«Муза» – анализ стихотворения Е.А. Баратынского

«Муза», анализ стихотворения Баратынского

История создания и публикации

Стихотворение было написано в 1829 году и под названием «Муза» впервые опубликовано в альманахе «Северные цветы на 1830 год». Но когда пять лет спустя Баратынский издавал собрание своих стихотворений и поэм (Стихотворения Евгения Баратынского. М., 1835. Ч. 1: Стихотворения. Ч. 2: Поэмы), он напечатал данное стихотворение без названия и изменил в нём три последние строки, которые в «Северных цветах» звучали так:

… Достоинством обдуманных речей;
С ней, может быть, скучает обхожденьем,
Но с похвалой относится о ней.

Во второй редакции эти строки стали и проще, и понятней, и точнее:

… Её речей спокойной простотой;
И он скорей, чем едким осужденьем,
Её почтит небрежной похвалой.

Композиция, образы, тропы

Если не считать точных, незаезженных эпитетов, всегда отличающих поэзию Баратынского, то единственным тропом данного стихотворения следует признать, наоборот, вполне традиционную и даже банальную метафору (олицетворение): женский образ – Муза – олицетворяет творчество поэта, вдохновляет его на творчество и т. д. Однако именно этот центральный образ у Баратынского как раз и является не только нетрадиционным, но и полемически направленным по отношению к подобным образам муз современных и предшествовавших ему поэтов-романтиков. И вся композиция этого небольшого, но ёмкого стихотворения, состоящего из трёх строф-катренов, составлена таким образом, чтобы последовательно и художественно убедительно развить это противопоставление музы Баратынского музам его предшественников.

В первой строфе с первой же строки оказывается, что, в отличие от поэтов-предшественников, всецело поглощённых неизбывной прелестью своих мифических подруг, лирический герой «Музы» нисколько ею «не ослеплён». Более того, поставив в конце первой строки объяснительное двоеточие, он не только ясно излагает то невыгодное впечатление, которое должна произвести его муза на читательскую «толпу», но и прямо соглашается с этим первоначальным читательским мнением:

Не ослеплён я музою моею:
Красавицей её не назовут,
И юноши, узрев её, за нею
Влюблённою толпой не побегут.

Но неужто всё так плохо с поэтическим творчеством Баратынского? Неужто нет в нём ничего примечательного и, стало быть, замечательного? Центральная, вторая строфа даёт неожиданный ответ на эти естественно возникающие вопросы. Оказывается, муза Баратынского не «приманивает», она не кокетка. И при этом, отнюдь не будучи и «красавицей» (т. е., видимо, не соответствуя стандартам красоты, принятым в её эпоху), она, как выясняется в последнем стихе этой второй строфы, неожиданно, «мельком», «поражает свет»:

Приманивать изысканным убором,
Игрою глаз, блестящим разговором
Ни склонности у ней, ни дара нет;
Но поражён бывает мельком свет…

Чем же? Тем, что лишь с недавних пор стало более всего цениться сперва в поэзии и лишь потом, под влиянием поэзии (и прежде всего поэзии самого Баратынского) и в женщинах. Первая строка последней, третьей строфы, быстро ставшая и ныне остающаяся знаменитой («крылатой»), даёт неожиданный ответ на этот вопрос, который тут же подкрепляется психологически убедительной (особенно во второй редакции) характеристикой не только женщины, но и поэзии этого типа, и её взаимоотношениями с вдумчивым ценителем / читателем, которого она вот чем способна покорить:

Её лица необщим выраженьем,
Её речей спокойной простотой;
И он, скорей чем едким осужденьем,
Её почтит небрежной похвалой.

Тема, жанр и литературное направление

Тема данного стихотворения – лирическая исповедь поэта, его рассказ о его необычной, ни на кого не похожей Музе. Соответственно стихотворение принадлежит к такому жанру (виду) лирики, как стихи о поэте и поэзии. Этот жанр является столь же древним, как сама лирика, и особенно он был популярен в европейской лирике эпохи Баратынского – эпохи позднего, исполненного саморефлексии, романтизма. Но что же можно сказать о поэте, заведомо согласном на то, чтобы его Музу не считали красавицей, приманивающей публику «игрою глаз» или «блестящим разговором», однако отличали по «необщему» выражению её лица? Что сказать о художнике, способном выразить эту мысль, создав удивительный портрет удивительной женщины, и нитями тонкой иронии увязать этот портрет с традиционным образом Музы (точнее – противопоставив его традиционному образу Музы)? Очевидно, сказать можно только то, что такой художник перешагнул тупиковую грань «романтической иронии» и движется на всех парах к психологическому реализму как новому художественному методу, который именно на рубеже 20-х и 30-х годов ХІХ века зарождается не только в прозе, но и в поэзии.

Метр, ритм, особенности рифмовки

Пятистопный ямб с чередованием женской и мужской рифм создаёт ритм неспешной, раздумчивой беседы. Стихотворение состоит из трёх четверостиший (катренов). Первый и третий катрены написаны чередующимися рифмами, однако последовательная рифмовка второго катрена

(убором – разговором, нет – свет) создаёт в этой центральной строфе напряжение, которое должно разрешиться «катарсисом» в последней строфе.

Влияние на современников и потомков

Данное стихотворение живёт в сознании многих поколений читателей не только само по себе, но и во множестве цитат, скрытых и открытых. В важных случаях множество поэтов, от Пушкина до Бродского, обращались к знаменитому образу Музы Баратынского и тому главному, чем она отличалась, а именно «лица необщим выраженьем».

Всё началось с восьмой главы «Евгения Онегина», для которой «Муза» Баратынского стала чем-то вроде своеобразной лирической программы. Прочитав свежее, только что опубликованное стихотворение друга-поэта, Пушкин знаменитой Болдинской осенью 1830 года по сути деметафоризирует Музу Баратынского. Её обратное превращение в светскую даму, которая, однако, игнорирует правила светского кокетства и, несмотря на это, не отличаясь даже особо приметной красотой, сразу обращает на себя внимание подлинных ценителей – это и есть суть пушкинской Татьяны, вышедшей замуж и заметно повзрослевшей.

А вот Иосиф Бродский, который полтора века спустя прямо назвал свою Нобелевскую лекцию цитатой из стихотворения Баратынского – «Лица необщим выраженьем», наоборот, полностью отождествил «необщее» выражение лица с творческой сутью не только поэта, но и любого человека, стремящегося к духовной свободе: «Великий Баратынский, говоря о своей Музе, охарактеризовал её как обладающую “лица необщим выраженьем”. В приобретении этого необщего выражения и состоит, видимо, смысл индивидуального существования, ибо к необщности этой мы подготовлены уже как бы генетически. Независимо от того, является человек писателем или читателем, задача его состоит в том, чтобы прожить свою собственную, а не навязанную или предписанную извне, даже самым благородным образом выглядящую жизнь, ибо она у каждого из нас только одна, и мы хорошо знаем, чем всё это кончается. Было бы досадно израсходовать этот единственный шанс на повторение чужой внешности, чужого опыта, на тавтологию – тем более, что глашатаи исторической необходимости, по чьему наущению человек на тавтологию эту готов согласиться, в гроб с ним вместе не лягут и спасибо не скажут».

Анализ стихотворения Евгения Баратынского «Муза»

Евгений Баратынский, как и другие служители пера его эпохи, пытался показать божественное начало поэтического творчества. Он считал музу богиней вдохновения. Только с ней человек способен писать, рисовать картины и предаваться другой деятельности. Анализ стихотворения «Муза» будет полезен ученикам 7 классов во время изучения произведения. В этой работе поэт отобразил свои мысли и идеи о творчестве.

