«Повесть о Петре и Февронии Муромских» Ермолая-Еразма – краткое содержание

Повесть о Петре и Февронии . Муромских

В городе Муроме правил князь Павел. К его жене дьявол прислал летающего змия на блуд. Ей он являлся в своем виде, а другим людям казался князем Павлом. Княгиня во всем призналась своему мужу, но тот не знал, что делать. Он велел жене выспросить у змия, от чего тому смерть может прийти. Змий рассказал княгине, что смерть его будет «от Петрова плеча, от Агрикова меча».

У князя был брат по имени Петр. Он начал думать, как убить змия, но не знал, где взять Агриков меч. Один раз в церкви Воздвиженского монастыря ребенок показал ему Агриков меч, который лежал в щели между камней алтарной стены. Князь взял меч.

Однажды Петр пришел к брату. Тот был дома, в своей комнате. Потом Петр пошел к снохе и увидел, что брат уже сидит у нее. Павел объяснил, что змий умеет принимать его облик. Тогда Петр велел брату никуда не уходить, взял Агриков меч, пришел к снохе и убил змия. Змий явился в своем естестве и, умирая, обрызгал Петра кровью.

Тело Петра покрылось язвами, он тяжело заболел, и никто не мог его вылечить. Больного привезли в Рязанскую землю и стали там искать врачей. Его слуга пришел в Ласково. Зайдя в один дом, он увидел девицу, ткущую полотно. Это была Феврония, дочь древолаза, добывающего мед. Юноша, видя мудрость девицы, поведал ей о беде, постигшей его господина.

Феврония ответила, что знает врача, который сможет вылечить князя, и предложила привезти Петра к ней в дом. Когда это было исполнено, Феврония вызвалась сама взяться за лечение, если Петр возьмет ее в жены. Князь не принял всерьез ее слов, ибо не считал возможным жениться на дочери древолаза, но пообещал сделать это в случае исцеления.

Она дала ему сосуд своей хлебной закваски и велела идти в баню, помазать там закваскою все язвы, кроме одной. Петр, желая испытать ее мудрость, послал ей пучок льна и приказал соткать из него рубашку, порты и полотенце за то время, пока он будет в бане. В ответ Феврония послала ему обрубок полена, чтобы князь сделал из него за это время ткацкий станок. Петр сказал ей, что это невозможно. А Феврония ответила, что так же невозможно выполнить и его повеление. Петр подивился ее мудрости.

Наутро он проснулся здоровым — на теле была лишь одна язва, — но не выполнил обещания жениться на Февронии, а послал ей подарки. Она их не приняла. Князь уехал в город Муром, но язвы его умножились и он вынужден был со стыдом вернуться к Февронии. Девушка исцелила князя, и он взял ее в жены.

Павел умер, и Петр стал править Муромом. Бояре не любили княгиню Февронию из-за ее происхождения и наговаривали на нее Петру. Один человек рассказал, например, что Феврония, вставая из-за стола, собирает в руку крошки, как голодная. Князь велел жене пообедать вместе с ним. После обеда княгиня собрала со стола крошки. Петр разжал ее руку и увидел в ней благовония.

Потом бояре прямо сказали князю, что не желают видеть Февронию княгиней: пусть возьмет себе какое хочет богатство и уходит из Мурома. То же самое они повторили на пиру самой Февронии. Она согласилась, но захотела взять с собой только супруга. Князь следовал Божиим заповедям и потому не расстался с женой, хоть и пришлось при этом отказаться от княжества. А бояре были довольны таким решением, ибо каждый из них сам хотел быть правителем.

Петр и Феврония уплыли из города по Оке. На том судне, где была Феврония, находился еще один человек с женой. Он-взглянул на Февронию с неким помыслом. А она велела ему зачерпнуть воды по правую и по левую сторону лодки и отпить. И потом спросила, какая вода вкуснее. Услышав, что одинаковая, Феврония пояснила: одинаково и естество женское, поэтому нечего помышлять о чужой жене.

На берегу приготовили еду, и повар подрубил маленькие деревца, чтобы повесить на них котлы. А Феврония благословила эти деревца, и наутро они сделались большими деревьями. Петр и Феврония собирались ехать дальше. Но тут пришли вельможи из Мурома и стали просить князя и княгиню вернуться, чтобы править городом.

Петр и Феврония, возвратившись, правили кротко и справедливо.

Супруги умоляли Бога о том, чтобы умереть одновременно. Они хотели быть похороненными вместе и велели высечь в одном камне два гроба, которые имели между собою лишь перегородку. Одновременно князь и княгиня приняли монашество. Петр получил во иночестве имя Давид, а Феврония стала Ефросинией.

Ефросиния вышивала воздух для храма. А Давид прислал к ней письмо: он ждал ее, чтобы вместе умереть. Монахиня просила его подождать, пока она закончит вышивать воздух. Во втором письме Давид писал, что может ждать недолго, а в третьем — что ждать больше не может. Тогда Ефросиния, закончив вышивать лицо последнего святого, одежды же не закончив, послала сказать Давиду, что готова к смерти. И, помолясь, они оба умерли 25 июня.

Тела их положили в разных местах: Давида — у соборной церкви Богородицы, а Ефросинию — в Воздвиженском женском монастыре. А общий их гроб, который они сами повелели себе вытесать, поставили в церкви Богородицы.

Наутро их отдельные гробы были пусты, а тела святых покоились «в едином гробе». Люди перехоронили их по-прежнему. А наутро снова нашли их в общем гробу. Тогда люди не посмели больше касаться тел святых и, исполнив их волю, похоронили вместе, в соборной церкви Рождества Богородицы. Те, кто с верою приходят к их мощам, получают исцеление.

Что скажете о пересказе?

Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.

Краткое содержание Повесть о Петре и Февронии Муромских

Повесть о Петре и Февронии Муромских начинается с того, что автор рассказывает, о каком городе пойдет речь. Повествование начиналось в городе Муроме. Княжил там Павел. У него была жена. К жене князя повадился приходить змей искуситель. Только он приходил не в своем обличии, а в обличии князя Павла. Жена князя не молчала и все рассказала Павлу. Тогда князь стал думать, как можно убить змея. Своей жене он наказал, чтобы она во время утех со змеем спросила его, отчего ему суждено умереть. Жена князя так и поступила.

