“Преступление и наказание” – краткое содержание романа Ф.М. Достоевского

Преступление и наказание

60-е годы XIX в. Бедный район Петербурга, примыкающий к Сенной площади и Екатерининскому каналу. Летний вечер. Бывший студент Родион Романович Раскольников покидает свою каморку на чердаке и относит в заклад старухе процентщице Алене Ивановне, которую готовится убить, последнюю ценную вещь. На обратном пути он заходит в одну из дешёвых распивочных, где случайно знакомится со спившимся, потерявшим место чиновником Мармеладовым. Тот рассказывает, как чахотка, нищета и пьянство мужа толкнули его жену, Катерину Ивановну, на жестокий поступок — послать его дочь от первого брака Соню для заработка на панель.

На следующее утро Раскольников получает из провинции письмо от матери с описанием бед, перенесённых его младшей сестрой Дуней в доме развратного помещика Свидригайлова. Он узнает о скором приезде матери и сестры в Петербург в связи с намечающимся замужеством Дуни. Жених — расчётливый делец Лужин, желающий строить брак не на любви, а на бедности и зависимости невесты. Мать надеется, что Лужин материально поможет её сыну кончить курс в университете. Размышляя о жертвах, которые приносят ради близких Соня и Дуня, Раскольников укрепляется в намерении убить процентщицу — никчёмную злую «вошь». Ведь благодаря её деньгам от незаслуженных страданий будут избавлены «сотни, тысячи» девушек и юношей. Однако отвращение к кровавому насилию вновь поднимается в душе героя после увиденного им сна-воспоминания о детстве: сердце мальчика разрывается от жалости к забиваемой до смерти клячонке.

И все же Раскольников убивает топором не только «гадкую старушонку», но и её добрую, кроткую сестру Лизавету, неожиданно вернувшуюся в квартиру. Чудом уйдя незамеченным, он прячет похищенное в случайном месте, даже не оценив его стоимости.

Вскоре Раскольников с ужасом обнаруживает между собой и другими людьми отчуждение. Заболевший от пережитого, он, однако, не в состоянии отвергнуть тяготящие его заботы товарища по университету Разумихина. Из беседы последнего с врачом Раскольников узнает, что по подозрению в убийстве старухи арестован маляр Миколка, простой деревенский парень. Болезненно реагируя на разговоры о преступлении, сам он также вызывает подозрение у окружающих.

Пришедший с визитом Лужин шокирован убожеством каморки героя; их разговор перерастает в ссору и заканчивается разрывом. Особенно задевает Раскольникова близость практических выводов из «разумного эгоизма» Лужина (который кажется ему пошлостью) и собственной «теории»: «людей можно резать. »

Бродя по Петербургу, больной юноша страдает от своей отчуждённости с миром и уже готов сознаться в преступлении перед властями, как видит раздавленного каретой человека. Это Мармеладов. Из сострадания Раскольников тратит на умирающего последние деньги: того переносят в дом, зовут доктора. Родион знакомится с Катериной Ивановной и Соней, прощающейся с отцом в неуместно ярком наряде проститутки. Благодаря доброму делу герой ненадолго ощутил общность с людьми. Однако, встретив у себя на квартире приехавших мать и сестру, вдруг осознает себя «мёртвым» для их любви и грубо прогоняет их. Он снова одинок, но у него появляется надежда сблизиться с «переступившей», как и он, абсолютную заповедь Соней.

Заботы о родных Раскольникова берет на себя Разумихин, едва ли не с первого взгляда влюбившийся в красавицу Дуню. Тем временем оскорблённый Лужин ставит невесту перед выбором: либо он, либо брат.

Чтобы узнать о судьбе заложенных у убитой вещей, а на самом деле — рассеять подозрения некоторых знакомых, Родион сам напрашивается на встречу с Порфирием Петровичем, следователем по делу об убийстве старухи процентщицы. Последний вспоминает о недавно опубликованной в газете статье Раскольникова «О преступлении», предлагая автору разъяснить свою «теорию» о «двух разрядах людей». Получается, что «обыкновенное» («низшее») большинство всего лишь материал для воспроизводства себе подобных, именно оно нуждается в строгом моральном законе и обязано быть послушным. Это «твари дрожащие». «Собственно люди» («высшие») имеют другую природу, обладая даром «нового слова», они разрушают настоящее во имя лучшего, даже если понадобится «переступить» через ранее установленные для «низшего» большинства нравственные нормы, например, пролить чужую кровь. Эти «преступники» затем становятся «новыми законодателями». Таким образом, не признавая библейских заповедей («не убий», «не укради» и др.), Раскольников «разрешает» «право имеющим» — «кровь по совести». Умный и проницательный Порфирий разгадывает в герое идеологического убийцу, претендующего на роль нового Наполеона. Однако у следователя нет улик против Родиона — и он отпускает юношу в надежде, что добрая натура победит в нем заблуждения ума и сама приведёт его к признанию в содеянном.

Действительно, герой все больше убеждается, что ошибся в себе: «настоящий властелин громит Тулон, делает резню в Париже, забывает армию в Египте, тратит полмиллиона людей в московском походе», а он, Раскольников, мучается из-за «пошлости» и «подлости» единичного убийства. Ясно, он «тварь дрожащая»: даже убив, «не переступил» через нравственный закон. Сами мотивы преступления двоятся в сознании героя: это и проверка себя на «высший разряд», и акт «справедливости», согласно революционно-социалистическим учениям передающий достояние «хищников» их жертвам.

Приехавший вслед за Дуней в Петербург Свидригайлов, по-видимому, виновный в недавней смерти своей жены, знакомится с Раскольниковым и замечает, что они «одного поля ягоды», хотя последний и не вполне победил в себе «Шиллера». При всем отвращении к обидчику сестры Родиона привлекает его кажущаяся способность наслаждаться жизнью, несмотря на совершенные преступления.

Во время обеда в дешёвых номерах, куда Лужин из экономии поселил Дуню с матерью, происходит решительное объяснение. Лужин уличается в клевете на Раскольникова и Соню, которой тот якобы отдал за низменные услуги деньги, самоотверженно собранные нищей матерью на его учёбу. Родные убеждаются в чистоте и благородстве юноши и сочувствуют Сониной судьбе. Изгнанный с позором Лужин ищет способ опорочить Раскольникова в глазах сестры и матери.

Последний тем временем, вновь ощутив мучительное отчуждение от близких, приходит к Соне. У неё, «переступившей» заповедь «не прелюбодействуй», ищет он спасение от невыносимого одиночества. Но сама Соня не одинока. Она принесла себя в жертву ради других (голодных братьев и сестёр), а не других ради себя, как её собеседник. Любовь и сострадание к близким, вера в милосердие Бога никогда не покидали её. Она читает Родиону евангельские строки о воскрешении Христом Лазаря, надеясь на чудо и в своей жизни. Герою не удаётся увлечь девушку «наполеоновским» замыслом о власти над «всем муравейником».

Мучимый одновременно страхом и желанием разоблачения, Раскольников вновь приходит к Порфирию, будто бы беспокоясь о своём закладе. Вроде бы отвлечённый разговор о психологии преступников в конце концов доводит юношу до нервного срыва, и он почти выдаёт себя следователю. Спасает его неожиданное для всех признание в убийстве процентщицы маляра Миколки.

В проходной комнатке Мармеладовых устроены поминки по мужу и отцу, во время которых Катерина Ивановна в припадке болезненного самолюбия оскорбляет хозяйку квартиры. Та велит ей с детьми немедленно съехать. Вдруг входит Лужин, проживающий в том же доме, и обвиняет Соню в краже сторублёвой ассигнации. «Вина» девушки доказана: деньги обнаруживаются в кармане её фартука. Теперь в глазах окружающих она ещё и воровка. Но неожиданно находится свидетель того, что Лужин сам незаметно подсунул Соне бумажку. Клеветник посрамлён, а Раскольников объясняет присутствующим причины его поступка: унизив в глазах Дуни брата и Соню, он рассчитывал вернуть расположение невесты.

Родион и Соня уходят к ней на квартиру, где герой признается девушке в убийстве старухи и Лизаветы. Та жалеет его за нравственные муки, на которые он себя обрёк, и предлагает искупить вину добровольным признанием и каторгой. Раскольников же сокрушается только о том, что оказался «тварью дрожащей», с совестью и потребностью в человеческой любви. «Я ещё поборюсь», — не соглашается он с Соней.

Между тем Катерина Ивановна с детьми оказывается на улице. У неё начинается горловое кровотечение, и она умирает, отказавшись от услуг священника. Присутствующий здесь Свидригайлов берётся оплатить похороны и обеспечить детей и Соню.

У себя дома Раскольников находит Порфирия, который убеждает юношу явиться с повинной: «теория», отрицающая абсолютность нравственного закона, отторгает от единственного источника жизни — Бога, творца единого по природе человечества, — и тем самым обрекает своего пленника на смерть. «Вам теперь воздуху надо, воздуху, воздуху!» Порфирий не верит в виновность Миколки, «принявшего страдание» по исконной народной потребности: искупить грех несоответствия идеалу — Христу.

Но Раскольников ещё надеется «переступить» и нравственность. Перед ним — пример Свидригайлова. Их встреча в трактире открывает герою печальную истину: жизнь этого «ничтожнейшего злодея» пуста и тягостна для него самого.

Взаимность Дуни — единственная надежда для Свидригайлова вернуться к источнику бытия. Убедившись в её бесповоротной нелюбви к себе во время бурного разговора на его квартире, он через несколько часов застреливается.

Тем временем Раскольников, гонимый отсутствием «воздуха», прощается с родными и Соней перед признанием. Он все ещё убеждён в верности «теории» и полон презрения к себе. Однако, по настоянию Сони, на глазах народа покаянно целует землю, перед которой «согрешил». В полицейской конторе он узнает о самоубийстве Свидригайлова и делает официальное признание.

