Князь Андрей Болконский – характеристика персонажа романа “Война и мир” Л. Н. Толстого

Андрей Болконский

Андрей Болконский. Актер В. Тихонов. Х/ф «Война и Мир». 1967

Андрей Болконский – главный герой романа-эпопеи «Война и Мир», один из положительных персонажей Л.Н. Толстого. Потомственный князь, блестящий офицер, он находится в поисках собственного пути, считая своим главным предназначением служение Отчизне. Прототипами Болконского могли быть сразу три реальных человека, живших в эпоху войны 1812 года.

Описание героя

Происхождение, внешность, характер

Предками князя Андрея Болконского были представители высшей аристократии из старинного, знатного рода дворян. О его матери ничего не известно, возможно, она умерла, когда дети были еще маленькими. Воспитанием Андрея и его сестры Марьи занимался отец – довольно жесткий человек с упрямым характером. Отношения с отцом у Андрея были напряженными с самого детства. По мере взросления он уже не предпринимал попыток сблизиться со своим суровым родителем, потому что все так же натыкался на черствость и непонимание. С сестрой же у него сложились самые теплые отношения. Андрей жалел Марью, которая всю свою жизнь посвящала служению капризному графу Болконскому.

Первое впечатление о Болконском можно составить по словам самого Толстого: «… Князь Болконский был небольшого роста, весьма красивый молодой человек с определенными и сухими чертами. Все в его фигуре, начиная от усталого, скучающего взгляда до тихого мерного шага, представляло самую резкую противоположность с его маленькою оживленною женой…».

Еще одна характеристика Болконского представлена в разговоре с Пьером: «его сухое лицо всё дрожало нервическим оживлением каждого мускула; глаза, в которых прежде казался потушенным огонь жизни, теперь блестели лучистым ярким блеском». Сухим и неприступным был Болконский по отношению к тем, кто вызывал у него антипатию. К ним относились бюрократы и карьеристы, бездушные, эгоистичные личности. В отношениях с простыми людьми князь был искренним и доброжелательным. У него был талант особого чутья на людей с отсутствием фальши, лживости и лицемерия.

Болконский производил впечатление человека, наделенного незаурядным умом, который привык постоянно анализировать как внешние события, так и душевные переживания. Его стремление к государственной деятельности обусловлено не только личным тщеславием, но и стремлением принести пользу обществу, служить на благо своего народа и отчизны. Его можно назвать кристально честным, но немного запутавшимся патриотом, который не перестает искать смысл жизни и ответы на мучившие его вопросы.

Аустерлицкое сражение

Поскольку Андрей воспитывался отцом генерал-аншефом, служившим еще в екатерининские времена, объяснимо его рвение к военной службе. Стремясь, во что бы то ни стало проявить себя в ратном деле, он, еще в 1805 году подал прошение на фронт. Еще одной причиной была усталость Андрея от насквозь фальшивого и пропитанного лицемерием, светского общества. Даже беременная жена Лиза, к которой он давно охладел, не могла повлиять на принятое им решение: «Я ничего не люблю, как только славу, любовь людскую. Смерть, раны, потеря семьи, ничто мне не страшно».

В армии Болконский назначается на должность адъютанта Кутузова. Понимая всю важность грядущего Аустерлицкого сражения, он грезит о славе, но не исключает и собственной гибели. В самый критический момент, когда под давлением наступающих французов началось смятение в русских войсках, готовых к отступлению, Андрей поднимает с земли упавшее знамя и разворачивает солдат в атаку.

Его героический поступок, вызванный, скорее, честолюбием и жаждой славы, завершается тяжелым ранением. Болконский падает, и ему впервые в жизни открывается огромное, бесконечное небо. Он смотрит в него и начинает понимать, в чем состоит наивысшая ценность жизни: «Как же я не видел раньше этого высокого неба? И как я счастлив, что узнал его наконец. Да! Все это пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба». И еще он видит, как Наполеон удовлетворенно окидывает взглядом поле брани, наполненное стонами раненых и умирающих солдат.

Встреча с французским императором

Андрей попадает в плен, где снова встречается с Наполеоном. Видимо, мужество русского офицера оставило в душе Бонопарта какое-то одному ему понятное чувство. По его приказу Болконский переводится в госпиталь, а потом и вовсе отпускается на свободу. Андрей должен быть благодарен своему кумиру, но воспоминание о его цинизме на поле Аустерлицкого сражения в прах развеивает его священный трепет перед этим самовлюбленным тираном.

Вернувшись в имение, Андрей застает умирающую жену. Даже родившийся сын Николенька не может предотвратить все больше овладевающую им депрессию. Болконский решает, что со службой покончено, и воевать он больше не пойдет. Он принимает решение всю свою жизнь посвятить семье и воспитанию ребенка. Встреча с Пьером окончательно убеждает его в том, что он делает правильный выбор.

Две встречи с дубом

Природа в романе Толстого играет роль не только красивого фона. Встречаются эпизоды, где она помогает лучше понять состояние героя, подталкивая его к осознанию своего пути и места в жизни. Так было и в жизни Андрея Болконского, которому довелось дважды, в разные периоды проезжать мимо старого, векового дуба.

При первой встрече дерево напоминает Андрею сурового, угрюмого и больного старца-великана: «Это был огромный, в два обхвата дуб, с обломанными, давно, видно, суками и с обломанной корой, заросшей старыми болячками». Дуб был безразличен к «обаянию весны и не хотел видеть ни весны, ни солнца», словно утратил веру во все хорошее. Невольно Болконский сравнил себя с этим дубом и обнаружил, как же они были похожи в этот момент! Та же израненная после смерти жены и от несбывшейся славы душа, то же отсутствие веры во что-то лучшее, что, по его мнению, уже никогда с ним не произойдет.

Но Андрей не догадывался, что в его жизни будет еще одна встреча с этим дубом. Случилась она, когда он возвращался от Ростовых из Отрадного, где в одну из ночей услышал Наташино восхищение природой. Болконский с изумлением смотрел на дуб и не мог поверить своим глазам. Он ожил и стоял «весь преображенный, раскинувшись шатром сочной, темной зелени, млел, чуть колыхаясь в лучах вечернего солнца. Ни корявых пальцев, ни болячек, ни старого горя и недоверия – ничего не было видно».

На Андрея нахлынул такой мощный прилив счастья, что ему снова захотелось жить: «Надо, чтобы все знали меня, чтобы не для одного меня шла моя жизнь, чтобы не жили они так, как эта девочка, независимо от моей жизни, чтобы на всех она отражалась и чтобы все они жили со мною вместе!»

Отношения с Наташей Ростовой

Решивший покончить с военной карьерой, Андрей, чтобы развеять набегавшую временами хандру, отправляется к Ростовым в Отрадное. Там он впервые видит Наташу, – девочку, которая умеет просто радоваться тому, что живет, что на чистом небе светит солнце и что рядом близкие и родные люди. Андрей, отвыкший от такой естественной непосредственности, любуется этой, ни на кого не похожей девушкой и еще не знает, что она навсегда изменит его судьбу.

Следующая встреча на первом балу Наташи положила начало их отношениям. Красивый, статный офицер кружил в центре сверкающего зала хрупкую и нежную партнершу, которая светилась таким неподдельным счастьем, что вызывала восхищение у всего московского бомонда.

Молодые люди начали встречаться и все больше понимали, что их объединяет нечто большее, чем взаимная симпатия. И для Наташи, и для Андрея было свойственно доброжелательное отношение к миру и окружающим, оба были равнодушны к светским шаблонам и условностям. Отношения развивались, и Наташа уже видела в Болконском своего мужа. Все шло к тому, чтобы объявить о дате предстоящей помолвки.

Старый князь Болконский неодобрительно отнесся к выбору сына. Он считал его невесту слишком юной и неопытной и не мог доверить ей воспитание своего внука. Таим образом, несмотря на объявленную помолвку, свадьба была отложена на год.

Война 1812 года и смерть Болконского

Юная, неопытная Наташа не выдерживает разлуку и попадает в умело расставленные сети красавца Анатоля – циничного и безнравственного развратника. Болконский после расторжения помолвки вновь отправляется на фронт. «Я говорил, что падшую женщину надо простить, но я не говорил, что я могу простить. Я не могу», – таковы его последние слова Пьеру, означающие полный разрыв отношений с Наташей Ростовой.

