Котлован – краткое содержание повести Андрея Платонова

Котлован

«В день тридцатилетия личной жизни Вощеву дали расчёт с небольшого механического завода, где он добывал средства для своего существования. В увольнительном документе ему написали, что он устраняется с производства вследствие роста слабосильности в нем и задумчивости среди общего темпа труда». Вощев идёт в другой город. На пустыре в тёплой яме он устраивается на ночлег. В полночь его будит человек, косящий на пустыре траву. Косарь говорит, что скоро здесь начнётся строительство, и отправляет Вощева в барак: «Ступай туда и спи до утра, а утром ты выяснишься».

Вощев просыпается вместе с артелью мастеровых, которые кормят его и объясняют, что сегодня начинается постройка единого здания, куда войдёт на поселение весь местный класс пролетариата. Вощеву дают лопату, он сжимает её руками, точно желая добыть истину из земного праха. Инженер уже разметил котлован и говорит рабочим, что биржа должна прислать ещё пятьдесят человек, а пока надо начинать работы ведущей бригадой. Вощев копает вместе со всеми, он «поглядел на людей и решил кое-как жить, раз они терпят и живут: он вместе с ними произошёл и умрёт в своё время неразлучно с людьми».

Землекопы постепенно обживаются и привыкают работать. На котлован часто приезжает товарищ Пашкин, председатель окрпрофсовета, который следит за темпом работ. «Темп тих, — говорит он рабочим. — Зачем вы жалеете подымать производительность? Социализм обойдётся и без вас, а вы без него проживёте зря и помрёте».

Вечерами Вощев лежит с открытыми глазами и тоскует о будущем, когда все станет общеизвестным и помещённым в скупое чувство счастья. Наиболее сознательный рабочий Сафронов предлагает поставить в бараке радио, чтоб слушать о достижениях и директивах, инвалид, безногий Жачев, возражает: «Лучше девочку-сиротку привести за ручку, чем твоё радио».

Землекоп Чиклин находит в заброшенном здании кафельного завода, где когда-то его поцеловала хозяйская дочь, умирающую женщину с маленькой дочкой. Чиклин целует женщину и узнает по остатку нежности в губах, что это та самая девушка, которая целовала его в юности. Перед смертью мать говорит девочке, чтобы она никому не признавалась, чья она дочь. Девочка спрашивает, отчего умирает её мать: оттого, что буржуйка, или от смерти? Чиклин забирает её с собой.

Товарищ Пашкин устанавливает в бараке радиорупор, из которого раздаются ежеминутные требования в виде лозунгов — о необходимости сбора крапивы, обрезания хвостов и грив у лошадей. Сафронов слушает и жалеет, что он не может говорить обратно в трубу, чтобы там узнали о его чувстве активности. Вощеву и Жачеву становится беспричинно стыдно от долгих речей по радио, и Жачев кричит: «Остановите этот звук! Дайте мне ответить на него!» Наслушавшись радио, Сафронов без сна смотрит на спящих людей и с горестью высказывается: «Эх ты, масса, масса. Трудно организовать из тебя скелет коммунизма! И что тебе надо? Стерве такой? Ты весь авангард, гадина, замучила!»

Девочка, пришедшая с Чиклиным, спрашивает у него про черты меридианов на карте, и Чиклин отвечает, что это загородки от буржуев. Вечером землекопы не включают радио, а, наевшись, садятся смотреть на девочку и спрашивают её, кто она такая. Девочка помнит, что ей говорила мать, и рассказывает о том, что родителей не помнит и при буржуях она не хотела рождаться, а как стал Ленин — и она стала. Сафронов заключает: «И глубока наша советская власть, раз даже дети, не помня матери, уже чуют товарища Ленина!»

На собрании рабочие решают направить в деревню Сафронова и Козлова с целью организации колхозной жизни. В деревне их убивают — и на помощь деревенским активистам приходят другие землекопы во главе с Вощевым и Чиклиным. Пока на Организационном Дворе проходит собрание организованных членов и неорганизованных единоличников, Чиклин и Вощев сколачивают неподалёку плот. Активисты обозначают по списку людей: бедняков для колхоза, кулаков — для раскулачивания. Чтобы вернее выявить всех кулаков, Чиклин берет в помощь медведя, работающего в кузнице молотобойцем. Медведь хорошо помнит дома, где он раньше работал, — по этим домам и определяют кулаков, которых загоняют на плот и отправляют по речному течению в море. Оставшиеся на Оргдворе бедняки маршируют на месте под звуки радио, потом пляшут, приветствуя приход колхозной жизни. Утром народ идёт к кузне, где слышна работа медведя-молотобойца. Члены колхоза сжигают весь уголь, чинят весь мёртвый инвентарь и с тоской, что кончился труд, садятся у плетня и смотрят на деревню в недоумении о своей дальнейшей жизни. Рабочие ведут деревенских жителей в город. К вечеру путники приходят к котловану и видят, что он занесён снегом, а в бараке пусто и темно. Чиклин разжигает костёр, чтобы согреть заболевшую девочку Настю. Мимо барака проходят люди, но никто не приходит проведать Настю, потому что каждый, нагнув голову, беспрерывно думает о сплошной коллективизации. К утру Настя умирает. Вощев, стоя над утихшим ребёнком, думает о том, зачем ему теперь нужен смысл жизни, если нет этого маленького, верного человека, в котором истина стала бы радостью и движением.

Жачев спрашивает у Вощева: «Зачем колхоз привёл?» «Мужики в пролетариат хотят зачисляться», — отвечает Вощев. Чиклин берет лом и лопату и идёт копать на дальний конец котлована. Оглянувшись, он видит, что весь колхоз не переставая роет землю. Все бедные и средние мужики работают с таким усердием, будто хотят спастись навеки в пропасти котлована. Лошади тоже не стоят: на них колхозники возят камень. Один Жачев не работает, скорбя по умершей Насте. «Я урод империализма, а коммунизм — это детское дело, за то я и Настю любил. Пойду сейчас на прощанье товарища Пашкина убью», — говорит Жачев и уползает на своей тележке в город, чтобы никогда не возвратиться на котлован.

Чиклин выкапывает для Насти глубокую могилу, чтобы ребёнка никогда не побеспокоил шум жизни с поверхности земли.

Что скажете о пересказе?

Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.

Андрей Платонов — Котлован:
Краткое содержание

Тридцатилетний Вощев задумывался на заводе о смысле жизни и счастье людей в рабочее время, его за это уволили. Для всех смысл в труде, процессе, материальных вещах. Он идет в другой город. «Полезен ли он в мире или все без него благополучно обойдется?» Вощев чувствует, что будущее за детьми. Теми, кто родился в новое, советское время. Потому он просит ссорящихся мужа с женой «почитать своего ребенка», а войдя в чужой город, по-доброму завидует веселым пионерам.

Глядит на них и Жачев, безногий инвалид войны в тележке. Ему жаль, что свое отжил. Он планирует сжечь старый город (после постройки артелью общего дома для трудящихся), отбирает еду у местных «буржуев», чтоб тем меньше досталось. Но сам ест кашу с рабочими. Верит, что наука воскресит Ленина, и тот пойдет работать. Словом, страстно ждет и приближает коммунистический «рай на земле».

