Образ Раскольникова в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”

Образ Раскольникова в романе «Преступление и наказание»

Многогранный роман

Листая первые страницы книги, мы начинаем знакомиться с образом Раскольникова в романе Достоевского «Преступление и наказание». Рассказывая историю его жизни, писатель заставляет нас размышлять над целым рядом важных вопросов. Трудно определить, к какому типу романа относится произведение Ф. М. Достоевского. В нём поднимаются проблемы, затрагивающие различные сферы жизни человека: общественную, нравственную, психологическую, семейную, моральную. Родион Раскольников является центром романа. Именно с ним связаны все остальные сюжетные линии великого произведения классика.

Главный герой романа

Внешний вид

Описание Раскольникова в романе начинается с первой главы. Мы знакомимся с молодым человеком, который находится в болезненном состоянии. Он мрачен, задумчив и замкнут. Родион Раскольников – бывший студент университета, забросивший занятия на юридическом факультете. Вместе с автором мы видим скудную обстановку комнаты, где проживает молодой человек: «Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длинной, имевшая самый жалкий вид». Внимательно разглядываем детали изношенной одежды. Родион Раскольников находится в крайне бедственном положении. У него нет денег, чтобы отдать долги за квартиру, оплатить учёбу.

Черты характера

Характеристика Раскольникова в романе «Преступление и наказание» даётся автором постепенно. Сначала мы знакомимся с портретом Раскольникова. «Кстати, он был замечательно хорош собою, с прекрасными тёмными глазами, тёмнорус, ростом выше среднего, тонок и строен».

Идея Раскольникова

Непомерная гордыня, больное самолюбие и нищенское состояние порождают в голове Раскольникова некую идею. Суть которой состоит, в подразделении людей на два разряда: обычных и право имеющих. Думая о своём великом предназначении, «тварь ли я дрожащая или право имею?», герой готовится к преступлению. Он считает, что совершив убийство старухи, проверит свои идеи, сможет начать новую жизнь и осчастливить человечество.

Преступление и наказание героя

В реальной жизни всё получается иначе. Вместе с жадной процентщицей гибнет убогая Лизовета, никому не причинившая зла. Ограбление не удалось. Раскольников не смог заставить себя воспользоваться краденным. Ему противно, тошно и страшно. Он понимает, что зря рассчитывал на роль Наполеона. Переступив нравственную черту, лишив жизни человека, герой всячески избегает общения с людьми. Отверженный и больной, он оказывается на грани сумасшествия. Семья Раскольникова, его друг Дмитрий Разумихин безуспешно пытаются понять состояние юноши, поддержать несчастного. Гордый молодой человек отвергает заботу близких и остаётся один на один со своей проблемой. «Но зачем же они меня так любят, если я не стою того!

После рокового события герой заставляет себя общаться с незнакомыми людьми. Принимает участие в судьбе Мармеладова и его семьи, отдавая присланные матерью деньги на похороны чиновника. Спасает от растления юную девочку. Благородные порывы души быстро сменяются раздражением, досадой и одиночеством. Жизнь героя будто разделилась на две части: до убийства и после него. Он не ощущает себя преступником, не осознаёт своей вины. Больше всего он переживает из-за того, что не выдержал испытания. Родион пытается запутать следствие, понять, подозревает ли его умный и хитрый следователь Порфирий Петрович. Постоянное притворство, напряжение и ложь лишают его сил, опустошают душу. Герой чувствует, что поступает неправильно, но не желает признавать свои ошибки и заблуждения.

Родион Раскольников и Соня Мармеладова

Возрождение к новой жизни началось после знакомства Родиона Раскольникова с Соней Мармеладовой. Восемнадцатилетняя девушка сама находилась в крайне бедственном состоянии. Застенчивая, скромная по натуре героиня вынуждена жить по жёлтому билету, чтобы отдавать деньги своей голодающей семье. Она постоянно терпит оскорбления, унижения и страх. «Безответная она», – говорит о ней автор. Но это слабое существо обладает добрым сердцем и глубокой верой в бога, которая помогает не только выстоять самой, но и поддерживать других. Любовь Сони уберегла Родиона от гибели. Её жалость поначалу вызывает у гордого юноши протест и негодование. Но именно Соне поверяет он свою тайну и именно у неё ищет сочувствия и поддержки. Измученный борьбой с самим собой, Раскольников, по совету подруги, признаёт свою вину и отправляется на каторгу. Он не верит в бога, не разделяет её убеждений. Мысль о том, что счастье и прощение надо выстрадать непонятна герою. Терпение, забота и глубокое чувство девушки помогло Родиону Раскольникову обратиться к богу, раскаяться и начать жить заново.

Основная идея произведения Ф. М. Достоевского

Подробное описание преступления и наказания Раскольникова составляют основу сюжета романа Ф. М. Достоевского. Наказание начинается сразу после совершения убийства. Мучительные сомнения, угрызения совести, разрыв с близкими людьми оказались гораздо страшнее долгих лет каторги. Писатель, подвергая глубокому анализу Раскольникова, пытается предостеречь читателя от заблуждений и ошибок. Глубокая вера в бога, любовь к ближнему, нравственные принципы должны стать основными правилами в жизни каждого человека.

Раскольников Родион Романович — образ и характеристика героя романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

«Преступление и наказание» сложно отнести к какому-либо определённому типу романа. На станицах книги поднимается целый ряд вопросов: от социального неустройства до нравственного выбора. Читатель сталкивается здесь и с семейной драмой, и с детективным сюжетом, и с философскими размышлениями главного героя о смысле существования.

Внешность героя

Родион Раскольников предстаёт перед читателями уже в первой главе романа «Преступление и наказание». Это молодой человек с прекрасной наружностью, стройный, выше среднего роста, с чудесными чёрными глазами. Достоевским он показан человеком, находящимся в болезненном состоянии и о чём-то постоянно размышляющем.

Одежда Родиона Романовича также не отличается роскошью. Во время первой встречи с читателем он предстаёт в изношенном костюме, который свидетельствует о его крайне тяжёлом финансовом положении. Раскольников погряз в долгах, у нет средств для того, чтобы покрыть аренду комнаты и заплатить за обучение в университете.

Внутреннее убранство комнаты героя только подчёркивает его замкнутость и отгороженность от внешнего мира. Жилище Раскольникова напоминало «крошечную клетушку», в которой едва мог бы уместиться один человек.

Характер героя

Характер главного героя намеренно раскрывается Достоевским по мере приближения к финалу. Раскольников отличается высоким умом и независимостью от окружающего мнения. Однако крайняя бедность, в которой он вынужден сейчас пребывать, заставила его отгородиться от окружающего мира. При общении с людьми Раскольников впадает в раздражительность. Даже помощь от матери и своего лучшего друга Разумихина он воспринимает как непосильное унижение.

Идеология романа

Все главы романа пронизаны идеей, которую уже давно носит в себе Родион. Согласно ей, пребывающие в мир люди подразделяются на два класса. Первый составляют так называемые право имеющие, а во второй входят простые обыватели, которых, по мнению Раскольникова, большинство. Именно преступная задумка, которую он планирует осуществить, должна прояснить, к какой именно категории людей он относится.

Вопрос Раскольникова «тварь ли я дрожащая или право имею» проходит красной нитью в романе. Главный герой думает, что, перешагнув через страх перед убийством, он не только проверит правдивость своей идеи, но и сможет сделать счастливым каждого человека, пребывающего в этом мире.

Преступление и наказание

Примечательно, что преступлению Достоевский отводит в своём романе лишь первую часть, тогда как остальные пять занимает наказание главного героя.

Вместе с жадной старухой-процентщицей, которая, по утверждения Раскольникова, была одним из самых бесполезных существ на земле, гибнет ни в чём не повинная её сестра Елизавета, оказавшаяся рядом в момент преступления.

