Петя Трофимов – характеристика персонажа пьесы А.П. Чехова “Вишнёвый сад”

Образ и характеристика Пети Трофимова в пьесе Вишневый сад Чехова сочинение

Петя Трофимов в пьесе «Вишнёвый сад» с первого своего появления предстаёт в образе студента. Если быть точнее, он из той категории студентов, которые не раз были отчислены с учебного заведения. Второй очень значимый элемент образа данного персонажа это умение попадать в неловкие ситуации.

Задумка автора произведения по отношению к Трофимову является в создании положительного образа человека, который не обременён лишними тяготами и предрассудками. В пьесе персонаж не имеет забот о своём деле, имени. В конечном итоге он должен был стать ключевой фигурой в разрешении конфликта произведения. Положительный персонаж, который способен посмотреть непредвзято на события пьесы. Мировоззрение Пети заключается в трудовой деятельности которая способна открыть путь в светлое будущее странны. Но добавить шаблонного и положительного персонажа не является главной прерогативой А. П. Чехова. Поэтому Трофимов выступает в столь не однозначной роли.

Очень сильно бросается саркастическое отношения автора и участников пьесы по отношению к Пете. Внешний образ персонажа является очень посредственным, он не является красавцем и не стремится таковым быть. При всем этом в пьесе он выступает в качестве романтического героя. Этот образ полностью раскрывается благодаря его речей. Но при глубоком рассмотрении они являются очень категорическими и без правильного восприятия жизни.

Отрицательной чертой характера не умение воспринимать жизненные вещи. Он ведёт во всем только пошлость, отсталость и дикость. Вишнёвый сад для Трофимова не представляет никакой ценности и не вызывает положительных чувств. Петя видит в нем остатки крепостного права и был бы рад выкорчевать сад. Данный персонаж является глубоко идейным человеком. Исходя из этого он не замечает простых жизненных принципов и людей.

Превозносить себя выше любви, это то, что умеет Петя. На самом деле данное поведение показывает обратную сторону сущности и определяет негативное отношение к персонажу. Данное превозношение, не более как моральная незрелость. Наш герой не способен идти за своими идеями. Ярким примером этого является его жизнь за счёт Раневской в частности, которая с касты тех, против кого он очень категорически борется, но пока что только на словах.

Из ярко выраженных позитивных качеств характера можно выделить его умение верить в лучшее будущее. В такие моменты Трофимов является человеком умеющим мечтать и строить жизненные планы. Так же стоит отметить его трудолюбие.

Главным посылом данного персонажа в пьесе является указание жизненного пути и помощь в другим людям. Окромя этого он знает, что себе он помочь ничем не может и никогда не достигнет счастья.

Вариант 2

Пётр Сергеевич Трофимов — один из участников пьесы Чехова «Вишнёвый сад». Это не главная роль, но всё равно имеющая довольно большой вес для сюжета.

Трофимову двадцать шесть или двадцать семь лет, точно этого не известно, по профессии он разночинный, который учил сына Раневской до того, как тот скончался. За Петей также закрепилось прозвище «вечного студента» или «гимназиста», потому что он никак не может окончить курс, всё учится да учится.

Из того, что говорят окружающие его люди, можно понять, что он выглядит старше, чем есть на самом деле, что он весьма беден, потому что одежда его поношена, а сапоги вовсе грязные и неухоженные, хотя он сам гордится своей бедностью в одной из сцен.

Петр носит очки, что придаёт ему интеллигентный вид, а это, в свою очередь, очень важная деталь, потому что Трофимов считает интеллигенцию дворянства — пережитком прошлого, что будущее за рабочим классом, а то устоявшиеся общество и его нормы, которые есть сейчас, давно себя изжили. И всё бы ничего в этих рассуждениях, но только это вылетает из уст человека, который в своей жизни и сам привык только думать, а не работать физически. Из уст человека, который всем только говорит, как было бы лучше, задаёт вектор, но не делает шагов к тому, чтобы исполнить свои рассуждения.

Пётр Сергеевич — самый настоящий интеллигент, который винит всю интеллигенцию вокруг, не замечая того, что винить в таком случае нужно и себя. На все эти речи о новом будущем, о бесполезности дворянства и интеллигенции, невероятной симпатией отвечает дочка Раневской, Аня, которая по уши влюбляется в Петра Сергеевича.

Стоит отметить также и то, что Трофимов — очень добрый, умный и скромный человек, который живёт в бане у Раневской, чтобы не смущать никого своим присутствием. По жизни же он зарабатывает переводами с различных языков, скитаясь с места на место. Раневская-старшая указывает ему на то, что ему уже достаточно лет, чтобы влюбиться, остепениться и начать жизнь семьёй, а он всё только учится и не может окончить университет.

Сам Чехов писал в письме к своей жене, что ему очень сложно дался образ Трофимова, потому что у этого персонажа неопределенная жизнь, его выгоняют из учебного заведения, он в ссылке, поэтому изобразить это Чехову было трудно.

Сочинение на тему Петя Трофимов

Творение Чехова „Вишневый сад” заслуживает человеческого внимание в любое время. Это не просто рассказ о продаже сада в случае материальных затруднений, сад – это прошлое и будущее, жизнь, воспоминания человечества.

Состав героев автор поделил на два лагеря: представители „старой” и „новой” России. Ярким посланником и защитником отцовского наследия был студент и учитель Петя Трофимов.

С Раневской он знаком достаточно давно, ведь был учителем у младшего сына Гриши, но с мальчиком случилось несчастье, он утонул, оставив безутешную мать.

Трофимов больше не работал на эту семью, однако остался верным другом и советчиком. Все привыкли видеть Петю юным студентом с несбыточными мечтами, но перед ними мужчина 27 лет в студенческом мундире и очках.

Бесспорно, герой повзрослел, и Чехов показывает как выросли его мысли в духовном плане. Автор представил перед нами живого человека: он падает с лестницы, теряет галоши, но даже слово „недотепа”, обращённое к нему, не снижает его достоинства, а наоборот, показывает всю реальность образа.

И этот „недотепа”, „вечный студент“, „облезлый барин” на самом деле глубокая и чистая душа, ведь из всех героев, о четко понимает ситуацию, анализирует её и пытается помочь дельным советом. Именно этому простому человеку автор доверяет самые большие монологи, которые заставляют задуматься не только о саде, но и о судьбе и жизни человека.

Да, он не строит планы на далёкое будущее, не имеет гроша за душой, однако является тем мостом, который движет жизнью, он верит в светлое будущее России и человечества.

Интересным является разговор Трофимова о гордом человеке. Он твердо заявляет, что такому качеству нет места в жизни общества. В самом проявлении его нет смысла, ведь рациональнее признать свои ошибки и начать исправляется. Этими речами он завораживает всех героев, ведь у них нет аргументов против этой правды.

Петя Трофимов верит в прогресс и будущее России, он осуждает тех, кто идут лёгким путем и сдаются, называют себя людьми высшего общества, а прислуге говорят „ты“. Поэтому он рьяно защищает судьбу вишневого сада, понимая, что с ним погибнет истинное, достойное прошлое свободного человека.

Петя Трофимов в «Вишневом саде»

В первый раз Петя появляется в пьесе в старых, неухоженных вещах. С самых первых строк о нем автор хочет показать нам этого человека с двух его важных сторон. Во-первых, он уже очень давно пытается окончить университет, но его постоянно выгоняют, он снова поступает и так цикл повторяется. Во-вторых, он удивительным образом оказывается не в том месте и не в то время. Из-за этого у него куча проблем.

Герой-разночинец

Образ Пети сильно связан в произведении с образом человека не обремененным никакими заботами, будь то работа в имении или какое-то ремесло. Но при этом автор произведения наделяет парня сугубо положительными чертами характера и в целом, лепит из него положительного героя всей пьесы. Он даже, можно сказать, противопоставляется вечно занятой своими делами Раневской.