Вощева берут в артель мастеровых, роющих на пустыре котлован под дом для пролетариата. Чтоб люди жили сообща, а не каждый за своим забором. Инженер проекта Прушевский дает указания землекопу Чиклину, активисту Сафронову. Ход работ подгоняет председатель окрпрофсовета Пашкин. Землекопы копают, чувствуя свою нужность. Вощев и Козлов слабы как землекопы. Козлов рвется в руководители.

Сафронов заводит радио для этой несознательной «массы» людей, чтобы слушать сводки об успехах, а Жачев напоминает, что вся стройка идет ради детей, и лучше бы вместо лозунгов обогреть какую-нибудь сиротку. И Чиклин приносит в артель девочку Настю. В молодости он нравился ее матери. Теперь она умерла. Настя знает о Ленине, и буржуях, которых надо убить. Этот слабенький ребенок и есть новый человек. «Ничего хорошего она в жизни не видела». Чиклин и Жачев больше всех заботятся о ней. Дают ей пустой гроб под кровать и как ящик для игрушек. Но гробами приходят хозяева, нищие крестьяне. Сафронов врет девочке, что это буржуи.

Размеры котлована увеличивают в 6 раз. Все довольны. Козлов (уже начальник) с Сафроновым едут к беднякам, чтоб принудить вступить в колхоз имени Генеральной линии. Однако мужики их убивают. Чиклин клянется, что даже в одиночку, но довершит дело рабочего класса. Местный сельский активист назначает на место убитых Чиклина и Вощева. Люди в колхозе рассортированы. Церковь есть, с виду брошена, народ в нее ходит украдкой, потому что поп стал доносчиком.

Уже и лошади понимают пользу колхоза: ходят строем, сами пасутся. Но от ребенка активист слышит, про беду «сплошной коллективизации». Активист уверен, что ребенка запросто переделать. Вощев с Чиклиным сколотили плот. На нем всех несогласных отправили «в океан». Вздохнув, убив свой скот, чтоб не сдавать, мужики записываются в колхозники как на смерть. Пашкин торжественно ведет всех (тут и Жачев с Настей) в кузню: там главный батрак деревни. Седой медведь-молотобоец. Теперь у него хорошая жизнь. Миша показывает активу дворы, где живут кулаки.

А Вощев все мучается: колхозы, коммуна – это хорошо, а дальше-то что? В чем истина? Его настроения раздражают советскую власть. А тут еще Настя разболелась. А активисту наплевать. За такое гадство Чиклин его убил. Вощев тоже лупит мертвого болтуна. За то, что не дал ему смысла жизни. Настю никто не навещает, но раз все трудятся, то и ради нее тоже. После смерти девочки Вощев размышляет: «Зачем смысл жизни и истина, если нет маленького, верного человека, в котором истина стала бы радостью?»

Жачев, «урод империализма», горюя по девочке, уходит от котлована навсегда, чтобы убить «буржуя», бюрократа, театрала Пашкина. Чиклин хоронит Настю среди ночи. Могилку делает глубокую, чтоб ей там было спокойно. Последним с ней бережным прикосновеньем прощается седой медведь-труженик.

Читательский дневник по повести «Котлован» Платонова

Сюжет

Рабочего Вощева в 30 лет увольняют за поиск смысла жизни в рабочее время. В чужом городе его берут в артель, роющую котлован под громадный дом для всего пролетариата (бедняков). Вощев, как и землекоп Чиклин, роет и чувствует себя нужным. Он понимает пользу труда, колхозов, коммунизма, но они же средства, а не цель. Никто не может объяснить Вощеву смысл жизни, истину. Но даже инженер проекта Прушевский старается не думать о конце стройки, ему нравится процесс. Куратор стройки председатель Пашкин живет для себя, как буржуй.

Как и все (инвалид войны без ног Жачев, например), Вощев считает, что будущее за советскими детьми. Такими, как сирота Настя. Она с детства знает о Ленине и ненавидит буржуев. Ей жить в общепролетарском доме, строить счастье дальше. Но пока не все гладко. Несознательные мужики убивают активистов Козлова, Сафронова, проводивших коллективизацию. Потом, конечно, все в колхоз записались.

Главный труженик на селе – седой медведь-молотобоец в кузнице, бывший батрак у кулаков. Он тоже за народ, и за счастье для бедных детей. Когда Настя умерла от болезни, Вощев понял, что она и была смыслом и труда, и жизни, Жачев с горя пошел убить Пашкина, а Чиклин и другие – работать. С девочкой прощается даже рабочий медведь.

Отзыв

Повесть-притча о поиске людьми смысла жизни, строительства рая коммунизма на земле. Автор убежден в правоте социализма, но показывает жизнь, как она есть. Те, кто кто хочет жить только для себя, для героев враги. Настя – символ надежды, будущего народного счастья в одном доме для всех. Люди продолжают свой труд в ее память, и ради всех сирот.

Повесть учит думать не только о себе, но и о других, судить о людях по поступкам, а не словам, трудиться сообща, быть честным, целеустремленным, бескорыстным, отзывчивым, самоотверженным, благодарным, справедливым, не сдаваться, искать свое место и дело в жизни.

Анализ повести «Котлован»

Автор делит героев на тех, кто живет для себя (Пашкин, кулаки, активист), и тех, кто живет ради общей пользы (Жачев, Вощев, Чиклин). Котлован – символ будущего рая на земле, братства, счастья всех трудящихся. Для этого, по мысли героев, не жаль отказаться от рая загробного и Бога, частной собственности, эгоизма. Герои понимают, что им рая не увидеть. У этой стройки нет конца. Но она придает смысл их жизни.

Они чувствуют, что им не место в том раю: ведь они отравлены старым миром, его воспитанием. Поэтому сирота Настя – тоже символ. Она рождена в новое время, ей и строить дальше. С ее смертью труд не кончается. Медведь-молотобоец – символ терпеливого русского народа. Даже зверь радуется освобождению и дерзанию народа. Вощев слаб телом и духом. Но миллионы таких, как он, уже сила, рабочие руки. Поиск истины приводит его к мысли, что высший смысл всегда за будущим, детством.

Писатель верит, что новые поколения будут другими. Пусть люди в чем-то неправы (к примеру, в «сплошной коллективизации»): это не повод разочароваться в идее вообще. Повесть призывает к человечности, самопожертвованию, единству, идейности.

Краткое содержание «Котлован»

Читать «Котлован» в кратком содержании

«В день тридцатилетия личной жизни Вощеву дали расчет с небольшого механического завода, где он добывал средства для своего существования. В увольнительном документе ему написали, что он устраняется с производства вследствие роста слабосильности в нем и задумчивости среди общего темпа труда». Вощев идет в другой город. На пустыре в теплой яме он устраивается на ночлег. В полночь его будит человек, косящий на пустыре траву. Косарь говорит, что скоро здесь начнется строительство, и отправляет Вощева в барак: «Ступай туда и спи до утра, а утром ты выяснишься».

Вощев просыпается вместе с артелью мастеровых, которые кормят его и объясняют, что сегодня начинается постройка единого здания, куда войдет на поселение весь местный класс пролетариата. Вощеву дают лопату, он сжимает её руками, точно желая добыть истину из земного праха. Инженер уже разметил котлован и говорит рабочим, что биржа должна прислать еще пятьдесят человек, а пока надо начинать работы ведущей бригадой. Вощев копает вместе со всеми, он «поглядел на людей и решил кое-как жить, раз они терпят и живут: он вместе с ними произошел и умрет в свое время неразлучно с людьми».

