«Максим Максимыч» – краткое содержание главы из романа «Герой нашего времени»

Краткое содержание «Максим Максимыч»

Средняя оценка: 4.3

Всего получено оценок: 2015.

О произведении

Глава «Максим Максимыч» Лермонтова – хронологическое и сюжетное продолжение истории о Бэле и вторая часть романа «Герой нашего времени». Данная глава представляет особую ценность, поскольку в ней раскрывается истинная сущность Печорина.

В этой главе главный герой показан со стороны, читатель знакомится с его внешним видом. Повествование ведётся от имени путешественника-рассказчика.

Для лучшей подготовки к уроку литературы рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Максим Максимыч» на нашем сайте. Пересказ главы пригодится и для читательского дневника.

Место и время действия

События этой главы романа происходят в начале XIX века в России, во Владикавказе.

Главные герои

  • Максим Максимыч – пятидесятилетний штабс-капитан, моложавый, открытый, порядочный мужчина.
  • Печорин Григорий Александрович – офицер лет тридцати, закрытый, своевольный, холодный человек.

Другие персонажи

  • Рассказчик – путешественник, приятель Максима Максимыча.

Краткое содержание

Продолжая свое путешествие по Кавказу, рассказчику вновь довелось встретиться с Максим Максимычем. Судьба свела их на постоялом дворе, и они вместе отужинали, словно старые приятели.

Увидев, как во дворе остановилась щегольского вида коляска, они решили узнать, кого занесло в этот отдаленный уголок. Выяснилось, что коляска принадлежит Печорину, и это известие очень обрадовало Максима Максимыча. Он попросил лакея передать хозяину, что его хочет видеть его старый знакомый штабс-капитан. Он думал, что Печорин обрадуется и тут же прибежит поздороваться.

Рассказчик « также с некоторым нетерпением ждал появления этого Печорина ». Личность молодого офицера заинтриговала его еще по предыдущим рассказам Максима Максимыча. Однако тот не собирался наносить визит, и « явно было, что старика огорчало небрежение Печорина ». Он не спал всю ночь, ожидая появления старого друга, и никак не мог взять в толк, отчего тот не спешит увидеться с ним.

На следующее утро появился Печорин, и рассказчик получил возможность внимательно его разглядеть. Это был стройный молодой человек среднего роста, с маленькими аристократическими руками. Походка его была ленивой и небрежной, но во время ходьбы он никогда не размахивал руками – « верный признак некоторой скрытности характера ». При первом взгляде на Печорина ему можно было дать не больше двадцати трех лет, но, присмотревшись, было видно, что мужчина пересек тридцатилетний рубеж. Позы его были несколько изнеженными и томными, а в « улыбке было что-то детское ». Черные усы и брови в сочетании со светлыми кудрями выдавали в нем породу, « как черная грива и черный хвост у белой лошади ».

Но особого внимания заслуживали его глаза, которые « не смеялись, когда он смеялся ». Холодный, ослепительный их блеск был подобен « блеску гладкой стали» , а взгляд был неизменно тяжелым и проницательным. В целом Печорин был весьма недурен собой, и « имел одну из тех оригинальных физиономий, которые особенно нравятся женщинам светским ».

Утром Максим Максимыч отправился по служебным делам к коменданту. Увидев, что Печорину уже закладывают коляску, рассказчик отправил мальчишку позвать старого офицера. Максим Максимыч бежал изо всех сил, боясь опоздать. Он хотел было радостно броситься в объятия Печорину, но молодой человек лишь протянул ему руку, « довольно холодно, хотя с приветливой улыбкой ». Он рассказал, что все это время скучал, а теперь держит путь в Персию и не намерен задерживаться здесь. На вопрос о Бэле Печорин « чуть-чуть побледнел и отвернулся », а затем принужденно зевнул.

Старик принялся умолять Печорина остаться хоть ненадолго, чтобы поговорить, вспомнить былое. Однако офицер вежливо, но решительно отказался от совместного обеда, на котором так настаивал Максим Максимыч. Он сказал, что « всякому своя дорога », и попросил не держать на него зла.

Максим Максимыч хотел было отнести Печорину его бумаги, оставшиеся еще со времен их совместного пребывания в крепости, но молодому человеку они оказались не нужны. На вопрос, когда он вернется из Персии, « Печорин сделал знак рукой, который можно было перевести следующим образом: вряд ли! да и зачем. ».

Старик не ожидал подобного равнодушия, он « был печален и сердит, хотя старался скрыть это ». Пренебрежение Печорина глубоко ранило его, ведь он почитал молодого человека своим старым другом, с которым было немало пережито. Максим Максимыч предрек Печорину дурную кончину, которая ожидает всех, « кто старых друзей забывает ».

Рассказчик поинтересовался у штабс-капитана, что он намерен сделать с записками Печорина, и тот ответил, что велит « наделать патронов ». Рассказчик попросил передать ему бумаги молодого офицера, который так заинтересовал его. Максим Максимыч согласился и с нескрываемым презрением принялся швырять на землю тетради своего бывшего друга. « В его досаде было что-то детское », и в эту минуту старик невольно вызывал к себе чувство жалости.

Рассказчик схватил бумаги, и « поскорее унес их, боясь, чтоб штабс-капитан не раскаялся ». Простились они довольно холодно: Максим Максимыч никак не мог прийти в себя после унижения от встречи с Печориным. Было грустно наблюдать, как некогда открытый и дружелюбный офицер « сделался упрямым, сварливым штабс-капитаном ». Рассказчику стало ясно, что, утратив веру в дружбу, Максим Максимыч навсегда закроет свое сердце и душу для новых знакомств.

Заключение

Главная мысль произведения заключается в том, чтобы бережно относиться к чувствам других людей, особенно старшего поколения. Утраченные мечты и иллюзии им уже нечем заменить, и их доброе расположение нужно уважать.

После ознакомления с кратким пересказом «Максим Максимыч» рекомендуем прочитать произведение Лермонтова в полной версии.

Тест по произведению

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Краткое содержание Лермонтов Максим Максимыч (глава из Героя нашего времени)

Автор поселился в гостинице во Владыкавказе, где и должен был прожить дня три, пока не придет оказия – это полроты солдат-пехотинцев и несколько пушек, под прикрытием которых шли обозы.

На второй день пребывания автора во Владыкавказе неожиданно приехал Максим Максимыч. Оба были рады встретиться вновь и автор предложил Максиму Максимычу поселиться в его комнате.

Максим Максимыч оказался хорошим поваром: ему удалось отлично зажарить фазана. Поужинав и выпив бутылку кахетинского, приятели уселись, закурив каждый свою трубку.

Довольно долго просидели они молча, уже вечерело. Вдруг во двор гостиницы въехала нарядная коляска, за которой шел слуга франтоватого вида.

Максима Максимыча заинтересовало, чья это коляска. На его вопрос лакей нехотя ответил, что коляска принадлежит Печорину, а сам хозяин остался на ужин и ночлег у полковника Н. Максим Максимыч пришел в радостное возбуждение – ведь он считал Печорина своим закадычным другом. Дав лакею денег, штабс-капитан велел немедленно пойти к Печорину и сообщить ему о том, что Максим Максимыч здесь. Лакей обещал выполнить просьбу старика.

Максим Максимыч был уверен, что его друг прибежит сейчас же, и очень жалел о том, что не может пойти к полковнику Н., потому что не знаком с ним. В радостном нетерпении Максим Максимыч уселся на лавочку, чтобы не пропустить приход Печорина. Так просидел он час. Автор предложил ему выпить чаю, но штабс-капитан не захотел покидать свой пост.