В ходе Бородинского сражения князь Болконский получает смертельное ранение в живот. По воле случая он попадает к Ростовым и на одной из их подвод, вместе с другими ранеными покидает Москву. Встреча с Наташей в очередной раз переворачивает жизнь Андрея. Оба понимают, что уже никогда не будут вместе, но чувствуют и другое – то, как они дороги друг другу. До последнего вздоха Болконского Наташа самоотверженно ухаживает за ним, мысленно вымаливая прощение у этого человека.

Андрей прощает и своего соперника Анатоля, и свою возлюбленную Наташу Ростову. Его ненависть остается в прошлом, поэтому он, прощая весь мир, обретает гармонию с самим собой. Преодолевая свой ужас перед смертью, он понимает, что, покидая жизнь, открывает для себя нечто новое, незнакомое и великое. С этой же, земной жизнью, связь Андрея с каждой минутой становится все слабее и слабее. Все беды, проблемы, желания, которые так тяготили его, отходят куда-то на последний план, становятся ничтожными перед лицом того таинственного, что ждет его впереди.

Его долгая и мучительная смерть ниспослана ему для того, чтобы он успел и смог духовно очиститься, переоценить жизнь, обрести гармонию с миром и принять ее смиренно, как что-то неотвратимое и естественное: «Умереть – значит… вернуться к общему и вечному источнику».

Роль героя в произведении

Почти все персонажи Л.Н. Толстого обречены на поиски долгого и трудного пути истины и справедливости, который должен привести их к пониманию общечеловеческих проблем мироздания. Такой «дорогой чести» прошел и его герой, князь Андрей Болконский. Его недолгая судьба – это путь к смерти, во время которого он лишь изредка соприкасался с теплым биением жизни. На его примере Толстой стремился показать, что не нужно бояться что-либо менять, потому что сама жизнь и состоит из падений и взлетов, ошибок и их исправления.

Несмотря на стремление к славе, Андрей Болконский остается величайшим героем русской литературы, истинным патриотом Отечества, забота о котором является его долгом. На примере двух главных персонажей – Пьера и Андрея Толстой показывает, что, несмотря на разные пути, оба они являются лучшими представителями высшего общества. Поиски смысла жизни подводят их к одинаковому пониманию – этот смысл состоит в единении с народом, в абсолютной любви к этому народу.

Развитие героя по мере сюжета

Изначально этому герою, по замыслу Толстого, была отведена довольно скромная роль. Тщеславный индивидуалист должен был слиться с основной массой и пасть на поле брани. Но в процессе работы над романом автор заставил своего персонажа пройти огромный путь эволюции.

В сражении под Аустерлицем Болконский переполнен жаждой совершения подвига. Он понимает, что ему предоставляется уникальный шанс. Он берет знамя, представляя себе, что этим поступком спасает русское войско. Но внезапное ранение обрывает его честолюбивые мечты. Величайшее небо, открывшееся герою, приводит его к пониманию, что в сравнении с настоящей жизнью все эти военные баталии ничтожны и бессмысленны. Он возвращается в имение и решает посвятить себя семье.

Под влиянием череды событий – ранения, последующего плена и смерти жены Андрей впадает в глубокую депрессию. В это время происходит его первая встреча с дубом, которая наталкивает героя на мысль, что жизнь для него кончена. Постепенное возрождение к жизни происходит после встречи с Наташей в Отрадном. Болконским овладевает жажда государственной деятельности. Но общение с видным деятелем того времени Сперанским обнажает всю фальшь бюрократического аппарата, и он снова испытывает разочарование.

После разрыва с Наташей Болконский вновь идет в армию. По его мнению, только находясь рядом с простыми солдатами, а не в штабе, он сможет принести пользу Отечеству. Став командиром полка, Андрей еще больше сближается с народом, который уважительно называет его «наш князь». Происходит душевное обновление Андрея, главная роль в котором принадлежит простым русским солдатам.

Тяжелое ранение во время Бородинского сражения порождает у Андрея страстное желание жить. На перевязочном пункте начинаются его мучительные поиски истины и подведение итогов собственной жизни: «Отчего мне было жалко расставаться с жизнью? Что-то было в этой жизни, чего я не понимал и не понимаю». В эти минуты к нему вдруг приходит мысль об огромной, всепрощающей любви к людям, которую бы он нес им, если бы продолжил жить.

Когда рядом с ним оказывается Наташа, князь Андрей приходит к идеалистическому пониманию любви и смерти: «Любовь есть бог, и умереть – значит, мне, частице любви, вернуться к общему и вечному источнику». Перед самой кончиной ему снится сон, в котором он, испытывая ужас перед смертью, из последних сил борется за жизнь. Но победу одерживает смерть, и Болконский просыпается с пониманием, что это и есть желанное освобождение. С этой мыслью князь покидает этот мир.

Толстой проводит своего героя по трудному пути нравственных исканий. Болконский прожил достойную жизнь и принял достойную смерть, покинув этот мир счастливым человеком. «Эта была та последняя нравственная борьба между жизнью и смертью, в которой смерть одержала победу». Анализируя духовный мир князя Андрея и его деятельность, можно предположить: если бы он не умер, его последующие искания привели бы его к декабристам.

Отношение автора к герою

Лев Николаевич Толстой характеризуется тем, что почти всегда выражает определенное отношение к своим героям. Возможно, это связано с тем, что писатель очень четко разграничивает понятия добра и зла, что помогает лучше понять поступки его персонажей.

Болконский близок автору хотя бы потому, что свое жизненное предназначение он связывает со служением народу. Он заботится о крестьянах и даже предоставляет некоторым из них свободу, наделив землей. Остальным заменяет барщину оброком. Это качество близости к народу было очень ценно для самого Толстого, совпадающего взглядами со своим героем.

Свое положительное отношение к Болконскому Толстой проявляет и в том, что изображает его, как лучшего представителя аристократии. Он наделяет этот образ замечательными чертами дворянина-патриота, готового отдать жизнь за Отчизну. Толстой прекращает путь его исканий геройской гибелью во имя спасения родины.

Даже смерть героя связана с мировоззренческой философией самого Толстого. В границах романа писатель возвышает земную любовь со всеми ее ошибками над христианской. В этом заключено противоречие духовных ценностей Андрея, которые так и остались для него до конца не постижимыми. Продолжить поиски этой истины предстоит его лучшему другу Пьеру Безухову.

Прототипы

В свое время поисками прототипов Андрея Болконского занимался краевед Николай Фролов. По его мнению, прообразами князя могли быть два человека. Один из них – молодой офицер гвардейского полка Петр Михайлович Волконский, возглавивший в Аустерлицком сражении атаку резервного батальона.

Вторым прототипом он называл князя Дмитрия Николаевича Голицына. Во время войны с Наполеоном этот офицер гусарского полка получил тяжелое ранение в бою под Бородино. Он умер в 1812 году, будучи ровесником главного героя.

Много совпадений в биографиях прослеживается и с генералом-лейтенантом Николаем Тучковым. Он также был смертельно ранен в Бородинском сражении и после долгих мучений скончался в Ярославле.

Экранизации героя

За все время своего существования знаменитый роман Л.Н. Толстого пережил пять экранизаций. Первый фильм был снят в Америке и вышел на экраны в 1959 году. Роль Андрея Болконского исполнил голливудский актер Мел Феррер. Во второй раз зрители познакомились с экранной версией романа в 1967 году. Этот четырехсерийный фильм стал классикой советского кинематографа, получив Главный приз Московского международного кинофестиваля. Он стал одним из первых советских фильмов, удостоившихся «Оскара».

Постановкой фильма занялся уже хорошо известный актер и режиссер Сергей Федорович Бондарчук. Курировало масштабный проект Министерство культуры СССР, возглавляемое Е. Фурцевой. Актеру Вячеславу Тихонову на тот момент было 34 года, и за его плечами уже были такие фильмы, как «Молодая гвардия» и «Дело было в Пенькове». Мечтая получить роль Андрея, он подходил к Бондарчуку и пытался объяснить, что у него есть свое понимание этого сложного персонажа. Однажды он напрямую обратился к режиссеру с вопросом: «Сергей, а каким ты себе представляешь Андрея Болконского?». Он посмотрел на меня и сказал: «Ну что ты, Слава, Болконский совсем другой!»

Спорить Тихонов не стал и уехал в другой город сниматься в фильме «Оптимистическая трагедия». Тем временем, на роль Болконского взяли Иннокентия Смоктуновского, который вскоре от нее отказался из-за роли Гамлета. Следующим утвержденным актером был Олег Стриженов, который также отказался от этой роли. Тогда Фурцева настояла, чтобы Болконского играл только Тихонов.