Раскольников оказывается в Сибири, в каторжном остроге. Мать умерла от горя, Дуня вышла замуж за Разумихина. Соня поселилась возле Раскольникова и навещает героя, терпеливо снося его мрачность и равнодушие. Кошмар отчуждённости продолжается и здесь: каторжане из простонародья ненавидят его как «безбожника». Напротив, к Соне относятся с нежностью и любовью. Попав в тюремный госпиталь, Родион видит сон, напоминающий картины из Апокалипсиса: таинственные «трихины», вселяясь в людей, порождают в каждом фанатичную убеждённость в собственной правоте и нетерпимость к «истинам» других. «Люди убивали друг друга в бессмысленной злобе», пока не истребился весь род человеческий, кроме нескольких «чистых и избранных». Ему открывается наконец, что гордость ума ведёт к розни и гибели, а смирение сердца — к единству в любви и к полноте жизни. В нем пробуждается «бесконечная любовь» к Соне. На пороге «воскресения в новую жизнь» Раскольников берет в руки Евангелие.

Что скажете о пересказе?

Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.

Краткое содержание Достоевский Преступление и наказание

Бывший студент университета Раскольников Родион Романович жил в маленькой комнатушке, боялся своей хозяйки, которой задолжал за квартиру. Мать с сестрой жили бедно, и помогать ему не могли. Иногда Раскольников ходил к старухе Алёне Ивановне, у которой брал деньги под залог. Последний раз он принёс ей часы, подаренные ему сестрой.

По дороге домой он встретился с Мармеладовым. Его уволили со службы за пьянство. Тот рассказал ему о своей тяжёлой жизни, о больной жене, о своей старшей дочери Соне, которая работала на панели, чтобы прокормить семью. Раскольников вспомнил свою сестру, которая до этого работала горничной, а сейчас ради брата собирается выйти замуж за богатого, но бесчестного человека. И тогда он решает расстроить эту свадьбу. Он провожает пьяного Мармеладова домой. Где их встретили жена Мармеладова, измученная безденежьем и пьянством мужа, голодные и замёрзшие дети. Раскольником незаметно оставил им свои последние деньги. Под впечатлением от всего увиденного и услышанного, он решается на убийство старухи-процентщицы. Убивает он не только её, но и невольную свидетельницу его преступления – сестру старухи Лизавету. Раскольников считал, что убийство это идейное, но в душе его растёт чувство, будто он сам вычеркнул себя из списка людей. Когда приехала мать и сестра, он даже побоялся обнять родных ему людей.

От постоянных угрызений совести Раскольников заболел. За ним ухаживал его друг Разумихин. Во время болезни Раскольникова он познакомился с его сестрой Дуней и полюбил её. Когда Родиону стало лучше, друг рассказал ему о том, что следователь подозревает его в убийстве. Возникли эти подозрения из-за статьи Раскольникова, которую он написал ещё в университете. В ней он раскрывал свою теорию об исключительности людей, которых он называл необыкновенными, оправдывая их вседозволенность.

Раскольников узнаёт о смерти Мармеладова, а позже его жены Катерины Ивановны. Он идёт к Соне, чтобы поддержать её, и признаётся ей в своём преступлении. Девушка предложила ему покаяться, снять грех с души. После этого разговора он идёт в полицию и признаётся в убийстве. За совершённое преступление его осудили на восемь лет каторги. Причин, которые смягчили приговор, было немало: его признание в убийстве, возвращённые до копейки деньги. Не забыли даже случай, когда Раскольников вынес двух детей из горящего дома, целый год заботился о заболевшем товарище, заплатил за лечение собственными деньгами.

Соня Мармеладова тоже едет в Сибирь, чтобы хоть изредка видеться с Раскольниковым и поддерживать его. Каторжники относились к Родиону плохо, называли безбожником. Соню, наоборот, любили и радовались её приходу. Она для каждого находила слова поддержки и утешения. Заключённые смотрели на неё, как на ангела хранителя.

Раскольников мужественно переносил все тяготы каторжных работ, но в душе покоя так и не нашёл. Однажды он узнал, что Соня заболела. Страх за её жизнь льдом сковал его сердце. Он понял, что всё самое лучшее, светлое в его душе – это любовь к Соне. Без неё жизнь теряла смысл. Об этом он сказал ей при первой встрече после её болезни. С этого дня в душе Раскольникова поселились покой и надежда на счастье.

Роман учит ценить человеческую жизнь и жить по совести.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Достоевский. Все произведения

  • Бедные люди
  • Белые ночи
  • Бесы
  • Братья Карамазовы
  • Вечный муж
  • Двойник
  • Дядюшкин сон
  • Ершалаимские главы в романе Мастер и Маргарита
  • Записки из Мёртвого дома
  • Записки из подполья
  • Игрок
  • Идиот
  • Крокодил
  • Кроткая
  • Легенда о Великом Инквизиторе
  • Мальчик у Христа на ёлке
  • Мальчики
  • Неточка Незванова
  • Подросток
  • Преступление и наказание
  • Село Степанчиково и его обитатели
  • Скверный анекдот
  • Сон Раскольникова о лошади
  • Сон смешного человека
  • Униженные и оскорблённые
  • Хозяйка
  • Эпилог романа Преступление и наказание

Преступление и наказание. Картинка к рассказу

Сейчас читают

Это произведение Гессе о фантастическом будущем мира состоит из трёх частей. В первой части описывается история идеальной страны, где даже отсутствует время. Во второй показана жизнь главного героя романа – Кнехта Йозефа

Главный герой произведения Яков Голядкин обычный государственный работник. Он работает служащим низшего звена. Его мечта стать популярным и всеми любимым, он хочет вращаться в высших кругах.

Виднеется деревня. Картина жизни представляется весьма обычной, для такого рода поселения. Много деревьев, но больше – открытой местности.

Автор повествует о событиях, произошедших на самом деле примерно 30 лет назад. Воспоминания о них продолжают жить в преданиях семейства, описанного в рассказе.

Жуткий сегодня мороз. Вот, как слышен хруст! И глаза были сделаны. И границу рта изображал кусок железа. На него стал гавкать старый пёс. Предсказывающий ему, что солнце растопит, и он расплывается на части. Погода несколько раз менялась.

«Преступление и наказание»: краткое содержание и анализ

Среди работ выдающегося русского писателя Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание», краткое содержание которого можно прочесть дальше в статье, является его наиболее известным произведением. Благодаря задумке, основной мысли и раскрытию проблем того времени роман попал в золотой фонд мировой литературы. Давайте более детально разберемся в сюжете легендарного произведения Достоевского и проанализируем его.

«Преступление и наказание»: краткое содержание

Для тех, у кого нет времени читать роман великого писателя в полном объеме, мы подготовили сжатую версию. Она позволит окунуться в историю, происходящую в XIX веке, узнать характеры героев и окончание произведения.

Поможем, если в строку поиска Google вводите слова —сюжет «Преступление и наказание». Повествование романа начинается летом 1860 года в Петербурге. Главный герой произведения, которого зовут Родион Романович Раскольников, относит в залог местной ростовщице Алене Ивановне последнюю ценную вещь, имеющуюся у него в жизни.

Возвращаясь домой, парень решает заглянуть в не совсем элитное пивное заведение. Там по стечению обстоятельств знакомится с Семеном Мармеладовым — бывшим чиновником, который любит выпить. Во время беседы он рассказывает Раскольникову, как из-за тяжелого положения его жена Катерина Ивановна отправила дочь от первого брака Соню на панель, чтобы заработать хоть какие-то деньги на проживание.

Краткое содержание «Преступление и наказание» продолжается такими событиями:

  • Утром следующего дня главный герой получает письмо, отправителем которого является матушка, проживающая в провинции. В нем говорится, что меньшую сестру Дуню оклеветало семейство помещика Свидригайлова. Мужчина ее домогался, и теперь девушка вынуждена покинуть место работы.
  • На помощь пришел Петр Лужин, который был надворным советником. Он предложил Дуне выйти за него замуж, но не по любви, а из расчета.
  • Теперь они втроем приедут в Петербург.
  • Мать надеется, что будущий супруг младшей дочери поможет ее сыну окончить университет.

Кадр из фильма «Преступление и наказание»: UGC

Раскольников предается размышлениям о трагических жертвах Дуни и Сони ради семьи, что впоследствии приводит его к намерению убить процентщицу. Это, как считает главный герой, поможет избавить множество девушек и парней от напрасных терзаний.

Далее в романе «Преступление и наказание», краткое содержание по главам которого разобрано в наиболее доступной форме, Раскольников, преодолев все сомнения, убивает старушку-процентщицу топором. Вместе с ней погибает и ее сестра Лизавета, что неожиданно пришла домой.

Раскольникову удается уйти незамеченным, а награбленное он сбрасывает в случайно подвернувшемся месте. Спустя какое-то время отчужденный герой-убийца узнает, что в смерти старухи обвиняют маляра Миколку — обычного парня из деревни.

По приезду Лужин, жених Дуни, остается поражен убожеством комнатушки главного героя. Они ссорятся. Гуляя по улицам Петербурга, отчужденный от мира и общества студент практически решается на добровольное признание, как внезапно замечает раздавленного упряжкой лошадей человека. Им оказывается тот самый спившийся чиновник Мармеладов. Раскольников тратит последние деньги на помощь ему.

Искалеченного Мармеладова отправляют домой, а Родион впервые встречается с женой чиновника и дочерью. Вернувшись в каморку, Раскольников встречается с матерью и сестрой, но прогоняет их. Теперь он мечтает сблизиться с Соней, в которой видит близкого человека. Заботится о родных Раскольникова его хороший приятель Разумихин, который практически с первого взгляда влюбился в Дуню.

