Литературные загадки

Литературные загадки

Новинки
Популярное

Если честно, то отсутствие у детей интереса к учебе часто обуславливается обычной скукой. Исправить ситуацию можно, если добавить элемент игры. Например, литературные загадки – легкий способ познакомиться со структурой художественных произведений, понять различия между разнообразием жанров и узнать, чем же роман отличается от пьесы, а ода – от обычного стихотворения. Ребенку кажется, что он играет, а на самом деле расширяет свой кругозор, тренирует логику и память. Кстати, а вы сами сможете отгадать все загадки по литературе? Проверьте себя!

Чтобы знаний набираться,
Чаще обращайся к ней.
Никогда не расставайся,
Станешь с ней в сто раз умней.

Если ее мы вдруг говорим,
Явление метко определим.
В ней поучения нет никакого —
То выражение яркое, слово:
«Зубы, — к примеру, — кладу я на полку».
Я произнес только что…

Ее поэты сочиняют,
Царям, героям посвящают.

Кто части мотоцикла знает,
Тот слово это отгадает.
А если букву «Д» прибавить,
На сцене можно будет ставить.

С буквой «Я» — это шторм, изверженье,
Наводненье, паденье кометы,
А без «Я» — то плоды вдохновенья,
Что нам дарят любовно поэты.

Автор пишет его сразу
После повести, рассказа.
Подводя всему итог,
Мы читаем…

Ответьте без сомнения:
То дрампроизведение,
В театре постановки,
Слова все по ролям…
Обычно стиль классический.
Оно знакомо вам?

Означает слово это
То, что ищут все поэты.
Букв порядок изменяем —
Предприятье получаем.

Ромбы и квадратики,
Как будто в математике.
Какая-то абстракция —
К рассказу…

Ты меня, наверно, знаешь,
Я сказки Пушкина герой.
Но если «Л» на «Н» заменишь,
Сибирской стану я рекой.

Мы рассказ сперва читали,
После — просто повторяли.
Больше прочитать не дали, —
Что запомнили, писали.
Нет, не сочинение.
Писали…

Мой первый слог растет в дубраве,
Второй — глубокая канава,
Добавьте букву иль предлог.
Затем найдите третий слог:
Его отлично знает,
Кто в бильярд играет.
А в целом — повесть это
Великого поэта.

На церкви первая блестит,
И крест резной на ней стоит.
У государства есть вторая,
Народ ее весь выбирает.
А третью в книжке вы найдете
И за полчасика прочтете.

Короткие песенки это, стишки.
Про ладушки, воду иль пирожки,
Про солнышко, мышку или орешки
Нам с детства рассказывают…

С Колобком и Бармалеем,
С Золушкой и Златовлаской,
С Белоснежкой и Кощеем
Всех нас познакомит…

Если мы вдруг станем стары,
То напишем…

Первое — это же имя мальчишки,
Ну а второе — читаете в книжке.

Эта книга схожа с букварем,
В ней читаем то же, что и в нем.
Буквы учим, слоги составляем
И слова различные читаем.
Что за книга, можете сказать,
Обучает нас слова читать?

Короткая фраза, где звуки похожи.
Ее мы частенько промолвить не можем.
Тренирует нам дикцию, с рифмой бывает.
Как называется? Кто отгадает?

У доски стихотворенье
Я читаю с выраженьем.
Ничего не забываю,
Все читаю да читаю.
Но пришлось и постараться
Передать все…

Рифмы подбираем,
Ищем вдохновение,
Дружно сочиняем
Мы…

Мы рассказ большой читали,
Время вместе засекали.
Кто в минуту уложился,
Кто на двух остановился.
Учитель наш по чтению
Проверил…

При слове есть определение,
Что выразительность добавит.
И слово это, без сомнения,
Гораздо ярче и полнее станет.

Главное лицо рассказа,
Мы его запомним сразу.
В каждой книге друг он наш,
Всех важнее…

Перед сном их пела мама,
Одеялом укрывала,
Чтобы глазки закрывали,
Чтобы мы покрепче спали.
Отгадайте, как зовутся
Песни, что на сон поются?

Это поучение
В фольклоре нам встречается.
В этом изречении
Смысл заключается.

Это творчество такое,
Но оно ведь непростое.
Сочинил его народ,
До сих пор оно живет.
Чаще только на словах,
Но бывает и в стихах,
Музыке, архитектуре,
Отражается в культуре.
И скажу я вам без спора —
Нет «народнее»…

Литературные загадки для школьников

Как развивать интерес к учебе у детей? С помощью игр, развлечений и, конечно же, загадок. Эти литературные загадки в стихах не только расширять кругозор вашего ребенка, но и проверить его знания по литературе.

Загадки по литературе для детей

С Колобком и Бармалеем,

С Золушкой и Златовлаской,

С Белоснежкой и Кощеем

Всех нас познакомит. (сказка)

Короткая фраза, где звуки похожи.

Ее мы частенько промолвить не можем.

Тренирует нам дикцию, с рифмой бывает.

Как называется? Кто отгадает? (Скороговорка)

Чтобы знаний набираться,

Чаще обращайся к ней.

Никогда не расставайся,

Станешь с ней в сто раз умней. (Книга)

Поможет новое узнать,

Перенесет нас в джунгли мигом.

С ней можно кем угодно стать.

Конечно, это друг наш — . (книга)

Автор пишет его сразу

После повести, рассказа.

Подводя всему итог,

Мы читаем. (эпилог)

Если ее мы вдруг говорим,

Явление метко определим.

В ней поучения нет никакого —

То выражение яркое, слово:

«Зубы, — к примеру, — кладу я на полку».

Я произнес только что. (поговорку)

В фольклоре нам встречается.

В этом изречении

Смысл заключается. (Пословица)

Короткие песенки это, стишки.

Про ладушки, воду иль пирожки,

Про солнышко, мышку или орешки

Нам с детства рассказывают. (потешки)

Мы рассказ сперва читали,

После — просто повторяли.

Больше прочитать не дали, —

Что запомнили, писали.

Нет, не сочинение.

Ответьте без сомнения:

В театре постановки,

Слова все по ролям.

Обычно стиль классический.

Оно знакомо вам? (Пьеса)

Ромбы и квадратики,

Как будто в математике.

К рассказу. (иллюстрация)

Мы рассказ большой читали,

Время вместе засекали.

Кто в минуту уложился,

Кто на двух остановился.

Учитель наш по чтению

Проверил. (скорость чтения)

У доски стихотворенье

Я читаю с выраженьем.

Ничего не забываю,

Все читаю да читаю.

Но пришлось и постараться

Передать все. (интонации)

Это творчество такое,

Но оно ведь непростое.

Сочинил его народ,

До сих пор оно живет.

Чаще только на словах,

Но бывает и в стихах,

Отражается в культуре.

И скажу я вам без спора —

Нет «народнее». (фольклора)

Перед сном их пела мама,

Чтобы глазки закрывали,

Чтобы мы покрепче спали.

Отгадайте, как зовутся

Песни, что на сон поются? (Колыбельные)

Главное лицо рассказа,

Мы его запомним сразу.

В каждой книге друг он наш,

Всех важнее. (персонаж)

Если мы вдруг станем стары,

То напишем. (мемуары)

При слове есть определение,

Что выразительность добавит.

И слово это, без сомнения,

Гораздо ярче и полнее станет. (Эпитет)

Качество людей иль ситуаций —

Радость доставлять и вызвать смех.

Это и способность рассмеяться,

И суметь развеселить с собою всех. (Юмор)

Эта книга схожа с букварем,

В ней читаем то же, что и в нем.

Буквы учим, слоги составляем

И слова различные читаем.

Что за книга, можете сказать,

Обучает нас слова читать? (Азбука)

С этой буквы начинаются

«Арбуз» и «Альманах».

Она нам всем встречается

Почти во всех словах. (Буква «а»)

«БараБан», «Баранка», «Бак», —

Без этой буквы им никак.

Известно мне да и тебе,

Что эта буква — . (буква «б»)

«Волк», «Волшебник» и «Вполне»

Все слова на… (букву «в»)

Если букву потерять,

Гусь не сможет ГоГотать,

Гавкать пес цепной не сможет.