Бондарчуку удалось «вылепить» из мягкого Тихонова железного и тщеславного аристократа Болконского. Тихонов же, в свою очередь, своими внутренними качествами и прекрасной внешней физической формой сумел доказать в этом фильме, что таков и есть князь Андрей. Порядочный, интеллигентный, высокодуховный и нравственный человек, в то же время, не лишенный некоторой меланхолии. Болконский в исполнении Тихонова – это романтический бунтарь, при внешнем благополучии одолеваемый бурями, «как будто в бурях есть покой».

В 1972 году вышла очередная версия фильма производства Великобритании, в 2007 году – «Война и мир» совместного производства России, Франции, Германии, Италии и Польши. И, спустя сорок лет, в 2016 году, ВВС вновь выпустила на экраны киноверсию романа Льва Толстого. Сериал получился необыкновенно атмосферным, хотя с некоторым «англиканским» налетом.

  1. Тимрот А.Д. Герои и образы романа «Война и мир».–Тула, 1966
  2. Фойер К.Б. Генезис «Войны и мира». СПб., 2002.
  3. Долинина Н. По страницам «Войны и мира»: Заметки о романе Л.Н. Толстого «Война и мир». – Л.: Детская литература, 1978.
  4. Все герои произведений русской литературы: Школьная программа: Словарь-справочник. – М.: Олимп, 2002.
  5. Стахорский С.В. Энциклопедия литературных героев М.: Аграф, 1997.
  6. Курляндская Г.Б. Нравственный идеал героев Л.Н. Толстого и Ф.М Достоевского. – М., 1988.

Характеристика Андрея Болконского в романе «Война и мир» (с таблицей)

Сочинение на тему «Характеристика Андрея Болконского в романе «Война и мир» (с таблицей)» поможет читателям Литероведа составить полную характеристику одного из любимых героев Л.Н. Толстого.

Роман-эпопея «Война и мир» Л.Н. Толстого пополнил галерею литературных образов уникальными портретами, героями. Читатели всего мира до сегодняшнего дня восхищаются Наташей Ростовой, Пьером Безуховым, Николаем Ростовым, Марьей Болконской, а также князем Андреем Болконским. Страницы всемирно известного произведения хранят историю жизни этих персонажей и заставляют новые поколения читателей переживать вместе с героями все перипетии их судьбы.

Андрей Болконский – один из самых ярких героев эпопеи, личность незаурядная, сильная, волевая. Впервые с Андреем Болконским мы встречаемся на званом вечере у А.П. Шерер, известной во всем Петербурге фрейлины императрицы. Князь заходит в салон Анны Павловны за своей женой княжной Лизой Болконской, в девичестве Мейнен. Он предстает перед читателем красивым молодым человеком невысокого роста с сухими чертами. Его усталый и скучающий взгляд красноречиво говорил о том, что великосветское общество ему крайне надоело, оно представлялось герою пустым, лживым, лицемерным.

Болконский родился в богатой дворянской семье. Его отец – Николай Андреевич – известный екатерининский вельможа, человек, глубоко уважаемый в обществе. Старый князь был человеком принципиальным, умным, проницательным, трудолюбивым, однако имел тяжелый и странный характер. Он иногда бывал слишком резок и требователен, воспитывал своих детей в строгости. Многие его черты, видимо, передались и сыну. Есть в характере Андрея Болконского и упрямство, и гордыня, и некоторая жесткость, замкнутость. В светском обществе говорили, что сын «по папеньке пошел». Однако, несмотря на эти качества, героя нельзя назвать плохим человеком. Он трудолюбивый, хозяйственный, не любит философствовать впустую, всегда собран, верен своему слову. Есть в его характере большая доля самокритичности. Он умеет анализировать не только внешние события, но и свое внутреннее душевное состояние, умеет признавать свои ошибки.

Князь Андрей получил достойное образование, был человеком начитанным, умным, он следил за событиями, происходящими в стране и мире. С ним было приятно общаться, он мог поддержать разговор на любую тему. Кроме этого, герой отличался безупречными манерами, умением вести себя в обществе, знал все тонкости этикета. Однако предсказуемые и скучные встречи, устраиваемые великосветским обществом, в котором Болконский вынужден был вращаться, надоели ему. Будучи человеком честным, порядочным, прямым, он не мог спокойно чувствовать себя среди людей, отличающихся лицемерием и ложным патриотизмом. Поэтому, находясь среди них, он иногда проявляет холодность, насмешливость и даже некоторое презрение. Ему хотелось убежать из «заколдованного круга гостиных, сплетен, балов, тщеславия и ничтожества», поэтому он стремится на войну, его не останавливает даже интересное положение его жены. Князю хочется заняться делом, которое принесет пользу обществу, а ему славу.

Его кумиром был Наполеон, поэтому Болконский мечтал « о собственном Тулоне». Однако, устроившись на военную службу, в штабе он видит все то же общество, что и встречает в светских салонах, поэтому среди сослуживцев многие считали его напыщенным и важным гордецом, другие же отзывались как о прекрасном, особенном человеке. И если с первыми он умел поставить себя так, чтобы его уважали, то со вторыми был прост и приятен. Военная служба показывает, что князь не лишен мужества и отваги. Во время Аустерлицкого сражения он подхватывает знамя, выпавшее из рук знаменосца, и бросается с ним в бой. Не остается Андрей Болконский в стороне от защитников Отечества и во время Отечественной войны с Наполеоном. Он отказался от службы в штабе и взял на себя командование полком. Герой сблизился с простыми солдатами, заботился об их благосостоянии так же, как заботился о своих крестьянах: целое имение в почти триста крестьян перевел в разряд вольных хлебопашцев, в других имениях барщину заменил оброком, крестьянских детей обучали грамоте, а роженицам помогала ученая бабка-повитуха. Командуя полком, князь Андрей заботился и о моральном духе солдат, так как был твердо убежден в том, что любое сражение может выиграть только тот, кто решил его выиграть. Солдаты уважали своего командира, между собой называли его «наш князь». Во время Бородинского сражения Болконский получил тяжелое ранение, от которого он умер.

Следя за историей его жизни, поступками князя Андрея, читатель влюбляется в героя, обладающего ценными нравственными качествами. Это один из любимых персонажей автора, в образе которого отражаются нравственные искания писателя.

Сочинение Андрей Болконский в романе Война и мир (Образ и характеристика)

Андрей Болконский – князь, аристократ. Молодой человек, который не может найти своего места в жизни. У героя богатый и умный отец, который всегда при деле. Сестра, находящаяся под контролем отца. Любящая жена – Елизавета, которая ожидает от него сына. На первый взгляд у героя много причин для радости, но он почему-то не счастлив.

Князь жаждет бурной и активной жизни, славы. Светская жизнь не для него. Герой не любит баллов и бесконечных разговоров. Он не видит в этом смысла, и просто устал от однообразной жизни. Постоянно одни и те же обсуждения, не имеющие никакого смысла. Началась война. Герой – истинный патриот своей страны и понимает, что обязан отдать долг своей родине. Также князь хочет как можно быстрее отправиться на войну, потому что это великий шанс прославиться. В этом моменте его многие не поймут. Ведь герой ради славы и почтения покидает свою семью и беременную жену.

Однако, очень скоро герой осознает, что его цель абсолютно бессмысленна. А счастье, которое он так давно искал – рядом с ним. Ради славы герой ставит на кон всё. В этом можно проследить его эгоизм, опрометчивость и беспечность. Семья, которая так любит его, может потерять своего близкого человека ради минуты славы. Но Андрею некогда было думать об этом. Он даже написал прощальное письмо на случай, если его убьют. За свою опрометчивость герой расплатится позже.

Андрей получает серьёзное ранение и в этот момент к нему приходит прозрение. Он понимает, что всё за чем он гнался было бессмысленным. Слава – это пустота, которая требует больших жертв. Даже кумир героя не мог привлечь его внимания. Князь увидел бесконечное небо, которое превыше всего этого. Он понял, что надо беречь то, что имеешь.

К сожалению, жизнь подготовило герою новые испытания. Его супруга умирает в родах, Андрей остаётся один с новорождённым сыном на руках. Мечты о счастливой семейной жизни канули в прошлое. Герой решает оставить службу и воспитывать сына. Андрей стойко и мужественно переносил испытания. Его жизнь была полна сложностей и проблем.

Через время в жизнь героя вновь пришла любовь. Наташа Ростова – милая и весёлая девушка, которая зажгла в нём новую искру. К сожалению, их счастье существовало недолго. Андрей пережил предательство. После этого раздосадованный и огорчённый князь уходит на войну. В своём неадекватном состоянии получает смертельное ранение. Однако, это имело положительное продолжение.