Сидел он долго, но так и не дождался своего друга. Вернувшись в гостиницу, старик сердито кряхтел, швырял трубку и с трудом уснул.

Рано утром Максим Максимыч снова сидел на лавочке. Ему надо было отойти к коменданту, но он не решался уходить далеко. Потом старик попросил автора послать за ним, если появится Печорин и отправился по служебным делам.

Через десять минут после ухода Максима Максимыча в сопровождении полковника Н. пришел долгожданный друг штабс-капитана. Немедленно послали за стариком.

Лакей Печорина сообщил хозяину, что скоро будут закладывать. Тот отдал ему указания и опустился на скамью, закурив сигару.

Автор стал разглядывать этого господина. Он был человеком среднего роста, широкоплечий и стройный. Одет очень аккуратно и даже изысканно. Его волосы были белокуры, а усы и брови – черны, что говорило о породе в человеке. Примечательно было то, что глаза его не смеялись, когда сам он смеялся. В общем, человек он был весьма приятной наружности, а лицо из тех, что нравятся светским женщинам.

Когда лошади уже были готовы, Максима Максимыча все еще не было. Автор подошел к Печорину и попросил его дождаться старого приятеля. И тут же они увидели мчащегося через площадь штабс-капитана. Тот тяжело дышал и обливался потом. Он собирался крепко обнять друга, но тот лишь протянул старику руку. Максим Максимыч был ошарашен, но потом с жаром начал жать руку.

Печорин безразлично поинтересовался делами штабс-капитана, сообщил, что сам едет в Персию и собрался уезжать. Максим Максимыч стал уговаривать его остаться на пару часов, поговорить. Печорин отказался, сказав, что им не о чем говорить.

Старик был очень обижен и разочарован – не такой встречи он ожидал. Даже прощаясь с автором, он был холоден и сварлив.

Эта глава учит тому, что нельзя забывать старых друзей, а так же напоминает, что к старикам нужно быть добрыми и внимательными.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Лермонтов. Все произведения

  • Ашик-Кериб
  • Беглец
  • Бородино
  • Боярин Орша
  • Бэла
  • Вадим
  • Валерик
  • Воздушный корабль
  • Герой нашего времени
  • Герой нашего времени по главам
  • Демон
  • История создания Мцыри
  • Кавказский пленник
  • Княгиня Лиговская
  • Княжна Мери
  • Люди и страсти
  • Максим Максимыч
  • Маскарад
  • Морская царевна
  • Мцыри
  • Парус
  • Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова
  • Пленный рыцарь
  • Родина
  • Русалка
  • Смерть поэта
  • Тамань
  • Тамбовская казначейша
  • Три пальмы
  • Тучи
  • Утёс
  • Фаталист

Максим Максимыч. Картинка к рассказу

Сейчас читают

Повествование ведется от первого лица. Юлия Васильевна работает гувернанткой. Она обучает детей рассказчика. Однажды рассказчик вызвал ее к себе в кабинет, для того чтобы выплатить ей заработную плату.

Издавна повелось, что крупные злодейства входят в Историю и вызывают восхищение. А малые называют срамными и ничего, кроме насмешек, они не получают.

Рассказ начинается в январе в 1919 году. Из вокзала Иваново – Вознесенска тронулся поезд с отрядом рабочих. На проводы пришли все товарищи из заводов и фабрик. На проводах выступают ораторы.

Повесть начинается с того, что в вагоне поезда идет беседа о любви, женщинах и браке. У каждого участвующего в споре свое мнение и одна дама говорит, что любовь придает браку смысл.

Русский писатель Василий Иванович Белов родился в октябре 30-х годах прошлого столетия, в деревушке Тимониха. Его батюшка Иван Фёдорович Белов, сражался на Великой Отечественной войне и трагически погиб

Кратко «Максим Максимыч» из романа «Герой нашего времени».

Глава романа М. Ю. Лермонтова «Максим Максимыч» – самая короткая, но очень глубокая по содержанию, продолжение главы «Бэла».

Сюжет: Старые знакомые штабс-капитан Максим Максимыч и Печорин случайно встречаются в кавказском гостевом доме. Искренняя радость штабс-капитана разбивается о холодность и равнодушие Печорина. Герои расстаются, словно совершенно чужие люди. За всем этим наблюдает рассказчик (путешественник).

Очень краткий пересказ главы «Максим Максимыч» из романа «Герой нашего времени».

Продолжая свое путешествие, рассказчик направляется по делам во Владикавказ (Владыкавказ), добравшись до этого города, останавливается в небольшой гостинице. На следующее утро в гостиницу прибывает его знакомый – штабс-капитан Максим Максимыч. Приятели принимают решение ждать «оказии» (то есть возможности ехать дальше до Екатеринбурга под прикрытием военных), разместившись в одной комнате.

Вечером на этот же постоялый двор приезжает еще один знакомый Максима Максимыча – Григорий Александрович Печорин. Штабс-капитан чрезвычайно рад, ждет, когда Печорин зайдет к нему в гости. Но тот не торопится. Наконец утром следующего дня они встречаются – почти случайно, Печорин уже уезжает. Максим Максимыч бросается к нему, радуясь всей душой, но Печорин оказывает старику холодный прием, никак не давая понять, что их связывает общее прошлое, почти дружба. Печорин уезжает первым.

Штабс-капитан отдает в полное распоряжение рассказчику записки Печорина, которые он бережно хранил несколько лет, надеясь вернуть Григорию Александровичу. Выясняется, что ради того, чтобы увидеть Печорина, Максим Максимыч пренебрег своими служебными обязанностями, и поэтому ему придется еще задержаться и объясняться с комендантом. Хотя ожидаемая «оказия» подошла, Максим Максимыч отказывается ехать и остается. Он очень расстроен поведением Печорина, буквально до слез. Рассказчик дальше отправляется один.

Главные герои и их характеристика:

  • Максим Максимыч – штабс-капитан, мужчина в возрасте, но еще крепкий и сильный, с богатым жизненным опытом.Человек добрый, чувствительный, способный на сильные чувства. Он умеет ценить дружбу, хранить верность.
  • Григорий Александрович Печорин –молодой, из тех представителей сильного пола, которые, по замечанию рассказчика, нравятся женщинам. Стройный, среднего роста, широкоплечий. Щеголь: под пыльным дорожным сюртуком у него «ослепительно белое белье». При походке не размахивал руками, что говорит о скрытности характера. Обладал детской улыбкой, но глаза, как отмечает рассказчик, «не смеялись, когда он смеялся». Проявлял интерес к людям – но интерес холодный. Человек либо злого нрава, либо пребывающего в состоянии глубокой грусти, как отмечает рассказчик.

Второстепенные герои и их характеристика:

  • Рассказчик – молодой мужчина путешественник. Охотно забирает у штабс-капитана записки Печорина. Внимательный, наблюдательный, не слишком приспособленный к быту.
  • Лакей Печорина – важный, ощущающий себя принадлежащим к богатому дому, не испытывающий особого уважения к простым и непритязательным, вроде Максима Максимыча, господам. Корчит «презрительную мину», когда штабс-капитан обещает ему дать денег на водку. У него «большие усы», одет в венгерку – то есть выглядит слишком важным для своей скромной должности.