Что за буква? Кто поможет? (Буква «г»)

«Дом», «Дневник» и даже «Два»,

«Девочка», «Доска», «Дрова»

Эту букву точно знают

И в себя ее включают.

Есть еще в «беДе», в «балДе»

Эта буква —. (буква «д»)

Еж под елкой задремал,

Кто-то зверя обокрал:

Вместо «Ёжика» лишь «жик»

Возле деревца лежит.

Там, где клены у леска,

Стала «Ёлка» просто «лка».

Ну же? Кто из вас узнал,

Что за букву ёж проспал? (Буква «ё»)

Эта буква есть в словах

«Жимолость», «Жара», «Жираф».

А в словах «ЖуЖЖит» и «ЖЖет»

Несколько тех букв живет. (Буква «ж»)

«Заяц», «Зяблик», «Золотой»,

«Зуб», «Зеленка» и «Зимой».

Что слова объединяет?

Может, кто-то отгадает? (Буква «з»)

Первая в словах «Игла»,

«Иволга», «Индюк», «Икра». (Буква «и»)

Иволга Иглой Играла,

Укололась, плакать стала.

Плачет иволга: «И-и»,

Плачет только буквой. («и»)

Шляпу буква надевала

И иначе зваться стала.

Превратилась буква «И»

В букву новую, смотри! (Буква «й»)

«Крот», «Качели» и «Клюка»

Начинаются на. («к»)

«Карандаш», «Кирпич», «КирКа»

— Все содержат букву. («к»)

Со стремянкой буква схожа.

Лить, Лепить, Листать поможет.

Без нее не будет Лета,

Что за буква, дети, это? (Буква «л»)

«Мед», «Малина», «Макраме»

Начинаются на. («м»)

«Нитки», «Нос» и слово «Нет»

С этой буквы начинаются,

А еще она в «коНфете»,

«НожНицах» и «дНе» встречается. (Буква «н»)

Загадки по произведениям

Грохот и скрежет.
Но тормозной длинен путь
у паровоза.

Дамский платочек?
В голову бросилась кровь…
Поздно молиться!

Шпаги скрестили.
Было три славных клинка,
стало четыре.

Ты об умельце не слыхал,
Блоху который подковал?
Припомни мастера того,
Скажи мне прозвище его.

Припомните, детишки,
Был в старой доброй книжке
Ансамбль из Мартышки,
Осла, Козла и Мишки.
Теперь мне помогайте
И басню отгадайте.

Сила большая!
В подвигах жизнь протекла.
Равный с богами.

Близ Диканьки в хуторочке
Паренёк Вакула жил.
Кем, скажи мне, братец, срочно
По профессии он был?

Показать ответ … Древнегреческие мифы о Геракле

Загадка #1593 : Ответь, подумав, не спеша:Кого же подковал Левша?

Ответь, подумав, не спеша:
Кого же подковал Левша?

Загадка #1594 : Козёл, Мартышка, МишкаВзялись играть квартет.Читал Крылова книжки?Скажи, кого здесь нет?

Козёл, Мартышка, Мишка
Взялись играть квартет.
Читал Крылова книжки?
Скажи, кого здесь нет?

Загадка #1595 : Угадайте-ка, ребята:Кто-то, где-то и когда-тоВсе моря избороздил,С корабля сошёл по трапуИ в свою большую шляпуЛилипутов посадил.

Угадайте-ка, ребята:
Кто-то, где-то и когда-то
Все моря избороздил,
С корабля сошёл по трапу
И в свою большую шляпу
Лилипутов посадил.

Загадка #1596 : На чём в гостях, вдали от дома,Играл Садко царю морскому?Тот музыкальный инструментСломал он, улучив момент.

На чём в гостях, вдали от дома,
Играл Садко царю морскому?
Тот музыкальный инструмент
Сломал он, улучив момент.

Загадка #1597 : Пример такой – другим наука.Кто вместе с Лебедем и ЩукойТащил, кряхтя, с поклажей воз?Ответь быстрее на вопрос.

Пример такой – другим наука.
Кто вместе с Лебедем и Щукой
Тащил, кряхтя, с поклажей воз?
Ответь быстрее на вопрос.

Загадка #1598 : Вспомни басню. Что за птицаВ ней поверила лисице?Лестью рыжая плутовкаЗавладела сыром ловко.

Вспомни басню. Что за птица
В ней поверила лисице?
Лестью рыжая плутовка
Завладела сыром ловко.

Загадка #1599 : Говорят, давно на светеСоловей-разбойник жил,Резким громким звуком этимОн богатырей разил.

Говорят, давно на свете
Соловей-разбойник жил,
Резким громким звуком этим
Он богатырей разил.

Загадка #1600 : Он нам о Швейке рассказал,О службе бравого солдата,О том, как смело воевал.Кто знает автора, ребята?

Он нам о Швейке рассказал,
О службе бравого солдата,
О том, как смело воевал.
Кто знает автора, ребята?

Загадка #1601 : Вот вам моё определение:Старик во время наводненияЗайчишек вызволял старательно.Вы можете назвать спасателя?

Вот вам моё определение:
Старик во время наводнения
Зайчишек вызволял старательно.
Вы можете назвать спасателя?

Загадка #1602 : Всем известна эта трагическая история любви. Главная героиня произведения — тринадцатилетняя девушка. Она испытывает большую взаимную любовь к молодому человеку, который был из семьи врагов её родителей.

Всем известна эта трагическая история любви. Главная героиня произведения — тринадцатилетняя девушка. Она испытывает большую взаимную любовь к молодому человеку, который был из семьи врагов её родителей. Финал трагичен — оба героя погибают.

Загадка #1603 : Эта история будет покруче истории про Хатико. Героиня известного рассказа очень привязана к своему хозяину и любима им, но не любима барыней,

Эта история будет покруче истории про Хатико. Героиня известного рассказа очень привязана к своему хозяину и любима им, но не любима барыней, так как лаяла на ее гостей. Над трагической гибелью героини в водах реки плачет каждое поколение школьников, которые изучают это произведение. Смерть героини стала огромным потрясением для её хозяина.

Загадка #1604 : Знаменитый герой русского эпоса. Известен тем, что до 33 лет был прикован к постели, а потом чудесным образом исцелился и совершил много подвигов во славу русской земли.

Знаменитый герой русского эпоса. Известен тем, что до 33 лет был прикован к постели, а потом чудесным образом исцелился и совершил много подвигов во славу русской земли.

Загадка #1605 : Молодой человек, дворянского происхождения, который завоёвывал сердце любимой девушки, ведя с ней переписку через дупло дерева, но, к сожалению, так и не смог на ней жениться.

Молодой человек, дворянского происхождения, который завоёвывал сердце любимой девушки, ведя с ней переписку через дупло дерева, но, к сожалению, так и не смог на ней жениться.

Загадка #1606 : Молодой человек с особым складом ума. Он самоуверен, горд собой, целеустремлен, не привык в чем-либо уступать. Отвергает любые авторитеты, в том числе любовь,

Молодой человек с особым складом ума. Он самоуверен, горд собой, целеустремлен, не привык в чем-либо уступать. Отвергает любые авторитеты, в том числе любовь, любит спорить. Не уважает старшее поколение, у него сложные отношения с родителями. Но именно они после смерти приходят на его могилу.

Загадка #1607 : Этот герой поехал в Африку за рабами и попал в сильный шторм. Все кроме него погибли. Он чудом уцелел, но радоваться было рано.

Этот герой поехал в Африку за рабами и попал в сильный шторм. Все кроме него погибли. Он чудом уцелел, но радоваться было рано. Он оказался один на необитаемом острове. Незадолго до спасения у него неожиданно появился друг с соседнего острова.

Загадка #1608 : Герой повести — запорожский казак. Его поступками руководит кодекс чести. Даже своему сыну он не прощает предательства. Он не разлучен со своей люлькой с табаком и из-за неё погибает — поляки сожгли героя на костре.

Загадка #1609 : Любимая дочь в доме родителей, вышла замуж за нелюбимого. Неожиданно для себя героиня, замужняя женщина, страстно полюбила всем своим существом, и всем своим существом она сознает греховность своих чувств к другому мужчине.