Герой понял, что такое настоящая безусловная любовь и прощение. Он смог простить и полюбить всех, после чего спокойно отошёл в вечное забытье.

Сочинение 2

Большое число различных персонажей изобразил в своем произведении Лев Николаевич Толстой «Война и мир». Все они имеют свой нрав, актуальные цели. Андрей Болконский представляется одним из самых красочных персонажей.

Андрей Болконский действующее лицо произведения, сын дворянина Болконского, брат княжны Марьи. В начале произведения Болконский представляется умным, довольно высокомерным человеком. Андрей не уважает людей высшего общества, неудачен в супружестве и не почитает свою супругу. У Болконского большая воля, он интелегентен, весьма сдержан, хорошо образован. Андрей испытывает сильные, глубокие внутренние перемены.

В начале романа, кумиром героя показывается Б.Напалеон, но потом он осмысливает все его ничтожество. Болконский оказывается на войне, отправляется в армию. Принимает участие в сражениях одинаково с солдатами. При этом проявляет смелость, отвагу, мужество, сдержанность и спокойствие. Болконский принимает участие в Шенграбенской битве. Он получает серьезное ранение при Аустерлицком сражении. Этот период в романе очень значим, потому что здесь возникло душевное переосмысление Андрея. Будучи неподвижным, Болконский видит безмятежное, бездонное, неизменное небо Аустерлица и осознает ничтожность и абсурдность войны. Он понял, что в жизни есть совсем другие ценности, не похожие на те которыми он обладал. Заслуги, известность и популярность бессмысленны. Существует только бездонное, огромное небо, Андрей понимает значимость духовности. С этого времени для него начинается следующий этап в его жизни. Вся суматоха пропадает, в нем зарождается безмятежность и спокойствие.

Более мягким и добрым Болконский вернулся домой с войны, но и здесь его ждало несчастье – потеря супруги. Перед ней он так и не искупил своей вины. Смерть жены заставляет замкнуться в себе Андрея. Смена в гнетущем сердечном состоянии происходит по приезду Безухова. Друг внушает Болконскому существование царства справедливости и добра, но окончательное его возрождение произошло после встречи с Ростовой. Наташа откликается Болконскому взаимностью, но ее вспыльчивость толкает ее на глупость. Наташа предает Андрея, чем разбивает их обручение.

Это причиняет герою тяжелое потрясение. Болконский снова уходит на войну, где завершает свое существование. Андрей получает смертельное ранение, он усваивает значение жизни, извиняет всех и заполняется симпатией к безмятежности.

Постоянно меняющиеся цели в жизни Андрея Болконского находились в стадии формирования. Автор принудил его сквозь испытания осмыслить главную жизненную цель – любовь к ближнему.

Вариант 3

Красавец мужчина, князь, потомственный военный, родовитый дворянин. Отец, довольно жёсткий и властный мужчина, живёт в родовом имении. И тихонько воспитывает, а точнее, тиранит его сестру Марью. Но она женщина – вынуждена подчиниться. А вот князь сбежал от него в столицу, на службу.

Первый раз мы встречаемся с ним на балу столичной матроны Анны Петровны Шерер. Ему здесь скучно и неинтересно. Он, как истинный патриот России, кадровый военный собирается на войну. Свою беременную жену он планирует отвести к отцу в деревню. Чтобы тому было ещё кого воспитывать. Зачем женился? Не понятно.

Натура честолюбивая и амбициозная, он втайне от всех собирается повторить подвиг своего кумира Наполеона на поле боя под Тулоном. Он собирается со знаменем в руках увлечь за собой солдат в битве при Аустерлице. И заслужить почести и славу. Но его порыв заканчивается ранением для него. Мимо проходящий кумир, наконец, замечает его, отметив какая великолепная смерть для война. Наполеон посчитал его мёртвым.

Увидев вблизи предмет своих мечтаний, он понимает, как он ошибался в нём. По существу Наполеону глубоко наплевать на своих солдат. Он без угрызений совести отправляет их на бойню ради удовлетворения своих амбиций. Долечиваться после ранения князь Андрей отправляется в деревню. Жена при родах умирает, рождается мальчик. Заботы о нём ложатся на плечи отца и сестры. А Болконский опять едет в столицу.

Ах, эта русская интеллигенция с её вечными поисками смысла жизни. А чего его искать? Вот он на ладони лежит. Живи и радуйся, что все живы, что ночью светит луна. Вон Наташа Ростова получает радость и удовольствие от самых простых и обычных вещей. Она так хочет, чтобы её пригласили на танец на своём первом взрослом балу.

Но почему-то кавалеры обходят её стороной. И тогда Пьер Безухов, которому она очень нравится, просит князя пригласить её на танец. И Андрей идёт к ней через весь огромный зал. Сердце замирает, она верит и не верит своему счастью. Своей детской непосредственностью, непохожестью на жеманных столичных девушек, она возрождает Андрея к жизни.

Всё складывается не плохо, и дело идёт к свадьбе. Но роковая ошибка молоденькой, не опытной в любви, девушки приводит к разрыву. Князь не смог ещё простить – гордость, а точнее, гордыня не позволила. И он опять мечется по свету не понятно ради чего.

Какие-то правительственные комиссии, заседания ни к чему не приводят. Князь снова отправляется в действующую армию служить на передовой. Он понимает, что исход любой битвы решает не полководец. Будь он хоть каким гениальным, а армия, простые солдаты и офицеры. Второй раз судьба была не так благосклонна, как в первый. Князь Андрей умирает.

Образ и характеристика Андрея Болконского

Прочитав роман Льва Николаевича Толстого «Война и мир», я осталась под большим впечатлением. Конечно, меня поразило, с какой точностью и индивидуальностью изображено множество героев. Какие они все разные, и какие интересные люди и прекрасные по- своему образы. Но есть один персонаж, который стал для меня нравственным и человеческим примером для подражания. Пусть он наделён не только положительными качествами, но тем и отличается человек, что он не идеален. Итак, речь пойдёт об Андрее Болконском.

Этот герой имеет титул князя, блестяще образован, обладает внешней красотой. Если охарактеризовать его внутренние качества, то можно сказать, что он является человеком глубокого склада ума, ему присуще чувство гордости, он всегда стремится к достижениям своих целей, обладает настоящей душой. Болконский – очень смелый герой, как на поле боя, так и в мирной жизни. Он всегда открыто передаёт свои мысли, отстаивает свою точку зрения, может идти против других. Для него не свойственны горячка и опрометчивость, он всегда обдумывает свои шаги и действия. Он проявляет интерес к философии, ему не чужды размышления о смысле жизни и бытия.

Что касается военного времени, Андрей проявляет храбрость и мужество, не боится смотреть смерти в лицо. Да, сначала Наполеон был его кумиром, он восхищался им. Но потом наступает разочарование, после чего Болконский готов помогать родине, чего бы ему это не стоило, он был истинным патриотом.

Также Болконский способен искренне любить. Прекрасная Наташа Ростова дала ему надежду на новую жизнь. Она показала ему, что для него тоже не чуждо ничто человеческое. К сожалению, эта утопия продолжалась недолго. Андрей не может простить Наталье интриги с Курагиным. После этого он не видит жизненного смысла.

Как друг Болконский показан только с хорошей стороны. Его настоящим другом является Пьер Безухов. Он никогда от него не отворачивался, хотя в обществе Безухова ,мягко сказать, недолюбливали.

Конечно, меня немного разочаровала гибель этого героя, хотелось бы увидеть его дальнейшую жизнь и судьбу. Но такова жизнь, и мы увидели, что она не ограничивается только чёрным и белым, а для Андрея она была именно такой. Личность героя была поистине многогранной. Перед нами был блестяще представлен образ дворянина в лучших его проявлениях. В этом герое объединяются три прекрасные составляющие: он был хорошим воином, порядочным человеком и достойным семьянином, хотя автор и не идеализирует своего героя.

Это один из самых важных персонажей данного произведения.

Андрей Болконский в произведении Война и мир

Популярные сочинения

Что означает слово идеальный? И есть ли такая концепция вообще? С разных точек зрения это может существовать, но это также кажется глупостью, такой же как совершенство. Но мы всегда к этому стремимся.

Мы живем среди людей, которые могут быть для нас интересны и не очень. Иногда мы начинаем задумываться, чём же он нам интересен и почему мы проявляет к нему симпатию.