На Раскольникова нападают уныние и страх. Деньгам, полученным в результате ограбления, он не может найти применение и закапывает их в землю.

Главный герой понимает, что совершённое им преступление, как ничто другое, показывает, к какому классу людей он относится на самом деле. Муки совести от содеянного, которые не испытывают право имеющие, ставят его в один ряд с дрожащей тварью.

Однако вопреки его ожиданиям близкие люди пытаются ему помочь и привести в чувство. Мать, сестра и лучший друг в сложную минуту оказываются рядом с отверженным героем. Они хотят узнать о его состоянии, но сам Раскольников понимает, что не стоит их любви и заботы.

Но именно благодаря совершенному злу у него появляются новые знакомые в лице Мармеладова Семёна Захарыча, его жены Екатерины и дочери Сони. Чтобы скрасить их бедственное положение, он жертвует Мармеладовым деньги, присланные родительницей.

Но благородные чувства быстро уступают место злобе и раздражительности. Больше всего на свете Раскольников жаждет одиночества. Ему горько от того, что он не прошел испытание. Родион не причисляет себя к преступникам и, даже более того, решает запутать следствие. Но беспрестанная ложь и царящая в воздухе напряжённая обстановка отнимают у него последние душевные силы.

Раскольников понимает, что вся его идея — ложна и преступна. Но признать свою вину перед общественностью он не может.

Соня Мармеладова

Ключевой фигурой в жизни Родиона Романовича становится Соня Мармеладова — дочь Семёна Захарыча. Именно после знакомства с ней в его духовном состоянии наступают видимые перемены.

Как и главный герой, Соня терпит постоянные лишения и бедствия, которые приводят её постепенно к жизни по жёлтому билету. Чтобы прокормить свою семью она тоже вынуждена пойти на сделку с собственной совестью. Но, несмотря на телесную нечистоту Сони, душа её осталась чистой и невинной.

Юная героиня романа — глубоко верующий человек и именно вера в Бога помогает ей преодолевать все трудности, встреченные на жизненном пути. Любовь Сонечки сотворила чудо и с Раскольниковым. Она не дала ему погибнуть. Жалость девушки, вызывающая поначалу только сопротивление героя, постепенно приводят к тому, что Раскольников открывает Соне свою душу.

Девушка убеждает его признать свою вину и покаяться, потому что любое человеческое счастье должно быть выстраданным. Благодаря ей Родион обращается к Богу и начинает постепенно раскаиваться в содеянном преступлении.

Вывод

Характеристика образа Раскольникова может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.

Сочинение Раскольников в романе Преступление и наказание (Образ и характеристика)

Родион Раскольников был очень хорош собой: высокий и стройный брюнет с прекрасными темными глазами. Но всю его красоту портила одежда, полностью сношенная, напоминающая лохмотья. Особенно страшной была шляпа: выцветшая, вся в пятнах.

Раскольников умен, но его душевное состояние, вызванное черезвычайно бедным положением, походит на сумасшествие. Не имея возможности продолжать учебу, он бросает университет. Перестает давать уроки, которые приносили маленькие деньги. Родион не видит смысла зарабатывать копейки – ему хочется сразу стать успешным и обеспеченным. Размышляя о различии людей, Раскольников делает вывод, что основная, «серая», масса должна жить по законам, а избранные, гениальные, люди имеют право закон нарушить, даже убить другого, для достижения своих высоких целей. Высокомерный и гордый, он приписывает себя к числу избранных.

Около месяца он планирует убийство с ограблением старухи-процентщицы, с которой имеет дело, и которую считает никчемной и отвратительной. Таким образом он решает разом поправить свое финансовое положение. До последнего Раскольников не верит, что действительно исполнит это, но идет и убивает старуху и ее сестру, Лизавету, которая вернулась не вовремя домой.

После совершения преступления состояние Родиона становится еще хуже. Несколько дней он проводит в постели в бреду. Забота друга его только раздражает. Общение с матерью и сестрой, приехавшими из родного города – тяготит. Раскольников мнителен, вызывающ и горд. Но он чуток к чужой беде, отдает последнее, не думая о себе; добр к людям, пожертвовавшим собой на благо других, но ему противна мысль, что сестра хочет выйти замуж, тем самым решив и его денежный вопрос.

Презирая все общество, Родион презирает и самого себя, т.к. понимает, что не справился с задуманным. Он не оставил фактических улик, но скрыть внутреннее состояние убийцы не может. Родион открывается Соне Мармеладовой, но не раскаивается. Не найдя другого выхода Раскольников решеет сдаться. В суде становятся известны такие его качества, как отвага, смелость, доброта и забота. Он когда-то спас двух детей на пожаре, ухаживал и помогал тяжелобольному другу и его семье.

Первый год каторги он проводит в обычном угрюмом расположении духа. Со временем Сонина преданность и ненавязчивость помогают ему выйти из угнетенного состояния. Он хочет жить, верит в будущее.

Хоть Раскольников и убийца, он вызывает чувство жалость больше, чем осуждения. Он вынужден проживать в съемной убогой комнатке, за которую должен хозяйке; Родион часто совсем ничего не ест, закладывает дорогие сердцу вещи, получая взамен минимальные деньги под большие проценты. Он одержим своей навязчивой идеей о собственном праве на убийство. Постоянные встречи людского страдания и безысходности усугубляют его состояние. Раскольников сам себе не признается в сочувствии ко всем обиженным судьбой. Он совершает огромную ошибку, но самым большим наказанием для него является собственное осознание этой ошибки.

Сочинение 2

Фёдор Михайлович Достоевский – один из самых известных русский писателей. Его произведения знамениты персонажами со сложным внутренним миром, которые переживают трудные жизненные ситуации. Самым ярким примером является Родион Раскольников. Все мы слышали о его поступке, после которого изменилась вся его жизнь, на протяжение всего романа мы наблюдаем за борьбой доброты и злобы в нем. Роман заставляет задуматься над ценностью человеческой жизни и помогает понять могут ли добро и зло сочетаться в одном человеке.

Фёдор Михайлович наполнил свой роман большим количеством интересных персонажей, среди которых мы можем найти схожих себе. Мои самым любим является Родион Раскольников. В начале романа мы знакомимся с главным героем, он бывший студент, бедного происхождения. Внешне он был замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, темно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен. Родион подавал вид умного и начитанного человека, хотя и был небогатого происхождения. Но в его жизни наступила “чёрная полоса”, у него появились проблемы с деньгами, впав в нищету, он перестал общаться со знакомыми и замкнулся в себе.

Все материальное положение Фёдор Михайлович описал с помощью комнаты, где он жил, автор называет ее каморкой. Жилище героя настолько бедно и мало по размеру, что напоминает шкаф или гроб. Хотя нам и кажется на первый взгляд, что главный герой одинок и не имеет никого, позже мы узнаём о его семье. Мать Раскольников Пульхерия Александровна всегда считала его умным и талантливым человеком, не смотря на все его ошибки. Его сестра имела такое же мнение как и мать. Семья Раскольникова оплачивало образование Родиона из последних денег, не смотря на свою тяжёлой жизненную ситуацию. После знакомства с его семьей, лично я сразу нарисовала у себя в голове портрет достойного человека, но так ли это? В течение романа мы замечаем в нем такие черты характера как надменность, гордость, необщительность, угрюмость и высокомерность. Хотя он и обладает таким количеством плохих качеств, в нем есть вещи, за которые мы можем его уважать, например, то, что никогда не боялся иметь собственное мнение и всегда выражал его. Следовательно, после изучения всех черт личности главного героя, мы не можем сделать окончательный вывод о нем, добрый ли он человек или зло?

