Пейзаж в романе Л.Н. Толстого «Война и мир» – роль природы в произведении

Реферат на тему: Пейзаж в романе война и мир

У вас нет времени на реферат или вам не удаётся написать реферат? Напишите мне в whatsapp — согласуем сроки и я вам помогу!

В статье «Как научиться правильно писать реферат», я написала о правилах и советах написания лучших рефератов, прочитайте пожалуйста.

Собрала для вас похожие темы рефератов, посмотрите, почитайте:

  1. Реферат на тему: Металлы
  2. Реферат на тему: Виды массажа
  3. Реферат на тему: Мировоззрение
  4. Реферат на тему: Аэробика

Введение

Использование писателем картин природы всегда обогащает его творчество в идеологическом и художественном плане. Ландшафт может выполнять различные функции: Это необходимо для тонкого психологического анализа состояния героев, для валоризации картин события, для яркого описания среды, в которой используется то или иное действие. Картины природы могут быть использованы для выражения любого представления об авторе или его чувствах и переживаниях, играть идеологическую и композиционную роль, т.е. способствовать раскрытию идеи произведения. Создавая тот или иной пейзаж, можно судить об отношении писателя к своим персонажам, его взглядах на природу, их роли в жизни общества и человека. Поэтому ландшафт является одним из основных средств психологического анализа.

Природа для Толстого

Для Толстого природа — это высшая мудрость, воплощение нравственных идеалов и истинных ценностей. Естественный», любящий природу человек был идеалом писателя. Поэтому одной из важных характеристик персонажей Толстого является их отношение к природе. Она органично вписывается в жизнь «ищущих» героев Льва Толстого, переплетается с их мыслями и переживаниями, иногда помогает им переосмыслить, пересмотреть и даже изменить свою жизнь.

С точки зрения философа Толстого, природа олицетворяет величие и вечное обновление жизни, добрые начала бытия, и таким образом, по воле автора, становится свидетелем и участником духовных поисков героев.

Роль пейзажа в романе «Война и мир»

Пейзаж играет главную роль в романе «Война и мир», он помогает писателю показать всю мелочность и нелепые мечты принца Андреаса фон Рума, … На поле боя перед лицом смерти князь Андреас понял, что идолы и слава далеки от истинного смысла жизни. «Над ним было не что иное, как небо — высокое, неясное, но все еще неизмеримо высокое, с мягкими ползучими серыми облаками… Да! Все пустые, все обманчивые, за исключением этого бесконечного неба. Ничего, ничего, кроме него. Но нет ничего, ничего, кроме тишины, тишины… И слава Богу!» Теперь, когда он так близок к своему кумиру — Наполеону, — князь Андрей понимает всю незначительность этого «маленького человека», которому он подражал. Всё это поверхностно и незначительно по сравнению с тем, что происходит между его душой и этим высоким небом. Андрей находит истинный смысл жизни в служении семье и воспитании сына. Князь Андрей верит, что его жизнь окончена. Нет надежды на счастье.

Как бы отголоски его мыслей, старый могучий дуб стоит в цветущей березовой роще. Его сука высовывается в разные стороны, уродливая на фоне молодых берез. Дуб, кажется, говорит: «Весна, любовь и счастье! И как можно не устать от одних и тех же глупых, бессмысленных обманов… Нет ни весны, ни солнца, ни счастья…» «Да, он прав, этот дуб прав тысячу раз, — подумал князь Андрей, — пусть другие, молодые люди, снова отдадут себя этому обману, и мы знаем, что жизнь, наша жизнь окончена! Он решил жить спокойно и безмятежно, жить в его возрасте, никому не причинять вреда, заботиться о близких, выполнять свой отцовский долг.

Но как радикально изменились мысли князя Андрея после посещения Отрадного и встречи с Наташей. Ее ночная беседа с Соней, которую князь случайно услышал, открывает ему душу этой девушки. Ее энтузиазм и восхищение жизнью невольно переносится на Болконский. Он начинает понимать ценность жизни, каждый ее момент. На обратном пути он видит тот же самый дуб, но какой! «Старый дуб, полностью преображенный, протянувшийся с палаткой пышного, темно-зеленого цвета, немного покачивался в лучах вечернего солнца. Ни кривых пальцев, ни болезненных пятен, ни старой скорби и недоверия — ничего не было видно. «Да, это тот же самый дуб», — подумал принц Андрей, и он вдруг нашел неразумное весеннее ощущение радости и обновления.

Вся жизнь течет в сознании принца. Он уверен, что сейчас не время «хоронить» себя. Он полон сил, ему всего тридцать один год, он может не только помогать своим близким, что, безусловно, очень важно. Андрей понимает, что он способен на великие дела, он может быть полезен Отечеству, ему нечего хоронить себя в деревне, он должен ехать в столицу, где проходит политическая жизнь.

Примечательно, что только лучшие герои Толстого близки к природе, они чувствуют свою связь с природой, свое «духовное родство». Отрицательные герои далеки от природы, от всего природного и красивого. Они не только не воспринимают природу с ее величественной и спокойной красотой, но и даже не подозревают о ее существовании.

Таким образом, Лев Толстой содержит описание природы не только как фона, природы — актера, который помогает раскрыть лучшие качества любимых героев, подчеркивая их духовность, высокие импульсы и стремления.

Влияние природы на образ Андрея Болконского и других героев

Природа помогает Болконскому переосмыслить или даже внезапно изменить свою жизнь, становится импульсом для духовного исцеления в кризисные моменты его жизни.

Раненый в Аустерлице, князь Андреас видит над собой «высокое небо, неясное, но все еще неизмеримо высокое, над которым мягко ползут серые облака». И военный подвиг, который только что совершил Болконский, и битва, которая продолжается рядом с ним, и даже боль от его ранений угасают на заднем плане в сознании героя. Он переживает моменты безграничной внутренней гармонии, его душа открывает очень простые, до сих пор непонятные истины: «Как я мог не видеть перед этим высоким небом? И как я счастлива, что наконец-то узнала его. Да! Все пусто, все обманчиво, кроме этого бесконечного неба».

После травмы и смерти жены Болконский долгое время находится в состоянии внутреннего оцепенения, мечтает ни о чем, ничего не ждет от жизни. По дороге в Отрадное он видит «огромный, два дубовых пояса, со сломанными… сучки и сломанная кора, заросшая старыми ранами», которая «злобный и презренный урод» стоит между другими деревьями. Автор описывает старое дерево глазами князя Андрея: герой видит в дубе воплощение собственной души. Дуб как бы говорит: «Нет ни весны, ни солнца, ни счастья», — а в голове у героя ползут грустные мысли: О, он хочет «жить своей жизнью, не делая зла, не беспокоясь и не загадывая желаний».

В Отрадном Болконский впервые встречается с Наташей, а ночью, когда он открывает окно, невольно становится свидетелем разговора с Соней. Таинственная и радостная красота ночной природы вызывает в девушке всплеск эмоций, пробуждает воображение («Чтобы она присела на корточки и улетела»). Она пытается порвать со своей прозаичной подругой, объяснить свою невыразимую красоту зловещей чудесной ночью, но Соня отвечает «неохотно». Но в душе князя Андрея возникает «неожиданная путаница молодых мыслей и надежд».

По возвращении из Отрадного Андрей снова сталкивается с дубом, который «так странно и запоминаемо поразил его», но на этот раз старое дерево предстает перед ним как бы в другой форме: «Старый дуб, полностью преображенный, протянул палатку сочной, темно-зеленой млели, слегка раскачивающейся в лучах вечернего солнца. Ни костлявых пальцев, ни болей в горле, ни старой грусти, ни недоверия — ничего не было видно. Сочные, молодые листья прорвались сквозь вековую твердую кору без узлов… «И князь Андреас вдруг обнаруживает желание жить с другими и для них, понимает, что «жизнь в тридцать один не курят».

