Письмо матери – анализ стихотворения Сергея Есенина

Стихотворение и анализ «Письмо матери»

Ты жива еще, моя старушка?

Жив и я. Привет тебе, привет!

Пусть струится над твоей избушкой

Тот вечерний несказанный свет.

Пишут мне, что ты, тая тревогу,

Загрустила шибко обо мне,

Что ты часто ходишь на дорогу

В старомодном ветхом шушуне.

И тебе в вечернем синем мраке

Часто видится одно и то ж:

Будто кто-то мне в кабацкой драке

Саданул под сердце финский нож.

Ничего, родная! Успокойся.

Это только тягостная бредь.

Не такой уж горький я пропойца,

Чтоб, тебя не видя, умереть.

Я по-прежнему такой же нежный

И мечтаю только лишь о том,

Чтоб скорее от тоски мятежной

Воротиться в низенький наш дом.

Я вернусь, когда раскинет ветви

По-весеннему наш белый сад.

Только ты меня уж на рассвете

Не буди, как восемь лет назад.

Не буди того, что отмечалось,

Не волнуй того, что не сбылось, –

Слишком раннюю утрату и усталость

Испытать мне в жизни привелось.

И молиться не учи меня. Не надо!

К старому возврата больше нет.

Ты одна мне помощь и отрада,

Ты одна мне несказанный свет.

Так забудь же про свою тревогу,

Не грусти так шибко обо мне.

Не ходи так часто на дорогу

В старомодном ветхом шушуне.

Краткое содержание

Мама С. Есенина Татьяна Федоровна

В первом четверостишии поэт задаётся риторическим вопросом: жива ли его мать? На свой вопрос он не сможет услышать ответа, но эта строчка наполняет произведение особым эмоциональным смыслом. С первой строки автор демонстрирует восхищение терпением, стойкостью, любовью матери.

Затем мы видим, что поэт пытается успокоить свою маму, обещая ей: с ним всё будет хорошо. В финале первого четверостишия поэт желает матери всех благ. Во второй части стихотворения автор говорит о чувствах матери. Он понимает, что мама осведомлена о его нынешней разгульной жизни, и просит её не переживать. Ближе к финалу произведения поэт подчёркивает переживания своей души своеобразными эпитетами, в которых звучат размышления Есенина об отказе от вечных ценностей. В конце происходит сюжетная развязка: поэт вновь, с огромной нежностью, обращается к маме, желая успокоить её.

История создания

Есенин написал это произведение за год до смерти. Окончив школу в родном селе, он отправился в Москву, чтобы там учиться и работать. Но, невзирая на яркую городскую жизнь, Есенин так и сумел преодолеть в себе непреодолимую тягу к отчему дому.

В то время поэт был невероятно занятым человеком: ездил по командировкам, готовил газетные публикации, посещал литературные мероприятия. Живя бурной жизнью, он остро ощущал усталость и надломленность. Единственным человеком, ассоциировавшимся у него с родным домом, была мама.

Жанр, направление, размер

Стихотворение создано автором в жанре элегии. Использован стихотворный размер – пятистопный хорей, с укороченной стопой во второй и четвёртой строчках.

Композиция

Стихотворение имеет кольцевую композицию. Для данной композиции характерно полное повторение фразы и в конце, и в начале. Такой композиционный приём усиливает смысловые акценты, придаёт произведению логическую завершённость:

  1. Первая строфа – вступление, которое продолжает развиваться в следующих строках. Неприкаянность лирического героя противопоставляется умиротворённости отчего дома, глубине материнской любви.
  2. Вторая и третья строфы – развитие темы, обозначенной во вступлении. Герой предполагает, что матери пишут о нём много плохого, и пытается успокоить её.
  3. Четвёртая строфа – кульминационная. В ней лирический герой делает признание маме в своих многочисленных грехах. Он уверен в её прощении.
  4. Последующие строфы демонстрируют нежные чувства поэта к матери, передают нам его детские воспоминания.
  5. Девятая (последняя) строфа является развязкой. В ней поэт подводит итог всей своей исповеди.
Образы и символы

В произведении представлено несколько ключевых для понимания его смысла образов:

  • образ лирического героя – это преданный сын своей матери и своей родине. Героя измотала жизнь на чужбине. Для него дом является чем-то возвышенным, святым. Герой с трепетом рассказывает о родном селе, мечтая вернуться в свой «низенький дом». Судьбы самого Есенина и его героя совпадают, существуя в едином мире;
  • образ матери аналогичен образу дома: влечёт поэта к себе своей невероятной притягательностью. Мама, словно добрая волшебница, охраняет самые светлые стороны души поэта. Она способна помочь сыну даже на расстоянии. Мысли о маме оживляют душу поэта, настраивая на ностальгические эмоции. Образ матери ассоциируется с образом Родины, которую поэт бережёт и любит;
  • образ дороги является символичным: по дороге должен вот-вот приехать лирический герой. Дорога ассоциируется с возвращением домой блудного сына;
  • образ дома – символ безмятежности и безопасности. В родном доме поэт может отключиться от городской суеты, выспаться;
  • образ «пропойцы» опровергается поэтом, как свой собственный. Герой хочет оправдаться перед матерью, желающей видеть своего сына достойным человеком;
  • образ шушуна символизирует одиночество и заброшенность. Поэт описывает его невероятно старым и ветхим. В этом образе передан трагизм положения матери.
Темы и настроение

Ключевая тема стихотворения – разочарование в себе, в своей жизни. Это сильное желание очиститься душой перед самым близким человеком на земле – матерью. Ведь только она одна сможет всё понять и простить своему ребёнку, каким бы он ни был. Произведение проникнуто нотами грусти по матери, отчему дому и сожалением о неправильной городской жизни.

Основная идея

Основная идея, которую доносит до нас поэт – необходимость заботы и памяти о родителях, их чувствах. Человек не имеет права забывать о матери: она постоянно тревожится за своих детей. Автор умоляет свою маму не переживать за него и не рисовать в голове страшных картин. Есенин желает вселить надежду не только в мать, но и себя, что всё будет хорошо.

Средства выразительности

Есенин виртуозно использует разнообразные средства выразительности:

  • метафоры – «струится свет»;
  • эпитеты – «тягостная», «горький», «несказанный»;
  • инверсии – «низенький наш дом», «тоски мятежной»;
  • просторечия – «шибко», «саданул».

Анализ стихотворения «Письмо матери» (С.А. Есенин)

С. А. Есенин, или «последний поэт деревни», как он сам называл себя, прожил довольно короткую, но драматичную, полную любви и душевных потрясений жизнь. Он родился в селе Константиново, неподалеку от Рязани. Небольшой домик, школа напротив, церковь – вот и всё, что сосредотачивалось в жизни маленького Сергея Александровича. Но именно эта тихая, далекая от городской суеты жизнь, проведенная в наслаждениях рязанскими просторами, и подарила нам гений Есенина. Поэт научился видеть радость в простоте и незатейливости деревенской жизни. Он — преданный сын и брат, который никогда не забывал родителей и часто навещал их.

История создания стихотворения Есенина

Сергей Есенин был родом из деревни, родился и вырос в простой крестьянской семье. После школы учился в Москве и с этого момента мало бывал дома. Но, несмотря на это, сердцем всегда был привязан к дому и родным.

Все творчество поэта пронизано любовью к родным местам, простой деревенской жизни.

За полгода до своей смерти Есенин посетил свой отчий дом. К тому времени он уже имел статус лучшего поэта и одного из самых известных в России, несколько лет пробыл за границей, куда ездил со своей женой, известной американской танцовщицей, Айседорой Дункан.

Только увидев снова свою малую родину, спустя годы разлуки на чужбине, поэт понял, что скучал по ней и ни за что не променял бы её на иностранные места.

Поездка в деревню и встреча с матерью сподвигли к созданию «Письма матери», содержание которого полно обращениями к родительнице, нелегкими ответами блудного сына, греющими душу воспоминаниями о малой родине.

Жанр, размер и направление

Жанр стихотворения открыто указан в его названии – письмо. Это письмо-исповедь с грустными и печальными нотами раскаяния. Исповедь блудного сына, снова вернувшегося на покаяние к своей матери.

Серебряный век русской литературы имел множество направлений в поэзии. Есенин считал себя имажинистом, и до конца своей жизни писал в этом направлении. «Письмо матери» не исключение, стихотворение реалистично, но имеет много сильных образов.

Стихотворение написано в размере пятистопный хорей. Имеет короткую стопу в каждой второй и четвертой строке, что создает определенный ритм при его прочтении. Размер, которым написано произведение, делает его легко запоминающимся.

Образ лирического героя

В целом, образ проходит три этапа развития:

  • деревенский молодой человек, который попадает из родного села в чуждый, враждебный мир городской цивилизации (эти мотивы звучат, например, в поэме «Сорокоуст», написанной в 1921 г.);
  • затем городской поэт-хулиган, мятежник, впоследствии ясно воплощённый в образе бандита Номаха в поэме «Страна негодяев» (1925);
  • и, наконец, — страдающий, тоскующий поэт, уставший от жизни, ощущающий приближение смерти, впавший в депрессию от безвыходности — «Чёрный человек» (1925).

