Образ Ольги Ильинской в романе И.А. Гончарова “Обломов”

Ольга Ильинская

Ольга Ильинская. Актриса Е. Соловей. Х/ф «Несколько дней из жизни И.И. Обломова». 1979

Ольга Сергеевна Ильинская – молодая двадцатилетняя дворянка, хозяйка небольшого имения и возлюбленная Ильи Ильича Обломова. В романе ей принадлежит главная женская роль. На протяжении повествования происходит личностная трансформация героини – из наивной и неопытной девушки она превращается в сильную, самостоятельную, зрелую женщину. Прототипами Ильинской стали Елизавета Толстая и Екатерина Майкова.

Описание героя

Внешность Ольги

Ольгу нельзя назвать красавицей в классическом понимании этого слова. Она не отличается ни белизной кожи, ни яркостью губ, на ее щеках не полыхает нежный румянец. Несмотря на это, она невероятно привлекательна, в ней есть то, что принято называть породой. «Ольга в строгом смысле не была красавица.…Но если б ее обратить в статую, она была бы статуя грации и гармонии». Несмотря на невысокий рост, она обладает необыкновенной статью и осанкой. Гордо поднятая голова и величественная походка придают ее облику нечто царственное, и это отличает Ильинскую от пустых, кокетливых барышень. Вместе с тем, она не заносчива а, напротив, очень жива и естественна. «В редкой девице встретишь такую простоту и естественную свободу взгляда, слова, поступка…никакой лжи, никакой мишуры, ни умысла!»

Элементы биографии, образование и воспитание

Ольга родилась в дворянской семье. Рано лишившаяся родителей, она была отдана на попечение родной тете, Марье Михайловне, проживающей в Петербурге. В новой семье девушку ни в чем не ограничивали и с раннего возраста позволяли открыто выражать свои мысли. В заслугу тетушки можно поставить и то, что она постаралась дать племяннице хорошее образование. Сама Ольга постоянно стремилась к новым знаниям, занималась самообразованием, очень много читала. Наделена была девушка и музыкальным талантом – прекрасно владела фортепиано и обладала красивым и сильным голосом. «От этого чистого, сильного девического голоса, билось сердце, дрожали нервы, глаза искрились и заплывали слезами…»

Характер

Ольга Ильинская. Актриса Е. Соловей. Х/ф «Несколько дней из жизни И.И. Обломова». 1979

Ольгу отличает обостренное чувство собственного достоинства, которое сочетается с оптимизмом и жизнелюбием. Она напрочь лишена того жеманства и манерности, которые характерны для ее современниц. Девушке чужды условности света и мнение толпы, она живет в соответствии со своими внутренними убеждениями. Большое влияние на формирование ее мировоззрения оказывает близкая дружба с Андреем Штольцем. Ольга полностью разделяет его взгляды и сама способствует воплощению в жизнь его идей.

Ильинская избегает шумных компаний, ей больше по душе одиночество, точнее, уединение – в нем она находит покой и умиротворение. Круг ее знакомых отличается стабильностью, она не стремится заводить новых друзей, так как не в ее характере раскрывать душу перед кем бы то ни было. Эти особенности ее натуры, которые многим кажутся странностями, снискали ей славу чрезмерно заносчивой и умной особы, некоторые же, наоборот, считают ее недалекой.

Вместе с тем, Ольга действительно, особенная девушка. Ее отличают волевой характер, своеобразный взгляд на жизнь, стремление к активности. Она руководствуется только собственным мнением и опирается на свои субъективные оценки. Возможно, поэтому она решается на такой шаг, как перевоспитание Обломова, образ жизни которого совершенно не соответствует ее представлениям.

Знакомство с Обломовым

Штольц, верный товарищ Обломова, уже долгое время не может спокойно наблюдать за тем, что происходит с его другом. Он предпринимает разные попытки, чтобы вывести Обломова из полусонного состояния, в числе которых посещения разных людей. Очередная его цель – познакомить друга с Ольгой Ильинской, которая, по его расчетам, должна заинтересовать Илью Ильича. Будучи умной и сообразительной девушкой, Ольга проникается проблемой Обломова и вступает в своеобразную игру на стороне Штольца, цель которого вернуть товарища к активной жизни. Расчет Андрея оказывается верным – Илья Ильич с первого взгляда влюбляется в Ольгу, а после исполнения ею арии из оперы «Норма» – он готов броситься к ее ногам.

Необходимо признать, что и в душе Ольги всколыхнулось ответное чувство. Практически с первых же встреч молодые люди почувствовали взаимное притяжение. Обломову нравилось в девушке всё – внутренняя гармония, духовная красота, ум, образованность, манеры. Ольгу привлекали такие черты Обломова, как мягкость, уступчивость, доброта. Но нельзя забывать о том, что Ольга была по натуре девушкой очень активной и деятельной. Поэтому, кроме чувства влюбленности по отношению к Обломову, она испытывала настойчивую потребность участия в его судьбе. Считая его едва ли не страдальцем, нуждающимся в помощи, она решила кардинально изменить его жизнь.

Начало и конец отношений

Любовь, как наркотик, так быстро овладела Обломовым, что он, сам того не заметив, попал под влияние Ильинской. В угоду любимой он был готов решительно на все. Так, он перестал спать после обеда, а затем и вовсе отказался от полуденной трапезы, стал читать книги, апатия и скука начали уступать место какому-то новому, пока еще не знакомому состоянию. Но это была лишь внешняя оболочка Обломова. Душа его, вся его сущность постепенно начинали оказывать все большее сопротивление этой вынужденной, чуждой ему игре.

Ольга Ильинская. Иллюстрация к роману «Обломов». Художник Ю. Гершкович

Все дело в том, что Илья Ильич и Ольга оказались совершенно разными людьми. Влюбившись в Ильинскую, Обломов попадает под ее влияние и старается во всем угодить, выполняя все ее требования. Но начавшиеся было перемены встречают жесткое сопротивление одолевшей его «обломовщины». Он уже не желает никаких изменений, в нем начинает назревать внутренний протест.

Поведение Обломова не укрывается от внимания проницательной Ольги. Она вынуждена признать, что ее силы и воли оказалось недостаточно, чтобы повлиять на жизнь взрослого человека. В свою очередь, Обломова начинают одолевать сомнения: не обманулся ли он в любви этой девушки, нуждается ли она в нем так же, как и он в ней? Ведь искренне любящий человек принимает своего партнера таким, какой он есть. В финале своих рассуждений он приходит к выводу, что, несмотря на большую любовь к Ольге, он не готов принять ее условия ценой неимоверных для себя усилий.

Любовь или амбиции?

Что же руководит Ольгой в ее стремлении изменить Обломова? Будучи здравомыслящей девушкой, она должна понимать, что, как правило, такие попытки заканчиваются провалом. Взрослые люди не меняются по мановению волшебной палочки, и Обломов, больше всего ценивший свой комфорт, не желает принимать навязанный ему образ жизни. Ольга же, как раз собирается лишить его этого комфорта.

Ольга «перевоспитывает» Обломова не столько из-за сочувствия или жалости к нему, сколько ради самоутверждения и личных амбиций. Она хочет доказать, прежде всего, себе самой, что её энергии нашлось достойное применение в виде этого благородного замысла. Но ее ошибка состоит в том, что она изначально выбирает неправильный путь. Она вдруг превращается в жесткого и требовательного учителя. Ее ирония доходит до насмешек над Обломовым, на него сыплются ее издёвки за его лень и пассивность. Она считает, что только таким способом она сможет вызвать в нем презрение к самому себе, но она забывает о том, что никого нельзя осчастливить насильно.

Поначалу ей кажется, что успех уже близок. Илья Ильич действительно меняется день ото дня, а его признание в любви служит ей доказательством того, что она на правильном пути. Ольга надеется, что теперь дело пойдет быстрее, а влюбленный Обломов будет и дальше беспрекословно выполнять ее требования. Но ее излишняя суровость начинает постепенно напрягать слабохарактерного Обломова. В итоге насмешки Ольги приводят к тому, что одно ее присутствие вызывает у него страх. Он инстинктивно пытается защититься от этого непрошенного вторжения в его личную жизнь. Ольга становится для него символом вражды и опасности, от которой необходимо бежать или прятаться.

Ольга и Илья Ильич Обломов. Х/ф «Несколько дней из жизни И.И. Обломова». 1979

К сожалению, Ольга до конца не осознаёт, что ее способ изменения взрослого мужчины нежизнеспособен. Обломов же довольно скоро забывает все наставления своей строгой «учительницы» и возвращается к привычному, комфортному состоянию. Таким образом, напрашивается вывод, что отношения с Ольгой не сделали этого человека счастливее. В характере Ольги присутствует доля эгоизма, что отличает ее от Агафьи Пшеницыной, с которой находит счастье Илья Ильич. Ольга – другая, она представляет собой новый тип героини – сильную личность. Она не способна принести себя в жертву ради любви. В своем стремлении к «перевоспитанию» Обломова Ольга начинает забывать о чувствах, на первое место выходит высшая цель – сотворить в лице Обломова некий идеал, который уже долгое время занимает ее воображение. Но к Обломову раньше, чем к ней приходит понимание, что он не сможет помочь ей в осуществлении этого плана. На этом прекращаются их недолгие отношения, начавшиеся весной, и завершившиеся осенью.