Поступки больше говорят о человеке, поэтому рассмотрим все поступки Родиона Раскольникова. Завязка романа происходит на убийстве старухи-процентщице. Такой поступок нельзя оправдать ничем. Человек способный на убийство низок и циничен, также причина, по которой Раскольников это сделал – ужасна. Забрать жизнь человека ради проверки достоверности своей теории говорит нам о том, что он не ценил жизнь, как ее следует. Но тольк ли плохое делал Раскольников? Вспомним о семье Мармеладовых. После смерти главы семьи Раскольников пожертвовал им свои последние сбережения. Данным поступок не даёт нам сделать о нем однозначное решение. Родион совершает хорошие и плохие вещи, поэтому нельзя выбрать лишь одно мнение.

Таким образом, Родион Раскольников является отличным примером того, что человек способен совмещать в себе эти две крайности. Никто не идеал, но все же бы должны прежде всего ценить жизнь и здоровье человека, ведь это самое драгоценное, что мы имеем.

Образ и характеристика Родиона Раскольникова

Роман Преступление и наказание написан в середине девятнадцатого столетия великим писателем Ф. М. Достоевским. Является очень психологическим и в то же время философским произведением. Достоевский описывает психологическое состояние человека (чуть ли не душевную болезнь) которое приводит его к преступлению и затем последующие моральные терзания. Достоевский провёл психоанализ, задолго до К.Юнга и З. Фрейда.

Он описал на сколько внешняя среда и отношение людей может поставить человека (личность) на грань, как эта личность пытается вырваться из этого «заколдованного» круга, борется но в итоге «бес» побеждает. Что то вроде этого Достоевский описал в своём романе про революционеров «Бесы».

Мысли Раскольникова: возвысится над окружающими, массой, только он имеет право (на убийство). Здесь Достоевский конечно отталкивается от теории Ницше о «сверхчеловека». Он и описывает Раскольникова как человека, который пытается стать сверхчеловеком через преступления, нарушив моральные и правовые нормы общества в котором живёт.

Раскольников идёт на убийство именно для того чтобы перешагнуть через все нормы и проверить способен ли он, «тварь трусливая?» или способен. Раскольников очень беден, живёт в крохотной каморке, напоминающей гроб. Это лето очень душно и жарко, периодически у него начинается горячка. Именно окружающие условия и бедность его толкают на преступление.

Он стремится не изменить мир, а своё собственное существование и бросить вызов жизни. Юношеская романтика из него вовсе выветрилась, бедность, голод не оставили от неё и следа.

Достоевский рисует образ Раскольникова не просто убийцы-негодяя, а сомневающегося, страдающего, ищущего справедливости человека. Помимо старухи он убил случайно её воспитанницу. Его терзает чувство вины. На этой почве он заболевает, когда он очнётся, то с удивлением обнаружит, что его дела начинают налаживаться. Приехала мать и сестра, как то начинают улаживаться денежные вопросы. Деньгами убитой старухи он так и не воспользовался.

Муки совести заставляют его всё же признаться в убийстве и понести наказание. Но, это принесло ему облегчение. К тому же он нашёл свою любовь Соню Мармеладову.

Вариант 4

Роман Достоевского «Преступление и наказание» – один из величайших шедевров в мировой литературе. Содержание книги дает описание целой эпохи русской истории.

Главным героем произведения является — молодой студент Родион Раскольников. Юноша очень воспитанный, образованный и трудолюбивый. Обладает литературным талантом и пишет статьи, некоторые из которых публикуются в печатных изданиях. У него во всем есть свое мнение, которое он готов отстаивать. Обучение дается ему очень легко, а вот общение со сверстниками нет. Он нелюдим, одинок, угрюм и мрачен.

Родион привлекателен внешне: стройный, среднего роста, с темными волосами и пронзительным взглядом. Однако, вся эта красота скрыта под лохмотьями старой одежды, которую он вынужден носить в силу своей нищеты. Его внешний облик отталкивает окружающих. Возможно, этот факт и делает из молодого человека «волка-одиночку».

Родион очень любит свою семью: мать и сестру, которые изо всех сил пытаются ему помочь. Ему очень бы хотелось о них заботиться, но средств на их содержание у него нет и поэтому получается, что две слабые женщины заботятся о здоровом мужчине. Осознание этого делает Родиона озлобленным на мир и его несовершенство.

Помимо этого, юноша очень горделив и своенравен, тщеславен и жесток. Он считает, что имеет право судить людей, делить их на определенные категории и с высока смотреть на окружающих. Причиной таких взглядов является социальное неравенство и классовые предрассудки.

Такое отношение к людям в итоге приводит Раскольникова к формированию своей собственной философии, суть которой сводится к тому, что на свете существует два типа людей: особенные люди, которым все дозволено и люди-отбросы, которые обречены на жалкое существование. Себя он причисляет к категории «избранных». Эта философия толкает парня на преступление, за которым приходит наказание в виде раскаяния. Значит, можно сделать вывод, что хорошего в молодом человеке больше. Угрызения совести и осознание всей тяжести преступления заставляют Родиона сознаться в содеянном.

Автор показывает нам натуру противоречивую. Противоборство добра со злом в одном человеке, в результате которого побеждает добродетель.

Образ Раскольникова в романе Преступление и наказание

Популярные сочинения

У Лермонтова существует очень много хороших и прекрасных произведений. Кроме этого у него имеются и стихотворения, которые также нравятся многим читателям. Но больше всего мне нравится стихотворение

Невозможно оспорить или умалить значение романа «Война и мир» Льва Николаевича Толстого так же, как невозможно умалить значение творчества Пушкина в мировой литературе

Очень часто в разговоре можно услышать о том, что люди упоминают стиль жизни. Это связано с тем, что большинство людей имеют некоторые особенности, связанные с тем опытом, который им пришлось пережить

Характеристика Родиона Раскольникова, образ, описание внешности и характера

Раскольников
(актер Г. Тараторкин),
кадр из фильма 1969 г.

Родион Романович Раскольников является главным героем выдающегося романа “Преступление и наказание” Достоевского. Это один из самых ярких персонажей русской классической литературы XIX века.

В этой статье представлен цитатный образ и характеристика Родиона Раскольникова в романе “Преступление и наказание”: описание внешности и характера героя в цитатах.

Смотрите:
– Все материалы по “Преступлению и наказанию”
– Все статьи о Раскольникове

Характеристика Родиона Раскольникова, образ, описание внешности и характера

” Был он очень беден. “ (часть 1 глава IV)

“. у матери моей почти ничего нет. Сестра получила воспитание, случайно, и осуждена таскаться в гувернантках.” (часть 5 глава IV)

“Мать у меня сама чуть милостыни не просит. “ (часть 2 глава III)

“. к тому же и двадцать три года сказались.” (часть 6 глава VII)

“Через минуту явилось письмо. Так и есть: от матери, из Р-й губернии.” (часть 1 глава III)

“. я живу у ней уж около трех лет, с самого приезда из провинции. “ (часть 2 глава I)

“. он был замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, темно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен.” (часть 1 глава I)

“. в тонких чертах молодого человека. “ (о лице героя, часть 1 глава I)

“. не опуская черных воспаленных глаз своих. “ (часть 2 глава I)

“И какие у него глаза прекрасные, и какое всё лицо прекрасное. Он собой даже лучше Дунечки…” (мать о Родионе, часть 3 глава III)

“Он был до того худо одет, что иной, даже и привычный человек, посовестился бы днем выходить в таких лохмотьях на улицу.” (часть 1 глава I)

“Но, боже мой, какой у него костюм, как он ужасно одет! У Афанасия Ивановича в лавке Вася, рассыльный, лучше одет. ” (мать о Родионе, часть 3 глава III)

“. строго обратился он к Раскольникову, разглядев его лохмотья. “ (часть 1 глава IV)

“. удивляясь, что такой оборванец и не думает стушевываться. “ (часть 2 глава I)

“. старый, закорузлый, весь облепленный засохшею грязью, дырявый сапог Раскольникова. “ (часть 2 глава III)

“. снял с себя свое широкое, крепкое, из какой-то толстой бумажной материи летнее пальто (единственное его верхнее платье). “ (часть 1 глава VI)

“. так как пальто было очень широкое, настоящий мешок, то и не могло быть приметно снаружи. “ (часть 1 глава VI)

Раскольников носит высокую круглую шляпу, изношенную и уродливую:

“Шляпа эта была высокая, круглая, циммермановская, но вся уже изношенная, совсем рыжая, вся в дырах и пятнах, без полей и самым безобразнейшим углом заломившаяся на сторону.