Любимая дочь в доме родителей, вышла замуж за нелюбимого. Неожиданно для себя героиня, замужняя женщина, страстно полюбила всем своим существом, и всем своим существом она сознает греховность своих чувств к другому мужчине. Осуждаемая обществом, она не находит выхода: бросается с обрыва. События развиваются на фоне стихийного бедствия.

Загадка #1610 : Он разбойник, он злодей,Свистом он пугал людей.

Он разбойник, он злодей,
Свистом он пугал людей.

Загадки про книги и литературных героев

ЗАГАДКИ ПРО КНИГИ

Я всё знаю, всех учу,
А сама всегда молчу.
Чтоб со мною подружиться,
Нужно грамоте учиться.
(Книга.)

Есть листок, есть корешок.
А не куст и не цветок.
Нету лап, нету рук.
А приходит в дом как друг.
На колени к маме ляжет,
Обо всём тебе расскажет.

Открыть свои тайны
Любому готова.
Но ты от неё
Не услышишь и слова.
(Книга.)

Говорит она беззвучно,

А понятно и не скучно.

Ты беседуй чаще с ней –

Станешь вчетверо умней.

Хоть не шляпа, а с полями,

Не цветок, а с корешком.

Разговаривает с нами

Всем понятным языком.

Сама мала, а ума придала.

Без дверей, а закрыта.

Кто её открывает –

В застеклённые дворцы,

В тишине наедине

Открывают тайны мне.

Я с полки книгу взял, приставил “А”,

И стало вдруг мучительно обидно:

От книги не осталось и следа,

И даже в микроскоп не видно.

Языка не имеет, а у кого побывает – тот много знает.

(Книга, газета, журнал.)

С подругами и сёстрами

Она приходит к нам,

Рассказы, вести новые

Приносит по утрам.

Лист бумаги по утрам

На квартиру носят нам.

На одном таком листе

Много разных новостей.

У стены большой и важный

Дом стоит многоэтажный.

Мы на нижнем этаже

Всех жильцов прочли уже.

Снаружи смотришь –
Дом, как дом,
Но нет жильцов обычных в нём.
В нём книги интересные
Стоят рядами тесными.
На длинных полках
Вдоль стены
Вместились сказки старины,
И Черномор,
И царь Гвидон,
И добрый дед Мазай.
Как называют этот дом?
Попробуй угадай!
(Библиотека.)

Легенда, преданье народное,
Ребята ее обожают.
Родители, если свободные,
Ее тебе на ночь читают.
(Сказка.)

Легко читать такой рассказ –
Картинок много, мало фраз.
Он – будто кадры из мультфильма.
Я озадачил вас не сильно?
(Комикс.)

Вам выражения знакомы:
Про первый блин, что вечно комом,
Про сор, что из избы несут…
Как их в народе все зовут?
(Пословицы.)

Авторы загадок:
Е. Михайленко, А. Лугарёв, Г. Ладонщиков, А. Костаков

ЗАГАДКИ ПРО ГЕРОЕВ ДЕТСКИХ КНИЖЕК

На чём в гостях, вдали от дома,
Играл Садко царю морскому?
Тот музыкальный инструмент
Сломал он, улучив момент.
(Гусли.)

Говорят, давно на свете
Соловей-разбойник жил,
Резким громким звуком этим
Он богатырей разил.
(Свист.)

Он разбойник, он злодей,

Свистом он пугал людей.

Вспомни басню. Что за птица
В ней поверила лисице?
Лестью рыжая плутовка
Завладела сыром ловко.
(Ворона.)

Припомните, детишки,
Был в старой доброй книжке
Ансамбль из Мартышки,
Осла, Козла и Мишки.
Теперь мне помогайте
И басню отгадайте.
(«Квартет».)

Козёл, Мартышка, Мишка
Взялись играть квартет.
Читал Крылова книжки?
Скажи, кого здесь нет?
(Осёл.)

Пример такой – другим наука.
Кто вместе с Лебедем и Щукой
Тащил, кряхтя, с поклажей воз?
Ответь быстрее на вопрос.
(Рак.)

Вот вам моё определение:
Старик во время наводнения
Зайчишек вызволял старательно.
Вы можете назвать спасателя?
(Мазай.)

Близ Диканьки в хуторочке
Паренёк Вакула жил.
Кем, скажи мне, братец, срочно
По профессии он был?
(Кузнец.)

Ответь, подумав, не спеша:
Кого же подковал Левша?
(Блоху.)

Ты об умельце не слыхал,
Блоху который подковал?
Припомни мастера того,
Скажи мне прозвище его.
(Левша.)

В романах Дойла есть герой.
Известным сыщиком он стал.
Убийства сложности любой
Он силой мысли раскрывал.
(Холмс Шерлок.)

Он нам о Швейке рассказал,
О службе бравого солдата,
О том, как смело воевал.
Кто знает автора, ребята?

Это сказочный, летучий,
Огнедышащий, могучий
(Часто – многоглавый) змей.
Назови его скорей!
(Дракон.)

Я красив, силён, могуч,
Я грознее грозных туч,
И умнее всех, нет слов, –
Много у меня голов.
(Змей Горыныч.)

Слово – сказочный герой,
Чаще – добрый, реже – злой,
Маг, колдун и чародей.
Назови его скорей.
(Волшебник.)

Кто знает город Изумрудный,
Тем мне помочь не будет трудно.
Читал я: в нём волшебник был,
А звали как его – забыл!
(Гудвин.)

Он одежду мирно шил,
Но отважно говорил:
«Силачом слыву недаром,
Семерых – одним ударом!»
(Храбрый Портняжка.)

Вспомнил я о нём недаром:

Потому что он силён:

Семерых одним ударом

Убивать умеет он.

Знайте, этого плутишку

Никому не обхитрить:
Людоеда, словно мышку,

Умудрился проглотить!
И шпоры звенят у него на ногах,

Скажите мне, кто это.
(Кот в сапогах.)

Умён, изворотлив усатый дружок –
Хозяина сделал богатым.
Но жить он не может без красных сапог.
Ну что, угадали, ребята?
(Кот в сапогах.)

В шапочке я красной,
Пирожки в корзинке.
Вот шагаю к бабушке
По лесной тропинке.
Если встречу Волка,
Я не зареву,
Я тогда охотников
Громко позову.
(Красная Шапочка.)

Внучка к бабушке пошла,

Пироги к ней понесла.

Серый волк за ней следил,

Обманул и проглотил!

Бабушка внученьку очень любила,
Шапочку красную ей подарила.
Девочка имя забыла своё.
Ну, подскажите, как звали её?
(Красная Шапочка.)

Хоть он стоек был и смел,

Но в огне не уцелел.

Младший сын столовой ложки,

Он стоял на крепкой ножке.

Не железный, не стеклянный,

Возмутился птичий двор:

“Вон чужой птенец идёт!

Пусть уходит за забор

Не цыплёнком, не гусёнком,

В детстве все над ним смеялись,

Оттолкнуть его старались:

Ведь никто не знал, что он

Белым лебедем рождён.

Предупредить я вас должна:
Я так хрупка, я так нежна,
Что через тысячу перин
Горошину одну
Я буду чувствовать всю ночь
И так и не засну!
(Принцесса на горошине.)

Кто, скажите всем на диво

Появлялся из огнива?

Чтоб друга верного спасти,
Её полстраны пришлось пройти:
От разбойников бежать,
В снежной буре замерзать,
Через льды перебираться,
С королевою сражаться.
(Герда.)

Появилась девочка
В чашечке цветка.
И была та девочка
Чуть больше ноготка.
В ореховой скорлупке
Девочка спала.
Вот такая девочка,
Как она мила!
(Дюймовочка.)

Чуть женой крота не стала

Вместе с ласточкой летала

Высоко под облака.

Смышленость этого мальчишки
Спасла его и шесть братишек,
Хоть ростом мал он да удал,
Так кто из вас о нём читал?
(Мальчик-с-пальчик.)

Всем он каши наварил,

Съесть её не хватит сил.

– Зеркальце, скажи, будь мило,

Кто на свете всех белее? –

Как-то мачеха спросила,

Та, что всех хитрей и злее.

И ответила, сверкая,

Зеркальце, чуть-чуть помешкав:

– Всех прекрасней молодая

Бедняжка я и замарашка,
К золе привыкла и печам.
Мне днём бывает очень тяжко,
И я мечтаю по ночам.
Но я не плачу, я не плачу,
Я улыбаюсь и терплю.
Я верю в счастье и удачу
И всех жалею и люблю.
(Золушка.)