Также герой задумывался, как избавитель главной проблемы всего произведения за счет своих идей и мнения. Он сильно осуждает грехи прошлого, а именно крепостничество в стране и верит в то, что вскоре Россия зацветет и будет похода на один большой сад. Автор же не привык делать пластиковых героев. Все мы не черные и не белые, а что-то среднее. Трофимов тоже не исключение, у него есть свои недостатки, и пьеса раскроет их.

Комичность всего образа Пети Трофимова

Петя все-таки более ироничный персонаж. Именно это нам и пытается показать далее автор через героев произведения.

Петя совсем не похож на красавца, и он сам об этом говорит. Все это добавляет комичности его герою. В целом все его дальнейшее описание сильно разниться с его речами в начале пьесы. Но в дальнейшем рассмотрении они уже не кажутся такими сладкими и беззаботными. В них сквозит сплошным морализмом и абсолютным непониманием существующей действительности в стране и не желанию ее принять.

Трофимов смотрит на все через призму будущего, он абсолютно не способен видеть красоту в настоящем. Все прекрасные оды о нашей большой стране звучат из уст Лопахина, а не Пети. Он же в настоящем видит только грязь и еще раз грязь. Все лучшее же он связывает с будущим.

Петя и абсолютно равнодушен или даже критичен в отношении вишневого сада. Он запрещает им восхищаться и влюбленной по уши в него молодой Ане. В саду он видит лишь темное прошлое, когда крепостных заставляли его сажать. За своими идеалами он не замечает простых людей, окружающих его.

Петя Трофимов – это герой произведения Чехова признан показать всем остальным, куда им действительно нужно стремиться и как быть счастливыми людьми. Показывает это авто через призму несчастности самого Пети. Это его путь и его ноша, с которой ему приходится идти.

Также читают:

Картинка к сочинению Образ и характеристика Пети Трофимова в пьесе Вишневый сад

Популярные сегодня темы

Близкие люди, семья – самое дорогое, что есть в жизни каждого человека. Родители, бабушки и дедушки, братья и сестры – мы бесконечно любим их и очень хотим видеть всегда здоровыми и счастливыми.

Василий Макарович Шукшин – уникальный самобытный советский автор. В центре его произведений, как правило, очень простые люди из деревни. Их характеры прописаны в типичным для Шукшина народным юмором и немного шутливо

При первом взгляде на картину Василия Андреевича Тропинина, мы видим молодую девушку на сером фоне. На самом деле все его картины написаны об окружающем мире людей.

Лев Николаевич Толстой в романе «Война и мир» пишет о многих девушках. Образ Марьи Болконской не стал исключением. Толстой описывает тяжелую жизнь девушки

Ивану Алексеевичу Бунину принадлежит удивительная жизнь, наполненная прекрасными событиями. В его творчестве часто встречаются автобиографические мотивы, поэтому его жизнь важна для всех, кто читает произведения Бунина.

Образ и характеристика Пети Трофимова в пьесе “Вишневый сад”: описание героя (Петр Трофимов)

Образ и характеристика Пети Трофимова в пьесе “Вишневый сад”

Полное имя героя – Петр Сергеевич Трофимов:
“. Трофимов Петр Сергеевич, студент. “

Петя Трофимов – студент:
“. Трофимов Петр Сергеевич, студент. “

Петя Трофимов – бывший учитель Гриши, сына Раневской:
“. А Петя Трофимов был учителем Гриши, он может напомнить…”
“. Петя Трофимов, бывший учитель вашего Гриши… Неужели я так изменился. “

Возраст Пети Трофимова – 26-27 лет:
“. Вам двадцать шесть лет или двадцать семь. ”
“. Мне еще нет тридцати, я молод. “

Внешность Пети Трофимова:
“. Входит Трофимов в поношенном студенческом мундире, в очках. ”
“. Что же, Петя? Отчего вы так подурнели? Отчего постарели. ”
“. Какой вы стали некрасивый, Петя, как постарели. ”
“. Вы были тогда совсем мальчиком, милым студентиком, а теперь волосы не густые, очки. ”
“. И надо же что‑нибудь с бородой сделать, чтобы она росла как‑нибудь…”
“. Петя, вот они, ваши калоши, возле чемодана. (Со слезами.) И какие они у вас грязные, старые…”

Петю называют “облезлым барином” из-за его бедности:
“. Меня в вагоне одна баба назвала так: облезлый барин. ”
“. Облезлый барин. “

Петя Трофимов – вечный студент. Он никак не может закончить учебу:
“. а вы все еще гимназист второго класса. ”
“. Неужели вы все еще студент. ”
“. Должно быть, я буду вечным студентом. ”
“. Наш вечный студент все с барышнями ходит. ”
“. Ему пятьдесят лет скоро, а он все еще студент. “

Петю уже 2 раза отчисляли из университета:
“. Вечный студент! Уже два раза увольняли из университета. “

Петя Трофимов не занимается никаким серьезными делом:
“. только, голубчик, надо же учиться, надо курс кончить. Вы ничего не делаете, только судьба бросает вас с места на место, так это странно…”

Петя Трофимов зарабатывает на жизнь переводами с иностранных языков:
“. Есть. Благодарю вас. Я за перевод получил. Вот они тут, в кармане. “

Петя Трофимов – умный человек:
“. Какой вы умный, Петя. “

Петя Трофимов – хороший, добрый человек:
“. Пожалейте меня, хороший, добрый человек. “

У Пети Трофимова чистая душа:
“. Ну, Петя… ну, чистая душа… я прощения прошу…”

Петя Трофимов – скромный человек. Он боится стеснять окружающих:
“. В бане спят, там и живут. Боюсь, говорят, стеснить. “

Петя Трофимов – смешной человек, чудак:
“. Смешной вы. ”
“. смешной чудак, ур*д…”
“. Петя, погодите! Смешной человек, я пошутила! Петя. ”
“. Какой чудак этот Петя…”

Петя Трофимов – философ в душе:
“. Трофимов. Кто знает? И что значит – умрешь? Быть может, у человека сто чувств и со смертью погибают только пять, известных нам, а остальные девяносто пять остаются живы.

Петя Трофимов умеет красиво говорить:
“. Как хорошо вы говорите. “

Петя Трофимов – оптимист несмотря на то, что он уже много испытал в жизни:
“. Мне еще нет тридцати, я молод, я еще студент, но я уже столько вынес! Как зима, так я голоден, болен, встревожен, беден, как нищий, и – куда только судьба не гоняла меня, где я только не был! И все же душа моя всегда, во всякую минуту, и днем и ночью, была полна неизъяснимых предчувствий. Я предчувствую счастье, Аня, я уже вижу его…”

После истории с вишневым садом Петя возвращается в Москву на учебу:
“. Да, провожу их в город, а завтра в Москву. “

Петя Трофимов – гордый человек:
“. Оставь, оставь… Дай мне хоть двести тысяч, не возьму. Я свободный человек. И все, что так высоко и дорого цените вы все, богатые и нищие, не имеет надо мной ни малейшей власти, вот как пух, который носится по воздуху. Я могу обходиться без вас, я могу проходить мимо вас, я силен и горд. “

Петя гордится тем, что он беден:
“. Да, я облезлый барин и горжусь этим. “

Петя стремится к “высшему счастью”:
“. Человечество идет к высшей правде, к высшему счастью, какое только возможно на земле, и я в первых рядах. “

Петя стремится к свободе и призывает всех “быть свободными”:
“. Если у вас есть ключи от хозяйства, то бросьте их в колодец и уходите. Будьте свободны, как ветер. “

Петя Трофимов дружит с Аней Раневской. Он пропагандирует ей свои взгляды о свободе, счастье и т.д.:
“. Все лето не давала покоя ни мне, ни Ане, боялась, как бы у нас романа не вышло. Какое ей дело? И к тому же я вида не подавал, я так далек от пошлости. Мы выше любви. ”

Чехов о роли Пети Трофимова

“. Я все трусил, боялся. Меня главным образом пугала малоподвижность второго акта и недоделанность некоторая студента Трофимова. Ведь Трофимов то и дело в ссылке, его то и дело выгоняют из университета, а как ты изобразишь сии штуки. ” (Чехов к О. Л. Книппер, 19 октября 1903 г.)

