.
  2. Ребята — деревенские мальчишки, весёлые, беззаботные и озорные, обожающие шалости. Быстро понимают свою ошибку и спешат исправиться.
  3. Мама-утка — чирок-свистунок, осторожная, умная, важная, очень заботливая и любящая для своего выводка, осознающая, что вокруг её подстерегает множество опасностей.
  4. Утята — маленькие, беззащитные, но выносливые и упорные птенцы.

Повествование ведётся от лица рассказчика: он мастерски создаёт рисунок этого небольшого случая, описывает всех героев и их поступки.

Краткое содержание и план

Краткое содержание позволяет узнать о приключениях мамы-утки и её выводка, которые столкнулись с группой мальчишек. Можно также составить план пересказа «Ребята и утята» для 2 класса:

  1. Непростой путь к озеру. Маленькая дикая утка ведёт своих утят из болотного леса к воде. Идти приходится долго: весной озеро разливалось и топило всё вокруг, поэтому гнездо умная утка соорудила за три версты от него, в безопасности. А вот теперь пришло время отвести к нему подросших птенцов. На открытых местах, где их могут заметить человек, лисица или ястреб, утка пропускает своих детей вперёд, чтобы не выпускать их из виду. Вот и при переходе через дорогу возле деревенской кузницы она делает так же, вышагивая следом.
  2. Столкновение с мальчишками. Ребята замечают их и закидывают шапками. Утка бегает между своих детей в страшном волнении.
  3. Появление рассказчика. Пока маленькие изобретатели придумывают, каким способом поймать утку-мать, мужчина подходит к ним и строго спрашивает, что они собираются делать с пойманными утятами. Те, струсив, говорят, что отпустят. Мужчина стыдит их, после чего оглядывается в поисках утки. Она сидит на небольшом холмике с раскрытым от страха клювом. Рассказчик велит немедленно вернуть ей всех утят.
  4. Счастливое возвращение. Ребята, как будто обрадовавшись этому приказанию, поспешно выполняют его. Когда дети возвращаются к матери, она гордо продолжает вести их к озеру.
  5. Прощание. Автор снимает шляпу, машет им и желает счастливого пути. Мальчишки смеются, но он строго говорит, что смеяться тут нечего: для слабых птенцов путь к озеру — долгая и нелёгкая дорога.

В финале ребята признают свою ошибку, тоже снимают шапки и машут ими утятам.

Основная мысль

Главная мысль произведения заключается в том, что необходимо любить природу и заботиться о братьях наших меньших. Дети часто не осознают, что животные — не игрушки, забавляются с ними и причиняют им боль. В этой истории герои не понимали, что их игра для них — забава, а для утки — ужас. Это дикая птица, у которой есть главная забота — довести своих детей до озера, и вмешательство человека в этот процесс крайне нежелательно.

Таким образом, рассказ учит не обижать слабых, помогать другим в трудную минуту, учиться на своих ошибках, отвечать за свои поступки.

Отзывы для читательского дневника

Сюжет произведения не оставляет равнодушным никого из читателей. Этот рассказ будет полезно читать и перечитывать и детям, и взрослым.

Я люблю произведения о животных и природе, поэтому с удовольствием погрузилась в чтение творчества Михаила Пришвина. Мне очень понравилась книга «Ребята и утята» с картинками. Было волнительно, когда мама-утка беспокоилась за своих детей, и её чувства совершенно понятны, ведь её утята для неё — самое главное. Каждое животное всегда в первую очередь заботится о своём потомстве. Но я рада, что в итоге у произведения хороший финал, а утята со своей мамой благополучно продолжили путь к озеру.

Мне понравился этот добрый и поучительный рассказ. Поведение мальчишек, конечно, не понравилось: многие ребята совершают необдуманные поступки только ради собственной забавы, не задумываясь о чувствах других. Например, они могут больно потянуть щенка за хвост или забрать у кошки-матери маленького котёнка, заставив её волноваться. Так что в этом рассказе, написанном очень давно, затронуты проблемы, которые актуальны и сейчас. Мальчики накрывают шапками утят — и неизвестно, что бы могло случиться, не появись вовремя рассказчик. Я считаю, что взрослые должны объяснять ребятам, как важно беречь природу.

