Мечта и реальность в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Тема мечты и реальности в произведении «Мастер и Маргарита»

В своем бессмертном литературном творении Михаил Афанасьевич Булгаков поднимает вечные философские проблемы любви и ненависти, добра и зла, вечного и мимолетного. Особое место занимает тема мечты и реальности в произведении «Мастер и Маргарита», ведь именно она придает ощущение мистицизма, благодаря которому роман стал таким популярным.

  1. Мечта и реальность
  2. Определение понятий
  3. Основные тезисы
  4. Аргументы к сочинению
  5. Благородные цели Мастера
  6. Низменность человеческих желаний

Мечта и реальность

Тема, описанная Булгаковым, волновала писателей разных поколений. Она масштабна и требует детального рассмотрения. Мечта может предстать перед человеком в двух образах: либо она окрыляет его, воодушевляя на подвиги, либо появляется перед ним в свете настоящей действительности. На том, как личность относится к ней, держится весь план реализации, то есть результат деятельности по осуществлению своего желания. От стремлений и веры человека зависит, добьется он исполнения своей мечты или нет.

Определение понятий

Разбор понятий дает почву для написания сочинения, в котором присутствует как практическая, так и теоретическая часть. Определения обычно представлены во вступлении к художественному тексту:

  1. Мечта — это особый вид воображения, который представляет самостоятельное создание новых желанных образов. Он направлен на будущее, выражает желания человека и, в отличие от творческого воображения, не включён непосредственно в деятельность.
  2. Реальность — это то, что существует вне сознания человека. Субъективную реальность можно определить как явление сознания, ощущения, восприятия человеком чего-либо, а также все то, что с этим связано.

Основные тезисы

Тема многогранна и включает в себя множество важных деталей. Она реагирует на следующие тематические аспекты:

  1. Роль мечты.
  2. Влияние желаний на качество жизни.
  3. Отношение человека к своим желаниям.
  4. Столкновение мечты с жестокой реальностью.

Аргументы к сочинению

Великий роман Булгакова стал одним из тех произведений, что наиболее часто используется в качестве аргументов для итогового сочинения. Направлению, посвященному мечте и реальности, в книге посвящено несколько эпизодов.

Благородные цели Мастера

В романе «Мастер и Маргарита» писатель сумел объединить разные временные промежутки: Москву начала XX века и историческую эпоху, отдаленную от нас на две тысячи лет. Воланд, олицетворяющий ад, является критиком человеческих пороков. Его мнение о людях таково: общество ценит только сытую реальность и толстые кошельки. Становится интересно, почему Воланд помогает исполнять желания только некоторым героям, например, Мастеру и Маргарите.

Воланд понимает Мастера и поддерживает его: он дарит ему все необходимое для осуществления мечты. Благосклонен он и к Маргарите, которая готова пожертвовать всем ради воссоединения с возлюбленным. Король ада решает наградить счастьем только двух героев, поскольку понимает, что мечты этих людей возвышенны и достойны реализации.

Мастер, главный герой романа, жаждет публикации собственноручно написанного романа. Он совершает все необходимое для того, чтобы претворить в жизнь свои планы: увольняется с работы, покупает помещение для дальнейшего совершенствования собственного творчества. Он ни на секунду не предает мысль о романе и никому не позволяет разрушать его стратегию.

Члены редакции не сумели оценить стараний молодого писателя, они отвергли творение, желая подчинить роман общепринятым рамкам, на что Мастер не согласился. После этого мечта Мастера в романе «Мастер и Маргарита» сталкивается с суровой реальностью, способной разрушить все планы писателя. Но главный герой не утешается бегством от реальности, он предпочитает добиваться поставленных целей.

На примере Мастера читателям показан образ истинного творца, который двигается вперед к своей цели. В финале произведения он благополучно заканчивает книгу, после чего его творение увековечивается. Это один из примеров воплощения мечты в реальность в романе «Мастер и Маргарита».

Автор делает вывод: нужно непременно верить в себя, усердно добиваться поставленных целей. Ведь именно таким способом человек может достигнуть осуществления своих желаний и стремлений.

Становится понятно, что вера в мечту не всегда приносит результаты. В некоторых случаях намного важнее задуматься о способах реализации своих желаний в жизни. Поступки должны быть рациональными, а каждый шаг — продуманным. Человек, думающий об исполнении своих желаний, должен отличаться решительностью и критически ко всему подходить.

Низменность человеческих желаний

Еще одну важную тему, близкую к мечте и реальности, поднимает Булгаков в своем легендарном романе. Автор говорит, что меркантильность и мелочность жителей Москвы достигли пика и окончательно испортили их. Обыватели готовы на все ради получения прибыли, уютного уголка и материальной стабильности. В погоне за лучшей жизнью они потеряли реальную жизнь, в которой находятся. Воланд, один из главных героев, говорит, что люди не меняются. Такое яростное стремление к наживе существовало всегда.

Во время трюков свиты Воланда в центре города многие дамы с легкостью променяли свои наряды на якобы драгоценные украшения и оказались совершенно нагими перед публикой. В этом эпизоде показаны низменные мотивы человеческих желаний, которые способны довести личность до абсурда.

Булгаков высмеивает стремление москвичей к материальным благам, воспевает истинные ценности, проповедует высокую духовность.

Таким способом автор «Мастера и Маргариты» показал столкновение мечты и реального мира. Далеко не всякая мечта способна воодушевить человека, придать ему сил для продвижения вперед. Чтобы прочувствовать ее, нужно и самому быть духовным человеком. Иногда она способна разочаровать индивида, не оправдать его ожиданий. В таком случае он не может решить, стоит ли двигаться дальше по пути ее реализации. Но если душевные стремления человека направлены на что-то хорошее и достойное, то непременно нужно реализовывать свои планы и верить в их осуществление.

Как писать сочинение “Мечта и реальность” по роману “Мастер и Маргарита”?

Как написать сочинение “Мечта и реальность” по роману Булгакова “Мастер и Маргарита”? Аргументы?

Михаил Афанасьевич Булгаков написал роман “Мастер и Маргарита”, в котором очень доступно описал непроходимую пропасть, которая разделяет мечту и реальность.

При написании сочинения на эту тему нужно описать чем связаны и чем противопоставлены эти два понятия “мечта” и “реальность”.

Так же, нужно на примере описать как реальность порождает мечту и как мечта человека окрыляет его, а реальность оказывается совсем не такой, о чём человек мечтал.

Эту тему можно широко раскрыть, описывая Мастера, описывая его мечту (он мечтал написать книгу), его стремления, которые в реальности оказались в плену его мечтаний.

Главный герой романа Мастер написал книгу и мечтой его жизни было опубликовать её, так как она была его достижением, по крайней мере ему так казалось. Написанию своей книги он посвятил много времени и средств, он даже ушёл с работы. Но мечта так и осталась мечтой, даже Магарыч, которого Мастер считал другом предал его и выселил с подвальчика в котором Мастер проживал и писал свою книгу. Мастер оказался в сумасшедшем доме.

Выходит, что не стоит безоговорочно верить в свою мечту, теряя разум и совершая безумные поступки, но и не стоит отказываться от своей мечты, пусть в реальности они и не будут такими как ты себе их “нарисовал”. В жизни мечта и реальность ходят рядом, но так далеки друг от друга.

Мечты Мастера в реальности оказались совсем не такими, какими он себе их представлял. Реальность порой бывает жестокой по отношению к мечте, в которой рисуешь себе всё в “красках”, поэтому добиваясь чего-то нужно следовать к своей цели осторожно.

Тезис.

Во все времена люди мечтают об одном и том же. Они хотят быть счастливыми, хотят работать и зарабатывать деньги. Они просто хотят жить в нормальных условиях. Но мечтая о личном благополучии нельзя забывать о пользе для общества. Нельзя мечтать о приземленном, забывая о возвышенном.

Аргументы

Когда Воланд с помощниками давал свое мистическое представление с разоблачениями в варьете, он большую часть времени занимался изучением московской публики и пришел к выводу, что она – “люди, как люди”. Он не нашел каких-либо различий между людьми в Москве и людьми в других странах и других временах, которых он наблюдал.

Мне кажется, на мнение Воланда в этом вопросе вполне можно положиться. Потому что кому как не ему не знать человеческую природу, ее страсти и пороки, ее достоинства.

Люди во все времена и при любом общественном строе прежде всего мечтают о собственном благополучии, они хотят комфортных условий, они мечтают о богатой или по меньшей мере безбедной жизни, они хотят быть красивыми и мечтают, чтобы их любили.

Но можно мечтать обо всем этом и при этом оставаться человеком, а можно ради исполнения своих желаний преступить законы, в том числе законы человеческой морали.

Обратим внимание, кого наказывает Воланд во время своего пребывания в Москве – взяточников, рвачей, обманщиков. Тех, кто стремится достичь личного благополучия на чужом горе. А вот настоящих трудяг, людей с возвышенной целью в жизни, Воланд напротив возвышает, как возвысил Маргариту за ее чистую любовь, и как возвысил Мастера за его талант.

Заключение.

Мечтая лишь о материальном, человек забывает о своей душе, он заботиться только о теле. А ведь душе также нужна пища, о ней также нужно заботиться ежедневно. Иначе она умрет. А человек лишенный души превращается в эгоиста, равнодушного и жестокого. Такие люди не нужны ни богу, ни дьяволу, таких презирают и отталкивают.

