«Нам не дано предугадать» – анализ стихотворения Ф.И. Тютчева

Анализ стихотворения «Нам не дано предугадать» (Ф.И. Тютчев)

Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 20.07.2020 · Обновлено 20.07.2020

Фёдор Иванович Тютчев – знаменитый русский поэт. Темы, которые он затрагивал в своих стихотворениях, актуальны и по сей день. Таково, например, произведение «Нам не дано предугадать». Для ознакомления с творчеством Тютчева предлагаем прочитать анализ приведённого стихотворения по плану. Многомудрый Литрекон желает Вам приятного просвещения!

История создания

Стихотворение «Нам не дано предугадать» Тютчев написал зимой 1869 года в Санкт-Петербурге (незадолго до своей смерти, он умер в 1873). Это был поздний период творчества поэта. Стоит отметить, что произведение было опубликовано лишь в начале XX века в альманахе «Северные цветы» уже после того, как Тютчева не стало.

Ф.И. Тютчев никогда не считал литературу своей главной деятельностью. Он служил дипломатом и добился впечатляющих высот. Его деятельности высоко ценили в царской семье, поэтому он не раз удостаивался премий и наград. Именно поэтому ему доверили цензурный орган, который проверял иностранную литературу. Многочисленные стычки Тютчева с правительством показывают, что он, как мог, способствовал распространению свободы слова и либерализации цензурных ведомств. Видимо, именно специфика его деятельности (связанной с редакцией и вычиткой книг) натолкнула его на размышления о значимости слова.

Хотя стихотворение довольно небольшое, поэт выражает глубокие мысли о роли слова в жизни человека.

Жанр, направление, размер

«Нам не дано предугадать» — лирическое стихотворение. Оно относится к философской лирике. Размер – четырёхстопный ямб со смежной рифмой. Кстати, произведение также называют стихотворным афоризмом, и не просто так: его основная идея выражена одновременно ёмко и полно.

Направление творчества Ф.И. Тютчева называлось «чистое искусство». Автор избегал злободневных тем и посвящал свою музу только красоте мира и размышлениям о его сущности. У него много философских стихотворений, которые говорят с читателем о вечном, а не о насущном. Поэтому лирика Тютчева до сих пор вызывает живой интерес у читающей публики.

Композиция

Стихотворение Тютчева «Нам не дано предугадать» разделено на 2 части.

  1. В первой выражена мысль о том, что невозможно знать наперёд, какой будет реакция на произнесённое слово. Человеческая натура изменчива, так что отзыв о поэтических творениях непредсказуем. Обобщение «наше» свидетельствует о единстве поэта с людьми.
  2. Во второй части поэт пишет о сострадании, как о том, при помощи чего мы можем прощать другим их резкие высказывания. Под «благодатью» Тютчев подразумевает любовь Бога к человеку. Сочувствие, как считает поэт, — великая благодать. Итак, автор словно охватывает период, состоящий из двух частей: первая – причинная, вторая – следственная.

Стихотворение «Нам не дано предугадать» читается очень легко, несмотря на устаревшие обороты слов. Оно доступно для понимания каждому.

Образы и символы

Образ лирического героя в стихотворении «Нам не дано предугадать», его рассуждения о силе слова и воздействии последнего на сознание окружающих людей позволяют говорить о большом опыте поэта. Он ведёт с читателем разговор о духовно-нравственных ценностях и убеждает в том, что слово призвано вызывать сочувствие в сердцах людей.

Лирический герой призывает людей к гуманности и сдержанности, такту и терпимости. Он мудр и добр, склонен прощать и смиряться. Тональность стихотворения спокойная, чуть-чуть назидательная.

Темы, проблемы и настроение

Основная тема стихотворения «Нам не дано предугадать» — размышления о силе и роли слова в жизни людей. Тютчев рассуждает о влиянии на жизнь людей его творчества. Поэт также отвечает на «вечный» вопрос о том, возможно ли с помощью слова сделать мир лучше. Его ответ утвердителен – да, возможно.

Последствия неосторожного слова — вот основная проблема стихотворения «Нам не дано предугадать». Автор обращает наше внимание на то, что каждую фразу необходимо сначала взвесить и обдумать, ведь мы даже не представляем, к чему может привести наша неосторожность.

Основная идея

Смысл стихотворения «Нам не дано предугадать» состоит в том, что каждое наше слово должно быть проникнуто, прежде всего, сочувствием, ведь это самое ценное чувство, что дается человеку на Земле. Не стоит гнаться за самоутверждением и гордыней, выражать словами гнев и злобу. Необходимо осторожно подбирать их и не использовать во вред. Последствия ошибки губительны, и наш ум не в состоянии их оценить.

Кроме того, автор намекает, что невозможно выразить состояние своей души словами. Эта же главная мысль звучит также и в некоторых других его произведениях («Silentium!», «Когда сочувственно на наше слово…», «Душа моя, Элизиум теней…»).

Средства выразительности

Тютчев использует довольно мало художественных приёмов. Среди них:

  • развёрнутое сравнение («как нам даётся благодать»),
  • метафора («слово… отзовётся»),
  • анафора («как, как»).

Значительную роль играет и возвышенная лексика, подчёркивающая ценность мысли, высказанной автором.

Анализ стихотворения «Нам не дано предугадать» Тютчева

Средняя оценка: 4

Всего получено оценок: 26.

Средняя оценка: 4

Всего получено оценок: 26.

Стихотворение Тютчева “Нам не дано предугадать” – это своеобразный поэтический афоризм, который поэт оставляет, как напутствие потомкам. Краткий анализ “Нам не дано предугадать” по плану, использованный на уроке литературы в 11 классе, станет основой для понимания философских взглядов его автора.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Нам не дано предугадать.

