«Размышления у парадного подъезда» – анализ стихотворения Н.А. Некрасова

Стихотворение и анализ «Размышления у парадного подъезда»

Вот парадный подъезд. По торжественным дням,

Одержимый холопским недугом,

Целый город с каким-то испугом

Подъезжает к заветным дверям;

Записав свое имя и званье,

Разъезжаются гости домой,

Так глубоко довольны собой,

Что подумаешь – в том их призванье!

А в обычные дни этот пышный подъезд

Осаждают убогие лица:

Прожектеры, искатели мест,

И преклонный старик, и вдовица.

От него и к нему то и знай по утрам

Всё курьеры с бумагами скачут.

Возвращаясь, иной напевает “трам-трам”,

А иные просители плачут.

Раз я видел, сюда мужики подошли,

Деревенские русские люди,

Помолились на церковь и стали вдали,

Свесив русые головы к груди;

Показался швейцар. “Допусти”,- говорят

С выраженьем надежды и муки.

Он гостей оглядел: некрасивы на взгляд!

Загорелые лица и руки,

Армячишка худой на плечах,

По котомке на спинах согнутых,

Крест на шее и кровь на ногах,

В самодельные лапти обутых

(Знать, брели-то долгонько они

Из каких-нибудь дальних губерний).

Кто-то крикнул швейцару: “Гони!

Наш не любит оборванной черни!”

И захлопнулась дверь. Постояв,

Развязали кошли пилигримы,

Но швейцар не пустил, скудной лепты не взяв,

И пошли они, солнцем палимы,

Повторяя: “Суди его бог!”,

Разводя безнадежно руками,

И, покуда я видеть их мог,

С непокрытыми шли головами…

А владелец роскошных палат

Еще сном был глубоким объят…

Ты, считающий жизнью завидною

Упоение лестью бесстыдною,

Волокитство, обжорство, игру,

Пробудись! Есть еще наслаждение:

Вороти их! в тебе их спасение!

Но счастливые глухи к добру…

Не страшат тебя громы небесные,

А земные ты держишь в руках,

И несут эти люди безвестные

Неисходное горе в сердцах.

Что тебе эта скорбь вопиющая,

Что тебе этот бедный народ?

Вечным праздником быстро бегущая

Жизнь очнуться тебе не дает.

И к чему? Щелкоперов забавою

Ты народное благо зовешь;

Без него проживешь ты со славою

И со славой умрешь!

Безмятежней аркадской идиллии

Закатятся преклонные дни.

Под пленительным небом Сицилии,

В благовонной древесной тени,

Созерцая, как солнце пурпурное

Погружается в море лазурное,

Полосами его золотя,-

Убаюканный ласковым пением

Средиземной волны,- как дитя

Ты уснешь, окружен попечением

Дорогой и любимой семьи

(Ждущей смерти твоей с нетерпением);

Привезут к нам останки твои,

Чтоб почтить похоронною тризною,

И сойдешь ты в могилу… герой,

Втихомолку проклятый отчизною,

Возвеличенный громкой хвалой.

Впрочем, что ж мы такую особу

Беспокоим для мелких людей?

Не на них ли нам выместить злобу?-

Безопасней… Еще веселей

В чем-нибудь приискать утешенье…

Не беда, что потерпит мужик:

Так ведущее нас провиденье

Указало… да он же привык!

За заставой, в харчевне убогой

Всё пропьют бедняки до рубля

И пойдут, побираясь дорогой,

И застонут… Родная земля!

Назови мне такую обитель,

Я такого угла не видал,

Где бы сеятель твой и хранитель,

Где бы русский мужик не стонал?

Стонет он по полям, по дорогам,

Стонет он по тюрьмам, по острогам,

В рудниках, на железной цепи;

Стонет он под овином, под стогом,

Под телегой, ночуя в степи;

Стонет в собственном бедном домишке,

Свету божьего солнца не рад;

Стонет в каждом глухом городишке,

У подъезда судов и палат.

Выдь на Волгу: чей стон раздается

Над великою русской рекой?

Этот стон у нас песней зовется –

То бурлаки идут бечевой.

Волга! Волга. Весной многоводной

Ты не так заливаешь поля,

Как великою скорбью народной

Переполнилась наша земля,-

Где народ, там и стон… Эх, сердечный!

Что же значит твой стон бесконечный?

Ты проснешься ль, исполненный сил,

Иль, судеб повинуясь закону,

Всё, что мог, ты уже совершил,-

Создал песню, подобную стону,

И духовно навеки почил.

Краткое содержание

Г. Мясоедов. Земство обедает. 1872

Возле одного помпезного подъезда ежедневно кипит бурная жизнь. Но, право на вход в этот красивый подъезд имеют лишь люди, облачённые в дорогую, красивую одежду. В доме с роскошным подъездом проживает знатный вельможа, не желающий оскорблять свой взор визитёрами, одетыми бедно и скромно: таких людей его слуги безжалостно выдворяют из подъезда.

Слуги являются точно такими же подневольными рабами властного вельможи, как те крепостные крестьяне, которых они выгоняют. А бедные крестьяне вынуждены преодолевать сотни километров, чтобы добраться до парадного подъезда и высказать вельможе свои многочисленные чаяния и проблемы, робко надеясь на его помощь и участие. Выдворенные крестьяне, перекрестившись на купола местного храма, покорно уходят прочь от богатого подъезда.

Некрасов открыто говорит о никчёмности существования большинства вельмож и мелких чиновников, так как все они являются паразитами на «крестьянском теле». Помещики, утратившие честь и совесть, задорно проживают свою бесполезную жизнь, умирая в глубокой старости на прекрасных берегах Средиземноморья.

История создания

Гражданская супруга Некрасова Авдотья Панаева поведала в своих воспоминаниях о том, как было создано это произведение. По словам женщины, однажды осенью 1858 г. её супруг долго смотрел в окно на противоположный парадный подъезд богатого дома, к которому постоянно стекалось множество просителей. При этом, городовой и дворник не пропускали людей в подъезд, грубо отгоняя палками.

Панаева заметила, что муж был крайне удручён увиденной картиной. Он тут же уселся за письменный стол и быстро набросал жанровую зарисовку, использовав только что увиденные крестьянские образы. При этом он талантливо дополнил их метким обобщением и едкой сатирой. Спустя пару часов произведение было написано.

Эта любопытная история, поведанная Авдотьей Панаевой, наглядно демонстрирует то, насколько Некрасов был неравнодушен к судьбе простого народа. Поэт видел, что крестьяне пребывают точно в таком же «летаргическом сне», как и угнетающие их помещики. Написав это произведение, Некрасов надеялся призвать народ к незамедлительному пробуждению и восстанию.

Позднее писатель публицист А.И. Герцен напечатал данное стихотворение на страницах революционного журнала «Колокол», но без подписи Некрасова под произведением. Спустя несколько лет, заключительная часть этого стихотворения стала популярной студенческой песней.

Жанр, направление, размер

Данное произведение невозможно однозначно отнести к определённому литературному жанру, так как оно успешно совмещает внутри себя:

  • черты элегии (размышления передают грустные раздумья лирического героя от всего увиденного);
  • черты сатиры (отражение образа жизни «владельца роскошных палат»);
  • черты песни (песенные мотивы присутствуют в последней части стихотворения).