Ольга, морально истощенная этим испытанием любовью, едет в Париж. В это же время там находится ее друг Андрей Штольц, который помогает ей пережить разрыв с Обломовым. Незаметно их дружба перерастает в любовь, и молодые люди женятся. У них есть свой дом на морском побережье и автор утверждает, что они вполне счастливы. Но так ли это на самом деле? Ведь нередко на Ольгу наваливается тоска по тому времени, когда она была с Обломовым. Тогда она ощущала духовный рост, благодаря стоящей перед ней цели. Теперь же, когда рядом с ней самодостаточный и деятельный Штольц, этого больше не происходит. Эти мысли доставляют молодой женщине моральные страдания, однако, уже поздно что-либо менять.

Роль героя в произведении

Образ Ольги Ильинской – это воплощение как лучших, так и новых черт женщины, которая появляется в русской литературе во второй половине девятнадцатого столетия. Во многом поэтому этот персонаж отличается сложностью и неоднозначностью. Ольга Ильинская – своего рода феминистка 19 века, которая не хочет ограничиваться домашними обязанностями и ролью жены. Ее цель – движение вперед, самопознание и развитие. Даже любовь она ставит ниже своих амбиций и не готова жертвовать ради нее, подобно Пшеницыной. В этом заключается трагизм ее образа. Российское общество того времени еще не было подготовлено к появлению таких женщин, которые наравне с мужчинами влияли бы на его развитие. Поэтому, в любом случае, Ольгу ожидала бы судьба тысяч ее современниц, погрязших в однообразии и рутине семейной жизни.

Критики по-разному оценивали образ Ольги Ильинской. По мнению А.Н. Добролюбова, она «по своему развитию, представляет высший идеал, какой только может теперь русский художник вызвать из теперешней русской жизни, живое лицо, только такое, каких мы еще не встречали». Имеет право на жизнь и противоположное мнение, принадлежащее И. Анненскому: «Ольга – миссионерка умеренная, уравновешенная. Миссия у нее скромная – разбудить спящую душу. Влюбилась она не в Обломова, а в свою мечту».

Еще резче высказался Н. Михайловский: «Ольга не любит Обломова, она не любит этого морально и физически залежавшегося человека; она любит только того Обломова, которого она надеется сотворить собственными руками». Несмотря на разность мнений, героиня И.А. Гончарова дополняет собой галерею восхитительных женских образов, во главе которых стоит Татьяна Ларина. Этими женщинами восхищались прошлые поколения, будут восхищаться и их потомки – поклонники великих классиков русской литературы.

Развитие героя по мере сюжета

На протяжении повествования происходит эволюция героини романа. В начале она предстает перед читателем в образе юной девушки. Далее следует ее формирование и взросление и как личности, и как женщины. В отношениях с Ильей Ильичом Ольга раскрывается с лучшей стороны, у нее проявляются такие черты, как забота, сочувствие, ответственность перед тем, кого она любит. В отличие от инертного Обломова, она человек активный и деятельный и это побуждает ее изменить его жизнь. Ее желание обретает форму навязчивой идеи, некоего долга, который ей предстоит выполнить. Она мечтает, «как прикажет ему прочесть книги, которые оставил Штольц, потом читать каждый день газеты и рассказывать ей новости, писать в деревню письма, дописывать план устройства имения, приготовиться ехать за границу»

Но присутствие в характере Ольги таких черт, как самолюбие, амбициозность, властность ставит ее в позицию противостояния с любимым человеком. Ее уверенность в том, что она в силах перевоспитать Обломова, получает неожиданный отпор. Когда она понимает, что проиграла в этой схватке с «обломовщиной», у нее наступает тяжелое душевное опустошение.

С целью преодолеть кризис, она едет в Париж, где все время проводит в обществе Штольца. Постепенно сердечные раны заживают, и она вновь ощущает дыхание жизни. Девушка выходит замуж за Штольца, но иногда память возвращает ее в те времена, когда она была счастлива с Обломовым…

Отношение автора к герою

И.А. Гончаров внешне представляет свою героиню не блистательной красавицей, а самой обыкновенной девушкой. Но ее несовершенные черты создают такую гармонию, которая присуща исключительно породистым людям. В то же время, автор не обожествляет, подобно Пигмалиону, созданный образ, он лишь доброжелательно относится к Ольге, и это чувствуется на всем протяжении повествования. Он ценит в ней ум, гордость, спокойствие, стремление к развитию. Не оставляет его равнодушным и чувство долга, присущее героине. Ведь именно оно руководит ею, когда она пытается оказать помощь Обломову. Автор придает образу героини духовность и возвышенность, наделяет ее красивым голосом, который очаровывает Обломова. Таким образом, писатель считает свою героиню ангелом-хранителем, призванным пробудить к жизни дремлющую душу главного героя.

Прототипы

Исследователи творчества И.А. Гончарова приводят разные доказательства того, что та или иная женщина могла послужить прототипом Ольги Ильинской. Так, например, литератор О.М. Чемена горячо отстаивает позицию, согласно которой прототипом главной героини является детская писательница Екатерина Павловна Майкова, близкая знакомая И.А. Гончарова. В качестве доказательства она приводит собственное утверждение, что лишь в Майковой Гончаров смог рассмотреть черты «волевой, активной героини, способной переродить Обломова». Также исследовательница приводит и биографические совпадения, такие как ранняя потеря родителей, отсутствие фальши, искренность, любовь к музыке и хороший голос.

Филолог и историк литературы П.Н. Сакулин называет в качестве прототипа Ильинской Елизавету Васильевну Толстую, с которой Гончаров состоял в длительной переписке. Проанализировав их письма, Сакулин заключает: между «Елизаветой Васильевной и Ольгой в понимании их Гончаровым столько общего, что мы готовы даже Е. В. Толстую назвать прототипом Ольги Ильинской». В качестве доказательства своей версии он приводит в пример общие черты внешности и характера обеих женщин и способность оживить «тусклое существование дряхлеющего холостяка». Следовательно, говоря о прототипах Ольги Ильинской, можно ссылаться на мнения исследователей творчества И.А. Гончарова.

Экранизации героя

В 1965 году режиссер и сценарист, народный артист РФ Александр Белинский поставил телевизионный спектакль «Обломов», который стал первой экранизацией знаменитого романа И.А. Гончарова. Для воплощения образов героев он пригласил в свою работу таких маститых актеров, как О. Басилашвили, Н. Боярский, М. Волков и др. Роль Ольги Ильинской досталась 27-ми летней актрисе Алине Немченко, внешний вид которой напоминал тургеневскую девушку. Актриса отлично справилась со сложной ролью, что было неоднократно отмечено в критических статьях, вышедших после премьеры.

В апреле 1980 года состоялась премьера двухсерийного художественного фильма «Несколько дней из жизни И.И. Обломова». Работа режиссера Никиты Михалкова до сих пор признается лучшей экранной версией романа. На роль Ольги Михалков пригласил известную актрису Елену Соловей, до этого снявшуюся в его же фильме «Неоконченная пьеса для механического пианино». Михалков был уверен, что именно Соловей способна передать все грани сложного образа Ильинской. Выбор на главные роли О. Табакова (Обломов) и Е. Соловей оказался точным попаданием в роман. Хрупкая, изящная Елена стала полным воплощением героини произведения. Актрисе психологически тонко удалось передать черты характера и харизму Ольги Ильинской. Такого же мнения придерживаются и кинокритики. Ильинская в исполнении Соловей – это именно тот, образ, который вышел из-под пера знаменитого И.А. Гончарова.

  1. Мусатов Е.И. Из творческой истории романа И.А. Гончарова «Обломов» // Изв. АН СССР. Сер. лит. и яз. Т. 24. Вып. 4. — 1965.
  2. Горелов А.Е. Обломовщина: И.А. Гончаров // Горелов А.Е. Очерки о русских писателях. — Л., 1968. — С. 253-314.
  3. Фролов В. Обломов и обломовщина // Моск. правда. — 1969.
  4. Краснощекова Е.А. «Обломов» И.А. Гончарова. — М.: Худож. лит., 1970.
  5. Таборисская Е.М. Автор и герой в романе И.А. Гончарова «Обломов» // Изв. Воронеж. пед. ин-та. — Воронеж, 1972.
  6. Одинцов В.В. Художественный образ и стиль: О романе И.А. Гончарова «Обломов» // Рус. речь. — 1973.

Образ и характеристика Ольги Ильинской в романе Обломов Гончарова сочинение

В произведении «Обломов» И.А.Гончарова наиболее завораживает образ Ольги Ильинской. Автор мастерски совместил в нем самые ценные черты характера и души не просто русской женщины, а русского человека в целом.

Ольга – юная, но при этом умная, гордая и самолюбивая девушка. Писателю достаточно нескольких фраз для ее описания, однако читатель уже видит перед собой лишенную всякого жеманства, лжи, искусственной мишуры и умысла, живую, искреннюю, прелестную особу.

Имея страстную и решительную натуру, которой присуще открытость и свобода взглядов и поступков, не нацеленных на общепринятые нормы и светские условности, Ольга чужая своему окружению. Именно за эти качества ее так ценил Штольц, а Обломов увидел в ней воплощение того женского совершенства, о котором так мечтал.