  1. История создания
  2. Основная тема
  3. Смысл стихотворения
  4. Образы и символы
  5. Жанр и композиция
  6. Художественные приемы

История создания

В 1829 году Евгений Абрамович написал анализируемое стихотворение. К этому моменту 29-летний Баратынский уже успел заслужить первую славу: он выпустил сборник стихотворений и издал три поэмы. Все эти работы были тепло приняты публикой и критиками. Поэтическая деятельность заставила мужчину задуматься, что же собой представляет творчество, какова его роль. В годы жизни Баратынского фонд русской литературы пополнился множеством стихов о музе. Эта тема тревожила многих поэтов, среди них были Жуковский, Пушкин, Фет. Обращались к ней и творцы, которые жили гораздо позже Баратынского, например, Бунин и Блок.

Евгений Абрамович также предавался размышлениям о божественном начале поэзии и великой роли творца. Однако его муза была не такой, как у других творческих людей. Поэты времен Евгения искали музу, вдохновляясь красотой и душевной составляющей своих возлюбленных. У Баратынского же, судя по всему, она была плодом его воображения. Но все-таки между его музой и женой было определенное сходство. Как известно, супруга поэта Настасья Энгельгардт не была красавицей, зато у нее был острый ум и хороший вкус.

«Муза» поэта была впервые опубликована в 1835 году в литературном журнале «Современник». Стих увидел мир лишь спустя 6 лет после создания.

Основная тема

Основная тема стихотворения — муза. Она дарит вдохновение человеку. В тексте развивается идея о божественном начале поэзии. Главная тема также определила систему образов: лирический герой и муза — главные герои стиха, а общество (свет) — второстепенный персонаж. Уже в первой строфе автор говорит, что муза не всегда должна быть прекрасна внешне, она не кокетка и не похитительница мужских сердец. Однако герой все равно влюблен в нее. Она поражает своей простотой и скромностью. Автор уверен, что его музу никогда не осудят и все равно будут любить.

Евгений Баратынский выражает в стихотворении мысль, что весь смысл поэзии состоит в простоте и высказывании идей, которые будут заставлять читателя рассуждать, думать о вечном и строить великие планы.

Вторая тема произведения — скромность. В своей работе поэт напоминает, насколько важно это качество для человека, о нем должен помнить любой. Современницы автора, увы, позабыли о том, что девушка должна быть скромной и спокойной. Свои мысли поэт выражает через отрицание общепринятых стереотипов. Евгений противопоставляет это качество красоте и говорит, что именно скромность способна тронуть людей, но никак не напористость.

Автор также поднимает тему творчества. Он рассуждает о том, что такое настоящий талант. Баратынский понимает, что сердца людей способна покорить только искренность, ведь многие устали от окружающих их изо дня в день вранья и лицемерия.

Искренность — это сила, способная очистить общество и изменить его к лучшему.

Смысл стихотворения

«Муза» Баратынского — это стихотворение взрослого серьезного человека. К моменту написания произведения у автора уже прошел юношеский максимализм. Он стал понимать свое место в русской литературе и то, чего он может достичь. Когда-то Евгений мечтал стать всемирно известным, но теперь он стал скромнее в своих амбициях. Нельзя сказать, что поэта тревожит чувство безнадежности или он перестал надеяться на успех. Нет, он лишь научился радоваться своему небольшому призванию.

Смысл произведения заключается в осмысленном подведении итогов творческого пути. Поэт честен с собой в рассуждении о том, чего смог достичь, и понимает, что он все-таки не последний человек среди поэтов. Евгений называет свое творчество музой.

При помощи такой аллегории он характеризует собственные произведения. Его работы открыты, просты, в них нашла отражение душа поэта, а в большем он не нуждается.

Главное в творчестве — это выражение собственных мыслей.

Образы и символы

В стихотворении Евгений Абрамович создал несколько образов. Здесь присутствуют муза, лирический герой и свет. Образы можно кратко описать:

  1. Самым ярким из них, конечно же, является муза. Она скромна и непримечательна. Писатель, описывая свою вдохновительницу, идет от обратного, обращается к отрицанию. К моменту создания стиха многими поэтами уже был создан традиционный образ музы. Однако Евгений Абрамович его не придерживается и утверждает, что она другая. По мнению поэта, муза не должна быть талантливой, безумно красивой или образованной. Она не обязана пленить юношей, влюблять в себя и дарить им поцелуи. Но и при таком раскладе она способна покорить человека и вдохновить его на новые свершения. Муза поэта наделена человеческими чертами, которые просматриваются в образе самого автора.
  2. Свет — это общество, читающие люди, на которых ориентируется автор. Любому творцу необходимо признание, слава, он должен понимать, что люди его знают и любят. Но добиться славы писатели и поэты чаще всего стараются путем создания чего-то необычного, грациозного.
  3. Лирический персонаж Баратынского прост и посредственен. Поэт пишет о том, что желает его душа, но делает это легко и невычурно. Герой произведения рассказывает о своей вдохновительнице. Он передает ее образ и описывает чувства к ней. Хоть муза отнюдь не красавица, герой любит ее и считает, что в ней и без того много достоинств.

Муза также выступает символом творчества. Писатели и поэты XIX века полагали, что без нее человек не сможет что-либо создать.

Без вдохновения на ум не будут приходить нужные слова и складываться в строки, а перо станет попросту выпадать из руки.

Жанр и композиция

Произведение относится к эпохе романтизма. В этот период многие творцы считали способность создавать прекрасное, в том числе и стихотворения, Божьим даром. Поэт воспринимался как связующее звено между миром людей и Всевышним. Немало авторов эпохи пытались описать природу творчества и процесс его создания. К таким объяснениям относится и работа Евгения Абрамовича.

По жанру стих считается элегией, ведь в нем автор предается размышлениям о вечной проблеме. Размер стихотворения — пятистопный ямб. Баратынский использовал перекрестный и параллельный тип рифмовки. Он задействовал в стихе мужскую и женскую рифму.

Лирическое произведение представлено в виде монолога лирического героя. В анализе стихотворения Баратынского следует отметить, что его композицию невозможно выделить, потому что текст целостен, в нем нет деления на строфы или по смыслу. Во всех строках стихотворения автор постепенно раскрывает образ музы. Этим произведение похоже на стихотворение «Разуверение», по анализу которого видно, что оно также целостно и описывает девушку, покорившую поэта.

Художественные приемы

Во время написания стихотворения Евгений Баратынский использовал немного средств выразительности. Но это не влияет на благозвучность произведения. Поэт, словно скульптор, идеально построил свое стихотворение, сочетая слова и рифмы, поэтому оно получилось прекрасным. Автор использовал:

  • метафоры — «не ослеплен я музою своею», «влюбленною толпой не побегут», «игра глаз», «поражен бывает мельком свет»;
  • эпитеты — «блестящий разговор», «спокойная простота», «едкое осужденье», «небрежная хвала».

Автор также задействовал отрицание в описании образа музы. В начале произведения он говорит о ней, рассказывая о том, каких качеств у нее нет. Сначала может показаться, что Евгений Абрамович указывает на недостатки своей вдохновительницы.

Но это не так, на самом деле у нее иные достоинства, не столь привычные для других поэтов, — это скромность и простота.