При всём многообразии жанровых маркеров можно уверенно определить литературное направление данного произведения – это гражданская лирика, так как в стихотворении лирический герой выражает своё личное отношение к происходящим общественным событиям.

Поэтический размер – разностопный анапест с чередованием трёх- и четырёхстопных отрезков. Рифма разнообразная, мужская/женская. Присутствует чередование различных рифмовок: кольцевой, перекрёстной и смежной.

Композиция

Данное стихотворение является образцовым примером композиционного совершенства: оно чётко разделяется на три самостоятельные части, каждая из которых содержит свою собственную проблематику. Но, вместе с тем, все три стихотворных сегмента объединяются единым смыслом.

  1. Первая часть – описание одного «торжественного» дня возле «парадного подъезда» могущественного вельможи, к которому стремится попасть множество простых людей. Все они рассчитывают на милость и помощь с его стороны. Но, далеко не все просители получают желанную помощь: большинство простолюдинов жестоко прогоняют лакеи, преданно служащие вельможе.
  2. Вторая часть повествует о вельможе, который крепко спит в то самое время, когда возле его роскошного подъезда стоят сотни просителей. Жизнь вельможи с точки зрения лирического героя обеспечена на много лет вперёд, но, при этом, абсолютно пуста и бессмысленна.
  3. Третья часть – в ней повествуется о том, что происходящее у подъезда могущественного вельможи не является исключением. К сожалению, это типичная ситуация для России. При этом на Руси крепко «спят» не только помещики, но и сами крестьяне, не способные к активному сопротивлению власть имущим.
Образы и символы

В данном произведении Некрасов создал четыре важных смыслообразующих образа:

  • образ «парадного подъезда» – центральный. Данный образ выступает символом бед и страданий простых людей, бедных крестьян. К помпезному подъезду постоянно приходят разные просители, чаще всего это «убогие лица». Вельможу не интересуют людские чаяния: он, владея «роскошными палатами», даже ни разу не соизволил выйти к людям, так как «сном был глубоким объят»;
  • образ деревенских мужиков (просителей) – данный образ является собирательным. Автор отразил посредством этого образа трагическое положение всех простых народных тружеников, вынужденных терпеть пренебрежительное отношение со стороны вельможи, трудиться до «седьмого пота» и пр. Именно на деревенских мужиках циничные помещики вымещают свою злобу, не считая их за полноправных граждан страны. Хотя, именно такие мужики и являются настоящей опорой России;
  • образ Волги – данный образ имеет огромное символическое значение. Поэт сравнивает скорбь простых крестьянских мужиков с разливающимися волнами свободолюбивой Волги. Тем самым автор передаёт эмоции глубочайшего уныния и, одновременно, масштабность общекрестьянского народного горя;
  • образ лирического героя – легко заметить, что эмоциональное состояние романтического героя изменчиво. Сначала герой с интонациями гневного пафоса обвиняет циничного вельможу в «глухоте к добру», в никчёмности существования. Вместе с тем, герой абсолютно по иному относится к несчастным просителям: он искренне сочувствует им, сожалеет об их нищенском одеянии, бедственном положении и пр.
Темы и настроение

Главная тема произведения – трагическая доля русских крестьян, вынужденных приходить с челобитными к различным вельможам и уходить ни с чем. Самое обидное для Некрасова заключается в том, что униженные крестьяне смиряются со своей горькой судьбиной, даже не пытаясь что-либо изменить. Сцена, описанная поэтом в произведении, призвана была «разбудить» униженных и оскорблённых людей на реальное восстание против подобных вельмож.

Основная идея

Основная идея произведения – неспособность простых тружеников свергнуть вельмож, добиться восстановления социального равенства. Простолюдины в России находятся в сильнейшей зависимости от вышестоящих помещиков, но они не готовы ничего предпринять во имя собственного спасения. Автора чрезвычайно возмущает подобное положение вещей.

Средства выразительности

Данное стихотворение изобилует многообразием различных средств выразительности. В нём присутствуют следующие тропы:

  • эпитеты – «пышный подъезд», «заветные двери», «загорелые лица и руки»;
  • метафоры – «не страшат тебя громы небесные, а земные ты держишь в руках»;
  • метонимия – «город, одержимый холопским недугом»;
  • ирония – «дорогой и любимой семьи (ждущей смерти твоей с нетерпением)»;
  • антитеза – нищие крестьянские образы противопоставляются образу богатого вельможи, привыкшему вкусно кушать и сладко спать;
  • анафора (единоначалие) – «стонет он по полям, по дорогам, Стонет он по тюрьмам, по острогам»;
  • риторические вопросы – «Что тебе этот бедный народ?», «Не на них ли нам выместить злобу?»

«Размышления у парадного подъезда», анализ стихотворения Некрасова

История создания

Стихотворение «Размышления у парадного подъезда» написано Некрасовым в 1858 году. Из воспоминаний Панаевой известно, что в один из дождливых осенних дней Некрасов видел из окна, как от подъезда, в котором жил министр государственных имуществ, дворник и городовой прогоняют крестьян, толкая их в спину. Через пару часов стихотворение было готово. Жанровая сценка, которая стала основой стихотворения, дополнилась сатирой и обобщениями.

Стихотворение было напечатано Герценом в журнале «Колокол» без подписи автора.

Литературное направление, жанр

Стихотворение реалистично описывает болезнь всего русского общества. Знать ленива и равнодушна, перед ней раболепствуют остальные, а крестьяне бесправны и покорны. Жанровая сценка у парадного подъезда – повод к размышлению о судьбе русского народа и русского общества. Это образец гражданской лирики.

Тема, основная мысль и композиция, сюжет

Стихотворение Некрасова сюжетное. Его можно условно поделить на 3 части.

Первая часть – описание обычного дня из жизни подъезда. По торжественным дням к важному лицу приезжают с визитами или просто оставить имя в книге. В будни приходят убогие, «старик и вдовица». Не все просители получают просимое.

Далее описана история конкретных просителей. Мужики не были допущены к важному лицу швейцаром.

Вторая часть посвящена «владельцу роскошных палат». Начинается она с обращения наблюдателя – лирического героя. Негативная характеристика вельможи завершается призывом пробудиться и воротить просителей. Далее описана предполагаемая жизнь и смерть вельможи.

Третья часть – это обобщение и возведение данного конкретного случая в типичный. Нет на родной земле такого места, где бы русский мужик, сеятель и хранитель этой земли, не страдал. В состоянии духовного сна находятся все сословия: и народ, и владельцы роскошных палат. Для народа есть выход – проснуться.

Тема размышлений – судьба русского народа, кормильца – русского крестьянства. Основная мысль состоит в том, что народ никогда не пробьётся к парадным подъездам господ, это жители разных непересекающихся миров. Единственный выход для народа – найти силы для пробуждения.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано разностопным анапестом с неупорядоченным чередованием трёхстопного и четырёхстопного. Женская и мужская рифмы чередуются, виды рифмовки тоже меняются: кольцевая, перекрёстная и смежная. Концовка стихотворения стала студенческой песней.