Активная и любознательная героиня живет полной жизнью и стремится к познанию всего нового. Ольга увлекается чтением, любит музыку и превосходно поет. Она вторгается в жизнь Обломова, как живительный источник сил, бодрости и энергии. Благородная и порядочная девушка, увлекшись идеей спасти Илью, расшевелить его и вернуть к нормальной жизни, неожиданно влюбляется в простоту и доверчивость героя, чувствуя, что в Илье нет циничности, но есть непременная тяга к волнению и сочувствию.

Упорство, сила, ясный ум и знания героини, способствуют преображению Обломова. Он словно проснулся от длительного сна. Стал тщательно одеваться, посещать музеи, театры, бывать в гостях, меньше спать и больше проводить времени на свежем воздухе.

Стремление изменить Обломова преображает и саму Ольгу. Постоянно размышляя не только о чувствах, но и о влиянии на Илью, о своей принятой на себя роли, Ольга растет духовно, становится мудрее и сдержаннее. Любовь для нее становится долгом, а значит, теряется вся трогательность, вся безоглядность и естественность чувств. Ольга полюбила того Обломова, которого сама создала в своем воображении. Она ждет от него волевых поступков, энергичности, стремления действовать. В то время как Обломов мечтает о безоглядной и самоотверженной любви. Ожидания героев нереальны, а потому конец их любви неизбежен.

Внутренне повзрослевшая Ольга, признав раз в избранном человеке, достоинство и права на себя, верила в него, и потому любила, а перестав верить – перестала и любить, как и произошло с Обломовым.

Мудрая и сильная духом героиня, осознав невозможность изменить человека, если он сам того не желает, достойно справилась с разочарованием и нашла заслуженное счастье в браке со Штольцем.

Вариант 2

Ольга Ильинская — один из центральных персонажей романа «Обломов» Ивана Гончарова. Автор наделил её лучшими качествами русской женщины в классическом понимании, описал как сложную и многогранную личность.

Ольге 20 лет, она сирота дворянского происхождения, после смерти родителей живёт с тёткой. Девушка молода, полна сил, наивна, неопытна и искренняя. Ольга имеет хорошее воспитание, образована, разбирается в искусстве. У девушки гипертрофированное чувство собственного достоинства и гордость, но это нисколько её не портит. На протяжении романа читатель наблюдает её взросление и превращение в уравновешенную, спокойную и мудрую женщину.

Внешне Гончаров описывает Ольгу Ильинскую, как привлекательную, даже красивую девушку с присущей ей природной грацией. У неё серо-голубые глаза, ласковый и пытливый взгляд, тонкие губы и задумчиво изогнутые брови, лёгкая походка и стройное телосложение. Что касается увлечений, то она любит читать, вышивает, играет на фортепиано и прекрасно поёт. Ольга робкая, застенчивая и молчаливая, но при этом настойчива и не лишена самолюбия. Также она обладает добротой и выдающейся силой духа.

Составить более полное представление о характере девушки позволяет сюжетная линия отношений Ольги с Ильей Обломовым. К сожалению, им так и не удалось стать счастливыми, ведь оба требовали невозможного друг от друга, не хотели мириться с недостатками и несоответствиями ожиданиям, иллюзиям, построенным в воображении. Ольга нуждалась в опоре и надёжности, а Обломов желал получить от неё самоотверженную, безоглядную любовь. Ильинская хотела превратить Илью в воплощение собственных идеалов, руководствуясь своим эгоизмом и легкомысленными амбициями.

В конце романа здравый смысл и трезвость ума освобождают девушку от терзаний и она принимает решение выйти замуж за Штольца, который мог гарантировать ей спокойное и размеренное будущее, но какая-то часть души Ольги всегда продолжала любить Обломова. В лице Андрея Ивановича она получила не только мужа, а и мудрого наставника, друга, учителя. Они имели схожие взгляды на жизнь, цели и представление о счастье и семейном благополучии. Но, со временем, Ольга разочаровывается в отношениях со Штольцем, он больше не вдохновляет её и супруги постепенно отдалились друг от друга. Автор не описывает дальнейшую судьбу Андрея и Ольги, но можно предположить, что они либо разорвали отношения, либо прожили несчастливую совместную семейную жизнь.

Ольга Ильинская является по-настоящему интересным и разносторонним человеком. Гончаров преподносит её персонаж как сильную и независимую личность.

Сочинение Характеристика и образ Ольги Ильинской

Ольга является одной из основных героинь произведения и в ее образе писатель изображает черты современных русских женщин того времени, обладающих сильным волевым характером и способных влиять на изменение окружающего мира.

На протяжение романа автор описывает жизнь молодой женщины, начиная с раннего детства и заканчивая ее взрослением.

Ольга предстает перед читателем в образе не совсем красивой девушки, но при этом обладающей естественной грацией с гордой осанкой и внутренней гармонией. Она имеет хорошее образование и воспитание, целеустремленная, постоянно находится в процессе саморазвития и познания нового. Ольга любознательна, увлекается искусством и чтением, а также различными естественными науками.

Ее жизнь кардинально меняет внезапно возникшее чувство влюбленности к главному герою Обломову, которое с первых минут обречено на расставание, поскольку молодые люди культивируют в себе любовь, идеализируя друг друга.

Обломов ожидает от Ильинской женственной мягкости, кротости, нежности, а для Ольги единственной целью является изменение внутреннего мира Ильи и возможность создания из него идеального члена общества. Эти чувства девушки основываются на амбициозном характере Ольги, стремящейся достичь поставленных перед ней вершин и постоянно размышляющей о том, каким образом она сможет повлиять на Обломова, обманывая саму себя.

Болезненное расставание влюбленных приводит к тому, что Ильинская выходит замуж за друга Обломова Штольца, который становится для нее хорошей опорой и настоящим мужем. Повествуя о дальнейшей жизни героини, писатель считает, что женщина испытывает трагедию в личной жизни и в душе до сих пор любит Обломова, однако душевные сомнения и страдания ей не подвластны. Единственное, что ощущает Ольга – это тоску, поскольку деятельный Штольц не дает развития ее женской души, супруги постепенно отдаляются друг от друга.

Анализируя позицию автора, можно предположить, что Ильинская покинула мужа, не выдержав рутинной семейной жизни, тормозящей ее развитие.

Акцентируя внимание на трагизме образа Ильинской, писатель иллюстрирует состояние общества в тот период развития государства, когда даже появившуюся сильную женскую личность, способную к свершениям наравне с мужчинами и жаждущую положительных перемен, все равно ожидала бы однообразная семейная жизнь с ведением домашнего хозяйства и воспитанием детей.

Вариант 4

«Обломов» – легендарное произведение русского литературного деятеля И. А. Гончарова. С этим романом каждый из нас знакомится еще в школе. Фамилии Обломов и Штольц на слуху у всех в реальном мире. И наряду с этими героями, Ольга Ильинская тоже считается весьма занимательной фигурой, с которой стоит познакомиться поближе каждому читателю.

Гончаров вложил в образ девушки все лучшие качества умного человека с прекрасной душой. Ольга Ильинская – юная, но весьма мудрая особа, хоть и является несколько гордой и даже самолюбивой. Но еще с начала описания ее характера каждый читатель понимает, что эта героиня лишена всякого злого умысла, лжи и притворства. Она представляет собой живую, энергичную личность с прекрасными качествами честного и порядочного человека.

Ольга может похвастаться свободой собственных мыслей и взглядов, она весьма решительна и открыта для новых знаний и увлечений. Девушка обладает большой жизненной энергией и тягой к подвижному образу жизни, активному темпу и многочисленному взаимодействию с миром. Чуждая своему окружению, она мыслит иначе, чем другие. Именно за эти качества ее так высоко ценит Андрей Штольц. А Обломов увидел в Ильинской воплощение своего женского идеала, о котором всегда мечтал.

Ольга вторгается в жизнь Ильи Ильича, наполняя его существование энергией, силой и тягой к новым знаниям. Большая любознательность заставляет девушку читать множество увлекательных книг, восхищаться музыкой. Всему этому она учит и Обломова, вдохновившись идеей его нравственного спасения.

Зарядившись потенциалом Ольги, Обломову удается встать с дивана и начать жить полной жизнью. Он читает книги, посещает различные светские мероприятия, увлекается тем, чему раньше не придавал никакого значения. И сама Ольга, видя такие изменения в Илье Ильиче, расцветает еще больше, духовно развивается.

Но интерес к жизни, предоставленной Ильинской, недолго поддерживается Обломовым. Ему по душе все-таки спокойная, размеренная жизнь без суеты и лишних телодвижений. Но Ольга Ильинская уже успела создать в Илье Ильиче иллюзию, плод своей фантазии и влюбилась в него. Она ждет от Обломова волевых стремлений, каких-то великих поступков, энергичности, но самому герою это не по вкусу. Желания их различны, они стремятся к разным мирам, а потому их любви приходит конец.

Но это идет только на пользу Ольге. Став еще более мудрой, повзрослев и избавившись от напрасного разочарования, она находит свое спасение в Андрее Штольце, с которым у девушки разыгрывается серьезный роман. В последствие он перерастет в настоящую крепкую семью.

Характеристика 5

Александр Иванович Гончаров в своих произведениях сумел создать ряд пленительных женских образов, одним из которых является героиня романа «Обломов» Ольга Ильинская.