Исследовательская работа на тему «Образ музы в лирике Некрасова»

Е. Баратынский, как и другие служители пера его эпохи, пытался показать божественное начало поэтического творчества. Его мысли воплотились в строках стихотворения «Муза», которое посвящено не конкретной женщине, а тем душевным чувствам, которые вдохновляют поэта писать. Это стихотворение изучают в 7 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Муза» по плану.

Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории

Кучминой Надеждой Владимировной.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Муза.
История создания – произведение появилось в 1829 г., впервые его напечатали в 1835 г. на страницах «Современника».

Тема стихотворения – муза, вдохновляющая своей простотой.

Композиция – Стихотворение являет собой монолог-описание музы. По смыслу его невозможно разделить на части, ведь строки произведения постепенно раскрывают главное качество музы – её величавую простоту.

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – пятистопный ямб, рифмовка перекрёстная АВАВ и парная ААВВ.

Метафоры – «не ослеплён я музою своею», «влюблённою толпой не побегут», «игра глаз», «поражён бывает мельком свет её лица необщим выраженья».

Эпитеты – «блестящий разговор», «спокойная простота», «едкое осужденье», «небрежная хвала».

Библиотека Поэта

Нет, Музы ласково поющей и прекрасной Не помню над собой я песни сладкогласной! В небесной красоте, неслышимо, как дух, Слетая с высоты, младенческий мой слух Она гармонии волшебной не учила, В пеленках у меня свирели не забыла, Среди забав моих и отроческих дум Мечтой неясною не волновала ум И не явилась вдруг восторженному взору Подругой любящей в блаженную ту пору, Когда томительно волнуют нашу кровь Неразделимые и Муза и Любовь… Но рано надо мной отяготели узы Другой, неласковой и нелюбимой Музы, Печальной спутницы печальных бедняков, Рожденных для труда, страданья и оков, — Той Музы, плачущей, скорбящей и болящей, Всечасно жаждущей, униженно просящей, Которой золото — единственный кумир… В усладу нового пришельца в божий мир, В убогой хижине, пред дымною лучиной, Согбенная трудом, убитая кручиной, Она певала мне — и полон был тоской И вечной жалобой напев ее простой. Случалось, не стерпев томительного горя, Вдруг плакала она, моим рыданьям вторя, Или тревожила младенческий мой сон Разгульной песнею… Но тот же скорбный стон Еще пронзительней звучал в разгуле шумном. Всё слышалося в нем в смешении безумном: Расчеты мелочной и грязной суеты, И юношеских лет прекрасные мечты, Погибшая любовь, подавленные слезы, Проклятья, жалобы, бессильные угрозы. В порыве радости, с неправдою людской Безумная клялась начать упорный бой. Предавшись дикому и мрачному веселью, Играла бешено моею колыбелью, Кричала: «Мщение!» — и буйным языком В сообщники звала господень гром! В душе озлобленной, но любящей и нежной Непрочен был порыв жестокости мятежной. Слабея медленно, томительный недуг Смирялся, утихал… и выкупалось вдруг Всё буйство дикое страстей и скорби лютой Одной божественно-прекрасною минутой, Когда страдалица, поникнув головой, «Прощай врагам своим!» шептала надо мной… Так вечно плачущей и непонятной девы Лелеяли мой слух суровые напевы, Покуда наконец обычной чередой Я с нею не вступил в ожесточенный бой. Но с детства прочного и кровного союза Со мною разорвать не торопилась Муза: Чрез бездны темные Насилия и Зла, Труда и Голода она меня вела — Почувствовать свои страданья научила И свету возвестить о них благословила…

комментарии, примечания к стихотворению МУЗА Некрасов Н.А.

1Печатается по Ст 1873, т. I, ч. 1, с. 67–69. Впервые опубликовано: С, 1854, № 1 (ценз. — разр. — 31 дек 1853 г.), с. 75–76, с подписью: «Н. Некрасов». В собрание сочинений впервые включено: Ст 1856. Перепечатывалось в 1-й части всех последующих прижизненных изданий «Стихотворений». Известны три беловых автографа: один с надписью «Дарю это стихотворение Николаю Боткину с тем, чтоб он никому не давал его списывать. Н. Некрасов. И августа 1852» (ЦГАЛИ, ф. 338, вд. хр. 17; факсимиле — ЛН, т. 49–50. М., 1949, с. 19–21); другой — в письме Некрасова к И. С. Тургеневу от середины ноября 1852 г. (ИРЛИ, 21 194); третий — ГБЛ (Солд. тетр., л. 85–87). В Ст 1879 датировано: «1851», со ссылкой на указание автора. В Р. б-ке отнесено к 1852 г. (также по указанию автора). По всей видимости, Некрасов начал работу над «Музой» в середине мая 1852 г. (см. его письмо к И. С. Тургеневу от 16 мая 1852 г.), а закончил ее до 11 августа 1852 г. (как показывает автограф ЦГАЛИ). Образ своей Музы Некрасов построил на скрытой полемике с обращением Пушкина к Музе в стихотворении «Наперсница волшебной старины…» (1821): Ты, детскую качая колыбель, Мой юный слух напевами пленила И меж пелен оставила свирель, Которую сама заворожила. (См. об этом: Чуковский Корней. Мастерство Некрасова. М., 1971, с. 53–55). Стихотворение Пушкина было опубликовано лишь в 1855 г., но Некрасов познакомился с ним в рукописи, очевидно, еще весной 1852 г., непосредственно перед написанием «Музы» (см.: Гаркави А. М. Из разысканий о Некрасове. — О Некр., вып. III, с. 298–299). 23 ноября 1852 г. И. С. Тургенев писал Некрасову о стихотворении «Муза» (которое Некрасов прислал ему в письме): «…твои стихи хороши — хотя не встречается в них того энергического и горького взрыва, которого невольно от тебя ожидаешь — притом конец кажется как бы пришитым — уничтожь также следующую небрежность: „И юношеских лет прекрасные мечты…“, а через два стиха опять: „Желанья и мечты“ и т. д. Но, первые 12 стихов отличны и напоминают пушкинскую фактуру» (Тургенев, Письма, т. II, с. 88). Некрасов учел замечание: при публикации «Музы» он исключил четверостишие, в котором были слова «Желанья и мечты». Придавая «Музе» принципиальное значение, Некрасов предполагал поместить ее в первом номере С за 1853 г. (см.: ПСС, т. X, с 183), а опубликовал в первом номере за 1854 г. Возможно, что задержка с публикацией была вызвана цензурными препятствиями. 5 января 1854 г., когда стихотворение уже находилось в печати А В. Дружинин записал в своем дневнике: «Боюсь за „Музу“ Некрасова…» (ЦГАЛИ, ф. 167, оп. 3, ед. хр. 108, л. 128 об.). Действительно, «Муза» была напечатана с цензурными искажениями (см. раздел «Другие редакции и варианты», с. 488). Стихотворение распространялось в списках. Известна, например, копия С. Г. Мей с датой: «21 марта 1856 г.» (ГПБ, ф. 621, ед. хр. 540). Защищая позиции «чистого искусства», А. Н. Майков написал стихотворение «Н. А. Некрасову (по прочтеньи его стихотворения „Муза“)»: «С невольным — сердца содроганьем Прослушал Музу я твою…» и т. д. (ЛН, т. 49–50. М., 1949, с. 614–617).

у стихотворения МУЗА аудио записей пока нет…

История создания

Анализируемое произведение Е. Баратынский написал в 1829 г. К этому времени поэт уже успел опубликовать три поэмы и выпустить поэтический сборник. Творческие достижения подтолкнули его к размышлениям над сущностью поэтического творчества. В эпоху Баратынского в русской литературе появилось множество стихотворений, посвящённых музе. Евгений Абрамович тоже верил в божественное начало поэзии, однако его муза отличается от «вдохновительниц» других поэтов.