Землекопы постепенно обживаются и привыкают работать. На котлован часто приезжает товарищ Пашкин, председатель окрпрофсовета, который следит за темпом работ. «Темп тих, — говорит он рабочим. — Зачем вы жалеете подымать производительность? Социализм обойдется и без вас, а вы без него проживете зря и помрете».

Вечерами Вощев лежит с открытыми глазами и тоскует о будущем, когда все станет общеизвестным и помещенным в скупое чувство счастья. Наиболее сознательный рабочий Сафронов предлагает поставить в бараке радио, чтоб слушать о достижениях и директивах, инвалид, безногий Жачев, возражает: «Лучше девочку-сиротку привести за ручку, чем твое радио».

Землекоп Чиклин находит в заброшенном здании кафельного завода, где когда-то его поцеловала хозяйская дочь, умирающую женщину с маленькой дочкой. Чиклин целует женщину и узнает по остатку нежности в губах, что это та самая девушка, которая целовала его в юности. Перед смертью мать говорит девочке, чтобы она никому не признавалась, чья она дочь. Девочка спрашивает, отчего умирает её мать: оттого, что буржуйка, или от смерти? Чиклин забирает её с собой.

Товарищ Пашкин устанавливает в бараке радиорупор, из которого раздаются ежеминутные требования в виде лозунгов — о необходимости сбора крапивы, обрезания хвостов и грив у лошадей. Сафронов слушает и жалеет, что он не может говорить обратно в трубу, чтобы там узнали о его чувстве активности. Вощеву и Жачеву становится беспричинно стыдно от долгих речей по радио, и Жачев кричит: «Остановите этот звук! Дайте мне ответить на него!» Наслушавшись радио, Сафронов без сна смотрит на спящих людей и с горестью высказывается: «Эх ты, масса, масса. Трудно организовать из тебя скелет коммунизма! И что тебе надо? Стерве такой? Ты весь авангард, гадина, замучила!».

Девочка, пришедшая с Чиклиным, спрашивает у него про черты меридианов на карте, и Чиклин отвечает, что это загородки от буржуев. Вечером землекопы не включают радио, а, наевшись, садятся смотреть на девочку и спрашивают её, кто она такая. Девочка помнит, что ей говорила мать, и рассказывает о том, что родителей не помнит и при буржуях она не хотела рождаться, а как стал Ленин — и она стала. Сафронов заключает: «И глубока наша советская власть, раз даже дети, не помня матери, уже чуют товарища Ленина!».

На собрании рабочие решают направить в деревню Сафронова и Козлова с целью организации колхозной жизни. В деревне их убивают — и на помощь деревенским активистам приходят другие землекопы во главе с Вощевым и Чиклиным. Пока на Организационном Дворе проходит собрание организованных членов и неорганизованных единоличников, Чиклин и Вощев сколачивают неподалеку плот. Активисты обозначают по списку людей: бедняков для колхоза, кулаков — для раскулачивания. Чтобы вернее выявить всех кулаков, Чиклин берет в помощь медведя, работающего в кузнице молотобойцем. Медведь хорошо помнит дома, где он раньше работал, — по этим домам и определяют кулаков, которых загоняют на плот и отправляют по речному течению в море. Оставшиеся на Оргдворе бедняки маршируют на месте под звуки радио, потом пляшут, приветствуя приход колхозной жизни. Утром народ идет к кузне, где слышна работа медведя-молотобойца. Члены колхоза сжигают весь уголь, чинят весь мертвый инвентарь и с тоской, что кончился труд, садятся у плетня и смотрят на деревню в недоумении о своей дальнейшей жизни. Рабочие ведут деревенских жителей в город. К вечеру путники приходят к котловану и видят, что он занесен снегом, а в бараке пусто и темно. Чиклин разжигает костер, чтобы согреть заболевшую девочку Настю. Мимо барака проходят люди, но никто не приходит проведать Настю, потому что каждый, нагнув голову, беспрерывно думает о сплошной коллективизации. К утру Настя умирает. Вощев, стоя над утихшим ребенком, думает о том, зачем ему теперь нужен смысл жизни, если нет этого маленького, верного человека, в котором истина стала бы радостью и движением.

Жачев спрашивает у Вощева: «Зачем колхоз привел?» «Мужики в пролетариат хотят зачисляться», — отвечает Вощев. Чиклин берет лом и лопату и идет копать на дальний конец котлована. Оглянувшись, он видит, что весь колхоз не переставая роет землю. Все бедные и средние мужики работают с таким усердием, будто хотят спастись навеки в пропасти котлована. Лошади тоже не стоят: на них колхозники возят камень. Один Жачев не работает, скорбя по умершей Насте. «Я урод империализма, а коммунизм — это детское дело, за то я и Настю любил… Пойду сейчас на прощанье товарища Пашкина убью», — говорит Жачев и уползает на своей тележке в город, чтобы никогда не возвратиться на котлован.

Чиклин выкапывает для Насти глубокую могилу, чтобы ребенка никогда не побеспокоил шум жизни с поверхности земли.

Краткое содержание «Котлован»

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 3254.

О произведении

Антиутопическая повесть «Котлован» Андрея Платонова была написана 1930 году. В основе сюжета лежит идея постройки «общепролетарского дома», который станет началом целого города «счастливого будущего». Используя философский, сюрреалистический образ, гротеск и жесткую сатиру на СССР времен коллективизации и индустриализации, Платонов обнажает острейшие проблемы того времени, показывая бессмысленность и жестокость тоталитаризма, невозможность прийти к светлому будущему путем радикального уничтожения всего старого.

Предлагаем ознакомиться с кратким содержанием «Котлована» по главам, что поможет узнать сюжет произведения и подготовиться к проверочной работе по русской литературе.

Место и время действия

События повести происходят в 1920-х годах в СССР, в неназванных городе и деревне.

Главные герои

  • Вощев – рабочий тридцати лет, попал на котлован после того, как его уволили с механического завода. Он много думает о возможности счастья, поиске истины и смысла жизни.
  • Чиклин – пожилой рабочий, который обладает огромной физической силой, старший в артели землекопов. Однажды находит и забирает к себе девочку Настю.
  • Жачев – мастеровой-калека без ног, который передвигается на тележке, отличается «классовой ненавистью» – не переносит буржуазию.

Другие персонажи

  • Настя – девочка, которую Чиклин нашел возле умирающей матери (дочери хозяина кафельного завода) и забрал с собой.
  • Прушевский – инженер, производитель работ, придумавший идею общепролетарского дома.
  • Сафронов – один из мастеровых на котловане, профсоюзный активист.
  • Козлов – самый слабый из мастеровых на котловане, стал председателем главкома кооператива.
  • Пашкин – председатель окрпрофсовета, чиновник-бюрократ.
  • Медведь – молотобоец в кузне, бывший «батрак».
  • Активист в деревне.

для самых любопытных –

Краткое содержание

«В день тридцатилетия личной жизни Вощеву дали расчет с небольшого механического завода» по причине «роста слабосильности в нем и задумчивости среди общего темпа труда» . Он ощущал сомнение в своей жизни, «не мог дальше трудиться и ступать по дороге, не зная точного устройства всего мира» , поэтому пошел в другой город. Прогуляв весь день, вечером мужчина забрел на пустырь и уснул в теплой яме.

В полночь Вощева разбудил косарь, который отправил мужчину спать в барак, потому что эта «площадь» «скоро скроется навеки под устройством» .