Оказалось, что умереть змею-искусителю суждено от руки Петра и от Агрикова меча. Тогда всю историю, которая творилась с княжевой женой, Павел рассказал брату, которого звали Петр. В свою очередь Петр понял, что ему нужно найти меч. И тогда он отправился на его поиски. Найдя меч, он все-таки убил змея-искусителя. Во время того, как он разрубал змея, на Петра полилась его кровь, и он покрылся весь язвами.

Тогда Петр стал искать врачей, которые смогли бы его вылечить. Но в Муроме таких не оказалось. Тогда он поехал в село Ласково. Там слуга набрел на дом, где сидела девушка, которую звали Феврония. После разговора девушки и слуги, последний все передал Петру. Феврония пообещала вылечить Петра, если он возьмет ее в жены. Но он не хотел брать в жены дочку древолаза. Однако, Петр был поражен мудростью Февронии. Сделав все, что она сказала, он и правда вылечился от недуга, но из-за того, что не стал брать дочь древолаза в жены, язвы на его теле появились вновь.

Во второй раз поехал к Февронии Петр, чтобы она вылечила его. Тогда он действительно взял ее в жены. После смерти брата, Петр стал править княжеством вместе с Февронией. И как ни просили люди, Петр никогда не отказался от своей жены.

В конце повести автор рассказывает о том, что Петр и Феврония умерли в один день. Похоронили их в гробах, высеченных из камня, которые были соединены тонкой полоской.

Подробный пересказ

В произведении описана романтическая история любви супругов, впоследствии ставшие для народа святыми.

Благоверный Петр был вторым сыном Муромского Юрия Владимировича. Перед своим вступлением на правительство он тяжело заболел. У него по телу пошли язвы, и он сильно недомогал. Хворь на него наслала нечистая сила в образе змея, который являлся к супруге его брата и совершал с ней греховные действия. Когда же она объяснилась с Павлом, то тот попросил ее узнать, как он погибнет. И змий сказал, что его гибель будет от меча, который будет держать Петр.

Старший брат, видя страдания Павла, нашел Агриков меч и уничтожил злодея, однако тот отомстил ему, наведя на него колдовство, обрызгав своей кровью. И вот, Петр, обессиленный от своих болячек, готов был умереть, однако его родные и слуги не сдавались, и искали лекарей. Один раз, когда он спал, ему пришло явление, в котором говорилось, что недалеко от Рязани живет благочестивая дева, которая сможет его исцелить. Тогда он отправил туда своих слуг, чтобы они нашли эту крестьянку. Приближенный князя долго бродил в рязанских землях и. наконец, он прибыл в Ласково, где и обнаружил дом пчеловода. Зайдя туда, он увидел девушку, которая ткала. Из разговора с ней молодой человек понял, что она очень умна и обладает волшебной силой. Он рассказа о беде, которая произошла с его господином, и Феврония посоветовала его привезти к себе, чтобы послушать, чистосердечные слова государя. Услышав такие новости, Петр сразу же отправился в дорогу. Прибыв на место, он отправил в жилище прислугу, и пообещал сочетаться с ней законным браком, если она вылечит его. Девушка дала снадобье, которым он должен был намазаться, однако одно место необходимо оставить чистым.

Князь так и сделал, но, чтобы проверить, насколько чисты ее помыслы, он поручает ей выполнить интересное задание. Но, девушка, благодаря своему уму также приказывает сделать одно невозможное дело. Видя, насколько она мудра, и удивляясь своему скорому выздоровлению, князь отправляет ей подарки, но слово свое не держит.

Вернулся Петр в свой город счастливый, что излечился так быстро. Но, не исполнив своего обещания, он вновь начинает хворать. Со стыдом вернулся он к Февронии, моля ее избавить его от болезни. Она согласилась при условии, что он женится на ней. На этот раз он взял ее в супруги. Вот так и стала девушка княгиней.

Вскоре Павел умер, и престол занял Петр. Но не нравилось боярам то, что простая крестьянка стала правительницей. Стали они на нее наговаривать князю разные гадости. Проверил один раз супруг Февронию на достоверность слов своих подданных и убедился, что она безупречна. Но придворные не смирились с тем, что простолюдинка повелевала ими. И тогда они пришли к князю и сказали, что не хотят ее видеть при дворце. Не мог гневаться Петр, и не стал он об этом говорить все это жене, а посоветовал им самим об этом объявить. Вот наступил тот день, когда его приближенные заявили Февронии за столом о том, что она им не по душе. Девушка не стала гневаться и удалилась, но не одна. Не захотел править без нее супруг, поплыл он на судне, которое приготовили его слуги по реке. Остановившись на ночлег, Феврония заметила встревоженный взгляд князя и, расспросив его обо всем, успокоила тем, что господь не оставит их.

Когда им готовили еду, то порубили ветки у маленьких кустарников для того, чтобы разжечь костер. Феврония же произнесла чудодейственные слова, где она желала, чтобы вместо порубленных мест выросли огромные деревья. Так и произошло на следующий день.

Утром супруги начали собираться в путь, но вдруг видят они корабли, на которых прибыли его подданные. Упали они ему в ноги и стали умолять, чтобы он вернулся правителем в город Муром. После того, как он отбыл, в городе начались распри. Каждый хотел занять место князя. Пошел голод, и разбой. Не было единства в войсках, и враг начал одолевать государство набегами. Не смогли Петр и Феврония им отказать, вернулись они домой, и стали править по совести и чести. Никого без закона не оскорбляли, бедных одаривали, а приезжим всегда были рады. Когда же пришло время умирать, то они пожелали, чтобы похоронили их вместе. Перед кончиной супруги приняли постриг и стали монахами. Петра назвали Давидом, а Феврония получила имя Ефросиния. Смерть пришла к ним тогда, когда инокиня выполняла вышивку воздуха для храма. Ее супруг прислал ей известие, где писал, что умирает, но она попросила его не делать этого, пока не закончит вышивать. Не успела закончить Ефросиния свою работу, не мог больше ждать Давид. Так и покинули они этот мир вместе в один и тот же час и день.