История создания – стихотворение было написано в 1869 году, когда Тютчев, по его же собственному признанию, уже ощущал, что стоит на пороге глубокой старости. Опубликовали же его только в 1903 году в альманахе “Северные цветы”.

Тема стихотворения – роль поэтического слова для общества в целом и в жизни каждого отдельного человека в частности.

Композиция – четверостишие можно условно разделить на две одинаковые по размеру части, причём в первой поэт говорит о том, что человеческие реакции непредсказуемы, а во второй – показывает, что реакцией на поэтическое слово может быть и сочувствие.

Жанр – лирическое стихотворение.

Стихотворный размер – четырёхстопный ямб со смежной рифмой.

Сравнение – “как нам даётся благодать“.

Метафора – “слово наше отзовётся“.

История создания

Это глубоко философское четверостишие написано в 1869 году – Тютчев тогда находился в Санкт-Петербурге. То был поздний период его творчества, период философских раздумий о жизни и месте поэта в обществе. Результатом этих раздумий и стало стихотворение “Нам не дано предугадать”.

Но прежде, чем оно было оценено любителями литературы, прошло больше трёх десятков лет – произведение увидело свет только в начале двадцатого века, в 1903 году, спустя много лет после смерти автора. Опубликовали его в альманахе “Северные цветы”.

В этих поэтических строках отразился весь жизненный опыт Тютчева и как поэта, и как дипломата. Он много думал о том, какую роль играет слово в жизни человека, формирует ли оно его поведение и характер, выразив свою идею в небольшом, но очень ёмком стихотворении.

Основная тема – это размышления об отношениях людей и о жизни вообще через призму поэтического слова. Поэт находится в философских раздумьях о том, какое же влияние его творчество и творчество вообще оказывает на жизнь людей, необходимо ли оно, может ли помочь им встать на путь добра.

В этом произведении нашло отражение отношение поэта к неосторожности в высказываниях и к жизни вообще.

Произведение относится к философской лирике: поэт размышляет о высоких материях, подчёркивает важную роль духовного начала в общественной жизни и высказывает мнение о том, что происходящее в реальной жизни – необратимо. Именно на этой мысли Тютчев в конце концов и делает акцент.
Благодаря точному подбору слов, каждое из которых находится на своем месте, использованию глаголов и чёткому четырёхстопному ямбу со смежной рифмой Тютчеву удаётся вложить в стихотворение максимум своей философской идеи.

Композиция

Несмотря на небольшой размер произведения, его можно условно разделить на две части.

В первой поэт говорит о невозможности предугадать, как отзовётся сказанное слово – то есть об изменчивости человеческой натуры, которая отзывается на поэтические творения самым непредсказуемым образом. В то же время завершающие строки четверостишия выражает надежду, что в человеке всё же можно пробудить таким образом доброту, сострадание и другие хорошие чувства.

Таким образом, Тютчев кратко отвечает на очень важный для русской литературы, даже “вечный” вопрос: необходимо ли слово, можно ли с его помощью сделать мир лучше. Мнение поэта однозначно – да.

Это лирическое стихотворение: в нём отражены раздумья лирического героя на тему, очень важную для него – роль поэтического слова в жизни людей.

Это произведение не зря иногда называют стихотворным афоризмом – мысль в нём выражена максимально ёмко, полно и кратко одновременно.

Средства выразительности

Фактически в стихотворении использовано совсем немного художественных средств – развернутое сравнение “ как нам даётся благодать “, метафора “ слово наше отзовётся “, анафора “ как-как “, но и стихотворение очень небольшое.

Важную роль также играет использованная в нём возвышенная лексика – она подчеркивает важность мысли, которую высказывает поэт, её близость к духовному миру.

Не зря поэт завершает четверостишие умолчанием – таким образом он намекает на то, что читателям необходимо задуматься о важности слов, оценить их значение и думать, прежде чем произносить что-то.

Полный анализ стихотворения «Нам не дано предугадать» (Ф.И. Тютчев)

Полный анализ стихотворения «Нам не дано предугадать», которое написал Федор Иванович Тютчев, дает возможность разобраться в темах, которые не потеряли своей актуальности и по сей день. Команда Литеровед.ру подготовила материал по данной теме, с помощью которого ученикам будет легче готовиться к предстоящему уроку.

  1. История создания
  2. Жанр, размер
  3. Композиция
  4. Образы и символы
  5. Темы и проблемы
  6. Средства выразительности
  7. Основная мысль произведения

История создания

Произведение «Нам не дано предугадать» было написано Федором Ивановичем зимой 1869 года. На тот момент он находился в Санкт-Петербурге. Стихотворение появилось за несколько лет до смерти автора, поэтому относится к позднему периоду его творчества. Но опубликовано оно было не сразу. Лишь в начале двадцатого века оно появилось в альманахе «Северные цветы», когда автора уже не было в живых.

Литература была далеко не главной в жизни Федора Ивановича. Свою жизнь он больше посвятил дипломатии, в которой достиг очень многого. Царь очень ценил труд Тютчева, поэтому он неоднократно приставлялся к награде и премировался.

Федор Иванович был ответственный так же за цензуру, которой подвергалась иностранная литература. Поэтому у Тютчева были нередко разногласия с правительством. Автор всеми путями старался оказать помощь в распространении свободы слова, а так же либерализации цензурных ведомств.

Благодаря специфике своей работы, которая была связана с огромным количеством литературы, автор делает выводы о значимости сова. В данном стихотворении он поднимает именно эту немаловажную тему, которую выражает через свои размышления. Мы можем видеть мысли автора, изложенные на бумаге, которые касаются роли слова в нашей жизни. Его огромная роль и необходимость показывается автором.