Это был цитатный образ и характеристика Пети Трофимова (Петра Сергеевича Трофимова) в пьесе “Вишневый сад” Чехова: описание внешности и характера, его взглядов и т.д.

Образ и характеристика Пети Трофимова в пьесе «Вишневый сад» Чехова

Персонаж пьесы Чехова, который должен разбудить русские умы, стать надеждой на счастливое будущее России, – студент Петр Трофимов.

Образ и характеристика Пети Трофимова в пьесе «Вишневый сад» – это создание типичного для эпохи героя, вечного студента, ученого, ищущего путь для всей страны, прообраз революционно настроенной молодежи.

Роль студента

А.П.Чехов старательно выписывает персонаж Петра. Он признается друзьям, что боится не суметь показать всю многогранность характера. Как намекнуть на исторические корни зарождающегося класса? Автор пытается написать так, чтобы читатель увидел судьбу Трофимова: ссылки, отсутствие работы, минимум средств для жизни, но великое упорство и оптимизм. Петра дважды выгоняют из университета. Пьеса проходит по временному промежутку так быстро, что сложно показать судьбу будущего революционера в нескольких актах и редких выходах на сцену. Гениальный классик сумел дать такое описание. Читатель понимает Трофимова, верит ему, надеется на его силу.

Петр и Анна Раневская

Два молодых человека дружат с детства. Расставание на годы не изменяет их отношения друг к другу. Такая связь интересна тем, что это не любовь в привычном понимании. Аня и Петр отрицают возможность любви. Великое чувство для них низко и пошло. Молодые люди выше любви. Ирония автора звучит в этих словах, но сколько ученых и идеологов пыталось доказать низменность любви, не сосчитать. Детское понимание действительности сопровождает разговоры Петра о любви. Покоряет читателя и зрителя вера в правильность и искренность своих слов. Читателю хочется видеть Аню и Петра вместе в будущем. Увлеченность девушки должна помочь Петру донести до народа его мысли о свободе и счастье. Молодые люди так чисты, что сложно подобрать для них других спутников жизни.

Мечты Петра

Студент Петр Сергеевич призывает к свободе. В его понимании свобода – это отказ от привычных обязанностей. Варе он предлагает выбросить ключи от имения, стать свободной как ветер. Варя бросает ключи, но от горя. Ветер гуляет в голове юноши, но часть идей могут вывести людей из российских проблем. Ситуация с вишневым садом требует другого подхода. Простое выбрасывание ключей – не решает проблемы многих членов семьи. Варя, оставшись без дома, вынуждена уйти в экономки в чужую семью. Девушку ждет не обещанное счастье от свободы, а одиночество и бедность.

Петр говорит, что идет к «высшему счастью». Он сравнивает себя с пушинкой, парящей в воздухе и выбирающей самостоятельно свое направление. Никто не имеет над ним власти, он горд и силен от того, что сам руководит судьбой. Трофимов идет в первых рядах к высшему счастью на Земле.

Характер Трофимова

Философ и ученый умен и добр. Он неприхотлив, поэтому живет в бане. Скромность юноши удивляет окружающих, он боится стеснить, помешать, отвлечь от дел. У Петра чистая честная душа, он открыт для окружающих, не боится высказываться и размышлять. Слова студента воспринимаются слушателями. Они восхищаются и понимают его. Петр говорит «хорошо». Он оптимистично настроен на будущее и пытается поселить надежду в душе Ани. Петр предчувствует улучшения, он ждет счастье для себя и всех людей. Петр понимает, что нельзя быть счастливым в одиночку. Он обещает лучшее время Ане.

Показывая ученого, автор вносит в образ чудачество. Это типично для России. Многие воспринимали первых идеологов как людей, оторванных от реальности. В обращении к Петру часто повторяется эпитет «смешной». Значит, Петр умеет шутить, чудить и вызывать улыбку. Для кого-то чудак – смешной урод. Возможно, Петр не всегда понимает правильно происходящее, углубляется в смысл и начинает выглядеть нелепо.

Вечный студент

Трофимов не успел завершить обучение в университете, можно предположить, что он страдает за свои мысли и идеи. В пьесе студент – гимназист 2 класса. Серьезных дел у парня нет, он подчиняется судьбе, которая бросает его из стороны в сторону. Деньги получает за переводы. Их немного, но у юноши нет желания брать в долг у Лопахина. Петра считают умным, никто не отрицает его знаний в науках. Новый купец Лопахин интересуется, что Трофимов думает о нем. Почему ему так важно мнение какого-то недоучки? Вероятно, прозорливый ум привлекает мужчину, считающему себя «ученым болваном». Трофимов голодает и болеет, зима пугает мужчину. Он поменял много мест, пытаясь выжить. Вечный студент не потерял веры, кроме того он продолжает искать единомышленников, распространяя свободолюбивые мысли.

Образ Пети Трофимова в пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад»

Один из ярчайших персонажей пьесы Антона Павловича Чехова «Вишневый сад» — Петр Сергеевич Трофимов. Он вечный студент, тот, кого постоянно отчисляют из учебного заведения. В пьесе «Вишневый сад» образ Пети Трофимова — герой, целью которого является пробуждение российских умов. Он является примером нового зарождающегося поколения людей.

  1. Герой-интеллигент
  2. Комический персонаж
  3. Отношение к любви
  4. Положительные свойства характера

Герой-интеллигент

В первый раз Петя предстает в пьесе одетый в студенческий поношенный мундир, на носу очки. И сразу становятся понятны 2 его основные черты:

  1. Он вечный ученик, уже несколько раз выгнанный из университета.
  2. Его великолепное мастерство появляться некстати и совершать оплошности: его приезд радует всех, однако существует опасность, что его вид пробудит у Раневской тяжелые воспоминания. В прошлом Петя обучал ее маленького сына, вскоре утонувшего. С этого момента Трофимов и обосновался в имении.

Этот персонаж задумывался как положительный. Но по ходу пьесы становится понятна двойственность его образа. Пете шел 27 год, он сын аптекаря, не был обременен заботами о чем-либо, ничего его не держало. В отличие от Лопахина, который постоянно занимался делами и непрактичной Раневской, Трофимов получил прекрасный шанс взглянуть на все, что происходит, со стороны и беспристрастно оценить.

Изначально Чехов задумал, что именно Петя и Аня, вдохновленная его идеями, должны были показать разрешение конфликта пьесы. Загладить вину прошлого (а именно: грех обладания живыми душами, осуждаемый Трофимовым весьма строго) неведомым, непрекращающимся трудом и надеяться на лучшее будущее, в котором расцветшим вишневым садом станет Россия. Это цель жизни героя, его кредо.

Но Чехов не был бы самим собой, если бы в его произведении появился абсолютно правильный персонаж. Нет, жизнь намного труднее любых стандартов, что еще раз подтверждает образ Пети Трофимова.

Комический персонаж

Достаточно иронично относится к Трофимову не только создатель пьесы, но и другие герои произведения. «Недотепа» — так отзывается о Пете Раневская, обычно доброжелательная к людям, а Лопахин ехидно поддакивает: «Страсть, какой умный!». У героя есть куча других определений, которые вдвойне ухудшают картину:

  • чистюлька;
  • смешной урод;
  • облезлый барин.