Да, слишком приметная шляпа… Смешная, потому и приметная… К моим лохмотьям непременно нужна фуражка, хотя бы старый блин какой-нибудь, а не этот урод. Никто таких не носит, за версту заметят, запомнят…” (часть 1 глава I)

. вдруг он почувствовал, что кто-то сует ему в руки деньги. Он посмотрел: пожилая купчиха, в головке и козловых башмаках, и с нею девушка, в шляпке и с зеленым зонтиком, вероятно дочь. “Прими, батюшка, ради Христа”. Он взял, и они прошли мимо. Денег двугривенный. По платью и по виду они очень могли принять его за нищего, за настоящего собирателя грошей на улице. ” (часть 2 глава II)

“. слишком уж на нем был скверен костюм, и, несмотря на всё принижение, всё еще не по костюму была осанка. “ (часть 2 глава I)

“Каморка его приходилась под самою кровлей высокого пятиэтажного дома и походила более на шкаф, чем на квартиру. “ (часть 1 глава I)

“Я Родион Романыч Раскольников, бывший студент, а живу в доме Шиля, здесь в переулке, отсюда недалеко, в квартире нумер четырнадцать. “ (часть 2 глава VI)

“Какая у тебя дурная квартира, Родя, точно гроб. я уверена, что ты наполовину от квартиры стал такой меланхолик.” (часть 3 глава III)

“Я учился, но содержать себя в университете не мог и на время принужден был выйти.” (часть 5 глава IV)

“. тем более что ты сам на юридическом факультете. “ (часть 1 глава III)

“Я бедный и больной студент, удрученный (он так и сказал: «удрученный») бедностью. Я бывший студент, потому что теперь не могу содержать себя, но я получу деньги…” (часть 2 глава I)

“Замечательно, что Раскольников, быв в университете, почти не имел товарищей, всех чуждался, ни к кому не ходил и у себя принимал тяжело. Впрочем, и от него скоро все отвернулись. Ни в общих сходках, ни в разговорах, ни в забавах, ни в чем он как-то не принимал участия. Занимался он усиленно, не жалея себя, и за это его уважали, но никто не любил.” (часть 1 глава IV)

“. ты уже не студент, уроков и костюма лишился . ты, с своей стороны, забился в угол и ничего прежнего не поддерживал. “ (часть 2 глава III)

“. я уроки потерял и не плачу четвертый месяц…” (часть 2 глава I)

“И вот теперь, когда я и уроки потерял и мне есть нечего. “ (часть глава)

“Я, Родя, дней шесть-семь назад убивалась, смотря на твое платье, как ты живешь, что ешь и в чем ходишь. А теперь вижу, что опять-таки глупа была, потому захочешь, все теперь себе сразу достанешь, умом и талантом.” (часть 6 глава VII)

“Я пришел вас уверить, что я вас всегда любил.

. знайте, что сын ваш любит вас теперь больше себя и что всё, что вы думали про меня, что я жесток и не люблю вас, всё это была неправда. Вас я никогда не перестану любить. ” (Раскольниковматери, часть 6 глава VII)

“А впрочем, ты отличнейший человек! Отличнейший человек. ” (часть 6 глава I)

“— Ты всегда был очень рассудительный человек и никогда, никогда ты не был сумасшедшим, — заметил он вдруг с жаром.” (часть 6 глава I)

“Материал, по крайней мере, заключаете в себе огромный. Сознавать много можете, много… ну да вы и делать-то много можете. ” (Свидригайлов, часть 6 глава IV)

“. опытность моя отличает в вас человека образованного и к напитку непривычного. “ (часть 1 глава II)

“Раскольников молча взял немецкие листки статьи, взял три рубля и, не сказав ни слова, вышел.” (часть 2 глава II)

“«В наших краях», извинения в фамильярности, французское словцо «tout court» и проч., и проч. ” (Раскольников понимает слова, которые Порфирий говорит на французском, часть 4 глава V)

“. одна ваша статейка: “О преступлении”.. или как там у вас, забыл название, не помню. Два месяца назад имел удовольствие в “Периодической речи” прочесть.” (часть 3 глава V)

“. статейка ваша, два месяца назад, явилась в “Периодической речи”. А вы не знали?” (часть 3 глава V)

“. видишь, Родя, я сознаюсь, ты малый умный, но ты дурак! — так вот, если б ты не был дурак, ты бы лучше ко мне зашел сегодня, вечерок посидеть, чем даром-то сапоги топтать. “ (Разумихин, часть 2 глава VI)

“Был он очень беден и как-то надменно горд и несообщителен; как будто что-то таил про себя. Иным товарищам его казалось, что он смотрит на них на всех, как на детей, свысока, как будто он всех их опередил и развитием, и знанием, и убеждениями, и что на их убеждения и интересы он смотрит как на что-то низшее. ” (автор о герое, часть 1 глава IV)

“. оба вы меланхолики, оба угрюмые и вспыльчивые, оба высокомерные и оба великодушные… ” (мать о Раскольникове и его сестре, часть 3 глава IV)

“Полтора года я Родиона знаю: угрюм, мрачен, надменен и горд; в последнее время (а может, гораздо прежде) мнителен и ипохондрик. Великодушен и добр.” (слова Разумихина, часть 3 глава II)

“. даже и прежде, прежде, еще в университете, какой он был всегда мрачный, угрюмый. ” (слова Разумихина, часть 6 глава I)

“Как: из-за того, что бедный студент, изуродованный нищетой и ипохондрией, накануне жестокой болезни с бредом, уже, может быть, начинавшейся в нем (заметь себе!), мнительный, самолюбивый, знающий себе цену. ” (слова Разумихина, часть 3 глава VI)

“Исступленному-то ипохондрику! При тщеславии бешеном, исключительном! Да тут, может, вся-то точка отправления болезни и сидит! Ну да, черт!…” (часть 3 глава II)

“— Зачем вам? Ведь вы не веруете. — прошептала она тихо и как-то задыхаясь.” (СоняРаскольникову, часть 4 глава IV)

“— Я не веровал, а сейчас вместе с матерью, обнявшись, плакали; я не верую, а ее просил за себя молиться. Это бог знает как делается, Дунечка, и я ничего в этом не понимаю.” (Раскольников о вере в Бога, часть 6 глава VII)

“Она знала к тому же его тщеславие, заносчивость, самолюбие и неверие. ” (Дуня о брате, часть 6 глава VIII)

“Ну, а уж это для молодого человека с самолюбием и унизительно, в наш век-то особенно. ” (часть 6 глава V)

“Оно тоже, конечно, обидно для молодого человека с достоинствами и с самолюбием непомерным. ” (часть 6 глава V)

“Пуще же всего тщеславие, гордость и тщеславие. ” (часть 6 глава V)

“. заносчивого молокососа, мальчишку, который был всему причиной. “ (Лужин о Родионе, часть 4 глава III)

“Чувств своих не любит высказывать и скорей жестокость сделает, чем словами выскажет сердце.