Кадр из фильма «Преступление и наказание»: UGC

Раскольников встречается с Порфирием Петровичем — следователем. Мужчина занимается делом об убийстве двух старушек. Родион надеется узнать, что случилось с украденными вещами, и рассеять подозрения некоторых людей.

Порфирий Петрович упоминает о недавно вышедшей в газете статье Раскольникова под названием «О преступлении». Во время беседы проницательный следователь разгадывает в Раскольникове идеологического преступника, но прямых доказательств против Родиона он не имеет.

Далее пересказывая «Преступление и наказание», кратко расскажем о терзаниях главного героя. Он понимает, что был не прав: он не тот, кем себя считал. Теперь его благие мотивы кажутся ему неправильными. В Петербург приезжает Свидригайлов, который знакомится с главным героем и говорит о том, что они весьма похожи характерами. В это время Лужина уличают в клевете на Родиона и Соню. Мужчину изгоняют с позором. Теперь Лужин ищет способы опозорить юношу.

Родион, терзаемый и угнетенный, встречается с Соней. Он хочет найти спасение от одиночества. Девушка читает парню строки из Библии. Раскольников из чувства страха и намерения раскрыть свою тайну снова встречается со следователем. Отвлеченный и простой разговор о психологических тонкостях в поведении преступников доводит студента до нервного срыва. Он практически рассказывает о своем грехе Порфирию, но его спасает внезапное признание в убийстве того самого обвиняемого Миколки.

Кадр из фильма «Преступление и наказание»: UGC

Семейство Мармеладовых устроило поминки, где вдова бывшего чиновника оскорбляет владелицу квартиры. Из-за этого хозяйка велит всем незамедлительно съехать. Далее по сюжету романа «Преступление и наказание» Раскольников и Соня уединяются в ее квартире, где он сообщает ей, что убил старуху-процентщицу и ее сестру. Девушка жалеет юношу и советует ему признаться во всем. Однако он не соглашается с Мармеладовой и намеревается еще побороться за себя.

Свидригайлов застрелился после разговора с Дуней, которая говорит ему о том, что ненавидит его. Зажатый со всех сторон Раскольников прощается с близкими перед посещением полицейского участка. Он до сих пор придерживается собственной теории и презирает себя. Главный герой приходит в участок, где узнает о смерти Свидригайлова и признается в содеянном.

В поисках ответа — Достоевский «Преступление и наказание» (кратко) — узнайте, чем заканчивается произведение:

  • Юношу отправляют в ссылку в Сибирь.
  • Мать Раскольникова умирает, Дуня выходит замуж за Разумихина, а Соня селится неподалеку от Родиона и временами наведывается к нему.
  • Девушка с достоинством выдерживает мрачный настрой и равнодушие с его стороны.
  • Раскольников продолжает ощущаться себя отчужденным и ненужным даже на каторге.

Попав в госпиталь, герой видит сон, после которого понимает, что гордость ума приводит только к гибели, а смирение — к любви и успокоению. В душе Раскольникова просыпается всеобъемлющая любовь к Соне.

«Преступление и наказание»: анализ произведения

Вот что необходимо знать о романе Достоевского:

«Преступление и наказание»: история создания, идея

«Преступление и наказание» Достоевский решил написать во время пребывания на каторге, где ему приходилось находиться рядом с политическими преступниками, опасными убийцами и хитрыми ворами. Проводя анализ их поступков, автор заметил, что в большей части совершенных бед преобладало безнадежное отчаяние.

Фото: pixabay.com: UGC

Изначально Федор Михайлович хотел описать своеобразную исповедь от лица Раскольникова, но во время создания произведения стал понимать, что не может остановиться только на переживаниях одного героя. Роман нуждался в большем погружении читателя в судьбы персонажей. Когда первую версию произведения раскритиковали, Достоевский уничтожил почти законченное произведение. Позже он написал его заново в том виде, в котором его сейчас знают все.

Роман «Преступление и наказание», читать который нужно максимально вдумчиво, Достоевский писал около года. Роман впервые был напечатан в «Русском вестнике» в 1866 году. После выхода комментарии по поводу произведения были смешанными. Некоторым роман пришелся по душе, а другие отказывались воспринимать его.

«Преступление и наказание»: тема и идея

Роман «Преступление и наказание» имеет такую главную тему — угнетенность общественного настроения, его ужасающая нищета и отсутствие интереса к проблемам других людей. Автор делает акцент на теме заблуждения личности и вынужденного мятежа из-за удушающей бедности, существования социально неравных классов и тотальной безысходности.

Даже в XXI веке проблема неправильных человеческих убеждений считается актуальной. Задумка Раскольникова об одобрении преступления ради добрых намерений имеет роковые последствия. Такое мышление является источником произвола как в семьях, так и в рамках всего общества, а также становится причиной насилия и запугиваний.

Кадр из фильма «Преступление и наказание»: UGC

Федор Михайлович Достоевский пытался донести людям свое мнение о жизни истинного христианина, заповедях, которых следовало бы придерживаться. Например, жить честно, не быть гордыми, отказаться от похоти и эгоизма.

Автор пытается сказать, что человеку следует существовать ради счастья близких, нужно быть добрым, уметь жертвовать и помогать. Поэтому в завершении романа Раскольников возвращается к Богу и вере, чтобы спасти истерзанную душу и обрести долгожданное успокоение.

Роман «Преступление и наказание»: структура

Структура произведения достаточно простая: состоит из 6 частей, в каждой по 6–7 глав. Рассказ разделен на два повествования:

  1. Описание терзаний главного персонажа, его рассуждения и само преступление.
  2. Рассказ о наказании и чистосердечном признании Родиона.

Интересной особенностью произведения считается непоследовательность автора при описании хронологии поступков главного героя. Таким приемом Достоевский пытался выделить неустойчивость характера Раскольникова и его одиночество. Важными элементами, которые дополняют атмосферу беспомощности, стали мокрые и грязные петербургские улицы. Автор уделяет им особенно много внимания.

В эпилоге Достоевский выделил, что существует вероятность исцеления главного героя при обращении к вере и раскаянию. Только при переосмыслении своей жизни, поступков и приоритетов можно полностью очиститься.

Кадр из фильма «Преступление и наказание»: UGC

Главные герои романа

Если «Преступление и наказание» читать внимательно, то рассказать о главных героях произведения несложно:

  • Родион Раскольников — задумчивый и мрачный, но при этом добрый и честный человек. Нищий студент, который придумал теорию о том, что можно совершить преступление на благо обществу.
  • Алена Ивановна — вдова, ростовщица, имеющая хорошее состояние. Живет в квартире вместе с сестрой, над которой часто словесно издевается. Жертва Раскольникова.
  • Семен Захарович Мармеладов — бывший чиновник, который имеет пристрастие к алкогольным напиткам. Обладает добрым и отзывчивым характером.
  • Соня Мармеладова — кроткая и робкая девушка, которая работает на панели по указанию мачехи, чтобы обеспечить едой младших детей. Благодаря ее любви Раскольников признается в убийстве и становится на путь искупления.
  • Пульхерия Александровна Раскольникова — мать главного героя, которая находится в сложном денежном положении. Чтобы помочь детям, хочет выдать младшую дочь замуж за недобросовестного человека.
  • Дуня Раскольникова — симпатичная и образованная барышня, которая работала в доме Свидригайловых, но ушла из-за клеветы. Согласилась на фиктивный брак, чтобы помочь родным.
  • Катерина Ивановна Мармеладова — мачеха Сони, страдающая от запоев супруга и постоянной нехватки денег. Погибает от туберкулеза.
  • Лужин Петр Петрович — перспективный мужчина, который планирует открыть собственный бизнес. Имеет расчетливый и мерзкий характер. Планирует жениться на Дуне, чтобы она всегда ощущала себя обязанной ему.

Отдельно стоит сказать об описаниях второстепенных персонажей. Автор уделил им достаточно времени, чтобы читатель мог пережить историю каждого. Их характеры описаны весьма интересно и ярко, они идеально гармонируют с атмосферой в книге и хоть немного, но связаны с главным героем.

Книга написана в жанре психологического и философского романа. В ней автор смог совместить реальные серые будни с фантастикой, представленной читателям Раскольниковым.

В статье мы постарались наиболее детально и понятно подать анализ романа и его пересказ. «Преступление и наказание» — выдающееся произведение, которое будет востребовано еще долгие годы. Проблемы, которые затрагивает автор в XIX веке, до сих пор остаются актуальными. Общество продолжает над ними работать — возможно, в скором времени они исчезнут.

Уникальная подборка новостей от нашего шеф-редактора

Краткое содержание «Преступление и наказание»

Читать «Преступление и наказание» в кратком содержании

Бедный район Петербурга 60-х гг. XIX в., примыкающий к Сенной площади и Екатерининскому каналу. Летний вечер. Бывший студент Родион Романович Раскольников покидает свою каморку на чердаке и относит в заклад старухе процентщице Алене Ивановне, которую готовится убить, последнюю ценную вещь. На обратном пути он заходит в одну из дешевых распивочных, где случайно знакомится со спившимся, потерявшим место чиновником Мармеладовым. Тот рассказывает, как чахотка, нищета и пьянство мужа толкнули его жену, Катерину Ивановну, на жестокий поступок – послать его дочь от первого брака Соню для заработка на панель.

На следующее утро Раскольников получает из провинции письмо от матери с описанием бед, перенесенных его младшей сестрой Дуней в доме развратного помещика Свидригайлова. Он узнает о скором приезде матери и сестры в Петербург в связи с намечающимся замужеством Дуни. Жених – расчетливый делец Лужин, желающий строить брак не на любви, а на бедности и зависимости невесты. Мать надеется, что Лужин материально поможет её сыну кончить курс в университете. Размышляя о жертвах, которые приносят ради близких Соня и Дуня, Раскольников укрепляется в намерении убить процентщицу – никчемную злую “вошь”. Ведь благодаря её деньгам от незаслуженных страданий будут избавлены “сотни, тысячи” девушек и юношей. Однако отвращение к кровавому насилию вновь поднимается в душе героя после увиденного им сна-воспоминания о детстве: сердце мальчика разрывается от жалости к забиваемой до смерти клячонке.