Краткое содержание главы «Максим Максимыч» подробно.

Рассказчик, продолжая свое путешествие, проезжает по территории Кавказа. Прибывает во Владыкавказ и останавливается там на несколько дней в ожидании «оказии». Как только она прибудет, можно будет сниматься с места и ехать дальше в Екатеринбург. Пока рассказчик скучает и раздумывает о старом знакомом Максиме Максимыче, тот неожиданно также приезжает во Владыкавказ и остается на постой в том же гостевом доме.

Рассказчик и Максим Максимыч рады друг другу. Штабс-капитан мастерски зажаривает фазана, приятели откупоривают вино и проводят вечер за неторопливой беседой. Тут во двор въезжает роскошная коляска. Максим Максимыч, справившись у лакея, узнает, что это коляска Григория Александровича Печорина. Печорин и Максим Максимыч одно время жили вместе в крепости, их связывает грустная история горянки Бэлы, погибшей фактически по вине Печорина. Им есть что вспомнить.

Штабс-капитан взволнован. Он просит лакея поскорее сказать о себе Печорину. Обещает дать на водку за услугу. Однако спесивый слуга не торопится исполнять просьбу. Когда он все же уходит, Максим Максимыч занимает пост за воротами дома на скамейке и ждет. Рассказчик пьет чай, зовет его присоединиться. Но штабс-капитан отказывается, продолжает с нетерпением сидеть на том же месте в глубокой задумчивости. Он уверен: Печорин, едва услышит о нем, немедленно прибежит.

Вечер проходит, становится холодно. Максим Максимыч возвращается в дом. Мужчины укладываются спать, однако штабс-капитану не спится: он все думает о Печорине. Рано утром он просит своего молодого соседа: «Если Печорин придет, пошлите за мной». Сам же с юношеской прыткостью и скоростью бежит по служебной надобности к коменданту, чтобы скорей вернуться.

Рассказчик выходит на улицу. Появляется наконец Печорин. Путешественник немедленно отправляет гонца за Максим Максимычем, а сам с любопытством изучает молодого офицера. Он производит двоякое впечатление: волевой и решительный – но в то же время вдруг расслабленно распускается, точно уставшая тридцатилетняя кокетка после бала. У него детская улыбка – но когда она блуждает на лице, глаза не улыбаются, остаются холодными и проницательными. Печорин кажется рассказчику человеком или злого нрава, или переживающим какую-то глубоко личную драму.

Рассказчик понимает, что Печорин вот-вот уедет, и напоминает офицеру о Максим Максимыче, который страстно желает увидеться с прежним сослуживцем. Печорин будто встряхивается, вспоминает и восклицает: «Ах, точно!…Но где же он?».

В этот момент все замечают Максим Максимыча. Пожилой штабс-капитан спешит к Печорину почти бегом. Седые волосы его взмокли. Наконец, поравнявшись со старым другом, Максим Максимыч хотел кинуться на шею ему, но был остановлен холодным отстраненным приветствием.

Между ними начинается разговор, Максим Максимыч засыпает своего визави вопросами, стараясь пробудить его интерес. Но Печорин по-прежнему равнодушен. Лишь при упоминании о Бэле он немного побледнел, но тотчас постарался скрыть свою эмоциональную реакцию за притворным зевком.

Беседа не клеится, Печорину, похоже, все равно, что стало с его прежним другом. Он намерен уехать, так как лошади его готовы. Ответив отказом на предложение Максим Максимыча задержаться на пару дней, чтобы вдоволь наговориться, вспомнить былое, Печорин садится в коляску, делая рукой прощальный жест. Он едет в Персию. Максим Максимыч хотел было отдать Печорину его записки, которые бережно хранил с момента их расставания и возил всегда с собой, надеясь на случайную встречу. Но Печорин отказывается от них и равнодушно предлагает делать с ними все что угодно.

Максим Максимыч очень обижен. Из добродушного приветливого человека он тут же стал сварливым штабс-капитаном, ворчащим на всю современную молодежь, которая не помнит и не ценит дружбу.

Записки Печорина он отдает рассказчику. Штабс-капитан задет до глубины души поведением Печорина. Совсем недавно офицер говорил о своей с ним дружбе, а теперь с раздражением упоминает имя прежнего приятеля. Глаза его наполнялись слезами – так было ему обидно и больно.

Часть гнева невольно он переносит на рассказчика, упрекая все молодое, выросшее в роскоши, поколение в черствости. Путешественник понимает чувства пожилого офицера. Максим Максимыч ощущает глубокую душевную боль. Печорин своим равнодушием разбил все представления Максима Максимыча о настоящей дружбе. Жизненный опыт подсказывает штабс-капитану, что с такими людьми, как Печорин, жизнь рано или поздно обойдется жестоко. Ему горько это осознавать, но изменить он ничего не может.

В это время приходит известие, что «оказия» пришла, можно ехать. Но выясняется, что Максим Максимыч принес в жертву старой дружбе служебные дела: поспешив к Печорину, так и не побывал у коменданта. Поэтому он остается, а рассказчик уезжает дальше один.

Так заканчивается глава «Максим Максимыч, главный герой которой вызывает у читателя искренне сочувствие. Максим Максимыч и Печорин – люди совершено разные, их миры никогда не соединятся.

Краткое содержание главы «Максим Максимыч» из романа Лермонтова

Роман Лермонтова «Герой нашего времени» был целиком издан в 1840 году. Некоторые главы публиковались ранее отдельными повестями — «Бэла», «Фаталист», «Тамань». Впервые стали доступны к прочтению «Княжна Мери», предисловие к «Журналу Печорина», «Максим Максимыч». Краткое содержание последней в списке главы дает представление о характере главного героя романа Григория Печорина с точки зрения человека, знакомого с ним лишь по рассказам сослуживца.

  1. Чужая душа — потемки
  2. Прибытие во Владикавказ
  3. Вторая встреча со старым служакой
  4. Преждевременная радость
  5. Образ Печорина глазами рассказчика
  6. Восторг и равнодушие
  7. Оставленные записки

Чужая душа — потемки

Повествование переносит читателя на Кавказ, где сначала ослабевает, а затем вновь разгорается военный конфликт с горскими племенами. Здесь происходит знакомство молодого офицера (автора), возвращающегося из Тифлиса, с пожилым штабс-капитаном Максим Максимычем. Читать «Героя нашего времени» можно с любой главы, так как роман представляет собой сборник историй, фактически не связанных между собой сюжетом и хронологией событий.

Так, эта глава, вынесенная на вторую позицию, вполне могла стать завершающей. Однако автор предлагает читателю сформировать предварительное мнение о Печорине через восприятие:

  • человека, считавшего себя близким другом основного персонажа;
  • случайного свидетеля встречи старых знакомых;
  • описания внешности и поведения героя посторонним лицом.

Лермонтов словно предлагает читателю испытать правильность выбранной позиции последующей «исповедью» Печерина, которая писалась «без желания возбудить участие или удивление».

Краткий пересказ сохраняет сюжетную линию истории, в которой автор в первый и последний раз встречается с главным героем романа.

Прибытие во Владикавказ

Расставшись с новым знакомым, молодой офицер, путешествующий налегке, добирается до Владикавказа, где вынужден временно остановиться в ожидании «оказии». Термин подразумевал военное сопровождение гражданского обоза, состоящее из полуроты солдат и пушки, через мятежную Кабарду до Екатеринограда.