Иногда, впрочем, вовсе не ипохондрик, а просто холоден и бесчувствен до бесчеловечия, право, точно в нем два противоположные характера поочередно сменяются. Ужасно иногда неразговорчив!” (часть 3 глава II)

“Вы имеете собственное мнение и не струсили иметь его. Тем-то вы и завлекли мое любопытство. “ (часть 6 глава III)

“Не то чтоб он был так труслив и забит, совсем даже напротив. ” (часть 1 глава I)

“Господину Заметову прежде всего ваш гнев и ваша открытая смелость в глаза бросилась: ну как это в трактире вдруг брякнуть: “Я убил!” Слишком смело-с, слишком дерзко-с, и если, думаю, он виновен, то это страшный боец!” (часть 6 глава II)

“Что вы смелы, заносчивы, серьезны и. чувствовали, много уж чувствовали, всё это я давно уже знал-с.” (часть 6 глава II)

“. вы и сами порядочный циник.” (часть 6 глава IV)

“. не суди слишком быстро и пылко, как это и свойственно тебе. “(мать о Раскольникове, часть 1 глава III)

“Ужасно высоко себя ценит и, кажется, не без некоторого права на то. ” (Разумихин о нем, часть 3 глава II)

“. мнительный, самолюбивый, знающий себе цену. ” (Разумихин о нем, часть 3 глава VI)

“. Раскольников не привык к толпе и, как уже сказано, бежал всякого общества, особенно в последнее время. “ (часть 1 глава II)

“. он при первом, действительно обращенном к нему слове вдруг ощутил свое обычное неприятное и раздражительное чувство отвращения ко всякому чужому лицу, касавшемуся или хотевшему только прикоснуться к его личности. “ (часть 1 глава II)

“Раздражительны вы уж очень, Родион Романыч, от природы-с; даже уж слишком-с, при всех-то других основных свойствах вашего характера и сердца. ” (часть 6 глава II)

“. с некоторого времени он был в раздражительном и напряженном состоянии, похожем на ипохондрию. Он до того углубился в себя и уединился от всех, что боялся даже всякой встречи, не только встречи с хозяйкой.” (часть 1 глава I)

“Это я в этот последний месяц выучился болтать, лежа по целым суткам в углу и думая. о царе Горохе.” (часть 1 глава I)

“На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня . всё это разом неприятно потрясло и без того уже расстроенные нервы юноши.” (часть 1 глава I)

“. ну, вот я и решил, завладев старухиными деньгами, употребить их на мои первые годы, не мучая мать, на обеспечение себя в университете, на первые шаги после университета, — и сделать всё это широко, радикально, так чтоб уж совершенно всю новую карьеру устроить и на новую, независимую дорогу стать… Ну… ну, вот и всё…” (Раскольников о себе, часть 5 глава IV)

“Я вас, во всяком случае, за человека наиблагороднейшего почитаю-с, и даже с зачатками великодушия-с. ” (часть 6 глава II)

“Много ль понимаете-то? Теорию выдумал, да и стыдно стало, что сорвалось, что уж очень не оригинально вышло! Вышло-то подло, это правда, да вы-то все-таки не безнадежный подлец. Совсем не такой подлец! По крайней мере, долго себя не морочил, разом до последних столбов дошел.” (часть 6 глава II)

Образ Раскольникова

Нестерова И.А. Образ Раскольникова // Энциклопедия Нестеровых

  1. Общая характеристика Раскольникова
  2. Характер Раскольникова
  3. Критики об образе Раскольникова

Общая характеристика Раскольникова

“Студент”, художник Ярошенко Николай Александрович

Роман “Преступление и наказание” Ф.М. Достоевского является одним из самых спорных и таинственных произведений русской литературы. Большинство исследователей считают образ Родиона Раскольникова основой романа, а идею неотвратимости наказания философской концепцией идущей через все творчество Федора Михайловича Достоевского.

М. Бахтин отмечал, что в центре любого из произведений Ф.М. Достоевского находится глубокая философская идея и персонаж, т.е. носитель этой идеи.

Центральной фигурой романа “Преступление и наказание” является Родион Раскольников. Достоевский полностью раскрывает теорию Раскольникова о делении людей на два разряда и о праве сильной личности на пренебрежение законами, юридическими и этическими, для достижения своей цели.

Главный герой романа, Родион Раскольников – студент. Он беден, далек от каких либо терзающих тогдашнюю молодежь идей. У него есть сестра, которая работает гувернанткой в богатой семье. Мать, будучи вдовой, получает пенсию и не работает. Все средства семья отправляет Раскольникову. Но их все равно не хватает. Раскольников подрабатывал репетиром. Однако занятия с учениками не принесли ни удовлетворения, ни достойной оплаты.

Образ Раскольникова является духовным и композиционным центром романа.

Характер Раскольникова

Раскольников являет собой человека замкнутого, склонного к ипохондрии. Главный герой превратил свою замкнутость в особенность характера, которой казалось бы гордился. Однако, это не совсем так. Он бы и рад общаться с людьми больше, но нищета гнетет его и заставляет все дальше отдаляться от друзей и родных.

В начале романа Ф.М. Достоевский представляет читателю Раскольникова следующим образом: “Кстати, он был замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, темно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен.” При этом писатель подчеркивает, что Родион был чрезвычайно беден.

У Раскольникова нет друзей, кроме Разумихина, которому тяжело приходится переносить скверный характер Родиона. Достоевский пишет о своем персонаже:” Раскольников не привык к толпе и, как уже сказано, бежал всякого общества, особенно в последнее время.”

Разумихин характеризует нрав Раскольникова в противоречивом ключе. Он говорит, что, с одной стороны Раскольников неразговорчивый и порой жестокий человек, с другой – добрый и великодушный юноша. Особенностью характера Раскольникова является то, что он не только высказывает свое мнение, но и отстаивает его.

Ф.М. Достоевский рисует нам человека погрязшего в нищете: “Он был до того худо одет, что иной, даже и привычный человек, посовестился бы днем выходить в таких лохмотьях на улицу”. Родион Раскольников живет в комнатке, похожей на гроб: ” Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид с своими желтенькими, пыльными и всюду отставшими от стены обоями, и до того низкая, что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней жутко, и всё казалось, что вот-вот стукнешься головой о потолок.”

Такая жизнь является одним из стимулов для вынашивания мысли об убийстве. Именно на фоне и под воздействием вопиющей нищеты Раскольников обособляется от всех. Окружающий мир и люди перестают быть для него подлинной реальностью. Однако “безобразная мечта”, которую он вынашивает в течение месяца, вызывает у него отвращение. Он не верит в то, что может совершить убийство, и презирает себя за отвлеченность и неспособность к практическому действию. Он идет к старухе-процентщице для пробы – место осмотреть и примериться.

Помыслы о предстоящем убийстве терзают душу Раскольникова. Она как птица в клетке хочет вырваться и сбежать от черных мыслей и ненависти.

Внешнее действие лишь обнаруживает его внутреннюю борьбу. Он должен пройти через мучительное раздвоение, почувствовать на себе все “за” и “против”, чтобы понять себя и нравственный закон, нерасторжимо связанный с человеческой сущностью. С первых страниц романа Ф.М. Достоевский симпатизирует своему персонажу.

Во сне-воспоминании о лошади, которую секут по глазам, явлена правда его личности, правда земного нравственного закона, который он все-таки намерен преступить, отворачиваясь от этой правды.

Образ Родиона Раскольникова – это образ человека суеверного и склонного к преувеличению и паранойе.

В романе “Преступление и наказание” Ф.М. Достоевский пишет следующее:”Следы суеверия оставались в нем еще долго спустя, почти неизгладимо. И во всём этом деле он всегда потом наклонен был видеть некоторую как бы странность, таинственность, как будто присутствие каких-то особых влияний и совпадений”.

Образ Раскольникова не лишен доброты и благородства. Ф.М. Достоевский особенно подчеркивает их, когда Родион отдает деньги семье Мармеладова и спасает от преследования пьяную девочку на бульваре. Кроме того, писатель пытается оправдать своего героя подчеркивая, что одна из причин, по которой он убивает старуху-процентщицу – это желание помочь матери и сестре, которая решается выйти замуж за Лужина, чтобы материально помогать брату.