Поэты-современники Баратынского создавали образы богинь искусства под впечатлением от красоты любимых женщин. Исследователи творчества Евгения Абрамовича утверждают, что его муза – прообраз душевных порывов, а не женщины. Хотя можно провести параллель между музой и женой поэта. Известно, что его супруга Анастасия не отличалась красотой, но обладала незаурядным умом и хорошим вкусом.

Стихотворение впервые увидело мир лишь спустя 6 лет после написания. В 1835 г. его напечатали в «Современнике».

Значение в творческой эволюции

Перу Баратынского принадлежит большое количество стихов: «Признание», «Скульптор», «Поцелуй», «Последний поэт», «Безнадежность». Но именно «Муза» является программным, в нем поэт заявляет о том, как именно он понимает вдохновение, видит свое место как творца. Важно для понимания творчества и стихотворение «Разуверение», анализ которого в сопоставлении с рассматриваемым текстом покажет перемены настроения.

«Разуверение» было написано в ранний период творчества, в 1821 году. По жанру это элегия, в которой поэт описывает свои чувства к Варваре Кучиной. Реальная земная женщина рисуется им в ярких красках, она прекрасна, в отличие от музы, которая скромна и проста. Именно говоря о Варваре, Баратынский использует фразу, позднее ставшую крылатой «Не искушай меня без нужды». Его земная возлюбленная совсем непохожа на ту богиню, которая дарит вдохновение.

Таковы особенности музы Евгения Абрамовича Баратынского. Она не отличается прекрасным внешним видом, не изыскана, не украсит собой светское общество. Но именно такая простая муза и важна для поэта.

В стихотворении поэт раскрыл тему музы, дарующей вдохновение. В контексте неё развивается мотив божественного начала поэтического искусства. Главная тема определила систему образов произведения: лирический герой, муза и общество (свет). Последнее является второстепенным героем.

Уже в первых стихах лирический герой заявляет, что его муза совсем не красавица. Она не влюбляет в себя юношей, не кокетничает и не поражает филигранными речами. Однако видно, что герой любит свою вдохновительницу. Что же его привлекает?

Дело в том, что его муза «мельком» поражает выражением лица, которое выделяется из ряда других выражений. Прелесть её речам придаёт простота и спокойствие. Эти качества заслуживают похвалу общества. Лирический герой уверен, что его музу не осудят.

В произведении Е. Баратынский реализовал идею, что суть поэтического творчества в простоте и мыслях, которые заставляют читателя задуматься над вечными вопросами.

Темы и проблемы

Проблематика и тематика произведения типичны для творчества Некрасова: это социальные и политические вопросы, которые либеральная интеллигенция обращала к власти: почему крестьянству живется так трудно? До каких пор ему терпеть угнетение и несправедливость?

  • Основная тема – предназначение поэта. «Муза» посвящена глобальной теме русского писательства – поэт и поэзия. Некрасов делится со своим читателям трудностями общения с музой, совершенно особенной, которая мучит поэта, вместо того, чтобы петь «песни сладкогласные».
  • Проблема рабства и тирании. Если мы отождествляем некрасовкую музу с русским народом, мы видим, что она, так же как и народ «молчит под бичом» (строка из «Вчерашний день, часу в шестом»). Слепая покорность – загадка русского народа. Почему призывы к мести («мщение! и буйным языком//На головы врагов звала господень гром!») все равно сменяются поникшей головой, принимающий бесправие и порабощение?

Основная мысль

Как говорилось ранее, поэт не относит себя к «чистому искусству». Более того, он вообще считает себя не настоящим поэтом. Как и в других стихотворениях, которые он посвятил своей музе, он старается оправдаться за то, что считает своим творчеством. Поэтому он объясняет причину возникновения подобных текстов, знакомя читателя с его виновницей – Музой.

Она не является ласковой и любимой. Она перенасытилась тем, с чем поэту пришлось столкнуться ещё в детстве – нищета, голод, изнурительная работа и полное бесправие.

С ранних лет поэту пришлось окунуться во весь этот ужасный, бесправный мир. Благодаря своей Музе он познал ненависть, которую начал испытывать ко всему режиму. В этом и заключается основной смысл произведения.

Через свою Музу поэт передает мнение всего русского народа. Он не может понять, почему крестьяне вынуждены исполнять все требования чиновников, боясь им что-то возразить. До седых волос автор так и не смог разгадать эту тайну.

Когда же крепостное право отменили, автор усомнился в счастье народа. Ведь люди не всегда понимаю, чего хотят и что для них будет лучше. Автор показывает то, что русский народ умеет не только страдать, но и прощать своих обидчиков. В этом автор и видит всю красоту и величие русского народа.

Вариант №2

Поэтический талант Некрасова

Среди плеяды гениальных русских поэтов, стоит особняком, талант Некрасова. Самобытность его творчества, выделяется, среди современников, описанием жизни и быта крестьян, такой какая она есть, в своем истинном виде.

В то же время, Никакой Алексеевич оценивал свою поэзию с точки зрения эффективности. Что она может дать людям, которым она посвящена. Автор не учитывал, что преобладающее большинство тех, кого должны были побудить на действие его стихи, попросту были неграмотными и не могли уловить его посыл. И от этого у поэта складывалось ложное чувство-некудышного, бесталанного поэта.

Содержание

Стихотворение «Муза», написанное в жанре гражданско-философской лирики, датированное 1852 годом-попытка описать источник вдохновения, то что заставляет его творить.

С самого начала становится понятно, какая она-муза Некрасова. Это не прекрасная, нежная особа, навивающая романтическое настроение. Поэт использует метафоры и олицетворения: «неласковая и нелюбимая», «печальной спутницей…скорбящей и большей», для описания музы. Ее присутствие тяготит и печалит его, но благодаря своей спутнице, он смог открыть для себя реальный мир униженного и обделенного народа.

Некрасов так проникся чувством и болью крестьян, что не смог противится своей музе «почувствовать свои страдания» и «свету возвестить о них».

Его муза имела голос, призывающий начать войну против угнетателей России. Но в силу своей усталости и бессилия, эти взывания были кратковременными и нечастыми. Как и крестьяне лишенные прав и воли, с «поникшей головой» прощали своих врагов.

Жанр, размер

Данное стихотворение относится к гражданско-философской лирике. Автор задумывается над своим реальным предназначением в жизни. Он понимает, что главное для него – это помощь обычным, простым людям, поднимая в своем творчестве их непростую судьбу.

Направление стихотворения – реализм. Некрасов рассказывает о тех вещах, которые происходят рядом с ним, но большинство стараются не обращать на это внимания. Он поднимает проблему голода, нищеты, несправедливости. Он показывает насколько бесправный данный слой населения, за который даже некому заступиться. А ведь именно на их труде держится благополучие всей страны.

Размер, выбранный автором для написания стихотворения, ямб.

Анализ стихотворения «Муза» Баратынского

Средняя оценка: 4.3

Всего получено оценок: 286.

Средняя оценка: 4.3

Всего получено оценок: 286.

Е. Баратынский, как и другие служители пера его эпохи, пытался показать божественное начало поэтического творчества. Его мысли воплотились в строках стихотворения «Муза», которое посвящено не конкретной женщине, а тем душевным чувствам, которые вдохновляют поэта писать. Это стихотворение изучают в 7 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Муза» по плану.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Муза.