Положили их в разные гробы, а общую усыпальницу поставили у храма Пресвятой Богородицы. Каково же было для всех чудом, когда люди обнаружили их на утро в одном гробу. И как бы их не разлучали, их тела оказывались вместе. Не стали больше их беспокоить, и похоронили в усыпальнице, как они пожелали при жизни. С тех пор Петр и Феврония стали примером христианского супружества.

Повесть учит любви и верности в браке, а также теплым и доверительным отношениям.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Повесть о Петре и Февронии Муромских. Картинка к рассказу

Сейчас читают

У Ваньки Тепляшина, молодого шофера, обнаружили язву двенадцатиперстной кишки и положили сначала в сельскую, а потом в городскую больницу. Но лежать спокойно он не мог – был парень неугомонный, режим нарушал, выходя покурить

В повести «Чучело», написанной Владимиром Железниковым, рассказывается о советской школьнице Лене. Девочка приехала в гости к деду Николаю Николаевичу, который считался чудаком в городе

С приходом весны лес пробуждается. А газета леса содержит все новости. Крутится по кругу двенадцать месяцев и как подходит, какая ось, тот месяц и наступает.

В рассказе Пришвина речь идёт о настоящей подмене… И виной всему хозяева той самой несчастной курицы. Рассказчик поясняет, что соседи вдруг подарили им четыре гусиных яйца

Встретились как-то три подруги, живущие по соседству, у колодца и зашел у них разговор об их сыновьях. У каждой из них было по одному сыну, и им было что обсудить. Не очень далеко сидел пожилой мужчина и стал невольным слушателем их разговора.

Повесть о Петре и Февронии Муромских:
Краткое содержание

Ермолай-Еразм начинает повесть с хвалы Богу и его святым.

На Руси есть город Муром, где когда-то правил князь Павел. Завистник дьявол подослал к его жене крылатого змея. Змей совратил княгиню на блуд. Людям он виделся в облике самого князя, правду знала только княгиня. И она не утаила ее от мужа. Он велел жене выспросить у змея – «от чего ему смерть должна приключиться?»

Змей выдает свою тайну. Смерть его ждет «от Петрова плеча, от Агрикова меча». А у князя как раз есть брат с этим именем. Петр согласился покарать злодея, но не ведал, где взять такой меч. Однажды набожный Петр молился в Воздвиженском храме за городом. Там явился ему некий отрок и указал место хранения Агрикова меча: в щели алтарной стены. Петр меч взял и ждал удобного случая. Свидевшись однажды с братом, Петр заглянул в покои к княгине-снохе. И там вновь видит как бы брата своего. Он возвращается к Павлу и просит его пока никуда не выходить. Петр зарубил мечом мнимого «брата». Издыхающий змей принял свой настоящий облик. Забрызганный кровью змея, князь Петр тяжко захворал. Весь покрылся язвами и струпьями. Ни один врач не смог его исцелить.

В ту пору врачами славилась Рязанская земля. Князь Петр отправился туда. Один из его слуг забрел в село Ласково, где и увидел девушку, которая ткала холст. А рядом с ней скакал заяц. Он стал расспрашивать, где глава этого дома – она отвечала загадками. Но потом Феврония, дочь древолаза, добытчика дикого меда, объяснила ему свои слова. Он поразился ее мудрости. И рассказал ей, за каким делом пришел. Девушка велела привести князя к себе и поставила одно условие: она возьмется за лечение, если князь на ней женится. Князь решил обмануть простую девушку, сделал вид, что согласен. Феврония передала ему плошку с квасом (закваской). Попарившись в бане, этой мазью Петр должен был смазать все струпья, кроме одного. Петр решил проверить, так ли девушка мудра. И послал ей пучок льна. Пока он в бане – она пусть соткет рубаху, порты и полотенце. Феврония отправила в ответ обрубок полена: пусть князь изготовит из него ткацкий станок. Князь возмутился, что дело это невозможное. Феврония сказала, что его просьба о рубахе столь же невыполнима.

Уже в бане Петру стало легче, а утром тело его полностью очистилось, кроме одного струпа. Он послал девушке подарки, а сам уехал домой. И от одного струпа вновь пошли по его телу язвы. Он вернулся в Ласково и твердо обещал взять Февронию в жены. После смерти князя Павла стали они княжить в Муроме. Только бояре невзлюбили простолюдинку. Пытались они настроить против нее князя, мол, после еды сгребает со стола крошки, будто голодна. И один раз князь не замедлил разжать ей руку, а в ней – душистый ладан. Сослались бояре на своих жен: не хотят они такой княгини над собой. А однажды на пиру и вовсе стали гнать Февронию из Мурома. Пусть берет с собой, что хочет, и уходит. Княгиня попросила мужа. Бояре даже обрадовались: теперь кто-то из них начнет править городом.

Княжеская чета уплывала из Мурома на судах по Оке. И один женатый человек загляделся на княгиню. Она велела ему зачерпнуть воду с той и другой стороны лодки. И осведомилась – какова вода на вкус. Он ответил, что одинаковая. Значит, нечего ему мечтать о чужой жене, когда есть своя. Во время ночлега повар подрубил деревца, чтобы вешать котлы. Потом благочестивая княгиня благословила их – и деревья вновь стали большими. А вскоре явились притихшие бояре: оказывается, они передрались за власть, и теперь хотят, чтобы князь вернулся. Княжеская чета прибыла в город и долго правила с мудростью и милосердием. Оба умоляли Бога о смерти в один день. И завещали похоронить себя вместе, вытесав из одного камня два гроба с перегородкой. Оба приняли монашество. Он – с именем Давид, она – с именем Ефросиния. Он почувствовал приближение смерти первым. Она же упросила его подождать, пока закончит вышивать воздух (плат) для храма. Наконец, после молитвы оба скончались. Произошло это 25 июня. Люди дивились просьбе о погребении в одном гробу, и сделали по-своему. Давида положили у соборного храма Богородицы, поставили туда и тот самый гроб из камня, а Ефросинию погребли в Воздвиженском храме за городом. Но утром оба святых тела оказались в том самом едином для двоих гробе из камня. Еще раз люди пытались разлучить князя и княгиню, но чудо повторилось. До сего дня, если кто с верой приходит к их святым мощам, то получает исцеление от всякой болезни.