И все же Раскольников убивает топором не только “гадкую старушонку”, но и её добрую, кроткую сестру Лизавету, неожиданно вернувшуюся в квартиру. Чудом уйдя незамеченным, он прячет похищенное в случайном месте, даже не оценив его стоимости.

Вскоре Раскольников с ужасом обнаруживает между собой и другими людьми отчуждение. Заболевший от пережитого, он, однако, не в состоянии отвергнуть тяготящие его заботы товарища по университету Разумихина. Из беседы последнего с врачом Раскольников узнает, что по подозрению в убийстве старухи арестован маляр Миколка, простой деревенский парень. Болезненно реагируя на разговоры о преступлении, сам он также вызывает подозрение у окружающих.
Пришедший с визитом Лужин шокирован убожеством каморки героя; их разговор перерастает в ссору и заканчивается разрывом. Особенно задевает Раскольникова близость практических выводов из “разумного эгоизма” Лужина (который кажется ему пошлостью) и собственной “теории”: “людей можно резать. ”
Бродя по Петербургу, больной юноша страдает от своей отчужденности с миром и уже готов сознаться в преступлении перед властями, как видит раздавленного каретой человека. Это Мармеладов. Из сострадания Раскольников тратит на умирающего последние деньги: того переносят в дом, зовут доктора. Родион знакомится с Катериной Ивановной и Соней, прощающейся с отцом в неуместно ярком наряде проститутки. Благодаря доброму делу герой ненадолго ощутил общность с людьми. Однако, встретив у себя на квартире приехавших мать и сестру, вдруг осознает себя “мертвым” для их любви и грубо прогоняет их. Он снова одинок, но у него появляется надежда сблизиться с “переступившей”, как и он, абсолютную заповедь Соней.

Заботы о родных Раскольникова берет на себя Разумихин, едва ли не с первого взгляда влюбившийся в красавицу Дуню. Тем временем оскорбленный Лужин ставит невесту перед выбором: либо он, либо брат.
Чтобы узнать о судьбе заложенных у убитой вещей, а на самом деле – рассеять подозрения некоторых знакомых, Родион сам напрашивается на встречу с Порфирием Петровичем, следователем по делу об убийстве старухи процентщицы. Последний вспоминает о недавно опубликованной в газете статье Раскольникова “О преступлении”, предлагая автору разъяснить свою “теорию” о “двух разрядах людей”. Получается, что “обыкновенное” (“низшее”) большинство всего лишь материал для воспроизводства себе подобных, именно оно нуждается в строгом моральном законе и обязано быть послушным. Это “твари дрожащие”. “Собственно люди”(“высшие”) имеют другую природу, обладая даром “нового слова”, они разрушают настоящее во имя лучшего, даже если понадобится “переступить” через ранее установленные для “низшего” большинства нравственные нормы, например, пролить чужую кровь. Эти “преступники” затем становятся “новыми законодателями”. Таким образом, не признавая библейских заповедей(“не убий”, “не укради” и др.), Раскольников “разрешает” “право имеющим” – “кровь по совести”. Умный и проницательный Порфирий разгадывает в герое идеологического убийцу, претендующего на роль нового Наполеона. Однако у следователя нет улик против Родиона – и он отпускает юношу в надежде, что добрая натура победит в нем заблуждения ума и сама приведет его к признанию в содеянном.
Действительно, герой все больше убеждается, что ошибся в себе: “настоящий властелин [. ] громит Тулон, делает резню в Париже, забывает армию в Египте, тратит полмиллиона людей в московском походе”, а он, Раскольников, мучается из-за “пошлости” и “подлости” единичного убийства. Ясно, он “тварь дрожащая”: даже убив, “не переступил” через нравственный закон. Сами мотивы преступления двоятся в сознании героя: это и проверка себя на “высший разряд”, и акт”справедливости”, согласно революционно-социалистическим учениям передающий достояние “хищников” их жертвам.

Приехавший вслед за Дуней в Петербург Свидригайлов, по-видимому, виновный в недавней смерти своей жены, знакомится с Раскольниковым и замечает, что они “одного поля ягоды”, хотя последний и не вполне победил в себе “Шиллера”. При всем отвращении к обидчику сестры Родиона привлекает его кажущаяся способность наслаждаться жизнью, несмотря на совершенные преступления.
Во время обеда в дешевых номерах, куда Лужин из экономии поселил Дуню с матерью, происходит решительное объяснение. Лужин уличается в клевете на Раскольникова и Соню, которой тот якобы отдал за низменные услуги деньги, самоотверженно собранные нищей матерью на его учебу. Родные убеждаются в чистоте и благородстве юноши и сочувствуют Сониной судьбе. Изгнанный с позором Лужин ищет способ опорочить Раскольникова в глазах сестры и матери.
Последний тем временем, вновь ощутив мучительное отчуждение от близких, приходит к Соне.У нее, “переступившей” заповедь “не прелюбодействуй”, ищет он спасение от невыносимого одиночества. Но сама Соня не одинока. Она принесла себя в жертву ради других (голодных братьев и сестер), а не других ради себя, как её собеседник. Любовь и сострадание к близким, вера в милосердие Бога никогда не покидали её. Она читает Родиону евангельские строки о воскрешении Христом Лазаря, надеясь на чудо и в своей жизни. Герою не удается увлечь девушку “наполеоновским” замыслом о власти над “всем муравейником”.

Мучимый одновременно страхом и желанием разоблачения, Раскольников вновь приходит к Порфирию, будто бы беспокоясь о своем закладе. Вроде бы отвлеченный разговор о психологии преступников в конце концов доводит юношу до нервного срыва, и он почти выдает себя следователю. Спасает его неожиданное для всех признание в убийстве процентщицы маляра Миколки.

В проходной комнатке Мармеладовых устроены поминки по мужу и отцу, во время которых Катерина Ивановна в припадке болезненного самолюбия оскорбляет хозяйку квартиры. Та велит ей с детьми немедленно съехать. Вдруг входит Лужин, проживающий в том же доме, и обвиняет Соню в краже сторублевой ассигнации. “Вина” девушки доказана: деньги обнаруживаются в кармане её фартука. Теперь в глазах окружающих она ещё и воровка. Но неожиданно находится свидетель того, что Лужин сам незаметно подсунул Соне бумажку. Клеветник посрамлен, а Раскольников объясняет присутствующим причины его поступка: унизив в глазах Дуни брата и Соню,он рассчитывал вернуть расположение невесты.

Родион и Соня уходят к ней на квартиру, где герой признается девушке в убийстве старухи и Лизаветы. Та жалеет его за нравственные муки, на которые он себя обрек, и предлагает искупить вину добровольным признанием и каторгой. Раскольников же сокрушается только о том, что оказался “тварью дрожащей”, с совестью и потребностью в человеческой любви. “Я ещё поборюсь”, – не соглашается он с Соней.

Между тем Катерина Ивановна с детьми оказывается на улице. У нее начинается горловое кровотечение, и она умирает, отказавшись от услуг священника. Присутствующий здесь Свидригайлов берется оплатить похороны и обеспечить детей и Соню.

У себя дома Раскольников находит Порфирия, который убеждает юношу явиться с повинной: “теория”, отрицающая абсолютность нравственного закона, отторгает от единственного источника жизни – Бога, творца единого по природе человечества, – и тем самым обрекает своего пленника на смерть. “Вам теперь [. ] воздуху надо, воздуху, воздуху!” Порфирий не верит в виновность Миколки, “принявшего страдание” по исконной народной потребности: искупить грех несоответствия идеалу – Христу.

Но Раскольников ещё надеется “переступить” и нравственность. Перед ним – пример Свидригайлова. Их встреча в трактире открывает герою печальную истину: жизнь этого “ничтожнейшего злодея” пуста и тягостна для него самого.

Взаимность Дуни – единственная надежда для Свидригайлова вернуться к источнику бытия. Убедившись в её бесповоротной нелюбви к себе во время бурного разговора на его квартире, он через несколько часов застреливается.

Тем временем Раскольников, гонимый отсутствием “воздуха”, прощается с родными и Соней перед признанием. Он все ещё убежден в верности “теории” и полон презрения к себе. Однако, по настоянию Сони, на глазах народа покаянно целует землю, перед которой “согрешил”. В полицейской конторе он узнает о самоубийстве Свидригайлова и делает официальное признание.

Раскольников оказывается в Сибири, в каторжном остроге. Мать умерла от горя, Дуня вышла замуж за Разумихина. Соня поселилась возле Раскольникова и навещает героя, терпеливо снося его мрачность и равнодушие. Кошмар отчужденности продолжается и здесь: каторжане из простонародья ненавидят его как “безбожника”. Напротив, к Соне относятся с нежностью и любовью. Попав в тюремный госпиталь, Родион видит сон, напоминающий картины из Апокалипсиса: таинственные “трихины”, вселяясь в людей, порождают в каждом фанатичную убежденность в собственной правоте и нетерпимость к “истинам” других. “Люди убивали друг друга в [. ] бессмысленной злобе”, пока не истребился весь род человеческий, кроме нескольких “чистых и избранных”. Ему открывается наконец, что гордость ума ведет к розни и гибели, а смирение сердца – к единству в любви и к полноте жизни. В нем пробуждается “бесконечная любовь” к Соне. На пороге “воскресения в новую жизнь” Раскольников берет в руки Евангелие.