Жанр, размер

Данное произведение относится к философской лирике. Размер написания – четырехстопный ямб. Рифма смежная. Данное стихотворение так же часто именуют стихотворным афоризмом. Данное название появилось не просто так. В стихотворении «Нам не дано предугадать» автор выражает свои мысли очень ёмко и в полном объеме.

Часто можно встретить то, что творчество данного автора называют «чистым искусством». Тютчев не использует насущные темы, которые поднимают проблемы общества. Он пишет о красоте, которая нас окружает ежедневно. Так же в его творчестве можно заметить рассуждения автора на данную тему.

У Федора Ивановича большое количество философских произведений, которые поднимают тему вечного, а не насущного. Это дало лирике Тютчева своего рода бессмертие, потому что она не потеряла своей актуальности и по сей день.

Композиция

Произведение делится на две части. Первая часть показывает, что у нас нет возможности знать наверняка, какую именно реакцию понесет за собой сказанное слово. Люди и их взгляды меняются, поэтому реакцию на творчество предугадать невозможно. Поэт старался понять настроение народа и жить с ним одним целым.

«Нам не дано предугадать,
Как слово наше отзовется, —
И нам сочувствие дается,
Как нам дается благодать…»

Вторая часть произведения говорит о том, что необходимо снисходительно относиться к высказыванию других людей и уметь прощать. Автор говорит о божественной любви к людям. Автор считает, что сочувствие и есть великой благодатью. Автор грамотно показывает на двух частях произведения то, как может обернуться сказанное слово. Какую силу оно несет, и какие последствия могут быть из-за этого.

Коль не дано, так будем ждать,
и не грешить, как это было,
чтоб сердце от обид не ныло…
Коль не дано, так будем ждать.

Произведение «Нам не дано предугадать» написано очень красиво, поэтому читается на одном дыхании. Автор использует достаточно устаревшие обороты речи, это придает стихотворению особую изюминку. Его легко понять любому читателю. Автору удалось добиться понимания каждого читателя и затронуть самые потаенные струны души.

Образы и символы

Автор представляет в образе лирического героя поэта, который многое повидал в жизни, и имеет богатый опыт за плечами. Он ведет интересные рассуждения на тему слова и его ценности, о том, как оно влияет на жизнь и судьбы народа. Лирический герой вступает в диалог с читателем, рассказывая о духовных и нравственных ценностях. Ему удается убедить читателя, что слово вызывает сочувствие в человеческом сердце.

Он хочет, чтобы люди были более человечны и гуманны. Порой умение сдерживать внезапные порывы гнева, который всегда являлся плохим советчиком, является одним из самых главных качеств человека. Этому и пытается научить его поэт в своем стихотворении. Сдержанность, чувство такта и терпимость – вот одни из главных качеств человека. Своим примером он дает пример. Ведь сам он является добрым и мудрым человеком, а главное – он умеет прощать.

Все стихотворение имеет спокойный характер, чем немного заражает и читателя. Спокойствие и умиротворение появляется на душе после прочтения данного произведения.

Темы и проблемы

Основной темой данного произведения является сила и роль слова в жизни обычного народа. Так же автор задумывается о том, как же влияет его творчество на людей. Он размышляет на тему того, сможет ли слово изменить жизнь и мир в лучшую сторону. Он ищет ответ на это вопрос, ведь он далеко не первый, кто задумался об этом. Тютчев уверен в том, что это возможно.

Так же, автор заставляет задуматься над тем, что невольно брошенное слово способно принести весьма печальные последствия. В этом и видит основную проблему поэт. Никогда не стоит бросать слова, за которые потом может быть стыдно. Человек может невольно обидеть сказанным словом, даже не заметив этого. Поэтому необходимо несколько раз подумать и взвесить то, что хочешь сказать другому человеку, чтобы потом не пожинать плоды своего же легкомыслия и неосторожности.

Средства выразительности

В стихотворении «Нам не дано предугадать» мы не видим большого количества троп.

Автор использует развернутое сравнение, метафоры и анафоры. Но и без большого количества средств выразительности стихотворение получилось очень ярким и живым. Не последнюю роль так же сыграла возвышенная лексика, которую использует поэт для передачи своих мыслей и размышлений.

Основная мысль произведения

Основной мыслю произведения «Нам не дано предугадать» является то, что каждое свое слово необходимо взвешивать и обдумывать, прежде чем сказать другому человеку. Мы с сочувствием должны понимать, что можем невзначай обидеть чувства другого человека.

Мы очень часто срываемся и своими словами и выражениями больно раним чувства других людей? Почему так происходит? Ведь мы не желали этому человеку зла и не хотели наговорить гадостей. Что же произошло, что мы своей речью нанесли человеку весомый удар. Все это происходит потому, что чаще всего человек сразу выплескивает свои эмоции, а лишь потом задумывается над тем, а не обидел ли он кого-то.

Стоит с осторожностью подбирать слова, которые не обидят и не заденут чувства других людей. Параллельно, автор вскользь упоминает то, что самые главные мысли, мечты и желания мы все равно не сможем выразить словами. Самое главное обычно понятно без слов.

Хороший учитель способен привить любовь ребенка к языку и литературе, в то время как плохой учитель может погубить её. Человек, выбирающий данную профессию, должен осознавать то, что ему придется учиться новому всю жизнь, чтобы суметь донести все величие и красоту русской литературы.

«Нам не дано предугадать» анализ стихотворения Тютчева по плану кратко – идея, жанр, образы

Стихотворение Тютчева “Нам не дано предугадать” – это своеобразный поэтический афоризм, который поэт оставляет, как напутствие потомкам. Краткий анализ “Нам не дано предугадать” по плану, использованный на уроке литературы в 11 классе, станет основой для понимания философских взглядов его автора.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Нам не дано предугадать.