Это короткий и ёмкий рассказ, но в нём заложен глубокий смысл, он о многом заставляет задуматься. Для маленькой уточки и для её ещё более слабых и беззащитных птенцов весь мир полон опасностей. Неслучайно в первом предложении говорится, что утка наконец решилась отвести детей к озеру — значит, она долго собиралась, сомневалась, готовилась к этому походу. Путь до озера, который человек может пройти быстро и спокойно, для неё превращается в настоящую полосу препятствий. Но она преодолевает их, что говорит о её смелости.

Очень хорошо, что рассказчик в итоге объясняет это ребятам. В конце они радостно желают птицам счастливого пути. И в сюжете произведения удивительным образом переплетаются дикая природа и мир детства, создавая гармонию, свойственную книгам Михаила Пришвина.

Главная мысль текста М .М. Пришвин «Ребята и утята»
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Консект урока Главная мысль текста М .М. Пришвин «Ребята и утята»

Скачать:

ВложениеРазмер
glavnaya_mysl_teksta_m_.m._prishvin_rebyata_i_utyata.docx49.3 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения в 2 классе (УМК «Школа России»)

Главная мысль текста М .М. Пришвин «Ребята и утята»

Познакомить детей с творчеством М.М.Пришвина; организовать эмоционально-эстетическое восприятие; учить формировать идею произведения; познакомить с художественными особенностями произведения; развивать речь учащихся; развивать навык осознанного и правильного чтения; формировать умение отвечать на вопросы по содержанию текста; находить в тексте предложения, подтверждающие устное высказывание;воспитывать способность замечать красоту природы, потребность в нравственно-эстетическом отношении к окружающему миру, интерес и уважение к писателю как создателю.

Изучение нового материала

Планируемые результаты (предметные)

Умение выразительно читать произведение; умение делить произведение на части и озаглавливать их, составлять картинный план.

Умение оценивать свои эмоциональные реакции на красоту окружающего мира; нравственное сознание и чувство сопереживания; доброжелательное отношение к окружающему миру.

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Регулятивные: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, самостоятельно оценивать выполненные действия и вносить коррективы с учётом характера сделанных ошибок.

Познавательные: умение анализировать средства выразительности прочитанного произведения, самостоятельно пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.

Коммуникативные: умение строить монологическое высказывание на заданную тему, адекватно использовать соответствующую лексику в процессе сочинения продолжения прочитанного произведения.

Основные понятия и термины

Рассказ, М.М. Пришвин, утка Чирок-свистунок

Методы, формы работы

Наглядный, словесный, частично-поисковый, практический; фронтальная, индивидуальная.

Учебник «Литературное чтение» (2 кл., 1 ч.), раздаточный материал, ИКТ.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Содержание взаимодействия с учащимися.

Цель: обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока;

актуализация субъективного опыта учащихся (личностных смыслов, опорных знаний и способов действий, ценностных отношений).

Проверка готовности к уроку.

– Здравствуйте ребята. Сегодня урок литературного чтения проведу у вас я. Садитесь.

-Хорошее настроение – залог успешной работы на уроке. Желаю всем вам успехов. В ноябре отмечается всемирный «День доброты» Ведь доброта – это солнце, которое согревает душу человека. Но все ваши, даже самые высокие мысли и чувства будут пустыми, если не воплотятся в добрые дела. Мало мечтать о добре, надо творить его.

– Какие добрые поступки совершаете вы?

-Проверим все ли необходимое лежит у вас на столах. У вас на парте должны лежать учебник, тетрадь и пенал.

Приветствует учащихся, организовывает проверку рабочего места, создаёт положительный эмоциональный настрой на урок.

Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, эмоционально настраиваются на урок

II. Речевая разминка

Цель: подготовить артикуляционный аппарат к чтению.

Упр. в отработке дыхания

-Ребята, сейчас я предлагаю вам подготовить вашу речь для нашего урока. Выполним дыхательное упражнение. Встаньте пожалуйста.

– Давайте представим, что у вас день рождение и к вам поднесли красивый, сладкий торт со свечами, а теперь загадайте желание и задуйте свечи. Нужно медленно вдохнуть через нос, а выдыхать через рот. И еще один раз.

-Восстановили ровное дыхание, теперь можно присесть.

Предлагает учащимся выполнить упражнения в отработке дыхания.

Выполняют упражнения в отработке дыхания под руководством учителя.

Упр. в отработке дикции

– Продолжим работу по подготовке к чтению, поработаем со скороговоркой. (образцовое чтение учителя)

Саша шустро сушит сушки,

Саша высушил штук шесть.

И смешно спешат старушки

Сушек Сашиных поесть.