В начале романа перед читателем предстает юная девушка, не блещущая особой красотой, но привлекающая к себе внимание естественностью, искренностью и простотой. Несмотря на свою обычную внешность, девушка отличалась статью и грациозностью.

Воспитанная тетушкой, заменившей ей родителей, Ольга получила хорошее образование. Любознательная девушка, стараясь как можно больше узнать, много читает, интересуется наукой, прекрасно играет на фортепиано и обладает сильным, чистым, музыкальным голосом. Умная и решительная, знающая, чего ждет от жизни и идущая к своей цели, Ольга была чужда обществу. Но это не беспокоило ее, она сторонилась шумных компаний, предпочитая уединение.

Внезапное настигшее Ольгу чувство к Илье Обломову сыграло важную роль в ее жизни, заставив на многое посмотреть иначе.

Несмотря на то, что чувства Ольги и Ильи были взаимны, им не суждено остаться вместе, в силу разности натур и взглядов на жизнь.

Илье хотелось, чтобы рядом была тихая, спокойная женщина, посвятившая себя семье и мужу. Но Ольга мечтает о другом. Ее деятельная натура требует движения вперед, постоянного развития и этого же она ждет от своего избранника. Создав идеальный образ своего героя, девушка пытается изменить Обломова, но терпит неудачу.

Разочаровавшись в молодом человеке, Ольга расстается с ним.

Неудачная первая любовь меняет Ольгу. Ее старый знакомый и добрый друг Андрей Штольц, встретившись с ней за границей, удивлен тем, насколько повзрослела эта юная девочка. Постепенно дружба между ними переросла в любовь, и они решают пожениться.

Схожесть характеров и жизненных целей делает жизнь молодых людей первые несколько лет безоблачной и счастливой.

Но постепенно герои начинают отдаляться друг от друга. Активная, пытливая натура Ольги заставляла ее стремиться вперед. Это стало тяготить Андрея, предпочитавшего спокойную, размеренную жизнь.

Героиню, не желавшую мириться с уготованной ей с рождения судьбы быть только женой и матерью, стремящейся к чему-то неизведанному, ждет очередное разочарование. Но в душе ее пока что живет надежда на то, что их любовь с мужем станет поддержкой даже в самое трудное время.

Неизвестно, как сложилась дальше судьба героев. Возможно, Ольга ушла от Штольца. Но, даже если она и осталась с ним, вряд ли она чувствовала себя счастливой, разочаровавшись в возможности достичь целей, намеченных в юности.

В образе Ольги Гончаров показал новый тип русской женщины, которой недостаточно заниматься только семьей и домом. Трагедия девушки состояла в том, что в то время общество было не готово видеть в женщине сильную личность, способную к чему-то большему, чем быть простой домохозяйкой. Поэтому, в любом случае, уделом Ольги была рутинная семейная жизнь, которой она так пыталась избежать.

Также читают:

Картинка к сочинению Образ и характеристика Ольги Ильинской в романе Обломов

Популярные сегодня темы

Тематика доброты и милосердия всегда занимала важное место в русской литературе. Классики XIX и XX веков много думали и работали над такими вопросами: что такое милосердие; что заставляет человека быть милосердным

В рассуждениях о нынешних годах напрашивается вопрос: «Допустимо ли забыть прошлое своего государства?» Этот вопрос не имеет определенного ответа, потому что нынешние жители земли еще помнят прошлое

Картина Виктора Михайловича Васнецова «Спящая царевна» была создана в 1926 году. Сейчас она хранится в Москве. В доме-музее имени В.М. Васнецова. Ее могут посмотреть все желающие.

Карл Брюллов – один из самых знаменитых художников XIX века. На его счету множество прекрасных портретов. Он умел отлично сочетать простоту и прекрасное владенье кистью, таким образом, он творил шедевры

Жанровая направленность произведения представляется в виде небольшого фантастического рассказа, повествующего об освоении землянами территории планеты Венера, адресованного детской читательской аудитории.

Ольга Ильинская — образ и характеристика героини романа И. А. Гончарова «Обломов»

Впрочем, это частное мнение. Другие читатели, возможно, найдут в Ольге Ильинской какие-то выдающиеся качества.

Происхождение и возраст

Её полное имя — Ольга Сергеевна Ильинская. Она 20-летняя дворянка, владелица небольшого имения, которое какое-то время находилось под залогом. Ольга рано осиротела и живёт с тёткой Марьей Михайловной.

Внешность

Внешность Ольги описана автором подробно, но он как будто не удовлетворён полнотой изображения этой девушки и возвращается к её внешности снова и снова, постоянно прибавляя какие-то новые детали.

Ольга довольно высокого роста, стройна, в её внешности и фигуре всё гармонично. Особая деталь — она ходила со слегка наклоненной головой на тонкой гордой шее, что придавало её фигуре особую изящность. Походка её была лёгкой и скользящей.

Серо-голубые глаза девушки смотрели открыто и выражали ум, внимание к собеседнику и какую-то особую глубину. Необычную красоту глазам придавали пушистые брови.

Смеялась она открыто, звонко и заразительно.

Признаком постоянной мыслительной деятельности были тонкие, всегда сжатые губы.

Одевалась Ольга по моде того времени, но не куталась, не боялась сквозняков, что говорило о её крепком здоровье. Аппетит у неё также был отменный, она и сама умела готовить.

А влюблённый Обломов говорил о ней так: «…Она — божество, с этим милым лепетом, с этим изящным, беленьким личиком, тонкой нежной шеей…»

Характер и способности

Характер Ольги Ильинской отличали естественность и простота. Она не была похожа на светских барышень того времени: в ней не было кокетства, жеманства, а поведение привлекало свободой в общении и полным отсутствием желания казаться лучше и умнее. Эти качества в ней ценил Штольц и сразу же после знакомства по достоинству оценил Обломов. Но не все светские юноши были готовы общаться с девушкой, так не похожей на барышень их круга, поэтому не знали, как с ней разговаривать, тем более, что она была неразговорчивой.

Ольга была очень музыкальна, играла на рояле и прекрасно пела. Её голос завораживал и вызывал самые возвышенные чувства у слушателей. Штольц любил пение Ольги и советовал Обломову послушать её. После исполнения Ольгой арии «Casta diva» из оперы Беллини «Норма» у него «билось сердце, дрожали нервы, глаза искрились и заплывали слезами…»

Ольга и тётушка часто посещали театр, имели там свою ложу. Другое увлечение Ольги Ильинской — вышивание. Она также любила читать, и не только книги, но и газеты, интересовалась всеми событиями в России и в мире. Она как будто торопилась жить, стремилась всё узнать, увидеть — это и удивляло, и пугало в ней Обломова, он понимал, что не сможет угнаться за её ритмом жизни.

После неудавшейся любви к Обломову Ольга вышла замуж за Штольца. По темпераменту и жажде жизни они были схожи, и это единомыслие делало их брак гармоничным. В семье появились свои дети, а после смерти Обломова они взяли на воспитание его сына Андрюшу.

Ольга и Обломов

Они начинают постоянно встречаться, их отношения развиваются. Любовь преображает его: он оживляется, становится активным; поднимается рано, читает книги; халат его заброшен — вместо него на нём белые рубашки, сюртук. Обломов даже занялся делами имения. Происходит полное преображение Ильи Ильича, но… Он преображается не для себя, а для неё. Когда деятельная Ольга стала навязывать ему свой ритм жизни, Обломов устаёт и начинает внутренне сопротивляться, хотя внешне старается угодить ей. Он счастлив, но всё-таки иногда его мучают сомнения: может ли Ольга любить такого человека, как он? Не смеётся ли она над ним?

Так приходит к нему осознание того, что им надо расстаться.

Он пишет ей письмо, в котором уверяет: «…вы меня не любите и не можете любить». Но и после этого их отношения продолжаются, и Обломов делает Ольге предложение. О своих планах женитьбы они никому не сообщают, но Ольга настаивает на том, чтобы будущий муж поправил дела в своём имении. Но проходит время, а Обломов ничего не делает; все её старания по оживлению этой снова впавшей в дремоту души оказываются напрасными, и она поняла, что любила в нём «будущего Обломова», но будущее в нём не состоялось. Они расстаются и больше никогда не встретятся. Причина тому — обломовщина. Пока она верила в его воскрешение — она любила; перестала верить — перестала и любить.

Оба пережили разрыв очень тяжело. Для Обломова время их любви навсегда осталось самым счастливым временем его жизни, как и для Ольги. Но для неё их расставание стало ещё и разочарованием в неспособности переломить ситуацию, переделать Обломова. Она и сейчас любит его, но другой уже любовью, в чём и признаётся Штольцу.

Ольга и Штольц

Ольга была счастлива в замужестве и иногда думала: «За что мне это выпало на долю?» А иногда она даже боялась, что это счастье может оборваться. Со Штольцем у них было много общего: жажда жизни, разнообразные интересы, любовь к путешествиям, к искусству, к природе. Даже в общем их молчании было счастье, которое они оба чувствовали. «Их будило вечное движение мысли, вечное раздражение души и потребность думать вдвоем, чувствовать, говорить. » Штольц даже посвятил её в свои дела.

Светская жизнь не интересовала Ольгу и в юности, а тем более теперь, когда семейные заботы, волнения за детей, погружение в деятельность мужа полностью завладели её жизнью.