В философском романе “Мастер и Маргарита” великий мастер слова Булгаков соединил разные времена: времена отдаленные от нас на две тысячи лет и времена постреволюцинной России. Почему именно бес Воланд является оценителем людского и сатанинского, мечты и реальности. Реальность была такова, что в мире по мнению Воланда реальны только проходимцы, пустые и жадные люди, для которых сытая реальность превыше мечты, или мечта таких людей кружится около их кошелька.А настоящую мечту воплощает Мастер, который в жестокой реальности попадает в ад людских взаимоотношений, его предают все, но он остается приверженным своей великой мечте – написать свою книгу, это и есть мечта Мастера вопреки всем и вопреки всему. Воланд на его стороне, и поэтому он щедр по отношению к Мастеру, имеющему мечту, он щедр по отношению к Маргарите и поэтому он решает наделить счастьем только этих двух, у которых самая яркая мечта, отрешенная от реальности.

Роман Булгакова “Мастер и Маргарита” является отличным аргументом при написании сочинения по теме “Мечта и реальность”.

Автор на примере городских жителей показывает их мелочность, ничтожность мечтаний.

Они алчны и их мечты заканчиваются на том, ч о им нужны деньги и наряды. Получив красивые наряды, только и успев примерить их, вдруг женщины оказываются в нагляже.

Мечта Мастера более глобальная, она заключается в желании написать книгу, его желанием является то, что он хочет уединения, чтоб все отстали от него и оставили его в покое.

Его мечта сбылась, он написал книгу, и он оказывается в уединении – в психушке, вот какова его цена за исполнение мечты.

Направление “Мечта и реальность”, аргументы по произведению М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»:

У главного героя произведения мечта – опубликовать свой роман, который он считал достижением всей своей жизни. Для этого он тратит много времени и средств, даже жертвует работой, но идет к своей мечте. Но после того, как он издает отрывок из соей книги, на него обрушивается критика.

Писатель не может смириться с такой реальностью и принимает решение сжечь роман.

Таким образом, можно сделать вывод, что мечта не всегда реализуется в ту реальность, которую мы бы хотели видеть, иногда реальность бывает жестока и это надо учитывать.

В романе Булгаков показывает, какие мелкие мещанские мечты у людей, что их интересуют только деньги и вещи и они хотят получить это прямо сию минуту, не задумываясь о последствиях, что взамен им придётся заплатить. Женщины на представлении Воланда жаждали красивой одежды и получили её, а потом эта одежда исчезла прямо на улице, тем самым эти женщины были опозорены.

Мастер мечтал, чтобы его оставили в покое, а Маргарита мечтала о встречи с ним и оставаться навсегда с ним и эти их желания были выполнены Воландом. Что Маргарите и Мастеру пришлось заплатить за исполнение их желаний – мы можем прочить в романе только намёки, сделанные автором. Один из этих намёков – это, когда Мастер и Маргарита пришли прощаться с Иванушкой в психлечебницу и когда Мастер появился перед Иванушкой тёмным силуэтом на фоне белой стены, то Иванушка испугался, потому что посмотрел на пол. Далее автор ничего не пишет, что Иванушка не увидел тень Мастера, но, так как Иванушка сразу понял, что Мастер умер, становится понятно, что Мастер стал вампиром. К тому же, Мастер говорил не своим глухим голосом, как вампир Варенуха. Так же и Маргарита после того, как её оживили чувствовала себя очень сильной – стоит задуматься откуда у неё такая энергия и сила появились. Но всё проясняет Иванушка, ведь её тени он тоже не увидел, потому как с уверенностью сказал, что знает кто умер ещё – это женщина. Мастер и Маргарита потеряли не только свои жизни, но и свои души.

Вывод один: никогда ничего не просите у тёмных сил, иначе потеряете душу. Реальная плата за исполнение мечты здесь слишком высокая. Мечту нужно самому реализовывать, а не прибегать за помощью к нечистой силе.

Мастер и Маргарита – вымысел или реальность

Мастер и Маргарита – вымысел или реальность.

Оккультные знания прочно вошли в наш мир. Они вызывают всеобщий интерес, но реальность такова, что очень мало достоверных сведений о них. Древние знания забыты. Материальный мир прочно вычеркнул их из обихода. Но жизнь такова, что приходит время переоценки ценностей, и из-под спуда начинают вытягиваться сказания и легенды, из которых по крупицам начинает собираться новое понимание действительности.
Так произошло и на этот раз. М. А. Булгаков явил миру свой мистический роман «Мастер и Маргарита». И более полувека люди спорят о том, что в нем – правда, а что – вымысел?

Уважаемые мои читатели! Поверьте мне и моему опыту: нет в этом произведении ни одного слова неправды! Это истинная наша жизнь! Это взаимодействие параллельных миров, о которых сегодня так много говорится, но о которых так мало известно!

Михаил Афанасьевич Булгаков родился в среде священнослужителей, поэтому он был знаком с богословием. Даже слушая беседы родственников, он многое в этом постиг. Но в то время, когда он учился, в школах богословие было уроком обязательным, поэтому знания эти у него были довольно основательны. И такие мои рассуждения не умаляют талант писателя, а наоборот, подчеркивают его, ибо, даже если был он в чем-то некомпетентен, то его талант, его интуиция, помогли ему все выразить очень правдиво. И нападки на него и его произведение сегодняшних богословов утверждают их невежество, и возвышают гениального писателя, который не побоялся сделать вызов обществу, общепринятому мировоззрению.
Второй факт тот, что у него есть солидный опыт практического врача, рассудительного и устремленного человека, сострадающего немощным, стремящегося их страдания облегчить. И анализ обстоятельств болезней его пациентов дал ему прекрасный философский материал, который и увел его от врачевательства в писательство. Он был исследователем, и это был его опыт, который не заменит никакая внешняя информация, никакая материальная наука не убедит его в обратном.

Этот путь прошла и я, поэтому судить об этом и это подтвердить могу вполне профессионально и обстоятельно. Я утверждаю, что любой рассудительный человек способен увидеть в обиходе жизни те закономерности, которыми жизнь обустраивается. Для этого не нужно много ума, но нужно желание, чтобы видеть, вдохновение, чтобы анализировать, устремленность, чтобы осознать, и мужество, чтобы объявить об этом всенародно. И тогда тайное становится явным. И человек становится творцом и пророком, а человечество получает новые знания.
И удивляется каждый, что это ведь очень просто, как же сам не догадался!

Не скрыт от нас и тот факт, что М. А. Булгаков долгое время принимал наркотики. И этот факт говорит о том, что это обстоятельство могло способствовать так называемым галлюцинациям, или, как сейчас принято говорить, ясновидению. Ни от кого не секрет, что людей с такими способностями становится с каждым годом все больше и больше. Но во времена Булгакова их были единицы. Мало того, каждый из них вынужден был скрывать свои способности, чтобы не угодить в психушку, как это было со знаменитым Учителем П. К. Ивановым, который неоднократно попадал туда за свое мировоззрение.
Общество, отвергнув Бога, отвергло и все знания о невидимых силах. И разговор на эту тему свидетельствовал о психическом нездоровье, что и старались скрыть те, кто что-то чувствовал, слышал или видел.

Но подвижники были во все времена, и являли миру свои знания, хотел ли их принимать тот мир, или отвергал их. Такими были и П. К. Иванов, и Д. Андреев, и М. А. Булгаков, и Вольф Мессинг, и многие другие, оставившие нам свои труды о видениях и размышления о них. Они жили в обществе, несли ему свои знания.
И, очень удивительно то, что, несмотря на то, что современники обвиняют то общество и правительство в жестокости и невежестве, выживали эти подвижники, хотя жилось им не легко. Но кому легко живется в нашем мире?
Но это не был один жестокий человек, запрещающий думать и размышлять, как то принято сегодня думать. Но именно тот конкретный человек своей властью и давал людям пищу для размышления, предоставляя возможность истинным подвижникам вершить свой путь. Но в этом пути и они обязаны были терпеть гонения, чтобы доказать свою истину, чтобы не исказить ее.
Чем путь Христа был легче? Это удел всех великих личностей, потому что они несут миру новое, неисследованное, обществом непонимаемое, но в недалеком будущем очень необходимое. Они дают пищу для ума, для рассуждения на тему, они заякоряют эту тему в обществе, в массах, чтобы оно заранее подготовилось к событиям грядущим, и не оказалось в шоке от происходящего.

В то время это было общество, раскрепощенное от религиозного фанатизма и боящееся нового мракобесия, поэтому отвергающее все, что касалось потусторонних сил. Люди боялись нового закрепощения, поэтому все и отвергали.
Еще раз повторю: не правительство, но общество не принимало инакомыслящих, потому что не готово было те знания принять.
И при всех нападках на Сталина, на его жестокость, гении, имеющие характер и принципиальность, жили и творили. И все, выше мною перечисленные, и Вольф Мессинг, и Конкордия Антарова – действовали в том обществе, при том правительстве, и несли людям свои знания. И государство, в лице того же правительства, эти феномены исследовало, чтобы поставить их на службу этому государству.
Непонятно, в чем обвиняют их сегодняшние «борцы за справедливость»?