Тропы и образы

Стихотворение начинается с метонимии в сочетании с метафорой. Город одержим холопским недугом, то есть жители города раболепствуют, как холопы, перед вельможей. В начале стихотворения сухо перечисляются просители. Особое внимание рассказчик уделяет описанию мужиков и пользуется эпитетами: некрасивы, загорелые лица и руки, армячишко худой, спины согнуты, скудная лепта. Выражение «Пошли они, солнцем палимы» стало афоризмом. Сострадание вызывает пронзительная деталь: крестьяне, которых прогнали, идут с непокрытыми головами, проявляя почтение.

Вельможа описан с помощью высокопарных метафор. Он держит в руках земные громы, а небесные его не страшат. Жизнь его бежит вечным праздником. Слащавые эпитеты поэтов-романтиков описывают райскую жизнь вельможи: безмятежная аркадская идиллия, пленительное небо Сицилии, благовонная древесная тень, солнце пурпурное, море лазурное. Конец жизни вельможи описан с иронией и даже сарказмом. Герой будет втихомолку проклят отчизною, дорогая и любимая семья ждёт его смерти с нетерпением.

В третьей части снова используется метонимия. Лирический герой обращается к родной земле, то есть ко всем её обитателям. Он открывает для всех сословий жизнь стонущего народа. Глагол стонет повторяется как рефрен. Песня народа подобна стону (сравнение).

После обращения к русской земле, Некрасов обращается к Волге. Он сравнивает народную скорбь с разливающимися водами русской реки. В этой части Некрасов снова пользуется эпитетами весна многоводная, народ сердечный, стон бесконечный. Последнее обращение-вопрос к народу: проснётся ли он, или его духовный сон будет длиться вечно, согласно естественному ходу вещей? Для реалиста Некрасова этот вопрос не риторический. Выбор есть всегда, реальность непредсказуема.

Чубукова Е.В, Мокина Н.В.: Русская поэзия XIX века
Николай Алексеевич Некрасов.
“Размышления у парадного подъезда”. Анализ стихотворения

«Размышления у парадного подъезда». Анализ стихотворения

Н. Н. Скатов отметил своеобразие названия этого стихотворения Некрасова: «высокое» слово «размышления» – указывает на «высокоодическую традицию, идущую от XVIII в.», прежде всего на известные оды М. Ломоносова («Утреннее размышление о Божием величестве»). И в то же время соединение «высокого» слова с прозаическим – «подъезд» – предполагает явно ироническое повествование. «Лжеторжественный» тон определяет своеобразие первой части стихотворения, которую исследователи называют «сатирической одой». Предмет сатиры – не «владелец роскошных палат», а жители города, поклоняющиеся даже не ему, а «парадному подъезду» перед его домом:

Вот парадный подъезд. По торжественным дням,
Одержимый холопским недугом,

Подъезжает к заветным дверям;
Записав свое имя и званье,
Разъезжаются гости домой,
Так глубоко довольны собой,
– в том их призванье!
А в обычные дни этот пышный подъезд
Осаждают убогие лица

Не сами «роскошные палаты», а «пышный подъезд» становится средоточием жизни «города», почитающего за счастье подъехать к «заветным дверям». Но если, описывая «убогие лица», Некрасов стремится показать разность человеческих судеб, то в начале стихотворения индивидуальность стирается. Используя синекдоху, говоря не о жителях города, а о «городе», автор передает поразительную общность горожан, «одержимых холопским недугом». Именно «недугом», ибо низкопоклонство, лесть Некрасов рассматривает как социальную болезнь, поразившую «город», а, в сущности, не только город, но и страну в целом. «Нет на Руси, вы знаете, / Помалчивать да кланяться / Запрета никому», – скажет один из героев более позднего некрасовского произведения. Не случайно «город» не назван: он становится символом русской жизни. Некрасов стремится показать не единичность проявления «холопского недуга». «По торжественным дням», «в обычные дни» – эти выражения подчеркивают неизменную повторяемость нарисованной автором картины. А потому и событие, описанное в первой части стихотворения, также не предстает как исключительное явление:

Раз я видел, сюда мужики подошли,

Помолились на церковь и стали вдали,
Свесив русые головы к груди;
Показался швейцар. «Допусти», – говорят
С выраженьем надежды и муки.

Загорелые лица и руки,
Армячишка худой на плечах,
По котомке на спинах согнутых,

Описание мужиков, как и горожан, дается с помощью синекдохи. Множественное число органично заменяется единственным: «армячишка», «крест». Выражение лиц, одежда, жесты – одинаковы: «помолились», «подошли», свесили «русые головы», «некрасивы на вид», «выраженье надежды и муки». По справедливому наблюдению Н. Н. Скатова, герои «теряют единичность, конкретность» и «приобретают некую символическую всеобщность русского деревенского люда. За ними или, вернее, в них уже предстает как бы вся деревенская Русь, за которую они представительствуют, от лица которой они явились». Вместе с ними, пишет далее исследователь, к подъезду «подошла как бы целая страна, крестьянская».

Важно, что автор говорит о них: «пилигримы», как называли странников-богомольцев. Это определение исследователями истолковывается по-разному. Н. Н. Скатов писал о том, что это слово вызывает ощущение выжженного солнцем, скудного тенью Востока. По мнению Н. Г. Морозова, такое определение позволяет поэту достичь более широкого обобщения. Как и другой образ – «владелец роскошных палат», образ «пилигримов» открывает второй план: герои, «не теряя конкретных социальных черт, обретают сходство с нарицательными персонажами проповеднических притч о богатом и бедном». Но можно предположить еще одно объяснение: автор создает не просто образ неудачливых просителей, несчастных мучеников, а подвижников. С самого начала он стремится подчеркнуть глубокую религиозность мужиков. «Крест на шее», молитва при виде отдаленной церкви («Помолились на церковь вдали»), покорное смирение, упование на Божий суд, прозвучавшие в словах мужиков, не допущенных к чиновнику слугой: «Суди его Бог», – все эти детали создают образ глубоко религиозного народа. А религиозность, как точно сказал Н. Н. Скатов, обычно предстает у Некрасова «как символ высокой народной нравственности, способ искупления вины и способность в самом страдании обрести величие». При этом, отметим, что религиозность мужиков, их вера в высшую справедливость, вера в Бога не случайно противопоставлены безверию владельца роскошных палат:

Не страшат тебя громы небесные,
А земные ты держишь в руках

«парадного подъезда», мужики уходят, не смея надеть шапки («И покуда я видеть их мог, / С непокрытыми шли головами»). Эта деталь представляется исследователям доказательством рабской покорности, смирения, забитости народа в изображении Некрасова. Иной точки зрения придерживается Н. Н. Скатов, который не соглашается с теми исследователями, кто видит в этом доказательство «непоколебимой почтительности к вельможе»: «то, что они уходят с «непокрытыми головами», оказывается последним штрихом, который завершает образ крестьян, высокий и трагический образ подвижников и страдальцев».