История создания – произведение появилось в 1829 г., впервые его напечатали в 1835 г. на страницах «Современника».

Тема стихотворения – муза, вдохновляющая своей простотой.

Композиция – Стихотворение являет собой монолог-описание музы. По смыслу его невозможно разделить на части, ведь строки произведения постепенно раскрывают главное качество музы – её величавую простоту.

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – пятистопный ямб, рифмовка перекрёстная АВАВ и парная ААВВ.

Метафоры«не ослеплён я музою своею», «влюблённою толпой не побегут», «игра глаз», «поражён бывает мельком свет её лица необщим выраженья».

Эпитеты«блестящий разговор», «спокойная простота», «едкое осужденье», «небрежная хвала».

История создания

Анализируемое произведение Е. Баратынский написал в 1829 г. К этому времени поэт уже успел опубликовать три поэмы и выпустить поэтический сборник. Творческие достижения подтолкнули его к размышлениям над сущностью поэтического творчества. В эпоху Баратынского в русской литературе появилось множество стихотворений, посвящённых музе. Евгений Абрамович тоже верил в божественное начало поэзии, однако его муза отличается от «вдохновительниц» других поэтов.

Поэты-современники Баратынского создавали образы богинь искусства под впечатлением от красоты любимых женщин. Исследователи творчества Евгения Абрамовича утверждают, что его муза – прообраз душевных порывов, а не женщины. Хотя можно провести параллель между музой и женой поэта. Известно, что его супруга Анастасия не отличалась красотой, но обладала незаурядным умом и хорошим вкусом.

Стихотворение впервые увидело мир лишь спустя 6 лет после написания. В 1835 г. его напечатали в «Современнике».

В стихотворении поэт раскрыл тему музы, дарующей вдохновение. В контексте неё развивается мотив божественного начала поэтического искусства. Главная тема определила систему образов произведения: лирический герой, муза и общество (свет). Последнее является второстепенным героем.

Уже в первых стихах лирический герой заявляет, что его муза совсем не красавица. Она не влюбляет в себя юношей, не кокетничает и не поражает филигранными речами. Однако видно, что герой любит свою вдохновительницу. Что же его привлекает?

Дело в том, что его муза «мельком» поражает выражением лица, которое выделяется из ряда других выражений. Прелесть её речам придаёт простота и спокойствие. Эти качества заслуживают похвалу общества. Лирический герой уверен, что его музу не осудят.

В произведении Е. Баратынский реализовал идею, что суть поэтического творчества в простоте и мыслях, которые заставляют читателя задуматься над вечными вопросами.

Композиция

Стихотворение являет собой монолог лирического героя. По смыслу его невозможно разделить на части, ведь строки произведения постепенно раскрывают главное качество Музы – её величавую простоту. На строфы текст также не делится.

Жанр стихотворения – элегия, так как автор размышляет над вечной проблемой. Стихотворный размер – пятистопный ямб. Строки объединены перекрёстной АВАВ и парной ААВВ рифмовкой. В стихотворении есть мужские и женские рифмы.

Средства выразительности

Для того чтобы раскрыть тему и создать образ музы, поэт использует метафоры – «не ослеплён я музою своею», «влюблённою толпой не побегут», «игра глаз», «поражён бывает мельком свет её лица необщим выраженьем» ; эпитеты – «блестящий разговор», «спокойная простота», «едкое осужденье», «небрежная хвала» .

«Муза» анализ стихотворения Баратынского по плану кратко – рифма, идея, жанр

Е. Баратынский, как и другие служители пера его эпохи, пытался показать божественное начало поэтического творчества. Его мысли воплотились в строках «Музы». Это стихотворение изучают в 7 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Муза» по плану.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Муза.

История создания – произведение появилось в 1829 г., впервые его напечатали в 1835 г. на страницах «Современника».

Тема стихотворения – муза, вдохновляющая своей простотой.

Композиция – Стихотворение являет собой монолог-описание музы. По смыслу его невозможно разделить на части, ведь строки произведения постепенно раскрывают главное качество музы – ее величавую простоту.

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – пятистопный ямб, рифмовка перекрестная АВАВ и параллельная ААВВ.

Метафоры«не ослеплен я музою своею», «влюбленною толпой не побегут», «игра глаз», «поражен бывает мельком свет».

Эпитеты«блестящий разговор», «спокойная простота», «едкое осужденье», «небрежная хвала».

История создания

Анализируемое произведение Е. Баратынский написал в 1829 г. К этому времени поэт уже успел опубликовать три поэмы и выпустить поэтический сборник. Творческие достижения подтолкнули его к размышлениям над сущностью поэтического творчества. В эпоху Баратынского в русской литературе появилось множество стихотворений, посвященных музе. Евгений Абрамович тоже верил в божественное начало поэзии, однако его муза отличается от «вдохновительниц» других поэтов.

Поэты-современники Баратынского создавали образы богинь искусства под впечатлением от красоты любимых женщин. Исследователи творчества Евгения Абрамовича утверждают, что его муза – прообраз душевных порывов, а не женщины. Хотя можно провести параллель между музой и женой поэта. Известно, что его супруга Анастасия не отличалась красотой, но обладала незаурядным умом и хорошим вкусом.

Стихотворение впервые увидело мир лишь спустя 6 лет после написания. В 1835 г. его напечатали в «Современнике».

В стихотворении поэт раскрыл тему музы, дарующей вдохновение. В контексте нее развивается мотив божественного начала поэтического искусства. Главная тема определила систему образов произведения: лирический герой, муза и общество (свет). Последнее является второстепенным героем.

Уже в первых стихах лирический герой заявляет, что его муза совсем не красавица. Она не влюбляет в себя юношей, не кокетничает и не поражает филигранными речами. Однако, видно, что герой любит свою вдохновительницу. Что же его привлекает?

Дело в том, что его муза «мельком» поражает выражением лица, которое выделяется из ряда других выражений. Прелести ее речам придает простота и спокойствие. Эти качества заслуживают похвалу общества. Лирический герой уверен, что его музу не осудят.

В произведении Е. Баратынский реализовал идею о том, что суть поэтического творчества в простоте и мыслях, которые заставляют читателя задуматься над вечными вопросами.

Композиция

Стихотворение являет собой монолог лирического героя. По смыслу его невозможно разделить на части, ведь строки произведения постепенно раскрывают главное качество Музы – ее величавую простоту. На строфы текст также не делится.

Жанр стихотворения – элегия, так как автор размышляет над вечной проблемой. Стихотворный размер – пятистопный ямб. Строки объединены перекрестной АВАВ и параллельной ААВВ рифмовкой. В стихотворении есть мужские и женские рифмы.

Средства выразительности

Для того чтобы раскрыть тему и создать образ музы. В тексте есть метафоры – «не ослеплен я музою своею», «влюбленною толпой не побегут», «игра глаз», «поражен бывает мельком свет»; эпитеты – «блестящий разговор», «спокойная простота», «едкое осужденье», «небрежная хвала».

Анализ стихотворения Е. Баратынского «Муза»

Автор: Guru · 08.04.2018

Можно ли что-либо создать без вдохновения? Многие люди искусства понимают, что это практически невозможно. Поэтому некоторым из них хочется отдать должное своей музе и посвятить ей произведение, как сделал это Евгений Абрамович Баратынский, выдающийся деятель русского романтизма.