История создания – стихотворение было написано в 1869 году, когда Тютчев, по его же собственному признанию, уже ощущал, что стоит на пороге глубокой старости. Опубликовали же его только в 1903 году в альманахе “Северные цветы”.

Тема стихотворения – роль поэтического слова для общества в целом и в жизни каждого отдельного человека в частности.

Композиция – четверостишие можно условно разделить на две одинаковые по размеру части, причем в первой поэт говорит о том, что человеческие реакции непредсказуемы, а во второй – показывает, что реакцией на поэтическое слово может быть и сочувствие.

Жанр – философская лирика, стихотворный афоризм.

Стихотворный размер – четырехстопный ямб со смежной рифмой.

Сравнение – “как нам дается благодать“.

Метафора – “слово наше отзовется“.

История создания

Это глубоко философское четверостишие написано в 1869 году – Тютчев тогда находился в Санкт-Петербурге. То был поздний период его творчества, период философских раздумий о жизни и месте поэта в обществе. Результатом этих раздумий и стало стихотворение “Нам не дано предугадать”.

Но прежде, чем оно было оценено любителями литературы, прошло больше трех десятков лет – произведение увидело свет только в начале двадцатого века, в 1903 году, спустя много лет после смерти автора. Опубликовали его в альманахе “Северные цветы”.

В этих поэтических строчках отразился весь жизненный опыт Тютчева и как поэта, и как дипломата. Он много думал о том, какую роль играет слово в жизни человека, формирует ли оно его поведение и характер, выразив свою идею и небольшом, но очень емком стихотворении.

Основная тема – это размышления об отношениях людей и о жизни вообще через призму поэтического слова. Поэт находится в философских раздумьях о том, какое же влияние его творчество и творчество вообще оказывает на жизнь людей, необходимо ли оно, может ли помочь им встать на путь добра.

В этом произведении нашло отражение отношение поэта к неосторожности в высказываниях и к жизни вообще.

Композиция

Несмотря на небольшой размер произведения, его можно условно разделить на две части.

В первой поэт говорит о невозможности предугадать, как отзовется сказанное слово – то есть об изменчивости человеческой натуры, которая отзывается на поэтические творения самым непредсказуемым образом. В то же время завершающие строки четверостишия выражает надежду, что в человеке все же можно пробудить таким образом доброту, сострадание и другие хорошие чувства.

Таким образом Тютчев кратко отвечает на очень важный для русской литературы, даже “вечный” вопрос – необходимо ли слово, можно ли с его помощью сделать мир лучше. Мнение поэта однозначно – да.

это стихотворение однозначно относится к философской лирике – поэт размышляет о высоких материях, подчеркивает важную роль духовного начала в общественной жизни и высказывает мнение о том, что происходящее в реальной жизни – необратимо. Именно на этой мысли Тютчев в конце концов и делает акцент.

Это произведение не зря называют стихотворным афоризмом – мысль в нем выражена максимально емко, полно и кратко одновременно.

Благодаря точному подбору слов, каждое из которых находится на своем месте, использованию глаголов и четкому четырехстопном ямбу со смежной рифмой Тютчеву удается вложить в стих максимум от своей философской идеи.

Средства выразительности

Фактически в стихотворении использовано совсем немного художественных приемов – развернутое сравнение “как нам дается благодать“, метафора “слово наше отзовется“, анафора “как-как“.

Важную роль также играет использованная в нем возвышенная лексика – она подчеркивает важность мысли, которую высказывает поэт, ее близость к духовному миру.

Не зря поэт завершает четверостишие умолчанием – таким образом он намекает на то, что читателям необходимо задуматься о важности слов, оценить их значение и думать, прежде чем произносить что-то.

Стихотворение и анализ «Нам не дано предугадать…»

«Нам не дано предугадать,

Как слово наше отзовется, –

И нам сочувствие дается,

Как нам дается благодать…»

Нам не дано предугадать

судьбы крутые повороты

её падения и взлёты

Нам не дано предугадать.

Нам не дано себя понять,

какими будем через годы,

как не познать каприз природы…

Нам не дано себя понять.

Нам не дано, увы, узнать,

чем наше слово обернётся,

когда последний день прервётся…

Нам не дано, увы, узнать.

Нам не дано вернуть назад

весны прелестное дыханье

и детских лет воспоминанье

нам не дано вернуть назад.

Коль не дано, так будем ждать,

и не грешить, как это было,

чтоб сердце от обид не ныло…

Коль не дано, так будем ждать.

А так ведь хочется узнать…

Краткое содержание

Е. Ромашко. Поэтический натюрморт. 2000

В первой строке поэт говорит о том, что невозможно с точностью предугадать последствия произнесённых фраз. Последствия бывают позитивными и негативными, однако их действие мы можем заметить не сразу. Слова способны оказывать на жизнь людей огромное воздействие. Они могут вызвать плохие и хорошие эмоции, смертельно ранить и поддержать в трудную минуту. Люди должны аккуратнее относиться к тому, что говорят. Две заключительные строчки сообщают о том, что помимо слов человек может испытывать добрые чувства. С их помощью люди способны помогать окружающим: писатели и поэты своими произведениями должны воздействовать на читательские души.

История создания

Тютчев написал это философское стихотворение в 1869 г., находясь в Санкт-Петербурге. Произведение относится к позднему периоду творчества поэта: периоду философских размышлений о месте творца в обществе, о жизни, о душе. Результат своих размышлений Тютчев вложил в произведение.

Впервые опубликовано стихотворение было спустя 30 лет после написания: читатели смогли познакомиться с ним лишь в начале двадцатого века, в 1903 г., через много лет после кончины автора. Первая публикация появилась на страницах альманаха «Северные цветы».