-Как вы думаете, что это? (Скороговорка)

-А что такое скороговорка? (Скороговорка – это фраза или стишок, построенные из труднопроизносимых слов, сочетаний звуков и слогов и предназначенные для проговаривания вслух.)

-Для чего нужны скороговорки? (Скороговорки развивают речь.Речь становится правильной, выразительной, четкой, понятной.)

– О ком эта скороговорка? ( О Саше )

– А как вы понимаете слово « шустро »? (быстро)

– Какой звук повторяется чаще всего? (звуки [ш], [с] )

– Прочитайте скороговорку выразительно.

– Прочитайте с интонацией удивления. (читает учитель, потом повторяют дети)

– Прочитайте с интонацией восхищения. (читает учитель, потом повторяют дети)

– Прочитайте скороговорку медленно. (читает учитель, потом повторяют дети)

– Прочитайте, увеличивая темп чтения, прочитайте быстро.

-Прочитайте так, как читаются скороговорки-быстро, не пропуская не одного слова, проговаривая каждый звук.

– Ребята, в чем заключается сложность произнесения скороговорок? ( Нужно произносить все звуки и не пропускать слова )

-Итак, мы с вами подготовились к чтению.

Организуют работу по чтению скороговорки, формулируют задание контролируют правильность выполнения упражнения

Читают скороговорку в соответствии с поставленной задачей: с разной интонацией (выразительно, с удивлением); с разным темпом чтения: медленно, быстро.

III. Проверка домашнего задания

Цель: установить правильность и осознанность выполнения всеми учащимися домашнего задания.

– Мы продолжаем путешествовать по страницам учебника раздела «О братьях наших меньших». Вспомним изученные произведения.

-Работаем в парах (карточки)

– На столах лежат белые листочки, переверните и с соседом по парте укажите соответствие отрывка и автора произведения -2 мин.

-Кто автор данных отрывков из стихотворений? Соедини линией

Плачет киска в коридоре.

У нее большое горе:

Злые люди бедной киске

Не дают украсть сосиски

Жила – была собака,

Она была большая,

И был у той собаки

Огромный рыжий хвост

Бедной маме не под силу

Мыть лохматого верзилу.

На громадные бока

Не хватает языка

Жеребенок – с каждым днем

Подрастал и стал конем.

Бык, могучий великан,

В детстве был теленком

Проверка: стихи на слайдах ставим плюсики на листочках

– У кого 4 +? 3+? – замечательно.

Проведение игры «Соответствие». Зачитывание стихотворений.

Принимают участие в игре, активно вовлеченные в работу.

Цель: обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока.

Введение в тему урока

– А вот как вы считайте, почему люди пишут книги?

– Сегодня мы познакомимся с произведением автора, который стал писателем, прежде попробовав себя в нескольких профессиях. Этот человек, путешествуя по неисследованным северным лесам, по азиатским степям с дорожной сумкой и охотничьим ружьем, наблюдал за природой. Любовался её красотой. Это был не просто наблюдательный человек, а человек неравнодушный к чужой проблеме, беде.

– Какого человека можно назвать неравнодушным? (ответы детей)

Актуализирует знания и создает проблемную ситуацию

Воспринимают учебную задачу, рассуждают, мысленно входят в тему урока, самостоятельно определяют тему урока

Определение темы и задач урока

– Так вот и этот человек всегда старался помочь не только людям, но и вообще природе. Даже, когда шел по зимнему лесу, он не мог пройти равнодушно мимо берез, склонившихся под тяжестью снега. Он брал палку и сбивал снег, освобождая березки. Его неравнодушие проявлялось во всех его делах и поступках. В рассказе, с которым мы познакомимся сегодня, вы сами поймете, что это был за человек.

– С нами на уроке будет беседовать человек, влюблённый в свою землю, в Родину, в её луга и леса, в её птиц и зверей.

– Итак, к кому мы сегодня отправляемся в гости?

(Чтение детьми имени, отчества, фамилии писателя)

-Откройте учебник на стр. 43-ей и скажите, с каким произведением мы познакомимся.

-Совершенно верно, тема сегодняшнего нашего урока «М .М. Пришвин «Ребята и утята».

– Давайте поставим перед собой задачи , чтобы вы хотели узнать, побывав в гостях у писателя? ( Узнать о жизни и творчестве писателя; познакомиться с новым произведением ; о пределить тему произведения, которое будем изучать на уроке)

Подводит к самостоятельным выводам о теме урока, корректирует основные задачи

Самостоятельно определяют тему урока, планируют учебную деятельность в виде задач

V. Изучение нового материала

Цель: обеспечить восприятие, осмысление и усвоение изучаемого материала.

