Признаки сказки – отличительные черты и особенности для 2 класса

Определение и отличительные признаки сказок для детей 2 класса

Сказочные истории раньше сопровождали людей всю жизнь: их рассказывали детям и взрослым, передавая с их помощью народную мудрость. Эти истории были волшебными и бытовыми, короткими и длинными, смешными и поучительными. Признаки сказки во 2 классе изучаются подробно. Они позволяют выделить важные черты и особенности такого произведения.

Общие сведения

В литературе для 2 класса определение сказки дается следующее — это один из фольклорных жанров, существующий во всех культурах, это занимательный и увлекательный рассказ о приключениях, смешных ситуациях, удивительных событиях, волшебстве и т. д. Главное отличие сказки — она не может произойти в реальном мире, хотя написана так, будто описываемые события были на самом деле.

Само слово произошло от древнерусского «казать». Сначала сказка обозначала список или точное описание. В современном смысле (то есть вымышленная история) слово начали употреблять в письменных источниках только в XVII—XIX вв. До этого времени короткий и занимательный рассказ называли басней. Сказка может быть:

  1. Фольклорной (народной). Это устное произведение, которое рассказывали друг другу, в процессе нередко меняя детали. Часто такие сказки основываются на религиозных мифах и легендах. Автор отсутствует — сказочную историю сочинял народ. Примеры: «Курочка Ряба», «Репка», «Колобок», «Теремок», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».
  2. Литературной (авторской). Это произведение, написанное конкретным человеком. Его главным отличием является отсутствие устной формы или вариантов, подражание фольклорной сказке. Примеры: «Дюймовочка» Андерсена, «Конек-Горбунок» Ершова, «Двенадцать месяцев» Маршака, сказки Пушкина.

Неизвестно, когда точно возникла первая сказка, и что это было за произведение. Многие фольклорные истории «вышли» из древних религиозных мифов после Крещения Руси. Например, дедушка Мороз явно когда-то был одноименным временем года. В виде старика с длинной бородой и в шубе крестьяне представляли себе суровые трескучие холода, которые могут убить посевы и принести голод.

Отличительные признаки

В зависимости от жанра сказки могут иметь различные признаки. Например, бытовые истории обычно довольно короткие и наделены простым смыслом (не жадничай, будь добрым, уважай старших). Признаками волшебных сказок являются:

  1. Вымысел и увлекательный сюжет — это обязательные элементы любой сказки, без которых слушать ее было бы неинтересно. Место, время, действие и даже многие герои никогда не существовали в жизни, большая часть и вовсе обезличена: «жили-были», «в некотором царстве, в тридесятом государстве», «дочь царя», «крестьянский сын Иван».
  2. Герои обязательно путешествуют: спасают царских дочек или деревню, ищут невест. Даже если действие происходит в одном месте, путешествие все равно присутствует. Например, в «Аленьком цветочке» купец уезжает торговать, в «Золушке» падчерица едет на бал, в «Белоснежке» принцесса убегает в лес.
  3. Во многих историях присутствует элемент неожиданности, связанный с героем. Так, Иван-дурак оказывается умным, Илья Муромец, просидевший на печи 33 года, внезапно встает с нее и получает большую силу, Иван-царевич становится мужем прекрасной и умной царевны, а не лягушки. Если кажется, что герой не справится или ему не повезло, сказка опровергает это.
  4. В ней присутствуют добрые и злые персонажи, причем разделение главных героев довольно четкое — либо хороший, либо плохой. Сперва злодеи оказываются сильнее, но главный герой все же побеждает их, узнав об их слабом месте, заручившись поддержкой или обнаружив в себе скрытую силу. Второстепенные же персонажи могут меняться: например, баба-яга обычно съедает гостей, но помогает Ивану-царевичу.
  5. Добро всегда побеждает зло, конец обязательно счастливый. Истории призваны доказать, что мир справедлив, поэтому хороших людей ждет награда.
  6. Они несут определенные уроки и морально-этические ценности: нужно быть добрым и щедрым, помогать всем людям, не бояться — тогда в конце ждет награда. Отражались в сказочных историях и народные мечты: честный бедняк становится богатым, жадный богач теряет нажитое нечестным трудом, добрый молодец получает славу и невесту, злодей наказан.
  7. Обязательно присутствуют волшебные предметы или сказочные существа: Змей Горыныч, Кощей Бессмертный, Серый волк, молодильные яблоки, лягушачья кожа, живая вода.
  8. В русских народных сказках часто встречается число «3»: три сестры или брата, три головы у Змея, три испытания, три глотка живой или мертвой воды и т. д. Это связано со значением числа в православии — Троицей.

Если необходимо отметить отличительные черты волшебной сказки во 2 классе, нужно ориентироваться на саму историю, ведь сюжеты имеют много отличий. Для большей наглядности можно использовать презентацию о признаках сказки для 2 класса.

Люди всегда рассказывали сказки — сперва в виде мифов о богах, затем для развлечения.

Разобрав приметы сказок во 2 классе, можно увидеть, почему эти произведения были важны и в чем заключались их особенности.

Урок литературного чтения «Признаки и особенности волшебной сказки». 2-й класс

Класс: 2

Цели: cтимулировать интерес:

– к содержанию и героям волшебной сказки;

– к определению признаков и особенностей волшебной сказке;

– о понятии: “волшебные помощники”, “волшебные предметы”, “троекратные повторы”.

– работать с текстом сказки.

– раскрывать значение слова “признак”, “особенности”, и использовать их в активном словаре;

– соотносить содержание пословицы и основную мысль сказки;

– определять признаки и особенности волшебной сказки и обосновывать своё мнение;

– проводить сравнение сказок с учётом признаков и особенностей волшебной сказки и оформлять результаты в таблице;

– адекватно взаимодействовать с партнером в рамках учебного диалога;

– выполнять взаимопроверку и взаимооценку при выполнении учебного задания.

• проявлять интерес к содержанию и героям волшебных сказок;

• осознанно использовать в речи понятия “признаки” и “особенности”;

• определять признаки и особенности волшебной сказки и обосновывать своё мнение;

• работать с содержанием волшебных сказок;

• находить признаки и особенности волшебной сказки и оформлять результаты в рабочем листе;

• адекватно взаимодействовать с партнером в рамках учебного диалога при работе в группах;

Оборудование: компьютер, интерактивная доска.

Наименование оборудования и материаловКоличество
Компьютер1
Проектор1
Интерактивная доска или аудиторная магнитная1
Мультимедийная презентация1
Рабочие листы5
Ватман1

1 этап. Организационный момент

Приветствие гостей, мотивация детей на активное участие в уроке.

– Посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу и пожелайте хорошего дня!

– С какими произведениями устного народного творчества вы знакомы? (Прибаутка, сказка, пословица…..)

В руках учителя “сундучок знаний”, из которого достаются названия-карточки. (…….)

На доске вывешиваются таблица “произведений устного народного творчества” и заполняется по мере их названия. (Приложение 1. Приложения)

– Прослушайте из словаря Ожегова эпиграф к нашему уроку.

– “Повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил”.

– Определите, о каком произведении устного народного творчества пойдет речь на уроке? (О сказке)

– Верно. Мы поговорим сегодня о сказке. Слайд 1. Презентация

– Какие виды сказок вы знаете? На доску вывешивается таблица “Виды сказок”. Заполняется по мере их названия.