Итак, имея дар ясновидения, М. Булгаков хотел передать людям знания, которыми обладал. И стал писать «фантастические» произведения, в которых каждое слово – правда.
Но и современные продвинутые не смогли этой правды увидеть. Что же говорить о тех, кто жил рядом с Булгаковым, и не имел тех знаний, которыми мы сегодня обладаем? И в чем обвинять общество, которое не готово и сегодня эти знания осмыслить. И произведения эти и сегодня общество читает, как захватывающую сказку. И в героях ищет сопоставление с образами, жившими рядом с автором, а надо бы сопоставлять с современностью, со своими обстоятельствами, потому что любой писатель пишет для будущего, для улучшения жизни.
Но, самое горькое в том, что все без исключения рассуждают на тему, кому и за что хотел отомстить автор этим своим произведением.
Как же сильна в людях жажда мести, если и сегодня наши лидеры в любом сюжете ищут мстительные тенденции, но не закон взаимодействия миров, не причинно-следственные связи, обстоятельства породившие.
Когда же утвердим мы в душах наших Заповедь Бога нашего Христа о прощении врагов? Когда же научимся любить и верить?
Пусть же мудрость нас озарит, наконец-то!
Пусть разум верх возьмет над безумием!
Пусть рассудительность и кругозоркость поможет нам постичь Законы Бытия, Законы Жизни – Законы Божие! Бог в помощь всем!

Начнем же рассуждать о героях этого произведения.

Тема Бога волнует человечество сейчас не меньше, чем это было и тысячелетия назад. А может быть, и больше. Раньше люди знали, что есть Бог. Молились Ему, просили милости. Когда наступали трудные времена, начинали рассуждать о совершенных грехах, которые привели к катаклизмам. Каялись, приносили жертвы, и получали или не получали прощение.
Сегодня грамотный человек не хочет принимать душой бога-карателя, потому что видит несостоятельность такой философии. Он не хочет стоять на коленях даже перед богом, не хочет бить поклоны и слезно молиться, потому что видит воочию, что такая процедура дает очень незначительный результат, или вообще его не дает.
Сегодня человек стал больше размышлять над тем, какие поступки, мысли, слова и дела поощряются, а за какие несет человек наказание. То есть, человек ищет плоды своего труда. Обретая такой опыт, и делая соответствующие выводы, человек формирует новое мировоззрение, новую философию, новое понятие Бога, уже не бога-карателя, а Бога – Творца. Поэтому и произведение такого уровня, как «Мастер и Маргарита» становится понятным не только единицам, но массам.
Такое произведение учит законам жизни, законам бытия. И явлены эти знания должны быть миру вовремя, именно тогда, когда мир способен их принять. В этом Божий Промысел: затормозив издание, Господь прославил автора в веках.

О роли Иисуса Христа до сих пор спорят в обществе. И никто не знает наверное, каким Он был, как жил, и в какой форме нес людям свое Учение. Из дошедших до нас источников, мы однозначно знаем, что Он любил людей, нес им свет и радость не только исцелением от болезней, но и учил общежитию, что способствовало и благополучию, счастью общин. Он на живом примере учил людей жить и побеждать в жизни.
И только благодаря этому примеру могла утвердиться в мире вера Христова – ВЕРА ЛЮБВИ И ВСЕПРОЩЕНИЯ.

Почему же и сегодня призывают нас пастыри традиционных религий к борьбе? И какая им борьба нужна? И с кем конкретно надо вести эту борьбу? Не с ними ли, закрывающими Царство Небесное от человеков, никого не прощающих, всех осуждающих, здравые учения отвергающих, вопреки Учению их Бога, самими ими добровольно избранного, учившего прощению врагов и познанию в себе Святого Духа – единственного Наставника и Руководителя?
Такие горе-священники борются со своими же прихожанами, отталкивая их от церкви, от веры своим невежеством и осуждением, забыв про Заповедь Любви.
Именно они придумали сатану и дьявола, чтобы снять с себя вину за невежество и некомпетентность, чтобы удержать власть над народами, не заботясь о самообразовании и авторитете заслуженном, мудростью доказанном.
Сегодня они, все грамотные, но не мудрые, прикрывают свою духовную лень и невежество рассуждениями на тему борьбы с сатаной, сущностью неконкретной, невидимой, а поэтому и нереальной. Но зато именно этой сущностью можно прикрыть свое невежество, не потеряв авторитета в массах, закамуфлировав этим свою неполноценность, мракобесие и несостоятельность своих знаний.

Все образы нечисти в романе имеют человеческий облик и наделены человеческими качествами, конечно же, негативными. Так оно в жизни и есть. И Кот-Бегемот, как представитель животного мира. И в одних случаях эти сущности негативные, как, например, Римскому и Семплеярову, но в других могут быть и позитивными, как Мастеру и Маргарите.
Они с нами, они среди нас, они управляют нами, когда мы их притягиваем сквернословием или рассуждениями на их тему. Но они не могут ни управлять, ни вредить тем, кто имеет твердую жизненную позицию, ясный ум и чистое сознание.
Мужество и мудрость защищают таких людей от темных. Они к ним даже не приближаются, но никогда не упускают возможности коснуться жалом хотя бы издалека, действуя через ариманов и могарычей.

Наш мир так устроен, что мы не можем жить без карательных органов. Кто идет туда работать? Всегда там работали люди, стремящиеся к власти, но не состоявшиеся как личности, но в данный момент надевшие маски борцов за справедливость, за благо человека. Во все века и во всех народах эти органы в народе были презираемы. Но ради спокойствия общества, граждане этого общества их терпели. Мало того, они не могли жить без этих органов, потому что сами уже не были в состоянии защитить ни свою жизнь, ни имущество.
Но вот в наш век правительства стали учить свои народы уважать правоохранительные органы. И работать в них стало престижно. Конечно же, как и в любом коллективе, есть там всякие: и невежды, и герои. И часто, в экстремальных ситуациях, невежда становится героем, которого почитает все общество, забыв о его невежестве и недостатках.

Кто же служит в карательных органах Господа? Ну, неужели праведники будут карать нас за наши преступления? Нет. Это разгильдяи, которые способны на преступление и на подвиг, в зависимости от обстоятельств.
Такими и выглядят Коровьев и компания. И ему помогает Кот – домашнее животное, ленивое и полезное одновременно. И если автор собаку очеловечил в «Собачьем сердце», и раскрыл последствия операций по пересадке органов, которых в то время еще не проводилось, но уже сегодня доказано, как прав был автор в своих предостережениях, то роль кота-человека очень хороша в этом романе.
Главное – достоверна.
Ведь и кот, и собака являются необходимыми помощниками человека. И преданны своему хозяину, что не всегда можно сказать о человеке.
Но еще автором подчеркивается тот факт, что и кот, и бегемот существа мыслящие, способные совершать разумные поступки и рассуждать. Этим автор подчеркивает, что мир животных связан с человеком и активно участвует в жизни человека, помогая ему или вредя, в зависимости от хозяина или от сложившихся обстоятельств.
Поэтому полезно быть добрым хозяином, чтобы не отдавать своим подопечным дурных приказов, не культивировать в них зло.
Но мысль эта не навязывается, но подразумевается свобода выбора для каждого.

Преданность – главная линия романа.
И животному, и человеку это качество очень необходимо.
И именно за предательство, или за преданность, наказываются или поощряются герои произведения. Но читатель или зритель видит последствия поступков, и может выбирать. Так Левий Матвей попал в светлые миры только благодаря своей преданности Иешуа, хотя не освободился от многих пороков. Об этом нам повествует сцена на крыше высотного здания, когда Левий Матвей приносит Воланду просьбу Иешуа. Столкнулись две энергетики, и создались вибрации, раздражающие обоих. Так же происходит и в человеческом обществе. И даже всегда уравновешенный Воланд стал раздражаться присутствием Матвея. И оба старались оскорбить друг друга, проявляя свое несовершенство.
Воланд назвал Матвея рабом и глупым. И он прав. Фанатизм, проявляемый многими верующими, есть рабство и глупость, мешающие рассудительности.
Воланд упрекает Матвея в том, что тот ничему не научился у своего Учителя, хотя и следовал за ним с рабской преданностью. И в этом он прав: и современная христианская церковь не познала Истины Учения Христа, до сих пор не сняла Его с креста из-за безумия своего и невежества, и Бог ее – Христос – и сейчас страдает от ран и истекает кровью, потому что до сих пор распят.
И, похоже, никто не собирается снять Бога своего с креста и вместо тернового колючего надеть Ему на голову лавровый венец.

Левий Матвей обозвал Воланда старым софистом. И это очень знаменательно и справедливо. Сегодня софистика вновь набирает силу. И такие знаменитости как Кашпировский и Норбеков именно софистику избрали методом своих целительских практик, что и является дьявольщиной в своем проявлении, потому что там, где насилие, там нет Бога.
Закон Бога, данный нам Иисусом Христом учит нас побеждать любя. И мы должны об этом помнить. И все свои действия сверять с этой установкой. Все остальное – от нечистого.

Экранизация фильма смогла привлечь внимание к этому произведению огромную аудиторию зрителей. Просмотрев фильм, многие поняли то, что не смогли понять, читая произведение. И полвека назад такое произведение нельзя было создать без современных технологий.
Фильм удался! И его создатели, чаще всего, руководствуясь интуицией, создали прекрасный фильм, очень достоверно воплотив в образах замысел и философию автора.
Послесловие, фильм «Загадки Мастера и Маргариты», говорит о том, что сами авторы сути произведения не поняли, но, тем не менее, сумели создать шедевр, достоверно передавший взаимодействие миров видимых и невидимых, философию жизни, не исказив мысль автора, в произведение заложенную.
Им помогала их интуиция или Святой Дух. И даже если они этого не понимали сознательно, то подсознательно Им руководствовались. Слава им!