История создания

Очень часто художники, поэты называют музой конкретный объект своего обожания, чаще всего – красивую девушку. Влюблённость придаёт силы создавать новые произведения — а это высшее счастье для созидателя тонких материй. Но «Муза» Баратынского не имеет посвящения, это сочинение написано уже зрелым автором в 1829 году, было опубликовано в сборнике «Стихотворения» 1835 года.

Возможно, поводом для создания послужило желание поэта определить свои основные творческие принципы и место в литературе. В нем он подводит итоги своей деятельности на ниве творчества.

Жанр, размер, направление

Эпоха романтизма рассматривала способность к созданию произведений искусства, в частности к написанию стихов, даром свыше. Поэт воспринимался как проводник между миром людей и божественным. В то время считалось, что творение – плод вдохновения, которое дарят музы. А эта традиция восходит ещё к античности. Многие авторы пушкинской эпохи пытались описать акт творчества, среди таких «объяснений» и находится произведение Е. Баратынского.

В жанровом отношении «Муза» наиболее близка к лирическому стихотворению, предполагающему зарисовку, поэтическое высказывание небольшого объёма. Стихотворный размер – ямб.

Образы и символы

  • В стихотворении представлен образ музы скромной, непримечательной. Поэт, выдумывая своего персонажа, идёт от противного, многократно обращается к отрицаниям. К моменту написания этого лирического стихотворения традиционный образ вдохновительницы уже сложился. Но Баратынский настаивает, что муза может быть и иной: без склонностей, дара и неописуемой красоты. Однако же и такой служительницей Аполлона «поражен бывает мельком свет».
  • Свет здесь обозначает общество, читающую публику, на которую ориентировано творчество автора. Любой поэт нуждается в признании, но его пытаются добиться чаще всего посредством чего-то помпезного, грандиозного. Лирический герой Баратынского, напротив, прост, практически посредственен. И всё же добивается своего.
  • Муза – символ творчества. Без неё, как считалось в XIX веке, невозможно создать вообще ничего. Слова не будут приходить на ум, а перо будет выпадать из руки.
  • Основная тема стихотворения – скромность. Этим сочинением Е. Баратынский напоминает о весьма важном человеческом качестве, которое должен помнить стремящийся к славе и успеху человек. Наиболее ярко высветить эту тему поэту помогают художественные приёмы. Отрицание позволяет выразить отказ от общепринятых стереотипов. Другое средство выразительности – антитеза. Баратынский противопоставляет ослепительной красоте скромность, которая также способна тронуть сердца людей.
  • Другая тема – творчество. Автор рассуждает о том, что есть настоящий талант, как ему пробить броню людских сердец. В конце концов, он приходит к выводу, что искренность покоряет людей, уставших от ежедневных упражнений в лицемерии и лжи. Она и есть очищающая сила, которой искусство меняет общество к лучшему.

Смысл

«Муза» — стихотворение уже взрослого, зрелого человека. К этому времени поэту удалось перебороть юношеские амбиции. Автор осознаёт своё место в русской литературе. Если он когда-то мечтал о большей славе, то теперь уже смирился, а если и не надеялся на успех, то может искренне радоваться и не столь грандиозному результату. Его главная идея — это мысленное подведение честных итогов: чего же он все-таки достиг в своей жизни?

Музой Баратынский называет своё творчество. Через такую аллегорию он даёт характеристику своим стихам. Они честны и прямолинейны, в них выражается его душа, а больше ничего и не нужно: ни искрометных слов, ни высокопарных фаз. Главное — это мысль, парящая на легком и простом слове, как на крыле. Его богиня вдохновения наделена человеческими чертами, которые также близки и самому поэту.

Анализ стихотворения Е. Баратынского «Муза»

Краткий анализ №1

Муза – это то, что даже трудно объяснить. Для каждого человека есть то, ради чего он это делает. В творчестве обязательно должна присутствовать муза, то есть то, или тот, которые вдохновляют писателя и поэта на подвиги в своем творчестве.
Некрасов – поистине человек, способный на многое в своем творчестве. В 1852 году был написан стих, который должен был поразить многих. Но, тем не менее, сам Некрасов весьма самокритичный человек, который не очень остался доволен своим искусством. Именно в этом произведении, написанном в 1852 году «Муза» поэт описал все свои сомнения по поводу своего творчества в литературе. Он также описал свое состояние, когда пишет стихи. И он на протяжении всего стихотворения размышляет о свеем музе, которая всегда его вдохновляла.

Для поэта муза была не какая-нибудь красотка – пышногрудая и обольстительная. Нет, для него муза была весьма своеобразна – обычный простой крестьянский народ, который не образован, даже невежественен, но, тем не менее – именно он являлся для Некрасова музой. То есть тем, что вдохновляло его на подвиги в литературе. Эта муз и научил жизни писателя. Именно от нее он познал все горести, но вместе с тем, и сладости. Именно этот народ показал поэту реальность – ее неприкрытую красоту.

Главная тема стихотворения

В своем стихе «Муза» вдохновительница авторских строк не просто так описана с «дудочкой в руке». Для Ахматовой этот образ связан со статуей в Летнем саду в Петербурге, на которой была изображена древнегреческая статуя Эвтерпы, являющейся музой для поэтов и музыкантов. Данный образ играл важную роль для поэтессы.

Главной темой произведения является ожидание героем новой жизни, новых сил и вдохновения с приходом музы. Без нее жизнь практически обрывается и ничто не может затмить важность прихода гостьи. Когда муза появляется у кровати, «откинув покрывало», героиня задает вопрос, она ли вдохновила Данте Алигьери на написание знаменитой «Божественной комедии». Вдохновительница говорит «Я» и стихотворение внезапно заканчивается. Таким утвердительным финалом автор пытается передать читателю умиротворение и воодушевление, ибо она получает бессмертие. А для великого поэта бессмертие превыше всяких почестей, свобод, юности. Намного важнее, если стихи поэта будут передаваться из поколения в поколение, что его имя останется узнаваемым среди народа.

Анализ стихотворения Николая Некрасова «Муза»

Николай Алексеевич Некрасов – это всемирно известный поэт России, который в своей поэзии ярко и правдоподобно описывал жизнь и быт простого народа. Его по праву называют «певцом крестьян».

Некрасов всегда очень критически относился к своему творчеству. Он считал, что его произведения должны приносить обществу пользу и порой даже считал себя плохим поэтом, так как не верил в то, что его стихи способны разбудить людское сознание и способны хотя бы что-то изменить в их жизни.

Вот так вот, во время очередного «приступа» самокритичности, Некрасов в 50-х годах девятнадцатого столетия написал стихотворение «Муза», и предпринял попытку разобраться в причинах своего вдохновения.

Некрасов подчёркивает, что его муза — это не какая-то изнеженная и призрачная барышня, которая помогает ему тонко и остро видеть красоту окружающего нас мира. Нет, его муза – это «неласковая и нелюбимая », чьи узы порой тяготят его, но и в то же время именно она смогла открыть поэту глаза на реальный мир со всеми бедами и невзгодами простого народа.

Автор считает, что его муза смогла научить его ненавидеть и именно благодаря ей он сумел забыть о мечтах своей юности, которые были прекрасны и честолюбивы и начал смотреть на жизнь другими глазами.

Порой его муза звала «начать упорный бой» против тех тиранов, которые топят Россию в крови и слезах. Но это случалось нечасто и продолжалось недолго. Чаще его муза выглядела слабой и обессиленной, как и весь русский народ, который был порабощён и бесправен. А сама муза с «поникшей головой» шепотом просила его научиться прощать своего врага.