Гостиница, предоставленная ожидающим оказию, иных услуг, кроме ночлега, не предоставляла. Три инвалида, на попечении которых находилось заведение, по причине глупости и пьянства не занимались организацией питания.

Предполагалось, что возможность дальнейшего передвижения откроется через три дня. На досуге автор решил записать историю, вошедшую в первую главу романа. Она была услышана от штабс-капитана и повествовала об увлечении Печорина дочерью черкесского князя Бэлой, завершившимся трагедией — гибелью княжны.

Вторая встреча со старым служакой

Ранним утром следующего дня во двор гостиницы въехала повозка, с которой прибыл Максим Максимыч, сопровождавший «казенный груз». Наши герои встретились как старинные друзья и расположились в одной комнате.

Бывалый воин проявил «поваренное искусство» и отлично приготовил на огне фазана, которого друзья запили «бутылкой кахетинского». Оба набили и закурили трубки. Старый офицер расположился у огня, а молодой созерцал открывающийся из окна горный пейзаж.

Ближе к вечеру в город прибыло несколько повозок, среди которых выделялась пустая «щегольская дорожная коляска». За коляской шел лакей, «явно балованный» и с «ухарскими замашками». Как пояснил один из сопровождающих, это и была оказия, отправляющаяся в обратный путь завтра.

Офицеры спустились, чтобы развеять любопытство, возникшее по поводу хозяина «чудесной коляски». Слуга, заносивший в комнату багаж, пояснил, что экипаж принадлежит Печорину, который остановился у полковника Н…

Преждевременная радость

Услышав фамилию Печорина, штабс-капитан необычайно оживился. Он спросил у слуги имя и отчество господина, а затем, утвердившись в догадках, просил передать «закадычному» другу, «что здесь Максим Максимыч». Старый военный был убежден, что Печорин «сейчас прибежит» и уселся ожидать «приятеля» на скамейке за воротами гостиницы.

Просидел он там очень долго, забежав в комнату только раз, чтобы выпить чашку чая. Автор уже благополучно спал, когда вернувшийся старик разбудил его беспокойным поведением:

  • хождением по комнате;
  • шевырянием в печи;
  • кашлем и ворчанием.

Хоть рано поднялся молодой офицер, а Максим Максимыч уже сидел на скамейке. Ему было необходимо «сходить к коменданту», но, опасаясь разминуться с Печориным, он просил послать человека, если последний объявится.

Образ Печорина глазами рассказчика

Не прошло и десяти минут, как на площади в сопровождении полковника Н… появился «тот, которого ожидали». Полковник простился с Печориным и «поворотил в крепость». Вышедший навстречу Печорину слуга доложил о скорой готовности к отъезду, после чего его господин присел на скамью. Рассказчик имел хорошую возможность рассмотреть внешность и поведение приятеля Максим Максимыча:

  1. Небрежная и ленивая походка.
  2. Крепкое телосложение и стройность, средний рост.
  3. Аристократические кисти рук с худыми и бледными пальцами.
  4. Улыбка с присутствием чего-то «детского».
  5. Нежная кожа, «белокурые волосы», «благородный лоб».
  6. «Признак породы» — черные усы и брови.
  7. Ослепительно белые зубы и «карие глаза».

Отмечая, что глаза Печерина оставались холодными, даже если он смеялся, наблюдатель предполагает, что это «признак глубокой грусти или злого нрава». «Холодный взгляд» этих глаз был «равнодушным, проницательным и тяжелым», оставляющим впечатление «нескромного вопроса».

Восторг и равнодушие

Когда лошади персонажа были уже заложены, а штабс-капитана еще не было видно, молодой офицер подошел к Печорину и предложил подождать «старого приятеля». Как оказалось, тот был оповещен еще с вечера, но вспомнил о бывшем сослуживце только теперь и осведомился: «Где же он?».

В это время оба увидели старого служаку, который задохнулся от быстрого бега. Лицо его было мокрым от пота, а «колени дрожали». Он хотел было обнять Печорина, но наткнулся на «довольно холодно протянутую руку». Штабс-капитан сначала «остолбенел», но потом с энтузиазмом «схватил руку», засыпав Печорина вопросами.

Последний отвечал кратко, «принужденно зевая», а потом и вовсе сообщил, что ему пора ехать дальше — «в Персию», чем несказанно огорчил старика. Максим Максимыч еще пытался уговорить Печорина подождать с отъездом, чтобы отметить встречу и вспомнить былое, но тот категорически отверг предложение и немедленно тронулся в путь.

На глазах обидевшегося старика сверкнула «слеза досады», хотя он и пытался принять безразличный вид. Он глубоко поражен равнодушием бывшего друга и огорченно рассуждает о «нынешнем веке», в котором чиновность и богатство ценятся больше, чем старинное «приятельство».

Оставленные записки

Автор, присутствующий при сцене прощания, слышал, как штабс-капитан напомнил отъезжающему о бумагах, которые уже несколько лет он возит с собой в надежде передать при встрече. Печорин равнодушно позволил делать с записями что угодно.

Молодой офицер возгорелся желанием ознакомиться с записками заинтриговавшего его человека. Услышав, что Максим Максимыч собирается из них «наделать патронов», рассказчик выпрашивает бумаги у раздосадованного старика.

Собираясь в путь, офицер замечает, что штабс-капитан не делает приготовлений к отъезду. Оказалось, что, спеша на встречу с Печориным, он не дождался коменданта, возможно, впервые в жизни поставив дела личные выше служебных.

Автор отъезжает один, увозя журнал, содержание которого он положил впоследствии в основу романа.

«Максим Максимыч»: краткое содержание главы из «Героя нашего времени»

«Максим Максимыч» – глава-повесть из романа Лермонтова «Герой нашего времени». Краткое содержание, подробное изложение с цитатами: встреча штабс-капитана с Печориным. Образ и характеристика героя, Максим Максимыч и Печорин, Бэла.

«Максим Максимыч» — вторая из глав-повестей в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

Штабс-капитан Максим Максимыч после нескольких лет разлуки встречает вышедшего в отставку прапорщика Григория Александровича Печорина, с которым служил в крепости во время трагической истории с черкешенкой Бэлой. Максим Максимыч думает, что Печорин будет рад старому приятелю, но тот разговаривает со штабс-капитаном очень холодно и сразу уезжает. Добросердечный Максим Максимыч расстроен до слез.

«Максим Максимыч». Подробное изложение

В конце главы «Бэла» рассказчик после совместного путешествия расстается со штабс-капитаном Максимом Максимычем, не надеясь увидеть его снова, и вскоре прибывает во Владикавказ.

Но в городе ему приходится три дня ждать «оказии» — армейского прикрытия, «с которыми ходят обозы через Кабарду… в Екатериноград». На другой день приезжает и Максим Максимыч, они с рассказчиком встречаются как старые приятели.

Появляется и «оказия»: среди простых повозок выделяется щегольская дорожная коляска. От заносчивого слуги офицеры узнают, что хозяин чудесной коляски — Печорин. Максим Максимыч очень обрадован: «Мы с твоим барином были друзья закадычные». Он велит слуге передать Печорину, что «здесь Максим Максимыч», и выражает уверенность, что тот «сейчас прибежит».

Максим Максимыч садится ждать приятеля у ворот гостиницы. Но время идет, а того все нет: «Явно было, что старика огорчало небрежение Печорина, и тем более, что он мне недавно говорил о своей с ним дружбе и еще час тому назад был уверен, что он прибежит, как только услышит его имя». Не дождавшись Печорина, штабс-капитан долго ворочается перед сном, будто его кусают клопы.