Поскольку «Письмо к матери» сочинено в 1924 году, типаж лирического героя относится к третьей фазе развития образа. Он – усталый и вконец заблудившийся странник, который бежал из родного дома в поисках лучшей участи, но жизнь возвращает его к истокам, заставляя признать, что самое главное он не обрел, а оставил в родном краю. Уместно будет сравнить его с блудным сыном, который, согласно евангельской притче, приходит к отцу с покаянием, отбросив гордыню.

Композиция произведения

«Письмо матери» имеет кольцевую композицию. Стихотворение начинается с послания автора в первом четверостишии «пусть струится несказанный свет».

Заканчивается тем же значением, но в принятии факта, его утверждении для себя — «ты одна мне несказанный свет». К такому заключению приводит промежуточная часть произведения.

Текст стихотворения можно разделить на три части. В первой части Есенин описывает образ самого родного человека в своей жизни, обращается к матери, изливает душу. Во второй части автор исповедуется ей, раскрывается перед матерью и читателем.

В третьей части вновь происходит возвращение поэта к родному образу любимой матери, пытается ее успокоить:

«Так забудь же про свою тревогу,

Не грусти так шибко обо мне.

Не ходи так часто на дорогу

В старомодном ветхом шушуне».

Кольцевая композиция стиха еще видна в самом образе матери автора. Родительница предстает в начале «Письма матери», появляется на дороге, высматривая сына «в старомодном ветхом шушуне».

Заканчивается произведение тоже образом матери, которая всегда примет блудного сына. Для нее не имеет значения его кабацкое прошлое и настоящее, хулиган он или нет. Мать всегда будет опорой и светом своему сыну.

  1. Во-первых, главная мысль поэта заключается в том, что нельзя забывать отчий дом и семью, что бы в жизни ни происходило. Только там можно найти поддержку и бескорыстную, жертвенную любовь, которых так не хватает взрослому человеку, отделенному от малой родины.
  2. Во-вторых, очевидна идея облегчения души посредством исповеди перед той женщиной, которая привела его на эту землю. Возможно, в ее образе он видит свое предназначение, то, чем задумал его Господь, и он подводит жизненные итоги своего бегства от судьбы и призвания, данных свыше.
  3. В-третьих, смысл работы – показать наступление нового мира (заключающегося в образе сына) и отступления старого (заключающегося в образе матери). Он открыто заявляет: «И молиться не учи меня, не надо! // К старому возврата больше нет!» — здесь автор намекает на то, что наступили новые — то есть советские времена, в которых не верят в бога, и вообще нет никакой религии, поэтому учить старые молитвы — бессмысленно. А мать лирического все еще ходит в «старомодном ветхом шушуне». Ключевые слова здесь — «старомодный» и «ветхий», относящиеся к матери. Ведь она по-прежнему принадлежит к старому, обветшалому прошлому, где верят в бога и молятся, ей и её поколению не понять до конца настоящего, и уж тем более будущего.

Сын, несмотря на любовь к родине и крестьянскому быту, отказывается жить по законам вчерашнего дня, он принимает завтрашний и сегодняшний устав, он в нём вырос и стал известным, тогда как еще вчера он по праву рождения пахал бы землю и не смел даже задуматься о творчестве. Однако в разочаровании и печали сквозит неприятие многих новых реалий, поэтому его отношение к окружающей действительности двойственное.

Образ матери в творчестве Сергея Есенина

Образ матери практически отсутствовал в начале творческого пути Сергея Есенина, но стал остро чувствоваться к концу его жизни. Образ матери, как и образ Родины, занимает главное место в творчестве Есенина.

Оторванный от родных и дома, его всегда притягивала тема материнской заботы и родины. В его стихах эти образы оживают, обладают светлыми, счастливыми и очищающими мотивами. «Ты одна мне помощь и отрада», признается автор.

Образ матери имеет необычную силу во время сочинения стихов для поэта, мать – единственная муза на всю жизнь писателя. Только она способна вновь оживить, вдохнуть жизнь в увядающую душу поэта. И эту силу чувствует читатель сквозь строки стихов.

Главные темы «Письма матери»

В стихотворении Сергея Есенина выделяются несколько основных тем:

Тема материнства.

Безвозмездная и безмерная любовь матери к своему чаду. «
Пишут мне, что ты, тая тревогу, загрустила шибко обо мне»
, говорит автор. Это значит, что для матери нет ничего страшней неизвестности о детях;

Тема любви к родине.

Родная деревня для поэта была земным раем, самым счастливым и одухотворенным местом на земле. Есенин называл свой дом – раем на земле, а мать – ангелом:

«И мечтаю только лишь о том,

Чтоб скорее от тоски мятежной

Воротиться в низенький наш дом.

Я вернусь, когда раскинет ветви

По-весеннему наш белый сад»;

Тема раскаяния и оправдания перед матерью.

Исповедь сына перед ней, «не такой уж горький я пропойца» оправдывается поэт. Однако признает, что имеет проблемы с алкоголем, так как не хочет врать родному человеку, даже если это ложь во благо. Всеми способами пытается успокоить мать;

Тема разочарования героя в жизни.

Всю молодость, прожигая жизнь, поэт боялся думать о будущем. Он чувствует вину за это перед матерью. Есенин считает, что она единственная, у которой он должен попросить прощения. Она заслуживает этого больше, чем сменяющиеся друг за другом друзья и женщины;

Тема «отцов и детей».

Тонкой нитью проходит тема непонимания между родителями и детьми. Но автор не видит в этом проблемы, ведь такое всегда случается у разных поколений.

Темы и проблемы

Настроение, которое дарит нам «Письмо к матери», дарит ощущение ностальгии и светлой грусти.

  1. Тема семьи и взаимоотношения отцов и детей – основная тема в произведении. Она важна для понимания стихотворения. Безграничная материнская любовь заставляет старушку каждый день идти ожидать приезда дорогого человека. Здесь же невозможно обойти тему Родины – одно воспоминание о ней поддерживает человека всю жизнь. Все данные темы в совокупности открывают внутренний мир героя как нельзя точнее. Мать переживает за сына, а сын – за мать. Дом выступает как приют для души, успокоение, спасение от волнений и тревог. Здесь, в этом тихом уголке, ждет самая сильная и преданная любовь, которую ничем нельзя заменить.
  2. Проблема отцов и детей: как бы герой ни просил мать не ходить на дорогу, она будет ходить, потому что в этом ее успокоение.
  3. Проблема взросления тоже занимает важное место: герой обращается к матери с просьбой не учить его больше молиться. Хочется добавить: сын вырос, поздно учить его. Кроме того, лирический герой уже говорит о преждевременно приобретенном жизненном опыте («Слишком раннюю утрату и усталость» герой уже испытал на веку). Он ощущает себя старше своих лет.
  4. Проблема памяти – герой С. Есенина не забывает о родителях и доме. Он стремится вырваться из шумной городской жизни в тихую сельскую.

Основная идея

Самая главная идея, которую пытается донести до читателя Есенин – забота о живых родителях, вечная память об ушедших. Сердце матери всегда тревожится о детях, нельзя мучить родного человека неизвестностью.

Если дети, живя своей жизнью, могут забывать уделять почаще внимание матерям, то те постоянно живут заботами только о своих детях. Необходимо уделять больше внимания родителям, им не нужны подарки и прочее, главное для них — сесть за один стол и поговорить по душам. Они любят, ничего не требуя взамен.

С этой идеей переплетена идея памяти о своей малой родине. Ведь это единственное место на земле, где всегда ждут, независимо от наделанных ошибок. Всегда поддержат, приласкают и предложат помощь безвозмездно.

Анализ стихотворения «Неуютная жидкая лунность»

В 1925 году С. Есенин среди грустных и самых, может быть, искренних стихотворений о любви («Клен ты мой опавший… », «Какая ночь! Я не могу… », «Не гляди на меня с упреком… », «Ты меня не любишь, не жалеешь… » и др.) написал стихотворение «Неуютная жидкая лунность» — тоже грустное, прощальное, но в нем он прощается не с женщиной, а с деревянной Россией. В стихотворении семь четырехстрочных строф, в которых поочередно меняются кадры. Перед глазами читателей проплывают пейзажные картины, окрашенные в серые тона («Неуютная жидкая лунность», «Тоска бесконечных равнин», «усохшие вербы» у дорог; «бедность полей»; «чахоточный свет луны»; когда-то воспетые поэтом избы теперь превратились в «лачуги»; мелькает образ волочащейся по полям страны сохи). Ненавистной поэту становится «тележная песня колес», немилым «очажный огонь». Все уходящее, патриархальное С. Есенин словно «сбрасывает с корабля современности», декларируя отказ от поэтизации нищеты («равнодушен я стал к лачугам»), приемлет, хотя и колеблясь, индустриальный прогресс, и одновременно высоко ценит мораль, культуру прошедших веков, хочет видеть деревянную Русь процветающей.

Средства художественной выразительности

В данном произведении Сергей Есенин использует простой язык. Более того, в нем много слов из деревенского лексикона: «саданул», «шибко».

Однако есть среди простонародного повествования и описание наглядных образов. Для них автор использовал:

  • эпитеты: «несказанный свет», «тоской мятежной»;
  • метафоры: «струится свет»;
  • риторический вопрос: «жива еще, моя старушка?»;
  • диалектизмы: «бредь», «шибко», «саданул»;
  • анафора: «ты одна мне несказанный свет», «ты одна мне помощь и отрада».