Но об Обломове она вспоминала и «боялась впасть во что-нибудь похожее на обломовскую апатию». В счастье семейной жизни её иногда что-то волновало, но она не могла понять, что именно. Она понимала, что уже более нечего ей желать, но в то же время боялась, что больше ничего в её жизни не случится, и её это пугало: «…ужели ты совершила круг жизни? Ужели тут всё… всё…». В этих своих мыслях она боялась признаться мужу, чтобы не разочаровать его — она знала, что он считает её идеалом.

Но однажды он вызвал её на откровенность, и Ольга призналась, что иногда ей бывает грустно. Они оба пытались разобраться в её чувствах, в этой грусти, и Андрей боялся только одного — болезни. Всё остальное можно пережить, исправить, перегоревать.

Идеал мужского совершенства воплотился для Ольги в муже.

Когда Андрей заговорил об Обломове, Ольга захотела узнать о его судьбе, взять с собой в деревню, оживить, но Штольц был уверен, что всё это бесполезно. Он высказал предположение о том, почему Ольга до сих пор любит его: за его золотое сердце. Оба согласились с тем, что, узнав Обломова, забыть его нельзя.

Вывод

И. Анненский увидел в Ольге женщину, влюбившуюся не в конкретного человека, а в свою мечту. Он видит в ней миссионерский порыв — разбудить спящую душу Обломова.

Критик Н. Михайлов считает, что «Ольга не любит Обломова… она любит только того Обломова, которого надеется сотворить собственными руками». Но это ей не удаётся — и любовь угасает.

Обломов же признаёт любовь, похожую на материнскую, но такой любви у Ольги нет и быть не может — это он понимает интуитивно. Ольга требует от него самопожертвования, а на это он не способен.

Но каждый читатель романа имеет право на собственную интерпретацию образов героев.

Характеристика образа Ольги Ильинской может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.

Образ Ильинской Ольги Сергеевны в романе «Обломов»

Внешность Ольги

Назвать юное создание красавицей представляется с трудом. Внешность девушки далека от идеалов и общепринятых стандартов.

«Ольга в строгом смысле не была красавица.…Но если б ее обратить в статую, она была бы статуя грации и гармонии».

Будучи маленького роста она умудрялась ходить словно царица, с гордо поднятой головой. В девушке чувствовалась порода, стать. Она не притворялась, пытаясь казаться лучше. Не кокетничала, не заискивала. Была максимально естественна в проявлении эмоций и чувств. Все в ней было настоящим, без капли фальши и лжи.

«В редкой девице встретишь такую простоту и естественную свободу взгляда, слова, поступка…никакой лжи, никакой мишуры, ни умысла!».

Образ героини в произведении

(Встречи Ольги с Ильёй Обломовым

На момент встречи с Ильёй Ильичом Ольге было всего двадцать лет. Однако для И. А. Гончарова, как человека 19-го века, юная барышня — уже взрослый человек: «Зачем он считает её за девочку?»

Ею восхищаются Штольц и Обломов: «Боже мой, какая она хорошенькая! Бывают же такие на свете!» Но, несмотря на то, что оба полюбили её, чувства к Ольге не стали причиной вражды между друзьями. Как и сама героиня не испытывала ненависти к супруге бывшего возлюбленного — Агафье Матвеевне. Дамы просто были совершенно разными, хотя их объединяла любовь к Илье Ильичу.

И, несмотря на контраст с Пшеницыной, у Ильинской также «серо голубые, ласковые глаза». Однако она изящна и тонка. Вероятно, автор намекает: Пшеницына тоже когда-то была требовательной и активной женщиной, но по каким-то причинам стала полной и потерявшей интерес к саморазвитию барыней. А ещё жена Штольца, в отличие от супруги его приятеля, любила путешествовать. Так, муж отправил Ильинскую на курорт, чтобы «восстановить здоровье, расстроившееся после родов».

(Интерпретация — Ольга и Штольц

В отличие от Агафьи, Ольга сумела сохранить стремление к самосовершенствованию. В этом и заключался секрет благополучия её брака со Штольцем. Они прекрасно понимали друг друга. Вот почему этой паре было дано тихое семейное счастье. И. А. Гончаров считает, что счастливой жизни заслуживают лишь те, кто действуют и побуждают окружающих действовать.

А на примере двух основных женских персонажей можно заметить ещё одну мысль: прежде всего женщина должна работать над собой и над своим мужчиной. В противном случае любовь заканчивается трагически (в данном случае — смертью Обломова).

Ольга Сергеевна Ильинская – одна из главных героинь романа И. А. Гончарова , возлюбленная Обломова , яркий и сильный персонаж. Ильинская не отличалась красотой, но была достаточно грациозна и гармонична. В ней была искренняя простота и естественность, что было редкостью. Ничего напускного, никакой мишуры. Девушка рано осиротела и жила в доме своей тёти – Марьи Михайловны. Неясно где и когда с ней познакомился Штольц , но именно он решил представить Ольгу своему другу Обломову. Автор романа подчеркивал быстрое духовное созревание героини. У неё рост личности происходил не по дням, а по часам. Илья Ильич влюбился в неё, услышав, как она великолепно поёт арию из оперы Беллини. Он всё больше погружался в это новое чувство.

Ольга была уверена в себе и хотела непременно изменить Обломова, сделать из него активного человека. По этому случаю, она даже составила план перевоспитания. Как и хотел Штольц, с его другом действительно стали происходить положительные изменения, и это была полностью заслуга Ольги. Она очень гордилась этим и сама тоже стала преображаться. Однако девушка не понимала, что это скорее практический опыт по перевоспитанию, чем искренняя любовь. Более того, душа и ум Ильинской нуждались в дальнейшем развитии, а Обломов менялся медленно и неохотно. Их отношения были обречены на разрыв. Даже выйдя замуж за Штольца, она не перестаёт искать себя. Её глубокой душе нужно что-то ещё, но она точно не знает чего. Как показывает автор, главное предназначение Ольги – это вечное стремление к развитию и духовно богатой жизни.

» является наиболее ярким и сложным женским персонажем. Знакомясь с ней как с юной, только развивающейся девушкой, читатель видит ее постепенное взросление и раскрытие как женщины, матери, самостоятельной личности. При этом полная характеристика образа Ольги в романе «Обломов» возможна только при работе с цитатами из романа, максимально емко передающими внешность и индивидуальность героини:

«Если б ее обратить в статую, она была бы статуя грации и гармонии. Несколько высокому росту строго отвечала величина головы, величине головы – овал и размеры лица; все это, в свою очередь, гармонировало с плечами, плечи – с станом…».

При встрече с Ольгой люди всегда на мгновение останавливались «перед этим так строго и обдуманно, артистически созданным существом».

Ольга получила хорошее воспитание и образование, разбирается в науках и искусстве, много читает и находится в постоянном развитии, познании, достижении новых и новых целей. Эти ее черты отразились на внешности девушки: «Губы тонкие и большею частию сжатые: признак непрерывно устремленной на что-нибудь мысли. То же присутствие говорящей мысли светилось в зорком, всегда бодром, ничего не пропускающем взгляде темных, серо-голубых глаз», а неровно расположенные тонкие брови создавали маленькую складку на лбу «в которой как будто что-то говорило, будто там покоилась мысль». Все в ней говорило о собственном достоинстве, внутренней силе и красоте: « Ходила Ольга с наклоненной немного вперед головой, так стройно, благородно покоившейся на тонкой, гордой, шее; двигалась всем телом ровно, шагая легко, почти неуловимо».

Образование

Несмотря на вечную занятость, тетушка смогла выделить время на образование подрастающей племянницы. Ольга была не из тех, кого кнутом заставляют садиться за уроки. Она всегда стремилась получать новые знания, постоянно развиваясь и двигаясь вперед в этом направлении. Книги были отдушиной, а музыка служила источником вдохновения. Помимо игры на фортепиано она прекрасно пела. Ее голос, несмотря на мягкость звучания, был силен.

« От этого чистого, сильного девического голоса, билось сердце, дрожали нервы, глаза искрились и заплывали слезами…»

Характер

Как ни странно она любила уединение. Шумные компании, веселые посиделки с друзьями это не про Ольгу. Она не стремилась обрастать новыми знакомствами, раскрывая перед чужими людьми душу. Кто-то считал ее слишком умной, другие наоборот недалекой.

«Одни считали ее недалекой, так как не срывались с ее языка мудрые сентенции…»

Не отличавшаяся разговорчивостью, она предпочитала жить в своей ракушке. В том придуманном мирке, где было хорошо и спокойно. Внешнее спокойствие разительно отличалось от внутреннего состояния души. Девушка всегда четко знала, чего хочет от жизни и старалась реализовывать намеченные планы.

« Если у ней явится какое-нибудь намерение, так дело и закипит..»

Как любовь меняет человека

Любовь способна изменить любого человека. Ольга не стала исключением. У нее словно крылья за спиной выросли от охвативших чувств. Все в ней бурлило и кипело от желания перевернуть мир, изменив его, сделав лучше, чище. Избранник Ольги был другого поля ягода. Понять эмоции и амбиции возлюбленной слишком сложная задача. Ему было сложно противостоять этому вулкану страстей, сметающему все на своем пути. Он хотел видеть в ней тихую, спокойную женщину, полностью посвятившую себя дому, семье. Ольга наоборот хотела встряхнуть Илью, поменять его внутренний мир и привычный уклад жизни.