Утром в бараке Вощева разбудили мастеровые. Мужчина объясняет им, что его сократили, а без знания истины он не может работать. Товарищ Сафронов соглашается взять Вощева копать котлован.

В сопровождении оркестра рабочие пошли к пустырю, где инженер уже все разметил для строительства котлована. Вощеву дали лопату. Землекопы начали усердно работать, самым слабым из всех был Козлов, который делал меньше всех работы. Работая с остальными, Вощев решает «кое-как жить» и умереть неразлучно с людьми.

Инженер Прушевский, разработчик проекта котлована, который должен стать «единственным общепролетарским домом вместо старого города» , мечтает, что «через год весь местный пролетариат выйдет из мелкоимущественного города и займет для жизни монументальный новый дом» .

Утром к землекопам приезжает председатель окрпрофсовета товарищ Пашкин. Увидев начатый котлован, он отметил, что «темп тих» и надо повышать производительность: «Социализм обойдется и без вас, а вы без него проживете зря и помрете» . Вскоре Пашкин прислал новых рабочих.

Козлов решает перейти на «общественную работу» , чтобы не трудиться на котловане. Сафронов, как самый сознательный из рабочих, предлагает поставить радио «для заслушанья достижений и директив» . Жачев ответил ему, что «Лучше девочку-сиротку привести за ручку, чем твое радио» .

Чиклин приходит к кафельному заводу. Зайдя в здание, он находит лесенку, «на которой некогда его поцеловала хозяйская дочь» . Мужчина заметил дальнюю комнату без окон, где на земле лежала умирающая женщина. Рядом сидела девочка и водила по губам матери коркой лимона. Девочка спросила у матери: умирает она «оттого, что буржуйка или от смерти» ? Мать ответила: «мне стало скучно, я уморилась» . Женщина просит девочку никому не говорить о ее буржуазном происхождении.

Чиклин целует умирающую женщину и «по сухому вкусу губ» понимает, «что она та самая» девушка, которая поцеловала его в молодости. Мужчина забирает девочку с собой.

«Пашкин снабдил жилище землекопов радиорупором» , из которого постоянно раздаются лозунги-требования. Жачеву и Вощеву «беспричинно стыдно от долгих речей по радио» .

Чиклин приводит девочку в барак. Увидев карту СССР, она спросила о меридианах: «что это такое – загородки от буржуев?» . Чиклин ответил утвердительно, «желая дать ей революционный ум» . Вечером Сафронов начал расспрашивать девочку. Она рассказала, что не хотела рожаться, пока к власти не пришел Ленин, так как боялась, что ее мать будет буржуйкой.

Через некоторое время, когда землекопы нашли сто спрятанных впрок крестьянами гробов, два из них Чиклин отдал девочке – в одном сделал ей постель, а другой оставил для игрушек.

«Маточное место для дома будущей жизни было готово; теперь предназначалось класть в котловане бут» .

Козлов теперь председатель главкома кооператива, он «стал сильно любить пролетарскую массу» . Пашкин сообщает мастеровым, что надо «начать классовую борьбу против деревенских пней капитализма» . Для организации колхозной жизни рабочие отправляют Сафронова и Козлова в деревню, где их убивают. Узнав о случившемся, в деревню приезжают Вощев и Чиклин. Сторожа ночью трупы товарищей в зале сельсовета, Чиклин засыпает между ними. Утром в зал сельсовета пришел мужик обмывать трупы. Чиклин принимает его за убийцу товарищей и избивает до смерти.

Чиклину привозят записку от девочки со словами: «Ликвидируй кулака как класс. Да здравствует Ленин, Козлов и Сафронов. Привет бедному колхозу, а кулакам нет» .

На Организационном Дворе собрался народ. Чиклин и Вощев из бревен сколотили плот «для ликвидации классов» , чтобы отправить на нем «кулацкий сектор» по речке в море. В деревне поднимается плач, люди горюют, забивают скот и объедаются до рвоты, лишь бы не отдавать свое хозяйство колхозу. Активист зачитывает перед народом список, кто пойдет в колхоз, а кто на плот.

Утром Настю привозят в деревню. Чтобы найти всех кулаков, Чиклин берет в помощь медведя – «самого угнетенного батрака» , который «работал даром на имущих дворах, а теперь трудится молотобойцем на колхозной кузне» . Медведь знал, в какие избы идти, так как помнил, у кого служил. Обнаруженных кулаков загоняют на плот и отправляют по реке.

На Организационном Дворе «заиграла призывающая вперед музыка» . Приветствуя приход колхозной жизни, люди начали радостно топтаться под музыку. Народ не переставая плясал до ночи, и Жачеву пришлось опрокидывать людей на землю, чтобы они отдыхали.

Вощев «собрал по деревне все нищие, отвергнутые предметы» – «не полностью соображая» , он скопил «вещественные остатки потерянных людей» , которые жили без истины и теперь, предъявляя вещи к описи, он «посредством организации вечного смысла людей» добивался «отмщения за тех, кто тихо лежит в земной глубине» . Активист, занеся хлам в доходную ведомость, выдал его Насте в качестве игрушек под роспись.

Утром народ отправился к кузнице, где работал медведь. Узнав о создании колхоза, молотобоец начинает работать с еще большим энтузиазмом. Чиклин ему помогает, и в трудовом порыве они не замечают, что только портят железо.

«Члены колхоза сожгли весь уголь в кузне, истратили все наличное железо на полезные изделия, починили всякий мертвый инвентарь» . После марша на Организационном Дворе Настя сильно заболела.

Пришла директива, в которой говорилось, что активист является врагом партии и его отстраняют от руководства. В расстройстве он забирает отданный Насте пиджак, за что Чиклин бьет его кулаком, и тот умирает.

Елисей, Настя, Чиклин и Жачев вернулись к котловану. Придя на место, они увидели, «что весь котлован занесен снегом, а в бараке было пусто и темно» . К утру Настя умирает. Вскоре приехал Вощев со всем колхозом. Увидев мертвую девочку, мужчина недоумевает, он «уже не знал, где же теперь будет коммунизм на свете, если его нет сначала в детском чувстве и в убежденном впечатлении» .

Узнав, что мужики хотят записываться в пролетариат, Чиклин решил, что необходимо рыть еще больший котлован. «Колхоз шел вслед за ним и не переставая рыл землю; все бедные и средние мужики работали с таким усердием жизни, будто хотели спастись навеки в пропасти котлована» . Жачев отказался помогать. Сказав, что теперь ни во что не верит и хочет убить товарища Пашкина, он уполз в город.

Чиклин вырыл для Насти глубокую могилу, «чтоб ребенка никогда не побеспокоил шум жизни с поверхности земли» , и подготовил особую гранитную плиту. Когда мужчина нес ее хоронить, «молотобоец, почуяв движение, проснулся, и Чиклин дал ему прикоснуться к Насте на прощанье» .

Заключение

В повести «Котлован» Андрей Платонов раскрывает конфликт между личностью и историческими реалиями. Автор мастерски изображает душевное беспокойство и постоянный поиск героями истины в новых обстоятельствах – когда старое уже разрушено, а новое еще не создано. Смерть Насти является развенчанием светлых надежд всех тех, кто копал котлован: ребенок, символ будущего, умер, а значит строить его теперь некому.

Краткий пересказ «Котлована» Платонова описывает только ключевые моменты произведения, поэтому для лучшего понимания повести советуем прочесть ее в полном варианте.