Жанр, направление, размер

Перед нами яркий образец лирико-философской поэзии. Большинство литературоведов обоснованно относят это произведение к жанру «стихотворный афоризм»: его основная мысль выражается крайне полно и ёмко. Тютчев зарекомендовал себя, как поэт «чистого искусства»: он не затрагивает социальных и бытовых тем. Его интересует исключительно красота мира и философские размышления о мирской сущности.

Композиция

Композиционно произведение можно разделить на две смысловые части:

Первая часть повествует о том, что невозможно предушадать, какой будет реакция слушателя на услышанное слово. Натура человека отличается изменчивостью, поэтому отзыв на сказанное непредсказуем. Поэт употребляет слово «наше», тем самым подчёркивая единство творца с людьми.

Вторая часть повествует о чувстве сострадания, позволяющем прощать собеседникам их резкие высказывания. Под словом «благодать» поэт подразумевает любовь Бога к человеку. По мнения Тютчева, именно сочувствие является великой благодатью. Таким образом, автор охватывает период, состоящий из двух частей: первая часть – это причина, а вторая часть – следствие. Настроение стихотворения немного назидательное, но, при этом, умиротворённое и спокойное.

Образы и символы

Тютчев представляет нам ёмкие по смысловой нагрузке образы, позволяющие полноценно раскрыть главную мысль стихотворения:

образ лирического героя – рассуждения героя о силе словесного воздействия позволяет говорить о большом личном опыте поэта в этом вопросе. Герой призывает читателей быть гуманными и сдержанными, терпимыми и тактичными. Лирический герой добр и мудр, он умеет прощать и смиряться;

образ слова символизирует ответственность говорящего человека перед своим собеседником. Именно слово становится лакмусовой бумажкой на наличие в ораторе таких свойств личности, как: совесть, нравственность и ответственность.

Темы и настроение

Ключевая тема произведения – размышления поэта о силе и роли слов в жизни людей. Тютчев рассуждает о том, какое влияние его творчество оказывает на жизнь читателей. Он утвердительно отвечает на «вечный» вопрос: способно ли слово сделать мир совершеннее.

Основная идея

Основная идея произведения проста и понятна: любое произнесённое слово способно убить и воскресить, обрадовать и опечалить. Каждую фразу сначала следует тщательно обдумать, взвесить последствия и лишь затем произносить. Случайно брошенное слово может иметь серьёзные последствия.

Средства выразительности

Автор использует в произведении небольшой арсенал выразительных средств, среди них:

развёрнутое сравнение – «как нам даётся благодать»;

возвышенная лексика – «благодать», «предугадать».

Анализ стихотворения Ф.И. Тютчев «Нам не дано предугадать»

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Нам не дано предугадать.

История создания – стихотворение было написано в 1869 году, когда Тютчев, по его же собственному признанию, уже ощущал, что стоит на пороге глубокой старости. Опубликовали же его только в 1903 году в альманахе “Северные цветы”.

Тема стихотворения – роль поэтического слова для общества в целом и в жизни каждого отдельного человека в частности.

Композиция – четверостишие можно условно разделить на две одинаковые по размеру части, причем в первой поэт говорит о том, что человеческие реакции непредсказуемы, а во второй – показывает, что реакцией на поэтическое слово может быть и сочувствие.

Жанр – философская лирика, стихотворный афоризм.

Стихотворный размер – четырехстопный ямб со смежной рифмой.

Сравнение – “как нам дается благодать“.

Метафора – “слово наше отзовется“.

Вклад поэта в наследие русской литературы

Стихотворение Тютчева «Нам не дано предугадать» стало настолько известным в народе, что на него очень часто ссылаются в написании тех или иных статей, презентаций на актуальные темы, связанные с русской поэзией. Кроме того, оно нередко упоминается в обычных жизненных ситуациях. И как не парадоксально, многие люди, хорошо знающие текст данного произведения, зачастую затрудняются назвать фамилию автора, путая его с другими авторами. Нужно отметить, что первая строчка стихотворения «Нам не дано предугадать» уже давно стала крылатой.
Можно сказать, что данный шедевр Тютчева нашел своё достойное место в сокровищнице русской поэзии. Несмотря на свой небольшой объём, он получил множество положительных отзывов в сердцах людей. Его изучают в школах, лицеях и прочих учебных заведениях, где преподаётся русская литература. Уже несколько поколений ценителей поэзии Тютчева используют его в различных жизненных ситуациях.

История создания

Это глубоко философское четверостишие написано в 1869 году – Тютчев тогда находился в Санкт-Петербурге. То был поздний период его творчества, период философских раздумий о жизни и месте поэта в обществе. Результатом этих раздумий и стало стихотворение “Нам не дано предугадать”.

Но прежде, чем оно было оценено любителями литературы, прошло больше трех десятков лет – произведение увидело свет только в начале двадцатого века, в 1903 году, спустя много лет после смерти автора. Опубликовали его в альманахе “Северные цветы”.

В этих поэтических строчках отразился весь жизненный опыт Тютчева и как поэта, и как дипломата. Он много думал о том, какую роль играет слово в жизни человека, формирует ли оно его поведение и характер, выразив свою идею и небольшом, но очень емком стихотворении.

Стихотворение «Нам не дано предугадать» – анализ по плану

Вариант 1

Восприятие, толкование, оценка

Стихотворение «Нам не дано предугадать» было написано Ф.И. Тютчевым в 1869 году. Впервые было опубликовано в аль­манахе «Северные цветы» за 1903 год. Произведение относится к философской лирике, жанр его — стихотворный афоризм.