Некрасов так за всю свою жизнь и не смог понять суть таинственной души русского человека, которая с исконной славянской покорностью позволяла вечно угнетать себя.

К тому же, Николай Некрасов в своём произведении говорит о том, что он сам не может спорить со своей музой, которая научила его «почувствовать свои страдания» и «свету возвестить о них благословила».

Каждая строчка стихотворения наполнена размышлениями автора о источнике постоянного его вдохновения и творчества. Автор мечется между двумя абсолютно противоположными позициями. Чему посвятить своё творчество описанию возвышенных чувств или состраданию простому народу Но герой Тютчева в конце произведения всё-таки делает свой выбор и посвящает своё творчество тем. кто испытывает нужду в подобных песнях на земле.

Очень интересно представление Некрасова о музе. Царица поэтического вдохновения становится для Не­красова постоянной спутницей. Но она не забавляет его воспеванием красоты и великолепия мира. Нет, муза Некрасова — это «печальная спутница печальных бед­няков».

Она скорбит вместе с поэтом, плачет от состра­дания к судьбе несчастных людей. Муза зовет Некрасо­ва к мщению, заставляет дать страшную клятву — посвя­тить свою жизнь служению людям. Стихотворение «Муза» заставляет читателя задуматься о том, как вос­принимает поэт свой дар, какую обязанность берет на себя. В стихотворении «Элегия» есть такие строчки: Шепнула муза мне: — Пора идти вперед: Народ освобожден, Но счастлив ли народ.

Эти строки ясно показывают читателю, что своим долгом поэт считал постоянную борьбу за счастье наро­да: Я лиру посвятил народу своему. Быть может, я умру, неведомый ему, Но я ему служил — и сердцем я спокоен… Поэт искренне переживает за судьбу простых людей. Муза заставляет поэта не только воспевать все прекрас­ное, что есть на свете. Прежде всего муза, богиня ис­кусств, помогает Некрасову использовать свой поэти­ческий дар для того, чтобы с особой реалистичностью и остротой показать картины народных несчастий, Как бы ни хотелось забыть все, что связано с судьбой наро­да, это невозможно.

Муза заставляет Некрасова с осо­бым состраданием относиться к чужой беде. Короткое стихотворение «Вчерашний день, часу в шестом» показывает, как поэт воспринимает музу. В дан­ном стихотворении крестьянка сравнивается с богиней искусств и поэзии. Муза заставляет поэта забыть обо всем и воспевать то, что производит на все права защищены 2001-2005 него особое впе­чатление.

Муза заставляет иначе взглянуть на самые обыденные явления. Поэт называет крестьянку «сест­рой Музы» именно потому, что ее образ заставил его с болью скорбеть о несчастной сдьбе простой женщины. Крестьянка унижена, сцена ее избиения — яркий при­мер бесчеловечности и жестокости общества.

Правя­щий класс порабощает тело и души своих рабов. И мно­гие относятся к этому совершенно спокойно. Только поэт искренен в проявлении собственных чувств.

Лучшие Темы сочинений :

Муза Некрасова (на основе анализа нескольких стихотворений)

готовые бесплатные школьные сочинения по литературе и русскому языку. Все сочинения имеют авторский характер. Новый сборник школьных сочинений по литературе и сюжетов произведений. Опубликовано со специалистами филологических факультетов университетов города Москвы в поддержку выпускников школ. Русскоязычные темы WP изложений.

Основная тема

Основная тема стихотворения — муза. Она дарит вдохновение человеку. В тексте развивается идея о божественном начале поэзии. Главная тема также определила систему образов: лирический герой и муза — главные герои стиха, а общество (свет) — второстепенный персонаж. Уже в первой строфе автор говорит, что муза не всегда должна быть прекрасна внешне, она не кокетка и не похитительница мужских сердец. Однако герой все равно влюблен в нее. Она поражает своей простотой и скромностью. Автор уверен, что его музу никогда не осудят и все равно будут любить.

Евгений Баратынский выражает в стихотворении мысль, что весь смысл поэзии состоит в простоте и высказывании идей, которые будут заставлять читателя рассуждать, думать о вечном и строить великие планы.

Вторая тема произведения — скромность. В своей работе поэт напоминает, насколько важно это качество для человека, о нем должен помнить любой. Современницы автора, увы, позабыли о том, что девушка должна быть скромной и спокойной. Свои мысли поэт выражает через отрицание общепринятых стереотипов. Евгений противопоставляет это качество красоте и говорит, что именно скромность способна тронуть людей, но никак не напористость.

Автор также поднимает тему творчества. Он рассуждает о том, что такое настоящий талант. Баратынский понимает, что сердца людей способна покорить только искренность, ведь многие устали от окружающих их изо дня в день вранья и лицемерия.

Искренность — это сила, способная очистить общество и изменить его к лучшему.

«Муза» Н.Некрасов

Текст стихотворения «Муза» Николай Некрасов

Нет, Музы ласково поющей и прекрасной Не помню над собой я песни сладкогласной! В небесной красоте, неслышимо, как дух, Слетая с высоты, младенческий мой слух Она гармонии волшебной не учила, В пеленках у меня свирели не забыла, Среди забав моих и отроческих дум Мечтой неясною не волновала ум И не явилась вдруг восторженному взору Подругой любящей в блаженную ту пору, Когда томительно волнуют нашу кровь Неразделимые и Муза и Любовь…

Но рано надо мной отяготели узы Другой, неласковой и нелюбимой Музы, Печальной спутницы печальных бедняков, Рожденных для труда, страданья и оков,- Той Музы плачущей, скорбящей и болящей, Всечасно жаждущей, униженно просящей, Которой золото — единственный кумир… В усладу нового пришельца в божий мир, В убогой хижине, пред дымною лучиной, Согбенная трудом, убитая кручиной, Она певала мне — и полон был тоской И вечной жалобой напев ее простой. Случалось, не стерпев томительного горя, Вдруг плакала она, моим рыданьям вторя, Или тревожила младенческий мой сон Разгульной песнею… Но тот же скорбный стон Еще пронзительней звучал в разгуле шумном.

Все слышалося в нем в смешении безумном: Расчеты мелочной и грязной суеты И юношеских лет прекрасные мечты, Погибшая любовь, подавленные слезы, Проклятья, жалобы, бессильные угрозы. В порыве ярости, с неправдою людской Безумная клялась начать упорный бой. Предавшись дикому и мрачному веселью, Играла бешено моею колыбелью, Кричала: мщение! и буйным языком На головы врагов звала господень гром!

В душе озлобленной, но любящей и нежной Непрочен был порыв жестокости мятежной. Слабея медленно, томительный недуг Смирялся, утихал… и выкупалось вдруг Все буйство дикое страстей и скорби лютой Одной божественно-прекрасною минутой, Когда страдалица, поникнув головой, «Прощай врагам своим!» шептала надо мной…

Так вечно плачущей и непонятной девы Лелеяли мой слух суровые напевы, Покуда наконец обычной чередой Я с нею не вступил в ожесточенный бой. Но с детства прочного и кровного союза Со мною разорвать не торопилась Муза: Чрез бездны темные Насилия и Зла, Труда и Голода она меня вела — Почувствовать свои страданья научила И свету возвестить о них благословила…

Анализ стихотворения Некрасова «Муза»

Некрасов считается одним из наиболее ярких русских поэтов-реалистов, чье творчество передает без прикрас события, очевидцем которых довелось быть автору. Кроме этого, Некрасова нередко называют певцом крестьян, так как большинство его произведений было посвящено жизни и быту низших сословий общества.