В «Войне и мире» пейзаж также показан в традиции Пушкина — с точки зрения хозяина, жизнь которого освещена традиционными развлечениями природы. Перед тем, как охотиться на волка, Николай Ростов увидел «такое утро, которое не могло быть лучше для охоты: как будто небо таяло и тонуло в землю без ветра». Единственным движением в воздухе было спокойное движение сверху вниз, с микроскопическими каплями или туманом, спускающимся вниз. Прозрачные капли, подвешенные на голых ветвях сада… Земля… … сплавленная с тусклой и влажной крышкой тумана. «

Следует отметить, что только лучшие герои Толстого близки к природе, чувствуют связь с ней. Негативные персонажи далеки от природы, от всего природного и красивого. Они не только не воспринимают природу с ее величественной и спокойной красотой, но и даже не подозревают о ее существовании. В романе «Война и мир» читатель никогда не увидит в лоне природы Елену, Анну Павловну, Юлию Карагину, князя Василия, так как это не их стихия. Они не любят природу, не понимают ее высокого значения. Психически опустошенный, морально уродливый, когда говорят о природе, это напряженно и неправильно. Но главные герои романа воспринимают этот гармоничный мир совершенно иначе, близко к идеалу писателя — «естественного человека». Эти люди духовно прекрасны, ищут счастья, внутренне близки к людям и мечтают о полезной деятельности. Их жизненный путь — это путь страстного стремления, ведущего к истине и добру. Богатство внутреннего мира этих героев Толстого раскрывается через их восприятие природы.

Пейзаж в исторических событиях

При освещении исторических событий, повлиявших на упадки мировой истории, Толстой использует образы природы, чтобы понять смысл и значение события, дать ему моральную оценку. Панорама, которую Пьер видел утром перед битвой, и описание Бородино-Зеро после битвы оцениваются Толстым с точки зрения историка, летописца, философа и патриота.

Толстой изображает пейзаж под таким углом, что призывает читателя сделать выводы о природе самой войны. Писатель был стойким противником войны и видел в этом бессмысленное и жестокое насилие против естественного хода истории. Ландшафт в романе должен подтвердить обоснованность этой позиции.

Когда Пьер поднялся на холм, он замер в восхищении: «На горизонте были видны далекие леса, которые завершают панораму, выточенные точно из драгоценного желто-зеленого камня, с их изогнутой линией вершин…». В результате битвы мирный, дружелюбный, разноцветный пейзаж сменяется мрачным, безрадостным образом. После Битвы на Лугах и Зеро, «где сотни лет собирали урожай и пасли скот, крестьяне», пропитались кровью и смертью.

Картина лунной ночи в Отрадном, небо Аустерлица и Бородинского нуля, охотничьи картины и описание старого дуба — классические, непревзойденные образцы пейзажной живописи, которые принесли имя Толстого в гармонию с именами великих русских мастеров пейзажа.

Заключение

Таковы функции пейзажа в романе Льва Толстого «Война и мир», для реконструкции которого автор использовал различные художественные элементы. Раскрывая внутренний мир героев, писатель рисовал образы природы, соответствующие духовным переживаниям того или иного образа, или сопоставлял душевное состояние героев и природу, чтобы оттенить глубину внутреннего возбуждения персонажей.

Таким образом, пейзаж помогает анализировать душевное состояние героя, картины природы рисуют окружение, в котором происходят события, выражают мысли, чувства и переживания самого писателя. И, конечно же, яркие, красочные картины природы, созданные писателем, художественно красивы.

Список литературы

  1. Роман «Война и мир
  2. 250 золотых сочинений для школьников и абитуриентов
  3. Биография Л.Н.Толстого
  4. Гр.ЛевТолстой,великийписательстраныРусской,впортретахгравюрахкартинахскульптурахкарикатурахи т.д./композиция.Пл.НКрасновиЛМВульф
  5. Энциклопедия Википедии
  6. Русский биографический словарь.

Образовательный сайт для студентов и школьников

Копирование материалов сайта возможно только с указанием активной ссылки «www.lfirmal.com» в качестве источника.

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Пейзаж в романе “Война и мир”

Природа для Толстого как высшая мудрость, олицетворение нравственных идеалов и истинных ценностей. Роль и художественные особенности пейзажа в романе “Война и мир”. Влияние природы на образ А. Болконского и других героев. Пейзаж в исторических событиях.

РубрикаЛитература
Видреферат
Языкрусский
Дата добавления27.11.2011
Размер файла25,1 K
  • посмотреть текст работы
  • скачать работу можно здесь
  • полная информация о работе
  • весь список подобных работ

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Пейзаж в романе «Война и мир»

пейзаж толстой роман

1) Природа для Толстого

2) Роль пейзажа в романе «Война и мир»

3) Влияние природы на образ Андрея Болконского и других героев

4) Пейзаж в исторических событиях

Список используемой литературы

Использование писателем картин природы всегда обогащает произведение в идейном и художественном отношениях. Пейзаж может выполнять огромное число самых разнообразных функций: он незаменим для тонкого психологического анализа состояния героев, для усиления картин каких-либо событий, яркой характеристики обстановки, в которой развертывается то или иное действие. Картины природы могут служить для выражения какой-либо мысли автора или его чувств и переживаний, выполнять идейно-композиционную роль, т.е. помогать раскрытию идеи произведения. По созданию того или иного пейзажа можно судить об отношении автора к своим героям, о его взглядах на природу, о ее роли в жизни общества и человека. Поэтому пейзаж является одним из основных средств психологического анализа.

1) Природа для Толстого

Для Толстого природа – это высшая мудрость, олицетворение нравственных идеалов и истинных ценностей. Человек «естественный», близкий к природе, был идеалом писателя. Поэтому одной из важных характеристик героев Толстого является их отношение к природе. Она органично входит в жизнь «ищущих» героев Л.Н. Толстого, переплетается с их мыслями и переживаниями, иногда помогает переосмыслить, пересмотреть свою жизнь и даже изменить ее.

С точки зрения Толстого-философа, природа олицетворяет собой величие и вечное обновление жизни, благие начала бытия, поэтому становится, по воле автора, свидетелем и участником духовного поиска героев.

2) Роль пейзажа в романе «Война и мир»

Большую роль играет пейзаж в романе “Война и мир”, он помогает писателю показать всю мелочность и смехотворность мечтаний князя Андрея о славе, подвиге. На поле брани перед лицом смерти князь Андрей понял, что кумиры и слава далеки от истинного смысла жизни. “Над ним не было ничего уже, кроме неба,– высокого неба, не ясного, но все-таки неизмеримо высокого, с тихо ползущими по нему серыми облаками. Да! все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба. Ничего, ничего нет, кроме него. Но и того даже нет, ничего нет, кроме тишины, успокоения. И, слава Богу!” Видя теперь так близко своего кумира — Наполеона, князь Андрей понимает всю ничтожность этого “маленького человека”, которому он подражал. Все это мелко и незначительно по сравнению с тем, что происходит между его душой и этим высоким небом. Андрей находит истинный смысл жизни в служении семье, воспитании сына. Князь Андрей считает, что его жизнь кончилась. Нет никакой надежды на счастье.