Иллюстрация В.И. Комарова

На следующее утро Максим Максимыч отправляется к коменданту по служебным делам и просит позвать его, когда объявится Печорин. Действительно, вскоре рассказчик замечает Печорина — тот уже готовится к отъезду — и посылает за штабс-капитаном.

Приводится подробный портрет Печорина: это был молодой мужчина среднего роста, стройный, но крепкого сложения; красивый лицом; бледный, с маленькими руками и тонкими пальцами; «в его улыбке было что-то детское». «Несмотря на светлый цвет его волос, усы его и брови были черные — признак породы в человеке, так, как черная грива и черный хвост у белой лошади». А еще его глаза «не смеялись, когда он смеялся», отмечает рассказчик: «это признак — или злого нрава, или глубокой постоянной грусти».

Иллюстрация Миграна Сосояна

Печорин уже готовится сесть в коляску и ехать, когда со всех ног прибегает Максим Максимыч: «Он хотел кинуться на шею Печорину, но тот довольно холодно, хотя с приветливой улыбкой, протянул ему руку».

Печорин держится предельно спокойно, на вопросы Максима Максимыча отвечает коротко. Он в отставке, сейчас едет в Персию. На вопрос, помнит ли он о Бэле, Печорин отвечает, зевая: «Да, помню».

Он отказывается задержаться во Владикавказе еще на пару часов, чтобы пообедать и поговорить со старым знакомым: «Право, мне нечего рассказывать, дорогой Максим Максимыч. Однако прощайте, мне пора. я спешу. Благодарю, что не забыли…»

Он садится в коляску. Максим Максимыч вдруг вспоминает, что давно уже возит с собой бумаги Печорина. Но тот сообщает, что бумаги эти ему не нужны. Его коляска вскоре скрывается из виду: «Давно уж не слышно было ни звона колокольчика, ни стука колес по кремнистой дороге, — а бедный старик еще стоял на том же месте в глубокой задумчивости».

Иллюстрация Николая Дубовского

Максим Максимыч старается держаться равнодушно, но в глазах его видны слезы обиды: «Конечно, мы были приятели, — ну, да что приятели в нынешнем веке. Что ему во мне? Я не богат, не чиновен, да и по летам совсем ему не пара…»

Из бумаг Печорина штабс-капитан собирается наделать патронов, но рассказчик уговаривает отдать бумаги ему. Максим Максимыч открывает чемодан и с досадой одну за другой бросает на землю тетрадки Печорина.

Рассказчик уезжает, а Максим Максимыч остается во Владикавказе: он так и не успел встретиться с комендантом, единственный раз в жизни отложив служебную необходимость ради встречи со знакомым. С рассказчиком они прощаются довольно сухо.

«Добрый Максим Максимыч сделался упрямым, сварливым штабс-капитаном! И отчего? Оттого, что Печорин в рассеянности или от другой причины протянул ему руку, когда тот хотел кинуться ему на шею! Грустно видеть, когда юноша теряет лучшие свои надежды и мечты, когда пред ним отдергивается розовый флер, сквозь который он смотрел на дела и чувства человеческие, хотя есть надежда, что он заменит старые заблуждения новыми, не менее проходящими, но зато не менее сладкими. Но чем их заменить в лета Максима Максимыча? Поневоле сердце очерствеет и душа закроется…

Кто герой? Как царь попался на «уловку» Лермонтова

Композиция романа «Герой нашего времени» обманчива. По первым двум главам можно подумать, что главный герой — это именно Максим Максимыч. В эту композиционную ловушку попал в свое время император Николай I, решив, что «герой нашего времени» — это именно простой и честный штабс-капитан.

«Характер капитана намечен удачно, — писал император жене Александре Федоровне. — Когда я начал это сочинение, я надеялся и радовался, думая, что он и будет, вероятно, героем нашего времени, потому что в этом классе есть гораздо более настоящие люди, чем те, которых обыкновенно так называют. В кавказском корпусе, конечно, много таких людей, но их мало кто знает; однако капитан появляется в этом романе как надежда, которой не суждено осуществиться. Господин Лермонтов оказался неспособным представить этот благородный и простой характер; он заменяет его жалкими, очень мало привлекательными личностями…»

Прочитав роман целиком, самодержец досадовал: «Я дочитал “Героя” до конца и нахожу вторую часть отвратительной, вполне достойной быть в моде. Это то же самое преувеличенное изображение презренных характеров, которое имеется в нынешних иностранных романах. По моему убеждению, это жалкая книга, обнаруживающая большую испорченность ее автора».

Николай I. Портрет работы Франца Крюгера

Образ и характеристика Максима Максимыча

Хотя Максим Максимыч и не главный герой произведения, в романе он играет важную роль. Во-первых, именно с его слов читатель получает первое представление о Печорине. Во-вторых, характер Печорина лучше раскрывается в противопоставлении с образом штабс-капитана.

Основные качества Максима Максимыча — честность, простота и добрый нрав. Образ человечного и слегка лукавого штабс-капитана вступает в противоречие с образом Печорина — человека сложного, страдающего, не ладящего с миром.

Внешность Максима Максимыча описывается в повести «Бэла»: «На нем был офицерский сюртук без эполет и черкесская мохнатая шапка. Он казался лет пятидесяти; смуглый цвет лица его показывал, что оно давно знакомо с закавказским солнцем, и преждевременно поседевшие усы не соответствовали его твердой походке и бодрому виду…».

Иллюстрация Юрия Иванова

Максим Максимыч много лет служит на Кавказе, он всякое повидал, но признает, что ни к черкесским пулям, ни к красотам Кавказа нельзя до конца привыкнуть: «Да-с, и к свисту пули можно привыкнуть, то есть привыкнуть скрывать невольное биение сердца».

Штабс-капитан хорошо знает Кавказ, его природу и обычаи, хотя к местным народам относится с предубеждением: «Преглупый народ! Поверите ли? ничего не умеют, не способны ни к какому образованию! Уж по крайней мере наши кабардинцы или чеченцы хотя разбойники, голыши, зато отчаянные башки, а у этих и к оружию никакой охоты нет: порядочного кинжала ни на одном не увидишь. Уж подлинно осетины!»

Он умеет и воевать (продвижение по службе получил за «дела против горцев»), и поддерживать добрые отношения с соседями. И «мирной князь», отец Бэлы, и разбойник Казбич были его кунаками, то есть приятелями. С черкесами Максим Максимыч разговаривает на их языке, дела ведет честно, но и обкрадывать себя не дает.

Штабс-капитан не пытается навязать местным жителям свои порядки. Он признает, что у горцев свои обычаи. Когда Казбич убивает отца Бэлы, отомстив за кражу коня, Максим Максимыч рассуждает так: «Конечно, по-ихнему он был совершенно прав». Рассказчик поражается этому свойству русского человека — «прощает зло везде, где видит его необходимость или невозможность его уничтожения».

Максим Максимыч ценит дружбу. Он быстро сближается с рассказчиком. Во время службы в крепости по-приятельски общается с Печориным.

У Максима Максимыча нет ни жены, ни детей. Возможно, поэтому немолодой офицер особенно тепло, по-отечески относился к Азамату и Бэле. Складывается впечатление, что гибель девушки печалит его сильнее, чем Печорина.