К ряду красивых людей Петя не относится: у него редкие волосы, он нескладен и рассеян. Описание противоположно романтическому образу, возникающему после произнесенных им речей. Но если их внимательно проанализировать, они начинают озадачивать своей резкостью, радикализмом и полным непониманием происходящей жизненной обстановки.

По ходу пьесы можно увидеть, как постоянно что-то обрывает эмоциональные речи Трофимова. То раздастся звук топора, то Епиходов возьмется за гитару, то Варя позовет заслушавшуюся Аню (что, между прочим, неподдельно возмущает Петю). Так Чехов постепенно показывает, как он относится к тому, что Петя излагает: это утопические вещи, которые так и не проявят себя в жизни из-за боязни героя.

Трофимов обладает еще одной отвратительной чертой: он во всем видит только грязь, порок, азиатчину. Он недоволен настоящим, обвиняет людей старого поколения в сложившейся ситуации. Такие качества присущи новому классу, образовывающемуся в те времена (взять, например, Антона Никифоровича Ефимова — врача, пожертвовавшего своей жизнью, когда на Кавказе разгорелась эпидемия тифа).

Примечательно, что восхищается Россией, ее необъятными горизонтами и широкими полями Лопахин — казалось бы, ограниченный купец. Петя же в своих монологах повествует о нравственной испорченности. Отказывается видеть, что происходит здесь и сейчас, только и знает, как мечтать о прекрасном будущем.

Безразлично его отношение и к красоте основного образа-символа в произведении. Не нравится вишневый сад Трофимову. Помимо того, запрещает он его любить и молоденькой Ане, которую пока еще очень волнует красота окружающего мира. Но Петя же считает, что сад — это то, что воплощает в себе крепостное право, от него необходимо избавиться в ближайшее время.

Он даже не задумывается, что у Ани прошло здесь детство, что она может испытать боль от его потери. Однако Трофимов в плену своих идей и как часто это бывает с мечтателями, абсолютно не видит за ними людей, которые живут здесь и сейчас.

Отношение к любви

Этому чувству Петя не симпатизирует. Герой даже сделал пренебрежительное заявление, что он выше любовных чувств. Такой фразой он хотел показать свое преимущество, однако это, наоборот, показало, насколько Трофимов неразвит в нравственном и духовном плане. Если бы персонаж внутри был единой сложенной личностью, ему прощалась вся его несуразность и неуместность, как это происходит, например, с малограмотностью Лопахина (человека с душой нараспашку). Вот почему черствость Пети выдает в нем нравственную убогость.

«Вы не выше любви, а просто, как говорит наш Фирс, вы недотепа» — такой цитатой обращается к нему Раневская, сразу понявшая в силу своей проницательности, кто такой Петя. Интересно, что Трофимов, говорящий об убогости старого уклада жизни, не испытывает никакой неловкости, живя в усадьбе у Раневской и частично за ее счет. Он распрощается с имением только в том случае, если оно продастся, хотя в начале пьесы предлагает Ане уйти, выбросив в колодец ключи от хозяйства. Выходит так, что Трофимов сам не в силах воплотить все свои идеи в жизнь.

Положительные свойства характера

Разумеется, Петя не совсем плохой персонаж. В нем имеются даже положительные черты. Сквозь маску творца нового будущего просматривается просто человек, жаждущий хорошей жизни, у него есть вера и мечты. Уважать его можно также за бесспорное трудолюбие. Он зарабатывает деньги, занимается переводами и отклоняет предложение Лопахина:

Я свободный человек! И всё, что так высоко и дорого цените вы все, богатые и нищие, не имеет надо мной ни малейшей власти, вот как пух, который носится по воздуху.

Опять-таки, всю напыщенность этого изречения перечеркивают калоши, которые Варя выбросила на сцену. Очень переживал по поводу того, что потерял их, Трофимов. Характеристика Пети из «Вишневого сада» и сконцентрирована на этих калошах — здесь прекрасно показана все скупость и несуразность героя.

Трофимов все-таки относится ближе к комичному персонажу. Он сам осознает, что счастье не для него и дойти до него он не сможет. Однако именно ему доверена значительная роль показать другим, как добраться до лучшей жизни.

Характеристика образа Пети Трофимова в «Вишневом саде»

  1. Сочинения
  2. По литературе
  3. Чехов А.П.
  4. Образ и характеристика Пети Трофимова в пьесе Вишнёвый сад

«Вечный студент» именно так, сам себя называет один из героев пьесы «Вишнёвый сад» сын аптекаря Петя Трофимов. Его образ изначально был задуман как положительный, он ни к чему не привязан и не обременён заботами об имении. Именно его автор наделяет уникальной возможностью смотреть на все события со стороны и иметь на всё непредвзятую точку зрения.

Пете около тридцати лет, но он никак не может закончить Московский университет, из которого оказывается отчисленным за свою деятельность, направленную против правительства. Чехов изображает данного героя правдивым, бескорыстным человеком, не стремящегося к какой-либо наживе, который отказывается принимать тип жизни зажиточных дворян. Петя считает себя свободным человеком, исходя из этой теории, он отказывается от денег предлагаемых ему Лопахиным и так же отказывается от любви, «мы выше любви». Он считает, что всё это способно иметь власть только над людьми со старыми понятиями.

Вишнёвый сад для Пети несёт отпечаток рабства, в котором каждое отдельно растущее дерево напоминает ему измученное человеческое существо. Зажиточная часть населения, как считает Трофимов, обязана искуплять вину перед своими слугами только изнуряющим трудом. Петя осуждает взгляды предприимчивого дельца Лопахина за его потребительское отношение к природным богатствам.

Трофимов обеспокоен будущей судьбой интеллигенции, так как та часть, с которой он знаком, по его мнению, не пытается искать и ни к чему не приспособлено. Петя хочет идти в первом ряду тех, кто ищет высшую правду. Его роль — это пробуждение сознания молодого поколения, таких как Аня, которая впитывает все идеи Пети. Однако, несмотря на всю чистоту и глубину его помыслов, автор то и дело перебивает Петю то звуками гитары Епиходова, то стуком топора, показывая тем самым, что подобные суждения еще далеки от воплощения.

Всё же у такого положительного героя есть и отрицательная черта видеть во всём только грязь. Даже делец Лопахин восхищается просторами полей России и её горизонтами, в то время как Петя говорит только о нечистоте, в том числе нравственной и мечтая о будущем не замечает настоящее.

Трофимов как герой пьесы выполняет роль скорее комическую. Он хоть и стремится постичь высшее счастье, но понимает, что не создан для него. Однако именно на Петю автор возлагает надежду указать другим путь к этому самому счастью и это делает подобного героя незаменимым — как в произведении, так и в жизни.

Введение

Петр Сергеевич Трофимов, или, как все его зовут, Петя, первый раз появляется в пьесе в «поношенном студенческом мундире и очках». И уже с первого выхода героя на сцену в характеристике Трофимова из «Вишневого сада» становятся видными две основные черты. Первая – студенчество, ведь Петя – так называемый вечный студент, который уже несколько раз выгонялся из университета. А вторая черта – это его потрясающее умение входить некстати и попадать впросак: приезду Пети все радуются, опасаясь, однако, как бы вид его не пробудил у Раневской тягостных воспоминаний. Когда-то Трофимов был учителем ее маленького сына, который вскоре утонул. С тех пор Петя и прижился в имении.

Отрицательные качества

Петр Сергеевич никак не может окончить университет, его неоднократно выгоняли из учебного заведения. Герой часто критикует интеллигенцию, хотя является настоящим ее представителем, только не может этого понять. Сам себя он причисляет к новому виду рабочего поколения.

Еще одно из плохих качеств Трофимова — улавливать во всем грязные ноты и пошлость. Также он не понимает основных жизненных вещей. Петр отказывается признавать любовь, объясняя это тем, что он выше всяких чувств. Таким отношением герой хочет показать своё превосходство, но на самом деле это говорит только о его нравственной неразвитости и моральной несостоятельности. Если бы он обладал целостностью души, являлся развитой личностью, его бы могли простить за неуклюжесть и угловатость.