Как бы вторя его мыслям, старый мощный дуб стоит в распустившейся березовой роще. Его сучья-палки торчат в разные стороны, уродливые на фоне молодых березок. Дуб как бы говорит: “Весна, и любовь, и счастье! И как не надоест вам все один и тот же глупый, бессмысленный обман. Нет ни весны, ни солнца, ни счастья. ” “Да, он прав, тысячу раз прав этот дуб,– думал князь Андрей,– пускай другие, молодые, вновь поддаются на этот обман, а мы знаем жизнь,– наша жизнь кончена!” Он решает жить тихо и спокойно, доживать свой век, никому не делая зла, заботясь о близких, выполняя свой отцовский долг.

Но как кардинально меняются мысли князя Андрея после посещения Отрадного, знакомства с Наташей. Ее ночной разговор с Соней, нечаянно подслушанный князем, раскрывает ему душу этой девушки. Ее восторженность и восхищение жизнью передаются невольно Болконскому. Он начинает понимать ценность жизни, каждого ее мгновения. На обратном пути он видит тот же дуб, но какой! “Старый дуб, весь преображенный, раскинувшись шатром сочной, темной зелени, млел чуть колыхаясь в лучах вечернего солнца. Ни корявых пальцев, ни болячек, ни старого горя и недоверия — ничего не было видно. “Да это тот самый дуб”,– подумал князь Андрей, и на него вдруг нашло беспричинное весеннее чувство радости и обновления”.

Вся жизнь проносится перед мысленным взором князя. Он уверен, что не время “хоронить” себя. Он полон сил, ему только тридцать один год, он может принести пользу не только своим близким, что, безусловно, очень важно. Андрей понимает, что способен на великие дела, он может быть полезен Отечеству, нечего хоронить себя в деревне, надо ехать в столицу, где вершится политическая жизнь.

Примечательно отметить, что только лучшие герои Толстого близки природе, они чувствуют свою связь с ней, “духовное родство”. Отрицательные же герои далеки от природы, от всего естественного и прекрасного. Они не только не замечают природу с ее величием и спокойной красотой, а как будто даже не подозревают о ее существовании.

Таким образом, Лев Николаевич Толстой включает описание природы не только как фон, природа — действующее лицо, помогающее раскрыть лучшие качества его любимых героев, подчеркнуть их духовность, высокие порывы и стремления.

3) Влияние природы на образ Андрея Болконского и других героев

Природа помогает Болконскому переосмыслить свою жизнь или даже круто изменить се, становится толчком к его духовному исцелению в кризисные моменты его жизни.

Раненный под Аустерлицем князь Андрей видит над собой «высокое небо, не ясное, но все-таки неизмеримо высокое, с тихо ползущими по нему серыми облаками». И воинский подвиг, который Болконский только что совершил, и продолжающийся рядом бой, и даже боль от ранения отступают в сознании героя на второй план. Он переживает минуты беспредельной внутренней гармонии, его душе открываются какие-то очень простые, по, прежде непонятные истины: «Как же я не видал прежде этого высокого неба? И как я счастлив, что узнал его, наконец. Да! все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба».

После ранения и смерти жены Болконский долгое время находится в состоянии внутреннего оцепенения, ни о чем не мечтает, ничего не ждет от жизни. По пути в Отрадное он видит «огромный, в два обхвата дуб, с обломанными. суками и с обломанной корой, заросшей старыми болячками», стоящий «сердитым и презрительным уродом» между других деревьев. Автор описывает старое дерево глазами князя Андрея: герой видит в дубе олицетворение собственной души. Дуб как будто говорит: «Нет пи весны, ни солнца, ни счастья», – и в голове героя проносятся печальные мысли: ой намерен «доживать свою жизнь, не делая зла, не тревожась и ничего не желая».

В Отрадном Болконский впервые встречает Наташу, а ночью, раскрыв окно, становится невольным свидетелем се разговора с Соней. Таинственная и полная жизни красота ночной природы вызывает в девушке всплеск эмоций, будит ее воображение («Так бы вот села на корточки. и полетела»). Она пытается растормошить свою прозаическую подругу, объяснить ей невыразимую прелесть злой чудесной ночи, но Соня отвечает «неохотно». Зато в душе князя Андрея поднимается «неожиданная путаница молодых мыслей и надежд».

Возвращаясь из Отрадного, Андрей вновь встречает дуб, который «так странно и памятно поразил его», но в этот раз старое дерево как будто предстает перед ним в ином своем обличье: «Старый дуб, весь преображенный, раскинувшись шатром сочной, темной зелени, млел, чуть колыхаясь в лучах вечернего солнца. Ни корявых пальцев, пи болячек, пи старого горя и недоверия – ничего не было видно. Сквозь столетнюю жесткую кору пробились без сучков сочные, молодые листья. », и князь Андрей вдруг обнаруживает в себе желание жить с другими и для других, понимает, что «жизнь не копчена в тридцать один год».

В «Войне и мире» пейзаж показан и в русле пушкинской традиции – с точки зрения помещика, быт которого скрашивают традиционные развлечения па лоне природы. Перед охотой на волка Николай Ростов «увидел такое утро, лучше которого ничего не могло быть для охоты: как будто небо таяло и без ветра спускалось на землю. Единственное движение, которое было в воздухе, было тихое движение сверху вниз спускающихся микроскопических капель или или тумана. На оголившихся ветвях сада висели прозрачные капли. Земля. сливалась с тусклым и влажным покровом тумана».

Следует отметить, что только лучшие герои Толстого близки природе, чувствуют свою связь с ней. Отрицательные персонажи далеки от природы, от всего естественного и прекрасного. Они не только не замечают природу с ее величием и спокойной красотой, а как будто даже не подозревают о ее существовании. В романе «Война и мир» читатель ни разу не увидит Элен, Анну Павловну, Жюли Карагину, князя Василия на лоне природы, так как это не их стихия. Они не любят природу, не понимают ее высокого смысла. Духовно опустошенные, нравственно уродливые, они если и говорят о природе, то натянуто и фальшиво. Но совсем иначе воспринимают этот гармоничный мир главные герои романа, близкие к идеалу писателя – «естественному человеку». Это люди духовно красивые, ищущие счастья, внутренне близкие к народу, мечтающие о полезной деятельности. Их жизненный путь – это путь страстных исканий, ведущий к правде и добру. Богатство внутреннего мира этих героев Толстой раскрывает через их восприятие природы.

4) Пейзаж в исторических событиях

Освещая исторические события, повлиявшие па ход мировой истории, Толстой прибегает к образам природы с тем, чтобы осознать смысл и масштабы происходящего, дать ему нравственную оценку. Панорама, увиденная Пьером в утро перед сражением, и описание Бородинского ноля после битвы оцениваются Толстым с позиций историка-летописца, философа, патриота.

Толстой изображает пейзаж под таким углом зрения, чтобы натолкнуть читателя па философские выводы о сущности войны как таковой. Писатель был убежденным противником войны, видя в ней бессмысленное и жестокое насилие над естественным ходом истории. Пейзаж в романе призван подтвердить справедливость этой позиции.

Поднявшись на курган, Пьер замирает от восхищения: «Дальние леса, заканчивающие панораму, точно высеченные из какого-то драгоценного желто-зеленого камня, виднелись своей изогнутой чертой вершин на горизонте. » В результате сражения мирный, приветливый, многоцветный пейзаж сменяется тусклой, безрадостной картиной. После битвы луга и ноля, «на которых сотни лет сбирали урожаи и пасли скот, крестьяне», пропитаны кровью и смертью.

Изображение лунной ночи в Отрадном, неба Аустерлица и Бородинского ноля, картины охоты и описание старого дуба – Классические, непревзойденные образцы пейзажной живописи, которые ставят имя Толстого в один ряд с именами великих русских мастеров пейзажа.