Некрасов был достаточно самокритичен, и свои произведения оценивал с точки зрения пользы, которую они могут принести обществу. Поэтому он нередко признавался, что является никудышным поэтом – его стихи не в состоянии разбудить людей, заставить их действовать и что-то менять в своей жизни. Конечно, автор не учитывал тот факт, что большинство посылов в своем творчестве адресованы тем самым крестьянам, которые попросту не умеют читать. Что касается русской интеллигенции, то времена Пушкина, когда одно рифмованное четверостишье могло заставить их взяться за оружие и организовать восстание декабристов, остались в далеком прошлом.

Давая оценку своему творчеству, Николая Некрасов в 1852 году написал стихотворение «Муза», в котором попытался объяснить, что именно вдохновляет его на создание поэтических произведений. С первых строчек стихотворения становится ясно, что муза Некрасова – это не эфемерная барышня, которая заставляет сердце биться сильнее и острее чувствовать прекрасное. «Не помню над собой я песни сладкогласной!», — отмечает автор, намекая на свое безрадостное детство и весьма непростую юность, когда без средств к существованию он вынужден был сбежать из дома от отца-тирана. Однако и в более поздние годы «неразделимые и Муза и Любовь» к поэту так и не явились.

Испытав на собственно опыте все трудности нищенского существования, поэты отмечает, что слишком рано над ним «отяготели узы» совершенно другой «неласковой и нелюбимой Музы», которая открыла поэту глаза на настоящую жизнь, лишенную светского лоска и хороших манер. Образ «той Музы, плачущей, скорбящей и болящей», для которой материальные блага – «единственный кумир», всю жизнь преследовал Некрасова, не давая ему ни на мгновение забыть о том, что он увидел в петербургских трущобах и русских селах, похожих друг на друга в своей нищете, как братья-близнецы.

По мнению поэта, муза научила его ненавидеть. с ее помощью он познал жажду мщения и слишком рано забыл о своих юношеских мечтах, прекрасных и честолюбивых. Муза пела ему «разгульные песни», вкладывая их в уста пьяных мужиков, «напев ее простой» больше походил на стон или же бесконечную жалобу. Иногда муза поэта предавалась «дикому и мрачному веселью», призывая автора «начать упорный бой» и предлагая ему в помощь «господень гром», который должен был обрушиться на головы тех, кто затопил Россию кровью и слезами.

Но такие порывы были нечастыми и непродолжительными. Обессиленная муза, которая у автора ассоциируется с русским народом, порабощенными и бесправным, очень скоро, «поникнув головой», нашептывала поэту просьбу прощать врагов своих. Эта исконно славянская покорность, с которой с самого детства сталкивался Некрасов, пожалуй, произвела на поэта самое большое впечатление. До самой смерти он пытался разгадать эту нелепую и нелогичную загадку русской души, не понимая, почему десятки тысяч людей так безропотно и бессловесно позволяют издеваться над собой горстке помещиков, расправиться с которыми при желании не составляет труда.

В то же время поэт признается, что и сам он не смел перечить музе. которая часто просто молча вела его «чрез бездны темные Насилия и Зла». И именно муза, а, точнее, русский народ, научили Некрасова «почувствовать свои страданья» и «свету возвестить о них благословила».

«О Муза! Я у двери гроба!», анализ стихотворения Некрасова

История создания

Стихотворение «О Муза! Я у двери гроба!» написано в 1877 г. Оно считается последним стихотворением Некрасова. по воспоминаниям его родной сестры. Стихотворение — жизненный итог и поэтическое завещание писателя. Опубликовано оно в «Отечественных записках» № 1 за 1878 г.

В последние годы жизни писатель тяжело болел. Чувствуя скорую кончину, он обращается к любимому образу свой поэзии – Музе.

Литературное направление и жанр

Стихотворение нужно рассматривать в контексте всего творчества Некрасова как поэта-реалиста. Оно играет ту же роль в творчестве Некрасова, что и стихотворение «Памятник» в творчестве Пушкина. а также другие стихотворения-памятники (Горация, Державина). В стихотворении «О Муза. » Некрасов делает вывод о роли поэта и поэзии, о значении собственной поэзии в жизни общества. Стихотворение относится к жанру гражданской лирики.

Тема, основная мысль и композиция

Стихотворение состоит из трёх строф. Некрасов не разделяет их пробелами, да они и неотделимы одна от другой, потому что ни первая, ни вторая строфа не заканчивают предложения, которое продолжается в следующей строфе. Такой приём делает монолог непрерывным. Лирический герой как будто торопится сказать всё до конца, успеть высказаться.

Стихотворение можно разделить на три смысловых отрывка. В первом лирический герой кается перед Музой – аллегорией творчества поэта. Во второй части лирический герой подбадривает свою Музу, соединяет себя с ней, ассоциируя своё творчество с источником этого творчества.

В третьей части Некрасов описывает Музу. Он противопоставляет отношение к Музе (творчеству) русского и нерусского сознания. Темы, поднятые революционным демократом Некрасовым в творчестве, неинтересны и несимпатичны для иностранца: народная жизнь вместе со всеми её страданиями.

Тема стихотворения «О Муза. » – народное признание творчества поэта.

Основная мысль: Муза Некрасова близка русскому народу.

Тропы и образы

Образ Музы – лейтмотив творчества Некрасова. В стихотворении «Вчерашний день, часу в шестом» Музу лирический герой называет родной сестрой молодой крестьянки, которая молча сносит избиение кнутом. Ещё в молодости Некрасов определяет приоритеты своего творчества: близость к народу и готовность терпеть страдания (Некрасов немало пострадал от цензоров). Образ Музы возникает и в других стихотворениях поэта. В одном из поздних Некрасов говорит о Музе: «Сестра народа – и моя». Последнее стихотворение подводит итог поэтической деятельности поэта. Тот, кто не понимает русского народа (не русский) далёк от темы народных страданий, а значит, не любит «бледную, в крови, кнутом иссеченную Музу». Эпитеты, описывающие Музу – метафорические характеристики творчества.

Зато честные сердца соединены с поэтом живым, кровным союзом (эпитеты), который долго не порвётся. То есть писатель долго будет интересен своему народу. Это перекличка с пушкинским: «И долго буду тем любезен я народу».

Эпитет кровный отсылает к цитате из другого стихотворения о роли поэта и поэзии: «Дело прочно, когда под ним струится кровь» («Поэт и Гражданин» ). Кровный союз – это союз единомышленников, занятых одним благородным делом.

Стихотворение начинается с обращения к Музе и метафорического поэтизма «у двери гроба». Ожидая смерти, лирический герой кается перед Музой. Некрасов видел предназначение поэта в том, чтобы служить народу. Он просит прощения, очевидно, за те компромиссы, на которые приходилось идти с цензурой, или за отход от народной тематики в творчестве.

Некрасов знал, что у него много недоброжелателей. Он сталкивался с ними и как поэт, и как редактор «Современника», в конце концов, закрытого. Эту мысль он передаёт с помощью метафоры: людская злоба увеличит его вину «во сто крат».

Лирический герой просит Музу не плакать. Он не разделяет себя и своё творчество. Судьба и поэта, и его стихов завидна: «Не наругаются над нами». Поэт будет в почёте, пока есть сердца, которым близки его стихи. Некрасов на пороге смерти утверждает дело своей жизни: донести до русского народа идеалы правды и гуманизма.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано четырёхстопным ямбом. Женская рифма чередуется с мужской. Рифмовка кольцевая.

Ссылка на основную публикацию