Теперь, когда есть точка опоры, давайте рассуждать на тему Законов Божиих, на тему взаимодействия миров видимых и невидимых, на тему причинно-следственных связей.

В наше время много чудес творится.
Одно из них – полтергейст. Он прочно вошел в жизнь общества, кого-то пугает, кого-то удивляет и восхищает.
Люди учатся общаться с Барабашками, делают их своими помощниками и друзьями.
Кто же они, эти барабашки?
Это живые образы, людьми созданные.
Они несовершенны так же, как несовершенны были мысль и слово, которыми их сотворили. Они могут уплотняться за счет того, что продолжается формироваться подобный образ. Это их напитывает до такой степени, что они бывают в состоянии материализоваться так, как, уплотняясь, из воздуха, материализовался на бульваре Коровьев; или совершать физические действия: стучать, ломать, пугать, включать свет, открывать краны с водой или двери и прочие подобные действия.
Они делают именно то, и именно так, как это делала Маргарита, влетая в окна, круша и ломая. Таким образом реализуется мысль мщения.
Люди не знают об этом, но сами неоднократно бывали свидетелями таких действий, когда падали люстры, открывались краны, затопляя соседей, спотыкались на ровном месте, теряли вещи и внезапно находили их там, где сто раз просмотрели, и прочим подобным явлениям большим и маленьким.
И совершают все эти чудеса развоплощенные сущности, сущности так называемого Тонкого Мира, сущности, человеком созданные, живущие рядом с ним, к нему привязанные и его поручения исполняющие.

В своем произведении М. Булгаков ясно указывает, что это духи.
Но эти духи – образы людей, воплощающие их страсти.
В данном случае Маргаритой руководила жажда мщения. И она отомстила.
И так же мстим мы все, так реализовывается буквально каждая наша мысль о мщении, но мы не понимаем этого. И нам на это раскрыл глаза М. Булгаков.

Нам очень полезно принять к сведению эту информацию и хорошо поразмышлять на эту тему. Возможно, после этого мы откажемся от многих привычек, усовершенствуем свои несовершенства, и начнем образы творить не разрушающие, но созидающие. Не надо делать врагов – так нас учил Учитель наш и Бог Христос, тогда мы в Тонком Мире помощников обретем, помогающих нам во всем.
И страданий станет меньше оттого, что станет меньше врагов.
И этому нас учат Святые Писания еще с древних времен, объясняя нам, что одни и те же предметы одним людям приносят пользу, а другим вред именно потому, что в организме сталкиваются разнополюсные энергии продуктов и человека: –
– Главное из всех потребностей для жизни человека – вода, огонь, железо, соль, пшеничная мука, мёд, молоко, виноградный сок, масло, одежда: всё это благочестивым служит в пользу, а грешникам может обратиться во вред.
(Сир. 39 гл. 32-33 ст.)

Пора бы уж человечеству серьезно задуматься об этом, и перестать бороться с ветряными мельницами, разрушая их, ибо останемся от такой разрушительной борьбы без хлеба насущного.
За дело же, друзья!
Будем анализировать, и рассуждать – учиться законам жизни!

И с БОГОМ!
АМИНЬ!
24. 01. 2006 г.

Аргументы «Мечта и реальность» (Итоговое сочинение (декабрьское))

Аргументы по направлению “Мечта и реальность” 2018-2019.

Булгаков, «Мастер и Маргарита»

Одна из главных идей Булгаковского романа «Мастер и Маргарита» — огромная пропасть, лежащая между мечтой и ее воплощением в реальность. Главный герой, Мастер, одержим идеей публикации книги, которую считал главным достижением в своей жизни. Ради написания герой идет ва-банк: увольняется с работы и тратит все свои сбережения. Несмотря на все старания, после публикации небольшого отрывка, критики воспринимают произведение «в штыки». Мастер теряет все, в том числе небольшое подвальное помещение на Арбате. Способствует выселению некий Магарыч, ранее прикидывавшийся другом Мастера. В итоге писатель сжигает роман и попадает в сумасшедший дом. Таким причудливым образом желание творить оборачивается против Мастера.

Другая идея, заложенная Булгаковым в романе «Мастер и Маргарита» — мелочность человеческих желаний.

Один из самых ярких образов романа — всемогущий Воланд весьма иронично воспринимает мечтания жителей Москвы о решении «квартирного вопроса». Маг в свойственной ему манере исполняет желания собравшейся на его выступлении публики: в воздух вбрасываются деньги, а женщины получают роскошные вечерние платья. Публика крайне довольна таким поворотом событий, пока после выступления вдруг не начинают пропадать как деньги, так и одежда. В городе начинается небольшой хаос, но главный урок уже преподан: материальные мечты оказались лишь иллюзиями.

Пушкин, «Капитанская дочка

Преданность мечте является основной идеей Пушкинского романа «Капитанская дочка». Эта линия проходит сквозь все произведение. Марья Миронова, героиня произведения, влюбляется в Петра Гринева, мечтая о женском счастье и свадьбе. Но у судьбы другие планы: другой поклонник девушки, Алексей Швабрин, намекает отцу жениха о корыстных побуждениях невесты. Ситуацию усугубляет отсутствие приданного у девушки. В итоге по инициативе отца свадьба отменяется, а саму Марью похищает Алексей. Пленница всячески принуждается к браку, но девушка упорно продолжает верить в другую судьбу. Однако даже после освобождения, Марью ждет очередное испытание: Петра осуждают за помощь бунтовщику Пугачеву. Но девушку это не останавливает, и в поисках справедливости Марья доходит до самой императрицы, после чего обвинения с Петра снимаются. Так, благодаря своей настойчивости и вере в мечту, девушка в итоге обретает счастье и выходит замуж за любимого человека.

Если смотреть на события глазами другого персонажа, Алексея Швабрина, выражение «следуй за мечтой» обретает несколько иной смысл. Марья, в которую влюблен Алексей, отвергает его ухаживания, а после появления в гарнизоне нового офицера Петра Гринева, полностью переключает свое внимание на него. Тогда Швабрин идет на хитрость, очерняя Миронову в глазах семьи Гринева. Чтобы отстоять честь девушки, Петр вызывает Алексея на дуэль, но Швабрин и здесь находит способ пойти на хитрость. После захвата же крепости бунтовщиками, Алексей, пользуюсь моментом, начинает принуждать Марью к браку. И несмотря на то, что планам Швабрина не было суждено сбыться, стремление к достижению мечты в линии Алексея очерчено очень четко. Швабрин действует вполне осознанно, не гнушаясь никакими методами для достижения своей цели. Впрочем, именно из-за этой беспринципности в итоге, мечта и не осуществляется.

Главный герой Гончаровского произведения Илья Ильич Обломов постоянно пребывает в прокрастинации, его мир крутится вокруг дивана и засаленного халата. Обломов не выходит из дома, при это постоянно размышляя, что надо бы выйти и что-то сделать. Герой никак не реагирует на события, происходящие по внешнюю сторону своего небольшого мирка, в лучшем случае делегируя полномочия на других людей. Окружение у Обломова соответствующее, состоящее преимущественно из мошенников. Его «друзьям» вполне выгодно такое положение вещей, ведь Илья Ильич не в состоянии проконтролировать, как выполняются поручения, и на что расходуются его средства. К сожалению, добровольная изоляция не может продолжаться вечно. Обломов постепенно деградирует, не понимая при этом серьезности ситуации. Мечты заводят героя в тупик, он теряет все, чем дорожил когда-то и умирает далеко не старым, не оставив при этом сыну ничего, кроме долгов.

В романе есть и другая линия, в которой показана погоня за мечтой. Возлюбленная Ильи Ильича, Ольга Ильинская верит, что сможет спасти Обломова и наставить его на верный путь. Выстроив в голове картину, Ольга начинает действовать. Женщина верит, что, приложив определенные усилия, изменит Обломова, его ход мыслей и образ жизни. Но Илья Ильич не спешит меняться. У Обломова свои привычки, свой ритм жизни и свои представления о комфорте. Обломов не просто не спешит что-то менять, более того, он всячески препятствует любым изменениям. Ольга долго не отступает, но постепенно начинает задумываться о правильности выбранного пути. Ситуацию усугубляет и разница в возрасте, ведь Ольга моложе Ильи Ильича. В конечном итоге, окончательно убедившись в бесперспективности Обломова, Ольга полностью меняет свою жизнь. Злая ирония состоит в том, что, лишь отказавшись от своей мечты, Ольга наконец обретает возможность быть счастливой.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

РЕАЛЬНЫЙ И ИРРЕАЛЬНЫЙ МИР В РОМАНЕ М.БУЛГАКОВА «МАСТЕР И МАРГАРИТА» Текст научной статьи по специальности « Языкознание и литературоведение»

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Жадыра Бактбай Кызы Турганбаева

В статье говорится о реальном мире,которого мы не видим,а чувствуем сердцем, а также о нереальном мире – вымышленные, явления, существующие в воображении людей, а это значит, что в воображении людей также существуют миры этих вымышленных явлений. И поэтому нам нужно решить, что является нереальным, то есть вымышленным, миром и чем он отличается от реального .

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Жадыра Бактбай Кызы Турганбаева

The article talks about the real world, which we do not see, but feel with our hearts, as well as the unreal world fictional, phenomena that exist in the imagination of people, which means that in the imagination of people there are also worlds of these fictional phenomena. And so we need to decide what is the unreal, that is, fictional, world and how it differs from the real one.