Знакомство с автором (на основе презентации)

– М.М. Пришвин написал много книг и для взрослых, и для детей. Вот небольшая выставка его произведений. Их можно взять в нашей школьной библиотеке и в сельской библиотеке и прочитать. Российский, а позднее и советский писатель Михаил Пришвин оставил нам после себя значительное литературное наследие. Его произведения полны глубокомысленных и философских размышлений о нашей сути, о природе человеческого бытия, о нашей связи с матерью-природой. Они заставляют задуматься после прочтения, и затрагивают самые тонкие струны нашей души. Юный Михаил Пришвин учился из рук вон плохо — он дважды оставался на второй год, и остался третий раз, но его отчислили из учебного заведения из-за ссоры с одним из учителей. Помимо литературной деятельности, Пришвин сделал солидный вклад в развитие отечественной агрономии, добившись на этом поприще немалых успехов. Книга Пришвина «Дневники», над которой он работал 49 лет, по объёму в несколько раз больше, чем все 8 томов его полного собрания остальных сочинений. Сам Михаил считал «Дневники» главной работой в своей жизни.

-Для кого пишет Михаил Пришвин? (для взрослых и детей)

-Какое наследие оставил автор для нас? ( глубокомыслие и философские размышлений о нашей сути, о природе человеческого бытия, о нашей связи с матерью-природой)

-О чем заставляет задумать его произведения? (тонкости струны нашей души)

-Над чем работал Михаил Пришвин 49 лет? (над книгой «Дневник»)

Знакомит с автором, обеспечивает восприятие учащимися нового материала.

Внимательно слушают учителя, воспринимают новую информацию.

Первичное восприятие текста

(читает учитель, аудиозапись)

-Сейчас я начну читать произведение, а вы, следите и будьте внимательны, я могу остановить в любой момент и предоставить возможность прочитать вам.

-Во время прослушивания произведения обратите внимание на непонятные вам слова, приготовьтесь после прослушивания ответить на вопрос: о ком говорилось в тексте? И мы увидим, кто из вас был самым внимательным.

Читает выразительно произведение учащимся с целевой установкой. Организует внимание детей.

Внимательно слушают учителя в соответствии с целевой установкой.

Проверка первичного восприятия

-О ком данное произведение?( о животных и людях)

-Ребята, а как вы думаете, я прочитала рассказ или сказку? (ответы детей)

-Молодцы, рассказ, а что такое рассказ? ( малая форма эпической прозы, соотносимая с повестью более развернутой формой повествования)

-Что вы почувствовали, слушая этот рассказ? (ответы детей)

-Назовите главных героев? ( дикая уточка чирок-свистунок, автор, ребята)

-Где происходит действие? ( в деревне)

-Было ли чувство жалости к кому-либо? (да, к утяткам и маме уточку)

– На что решилась уточка чирок-свистунок? (перевести утят)

– Долго ли раздумывала уточка, прежде чем перевести детей к озеру? (да)

– Что значит для утят свобода?( природа)

– Какое расстояние должны были преодолеть утка с утятами?( из леса в обход по деревне к озеру)

– Сколько это километров? Это много или мало? (много)

– Как вы думаете, вам тяжело или легко было бы преодолеть это расстояние? (тяжело)

-А представьте маленьких утят. Труден ли был для них путь? (труден)

– Кто видел маленьких утят? (дети)

– Утки бывают не только домашние, но и дикие. Об одной из диких уточек – чирке-свистунке и написал свой рассказ М.Пришвин.

– Сейчас мы с вами отправимся на телепередачу. Расскажут вам об утке чирок-свистунок ведущие телепередачи «В мире животных»

(Звучит свист утки чирок-свистунок).

ЧИРОК-СВИСТУНОК одна из самых маленьких уток. Обитают эти птицы на небольших водоёмах Это самая маленькая из речных уток, вес её всего 200-500гр.От всех других уток отличается, помимо размеров, ярким зеленым зеркальцем на крыле. Летает почти бесшумно, с частыми поворотами тела. Чирок-свистунок — один из наиболее многочисленных видов уток. Гнезда свистунки устраивают у окраин водоемов. Выводят птенцов в конце мая. Растут птенцы довольно быстро и уже в месячном возрасте поднимаются на крыло. Питается чирок-свистунок как растительными, так и животными кормами.