Фёдор Достоевский — Преступление и наказание:
Краткое содержание

Часть первая

Глава 1

Петербург, 1860-е годы. Из своей съемной каморки на чердаке выходит 23-летний бывший студент юридического факультета Родион Раскольников, бледный красивый юноша, ужасно задавленный бедностью. Он задолжал квартирной хозяйке, и два дня не ел. Пакостная мысль об убийстве старухи-процентщицы Алены Ивановны уже несколько недель сводит его с ума. Он приходит посмотреть на нее и заложить старенькие серебряные часы. Уходя, обещает вернуться с хорошей вещью – папиросочницей. Получив от старухи свои рубль пятнадцать, он спускается в распивочную.

Глава 2

В распивочной он встречается взглядом с одним опустившимся посетителем, по виду отставным чиновником, и ему хочется заговорить с ним. Неожиданно тот первым начинает разговор. Он представляется титулярным советником Семеном Мармеладовым и делится историей своей семьи, не просто бедной, а нищей. Его жена Екатерина Ивановна, в прошлом воспитанница благородного института, мать троих детей от первого брака, больна чахоткой.

У самого Мармеладова есть дочка Соня лет восемнадцати. Пытаясь посущественней помочь бедствующей семье, она, кроткая и серьезная девушка, решилась на «непристойную работу» по желтому билету. Сам Мармеладов совершенно спился, и клянет себя «прирожденным скотом».

Раскольников ведет пьяного Мармеладова домой, присутствует при семейном скандале и от жалости украдкой оставляет на подоконнике горсть медяков. Впрочем, почти сразу он высмеивает свой душевный порыв.

Глава 3

Утром Раскольников с отвращением очнулся в своей пыльной каморке, похлебал кухаркиных щей, и получил долгожданное письмо от матери, бедной вдовы Пульхерии Александровны. Она сообщила Роде, что его младшей сестре Дуне, гувернантке, пришлось претерпеть в доме Свидригайловых – и от распутного хозяина, и от его ревнующей жены.

Однако это все позади: Дуне сделал предложение надворный советник Петр Петрович Лужин, деловой человек средних лет – и с небольшим капиталом. Он считает, что девушка без приданого – лучший выбор: такая не забудет, что муж ее благодетель. Лужин торопит со свадьбой, и скоро они все увидятся в Петербурге, где у него дела.

Глава 4

Раскольников предчувствует, что сестра выходит за Лужина вынужденно, и ни любить, ни уважать она его не может. Сестра этим браком надеется помочь брату доучиться и пойти работать к Лужину. Но Раскольников не хочет этой жертвы. Мысль об убийстве процентщицы вновь мелькает в его голове.

На улице он было заступается за пьяную девчонку, которую преследует какой-то «жирный франт». Но настроение его меняется, он вытравливает жалость из сердца и злится на себя.

Глава 5

На Островах Раскольников забрел в харчевню, где поел и выпил водки. Опьянев с непривычки, он не дошел до дома и заснул в кустах. Приснилось ему детство, и страшный момент из него, когда мужики забили насмерть старую клячу. Бессмысленное зверство поразило ребенка. Помешать он не мог. Он только со слезами целовал морду мертвой лошади и грозил кулачком убийцам.

Проснувшись, он возвращается к мысли об убийстве. Он кажется себе слабым, неспособным на такое. Проходя по базару на Сенной, он словно получает знак: там болтает с торговками Лизавета Ивановна, младшая сестра процентщицы, забитая и незлобивая девка. Он слышит, что завтра часов в 7 вечера старуха будет дома одна. И намерен осуществить задуманное.

Глава 6

Раскольников припомнил, как сам впервые побывал у процентщицы, а после невольно подслушал разговор студента с офицером, считавших процентщицу вошью, чьи деньги могли бы пойти на пользу многим неимущим одаренным молодым людям.

Раскольников в каком-то исступлении мастерит петлю для топора под левой подмышкой своего пальто. Так топор можно было пронести незаметно. Вместо папиросочницы он обматывает тесьмой дощечку. Раскольников крадет из дворницкой топор и идет к процентщице.

Глава 7

Пока старуха возится с «папиросочницей», Раскольников выхватывает топор и «бьет все обухом, и все по темени». Он берет ее ключи и отпирает комод. Не глядя сует в карманы кошелек и золотые вещицы. Внезапно в комнате появляется Лизавета. Он с размаху опускает топор на ее череп. В голове его стучит только одна мысль: бежать. Однако надо привести себя в порядок. Он смывает кровь и вдруг слышит, что к старухе стучат посетители. Дождавшись, когда они угомонятся, он выскальзывает из квартиры.

По пути домой он заворачивает в дворницкую и оставляет там топор.

Часть вторая

Глава 1

Раскольников забылся сном до трех часов дня. Украденному он находит место в дыре под обоями. Его трясет, когда кухарка приносит повестку в полицейскую контору. Выясняется, что с него требуют всего лишь долговую расписку квартирной хозяйке. В участке он стал свидетелем разговора полицейских об обстоятельствах убийства процентщицы. Раскольникову стало дурно, он потерял сознание. Все ему сочувствуют и отпускают больного юношу домой.

Глава 2

В приступе паники Раскольников перепрятывает кошелек и золото под камень в уединенном дворе. Потом в каком-то угаре заглядывает к своему сокурснику Дмитрию Разумихину и, наконец, очутившись в своей каморке, впадает в настоящее беспамятство.

Глава 3

После нескольких дней бреда он увидел у своей постели Разумихина и кухарку Настасью. Доставляют ему и денежный перевод в размере 35 рублей от матушки на оплату жилья. От Разумихина он узнал, что им очень интересуется письмоводитель Заметов.

Глава 4

Разумихин приглашает взглянуть на больного своего приятеля студента-медика Зосимова. Тот мимоходом заводит речь об убийстве закладчицы и главном подозреваемом в нем красильщике Миколе. При нем нашли какие-то драгоценности старухи. Впрочем, пока дело движется туго.

Глава 5

Раскольникова навещает Лужин. Он шокирован убожеством комнатки будущего родственника. Сам Лужин остановился у своего приятеля Лебезятникова, которого упоминал в негативном ключе Мармеладов. Они спорят, Раскольников требует больше уважения к сестре. Наконец, Раскольников кричит Лужину, чтобы он убирался вон. Свидетель тяжелой сцены, Разумихин, тоже вскоре уходит.

Глава 6

Раскольникова тянет на улицу. В распивочной он неожиданно встречает Заметова. Разговор вновь крутится вокруг убийства. Раскольников в деталях описывает, как он бы совершил это преступление. И, по сути, выдает себя. Заметов, раньше что-то подозревавший, сейчас понимает, что перед ним просто безумец.

Раскольников идет дальше, и ему приходит мысль утопиться. Но вместо этого его притягивает к себе место преступления. В доме старухи он застает ремонт. Он расспрашивает об убийстве рабочих, те сторонятся его, как сумасшедшего.

Глава 7

Раскольников видит, что экипаж сбил человека. Им оказывается Мармеладов. Взволнованный Раскольников обещает оплатить доктора. В этих скорбных обстоятельствах он впервые видит Соню. Отец просит у нее прощения и замирает навсегда на ее руках. Раскольников дает им денег на похороны.

Он заходит за Разумихиным, и они вместе идут в каморку. А там уже ждут его мать и сестра. Раскольников вновь теряет сознание.

Часть третья

Глава 1

Придя в себя, он спорит с сестрой: «Этот брак – подлость». Она не должна жертвовать собой. Брат даже предлагает сестре выбирать – или он, ил Лужин. Наконец, они уходят в гостиницу. Между тем, Разумихину чрезвычайно понравилась Авдотья Романовна (Дуня).

Глава 2

Чуть свет, а Разумихин уже в гостях у матери и сестры Родиона. Те уже делятся с Дмитрием своими тревогами: Лужин сообщил в письме, что хочет встретиться, но без Роди. А пока они обе спешат к Раскольникову.

Между тем, именно в эту пору Разумихин впервые делится своими мыслями насчет странностей Раскольникова со знакомым следователем, дальним родственником, Порфирием Петровичем.

Глава 3

В каморке, кроме родни, медик Зосимов. В беседе всплывает имя Свидригайлова: его жена внезапно умерла. Раскольников вдруг припоминает, как давным-давно любил больную тихую девушку. Рассказывает и о происшествии с Мармеладовым. В отношении визита Лужина Дуня уверена, что брат обязательно должен при нем присутствовать.

Глава 4

По оставленному им адресу к Раскольникову заглядывает смущенная и благодарная Соня. Он представляет девушку своей семье и обещает быть на похоронах. На обратном пути за Соней увязался незнакомец (позже выяснится, что это Свидригайлов). Он недавно в городе и остановился неподалеку от Мармеладовых.

Глава 5

Раскольников роняет, что и сам закладывал вещи у старухи. Разумихин ведет его похлопотать о закладе к Порфирию Петровичу. Родион же надеется этим визитом отвести от себя все подозрения в убийстве.

Следователь оказался человеком лет тридцати пяти, полным, и с виду добродушным. Только вот цепкий взгляд выдавал, что он не так прост, как кажется. Порфирий Петрович подготовился к посещению Раскольникова: он цитирует газетную статью Родиона. В ней студент распространялся о существовании в мире двух разрядов людей. «Обыкновенные не имеют права переступать закона». А вот «необыкновенные имеют право делать всяческие преступления».

Незаурядность оправдывает любой их поступок. Их ценность – в талантах, умении двигать жизнь вперед, сказать «новое слово». Раскольников подтверждает, что и сам вполне относится к разряду «необыкновенных». Как бы невзначай Порфирий интересуется, видел ли Раскольников у старухи красильщиков. Родиона перебивает друг Дмитрий: маляров он видеть не мог, ведь заклад он приносил за три дня до убийства.

Глава 6

Возле дома какой-то незнакомый мещанин вдруг назвал Раскольникова «убивец». После этого Раскольникову снятся кошмары, где мелькает и загадочный мещанин, и почему-то смеющаяся под топором процентщица, и бегство среди враждебной толпы.
Наконец, к Раскольникову с визитом является Аркадий Иванович Свидригайлов, тот самый мучитель Дуни, бородатый немолодой человек.