Президент – это очень ответственная должность. Ты отвечаешь за весь народ и за свое Отечество. Эта работа требует множества умений, самодисциплины и умения справляться со стрессами

Характеристика и образ Андрея Болконского в романе Война и мир Толстого сочинение

Андрей Болконский является одним из главных героев романа-эпопеи Льва Николаевича Толстого «Война и мир». Личность Болконского очень сложная и интересная, всю свою жизнь он ищет свой смысл жизни, своё призвание. И, как говорится, кто ищет, то всегда найдёт.

Впервые мы видим князя Андрея на приёме у Анны Павловны Шерер. Он присутствует там, так как на приёме его жена Лиза. Самому же ему там очень скучно. Болконский грезит службой Отечеству, его идеал личности – Наполеон. Когда начинается война, герой бросает всё и отправляется на фронт. Князь Андрей участвует в битве при Аустерлице, в порыве отваги он хватает знамя и сломя голову мчится на французов. Там же его тяжело ранят, он лежит на поле полуживой среди мёртвых товарищей, смотрит в небо и размышляет, мимо проходит сам Бонапарт, а Болконский всё думает. Он размышляет о том, что все его прежние убеждения и взгляды были неверны, он видит новый смысл существования.

Оправившись от тяжёлого ранения, Болконский пытается посвятить себя семье: оставляет службу, возвращается в имение, пытается полюбить Лизу, которую никогда по-настоящему не любил. Они ждут ребёнка. Но и этот период жизни князя Андрея длится недолго: Лиза умирает во время родов. Болконский впадает в депрессивное состояние, даже новорождённый сын не может помочь отцу. Моральное спасение приходит от Пьера Безухова. Он сумел так поговорить с князем Андреем, что тот стал выкарабкиваться из депрессии, он полон решимости снова помогать своей Родине, начинает заниматься государственными делами, которые, однако, быстро уходят на второй план, когда вспыхивают чувства к Наташе Ростовой.

Андрей Болконский решает жениться на молодой девушке, очаровавшей его. В отсутствие Андрея, у Ростовой случается интрига с Анатолем Курагиным. Андрей не может этого простить, он в оцепенении, он вновь потерял смысл в жизни. Князь едет в родовое гнездо, где занимается воспитанием сына и обустройством жилья. На какое-то время князь Андрей обретает умиротворение.

Начавшаяся в 1812 году Отечественная война нарушает семейное спокойствие. Болконский едет бить французов. Андрей вновь получает серьёзное ранение, и волей судьбы выхаживает героя Наташа Ростова, они примиряются. Князь уже почти оправился от ранения, он показал себя смелым защитником своей Родины, он обрёл потерянную любовь – всё, чего хотелось достигнуто. Князь Андрей Болконский спокойно уходит….

Образ Андрея Болконского является очень интересным, князь всю жизнь что-то ищет и в итоге находит.

Вариант 2

В романе Льва Николаевича Толстого он писал о патриотизме и разных слоях общества. Толстой плохо отзывается о высшем свете, а вот к обычному русскому народу отзывается с теплотой. Хотя в романе Толстого среди высшего света тоже есть герои, о которых Лев Николаевич пишет с удовольствием.

Одним из таких персонажей в романе является Андрей Болконский, он прожил не долгую, но очень насыщенную жизнь. Для себя Болконский решил, что хочет быть полезным для своего Отечества и решает в 1805 году идти на войну. В армии он добивается всего сам, начиная свою службу с низкого чина, Болконский решает добиться многого. Андрей Болконский патриот своей страны, он переживает, что будет с российской армией.

Андрей Болконский потерял жену и остался с сыном на руках, он уходит в себя и не видит ни какой радости в жизни. Пьер помогает ему выйти из этого состояния, а знакомство с Наташей Ростовой закрепляет старания Пьера. Болконский переживает о том, что не стоит спешить, ведь Наташа молода, а он прожил немалую жизнь. Он решает отложить их свадьбу на год, но девушка не проходит проверку и поддается своим чувствам и увлекается молодым человеком Анатолем.

В один миг все мечты и надежды Андрея Болконского разрушились, он снова почувствовал себя ненужным. Болконский снова возвращается в армию и решает вести свое войско к победе. В части его все уважают и любят, к своим солдатам Андрей Болконский ласков и относится уважительно. Болконский всегда думал о людях и об Отечестве и только в последнюю очередь думал о себе.

Андрей Болконский любил природу своей страны и любовался ею всегда, в один из таких дней Болконского смертельно ранили. Осознавая, что он скоро умрет Андрей не жалеет о том, как он прожил свою жизнь. Наоборот его переполняют чувства любви и всеобщего прощения. В этот момент они снова встречаются с Наташей Ростовой. Повзрослев девушка поняла, что сильно обидела Болконского и что он замечательный человек.

Наташа просит прощение у Болконского, и он ее прощает, у него нет ни злости, ни агрессии к Наташе. Болконский обретает то, к чему он давно стремился, покой и веру чего ему так не хватало.

Сочинение Образ и характеристика Андрея Болконского

Роман «Война и мир» психологически сложное повествование для каждого человека. А все потому, что автор передавал сложное военное настроение того времени, показывал жизнь нескольких слоев населения и выражал свое отношение к ним. Каждый человек в современном мире, безусловно, сможет отыскать героя романа, который бы походил на него. Для меня одним из ярких героев стал Андрей Болконский – сын известного и уважаемого князя. В романе можно четко отследить характер, настроение и чувства героя. И хоть жизнь его оказалась короткой, она была насыщенной, яркой и эмоциональной.

Из первой встречи с Андреем Болконским, создается впечатление, что он неудовлетворен своей жизнью. Его тяготит беременная супруга, вряд ли он ее любит так, как муж свою жену, он скучает на вечере, куда ему пришлось прийти. Его присутствие на вечере вынужденное и пассивное. Он презирает светское общество, но чувство долга не позволяет ему уйти. Однако воодушевился он, когда встретил своего друга. Из беседы с Пьером Безуховым, откровений Андрея, хочу сделать вывод, дружба занимает важное место в его жизни.

В то же время для него важна его семья, он уважает отца, на протяжении всей его истории жизни сохраняются хорошие отношения с сестрой Марьей, хотя в семье тяжелая атмосфера и мир там – явление временное. Андрей из богатой семьи, он образован, грамотен, горд и сдержан, с сильным чувством собственного достоинства.

Желая быть полезным Родине, он уезжает на войну и начинает службу не офицером, а низшим чином. Он не стремится к быстрой и легкой славе, наградам и карьере. Наоборот, Болконский считает, что должен быть там, где трудно, хочет помочь и поддержать тех, кто готов сдаться. Его патриотизм и героизм отчетливо передаются автором в военный период жизни.

Возвращение с войны к рождению ребенка и смерти жены однозначно переворачивают его мировоззрение. Если бы Лиза осталась жива, думаю, их отношения изменились бы. Возможно, любовь и не появилась бы, но более глубокие чувства уважения, благодарности добавили бы их отношениям нежности. Но Андрею Болконскому пришлось воспитывать сына одному, а вместе с тем бороться с чувством вины перед супругой, выходить из состояния духовного кризиса.

Во многом ускорила выздоровление любовь Андрея к Наталье Ростовой. Их история любви должна была пройти испытание временем. Но Наташа жила одним днем, чувствами, она доверчива, легка, молода. А Андрей взрослый рассудительный человек, который живет разумом. За его плечами война, смерть и сын. И расставание на время не могло не разлучить их навсегда. Андрей не принял того, что девушка постигла новые знакомства, события, эмоции – она влюбилась. А потому его настигло разочарование, обида, возможно, гнев, когда он хотел вызвать на дуэль соперника, но после передумал.

Когда он шел на войну второй раз, он хотел забыться. Здесь он думал о том, что мечты о семье разбились. А там он должен был думать не о себе. Патриотизм и чувство долга брали верх. Именно такая смена обстановки позволила ему избежать депрессии. Андрей не думал о том, что получит там смертельное ранение. Претерпевая боль, осознавая, что его настигает смерть, он готов простить всех. И в этот момент происходит встреча с Наташей. Она понимает, как сделала больно князю, просит прощения, а он по-прежнему любит ее и прощает.

Характеристика 4

Читая произведение Толстого «Война и мир» отчетливо видно, что писатель здесь показал не только войну 1812 года, но и жизнь молодого дворянина, его взгляды и духовное становление. Именно таким и чертами должен обладать декабрист. И на эту роль подходил Андрей Болконский.