Таковы в романе Л. Н. Толстого “Война и мир” функции пейзажа, для воссоздания которого автор использовал различные художественные особенности. Раскрывая внутренний мир героев, писатель рисовал картины природы, созвучные душевным переживаниям того или иного образа, или контрастно противопоставлял состояние души героев и природу, чтобы оттенить глубину внутренних волнений персонажей.

Таким образом, пейзаж помогает проанализировать душевное состояние героя, картины природы рисуют обстановку, в которой происходят события, выражают мысли, чувства и переживания самого автора. И, конечно, созданные писателем яркие, красочные картины природы прекрасны в художественном отношении

Список используемой литературы

1) Роман «Война и мир»

2) 250 «Золотых сочинений» школьникам и абитуриентам

3) Биография Л.Н.Толстого

4) Гр. Лев Толстой, великий писатель земли русской, в портретах, гравюрах, живописи, скульптуре, каррикатурах и т. д. / Сост. Пл. Н. Краснов и Л. М. Вольф.

Роль пейзажа

Пейзаж в романе «Война и мир» является одним из главных художественных средств. Использование писателем картин природы обогащает произведение в идейном и художественном отношениях.

Для Толстого природа – это высшая мудрость, олицетворение нравственных идеалов и истинных ценностей. Человек «естественный», близкий к природе, был идеалом писателя. Поэтому одной из важных характеристик героев Толстого является их отношение к природе. Она органично входит в жизнь «ищущих» героев Л.Н. Толстого, переплетается с их мыслями и переживаниями, иногда помогает переосмыслить, пересмотреть свою жизнь и даже изменить ее.

Толстой часто использует пейзаж для анализа душевного состояния князя Андрея. Духовная красота Наташи Ростовой, поэтичность ее натуры проявляются в отношениях героини к природной стихии. Как прекрасна и непосредственна Наташа, любующаяся красотой ночи в Отрадном: «Соня, Соня! – послышался опять первый голос.– Ну, как можно спать! Да ты посмотри, что за прелесть! Ах, какая прелесть. – Ведь эдакой прелестной ночи никогда, никогда не бывало. – Нет, ты посмотри, что за луна. »

Описание лунной ночи в Отрадном, которой любуются одновременно князь Андрей и Наташа, эмоционально и романтически приподнято. Большое количество эпитетов в сравнительно коротком отрывке передает оттенки контрастных цветов: черного, белого и серебряного; игру света и теней – ночь неподвижно-светлая, деревья черные с одной и серебристо-освещенные с другой стороны, растительность с серебристыми кое-где листьями и стеблями, крыша – блестящая росой, дерево с ярко-белым стволом, полная луна на светлом, почти беззвездном небе. Ночь, луна, свет и тени – все поражает незабываемой красотой.

Природа часто помогает героям узнать свое состояние, разобраться во всем (небо над Аустерлицем, описание Дуная, образ дуба), показать всю бессмысленность мечтаний о славе и подвиге. На поле брани перед лицом смерти князь Андрей понял, что кумиры и слава далеки от истинного смысла жизни. «Над ним не было ничего уже, кроме неба, – высокого неба, не ясного, но все-таки неизмеримо высокого, с тихо ползущими по нему серыми облаками. Да! все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба. Ничего, ничего нет, кроме его. Но и того даже нет, ничего нет, кроме тишины, успокоения. И слава Богу!» Видя теперь так близко своего кумира – Наполеона, князь Андрей понимает всю ничтожность этого «маленького человека», которому он подражал. Все это мелко и незначительно по сравнению с тем, что происходит между его душой и этим высоким небом. Андрей находит истинный смысл жизни в служении семье, воспитании сына. Князь Болконский считает, что его жизнь кончилась. Нет никакой надежды на счастье.

Как бы вторя его мыслям, старый мощный дуб стоит в распустившейся березовой роще. Его сучья-палки торчат в разные стороны, уродливые на фоне молодых березок. Дуб как бы говорит: «Весна, и любовь, и счастье! И как не надоест вам все один и тот же глупый, бессмысленный обман. Нет ни весны, ни солнца, ни счастья. ». «Да, он прав, тысячу раз прав этот дуб, – думал князь Андрей, – пускай другие, молодые, вновь поддаются на этот обман, а мы знаем жизнь, – наша жизнь кончена!» И Андрей решает жить тихо и спокойно, доживать свой век, никому не делая зла, заботясь о близких, выполняя свой отцовский долг.

Но после посещения Отрадного и знакомства с Наташей образ мыслей князя Андрея меняется. Ночной разговор Наташи с Соней, нечаянно подслушанный князем, раскрывает ему душу этой девушки. Ее восторженность и восхищение жизнью невольно передаются Болконскому. Он начинает понимать ценность жизни, каждого ее мгновения. На обратном пути он видит тот же дуб, но уже другой. «Старый дуб, весь преображенный, раскинувшись шатром сочной, темной зелени, млел чуть колыхаясь в лучах вечернего солнца. Ни корявых пальцев, ни болячек, ни старого горя и недоверия – ничего не было видно. “Да это тот самый дуб”, – подумал князь Андрей, и на него вдруг нашло беспричинное весеннее чувство радости и обновления».

Замечательное описание осенней природы связано с картиной охоты в Отрадном: «Уже зеленя уклонились и ярко-зелено отделились от полос буреющего, выбитого скотом, озимого и светло-желтого ярового жнивья с красными полосами гречихи. Вершины и леса. стали золотистыми и ярко-красными островами посреди ярко-зеленых озимей». Эта русская поздняя осень возбуждает в человеке какую-то внутреннюю духовную силу. Кроме того, она созвучна страстному увлечению людей охотой, музыкой, плясками, которые Толстой изображает в романе с большим мастерством.

Следует отметить, что только лучшие герои Толстого близки природе, чувствуют свою связь с ней. Отрицательные персонажи далеки от природы, от всего естественного и прекрасного. Они не только не замечают природу с ее величием и спокойной красотой, а как будто даже не подозревают о ее существовании. В романе “Война и мир” читатель ни разу не увидит Элен, Анну Павловну, Жюли Карагину, князя Василия на лоне природы, так как это не их стихия. Они не любят природу, не понимают ее высокого смысла. Духовно опустошенные, нравственно уродливые, они если и говорят о природе, то натянуто и фальшиво. Но совсем иначе воспринимают этот гармоничный мир главные герои романа, близкие к идеалу писателя – «естественному человеку». Это люди духовно красивые, ищущие счастья, внутренне близкие к народу, мечтающие о полезной деятельности. Их жизненный путь – это путь страстных исканий, ведущий к правде и добру. Богатство внутреннего мира этих героев Толстой раскрывает через их восприятие природы.

Картина природы воссоздает обстановку, характеризующую начало Бородинского сражения: солнце, брызнувшее на поля из-за тумана, послужило Наполеону сигналом к выступлению. Пейзаж в освещении войн, битв, сражений несет у Толстого главную идейную нагрузку, выявляет характер войны, отражает точку зрения автора на происходящее.

Читайте также:

Художественные особенности романа

Нравственно-философский смысл произведения

Роль пейзажа в романе «Война и мир»

Изображение картин природы отмечено в вершинах произведений русских писателей. Начиная еще с древнерусской литературы, авторы, понимая все величие и силу матери-природы, с поклонением и любовью создавали картины пейзажных образов в собственных произведениях. В шедеврах русского художественного слова традиции использования пейзажных картин отмечены не в значении фоновой декорации основных событий, а в роли полнозначных образов, которые являются олицетворениями идей произведения, органично вплетаясь в сюжетную канву. Эта же функция отведена пейзажу в романе «Война и мир».