Я на балу никогда не бывала,
Чистила, мыла, варила и пряла.
Когда же случилось попасть мне на бал,
То голову принц от любви потерял.
Туфельку я потеряла тогда же.
Кто я такая? Кто тут подскажет?
(Золушка.)

Он носит корону, имеет войска,
Но гложет героя печаль и тоска:
Сбежала из дома любимая дочь,
И некому в горе бедняге помочь.
(Король из «Бременских музыкантов».)

Многим долго неизвестный,
Стал он каждому дружком.
Всем по сказке интересной
Мальчик-луковка знаком.
Очень просто, хоть и длинно,
Он зовётся .
(Чиполлино.)

Фруктово-огородная страна,
В одной из книжек-сказок есть она.
А в ней герой-мальчишка овощной,
Он храбрый, справедливый. Кто такой?
(Чиполлино.)

В семье огородной

Называет он гордо.

Напрасно он злится,

Совсем не боится.

Чиполлино я подружка,

Видишь – хвостик на макушке,

Я расту в земле на грядке

И стараюсь быть в порядке.

Этот мальчик в замке жил

И уроки все учил.

Только злые вишни-тётки

Не давали жить сиротке.

В парке он один гулял,

Сразу всё сменилось вдруг,

И у мальчика есть друг.

Мог он быть почти горою,

Мог – не больше лилипутов.

Имя этого героя

Мне скажи, не перепутав.

Почему “менял размер”

Угадайте-ка, ребята:
Кто-то, где-то и когда-то
Все моря избороздил,
С корабля сошёл по трапу
И в свою большую шляпу
Лилипутов посадил.
(Гулливер.)

В колпаке и бородой
С киркой ищет клады
Человечек небольшой
Сказочного града.
(Гном.)

Теперь ещё одна подсказка:
Она – животное из сказки,
Где чуть не скушал волк-злодей
Всех семерых её детей.
(Коза.)

Ждали маму с молоком,

А пустили волка в дом.

Кем же были эти

Прибежище Мышки-норушки,
Зелёной Лягушки-квакушки
И прочей звериной компании.
Скажите мне хором название.
(Теремок.)

Эта скатерть знаменита

Тем, что кормит их досыта,

Что сама собой она

Вкусных кушаний полна.

Из муки он был печён,

На окошке был стужён.

Убежал от бабки с дедом,

А лисе он стал обедом.

Гуси-лебеди летели,
Унести детей хотели.
Что за дерево стояло
И ребят от них скрывало?
(Яблоня.)

Унесли братишку птицы.

Высоко они летят.

Далеко они глядят.

Он сумел поймать волчишку.

Он поймал лису и мишку.

Он поймал их не сачком,

А поймал он их бочком.

(Бычок – смоляной бочок.)

Что разбила мышка –

Я в семействе не один,
Третий, неудачный сын,
Каждый, кто со мной знаком,
Называет дураком.
Не согласен я никак –
Не дурак я, а добряк.
(Иван-дурак.)

У кого ты не спроси –
Всем известно на Руси:
То он царь, то из крестьян,
То дурак, а звать – .
(Иван.)

Работать умела красиво и ловко,
В деле любом проявляя сноровку.
Хлебы пекла и скатерти ткала,
Шила рубашку, узор вышивала,
Лебедью белой в танце плыла.
Кто мастерица эта была?
(Василиса Премудрая.)

Летела стрела и попала в болото,
А в этом болоте поймал её кто-то.
Кто распростился с зелёною кожей?
Сделался мигом красивой, пригожей?
(Царевна-лягушка.)

Как птица в полёте.

Живёт на болоте.

Вопрос мой послушай:
В каком топком месте
Царевна-лягушка
Скучала невестой?
(Болото.)

Вся сверкает, как заря,
А Иван-дурак ночами

Её ловит для царя.
Он ей в хвост сумел вцепится,

А зовут её…
(Жар-птица.)

Сладких яблок аромат

Заманил ту птицу в сад.

Перья светятся огнём,

И светло в ночи, как днём.

Хитро он поймал Жар-птицу
И похитил Царь-девицу.
Он же ездил за кольцом,
Был он на небе послом
И к числу других затей
Спас он тридцать кораблей.
И в котлах он не сварился,
А красавцем учинился,
Да при том еще потом
Он же сделался царём.
(Иван из сказки П.П. Ершова «Конёк-Горбунок.)

Скачет лошадь не простая,
Чудо-грива золотая.
По горам парнишку носит,
Да никак его не сбросит.
Есть у лошади сынок –
Удивительный конёк
По прозванью .
(Горбунок.)

Был друг у Ивана

Но сделал счастливым его

Я – царевна молодая,
Красотой, умом блистаю,
Но с одним лишь я изъяном:
Я – царевна .
(Несмеяна.)

Красна девица грустна:
Ей не нравится весна,
Ей на солнце тяжко!
Слёзы льёт бедняжка.
(Снегурочка.)

В ступе летаю,
Следы заметаю.
Без чудес старушке
Скучно жить в избушке.

На лесной опушке

Сидит она в избушке.
Спокойно жить не хочет,

Царевичей морочит.
Ступа с метёлкою ей дорога,

Это зловредная…
(Баба-яга.)

Сколько лет мне, я не знаю.
В ступе я с метлой летаю.
Теремок мой так хорош,
На меня во всём похож,
В этом тереме моём
Ярко печь горит огнём.
Теремок на курьих ножках!
Ждёт гостей в нем .
(Бабка Ёжка.)

Как у Бабы у Яги

Нет совсем одной ноги.

Зато есть замечательный

К лесу передом стоит

И кривой трубой дымит.

Там Яга – лесная бабка –

На печи зевает сладко.

(Избушка на курьих ножках.)

Я – богатый, всемогущий,
Очень стройный, страшно злющий,
Но я смерти не боюсь,
Угадайте, как зовусь?
(Кощей Бессмертный.)

Много серебра и злата

В сундуках своих он прятал.

В мрачном он дворце живёт

И чужих невест крадёт.

Знает утка, знает птица,

Где Кощея смерть таится.

Что же это за предмет?

Дай, дружок, скорей ответ.

Мастер он колоть дрова,
Рыбок уважает,
Хоть и дурья голова,
Печь его катает.
(Емеля.)

Уплетая калачи,
Едет парень на печи.
Едет прямо во дворец,
Кто же этот молодец?
(Емеля.)

Без носков и без чулок,
Без ботинок и сапог
По траве катиться мог
В детской сказке .
(Колобок.)

Ему надоело
Сидеть на окошке
И он покатился
В лес по дорожке.
(Колобок.)

Возле леса на опушке
Трое их живёт в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кровати и подушки.
Кто-то в домик к ним пришёл,
Беспорядок в нём навёл.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки?
(Три медведя.)

Сидит в корзинке девочка
У мишки за спиной.
Он сам, того не ведая,
Несёт её домой?
(Машенька.)

Братишка ей не подчинился
И вот в козлёнка превратился,
Когда водицы из копытца
Он в знойный день решил напиться.
(Алёнушка.)

В этой сказке Уголёк

Через речку мостик сжёг.

Назови же поскорей

Ты ещё мне трёх друзей.

(Пузырь, Соломинка и Лапоть.)

ЗАГАДКИ ПРО СКАЗКИ

Как-то раз в лесу густом
Вырос домик под … (кустом) .
Рада мышка-поскребушка
И зелёная … (лягушка) .

Рад и побегайчик,
Длинноухий … (зайчик) .

Ничего, что ростом мал
Меховой домишко, –
И кабан туда попал,
И лиса, и … (мишка) .
Всем хватило места в нём.
Вот какой чудесный … (дом) .

Дзинь-ля-ля – поёт синичка!
Это сказка «…»

Жили-были семь ребят –

Белых маленьких . (козлят) .

Тут зубами щёлк да щёлк,

Появился серый . (волк) .

Шкуру белую надел,

Нежным голосом . (запел) .

Как коза запел тот зверь:

– Отоприте, детки, . (дверь) .

Ваша матушка пришла,

Молочка вам . (принесла) .