Это философское размышление поэта о роли слова, о жизни, об отношениях людей. Исследователи отмечали, что ключевые понятия в этом стихотворении — «слово», «сочувствие» и «бла­годать». Стихотворение состоит из единой строфы, одного чет­веростишия, несущего в себе законченную мысль. Оно представ­ляет собой предложение-период. Условно мы можем выделить в нем две части. Первая часть — это некое утверждение поэтом непредсказуемости человеческих реакций:

Нам не дано предугадать,

Как наше слово отзовется…

Причем здесь речь идет и о человеческом общении в целом, и о роли поэтического слова, об отражении жизни в художествен­ных образах, о восприятии публикой искусства.

Эта проблема всегда была актуальна для русской поэзии. Так, В.А. Жуковский в стихотворении «Невыразимое» говорит о не­возможности выразить в искусстве всю полноту и яркость жиз­ни, собственную душу:

Едва-едва одну ее черту

С усилием поймать удастся вдохновенью…

Но льзя ли в мертвое живое передать?

Невыразимое подвластно ль выраженью?

Ф.И. Тютчев же размышляет о том, что истинные мысли и чувства невозможно выразить в слове. Об этом писал он в стихот­ворении «Silen­tium!»:

Как сердцу высказать себя?

Другому как понять тебя?

Поймет ли он, чем ты живешь?

Мысль изреченная есть ложь…

Этими же настроениями проникнуто и стихотворение «Нам не дано предугадать…». Вторая часть строфы представляет собой следствие, результат первой:

И нам сочувствие дается,

Как нам дается благодать…

Здесь речь идет о человеческих реакциях, отзывах на наше слово, — о сочувствии, сострадании, доброте. Это приравнено поэтом к «благодати». Что же подразумевает он под этим поня­тием? Очевидно, любовь Бога к человеку. По мысли Тютчева, сочувствие и доброе отношение окружающих — это великая бла­годать для человека.

Стихотворение написано четырехстопным ямбом, это катрен с кольцевой рифмовкой. Поэт использует немногочисленные тропы — метафору, развернутое сравнение и анафору.

Произведение мы можем рассматривать в контексте фило­софских размышлений поэта о роли слова в нашей жизни, о не­возможности выразить свою личность и душу в искусстве и про­стом человеческом общении — стихотворений «Silen­tium!», «Ког­да сочувственно на наше слово…», «Душа моя, Элизиум теней…». Во всех этих стихотворениях раскрывается мироощущение По­эта-романтика, звучит мысль о невозможности обретения гар­монии в человеческом общении.

Вариант 2

Стихотворение Ф.И. Тютчева «Нам не дано предугадать…», написанное в Санкт-Петербурге 27 февраля 1869 года, впервые было напечатано лишь 34 года спустя в альманахе «Северные цветы» за 1903 год.

Стихотворение состоит всего из четырёх стихов — и каждый их смысловой оттенок необычайно значим для понимания художественной идеи. Академик В.М. Жирмунский писал о том, что «каждое слово, употребленное поэтом, есть уже тема и может быть развёрнуто в самостоятельный художественный мотив». Эта мысль применима и к данному стихотворению. Обратимся к первому стиху: «Нам не дано предугадать…» Здесь равнозначны и местоимение «нам», и глагольное сочетание «не дано предугадать». Последнее разворачивает мотив непознанного.

Конкретизация темы (что именно не дано предугадать) кроется во второй строке: «Как слово наше отзовётся…» Вновь два центра — слово и отзовётся. Тема слова имеет в истории культуры давнюю и устойчивую традицию, связанную с Библией: «Вначале было Слово, Слово было у Бога, Слово было Бог». Автор проводит мысль о значимости слова и об ответственности за него того, кто этим словом владеет.

Третья строка: «И нам сочувствие даётся…» Из контекста сказанного понятно, кем даётся. Понятно и другое: Бог — это любовь, милосердие, сострадание, сочувствие… Поставленные рядом темы «слово» и «сочувствие» раскрывают замысел: словом поэт должен вызывать в своих читателях сочувствие. И тогда совершенно очевиден вывод, заключённый в финальной строке: «Как нам даётся благодать». Мы получаем её, она «нам даётся». Вопрос лишь в том, воспользовались ли мы этой щедрой данью.

Стихотворения Ф.И. Тютчева выводят читателя на очень серьёзный разговор о главных духовно-нравственных ценностях.

История создания

Это глубоко философское четверостишие написано в 1869 году – Тютчев тогда находился в Санкт-Петербурге. То был поздний период его творчества, период философских раздумий о жизни и месте поэта в обществе. Результатом этих раздумий и стало стихотворение “Нам не дано предугадать”.

Но прежде, чем оно было оценено любителями литературы, прошло больше трех десятков лет – произведение увидело свет только в начале двадцатого века, в 1903 году, спустя много лет после смерти автора. Опубликовали его в альманахе “Северные цветы”.

В этих поэтических строчках отразился весь жизненный опыт Тютчева и как поэта, и как дипломата. Он много думал о том, какую роль играет слово в жизни человека, формирует ли оно его поведение и характер, выразив свою идею и небольшом, но очень емком стихотворении.

Тема

Основная тема – это размышления об отношениях людей и о жизни вообще через призму поэтического слова. Поэт находится в философских раздумьях о том, какое же влияние его творчество и творчество вообще оказывает на жизнь людей, необходимо ли оно, может ли помочь им встать на путь добра.

В этом произведении нашло отражение отношение поэта к неосторожности в высказываниях и к жизни вообще.

Композиция

Несмотря на небольшой размер произведения, его можно условно разделить на две части.

В первой поэт говорит о невозможности предугадать, как отзовется сказанное слово – то есть об изменчивости человеческой натуры, которая отзывается на поэтические творения самым непредсказуемым образом. В то же время завершающие строки четверостишия выражает надежду, что в человеке все же можно пробудить таким образом доброту, сострадание и другие хорошие чувства.