Анализ стихотворения «Закружилась листва золотая…»

В стихотворении «Закружилась листва золотая...» (1918) природа предстает гармоничной, целостной. Это тонкий акварельный рисунок с преобладающими светлыми тонами. Интонация — «теплая», задушевная. Первая строфа — «запевная», завораживает своей красочностью («листва золотая», розоватая вода на пруду) и неожиданностью сравнения:

Закружилась листва золотая В розоватой воде на пруду. Словно бабочек легкая стая С замираньем летит на звезду.

Во второй строфе появляется ролевой герой — «ветер-отрок» — и действует смело, решительно по отношению к очеловеченной красавице-березке. Третья строфа не такая яркая, как две первые, она более реалистическая. Только сравнение синего сумрака со стадом овец нарушает равновесие обычной картины умолкающего, утихающего деревенского вечера. «Прохлада» — «синий сумрак» — «смолкший сад» — звучащий и замирающий бубенец — образы-реалии, традиционные, как сама жизнь, называются влюбленным в них автором.

Анализ стихотворения Есенина «Письмо матери»

В позднем периоде творчества Есенина можно найти немало работ, которые стали вершиной его поэтического мастерства. Анализ стихотворения «Письмо к матери» позволяет увидеть чувства автора. Он разочаровался в жизни и раскаялся в своих проблемах. Это одно из самых эмоциональных произведений поэта. Он словно предчувствовал свою скорую смерть и поэтому откровенно рассказал о чувствах.

  1. История создания
  2. Краткое содержание
  3. Анализ произведения

История создания

Стихотворение было написано в 1924 году. Есенин уже много лет жил в столице и не навещал родные места.

Неожиданно поэт решил отправиться в село Константиново и пригласил с собой двух приятелей. Товарищам Сергей описал родное село как лучшее место для отдыха. Втроем они отправились в путь.

Но на железнодорожном вокзале друзья задержались в буфете. Они опоздали на поезд, поэтому им пришлось ждать другого отправления. Мать Есенина, Татьяна Федоровна, очень ждала сына, но безуспешно. Сергей Александрович раскаялся в своем поступке. Утром он написал стихотворение, которое стало обращением к матери.

Поэт оправдывается перед самым родным человеком. В тексте он также рассказывает о тоске и разочаровании от жизни. В 1924 году Есенин уже отточил в своем творчестве филигранный язык и точность образов, поэтому его произведение очень трогательное и проникновенное.

Краткое содержание

Лирический герой обращается к своей маме. Он приветствует ее и желает ей спокойной жизни. Герой рассказывает, что другие люди говорят ему, будто он совсем забыл о маме, а старушка грустит и постоянно ходит к дороге, надеется увидеть сына. Вечерами ее посещают одни и те же мысли, как ее повзрослевший ребенок в кабаке убит в драке.

Лирический герой торопится успокоить её. Он не такой уж горький пропойца, чтобы погибнуть в драке в кабаке.

Юноша все такой же нежный, мечтает вернуться в отчий дом. Он обещает приехать весной, когда яблони начнут цвести. Только маму герой просит не будить его в восемь утра.

Он говорит ей не беспокоиться о том, что было, ведь слишком ранние утраты и усталость пришлось испытать лирическому герою. Не стоит его учить молиться, так как к прошлому возврата нет.

Мама для героя является единственной отрадой и светлым моментом в жизни. Он просит ее не грустить и не ждать его у дороги.

Анализ произведения

Стихотворение написано в жанре элегии. В тексте поэт описал свои чувства и переживания. Работа наполнена грустью и сожалением. Размер стихотворения — пятистопный хорей, который помогает передать ощущение разговора. При чтении стихотворения возникает ощущение, что автор ведет беседу с читателями. Это позволяет почувствовать его переживания. В композиции стихотворения можно выделить несколько частей:

  1. Обращение к маме.
  2. Раскаяние героя и просьба простить его.
  3. Воспоминания о детстве и итог исповеди.

Анализ «Письма матери» Есенина позволяет увидеть переживания поэта. Он показал любовь матери: каким бы ни был ее сын блудным и не верящим в Бога, она все равно ждет и ценит его. В любом возрасте родители переживают за своих детей и тоскуют по ним. При написании стихотворения Есенин использовал следующие средства выразительности:

  • эпитеты — поэт описывает свет несказанным, шушун старомодным, героя нежным;
  • метафоры — автор рассказывает, как струится свет;
  • просторечия — слова «шибко» и «саданул» позволяют передать ощущение разговора.

Анализ стихотворения Есенина «Письмо матери» позволяет выделить несколько тем. В послании герой делится своим разочарованием от жизни. В городе его никто не понимал, женщины не торопились строить с ним семью. Еще одна тема произведения — попытки оправдаться перед мамой. Но герой все равно признает: алкоголь занимает важное место в его жизни, отсюда многие проблемы.

Стих Есенина отражает конфликты и непонимание, которые возникают между поколениями. Мама не понимает образа жизни своего сына.

Это одно из самых откровенных произведений. Поэзия Есенина наполнена разными темами, но особенно среди них выделяется любовь к отчему дому и малой родине.

Герой стихотворения выбрал жизнь в городе, творчество и другие виды деятельности. Но в то же время новые реалии вызывают у него негативную реакцию, поэтому у него сложилось двойственное отношение к окружающей действительности.

Полезные материалы по теме:

Письмо матери история создания. Анализ стихотворения С. Есенина Письмо матери

Сергей Есенин – знаменитый русский поэт, чьи стихотворения до сих пор читают и любят. Стихотворение «Письмо матери» было написано в 1924 году – в последний период творчества поэта, который считается самым ярким и запоминающимся. Это был своеобразный итог его мастерства. В произведении звучит тоска по ушедшему прошлому, печаль от пережитых невзгод и желание скорее вернуться в родную деревню.

Произведение посвящено не столько одному конкретному человеку, сколько собирательному образу матери, а также Родине — матери. Первые строфы – это завязка, служащая небольшим предисловием для читателя. «Ты жива еще, моя старушка?» — риторический вопрос, очень яркое выразительное средство. Автор отвечает на него в следующей строке, так как прекрасно знает ответ. Здесь он переживает за здоровье любимой матери. В третьей и четвертой строфах происходит развитие сюжета и его кульминация, где можно увидеть все чувства, которые испытывает автор к маме, давшей ему жизнь, то, как он переживает за нее. Несмотря на невзгоды, поэт помнит о ней, с пятой строфы он вспоминает прошлое, описывает свои эмоции. И, в последней части, он подводит итог всего стихотворения простой просьбой о том, чтобы мама за него не беспокоилась.

«Письмо матери» — это стихотворение – послание, которое получилось необычайно нежным для такого стиля письма. Есенин использует просторечные выражения, чтобы передать атмосферу деревни и простоты, которую помнит из своего детства. В тоже время, стихотворение перерастает в напряженный монолог, а простые ценности превозносятся автором.

Нежная любовь к матери – вот в чем главная мысль произведения. Никогда нельзя забывать о маме, надо всегда находить время побыть вместе, поговорить, пока существует такая возможность. Поэт раскаивается в своем долгом отсутствии, в беззаботной жизни, пьянстве. Он пережил «утрату и усталость», жизнь пошла не так, как хотелось бы, и единственной его надеждой стало возвращение домой к маме: «Ты одна мне помощь и отрада».

Самое главное то, но что направлено стихотворение. Нужно вовремя осознать свои ошибки, раскаяться и вернуться в родной дом, где попросить прощения у самого близкого человека. Также нельзя оставить без внимания и любовь к Родине. Автор дает читателям патриотический настрой, говорит, что нужно любить, никогда не забывать и восхищаться красотой своей Родины — матери.

Таким образом, стихотворение «Письмо матери» имеет двоякую идею: главная героиня – это и человек и Родина в целом. Сергей Есенин очень сильно любил свой родной край, свою семью и, конечно, же маму, поэтому так хорошо смог передать свои чувства в простых словах.

Краткий анализ

История создания

– Произведение написано в 1924 году.

Тема стихотворения

– Разочарование в жизни и раскаяние в собственных поступках перед матерью.

Стихотворный размер

– Пятистопный хорей с использованием укороченной стопы.

– «
тягостная», «несказанный», «горький».
Инверсии

— «
низенький наш дом», «тоски мятежной».
Просторечные выражения

Образы и символы

  1. Лирический герой Есенина
    – это преданный семье и родине сын, которого измотала жизнь на чужбине. Дом для него – нечто освещенное и возвышенное. Недаром над ним читатель видит «несказанный свет». Герой с большой любовью говорит о родных местах. Он мечтает вернуться в свой «низенький дом». Важно отражение так называемого alter-ego поэта в лирическом герое: судьба Есенина и его героя фактически совпадают и существуют в едином мире.
  2. Образ матери
    , как и образ дома, влечет своей неизведанной притягательной силой. Это добрая волшебница, которая охраняет чистые и светлые стороны души рассказчика. «Ты одна мне помощь и отрада», — говорит поэт матери. Она для Есенина, любящего сына, способна помогать на расстоянии, простые мысли и воспоминания о матери пробуждают чувства и душу поэта, заставляют ностальгировать. Более того, даже читатель заражается ностальгией лирического героя – настолько живой язык и манера передачи мысли – и переносится вместе с ним в деревенский домик, смотрит на старушку «в старомодном ветхом шушуне» и жаждет приезда ее сына. Пожилая женщина ассоциируется с образом родины, крестьянской России, которую поэт берег и любил, как мог. Только в ней он чувствовал себя родным и нужным.
  3. Образ дороги
    символичен: по ней, откуда-то издалека, должен вот-вот приехать лирический герой. Дорога ассоциируется с возвращением блудного сына домой, с надеждой, которая связывает мать и сына: она ждет и верит в то, что мальчик сожмет ее объятиях, а он надеется найти приют и спасение в этой долгожданной встрече.
  4. Дом
    для лирического героя – это территория безмятежности, где можно отдохнуть от суеты. Здесь хорошо забыться и спать долго-долго, чтобы никто не будил. Сам поэт жил в столице, и, возможно, поэтому из столичного движения ему хотелось снова окунуться в сельское умиротворение и покой.
  5. Лирический герой опровергает образ «пропойцы»
    как свой собственный. Он хочет оправдаться в глазах матери, которая всегда желала видеть в сыне достойного человека.