– Послушайте отрывок из сказки (“Теремок”). (Приложение 3)

– Как называется эта сказка?

– Определите, к какому виду сказок можно отнести сказку теремок? (О животных)

– Докажите свой ответ. (Животные – действующие лица, цепевидность – повторение эпизода, стихотворные песенки, воспроизведение одного и того же действия).

– Послушайте еще один отрывок. (“Каша из топора”). (Приложение 4)

– Как называется эта сказка?

– К какому виду сказок она относится? (Бытовые).

– Докажите. (Реальный мир людей, необычайная находчивость, диалог, два мира-богатый и бедный,,работник и барин, солдат и генерал).

– Послушайте еще один отрывок.

– Как называется эта сказка? (“Царевна-лягушка”). (Приложение 5)

– А эту сказку к какому виду сказок можно отнести? (Дети высказывают свои гипотезы, которые записываются на листы-тучки и вывешиваются на доску).

– Почему получились разные гипотезы? (Не хватает фактов)

– Что мы не знаем? (Признаки и особенности волшебной сказки).

– На какой вопрос урока будем искать ответ? (Учащиеся опираются на “ключи-помощники”, формулируют вопрос урока.) (Приложение 6)

– Какими признаками и особенностями обладает волшебная сказка? Вопрос записывается учителем на листе бумаги и вешается на доску.

– Что нужно сделать, чтоб ответить на вопрос урока?

– Я предлагаю вам поработать в группах с известной русской народной сказкой “Царевна-лягушка”.

2 этап. Основная часть

– Предлагаю поработать в группах и найти ответ на поставленный вопрос урока. Каждая группа получает задание.

– Вспоминают правила работы в группе. Учащиеся читают отрывок из сказки и заполняют рабочие листы, записывают вывод своей работы.

– На работу в группах отводится 10-15 минут. По мере выполнения работы, группа вывешивает свой номер на доску, определяя очередность защиты своей работы.

Физкультминутка. Слайд 3

3 этап. Защита работ

– Каждая группа выходит к доске по очереди и защищает свою работу. Остальные учащиеся заполняют итоговую таблицу по теме “Волшебные сказки”. (Приложение 8)

1 группа, 2 группа, 3 группа, 4 группа

4 этап. Обобщение

– Наведем порядок. Факты, полученные детьми ,вывешиваются и озвучиваются под понятием “Волшебные сказки”.

– Возвращаемся к вопросу урока. Зачитываем его. “Какими признаками и особенностями обладает волшебная сказка?”.

– Вывешивается лист бумаги, на котором записывается учителем обобщение, сформулированное детьми.

“Волшебная сказка – это сказка, в которой присутствуют следующие особенности и признаки: зачин, прием троекратного повтора, завязка, развитие действия, кульминация, концовка, сказочные герои, волшебные предметы, волшебные превращения”.

– Возвращаемся к вашим гипотезам. Кто верно предположил признаки и особенности волшебной сказки. Эти гипотезы вывешиваются к обобщению. Какие особенности и признаки волшебной сказки вам удалось открыть сегодня на уроке?

5 этап. Подведение итогов

– Предлагаю составить синквейн. Объясните значение этого слова. Тема “Сказка”.

– Синквейн записывается учителем на листе бумаги со слов учеников. Зачитывается учащимися.

Рассказывает, завораживает, поучает,

Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.)

– Игра завершит сегодняшний урок. “Я рад(а),что я волшебна сказка ,потому что…”. Учащиеся перечисляют признаки и особенности волшебной сказки, подводя итог урока.

6 этап. Рефлексия “Волшебство настроения”

Учитель раздаёт заранее изготовленные из бумаги волшебные предметы “стрелы” трех цветов: красные – ничего не усвоил, зеленые – понял, не до конца, желтые – все понятно, все усвоил. Каждый школьник выбирает тот предмет, какое настроение – отношение он получил от урока, вывешивает “стреляет” на лист кувшинки. Желающие могут озвучить своё мнение. (Приложение 9).

7 этап. (Домашнее задание)

Учитель предлагает детям найти волшебные сказки. Прочитать их и заполнить рабочий лист “Анализ волшебной сказки”. (Приложение 10).

Сказки и их виды

Анна Козлушкина
Сказки и их виды

Сказки и их виды

Сказка – неотъемлемая часть детства. Вряд ли найдется человек, который, будучи маленьким, не выслушал множество самых разных историй. Повзрослев, он пересказывает их своим детям, которые понимают их по-своему, вырисовывая в воображении образы действующих персонажей и переживая эмоции, которые сказка передает.

Что такое сказка? Какие бывают сказки? Именно на эти вопросы попробуем ответить далее.

Согласно научному определению в литературе, сказка – “эпический литературный жанр, повествование о каких-либо волшебных или авантюрных событиях,которое имеет четкую структуру: зачин, средина и концовка”. Из любой сказки читатель должен извлечь какой-то урок, мораль. В зависимости от вида, сказка выполняет и другие функции. Существует много классификаций жанра.

Основные виды сказок.

Какие бывают сказки? Каждый из нас согласится с тем, что в отдельный вид стоит выделить сказки о животных. Второй вид – волшебные сказки. И, наконец, существуют так называемые бытовые сказки. Все виды имеют свои особенности, которые становятся понятными путем сравнительного их анализа. Попробуем разобраться более подробно в каждом из них.

Какие бывают сказки о животных?

Существование таких историй вполне обосновано, ведь животные – существа, которые обитают с нами в непосредственной близости. Именно этот факт повлиял на то, что народное творчество использует образы животных,причем самых разнообразных: как диких, так и домашних. Вместе с тем следует обратить внимание на то, что животные, встречающиеся в сказках, представлены не как типичные животные, а как особенные животные, наделенные человеческими чертами. Они живут, общаются и ведут себя как настоящие люди. Такие художественные приемы позволяют сделать образ понятным и интересным, наполнив его при этом определенным смыслом.

В свою очередь, сказки о животных также можно разделить на сказки с участием диких или домашних животных, предметов или объектов неживой природы. Часто литературоведы, говоря о том, какие бывают жанры сказок, классифицируют их на волшебные, кумулятивные и сатирические. Также в эту классификацию входит и жанр басни. Можно разделить сказки о животных на произведения для детей и для взрослых. Часто в сказке присутствует человек, который может выполнять главенствующую или второстепенную роль.

Обычно со сказками о животных дети знакомятся еще в возрасте от трех до шести лет. Они наиболее понятны маленьким читателям,так как те встречаются с постоянными персонажами: хитрой лисой, трусливым зайцем, серым волком, умным котом и так далее. Как правило, основная черта каждого животного и является его характерной особенностью.

Какие бывают построения сказки о животных? Ответ – самые разные. Кумулятивные сказки, к примеру, подбираются по принципу сюжетной связи, где встречаются одни и те же герои, просто в разных обстоятельствах. Часто герои сказочных историй имеют имена в уменьшительно-ласкательной форме (Лисичка-Сестричка, Зайчик-Побегайчик, Лягушка-Квакушка и так далее).

Второй вид – волшебная сказка.