«Она мечтала, как “прикажет ему прочесть книги”, которые оставил Штольц, потом читать каждый день газеты и рассказывать ей новости, писать в деревню письма, дописывать план устройства имения, приготовиться ехать за границу – словом, он не задремлет у нее; она укажет ему цель, заставит полюбить опять все, что он разлюбил».

Любовь к Обломову

Образ Ольги Ильинской в «Обломове» предстает в начале романа как еще совсем юной, мало знающей девушки, с широко открытыми глазами смотрящей на окружающий мир и старающейся познавать его во всех проявлениях. Переломным моментом, ставшим для Ольги переходом от детской стеснительности и некого смущения (как это было при общении со Штольцем), стала любовь к Обломову. Прекрасное, сильное, вдохновляющее чувство, молниеносно вспыхнувшее между возлюбленными, было обречено на расставание, так как Ольги и Обломов не хотели принимать друг друга такими, какими они есть на самом деле, культивируя в себе чувство к полуидеальным прообразам реальных героев.

Для Ильинской любовь к Обломову была связана не с теми женственными нежностью, мягкостью, принятием и заботой, которых ждал от нее Обломов, а долгом, необходимость поменять внутренний мир возлюбленного, сделать его абсолютно другим человеком:

«Она мечтала, как “прикажет ему прочесть книги”, которые оставил Штольц, потом читать каждый день газеты и рассказывать ей новости, писать в деревню письма, дописывать план устройства имения, приготовиться ехать за границу – словом, он не задремлет у нее; она укажет ему цель, заставит полюбить опять все, что он разлюбил».

«И все это чудо сделает она, такая робкая, молчаливая, которой до сих пор никто не слушался, которая еще не начала жить!»

Любовь Ольги к Обломову – была основана на эгоизме и амбициях героини. Более того, ее чувства к Илье Ильичу трудно назвать истинной любовью – это была скоротечная влюбленность, состояние вдохновения и подъема перед новой вершиной, которую она хотела достичь. Для Ильинской на самом деле не были важны чувства Обломова, она хотела сделать из него свой идеал, чтобы затем гордиться плодами своих трудов и, возможно, напоминать ему после, что всем, что он имеет, обязан именно Ольге.

Роман «Обломов» – главное произведение в творчестве . Роман создавался в течение нескольких лет, с 1847 по 1859 год. Его главным героем стал помещик . Образованный человек проводит жизнь, предавшись неге и полулени. Он не приспособлен к работе и, несмотря на имеющийся потенциал, не питает интереса ни к одному виду деятельности. Ольге Ильинской, чей характер оказывается полной противоположностью образу Обломова, автор отвел роль мотиватора главного действующего лица.

Роман демонстрирует развитие персонажа. Встретив Ольгу молодой девушкой, читатель наблюдает за ее становлением как личности, взрослением и сменой статуса. Постоянно стремящаяся к саморазвитию, амбициозная Ольга Сергеевна Ильинская пробуждает в Обломове любовь, которой не суждено иметь продолжения.

Разрыв

Она устала бороться. Девушку грызли сомнения, не совершила ли она ошибку, решив связать жизнь с безвольным, слабым человеком не способным на поступки. Всю жизнь приносить себя в жертву ради любви, зачем? Она и так слишком много времени топталась на месте, что было ей несвойственно. Настала пора идти дальше, но видимо одной.

«Я думала, что оживлю тебя, что ты можешь еще жить для меня, — а ты умер уже очень давно».

Эта фраза стала решающей перед тем, как Ольга поставила точку в своих так рано закончившихся отношениях с любимым, как ей казалось, человеком.

Популярные сочинения

  • Сочинение Васька Пепел в пьесе На дне (образ и характеристика)
    Одному из главных героев пьесы Максима Горькова «На дне» Ваське Пеплу двадцать восемь лет. Он живет в ночлежке Костылева с другими постояльцами, но имеет отдельную комнату.
  • Сочинение Равнодушие человека к природе
    Равнодушие к миру является в чем-то положительным качеством, человек может не вовлекаться во внешние обстоятельства и стимулы, а мы знаем как много в современном мире ерунды и всяческих негативных воздействий
  • Сочинение на тему Совесть (9 класс)
    Совесть – это внутренний человеческий компас, который позволяет правильно поступать в трудных ситуациях и принимать решения. Она есть фактически у каждого человека, просто развита в разной степени

Штольц: спасительная жилетка или попытка номер два

Он всегда был для нее, прежде всего близким другом, наставником. Она делилась всем, что творилось в душе. Штольц всегда находил время поддержать, подставить плечо, дав понять, что всегда рядом, и она может на него положиться в любой ситуации. У них были общие интересы. Схожи жизненные позиции. Они вполне могли стать одним целым, на что и рассчитывал Андрей. Зализывать душевные раны после расставания с Обломовым, Ольга решила в Париже. В городе любви, где есть место надежде, вере в лучшее. Именно здесь и произошла ее встреча со Штольцом.

Замужество. Попытка стать счастливой.

Андрей окружил вниманием, заботой. Ей были приятны ухаживания.

«Непрерывное, исполненное ума и страсти поклонение такого человека как Штольц»

восстанавливало пострадавшее, оскорбленное самолюбие. Она была ему благодарна. Постепенно сердце начало оттаивать. Женщина чувствовала, что готова к новым отношениям, что созрела для семьи.

«Она испытывала счастье и не могла определить, где границы, что оно такое».

Став женой, она впервые смогла понять, что значит быть любимой и любить.

Спустя несколько лет

Несколько лет супруги прожили в счастливом браке. Ольге казалось, что именно в Штольце:

«Не слепо, а с сознаньем, и в нем воплотился ее идеал мужского совершенства».

Но быт заедал. Женщина заскучала. Равномерный ритм серых будней душил, не давая выхода накопившейся энергии. Ольге не хватало бурной деятельности, которую она вела с Ильей. Она пыталась списать душевное состояние на усталость, депрессию, но ситуация не улучшалась, накаляясь все больше. Андрей интуитивно чувствовал перемены в настроении, не понимая истинной причины подавленного состояния супруги. Неужели они ошиблись, и попытка стать счастливыми не удалась, но почему?

Развлечения

В то время занятия девушки были ограничены. Любая служба считалась неприемлемой для девушки или женщины, их основной обязанностью было ведение хозяйства и воспитание детей. Ольга любила заниматься рукоделием, но это не было ее главным увлечением. Больше всего Ольга любила книги. Именно они стали отправной точкой спасения главного героя, ведь чтобы удивить Ольгу знанием сюжетов книг, Обломов активно начал читать, что дало ему возможность хотя бы на время вернуться к нормальному человеческому существованию. Еще одним большим увлечением Ильинской является театр. Она, в отличие от Обломова, старалась не пропускать представления, ей нравилась игра актеров и погружение в атмосферу представления.

Образ Ольги Ильинской в романе «Обломов» (с цитатами)

Введение

Ольга Ильинская в романе Гончарова «Обломов» является наиболее ярким и сложным женским персонажем. Знакомясь с ней как с юной, только развивающейся девушкой, читатель видит ее постепенное взросление и раскрытие как женщины, матери, самостоятельной личности. При этом полная характеристика образа Ольги в романе «Обломов» возможна только при работе с цитатами из романа, максимально емко передающими внешность и индивидуальность героини:

«Если б ее обратить в статую, она была бы статуя грации и гармонии. Несколько высокому росту строго отвечала величина головы, величине головы – овал и размеры лица; все это, в свою очередь, гармонировало с плечами, плечи – с станом…».

При встрече с Ольгой люди всегда на мгновение останавливались «перед этим так строго и обдуманно, артистически созданным существом».

Ольга получила хорошее воспитание и образование, разбирается в науках и искусстве, много читает и находится в постоянном развитии, познании, достижении новых и новых целей. Эти ее черты отразились на внешности девушки: «Губы тонкие и большею частию сжатые: признак непрерывно устремленной на что-нибудь мысли. То же присутствие говорящей мысли светилось в зорком, всегда бодром, ничего не пропускающем взгляде темных, серо-голубых глаз», а неровно расположенные тонкие брови создавали маленькую складку на лбу «в которой как будто что-то говорило, будто там покоилась мысль». Все в ней говорило о собственном достоинстве, внутренней силе и красоте: « Ходила Ольга с наклоненной немного вперед головой, так стройно, благородно покоившейся на тонкой, гордой, шее; двигалась всем телом ровно, шагая легко, почти неуловимо».

Любовь к Обломову

Образ Ольги Ильинской в «Обломове» предстает в начале романа как еще совсем юной, мало знающей девушки, с широко открытыми глазами смотрящей на окружающий мир и старающейся познавать его во всех проявлениях. Переломным моментом, ставшим для Ольги переходом от детской стеснительности и некого смущения (как это было при общении со Штольцем), стала любовь к Обломову. Прекрасное, сильное, вдохновляющее чувство, молниеносно вспыхнувшее между возлюбленными, было обречено на расставание, так как Ольги и Обломов не хотели принимать друг друга такими, какими они есть на самом деле, культивируя в себе чувство к полуидеальным прообразам реальных героев.