Критики об образе Раскольникова

По мнению русского писателя и критика Сергея Аскольдова, образ и имя Раскольникова приобретает символическое значение: раскол означает раздвоение, понимаемое в широком смысле. Здесь и этическое раздвоение Раскольникова (убийство – любовь к ближним, преступление – муки совести, теория – жизнь), и раздвоение непосредственного переживания и самонаблюдения – рефлексия.

Д.И. Писарев анализирует социально-психологические причины, толкнувшие Родиона Раскольникова на преступление, и объясняет его бесчеловечностью и противоестественностью существующего строя.

В статье критика Н. Н. Страхова “Наша изящная словесность” выдвигается на первый план мысль, что Ф.М. Достоевский вывел в лице Родиона Раскольникова новый образ “нигилиста”, изобразив “. нигилизм не как жалкое и дикое явление, а в трагическом виде, как искажение души, сопровождаемое жестоким страданием”. Страхов увидел образе Раскольникова черту “истинного русского человека” – своего рода религиозность, с которой он предается своей идее, стремление дойти “до конца, до края той дороги, на которую его завел заблудший ум”.

Несмотря на всю трагичность романа Ф.М. Достоевский заканчивает “Преступление и наказания” оптимистичными мечтами Раскольникова о счастье. Писатель дает своему герою второй шанс начать все заново, но с грузом прошлых ошибок. Ф. М. Достоевский подчеркивает, что Раскольников стал более мудрым человеком.

Родион Раскольников

Родион Раскольников. Актер Г. Тараторкин. Х/ф «Преступление и наказание». 1969

Родион Романович Раскольников – главный герой романа Ф.М. Достоевского, бывший студент университета, вынужденный оставить обучение из-за отсутствия средств. Юноша живет в крайней нищете на деньги, присылаемые матерью. Является автором собственной концепции, следуя которой, решается на убийство человека.

Подлинным прототипом Раскольникова является Герасим Чистов, приказчик, принадлежавший к общине раскольников. Его жертвами стали две пожилые женщины, убитые им с целью грабежа. Также существуют исторические и литературные прототипы героя, информацию о которых можно найти в соответствующем разделе статьи.

Описание героя

Биография, внешность

Раскольников – молодой человек в возрасте двадцати трех лет, до недавнего времени – студент юридического факультета университета. Из близких родственников у юноши есть мать, Пульхерия Александровна и сестра Дуня, которые живут в Рязанской губернии. Отец Раскольникова давно умер, умер и младший братик Родиона, не доживший до полугода. Почти три года Раскольников не видел родных, поэтому в письмах, которые он получает от матери, сквозит тревога. Пульхерия Александровна переживает, не поддался ли ее Родя «новейшему модному безверию», не оставил ли он веру в «благодать Творца и Искупителя нашего?»

Внешность у Родиона привлекательная и броская. Молодой человек «замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, темнорус, ростом выше среднего, тонок и строен». Разумихин, университетский товарищ Раскольникова за полтора года общения хорошо узнал Родиона и так рисует его психологический портрет: «Угрюм, мрачен, надменен и горд; в последнее время (а может, гораздо раньше) мнителен и ипохондрик. Великодушен и добр… Иногда… холоден и бесчувственен до бесчеловечия… точно в нем два противоположные характера поочередно сменяются». Уже несколько месяцев Раскольников не посещает университет «за неимением чем содержать себя», в данное время у него нет ни уроков, ни денег.

Характеристика личности

Раскольников в своей каморке. Актер Г. Тараторкин. Х/ф «Преступление и наказание». 1969

Уход из университета негативно отразился как на внутреннем состоянии, так и на внешнем виде героя. На него навалилась тяжелейшая депрессия, он постоянно пребывал «в раздражительном и напряженном состоянии, похожем на ипохондрию». Сутками он мог не покидать свою каморку, похожую на гроб, а если и появлялся на улице – сразу привлекал внимание прохожих своим опустившимся видом. «Он был до того худо одет, что иной, даже и привычный человек, посовестился бы днем выходить в таких лохмотьях на улицу». Из-за отсутствия денег Родион давно перестал платить за квартиру, поэтому старался как можно реже попадаться на глаза хозяйке.

Эта ситуация была настолько унизительна для Раскольникова, что в нем постепенно нарастало злобное презрение ко всему окружающему, а в глазах все чаще появлялось выражение «глубочайшего омерзения». Все эти признаки указывали на то, что всей его сущностью начинала овладевать пока еще неясная, но навязчивая идея.

Но были в характере Раскольникова и другие черты, которые выявляли в нем способность сопереживать и делать добро. Так, из показаний Разумихина следствию, становится известно, что Родион Романович, еще будучи студентом, содержал на своем иждивении больного туберкулезом сокурсника, а после его смерти взял опеку над его старым и немощным отцом. Возил старика по больницам, а когда тот умер, похоронил его на свои средства. Квартирная хозяйка Раскольникова рассказала о пожаре, в котором едва не погибли ее дети. Родион успел вытащить их из квартиры и сам при этом получил ожоги. Недавно Раскольников совершил еще один благородный поступок, отдав последние деньги на похороны Семёна Захаровича Мармеладова.

Зарождение теории Раскольникова

Раскольников не вписывается в рамки обычных героев. Это особый тип героя-мыслителя, главным для которого является поиск истины, правды и справедливости. Но благородство этой цели меркнет перед методами, которые он собирается применить для ее достижения. Несмотря на то, что общество, к которому принадлежит герой, уже пропитано идеями нигилизма и социализма, он выбирает особый путь, который приводит его к созданию собственной теории.

Иллюстрация к роману «Преступление и наказание». Художник М. Шемякин

Примерно шесть месяцев назад, в то самое время, когда Раскольников решил оставить университет, его посетила мысль написать статью. Темой для нее он выбрал психологическое состояние преступника и назвал ее «О преступлении». Спустя несколько месяцев она была опубликована в газете «Периодическая речь». Весь смысл статьи сводился к тому, что все люди делятся на две категории: низшую и высшую. К низшей принадлежит большинство, которое Раскольников называет материалом для воспроизведения себе подобных. В высшую входят собственно люди, способные привнести в общество что-то новое, благодаря своим талантам. Подвластные люди из низшей категории призваны приумножать численность людских особей, быть послушными и не нарушать законы. Представителей высшей категории Раскольников называет «законодателями и установителями человечества». Ради идеи этим избранным властителям дается право перешагнуть «через кровь», преступить закон, ликвидировать любое количество людей, чтобы «сделать известными свои открытия всему человечеству».

Вопрос, который не дает покоя Раскольникову, заключается в следующем: к какому разряду людей принадлежит он сам? Его восхищают Наполеон и Магомет. Они грешили, уничтожали огромное количество людей, но не только остались безнаказанными, но и вошли в историю, как великие личности. Обычные люди не способны на такие поступки. Само устройство мира предполагает попрание подвластных людей «Наполеонами». Фигура «сверхчеловека» Бонопарта становится для Родиона символом его теории. Обсуждая статью Раскольникова, Разумихин и Порфирий Петрович ужасаются ее античеловеческой идеологией и приходят к выводу, что его теория страшнее военной доктрины, где официально разрешено «кровь проливать».

Тем временем, теория полностью овладевает мыслями и волей Раскольникова. Она разрастается до такой степени, что Родион уже не сомневается в том, что сможет убить. Но убить не только ради обогащения и продолжения учебы, и даже не только ради помощи матери и Дуне, а для того, чтобы испытать ее на себе, доказать себе тварь ли он дрожащая или право имеет. Следовательно, не теория в данном случае подвергается проверке (для Родиона она остается незыблемой), а сам герой. Его цель – определить, к какому разряду людей принадлежит он: «… Мне надо было узнать тогда, … вошь ли я, как все, или человек? Смогу ли я переступить или не смогу!»