Какие бывают литературные сказки о волшебстве? Основная характерная черта этого вида – волшебный, фантастический мир, в котором живут и действуют главные герои. Законы этого мира отличаются от привычных, в нем все не так, как на самом деле, что привлекает юных читателей и делает этот вид сказок, несомненно, самым любимым среди детей. Волшебное окружение и сюжет позволяют автору проявить все свое воображение и использовать как можно больше соответствующих художественных приемов, с целью создать произведение специально для детской аудитории. Не секрет, что детское воображение безгранично, и удовлетворить его очень и очень непросто.

В большинстве случаев этот вид сказок имеет типичный сюжет, определенных героев и счастливый финал. Какие бывают сказки о волшебстве? Это могут быть повествования о героях и фантастических существах, сказки о необычных предметах и различных испытаниях, которые преодолеваются благодаря волшебству. Как правило, в финале герои женятся и живут долго и счастливо.

Отметим, что герои волшебных сказок воплощают множество положительных качеств. Среди основных тем этого литературного жанра – борьба добра и зла, борьба за любовь, правду и другие идеалы. Обязательно должен присутствовать отрицательный герой, который в финале будет повержен. Структура сказки обычная – зачин, основная часть и концовка.

Бытовые сказки.

Такие истории повествуют о событиях обычной жизни, освещая различные социальные проблемы и человеческие характеры. В них автор высмеивает негативные человеческие качества. Такие сказки бывают социальными и сатиричными, с элементами волшебной сказки и многие другие. Здесь высмеиваются отрицательные качества богачей и тщеславных людей, в то время как представители народа воплощают в себе положительные черты. Бытовые сказки показывают, что главное – не деньги и сила, а доброта, честность и ум. Литературоведы утверждают – и это факт – что писались они во времена, когда люди переживали социальные кризисы, стремились изменить строй общества. Среди популярных художественных приемов здесь выделяются сатира, юмор, смех.

Какие типы сказок бывают?

Кроме приведенной выше классификации, сказки еще делят на авторские и народные. Уже из названий понятно, что авторские – сказки, которые были написаны конкретным известным писателем-сказочником, а народные – те, которые не имеют одного автора. Народные сказки передаются из уст в уста из поколения в поколение, и первоначальный автор никому не известен. Рассмотрим каждый из типов отдельно.

Народные сказки.

Народные сказки по праву считаются мощным источником исторических фактов, информации о быте и общественном строе определенного народа. Каждый из народов за свою историю придумал огромное количество поучительных историй для взрослых и детей, передавая свой опыт и мудрость следующим поколениям.

Народные сказки отражают человеческие отношения и смену моральных принципов, показывают, что основные ценности остаются неизменными, учат проводить четкую грань между добром и злом, радостью и горем, любовью и ненавистью, правдой и кривдой.

Особенностью народных сказок является то, что в простом и легко читаемом тексте скрывается глубочайший социальный смысл. Кроме того, они сохраняют богатство народного языка. Какие народные сказки бывают? Они могут быть и волшебными, и бытовыми. Много народных сказок повествует о животных.

Часто возникает вопрос о том, когда была придумана первая русская народная сказка. Это наверняка останется тайной, и можно только предполагать. Считается, что первыми «героями» сказок были явления природы – Солнце, Луна, Земля и прочее. Позднее они стали подчиняться человеку, и в сказки вошли образы людей и животных. Есть предположение, что все русские народные повествования имеют под собой реальное основание. Иными словами, какое-то событие пересказывалось в форме сказки, изменялось на протяжении веков и дошло до нас в том виде, к которому мы привыкли.

Какие бывают русские народные сказки, разобрались. Пора поговорить о сказках, авторы которых хорошо известны читателям.

Авторские сказки.

Обычно авторское произведение является субъективной обработкой народного сюжета, однако и новые истории встречаются довольно часто. Характерные черты авторской сказки – психологизм, возвышенная речь, яркие персонажи, использование сказочных клише.

Еще одной особенностью этого жанра является то, что она может быть прочитана на разных уровнях. Так, одна и та же история воспринимается по-разному представителями разных возрастных групп. Детские сказки Шарля Перро ребенку кажутся невинным рассказом, в то время как взрослый человек найдет в них серьезные проблемы и мораль. Часто книги, ориентированные изначально на юного читателя, растолковываются взрослыми по-своему, равно как и фантастические истории для взрослых приходятся по вкусу детям.

Кто они, авторы сказок? Наверняка все слышали о «Сказках моей матушки Гусыни» Шарля Перро, сказках итальянца Гоцци, произведениях немецкого писателя Вильгельма Гауфа, братьев Гримм и датского сказочника Ханса Кристиана Андерсена. Нельзя забывать и о русском поэте Александре Пушкине! Их истории обожают дети и взрослые по всему миру. На этих сказках растут целые поколения. Вместе с тем все авторские произведения интересны с точки зрения литературоведения, все они подпадают под определенную классификацию, располагают своими художественными особенностями и авторскими приемами. По самым известным и любимым сказкам снимают фильмы и мультфильмы.

Итак, мы разобрались, какие бывают сказки. Какая бы сказка ни была – авторская, народная, социально-бытовая, волшебная или повествующая о животных – она обязательно чему-то научит читателя. Самое интересное, что совершенно неважно то, кто читает историю. И взрослые, и дети обязательно почерпнут из нее что-то полезное. Сказка каждого заставит задуматься, передаст мудрость народа (или автора) и оставит неизгладимое хорошее впечатление в головах читателей. Эффект нисколько не преувеличен. Существуют даже так называемые терапевтические сказки, которые способны перевоспитать и отучить от самых разных вредных привычек!

Виды поддерживающей коммуникации Виды поддерживающей коммуникации. Что понимают под альтернативной/поддерживающей коммуникацией? Педагогические и/или терапевтические мероприятия,.

Лэпбук «Виды бумаги» Юлия Филипенко Хочу представить свой лэпбук “Виды бумаги”. Данный лэпбук был изготовлен для проекта “Бумага в нашей жизни”. В нём представлены.

Основные виды рассказывания Массовое явление, связанное с низким уровнем речевого развития детей, обусловлено серьёзными причинами. Компьютер широко вошёл в нашу повседневную.

Презентация «Виды леса» Формирование экологической культуры и экологического сознания – одно из основных направлений в воспитании дошкольников. Именно поэтому большое.

Презентация «Виды театров» Виды театров: Театр масок Пальчиковый театр Перчаточный театр Театр картинок на фланелеграфе Театр ложек, шапочек, на палочках Теневой театр.

Виды дидактических игр Виды дидактических игр. В дошкольной педагогике все дидактические игры можно разделить на 3 основных вида: игры с предметами (игрушками,.

Виды игровой деятельности Виды игровой деятельности I вид – предметная игра. Характеризуется во взаимодействии ребенка с игрушкой, через игрушку он познает форму,.

Виды одаренности 1 слайд Виды одаренности Нельзя кого – либо изменить, передовая ему готовый опыт. Можно лишь создать атмосферу, способствующую развитию.

Виды воспитания в ДОУ и семье Семья – это отражение жизни ребенка. Поэтому важно родителям дать правильное воспитание во всех сферах. Какие же это сферы и на что нужно.

Занятие «Зимние виды развлечений» “Зимние развлечения” Цель: развитие творческой инициативы и самостоятельности детей, умения на практике применять имеющиеся знания и умения.