Отражение характеристики персонажей через пейзажные образы

Лев Николаевич Толстой, биографические данные и особенности мировоззрения которого свидетельствуют об особом трепетном и уважительном отношении к природе, отвел ей особую роль в романе «Война и мир». Роль пейзажа в романе характеризуется не только отражением основных идей, заложенных автором, но и служит вспомогательным приемом характеристики героев произведения.

Основной прием, использованием которого характеризуются идейные, композиционные особенности и принципы построения системы персонажей, – это антитеза. Путем противопоставления поступков и взглядов героев через отношение к природе природы, автор раскрывает основные идеи произведения.

Одним из аспектов, на основе которых противопоставляются герои романа, является природа. Главные герои произведения, которым импонирует автор, открыты к красоте и величию природы, умеют чувствовать ее, понимать ее знаки. В произведении «Война и мир» пейзаж влияет на формирование мировоззрения тех, чьи души открыты к свету и добру. Напротив, персонажи, поведение и взгляды которых осуждаются в произведении, совершенно холодны к природе, словно не замечая ее существования.

Роль образа неба в формировании мировоззрения князя Андрея

Роль пейзажных описаний в романе Толстого – не только в олицетворение идейного замысла автора и дополнительный прием психологической характеристики героев, но и способ воздействия на осознание главными героями основных ценностей жизни. Наиболее ярко образы природы в произведении направлены на раскрытие образа Андрея Болконского и отражение эволюции его взглядов. Для создания характеристики и развития персонажа князя Андрея автор использует образы пейзажных элементов, ставшими самыми яркими символами в произведении.

Эпизод, раскрывающий мысли Андрея Болконского, смотрящего в небо, служит в роли переломного момента в жизни героя, временем крушения былых идеалов и осознанием истинной сущности человеческого существования. Использование пейзажа как средства психологического анализа в романе позволяет отразить богатство внутреннего мира героя, глубину его терзаний и идейных поисков, желание осознать истинное предназначение своей роли в жизни. Благодаря мастерскому созданию пейзажных картин читатель получает возможность, любуясь пейзажем неба вместе с князем Андреем, осознать глубину идейного замысла Толстого: «всё пустое, всё обман, кроме этого бесконечного неба. Ничего, ничего нет, кроме его. Но и того даже нет, ничего нет, кроме тишины, успокоения. И слава Богу!

Аллегорический образ дуба

Развитие персонажа Андрея Болконского изображается и при помощи олицетворения его внутреннего состояния при помощи образа дуба. Это дерево, которое является символом силы, мощи и непобедимости в фольклорных традициях Руси, является пейзажным отражением персонажа. Когда герой впервые встретился с дубом, который описан старым и засохшим, читатель осознает подавленность внутреннего состояния Андрея, его безнадежность и разочарование.

Однако когда судьба подарила ему шанс новой любви и духовного возрождения, герой чувствует прилив сил, молодости, уверенности и стремлений. И вслед за возрождением сил и стремлений, чудесным образом оживает и дерево, олицетворяя новую весну жизни Андрея Болконского.

Упоение прекрасными пейзажными зарисовками связанно не только с описаниями образов. Читатель, проходя с героями через многочисленные драматические события войны и мира, параллельно получает удовольствие благодаря возможности прикоснуться к красоте русской природы, картины воссоздания которой сопровождают все сюжетные линии произведения, то динамично, то умиротворенно отражая события, чувства, настроение. В этом и заключаются основные функции пейзажа в романе.

Роль образов природы в художественном противопоставлении войны и мира

Все структурные особенности в нем построены на основе приема антитезы, что символизирует название романа. В параллельном сопоставлении картин войны и мира участвует также и природа. При описании охоты, сельских пейзажей автор создает великолепные мечтательные образы, наполненные солнцем, светом, мерцающей росой и искрами костра. Однако как изменяется природа, созданная пером Толстого в моменты описания боевых действий. Хмурое небо, затянутое тучами, мрачная погода и неприветливая атмосфера отражают весь трагизм войны, обрушившейся на Россию.

В своем сочинении на тему: «Пейзаж в романе «Война и мир» я попытался проанализировать роль природы в произведении, и сделал вывод, что ее влиянием проникнуты все пласты прозаического текста от создания образов персонажей до сущности идейного содержания.

Пейзаж и его роль в романе Л.Н. Толстого «Война и мир» (Толстой Лев Н.)

В романе «Война и мир» Лев Николаевич Толстой уделяет огромное внимание не только сюжетным линиям героев, их характеристикам и историческим событиям. Немаловажную роль в этом произведении также играет пейзаж. Для Толстого природа олицетворяет собой величие и обновление жизни, поэтому становится свидетелем и участником духовного поиска героев. Очень часто она помогает нам лучше понять настроение героя. Природа для Льва Толстого есть некое олицетворение нравственных ценностей.

А человек, близкий к природе, находящийся с ней в полной гармонии, являлся идеалом для писателя. Именно поэтому в характеристике персонажа важную роль играют его отношения с окружающим миром. Автор показывает, что природа во многом помогает героям переосмыслить жизнь, свои прежние ценности и идеалы.

Например, при анализе внутреннего состояния князя Андрея Болконского Толстой часто прибегает именно к пейзажам. В самом начале романа мы наблюдаем конфликт героя с окружающим миром. Болконский не доволен светским обществом, в котором он постоянно находится: оно не развивается и словно затягивает в свою трясину бездействия, равнодушия и притворного блеска. Также Андрей пытается убежать от семейной жизни. Герой мечтает вырваться из всего, окружающего его, и идет воевать. Его идеалом в то время являлся Наполеон, и Болконский хотел совершить какой-нибудь яркий подвиг на войне. В день Аустерлицкого сражения Андрей с нетерпением ждёт случая для своего подвига, когда его честолюбивая мечта всё-таки осуществится. Но всё происходит совсем не так, как он полагал. Когда князь Андрей, казалось бы, в решающий момент повёл войско за собой, показал себя лидером, он почувствовал, что сильно ранен, и упал на землю. Вдруг он увидел, какое бескрайнее голубое небо Аустерлица простиралось над ним. В этот момент Болконский осознал, насколько всё в этом мире бренно, что никакая слава, подвиги и Тулоны не сравнятся с безмятежностью и величием неба над его головой. В этот миг его мир словно перевернулся, и Андрей стал смотреть на жизнь другими глазами. Даже Наполеон, его недавний кумир, вдруг стал ничтожным и нелепым в глазах князя. Но не только образ неба натолкнул Андрея Болконского на переосмысление жизни. Немаловажную роль в этом играет старый дуб. Он является неким образом внутреннего состояния героя. При первой встрече с дубом он

показался Андрею угрюмым, корявым и неуклюжим. Он единственный не хотел подчиняться приходу весны, словно выражал апатию к миру. То же самое мы можем увидеть и в отношении Андрея к обществу А.П. Шерер – оно невыносимо наскучило герою. Но при второй встрече Андрея с дубом князь находит его обновлённым и полным жизненных сил. Такая перемена произошла и в Андрее после Аустерлицкого сражения. Болконский осознал, что его счастье кроется в тихой семейной жизни, от которой он так тщательно пытался себя оградить всё это время. Таким образом можно сделать вывод, что природа, в частности небо Аустерлица и старый дуб помогли не только нам лучше понять внутренне состояние героя, но и самому князю Андрею прозреть, осознать, что совсем не к тому он стремился в жизни и счастье его заключено далеко не в славе и титулах.