Таким образом Тютчев кратко отвечает на очень важный для русской литературы, даже “вечный” вопрос – необходимо ли слово, можно ли с его помощью сделать мир лучше. Мнение поэта однозначно – да.

Жанр

это стихотворение однозначно относится к философской лирике – поэт размышляет о высоких материях, подчеркивает важную роль духовного начала в общественной жизни и высказывает мнение о том, что происходящее в реальной жизни – необратимо. Именно на этой мысли Тютчев в конце концов и делает акцент.

Это произведение не зря называют стихотворным афоризмом – мысль в нем выражена максимально емко, полно и кратко одновременно.

Благодаря точному подбору слов, каждое из которых находится на своем месте, использованию глаголов и четкому четырехстопном ямбу со смежной рифмой Тютчеву удается вложить в стих максимум от своей философской идеи.

Средства выразительности

Фактически в стихотворении использовано совсем немного художественных приемов – развернутое сравнение “как нам дается благодать“, метафора “слово наше отзовется“, анафора “как-как“.

Важную роль также играет использованная в нем возвышенная лексика – она подчеркивает важность мысли, которую высказывает поэт, ее близость к духовному миру.

Не зря поэт завершает четверостишие умолчанием – таким образом он намекает на то, что читателям необходимо задуматься о важности слов, оценить их значение и думать, прежде чем произносить что-то.

Вариант 3

Сравнивая лирику Тютчева и Фета, рассматривают, прежде всего, стихи о природе. Но это стихотворение относится к ряду философских произведений автора, посвященных смыслу жизни и отношениям людей между собой. Написано оно было в 1869 году, но опубликовали его только в 1903 году в поэтическом альманахе “Северные цветы”.

Главная тема стихотворения

Основная тема произведения заключается в роли словесного общения между людьми. Поэт ставит перед читателем некоторые важнейшие вопросы, которые касаются воздействия слов, сказанных нами, на окружающих. Причем акцентировано внимание именно на то, какую реакцию у людей вызывают слова, и именно с этой позиции рассматривается ситуация.

При этом добрые слова, слова нежности и сочувствия автором в данном случае приравниваются к “благодати”, в чем видит, видимо, поэт любовь Бога к человеку. Основная мысль Тютчева в этом произведении заключена в том, что сочувствие и хорошее, доброе отношение друг к другу, это наиболее важные элементы нормальны межчеловеческих отношений.

Автор прямо говорит о том, что никто из людей не может заранее предугадать, какую реакцию вызвать может то или иное неосторожно брошенное слово, поскольку каждый человек относится к окружающим совершенно по-разному. То, что для одного воспринимается равнодушно, другого человека способно ранить, а, в свою очередь, доброе слово способно вызывать сильные, позитивные эмоции.

Структурный анализ стихотворения

Произведение написано с использованием классического катрена, который более известен как четырехстопным ямбом. Для этого варианта характерна кольцевая рифмовка, а для подчеркивания основной мысли используются как метафоры, так и сравнения и анафоры.

Стихотворение краткое, и всего в нескольких строчках автор постарался высказать невероятно глубокие собственные ощущения и философскую позицию касательно отношений между людьми. Тут раскрывается романтическая натура, которая стремится к гармонии и невожможности ее обретения при общении с его окружением.

Нужно отметить, что эта тема не впервые поднимается в русской поэзии, поскольку нежные натуры поэтов достаточно сложно адаптируются в мире других людей, и очень чутко воспринимают все проблемные моменты при разговорах с окружающими. Тютчев не единственный, кто уже размышлял на эту тему, но он постарался максимально емко выразить свою мысль всего в нескольких строках.

Основная мысль поэта заключается в том, что необходимо каждому человеку нести строгую ответственность за те слова, которые он говорит другим. Центральными можно считать в данной стихотворной композиции слова “Слово” и “Отзовется”, а также обращает внимание на себя акцентирование на слове “Благодать”, которое отождествляется со словом “Сочувствие”.

Вывод

Несмотря на то, что в стихотворении использованы достаточно устаревшие словообороты, произведение легко читается и просто для понимания человеку. До сих пор проблема общения людей между собой, а также неосторожно брошенных слов, актуальна, и потому каждый современный человек принимает близко к сердцу эти строки, прочувствовав слова, написанные Тютчевым еще в те годы.

Композиция

Несмотря на небольшой размер произведения, его можно условно разделить на две части.

В первой поэт говорит о невозможности предугадать, как отзовется сказанное слово – то есть об изменчивости человеческой натуры, которая отзывается на поэтические творения самым непредсказуемым образом. В то же время завершающие строки четверостишия выражает надежду, что в человеке все же можно пробудить таким образом доброту, сострадание и другие хорошие чувства.

Таким образом Тютчев кратко отвечает на очень важный для русской литературы, даже “вечный” вопрос – необходимо ли слово, можно ли с его помощью сделать мир лучше. Мнение поэта однозначно – да.

это стихотворение однозначно относится к философской лирике – поэт размышляет о высоких материях, подчеркивает важную роль духовного начала в общественной жизни и высказывает мнение о том, что происходящее в реальной жизни – необратимо. Именно на этой мысли Тютчев в конце концов и делает акцент.

Это произведение не зря называют стихотворным афоризмом – мысль в нем выражена максимально емко, полно и кратко одновременно.

Благодаря точному подбору слов, каждое из которых находится на своем месте, использованию глаголов и четкому четырехстопном ямбу со смежной рифмой Тютчеву удается вложить в стих максимум от своей философской идеи.

Средства выразительности

Фактически в стихотворении использовано совсем немного художественных приемов – развернутое сравнение “как нам дается благодать“, метафора “слово наше отзовется“, анафора “как-как“.