Что такое сказка: особенности жанра

Сказка — первый литературный жанр, с которым знакомится каждый ребенок. Простые сюжеты заставляют играть воображение. Тем удивительнее тот факт, что жанру сказки более тысячи лет. Расскажем подробнее, как он появился, чем отличается и какие виды сказок существуют.

Сказка как литературный жанр

Определить точно, когда люди начали сочинять сказки, невозможно. Вероятно, этот обычай зародился у наших предков еще тогда, когда появилась речь, хоть и не в современном представлении. Чтобы углубиться в историю сказки, разберемся, что это и какие ее особенности.

Что такое сказка?

Авторитетный российский педагог Светлана Белокурова пишет, что сказка — это эпический жанр народного творчества, прозаический устный рассказ о вымышленных событиях. Особенность сказки в том, что ее сюжет опирается на вымысел, в отличие от таких жанров фольклора, как былины, мифы, предания и пр.

Под сказкой чаще всего понимают фольклорное (народное) произведение, которое создавали и передавали в устной форме. Позже появился жанр литературной сказки. У такого произведения есть один автор, она закреплена в письменной форме, а ее сюжет зачастую связан с фольклорной сказкой.

«Спящая царевна»: Wikipedia/В. М. Васнецов

Какие признаки жанра сказки? Его можно узнать по таким характерным чертам:

  • Сюжет построен на противостоянии добра и зла. Положительные герои (спящая красавица, Иван-дурак, Иван-царевич, батыр, Алдар-косе) олицетворяют представление людей о высокой морали, справедливости, истинной красоте и пр. Отрицательные персонажи (злая мачеха, Кащей Бессмертный, Жезтырнак , Албасты и пр.) обычно символизируют темные силы, чуждые человеку.
  • Используются устойчивые фразы. Например, в начале повествования часто встречаем «Жили-были…», «В некотором царстве, в некотором государстве…», в конце — «Стали они жить-поживать и добра наживать», «Сказка — ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».
  • События наполнены волшебством. Зачастую главный герой или его помощники наделены особыми способностями либо используют чудесные предметы, прибегают к помощи волшебных животных.
  • Персонаж сказки статичен, его характер не меняется на протяжении всей истории. Хорошие герои обязательно побеждают плохих, а зло всегда получает по заслугам.

Как отмечает филолог Елизавета Намычкина, сказка призвана развлекать и удивлять, но также и поучать. В каждой истории есть мораль, через такие сюжеты люди высказывали свой взгляд на добро и зло, нормы морали, ценности.

«Кащей Бессмертный»: Wikipedia/В. М. Васнецов

Как появился жанр сказка?

Сказку как отдельный жанр начали выделять не раньше XVII века. До этого границы между эпическими жанрами были стерты, под сказкой можно подразумевать любой устный рассказ, основанный на вымышленных или полувымышленных событиях.

В древние времена такие рассказы были главным инструментом передачи информации. Через мифы, легенды, былины люди транслировали свое представление мира, объясняли явления, которые не могли изучить и понять.

Со временем у человечества появлялось больше способов изучить окружающий мир. Сказка утратила свою первоначальную функцию, стала исключительно художественной единицей. Вымышленные истории использовали для развлечения и назидания, рассказывали их преимущественно детям.

Сказки передавались из поколения в поколение, они обрастали новыми деталями. Поэтому у большинства сказок есть несколько вариантов, но основной сюжет и посыл всегда одинаковы. Так в сказках народ кодировал свою мудрость.

Сказка как литературный жанр: Unsplash

Какие есть виды сказок в литературе?

Классификация народных сказок — задача непростая. Ей посвящено множество исследований. Все истории не похожи друг на друга, в каждой — своя мораль и способ решения конфликта.

Чаще всего в литературе встречается разделение жанра на три группы:

  • волшебные сказки;
  • сказки о животных;
  • бытовые сказки.

В чем их отличительные особенности? Рассмотрим на примерах.

Что такое волшебная сказка?

Волшебная сказка повествует о необычных событиях, в которых участвуют фантастические персонажи — Морозко, Снегурочка, Водяной, Солнце, Месяц, Ветер, Кощей Бессмертный, Баба Яга и пр.

Как отмечает литературовед Елена Ковтун, в основе сюжета — противоборство добра и зла, хороших героев и плохих. Главный герой волшебной сказки — персонаж положительный. Он сталкивается с проблемой — тяжелой утратой, угрозой какой-либо беды. Поиски утраченного или недостающего становятся основным двигателем сюжета.

В пути герою приходят на помощь волшебные помощники:

  • животные, умеющие разговаривать (конь, серый волк);
  • предметы, наделенные чудесными свойствами (зеркальце, молодильные яблоки);
  • стихии.

«Царевна-лягушка»: Wikipedia/В. М. Васнецов

У такой сказки есть и стилистические особенности:

  • особые поэтические формулы («ни в сказке сказать, ни пером описать», «за тридевять земель»);
  • троичность (три испытания, три сына, три дороги).

В русском фольклоре волшебными считаются сказки «Царевна-лягушка», «Крошечка-Хаврошечка», «Гуси-лебеди», «Иван-царевич и Серый Волк». В казахском сказочном эпосе — «Савраска», «Заговоренная девушка», «Три брата и прекрасная Айлу», «Каражай» и пр.

Что такое сказка о животных?

В этих сказках главные персонажи — звери, птицы, рыбы, иногда растения, предметы и явления природы. Человек в сюжете играет второстепенную или вовсе незначительную роль.

В сказках у животных характеры людей. Каждое животное зачастую воплощает одно или несколько человеческих качеств: жадность, хитрость, жестокость, трусость и пр. То, что люди соотносили себя с определенными животными, отобразилось в некоторых именах сказочных персонажей: Михаил Потапович, Лиса Патрикеевна и т. д.

В русском эпосе сказки о животных представлены такими примерами:

  • «Лиса и Волк»;
  • «Волк и козлята»;
  • «Звери в яме».

Есть и казахские сказки:

  • «Лисица и Обезьяна»;
  • «Мечта голодного волка»;
  • «Ласточка и Богомол».

Сказка о животных: Unsplash

Что такое бытовая сказка?

Бытовая сказка — это история, которая происходит с обычными людьми в повседневной жизни. Здесь нет волшебства и чудес, фантастических локаций и героев. В основе бытовой сказки история человека, который попадает в нетипичную ситуацию, выходит из нее и получает за свой поступок вознаграждение или наказание.

В бытовых сказках присутствует ирония и даже сатира. Их сюжет строится на противопоставлении хороших людей плохим: чаще всего бедных, находчивых и добрых сравнивают с богатыми, скупыми и заносчивыми. Иногда врагами главных героев становятся персонифицированные образы Судьбы, Горя, Хвори и т. д.

Например, в казахской сказке «Щедрый и Скупой» человек, который поделился пищей и водой со спутником, вознаграждается богатством и новыми умениями, а скупой человек наказывается. В сказке «Раб конюх» награждается честный конюх и карается коварный и завистливый визирь.

В русском народном творчестве бытовыми считаются сказки:

  • «Каша из топора»;
  • «Ямщик и купец»;
  • «Шел солдат домой» и пр.

На практике одно произведение может объединять в себе элементы каждого вида, особенно если говорить о литературной (авторской) сказке.

Сказка — это не просто удивительный вымышленный мир. Здесь ребенок знакомится с мирозданием, формирует первое представление о людях, своем народе и самих себе.