Тест по повести

Тест для проверки знания краткого содержания:

Краткое содержание Котлован Платонова

Вощева, тридцатилетнего рабочего, увольняют с завода, так как он задумчив, и это мешает производству. Он уходит в другой город и засыпает в яме на пустыре. Его будит косарь и отправляет спать в барак. Наутро ему сообщают, что здесь живут рабочие, которые копают котлован.

Вощев чувствует необходимость знать истину. Все приходят на пустырь, где размечено место под котлован, землекопы принимаются за работу. Работа в котловане примеряет Вощева с собой, он решает быть с людьми.

Котлован строится для огромного дома, в который поместится весь город. Его разработчик инженер Прушевский хочет объединить всех в одном общем пролетарском строении.

Пожилой рабочий Чиклин идет на кафельный завод и находит там маленькую девочку рядом с умирающей женщиной – это внучка владельца завода, когда-то ее мать поцеловала Чиклина здесь. Женщина умирает, Чиклин забирает девочку. Рабочие находят гробы, спрятанные крестьянами, Чиклин берет два для девочки Насти: один становится ей постелью, во втором хранятся игрушки.

Самый слабый из рабочих Козлов становится главным комиссаром кооператива, начальство отправляет его и еще одного рабочего в деревню, где нужно создать колхоз, но их обоих убивают. Чиклин и Вощев отправляются в деревню, они охраняют трупы товарищей. Чиклину передают записку от Насти, в которой она призывает уничтожать кулаков и строить колхоз.

Деревенские жители сопротивляются Чиклину и Вощеву: они забивают скотину, чтобы не отдавать ее. Герои непреклонны, они делают плот, на котором должны отправить всех, кто не хочет в колхоз, в море. Найти всех кулаков им помогает медведь, который точно помнит, где когда-то батрачил. Когда все кулаки отправлены из деревни, устроен праздник в честь колхоза. Насте, которую привезли в деревню, достаются в качестве игрушек вещи-свидетели потерянных людей. Захваченные трудовым энтузиазмом медведь и Чиклин тратят весь уголь и железо в кузнице. Настя сильно заболевает после праздника.

Все герои, кроме Вощева, возвращаются к котловану, но видят, что он занесен снегом, а барак пуст. Настя умирает. Вощев возвращается вместе со всеми участниками колхоза, он не может осознать смерть девочки, потому что она противоречит коммунизму.

Все мужики из колхоза присоединяются к рытью котловану, потому что теперь он должен быть еще больше. Чиклин хоронит Настю так, чтобы ее никогда не потревожил шум жизни.

Повесть-антиутопия показывает гротескный мир коммунизма, где пытаются насильно построить такое будущее, к которому никто не готов и которое никто не хочет.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Платонов. Все произведения

  • Безручка
  • В прекрасном и яростном мире
  • Возвращение
  • Волшебное кольцо
  • Еще мама
  • Иван Бесталанный и Елена Премудрая
  • Июльская гроза
  • Корова
  • Котлован
  • Любовь к Родине или Путешествие воробья
  • Маленький солдат
  • Морока
  • На заре туманной юности
  • Неизвестный цветок
  • Никита
  • Песчаная учительница
  • Разноцветная бабочка
  • Река Потудань
  • Сокровенный человек
  • Солдатское сердце
  • Сухой хлеб
  • Третий сын
  • Уля
  • Умная внучка
  • Усомнившийся макар
  • Фро
  • Цветок на земле
  • Чевенгур
  • Юшка

Котлован. Картинка к рассказу

Сейчас читают

Творческая жизнь Людмилы Стефановны Петрушевской началась в школьные и студенческие годы. Она писала рассказы, стихи и в то время еще не планировала становиться писателем.

В давние времена жил в Германии барон. Он был потомком великих Каценеленбогенов. Весь его род был очень воинственным. Сам барон также был тщеславным человеком.

Произведение посвящено сестре автора – Эльфриде Шольц. В романе описываются страшная жизнь, отбывавших в концлагере людей. Писатель максимально точно раскрывает судьбу каждого из героев. В романе описывается еврейская девушка

Жил однажды один преумный заяц, который наверняка знал, что обязательно кто-то кого-то должен съесть. Так, например, у волка и льва больше силы, поэтому зайцы находятся постоянно в опасности, несмотря

книге главными героями выступает девочка Мегги, и её отец Мо, которые имеет очень необыкновенную силу, сила заключается в его голосе. Мо чтением любой книги вслух способен призвать героя книги.

Кратко «Котлован» А. П. Платонов

Повесть «Котлован» А. П. Платоновым написана в сюрреалистическом типаже, с переплетением символических ассоциаций и своеобразного юмора. Это реальная картина эпохи индустриальной коллективизации И. В. Сталина, и ее последствий для простого человека.

Очень краткий пересказ повести «Котлован».

Произведение начинается с главного героя Вощина, уволенного за «задумчивость», который ищет работу в другом городе. Волею судьбы он попадает землекопом на стройку будущего «общепролетарского» дома. Руководит земляными работами прораб Чиклин и угрюмый старший артельщиков Козлов, инженером мероприятия является Прушевский. По умозаключению Вощева, мастеровой артели не хватает энтузиазма. Для настроения Сафронов включает радио, но строительство пролетарского дома дальше котлована не продвигается.

На фоне угрюмой картины привлекает внимание девочка Настя. По протекции инвалида Жачева ее берут на артельный баланс, и выделяют инвентарь для кровати и игрушек – отобранные у крестьян гробы. Девочка умирает, не дождавшись светлого будущего по окончанию стройки.

Символическая визуализация образов – ключевое предназначение повести. Сам по себе котлован ассоциируется с невоплощенными большевистскими идеями «строительства нового на руинах старого». На фоне очевидно противостояние чувств людей, стоящих на «острие перемен» – ненавязчиво показано социальное положение крестьян, у которых работники артели отбирают гробы. Образ бездомной девочки Насти ассоциируется с надеждой на новую жизнь.

Главные герои и их характеристика:

  • Вощин – тридцатилетний мужчина, попавший в котлован после увольнения с завода. Много размышляет о поиске истинного счастья и смысла жизни.
  • Чиклин – физически крепкий и выносливый старик, старший над землекопами. Находит и забирает в артель девочку Настю.
  • Жачев – безногий калека-тележечник, открыто ненавидящий буржуазную власть.

Второстепенные герои и их характеристика:

  • Настя – бездомная девочка, которую Чиклин нашел возле умирающей матери, всеобщая любимица артели.
  • Прушевский – инженер-неудачник, инициатор бесполезного строительства «общепролетарского» дома.
  • Сафронов – один из профсоюзных активистов мастеровой артели, свято верующий в силу колхозного пролетариата.
  • Козлов – хилый артельный доносчик, выбившийся в председатели кооперативного главкома кляузами.
  • Пашкин – бюрократ, чиновник, председатель окрпрофсоюза.
  • Медведь – кузнечный молотобоец и даровой раздуватель мехов.
  • Активист – самопровозглашенный управляющий колхоза, установивший свои порядки в деревне.

Краткое содержание подробно повести «Котлован» по главам.

Глава 1.

В свой день рождения Вощев получает расчет с механического завода по причине низкой личной производительности из-за глобальной «задумчивости». По дороге в соседний город пытается переночевать в пивной, но его выгоняют на улицу. Он находит ночлег в траве оврага, расположенного на окраине. Утром Вощев приходит в завком и просит вернуть работу, но ему отказывают, понимая его «несознательность» как срыв планов рабочего треста.