Герой-разночинец

Образ Пети Трофимова в пьесе «Вишневый сад» задумывался как образ положительного героя. Разночинец, сын аптекаря, он не связан заботами об имении или своем деле и ни к чему не привязан. В отличие от непрактичной Раневской и вечно занятого делами Лопахина Петя имеет уникальный шанс посмотреть на все события со стороны, непредвзято их оценив. По первоначальному замыслу Чехова именно Петя и воодушевленная его идеями Аня должны были указать на разрешение конфликта пьесы. Искупление прошлого (в частности – греха владения живыми душами, который Трофимов осуждает особенно строго) «необычайным, непрерывным трудом» и вера в светлое будущее, в котором вся Россия превратится в цветущий вишневый сад. Таково жизненное кредо Трофимова. Но Чехов не был бы Чеховым, если бы позволил себе ввести в повествование настолько однозначно «правильного» персонажа. Нет, жизнь куда сложнее любых шаблонов, и образ Трофимова в пьесе «Вишневый сад» еще раз об этом свидетельствует.

Борец за светлое будущее

Петр Сергеевич представлен в благородном образе героя, сражающего за безоблачную жизнь рабочего класса и своей родины, он с восклицанием говорит о том, что необходимо двигаться вперед к яркой звезде, горящей вдали. Отсюда можно догадаться, за что студента Трофимова выгоняли и из университета.

В Российских учебных заведениях того времени стали учащаться случаи забастовок, несшие в себе политический характер. Власти строго наказывали студентов: ссылки, аресты — всё это светило молодым бунтарям и революционерам. Петя был одним из самых активных участников, принимающих политическую борьбу с правительством, за что и был дважды исключён из учебного заведения.

Герой в своих монологах высказывается, что он на пути к великому счастью. Отказ от обычных обязанностей в его понимании — это и есть свобода. Он сравнивает себя с пушинкой, висящей в воздухе, самостоятельно выбирающей своё направление.

«Недотепа»: комический образ Пети Трофимова

Сложно не заметить несколько ироническое отношение к Трофимову, как со стороны автора, так и со стороны героев пьесы. «Недотепа» – так называет Петю обычно снисходительная к людям Раневская, а Лопахин насмешливо добавляет: «Страсть, какой умный!». Другие определения, применяемые к этому герою, еще больше усугубляют картину: «смешной урод», «чистюлька», «облезлый барин»… Петя нескладен, некрасив (и по собственному утверждению, совсем и не желает таковым казаться), у него «негустые волосы», вдобавок он рассеян. Такое описание резко контрастирует с тем романтическим образом, который возникает после прочтения его речей. Но и речи эти при внимательном анализе начинают смущать своей категоричностью, морализаторством и вместе с тем – абсолютным непониманием текущей жизненной ситуации.

Обратим внимание на то, что пафосные речи Трофимова по ходу пьесы все время прерываются. То застучат топором, то заиграет на гитаре Епиходов, то окликнет заслушавшуюся Аню Варя (это, кстати, вызовет у Пети неподдельное возмущение: «Опять эта Варя!

»)… Так исподволь Чехов передает свое отношение к тому, что говорится Петей: это нежизнеспособные вещи, боящиеся проявлений обычной жизни.

Еще одна неприятная черта в Трофимове – это его способность видеть во всем «только грязь, пошлость, азиатчину». Удивительно, но восхищение Россией, ее «необъятными полями и глубочайшими горизонтами» звучит из уст, казалось бы, ограниченного купца Лопахина. А вот Петя говорит о «нравственной нечистоте», о клопах и только мечтает о светлом будущем, не желая видеть настоящего. Оставляет его равнодушным и красота главного образа-символа в пьесе. Трофимов вишневый сад не любит. Более того, он не разрешает любить его и юной Ане, чья душа пока еще очень трепетно откликается на красоту. Но для Пети сад – это исключительно воплощение крепостного права, от которого стоит поскорее избавиться. Ему и в голову не приходит, что в этом саду прошло детство Ани, что ей может быть больно потерять его – нет, Петя весь захвачен своими идеями и, как это часто случается с такого рода мечтателями, за ними не видит живых людей.

А уж чего стоит презрительное заявление Пети о том, что он «выше любви». Эта фраза, которой он хотел показать свое превосходство, как нельзя лучше выявляет обратное – нравственную, духовную неразвитость героя. Будь он внутренне целостной, сформированной личностью – и ему бы простилась его неловкость и нескладность, как прощается неграмотность Лопахину с «широкой душой». Но сухость Пети выдает в нем моральную несостоятельность. «Вы не выше любви, а просто, как говорит наш Фирс, вы недотепа» – говорит ему Раневская, в силу своей чуткости сразу же Петю разгадавшая. Любопытно, что Петя, протестующий против старого уклада жизни и любых форм владения, не стесняется, тем не менее, жить у Раневской в усадьбе и отчасти за ее счет. Он покинет имение только с его продажей, хотя и предлагает в начале пьесы Ане бросить ключи от хозяйства в колодец и уходить. Получается, что даже на собственном примере Трофимов свои идеи подтвердить пока что не готов.

Характеристика Ани из

Пьеса А. П. Чехова “Вишневый сад” – одно из самых известных его произведений. Герои имеют ярко выраженные характеры, сюжет, строящийся вокруг продажи вишневого сада, поднимает серьезные вопросы будущего России.

Только Антон Павлович мог без длительных нравоучений, высокопарного слога, а просто и изящно написать о важном. Ниже будет дана характеристика Ани из “Вишневого сада”.

Хоть в пьесе ее не так много, как хотелось бы некоторым читателям, но она играет важную роль в описании того положения, в котором находилась страна.

Характеристика Ани Раневской из “Вишневого сада”

Имение, вокруг которого разворачивается основное действие, принадлежит семье Раневских. Аня Раневская – очаровательная 17-летняя девушка, младшая дочь хозяйки сада.

Она долгое время находилась за границей вместе со своей матерью, ее воспитанием занималась гувернантка-француженка, которая раньше была цирковой артисткой. Конечно, она не могла дать Ане тех знаний, которые следовало бы, но от нее этого и не требовалось.

Раневская-младшая имела склонность к чтению, что и способствовало расширению ее кругозора и формированию жизненных принципов.

Аня была очень чувствительной и отзывчивой девушкой, легко увлекающейся возвышенными идеями. Несмотря на то что ей было 17 лет, в ней сохранилась детская непосредственность, искренность в выражении своих чувств.

В характеристике Ани из “Вишневого сада” следует также отметить, что важное место в формировании ее взглядов занимал Петя Трофимов, который раньше был учителем ее младшего брата.

Но прежде чем охарактеризовать их взаимоотношения, нужно немного рассказать о личности этого молодого человека.

Все герои пьесы называют его “вечным студентом”, потому что его несколько раз отчисляли из университета, и “облезлым барином”.

Он постоянно попадает в какие-то нелепые ситуации, но Трофимов сам к этому относится совершенно спокойно, а окружающие – снисходительно.

Внешне молодой человек не так красив, как может представиться после его высокопарных речей, но и он сам не стремится казаться таковым.

Петр был учителем младшего сына Раневской, но мальчик утонул, а Трофимов так и остался жить в имении. Тем не менее он призывал хозяйку продать имение и сад в знак искупления того, что у них были крепостные. Крепостничество резко осуждалось молодым человеком, в вишневом саде он видел не красоту, а рабский труд в каждом листочке.

Но несмотря на все свои правильные размышления, личным примером он их никогда не подкреплял. Да и его речи не были приспособлены к жизненным условиям. Следует отметить, что Трофимов не мог видеть ничего прекрасного не только в саде, но и во всех явлениях жизни. Он мечтал о светлом будущем, не замечая того хорошего, что было в настоящем.