Узнавайте обо всем первыми

Подпишитесь и узнавайте о свежих новостях Казахстана, фото, видео и других эксклюзивах.

Что такое сказка: особенности жанра

Сказка — первый литературный жанр, с которым знакомится каждый ребенок. Простые сюжеты заставляют играть воображение. Тем удивительнее тот факт, что жанру сказки более тысячи лет. Расскажем подробнее, как он появился, чем отличается и какие виды сказок существуют.

Сказка как литературный жанр

Определить точно, когда люди начали сочинять сказки, невозможно. Вероятно, этот обычай зародился у наших предков еще тогда, когда появилась речь, хоть и не в современном представлении. Чтобы углубиться в историю сказки, разберемся, что это и какие ее особенности.

Что такое сказка?

Авторитетный российский педагог Светлана Белокурова пишет, что сказка — это эпический жанр народного творчества, прозаический устный рассказ о вымышленных событиях. Особенность сказки в том, что ее сюжет опирается на вымысел, в отличие от таких жанров фольклора, как былины, мифы, предания и пр.

Под сказкой чаще всего понимают фольклорное (народное) произведение, которое создавали и передавали в устной форме. Позже появился жанр литературной сказки. У такого произведения есть один автор, она закреплена в письменной форме, а ее сюжет зачастую связан с фольклорной сказкой.

Какие признаки жанра сказки? Его можно узнать по таким характерным чертам:

  • Сюжет построен на противостоянии добра и зла. Положительные герои (спящая красавица, Иван-дурак, Иван-царевич, батыр, Алдар-косе) олицетворяют представление людей о высокой морали, справедливости, истинной красоте и пр. Отрицательные персонажи (злая мачеха, Кащей Бессмертный, Жезтырнак , Албасты и пр.) обычно символизируют темные силы, чуждые человеку.
  • Используются устойчивые фразы. Например, в начале повествования часто встречаем «Жили-были…», «В некотором царстве, в некотором государстве…», в конце — «Стали они жить-поживать и добра наживать», «Сказка — ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».
  • События наполнены волшебством. Зачастую главный герой или его помощники наделены особыми способностями либо используют чудесные предметы, прибегают к помощи волшебных животных.
  • Персонаж сказки статичен, его характер не меняется на протяжении всей истории. Хорошие герои обязательно побеждают плохих, а зло всегда получает по заслугам.

Как отмечает филолог Елизавета Намычкина , сказка призвана развлекать и удивлять, но также и поучать. В каждой истории есть мораль, через такие сюжеты люди высказывали свой взгляд на добро и зло, нормы морали, ценности.

Как появился жанр сказка?

Сказку как отдельный жанр начали выделять не раньше XVII века. До этого границы между эпическими жанрами были стерты, под сказкой можно подразумевать любой устный рассказ, основанный на вымышленных или полувымышленных событиях.

В древние времена такие рассказы были главным инструментом передачи информации. Через мифы, легенды, былины люди транслировали свое представление мира, объясняли явления, которые не могли изучить и понять.

Со временем у человечества появлялось больше способов изучить окружающий мир. Сказка утратила свою первоначальную функцию, стала исключительно художественной единицей. Вымышленные истории использовали для развлечения и назидания, рассказывали их преимущественно детям.

Сказки передавались из поколения в поколение, они обрастали новыми деталями. Поэтому у большинства сказок есть несколько вариантов, но основной сюжет и посыл всегда одинаковы. Так в сказках народ кодировал свою мудрость.

Какие есть виды сказок в литературе?

Классификация народных сказок — задача непростая. Ей посвящено множество исследований. Все истории не похожи друг на друга, в каждой — своя мораль и способ решения конфликта.

Чаще всего в литературе встречается разделение жанра на три группы:

  • волшебные сказки;
  • сказки о животных;
  • бытовые сказки.

В чем их отличительные особенности? Рассмотрим на примерах.

Что такое волшебная сказка?

Волшебная сказка повествует о необычных событиях, в которых участвуют фантастические персонажи — Морозко, Снегурочка, Водяной, Солнце, Месяц, Ветер, Кощей Бессмертный, Баба Яга и пр.

Как отмечает литературовед Елена Ковтун , в основе сюжета — противоборство добра и зла, хороших героев и плохих. Главный герой волшебной сказки — персонаж положительный. Он сталкивается с проблемой — тяжелой утратой, угрозой какой-либо беды. Поиски утраченного или недостающего становятся основным двигателем сюжета.

В пути герою приходят на помощь волшебные помощники:

  • животные, умеющие разговаривать (конь, серый волк);
  • предметы, наделенные чудесными свойствами (зеркальце, молодильные яблоки);
  • стихии.

У такой сказки есть и стилистические особенности:

  • особые поэтические формулы («ни в сказке сказать, ни пером описать», «за тридевять земель»);
  • троичность (три испытания, три сына, три дороги).

В русском фольклоре волшебными считаются сказки «Царевна-лягушка», «Крошечка-Хаврошечка», «Гуси-лебеди», «Иван-царевич и Серый Волк». В казахском сказочном эпосе — «Савраска», «Заговоренная девушка», «Три брата и прекрасная Айлу», «Каражай» и пр.

Что такое сказка о животных?

В этих сказках главные персонажи — звери, птицы, рыбы, иногда растения, предметы и явления природы. Человек в сюжете играет второстепенную или вовсе незначительную роль.

В сказках у животных характеры людей. Каждое животное зачастую воплощает одно или несколько человеческих качеств: жадность, хитрость, жестокость, трусость и пр. То, что люди соотносили себя с определенными животными, отобразилось в некоторых именах сказочных персонажей: Михаил Потапович , Лиса Патрикеевна и т. д.

В русском эпосе сказки о животных представлены такими примерами:

  • «Лиса и Волк»;
  • «Волк и козлята»;
  • «Звери в яме».

Есть и казахские сказки:

  • «Лисица и Обезьяна»;
  • «Мечта голодного волка»;
  • «Ласточка и Богомол».

Что такое бытовая сказка?

Бытовая сказка — это история, которая происходит с обычными людьми в повседневной жизни. Здесь нет волшебства и чудес, фантастических локаций и героев. В основе бытовой сказки история человека, который попадает в нетипичную ситуацию, выходит из нее и получает за свой поступок вознаграждение или наказание.

В бытовых сказках присутствует ирония и даже сатира. Их сюжет строится на противопоставлении хороших людей плохим: чаще всего бедных, находчивых и добрых сравнивают с богатыми, скупыми и заносчивыми. Иногда врагами главных героев становятся персонифицированные образы Судьбы, Горя, Хвори и т. д.

Например, в казахской сказке «Щедрый и Скупой» человек, который поделился пищей и водой со спутником, вознаграждается богатством и новыми умениями, а скупой человек наказывается. В сказке «Раб конюх» награждается честный конюх и карается коварный и завистливый визирь.

В русском народном творчестве бытовыми считаются сказки:

  • «Каша из топора»;
  • «Ямщик и купец»;
  • «Шел солдат домой» и пр.

На практике одно произведение может объединять в себе элементы каждого вида, особенно если говорить о литературной (авторской) сказке.

Сказка — это не просто удивительный вымышленный мир. Здесь ребенок знакомится с мирозданием, формирует первое представление о людях, своем народе и самих себе.