Текст научной работы на тему «РЕАЛЬНЫЙ И ИРРЕАЛЬНЫЙ МИР В РОМАНЕ М.БУЛГАКОВА «МАСТЕР И МАРГАРИТА»»

ACADEMIC RESEARCH IN EDUCATIONAL SCIENCES VOLUME 2 | ISSUE 8 | 2021

Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2021: 5.723 Directory Indexing of International Research Journals-CiteFactor 2020-21: 0.89

РЕАЛЬНЫЙ И ИРРЕАЛЬНЫЙ МИР В РОМАНЕ М.БУЛГАКОВА

«МАСТЕР И МАРГАРИТА»

Жадыра Бактбай кызы Турганбаева

Магистрант кафедры русского языка Чирчикского государственного педагогического института Ташкентской области

В статье говорится о реальном мире,которого мы не видим,а чувствуем сердцем, а также о нереальном мире – вымышленные, явления, существующие в воображении людей, а это значит, что в воображении людей также существуют миры этих вымышленных явлений. И поэтому нам нужно решить, что является нереальным, то есть вымышленным, миром и чем он отличается от реального.

Ключевые слова: реальный, ирреальный, мистика,условность, безусловность

The article talks about the real world, which we do not see, but feel with our hearts, as well as the unreal world – fictional, phenomena that exist in the imagination of people, which means that in the imagination of people there are also worlds of these fictional phenomena. And so we need to decide what is the unreal, that is, fictional, world and how it differs from the real one.

Keywords: real, surreal, mysticism, convention, unconditionality.

«Человек живет две жизни: первую жизнь — внешнюю, состоящую из событий и фактов, и вторую — внутреннюю, сотканную целиком из его мыслей. И порой не разобрать, какая из них реальнее, какая важнее». В.Решетов

Как известно всем, что М.Булгаков считается писателем мистиком, драматургом, театральным режиссером, актером в русской литературе. Мы с большим интересом читаем его известные произведения, как «Собачье сердце», «Записки юного врача», «Театральный роман», «Белая гвардия», «Роковые яйца», «Дьяволиада», «Иван Васильевич». Роман который принес мировую известность писателю назывался роман «Мастер и Маргарита». Этот роман называется мистическим. В чем же его секрет. В романе изображен 2 стадии жизни человечества.

ACADEMIC RESEARCH IN EDUCATIONAL SCIENCES VOLUME 2 | ISSUE 8 | 2021

Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2021: 5.723 Directory Indexing of International Research Journals-CiteFactor 2020-21: 0.89

ЛИТЕРАТУРНЫЙ АНАЛИЗ И МЕТОДОЛОГИЯ

Первая стадия – это ирреальный мир, который мы живем в непостоянном мире. Наш мир есть иллюзия. Автор показывает иллюзорного мира через людей, которые окружают нас своими обманами, двуличностью, гордостью, завистью, ненавистью. Героем этого мира в романе являются профессор Берлиоз- не верящий в бога, Левий Матвей, Коровьев, писатель Иван Бездомный Степан Лиходеев, Никонор Иванович Босый. Иллюзорный мир обманчивый наш рутинный мир. Человек работает чтобы жить. Без радости, без гармонии. Везде существует условная любовь.

Открыв утром глаза, мы окунаемся в окружающий мир. Мы суетимся, спешим на работу, звоним по телефону, ссоримся с друзьями, делаем необходимые покупки. События и факты с неумолимым равнодушием сменяют друг друга. Весь день мы находимся в привычной колее обыденной жизни, реальной жизни, но при этом постоянно о чем-то думаем, размышляем.

Мир, в котором мы сейчас живем называется ирреальной жизнью. Ирреальность (иллюзия)- занимает важное место человеческой жизни, оставляя в ней простор для фантазии, за которым легко угадываются перспективы моделирования параллельной реальности. Данное положение применимо и к трактовке виртуальной реальности как «параллельной реальности» [Никульшина, 2013], что сближает такие дискурсивные практики, как сказочные, профетические и виртуальные (в Интернет коммуникации) [Левицкий, 2011]. Картина ирреального мира – это образ воображаемого мира, являющегося результатом умозрительной деятельности человека и характеризующего тип мышления, национальную логику восприятия и оценочность воображаемого носителями английского языка, отражающего восприятие, осмысление и понимание мира на разных этапах его развития, являясь своеобразным репрезентантом всей совокупности знаний человека о мире.

Осмысление ирреальности сквозь призму языка является существенным, поскольку такой подход обеспечивает возможность на достаточно объективной основе раскрыть в ее содержании то, что веками откладывалось и накапливалось в общенародном сознании. Ирреальность проявляется через смоделированный человеком ирреальный мир, эксплицированный единицами языка. Таким образом, ирреальный мир выступает продуктом интерпретационной деятельности человека; это смоделированное человеком

ACADEMIC RESEARCH IN EDUCATIONAL SCIENCES VOLUME 2 | ISSUE 8 | 2021

Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2021: 5.723 Directory Indexing of International Research Journals-CiteFactor 2020-21: 0.89

вследствие богатства его воображения и фантазии ментальное пространство, материализация которого осуществляется с помощью языкового знака. Ирреальные предметы «пассивные сами по себе, потому что жизнь, которую они получают, идет от нас» (людей – примечание А.Л.) [Sartre, et al 2004]. Таким путём происходит процесс их «анимации».

ОБСУЖДЕНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ

В романе Булгаков описывает воображаемый мир -это мир условии. Любовь с условием, существует дуальность людей. Свобода выбора в этой жизни, разделение добра и зла, белого и черного, хоро шего и плохого, вымышленного, материального жестокого мира.В романе видим ирреальный мир с приходом некого Волланда из другого невидимого реального мира. Воланд. Появившись в Москве, он выворачивает наизнанку действительность, обнажая ее ценности, истинные и мнимые. Воланд и его свита оказываются в роли своеобразного суда, приговор которого скоро, справедлив и приводится в исполнение немедленно. Но их задача заключается в том, чтобы извлечь из Москвы Маргариту, гения Мастера и его роман о Понтии Пилате. Хотя человечество считает, что ирреальный мир – это воображение, в этом мире живут все невидимые сущности, и астральный мир, сказочные герои и т.д.

Сначала героиня представляется читателю как обычная замужняя женщина, ведущая размеренный образ жизни. У неё было всё, что нужно для полноценного существования: богатый муж; обеспеченная жизнь; большая квартира. Маргарита хоть и не любила своего мужа, но уважала его и была верна. Но так было до того момента, пока она не встретила Мастера. Женщина сразу почувствовала, что это её любовь и судьба. Лишь посмотрев друг на друга, герои поняли, что прежней жизни для них больше не существует: Источник: https://nauka.club/literatura/mechta-i-realnost-master-i-margarita.html

Маргарита – возлюбленная творца, готовая ради него на все, даже посетить бал Сатаны. До встречи с главным героем была замужем за обеспеченным человеком, которого, впрочем, не любила.

Свое счастье она обрела только с Мастером, которого сама так и назвала, прочитав первые главы его будущего романа. Она стала его музой, вдохновляющей дальше творить. С героиней связана тема верности и преданности. Жители города какие же они люди?

«Очень образно прописаны в романе мечты и желания обычных жителей Москвы. На своём представлении Воланд говорит, что ничего не меняется со

ACADEMIC RESEARCH IN EDUCATIONAL SCIENCES VOLUME 2 | ISSUE 8 | 2021

Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2021: 5.723 Directory Indexing of International Research Journals-CiteFactor 2020-21: 0.89

временем. В какие бы века ни жили люди, их желания всегда неизменны: деньги;власть;похоть.»

Источник: https://nauka.club/literatura/mechta-i-realnost-master-i-rgarita.html Люди не понимают что материальные ценности не вечны. Они готовы на все чтобы получить это. Чтобы доказать это Воланд устраивает представление. «Он предлагает зрителям бесплатно поменять свою одежду на модели последней моды. Даже обеспеченные люди с радостью принимают его предложение, хоть уже имеют дорогие и красивые наряды. Только когда иллюзия рассеивается, все, кто преобразился, остаются голыми.» -Булгаков Мастер и Маргарита стр 46 Жадность показывает, что можешь остаться без всего еще в крайне не удобном положении. Любая мечта сбудется, если имеется духовная основа. Человек щедр когда он близко Творцу. Ирреальный мир не вечен. Чтобы увидеть и не ошибиться в каком мире мы живем, нам надо принимать себя какими мы есть., быть искренними, щедрым и умение прощать. Жизнь Маргариты с мужем жить в достатке это и есть пример ирреальной жизни. Мастер живет в страхе не в силах принять реального мира и поэтому находится в псих больнице.