Часть четвертая

Глава 1

Свидригайлов чувствует какое-то сродство с этим нервным юношей. Он предлагает возместить весь причиненный Дуне вред крупной суммой денег от покойницы-жены. А заодно расстроить брак с Лужиным. Нужна лишь всего одна встреча между ним и Дуней. Раскольников отвергает его план.

Глава 2

Встреча с Лужиным происходит при Раскольникове, зашедшим вместе с Разумихиным в гости к матери. Слово за слово, Дуня ссорится с женихом, потому как не намерена делать выбор между ним и братом. Выгоняет она его после ядовитых намеков про Свидригайлова.

Глава 3

Разумихин, узнав о деньгах Свидригайлова, придумывает их употребить на издание книг. Раскольников, чье напряжение нервных сил достигло предела, просит и родных, и друга оставить его на время.

Глава 4

Родион идет к Соне. Она же и сама себе боялась признаться, насколько рада его визиту. Он отмечает мрачность ее комнаты, ее прозрачные, худенькие руки. Ведь теперь забота о Катерине Ивановне с детьми целиком на ней. Соня уверяет, что справится. Раскольников изводит ее, даже договаривается до того, что Бога-то «нет совсем». И не лучше ли покончить с собой, чем вести такую жизнь, как она. И вдруг кланяется Соне в ноги: «Я не тебе, поклонился, я всему страданию человеческому поклонился».

Раскольников видит Новый Завет и просит прочесть ему главу о воскресении Лазаря. Родион видит в Соне родственную, и тоже проклятую, душу. Он обещает, что назовет ей имя виновного в смерти Лизаветы. Невольным свидетелем этого чтения убийцы и блудницы становится Свидригайлов, живущий в соседней комнате.

Глава 5

Раскольников идет забрать свой заклад у следователя. Тот опутывает его сетями подозрений. Раскольников, потеряв терпение, требует признать его виновным или оставить в покое. Порфирий обещает ему некий сюрприз.

Глава 6

Привели маляра Николая. Он признал себя виновным в двойном убийстве. Раскольников приободрился, а после еще и столкнулся со зловещим мещанином, назвавшим его «убивцем». Тот попросил прощенья у Родиона за «оговор».

Часть пятая

Глава 1

Лужину жаль расставаться с мыслью о женитьбе на Дуне. Если бы он дал ей денег на предсвадебные хлопоты, так просто она бы не выпуталась, ведь пришлось бы вернуть потраченное. Озлившись, он решает досадить Раскольникову, знакомцу Сони. Через Лебезятникова он зазывает Соню к себе, дает ей 10 рублей на похороны и извиняется, что сам на них не придет.

Глава 2

На поминках вдова Мармеладова скандалит с квартирной хозяйкой Амалией Ивановной: та пригласила к столу разный сброд, а не знакомых покойного. В разгар склоки вдруг является Лужин.

Глава 3

Лужин обвиняет Соню в краже ста рублей и называет свидетелем Лебезятникова. Соня возвращает ему 10 рублей и уверяет, что больше ничего не брала. Лужин готов заявить в полицию – и тут вмешивается Лебезятников. Он называет Лужина клеветником и сообщает всем, что видел, как тот подсунул деньги Соне в карман. Вступает в разговор и Раскольников. Он объясняет, что это представление Лужин разыграл для него.

Все объяснилось, однако Амалия Ивановна не хочет ничего слушать – и выгоняет Катерину Ивановну с детьми с квартиры.

Глава 4

Раскольников у Сони признается в своем преступлении. И в том, что Лизавету убивать не собирался. Соня жалеет его, несчастного, отчаявшегося. Она готова идти за ним следом – хоть на каторгу. Она спрашивает, в чем была корысть, если он толком и не воспользовался украденным. Тогда Родион объясняет ей свою теорию: «Я захотел осмелиться и убил…» Хотел знать «тварь ли я дрожащая или право имею». Теперь ему ясно, что и сам он та же «вошь», а не великий человек, раз терзается после случившегося. Соня велит ему прилюдно целовать землю, которую он обагрил кровью, и просить прощенья. А дальше – идти признаваться в участок.

Глава 5

Лебезятников передает Соне, что мачеха ее потеряла рассудок, ходит по улицам с детьми, заставляет их петь и просить подаяние. Уже умирающую женщину укладывают в комнате.
Свидригайлов объявляет Раскольникову, что потратит 10 тысяч на похороны Катерины Ивановны, Соню и устройство детей в сиротский приют. Раскольников интересуется причиной такого поступка, Свидригайлов отвечает, что подслушал их беседу с Соней через стенку.

Часть шестая

Глава 1

Катерину Ивановну хоронят. К Раскольникову заскакивает Разумихин с вестью, что убийца сыскался – маляр. После его ухода к нему заглядывает сам Порфирий Петрович.

Глава 2

Раскольников ссылается на признание Миколки, однако следователь отмахивается. Он прямо обвиняет его в убийстве и советует самому явиться в участок. Предположим, денька через два.

Глава 3

Раскольников находит Свидригайлова. У него потребность говорить с этим странным человеком, тем более что он знает всю правду о его деле.

Глава 4

Свидригайлов пускается в рассказы о своей жизни с Марфой Петровной, о том, что он почти добился благосклонности Дуни, жалевшей его, как пропащего человека. И уверяет, что скоро женится. Раскольников нисколько не верит ему. Он чувствует, что Свидригайлов не оставит Дуню в покое.

Глава 5

И в самом деле, Свидригайлов добивается тайной встречи с Дуней. Он обещает спасти Родиона-убийцу от каторги в обмен на взаимность. Но девушка пришла на встречу с револьвером. После нескольких выстрелов она просит выпустить ее из комнаты. Свидригайлов отдает ей ключ от двери и подбирает ее револьвер.

Глава 6

Свидригайлов таскается по трактирам, а поздно вечером заявляется к Соне, чтобы сообщить о своем скором отъезде в Америку. Он оставляет ей 3 тысячи, подчеркнув, что они пригодятся ей с Родионом-каторжником. Заехал он и к своей несостоявшейся невесте, оставил денег и ей. Потом устроился в гостиницу. Тут припомнилась ему глухонемая девочка лет четырнадцати, которая удавилась после того, как он надругался над ней. После кошмарных снов он вышел в ночь и застрелился.

Глава 7

Раскольников сознается в своем преступлении сестре и матери. Говорит, что не достоин их любви. Но именно их любовь к нему, и его – к ним, ведет его к ненавистной каторге. Он признается ради них.

Глава 8

Соня напутствует его перед явкой с повинной, надевает на шею крест. Он целует землю с признанием, что «согрешил», а после идет в участок. Едва не повернув назад, он все же открывает дверь. Там он объявляет себя убийцей и узнает об участи Свидригайлова.

Эпилог

Глава 1

Родиона приговорили к восьми годам каторги. Его мать, не выдержав потрясений, несколько помешалась и уверяла, что сын ее просто уехал. Дочка увезла ее из Петербурга. Вскоре Дуня вышла за Дмитрия Разумихина. Они решили спустя несколько лет переехать жить в Сибирь.

Соня следует за Родионом на каторгу. Она описывает Дуне его жизнь там. Мать Раскольникова к тому времени уже скончалась.

Глава 2

Родион первое время был озлоблен. Каторжники избегали его как безбожника, а самоотверженную Соню любили: она снабжала их деньгами и вещами от родных.
Перелом в душе Раскольникова случился после тяжелой болезни. В один из дней он бросился к ногам Сони и начал обнимать колени девушки. Соня поняла, что он любит ее. «Их воскресила любовь, сердце одного заключало бесконечные источники жизни для сердца другого».

Читательский дневник по роману «Преступление и наказание» Достоевского

Сюжет

Бывший студент Родион Раскольников на деле опробует свою теорию о людях необыкновенных, которым можно преступить любой закон. Он топором убивает злую старуху-процентщицу Алену Ивановну и ее не вовремя вернувшуюся домой смирную сестру Лизавету. Ценностями убитой он так и не воспользовался. В эту пору вокруг него, обычно одинокого, множество народу: приезжают мать с сестрой Дуней ради брака с дельцом Лужиным, приятель Разумихин (впоследствии – муж Дуни), принимает он участие и в семье Мармеладовых. Особенно сближается с Соней, девушкой с чистым сердцем, вынужденной продавать себя ради пропитания семьи.

Появляется в его жизни и Свидригайлов, человек с отягощенной совестью, чьей целью было добиться чувств Дуни. Из этого ничего не выйдет, и он застрелится. Свою борьбу ведет с Раскольниковым следователь Порфирий Петрович, у которого нет улик. В конце концов, он рекомендует Раскольникову явку с повинной. Впрочем, главное влияние оказала на убийцу все та же кроткая Соня. Она же отправилась за ним на каторгу. Там он и пришел в себя, изменился, оттаяв от жертвенной любви девушки.

Отзыв

Тема утраты нравственных ориентиров, сожженной совести. Очищение души через страдание и сострадание. Любовь как спасение от бед, средство искоренения зла в собственном сердце. Тема преступления против закона Божьего и человеческого, покаяния и прощения. Галерея пороков человеческих – от гордыни, пьянства до похоти. Образ Петербурга, тема нищеты.

«Преступление и наказание» краткое содержание

60-е годы XIX в. Бедный район Петербурга, примыкающий к Сенной площади и Екатерининскому каналу. Летний вечер. Бывший студент Родион Романович Раскольников покидает свою каморку на чердаке и относит в заклад старухе процентщице Алене Ивановне, которую готовится убить, последнюю ценную вещь. На обратном пути он заходит в одну из дешёвых распивочных, где случайно знакомится со спившимся, потерявшим место чиновником Мармеладовым. Тот рассказывает, как чахотка, нищета и пьянство мужа толкнули его жену, Катерину Ивановну, на жестокий поступок — послать его дочь от первого брака Соню для заработка на панель.