Кроме того, во время визита в Отрадное через природу нам показано душевное состояние Андрея Болконского. Внутренняя красота и поэтичность Наташи Ростовой проявляются в отношении к миру. Чистое и искреннее слияние Наташи с окружающим миром восхищает Болконского. Такая картина полной гармонии девушки с волшебной ночью словно помогает Андрею возродиться, понять, что жизнь его совсем не закончена, несмотря на горькую утрату – смерть жены.

Природа играет важную роль и в нравственном развитии Пьера Безухова, ещё одного из главных героев романа. Герой попал в плен, и после расстрела Пьеру показалось, что он полностью утратил веру в светлое будущее. И хотя возродить веру в жизнь и пережить все тяготы плена Пьеру помог Платон Каратаев, природа тоже сыграла далеко не последнюю роль. Например, ослабить некое душевное расстройство Пьера помог пейзаж, описанный на утро после расстрела пленных. Герой выходит из балагана и видит всю прелесть окружающего его мира: купола Новодевичьего монастыря, холмы Воробьёвых гор, лесистый берег; увидел, как поднимается солнце – в тот момент Пьер словно почувствовал дыхание новой, светлой, радостной жизни. То же он чувствует и позднее, когда осознаёт свою истинную свободу, смотря на месяц, бесконечные дали и поля. «И все это мое, и все это во мне, и все это я!» — думал герой.

Ещё одной задачей пейзажа в романе было показать отношение писателя к войне через призму восприятия героев. Так, например, перед одной из битв Пьер восхищается красотой открывшегося ему виду на кургане. Однако в результате битвы панорама сменяется тусклым, пропитанным отчаянием пейзажем. С помощью описания природы Толстой подчеркивает, какую беду для всех несет в себе война. Также автор показывает заброшенные пересохшие поля с умирающим от голода скотом. Солдат, купающихся в грязном пруду, заброшенный сад в родовом имении Болконских – все это ярко передает тяжесть войны, которая легла на плечи простого народа. Таким образом, пейзаж для Л.Н. Толстого был не просто вспомогательным средством для описания природы и более полного представления происходивших событий. Природа является настоящим помощником автора в раскрытии характера героев, в описании их душевного состояния. Природа помогла нам проследить изменения в мировоззрении каждого из них. Кроме того, описание картин природы помогает нам также понять отношение Толстого к войне: как нелегко простому народу в эти времена, насколько тяжкая ноша легла на их плечи. Писатель показывает своё отрицательное отношение к войне с помощью панорам природы, даёт нам понять, насколько это ужасная вещь в жизни каждого человека и народа в целом.

Роль Пейзажа в романе «Война и мир» Льва Толстого

Лев Толстой часто использует затейливые картины природы, как эффективное художественное средство передать чувства персонажа. Роль пейзажа в романе «Война и мир» заключается в возможности понять состояние героя, подчеркнуть атмосферу происходящих событий. Величием, чистотой, естественностью деревьев, облаков, автор передает сущность настоящих жизненных ценностей.

Небо над Праценскими высотами

При Аустерлицком сражении князь Болконский поднимает упавшее знамя, останавливает паническое отступление солдат. Полковнику удается вернуть людей, но он получает ранение, падает на землю. Теряя сознание, Андрей видит перед собою высь. Над человеком, испытывающим боль, плывут мрачные тучи темного цвета.

Автор лаконично делит эпитеты на категории: изображающие форму, передающие эмоциональную составляющую сюжета и подчеркивающие трагичность патриотического поступка командира. Герой анализирует контрастное сочетание небесного пейзажа и кровавой картины, происходящей на земле: поле усеяно телами убитых, страдающих увечьями.

Происходящие внизу войны – это массовые убийства, которые нужны эгоистическим стремлениям правителей. Люди рождаются для других целей – жить созиданием добра, справедливости, мира. Пейзажем Лев Толстой передает не столько описание неба, он оценивает формирующиеся нравственные идеалы героя.

Дуб весной

К образу дуба Лев Толстой обратился, передавая мрачное настроение князя Болконского, переживающего кончину жены, поражения австрийских сражений. Природа просыпалась после зимней спячки. Березы, молодая поросль леса, красовались белизной, почки издавали запах свежести. Трава зеленела особо ярко на фоне весеннего неба и солнечных лучей. Птицы пели, приветствуя теплую пору года. Пестрые цветы застелили лужайки сплошным ковром. Все радовалось приходу весны и оживало вместе с ней.

Перед взором князя возник дуб, старец, по сравнению с березами, выше их вдвое, намного больше по обхвату ствола. Кора, местами кем-то содранная или отпавшая, оставила плешивые пятна, поросшие мхом. Только изуродованные суки торчали, как свидетели богатого жизненного опыта. Силуэт был некрасивый, растопыренный, грустный. Казалось, ничто не интересует этого дуба, ни до чего ему нет дела. Вся радость, бурлившая вокруг, была не для него.

Андрей принял твердое решение не проникаться суетой, дожить жизнь в спокойной душевной пустоте, как дуб, который стоит, но не распускает листья.

Дуб летом

После встречи с юной графиней Ростовой душа героя встрепенулась, ему захотелось жить. По дороге домой, уже в июле, князь искал глазами силуэт знакомого дуба у края дороги. Но чуть не пропустил дерево, потому что оно преобразилось. Крона стала темно-зеленой, листва шумела уверенно, жизнеутверждающе, переливая оттенками в вечерних лучах солнца. Было видно, что дуб согрелся, он довольно колыхал могущественными ветками.

Картина предстала прекрасная, под густой листвой не стало видно ран, обломанных сучьев. Жизнь промелькнула перед Болконским, состоящая из коротких мгновений, как печальных, так и победоносных. Перед ним возникло свежее лицо Наташи Ростовой, которая умела любить всех и все вокруг, раскрывая этим смысл счастья.

С этого момента мужчина меняет свою жизнь. Руководимый желанием делиться боевым опытом во благо государства, Болконский занимается составлением нового военного устава. Вместе с министром обороны Сперанским Андрей осуществляет армейские реформы, начиная новый этап своей жизни. Зерно романтического влечения к девушке Наташе уже брошено в его душу и скоро взойдет. Образ дуба в этом эпизоде автор изобразил, как символ возрождения.

Природа глазами Наташи

Ночь в Отрадном запала в душу Андрею великолепием и одухотворенностью. В ней созидательная сила будущего, вдохновение на новый жизненный этап, который для Болконского является сложным выбором. Фраза, которая заставила мужчину влюбиться еще не осознанно, на уровне чувства, не поднявшегося на поверхность сознания, не оформившейся в мысль, звучала из уст Наташи так:

Особо трепетно Лев Толстой описывает ночь перед Рождеством, когда семья Ростовых едет на святой ужин. Из-под пера автора дорога превращается в сказочный путь:

Пейзаж в романе Л.Н.Толстого «Война и мир»
материал по литературе (10 класс) по теме

Пейзаж в романе Л.Н.Толстого «Война и мир»

Тип урока: Объяснение нового материала

Вид урока: Исследование

Цель урока: Образовательная – формирование умения и навыков анализа художественного произведения, выявить роль пейзажа в раскрытии характеров героев.

Воспитательная – формирование эстетического вкуса, воспитание любви к природе при изучении художественных произведений;

Развивающая – развитие умения формулировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать её.

Межпредметные связи: Обеспечивающие – МХК, ИЗО, музыка.

Обеспечиваемые – история, русский язык.

Обеспечение урока

Презентация «Пейзаж в романе Л.Н.Толстого «Война и мир»

Литература основная: Роман Л.Толстого «Война и мир», учебниПрезентация «Пейзаж в романе Л.Н.Толстого «Война и мир»к Ю.Лебедева 10 класс.