История создания

После многолетней разлуки с матерью Сергей Есенин решил провести немного времени в круги своей семьи. Он пригласил с собой двух приятелей, которым расписал все прелести отдыха на его малой родине — селе Константиново.

Вдохновленные живописным рассказом, товарищи Сергея Александровича согласились составить ему компанию. Однако, будучи уже на железнодорожном вокзале, вся троица задержалась в местном буфете, и не села в свой поезд.

Мать Есенина, Татьяна Федоровна, так и не дождалась в тот день своего сына, который на следующее утро написал покаянное стихотворение «Письмо матери».

Это произошло в 1924 году, когда Сергею Александровичу удалось добиться в своем творчестве филигранной отточенности языка и образов. Однако новое стихотворение более походило на обычный разговор с собеседником, нежели на литературное произведение, что свидетельствует о сильных душевных переживаниях автора.

«Письмо матери», анализ стихотворения Сергея Есенина

Невозможно правильно проанализировать стихотворение «Письмо матери»

, не зная истории его написания.

После многолетней разлуки Есенин собирался в родную деревню навестить мать, и пригласил с собой двух товарищей, вдохновлённых его рассказами о красоте и поэтичности тех мест. Добираться нужно было по железной дороге, и на вокзале вся компания ждала прибытия поезда в буфете. Разговоры и вино скрашивали ожидание, но вскоре деньги у друзей закончились. Тогда один из них предложил сдать свой билет, продолжить посиделки и проводить товарищей. Через время от поездки отказался и второй друг, решили отправить только Есенина. Но разгул получился масштабным: сдал свой билет и он, хотя знал, что мать ждёт его. А наутро написал это пронзительно грустное, покаянное стихотворение.

К 1924 году поэт уже был широко известен, в его творчестве появилась особая отточенность языка и образов. Но «Письмо матери» при первом прочтении кажется скорее живым разговором, а не поэтическим произведением. Обилие просторечных и диалектных слов, часто повторяемое обращение к собеседнику упрощают стихотворение, но глубина и пронзительная печаль содержания уравновешивают впечатление.

В первой строфе — приветствие, не отягощённое тоской, доброе пожелание. Настроение в начале «Письма» умиротворённое, и вторая строфа написана так же. «Пишут мне, что ты… загрустила обо мне»

— навряд ли кто-то мог сообщить Есенину такие сведения, скорее, это видение — матери, высматривающей на дороге сына — подсказало поэту его сердце. И начиная с этой строфы, он как бы отрекается от своей славы и
образа богемного поэта
, становясь простым парнем из деревни, непутёвым, но любящим мать.
«Шибко»
,
«шушуне»
,
«саданул»
— диалектные слова обнажают натуру поэта, не изменившуюся за время его жизни вдали от родного дома. Покаянное письмо призвано успокоить мать, но сквозь утешительные слова проглядывает самая страшная горечь: разочарования, губящего жизнь.

«Не такой уж горький я пропойца»

— зная, какая идёт о нём слава, Есенин пытается хоть отчасти отречься от неё. И далее строки, обращённые к матери, становятся разговором с самим собой. Признание в том, что душа его осталась такой же нежной, какой была много лет назад, что в вихре столичной жизни и известности таится отравляющая тоска, и спасение от неё — лишь в тишине родных мест, становится откровением. Где здесь поэт-щёголь в цилиндре и с тросточкой?! Этот образ смыт искренностью, и обнажённое страдающее сердце ищет успокоения у единственного человека, который может помочь, — у матери.

Седьмая строфа — кульминационная

, здесь горечь разочарования чувствуется в полной мере. Автор просит не пытаться оживить угасшую душу и вернуть ему радость жизни —
«утрата и усталость»
слишком сильны. И дальнейшие слова, обращённые к матери, проникнуты уже не печалью, а безнадёжностью. Её образ Есенин здесь ставит даже выше Бога, по крайней мере, выше религии и её утешения.
«Молиться не учи меня. Не надо!»
— такое отречение может исходить лишь из полностью перегоревшей души…

стихотворения закольцована — пожелание из первой строфы (
«пусть струится несказанный свет»
) становится утверждением в предпоследней (
«ты одна мне несказанный свет»
), и в промежутке настроение автора переходит от ласково-утешительного к горькому и разочарованному. Но мать, её образ остаётся неизменным: и в начале произведения, и в конце она выходит на дорогу
«в старомодном ветхом шушуне»
, высматривая сына. Это повторение ещё раз подтверждает незыблемость опоры — материнского сердца, которое и в поэте, и в кабацком завсегдатае и хулигане видит лишь своё любимое дитя.

Размер стихотворения — пятистопный хорей

, с укороченной стопой во второй и четвёртой строках. Чёткий ритм и перекрёстная рифмовка делают произведение лёгким для запоминания, так же, как и его простые и доходящие до души любого читателя слова.

«Письмо матери» останется одним из лучших стихов Есенина, до тех пор, пока на свете есть матери, прощающие и любящие своих сыновей, и повзрослевшие дети, уставшие и разочарованные жизнью.

  • «Я покинул родимый дом…», анализ стихотворения Есенина
  • «Шаганэ ты моя, Шаганэ. », анализ стихотворения Есенина, сочинение
  • «Белая береза», анализ стихотворения Есенина
  • «Письмо к женщине», анализ стихотворения Есенина
  • «Я помню, любимая, помню…», анализ стихотворения Есенина
  • «Не жалею, не зову, не плачу…», анализ стихотворения Есенина
  • «Песнь о собаке», анализ стихотворения Есенина
  • «Чёрный человек», анализ поэмы Есенина
  • «Спит ковыль. Равнина дорогая…», анализ стихотворения Есенина
  • «Пугачёв», анализ поэмы Сергея Есенина
  • «Собаке Качалова», анализ стихотворения Есенина
  • «Поет зима – аукает», анализ стихотворения Есенина
  • «Пороша», анализ стихотворения Есенина
  • «Русь советская», анализ стихотворения Есенина
  • «Край ты мой заброшенный», анализ стихотворения Есенина

По произведению: «Письмо матери»

По писателю: Есенин Сергей

Центральная тема произведения — разочарование в себе, в собственной жизни. Это отчаянное желание очистить свою душу перед единственным человеком, который всегда простит и все поймет — матерью.

Ни друзья, ни женщины не способны оставить глубокий след в душе поэта, они проносятся суетливой вереницей, безжалостно предавая и изменяя. И только семья способна принять блудного сына таким, каков он есть, без прикрас.

В стихотворении прослеживается тема любви к матери, которая олицетворяет собой и малую родину — цветущий сад, отчий дом, в котором можно укрыться от жизненных невзгод и набраться душевных сил. Мать для Есенина является собирательным образом всего ценного и дорого, что есть у него в жизни.

Идея этого произведения заключается в том, чтобы, невзирая ни на что, не забывать свою семью, свой родной дом. Ведь только там всегда можно найти поддержку и любовь, которые так необходимы каждому человеку.

Молитва матери

На краю деревни старая избушка, Там перед иконой молится старушка.

Молитва старушки сына поминает, Сын в краю далеком родину спасает.

Молится старушка, утирает слезы, А в глазах усталых расцветают грезы.

Видит она поле, поле перед боем, Где лежит убитым сын ее героем.

На груди широкой брызжет кровь, что пламя, А в руках застывших вражеское знамя.

И от счастья с горем вся она застыла, Голову седую на руки склонила.

И закрыли брови редкие сединки, А из глаз, как бисер, сыплются слезинки.

Композиция

Стих имеет кольцевую композицию, для которой характерно полное повторение фразы и в начале, и в конце. Подобный прием позволяет усилить смысловые акценты и придать произведению логическую завершенность.

Первая строфа является своеобразным вступлением, завязкой, которая продолжает развиваться в последующих строках. Бесприютность и неприкаянность лирического героя противопоставлена автором умиротворенности родного дома и силе материнской любви.

В четвертой строфе назревает кульминация, когда лирический герой признается матери в своих грехах, будучи в полной уверенности, что она простит его.

В следующих строфах показаны нежные чувства героя к матери, светлые воспоминания его детства. Последняя строфа служит завязкой, в которой автор подводит итог своей исповеди.

Письмо от матери

Чего же мне Еще теперь придумать, О чем теперь Еще мне написать? Передо мной На столике угрюмом Лежит письмо, Что мне прислала мать.