Максим Максимыч живет в простой системе координат. Он честный служака, добрый товарищ, человек, способный к состраданию — когда это не противоречит долгу.

И он совершенно не может понять уставших от жизни молодых людей, подобных Печорину: «Что за диво! Скажите-ка, пожалуйста, вы вот, кажется, бывали в столице, и недавно: неужели тамошняя молодежь вся такова?» То ли в шутку, то ли всерьез штабс-капитан приходит к выводу, что скучать русская молодежь научилась у англичан — «да ведь они всегда были отъявленные пьяницы!»

Если Печорин —«герой нашего времени», то Максим Максимыч — герой другой, уходящей эпохи. Он сам с горечью признает это, столкнувшись с холодностью Печорина при новой встрече: «Где нам, необразованным старикам, за вами гоняться. Вы молодежь светская, гордая: еще пока здесь, под черкесскими пулями, так вы туда-сюда… а после встретишься, так стыдитесь и руку протянуть нашему брату». И у рассказчика, и у читателя обманутый в лучших ожиданиях офицер в этот момент вызывает лишь сочувствие.

Иллюстрация В.И. Комарова

И все-таки образ Максима Максимыча не оставляет тяжелого впечатления. Вряд ли можно считать его положительной альтернативой Печорину, но у рассказчика нет никаких сомнений, что человек он цельный и достойный. Не зря повесть «Бэла» заканчивается словами: «Сознайтесь, однако ж, что Максим Максимыч человек достойный уважения. Если вы сознаетесь в этом, то я вполне буду вознагражден за свой, может быть, слишком длинный рассказ».

Сергей Никоненко в роли Максима Максимыча в сериале «Печорин. Герой нашего времени» (2006)

Герой нашего времени – краткое содержание

Название произведенияГерой нашего времени
АвторМихаил Лермонтов
ЖанрПсихологический роман
Год написания

Главные герои

  • Григорий Александрович Печорин – петербургский офицер, служащий на Кавказе
  • Максим Максимыч – штабс-капитан, бывший комендант крепости, приятель Печорина
  • Бэла – юная горская княжна
  • Ундина – девушка-контрабандистка
  • Княжна Мери – московская барышня, отдыхающая на водах
  • Вера – бывшая возлюбленная Печорина
  • Грушницкий – юнкер, влюбленный в Мери
  • Вулич – офицер-игрок, «фаталист»

Другие персонажи

  • Рассказчик
  • Казбич – «лихой» горец
  • Азамат – брат Бэлы
  • Слепой мальчик
  • Неизвестный контрабандист
  • Княгиня Лиговская – мать Мери
  • Доктор Вернер – друг и секундант Печорина
  • Драгунский капитан – приятель и секундант Грушницкого
  • Пьяный казак

Краткое содержание

Часть первая

I. Бэла

Странствующий на Кавказе русский офицер знакомится с проезжим штабс-капитаном, бывшим комендантом южнорусской крепости. Старый офицер представляется Максимом Максимычем. Пережидая непогоду, герои знакомятся ближе, и Максим Максимыч делится историями из служебной практики. Так, рассказчик узнает о молодом офицере Григории Александровиче Печорине, сосланном на Кавказ. По признанию штабс-капитана, он был «из тех людей, с которыми должны случаться разные необыкновенные вещи».

Печорин и Максим Максимыч легко становятся друзьями. Когда местный горский князь приглашает их на свадьбу дочери, Печорин знакомится с Бэлой, младшей княжной. Григория Александровича поражает ее несходство со столичными светскими барышнями, и он решает во что бы то ни стало сделать Бэлу своей. На помощь приходит случай: Печорин подслушивает разговор Азамата, брата Бэлы, и горца Казбича, знакомого старого князя. Юный Азамат умоляет продать ему знаменитого коня Карагеза, равных которому нет во всей в Кабарде. Мальчик предлагает Казбичу взамен выкрасть Бэлу, которая очень нравилась горцу:

«Я на все решаюсь. Хочешь, я украду для тебя мою сестру? Как она пляшет! как поет! А вышивает золотом — чудо! Не бывало такой жены и у турецкого падишаха.

Неужели не стоит Бэла твоего скакуна?»

Казбич отказывается, и этим пользуется Печорин: он обещает увести заветного коня для Азамата, если он выкрадет и отдаст сестру ему./p>

«Иногда маловажный случай имеет жестокие последствия», — Максим Максимыч возражает против этого замысла, но Печорин принимает решение без колебаний. Азамат привозит Бэлу в крепость и забирает коня, пока Григорий отвлекает горца. Мальчик сбегает, опасаясь мести Казбича. Опасный горец скрывается, затаив обиду.

Поначалу Бэла тяготится жизнью в крепости, тоскуя по дому. Печорин дарит ей подарки, признается в чувствах, всячески пытаясь расположить ее к себе, но его уловки подействуют лишь спустя долгое время. Бэла влюбляется в странного русского офицера, и довольно быстро Печорин охладевает к горянке. Он все чаще выезжает охотиться один. Максим Максимыч выговаривает Печорину за равнодушие к Бэле. Печорин рассказывает штабс-капитану о смертельной скуке, которая одолевает его:

«… Любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни; невежество и простосердечие одной так же надоедают, как и кокетство другой. Если вы хотите, я ее еще люблю, я ей благодарен за несколько минут довольно сладких, я за нее отдам жизнь, — только мне с нею скучно. »

Сторожевые все чаще начинают замечать вблизи крепости Казбича. Мстительный горец подстерегает и похищает Бэлу во время прогулки. Печорин и Максим Максимыч пытаются догнать его, но Казбич ранит девушку в спину и скрывается. Спустя два дня мучений она умирает на руках у Печорина. Тот замыкается в себе и отныне избегает любых упоминаний о княжне.

Печорина переводят в другую часть.

II. Максим Максимыч

Случай снова сводит вместе Максима Максимыча и рассказчика в дорожной гостинице. Здесь он сталкивается и с Печориным: офицер направляется в Персию и также останавливается в гостинице.

Штабс-капитан отправляет лакея к бывшему товарищу и предвкушает встречу. Однако ответа на приглашение не следует, и Максим Максимыч, напряженно ожидая появление старого друга, всячески найти оправдания его поведению: он не понимает, почему Печорин уходит от встречи с ним.

Немного спустя Максим Максимыч все-таки встречает Печорина, но тот уже собирается в отъезд и не выказывает особенной радости от мимолетного свидания. Максим Максимыч уговаривает Печорина задержаться, Григорий отказывается. Старик глубоко огорчен: «Не так я думал с вами встретиться», но молодой офицер отзывается: «Всякому своя дорога». На вопрос, как поступить с его дневником («журналом»), который штабс-капитан все эти годы берег, он получает равнодушное дозволение делать с записями все, что ему заблагорассудится.

«Давно уж не слышно было ни звона колокольчика, ни стука колёс по кремнистой дороге, а бедный старик стоял на том же месте в глубокой задумчивости».

Разочарованный Максим Максимыч передает журнал Печорина офицеру. Именно из этих материалов и из заметок проезжего и получится в итоге роман «Герой нашего времени». Опубликован он будет спустя несколько лет, когда рассказчик узнает, что Печорин погиб на обратном пути из Персии.

Журнал Печорина — это беспристрастный, откровенный анализ собственных чувств.

Журнал Печорина

I. Тамань

Путешествуя по службе, Печорин останавливается в приморском городе Тамань. Не найдя свободных квартир, он поселяется в лачуге на берегу моря. В мрачном доме, окруженном дурной славой, живут глухая старуха и мальчик- сирота.