Мы ответим без подсказки,

Кто сумел спасти ребят.

Это знаем мы из сказки:

(“Волк и семеро козлят”.)

Маша в коробе сидит,

Далеко она . (глядит) .

Кто несёт её ответь,

А несёт её . (медведь)

Вместе с . (пирогами) .

Путь не близкий,

Хочет Миша . (отдохнуть).

На пенёк присесть

И румяный пирожок

По дороге . (съесть) .

Провела его малышка,

Будет он умнее впредь.

Вот у нас такая книжка,

Га-га-га – зелёным лугом

Ходят птицы . (друг за другом) .

Плещет синяя река,

“Не спеши нас есть пока,

Съешь нас после, съешь потом,

Дай мы песенку . (споём) “.

Ах, как песенка долга,

Слышно только: . (га-га-га) .

Ждёт лисица много лет,

А конца у песни . (нет) .

Вот так птицы у бабуси

В сказке той “. и . “.

Чашки три и три постели,

Стульев тоже три, смотри,

И жильцов здесь в самом деле

Проживает ровно . (три) .

Как увидишь, сразу ясно:

В гости к ним ходить . (опасно) .

Убегай скорей, сестричка,

Из окна лети, как . (птичка) .

Значит, сказке всей . (конец) .

По слогам читает Федя:

Кто любил играть и петь?

Два мышонка – Круть и . (Верть).

Кто мышат с утра будил?

Кто на мельницу . (ходил) ?

Намелил муки мешок?

Это – Петя-. (петушок).

Пирогов напёк он много

И спросил друзей от строго:

– Что вы делали, мышата,

От рассвета до . (заката) ?

Веселились целый день,

Вам работать было . (лень) !

А теперь за стол садитесь.

Нет, сначала потрудитесь

Из муки он был печён,

На сметане был мешён.

На окошке он студился,

По дорожке он . (катился) .

Был он весел, был он смел

И в пути он песню . (пел) ,

Съесть хотел его Зайчишка,

Серый волк и бурый . (Мишка) .

А когда малыш в лесу

Встретил рыжую . (Лису) ,

От неё уйти не смог.

В огороде, возле хаты,

Урожай растёт богатый.

Там сидят на грядках густо

Репа, свёкла и . (капуста) .

И горят, как солнышки,

Кто же там пыхтит на грядке?

От кого же этот дед

Убегает без . (оглядки) ,

А за ним и бабка вслед?

Вышла внучка в огород:

“Где тут страшный зверь . (живёт) ?”

Заглянула под листочек,

Видит – там лежит клубочек.

Он в иголках серых сплошь,

Кто же это? Это – . (ёж) .

Из краёв пришёл лесных

Зверь колючий в сказку “. “.

Далеко на тёплом море

Появился вдруг мальчишка –

Деревянный, с длинным носом,

Про него создали книжку.

В книжке много приключений

Тот мальчишка испытал,

Золотой волшебный ключик

Он, в конце концов, достал.

Был подарен ключик сей,

И ещё мальчишка встретил

Добрых преданных друзей.

Хоть пришлось ему несладко –

Был повержен Карабас.

Как та книжка называлась?

Вы мне скажете сейчас?

(“Золотой ключик, или Приключения Буратино”)

Автор загадок:
В. Степанов

Прокомментируйте!

Выскажите Ваше мнение:


Вакансии для учителей

Литературные загадки

КОРНЕЙ ЧУКОВСКИЙ

1
Была телега у меня,
Да только не было коня,
И вдруг она заржала,
Заржала — побежала.
Глядите, побежала телега без коня!
(Грузовик)

2
Паровоз
Без колес!
Вот так чудо-паровоз!
Не с ума ли он сошел —
Прямо по морю пошел!
(Пароход)

3
Был белый дом,
Чудесный дом,
И что-то застучало в нем.
И он разбился, и оттуда
Живое выбежало чудо —
Такое теплое, такое
Пушистое и золотое.
(Яйцо и цыпленок)

4
Красные двери
В пещере моей,
Белые звери
Сидят у дверей.
И мясо, и хлеб — всю добычу мою —
Я с радостью этим зверям отдаю.
(Рот и зубы)

5
Два коня у меня,
Два коня.
По воде они возят меня.
А вода Тверда,
Словно каменная!
(Коньки)

6
Лежит, лежит копеечка у нашего колодца.
Хорошая копеечка, а в руки не дается.
Подите приведите четырнадцать коней,
Подите позовите пятнадцать силачей!
Пускай они попробуют копеечку поднять,
Чтоб Машенька копеечкой могла бы поиграть!

И кони прискакали, и силачи пришли,
Но маленькой копеечки не подняли с земли.
Не подняли, не подняли и сдвинуть не могли.
(Солнечный луч на земле)

7
Марьюшка, Марусенька, Машенька и Манечка
Захотели сладкого сахарного пряничка.
Бабушка по улице старенькая шла,
Девочкам по денежке бабушка дала:

Марьюшке — копеечку,
Марусеньке — копеечку,
Машеньке — копеечку,
Манечке — копеечку,—
Вот какая добрая бабушка была!

Марьюшка, Марусенька, Машенька и Манечка
Побежали в лавочку и купили пряничка.
И Кондрат задумался, глядя из угла:
Много ли копеечек бабушка дала?

(Бабушка дала только одну копеечку, так
как Марьюшка, Марусенька, Машенька и
Манечка — одна и та же девочка.)

8
Хожу-брожу не по лесам,
А по усам, по волосам,
И зубы у меня длинней,
Чем у волков и медведей.
(Гребешок)

9
Растет она вниз головою,
Не летом растет, а зимою.
Но солнце ее припечет —
Заплачет она и умрет.
(Сосулька)

10
Мудрец в нем видел мудреца,
Глупец — глупца,
Баран — барана,
Овцу в нем видела овца,
И обезьяну — обезьяна.
Но вот подвели к нему Федю Баратова,
И Федя неряху увидел лохматого.
(Зеркало)

11
На малину налетели.
Поклевать ее хотели.
Но увидели урода —
И скорей из огорода!
А урод стоит на палке,
С бородою из мочалки.
(Птицы и
огородное чучело)

12
Шел Кондрат
В Ленинград,
А навстречу — двенадцать ребят.
У каждого по три лукошка,
В каждом лукошке — кошка,
У каждой кошки — двенадцать котят.
У каждого котенка
В зубах по четыре мышонка.
И задумался Кондрат:
“Сколько мышат и котят
Ребята несут в Ленинград?”

(Глупый, глупый Кондрат!
Он один и шагал в Ленинград,
А ребята с лукошками,
С мышами и кошками
Шли навстречу ему —
В Кострому.)

13
Вот иголки и булавки
Выползают из-под лавки.
На меня они глядят,
Молока они хотят.
(Еж)

14
Две ноги на трех ногах,
А четвертая в зубах.
Вдруг четыре прибежали
И с одною убежали.
Подскочили две ноги,
Ухватили три ноги,
Закричали на весь дом —
Да тремя по четырем!
Но четыре завизжали
И с одною убежали.
(Две ноги — мальчик,
Три ноги — табуретка,
Четыре ноги — собака,
Одна нога — куриная.)

15
Я лаю со всякой
Собакой,
Я вою
Со всякой совою,
И каждую песню твою
Я вместе с тобою
Пою.
Когда же вдали пароход
Быком на реке заревет,
Я тоже реву:
У-у!
(Эхо)

16
Вдруг из черной темноты
В небе выросли кусты.
А на них-то голубые,
Пунцовые, золотые
Распускаются цветы
Небывалой красоты.
И все улицы под ними
Тоже стали голубыми,
Пунцовыми, золотыми,
Разноцветными.
(Салют)

17
Я одноухая старуха,
Я прыгаю по полотну
И нитку длинную из уха,
Как паутину, я тяну.
(Иголка)

18
Ах, не трогайте меня:
Обожгу и без огня!
(Крапива)

САМУИЛ МАРШАК

Что такое перед нами?