Продолжая путь за город, он видит на окраине кузню и становится случайным свидетелем разговора кузнеца и калеки на костылях. С наступлением ночи уставший и голодный Вощев уснул в теплой яме, покрытой травой около городского пустыря. Под утро его будит косарь, говорит, что место предназначено для стройки, и советует досыпать в бараке рабочих землекопов.

Глава 2.

В городе полным ходом идет пролетарское строительство. Место, где ночью спал Вощев, уже помечено для будущего котлована, в жерле которого планируется возведение масштабного здания. Это «общепролетарская» конструкция, куда будет помещен рабочий класс, а «единоличные» жилища зарастут травой.

Утром просыпаются жители барака, и после завтрака роют котлован. С ними трудится Вощев, не забывая размышлять о светлом будущем. Он знакомится с мастеровыми артели – недалеким, но добродушным профсоюзным активистом Сафроновым, сильным трудягой бригадиром Чиклиным и чахлым артельщиком Козловым, всеобщим изгоем.

Инженер Прушевский сообщает мастеровым, что в понедельник будет подкрепление рабочей силы. Артель продолжает копать до вечера.

Глава 3.

Начинается с мечтаний Прушевского о башне для счастливых рабочих. Интеллигентный инженер задается вопросом производительности труда в случае трудового прироста населения. Умственные разборки о «монументальном новом доме» вносят хаос в тонкую душевную организацию инициатора масштабной стройки – Прушевского мучают бессонница и суицидальные мысли.

На следующий день рабочие продолжают копать котлован. На стройке появляется окрпрофсоветский председатель Пашкин. Наблюдая за ходом работ, он делает выводы, что люди плохо справляются с обязанностями, и присылает новых рабочих. Хилый Козлов использует момент для передачи начальству доносов.

В это время, обследуя соседнюю местность, Чиклин убеждает Прушевского о необходимости переноса землекопных работ. Он показывает овраг, который можно использовать как котлован, немного расширив в периметре.

Вечером безногий инвалид Жачев, чей разговор с кузнецом подслушивал Вощев, устраивает политические дебаты под окнами квартиры Пашкина, громко сетуя на свою обездоленность и возмущаясь зажиточностью чиновника. Не желая портить пролетарские отношения с увечным, председатель выносит ему завернутую в бумагу еду. Довольный результатом своей политагитации, Жачев отстает от чиновника, чтобы присоединиться к общей трапезе с Сафроновым и Чиклиным. Сверток Пашкина он прячет в бараке.

Размышления Вощева заходят в тупик – поиски жизненного смысла теряются на фоне неустанных раскопок котлована. Прушевский и Чиклин впадают в любовную лирику. Каждый из них вспоминает о прошедшей любви. Чиклин грезит дореволюционным поцелуем дочери заводского хозяина, а Прушевский мечтает о незнакомке, прошедшей однажды мимо дома.

Глава 4.

Доносчик Козлов просится на общественный труд, чтобы избежать тяжелой работы землекопа и пугает артельцев заявлениями. Жачев решает перевоспитать «рвущуюся вперед сволочь», но Чиклину удается разнять дерущихся. Артельные землекопы усердно роют котлован, а Пашкин продолжает критиковать трудовую производительность.

В артельном бараке появляется новенький – мужик с желтыми глазами, пришедший со стороны города и молчаливо выполняющий женскую работу по хозяйству. Сафронов присматривается к нему с осторожностью, раздумывая взять работника на иждивение.

Для идейного вдохновения пассивной артели Сафронов решает поставить радио, чтобы мастеровые ежедневно слушали призывы к внутриресурсной мобилизации для строительства социализма.

Следуя за воспоминаниями, Чиклин идет на руины кафельного завода, где находит умирающую в дальней комнате женщину. Перед ней сидит маленькая девочка Настя, которой мать наказывает не говорить о своем «буржуазном» происхождении. Чиклин, затаившись, слушает их разговор. Он хочет узнать, возможно ли что умирающая и есть та самая дочь заводского хозяина, поцеловавшая его когда-то.

Дотронувшись губами до ее высохших губ и ощутив их вкус, он узнает «ту самую». После смерти женщины, он обнимает спящую рядом с телом девочку и греет ее своим теплом.

Глава 5.

Жачев и Вощев высказываются против информационного радиовещания в бараке. Но Сафронов запрещает выключать радио и настаивает на сознательной одержимости каждого гражданина «костром классовой борьбы, чтобы стянуть с себя шкуру капитализма».

Утром Чиклин приходит с девочкой в артель. Настя осваивается и быстро становится любимицей рабочего барака. Сафронов пытается внушить ей дух идеологии коммунизма. Вечером девочка ложится спать рядом с Чиклиным, а Жачев накрывает ее армяком, отобранным у мужика с желтыми глазами.

Во время вечерней прогулки по городу, Прушевский разглядывает прохожих-женщин в поисках таинственной незнакомки из мыслей, и одновременно думает над составлением проекта своего самоубийства.

На рассвете Чиклин приводит в барак человека с деревни, который просит Прушевского отдать ему гробы. Выясняется, что накануне, в яме с северной стороны котлована, землекопами было найдено около ста штук гробов.

Два из них конфискованы Чиклиным для Насти, в одном девочке соорудили постель, в другом она хранит свои игрушки. Мужик с желтыми глазами помогает крестьянину забрать из артели гробы, и уходит вместе с ним в деревню. Погруженный в свои мысли, Вощев идет вслед за ними.

Глава 6.

Новоиспеченный активист и профсоюзный деятель Козлов приезжает вместе с Пашкиным в начальственном автомобиле к землекопам и корит рабочих за пассивность. В обеденный перерыв Пашкин сообщает артельцам о необходимости «классовой борьбы с деревенскими пнями капитализма». На вечернем собрании мастеровые назначают Сафронова и Козлова ответственными за коллективизацию деревни и снаряжают их в дорогу.

По личной инициативе Пашкин решает 6-кратно увеличить размер котлована. Утром из деревни возвращается подвода, на которой сидят Вощев и мужик с желтыми глазами. Они приехали, чтобы забрать у Насти оставшихся два гроба.

Настя сообщает Чиклину, что инвентарь забирают для Сафронова и Козлова, которые «умерли в избушке». Чиклин идет за подводой в деревню. Процессия останавливается возле организационного дома, где живет Активист – сельский исполнитель государственных директив, который тут же зачисляет его в ряды «мобилизационной армии».

Активист посылает Чиклина сторожить тела умерших к зданию сельсовета. С обиды на убийц товарищей, Чиклин сгоряча убивает кулаком мужика с желтыми глазами, пришедшего обмыть мертвых.

На краю деревни Активист выбирает двор для «организации массового обучения бедняков», куда собирает всех крестьян, подозреваемых в кулачестве. Чиклин получает письмо, где Прушевский пишет, что котлован закончили копать, а Настя в сопровождении Жачева посещает детский сад и уже умеет писать буквы.

На следующее утро, в процессе выявления Активистом «передовых» людей для агитации под знаменами за сельскую коллективизацию, деревней проходит волна арестов. Слепо верящие в колхоз, как в конец вселенной, крестьяне готовят себе гробы и стараются побыстрее умереть. Деревенский поп, напуганный репрессиями, жертвует церковные доходы на покупку колхозом сельскохозяйственной техники.