Важную роль также играет использованная в нем возвышенная лексика – она подчеркивает важность мысли, которую высказывает поэт, ее близость к духовному миру.

Не зря поэт завершает четверостишие умолчанием – таким образом он намекает на то, что читателям необходимо задуматься о важности слов, оценить их значение и думать, прежде чем произносить что-то.

Анализ стихотворений«Девушка пела в церковном фоне» анализ стихотворения Блока по плану кратко – идея, история создания

Анализ стихотворений«Скрипка и немножко нервно» анализ стихотворения Маяковского по плану кратко – идея, образы

Основная мысль

Основная мысль, которая тянется лентой через все стихотворение – общение между людьми, важность сказанных слов. Всего в нескольких куплетах поэт сумел уместить мысли, переживания, эмоции и смысл. Поэт ставит акцент на то, как реагируют на слова окружающие люди:

«Нам не дано предугадать, Как слово наше отзовется…»,

Во время написания произведения Тютчев постарался донести до людей главную мысль – одна из самых важных вещей в жизни это бережное отношение друг к другу, понимание потребностей и переживаний собеседника. Он считал, что слова имеют огромное значение. Ведь никогда нельзя узнать наперед, чем обернется для человека неосторожное, резкое слово, брошенное в его адрес. Каждый человек имеет разный характер, что для одного может быть незначительным и быстро забудется, для другого может стать настоящей трагедией и обернуться шквалом негативных эмоций и душевными терзаниями на долгое время.

Анализ стихотворения Тютчева «Нам не дано предугадать»

Поэзия часто удивляет читателя своей емкостью. Ярким примером выступает четверостишие Федора Тютчева. В результате анализа стихотворения «Нам не дано предугадать» раскрывается глубокая суть небольшого произведения. В нем отражаются размышления автора о будущем, о судьбе бытия и смысле людского существования.

  1. Лирика Тютчева
  2. История написания
  3. Композиция произведения
  4. Художественные приемы

Лирика Тютчева

При знакомстве со стихами Федора Ивановича кажется, что их истинную суть нам действительно не дано предугадать. Тютчев стихотворения свои обвивал метафорами и незаурядными образами. Его лирику можно определить как философскую, а центральные моменты — как идеи борьбы:

  • между человеком и природой;
  • между любовью и ненавистью;
  • между добром и злом.

Этой борьбе автор никак не дает утихнуть. Напротив, он питает ее своими мыслями и рифмованными строками. Распад пространства и времени, смерть Вселенной — таково мироощущение Тютчева.

В природе поэта привлекают проблемные, экстремальные ситуации — шторм, огонь, борьба стихий. В человеческой жизни — бой страстей, их «роковой поединок».

Никто не знает, как может отозваться слово, сказанное или написанное недавно, на следующий день или через несколько столетий. Поэт увековечил свои строки. Но мог ли он быть уверен, что будет получать отклик в сердцах читателей спустя почти два века? Конечно же, нет. Как раз этот вопрос позволяет определить тему стихотворения. Тютчев призывает задуматься о роли поэта и его творчества в жизни общества в целом и в судьбе отдельно взятого человека.

Жанр произведения — стихотворный афоризм, который надо отнести к философской лирике. Этот краткий стих раскрывает заявленную тему не хуже, чем это мог бы сделать длинный текст.

История написания

Процесс создания произведения весьма прозаичен. Строки были написаны в 1869 г., когда Федор Иванович чувствовал, что стоит на пороге старости. Опубликовали стихотворение не сразу — это случилось только в 1903 г. Последние годы Тютчева в творческом плане прошли не очень плодотворно:

  1. 1868 г. — выходит, но не получает общественного признания второй сборник Федора Ивановича.
  2. 1873 г. — поэт умирает.

У лирики Тютчева довольно сложная история. Периоды забвения в ней сменяются этапами воскрешения.

Автор находился на переломе XVIII и XIX веков. Он искал свой стиль. Тютчев творил на стыке двух поэтических времен, главным в его поэзии стал поиск новых форм.

Стихотворение максимально короткое. В нем всего четыре строки. С их помощью автор успел донести много смысла. Это особенность поэзии Тютчева. Современные критики фиксируют внимание на краткости его сочинений. Еще Некрасов отмечал, что все произведения поэта коротки, но ни к одному из них совершенно нечего прибавить. Иван Сергеевич Тургенев комментировал творчество Тютчева следующим образом: «Самые короткие стихотворения почти всегда наиболее удачные».

Композиция произведения

Структура стихотворения следующая: четверостишие образно делится на две половинки по паре строк. В первой части, которая при прочтении выходит на передний план, поэт высказывает тезис о том, что невозможно заранее знать, как отреагируют люди на творчество. Во второй же части он отмечает, что реакция может быть разнообразной — от положительной оценки до банального сочувствия.

Стихотворение написано с помощью классического катрена — четырехстопного ямба с кольцевой рифмой. Центральными моментами выступают «слово» и «отзовется». Также автор обращает внимание на понятие «благодать», которое отождествляется с «сочувствием».

Художественные приемы

В стихотворении можно найти немного средств литературной выразительности. К ним стоит отнести:

  • развернутое сравнение в обороте «как нам дается благодать»;
  • анафору;
  • возвышенную лексику — она помогает прочувствовать связь с духовным миром;
  • метафору в обороте «слово наше отзовется»;
  • умолчание в конце четверостишия позволяет читателю задуматься и ответить самому себе на косвенный вопрос произведения.

Тема стихотворения актуальна по сей день. Творческий человек, будь то поэт или музыкант, хотя бы раз задумывался, поймут ли его потомки. Порой очень сложно найти признание даже у своих современников, не говоря уже об актуальности спустя несколько столетий.

Ссылка на основную публикацию