Литература дополнительная:

Днепров В. Искусство человековедения: Из художественного опыта Льва Толстого. Маранцман В.Г.Работа над портретами Л.Н.Толстого как средство эстетического воспитания учащихся.

Мышковская Л.М. Мастерство Льва Толстого.

Пигарев К. Русская литература и изобразительное искусство.

Ковалев В. Поэтика Льва Толстого.

Скачать:

ВложениеРазмер
peyzazh_v_romane.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

Пейзаж в романе Л.Н.Толстого «Война и мир»

Пейзажи Толстого – элемент большой и цельной

картины жизни, без которого она была бы неполна.

Организационный момент: Ребята, у вас на столах карточки, в которых вы будете делать записи в ходе нашей беседы. Приготовьте текст романа «Война и мир». Запишите тему урока и эпиграф.

1. Вступительное слово :

Л.Н.Толстой высоко ценил облагораживающее влияние природы на человека, показал в своих произведениях ее красоту.

В критической литературе о писателе глубоко и разносторонне разработан вопрос о тесной связи его пейзажей с внутренним миром героев. Пейзаж Толстого, пишет один из критиков, «обогащенный и осмысленный восприятием героев, их чувствами и мыслями… в свою очередь служит им службу – он полнее, ярче и звучнее раскрывает сложнейшие моменты их душевной и духовной жизни». Картины природы у Толстого, отмечает другой исследователь, «теснейшим образом связываются с внутренней жизнью героев. Красота природы как бы продолжает человеческий образ, поддерживает и несет его…Положение пейзажа в романе Толстого можно сравнить лишь с его положением в лирическом стихотворении, где картина развертывается параллельно с переживанием героя, фиксируя его моменты».

Помимо лирической и психологической связи с героями, пейзажи Толстого несут и другую, часто не меньшую нагрузку: они уясняют смысл романа, позицию самого автора,

своеобразие его как художника.

Некоторые справедливо считают, что природа у Толстого «является как бы одним из действующих лиц повествования».

Сегодня на уроке мы постараемся выяснить роль пейзажа в идейном содержании романа «Война и мир», а также понять своеобразие взглядов Толстого на природу.

Вы знаете о том, как Толстой относился к природе. Начать наш урок о Толстом-пейзажисте я хочу с портрета «Толстой на отдыхе в лесу», выполненном современником писателя художником И.Репиным.

«Репин – художник, влюбленный в живую жизнь, в яркие краски мира, в природу… в Толстом, человеке и писателе, его восхищает именно эта близость к природе», – так написал В.Г.Маранцман.

В картине-портрете «Толстой на отдыхе в лесу» мы видим писателя лежащим в тени дерева с книгой в руках. Он в белой одежде, игра света и теней делает его фигуру неповторимо прекрасной, как яркое солнечное пятно среди сверкающей зелени леса.

– Как вы думаете, что удалось художнику показать в этой картине?

( Природа и писатель – единое целое.)

Репин показал не только страстную любовь Толстого к природе, органическую близость к ней, но и в определенной мере раскрыл мировоззрение писателя: стремление к естественности, свободе и простоте, к единению с окружающим.

2. Основная часть. Работа по тексту романа.

1. Первый пейзаж, о котором мы будем говорить, – описание неба над Праценскими высотами, где лежит раненный в Аустерлицком сражении Андрей Болконский.

Ученик читает отрывок наизусть.

2.- Какими изобразительными средствами создан пейзаж?

( Они очень лаконичны – это эпитеты, многие из их повторяются: синеющая бесконечность, плывущие облака и небо – высокое, бесконечное и, наконец, справедливое и доброе .)

Эпитеты Толстого неоднозначны по смыслу: часть из них дает представление о внешнем виде предмета, другие вносят эмоциональную окраску, а третьи дают как бы моральную оценку. Первые мы условно назовем описательными , вторые – метафорическими, третьи- оценочными . Распределите эпитеты по видам.

3. Один ученик выполняет работу у доски, вставляя в таблицу карточки с названиями эпитетов, объясняет, почему так распределил.

Справедливое, доброе (небо)

Бесконечное, высокое (небо)

Эпитеты бесконечное, высокое могут показаться описательными, как передающие беспредельность неба. Но на самом деле их значение глубже. Толстой не только рисует поэтическую картину неба, но дает моральную оценку устремлениям князя Андрея, его пока ещё не вполне четким идеалам.

– Чем является небо для Андрея в этот момент?

( Небо для него – полная противоположность тому, что здесь, на земле: телам убитых и раненых, самодовольному Наполеону и недавним мечтам самого князя Андрея о славе.)

– К каким мыслям приходит Андрей, глядя на небо?

( На земле, охваченной распрями, убийствами, эгоистическими стремлениями людей, нет справедливости и добра, а они нужны, прежде всего.)

Стремление к миру, бескорыстию, справедливости – это высокие стремления, и осуществление их требует от людей бесконечных усилий. И эпитеты бесконечное , высокое не столько живописуют безбрежность неба, сколько оценивают идеалы героя и самого автора, т.е. их следует отнести к оценочным.

4. Пейзаж, при создании которого используется минимальное количество художественных приемов (эпитеты, повторы), выполняет идейную функцию. Как вы думаете, какую?

( Пейзаж проникнут страстным осуждением войн, эгоистических стремлений, призывом к идеалам добра и справедливости .)

– Какова роль этого пейзажа в композиции произведения?

( Он дает почувствовать, что в жизни князя Андрея наметился перелом, что произойдет серьезное изменение в жизни героя, а значит, читателя ожидает поворот сюжета.)

5. Неповторимость толстовского видения мира мы можем почувствовать в сопоставлении пейзажа «Небо Аустерлица» с картиной И.Левитана «Над вечным покоем».

Посмотрим на репродукцию картины. Ученик выполняет индивидуальное задание, данное заранее.

Карточка. 1.Что ты видишь на картине Левитана «Над вечным покоем»?

2. Какова её основная мысль?

3.В чём сходство и различие с пейзажем в романе Толстого?

4. Обрати внимание на колорит и оттенки неба на картине Левитана, на

своеобразие и смысл эпитетов Толстого.

( Словно с высоты смотрит художник на бесконечную водную ширь, на затерянный среди неё маленький островок суши с деревянной церквушкой и полуразрушенным кладбищем. Несутся по небу свинцовые тучи, ветер гнет к земле деревья. Тяжёлые, сумрачные облака проходят, как само время. О небе Левитана никак не скажешь, что оно доброе и справедливое. В картине Левитана «Над вечным покоем» выражена мысль о мимолетности и быстротечности жизни перед единственной вечной реальностью, какой является природа. В основе двух пейзажей лежит философская мысль о вечности природы и быстротечности человеческой жизни. Но решена она по-разному. От картины Левитана веет скорбью и грустью. Небо Аустерлица внушает мысль о высоком назначении человека. Толстой смотрит на жизнь оптимистичнее. Его пейзаж внушает веру в человека и его высокое предназначение.)

Записи в карточках, выводы.

( Пейзаж Толстого, философский по мысли, необычайно лаконичный в средствах изобразительности, имеет большое значение для понимания образа Андрея Болконского и мыслей автора о смысле жизни человека.)

6. Следующая картина природы, которую мы проанализируем,- описание березовой рощи и дуба в гл.1,3,ч.3,т.1 .

Ученик читает отрывок наизусть.

-Как автор смог добиться такой выразительности и живости описания?