Для Ильинской любовь к Обломову была связана не с теми женственными нежностью, мягкостью, принятием и заботой, которых ждал от нее Обломов, а долгом, необходимость поменять внутренний мир возлюбленного, сделать его абсолютно другим человеком:

«Она мечтала, как “прикажет ему прочесть книги”, которые оставил Штольц, потом читать каждый день газеты и рассказывать ей новости, писать в деревню письма, дописывать план устройства имения, приготовиться ехать за границу – словом, он не задремлет у нее; она укажет ему цель, заставит полюбить опять все, что он разлюбил».

«И все это чудо сделает она, такая робкая, молчаливая, которой до сих пор никто не слушался, которая еще не начала жить!

Любовь Ольги к Обломову – была основана на эгоизме и амбициях героини. Более того, ее чувства к Илье Ильичу трудно назвать истинной любовью – это была скоротечная влюбленность, состояние вдохновения и подъема перед новой вершиной, которую она хотела достичь. Для Ильинской на самом деле не были важны чувства Обломова, она хотела сделать из него свой идеал, чтобы затем гордиться плодами своих трудов и, возможно, напоминать ему после, что всем, что он имеет, обязан именно Ольге.

Ольга и Штольц

Отношения Ольги и Штольца развивались с нежной, трепетной дружбы, когда Андрей Иванович был для девушки учителем, наставником, фигурой вдохновляющей, по-своему далекой и недоступной: «Когда у ней рождался в уме вопрос, недоумение, она не вдруг решалась поверить ему: он был слишком далеко впереди ее, слишком выше ее, так что самолюбие ее иногда страдало от этой недозрелости, от расстояния в их уме и летах».

Брак со Штольцем, который помог ей оправиться после расставания с Ильей Ильичем, был логичен, так как герои очень схожи по характеру, жизненным ориентирам и целям. Тихое, спокойное, бесконечное счастье виделось Ольге в совместной жизни со Штольцем:

«Она испытывала счастье и не могла определить, где границы, что оно такое».

« Она тоже шла одиноко, незаметной тропой, также на перекрестке встретился ей он, подал руку и вывел не в блеск ослепительных лучей, а как будто на разлив широкой реки, к пространным полям и дружески улыбающимся холмам»

Прожив несколько лет вместе в безоблачном, бесконечном счастье, видя в друг друге те идеалы, о которых всегда грезили и тех людей, которые им являлись во снах, герои начали словно отдаляться друг от друга. Штольцу стало тяжело тянуться за пытливой, непрерывно стремящейся вперед Ольгой, а женщина «стала строго замечать за собой и уловила, что ее смущала эта тишина жизни, ее остановка на минутах счастья», задаваясь вопросами: «Ужели еще нужно и можно желать чего-нибудь? Куда же идти? Некуда! Дальше нет дороги… Ужели нет, ужели ты совершила круг жизни? Ужели тут все… все…». Героиня начинает разочаровываться в семейной жизни, в женском предназначении и в той судьбе, которая была уготована ей с самого рождения, но продолжает верить в своего сомневающегося мужа и в то, что их любовь будет держать их вместе даже в самый трудный час:

« Та неувядающая и негибнущая любовь лежала могуче, как сила жизни, на лицах их – в годину дружной скорби светилась в медленно и молча обмененном взгляде совокупного страдания, слышалась в бесконечном взаимном терпении против жизненной пытки, в сдержанных слезах и заглушенных рыданиях».

И хотя Гончаров не описывает в романе, как сложились дальнейшие отношения Ольги и Штольца, можно кратко предположить, что женщина спустя какое-то время либо ушла от мужа, либо оставшуюся жизнь прожила несчастной, все более погружаясь в разочарование от недостижимости тех высоких целей, о которых мечтала в юности.

Заключение

Образ Ольги Ильинской в романе «Обломов» Гончарова – это новый, в какой-то мере феминистичный тип русской женщины, которая не хочет закрываться от мира, ограничивая себя хозяйством и семьей. Краткая характеристика Ольги в романе – женщина-искатель, женщина-новатор, для которой «рутинное» семейное счастье и «обломовщина» были действительно самыми ужасающими и пугающими вещами, способными привести к деградации и застою ее направленной вперед, познающей личности. Для героини любовь была чем-то второстепенным, проистекающим из дружбы или вдохновения, но не самобытным, ведущим чувством, а уж тем более не смыслом жизни, как у Агафьи Пшеницыной.

Трагичность образа Ольги состоит в том, что общество 19 века еще не было готово к появлению сильных женских личностей, способных менять мир наравне с мужчинами, поэтому ее все равно бы ожидало то самое усыпляющее, однообразное семейное счастье, которого девушка так опасалась.

Ольга Сергеевна Ильинская из романа «Обломов»

Среди персонажей романа значительную роль в судьбе главного героя играет Ольга Ильинская, которая является одним из сложных по характеру и восприятию персонажей произведения. Характеристика образа Ольги Ильинской воплощает в себе идеальный образ женщины будущего с точки зрения писателя. Женщины, не сконцентрированной на ведении домашнего хозяйства, а занимающейся постоянным саморазвитием.

Характер и внешность

Ольга Ильинская родилась в дворянской семье, рано потеряла родителей. С пяти лет она жила с тётей в собственном поместье. Жизнь у неё была непростой, что в значительной мере отразилось на становлении характера девушки.

Из отрывочных описаний внешности Ольги, нетрудно составить её портрет. По мнению Гончарова, девушка не выделяется броской красотой, но она мила, обаятельна, гармонична и грациозна. «Если б ее обратить в статую, она была бы статуя грации и гармонии».

Во внешности девушки нет ничего примечательного: тонкие губы, серо-голубые глаза, несимметричные брови. Но в каждой чёрточке её лица светились ясный живой ум, сосредоточенность и внимание. А взгляд тёмных глаз был «зорок», внимателен и всегда «бодр».

Ильинскую нельзя назвать красавицей, но внутренняя красота героини, её грация, спокойствие, ровное отношение к людям, сразу располагали к ней.

Девушка умна и образованна. Ильинская много читает, увлекается наукой, искусством, музицирует и хорошо поёт. Ольга активна и любознательна, имеет пытливый ум, живой характер, тягу ко всему новому. Она любит ставить цели и старается добиваться их.

В начале повествования Ильинская – трогательная, наивная юная девушка, стремящаяся познать мир, окружающий её, взирающая на него удивлённо раскрытыми глазами.

Под воздействием вспыхнувшей любви к Обломову, происходит взросление героини. А с ним — формирование её мировоззрения и становление характера.

Отличительной чертой девушки является доброта. Она мила и сердечна со всеми, вне зависимости от статуса и положения в обществе. Ольга готова всегда выслушать, ободрить, помочь тем, кто нуждается в поддержке. Но при этом её нельзя назвать бесхарактерной. Героиня решительна, упряма, не боится новизны и трудностей, имеет свою точку зрения.

В Ольге нет, свойственной дамам высшего света, кокетства, лицемерия, жеманства. Она проста, естественна и искренна.

У девушки есть самолюбие и гордость. Если она чувствует, что неинтересна человеку, то не будет ему навязывать своё общество. Ильинская не позволит к себе плохого отношения или насмешки.

Ольга и Обломов

Вспыхнувшее было чувство между героями, постепенно сошло на нет. Такой финал был неизбежен.

Илья и Ольга совершенно разные люди и по характеру, и по мировоззрению. Он ленивый, неподвижный, домашний. Обломов не готов менять что-то в своей жизни. Он хочет тихого счастья в кругу семьи и уютного времяпрепровождения.

Ильинская — страстная, подвижная, решительная, стремящаяся к знаниям, была непонятна Обломову.

Чувства влюблённых были неглубоки. Со стороны героини их можно рассматривать, как стремление к новой цели. Ольга Сергеевна любит не Обломова, а свою миссию, «ей нравилась эта роль путеводной звезды, луча света, который она разольёт над стоячим озером и отразиться в нём…»

Обломов, хоть и любил Ольгу, всё-таки не смог поменять свой «халат» на деятельную жизнь. Для Ильи была чужда излишняя суета, он был вполне счастлив дома, на диване.

Ильинская и Штольц

Заключение

Образ Ольги Сергеевны Ильинской — образ женщин-революционерок, женщин-феминисток, готовых изменить мир, не стоять на месте, и постоянно меняться самим, быть не за мужем, а наравне с ним. Трагизм Ольги в том, что она родилась на 50 лет раньше подходящего для неё времени. В обществе ещё царили патриархальные взгляды на жизнь, в которой женщины зависят от мужа, полностью ему подчиняются и заботятся о мире в семье и сохранении семейного очага.

Образ Ольги Ильинской в романе «Обломов»

Мы подготовили для Вас несколько характеристик-сочинений про образ Ольги Ильинской в романе Гончарова. Используйте наш материал для урока литературы

Сочинение 1

Ольга Сергеевна Ильинская – главный женский персонаж в романе Ивана Александровича Гончарова «Обломов». Это очень яркая героиня, с сильным и сложным характером. Вначале читатель видит в ней юную, развивающуюся девушку, постепенно превращающуюся в женщину, мать, самостоятельную личность.

Ольга хорошо воспитана, она получила достойное образование, может поддержать разговор о науке и искусстве, любит читать, находится на пути постоянного саморазвития.

В начале произведения Ольга представлена юной, познающей мир и людей девушкой. Любовь к Обломову стала для неё неким толчком для преодоления стыдливости и робости. Но это высокое чувство было обречено на провал, ведь Ольга и Обломов не могли принять друг друга, не пытаясь друг друга изменить.