Ночью Печорин замечает, что слепой убегает к берегу моря, и отправляется следом. На побережье Григорий Александрович видит незнакомую девушку, которая вместе со слепым словно ожидают кого-то. Причаливает лодка, неизвестный спускает с нее груз, который принимают слепой и девушка.

Утром Печорин знакомится с ней — незнакомка оказывается дочкой глухой старухи — и рассказывает, что стал свидетелем их ночных приключений. Девушка не смущается, отшучивается. Печорин отмечает, что она ведет себя странно: говорит загадками, никогда не дает прямых ответов и больше напоминает русалку-ундину, чем обычную женщину. Догадываясь, что и девушка, и слепой, связаны с контрабандой, он грозится донести о них властям, не подозревая, что эти слова могут впоследствии стоить ему жизни.

Вечером девушка зовет Печорина на свидание у моря. Предупредив слугу-казака о возможной опасности и велев ему бежать на берег, если он услышит выстрел, Печорин отправляется к ней. Девушка заманивает его в лодку, они отплывают, несмотря на дурные предчувствия Печорина.

«… щека её прижалась к моей, и я почувствовал на лице моём её пламенное дыхание».

Незнакомка признается ему в любви, целует, выбрасывает пистолет в море и пытается скинуть Печорина с лодки. Чудом он одолевает ее, сбрасывает в воду и возвращается на берег. В доме Печорин обнаруживает, что все его ценные вещи украдены.

Позже Григорий снова видит контрабандистов. Мужчина и девушка уплывают навсегда, равнодушно прощаясь со слепым мальчиком. Печорин уезжает из Тамани с сожалением: он не хотел «нарушать покой честных контрабандистов».

Часть вторая

II. Княжна Мери

Печорин приезжает на воды, в Пятигорск, чтобы восстановиться после ранения. У источников, где собирается свет общества, он встречает раненого юнкера Грушницкого. Внешне они состоят с ним в приятельских отношениях, но по признанию Печорина не любят друг друга. Он чувствует: «мы когда-нибудь столкнёмся на узкой дороге и одному из нас несдобровать».

Напыщенный юнкер мечтает «сделаться героем романа», и мгновенно влюбляется в дочь московской княгини Лиговской, юную Мери, она также выказывает интерес к юнкеру. Княжна убеждена, что Грушницкий разжалован за дуэль, и это придает ему романтического очарования. Печорин чувствует зависть, ведь внимание княжны устремлено не на него, и решает изменить ход событий. Он пускается на провокации, чтобы раздразнить княжну Мери. Немного спустя знакомый Печорина, доктор Вернер, подтверждает успешность предпринятых Григорием усилий:

« — Завязка есть! — закричал я в восхищении, — об развязке этой комедии мы похлопочем. Явно судьба заботится о том, чтоб мне не было скучно».

Вернер также упоминает девушку, в описании которой Печорин узнает Веру — свою бывшую возлюбленную, которая теперь замужем за немолодым богатым дворянином. Они встречаются, говорят о былых чувствах друг к другу, тайный роман вспыхивает вновь.

На прогулке верхом Печорин встречает Мери и Грушницкого, княжна принимает его за черкеса, Григорий дерзко комментирует свое внезапное появление, вызывая негодование княжны. Вера приглашает Печорина в дом Лиговских под предлогом, что нигде больше видеться они не смогут. На бале Печорин пытается извиниться перед княжной Мери за свою дерзость. Он пользуется случаем и вступается за нее перед пьяным драгунским капитаном, заслуживая прощение, а отныне и теплое отношение Мери.

С этого момента они общаются все чаще, и интерес княжны к Грушницкому постепенно сменяется симпатией к Печорину. В журнале Печорин подчеркивает, что любить Мери не будет никогда, и цели его сугубо эгоистические:

«А ведь есть необъятное наслаждение в обладании молодой, едва распустившейся души! Она как цветок, которого лучший аромат испаряется навстречу первому лучу солнца; его надо сорвать в эту минуту и, подышав им досыта, бросить на дороге: авось кто-нибудь поднимет! Я чувствую в себе эту ненасытную жадность ; я смотрю на страдания и радости других только в отношении к себе, как на пищу, поддерживающую мои душевные силы».

Княжна влюбляется в Печорина, он торжествует. Грушницкий, которого произвели в офицеры, в свою очередь, обнаруживает, что Мери охладела к нему, и страшно ревнует. Он мстит, распуская слухи о якобы предстоящей женитьбе Печорина и Мери.

Печорин проводит немало времени с княжной. На прогулке верхом они говорят о любви, Печорин целует Мери, и она фактически признается в своих чувствах. Вечером Григорий становится невольным свидетелем разговора о себе пьяных военных во главе с Грушницким, они подстрекают Грушницкого к дуэли. У Печорина рождается ответный план.

На следующий день он встречается с Мери. Убежденная во взаимности девушка вымаливает у него признание в чувствах, однако Печорин открыто заявляет, что не любит ее.

У Григория развивается роман с Верой. Вечером, связав две простыни, он тайно покидает комнату Веры, которая живет в том же доме, где и Лиговские, и мимоходом наблюдает за Мери сквозь ее окна. На земле Печорина ловят драгунский капитан и другие приятели Грушницкого, завязывается драка, которую впоследствии представят как нападение черкесов.

Грушницкий публично обвиняет в ночном вторжении Печорина, и тот вызывает его на дуэль. В секунданты Григорий выбирает доктора Вернера, который рассказывает, что знает о заговоре шайки Грушницкого: они хотят зарядить только один пистолет. Условия дуэли смертельные — стреляться на шести шагах (шесть шагов между шпагами).

Дуэль происходит утром. Печорин предлагает расположиться на обрыве скалы, чтобы исход дуэли действительно был смертельным и чтобы впоследствии поединок можно было скрыть от властей, списав труп на черкесов.

Грушницкий отказывается убивать Печорина, но капитан обвиняет его в трусости и тот все же стреляет, легко задевая колено Печорина. Печорин раскрывает обман с незаряженным пистолетом, и убивает Грушницкого. Он падает с обрыва, разбиваясь о камни.

Доктор Вернер, как было условлено заранее, вынимает пулю, и убийство списывают на черкесов. Вера, узнав о дуэли, признается мужу, что любит Печорина, и тот увозит ее. Печорин мчится верхом в Пятигорск, надеясь перехватить Веру до отъезда, но загоняет коня. Единственная дорогая ему женщина потеряна безвозвратно.

«Изнуренный тревогами дня и бессонницей, я упал на мокрую траву и как ребенок заплакал. И долго я лежал неподвижно и плакал горько, не стараясь удерживать слез и рыданий; я думал, грудь моя разорвется; вся моя твердость, все мое хладнокровие — исчезли как дым»

Начальство, подозревающее Печорина в дуэльной истории, переводит его в одну из кавказских крепостей. Он наносит визит в дом Лиговских и признается княжне Мери, что насмехался над ней и ее чувствами.