Автор завершает повествование хвалой святым супругам, и просит читателей помянуть и его в своих молитвах.

Читательский дневник «Повесть о Петре и Февронии Муромских» Ермолая-Еразма

Сюжет

В Муроме княжил князь Павел. Его супругу совратил крылатый змей, принимавший облик мужа. Убить его мог только брата князя – Петр, да еще Агриковым мечом. Подкараулив злодея, Петр так и поступил. Кровь змея попала на него – и он покрылся струпьями. В Рязани, где были искусные врачи, его слуги нашли Февронию из села Ласково. Она поставила условием исцеления женитьбу князя на ней. Он сделал вид, что не против. Получив мазь из хлебной закваски и указание не мазать ею один струп, Петр отправился в баню. Наутро же он исцелился, велел дать девушке подарки, а сам вернулся в Муром. От того струпа его тело опять покрылось язвами. В обмен на лечение, он дал согласие на брак. После смерти брата, Петр стал княжить. Бояре невзлюбили княгиню. Настраивали и мужа против нее, а однажды и вовсе выгнали из города. Но разрешили взять с собой, что хочет. Она позвала с собой князя Петра. Вскоре бояре, передравшись за власть, позвали их обратно. Княжеская чета достойно правила городом. Спустя годы оба приняли монашество (он получил имя Давид, она – Ефросиния) и умолили Бога о смерти в один день. Велели и похоронить себя в гробу из одного камня, разделенного на две части. После их кончины люди дважды пытались разлучить святую чету, но те чудесным образом вновь оказывались в том самом гробе. И до сих пор к их святым мощам приходят с верой люди, прося и получая исцеление.

Отзыв

Повесть о христианском браке, супружеской верности, единстве помыслов и дел. Тема готовности отказаться от всего, лишь бы не разлучаться с любимым человеком. Терпение в испытаниях, надежда на Бога всегда оправдают себя. Человек должен жить по совести, держать слово, судить не по внешности, а по поступкам.

Повесть о Петре и Февронии Муромских – краткое содержание повести Ермолая-Еразма

История Муромских святых чудотворцев полюбилась русскому народу. Книга Ермолая-Еразма считается лучшим образцом древнерусского творчества. Краткое содержание повести «Повесть о Петре и Февронии» по главам поможет познакомиться с историей великой любви русского князя и простой деревенской девушки. Их любовь стала настоящим гимном крепких, супружеских отношений.

    Князь Петр – главный герой повести. Муромский князь, полюбивший простую девушку без рода и сословия.

Февронья – центральный персонаж повести. Крестьянка, спасшая князя от неизлечимой болезни. Впоследствии девушка выходит за него замуж и становится княгиней.

Глава 1

В давние времена славный город Муром находился под правлением князя Павла. Приглянулась супруга князя дьяволу. Крылатый змей по его поручению отправляется к женщине. Змей совращает ее.

Скрывать правду от мужа княгиня не стала. Князь не знал что делать с этой новостью. Единственное, что пришло ему в голову это попросить супругу любым способом разузнать у змея правду, от чего смерть к нему придет. Женщине удается выяснить, что смерть придет к змею «от Петрова плеча, от Агрикова меча».

Павел делится личными переживаниями с братом Петром. До Петра доходит, что именно от его руки должен погибнуть змей, но, где взять этот меч. Поиски оружия приводят Петра в местную церковь. Подкараулив змея в его следующий визит, Петр убивает гадину.

Перед смертью летающий дракон успевает брызнуть ядовитой кровью на своего противника. Все тело Петра покрывается страшными на вид язвами. Ни один из врачей в Муроме не знал, как извести неизвестный недуг. Петру становилось все хуже.

Глава 2

До Петра доходят слухи, что на Рязанской земле практикуют врачи, которым любая болезнь по плечу. Он собирается в дорогу и отправляется в долгий путь. Слуга Петра обходит всю округу в поисках нужного специалиста и совершенно случайно забредает в село Ласково, где встречает местную целительницу Февронью. Девушка ткала полотно и не сразу обратила внимание на незваного гостя. Объяснив ситуацию с князем слуга просит о помощи.

Девушка соглашается, но ставит князю условие. Она вылечит его, но он должен жениться на ней. Петр спорить не стал, дав согласие на брак с простолюдинкой. Хотя в душе не воспринял слова девушки всерьез. Как он может жениться на дочери древолаза. Его же все засмеют. Целебной мазью оказалась обычная хлебная закваска. Следуя рекомендациям девушки, он должен смазать ей все язвы и лишь одну оставить нетронутой.

Сходив в баню перед сном и обработав язвы, Петр утром просыпается абсолютно здоровым. Ни одной язвы на теле не осталось, кроме той одной, которую Февронья просила не трогать.

Петр счастливый покидает село, забыв об обещании жениться на той, которая его спасла. Чтобы задобрить свою спасительницу, князь одаривает девушку подарками, но она их не принимает. Слишком гордая была Февронья.

На следующий день от оставшейся язвы на теле вновь начали образовываться болячки. Тело зудело и кровоточило. Делать нечего, пришлось князю с позором вернуться к той, которую он обманул. Девушка зла на него не держала. Она вновь напомнила ему о данном ей обещании. Князь женится на красавице Февронье и увозит ее в Муром.

Глава 3

После смерти брата, князем становится Петр. Февронья не прижилась в княжеском дворе. Бояре ее недолюбливали и при случае советовали Петру подобрать себе более достойную жену. Они наговаривали на девушку, желая выставить ее перед князем не самым лучшим образом.