Что означает реальный мир? Как автор описывает реальный мир в романе? Реальный мир, это который мы не видим глазами. А чувствуем сердцем. Реальная и ирреальная действительность. Вопрос, прежде всего, упирается в определение понятия «сознания». Что это такое? Можно описать простыми словами реальный мир это осознанный мир. Мы живем коллективно бессознательном мире и не можем увидать реального мира. Не надо придавать сознанию какое-то мистическое значение, возводя его в божественный ранг создателя всего сущего, создателя Вселенной. «Сознание» – есть реакция живого (скорее всего животного, хотя и не только) на воздействие среды. Это полезное свойство для сохранения жизни. С такой целью оно, сознание появилось в процессе эволюции и то, что оно помогает осваивать эту среду, подчинять ее носителю сознания (в первую очередь человеку) заслуга, скорей всего самой Природы. А разум это производная, не осознанное сознание. Все более отчетливее вырисовывается следующая картина, связанная с историей человечества.. Как прав был, когда говорил лауреат Нобелевской премии и пионер квантовой теории М.Планк что,» Все, о чем мы говорим, все, что мы видим как существующее, постулирует сознание». Другими словами, физическая реальность не может существовать без субъективности. Без сознания нет физической материи.(Разговор скорее всего идет об ирреальности квантового уровня, но и там дело не в сознании, а в нашем уровне познания). А

ACADEMIC RESEARCH IN EDUCATIONAL SCIENCES VOLUME 2 | ISSUE 8 | 2021

Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2021: 5.723 Directory Indexing of International Research Journals-CiteFactor 2020-21: 0.89

теперь главный вопрос: что такое реальная и ирреальная действительность? Физический мир можно условно разделить на три уровня: первый – микромир -мир мельчайших размеров квантового уровня, второй – макромир – мир вещей соизмеримых с размерами человека (примерно) от крупной молекулы до земного шара и третий – мегамир – мир звезд и галактик, мир больших расстояний и масс. Два последних мира макро и мега содержат реальные вещи и события.

Проще говоря, их можно увидеть, потрогать и т.д. они подчиняются законам классической физики, а в философском плане – законам формальной и диалектической логики. Реальный мир – тезис, ирреальный – антитезис, а синтез – тот мир который нас окружает- считают ученые мира. Образы Воланда, Иуеши, Маргариту которую любит Мастера безусловной любовью, Понтий Пилат относятся к реальному миру. Так как в реальном мире существует безусловная любовь, гармония, справедливость. Как прав был писатель рисуя реального и ирреального мира. Мы сейчас живем в ирреальном мире. К счастью появляются осознанные люди, которые помогут нам создать реальный мир. Надо отметить, что в Узбекистане широко и активно развивается филологическая школа [8], что позволяет говорить о большом интересе к изучению русской филологии и преподаванию это науки [9].

1. Булгаков Михаил Афанасьевич (1990) «Мастер и Маргарита» М. Булгаков. Собр. соч.: В 5 т. М.: Художественная литература, Т. 5. С.243.

2. Зарецкая, Н. Я. (2012). М. Булгаков: между мистикой и реальностью (по мотивам романа «Мастер и Маргарита»). Вестник Казанского технологического университета, 15 (1), 238-244.

3. Михайлова В.В., Соломатина А.С., Юрин К.И., & Михайлин В.В. (2016). Роман М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита” (к 125-летию со дня рождения писателя и 50-летию создания романа). Бюллетень медицинских интернет-конференций, 6 (5), 500-500.

4. Трубецкова Елена Геннадиевна (2015). Нелинейное пространство романа М. Булгакова “Мастер и Маргарита”. Известия высших учебных заведений. Прикладная нелинейная динамика, 23 (6), 60-73.

ACADEMIC RESEARCH IN EDUCATIONAL SCIENCES VOLUME 2 | ISSUE 8 | 2021

Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2021: 5.723 Directory Indexing of International Research Journals-CiteFactor 2020-21: 0.89

5. Екабсонс, А. В. Время и пространство в современной русской драматургии рубежа XX-XXI веков (Doctoral dissertation, Диссертация на соискание ученой степени доктора философии. Ташкент-2020).

6. Екабсонс, А. В. (2012). К вопросу о трансформации родовых признаков в современной драматургии. Вестник Челябинского государственного университета, (5 (259)).

7. Екабсонс, А. В. (2021). ЗАСТЫВШЕЕ ВРЕМЯ КАК ДОМИНАНТА ХРОНОТОПА ВЕЧНОСТИ В ПЬЕСЕ ОЛЕГА БОГАЕВА «РУССКАЯ НАРОДНАЯ ПОЧТА. КОМНАТА СМЕХА ДЛЯ ОДИНОКОГО ПЕНСИОНЕРА». СПЕЦИФИКА ДРАМАТИЧЕСКОГО ХРОНОТОПА. In Литературный процесс на рубеже XX-XXI веков (pp. 42-58).

8. Екабсонс, А. В. (2019). ДОМИК» КАК МЕТАФОРА ЗАЩИЩЕННОСТИ ОТ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА В РЕМЕЙК-ПЬЕСЕ МИХАИЛА УГАРОВА «ОБЛОМ OFF. ББК 81 П996, 110.

9. Екабсонс, А. В. Время и пространство в современной русской драматургии рубежа XX-XXI веков (Doctoral dissertation, Диссертация на соискание ученой степени доктора философии. Ташкент-2020).

10. Кононова, И. Ю. (2020). ВСТАВНЫЕ КОНСТРУКЦИИ В ПОВЕСТИ НМ КАРАМЗИНА «БЕДНАЯ ЛИЗА». М 34 Материалы международного научного форума «Образование. Наука., 92.

11. Кененбаев, Е. Т. (2021). Коммуникация и правомерность использования некоторых терминов, связанных с этим понятием. Вестник Челябинского государственного университета, (1 (447)), 73-81.

12. Кененбаев, Е. Т. (2019). Невербальная коммуникация в социальной жизни общества. International scientific review, (LXVII).

13. Тангирова, Г. И. (2021). МИФОЛОГИЧЕСКИЕ РЕМИНИСЦЕНЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ РУССКОЙ ПРОЗЕ (ПРОЗА АС ПЕТРУШЕВСКОЙ, Л. УЛИЦКОЙ, Н. БАЙТОВА). Scientific progress, 1(4).

14. Kasimova, A. B. (2021). СОПОСТАВИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЙ «ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ» И «ПОСТОРОННИЙ». Academic research in educational sciences, 2(6), 1384-1396.

15. Касимова, А. Б. (2021). ФИЛОСОФИЯ «ПУСТОТЫ» В РОМАНЕ «ЧАПАЕВ И ПУСТОТА». Экономика и социум, (1-2), 943-948.

16. Шакирова, Р. Р. (2020). КАТЕГОРИЯ ОДУШЕВЛЕННОСТИ-НЕОДУШЕВЛЕННОСТИ В СОВРЕМЕННОМ РУССКОМ ЯЗЫКЕ. Academic research in educational sciences, (4).

ACADEMIC RESEARCH IN EDUCATIONAL SCIENCES VOLUME 2 | ISSUE 8 | 2021

Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2021: 5.723 Directory Indexing of International Research Journals-CiteFactor 2020-21: 0.89

17. Калдыбаева, Д. О. (2021). МЕТОДЫ И ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ. Academic research in educational sciences, 2(4), 1379-1385.

18. Муратов, К. (2021). АНАЛИЗ СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ СИНТАКСИСА. Academic research in educational sciences, 2(4), 1371-1378.

19. Зиядуллаевна, Н. Г., & Тахировна, М. Т. (2020). Обучение студентов к иновационной педагогической деятельности на основе кластера. Суз санъати,(3).

20. Shagiyeva, N. (2020). The role of information technologies to teach Russian language. European Journal of Research and Reflection in Educational Sciences, 8(7).

21. Сергеева, Э. С. (2020). Приём понимания как один из способов интерпретации художественного текста. Academic research in educational sciences,(4).

22. Sergeyeva, E. (2020). Artistic Identity of L. Solovyov’s Novel “The Tale of Khodzha Nasreddin”. European Journal of Research and Reflection in Educational Sciences Vol, 8(6).

23. Sergeyeva, E. S. (2020). Adabiyot darslarida interfaol metodlardan foydalanish samarasi. Science and Education, 1(Special Issue 2), 121-126.

Философско-библейские мотивы в романе М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита”

Школьное сочинение

  • 1. “Рукописи не горят” (По роману М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита”)
  • 2. Авторская позиция в романе М.А. Булгакова “Мастер и Маргарита”

Все похожие сочинения (21) ↓

Русская литература XX века выросла из литературы века XIX, в которой значительное место уделялось евангельским мотивам. Но политические события в новой России наложили отпечаток на отношение к религии и церкви. Советское время ознаменовалось, помимо всего прочего, гонениями на церковь и ее служителей, в стране шла бурная антирелигиозная, атеистическая пропаганда, но какой бы методичной и целенаправленной она ни была, она так и не смогла разрушить в сознании людей многовековые традиции их предков. Евангельские мотивы стали ключевыми образами русской литературы XX века. Рожденные бурей революции, они возникали в произведениях самых гнетущих лет, неся людям откровение, веру, надежду.

К евангельским мотивам обращались в своем творчестве А. Блок и Б. Пастернак, А. Ахматова и М. Горький, И. Бунин и Л. Андреев и многие другие. Примечательно, что особое внимание русские писатели уделяли определенным моментам Евангелия — трагическому периоду от Великого понедельника до Пасхи. Чаще всего в их произведениях мы встречаем ссылки на распятие Христа и на дни Его страстей. И все же, несмотря на сходство взятых образов, авторы переосмысливают их по-разному.

В творчестве Михаила Булгакова отразились лучшие традиции отечественной прозы и наиболее высокие идеи мировой литературы. В своих произведениях он затрагивал самые актуальные, самые волнующие и жизненно важные вопросы. Булгаков стремился осветить глобальные темы истории, нравственности, морали. С уникальной философской глубиной подходил он к осмыслению практически всех вечных проблем человечества.