Интересно, что в рассказе о неудачной попытке мужиков-просителей попасть на прием к сановнику сам «владелец роскошных палат» не участвует: не он изгоняет просителей, а его слуги – такие же крепостные не впускают мужиков в дом. «Наш не любит оборванной черни» – эти слова, сказанные кем-то из слуг за запертыми дверями, конечно, отчетливо характеризуют и «владельца роскошных палат», чьи прихоти хорошо известны слугам, но они вносят и новую ноту в авторские размышления о русской жизни. Жестокость «людей холопского звания» – один из драматических мотивов некрасовской лирики, отчетливо обнаживший важную проблему: в страданиях народа нередко виновны и сами крепостные, ставшие слугами в господском доме. Они тоже поддерживают те несправедливые законы, которые установлены сильными мира сего. «Холопский» грех – страшный грех.

Следующая часть стихотворения – уже непосредственно обращена к «владельцу роскошных палат». Страстно и гневно звучит голос автора: призывы к «владельцу роскошных палат» сменяются словами отчаяния, пониманием безнадежности всех попыток пробудить сострадание в его сердце и гневными обвинениями в адрес сановника:

Ты, считающий жизнью завидною
Упоение лестью бесстыдною,

Пробудись! Есть еще наслаждение:
Вороти их! в тебе их спасение!
Но счастливые глухи к добру.
Что тебе эта скорбь вопиющая,

Вечным праздником быстро бегущая
Жизнь очнуться тебе не дает.
И к чему? Щелкоперов забавою
Ты народное горе зовешь;

И со славой умрешь!

Но предмет авторской сатиры – не только вельможа. Благополучие и процветание, всеобщий почет и уважение, которым окружен жестокий и безнравственный человек, открывают и подлинные причины трагедии народа: источник ее – в безнравственности общества, в «холопстве» и «холуйстве» общества перед сильными мира сего. Двойная мораль общества возносит над людьми недостойного человека:

Втихомолку проклятый отчизною,

Тройная антитеза дается в этих словах: втихомолку – громкая, проклятье – хвала, а главное, как антитеза предстают проклинающая отчизна и восхваляющие люди. Все более проясняется тема стихотворения: Некрасов стремится рассказать не только о жестоких вельможах, отказывающим крестьянам в помощи. Предмет «размышлений у парадного подъезда» – нравственные законы, властвующие в стране, законы, созданные самим обществом и поддерживаемые им.

Именно эти законы и обрекают народ на трагедию. Мгновенно, поразительно расширяется художественное пространство стихотворения. Не мостовая перед «парадным подъездом», а вся русская земля предстает перед читателем. Предмет описания – не «русские люди», не «русский народ», а «русский мужик»: синекдоха позволяет достичь предельного обобщения, подчеркнуть при всей разности мужицких судеб – общность трагедии. В описании доминирует звуковой образ – стон. Глагол «стонет», повторяясь в описании разных и всегда несчастных человеческих судеб, превращает стихотворение в плач, создает тоскливую, печальную мелодию, напоминающую похоронный звон-стон:

Родная земля!
Назови мне такую обитель,

Где бы сеятель твой и хранитель,
Где бы русский мужик не стонал?
Стонет он по полям, по дорогам,
Стонет он по тюрьмам, по острогам,

Стонет он под овином, под стогом,
Под телегой, ночуя в степи;
Стонет в собственном бедном домишке,
Свету божьего солнца не рад;

У подъездов судов и палат

Беглое перечисление тех мест, где живет-страдает мужик, уже само по себе позволяет создать картину всеобщего горя: ибо каждое название – рудник, железная цепь, тюрьма, острог, бедный домишко – чрезвычайно емко и становится символом человеческой «недоли», само по себе заслуживает драматического повествования. Но еще более усиливает ощущение переполнившей русскую землю скорби звуковой образ – «стон». «Где народ – там и стон» – эта формула становится итогом авторских размышлений о русской жизни. Но смысл этой части стихотворения, которую исследователи называют «реквиемом», не только в том, чтобы вызвать сострадание к народу. Автор называет народ «сеятелем» и «хранителем». Поставленные рядом, эти определения обретают и новые значения и смыслы. Народ – «сеятель» не только потому, что засеивает русскую землю, бросает в землю семена. Он сеятель потому, что несет в сердце семена добра и справедливости, несмотря на пережитые страдания и невзгоды. Он – «хранитель», потому что он своим тяжким трудом обеспечивает богатство и благосостояние Руси, а в душе своей хранит ее нравственные богатства. Это высокое суждение о народе подготовлено тем рассказом, который автор поведал в первой части: создав образ чистых сердцем, незлобивых и глубоко верующих страдальцев-пилигримов.

Ты проснешься ль, исполненный сил,

Все, что мог, ты уже совершил, –

И духовно навеки почил.

Эту сложную диалектику в некрасовском отношении к народу точно передал Ф. М. Достоевский, который писал: «Он болел о страданиях его всею душою, но видел в нем не один лишь униженный рабством образ, звериное подобие, но смог силой любви своей постичь почти бессознательно и красоту народную, и силу его, и ум его, и страдальческую кротость его и даже частию уверовать и в будущее предназначение его».

Анализ стихотворения Размышления у парадного подъезда Некрасова 7 класс

Николай Алексеевич Некрасов всегда отличался внимательностью и чуткостью к проблемам простого народа. Он всем сердцем и душой, как мог, откликался на зов нуждающихся людей. Немало интересным произведением Некрасова стало “Размышления у парадного подъезда” написанное им в 1858 году. История написания берет начало с того времени, когда писатель из своего окна увидел крестьян, собравшихся около подъезда министра государственного имущества. Им здесь не рады их прогоняет городовой, их в спину гонит даже дворник. Впечатлен этой сценой, ставшей основой, Некрасов создает стихотворение, раскрывая жизнь простого человека и его проблем.

Главной темой произведения Некрасов использует социальные проблемы общества. С первой минуты стихотворения становится понятно, что в одном из городских домов живет барин. К этому барину, со своими просьбами и проблемами приходят горожане, именно они и создают толпу у подъезда. Поэт в свою очередь изображает не только сам подъезд и людей вокруг него. Он смотрит гораздо глубже. Он будто четко описывает отношение власти, к которой в трудную минуту пришел народ. Люди приходят каждый день к своему барину, пытаясь показать ему какие-то сведения или бумаги. Но всегда их здесь встречают сурово и недовольно. Барину словно полностью все равно, что будет с этими людьми.

Барин, изображенный Некрасовым в стихотворении, выступает неприятной фигурой. Ему нет никакого дела до проблем простого населения. Он будто ждет, когда же визит закончится, и он освободится от них. Произведения Некрасова слишком тонко передает неприязнь между богатыми и простыми рабочими. Благодаря использованным метафорам в стихотворении, словно расставляется все по своим местам. Человеческие проблемы, касающиеся низов, и нежелание их замечать у властей.

Само произведение можно поделить на несколько частей, каждая из которых открывает новые проблемы жизни. Первая часть рассказывает об обычной жизни подъезда, которого в обычный день посещают горожане, а в торжества приезжают важные лица. Во второй части идет уклон на жизнь самого барина, и его неприязнь к бедным. Третья часть словно подводит итог сказанного раньше. Автор приходит к мысли, что нет места на земле, где бы ни страдал простой рабочий человек. Общество словно спит, и чтобы изменить свою жизнь ему просто следует проснуться. Ведь как бы там ни было, знать была и будет ленивой и равнодушной, а рабочие крестьяне – должны им повиноваться, не имея при этом никаких прав. Свои стихотворением Некрасов словно обращается к людям, пытается пробудить их сознательность. Автор критикует не только богатое сословие государства, он упрекает еще и других, которые согласны так жить, не имея желание, что-то менять.