Она мне пишет: «Если можешь ты, То приезжай, голубчик, К нам на святки. Купи мне шаль, Отцу купи порты, У нас в дому Большие недостатки.

Мне страх не нравится, Что ты поэт, Что ты сдружился С славою плохою. Гораздо лучше б С малых лет Ходил ты в поле за сохою.

Стара я стала И совсем плоха, Но если б дома Был ты изначала, То у меня Была б теперь сноха И на ноге Внучонка я качала.

Но ты детей По свету растерял, Свою жену Легко отдал другому, И без семьи, без дружбы, Без причал Ты с головой Ушел в кабацкий омут.

Любимый сын мой, Что с тобой? Ты был так кроток, Был ты так смиренен. И говорили все наперебой: Какой счастливый Александр Есенин!

В тебе надежды наши Не сбылись, И на душе С того больней и горьше, Что у отца Была напрасной мысль, Чтоб за стихи Ты денег брал побольше.

Хоть сколько б ты Ни брал, Ты не пошлешь их в дом, И потому так горько Речи льются, Что знаю я На опыте твоем: Поэтам деньги не даются.

Мне страх не нравится, Что ты поэт, Что ты сдружился С славою плохою. Гораздо лучше б С малых лет Ходил ты в поле за сохою.

Теперь сплошная грусть, Живем мы, как во тьме. У нас нет лошади. Но если б был ты в доме, То было б все, И при твоем уме — Пост председателя В волисполкоме.

Тогда б жилось смелей, Никто б нас не тянул, И ты б не знал Ненужную усталость. Я б заставляла Прясть Твою жену, А ты как сын Покоил нашу старость». ………..

Я комкаю письмо, Я погружаюсь в жуть. Ужель нет выхода В моем пути заветном? Но все, что думаю, Я после расскажу. Я расскажу В письме ответном…

Обращение к матери

И до Константиново докатываются слухи о бесшабашной жизни поэта, его кабацких посиделках, ночных гуляниях, алкоголе и уголовных делах. Сергей этого ничего и не скрывает, но и не стыдится – это часть его жизни, остов, на котором пишутся стихи, почитаемые простыми читателями. Более для самого себя, чем для матери он пишет:

Есенин знает, что он не совсем оправдал ожидания матери, но стыдится ему нечего, ведь он:

Не расстреливал несчастных по темницам.

Что подразумевается под утратой и усталостью? Возможно, утрата – это понимание того, что добиться всего в жизни ему не удастся, ориентиры меняются и тут Есенин уже не романтик, ведь он научен горьким опытом предательств. Слишком много чувств уже брошено на плаху любви и неизвестно будет ли ещё возможность побывать во власти Амура.

Средства выразительности

Тропы Есенина с первых строк позволяют определить его авторство, ведь они весьма индивидуальны.

  • Эпитеты (несказанный, родная), как и всегда, придают образность и наглядность. Они оживляют общую картину стихотворения. Метафоричность «тоски мятежной» словно вселяет душу в стихотворение.
  • Среди синтаксических средств можно выделить диалектизмы (шибко) и индивидуально авторские слова (бредь), которые помогают определить героя как одного из выходцев из сельской среды.
  • Сравнения («будто кто-то мне в кабацкой драке») позволяют создавать дополнительные яркие картины.

Предлагаю анализ стихотворения Сергей Есенина «Письмо матери», в котором поэт обращается к маме перед визитом в Константиново летом 1924 года.

Отношения Сергея Есенина с матерью всегда были тёплыми и искренними, что подтверждает откровенность и душевность этих строк, написанных перед поездкой в родное село Константиново.

«Письмо матери» – это откровение, которое поднимает в душе Сергея волны воспоминаний перед встречей с мамой после 8-летней разлуки. Это стихотворение одновременно исповедь и обращение, подготовка к реальной встрече, которая не могла не волновать поэта. За 8 лет, проведённых вне Константиново, в судьбе Есенина произошло немало событий. Теперь он известный поэт – это хорошо, но имеет не совсем лестную репутацию – это плохо. Он побывал уже в Америке и Европе – это хорошо, но растерял многих друзей в России – это плохо.

Сергей не может не знать, что мать переживает о нём и ждёт сына:

Темы и проблемы

Настроение, которое дарит нам «Письмо к матери», дарит ощущение ностальгии и светлой грусти.

  1. Тема семьи и взаимоотношения отцов и детей
    – основная тема в произведении. Она важна для понимания стихотворения. Безграничная материнская любовь заставляет старушку каждый день идти ожидать приезда дорогого человека. Здесь же невозможно обойти тему Родины – одно воспоминание о ней поддерживает человека всю жизнь. Все данные темы в совокупности открывают внутренний мир героя как нельзя точнее. Мать переживает за сына, а сын – за мать. Дом выступает как приют для души, успокоение, спасение от волнений и тревог. Здесь, в этом тихом уголке, ждет самая сильная и преданная любовь, которую ничем нельзя заменить.
  2. Проблема отцов и детей
    : как бы герой ни просил мать не ходить на дорогу, она будет ходить, потому что в этом ее успокоение.
  3. Проблема взросления
    тоже занимает важное место: герой обращается к матери с просьбой не учить его больше молиться. Хочется добавить: сын вырос, поздно учить его. Кроме того, лирический герой уже говорит о преждевременно приобретенном жизненном опыте («Слишком раннюю утрату и усталость» герой уже испытал на веку). Он ощущает себя старше своих лет.
  4. Проблема памяти
    – герой С. Есенина не забывает о родителях и доме. Он стремится вырваться из шумной городской жизни в тихую сельскую.

Анализ стихотворения «Письмо матери» (С.А. Есенин)

С. А. Есенин, или «последний поэт деревни», как он сам называл себя, прожил довольно короткую, но драматичную, полную любви и душевных потрясений жизнь. Он родился в селе Константиново, неподалеку от Рязани. Небольшой домик, школа напротив, церковь – вот и всё, что сосредотачивалось в жизни маленького Сергея Александровича. Но именно эта тихая, далекая от городской суеты жизнь, проведенная в наслаждениях рязанскими просторами, и подарила нам гений Есенина. Поэт научился видеть радость в простоте и незатейливости деревенской жизни. Он — преданный сын и брат, который никогда не забывал родителей и часто навещал их.

История создания

Лишь за год с небольшим до смерти С. А. Есенин написал «Письмо матери» в село Константиново, где мать поэта и ждала сына. Окончив школу в родных местах, ее мальчик уехал в Москву, там начал работать и учиться. Однако, несмотря на достойную столичную жизнь, он так и не смог полностью преодолеть тягу к Родине и семье. Тогда, будучи маститым виртуозом поэтического искусства, Есенин был очень занят: разъезжал по командировкам, готовил публикации для газет, посещал мероприятия. Но и в суете признания он чувствовал надломленность и усталость. Единственным человеком, которому он мог откровенно поведать об этом, была мать, которая ассоциировалась у него с малой Родиной, куда он, блудный сын, так хотел вернуться.

Стихотворение «Письмо матери» — своеобразная исповедь поэта, сына, покинувшего родное село и мать. Его физическая оторванность от прежней жизни вовсе не означает духовную разобщенность, наоборот, расстояние заставляет еще больше ценить рязанские земли, сильно тосковать по ним.

Жанр, направление, размер

«Письмо матери» — лирическое произведение, по жанру стихотворение–послание. Сергей Есенин пишет к матери, говоря о своей тоске по ней и по дому.

Творчество крестьянского поэта глубоко реалистично, «Письмо матери» — полное тому подтверждение. Однако сила образа в стихотворении велика, поэтому направление, к которому оно тяготеет – имажинизм.

Размер стихотворения – пятистопный ямб – создает динамику и четкий ритм.

Образы и символы

  1. Лирический герой Есенина – это преданный семье и родине сын, которого измотала жизнь на чужбине. Дом для него – нечто освещенное и возвышенное. Недаром над ним читатель видит «несказанный свет». Герой с большой любовью говорит о родных местах. Он мечтает вернуться в свой «низенький дом». Важно отражение так называемого alter-ego поэта в лирическом герое: судьба Есенина и его героя фактически совпадают и существуют в едином мире.
  2. Образ матери, как и образ дома, влечет своей неизведанной притягательной силой. Это добрая волшебница, которая охраняет чистые и светлые стороны души рассказчика. «Ты одна мне помощь и отрада», — говорит поэт матери. Она для Есенина, любящего сына, способна помогать на расстоянии, простые мысли и воспоминания о матери пробуждают чувства и душу поэта, заставляют ностальгировать. Более того, даже читатель заражается ностальгией лирического героя – настолько живой язык и манера передачи мысли – и переносится вместе с ним в деревенский домик, смотрит на старушку «в старомодном ветхом шушуне» и жаждет приезда ее сына. Пожилая женщина ассоциируется с образом родины, крестьянской России, которую поэт берег и любил, как мог. Только в ней он чувствовал себя родным и нужным.
  3. Образ дороги символичен: по ней, откуда-то издалека, должен вот-вот приехать лирический герой. Дорога ассоциируется с возвращением блудного сына домой, с надеждой, которая связывает мать и сына: она ждет и верит в то, что мальчик сожмет ее объятиях, а он надеется найти приют и спасение в этой долгожданной встрече.
  4. Дом для лирического героя – это территория безмятежности, где можно отдохнуть от суеты. Здесь хорошо забыться и спать долго-долго, чтобы никто не будил. Сам поэт жил в столице, и, возможно, поэтому из столичного движения ему хотелось снова окунуться в сельское умиротворение и покой.
  5. Лирический герой опровергает образ «пропойцы» как свой собственный. Он хочет оправдаться в глазах матери, которая всегда желала видеть в сыне достойного человека.