Как личность Петя был неразвит, что можно понять из его рассуждений о чувствах (“Мы выше любви!”). То, с каким презрением он говорил об отношениях между людьми, показывает недалекость его внутреннего мира, которую он маскирует своими высоконравственными рассуждениями.

Рассмотрев личности Раневской-младшей и Трофимова по отдельности, следует охарактеризовать их теперь с точки зрения взаимоотношений. В пьесе автор очень тонко указывает на возможный любовный подтекст в общении этой пары.

Почему намеками? Как уже известно, Петя считал себя и Аню выше любых проявлений каких-либо чувств. Но девушка сама это решение не озвучивала, за нее решил Трофимов. И это является характерной чертой в их взаимоотношениях.

Если помните, в характеристике Ани из “Вишневого сада” было сказано, что она является очень восприимчивой натурой, особенно к возвышенным идеям.

И в силу своей наивности и незнания жизни девушка попадает под влияние революционных идей Трофимова.

Чехов сводит две противоположности: решительную и энергичную Аню, у которой только формируются жизненные принципы, и Петра, имеющего твердые убеждения при отсутствии какой-либо склонности к активной деятельности.

Но их объединяет одно обстоятельство: они не чувствуют к вишневому саду никакой привязанности. Поэтому только Аня и Петя могут взглянуть на ситуацию со стороны и сохранить трезвость суждений среди разгорающихся страстей вокруг сада.

Возможный общественный подтекст

Большинство критиков отдают предпочтение характеристике Ани из “Вишневого сада” как представительницы “раскаявшегося” дворянства, которое осознало свое неправильное отношение к крепостным и поэтому начинает активно участвовать в преобразованиях. Петя же является отражением большей части интеллигенции того времени, которая прониклась революционными идеями, но для их воплощения ничего не делает.

Такой подход был особенно распространен в советский период, но он получается каким-то односторонним, а ведь А. П. Чехов никогда не создавал “простых” персонажей. Поэтому не стоит рассматривать этих героев только с точки зрения “будущего России”, потому что такой однобокий подход не свойственен пьесам знаменитого драматурга.

«Укажу другим путь»…

Разумеется, есть в Пете и симпатичные черты. Он сам с горечью говорит о себе: «Мне еще нет тридцати, я молод, я еще студент, но я уже столько вынес! И все же… Я предчувствую счастье, Аня, я уже вижу его…». И в этот момент через маску строителя светлого будущего проглядывает настоящий человек, желающий лучшей жизни, умеющий верить и мечтать. Заслуживает уважение и его несомненное трудолюбие: Петя работает, получает деньги за переводы и последовательно отказывается от предложенного Лопахиным одолжения: «Я свободный человек! И всё, что так высоко и дорого цените вы все, богатые и нищие, не имеет надо мной ни малейшей власти, вот как пух, который носится по воздуху». Впрочем, патетичность этого высказывания несколько нарушают выкинутые Варей на сцену калоши: Трофимов потерял их и немало за них тревожился… Характеристика Пети из «Вишневого сада», по сути вся и сосредоточена в этих калошах – здесь отчетливо проявляется все мелочность и нелепость героя.

Трофимов – персонаж скорее комический. Он сам понимает, что не создан для счастья и до него не дойдет. Зато именно ему поручена важная роль указать другим «как дойти», и это делает его незаменимым – как в пьесе, так и в жизни.

Характеристика образа Пети Трофимова в «Вишневом саде»

  1. Сочинения
  2. По литературе
  3. Чехов А.П.
  4. Образ и характеристика Пети Трофимова в пьесе Вишнёвый сад

«Вечный студент» именно так, сам себя называет один из героев пьесы «Вишнёвый сад» сын аптекаря Петя Трофимов. Его образ изначально был задуман как положительный, он ни к чему не привязан и не обременён заботами об имении. Именно его автор наделяет уникальной возможностью смотреть на все события со стороны и иметь на всё непредвзятую точку зрения.

Пете около тридцати лет, но он никак не может закончить Московский университет, из которого оказывается отчисленным за свою деятельность, направленную против правительства. Чехов изображает данного героя правдивым, бескорыстным человеком, не стремящегося к какой-либо наживе, который отказывается принимать тип жизни зажиточных дворян. Петя считает себя свободным человеком, исходя из этой теории, он отказывается от денег предлагаемых ему Лопахиным и так же отказывается от любви, «мы выше любви». Он считает, что всё это способно иметь власть только над людьми со старыми понятиями.

Вишнёвый сад для Пети несёт отпечаток рабства, в котором каждое отдельно растущее дерево напоминает ему измученное человеческое существо. Зажиточная часть населения, как считает Трофимов, обязана искуплять вину перед своими слугами только изнуряющим трудом. Петя осуждает взгляды предприимчивого дельца Лопахина за его потребительское отношение к природным богатствам.

Трофимов обеспокоен будущей судьбой интеллигенции, так как та часть, с которой он знаком, по его мнению, не пытается искать и ни к чему не приспособлено. Петя хочет идти в первом ряду тех, кто ищет высшую правду. Его роль — это пробуждение сознания молодого поколения, таких как Аня, которая впитывает все идеи Пети. Однако, несмотря на всю чистоту и глубину его помыслов, автор то и дело перебивает Петю то звуками гитары Епиходова, то стуком топора, показывая тем самым, что подобные суждения еще далеки от воплощения.

Всё же у такого положительного героя есть и отрицательная черта видеть во всём только грязь. Даже делец Лопахин восхищается просторами полей России и её горизонтами, в то время как Петя говорит только о нечистоте, в том числе нравственной и мечтая о будущем не замечает настоящее.

Трофимов как герой пьесы выполняет роль скорее комическую. Он хоть и стремится постичь высшее счастье, но понимает, что не создан для него. Однако именно на Петю автор возлагает надежду указать другим путь к этому самому счастью и это делает подобного героя незаменимым — как в произведении, так и в жизни.

Введение

Петр Сергеевич Трофимов, или, как все его зовут, Петя, первый раз появляется в пьесе в «поношенном студенческом мундире и очках». И уже с первого выхода героя на сцену в характеристике Трофимова из «Вишневого сада» становятся видными две основные черты. Первая – студенчество, ведь Петя – так называемый вечный студент, который уже несколько раз выгонялся из университета. А вторая черта – это его потрясающее умение входить некстати и попадать впросак: приезду Пети все радуются, опасаясь, однако, как бы вид его не пробудил у Раневской тягостных воспоминаний. Когда-то Трофимов был учителем ее маленького сына, который вскоре утонул. С тех пор Петя и прижился в имении.



Отрицательные качества

Петр Сергеевич никак не может окончить университет, его неоднократно выгоняли из учебного заведения. Герой часто критикует интеллигенцию, хотя является настоящим ее представителем, только не может этого понять. Сам себя он причисляет к новому виду рабочего поколения.

Еще одно из плохих качеств Трофимова — улавливать во всем грязные ноты и пошлость. Также он не понимает основных жизненных вещей. Петр отказывается признавать любовь, объясняя это тем, что он выше всяких чувств. Таким отношением герой хочет показать своё превосходство, но на самом деле это говорит только о его нравственной неразвитости и моральной несостоятельности. Если бы он обладал целостностью души, являлся развитой личностью, его бы могли простить за неуклюжесть и угловатость.