Вариант №3

Стихотворение «Размышления у парадного подъезда» Некрасов написал в 1858 году, оно является одним из лучших примеров из категории гражданской лирики у поэта. Таких образцов у него много. Николай Алексеевич был одним из тех, кто в своих произведениях раскрывает жизнь такой, какая она есть на самом деле, не приукрашивая.

Темой размышления стала тяжёлая судьба русского народа. Как непросто приходится обычным крестьянам в сравнении с господами.

Сюжетная линия проста и незатейлива. Сначала описывается жизнь парадного подъезда, как в торжественные дни приезжают важные гости, а в обычные – «осаждают убогие лица». Далее идёт описание действий простых мужиков, которые просили помощи, проделали тяжёлый путь для этого. А их даже на порог не пустили из-за того, что они некрасивы на взгляд. После следует описания владельца палат. Говориться о его беспечной и беззаботной жизни, о том, что эти люди уже привыкли так жить, могут потерпеть. Дальше идёт речь о предполагаемой смерти хозяина, о семье, которая ждёт этой самой гибели с нетерпением, о тихом проклятии отчизны. В конце обобщаются все мысли о русском народе. О том, как им трудно живется. В конце писатель задаёт нам вопрос, не заканчивая свои размышления, давая читателю возможность додумать мысль самому.

Поэт использует различные средства художественной выразительности: эпитеты (убогие лица, роскошные палаты), метафоры (сном объят, держишь громы) и т. д. Большое внимание писатель уделяет для описания крестьян (убогие лица, загорелые лица и руки, спины согнуты и т. д.).

Стихотворение «Размышление у парадного подъезда остальных» мне понравилось тем, что оно говорит нам о русских мужиках не как об идеалах, но в тоже время не принижает их среди всех остальных. Произведение необычно красиво объединяет различные жанры. Оно привлекает своей необычностью и гармоничностью.

По плану кратко 7 класс

Картинка к стихотворению Размышления у парадного подъезда

Популярные темы анализов

Поет, имеет огромное отличие от остальных писателей в том, что он уникально описывает окружающую природу. Его произведение влияют на человека и оставляют разные впечатления. Одним из таких стихотворений является «Лебедушка».

Писатель очень быстро стал известным, еще до революции он уже издавался. Стихотворение пришлось на последние годы Сергея Александровича Есенина(1924), перед его гибелью и обращено оно к маме и Родине где он родился.

Тютчев Фёдор Иванович – сверкающая звезда XIX-го века в историй русской литературе. Свой вклад, великий поэт выразил в стихах, обусловленные описанием жизни за рамки реальности, хоть не представлял себя в роли профессионала.

Красоты зимы, в разные этапы жизни, человек воспринимает с разным эмоциональным окрасом. Наиболее ярки и наивны эмоции в подростковом возрасте. В 15 лет у Есенина еще не было всеобщего признания и «имени», но был великий талант и чувство прекрасного.

Не секрет, что для женщины девятнадцатого века было обыкновенным иметь альбом, или, если будет угодно, дневник, который служил ей своеобразным хранилищем важных для нее заметок, рассуждений, памятных поздравлений, рисунков и стихов.

Анализ стихотворения «Размышления у парадного подъезда» Некрасова

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 153.

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 153.

Стихотворение Некрасова «Размышления у парадного подъезда» написано по личным впечатлениям поэта, он написал его всего за несколько часов. Краткий анализ «Размышления у парадного подъезда» по плану, который можно использовать на уроке литературы в 7 классе, поможет школьникам глубже понять произведение.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Размышления у парадного подъезда.

История создания – произведение написано в 1858 году, впервые вышло в печать без указания фамилии Некрасова в журнале Герцена «Колокол».

Тема стихотворения – участь русского народа вообще и крестьян в частности. Мольбы простого народа никак не пробьются к господам и никогда не пересекутся с их миром, так что все, что остается простым людям, по мнению Некрасова, – это найти в себе силы и пробудиться самостоятельно.

Композиция – данное произведение состоит из трех частей, каждая из которых имеет своих героев и небольшую историю.

Стихотворный размер – разностопный (трех- и четырехстопный) анапест.

Жанр – произведение соединяет в себе черты нескольких литературных жанров: элегии, и сатиры и песни.

Метонимия – «город, одержимый холопским недугом».

Эпитеты – «заветные двери», «пышный подъезд», «загорелые лица и руки», «армячишко худой».

Метафоры – «не страшат тебя громы небесные, а земные ты держишь в руках».

Ирония – «дорогой и любимой семьи (ждущей смерти твоей с нетерпением)».

История создания

О том, как было написано это стихотворение, рассказала Авдотья Панаева. По её словам, однажды ненастным осенним днем 1858 года поэт смотрел в окно на соседнее парадное (в доме жил министр государственных имуществ), куда стекалось множество просителей, которых и дворник, и городовой прогоняли палками. Панаева видела, что поэт был очень опечален увиденным, оно глубоко поразило его. Некрасов сразу же, по свежим впечатлениям набросал жанровую сценку, использовав реальные крестьянские образы, дополнил её сатирой и обобщением – и буквально через пару часов уже закончил своё творение. История создания произведения показывает, насколько поэт был неравнодушен к судьбе народа. В то же время он видел, что крестьянство пребывает в таком же сне, как и вельможи – именно поэтому «Размышления у парадного подъезда» стали призывом к пробуждению.

Позже Герцен напечатал его в журнале «Колокол», но подписи поэта под стихотворением не стояло. Впоследствии последняя часть «Размышлений у парадного подъезда» стала песней студентов.

Основная тема – это печальная участь русского крестьянства, вынужденного приходить с прошением к богачам и уходить ни с чем, смиренно сняв шапку и покорившись своей участи. Сценка, которую Некрасов показывает, согласно его замыслу, должна сподвигнуть людей на размышления о несправедливом устройстве общества, а образы крестьян – вызвать сочувствие.
Вид лирики по тематике можно определить как гражданская лирика, ведь в стихотворении не только описывается проблема русского общества, но и явно высказывается позиция автора, который выступает за народное пробуждение. Некрасова одинаково возмущён и равнодушием ленивой знати, и раболепием перед ней людей помельче, и покорностью крестьянства.

Композиция

Произведение являет собой пример композиционного совершенства: оно разделено на три части, каждая из которых ставит свою проблему, но при этом все они объединены общим смыслом.

Так, в самом начале описывается «торжественный» день у парадного богатого вельможи, к которому приходят просить милости. Не все получают то, что хотели, а мужиков и вовсе прогоняют.

Вторая часть рассказывает о вельможе, который спит, когда у его подъезда уже стоит толпа. Жизнь его, по мнению лирического героя, обеспечена, но пуста – и останется такой до самой его смерти.

Третья часть показывает, что произошедшее у дома вельможи – не исключение, а типичный для русских реалий случай. На Руси спят не только дворяне, но и крестьяне, поскольку не протестуют против своего бедственного, бесправного положения – это проблема, поставленная в стихотворении.
В этом произведении Некрасов использует такой стихотворный размер, как разностопный анапест: трёх- и четырёхстопные стихи. Рифма также разнообразна – использована и мужская, и женская. Также поэт чередует и виды рифмовки, применяя кольцевую, перекрёстную и парную рифмы.