Классификация сказок. Характерные черты каждого вида

Важнейшие идеи, основная проблематика, сюжетные стержни и – главное – расстановка сил, осуществляющих добро и зло, по сути, едины в сказках разных народов. В этом смысле любая сказка не знает границ, она для всего человечества.

Фольклористика посвятила сказке множество исследований, но определение ее как одного из жанров устного народного творчества до сих пор остается открытой проблемой. Неоднородность сказок, обширный тематический диапазон, многообразие мотивов и персонажей, в них заключенных, несчетное количество способов разрешения конфликтов действительно делают задачу жанрового определения сказки весьма сложной.

И все-таки расхождение во взглядах на сказку сопряжено с тем, что расценивается в ней как основное: установка на вымысел или стремление отразить действительность посредством вымысла.

Суть и жизнеспособность сказки, тайна ее волшебного бытия в постоянном сочетании двух элементов смысла: фантазии и правды.

На этой основе возникает классификация видов сказок, хотя и не вполне единообразная. Так, при проблемно-тематическом подходе выделяются сказки, посвященные животным, сказки о необычных и сверхъестественных событиях, приключенческие сказки, социально-бытовые, сказки-анекдоты, сказки-перевертыши и другие.

Резко очерченных границ группы сказок не имеют, но несмотря на зыбкость разграничения, такая классификация позволяет начать с ребенком предметный разговор о сказках в рамках условной “системы” – что, безусловно, облегчает работу родителей и воспитателя.
На сегодняшний день принята следующая классификация русских народных сказок:

1. Сказки о животных;
2. Волшебные сказки;
3. Бытовые сказки.

Рассмотрим подробнее каждый из видов.

Сказки о животных

Народная поэзия обнимала целый мир, ее объектом стал не только человек, но также и все живое на планете. Изображая животных, сказка придает им человеческие черты, но в то же время фиксирует и характеризует повадки, “образ жизни” и т.д. Отсюда живой, напряженный текст сказок.
Человек издавна чувствовал родство с природой, он действительно был ее частицей, борясь с нею, искал у нее защиты, сочувствуя и понимая. Очевиден и позднее привнесенный басенный, притчевый смысл многих сказок о животных.

В сказках о животных действуют рыбы, звери, птицы, они разговаривают друг с другом, объявляют друг другу войну, мирятся. В основе таких сказок лежит тотемизм (вера в тотемного зверя, покровителя рода), вылившийся в культ животного. Например, медведь, ставший героем сказок, по представлениям древних славян, мог предсказывать будущее. Нередко он мыслился как зверь страшный, мстительный, не прощающий обиды (сказка “Медведь”). Чем дальше уходит вера в то тем, чем более уверенным в своих силах становится человек, тем возможнее его власть над животным, “победа” над ним. Так происходит, например, в сказках “Мужик и медведь”, “Медведь, собака и кошка”. Сказки существенно отличаются от поверий о животных — в последних, большую роль играет вымысел, связанный с язычеством. Волк в повериях мудр и хитёр, медведь страшен. Сказка же теряет зависимость от язычества, становится насмешкой над животными. Мифология в ней переходит в искусство. Сказка преображается в своеобразную художественную шутку — критику тех существ, которые подразумеваются под животными. Отсюда — близость подобных сказок к басням (“Лиса и журавль”, “Звери в яме”).

Сказки о животных выделяются в особую группу по характеру действующих лиц. Подразделяются они по типам животных. Сюда примыкают и сказки о растениях, неживой природе (мороз, солнце, ветер), о предметах (пузырь, соломинка, лапоть).

В сказках о животных человек :
1) играет второстепенную роль (старик из сказки “Лиса крадёт рыбу из воза”);
2) занимает положение, равноценное животному (мужик из сказки “Старая хлеб-соль забывается”).

Возможная классификация сказки о животных.

Прежде всего, сказка о животных классифицируется по главному герою (тематическая классификация). Такая классификация приведена в указателе сказочных сюжетов мирового фольклора, составленного Арне-Томсоном и в “Сравнительном Указателе Сюжетов. Восточнославянская сказка”:

1. Дикие животные.
– Лиса.
– Другие дикие животные.
2. Дикие и домашние животные
3. Человек и дикие животные.
4. Домашние животные.
5. Птицы и рыбы.
6. Другие животные, предметы, растения и явления природы.

Следующая возможная классификация сказки о животных – это структурно-семантическая классификация, которая классифицирует сказку по жанровому признаку. В сказке о животных выделяют несколько жанров. В. Я. Пропп выделял такие жанры как:

1. Кумулятивная сказка о животных.
2. Волшебная сказка о животных
3. Басня (аполог)
4. Сатирическая сказка

Е. А. Костюхин выделял жанры о животных как:

1. Комическая (бытовая) сказка о животных
2. Волшебная сказка о животных
3. Кумулятивная сказка о животных
4. Новеллистическая сказка о животных
5. Аполог (басня)
6. Анекдот.
7. Сатирическая сказка о животных
8. Легенды, предания, бытовые рассказы о животных
9. Небылицы

Пропп, в основу своей классификации сказки о животных по жанрам, пытался положить формальный признак. Костюхин же, в основу своей классификации, отчасти положил формальный признак, но в основном исследователь разделяет жанры сказки о животных по содержанию. Это позволяет глубже понять разнообразный материал сказки о животных, который демонстрирует разнообразие структурных построений, пестроту стилей, богатство содержания.

Третья возможная классификация сказки о животных является классификации по признаку целевой аудитории. Выделяют сказки о животных на:

1. Детские сказки.
– Сказки рассказанные для детей.
– Сказки рассказанные детьми.
2. Взрослые сказки.

Тот или иной жанр сказки о животных имеет свою целевую аудиторию. Современная русская сказка о животных в основном принадлежит детской аудитории. Таким образом, сказки рассказанные для детей имеют упрощенную структуру. Но есть жанр сказки о животных, который никогда не будет адресован детям – это т. н. “Озорная” (“заветная” или “порнографическая”) сказка.

Около двадцати сюжетов сказок о животных – это кумулятивные сказки. Принцип такой композиции заключается в многократном повторении единицы сюжета. Томпсон, С., Болте, Й. и Поливка, И., Пропп выделяли сказки с кумулятивной композицией в особую группу сказок. Кумулятивную (цепевидную) композицию различают:

1. С бесконечным повторением:
– Докучные сказки типа “Про белого бычка”.
– Единица текста включается в другой текст (“У попа была собака”).
2. С Конечным повторением:
– “Репка” – нарастают единицы сюжета в цепь, пока цепь не оборвётся.
– “Петушок подавился” – происходит расплетание цепи, пока цепь не оборвётся.
– “За скалочку уточку” – предыдущая единица текста отрицается в следующем эпизоде.

Другой жанровой формой сказки о животных является структура волшебной сказки (“Волк и семеро козлят”, “Кот, петух и лиса” ).