Герой-разночинец

Образ Пети Трофимова в пьесе «Вишневый сад» задумывался как образ положительного героя. Разночинец, сын аптекаря, он не связан заботами об имении или своем деле и ни к чему не привязан. В отличие от непрактичной Раневской и вечно занятого делами Лопахина Петя имеет уникальный шанс посмотреть на все события со стороны, непредвзято их оценив. По первоначальному замыслу Чехова именно Петя и воодушевленная его идеями Аня должны были указать на разрешение конфликта пьесы. Искупление прошлого (в частности – греха владения живыми душами, который Трофимов осуждает особенно строго) «необычайным, непрерывным трудом» и вера в светлое будущее, в котором вся Россия превратится в цветущий вишневый сад. Таково жизненное кредо Трофимова. Но Чехов не был бы Чеховым, если бы позволил себе ввести в повествование настолько однозначно «правильного» персонажа. Нет, жизнь куда сложнее любых шаблонов, и образ Трофимова в пьесе «Вишневый сад» еще раз об этом свидетельствует.

Борец за светлое будущее

Петр Сергеевич представлен в благородном образе героя, сражающего за безоблачную жизнь рабочего класса и своей родины, он с восклицанием говорит о том, что необходимо двигаться вперед к яркой звезде, горящей вдали. Отсюда можно догадаться, за что студента Трофимова выгоняли и из университета.

В Российских учебных заведениях того времени стали учащаться случаи забастовок, несшие в себе политический характер. Власти строго наказывали студентов: ссылки, аресты — всё это светило молодым бунтарям и революционерам. Петя был одним из самых активных участников, принимающих политическую борьбу с правительством, за что и был дважды исключён из учебного заведения.

Герой в своих монологах высказывается, что он на пути к великому счастью. Отказ от обычных обязанностей в его понимании — это и есть свобода. Он сравнивает себя с пушинкой, висящей в воздухе, самостоятельно выбирающей своё направление.

«Недотепа»: комический образ Пети Трофимова

Сложно не заметить несколько ироническое отношение к Трофимову, как со стороны автора, так и со стороны героев пьесы. «Недотепа» – так называет Петю обычно снисходительная к людям Раневская, а Лопахин насмешливо добавляет: «Страсть, какой умный!». Другие определения, применяемые к этому герою, еще больше усугубляют картину: «смешной урод», «чистюлька», «облезлый барин»… Петя нескладен, некрасив (и по собственному утверждению, совсем и не желает таковым казаться), у него «негустые волосы», вдобавок он рассеян. Такое описание резко контрастирует с тем романтическим образом, который возникает после прочтения его речей. Но и речи эти при внимательном анализе начинают смущать своей категоричностью, морализаторством и вместе с тем – абсолютным непониманием текущей жизненной ситуации.

Обратим внимание на то, что пафосные речи Трофимова по ходу пьесы все время прерываются. То застучат топором, то заиграет на гитаре Епиходов, то окликнет заслушавшуюся Аню Варя (это, кстати, вызовет у Пети неподдельное возмущение: «Опять эта Варя!

»)… Так исподволь Чехов передает свое отношение к тому, что говорится Петей: это нежизнеспособные вещи, боящиеся проявлений обычной жизни.

Еще одна неприятная черта в Трофимове – это его способность видеть во всем «только грязь, пошлость, азиатчину». Удивительно, но восхищение Россией, ее «необъятными полями и глубочайшими горизонтами» звучит из уст, казалось бы, ограниченного купца Лопахина. А вот Петя говорит о «нравственной нечистоте», о клопах и только мечтает о светлом будущем, не желая видеть настоящего. Оставляет его равнодушным и красота главного образа-символа в пьесе. Трофимов вишневый сад не любит. Более того, он не разрешает любить его и юной Ане, чья душа пока еще очень трепетно откликается на красоту. Но для Пети сад – это исключительно воплощение крепостного права, от которого стоит поскорее избавиться. Ему и в голову не приходит, что в этом саду прошло детство Ани, что ей может быть больно потерять его – нет, Петя весь захвачен своими идеями и, как это часто случается с такого рода мечтателями, за ними не видит живых людей.

А уж чего стоит презрительное заявление Пети о том, что он «выше любви». Эта фраза, которой он хотел показать свое превосходство, как нельзя лучше выявляет обратное – нравственную, духовную неразвитость героя. Будь он внутренне целостной, сформированной личностью – и ему бы простилась его неловкость и нескладность, как прощается неграмотность Лопахину с «широкой душой». Но сухость Пети выдает в нем моральную несостоятельность. «Вы не выше любви, а просто, как говорит наш Фирс, вы недотепа» – говорит ему Раневская, в силу своей чуткости сразу же Петю разгадавшая. Любопытно, что Петя, протестующий против старого уклада жизни и любых форм владения, не стесняется, тем не менее, жить у Раневской в усадьбе и отчасти за ее счет. Он покинет имение только с его продажей, хотя и предлагает в начале пьесы Ане бросить ключи от хозяйства в колодец и уходить. Получается, что даже на собственном примере Трофимов свои идеи подтвердить пока что не готов.

Характеристика Ани из

Пьеса А. П. Чехова “Вишневый сад” – одно из самых известных его произведений. Герои имеют ярко выраженные характеры, сюжет, строящийся вокруг продажи вишневого сада, поднимает серьезные вопросы будущего России.

Только Антон Павлович мог без длительных нравоучений, высокопарного слога, а просто и изящно написать о важном. Ниже будет дана характеристика Ани из “Вишневого сада”.

Хоть в пьесе ее не так много, как хотелось бы некоторым читателям, но она играет важную роль в описании того положения, в котором находилась страна.

Характеристика Ани Раневской из “Вишневого сада”

Имение, вокруг которого разворачивается основное действие, принадлежит семье Раневских. Аня Раневская – очаровательная 17-летняя девушка, младшая дочь хозяйки сада.

Она долгое время находилась за границей вместе со своей матерью, ее воспитанием занималась гувернантка-француженка, которая раньше была цирковой артисткой. Конечно, она не могла дать Ане тех знаний, которые следовало бы, но от нее этого и не требовалось.

Раневская-младшая имела склонность к чтению, что и способствовало расширению ее кругозора и формированию жизненных принципов.

Аня была очень чувствительной и отзывчивой девушкой, легко увлекающейся возвышенными идеями. Несмотря на то что ей было 17 лет, в ней сохранилась детская непосредственность, искренность в выражении своих чувств.

В характеристике Ани из “Вишневого сада” следует также отметить, что важное место в формировании ее взглядов занимал Петя Трофимов, который раньше был учителем ее младшего брата.

Но прежде чем охарактеризовать их взаимоотношения, нужно немного рассказать о личности этого молодого человека.

Все герои пьесы называют его “вечным студентом”, потому что его несколько раз отчисляли из университета, и “облезлым барином”.

Он постоянно попадает в какие-то нелепые ситуации, но Трофимов сам к этому относится совершенно спокойно, а окружающие – снисходительно.

Внешне молодой человек не так красив, как может представиться после его высокопарных речей, но и он сам не стремится казаться таковым.

Петр был учителем младшего сына Раневской, но мальчик утонул, а Трофимов так и остался жить в имении. Тем не менее он призывал хозяйку продать имение и сад в знак искупления того, что у них были крепостные. Крепостничество резко осуждалось молодым человеком, в вишневом саде он видел не красоту, а рабский труд в каждом листочке.

Но несмотря на все свои правильные размышления, личным примером он их никогда не подкреплял. Да и его речи не были приспособлены к жизненным условиям. Следует отметить, что Трофимов не мог видеть ничего прекрасного не только в саде, но и во всех явлениях жизни. Он мечтал о светлом будущем, не замечая того хорошего, что было в настоящем.

Как личность Петя был неразвит, что можно понять из его рассуждений о чувствах (“Мы выше любви!”). То, с каким презрением он говорил об отношениях между людьми, показывает недалекость его внутреннего мира, которую он маскирует своими высоконравственными рассуждениями.

Рассмотрев личности Раневской-младшей и Трофимова по отдельности, следует охарактеризовать их теперь с точки зрения взаимоотношений. В пьесе автор очень тонко указывает на возможный любовный подтекст в общении этой пары.