Роман “Мастер и Маргарита” стал своеобразной энциклопедией человеческих душ, исторических событий и библейских сюжетов. В нем органически соединились события в раннесоветской Москве и древнем Ершалаиме, драматическая история Мастера и его Маргариты и мистическое театральное действо — бал Воланда. Причем ершалаимская трагедия Иешуа Га-Ноцри и Понтия Пилата стала как бы мерилом всего человеческого, мерилом духовности, нравственности, морали. Булгаков не случайно переплетает романтические библейские мотивы и реалистическое повествование о московской жизни — в романе автор стремится не столько осмыслить и поведать людям историю Иешуа, сколько вдается в более глубокие философские исследования человеческой души. Евангельские мотивы тесно переплелись с текстом романа, который представляет собой как бы два Евангелия: авторское Евангелие “от Воланда” и Евангелие Мастера “от Иешуа”. История Иешуа зеркально отражается в окнах московских многоэтажек, во всем ходе мистерии, разыгравшейся в столице.

Действие “Мастера и Маргариты” разворачивается на Страстной неделе перед Пасхой, т. е. перед днем, когда, по преданию, воскрес Иисус Христос. Бал Воланда — это праздник прощения преступников, один из которых, по Евангелию, первым вошел в рай с Христом. Евангельская история зеркально отражается в событиях на Страстной неделе, в символике праздника Воланда: бал — Страсти по Христу, одеяние Воланда —: рубище Иисуса, череп барона Майгеля — череп Адама и т. д.

Москва становится центром нового Евангелия, городом обновления и надежд.

Но Булгакова занимают не столько сами евангельские события, сколько проблемы добра и зла и их взаимоотношения. В его прочтении евангельской истории Иешуа предстает не как Бог, но как человек. Не случайно Булгаков выводит здесь Христа под Его арамейским именем.

История 2000-летней давности открывается нам со страниц рукописи романа, который пишет Мастер. В этом романе он повествует о закате античной культуры и о начале христианской цивилизации. События разворачиваются в Страстную неделю — когда люди постятся, присутствуют на всех службах, когда открываются все человеческие грехи. Пытаясь приподнять завесу над истинной сущностью людей, Булгаков вводит в свое произведение образ Воланда, который фактически занимает место Бога и переворачивает на свой лад традиционную процедуру покаяния. Глазами Воланда автор с “точки зрения вечности” рассматривает все слабости и недостатки человеческие. Эти же недостатки писатель открывает и осуждает и в истории Иешуа и Понтия Пилата.

Никто не признает в Иешуа единственного пророка, его ученик — Левий Матвей — не представляет собой исключения. Сохранивший в себе черты евангельского апостола Матфея (сборщика податей), Левий представляет в своем лице сразу всех учеников, кроме Иуды. Даже слова, записанные им на пергаменте (“. Мы увидим чистую реку воды жизни. Человечество будет смотреть на солнце сквозь прозрачный кристалл”.”), взяты не из Евангелия, а из Откровения, следовательно, должны были быть записаны не Матфеем, но Иоанном. Кроме того, ученики Христа ждали, когда Он “придет во славе”. Левий Матвей не ждет этого, и заповедей Иешуа он не выполняет, угрожая зарезать Иуду из Кириафа. Да и главенствующее положение в мире занимает Воланд, князь тьмы.

Устами Иешуа Мастер упрекает современников в трусости, малодушии, в неспособности защитить собственное достоинство под напором диктатуры. Именно эту задачу ставил перед собой и Булгаков. К тому же судьба Мастера очень напоминает судьбу самого писателя. Как и перед Мастером, перед ним стояла непростая задача выжить во враждебных условиях и суметь при этом реализовать свой талант.

Как уже отмечалось, в “Мастере и Маргарите” поднимаются не только и не столько библейские вопросы, сколько проблемы философские, вечные. С помощью Библии автор старается переосмыслить борьбу добра и зла, преступление и последующие угрызения совести, казнь невиновного и ответственность за эту жестокость, бессмысленность предательства и бесплодные попытки искупить его наказанием зла. История Иешуа и Пилата воплощает в себе борьбу света и тьмы. Та же борьба происходит и в современной писателю Москве. Булгаков видит в Иешуа не столько Бога, сколько человека, чьи мысли и поступки могут быть присущи любому смертному. Он, так же как и каждый в этом мире, испытывает общечеловеческие чувства — от страха до страдания. И только сам человек способен разобраться в этих чувствах, управлять своей судьбой. Но какое бы направление ни избрал человек в жизни, все это контролирует Бог и потому наказание за грехи — справедливое наказание — обязательно настигнет грешника. Эту мысль автор проводит в истории Пилата — носителя “самого страшного порока” — трусости. Эту же мысль вкладывает он в уста Воланда. Трусость Понтия Пилата привела к гибели невиновного, и наказание за эту трусость несет именно Пилат. Однако прощен и Пилат и блудница Фрида, а Воланд выполняет просьбу Иешуа. Тьма же — обязательная часть мироздания, ведь если бы не было тьмы, что бы мы называли светом?

Булгаков пытается определить сущность добра и зла, а приходит все к одному и тому же: добро есть любовь, добро есть преданность; зло есть ненависть, трусость и предательство. Будь Маргарита хоть трижды ведьмой, она любит так, как могут любить немногие. Поэтому Левий просит, чтобы “. ту, которая любила и страдала. вы взяли бы тоже. “. Его слова перекликаются со словами Христа в Евангелии от Луки: “Прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много, а кому мало прощается, тот мало любит” (от Луки, 7:50). “Прощение и вечный приют” Пилата в романе — это акт доброты и свободы. И, как заключает Воланд, именно “на этом построен мир”.

И Мастер в своей рукописи, и Булгаков в своем романе возводят обычные житейские противоречия в высокую степень мирового зла. И автор, и его герой скорбят по утраченной духовности. Чтобы читатели поняли эту скорбь, прочувствовали, осознали, этот мир рассматривается во всех подробностях, в мельчайших деталях, чтобы не упустить главного, чтобы открыть людям путь к спасению, сохранению своего духовного мира.

Михаил Булгаков создал необыкновенное произведение, бесконечное, бескрайнее, как сама вечность.

Важнейшие, глобальные мировые вопросы, волновавшие писателя и освещенные им в романе “Мастер и Маргарита”, никогда не перестанут быть актуальными и никогда не станут менее острыми. Они всегда будут волновать читателей, заставлять снова и снова переосмысливать свою жизнь с точки зрения вечности, переосмысливать всю историю человечества в целом.

Аргументы по направлению «Мечта и реальность»

Сборник аргументов из литературы по направлению «Мечта и реальность» для итогового сочинения в 11 классе в 2019/2019 учебном году.

Основные тезисы:

  • Соотношение мечты и реальности (связь этих понятий, различия между концептами). Внутренние и внешние конфликты, возникающие при столкновении с действительностью.
  • Мечта: недостижимая, «мелкая», великая и т.д.
  • Мечта/желание/цель/фантазия…. Сходство и различия этих концептов.
  • Мечта, ее роль и функция в жизни человека (мобилизующая, демобилизующая и т.д.)
  • Типы мечтателей в литературе. Типы реалистов. Характеристика человека в зависимости от его мечты.
  • Мечта в утопии/антиутопии/фантастике. Антиутопия как жанр, в котором описываются последствия воплощения мечты об идеальном мире. Мечта в реализме, романтизме.

Аргументы «Мечта и реальность» (проблемы):

А. С. Пушкин «Капитанская дочка»

Только оставаясь верным своей мечте, ее можно воплотить в реальность, что подтверждает А. С. Пушкин в произведении «Капитанская дочка». Маша Миронова мечтала быть всегда рядом с Петром Гриневым и выйти за него замуж, но судьба постоянно разлучала ее с любимым. Первым препятствием стала клевета Алексея Швабрина, который сообщил Гриневу старшему, что бесприданница позарилась на богатства семьи Петра и хочет хитростью женить его на себе. Старик в ответ не одобрил брак сына с капитанской дочкой. После захвата Пугачевым Белогороской крепости Марья попадает в плен к Швабрину. Тот морит ее голодом и настаивает принять его предложение выйти замуж, но девушка не соглашается и ждет помощи от Петра. Когда Гринев освобождает Миронову, их снова настигает разлука – молодого офицера осуждают за помощь Пугачеву. Чтобы доказать ложность обвинений, Марья отправляется к самой императрице и спасает Петра от ссылки в Сибирь. Благодаря твердой вере в свою мечту Миронова воплощает ее в реальность: влюбленные становятся счастливыми супругами.

В этом же романе мы видим, что мечта может и не сбыться, если идти к ней нечестным путем. Швабрин проявил низость, подлость и лицемерие, чтобы заполучить Миронову в жены. Он намерено очернил репутацию девушки перед семьей ее возлюбленного Петра Гринева. Когда молодой офицер, отстаивая честь своей невесты, вызвал Швабрина на дуэль, тот использовал запрещенный прием и серьезно ранил соперника. Алексей продемонстрировал свою продажность при захвате бунтовщиками крепости – перешел на сторону Пугачева, предав товарищей и отечество. Его мечта была близка, как никогда: Марья стала его пленницей. Но и здесь Алексей показал себя человеком без высоких моральных принципов: унижал Миронову, морил голодом, принуждал стать его женой. На помощь девушке вовремя пришел Гринев, освободив ее из лап подлеца. Беспринципность и мерзость поступков Швабрина сделали его мечту недосягаемой.