Глава 7.

Компания «сознательных» граждан в лице Чиклина, Вощева и еще троих крестьян по приказу Активиста заняты постройкой плота для отправки местных «кулаков» по реке.

Руководящий колхозом собирает людей в одном месте с требованием определиться «между коммунизмом и капитализмом». Крестьяне просят сутки отсрочки. Активист угрожает «сомневающимся» прогулкой по речке вместе с «кулаками».

В деревне начинается суматоха, из хат слышны стенания, домашний скот забивается и съедается, чтобы не отдавать колхозу. Перед записью о вступлении крестьяне прощаются и отпускают взаимные обиды.

Глава 8.

В новообразовавшийся колхоз с миссией «представителя культурной революции» прибывают Жачев, Прушевский и Настя. Девочка уже посещает городской детский сад и твердо уверена в благой цели «истребления кулаков».

Один из крестьян хочет показать Чиклину самого угнетенного из батраков, работавшего ранее почти даром по дворам, а сейчас трудящегося в кузне на молотобойне. Он является в кузню, чтобы восстановить справедливость над пролетарием и обнаруживает у кузнеца на подработках медведя, умеющего дуть меха и бить по наковальне.

Чиклин просит кузнеца отпустить работника-молотобойца «показать кулаков». Вместе с медведем и Настей они ходит по деревне, «раскулачивая» дворы, на которые рычит молотобоец. «Несогласных» с политикой социализма отправляют по реке плотом.

Глава 9.

На крыльце организационного дома Активист выставляет радио, чтобы отпраздновать успешную ликвидацию деревенского «кулачества». Под громкую музыку, новоиспеченный колхоз весело трясется в социалистическом танце до полуночи. Рядом с крестьянами резвится Настя, Чиклин пытается ее поймать, чтобы укрыть от холода, но ребенок убегает в толпу. Чтобы остановить всеобщее веселье, Жачев начинает брать людей тележкой и опрокидывать их на землю для отдыха.

С полуночи Чиклин бродит по деревне в поисках Вощева и находит его уныло бродящим по улице. Мечтатель собирает по дороге брошенный хлам, жалея мусор как покинутого человека. Вместе они возвращаются на организационный двор, и заходят в дом, где руководящий колхозом Активист переписывает собранный хлам в колхозную ведомость. В этот момент в комнате просыпается Настя и интересуется содержимым мешка Вощева. Чиклин ей отвечает, что это игрушки, а Активист передает ей хлам по ведомости для игр.

Под утро к Активисту в дом приходит крестьянин и сообщает о медведе, который в кузне стучит и рычит громко после «раскулачивания». Чиклин решает сам разведать обстановку. От кузнеца он узнает причину возмущения медведя – «кто-то из крестьян повесил на плетень красный флаг, вот материя и раззадорила животное». Чиклин отсылает кузнеца спать, а сам разжигает горн.

Глава 10.

Утром жители деревни собираются перед кузней, где Чиклин с медведем всю ночь ковали железо. Местные крестьяне замечают недочеты в процессе, и просят остановить ковку угрозой исключения из членов колхоза. Не вытерпев, мужики прогоняют Чиклина и берутся сами за кузнечную работу.

В это же время деревенская молодежь собирается в избу-читальню учиться письму и чтению. По пути одна из девушек приглашает Прушевского идти с ними на «культурную революцию».

Глава 11.

Деревенские кузнецы не успокоились, пока не сожгли уголь в кузне и не истратили весь запас железа на почин мертвого инвентаря. Медведь-молотобоец устает раньше всех, тихо выползает на улицу и засыпает на снегу. Помогающий мужикам в кузне Вощев также ложится возле медведя немного отдохнуть.

К деревне подъезжает запыхавшийся всадник на коне и требует проводить к Активисту. Через короткое время он лихо мчится назад, держа сдаточную книгу. В организационном доме остается сидеть Активист с полученной директивой в руках.

Чиклин, неся из кузницы выкованный прут в подарок Насте, заходит в дом и видит, что девочка температурит. Его внимание отвлекает слеза Активиста, капнувшая на директиву. В бумаге говорится о «маложелательных явлениях перегибщины с намеченной четкой линии социализма», а также написаны обвинения в «спекуляции на искреннем середняцком чувстве тяготения в колхоз». Активиста же директива именует «партийным вредителем и объективным врагом пролетариата, который должен быть немедленно изъят из руководства».

Чиклин пытается согреть девочку и накрывает ее ватными пиджаками Жачева и Активиста. Последний, тая обиду на директиву, снимает с Насти пиджак, чтобы не замерзнуть самому. Чиклин требует вернуть вещь на место, но Активист отказывается, за что тут же получает удар кулаком в грудную клетку и падает на пол.

Настя в бреду зовет маму, Чиклин и Жачев пытаются ее согреть. В дом приходит Вощев с медведем. Члены новообразованного колхоза собираются возле организационного дома, чтобы спросить совета, как жить дальше. Жачев и Вощев пытаются привести в сознание лежачего Активиста, но быстро понимают, что он мертв. Вощев решает взять его полномочия на себя и командует отправить усопшего Активиста по реке. Люди повинуются новому руководящему колхозом и выносят на улицу тело.

Артельцы возвращаются к котловану, который за время их отсутствия заносит снегом, а барак покинут рабочими. Пока Чиклин разводит для Насти костер, пытаясь согреть девочку, Жачев идет в город, чтобы выклянчить у Пашкина пирожные и сливки. С добытыми продуктами он возвращается к бараку. Утром все понимают, что Настя умерла.

От отчаяния, чтобы не думать о смерти девочки, Чиклин пытается отвлечь себя копанием ямы в котловане, но ломает лопату и возвращается в барак. Тяжелую тишину осознания гибели Насти среди присутствующих в комнате нарушают вошедшие Вощев и медведь. Они привозят девочке мешок редких игрушек, специально отобранного для утилизации. Увидев мертвое тело, Вощев теряется, а Чиклин выходит из барака, чтобы дальше рыть котлован.

К землекопным работам Чиклина присоединяется весь колхоз. Жачев, разочаровавшись в идеях коммунизма, уходит в город.

Днем Чиклин начинает рыть для Насти могилу. Он долбает ее из вечного камня, а сверху мастерит гранитную плиту, чтобы девочку «не душил могильный прах». Ночью, когда в бараке все спят, он несет тело к каменному ложу, чтобы закопать. По пути от шороха просыпается медведь и Чиклин дает ему прикоснуться к девочке на прощание.

Кратко об истории создания произведения.

Роман Андрея Платоновича Платонова «Котлован» был написан в смутное время необоснованных перемен и негуманных методов «строительства» нового будущего. Произведение разоблачало сущность коллективизации под видом образования «идеальных» социальных перемен. Контекст «Котлована» поднимает проблемы становления деревенского и городского уклада во время принудительной коллективизации, и ее влияние на человека.

В машинописных версиях романа указан время написания с декабря 1929 –апрель 1930гг. В авторских записях А. П. Платонова есть упоминание о завершении работы над антиутопической повестью в 1930 году. Многие исследователи творчества писателя убеждены – роман был написан во время пика коллективизации(1925-28 гг.).

Произведение подверглось жесткой цензуре, при жизни автора официально не печаталось, распространялось самиздатом в узких литературных кругах. За хранение «Котлована» в домашней библиотеке люди подвергались репрессиям и преследованиям. Впервые в России повесть опубликовал журнал «Новый мир» 1987 года.