Почему намеками? Как уже известно, Петя считал себя и Аню выше любых проявлений каких-либо чувств. Но девушка сама это решение не озвучивала, за нее решил Трофимов. И это является характерной чертой в их взаимоотношениях.

Если помните, в характеристике Ани из “Вишневого сада” было сказано, что она является очень восприимчивой натурой, особенно к возвышенным идеям.

И в силу своей наивности и незнания жизни девушка попадает под влияние революционных идей Трофимова.

Чехов сводит две противоположности: решительную и энергичную Аню, у которой только формируются жизненные принципы, и Петра, имеющего твердые убеждения при отсутствии какой-либо склонности к активной деятельности.

Но их объединяет одно обстоятельство: они не чувствуют к вишневому саду никакой привязанности. Поэтому только Аня и Петя могут взглянуть на ситуацию со стороны и сохранить трезвость суждений среди разгорающихся страстей вокруг сада.

Возможный общественный подтекст

Большинство критиков отдают предпочтение характеристике Ани из “Вишневого сада” как представительницы “раскаявшегося” дворянства, которое осознало свое неправильное отношение к крепостным и поэтому начинает активно участвовать в преобразованиях. Петя же является отражением большей части интеллигенции того времени, которая прониклась революционными идеями, но для их воплощения ничего не делает.

Такой подход был особенно распространен в советский период, но он получается каким-то односторонним, а ведь А. П. Чехов никогда не создавал “простых” персонажей. Поэтому не стоит рассматривать этих героев только с точки зрения “будущего России”, потому что такой однобокий подход не свойственен пьесам знаменитого драматурга.

«Укажу другим путь»…

Разумеется, есть в Пете и симпатичные черты. Он сам с горечью говорит о себе: «Мне еще нет тридцати, я молод, я еще студент, но я уже столько вынес! И все же… Я предчувствую счастье, Аня, я уже вижу его…». И в этот момент через маску строителя светлого будущего проглядывает настоящий человек, желающий лучшей жизни, умеющий верить и мечтать. Заслуживает уважение и его несомненное трудолюбие: Петя работает, получает деньги за переводы и последовательно отказывается от предложенного Лопахиным одолжения: «Я свободный человек! И всё, что так высоко и дорого цените вы все, богатые и нищие, не имеет надо мной ни малейшей власти, вот как пух, который носится по воздуху». Впрочем, патетичность этого высказывания несколько нарушают выкинутые Варей на сцену калоши: Трофимов потерял их и немало за них тревожился… Характеристика Пети из «Вишневого сада», по сути вся и сосредоточена в этих калошах – здесь отчетливо проявляется все мелочность и нелепость героя.

Трофимов – персонаж скорее комический. Он сам понимает, что не создан для счастья и до него не дойдет. Зато именно ему поручена важная роль указать другим «как дойти», и это делает его незаменимым – как в пьесе, так и в жизни.

Характеристика Пети Трофимова из пьесы «Вишневый сад»

Один из ярких персонажей пьесы Антона Павловича Чехова «Вишневый сад», основной задачей которого в произведении было всколыхнуть российские умы, вдохнуть надежду в будущее страны, — студент Петя Трофимов. Характеристика образа его показывает, что он является классическим героем тех годов: вечный студент, ученый, пытающийся найти путь для всей России. Он прототип мятежно настроенной молодежи.

Характеристика образа

В пьесе этот персонаж изображен молодым романтиком 26 лет, выросшим в простой семье аптекаря. Герой не имеет постоянного дохода. Внешне выглядит так себе:

  • носит очки,
  • не имеет густых волос,
  • не статный.

Причем последнее качество, по его убеждениям, это не самое главное в людях. В пьесе Трофимов представлен человеком, умеющим мечтать и строить жизненные планы. Сам герой считает себя личностью, способной указать на правильный путь. Петя наделён весьма хорошими качествами:

  • трудолюбив,
  • честен с окружающими и собой,
  • не лентяй,
  • имеет чистую душу,
  • скромный,
  • не лишён чувства юмора.

Борец за светлое будущее

Петр Сергеевич представлен в благородном образе героя, сражающего за безоблачную жизнь рабочего класса и своей родины, он с восклицанием говорит о том, что необходимо двигаться вперед к яркой звезде, горящей вдали. Отсюда можно догадаться, за что студента Трофимова выгоняли и из университета.

В Российских учебных заведениях того времени стали учащаться случаи забастовок, несшие в себе политический характер. Власти строго наказывали студентов: ссылки, аресты — всё это светило молодым бунтарям и революционерам. Петя был одним из самых активных участников, принимающих политическую борьбу с правительством, за что и был дважды исключён из учебного заведения.

Герой в своих монологах высказывается, что он на пути к великому счастью. Отказ от обычных обязанностей в его понимании — это и есть свобода. Он сравнивает себя с пушинкой, висящей в воздухе, самостоятельно выбирающей своё направление.

Отношения с окружающими

Сложно не увидеть, как иронично относится к персонажу не только Чехов, но и другие герои пьесы. Всегда снисходительная к остальным людям, Раневская не испытывает большой любви к Трофимову и дает ему определение «недотепа», а также Лопахин насмешливо кидает в него следующую цитату: «Страсть, какой умный!». Одна дама в поезде из-за нищенского вида персонажа обозвала его «облезлый барин».

Варвара имеет призрение к Петру за его несерьезность и отсутствие занятости. Также она опасается, что он своей умной речью может влюбить в себя Анну. Вот почему не упускает возможности всячески помешать такому событию. Трофимов же насмехается над ней и относится с презрением, потому что она уровняла его и Анну с собой. Глубокие чувства по отношению к окружающим людям по какой-то причине для него недоступны.

Трофимов и Анна являют собой Россию будущего. Автор при изображении этих взаимоотношений пытался показать, как происходит формирование сознания и личностных качеств женщин под влиянием молодого человека. Трофимов внушил своей подопечной желание закончить с праздной жизнью и начать заниматься трудовой и общественной деятельностью.

Саму Анну больше впечатляет не то, что говорит герой, а как он это делает. Девушка плохо разбирается в серьёзности всех сказанных слов, лишь разводя руками восхищённо восторгается: «Как вы хорошо сказали!». Кажется, что Анна, порою боясь суждений Петра Сергеевича, чувствуя его правоту, пытается оградиться, называя его смешным, не имея иных аргументов для спора.

Вообще, если обратить внимание на диалоги других персонажей пьесы, даже не с Трофимовым, видна некая разобщенность. Ни одному человеку не интересно то, о чем повествует другой.

Автор о герое

Чехов находился в поисках положительного персонажа в обыкновенной рабочей среде. Именно к таким труженикам и относился герой пьесы «Вишневый сад». Характеристика Пети Трофимова показывает, что через образ этого персонажа автор изначально хотел показать, что искупить горькое прошлое человечества возможно постоянным трудом. Настоящее обделенного люда вызывало в нём горестные размышления.

Автор признавался, в том, что образ Петра Трофимова не доработан в силу цензуры. Возможно, из-за этого он не сделал из персонажа слишком правильного человека и изобразил какую-то его наивность. Чехов сознательно снизил образ своего героя, ослабил смысл его изречений. Однако осуждение Петром дворянского паразитизма и пошлой жизни интеллигенции делают его современным человеком той эпохи.

Странно переплетаются между собой в персонаже разные моменты: восхищение людьми, которые движутся вперед, и презрение к определенным личностям, постоянные призывы к работе и его собственное безделье длиною в шесть месяцев в доме Раневской, оптимизм и тёмная констатация общей испорченности, а отсюда — безверие в человека. Жизнь идёт мимо, а он так и не смог ничего сделать. Однако герой все равно верит в свою звезду.

При написании сочинения на тему: «Двойственность образа Пети Трофимова» рекомендуется сделать цитатную характеристику персонажа. Она позволит тексту изложения быть более красивым и ярким.

Ссылка на основную публикацию