Произведение соединяет в себе черты нескольких литературных жанров: это и элегия (грустные размышления о судьбе простого народа), и сатира (обличение властьимущих, их равнодушия к народу), есть и черты песни (фольклорные песенные мотивы слышим в конце стихотворения).

Средства выразительности

Это произведение поэта наполнено различными выразительными средствами. Так, Некрасов использовал такие тропы:

  • Метонимия – « город, одержимый холопским недугом».
  • Эпитеты – « заветные двери », « пышный подъезд», «загорелые лица и руки», «армячишко худой».
  • Метафоры – « не страшат тебя громы небесные, а земные ты держишь в руках ».
  • Ирония – « дорогой и любимой семьи (ждущей смерти твоей с нетерпением) ».

Кроме того, поэт также создает яркие образы, пользуясь для описания бурлаков сравнением (« стон песней зовётся », то есть песня как стон). В стихотворении также есть антитеза: образы крестьян, некрасивых, измученных, в самодельных лаптях противопоставляются образу вельможи, который сладко спит и вкусно ест, проводя свою жизнь в праздности.

Анализ стихотворения «Размышления у парадного подъезда» Некрасова

Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории

Кучминой Надеждой Владимировной.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Размышления у парадного подъезда.
История создания – произведение написано в 1858 году, впервые вышло в печать без указания фамилии Некрасова в журнале Герцена «Колокол».

Тема стихотворения – участь русского народа вообще и крестьян в частности. Мольбы простого народа никак не пробьются к господам и никогда не пересекутся с их миром, так что все, что остается простым людям, по мнению Некрасова, – это найти в себе силы и пробудиться самостоятельно.

Композиция – данное произведение состоит из трех частей, каждая из которых имеет своих героев и небольшую историю.

Стихотворный размер – разностопный (трех- и четырехстопный) анапест.

Жанр – произведение соединяет в себе черты нескольких литературных жанров: элегии, и сатиры и песни.

Метонимия – «город, одержимый холопским недугом».

Эпитеты – «заветные двери», «пышный подъезд», «загорелые лица и руки», «армячишко худой».

Метафоры – «не страшат тебя громы небесные, а земные ты держишь в руках».

Ирония – «дорогой и любимой семьи (ждущей смерти твоей с нетерпением)».

Жанр, направление и размер

Стихотворение сложно отнести к определенному жанру: оно совмещает в себе черты элегии (грустные размышления о народной судьбе), сатиры (отражение образа жизни «владельца роскошных палат»), песни (песенные мотивы присутствуют в заключительно части произведения, начиная со слов «Родная земля! »). Однако можно однозначно определить направление — гражданская лирика: лирический герой отражает своё отношение к общественным событиям.

Произведение написано разностопным анапестом (чередование трёхстопного и четырехстопного).

История создания

О том, как было написано это стихотворение, рассказала Авдотья Панаева. По её словам, однажды ненастным осенним днем 1858 года поэт смотрел в окно на соседнее парадное (в доме жил министр государственных имуществ), куда стекалось множество просителей, которых и дворник, и городовой прогоняли палками. Панаева видела, что поэт был очень опечален увиденным, оно глубоко поразило его. Некрасов сразу же, по свежим впечатлениям набросал жанровую сценку, использовав реальные крестьянские образы, дополнил её сатирой и обобщением – и буквально через пару часов уже закончил своё творение. История создания произведения показывает, насколько поэт был неравнодушен к судьбе народа. В то же время он видел, что крестьянство пребывает в таком же сне, как и вельможи – именно поэтому «Размышления у парадного подъезда» стали призывом к пробуждению.

Позже Герцен напечатал его в журнале «Колокол», но подписи поэта под стихотворением не стояло. Впоследствии последняя часть «Размышлений у парадного подъезда» стала песней студентов.

Анализ и план пересказа

История парадного подъезда была воплощением страданий простых крестьян, жестокого обращения с ними и социальной несправедливости. К богачам приходило много холопов, но тем не было до них никакого дела. Хозяин роскошных палат равнодушно относился к бедным просителям и даже не посмотрел на них, так как был занят созданием махинаций.

После анализа стихотворения о парадном подъезде Некрасова становится видно, что образ сельских мужиков является собирательным. При помощи разностопного стихотворного размера автор отразил бедственное положение всех работников, которые вынуждены терпеть пренебрежительное отношение чиновников, трудится из последних сил, чтобы обеспечить роскошную жизнь высшего общества. На бедняках постоянно вымещали злобу и не считали их за людей, хотя именно они являлись силой и опорой страны .

Основной мыслью произведения является невозможность простого народа добиться счастливого существования при общественном неравенстве. Крестьяне постоянно зависят от высокостоящих вельмож и не могут что-то сделать для своего спасения. Поэта возмущало, что многие это видят, но не желают ничего делать. По этой причине он решился донести горькую правду до чиновников и показал, что подобное отношение к людям ведет государство в пропасть.

Смысл повествования очень прост и нагляден — пока рабочие безуспешно борются за собственные права, их бесполезные и алчные угнетатели гробят Россию расточительством и своим равнодушием. Поощряя такое расслоение общества, люди становятся злейшими врагами своего государства.

Если внимательно прочитать краткое содержание «Размышлений у парадного подъезда», то можно составить такой план пересказа сюжета:

  • подробное описание парадного подъезда в праздничные дни и заискивания ходоков перед богатым вельможей;
  • рассказ о жизни около подъезда в буднее время;
  • осуждение рассказчиком праздного времяпровождения хозяина роскошных хором и его жалость к судьбе крестьян.

Это произведение посвящено рассуждениям автора о безропотном поведении и полном бесправии простого люда перед богачами. Тяжелые условия жизни и унизительное отношение со стороны чиновников воспринимается крестьянами как норма. Они терпят и стараются не жаловаться. Анализ стиха о парадном подъезде поможет понять, какие средства выразительности использовал поэт, чтобы донести до читателя свои мысли.

Основная тема – это печальная участь русского крестьянства, вынужденного приходить с прошением к богачам и уходить ни с чем, смиренно сняв шапку и покорившись своей участи. Сценка, которую Некрасов показывает, согласно его замыслу, должна сподвигнуть людей на размышления о несправедливом устройстве общества, а образы крестьян – вызвать сочувствие. Вид лирики по тематике можно определить как гражданская лирика, ведь в стихотворении не только описывается проблема русского общества, но и явно высказывается позиция автора, который выступает за народное пробуждение. Некрасова одинаково возмущён и равнодушием ленивой знати, и раболепием перед ней людей помельче, и покорностью крестьянства.