Ничуть не стесняясь в выражения Февронье прямым текстом было велено убираться из города. Они готовы были отдать ей все, что она пожелает, лишь бы не видеть ее больше во дворце. Девушка соглашается, но только если муж пойдет с ней. Петр любил жену. Для него расставание с ней было невыносимым. Он оставляет престол и вместе с супругой покидает Муром. Корабль проплыл всего сутки. Переночевать было решено на берегу.

Рано утром они начали собираться в путь. Сборам помешали поданные князя. Слуги князя догнали их и кинувшись в ноги начали умолять вернуться. По их словам, стоило князю уехать – в городе сразу же начались распри. Каждый хотел занять престол, но ни умений, ни навыков управлять государством, ни у кого не было. Люди начали голодать и воровать. Армия распалась. Противник вот-вот войдет в город и подомнет все под себя.

Посовещавшись с супругой, Петр решает вернуться в город и вновь встать у руля власти. Массовые беспорядки в городе после его возвращения прекратились. Все было по закону и совести.

Годы шли. Супруги старели. Единственным желанием обоих было одно, как придет время умирать, похоронить их вместе в одной гробнице. Каждый день они молили бога о смерти в один день. Петр и Февронья совершают постриг. Вскоре после этого они умирают, как и просили у бога в одно время.

Горожане не прислушались к предсмертной просьбе правителя похоронить его вместе с женой. Гробы решено было поставить в разных церквях, расположенных на противоположных концах города. Поутру, зайдя в церковь, народ остолбенел от увиденного. Гробы оказались пусты. Тела усопших каким-то загадочным образом оказались вместе, в общем гробу, заранее заготовленным ими еще при жизни.

Тела супругов вновь разделяют, но картина повторяется. Их снова находят вместе. Посовещавшись, горожане решают все-таки не разлучать супругов. Наконец мечта князя сбылась. Их хоронят в одном гробу. Они снова вместе и даже смерти оказалось не под силу разлучить двух влюбленных.

«Повесть о Петре и Февронии Муромских» Е. Прегрешный Кратко

Ермолай-Еразм Прегрешный
«Повесть о Петре и Февронии Муромских» Краткое содержание

Данное произведение без сомнения можно назвать одной из самых выдающихся работ в древнерусской литературе. Повесть о жизни Петра и Февронии была создана в 16 веке. Ее Сюжет основывается на муромских преданиях о житие правителей Мурома в 13 веке.

Очень краткий пересказ «Повести о Петре и Февронии Муромских» Ермолай-Еразм Прегрешный

История разворачивается во время правления князя Павла, жену которого пытался искусить змей. Женщина смогла разузнать, что убить змея сможет лишь Петр, используя Агриков меч.

У князя был брат Петр, который убивает змея, но получает неизлечимые увечья. В итоге больного Петра излечивает Феврония, в обмен на то, что он возьмет ее в жены. Но мужчина не желает жениться на дочери древолаза и решает откупиться от неё дорогими подарками, которые Февронья не принимает.

После отъезда в Муром Петр вновь заболел и был вынужден вернуться к Февронье. Девушка опять его вылечивает, тогда Петр женится на ней. После смерти Павла князем становится Петр.

Бояре не любят жену Петра из-за её низкого происхождения. Ставят условие Князю, что Февонья должна быть изгнана из Мурома, но Петр уезжает вместе с женой отрекаясь от престола.

После их отъезда в Муроме начинаются беспорядки. Тогда Петра и Февронию находят вельможи и просят их вернуться в город и править как раньше. Князь с княгиней возвращаются в Муром.

Они характеризуются как справедливые и мудрые правители, принимают у себя странников, кормят голодных, дают одежду нуждающимся, спасают бедных от напастей.

Князь с княгиней приняли монашество, сменили одежды на иноческие и приняли имена Давид и Ефросинья.

После смерти святые были похоронены вместе возле церкви Рождества святой Богородицы.

Супруги являлись образцом христианского супружества и были причислены к лику святых за проявленное благочестие и милосердие.

Список и краткая характеристики героев «Повести о Петре и Февронии Муромских»

Главные герои «Повести о Петре и Февронии Муромских»:

  • Феврония – княгиня, супруга князя Петра. Она является трудолюбивой, мудрой девушкой, имеющей народные знания.
  • Петр – правитель Мурома, честный и добрый человек. Он управляет с помощью рассудительности и благого слова, не использует ярость и гнев.

Второстепенные герои «Повести о Петре и Февронии Муромских»:

  • Змей – враг семьи Павла и искуситель его жены, посланный самим дьяволом.
  • Бояре –вельможи Мурома, жаждущие власти и пытающиеся занять трон.
  • Павел – старший брат Петра и Муромский князь, облик которого принимает змей.

Краткое содержание «Повести о Петре и Февронии Муромских» подробно по главам

Сказание разделено на 4 главы, последовательно повествующих о событиях в жизни святых.

Глава 1

Легенда начинается с момента, когда городом правит муромский князь Павел. Дьявол посылает крылатого змея искусителя. Он появляется перед княгиней в образе ее мужа. По прошествии времени женщине удается заподозрить неладное. Она рассказывает Павлу о произошедшем. Он просит жену узнать, как можно победить змея. Женщина с помощью лести узнает, что убить его сможет лишь Петр, используя Агриков меч.

Петр был младшим братом князя. Он был готов сразиться со змеем, но необходимого меча у него не было. Однажды мужчина зашел в церковь «Воздвижения честного и животворящего креста» для молитвы. Там Петр встретил мальчишку, который предложил посмотреть на Агриков меч. Петр согласился и пошел за мальчиком. Петр увидел меч, лежащий в щели камня и достал его. В результате главный герой получает возможность помочь брату одолеть искусителя. Петр ждет подходящего случая, когда змей снова явится в образе его брата.

Когда наступает подходящий момент, Петр убивает искусителя с помощью Агрикова меча. Но перед смертью змей принимает свой обычный облик и обрызгивает героя своей кровью. В результате чего на теле мужчины начинают появляться множественные неизлечимые язвы. Помочь больному не может ни один лекарь.