Принятие решения

Адрес процентщицы Алёны Ивановны Раскольников узнал у своего сокурсника в тот период, когда буквально умирал от голода. Он заложил у нее золотое кольцо, подарок Дуни, и выручил за него совсем маленькие деньги. С первого визита в нем зародилось чувство брезгливого отвращения к этой жадной и гнусной старушонке. В этот же вечер он стал невольным свидетелем разговора между студентом и военным, предметом которого была все та же Алёна Ивановна. Студент горячо доказывал, что жизнь этой старухи, которая богата, как жид, но берет с клиентов огромные проценты, не приносит никакой пользы обществу. Далее следовало предложение убить процентщицу, а ее деньги пустить на благие цели.

Кадр из х/ф «Преступление и наказание». 1969

Услышанный разговор и теория «крови по совести» – все это постепенно начинает приобретать черты пока еще туманного плана. Одолеваемый мыслями, Родион идет в трактир, где знакомится с Семеном Мармеладовым. Его пьяная исповедь и поразившая Родиона история Сони, письмо матери, в котором сообщается о вынужденном замужестве Дуни, доводит молодого человека до крайности и обнажает «старые, наболевшие, неразрешимые» проблемы.

Ночью Раскольникову снится сон, в котором он возвращается в детство, и во время прогулки с отцом становится свидетелем жестокого убийства тщедушной лошадки. Эта сцена настолько шокирует Родиона, что он просыпается, полный решимости отказаться от своего плана. Но в этот же день узнает, что вечером Алена Ивановна будет дома одна. Это известие ставит последнюю точку в его сомнениях. Он бредет в свою убогую клетушку, «как приговоренный к смерти». Его воля, рассудок, свобода остаются где-то за пределами сознания. В день убийства он, словно ведомый чьей-то рукой, не в силах сопротивляться, переступает порог дома своей жертвы.

Терзания Раскольникова

Убийство процентщицы и ее ни в чем не повинной, к тому же, беременной сестры Лизаветы заставляет Раскольникова вновь и вновь пережить огромное потрясение. Теперь он оказывается «по ту сторону добра и зла», словно разделенный с остальным человечеством огромной пустыней. Внезапно он осознает весь трагизм своего предстоящего одиночества, у него развивается четырехдневная нервная горячка. Собрав последние силы и одолев лихорадку, он в полубреду выходит на улицу с одной только целью: решить все одним разом. Но при виде оживленной уличной толпы, к нему вдруг возвращается острое желание жить. «Только бы жить, жить и жить! Как бы ни жить – только жить!» Вернувшись домой, он начинает молиться, но становится смешон самому себе. Его вновь захлестывает волна безысходности, сейчас он желает только одного – уединения.

Раскольников и Соня Мармеладова

Иллюстрация к роману «Преступление и наказание». Художник Д. Шмаринов

Раскольников терзается не столько от того, что лишил жизни процентщицу и ее сестру, сколько от осознания, что оказался слабым и неспособным перенести последствия этого преступления. Его преследуют не угрызения совести, а мысль, что он не имел никакого права «переступать», оказавшись таким слабым по своей природе. Самобичевание и страдания доводят Раскольникова до полного изнеможения. Он начинает понимать, что не сможет самостоятельно выбраться из этого кошмара и в отчаянии идет к Соне Мармеладовой. Девушка не отвергает его после признания, а, наоборот, с участием выслушивает и дает совет пойти на площадь и покаяться перед людьми. «Убивать? Убивать-то право имеете?» – спрашивает она его. Непреложная истина Сони заключается в том, что каждый человек – божье создание и его жизнь неприкосновенна. Соня сама находится в нелегком положении, но она черпает силы из Библии и делится ими с Раскольниковым, у которого эти силы отсутствуют.

Соня терпеливо разъясняет Родиону, насколько важны любовь и жертвенность по отношению к людям, что лишь любовь может отогреть человеческую душу и вернуть смысл жизни. Раскольникову чужда теория Сони, и он долгое время сопротивляется ее доводам. Но ей удается на примере своей собственной жизни доказать свою правоту. Родион начинает верить девушке и вскоре осознает полную несостоятельность своей теории, что подтверждается его словами: «И кто меня тут судьей поставил, кому жить, кому не жить?» Именно Соня, юная девушка, почти ребенок, оказывается спасительницей измученной души Раскольникова и выводит его на путь раскаяния. После приговора она не оставляет его и следует за ним на каторгу, чем еще больше укрепляет в Раскольникове веру в любовь. Герой окончательно осознает, что выбранный им путь был ошибкой, теперь же перед ним открывается другой путь – возрождение через страдания, путь, который приведет его к духовному очищению.

Роль героя в произведении

Создавая сложный психологический образ Раскольникова, Достоевский ставит своей целью обнажить нравственные проблемы современного общества и дать анализ набиравшей популярность идеи «наполеонизма» с точки зрения христианской морали. Он изображает героя, который в своем стремлении изменить мир, выбирает бесчеловечные и антигуманные способы. Автор пытается доказать эгоизм и полную несостоятельность идеи «сверхчеловека». Для этого он в мельчайших подробностях описывает крах теории Раскольникова, который так и не смог стать «Наполеоном». Наказание за преступление оказывается таким же страшным, как и само преступление. Ведь нет ничего ужаснее мук совести и страданий раскаявшегося человека. Писатель подводит своего героя к очищению через веру и любовь, которые доказывают ему всю безнравственность теории «сверхчеловека».

Развитие героя по мере сюжета

В начале повествования Раскольников описывается автором, как добрый и умный, гордый человек. Он готов прийти на помощь другим и не лишен сострадания. Но нищета, в которой он вынужден прозябать, делает его угрюмым и замкнутым. Он с трудом переносит свое унизительное положение. Отсутствие возможности что-либо изменить постепенно приводит героя к потере нравственных ориентиров. У него зарождается теория, согласно которой одним людям можно все, включая убийство, а другим – ничего. Раскольников хочет доказать, что относится к первой категории людей.

Для осуществления этой идеи он разрабатывает план убийства, как ему кажется, лишнего человека – старухи процентщицы. Он осуществляет задуманное, непреднамеренно убивая еще и сестру Алёны Ивановны, Лизавету. После преступления героя мучают кошмары, одиночество сводит его с ума, он начинает ненавидеть самого себя. Соня Мармеладова, которой он рассказывает свою тайну, убеждает героя совершить признание. Под ее влиянием меняются взгляды Раскольникова, он начинает проникаться верой, его сердце оттаивает для любви. Он отрекается от своей бессмысленной теории. Ему предстоит провести долгие годы на каторге, где его ждет полное искупление вины и духовное возрождение.

Отношение автора к герою

Достоевский не обозначает четкую позицию по отношению к своему герою, предоставляя читателям самим оценить образ этого персонажа. Вместе с тем, автор, будучи гуманистом, не оправдывает поступок Раскольникова. Он считает, что каждый человек, включая отвратительную процентщицу, имеет право на жизнь, и Раскольников не бог, чтобы решать, оставлять ее в живых или убить.

Таким образом, Достоевский является противником даже тех преступлений, которые совершаются ради благих дел, включая глобальные цели изменения общества в лучшую сторону для облегчения участи «униженных и оскорбленных». На примере Раскольникова автор показал всю безнравственность насилия, как способа изменения мира к лучшему, потому что насилие, в первую очередь, является огромной разрушающей силой для самого преступника.

Прототипы

Кроме реального прототипа Чистова, у Раскольникова есть и другие прототипы. Так, например, московский профессор А.Т. Неофитов проходил по делу о подделке билетов пятипроцентного займа. Еще одним прототипом является французский преступник Пьер Франсуа Ласенер, который был законченным убийцей, но считал себя жертвой общества.