Ведущее место в сказках о животных занимают комические сказки – о проделках животных (“Лиса крадёт рыбу с саней (с воза), “Волк у проруби”, “Лиса обмазывает голову тестом (сметаной) , “Битый небитого везёт” , “Лиса-повитуха” и т. д), которые влияют на другие сказочные жанры животного эпоса, особенно на аполог (басню). Сюжетное ядро комической сказки о животных составляют случайная встреча и проделка (обман, по Проппу). Иногда сочетают несколько встреч и проделок. Героем комической сказки является трикстер (тот, кто совершает проделки). Основной трикстер русской сказки – лиса (в мировом эпосе – заяц). Жертвами её обычно бывают волк и медведь. Замечено, что если лиса действует против слабых, она проигрывает, если против сильных – выигрывает. Это идёт из архаического фольклора. В современной сказке о животных победа и поражение трикстера нередко получает моральную оценку. Трикстеру в сказке противопоставлен простофиля. Им может быть и хищник (волк, медведь), и человек, и животное-простак, вроде зайца.

Значительная часть сказок о животных занимает аполог (басня), в которой выступает не комическое начало, а нравоучительное, морализующее. При этом аполог не обязательно должен иметь мораль в виде концовки. Мораль вытекает из сюжетной ситуаций. Ситуации должны быть однозначными, чтобы легко сформировать моральные выводы. Типичными примерами аполога являются сказки, где происходит столкновение контрастных персонажей (Кто трусливее зайца?; Старя хлеб-соль забывается; Заноза в лапе медведя (льва). Апологом можно также считать такие сюжеты, которые были известны в литературной басне с античных времён (Лиса и кислый виноград; Ворона и лисица и многие другие). Аполог – сравнительно поздняя форма сказок о животных. Относиться ко времени, когда моральные нормы уже определились и подыскивают для себя подходящую форму. В сказках этого типа трансформировались лишь немногие сюжеты с проделками трикстеров, часть сюжетов аполога (не без влияния литературы) выработал сам. Третий путь развития аполога – это разрастание паремии (пословицы и поговорки. Но в отличие от паремии, в апологе аллегория не только рациональна, но и чувствительна.

Рядом с апологом стоит так называемая новеллистическая сказка о животных, выделенная Е. А. Костюхиным. Новелла в животной сказке – это рассказ о необычных случаях с довольно развитой интригой, с резкими поворотами в судьбе героев. Тенденция к морализации определяет судьбу жанра. В нём более определённая мораль, чем в апологе, комическое начало приглушено, либо совсем снято. Озорство комической сказки о животных заменено в новелле иному содержанию – занимательному. Классический пример новеллистической сказки о животных – это “Благодарные звери”. Большинство сюжетов фольклорной новеллы о животных складываются в литературе, а потом переходят в фольклор. Лёгкий переход этих сюжетов связан с тем, что сами литературные сюжеты складываются на фольклорной основе.

Говоря о сатире в сказках о животных, надо сказать, что литература некогда дала толчок к развитию сатирической сказки. Условие для появлении сатирической сказки возникает в позднем средневековье. Эффект сатирического в фольклорной сказке достигается тем, что в уста животных вкладывается социальная терминология (Лиса-исповедница; Кот и дикие животные). Особняком стоит сюжет “Ёрш Ершович”, которая является сказкой книжного происхождения. Поздно появившись в народной сказке сатира в ней не закрепилась, так как в сатирической сказке легко можно убрать социальную терминологию.

Так в XIX веке сатирическая сказка непопулярна. Сатира внутри сказки о животных – это лишь акцент в крайне незначительной группе сюжетов о животных. И на сатирическую сказку повлияли законы животной сказки с проделками трикстера. Сатирическое звучание сохранилась в сказках, где в центре трикстер, а где была полнейшая нелепица происходящего, то сказка становилась небылицей.

Волшебные сказки

Сказки волшебного типа включают в себя волшебные, приключенческие, героические. В основе таких сказок лежит чудесный мир. Чудесный мир – это предметный, фантастический, неограниченный мир. Благодаря неограниченной фантастике и чудесному принципу организации материала в сказках с чудесным миром возможного “превращения”, поражающие своей скоростью (дети растут не по дням, а по часам, с каждым днем все сильнее или краше становятся). Не только скорость процесса ирреальна, но и сам его характер (из сказки “Снегурочка”. “Глядь, у Снегурочки губы порозовели, глаза открылись. Потом стряхнула с себя снег и вышла из сугроба живая девочка”. “Обращение” в сказках чудесного типа, как правило, происходят с помощью волшебных существ или предметов.

В основном волшебные сказки древнее других, они несут следы первичного знакомства человека с миром, окружающим его.

Волшебная сказка имеет в своей основе сложную композицию, которая имеет экспозицию, завязку, развитие сюжета, кульминацию и развязку.

В основе сюжета волшебной сказки находится повествование о преодолении потери или недостачи, при помощи чудесных средств, или волшебных помощников. В экспозиции сказки присутствуют стабильно 2 поколения – старшее(царь с царицей и т.д.) и младшее – Иван с братьями или сёстрами. Также в экспозиции присутствует отлучка старшего поколения. Усиленная форма отлучки – смерть родителей. Завязка сказки состоит в том, что главный герой или героиня обнаруживают потерю или недостачу или же здесь присутствую мотивы запрета, нарушения запрета и последующая беда. Здесь начало противодействия, т.е. отправка героя из дома.

Развитие сюжета — это поиск потерянного или недостающего.

Кульминация волшебной сказки состоит в том, что главный герой, или героиня сражаются с противоборствующей силой и всегда побеждают её (эквивалент сражения — разгадывание трудных задач, которые всегда разгадываются).

Развязка — это преодоление потери, или недостачи. Обычно герой (героиня) в конце “воцаряется” — то есть приобретает более высокий социальный статус, чем у него был в начале.

В.Я. Пропп вскрывает однообразие волшебной сказки на сюжетном уровне в чисто синтагматическом плане. Он открывает инвариантность набора функций (поступков действующих лиц), линейную последовательность этих функций, а также набор ролей, известным образом распределённых между конкретными персонажами и соотнесённых с функциями. Функции распределяются среди семи персонажей:

• антагониста (вредителя),
• дарителя
• помощника
• царевны или её отца
• отправителя
• героя
• ложного героя.

Мелетинский, выделяя пять групп волшебных сказок, пытается решить вопрос исторического развития жанра вообще, и сюжетов в частности. В сказке присутствуют некоторые мотивы, характерные для тотемических мифов. Совершенно очевидно мифологическое происхождение универсально распространённой волшебной сказки о браке с чудесным “тотемным” существом, временно сбросившим звериную оболочку и принявшим человеческий облик (“Муж ищет изчезнувшую или похищенную жену (жена ищет мужа)”, “Царевна-лягушка”, “Аленький цветочек” и др.). Сказка о посещении иных миров для освобождения находящихся там пленниц (“Три подземных царства” и др.). Популярные сказки о группе детей, попадающих во власть злого духа, чудовища, людоеда и спасающихся благодаря находчивости одного из них (“Мальчик-с-пальчик у ведьмы” и др.), или об убийстве могучего змея — хтонического демона (“Победитель змея” и др.). В волшебной сказке активно разрабатывается семейная тема (“Золушка” и др.). Свадьба для волшебной сказки становится символом компенсации социально обездоленного(“Сивко-Бурко”). Социально обездоленный герой (младший брат, падчерица, дурак) в начале сказки, наделённый всеми отрицательными характеристиками со стороны своего окружения, наделяется в конце красотой и умом (“Конёк-горбунок”). Выделяемая группа сказок о свадебных испытаниях, обращает внимание на повествование о личных судьбах. Новеллистическая тема в волшебной сказке не менее интересна, чем богатырская. Пропп классифицирует жанр волшебной сказки по наличию в основном испытании “Битвы – Победы” или по наличию “Трудной задачи – Решение трудной задачи”. Логичным развитием волшебной сказки стала сказка бытовая.