Глава 2

Петр отправляется в рязанскую землю в надежде исцелиться. По прибытию князь отправляет слуг на поиски врачей. Один из его слуг заходит в дом к девушке по имени Феврония. Он рассказывает ей о болезни Петра и спрашивает о лекаре, способном излечить болезнь. Феврония просит, чтобы князя привезли к ней и говорит, что если тот проявит чистосердечие и смирение в своих словах, то поправится.

Петр обещает девушке щедрые подарки, если та сможет его излечить. Но Феврония просит другую плату. Если Петр поправится, то он женится на ней. Мужчина делает вид, что согласен на такое условие. Феврония отдает слуге закваску на основе хлеба и наказывает мазать ею язвы князя, за исключением одной.

Следующим утром Петр был абсолютно здоров. Но он не желал брать в жены дочь древолаза, а решил поблагодарить ее с помощью щедрых подарков. Они не были приняты девушкой. После того как Петр отправился в Муром, он вновь заболел и его тело стало покрываться множеством язв. Он возвращается к Февронии и она снова исцеляет его. После этого Петр решает жениться на девушке.

Глава 3

После смерти старшего брата Муромом правит Петр. Бояре недолюбливают Февронию из-за ее низкого происхождения. Постоянно наговаривают на Февронью Князю. Некоторое время спустя их терпение заканчивается, и бояре решают открыто заявить Петру о нежелании видеть Февронию в качестве княгини. Они ставят князя перед выбором, если тот желает продолжать править, то должен жениться на другой девушке. Феврония же должна быть изгнана из Мурома. Княгиня соглашается покинуть город и уйти восвояси, но желает, чтобы ее благоверный отправился вместе с ней. Петр тоже не хотел разлучаться с женой. Князь добровольно отрекается от престола, что не может не порадовать бояр, жаждущих власти.

Супруги уплывают из Мурома по реке. После того, как они устраивают стоянку, их находят муромские бояре и начинают просить вернуться, чтобы вновь править городом. Так как Муроме в результате борьбы за власть было убито множество вельмож, мечтавших о княжеском престоле.

Князь с княгиней возвращаются и снова правят в городе. Они характеризуются как справедливые и мудрые правители, принимают у себя странников, кормят голодных, дают одежду нуждающимся, спасают бедных от напастей.

Глава 4

Состарившись и чувствуя приближение смерти, Петр и Феврония стали молиться, чтобы уйти из жизни вместе. Супруги хотели, чтобы их похоронили в гробах, сделанных из одного камня, имеющих лишь тонкую перегородку. Князь с княгиней приняли монашество, сменили одежды на иноческие и приняли имена Давид и Ефросинья.

Княгиня начала вышивать лики святых для храма Богородицы. Муж отправил за ней гонца, который сообщил, что пришло его время отправиться в мир иной. Феврония закончила вышивку и отправилась к Петру. Они помолились, и бог забрал их святые души.

После смерти супругов хотели похоронить в разных местах и положили в разные гробы. Но на следующее утро, когда люди пришли, чтобы их похоронить, они увидели, что тела исчезли. Их нашли в одном гробу, в котором Петр и Феврония завещали себя похоронить. После чего уже ни кто не решился вновь побеспокоить тела, и они были похоронены возле церкви Рождества святой Богородицы.

Кратко об истории создания произведения «Повесть о Петре и Февронии Муромских»

Сказание было написано в 40-х годах 16 века, но появление легенды берет свое начало в гораздо более раннем периоде.

Повесть о Петре и Февронии Муромских была создана в преддверии канонизации чудотворцев из Мурома в 1547 г. Произведение прославляет святых Петра и Февронию и рассказывает о силе любви и верности, а также вере в промысел Божий. Рассказ написал Ермолай-Еразм Прегрешный(известный публицист в эпоху Ивана Грозного), который взял за основу тексты церковной службы и устные предания.

Повесть имеет несколько вариантов, сохранившихся в большом количестве списков. Общепринятым вариантом оказался текст, дошедший до наших дней в списке собрания Погодина. Хотя авторский вариант рассказа почти не сохранился, а рукописи самого Ермолая попали в 16 веке в Соловецкий монастырь достоверно известно, что тексты повести неразрывно связаны с его именем.

Краткое содержание «Повесть о Петре и Февронии Муромских»

Ермолай-Еразм начинает повесть с хвалы Богу и его святым.

На Руси есть город Муром, где когда-то правил князь Павел. Завистник дьявол подослал к его жене крылатого змея. Змей совратил княгиню на блуд. Людям он виделся в облике самого князя, правду знала только княгиня. И она не утаила ее от мужа. Он велел жене выспросить у змея – «от чего ему смерть должна приключиться?»

Змей выдает свою тайну. Смерть его ждет «от Петрова плеча, от Агрикова меча». А у князя как раз есть брат с этим именем. Петр согласился покарать злодея, но не ведал, где взять такой меч. Однажды набожный Петр молился в Воздвиженском храме за городом. Там явился ему некий отрок и указал место хранения Агрикова меча: в щели алтарной стены. Петр меч взял и ждал удобного случая. Свидевшись однажды с братом, Петр заглянул в покои к княгине-снохе. И там вновь видит как бы брата своего. Он возвращается к Павлу и просит его пока никуда не выходить. Петр зарубил мечом мнимого «брата». Издыхающий змей принял свой настоящий облик. Забрызганный кровью змея, князь Петр тяжко захворал. Весь покрылся язвами и струпьями. Ни один врач не смог его исцелить.

В ту пору врачами славилась Рязанская земля. Князь Петр отправился туда. Один из его слуг забрел в село Ласково, где и увидел девушку, которая ткала холст. А рядом с ней скакал заяц. Он стал расспрашивать, где глава этого дома – она отвечала загадками. Но потом Феврония, дочь древолаза, добытчика дикого меда, объяснила ему свои слова. Он поразился ее мудрости. И рассказал ей, за каким делом пришел. Девушка велела привести князя к себе и поставила одно условие: она возьмется за лечение, если князь на ней женится. Князь решил обмануть простую девушку, сделал вид, что согласен. Феврония передала ему плошку с квасом (закваской). Попарившись в бане, этой мазью Петр должен был смазать все струпья, кроме одного. Петр решил проверить, так ли девушка мудра. И послал ей пучок льна. Пока он в бане – она пусть соткет рубаху, порты и полотенце. Феврония отправила в ответ обрубок полена: пусть князь изготовит из него ткацкий станок. Князь возмутился, что дело это невозможное. Феврония сказала, что его просьба о рубахе столь же невыполнима.