Мы видим, что в романе прослеживается вся жизнь князя. Писатель к данному образу относится с любовью и уважением, что подтверждает, наделением Андрея своими чертами характера и убеждениями. Первое знакомство читателей с Болконским происходит на вечере у Анны Шерер. Видно, что он показан как неординарная личность. Князь одет по моде, идеально владел французским языком. Во всем его обращении с окружающими видно, что он- светская личность. Лев Николаевич обращает наше внимание на его тихий голос, на скучный взгляд. На его лице видно, что он самоуверенный и самодостаточный человек. Позже видно, что все это наигранное. При появлении Пьера Безухова в салоне князь преображается. Он очень рад старому приятелю. И улыбка на его лице приятная и добрая. К моменту их встречи князь был уже сформированной личностью, однако на его пути выпадет немало испытаний и разочарований. Через участие в военных действиях, ранение, любовные переживания и медленную смерть, он нашел самого себя. Ему открылись все истины, открывавшие правду жизни.

Болконский с самого начала хотел славы. Он оправился на войну, где мечтает стать героем. Его кумиром становится Наполеон. Он даже пытается во всем ему подражать. Именно на поле в сражении под Аустерлицем Андрей, раненый, упав, замечает то, что раньше не видел. Синее небо для него становится переосмыслением его взглядов на жизнь. Оказывается, все то, ради чего он раньше жил, это пустяк. Есть более важное. Его мысли переносят в родной дом, к семье. Да и война, оказывается уже не такой, какой он себе представлял. Смерть, кровь повсюду представили ему войну страшной и ужасной.

Когда Болконский вернулся домой, то его ждет испытание-смерть супруги. После этого он сильно замкнулся в себе. И только вторая встреча с Безуховым возродила его к жизни вновь. Вскоре он знакомится с Наташей Ростовой, которая пробудила в нем любовь. Отъезд в Петербург и вовлечение его в политические действия на время оторвали его от девушки. Вернувшись, он узнает, что Наташа флиртовала с Курагиным. Его гордость не позволяет ему продолжать дальше их отношения. Полученное ранение в Бородинском сражении отрезвляет Андрея, и он прощает и Ростову и Курагина. В последние минуты жизни, князь понимает, что к нему вернулось чувство любить и прощать. И именно в конце жизни он понял, что истинное счастье – жить для других.

Также читают:

Картинка к сочинению Характеристика и образ Андрея Болконского в романе Война и мир

Популярные сегодня темы

Впервые Николай Михайлович задумался о написании данного произведения в 1790 году. Данный труд призван донести исторические факты в простом и литературном формате. Читатель должен понимать, что происходит

В 1898 году великий писатель создал рассказ «Крыжовник». В данном сборнике стоит упомянуть такие рассказы: «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви».

Произведение создается в период творчества поэта, в котором он испытывает неразделенное чувство любви.

В наше время развилась и продолжает развиваться тенденция к пониманию истории и даже повседневной жизни сугубо через призму практицизма. Однако в каждом человеке заложено стремление к оценке произошедшего с моральной точки зрения.

Больше всего на свете Васнецову нравится писать не только былины, но еще и сказки. Кроме этого практически к каждой сказке он рисовал иллюстрации.

Образ и характеристика Андрея Болконского — героя романа-эпопеи Л. Н. Толстого «Война и мир»

Портрет: описание внешности, манера поведения

Князь Андрей Болконский — молодой человек небольшого роста, весьма красивый, «с определёнными и сухими чертами». Лицо князя выразительно, по его выражению видно, какие чувства он испытывает. Когда в начале романа читатель видит его на вечере Анны Павловны Шерер, скучающий, усталый взгляд Болконского говорит о том, что все светские люди, собравшиеся в гостиной, ему надоели.

С людьми, неприятными ему, князь обращается «сухо-неприятно», часто «с гримасой, портившею его красивое лицо», говорит с ними резким, неприятным голосом. Но к тем, к кому относится хорошо, он обращается с доброй улыбкой, говорит ласково.

Происхождение, семья

Характер

Андрей Болконский — незаурядный человек с непростым характером. Он склонен к анализу не только внешних событий, но и своего душевного состояния. Его суждения указывают на острый ум, хорошее образование, широкий кругозор. Он очень начитан, много знает, следит за событиями в мире.

Андрею Болконскому присущи следующие черты характера:

  • деловитость, практическая цепкость, стремление к деятельности, полезной для общества;
  • любовь к Родине;
  • сильная воля;
  • решительность;
  • храбрость;
  • гордость, независимость;
  • верность своему слову;
  • замкнутость, сдержанность;
  • скептицизм;
  • отвращение к лицемерию.

Такие черты характера как скептицизм и замкнутость проявляются у князя Андрея даже в общении с теми, кого он любит: с отцом, княжной Марьей, Пьером, Наташей.

Князь Андрей, в отличие от Пьера, не любит мечтательного философствования, он деловит, собран, трудолюбив, деятелен.

Отношение к окружающим

Пьер Безухов «всегда удивлялся способности князя Андрея спокойного обращения со всякого рода людьми». К окружающим Болконский относится по-разному, в зависимости от своего мнения о них.

Отношение к светскому обществу

К людям высшего света князь Андрей относится с презрением. С ними он вежлив, холоден, насмешлив, с досадой слушает их пустые речи, не притворяясь заинтересованным. Ему надоели люди, имеющие на себе «общий светский отпечаток», он говорит с ними сухо, неохотно, часто презрительно. «Эта жизнь, которую я веду здесь, эта жизнь — не по мне!» — говорит Болконский Пьеру Безухову перед уходом на войну.

Отношение к семье

Своего отца, давшего ему прекрасное воспитание и образование, князь Андрей любил, к его чудачествам относился «в основном» снисходительно. Он уважал отца за знания, трудолюбие, чувство собственного достоинства и прислушивался к его мнению. Хотя князь Андрей был независим, он уступил, когда отец потребовал, чтобы сын отложил свадьбу с Наташей Ростовой на год. Князь Андрей не хотел заслужить гнев отца, когда, может быть, его отцу осталось жить недолго. Это разрушило бы половину его счастья, как он писал сестре из-за границы.

К сестре княжне Марье Болконский относится хорошо, сочувствует ей, что с отцом ладить непросто, так как к старости его характер стал тяжёлым.

В браке князь Андрей несчастлив. Его жена Лиза «воспитана и росла в свете». Она легкомысленна, весела, добродушна, то есть её характер совсем не похож на характер князя Андрея. В их семье нет любви и счастья. Когда жена умирает в родах, Болконский винит себя в том, что относился к Лизе холодно, с иронией, уделял ей мало внимания.

К маленькому сыну Николеньке князь испытывает любовь, переживает, когда мальчик заболел, ухаживает за ним.

Дружба Андрея Болконского и Пьера Безухова

Князь Андрей очень хорошо относится к Пьеру Безухову, он добр к нему, считает его одним живым человеком среди всего петербургского света, ценит за простоту, совестливость, доброту.

Пьеру же его старший друг казался «образцом всех совершенств», он поражался его силе воли, «необыкновенной памяти, начитанности», его поражало в князе Андрее «отсутствие способности мечтательного философствования».

Андрей Болконский и Наташа Ростова

Любовь к Наташе помогла князю Андрею вернуться после депрессии к полноценной жизни, поверить, что он ещё может быть счастлив. Общение с этой оживлённой, поэтической, прелестной девушкой пробудило в нём лучшие чувства. Слушая её пение, он почувствовал, что «в душе его произошло что-то новое и счастливое».

Наташа тоже полюбила князя и приняла его предложение стать женой. Однако, по настоянию отца Болконский отложил свадьбу на год и уехал за границу. Наташа, не выдержав испытания разлукой, увлеклась Анатолем Курагиным и написала жениху письмо с отказом. Чтобы заглушить боль от разочарования в любимой, Болконский вновь возвратился в армию.

Когда смертельно раненный князь Андрей попадает под опеку семьи Ростовых, уезжавших из Москвы, Наташа стала ухаживать за ним. Она винила себя в измене жениху, в том, что принесла ему горе. Князь Андрей прощает её.

Служба. Участие в войнах

Не в силах больше вести пустую светскую жизнь, князь Андрей идёт на войну служить адъютантом к Кутузову. Ещё одна причина этого — мечты о славе.

Его чувство собственного достоинства проявилось в столкновении со штабными офицерами, равнодушными к тому, что французы разбили союзную австрийскую армию. Он говорит, что если штабным офицерам нет дела до общего успеха или общей неудачи, то они не офицеры, а «лакеи, которым дела нет до господского дела» (том 1, часть 2, глава 3).

Болконский участвовал в Шенграбенском сражении. В Аустерлицком сражении он совершил подвиг: бросившись со знаменем вперёд, поднял весь батальон в атаку и был ранен в голову.