Бытовые сказки

Характерной приметой бытовых сказок становится воспроизведение в них обыденной жизни. Конфликт бытовой сказки часто состоит в том, что порядочность, честность, благородство под маской простоватости и наивности противостоит тем качествам личности, которые всегда вызывали у народа резкое неприятие (жадность, злоба, зависть).

Как правило, в бытовых сказках больше иронии и самоиронии, поскольку Добро торжествует, но акцентированы случайность или единичность его победы.

Характерна пестрота бытовых сказок: социально-бытовые, сатирико-бытовые, новэллистические и другие. В отличии от волшебных сказок, бытовая сказка содержит более значимый элемент социальной и нравственной критики, она определеннее в своих общественных предпочтениях. Похвала и осуждение в бытовых сказках звучат сильнее.

В последнее время в методической литературе стали появляться сведения о новом типе сказок – о сказках смешанного типа. Конечно, сказки этого типа существуют давно, но им не придавали большого значения, так как забыли, насколько они могут помочь в достижении воспитательных, образовательных и развивающих целей. Вообще, сказки смешанного типа – это сказки переходного типа.
В них совмещаются признаки присущие как сказкам с чудесным миром, бытовым сказкам. Проявляются также элементы чудесного в виде волшебных предметов, вокруг которых группируется основное действие.

Сказка в разных формах и масштабах стремится к воплощению идеала человеческого существования.
Вера сказки в самоценность благородных человеческих качеств, бескомпромиссное предпочтение Добра основаны так же и на призыве к мудрости, активности, к подлинной человечности.

Сказки расширяют кругозор, пробуждают интерес к жизни и творчеству народов, воспитывают чувство доверия ко всем обитателям нашей Земли, занятым честным трудом.

Что такое сказка и какими они бывают

Сказка — это чудо! Прекрасный мир, знакомый с детства, где добро всегда побеждает зло. На страницах сказочных книг живут говорящие звери и драконы, смелые богатыри и прекрасные принцессы, добрые феи и злые колдуны. Сказки призывают не только верить в чудеса, но и учат добру, отзывчивости, не пасовать перед трудностями, слушать родителей и не судить других по внешности.

Какие бывают сказки

Сказка — это повествование с выдуманными героями и сюжетом, носящее бытовой, героический или волшебный характер. Они бывают фольклорные (составленные народом), литературные (включают в себя черты народных сказаний, но принадлежат одному автору) и авторские (написаны одним конкретным автором). Фольклорные сказки делятся на волшебные, бытовые и о животных.

Это интересно: что такое антитеза, примеры художественного приема в стихах.

Фольклорные

Прежде чем дойти до читателя, они проходят длинный путь. В устной форме передаются из поколения в поколение до тех пор, пока какой-нибудь собиратель сказаний не запишет их на бумаге. Считается, что героями первых повествований были Земля, Солнце, Луна и другие природные явления, а образы людей и животных стали использовать позже.

У народных сказаний довольно простая структура: присказка, зачин и конец. Текст легко читается и не содержит сложных слов. Но при кажущейся простоте сохраняет все богатство русского языка. Фольклорные сказки легко воспринимают даже малыши, что делает их лучшим выбором для чтения перед сном. Это не только подготовит ребёнка ко сну, но и ненавязчиво обучит жизненным ценностям.

Основные признаки сказки:

  1. Сказочные штампы «Жили-были», «В некотором царстве».
  2. Использование пословиц и поговорок.
  3. Обязательная победа добра в финале.
  4. Испытания, которые проходят герои, носят воспитательный и нравственный характер.
  5. Спасённые героем звери, помогают ему выбраться из трудных ситуаций.

Бытовые

Действие происходит в повседневной жизни, не «в тридевятом царстве», а обычном городе или деревне. Описывается быт того времени, особенности и привычки. Героями выступают бедняки и купцы, супруги, солдаты, слуги и господа. Основой сюжета служат обычные жизненные ситуации и конфликты, решать которые героям приходится с помощью мастерства, смекалки и даже хитрости.

Бытовые сказки высмеивают человеческие пороки: жадность, глупость, невежество. Главный посыл таких историй в том, что надо не бояться работы, не лениться и уверенно преодолевать препятствия. С добром относиться к окружающим, быть отзывчивым к чужому горю, не лгать и не скупиться. Например, «Каша из топора», «Репка», «Дочь-семилетка».

О животных

Часто персонажами выступают животные. Они живут и общаются как люди, разговаривают и проказничают, ссорятся и мирятся. Среди персонажей нет чёткого разделения на положительных и отрицательных героев. Каждый из них наделен одной отличительной чертой, которая и обыгрывается в сюжете сказки. Хитрый лис, злой волк, трудолюбивый заяц, а филин мудрый. Такие образы понятны детям, и дают представления об уме и глупости, о трусости и отваге, о жадности и доброте.

Волшебные

Что такое волшебная сказка? Это таинственный мир, наполненный магией и волшебством. Где умеют говорить звери, природа и даже предметы. Композиция более сложная, включает в себя вступление, завязку, центральный сюжет, кульминацию и развязку. В основе сюжета лежит преодоление какой-либо трудной ситуации или возвращение утраты. Например, «Морозко», «Финист ясный сокол», «Золушка».

Мир персонажей необычайно разнообразен. Главные герои обладают всеми положительными качествами, а то есть такими как доброта, щедрость, отзывчивость, смелость. Противостоят им злые, жадные и корыстные отрицательные герои. В борьбе против недругов положительным героям помогают чудесные помощники и волшебные предметы. Развязка непременно счастливая. Герой с почестями возвращается домой, преодолев все невзгоды и препятствия.

Литературные

Имеет определённого автора, но тесно связана с фольклором. Литературная сказка отражает взгляд автора на мир, его идеи и желания в то время, как народные сказания демонстрируют обобщённые ценности. Писатель сопереживает главным героям, выражает симпатию отдельным действующим лицам и откровенно высмеивает отрицательных героев.

Основой зачастую служат сюжеты народных сказок.

  • принадлежность героя к миру волшебства;
  • неприязнь между приёмными родителями и детьми;
  • герою помогает природа, живые существа и магические атрибуты.

Для подражания народным сказкам применяются те же принципы: сказочная обстановка, говорящие звери, троекратные повторения и просторечия. Нередко используются и образы главных героев народных сказок: Иван-дурак, Баба-Яга, Царь Кощей и другие. Автор стремится к большей детализации, характеры и личностные качества героев подробно прописаны, окружение приближено к реальности и обязательно присутствуют два поколения: старшее (родители) и младшее (дети).

К ярким примерам литературной сказки можно отнести произведение А. Пушкина «Золотая рыбка», Г. Андерсена «Снежная королева» и Ш. Перро «Кот в сапогах».

Какая бы ни была сказка, её цель научить ребёнка не отчаиваться, смело браться за выполнение задач, уважать чужое мнение. Рассматривая яркие иллюстрации, легко придумать свой сюжет на уже знакомую историю. Даже взрослому будет полезно оторваться от обычного круговорота дней и погрузиться в прекрасный мир волшебства.

Ссылка на основную публикацию