Темы и проблемы

Настроение, которое дарит нам «Письмо к матери», дарит ощущение ностальгии и светлой грусти.

  1. Тема семьи и взаимоотношения отцов и детей – основная тема в произведении. Она важна для понимания стихотворения. Безграничная материнская любовь заставляет старушку каждый день идти ожидать приезда дорогого человека. Здесь же невозможно обойти тему Родины – одно воспоминание о ней поддерживает человека всю жизнь. Все данные темы в совокупности открывают внутренний мир героя как нельзя точнее. Мать переживает за сына, а сын – за мать. Дом выступает как приют для души, успокоение, спасение от волнений и тревог. Здесь, в этом тихом уголке, ждет самая сильная и преданная любовь, которую ничем нельзя заменить.
  2. Проблема отцов и детей: как бы герой ни просил мать не ходить на дорогу, она будет ходить, потому что в этом ее успокоение.
  3. Проблема взросления тоже занимает важное место: герой обращается к матери с просьбой не учить его больше молиться. Хочется добавить: сын вырос, поздно учить его. Кроме того, лирический герой уже говорит о преждевременно приобретенном жизненном опыте («Слишком раннюю утрату и усталость» герой уже испытал на веку). Он ощущает себя старше своих лет.
  4. Проблема памяти – герой С. Есенина не забывает о родителях и доме. Он стремится вырваться из шумной городской жизни в тихую сельскую.

Основная идея

Главная мысль, которую хочет донести поэт, — это необходимость заботы и памяти о родителях, об их чувствах. Нельзя забывать о матери, сердце которой всегда тревожится за детей, поэтому герой успокаивает «свою старушку», просит не волноваться и не рисовать себе страшных картин. Поэт напоминает читателям: если вы можете жить спокойно, забывшись собственными делами и проблемами, то родители живут только заботами своих детей. Сергей Есенин, обращаясь к матери, использует только нежные слова и выражения, просит ее отбросить пустые переживания, которые лишь тревожат ее. Поэт обещает приехать, а его слову надо верить, ведь он «не такой уж горький пропойца». Смысл его обращения – вселить надежду, но не только в пожилую женщину, но и в себя, ведь именно себя он убеждает в том, что все хорошо.

В образе матери интересна деталь – шушун, с его старостью и ветхостью. Эта деталь рисует картину одиночества и покинутости — частых «друзей» пожилых людей. Поэт ощущает трагизм ее положения и спешит утешить ее, убедить, что она – не одна на свете, даже если дорога пока пустует.

Средства выразительности

Тропы Есенина с первых строк позволяют определить его авторство, ведь они весьма индивидуальны.

  • Эпитеты (несказанный, родная), как и всегда, придают образность и наглядность. Они оживляют общую картину стихотворения. Метафоричность «тоски мятежной» словно вселяет душу в стихотворение.
  • Среди синтаксических средств можно выделить диалектизмы (шибко) и индивидуально авторские слова (бредь), которые помогают определить героя как одного из выходцев из сельской среды.
  • Сравнения («будто кто-то мне в кабацкой драке») позволяют создавать дополнительные яркие картины.

Анализ стихотворения «Письмо к матери» (С. Есенин)

Автор: Guru · Опубликовано 11.09.2016 · Обновлено 29.10.2017

Сергей Александрович Есенин (1895 – 1925) — уникальный «крестьянский» поэт первой четверти XX века. В период, когда он примкнул к имажинизму, в его лирику проникают и городские мотивы. Однако лирический герой всех есенинских циклов, даже будучи в городе, думает и мечтает о родной деревне, крестьянском быте, «стране берёзового ситца», и так и называет себя — «гражданин села». Ярким примером его поэтического отношения к дому является стихотворение «Письмо к матери».

История создания

История написания этого творения следующая: поэт, уже став известным, собрался вместе с товарищами навестить родное село Константиново, но задержался в Москве, и поездка в тот раз не состоялась — после этого он написал «Письмо матери», поскольку она, Титова Татьяна Фёдоровна, ждала его.

В 1924 г., к которому относится написание этого стихотворения, творчество Есенина было уже зрелым – для него характерны серьёзные, не соответствующие его молодому возрасту, переживания, тяжёлые личные драмы, вследствие чего вырисовывается довольно мрачная поэтическая картина мира. Уникальность его заключается в том, что, живя в период Серебряного века, для которого характерны различные литературные кружки, группы и объединения, он не входил ни в одно из этих объединений. Часто произведения Сергея Александровича посвящены родным и близким, друзьям, кому-либо из его окружения. Наряду с посвящениями в его творчестве присутствуют стихотворения-письма, одно из которых мы разбираем.

Жанр, размер, направление

«Письмо матери» написано в жанре элегии, для которого характерно повествование от первого лица и печальные, тревожащие сердце, размышления. Есенинские стихотворения-письма — своеобразное поэтическое единство между лирическим героем и людьми, которые существовали в реальном мире и были поэту дороги. Размер данного стиха — пятистопный хорей.

Направление, выбранное Есениным, — философская лирика. «Письмо матери» — это стихотворение, которое отражает тягостные настроения лирического героя на последнем этапе развития — когда он, чувствуя приближение конца жизни, пишет послание самому дорогому члену семьи и сообщает ему о своих переживаниях. Поэтому мы видим в работе попытки переосмысления пройденного пути, а также желание приободрить мать, развеять ее тревоги.

Композиция

Структура «Письма…» — кольцевая: последние строки двух первых строф и двух последних строф повторяются: «несказанный свет», «в старомодном ветхом шушуне». В подобном композиционном построении делается акцент на переживаниях материнской души: даже после всех откровений блудного сына о его разочаровании в жизни, в боге, после всех просьб не волноваться о нём, материнское сердце не угомонится и будет тосковать о ребенке, предчувствуя беду. Женщина будет выходить навстречу своему чаду, даже если получит письмо, где напишут, что он больше никогда не приедет домой. Преданность и неизменность чувств родителей контрастируют с ветреностью и легкомыслием городской суеты, где все лишь шапочные знакомые.

Образ лирического героя

В целом, образ проходит три этапа развития:

  • деревенский молодой человек, который попадает из родного села в чуждый, враждебный мир городской цивилизации (эти мотивы звучат, например, в поэме «Сорокоуст», написанной в 1921 г.);
  • затем городской поэт-хулиган, мятежник, впоследствии ясно воплощённый в образе бандита Номаха в поэме «Страна негодяев» (1925);
  • и, наконец, — страдающий, тоскующий поэт, уставший от жизни, ощущающий приближение смерти, впавший в депрессию от безвыходности — «Чёрный человек» (1925).

Поскольку «Письмо к матери» сочинено в 1924 году, типаж лирического героя относится к третьей фазе развития образа. Он – усталый и вконец заблудившийся странник, который бежал из родного дома в поисках лучшей участи, но жизнь возвращает его к истокам, заставляя признать, что самое главное он не обрел, а оставил в родном краю. Уместно будет сравнить его с блудным сыном, который, согласно евангельской притче, приходит к отцу с покаянием, отбросив гордыню.

  1. Разочарование в жизни. Перед нами послание прожёгшего свою жизнь сына, к матери. Герой пишет в надежде, что та его поймёт и простит, ведь ни понимания, ни прощения в городе он не нашел, как сильных, искренних чувств. Женщины и друзья проносятся суетливой чередой, меняются и предают, и только семья любит и ждет свою часть, не упрекая и не ставя условий.
  2. В стихотворении звучит и тема оправдания перед родной матерью: «Не такой уж горький я пропойца…». Герой хочет успокоить семью, но не находит сил лгать во благо: все же он признает, что алкоголь в его жизни занял удручающе прочные позиции.
  3. Прослеживается тема любви поэта к своей малой родине — и это чувство для него более возвышенное, чем даже любовь к богу. В свои произведения он мастерски вплетал диалектизмы Рязанской губернии — своего родного края. Эта малая родина — сад, «по-весеннему белый», деревенский дом для лирического героя — своеобразный рай, спасающий от жизненной суеты и тревоги, а мать в этом раю — ангел, «несказанный свет». И перед этим ангелом он исповедуется, раскрывает судьбу, отягощённую страданиями, безысходностью и печалью.
  4. В стихотворении «Письмо матери» прослеживается ещё одна, характерная для литературы тема — непонимания, всегда возникающего между старым и новым поколением.

В его творчестве гармонично сочетались крестьянские, деревенские лирические мотивы и настроение мятежа, восстания, борьбы, но в данной работе борьба уступает место горечи и предчувствию фатального поражения.