* * *
Шумит он в поле и в саду,
А в дом не попадет.
И ни-куда я не иду,
Покуда он идет.
(Дождь)

* * *
Что такое перед нами:
Две оглобли за ушами,
На глазах по колесу
И седелка на носу?
(Очки)

* * *
Мы ходим ночью,
Ходим днем,
Но никуда
Мы не уйдем.
Мы бьем исправно
Каждый час.
А вы, друзья,
Не бейте нас!
(Часы)

* * *
Принялась она за дело,
Завизжала и запела.
Ела, ела
Дуб, дуб,
Поломала
Зуб, зуб.
(Пила)

* * *
Всегда шагаем мы вдвоем,
Похожие, как братья.
Мы за обедом — под столом,
А ночью — под кроватью.
(Сапоги)

* * *
Бьют его рукой и палкой.
Никому его не жалко.
А за что беднягу бьют?
А за то, что он надут!
(Мяч)

* * *
Меня спроси,
Как я тружусь.
Вокруг оси
Своей кружусь.
(Колесо)

* * *
Его весной и летом
Мы видели одетым.

А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки.

Но зимние метели
В меха его одели.
(Дерево)

* * *
За стеклянной дверцей
Бьется чье-то сердце —
Тихо так,
Тихо так.
(Часы)

* * *
Под Новый год пришел он в дом
Таким румяным толстяком;
Но с каждым днем терял он вес
И наконец совсем исчез.
(Календарь)

* * *
В Полотняной стране
По реке Простыне
Плывет пароход
То назад, то вперед.
А за ним такая гладь —
Ни морщинки не видать!
(Утюг)

* * *
Держусь я только на ходу,
И если стану, упаду.
(Велосипед)

* * *
Друг на друга мы похожи.
Если ты мне строишь рожи,
Я гримасничаю тоже.
(Отражение в зеркале)

* * *
Стоит в саду среди пруда
Столбом серебряным вода.
(Фонтан)

* * *
Я конем рогатым правлю.
Если этого коня
Я к забору не приставлю,
Упадет он без меня.
(Велосипед)

* * *
Она меня впускает в дом
И выпускает вон.
В ночное время под замком
Она хранит мой сон.

Она ни в город, ни во двор
Не просится гулять.
На миг заглянет в коридор —
И в комнату опять.
(Дверь)

Я шел зимою вдоль болота
В галошах,
В шляпе
И в очках.
Вдруг по реке пронесся кто-то
На металлических
Крючках.

Я побежал скорее к речке,
А он бегом пустился в лес,
К ногам приделал две дощечки,
Присел,
Подпрыгнул
И исчез.

И долго я стоял у речки,
И долго думал, сняв очки:
“Какие странные
Дощечки
И непонятные
Крючки!”

Ну-ка, дети!
Кто храбрее всех на свете?
Так и знал — в ответ все хором нараспев:
ЛЕВ!
Лев? Ха-ха. Легко быть храбрым,
Если лапы шире швабры.
Нет, ни лев, ни слон-
Храбрее всех, малыш,—
МЫШЬ!
Сам вчера я видел чудо,
Как мышонок влез на блюдо
И у носа спящей кошки
Не спеша поел все крошки.
ЧТО!

ЕЛЕНА БЛАГИНИНА

* * *
Что за звездочки сквозные
На пальто и на платке?
Все сквозные, вырезные,
А возьмешь — вода в руке?
(Снежинки)

* * *
На первую ступеньку
Встал парень молодой,
К двенадцатой ступеньке
Пришел старик седой.
К двенадцатой ступеньке
Пришел старик седой.
На первую ступеньку
Встал парень молодой.
(Двенадцать месяцев)

* * *
Есть, ребята, у меня
Два серебряных коня,
Езжу сразу на обоих.
Что за кони у меня?
(Коньки)

* * *
Наша толстая Федора
Наедается не скоро.
Но зато, когда сыта,
От Федоры — теплота!
(Печка)

* * *
Наш серебряный кинжал
Недолго дома полежал.
Мы поднять его хотели,
А он к порогу побежал.
(Сосулька)

* * *
Какой это мастер
На стекла нанес
И листья, и травы,
И заросли роз?
(Мороз)

* * *
Красавица какая
Стоит, светло сверкая?
Как пышно убрана.
Скажите, кто она?
(Новогодняя елка)

Об удивительных птицах

На улице
Прохожего
Увидел я вчера.
Он ящик нес,
На ящике
Написано:
“Игра”.

Я два квартала
Шел за ним
(Поверьте, я не вру).
И наконец
Спросил его:
— А как играть
В игру?

Он улыбнулся
Вежливо,
Потом мне отвечал:
— Уверен,
Что такой игры
Еще ты не встречал

Две птицы
Удивительных
Есть в ящике моем.
И если хочешь,
То с тобой
Сыграем мы вдвоем.

А чтобы мы
Могли начать,
Запомнить должен ты,
Что у несхожих
Этих птиц —
ПОХОЖИЕ ХВОСТЫ.

Поймать
Таких смешных пичуг —
Весьма нелегкий труд.
Недаром люди
Умные
Их РИФМАМИ
Зовут.

. И вправду,
Птицы шустрые
Из ящика большого
Вдруг начали
Вытаскивать
Наверх
За словом слово.
Одна достала
Слово ГВОЗДЬ,
Другая сразу —
ГОСТЬ и ТРОСТЬ.

Одна достала
Слово ГРУСТЬ,
Другая фразу:
НУ и ПУСТЬ!

Одна достала
Слово СЛОН,
Другая —
ЗВОН и ТЕЛЕФОН.
— Теперь,—
Сказал мне человек,—
Пора и нам сыграть.
Я буду
Доставать слова,
Ты должен
РИФМОВАТЬ.

Достал он слово КОЧКА,
А я ответил: БОЧКА,
И СТРОЧКА, и СОРОЧКА,
И сразу два ЛИСТОЧКА,
И на прощанье ТОЧКА.

. Мы с ним
Играли целый час
Похожими словами.

Теперь
Мы покидаем вас,
И вы играйте сами.

О том, почему все заплакали

Сняли тоненький сюртук,
Сняли
Рыжую рубашку,
Сняли
Желтую рубашку,
А стянув
Еще рубашку,
Все заплакали вокруг.
Вот как мы
Вчера на кухне
Раздевали
Сладкий
………

О том, кто крутился

Под стол
Он нырнул,
Забрался под стул,
Пытался
Залезть под шкаф,
Он пел и жужжал,
Звенел и визжал.
Плясал,
На цыпочки встав.

Кружился он так,
Что старый башмак
Сказал под тахтой
Сапогу:
— Я очень боюсь,
Что сам закружусь,
Смотреть на него
Не могу

Но раз и другой
Качнув головой,
Упал он
На правый бок.
А кто это был,
Совсем я забыл,
Мне кажется,
Что .

О той, у кого много-много глаз

На этот раз
Пойдет рассказ
О той,
Кто шесть
Имеет глаз,
А иногда
И семь,
И пять
(Что, впрочем, можно сосчитать);
О той,
Кто зиму сладко спал,
Забравшись осенью
В подвал;
О той,
Кого на кухню к нам
Весною
Притащил я сам;
О той,
Чьи странные глазки
Росли день ото дня;
О той,
Кто был знаком со мной,
Но не видал меня.
Подумайте немножко:
А вдруг это
. . ………….?

Почему киты молчат

Почему, почему
Говорят коровы — МУ,
Кошки — МЯУ,
ГАВ — собаки,
Овцы — БЕ,
Козы — ME,
А киты — ни БЕ ни ME?

Почему киты молчат,
Ничего не говорят,
Хоть имеют киты
Преогромные рты.

Потому, что киты
В рот набрали воды!

Черное и серое

Черное
Тихонько
Дремало на полу,

Серое
Тихонько
Пряталось в углу.

Черное
Легонько
Лапой шевельнуло,

Серое
Проворно
Хвостиком вильнуло!

Поиграем — угадаем!
(Игралочка)

Что вы знаете, ребятки,
Про мои стихи-загадки?
Где отгадка, там конец.
Кто подскажет — молодец!

Важно по двору ходил
С острым клювом крокодил,
Головой весь день мотал,
Что-то громко бормотал.
Только это, верно, был
Никакой не крокодил,
А индюшек лучший друг.
Угадайте — кто?
(Индюк!)

Да! Индюк! Признаться, братцы,
Трудно было догадаться!
С индюком случилось чудо —
Превратился он в верблюда!
Стал он лаять и рычать,
По земле хвостом стучать.
Я запутался, однако,
Он верблюд или. Кто.
(Собака!)