III. Фаталист

Последняя повесть «Журнала Печорина». Во время игры в карты завязывается спор о существовании некоего предопределения, ответственного за то, когда человеку придет час умереть. Поручик Вулич, известный карточный игрок, вызывается проверить существование «списка смерти» на практике. Печорин предлагает пари, Вулич соглашается: если его час умереть настал, это случится, если нет — он выживет. При этом Печорин замечает, что на лице Вулича словно присутствует тень чего-то неизбежного, рокового. Он предупреждает Вулича о скорой смерти, но тот не воспринимает его всерьез. Находят пистолет, Вулич стреляет себе в лоб, случается осечка, но когда он следом стреляет в фуражку на другой стороне комнаты, раздается выстрел. Вулич выигрывает спор. Публика ошеломлена. Печорин не может понять, почему он ощущал, что Вулич скоро умрет.

«Часто на лице человека, который должен умереть через несколько часов, есть какой-то странный отпечаток неизбежной судьбы, так что привычным глазам трудно ошибиться».

По пути на квартиру Печорин размышляет о судьбе и взаимосвязи жизни и смерти. Внезапно он обнаруживает на дороге труп свиньи, разрубленный пополам. Казаки ищут виновника — пьяного, который гнался за животным с шашкой. Войдя к себе, Печорин недолго остается один — приходят офицеры и объявляют, что Вулич убит. Он случайно попался под руку пьяному казаку. Печорин осознает, что невольно предсказал ему трагическую судьбу.

Он сам решает проверить теорию предопределения и берет живым убийцу-казака, который заперся в доме с оружием и отказывается сдаваться. Пользуясь удачными обстоятельствами, Печорин проникает в дом через окно, казак стреляет, но задевает лишь эполет Григория. Печорина чествуют. Рассказывая в крепости Максиму Максимычу о происшедшем, Печорин не получает от него сколько-нибудь глубокомысленных комментариев по поводу произошедшего. Восприятие фатализма у штабс-капитана сводится к фразе «видно, уж так на роду у него было написано».

Краткое содержание Максим Максимыч Лермонтова (глава из рассказа Герой нашего времени) для читательского дневника

Очень кратко

Максим Максимыч снова встречается со своим недавним путником, с которым общался до этого в поездке. Они встречаются вновь на одной станции. Когда порадовавшись, что снова встретились, вместе хорошенько пообедали. После этого они стояли у окна, и тут вдруг видят, как во двор станции въезжает красивая, и очень видно дорогая карета. Она выглядит особенно щегольски. Это удивляет Максима Максимыча, так как он понимает, что из этой кареты только что вышел его знакомый, о котором он совсем недавно рассказывал своему попутчику.

Штабс-капитан очень радуется, и уже в предвкушении от встречи. Он живо зовет слугу, и узнает, что только что новый приезжий останавливается здесь на ночь. Тогда он велит передать Печорину, так как он это и есть, чтобы тот прибыл к нему в комнату, чтобы поговорить, ведь давно уже не виделись. Максим Максимыч, душа открытая, ждет своего знакомого и приятеля возле ворот, думая, что тот сразу же прибежит. Но приходит вечер, а тот так и не появляется. Тогда Максим Максимыч очень разочарованно идет спать и не может всю ночью заснуть. Утром Печорин собирается уезжать, потому слуга зовет штабс-капитана.

Их встреча все же происходит, но очень холодно со стороны Печорина. Максим Максимыч ужасно разочарован и огорчен. Печорин уезжает.

Читать краткое содержание главы Максим Максимыч

Повесть начинается с рассказа автора о том, как ему пришлось ждать в гостинице во Владикавказе оказии. Гостиница была простая, обслуживало её три человека, и автор приготовился провести в скуке время в ожидании. Но на следующий день приехала повозка с его знакомым, Максимом Максимычем, штабс-капитаном. Как оказалось, Максим Максимыч понимал толк в поваренном искусстве и смог приготовить вкусного фазана. Позже, знакомые сидели за бутылкой вина и молча смотрели на улицу, потому что говорить им было особо не о чем.

Вдруг мимо проезжает несколько повозок с армянами, а позади них едет красивая карета, сделанная по последней моде и явно не предназначенная для тех дорог. Позади этой коляски шёл балованный лакей, у которого автор поинтересовался, не оказия ли пришла. Лакей презрительно посмотрел и ничего не ответил, на заданный вопрос ответил армянин, что, да, приехала оказия.

Барский лакей стал выгружать вещи в гостинице и Максим Максимыч поинтересовался, чья эта коляска. Узнав, что её владельцем является Григорий Александрович Печорин, штабс-капитан сильно обрадовался, потому что считал его своим близким другом. Узнав, что Печорин остался в гостях у одного полковника, старик попросил лакея доложить о нём, и, с радостью и надеждой в сердце, он сел на скамейку за воротами и стал ждать приезда своего товарища. Прождав его весь день, но, так и не дождавшись, расстроенный Максим Максимыч вернулся в гостиницу поздно ночью.

На следующий штабс-капитан встал очень рано, сказав, что ему нужно сходить к коменданту, он попросил своего знакомого, послать за ним, если приедет Печорин. Через какое-то время, автор увидев Печорина, послал слугу за Максим Максимычем. Печорин велел лакею собирать вещи, а сам он уселся на скамейку. Автор внимательно рассматривал пришедшего, и сделал вывод, что он как раз той наружности, которая привлекает женщин. Он подошёл к нему и сказал, что его хотел видеть штабс-капитан. И в этот момент они увидели бегущего к ним старика. Он был очень рад Печорину, хотел было кинуться ему на шею, но тот лишь равнодушно протянул ему руку. Обида и досада захлестнули бедного Максим Максимыча. Немного поговорив, Печорин. Старик был разочарован, зол и обижен, отдал автору все заметки своего друга. Когда его знакомый стал собираться, старик ехать отказался, сказав, что ему надо закончить дела, потому что, торопясь встретить Печорина, он их не успел сделать. Знакомый уехал один, взяв с собой заметки.

В этой повести главная мысль заключается в том, что нельзя пренебрегать чувствами других людей, особенно старшего поколения, потому что им просто нечем их заменить, надо относиться к ним с уважением.

Читать краткое содержание Максим Максимыч. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Лермонтов. Краткие содержания произведений

  • Ашик-Кериб
  • Беглец
  • Бородино
  • Боярин Орша
  • Бэла
  • Вадим
  • Валерик
  • Воздушный корабль
  • Герой нашего времени
  • Герой нашего времени по главам
  • Демон
  • Кавказский пленник
  • Княгиня Лиговская
  • Княжна Мери
  • Максим Максимыч
  • Маскарад
  • Мцыри
  • Мцыри история создания
  • Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова
  • Пигмей
  • Русалка
  • Смерть поэта
  • Тамань
  • Три пальмы
  • Тучи
  • Фаталист

Картинка или рисунок Максим Максимыч

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

Дон Жуан – был самым ужасным из всех грешников, вместе взятых. Так как этот человек нарушал не земной закон, но нарушал закон моральный, небесный. Он попирал самое чистое, нежное и невинное

Произведение написано в жанре дневника от лица десятилетней девочки. На день рождения Маша получает подарок – книжку в сафьяновом переплете, где записывает все, что происходит с ней в течение дня.

Рассказ И.С.Тургенева «Стучит!» – входит в цикл произведения «Записки охотника». Повествование ведется от имени автора, который рассказывает историю произошедшую с ним .

Главной героиней произведения является двенадцатилетняя девочка Нелли. Она вместе с дедушкой живет в антикварной лавке. Выросшая среди необыкновенных вещей, девочка словно впитала в себя их дух.

Московский писатель Муравьёв получил задание от одного из журналов на написание рассказа. В нем требовалось воспеть человеческий труд.

Ссылка на основную публикацию