Историческими прототипами Раскольникова являются французский император Наполеон и Магомет. Но автор при создании образа своего героя взял не характеры этих исторических личностей, а их идеи, которые пропагандируют «право сильной личности».

Литературными прототипами героя являются: персонаж из Библии Иов, который так же, как и Раскольников олицетворяет собой бунт против несправедливости; персонажи произведений Байрона (Корсар, Манфред); пират романа Ж. Санд Ускок, который разбогател путем преступления; Жюльен Сорель из романа Стендаля «Красное и черное»; пушкинский Германн из «Пиковой дамы», стремящийся разбогатеть, убив старую графиню и некоторые другие персонажи произведений разных авторов.

Экранизации героя

Самая первая экранизация романа «Преступление и наказание» состоялась в в Российской Империи, в 1909 году. Роль Родиона Раскольникова в ней исполнил Павел Орленев. К сожалению, фильм был утерян, поэтому оценить игру этого актера не представляется возможным. В 1935 году вышла американская версия фильма, в котором роль «идейного убийцы» исполнил Петер Лорре. В 1963 году итальянские режиссеры представили свою киноверсию романа Достоевского, в которой роль Раскольникова досталась актеру Луиджи Ванукки. В 2007 году был снят серил «Преступление и наказание», роль Раскольникова в котором исполнил Владимир Кошевой.

Самой известной экранизацией считается работа режиссера Льва Кулиджанова, которому удалось максимально передать все великолепие романа. Фильм вышел на экраны кинотеатров СССР в 1969 году и получил заслуженное признание зрителей и кинокритиков. Черно-белая кинолента длительностью более трех часов в точности передает мрачность Петербурга Достоевского. Роль Родиона Раскольникова исполнил молодой двадцатичетырехлетний актер Георгий Тараторкин.

Актеру настолько убедительно удалось войти в образ Раскольникова, что создается впечатление, как будто он сам прожил жизнь этого героя. Ему замечательно удалось передать характер и эмоции Родиона, особенно восхищает талант актера в эпизоде с лихорадкой. Раскольников Тараторкина – это идеальное попадание в цель. Это тот самый Родя, которого одолевают сомнения «тварь он дрожащая или право имеет», а передача состояния героя после убийства – пик мастерства Георгия Георгиевича. Глядя на игру Тараторкина, видишь того самого Раскольникова, которого так стремился представить читателю Ф.М. Достоевский.

  1. Наседкин Н.Н. Достоевский: Энциклопедия. — М.: Алгоритм, 2003. — (Русские писатели).
  2. Терлецкий А.Д. Словарь литературных персонажей: Русская литература: Середина XIX — начало XX вв. — М.: Московский лицей, 1997.
  3. Все герои произведений русской литературы: Школьная программа: Словарь-справочник. — М.: Олимп, 2002.
  4. Пишем сочинения по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». — М.: Грамотей, 2007.
  5. Абельтин Э.А., Литвинова В.И. «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского в контексте современного изучения классики. Абакан, 1999.

Презентация по литературе 10 класс. М.Ф.Достоевский ” Преступление и наказание”. Образ Раскольникова.

В данной презентации ученица раскрывает образ Родиона Раскольникова.

Скачать:

ВложениеРазмер
В данной презентации ученица раскрывает образ Родиона Раскольникова.912.75 КБ
Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Образ Раскольникова в романе « Преступление и наказание»

Рассказывая историю его жизни, писатель заставляет нас размышлять над целым рядом важных вопросов. Трудно определить, к какому типу романа относится произведение Ф. М. Достоевского. В нём поднимаются проблемы, затрагивающие различные сферы жизни человека: общественную, нравственную, психологическую, семейную, моральную.

Описание Раскольникова в романе начинается с первой главы. Мы знакомимся с молодым человеком, который находится в болезненном состоянии. Он мрачен, задумчив и замкнут. Родион Раскольников – бывший студент университета, забросивший занятия на юридическом факультете. Вместе с автором мы видим скудную обстановку комнаты, где проживает молодой человек: «Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длинной, имевшая самый жалкий вид». Внимательно разглядываем детали изношенной одежды. Родион Раскольников находится в крайне бедственном положении. У него нет денег, чтобы отдать долги за квартиру, оплатить учёбу. Внешний вид

Характеристика Раскольникова в романе «Преступление и наказание» даётся автором постепенно. Сначала мы знакомимся с портретом Раскольникова. «Кстати, он был замечательно хорош собою, с прекрасными тёмными глазами, тёмнорус , ростом выше среднего, тонок и строен». Затем начинаем разбираться в его характере. Юноша умён и образован, горд и независим. Унизительное материальное положение, в котором он оказался, делают его угрюмым и замкнутым. Его раздражает общение с людьми. Любая помощь со стороны близкого друга Дмитрия Разумихина или пожилой матери кажется ему унизительной. Черты характера

Непомерная гордыня, больное самолюбие и нищенское состояние порождают в голове Раскольникова некую идею. Суть которой состоит, в подразделении людей на два разряда: обычных и право имеющих. Думая о своём великом предназначении, «тварь ли я дрожащая или право имею?», герой готовится к преступлению. Он считает, что совершив убийство старухи, проверит свои идеи, сможет начать новую жизнь и осчастливить человечество. ИДЕЯ РАСКОЛЬНИКОВ

После совершенного образ Раскольникова в романе приобретает некую раздвоенность, как будто герой находится на перекрестке. Он пытается понять, сможет ли он дальше жить с таким пятном на совести или ему нужно признаться и искупить вину. Терзаемый муками совести, Родион все больше осознает, что он не таков, как его герои, мирно спящие, послав на смерть тысячи невинных людей. Ведь убив всего двух женщин, он оказывается не способен простить себе это. Чувствуя свою вину, он отдаляется от людей, но при этом ищет родственную душу. Ею становится Соня Мармеладова – девушка, отправившаяся на панель, дабы спасти от голодной смерти родных. – Преступление и наказание Раскольникова

Возрождение к новой жизни началось после знакомства Родиона Раскольникова с Соней Мармеладовой. Восемнадцатилетняя девушка сама находилась в крайне бедственном состоянии. Застенчивая, скромная по натуре героиня вынуждена жить по жёлтому билету, чтобы отдавать деньги своей голодающей семье. Она постоянно терпит оскорбления, унижения и страх. «Безответная она», – говорит о ней автор. Но это слабое существо обладает добрым сердцем и глубокой верой в бога, которая помогает не только выстоять самой, но и поддерживать других. Любовь Сони уберегла Родиона от гибели. Её жалость поначалу вызывает у гордого юноши протест и негодование. Но именно Соне поверяет он свою тайну и именно у неё ищет сочувствия и поддержки. Измученный борьбой с самим собой, Раскольников, по совету подруги, признаёт свою вину и отправляется на каторгу. Он не верит в бога, не разделяет её убеждений. Мысль о том, что счастье и прощение надо выстрадать непонятна герою. Терпение, забота и глубокое чувство девушки помогло Родиону Раскольникову обратиться к богу, раскаяться и начать жить заново. Родион Раскольников и Соня Мармеладова

Раскольников и Соня Мармеладова

Подробное описание преступления и наказания Раскольникова составляют основу сюжета романа Ф. М. Достоевского. Наказание начинается сразу после совершения убийства. Мучительные сомнения, угрызения совести, разрыв с близкими людьми оказались гораздо страшнее долгих лет каторги. Писатель, подвергая глубокому анализу Раскольникова, пытается предостеречь читателя от заблуждений и ошибок. Глубокая вера в бога, любовь к ближнему, нравственные принципы должны стать основными правилами в жизни каждого человека. Основная идея произведения Ф . М. Достоевского

Спасибо за внимание Презентацию подготовила ученица 10 «а» класса моу сош № 11 г. Люберцы кузищина мария Спасибо за внимание

Ссылка на основную публикацию