Уже в бане Петру стало легче, а утром тело его полностью очистилось, кроме одного струпа. Он послал девушке подарки, а сам уехал домой. И от одного струпа вновь пошли по его телу язвы. Он вернулся в Ласково и твердо обещал взять Февронию в жены. После смерти князя Павла стали они княжить в Муроме. Только бояре невзлюбили простолюдинку. Пытались они настроить против нее князя, мол, после еды сгребает со стола крошки, будто голодна. И один раз князь не замедлил разжать ей руку, а в ней – душистый ладан. Сослались бояре на своих жен: не хотят они такой княгини над собой. А однажды на пиру и вовсе стали гнать Февронию из Мурома. Пусть берет с собой, что хочет, и уходит. Княгиня попросила мужа. Бояре даже обрадовались: теперь кто-то из них начнет править городом.

Княжеская чета уплывала из Мурома на судах по Оке. И один женатый человек загляделся на княгиню. Она велела ему зачерпнуть воду с той и другой стороны лодки. И осведомилась – какова вода на вкус. Он ответил, что одинаковая. Значит, нечего ему мечтать о чужой жене, когда есть своя. Во время ночлега повар подрубил деревца, чтобы вешать котлы. Потом благочестивая княгиня благословила их – и деревья вновь стали большими. А вскоре явились притихшие бояре: оказывается, они передрались за власть, и теперь хотят, чтобы князь вернулся. Княжеская чета прибыла в город и долго правила с мудростью и милосердием. Оба умоляли Бога о смерти в один день. И завещали похоронить себя вместе, вытесав из одного камня два гроба с перегородкой. Оба приняли монашество. Он – с именем Давид, она – с именем Ефросиния. Он почувствовал приближение смерти первым. Она же упросила его подождать, пока закончит вышивать воздух (плат) для храма. Наконец, после молитвы оба скончались. Произошло это 25 июня. Люди дивились просьбе о погребении в одном гробу, и сделали по-своему. Давида положили у соборного храма Богородицы, поставили туда и тот самый гроб из камня, а Ефросинию погребли в Воздвиженском храме за городом. Но утром оба святых тела оказались в том самом едином для двоих гробе из камня. Еще раз люди пытались разлучить князя и княгиню, но чудо повторилось. До сего дня, если кто с верой приходит к их святым мощам, то получает исцеление от всякой болезни.

Автор завершает повествование хвалой святым супругам, и просит читателей помянуть и его в своих молитвах.

Читательский дневник «Повесть о Петре и Февронии Муромских» Ермолая-Еразма

Сюжет

В Муроме княжил князь Павел. Его супругу совратил крылатый змей, принимавший облик мужа. Убить его мог только брата князя – Петр, да еще Агриковым мечом. Подкараулив злодея, Петр так и поступил. Кровь змея попала на него – и он покрылся струпьями. В Рязани, где были искусные врачи, его слуги нашли Февронию из села Ласково. Она поставила условием исцеления женитьбу князя на ней. Он сделал вид, что не против. Получив мазь из хлебной закваски и указание не мазать ею один струп, Петр отправился в баню. Наутро же он исцелился, велел дать девушке подарки, а сам вернулся в Муром. От того струпа его тело опять покрылось язвами. В обмен на лечение, он дал согласие на брак. После смерти брата, Петр стал княжить. Бояре невзлюбили княгиню. Настраивали и мужа против нее, а однажды и вовсе выгнали из города. Но разрешили взять с собой, что хочет. Она позвала с собой князя Петра. Вскоре бояре, передравшись за власть, позвали их обратно. Княжеская чета достойно правила городом. Спустя годы оба приняли монашество (он получил имя Давид, она – Ефросиния) и умолили Бога о смерти в один день. Велели и похоронить себя в гробу из одного камня, разделенного на две части. После их кончины люди дважды пытались разлучить святую чету, но те чудесным образом вновь оказывались в том самом гробе. И до сих пор к их святым мощам приходят с верой люди, прося и получая исцеление.

Отзыв

Повесть о христианском браке, супружеской верности, единстве помыслов и дел. Тема готовности отказаться от всего, лишь бы не разлучаться с любимым человеком. Терпение в испытаниях, надежда на Бога всегда оправдают себя. Человек должен жить по совести, держать слово, судить не по внешности, а по поступкам.

Краткое содержание «Повесть о Петре и Февронии Муромских»

Средняя оценка: 4.7

Всего получено оценок: 3438.

О произведении

«Повесть о Петре и Февронии Муромских» Ермолая Еразма является шедевром древнерусской литературы. Произведение было написано в середине XVI века на основе муромских устных преданий о житии Петра и Февронии, правивших в Муроме в XIII веке.

Сюжет основан на легенде о мудрой крестьянской девушке, которая стала княгиней. В повести отражены многие детали крестьянского и княжеского быта.

Для читательского дневника и подготовки к уроку литературы рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Повесть о Петре и Февронии Муромских» на нашем сайте.

Главные герои

  • Петр – муромский князь, добрый, честный, благонравный человек.
  • Феврония – княгиня, супруга Петра, мудрая женщина.

Другие персонажи

  • Павел – князь Мурома, старший брат Петра.
  • Бояре – муромские вельможи, каждый из которых мечтал заполучить трон.

для самых нетерпеливых –

Краткое содержание

Глава 1

Когда-то давно правил русским городом Муромом «благоверный князь по имени Павел» . Дьявол, который издавна ненавидел весь род человеческий, решил поглумиться над Павлом. Он отправлял к его жене «на блуд» крылатого змея, который являлся перед ней в облике самого князя. Подобное наваждение продолжалось долго, пока однажды княгиня не заподозрила неладное и не рассказала обо всем своему супругу.