( Толстой не только точно отмечает приметы поздней весны, а затем лета в разгаре, но он видит цвета и форму предметов, слышит звуки, ощущает предгрозовую жару. При этом читатель, как и герой, находится как бы внутри леса: смотрит то на левую, то на правую сторону дороги, слышит то далекие, то близкие звуки. И все это: и изображение природы в движении, и умение ощутить её всеми органами чувств – делает пейзаж ярким, реалистическим и прекрасным. Но привлекательность его ещё и в особой весенней, радостной настроенности. Её можно почувствовать, сравнив пейзаж Толстого с картиной И.Левитана «Березовая роща ».)

7. Рассказ о картине ученика. Сравнение пейзажей.

( «Березовая роща» – одно из самых светлых и радостных полотен художника, тех, о которых А.П.Чехов сказал, что «на них появилась улыбка». Залитые солнцем деревья сияют. Переливаются всеми оттенками зелени, нежно белеют, чуть тронутые розовым, их стволы. Солнечные пятна, затенённые места, полутень блестяще переданы художником. Картина наполнена воздухом, светом, движением ветвей, теней на траве и стволах. Она вызывает чувство радости, очень близкое к тому, что возникает при чтении описаний Толстого.)

Сравниваем живописную палитру Толстого и Левитана. Зачитываем.

( Мажорность Толстого нисколько не меньше, чем у Левитана, а яркость красок

даже ощутимее, рельефнее.)

– Эту картину мы видим глазами Андрея. Радость пробудившейся природы вначале не соответствует душевному состоянию князя Андрея. Почему это происходит? О чём думает Андрей?

( Герой находит в этой роще то, что созвучно ему, – нераспустившийся дуб. Андрей думает о жизни: «Да, он прав, тысячу раз прав этот дуб…пускай другие, молодые, вновь поддаются на этот обман, а мы знаем жизнь – наша жизнь кончена!»

Прошло немного времени, и совсем другим предстает великан-дуб, покрывшийся «шатром сочной, темной зелени». И на Андрея «вдруг нашло беспричинное весеннее чувство радости и обновления». «Нет, жизнь не кончена в тридцать один год…надо, чтобы все знали меня, чтобы не для одного меня шла моя жизнь».

8. В чем особенность данного пейзажа? Что такое дуб в нём?

( Дуб – параллель образу Болконского. Первый раз он едет мимо него разочарованным в своих прежних идеалах после ранения под Аустерлицем и смерти жены, когда ему кажется, что жизнь для него уже позади. Второй – после поездки в Отрадное и встречи с Наташей, когда в судьбе героя намечается перелом, вновь возвращаются надежды на счастье и стремление к большой гражданской деятельности.)

9. Какие художественные приёмы использует автор в этих описаниях?

( Толстой применяет приём олицетворения, метафоры: дуб с неуклюжими корявыми руками и пальцами стоит презрительным уродом, то млеет в лучах солнца, и нет у него недоверия и горя.)

Описание дуба помогает воспринять состояние Андрея, которое изменилось не только под влиянием поездки в Отрадное, встречи с Наташей, не только потому, что прошёл уже немалый срок после Аустерлица и смерти Лизы, и раны начали зарубцовываться, но и в определённой мере способствовала этому природа, та самая роща и необычный дуб в ней, природа, которую Андрей зорко чувствует, о которой, как и сам автор, глубоко размышляет.

Ученики делают записи в тетрадях о месте в композиции и идейной функции рассмотренного пейзажа.

10. Описание летней ночи в Отрадном т.2, ч.3, гл.2.

Ученик зачитывает описание.

Романтически и эмоционально приподнято описание ночи, которой одновременно любуются князь Андрей и Наташа.

– Какие средства художественной выразительности использует Толстой?

( Большое количество эпитетов передает оттенки контрастных цветов: чёрного, белого и серебряного – и игру света и теней: ночь неподвижно-светлая, деревья чёрные с одной и серебристо-освещенные с другой стороны, растительность с серебристыми кое-где листьями и стеблями, крыша – блестящая росой, дерево с ярко-белым стволом, полная луна на светлом, почти бездонном небе. Ночь, луна, свет и тени – всё чарует незабываемой прелестью.)

11.Какова роль этого пейзажа в раскрытии образов героев?

( Эта картина ночи тонко подчеркивает поэтичность Наташи, и пока ещё не совсем понятную для самого Андрея встревоженность. Они видят её одновременно: эмоциональная девушка и сдержанный мужчина. Природа уже похожа на волшебную сказку. Характерных для Андрея рассуждений о природе здесь нет. Красоту ночи он видит и чувствует, но поглощён прежде всего присутствием Наташи.)

Учитель зачитывает цитату из книги «Мастерство Льва Толстого».

«Особенно интересны пейзажи Толстого, передающие моменты душевной высоты героев, когда реальный мир кажется фантастическим. Ночь в Отрадном – почти фантастический мир, а в чувствах героев такой взлёт, что у Андрея поднялась «неожиданная путаница молодых мыслей и надежд, противоречащих всей его жизни», а Наташа «так бы вот села на корточки… и полетела бы».

– Какова композиционная роль пейзажа?

( Романтическая красота лунной ночи впервые незримо соединила судьбы Андрея и Наташи. Пейзаж усиливает эмоциональный настрой сцены, сулящей прекрасные перемены сюжета.)

Запись в тетрадях наблюдений по рассмотренному пейзажу.

12.Музыкальной параллелью к картине лунной ночи является пьеса П.И.Чайковского « Июнь. Баркарола».

Прослушиваем запись. Что вы можете сказать об этом музыкальном произведении?

( П.И.Чайковский воплотил в звуках красоту русской природы. И там и здесь лето, июнь, ночь. Описание Толстого и пьесу Чайковского роднят тонкая поэтичность, проникновенный лиризм. Однако музыкальная картина грустнее и печальнее, в ней нет внутренней активности, которую можно ощутить в описании Толстого.)

13. Описание зимней святочной ночи т.2, ч.4, гл.10

Учитель зачитывает описание под музыку «Ноябрь. Катание на тройке».

– Что роднит и отличает двух художников?

( И в описании, и в пьесе катание на тройке с бубенцами, одно настроение – светлое, романтически-радостное.)

-Расскажите об особенностях данного пейзажа.

( По стилю описание близко к картине ночи в Отрадном, только она стала сказочнее и фантастичнее. Всё окружающее мы видим глазами Николая Ростова, такого же эмоционального и восприимчивого, как и его сестра Наташа. Герой ощущает необычность обстановки, влюбленность в него Сони и свою влюбленность. Пейзаж в этом отрывке – параллель именно к его образу. Для Николая природа – это праздник чувств, поэтому во фрагменте так много радости и движения.

Множество глаголов, рисующих езду в санях: тройка тронулась; зашумели и завизжали остальные; ехали рысью; толкнул ухаб в передних санях; стали растягиваться сани; лошади стали прибавлять ходу; присяжная подёргивала постромки; коренной раскачивался, поводя ушами; полетела тройка; заставляя скакать коренных, поспевали другие тройки и т.д. Музыка звуков: визжат, свистят и шумят полозья; то звенит, то побрякивает густым колокольцом тройка; из саней слышны покрикиванье, хохот и голоса ряженых.)

-Какова композиционная роль описания?

( В композиционном отношении пейзаж связывает Николая и Соню, как раньше Андрея и Наташу, и как бы предсказывает новые сюжетные повороты.)

Эти лирические и психологические картины таят в себе мысли автора не только о героях, но и о природе. Она так прекрасна, что возвышает человека над будничностью и прозаичностью, приподнимает его и окрыляет.

Ученики записывают выводы в тетрадь.

1.Выучить наизусть отрывок с описанием пейзажа.

2.Закончить заполнение карточки, проанализировав пейзаж в батальных сценах (на Бородинском поле, на батарее Раевского, после сражения под Красным)

Ссылка на основную публикацию