На следующее утро Раскольников получает из провинции письмо от матери с описанием бед, перенесённых его младшей сестрой Дуней в доме развратного помещика Свидригайлова. Он узнает о скором приезде матери и сестры в Петербург в связи с намечающимся замужеством Дуни. Жених — расчётливый делец Лужин, желающий строить брак не на любви, а на бедности и зависимости невесты. Мать надеется, что Лужин материально поможет её сыну кончить курс в университете. Размышляя о жертвах, которые приносят ради близких Соня и Дуня, Раскольников укрепляется в намерении убить процентщицу — никчёмную злую «вошь». Ведь благодаря её деньгам от незаслуженных страданий будут избавлены «сотни, тысячи» девушек и юношей. Однако отвращение к кровавому насилию вновь поднимается в душе героя после увиденного им сна-воспоминания о детстве: сердце мальчика разрывается от жалости к забиваемой до смерти клячонке.

И все же Раскольников убивает топором не только «гадкую старушонку», но и её добрую, кроткую сестру Лизавету, неожиданно вернувшуюся в квартиру. Чудом уйдя незамеченным, он прячет похищенное в случайном месте, даже не оценив его стоимости.

Вскоре Раскольников с ужасом обнаруживает между собой и другими людьми отчуждение. Заболевший от пережитого, он, однако, не в состоянии отвергнуть тяготящие его заботы товарища по университету Разумихина. Из беседы последнего с врачом Раскольников узнает, что по подозрению в убийстве старухи арестован маляр Миколка, простой деревенский парень. Болезненно реагируя на разговоры о преступлении, сам он также вызывает подозрение у окружающих.

Пришедший с визитом Лужин шокирован убожеством каморки героя; их разговор перерастает в ссору и заканчивается разрывом. Особенно задевает Раскольникова близость практических выводов из «разумного эгоизма» Лужина (который кажется ему пошлостью) и собственной «теории»: «людей можно резать…»

Бродя по Петербургу, больной юноша страдает от своей отчуждённости с миром и уже готов сознаться в преступлении перед властями, как видит раздавленного каретой человека. Это Мармеладов. Из сострадания Раскольников тратит на умирающего последние деньги: того переносят в дом, зовут доктора. Родион знакомится с Катериной Ивановной и Соней, прощающейся с отцом в неуместно ярком наряде проститутки. Благодаря доброму делу герой ненадолго ощутил общность с людьми. Однако, встретив у себя на квартире приехавших мать и сестру, вдруг осознает себя «мёртвым» для их любви и грубо прогоняет их. Он снова одинок, но у него появляется надежда сблизиться с «переступившей», как и он, абсолютную заповедь Соней.

Заботы о родных Раскольникова берет на себя Разумихин, едва ли не с первого взгляда влюбившийся в красавицу Дуню. Тем временем оскорблённый Лужин ставит невесту перед выбором: либо он, либо брат.

Чтобы узнать о судьбе заложенных у убитой вещей, а на самом деле — рассеять подозрения некоторых знакомых, Родион сам напрашивается на встречу с Порфирием Петровичем, следователем по делу об убийстве старухи процентщицы. Последний вспоминает о недавно опубликованной в газете статье Раскольникова «О преступлении», предлагая автору разъяснить свою «теорию» о «двух разрядах людей». Получается, что «обыкновенное» («низшее») большинство всего лишь материал для воспроизводства себе подобных, именно оно нуждается в строгом моральном законе и обязано быть послушным. Это «твари дрожащие». «Собственно люди» («высшие») имеют другую природу, обладая даром «нового слова», они разрушают настоящее во имя лучшего, даже если понадобится «переступить» через ранее установленные для «низшего» большинства нравственные нормы, например, пролить чужую кровь. Эти «преступники» затем становятся «новыми законодателями». Таким образом, не признавая библейских заповедей («не убий», «не укради» и др.), Раскольников «разрешает» «право имеющим» — «кровь по совести». Умный и проницательный Порфирий разгадывает в герое идеологического убийцу, претендующего на роль нового Наполеона. Однако у следователя нет улик против Родиона — и он отпускает юношу в надежде, что добрая натура победит в нем заблуждения ума и сама приведёт его к признанию в содеянном.

Действительно, герой все больше убеждается, что ошибся в себе: «настоящий властелин громит Тулон, делает резню в Париже, забывает армию в Египте, тратит полмиллиона людей в московском походе», а он, Раскольников, мучается из-за «пошлости» и «подлости» единичного убийства. Ясно, он «тварь дрожащая»: даже убив, «не переступил» через нравственный закон. Сами мотивы преступления двоятся в сознании героя: это и проверка себя на «высший разряд», и акт «справедливости», согласно революционно-социалистическим учениям передающий достояние «хищников» их жертвам.

Приехавший вслед за Дуней в Петербург Свидригайлов, по-видимому, виновный в недавней смерти своей жены, знакомится с Раскольниковым и замечает, что они «одного поля ягоды», хотя последний и не вполне победил в себе «Шиллера». При всем отвращении к обидчику сестры Родиона привлекает его кажущаяся способность наслаждаться жизнью, несмотря на совершенные преступления.

Во время обеда в дешёвых номерах, куда Лужин из экономии поселил Дуню с матерью, происходит решительное объяснение. Лужин уличается в клевете на Раскольникова и Соню, которой тот якобы отдал за низменные услуги деньги, самоотверженно собранные нищей матерью на его учёбу. Родные убеждаются в чистоте и благородстве юноши и сочувствуют Сониной судьбе. Изгнанный с позором Лужин ищет способ опорочить Раскольникова в глазах сестры и матери.

Последний тем временем, вновь ощутив мучительное отчуждение от близких, приходит к Соне. У неё, «переступившей» заповедь «не прелюбодействуй», ищет он спасение от невыносимого одиночества. Но сама Соня не одинока. Она принесла себя в жертву ради других (голодных братьев и сестёр), а не других ради себя, как её собеседник. Любовь и сострадание к близким, вера в милосердие Бога никогда не покидали её. Она читает Родиону евангельские строки о воскрешении Христом Лазаря, надеясь на чудо и в своей жизни. Герою не удаётся увлечь девушку «наполеоновским» замыслом о власти над «всем муравейником».

Мучимый одновременно страхом и желанием разоблачения, Раскольников вновь приходит к Порфирию, будто бы беспокоясь о своём закладе. Вроде бы отвлечённый разговор о психологии преступников в конце концов доводит юношу до нервного срыва, и он почти выдаёт себя следователю. Спасает его неожиданное для всех признание в убийстве процентщицы маляра Миколки.

В проходной комнатке Мармеладовых устроены поминки по мужу и отцу, во время которых Катерина Ивановна в припадке болезненного самолюбия оскорбляет хозяйку квартиры. Та велит ей с детьми немедленно съехать. Вдруг входит Лужин, проживающий в том же доме, и обвиняет Соню в краже сторублёвой ассигнации. «Вина» девушки доказана: деньги обнаруживаются в кармане её фартука. Теперь в глазах окружающих она ещё и воровка. Но неожиданно находится свидетель того, что Лужин сам незаметно подсунул Соне бумажку. Клеветник посрамлён, а Раскольников объясняет присутствующим причины его поступка: унизив в глазах Дуни брата и Соню, он рассчитывал вернуть расположение невесты.

Родион и Соня уходят к ней на квартиру, где герой признается девушке в убийстве старухи и Лизаветы. Та жалеет его за нравственные муки, на которые он себя обрёк, и предлагает искупить вину добровольным признанием и каторгой. Раскольников же сокрушается только о том, что оказался «тварью дрожащей», с совестью и потребностью в человеческой любви. «Я ещё поборюсь», — не соглашается он с Соней.

Между тем Катерина Ивановна с детьми оказывается на улице. У неё начинается горловое кровотечение, и она умирает, отказавшись от услуг священника. Присутствующий здесь Свидригайлов берётся оплатить похороны и обеспечить детей и Соню.

У себя дома Раскольников находит Порфирия, который убеждает юношу явиться с повинной: «теория», отрицающая абсолютность нравственного закона, отторгает от единственного источника жизни — Бога, творца единого по природе человечества, — и тем самым обрекает своего пленника на смерть. «Вам теперь воздуху надо, воздуху, воздуху!» Порфирий не верит в виновность Миколки, «принявшего страдание» по исконной народной потребности: искупить грех несоответствия идеалу — Христу.

Но Раскольников ещё надеется «переступить» и нравственность. Перед ним — пример Свидригайлова. Их встреча в трактире открывает герою печальную истину: жизнь этого «ничтожнейшего злодея» пуста и тягостна для него самого.

Взаимность Дуни — единственная надежда для Свидригайлова вернуться к источнику бытия. Убедившись в её бесповоротной нелюбви к себе во время бурного разговора на его квартире, он через несколько часов застреливается.

Тем временем Раскольников, гонимый отсутствием «воздуха», прощается с родными и Соней перед признанием. Он все ещё убеждён в верности «теории» и полон презрения к себе. Однако, по настоянию Сони, на глазах народа покаянно целует землю, перед которой «согрешил». В полицейской конторе он узнает о самоубийстве Свидригайлова и делает официальное признание.