Во время Отечественной войны 1812 года князь Андрей отказался от штабной работы, чтобы командовать полком. Он сблизился с солдатами, заботился об их благосостоянии. Накануне Бородинского сражения князь говорит Пьеру о решающей роли «духа войска»: «Сражение выигрывает тот, кто твёрдо решил его выиграть» (том 3, часть 2, глава 25).

Во время Бородинского сражения Болконский получил осколочное ранение в живот от разорвавшейся гранаты.

Духовные искания

Андрей Болконский, человек с богатым внутренним миром, прошёл непростой жизненный путь, это был долгий путь духовных исканий.

Начало пути духовных исканий

Поиск смысла жизни начинается у этого героя с мечты о подвиге и славе. Он убеждён в не случайности своего присутствия в мире. В начале романа читатель видит князя, мечтающего о славе, о подвигах ради счастья и благополучия людей. Такую славу, по его мнению, обрёл его кумир Наполеон Бонапарт. Во время военных действий Болконский ищёт случая найти «свой Тулон», подобно Наполеону, и отличиться на поле боя.

Лёжа после тяжёлого ранения в голову на поле под Аустерлицем, князь Андрей видит над собой бездонное, спокойное небо. Это вечно небо говорило о бренности его желания славы. К раненому подъезжает со свитой Наполеон, любующийся убитыми русскими солдатами. Болконский видит ничтожность этого человека и разочаровывается в своём кумире. Он осознал незначительность «великого» Наполеона с его славой по сравнению с вечностью неба Аустерлица. Князь понял всю глупость войны, мелочность мечты о славе, осознал, что главные ценности в жизни — это близкие люди, их счастье.

Духовное перерождение

Выжив после ранения, пережив смерть жены, князь Андрей решил больше не служить, а жить для себя и своих близких. За два года жизни в деревне он внутренне изменяется, его духовное перерождение, начавшееся под Аустерлицем, продолжается. У Болконского уже нет узкоэгоистических целей, он думает о семье, о будущем сына, обустраивает своё имение Богучарово.

В эти два года Болконский перевёл в одном своём имении крестьян в вольные хлебопашцы (то есть освободил от личной крепостной зависимости), в другом заменил барщину оброком. Он много читал, следил за внешней и внутренней политикой, занимался «составлением проекта об изменении наших военных уставов и постановлений».

Свой новый взгляд на жизнь Болконский высказал Пьеру, когда тот приехал к нему в Богучарово. По его мнению, счастье заключается в отсутствии двух действительных несчастий: угрызений совести и болезни. Разговор с Пьером на пароме (когда тот говорил о вечности, о правде, о том, что человек — часть «огромного, гармоничного целого») возродил «что-то лучшее», что было в князе. С этого свидания с Пьером у Болконского началась его новая жизнь, хотя внешне ничего не изменилось.

После ночи в Отрадном, когда он случайно услышал, как Наташа восхищалась весенней лунной ночью, утром по дороге домой Болконский увидел, что старый дуб покрылся листвой. И князь Андрей окончательно решил, что в 31 год жизнь не кончена. Он хотел, чтобы его жизнь была не для него одного, «чтобы на всех она отражалась».

Князь возвращается к активной жизни. Он хочет служить Отечеству и едет в Петербург, чтобы передать свою записку о военном уставе государю. Там он познакомился с государственным секретарём Сперанским и стал членом комиссии составления воинского устава. Через некоторое время Болконский разочаровывается в деятельности Сперанского, который участвовал в подготовке государственной конституции. Он понимает тщетность усилий человека что-то изменить в государстве и жизни вообще, понимает стихийность жизненных событий.

После Шенграбенского сражения раненный в голову Болконский испытывал сострадание и любовь ко всем людям — и к братьям, и к врагам. Смертельно раненный в Бородинском сражении, он ясно понял, что истинная любовь — это когда любишь и ближних, и врагов, что такая любовь — и есть смысл жизни.

Вывод

Образ Андрея Болконского в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» во многом отображает нравственные искания самого автора. Духовный путь князя Андрея, поиск смысла жизни показывается в продолжении почти всего действия романа. Характеристика образа Андрея Болконского поможет уяснить смысл и философскую идею произведения.

Характеристика образа Андрея Болконского, представленная в статье, может быть полезной для подготовки к уроку литературы и при написании сочинений.

Характеристика Андрея Болконского в романе «Война и мир»

Андрей Николаевич Болконский — один из главных персонажей романа Л. Н. Толстого «Война и мир». Он прожил короткую, но наполненную событиями жизнь, стремился к добру и правде. Герой искал смысл своего существования. Образ и характеристика Андрея Болконского в романе представлена как обобщенный портрет офицера, олицетворяющего защитников нашей Родины всех времен.

  1. Описание главного героя
  2. Качества молодого князя
  3. Краткая биография персонажа
  4. Эгоизм и стремление к славе
  5. Школьные сочинения
  6. Первый вариант
  7. Второй пример

Описание главного героя

Л. Н. Толстой уделяет много внимания описанию князя. Он создает одновременно привлекательный и трагический образ героя. В советские годы по роману сделали экранизацию, где главного персонажа сыграл В. В. Тихонов.

Качества молодого князя

В произведении «Война и мир» Андрей Болконский — молодой и красивый мужчина в возрасте 27 лет, небольшого роста, обладающий богатым и сложным внутренним миром. Был почти ровесником императора Александра I. Он умен и склонен анализировать все происходящее вокруг. Его жизнь полна переломных моментов, оказывающих огромное влияние на развитие личности и становление характера.

Сила воли, ясный ум и твердость — вот черты, которые достались Болконскому от отца. Последний был суровым и властным человеком, скрывал свою нравственную силу за внешним чудачеством и самодурством.

Молодой князь не был удовлетворенным светской жизнью. Он находился выше по своему интеллекту. Болконский отчетливо распознавал фальшь и ложь жизни, как и его друг Пьер.

Андрей создал собственный внутренний мир и замкнулся в нем. Он относился к людям холодно, а к некоторым еще и немного презрительно. Болконскому было сложно найти применение своих сил на государственной службе, так как там на первом месте была теория, а не жизненно важные потребности.

Молодой князь чувствует огромный запас своих нерастраченных сил, воли и ума. На него оказывают влияние внутренние качества, а не внешние. Важные черты князя:

  • за что бы ни брался, все доводит до конца;
  • добивается своего;
  • самообладание;
  • воля в согласии с разумом;
  • полное спокойствие перед лицом смерти.

Краткая биография персонажа

Болконский родился в богатой аристократической семье знатного рода. О его матери в романе не упоминается даже кратко. С самого детства он окружен жестким отношением отца, который был упрям и не уделял детям внимания, да и заботы особо не проявлял. Их отношения со временем становятся напряженными, из-за чего у Андрея вырабатывается холодный подход ко всему в жизни. Все это тяготило молодого князя, он считал, что смерть и страдания не так уж и страшны.

У героя есть сестра Марья, которая добра ко всем. С братом они довольно близки.

Болконский все время чувствует бессмысленность собственной жизни. Такое положение дел не устраивает князя, он решает идти служить. Оказавшись на поле брани, главный герой разочаровывается в войне, осознает ее бессмысленность. У него происходит духовный кризис, усугубляемый известием о смерти супруги во время рождения ребенка. Князь разочаровался в жизни, ему казалось, что все кончено.

Благодаря Пьеру Безухову Андрей возродился. Встреча с Наташей Ростовой привела к духовному очищению. Князь был полон надежд и мечтаний, он обрел счастье рядом со своей возлюбленной.

Отец советует ему отложить свадьбу на год, подлечиться в Швейцарии. Во время разлуки Наташа поддается чувствам и уступает нападкам Анатолия Курагина. Он уговаривает ее сбежать. Девушка согласилась на это, но побег не удался.

Андрей вновь испытал страшное разочарование, узнав о случившемся. Все его мечты о прекрасной семейной жизни рухнули, из-за чего он возвращается на войну.

В Бородинском сражении князь получает смертельное ранение. Рядом с ним оказывается Курагин, которого он ненавидел и хотел убить. Но в тот момент Болконский осознает, что испытывает чувство прощения ко всем без исключения, он полон любви к людям.

Спустя некоторое время происходит последняя встреча с Наташей. Она просит о прощении, осознает свое предательство. Андрей прощает свою возлюбленную, в его душе вновь просыпается любовь, которая скрасила последние дни князя.