  1. Во-первых, главная мысль поэта заключается в том, что нельзя забывать отчий дом и семью, что бы в жизни ни происходило. Только там можно найти поддержку и бескорыстную, жертвенную любовь, которых так не хватает взрослому человеку, отделенному от малой родины.
  2. Во-вторых, очевидна идея облегчения души посредством исповеди перед той женщиной, которая привела его на эту землю. Возможно, в ее образе он видит свое предназначение, то, чем задумал его Господь, и он подводит жизненные итоги своего бегства от судьбы и призвания, данных свыше.
  3. В-третьих, смысл работы – показать наступление нового мира (заключающегося в образе сына) и отступления старого (заключающегося в образе матери). Он открыто заявляет: «И молиться не учи меня, не надо! // К старому возврата больше нет!» — здесь автор намекает на то, что наступили новые — то есть советские времена, в которых не верят в бога, и вообще нет никакой религии, поэтому учить старые молитвы — бессмысленно. А мать лирического все еще ходит в «старомодном ветхом шушуне». Ключевые слова здесь — «старомодный» и «ветхий», относящиеся к матери. Ведь она по-прежнему принадлежит к старому, обветшалому прошлому, где верят в бога и молятся, ей и её поколению не понять до конца настоящего, и уж тем более будущего.

Сын, несмотря на любовь к родине и крестьянскому быту, отказывается жить по законам вчерашнего дня, он принимает завтрашний и сегодняшний устав, он в нём вырос и стал известным, тогда как еще вчера он по праву рождения пахал бы землю и не смел даже задуматься о творчестве. Однако в разочаровании и печали сквозит неприятие многих новых реалий, поэтому его отношение к окружающей действительности двойственное.

Анализ стихотворения «Письмо матери» Есенина

Стихотворение «Письмо матери» относится к позднему периоду творчества Сергея Александровича Есенина, который стал вершиной литературного мастерства поэта. В нём звучит усталость от житейских невзгод, тоска по ушедшей чистой юности и отчему дому.

Предлагаем краткий и полный анализ «Письмо матери» по плану, который поможет подготовиться к уроку литературы в 10–11 классе или к написанию сочинения на заданную тему.

  1. Текст стихотворения «Письмо матери»
  2. Краткий анализ произведения
  3. Анализ стихотворения «Письмо матери»
  4. Подробный анализ стихотворения
  5. Сочинение о стихотворении Письмо матери

Текст стихотворения «Письмо матери»

Сергей Есенин

Письмо матери

Ты жива еще, моя старушка?

Жив и я. Привет тебе, привет!

Пусть струится над твоей избушкой

Тот вечерний несказанный свет.

Пишут мне, что ты, тая тревогу,

Загрустила шибко обо мне,

Что ты часто xодишь на дорогу

В старомодном ветxом шушуне.

И тебе в вечернем синем мраке

Часто видится одно и то ж:

Будто кто-то мне в кабацкой драке

Саданул под сердце финский нож.

Ничего, родная! Успокойся.

Это только тягостная бредь.

Не такой уж горький я пропойца,

Чтоб, тебя не видя, умереть.

Я по-прежнему такой же нежный

И мечтаю только лишь о том,

Чтоб скорее от тоски мятежной

Воротиться в низенький наш дом.

я вернусь, когда раскинет ветви

По-весеннему наш белый сад.

Только ты меня уж на рассвете

Не буди, как восемь лет назад.

Не буди того, что отмечалось,

Не волнуй того, что не сбылось,-

Слишком раннюю утрату и усталость

Испытать мне в жизни привелось.

И молиться не учи меня. Не надо!

К старому возврата больше нет.

Ты одна мне помощь и отрада,

Ты одна мне несказанный свет.

Так забудь же про свою тревогу,

Не грусти так шибко обо мне.

Не xоди так часто на дорогу

В старомодном ветxом шушуне.

Краткий анализ произведения

Стихотворение «Письмо к матери» имеет свою реальную предысторию. Поэт давно не был на Родине, он знал, что мать очень ждёт своего сына, поэтому уговорил приятелей составить ему компанию и навестить родные места.

Но в день накануне отъезда вся компания задержалась в трактире, поэтому мать так и не дождалась своего сына. Одолеваемый душевными терзаниями Сергей Есенин посвятил ей своё стихотворение, но оно скорее похоже на диалог, на исповедь.

  • История создания – Произведение написано в 1924 году.
  • Тема стихотворения – Разочарование в жизни и раскаяние в собственных поступках перед матерью.
  • Композиция – Кольцевая композиция.
  • Жанр – Послание.
  • Стихотворный размер – Пятистопный хорей с использованием укороченной стопы.
  • Метафоры – «струится свет».
  • Эпитеты – «тягостная», «несказанный», «горький».
  • Инверсии – «низенький наш дом», «тоски мятежной».
  • Просторечные выражения – «шибко», «саданул».

Стихотворение «Письмо к матери» написано так просто, но так проникновенно, что перед глазами оживает образ ветхой старушки, которая сильно ждёт сына, но уже и не надеется, что он когда-то вернётся домой. Но всё равно ходит на дорогу в своей ветхой одежде. Так ждать и любить умеет только мать.

И Есенину удалось рассказать об этом в самых простых словах так, что каждый человек помнит строки из стихотворения и в некоторой степени соотносить мать поэта со своей матерью.

Мне нравится 11

Анализ стихотворения «Письмо матери»

Стихотворение Сергея Александровича Есенина «Письмо матери» написано в 1924 году и относится к поздней лирике 1924 – 1925 годов, когда поэт достиг вершины своего мастерства. Лирическое произведение, которое можно считать программным, подводящим итоги, создано перед приездом на родину в село Константиново, где Есенин не был 8 лет.

Стихотворение носит исповедальный, покаянный характер, поражает своей предельной искренностью, открытостью, откровенностью.

В стихотворении раскрываются тема матери, безграничной, всепрощающей, всепоглощающей материнской любви; тема сыновней любви, родного дома, жизненных ошибок и нравственного возрождения.

Рассмотрим, как воплощаются эти темы в стихотворении, какие сопутствующие им мотивы звучат, анализируя движение лирического сюжета.

Следуя логике эпистолярного жанра, в начале произведения приветствие в форме риторического вопроса и обращения:

Необычно поэтично и лирически взволнованно выражено пожелание:

Тот вечерний несказанный свет.

Тема родного дома дополняется мотивом света как символа покоя, гармонии, тепла, уюта, домашнего очага. Метафора «струится» делает этот свет ещё более ощутимым, а эпитет «несказанный» подчёркивает, какое важное значение имеет свет родного дома для лирического героя.

Несказанный – значит необыкновенный, его невозможно выразить словами. Этот эпитет есть и в стихотворении «Несказанное, синее, нежное…», в котором лирический герой подводит итог своей жизни, признаётся в жизненных ошибках.

Во второй и третьей строфе раскрывается тема матери. Образ матери передается через её эмоциональное состояние, которое помогает понять следующий лексический ряд: «тая тревогу», «загрустила шибко».

«Тая» — значит скрывая от других, держа в себе, никому не открывая, а это очень тяжело – держать в себе тревоги, постоянно думать и грустить о сыне, беспокоясь за его судьбу, ни на кого не перекладывая своё горе, свою печаль.

Просторечное слово «шибко» (сильно) тоже служит созданию образа матери – простой русской крестьянки. Дополняет образ матери и портретная деталь – «старомодный ветхий шушун», которая делает этот образ трогательным.

Диалектное слово «шушун» — женская верхняя короткополая одежда или кофта была распространена в северорусских и отчасти среднерусских областях Российской империи.

В третьей строфе как антитеза вечернему несказанному свету появляется вечерний синий мрак, в котором мать видит, представляет страшную картину:

Саданул под сердце финский нож.

«Кабацкая драка», «финский нож», грубо –просторечное слово «саданул» — это всё реалии грешной, «неправильной» жизни лирического героя, и вещее сердце матери предчувствует трагедию.

Четвертая строфа – это кульминация лирического сюжета, с 5 –ой по 8‑ую строфы развитие действия идёт по нисходящей линии. Лирический герой успокаивает свою мать:

Это только тягостная бредь.

Не такой уж горький я пропойца,

Признавая свою греховность («горький пропойца»), герой всё же обещает вернуться к матери. Сыновняя любовь передаётся и с помощью обращения «родная», и с помощью самохарактеристики: «по-прежнему такой же нежный».

Обращаем внимание на существительное 3‑го склонения (авторский неологизм) «бредь». В лирике Есенина можно встретить немало таких неологизмов: цветь, алость, темь.

Особую роль играет образ весеннего сада – символа обновления души. Лирический герой испытывает сложные и противоречивые чувства. С одной стороны, он мечтает вернуться в «низенький» дом.

«Низкий дом с голубыми ставнями, //Не забыть мне тебя никогда…» — звучит в другом стихотворении этого же 1924 года. Он надеется на родине избавиться «от тоски мятежной», обрести покой и гармонию, но и в то же время понимает, что «к старому возврата больше нет».

«Слишком ранняя утрата и усталость» — вот причина того, что лирический герой не надеется на полное духовное возрождение.

Анафорический повтор и целый ряд побудительных предложений, синтаксический параллелизм усиливают чувство горечи:

Не волнуй того, что не сбылось…

Обращает на себя внимание глагол «отмечталось» с приставкой «от», обозначающей завершение действия, явления или события.

В лирике Есенина роща «отговорила» берёзовым весёлым языком, белая липа «отцвела», соловьиный рассвет «отзвенел».

Лирический герой живёт в полном соответствии с законами природы: всё проходит, всё изменяется, отцветает липа – проходит молодость. Почему лирический герой просит мать, чтобы она не учила его молитве?