Краткое содержание повести «Котлован» Андрея Платонова

Тридцатилетний Вощев задумывался на заводе о смысле жизни и счастье людей в рабочее время, его за это уволили. Для всех смысл в труде, процессе, материальных вещах. Он идет в другой город. «Полезен ли он в мире или все без него благополучно обойдется?» Вощев чувствует, что будущее за детьми. Теми, кто родился в новое, советское время. Потому он просит ссорящихся мужа с женой «почитать своего ребенка», а войдя в чужой город, по-доброму завидует веселым пионерам.

Глядит на них и Жачев, безногий инвалид войны в тележке. Ему жаль, что свое отжил. Он планирует сжечь старый город (после постройки артелью общего дома для трудящихся), отбирает еду у местных «буржуев», чтоб тем меньше досталось. Но сам ест кашу с рабочими. Верит, что наука воскресит Ленина, и тот пойдет работать. Словом, страстно ждет и приближает коммунистический «рай на земле».

Вощева берут в артель мастеровых, роющих на пустыре котлован под дом для пролетариата. Чтоб люди жили сообща, а не каждый за своим забором. Инженер проекта Прушевский дает указания землекопу Чиклину, активисту Сафронову. Ход работ подгоняет председатель окрпрофсовета Пашкин. Землекопы копают, чувствуя свою нужность. Вощев и Козлов слабы как землекопы. Козлов рвется в руководители.

Сафронов заводит радио для этой несознательной «массы» людей, чтобы слушать сводки об успехах, а Жачев напоминает, что вся стройка идет ради детей, и лучше бы вместо лозунгов обогреть какую-нибудь сиротку. И Чиклин приносит в артель девочку Настю. В молодости он нравился ее матери. Теперь она умерла. Настя знает о Ленине, и буржуях, которых надо убить. Этот слабенький ребенок и есть новый человек. «Ничего хорошего она в жизни не видела». Чиклин и Жачев больше всех заботятся о ней. Дают ей пустой гроб под кровать и как ящик для игрушек. Но гробами приходят хозяева, нищие крестьяне. Сафронов врет девочке, что это буржуи.

Размеры котлована увеличивают в 6 раз. Все довольны. Козлов (уже начальник) с Сафроновым едут к беднякам, чтоб принудить вступить в колхоз имени Генеральной линии. Однако мужики их убивают. Чиклин клянется, что даже в одиночку, но довершит дело рабочего класса. Местный сельский активист назначает на место убитых Чиклина и Вощева. Люди в колхозе рассортированы. Церковь есть, с виду брошена, народ в нее ходит украдкой, потому что поп стал доносчиком.

Уже и лошади понимают пользу колхоза: ходят строем, сами пасутся. Но от ребенка активист слышит, про беду «сплошной коллективизации». Активист уверен, что ребенка запросто переделать. Вощев с Чиклиным сколотили плот. На нем всех несогласных отправили «в океан». Вздохнув, убив свой скот, чтоб не сдавать, мужики записываются в колхозники как на смерть. Пашкин торжественно ведет всех (тут и Жачев с Настей) в кузню: там главный батрак деревни. Седой медведь-молотобоец. Теперь у него хорошая жизнь. Миша показывает активу дворы, где живут кулаки.

А Вощев все мучается: колхозы, коммуна – это хорошо, а дальше-то что? В чем истина? Его настроения раздражают советскую власть. А тут еще Настя разболелась. А активисту наплевать. За такое гадство Чиклин его убил. Вощев тоже лупит мертвого болтуна. За то, что не дал ему смысла жизни. Настю никто не навещает, но раз все трудятся, то и ради нее тоже. После смерти девочки Вощев размышляет: «Зачем смысл жизни и истина, если нет маленького, верного человека, в котором истина стала бы радостью?»

Жачев, «урод империализма», горюя по девочке, уходит от котлована навсегда, чтобы убить «буржуя», бюрократа, театрала Пашкина. Чиклин хоронит Настю среди ночи. Могилку делает глубокую, чтоб ей там было спокойно. Последним с ней бережным прикосновеньем прощается седой медведь-труженик.

Читательский дневник по повести «Котлован» Платонова

Сюжет

Рабочего Вощева в 30 лет увольняют за поиск смысла жизни в рабочее время. В чужом городе его берут в артель, роющую котлован под громадный дом для всего пролетариата (бедняков). Вощев, как и землекоп Чиклин, роет и чувствует себя нужным. Он понимает пользу труда, колхозов, коммунизма, но они же средства, а не цель. Никто не может объяснить Вощеву смысл жизни, истину. Но даже инженер проекта Прушевский старается не думать о конце стройки, ему нравится процесс. Куратор стройки председатель Пашкин живет для себя, как буржуй.

Как и все (инвалид войны без ног Жачев, например), Вощев считает, что будущее за советскими детьми. Такими, как сирота Настя. Она с детства знает о Ленине и ненавидит буржуев. Ей жить в общепролетарском доме, строить счастье дальше. Но пока не все гладко. Несознательные мужики убивают активистов Козлова, Сафронова, проводивших коллективизацию. Потом, конечно, все в колхоз записались.

Главный труженик на селе – седой медведь-молотобоец в кузнице, бывший батрак у кулаков. Он тоже за народ, и за счастье для бедных детей. Когда Настя умерла от болезни, Вощев понял, что она и была смыслом и труда, и жизни, Жачев с горя пошел убить Пашкина, а Чиклин и другие – работать. С девочкой прощается даже рабочий медведь.

Отзыв

Повесть-притча о поиске людьми смысла жизни, строительства рая коммунизма на земле. Автор убежден в правоте социализма, но показывает жизнь, как она есть. Те, кто кто хочет жить только для себя, для героев враги. Настя – символ надежды, будущего народного счастья в одном доме для всех. Люди продолжают свой труд в ее память, и ради всех сирот.

Повесть учит думать не только о себе, но и о других, судить о людях по поступкам, а не словам, трудиться сообща, быть честным, целеустремленным, бескорыстным, отзывчивым, самоотверженным, благодарным, справедливым, не сдаваться, искать свое место и дело в жизни.

Анализ повести «Котлован»

Автор делит героев на тех, кто живет для себя (Пашкин, кулаки, активист), и тех, кто живет ради общей пользы (Жачев, Вощев, Чиклин). Котлован – символ будущего рая на земле, братства, счастья всех трудящихся. Для этого, по мысли героев, не жаль отказаться от рая загробного и Бога, частной собственности, эгоизма. Герои понимают, что им рая не увидеть. У этой стройки нет конца. Но она придает смысл их жизни.

Они чувствуют, что им не место в том раю: ведь они отравлены старым миром, его воспитанием. Поэтому сирота Настя – тоже символ. Она рождена в новое время, ей и строить дальше. С ее смертью труд не кончается. Медведь-молотобоец – символ терпеливого русского народа. Даже зверь радуется освобождению и дерзанию народа. Вощев слаб телом и духом. Но миллионы таких, как он, уже сила, рабочие руки. Поиск истины приводит его к мысли, что высший смысл всегда за будущим, детством.

Писатель верит, что новые поколения будут другими. Пусть люди в чем-то неправы (к примеру, в «сплошной коллективизации»): это не повод разочароваться в идее вообще. Повесть призывает к человечности, самопожертвованию, единству, идейности.

Ссылка на основную публикацию