Не зовут собаку Шавкой,
И не спит она под лавкой,
А глядит она в окошко
И мяукает. Как кто.
(Кошка!)

Верно, верно! Угадали,
Будто где ее видали!
А теперь давайте с вами
В лес поедем за грибами.

Посмотрите-ка, ребята:
Тут — лисички, там — опята,
Ну а это, на полянке,
Ядовитые. Что.
(Поганки!)

Что? Поганки? Неужели?
Но поганки захотели
Стать полезными грибами
И пришли на кухню сами
И сказали: — Как хотите,
Хоть зажарьте, хоть сварите,—
Обожаем поваров!
Ненавидим. Кого.
(Докторов!)

То, что я сказал вам — тайна.
Догадались вы случайно,
Это был большой секрет,
Но от вас секретов нет!

ИРИНА ТОКМАКОВА

Какой-то ходит
странный зверь
И оставляет настежь дверь.
И мы за этим зверем

Все закрываем двери.
Замучились, устали мы,
Работать перестали мы,
Мы не едим,
не пьем теперь,
Мы только закрываем дверь.
Ну как нам
зверя приручить
И зверя к двери приучить:
Чтоб за собою этот зверь
Хоть иногда
закрыл бы
дверь!

Кто такая Пушка?

Пушка
Лапой уши мыла
На скамейке
У окошка.
Пушка
Моется
Без мыла,
Потому
что
Пушка —
……………
(Кошка.
Если бывает кот Пушок,
Почему не быть кошке Пушке?)

Загадка про сестричку

Мимо
Рощи,
Мимо Яра
Мчит
Без дыма,
Мчит
Без пара
Паровозова сестричка.
Кто такая?
.

Дневная загадка

От солнца родится, а солнца боится
И целыми днями
За нами
Таится:
У вас
Под усами,
У нас
Под носами,
У папы
Под шляпой,
У мамы
В панаме.
Она убегает от солнца весь день.
И солнце не знает, что есть у нас …

Еще одна загадка

Четыре синих солнца
У бабушки на кухне,
Четыре синих солнца
Горели
И потухли:
Готовы щи, компот, блины.
До завтра солнца не нужны.

Дождь
Прохладный
Хлещет
Косо —
Вот так туча-умница!
Едет
Туча
На колесах
По раскаленной
Улице!
До краев
Дождем полна.
Ей воды не жалко.
Называется она —
Машина- .

Чудеса в авоське

— Тетя Варя!
Тетя Варя!
Где вы были?

— Варя-тетя,
Варя-тетя!
Что купили?
Что несете?

— Я несу
Два чуда-юда.
В каждом чуде —
По два пуда.
Нет у них
Ни ног,
Ни рук.
Ни рубашек нет,
Ни брюк,
Только два огромных
Пуза.

— Знаем, знаем!
Два .

Почему у Чирикти пропал аппетит?

— Чириктя, обедать лети на окно:
В кормушке опять появилось пшено!
— Спасибо, Мяуктя, за добрую весть,
Но мне почему-то не хочется есть.
(У этой загадки несложный ответ:
Не хочет Чириктя попасть на обед.)

ГИВИ ЧИЧИНАДЗЕ

Отвечайте, правда ли?

В этот час, веселый час,
Вам загадок я припас,
Адандали-дандали!
Вам загадок я припас,
Уж послушаю я вас,
Адандали-дандали!

Вьюга поле замела,
И чинара вся бела.
Отвечайте,
ПРАВДА ЛИ?

В марте стаял снег и лед.
Это к нам зима идет.
Отвечайте,
ПРАВДА ЛИ?

Любит кошка на обед
Виноград и винегрет.
Отвечайте,
ПРАВДА ЛИ?

Ночью в дождик, как пастух,
Вывел кур гулять петух.
Отвечайте,
ПРАВДА ЛИ?

Лебедь плавает в пруду,
Спит на яблоне в саду.
Отвечайте,
ПРАВДА ЛИ?

Лапой хвать, зубами щелк.
Хищник — тигр и хищник—волк.
Отвечайте,
ПРАВДА ЛИ?

Шерсть смотали мы в моток,
Выйдет шелковый платок.
Отвечайте,
ПРАВДА ЛИ?

Хоть улитка и мала,
Целый домик учесла.
Отвечайте,
ПРАВДА ЛИ?

Закудахтал пес Барбос
И в гнезде яичко снес.
Отвечайте,
ПРАВДА ЛИ?

Верно, дети!
Молодцы!
Вам в награду леденцы,
Адандали-дандали!

Вот растаял леденец,
И стихам пришел конец.
Адандали-дандали!
Адандали-дандали!

ОЛЕГ ГРИГОРЬЕВ

Плотник думал топором.
Выдумал из бревен
Ароматный светлый дом,
Дом, как терем, стройный.

Если б знал, что падать тут,
Натянул бы я батут.

Копали яму глубоченную,
Получили гору высоченную.

Съел я обеда две порции,
У меня исказились пропорции.

Время устало и встало.
И ничего не стало.

Я в луже стою босиком на Луне,
Не нужно скафандра для этого мне.

Я ударился об угол,
Значит, мир не очень кругл.

В уголке сидит паук —
Восемь ног, а может, рук.

Черные тучи падучи,
А белые тучи летучи.

С быстротой ракеты объезжает трек
На велосипеде чело-вело-век.

Я волновался от страха,
Как на веревке рубаха.

Вытекает на пол тесто —
Голос слышу я протеста.

Он во всем мне подражает,
Очень этим раздражает.

Пойду домой, пожалуюсь маме,
Что луна зажата двумя домами.

5 самых известных литературных головоломок – а вы сможете их разгадать?

Загадки и головоломки давно стали частью западной литературной традиции. Некоторые из них призваны подчеркнуть смекалку главного героя, другие позволяют ему с честью пройти испытания и выбраться из сложной ситуации. Есть и такие, которые попросту невозможно разгадать – они напоминают нам о том, что до сих пор в мире есть вопросы, на которые не существует ответа.

А вы сможете разгадать эти загадки из книг без подсказок?

1. Трагедия «Царь Эдип», Софокл

Это одна из самых известных загадок в западной литературе. В произведении крылатое чудовище по имени Сфинкс загадывало одну и ту же загадку всем прохожим, а тех, кто не давал правильный ответ, убивало. Отгадать эту загадку не мог никто. Чтобы спасти город, Эдип отправился к Сфинксу.

Чудовище спросило: “Кто ходит утром на четырех ногах, днем – на двух и вечером – на трех ногах?

Человек” – ответил Эдип, найдя правильное решение.

Ибо во младенчестве (утро жизни) он ползает на четырех конечностях, ходит на двух ногах в расцвете своей жизни, а в старости ему помогает идти “третья нога” – палка или посох.

А Сфинкс бросился со скалы в море, ибо решено было богами, что погибнет он, если кто-нибудь разгадает его загадку.

Если вас интересуют легенды и мифы древних народов, рекомендуем приобрести книгу “200 мифов народов мира“, которая рассказывает, каким богам и героям поклонялись древние шумеры, египтяне, греки, римляне, китайцы, японцы, кельты, скандинавы, славяне, ацтеки, жители Австралии!

2. Повесть “Хоббит”, Джон Р. Р. Толкин.

Голлум и Бильбо играют в игру, загадывая друг другу загадки, причем на кону – жизнь хоббита.

“Голлум решил, что подоспело время спросить что-нибудь действительно непосильное и устрашающее. И вот что он спросил:

Уничтожает все кругом:
Цветы, зверей, высокий дом,
Сжует железо, сталь сожрет
И скалы в порошок сотрет,
Мощь городов, власть королей
Его могущества слабей
.

Бедняга Бильбо сидел и перебирал в уме имена всех чудовищ и страшилищ, о которых слыхал, но никто из них не натворил стольких ужасов сразу. У него было чувство, будто ответ совсем не про чудовищ и он его знает, но голова у него отказывалась варить. Он впал в панику, а это всегда мешает соображать. Голлум опять перекинул лапы за борт, спрыгнул в воду и зашлепал к берегу. Глаза его все приближались к Бильбо… У Бильбо язык прилип к гортани, он хотел крикнуть : “Дай мне еще время! Дай время! ” Но у него вырвался только писк: «Время! Время!»