Ф. М. Достоевский. «Преступление и наказание»

Мечта Родиона Раскольникова была благородной: исключенный из университета за неуплату студент хотел побороть социальную несправедливость, заставив зажиточных горожан поделиться своими богатствами с бедняками. Для этого ему пришлось встать на кривую дорожку: пойти на грабеж и убийство. Его жертвой становится старуха-процентщица, которая, по его мнению, не заслуживала жить: ростовщица обогащались, в то время как множество нищих бедствовали и умирали от голода. Но убийство не стало осуществлением мечты Родиона, а, наоборот, обрекло его на душевные мучения и угрызения совести. Из этого следует, что некоторых, даже благих желаний, стоит избегать, ведь их воплощение может стать бесповоротным нравственным падением и греховностью.

Несправедливость окружающего мира не стала препятствием для воплощения в реальность мечты Сони Мармеладовой – одной из главных героинь романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Самым большим желанием девушки было возвращение на путь праведный своего возлюбленного Родиона Раскольникова. Соня отправляется за молодым человеком на каторгу и там оказывает ему духовную поддержку, окружает нежностью и заботой. Загрубевшее сердце Родиона со временем смягчается, и он отказывается от своих идей ничтожности всего существующего, начав изучать Библию. Сильная вера во Всевышнего и мечту дают свой результат: Соне удалось «воскресить» возлюбленного к новой жизни и переосмыслению ценностей.

А. С. Пушкин. «Метель»

Главная героиня повести А. С. Пушкина «Метель» Марья Гавриловна влюблена в бедного армейского прапорщика и мечтает выйти за Владимира замуж, хотя ее родители против невыгодной партии. Пара решает тайно обвенчаться, но преградой становится разыгравшаяся метель. Из-за непогоды Владимир не успевает в церковь, а Марью по ошибке венчают с незнакомцем. Молодой человек впадает в отчаяние и уходит на войну, где погибает в сражении под Бородино. После смерти отца Марья становится завидной невестой, к которой начинают свататься женихи. Девушка скорбит о Владимире, бережно храня напоминающие о нем вещи. И тут на пути Марьи встречается тот самый «случайный» муж, офицер Бурмин. Между героями зарождается любовь, и они счастливы в браке. Таким образом, иногда реальность может стать лучше мечты.

Мечта Владимира из повести А. С. Пушкина «Метель» разрушилась, когда он узнал о венчании Марьи с другим мужчиной. Молодой человек падает духом, замыкается в себе, не проявляя попыток объясниться с возлюбленной. В отчаянии он уезжает на войну, где погибает в Бородинском сражении. Владимир не приложил никаких усилий на пути к своей мечте, поэтому ей не суждено было сбыться.

М. А. Булгаков. «Мастер и Маргарита»

Московский писатель Мастер мечтал выпустить главный в своей творческой карьере роман. Ради книги он ушел с работы и весь выигрыш в лотерею потратил на аренду и обустройство подвальчика на Арбате. Но Мастера постигло большое разочарование: опубликованный отрывок «антисоветского» романа о Понтии Пилате был жестоко раскритикован и запрещен для печати. Писатель сжигает рукописи, а после его запирают в психиатрическую больницу. Как видим, некоторые желания могут быть опасными: мечта в реальности привела Мастера к трагической судьбе.

В противоположность большой несбыточной мечте Булгаков приводит ничтожность желаний трусливых, завистливых и мелочных людей. На представлении в Варьете Воланд высмеивает тщеславие и материализм москвичей, воплощая в реальность их мечтания о статусе и богатстве. Со сцены на зрителей летят пачки купюр, а женщины облачаются в роскошные наряды. Несущественность таких стремлений открывается, когда дорогие одежды растворяются в воздухе, а деньги превращаются в бумажки.

Куда приводят мечты? Разбираем на основе вебинара по Мастеру и Маргарите

Л. Н. Толстой. «После бала»

На балу в доме своей возлюбленной Вареньки Иван Васильевич чувствует себя абсолютно счастливым: рядом с ним прекрасная девушка и ее великодушный отец, готовый на все ради дочери, даже носить самодельные сапоги. В нарядной комнате звучит великолепная музыка, все танцуют и веселятся. Ночь напролет Иван Васильевич наслаждается действом и, покидая дом губернатора, готов любить весь мир. Но утро поразило молодого студента ужасом: отец Вареньки участвует в бесчеловечных истязаниях над беглым солдатом. В то же мгновение мир в душе Ивана Васильевича перевернулся, и он больше не мог представить себя рядом с девушкой, у которой отец-тиран. Его мечта разбилась о жестокую реальность.

А. П. Чехов. «Ионыч»

Дмитрий Ионыч Старцев – земский врач в Дялиже. Молодой человек с удовольствием принимает пациентов, ходит пешком на вызовы, так как вначале не имеет даже лошади. При этом глухая провинция гнетет образованного интеллигента – жители села малограмоты и не способны поддержать беседу на серьезные темы. Но вскоре Ионыч начинает втягиваться и привыкать к обстановке. Материальные интересы выходят на первый план: Ионыч обзаводится повозкой с лошадьми, живет в достатке, играет в азартные игры, относясь к врачебной практике чисто как к источнику дохода, не более. Таким образом, Ионыч предает свою мечту, что сулит ему полную духовную деградацию.

Параллельно в рассказе А. П. Чехова мы видим крах мечты юной Катерины Туркиной, которая видела себя великой пианисткой. Ради карьеры девушка отвергла предложение руки и сердца молодого врача Дмитрия Старцева, о чем после пожалела. Годы, проведенные в столице, не дали результатов, и Котик не стала музыкантшей. Вернувшись домой, девушка осознает, что не имеет должного таланта и пытается напомнить Ионычу о его былых чувствах, но получает отказ. Честолюбие и слепое следование за мечтой приводит к тому, что Туркина остается одна, теряя с годами молодость и красоту.

И. С. Тургенев. «Дворянское гнездо»

Мечту Федора Лаврецкого об идеальной семье с Лизой Калитиной смогла разбить его бывшая жена Варвара Павловна – жадная к деньгам и чужому счастью женщина. Она не считается с чувствами мужа и не собирается уступать его кому-либо. Лаврецкий, разочарованный в женщинах после измены Варвары Павловны, встречает открытую и добрую Лизу, к которой у него зарождаются чувства. Девушка же не хочет быть помехой воссоединению семьи и уходит в монастырь. Лаврецкий смиренно принимает это решение и, чтобы остаться порядочным человеком, отказывается от личного счастья. Таким образом, мечту могут перечеркнуть непреодолимые обстоятельства, созданные подлыми людьми вроде Варвары Павловны.

А. Н. Островский. «Гроза»

Выйдя замуж, главная героиня драмы А. Н. Островского «Гроза» Катерина мечтает о счастливой супружеской жизни и теплых взаимоотношениях, какие были в ее семье. Но в реальности сталкивается с унижениями и страданиями, которые девушке приходится терпеть от деспотичной свекрови Кабанихи и бесхребетного, во всем потакающего своей матери мужа Тихона. Очередным разочарованием для Катерины стал разбивший ее сердце Борис, который отказался от их любви в угоду своему дядюшке. Мечтательная натура девушки не выдерживает жестокости окружающего мира, и она не видит иного выхода, как покончить жизнь самоубийством. Отсюда вывод: желания, не совпадающие с реальностью, могут привести к трагедии.

Чтобы воплотить свою мечту в жизнь, необходимо приложить усилия. А таким людям, как Тихон Кабанов из драмы А. Н. Островского «Гроза», бесхарактерным «маменькиным сынкам», это не дано. Женившись на Катерине, он мечтает о семейном уюте и гармонии, но не может поставить на место свою властную мать, которая постоянно вмешивается в жизнь молодых. Тихон покорно исполняет приказы Кабанихи и не говорит против ни слова, даже в защиту жены, чем вскоре и доводит несчастную супругу до самоубийства. Оплакивая Катерину, он винит во всем мать, хотя сам для воплощения своей мечты не сделал ничего.

Н. М. Карамзин. «Бедная Лиза»

Крестьянка Лиза, встретив дворянина Эраста, искренне его полюбила и мечтала стать его женой. Каждое свидание с молодым человеком укрепляло веру девушки в счастливое будущее. Но после случившейся близости в отношениях пары все переменилось. Эраст охладел к Лизе и вскоре уехал на войну. Девушка ждала возлюбленного и случайно увидела его в городе. Встреча оказалась роковой: Эраст признался, что помолвлен с другой, после чего Лиза совершила суицид. Таким образом, слепое следование за своей мечтой может привести к трагедии.

После встречи с Лизой Эраст решил, что наконец обрел истинное счастье. Девушка поразила молодого человека своей красотой и естественностью, и он поклялся ей в вечной любви. Но слабость его характера не позволила преодолеть сословное неравенство, и Эраст предпочел любви материальные выгоды. Предав свою мечту, он до конца своих дней был несчастным.

Н. В. Гоголь. «Невский проспект»

Столкновение мечты с реальностью ярко продемонстрировано в повести Н. В. Гоголя «Невский проспект». Герои произведения – два друга Пирогов и Пискарев. Поручик Пирогов не ставит перед собой высоких целей. Он легко отказывается от своих желаний, если на пути возникают какие-либо препятствия, не переживает в случае неудачи с женщинами. Другое дело возвышенный и утонченный художник Пискарев. Он живет в придуманном им мире, где все люди идеальны и непорочны. Встретив на Невском проспекте девушку легкого поведения, художник считает, что своей любовью сможет вернуть ее на путь праведный. Но, услышав в ответ лишь насмешки, совершает суицид. Разное восприятие реальности приводит к тому, что одни живут на уровне животных инстинктов, другие витают в облаках и не желают объективно оценивать окружающую действительность.

Ссылка на основную публикацию