Литература. 7 класс (1 часть) Размышления у парадного подъезда

Наши партнеры

Вот парадный подъезд. По торжественным дням, Одержимый холопским недугом, Целый город с каким-то испугом Подъезжает к заветным дверям; Записав свое имя и званье, Разъезжаются гости домой, Так глубоко довольны собой, Что подумаешь — в том их призванье! А в обычные дни этот пышный подъезд

«Размышления у парадного подъезда». Худ. А. Лебедев

Осаждают убогие лица: Прожектеры, искатели мест, И преклонный старик, и вдовица. От него и к нему то и знай по утрам Всё курьеры с бумагами скачут. Возвращаясь, иной напевает «трам-трам», А иные просители плачут. Раз я видел, сюда мужики подошли, Помолились на церковь и стали вдали, Свесив русые головы к груди; Показался швейцар. «Допусти», говорят С выраженьем надежды и муки. Он гостей оглядел: некрасивы на взгляд! Загорелые лица и руки, Армячишка худой на плечах, По котомке на спинах согнутых, Крест на шее и кровь на ногах, В самодельные лапти обутых (Знать, брели-то долгонько они Из каких-нибудь дальних губерний). Кто-то крикнул швейцару: «Гони! Наш не любит оборванной черни!» И захлопнулась дверь. Постояв, Развязали кошли пилигримы, Но швейцар не пустил, скудной лепты не взяв, И попели они, солнцем палимы, Повторяя: «суди его бог!» Разводя безнадежно руками, С непокрытыми шли головами…

А владелец роскошных палат Еще сном был глубоким объят… Ты, считающий жизнью завидною Упоение лестью бесстыдною, Волокитство, обжорство, игру, Пробудись! Есть еще наслаждение: Вороти их! в тебе их спасение! Но счастливые глухи к добру…

Не страшат тебя громы небесные, А земные ты держишь в руках, И несут эти люди безвестные Неисходное горе в сердцах.

Что тебе эта скорбь вопиющая, Что тебе этот бедный народ? Вечным праздником быстро бегущая Жизнь очнуться тебе не дает. И к чему? Щелкоперов забавою Ты народное благо зовешь; Без него проживешь ты со славою, Безмятежней аркадской идиллии Закатятся преклонные дни: Под пленительным небом Сицилии, В благовонной древесной тени, Созерцая, как солнце пурпурное Погружается в море лазурное, Полосами его золотя, — Убаюканный ласковым пением Средиземной волны, — как дитя Ты уснешь, окружен попечением Дорогой и любимой семьи (Ждущей смерти твоей с нетерпением); Привезут к нам останки твои, Чтоб почтить похоронною тризною, И сойдешь ты в могилу… герой, Втихомолку проклятый отчизною, Возвеличенный громкой хвалой.

Впрочем, что ж мы такую особу Беспокоим для мелких людей? Не на них ли нам выместить злобу? В чем-нибудь приискать утешенье… Не беда, что потерпит мужик: Так ведущее нас провиденье Указало… да он же привык! За заставой, в харчевне убогой Всё пропьют бедняки до рубля И пойдут, побираясь дорогой, И застонут… Родная земля! Назови мне такую обитель, Я такого угла не видал, Где бы сеятель твой и хранитель, Где бы русский мужик не стонал?

Стонет он по полям, по дорогам, Стонет он по тюрьмам, по острогам, В рудниках на железной цепи; Стонет он под овином, под стогом, Под телегой, ночуя в степи; Стонет в собственном бедном домишке, Свету божьего солнца не рад; Стонет в каждом глухом городишке, Выдь на Волгу: чей стон раздается Над великою русской рекой? Этот стон у нас песней зовется — То бурлаки идут бечевой. Волга! Волга! Весной многоводной Ты не так заливаешь поля, Как великою скорбью народной Переполнилась наша земля, — Где народ, там и стон… Эх, сердечный! Что же значит твой стон бесконечный? Ты проснешься ль, исполненный сил, Иль, судеб повинуясь закону, Все, что мог, ты уже совершил, — Создал песню подобную стону И духовно навеки почил.

Из воспоминаний А. Я. Панаевой

Стихотворение «Размышления у парадного подъезда» было написано Некрасовым, когда он находился в хандре. Он лежал тогда целый день на диване, почти ничего не ел и никого не принимал к себе.

Накануне того дня, как было написано это стихотворение, я заметила Некрасову, что давно уже не было его стихотворений в «Современнике».

— У меня нет желания писать стихи для того, чтобы прочесть двум-трем лицам и спрятать их в ящик письменного стола… Да и такая пустота в голове: никакой мысли подходящей нет, чтобы написать что-нибудь.

На другое утро я встала рано и, подойдя к окну, заинтересовалась крестьянами, сидевшими на ступеньках лестницы парадного подъезда в доме, где жил министр государственных имуществ.

за выступом подъезда и переминались с ноги на ногу, прижавшись у стены и промокая на дожде.

Я пошла к Некрасову и рассказала ему о виденной мною сцене. Он подошел к окну в тот момент, когда дворники дома и городовой гнали крестьян прочь, толкая их в спину. Некрасов сжал губы и нервно пощипывал усы; потом быстро отошел от окна и улегся опять на диване. Часа через два он прочел мне стихотворение «У парадного подъезда ».

Вопросы и задания

Прочитайте стихотворение «Размышления у парадного подъезда», подготовьтесь к выразительному чтению текста наизусть, ответьте на вопросы:

Композиция

Произведение являет собой пример композиционного совершенства: оно разделено на три части, каждая из которых ставит свою проблему, но при этом все они объединены общим смыслом.

Так, в самом начале описывается «торжественный» день у парадного богатого вельможи, к которому приходят просить милости. Не все получают то, что хотели, а мужиков и вовсе прогоняют.

Вторая часть рассказывает о вельможе, который спит, когда у его подъезда уже стоит толпа. Жизнь его, по мнению лирического героя, обеспечена, но пуста – и останется такой до самой его смерти.

Третья часть показывает, что произошедшее у дома вельможи – не исключение, а типичный для русских реалий случай. На Руси спят не только дворяне, но и крестьяне, поскольку не протестуют против своего бедственного, бесправного положения – это проблема, поставленная в стихотворении. В этом произведении Некрасов использует такой стихотворный размер, как разностопный анапест: трёх- и четырёхстопные стихи. Рифма также разнообразна – использована и мужская, и женская. Также поэт чередует и виды рифмовки, применяя кольцевую, перекрёстную и парную рифмы.

Краткое содержание

Стихотворение начинается с описания парадного подъезда. Каждый день к нему приходят люди с просьбами. Среди них можно найти вдову, старика, искателя места в мире и других. Однажды к парадному подъезду подошли простые русские мужики. Они помолились и попросили швейцара пустить внутрь, но тот прогнал их.

В это время владелец дома спал и не беспокоился, что его вынуждены ждать. Его жизнь напоминает праздник и он остается глух к просьбам простого народа. Ему нравятся балы и другие светские мероприятия. Его окружает семья, но на самом деле она ждет смерти вельможи.

Горькая судьба простого народа остается неизменной. Мужики пропивают последние рубли, после чего идут просить подаяния. Так происходит по всем уголкам России. Даже если отправиться на Волгу, то и там можно услышать стоны крестьян. Бурлаки вынуждены трудиться и таскать на себе корабли. Но только людям решать: терпеть им или бороться. Если они выберут первый вариант, то рискуют духовно умереть.

Средства выразительности

Это произведение поэта наполнено различными выразительными средствами. Так, Некрасов использовал такие тропы:

  • Метонимия – «город, одержимый холопским недугом».
  • Эпитеты – «заветные двери», «пышный подъезд», «загорелые лица и руки», «армячишко худой».
  • Метафоры – «не страшат тебя громы небесные, а земные ты держишь в руках».
  • Ирония – «дорогой и любимой семьи (ждущей смерти твоей с нетерпением)».