– С какой уточкой познакомились? (ЧИРОК-СВИСТУНОК)

-Где обитают уточки? (на небольших водоемах)

-Вес маленький или большой? (маленький)

-Чем отличаются от обычных уток? (ярким зеленым зеркальцем на крыле)

-Где строят гнезда? (у окраин водоемов)

-Чем питаются утки? (растительными и животными кормами)

Выявляет уровень эмоционального воздействия на слушателей, задаёт вопросы по прочитанной сказке.

Отвечают на поставленные вопросы учителя, делятся впечатлениями об услышанном.

Словарная работа по тексту

– В тексте вам встретятся незнакомые слова. Попробуем объяснить их значение.

Знакомит учащихся со словами, требующими объяснения, объясняет их лексическое значение, проверяет уровень усвоения информации.

Воспринимают учебную задачу, слушают учителя, высказывают свои предположения, запоминают значения сложных слов.

Повторное чтение и анализ произведения

(под руководством учителя)

– А сейчас вы под моим контролем будите читать рассказ, следите за чтением своих одноклассников и слушайте внимательно, т.к. после прочитанного я буду задавать вам вопросы по тексту.

– Прочитайте, как шла мать-уточка с утятами. («Мать шла позади, чтобы не упускать утят ни на минуту»)

– Какие враги были у уток? (лисица, ястреб)

– Кто же для утят оказался страшнее лисицы и ястреба? (мальчики)

– Как стали вести себя мальчишки, увидев утят? Прочитайте.(«Вот тут и увидели мальчики и зашвыряли шапками»)

– Зачем ребята это делали? ( Просто так, для забавы.)

– Как вела себя утка-мать? Прочитайте. («…мать бегала за ними с раскрытым клювом или перелетывала в разные стороны…»)

– Кто же помог утятам? Как? (автор, сделав им замечания)

– Как повели себя дети? (струсили)

– Что сказал им автор, когда увидел, что они делают? («Что вы будете делать с утятами?»)

– Как мать собирала своих утят? (только когда отошли ребята)

– Сколько же было утят?( пять)

– Как попрощались ребята и автор с утятами? (мальчики подняли шапки с дороги и ими же проводи животных, о словами:«До свидания!»)

– Что закричал автор утятам? Прочитайте. («Счастливого пути, ребята!»)

– Как ребята это восприняли? ( с насмешкой)

– Какими были ребята? (Жестокие, глупые, несмышлёные, беззаботные).

Формулирует учебную задачу, контролирует правильность и полноту ответов, формулирует вопросы и задания, побуждает учащихся к вдумчивому чтению, дополняет ответы учащихся

Читают рассказ по частям, отвечают на вопросы учителя, объясняют мотивы поведения героев, осуществляют выборочное чтение, формулируют выводы.

Первичные выводы об идейно-тематическом своеобразии произведения

– Каждый писатель хочет научить читателя чему-то. Чему хотел научить Михаил Пришвин судя по содержанию произведения?

– Вспомним, что такое «главная мысль произведения»? (То, что хотел сказать автор, идея)

– Сформулируйте главную мысль текста. (Утки бывают не только домашние, но и дикие.)

Формулирует учебную задачу, организует работу фронтально, объясняет задание, контролирует работу, обобщает ответы учащихся

Работают фронтально, объясняют смысл пословиц, соотносят с произведением, отвечают на вопросы учителя.

-А сейчас, ребята встаньте.

А у нас физкультминутка,

Наклоняйся, ну-ка, ну-ка.

А теперь назад прогнись.

Поднимай-ка руки, плечи,

Чтоб работать было легче. .

Показывает упражнения, читает стихотворение.

Повторяют за учителем упражнения

Работа с иллюстрацией на стр. 133

-Откройте учебник на странице 133, обратите внимание на иллюстрацию. Найдите эпизод в тексте, который проиллюстрировал автор.

– Кто изображен, какие эмоции? (изображены мама утка с утятами, а так же мальчики и автор)

-Что делает мать уточка? (величаво идет)

-Что делают дети? (махают шапками и прощаются с семьей уток)

Организует деятельность учащихся по применению знаний по прочитанному материалу

Распознают и воспроизводят изученные познавательные объекты по прочитанному материалу

VI. Закрепление изученного материала

Цель: обеспечить закрепление в памяти учащихся знаний и способов действий, которые необходимы им для самостоятельной работы.

Ссылка на основную публикацию