Бильбо спасла случайность: это и была разгадка”

В Библии много загадок-притч, но одна из самых известных – та, которую загадал Самсон своим “брачным друзьям”:

“И сказал им Самсон:
— Загадаю я вам загадку; если вы отгадаете мне её в семь дней пира и отгадаете верно, то я дам вам тридцать синдонов и тридцать перемен одежд; если же не сможете отгадать мне, то вы дайте мне тридцать синдонов и тридцать перемен одежд.

Они сказали ему:
— Загадай загадку твою, послушаем.

И сказал им:
Из ядущего вышло ядомое, и из сильного вышло сладкое.

И не могли отгадать загадку в три дня. В седьмой день сказали они жене Самсоновой:
— Уговори мужа твоего, чтоб он разгадал нам загадку; иначе сожжём огнём тебя и дом отца твоего; разве вы призвали нас, чтоб обобрать нас?

И плакала жена Самсонова пред ним и говорила:
— Ты ненавидишь меня и не любишь; ты загадал загадку сынам народа моего, а мне не разгадаешь её.

Он сказал ей:
— Отцу моему и матери моей не разгадал её; и тебе ли разгадаю?

И плакала она пред ним семь дней, в которые продолжался у них пир. Наконец в седьмой день разгадал ей, ибо она усиленно просила его. А она разгадала загадку сынам народа своего.

И в седьмой день до захождения солнечного сказали ему граждане:
Что слаще мёда, и что сильнее льва!

Вся разгадка была в том, что незадолго до этого Самсон убил льва голыми руками, а спустя время обнаружил, что во львином трупе живут пчелы и в нем есть мед.

Кстати, подарочное издание “Иллюстрированная Библия. Ветхий Завет”, украшенное работами лучших мастеров живописи и графики, можно приобрести всего за 19 900 рублей (вместо 185 250) на сайте Книжного Клуба, воспользовавшись акцией при вступлении в Клуб!

4. Пьеса “Венецианский купец”, Уильям Шекспир

Претенденту на руку и сердце богатой красавицы Порции нужно выбрать один из трех ларцов. Но только в одном из них счастливая судьба.

Вот первый, золотой ларец, и надпись:
“Со мной получишь то, что многие желают”.
Второй – серебряный и с обещаньем:
“Со мной получишь то, чего достоин ты”.
Свинцовый, третий, резко заявляет:
“Со мной ты все отдашь, рискнув всем, что имеешь”.
Какой возьмете вы?

Оказывается, что в золотом ларце – череп и предупреждение: “Не все то злато, что блестит“. В серебряном – карикатурный портрет и послание:

Семь раз испытан разум в том,
Кто ошибок не имел.
Тот, кто тень поймать хотел,
Счастья тень – того удел
“.

А вот в свинцовом ларце – свиток, на котором написано: “На внешность ты не стал смотреть, – столь же будь удачлив впредь!

Сборник трагедий Уильяма Шекспира также можно приобрести всего за 19900 рублей (вместо 142 000) на сайте Книжного Клуба, воспользовавшись акцией при вступлении в Клуб!

5. Роман “Гарри Поттер и Кубок огня”, Джоан Роулинг

В третьем туре Турнира Трёх Волшебников Гарри Поттеру пришлось отгадывать загадку Сфинкса, чтобы она пропустила его на поляну, где стоял Кубок огня — главный приз состязания. Загадка была загадана в виде ребуса:

“Мой первый слог проворней всех слывёт по праву
Он очень быстр на руку, ногу и расправу;
Второй мой слог есть плод окружности решений
Её с диаметром законных отношений.
Мой третий слог — абстрактно названный мужчина
Ни цвета кожи, ни фамилии, ни чина.
Сложив их вместе, существо ты образуешь,
Какое ты скорей умрёшь, чем поцелуешь”
.

Ответом служило слово «скор-пи-он». Гарри отгадал эту загадку и успешно прошел дальше.

А какие литературные загадки знаете вы? Поделитесь с нами!

Конспект НОД по художественной литературе в средней группе на тему «Русские народные и литературные загадки»

Васильченко Елена
Конспект НОД по художественной литературе в средней группе на тему «Русские народные и литературные загадки»

Цель: Развивать образное мышление детей.

Оборудование: конверт с картинками, канчиль (картинка)

Предварительная работа: чтение сказок разных стран, вечер отгадывания загадок.

Словарная работа: канчиль – род парнокопытных животных, часто упоминающихся в малайском фольклоре. Куцый – маленький.

Ход НОД

1 часть. Организационный момент.

Воспитатель: Ребята, к нам в группу пришло письмо. Письмо необычное волшебное. Хотите

узнать,что это за письмо (ответы детей). Тогда слушайте внимательно, нам нужно отгадать загадку, и тогда мы узнаем кто же нам прислал это письмо.

Воспитатель загадывает загадку. У отца был мальчик странный,

Но любил папаша сына.

Что за странный

На земле и под водой

Ищет ключик золотой.

Всюду нос суёт свой длинный,

Молодцы, ребята, отгадали загадку. Это Буратино прислал нам письмо, в котором много интересных загадок. Я загадаю их вам, а вы слушайте внимательно и, для того чтобы правильно отгадать загадку, постарайтесь представить себе то, о чем в ней говорится. Итак, слушайте.

2 часть. Основная

См. книгу Гриценко З. А. «Пришли мне чтения доброго…» стр. 54

1. Отгадывание загадок

На ветке не птичка- Шевелились у цветка

Зверёк – невеличка, Все четыре лепестка.

Мех теплый, как грелка, Я сорвать его хотел,

Кто же это? (белка) Он вспорхнул и улетел (бабочка)

С хозяином дружит, Сидит на окошке кошка,

Дом сторожит. И хвост, как у кошки,

Живёт под крылечком, И нос, как у кошки,

А хвост колечком (собака) И уши, как у кошки,

А не кошка (кот)

Лежала под ёлками Пышный хвост торчит с верхушки

Подушечка с иголками. Что за странная зверушка?

Лежала,лежала Щелкает орехи мелко.

Да побежала. (ёж) Ну конечно это (белка)

Весь я сделан из железа, Бьют его рукой и палкой.

У меня ни ног, ни рук, Никому его не жалко.

Я по шляпку в доску влезу, А за что беднягу бьют?

А по мне всё стук да стук (гвоздь) А за то, что он надут (мяч)

Не барашек, и не кот, Был белый дом,

Носит шубу круглый год. Чудесный дом,

Шуба серая – для лета, И что-то застучало в нём.

Для зимы, другого цвета (заяц) И он разбился,и оттуда

Живое выбежало чудо

Бьют его, а он не злится,

Он все больше веселится (мяч) Такое теплое, такое

Пушистое и золотое.

Я бел, как снег, в чести у всех, (яйцо и цыплёнок)

Я нравлюсь вам во вред зубам (сахар)

Хомка, хомка, хомячок (дети раздувают щёки)

Полосатенький бочок. (поглаживают себя по бокам)

Хомка раненько встает, (движения на растяжку)

Щеки моет, шею трет, (потирание лица и шеи)

Подметает хомка хатку (движения имитируют подметание)

И выходит на зарядку (марширование на месте)

Раз, два, три, четыре, пять (3-4 движения, имитирующих зарядку)

Хомка хочет сильным стать. (напряжение мышц рук)

3. Чтение индонезийской сказки «Почему у медведя короткий хвост».

4. Анализ сказки.

Кто такой канчиль?

Кого увидел зверёк?

Почему тигру стало страшно?

Кого повстречал тигр?

Какие слова услышал медведь?

Почему медведь остался без хвоста?

Перехитрил зверей канчиль?

3 часть. Заключительная

Воспитатель: Какие вы, ребята, молодцы! Слушали сказку внимательно, отвечали на вопросы. Сказка вам понравилась? (Ответы детей). Посмотрите, у меня есть ещё книжки, в которых живут сказки. Вы можете их взять и посмотреть.

В мире животных обрый день кто заглянул! Вот такой стенд “Животные” мы сделали с детьми для нашего любимого садика. Детьям очень понравилось. Дети используя.

Ссылка на основную публикацию