Павел стал гадать, как справиться с обольстителем, но не смог ничего путного придумать. Тогда он велел жене выпытать у змея, «от чего ему смерть должна приключиться» . Та лестью выведала у змея, что смерть ему «суждена от Петрова плеча и от Агрикова меча» .

У князя Павла был родной брат Петр. Узнав о коварстве змея, бесстрашный Петр готов был тут же сразиться с ним, но «только одно смущало его – не ведал он ничего об Агриковом мече» . Однажды Петр зашел помолиться в «церковь Воздвижения честного и животворящего креста» . В церкви он встретил мальчика, который предложил ему взглянуть на Агриков меч. Петр с радостью согласился: теперь он сможет помочь брату справиться с ненавистным змеем.

С тех пор Петр стал искать подходящего случая, чтобы уничтожить коварного змея, который с легкостью принимал княжеский облик. Вскоре Петру представился такой момент, и он что есть силы пронзил змея Агриковым мечом. Тот принял «свое естественное обличье, затрепетал и умер, обрызгав блаженного князя Петра своей кровью» . От той крови тело Петра покрылось болезненными язвами, которые не смог вылечить ни один лекарь.

Глава 2

Тяжкая болезнь одолела Петра, который слабел с каждым днем. Узнав, «что в Рязанской земле много врачей» , он приказал отвезти его туда. Прибыв на место, Петр приказал своим слугам отыскать хороших врачей. Один из них забрел в дом, где встретил мудрую девицу. Ею оказалась Феврония – дочь древолаза, добывающего дикий мед. Слуга поведал девушке о страданиях князя и попросил назвать имя достойного лекаря. Феврония же наказала привести к ней больного князя, сказав, что «если будет он чистосердечным и смиренным в словах своих, то будет здоров» .

Петр готов был щедро одарить девушку, если ей удастся вылечить его. Однако Феврония потребовала от него иной платы: в случае выздоровления князь должен был взять ее в жены. «Князь же Петр с пренебрежением отнесся к словам ее» , но сделал вид, что согласился с ее условием. Феврония передала слугам хлебную закваску и наказала смазать князю все язвы, кроме одной.

Тем временем Петр решил проверить, настолько ли мудрой и сообразительной была Феврония, как о ней поведал слуга. Он передал ей пучок льна и приказал соткать из него «сорочку, и одежду, и платок» за то время, пока он будет в бане. В ответ находчивая девица передала ему обрубок полена, чтобы князь изготовил из него ткацкий станок. Петр ответил, что это невозможно, на что Феврония дала ему понять, что и из пучка льна ей никак не сшить одежду для взрослого человека. Петру понравился ее ответ.

На следующее утро князь проснулся полностью здоровым. Он не хотел брать в жены дочь древолаза и в благодарность отправил Февронии богатые дары. Вот только девушка не приняла их. Когда же князь отправился обратно в Муром, все его тело вновь обильно покрылось болезненными язвами. Со стыдом он вернулся к Февронии. Она вновь исцелила его, и стала законной супругой.

Глава 3

Спустя время Павел скончался, и Муромом стал править его брат Петр. По наущению своих жен бояре невзлюбили Февронию, «потому что стала она княгиней не по происхождению своему» , и часто наговаривали на нее Петру. Однако князь никогда не слушал наветов боярских и не давал в обиду любимую жену.

Однажды терпению муромских бояр пришел конец, и они открыто сказали Петру, что не желают видеть Февронию своей княгиней. Вельможи поставили перед ним условие: если хочет остаться на престоле, то пусть берет в жены достойную женщину, а Февронию изгонит из города. То же самое они сообщили и Февронии. Княгиня согласилась уйти восвояси, но пожелала взять с собой лишь единственную ценность – своего мужа. В свою очередь Петр, который «по божьим заповедям жил» , также не захотел разлучаться с законной женой своей. Он добровольно отрекся от княжества на радость боярам-властолюбцам.

Петр и Феврония уплыли из города по Оке, но уже на первой стоянке их догнали вельможи из Мурома и принялись умолять вернуться на княжение. Много бояр полегло от меча: каждый из них мечтал о престоле.

По возвращении в родной город князь и княгиня вновь стали править, «соблюдая все заповеди и наставления господние безупречно» . Они были добрыми и справедливыми правителями: «странников принимали, голодных насыщали, нагих одевали, бедных от напастей избавляли» .

Глава 4

В преклонном возрасте, чувствуя скорое приближение смерти, стали супруги молить Бога о том, чтобы умереть в один день и час. Они завещали похоронить себя в гробах, высеченных из единого камня, с тонкой перегородкой промеж собой. Также супруги одновременно приняли «монашество и облачились в иноческие одежды» . Петр был назван по иноческому чину Давидом, а Феврония – Ефросинией.

Когда Феврония «вышивала лики святых на воздухе для соборного храма пречистой Богородицы» , Петр послал за ней. Он сообщил, что готов отойти в мир иной. Феврония доделала свою работу и присоединилась к мужу. Помолившись вместе, супруги отдали «святые свои души в руки божий в двадцать пятый день месяца июня» .

После кончины княжеской четы люди похоронили Петра у соборной церкви Богородицы, а Февронию – в Воздвиженском женском монастыре. Каково же было всеобщее удивление, когда на следующее утро тела супругов были найдены «в общем их гробе, который они велели сделать для себя еще при жизни» . Неразумные люди попытались еще раз разлучить их, но утром история повторилась, и святые были найдены на прежнем месте. После этого их тела уже не смели трогать и погребли «возле городской соборной церкви Рождества святой Богородицы, как повелели они сами» . С тех пор каждый верующий человек мог припасть к их мощам и получить исцеление.

Заключение

Повесть учит людей жить по совести: не предавать ближнего своего, держать слово, помогать по мере сил нуждающимся в помощи, свято чтить заповеди Божьи.

После прочтения краткого пересказа «Повести о Петре и Февронии Муромских» рекомендуем прочесть произведение в полной версии.

Тест по повести

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Ссылка на основную публикацию