Раскольников оказывается в Сибири, в каторжном остроге. Мать умерла от горя, Дуня вышла замуж за Разумихина. Соня поселилась возле Раскольникова и навещает героя, терпеливо снося его мрачность и равнодушие. Кошмар отчуждённости продолжается и здесь: каторжане из простонародья ненавидят его как «безбожника». Напротив, к Соне относятся с нежностью и любовью. Попав в тюремный госпиталь, Родион видит сон, напоминающий картины из Апокалипсиса: таинственные «трихины», вселяясь в людей, порождают в каждом фанатичную убеждённость в собственной правоте и нетерпимость к «истинам» других. «Люди убивали друг друга в бессмысленной злобе», пока не истребился весь род человеческий, кроме нескольких «чистых и избранных». Ему открывается наконец, что гордость ума ведёт к розни и гибели, а смирение сердца — к единству в любви и к полноте жизни. В нем пробуждается «бесконечная любовь» к Соне. На пороге «воскресения в новую жизнь» Раскольников берет в руки Евангелие.

Краткое содержание романа «Преступление и наказание» по частям (Ф. М. Достоевский)

Автор: Guru · 11.07.2018

Даже если летом вы успели ознакомиться с произведением Достоевского, всего запомнить, конечно же, нельзя: какие-то мелочи забываются, имена второстепенных персонажей стираются из памяти, но на уроках литературы всегда нужно быть готовым к самым каверзным вопросам. В учебное время совсем не хватает времени на то, чтобы перелистать «Преступление и наказание», поэтому мы предлагаем вам краткий пересказ по главам. А если вы по-прежнему думаете, что вся суть этой истории – убийство старухи, то предлагаем уделить пару минут на чтение анализа этой книги.

I часть

Главный герой Родион Раскольников – бывший студент, проживающий в каморке, расположенной в Петербурге (вот его подробная характеристика). Только в романе это совсем не величественный город: описаны духота, вонь, толкотня, пьяные люди и давящая бедность (вот описание столицы). В первой главе читателям сразу дается портрет старухи-процентщицы Алены Ивановны, состоящий из отталкивающих черт: дряхлая и жадная женщина погрязла в алчности. Раскольников идет к старухе, чтобы осмотреться и проверить свои ощущения, закладывает ей дорогие вещи.

Семья Мармеладовых так же не заставляет себя долго ждать, и бывший чиновник, алкоголик Семен Мармеладов, знакомится с Раскольниковым в распивочной (тут анализ эпизода). Там он рассказывает Родиону о своей семье, живущей в нищете и о дочери Соне, которая живет «по желтому билету», чтобы прокормить семью отца. Так же главный герой получает письмо от матери, в котором рассказывается о сестре Раскольникова Дуне, помещике Свидригайлове и предпринимателе Лужине. Дуню оскорбил своими домогательствами хозяин дома, где она служила гувернанткой. Теперь ей больше нельзя работать. И она предпринимает отчаянный шаг – помолвку с состоятельным, но нелюбимым мужчиной – Лужиным (вот их характеристика и значение в романе).

Сразу же в первой части Раскольников решает, что преступлению быть. У него благородная цель, но его мучают сомнения в правильности этого поступка. Однако он видит знаки, которые подталкивают его на убийство: случайно услышанный разговор студента и офицера в трактире о справедливости возможного убийства старухи, о том, что Лизаветы (сестры Алены Ивановны) не будет дома завтра вечером (здесь подробно описаны причины этого решения). Первая часть завершается преступлением, совершенным Раскольниковым: автор описывает преднамеренное убийство и ограбление старухи-процентщицы и случайное убийство ее беременной сестры Лизаветы. Родион очень боится, у него даже не получается с первого раза сделать решающий удар. Его с распростертым телом застает сестра жертвы, которую он тоже не оставляет в живых. Тогда, будто в лихорадке, он покидает дом, взяв случайно попавшие на глаза ценности, даже толком не обыскав квартиру. На пути он еле скрывается от случайных прохожих в подъезде, чтобы не быть узнанным.

II часть

Все последующие части романа можно назвать наказанием главного героя, сразу после преступления он испытывает ужас, смятение и страх. Раскольникова вызывают в полицейскую контору, что, несомненно, пугает его: однако причина вызова – жалоба хозяйки квартиры за неуплату. Неопытный преступник начинает выдавать себя, когда падает в обморок во время случайно услышанного разговора об убийстве старухи-процентщицы.

Все украденное Раскольников прячет под камень в незнакомом дворе, и даже это дает понять читателю, насколько бесполезно было преступление героя. Родиону, ослабевшему и заболевшему от напряжения, помогает приятель по университету Разумихин, обеспечивая его едой и одеждой (здесь их сравнительная характеристика). В этой же части состоится неудачное знакомство Раскольникова с Лужиным. Оба мужчины сразу прониклись друг к другу взаимной антипатией. Брат мучается, он не в силах принять от сестры такую жертву, ведь она продает себя, лишь бы он смог продолжить обучение.

Завершается вторая часть страшной трагедией: Мармеладов попадает под лошадь и умирает, появляется Соня. Раскольников дает деньги, которые ему прислала мать, на похороны семье Мармеладовых (здесь описание их трагедии). Герой признавался себе в том, что в тот момент он жил, а не просто существовал. В грязной комнатушке он увидел несчастных малышей и их мать, Катерину Ивановну, больную чахоткой. Всех их содержит бледная и худенькая девушка Соня (вот ее характеристика), единственная родная дочь погибшего, которая продает себя ради выживания мачехи и ее потомства.

III часть

К Раскольникову приезжают мать и сестра. Невооруженным глазом видна любовь Разумихина к Дуне. Раскольников в возмущении от письма Лужина, где жених пишет его родне, что Родион выдал деньги «девице отъявленного поведения». Пытаясь доказать, что Лужин исказил ситуацию, Раскольников сажает Соню, которая пришла пригласить героя на поминки, рядом с матерью и сестрой.

В третьей части, наконец, состоится знакомство Раскольникова с талантливым следователем Порфирием Петровичем, у которого нет улик на главного героя, но есть исключительная интуиция. Мы слышим разговор о теории Раскольникова, которая изложена в статье «О преступлении», написанной молодым человеком за полгода до убийства Алены Ивановны (тут описание теории). Раскольников излагает суть своей теории об обыкновенных, склонных к послушанию и смирению, и необыкновенных людях, которым разрешается преступить закон, если это требуется для важной идеи. Объяснив свое предположение о «тварях дрожащих и право имеющих», нервный и лихорадочный Родион только еще больше вызывает подозрение у Порфирия Петровича.

IV часть

В четвертой части романа Достоевского читатель знакомится с Свидригайловым, тем самым хозяином дома, где Дуня была опорочена грязными домогательствами барина. Этот развратник заходит к Раскольникову и, замечая в нем родственную душу, признается в том, что ему являются привидения его жертв. Он давно живет лишь сладострастием и погубил уже немало женских судеб.

Дуня с Лужиным ссорятся и расторгают помолвку, а Раскольников заглядывает к Соне. Герой говорит ей о том, что ее грех в том, что она «понапрасну умертвила и предала себя». Мармеладова читает Родиону библейскую легенду о воскрешении Лазаря, пытаясь донести до него смысл своего самоотречения и надежду на благоприятный исход.

Раскольников вновь в полицейском участке, у Порфирия Петровича. Психологически не выдерживая давления, он кричит:

Арестуйте меня, обыскивайте меня, но извольте действовать по форме, а не играть со мной!

Однако неожиданное признание маляра Николая в убийстве процентщицы ставит Раскольникова в ступор. Следователь понимает, кто виновен, но ничего не может сделать без откровенного признания преступника.

V часть

Лужин беседует с Соней, и на поминках по Мармеладову подсовывает ей деньги, чтобы потом поссорить Раскольникова с сестрой и матерью. Он пытается обвинить девушку в краже денег, однако ее защищают Лебезятников и Раскольников. Клеветника с позором прогоняют.

Раскольников у Сони признается ей в убийстве. Родион старается доказать ей, что пытался убить «бесполезную, гадкую, зловредную» вошь, Соня советует «страдание принять и искупить себя им». Позже выясняется, что их разговор был подслушан Свидригайловым, живущим по соседству.

Катерина Ивановна умирает в комнате Сони от горлового кровотечения, и Свидригайлов оплачивает ее похороны и жизнь ее детей. Он боится возмездия судьбы за свои грехи, осознание собственной порочности сводит его с ума.

VI часть

В заключительной части романа Порфирий Петрович заглядывает к Раскольникову, в конце их разговора следователь убеждается, что убил процентщицу именно Раскольников и предлагает ему «учинить явку с повинною». Дуня находится у Свидригайлова: он сообщает ей о преступлении ее брата. Также он пробует добиться ее расположения, но женщина покидает его. После ее ухода Свидригайлова мучают ночные кошмары, и он совершает самоубийство.

Матери Раскольникова нездоровится, они прощаются с сыном.

Она уже давно понимала, что с сыном что-то ужасное происходит, а теперь приспела какая-то страшная для него минута.

После разговора поначалу с Дуней, затем с Соней Раскольников покаялся среди площади, целуя грязную землю «с наслаждением и счастьем», после чего Родион является с повинной в полицию.

Эпилог

Именно в эпилоге нам раскрывается конец истории, дается надежда на будущее Раскольникова и Сони и свершается долгожданное воскрешение героя (тут оно описано подробно).

В заключительной главе романа Раскольников в Сибири, на каторге. Соня Мармеладова рядом с главным героем, который в эпилоге осознает свою к ней любовь. Раньше его бесило ее присутствие, ее самоотречение. Ему казалось, что своим поведением она как бы упрекает его и в чем-то обязывает. У этой доброй и искренней девушки завязались хорошие отношения с заключенными. Но в течение времени он понял, как прекрасна и добра эта девушка, как благотворно ее влияние.

Читателям рассказывается о суде над Родионом. Сны Раскольникова играют немаловажную роль в произведении, а заключительный для нас сон героя показывает моровую язву, из-за которой каждый думал, что в нем заключается истина (здесь подробное описание снов). Благодаря этому жуткому сну, где все погибало, Раскольников, наконец, осознает антигуманный смысл собственной теории и раскаивается в совершенном преступлении.

Ссылка на основную публикацию