Для Ольги главной целью было в корне изменить взгляды на жизнь, внутренний мир Ильи. Я думаю, что это было в какой-то мере эгоистично с её стороны, она просто хотела потешить свои амбиции. Наверное, по-настоящему она и не любила Обломова, скорей всего это было мимолётное увлечение, которое вдохновило её для дальнейших свершений и достижений. Возможно, чувства Обломова были ей и вовсе безразличны, ей хотелось сделать из него идеального мужчину, чтобы постоянно напоминать ему, что он ей всем обязан.

С другой стороны, брак между Ольгой и Андреем Штольцем закономерен, потому что у них похожие характеры и жизненные цели. Это замужество принесло героине счастье, так как Андрей Иванович всегда был для неё другом, наставником и учителем.

Гончаров воплотил в образе Ольги новый тип русской женщины, которая не желает посвящать всю свою жизнь лишь только семье и хозяйству. Ёе пугала «обломовщина», рутина семейной жизни вызывала у неё ужас, ведь это был прямой путь к деградации, остановке развития её вечно стремящейся к познанию нового души. Любовь для неё не важна, это второстепенное чувство, возникающее из дружбы и доверия, но никак не смысл жизни. Наверное, образ Ольги можно назвать трагичным, ведь в XIX веке общество не принимало, сильных женщин новаторов и искателей, умеющих изменять мир наравне с мужчинами. И, скорее всего, даже в браке со Штольцем, её ждёт тихое семейное счастье и рутина, которые её так пугают.

Сочинение 2

И. А Гончаров Написал много великолепных романов, которые уже на протяжении долгого времени являются настоящей русской классикой. Один из них «Обломов», где главной героиней является Ольга Ильинская. В своем сочинении я хочу раскрыть ее образ и рассказать подробно, какая она была в жизни, основываясь на своем мнении и понимании рассказа.

С первых страниц мы сразу понимаем, что главная героиня очень сложный персонаж, но в то же время довольно яркий и интересный. Автор знакомит нас с Ольгой с достаточно молодого возраста, поэтому мы знаем о ней каждую даже не значительную деталь. С постепенным взросление она становится самостоятельной со своей позицией и своим видением жизни.

Ольга с детства привыкла ставить перед собой цели и достигать их, она получила хорошее образование, постоянно развивается, читая книги, а ее интерес к науке просто поражает. Все это очень сильно повлияло на внешность девушки. У нее тонкие губы, очень упорный взгляд, глаза серо-голубые, брови тонкие к тому же неровно расположены, делали на лбу небольшую морщину. Ходила Ильинская с немного наклоненной вперед головой, очень стройно с достаточно уверенным шагом.

Главным переломным моментом в жизни героине является первая любовь к Обломову. Э то чувство возникло между ними молниеносно, но, к сожалению, их любовь долго не продлилась и они были вынуждены расстаться. Ведь в этих отношениях не было гармонии и уважения , особенно со стороны Ильиной, она всячески хотела переделать своего возлюбленного, а он ждал от нее любви и ласки чего не получил. Позже она встретила Штольца, он был ее учителем и наставником. Между ними пробежала искра, и они влюбились друг в друга.

Отношения у них были очень хорошие, нежность терпение уважение. Но, к сожалению, позже они были вынуждены развесить из-за отдаленности, которую они начал испытывать. Благодаря этому браку Ольга, смогла быстро и безболезненно забыть предыдущие отношения и сильно не страдала.

Ольга Ильинская для 19 века была очень необычной женщиной. Если в любой семье последнее слово было за мужем и главным был мужчина, то она считала совсем по другому и не могла смериться с этим. Это можно понять по ее поступкам и поведению. А общество к такому было не готово.

Сочинение 3

Ольга Ильинская в романе Гончарова «Обломов» является наиболее ярким и сложным женским персонажем. Знакомясь с ней как с юной, только развивающейся девушкой, читатель видит ее постепенное взросление и раскрытие как женщины, матери, самостоятельной личности. При этом полная характеристика образа Ольги в романе «Обломов» возможна только при работе с цитатами из романа, максимально емко передающими внешность и индивидуальность героини:

При встрече с Ольгой люди всегда на мгновение останавливались «перед этим так строго и обдуманно, артистически созданным существом». Ольга получила хорошее воспитание и образование, разбирается в науках и искусстве, много читает и находится в постоянном развитии, познании, достижении новых и новых целей. Эти ее черты отразились на внешности девушки: «Губы тонкие и большею частию сжатые: признак непрерывно устремленной на что-нибудь мысли. То же присутствие говорящей мысли светилось в зорком, всегда бодром, ничего не пропускающем взгляде темных, серо-голубых глаз», а неровно расположенные тонкие брови создавали маленькую складку на лбу «в которой как будто что-то говорило, будто там покоилась мысль».

Все в ней говорило о собственном достоинстве, внутренней силе и красоте: « Ходила Ольга с наклоненной немного вперед головой, так стройно, благородно покоившейся на тонкой, гордой, шее; двигалась всем телом ровно, шагая легко, почти неуловимо».

Любовь к Обломову

Образ Ольги Ильинской в «Обломове» предстает в начале романа как еще совсем юной, мало знающей девушки, с широко открытыми глазами смотрящей на окружающий мир и старающейся познавать его во всех проявлениях. Переломным моментом, ставшим для Ольги переходом от детской стеснительности и некого смущения (как это было при общении со Штольцем), стала любовь к Обломову. Прекрасное, сильное, вдохновляющее чувство, молниеносно вспыхнувшее между возлюбленными, было обречено на расставание, так как Ольги и Обломов не хотели принимать друг друга такими, какими они есть на самом деле, культивируя в себе чувство к полуидеальным прообразам реальных героев.

Для Ильинской любовь к Обломову была связана не с теми женственными нежностью, мягкостью, принятием и заботой, которых ждал от нее Обломов, а долгом, необходимость поменять внутренний мир возлюбленного, сделать его абсолютно другим человеком

Любовь Ольги к Обломову – была основана на эгоизме и амбициях героини. Более того, ее чувства к Илье Ильичу трудно назвать истинной любовью – это была скоротечная влюбленность, состояние вдохновения и подъема перед новой вершиной, которую она хотела достичь. Для Ильинской на самом деле не были важны чувства Обломова, она хотела сделать из него свой идеал, чтобы затем гордиться плодами своих трудов и, возможно, напоминать ему после, что всем, что он имеет, обязан именно Ольге.

Ольга и Штольц

Отношения Ольги и Штольца развивались с нежной, трепетной дружбы, когда Андрей Иванович был для девушки учителем, наставником, фигурой вдохновляющей, по-своему далекой и недоступной: «Когда у ней рождался в уме вопрос, недоумение, она не вдруг решалась поверить ему: он был слишком далеко впереди ее, слишком выше ее, так что самолюбие ее иногда страдало от этой недозрелости, от расстояния в их уме и летах».
Брак со Штольцем, который помог ей оправиться после расставания с Ильей Ильичем, был логичен, так как герои очень схожи по характеру, жизненным ориентирам и целям. Тихое, спокойное, бесконечное счастье виделось Ольге в совместной жизни со Штольцем

Прожив несколько лет вместе в безоблачном, бесконечном счастье, видя в друг друге те идеалы, о которых всегда грезили и тех людей, которые им являлись во снах, герои начали словно отдаляться друг от друга. Штольцу стало тяжело тянуться за пытливой, непрерывно стремящейся вперед Ольгой, а женщина «стала строго замечать за собой и уловила, что ее смущала эта тишина жизни, ее остановка на минутах счастья», задаваясь вопросами: «Ужели еще нужно и можно желать чего-нибудь? Куда же идти? Некуда! Дальше нет дороги… Ужели нет, ужели ты совершила круг жизни? Ужели тут все… все…». Героиня начинает разочаровываться в семейной жизни, в женском предназначении и в той судьбе, которая была уготована ей с самого рождения, но продолжает верить в своего сомневающегося мужа и в то, что их любовь будет держать их вместе даже в самый трудный час.

И хотя Гончаров не описывает в романе, как сложились дальнейшие отношения Ольги и Штольца, можно кратко предположить, что женщина спустя какое-то время либо ушла от мужа, либо оставшуюся жизнь прожила несчастной, все более погружаясь в разочарование от недостижимости тех высоких целей, о которых мечтала в юности.

Заключение

Образ Ольги Ильинской в романе «Обломов» Гончарова – это новый, в какой-то мере феминистичный тип русской женщины, которая не хочет закрываться от мира, ограничивая себя хозяйством и семьей. Краткая характеристика Ольги в романе – женщина-искатель, женщина-новатор, для которой «рутинное» семейное счастье и «обломовщина» были действительно самыми ужасающими и пугающими вещами, способными привести к деградации и застою ее направленной вперед, познающей личности. Для героини любовь была чем-то второстепенным, проистекающим из дружбы или вдохновения, но не самобытным, ведущим чувством, а уж тем более не смыслом жизни, как у Агафьи Пшеницыной.
Трагичность образа Ольги состоит в том, что общество 19 века еще не было готово к появлению сильных женских личностей, способных менять мир наравне с мужчинами, поэтому ее все равно бы ожидало то самое усыпляющее, однообразное семейное счастье, которого девушка так опасалась.

Ссылка на основную публикацию