Кроме того, поэт также создает яркие образы, пользуясь для описания бурлаков сравнением («стон песней зовётся», то есть песня как стон). В стихотворении также есть антитеза: образы крестьян, некрасивых, измученных, в самодельных лаптях противопоставляются образу вельможи, который сладко спит и вкусно ест, проводя свою жизнь в праздности.

Темы, проблемы и настроение

Основная тема стихотворения — тема крестьянской судьбы. Некрасов отразил реальное положение крестьян в пореформенной Руси (в 1861 году была отмена крепостного права). Народ всё так же терпит угнетения со стороны господ, пытается любыми способами достать средства на существование, изнемогая на тяжелых работах. Реформа не помогла им, ведь об адаптации простых людей в новой жизни никто не подумал. Они так и остались зависимыми рабами.

Проблема социальной несправедливости также привлекает внимание автора. Некрасов на примере бедных просителей и влиятельного вельможи показывает, как сильно отличается жизнь богатых и бедных. В то время как одни ведут праздную жизнь, вдоволь едят, устраивают приёмы, другие обуты в «самодельные лапти», имеют «загорелые лица и руки» от постоянного труда под палящим солнцем.

Некрасов в произведении затрагивает и тему сострадания. В последних строках лирический герой обращается непосредственно к народу:

Иль, судеб повинуясь закону, Всё, что мог, ты уже совершил, — Создал песню, подобную стону, И духовно навеки почил.

Автор пишет о беспомощности народа, о неспособности мужика изменить свою жизнь. Он скорбит по несчастным бурлакам, вынужденных нести свою ношу десятками лет. Нет такого места, где бы «сеятель и хранитель» Русской земли не стонал, этот звук стал настолько обыденным, что уже «песней зовётся».

В произведении настроение лирического героя меняется. Он со злобным пафосом описывает жизнь «владельца роскошных палат», обвиняя его в «глухоте к добру», в бессмысленном существовании. Однако герой по-иному относится к бедным просителям: он проникнут сочувствием к судьбе простого народа, с жалостью говорит об их нищем внешнем виде, их тяжелом положении.

«Размышления у парадного подъезда»: содержание и анализ стихотворения Некрасова

«Размышления у парадного подъезда» Н.А. Некрасова. Полный текст и аудиоверсия. Краткое содержание. Анализ: тема и проблематика произведения. О чём писать в сочинении по «Размышлениям у парадного подъезда»?

«Размышления у парадного подъезда» — стихотворение Н.А. Некрасова, написанное в 1858 году. Относится к разряду гражданской лирики: поэт обличает общественную несправедливость, рассказывая о крестьянах-просителях, которых швейцар не пустил в дом влиятельного петербургского сановника.

Содержание

Читать полный текст, слушать аудио

Аудиоверсия доступна на YouTube.

Содержание

Лирический герой наблюдает за домом богатого сановника, куда постоянно приходят просители: «прожектёры, искатели мест, и преклонный старик, и вдовица». Кто-то уходит довольным, кто-то — в слезах.

Однажды к парадном подъезду подходят деревенские мужики, долго добиравшиеся в столицу пешком «из далёких губерний», но швейцар отказывается пустить их к хозяину («Наш не любит оборванной черни!»). Крестьяне пытаются дать ему денег, но привратник не берёт скудного подношения. Со словам «Суди его бог!» расстроенные мужики уходят.

Иллюстрация Д. Шмаринова

Хозяин роскошного дома в это время ещё спит. Поэт обращается к нему с призывом пробудиться, вернуть мужиков и помочь им: «В тебе их спасение». Но сановнику безразлична судьба простых людей, а разговоры о народном благе он считает пустословием.

Так и пройдет вся жизнь этого богатого и знатного человека. Окружённый почётом, он к к радости наследников умрёт где-нибудь на Сицилии. Вслух ему будут петь дифирамбы, но отчизна «втихомолку проклянет» его.

А мужик потерпит. Он привык терпеть. Крестьяне, которых прогнал от парадного подъезда швейцар, пропьют деньги в кабаке, двинутся в родную деревню и застонут. Точно так же, как стонут простые люди по всей России.

Назови мне такую обитель,
Я такого угла не видал,
Где бы сеятель твой и хранитель,
Где бы русский мужик не стонал?

Выдь на Волгу: чей стон раздаётся
Над великою русской рекой?
Этот стон у нас песней зовется —
То бурлаки идут бечевой.

Стихотворение заканчивается риторическим вопросом: проснётся ли когда-нибудь русский народ? Или эта песня-стон — последнее, что он создал, прежде чем навсегда уснуть духовно?

Анализ стихотворения. Что писать в сочинении

Тема «Размышлений у парадного подъезда» — общественная несправедливость, страдания простого народа. Маленькая уличная драма заставляет лирического героя задуматься о трагической судьбе русского крестьянина.

В Петербурге Николай Алексеевич Некрасов жил на Литейном проспекте напротив дома министра государственных имуществ и своими глазами видел, как к чиновнику приходили в надежде на заступничество ходоки-крестьяне. Под впечатлением от этих наблюдений поэт и написал своё стихотворение, которое цензура сочла слишком критическим и не допустила к печати.

«Размышления у парадного подъезда» созданы за несколько лет до отмены крепостного права в России. Некрасов, как и многие образованные люди эпохи, видел, что страна погрязла в кризисе. Бóльшая часть населения была бесправна, необразованна, обречена на полуголодное существование и изматывающий труд. Зато немногочисленные аристократы пользовались всеми мыслимыми привилегиями и не задумывались, что их богатая и безмятежная жизнь оплачена страданиями миллионов крестьян.

Стихотворение построено на антитезе, художественном противопоставлении. Противопоставляются друг другу самодовольный швейцар и трудяги-крестьяне. Противопоставляются жизнь окружённого почетом министра и жизнь «черни», стонущей по всей стране.

Иллюстрация А. Лебедева

Для одних жизнь — это «аркадская идиллия», а для других — бесконечный стон, констатирует поэт. И разорвать этот порочный круг не удаётся, пока сытый не желает помочь голодному, пока «счастливые глухи к добру».

С грустью размышляет Некрасов о судьбе своих соотечественников. Народ с одной стороны велик (русский мужик — «сеятель и хранитель»), а другой стороны — жалок и ничтожен («всё пропьют бедняки до рубля / и пойдут, побираясь дорогой»). Поэт искренне сочувствует своим соотечественникам и желает им добра, но не знает, можно ли надеяться, что однажды простые русские люди заживут хорошо.

Если в «Железной дороге» лирический герой выражает уверенность, что рано или поздно народ «грудью проложит дорогу себе» в светлое будущее, то в «Размышлениях у парадного подъезда» нет подобной уверенности. Обращаясь к народу, автор задаёт вопрос, не имеющий однозначного ответа:

Ты проснешься ль, исполненный сил,
Иль, судеб повинуясь закону,
Всё, что мог, ты уже совершил, —
Создал песню, подобную стону,
И духовно навеки почил.

Ссылка на основную публикацию