Он живёт в обществе, где узаконен полный отказ от религии, которая провозглашена «опиумом для народа», поэтому он и утверждает: «К старому возврата больше нет». В другом стихотворении Есенина «Мне осталась одна забава…» отношение к вере высказано противоречиво:

Горько мне, что не верю теперь».

Стыдно было в молодости, когда в первые революционные годы религия подвергалась осмеянию, но горько стало в более зрелые годы, когда понял, что только вера спасла бы его, а верить, как прежде уже не может.

Завершается стихотворение, как и начиналось – образом матери.

Лексический повтор подчёркивает, что только мать способна спасти нравственно погибающего сына: Ты одна мне помощь и отрада, Ты одна мне несказанный свет.

Здесь мотив несказанного света приобретает новое звучание – это любовь матери, тепло и свет её души. Возвращение грешного сына в родительский дом вызывает реминисценции, связанные с библейским сюжетом о блудном сыне.

Кольцевая композиция придаёт логическую завершённость мысли, усиливает смысловые акценты.

Художественное время содержит и настоящее, и прошедшее, и будущее. Это можно проследить по глаголам. В настоящее время герой пишет письмо матери. Мать ходит на дорогу – это постоянно протекающее действие, так же как картины кабацкой драки, которые ей постоянно представляются.

Герой мечтает вернуться в родной дом. Будущее время – «вернусь». Глаголы прошедшего времени: мать загрустила, о своём прошлом герой говорит: «отмечталось», «не сбылось», «привелось испытать».

Художественное пространство вмещает в себя реальное: дорогу, вечерний синий мрак (хронотоп: время – вечер, пространство – мрак), но и нереальное, то что представляется. Матери представляется кабак, герою дом и сад, о которых он мечтает.

Стихотворение относится к жанру послания, которое довольно часто встречается в лирике Есенина. В прозе давно был известен жанр письма, а в поэзии письмо сделалось популярным в Серебряный век. Эпистолярная лирика Есенина наиболее оригинальная, новаторская по форме и содержанию.

Стихотворение написано пятистопным ямбом, состоит из 9 катренов (четверостиший), рифмовка перекрёстная. Чередуются женская (старушка – избушкой) и мужская (привет – свет) рифмы.

Музыкальность – ещё одна особенность лирики Есенина. Многие его стихи положены на музыку, не является исключением и «Письмо матери».

Подробный анализ стихотворения

История создания

После многолетней разлуки с матерью Сергей Есенин решил провести немного времени в кругу своей семьи. Он пригласил с собой двух приятелей, которым расписал все прелести отдыха на его малой родине – в селе Константиново.

Вдохновлённые живописным рассказом, товарищи Сергея Александровича согласились составить ему компанию. Однако, будучи уже на железнодорожном вокзале, вся троица задержалась в местном буфете и не села в свой поезд.

Мать Есенина, Татьяна Федоровна, так и не дождалась в тот день своего сына, который на следующее утро написал покаянное стихотворение «Письмо матери».

Это произошло в 1924 году, когда Сергею Александровичу удалось добиться в своём творчестве филигранной отточенности языка и образов. Однако новое стихотворение более походило на обычный разговор с собеседником, нежели на литературное произведение, что свидетельствует о сильных душевных переживаниях автора.

Тема

Центральная тема произведения – разочарование в себе, в собственной жизни. Это отчаянное желание очистить свою душу перед единственным человеком, который всегда простит и всё поймёт – перед матерью.

Ни друзья, ни женщины не способны оставить глубокий след в душе поэта, они проносятся суетливой вереницей, безжалостно предавая и изменяя. И только семья способна принять блудного сына таким, каков он есть, без прикрас.

В стихотворении прослеживается тема любви к матери, которая олицетворяет собой и малую родину – цветущий сад, отчий дом, в котором можно укрыться от жизненных невзгод и набраться душевных сил. Мать для Есенина является собирательным образом всего ценного и дорогого, что есть у него в жизни.

Идея этого произведения заключается в том, чтобы, невзирая ни на что, не забывать свою семью, свой родной дом. Ведь только там всегда можно найти поддержку и любовь, которые так необходимы каждому человеку.

Композиция

Стих имеет кольцевую композицию, для которой характерно полное повторение фразы и в начале, и в конце. Подобный прием позволяет усилить смысловые акценты и придать произведению логическую завершенность.

Первая строфа является своеобразным вступлением, завязкой, которая продолжает развиваться в последующих строках. Бесприютность и неприкаянность лирического героя противопоставлена автором умиротворенности родного дома и силе материнской любви.

В четвёртой строфе лирический герой признается матери в своих грехах, будучи в полной уверенности, что она простит его.

В следующих строфах показаны нежные чувства героя к матери, светлые воспоминания его детства. В последней строфе автор подводит итог своей исповеди.

Стихотворный размер – пятистопный хорей, с укороченной стопой во второй и четвёртой строках.

Жанр

Произведение написано в жанре послания, и он обозначен уже в самом названии произведения. Это письмо, предназначенное конкретному адресату – матери.

Средства выразительности

В своем произведении поэт мастерски пользуется самыми разнообразными средствами выразительности, среди которых метафоры («струится свет»), эпитеты («тягостная», «несказанный», «горький»), инверсии («низенький наш дом», «тоски мятежной»), просторечные выражения («шибко», «саданул»).

Сочинение о стихотворении Письмо матери

В 1924 году, после 8‑летней разлуки, Сергей Есенин решил посетить родное село Константиново и встретиться со своими близкими. Накануне отъезда на родину из Москвы поэт написал проникновенное и очень трогательное «Письмо матери», которое в наши дни является программным стихотворением и одним из наиболее ярких образцов есенинской лирики.

Творчество этого поэта весьма многогранно и незаурядно. Однако отличительная особенность большинства произведений Сергея Есенина в том, что в них он предельно честен и откровенен. Поэтому по его стихотворениям можно легко проследить весь жизненные путь поэта, его взлеты и падения, душевные терзания и мечты.

«Письмо матери» в этом смысле не является исключением. Это – исповедь блудного сына, полная нежности и раскаянья, в которой, между тем, автор прямо заявляет о том, что менять свою жизнь, которую к тому моменту считает загубленной, не собирается.

Литературная известность пришла к Есенину довольно быстро, и еще до революции он был достаточно хорошо известен читателям благодаря многочисленным публикациям и сборникам лирических стихотворений, поражающих своей красотой и изяществом.

Тем не менее, поэт ни на миг не забывал о том, откуда он родом, и какую роль в его жизни играют близкие ему люди – мать, отец, старшие сестры. Однако обстоятельства сложились так, что долгие восемь лет у любимца публики, ведущего богемный образ жизни, не было возможности побывать в родном селе.

Вернулся туда он литературной знаменитостью, однако в стихотворении «Письмо матери» нет и намека на поэтические достижения. Наоборот, Сергей Есенин беспокоится о том, что до матери наверняка докатились слухи о его пьяных дебошах, многочисленных романах и неудачных браках.

Несмотря на свою известность в литературных кругах, поэт осознает, что не смог оправдать ожиданий матери, которая в первую очередь мечтала видеть сына хорошим и порядочным человеком. Каясь в своих проступках перед самым близким человеком, поэт, тем не менее, отказывается от помощи и просить мать лишь об одном – «не буди того, что отмечталось».

Для Есенина мать – не только самый родной человек, который может все понять и простить, но и душеприказчица, своего рода ангел-хранитель, чей образ оберегает поэта в самые трудные минуты его жизни.

Однако он прекрасно осознает, что уже никогда не будет таким, как прежде – богемный образ жизни лишил его духовной чистоты, веры в искренность и преданность. Поэтому Сергей Есенин с затаенной грустью обращается к матери со словами: «Ты одна мне помощь и отрада, ты одна мне несказанный свет».

Что кроется за этой теплой и нежной фразой? Горечь разочарования и осознание того, что жизнь сложилась совсем не так, как хотелось бы, и менять что-либо уже поздно – слишком тяжел груз совершенных ошибок, исправить которые невозможно.

Поэтому, предвкушая встречу с матерью, которой суждено стать последней в жизни поэта, Сергей Есенин интуитивно понимает, что для своей семьи он – практически чужой человек, отрезанный ломоть. Однако для матери он по-прежнему остается единственным сыном, беспутным и слишком рано покинувшим отчий дом, где его все еще ждут, несмотря ни на что.

Понимая, что в даже в родном селе, где с детства все знакомо, близко и понятно, обрести душевный покой ему вряд ли удастся, Сергей Есенин уверен, что предстоящая встреча будет недолгой и не сможет залечить его душевные раны.

Автор чувствует, что отдаляется от своей семьи, но готов принять со свойственным ему фатализмом и этот удар судьбы.

Он беспокоится не столько за себя, сколько за мать, которая переживает за сына, поэтому просит ее: «Не грусти так шибко обо мне». В этом строчке – предчувствие собственной гибели и попытки хоть как-то утешить ту, для которой он всегда останется самым лучшим, дорогим и любимым человеком.

Читайте также: Анализ стихотворения «Береза» Сергея Есенина.

Стихотворение «Письмо матери» Сергея Александровича Есенина − своеобразное подведение итогов восьмилетнего периода жизни молодого поэта. Времени, которое он провёл вдали от своей малой родины. Молодой Есенин осознаёт, каким он стал, живя в столице, что теперь значит для него родной дом.

Ссылка на основную публикацию