Эгоизм и стремление к славе

Читателям часто становится интересно, зачем Болконский идет на войну. Андрей жаждет личной славы. Ради этого эгоистичного чувства он готов принести в жертву все. Примером этого является следующая цитата:

Я ничего не люблю, как только славу, любовь людскую. Смерть, раны, потеря семьи, ничто мне не страшно.

Все это приводит к поступлению на военную службу, где герой становится адъютантом Кутузова. В самый решающий момент он бросается в гущу Аустерлицкой битвы, при этом размахивая поднятым с земли знаменем. Ему почти удалось унять панику в рядах армии.

Андрей — патриот, желающий приносить пользу Отечеству. Герой считает, что должен думать не о себе, а о судьбе своей Отчизны. Страх и сомнения неведомы князю.

Честолюбивые желания Болконского пропадают после того, как он получил тяжелую рану. Истекая кровью на поле боя, герой направил свой взор на небеса и понял ценность жизни:

Как же я не видел раньше этого высокого неба? И как я счастлив, что узнал его, наконец. Да! Все это пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба.

Эта цитатная характеристика Андрея Болконского полностью описывает его озарения по поводу смысла жизни. Встретившись с Безуховым, князь понимает, что служить людям и Отчизне можно не только на войне.

Смерть героя занимает особое место в его описании. Этот честный и благородный человек к концу жизни полюбил и простил всех людей. Достигнув этого, он не смог бы больше выносить ужасные разочарования от жизни.

Школьные сочинения

«Война и мир» — роман, в котором передается сложное военное настроение того времени, описывается жизнь нескольких слоев населения. В этом произведении Толстой изображает портрет своего героя, показывает, кем был молодой князь.

Первый вариант

Андрей Болконский — князь аристократического происхождения. Этот человек находится в поисках своего места в жизни. Его отец очень богат. У молодого князя есть сестра и жена, которая ждет ребенка. Хоть вроде бы у него полно поводов для счастья, Болконский несчастен. Он жаждет славы. Светская жизнь не для него, так как балы и бесконечные разговоры ему не по нраву. Да и смысла в этом Андрей не видит.

Болконский является настоящим патриотом. С наступлением войны он считает, что обязан отдать долг своей Родине. К тому же это отличный шанс прославиться. Ради славы он покидает близких людей, а ведь его жена в положении.

Спустя время князь понимает бессмысленность своей цели. Как оказалось, счастье уже есть, оно рядом.

Главный герой проявил эгоизм по отношению к своей семье. Его в любой момент могли убить, а родные потеряли бы близкого человека.

Серьезное ранение на поле битвы вызвало в нем прозрение, что слава пуста, к тому же требует огромных жертв. Он осознал, что важно беречь то, что уже имеешь.

Жизнь героя наполнена сложностями и проблемами: ранение, смерть жены во время родов. Но вскоре произошли изменения. Его жизнь вновь наполнилась любовью. Наташа Ростова зажгла в нем потухшую искру. Но счастье было недолгим. Предательство возлюбленной разбило все надежды на лучшую жизнь. Он вновь пошел на войну, где, к сожалению, получил смертельное ранение.

Несмотря на разочарования, Болконский познал, что такое безусловная любовь и прощение. Простив всех на свете, приняв и полюбив, он отправился в вечное забытье. В заключении сочинения хотелось бы написать синквейн:

Скучает, воюет, страдает,

От ранения после Бородино умирает

Второй пример

После прочтения романа «Война и мир» многие читатели находятся под впечатлением. Их поражает до глубины души, как точно автор изображает своих героев. Они все разные, но при этом интересные.

Андрей Болконский — персонаж, который достоин того, чтобы стать нравственным примером для подражания. Да, у него имеются не только положительные качества, он неидеален.

Блестящее образование, внешняя красота, глубокий склад ума, стремление к достижению своих целей — прекрасная характеристика главного персонажа. Он обладает душой, отстаивает свою точку зрения, может идти против других людей. Ему несвойственны горячка и опрометчивость, каждый шаг обдумывается. Андрей размышляет о смысле жизни и бытия.

На войне Болконский проявляет храбрость. Он не боится смотреть смерти в лицо. В начале романа его кумиром был Наполеон, но позже наступило страшное разочарование. Князь был истинным патриотом.

Главный герой мог искренне любить. Наташа Ростова подарила ему надежду на новую жизнь, наполненную смыслом. Жаль, что это длилось недолго. Интрижка с Курагиным отразилась крайне негативно на них обоих. Андрей вновь потерял смысл жизни.

У Болконского был друг Пьер Безухов. Андрей никогда не отворачивался от него, хоть в обществе Безухова недолюбливали. Личность Болконского весьма многогранна. В ней объединяются три прекрасных качества:

  • патриотизм;
  • порядочность;
  • любящий семьянин.

Гибель героя разочаровывает. Очень хотелось бы увидеть его долгую и счастливую жизнь. Но почему-то такова Божья воля.

Андрей Болконский — образ и характеристика героя романа-эпопеи Л. Н. Толстого «Война и мир»

Интересно, что нелюбимые герои писателя, люди духовно нищие и безнравственные (Курагины, Друбецкие, Жюли Карагина и др.) не привлекают внимания Толстого, т.к. они лишены способности совершенствоваться.

Особенно дорогие писателю Пьер и князь Андрей идут трудными дорогами в поисках идеала «простоты, добра и правды».

Первое знакомство с героем

Князь Андрей Болконский появляется уже в самом начале романа в салоне Анны Павловны Шерер в образе скучающего и усталого молодого человека, аристократа. Он находится в состоянии душевного кризиса, его раздражают пустота и пошлость светской жизни, а разочарованность в семейных отношениях с княгиней Лизой усугубляет его состояние: «Гостиные, сплетни, балы, тщеславие, ничтожество — вот заколдованный круг, из которого я не могу выйти», — говорит он Пьеру Безухову. В браке он чувствует себя несчастным.

Князь Андрей Болконский — сын богатого и уважаемого вельможи екатерининской эпохи. Он получил хорошее воспитание и образование. В светской среде его отличают ум, порядочность, смелость, безукоризненная честь и особая «родовая» гордость, унаследованная от отца. Сила воли, сдержанность и практичность, чувство собственного достоинства ставят его в кругу штабных офицеров выше других, и это делает его в глазах окружающих гордым и надменным. Он разделяет такие понятия, как личные интересы и служение Отечеству, чем вызывает негативное к себе отношение со стороны штабных офицеров.

Война с Наполеоном

В это время его кумиром был Наполеон, в котором он видел пример для подражания. Совсем молодым тот завоевал трон Франции и пол-Европы. Но князя Андрея привлекало не это, он понимал, что победы Наполеона — это не случайность, а результат его целеустремленности и силы воли. Именно эти качества хотел воспитать в себе молодой князь.

Андрей Болконский проявляет храбрость в Шенграбенском сражении, он хочет найти «свой Тулон», подражая Наполеону.

В бою под Аустерлицем князь Андрей побуждает солдат к атаке, бросаясь вперёд со знаменем в руках. Здесь он получает тяжёлое ранение и, лёжа на поле Аустерлица, глядя в огромное бездонное небо, вдруг переосмысливает своё предшествующее состояние: жажду славы, отвращение от того образа жизни, которым жило большинство людей его круга. Это огромное чистое небо помогло ему понять бренность всех его честолюбивых желаний. Сам Наполеон, обходящий поле сражения и удовлетворённый количеством убитых, теперь вызывает в нём чувство разочарования. С этого момента Наполеон больше не является его кумиром, а слава — ничто по сравнению с жизнью и этим огромным всеобъемлющим небом.

Жизнь в деревне

Возвратившись домой, оправившись после ранения, князь Андрей принимает решение покинуть службу, поселиться в своём имении и жить частной жизнью, посвятив себя семье. Но в родах умирает его жена, он должен сам теперь воспитывать своего сына Николеньку.

Деревенская жизнь стала для него временем раздумий, чтения, забот о делах родовых имений. Но и вечные философские вопросы продолжали волновать его. Так прошло два года.

Однажды он по делам отправился в соседнее имение Отрадное, и там состоялась его встреча с Наташей Ростовой. Своей молодостью, жизнелюбием, чистотой натуры она снова возвратила его к активной жизни. Он осознал, что совсем ещё не стар, ему только 31 год, а в этом возрасте жизнь ещё не кончена. Наташа пробудила в нём желание жить, любить и быть любимым.

Но неожиданная измена Наташи сильно потрясла князя Андрея, и он снова возвращается в действующую армию под командование Кутузова — началась Отечественная война.

Отечественная война 1812 года

В этой войне Андрей Болконский уже совсем другой человек: пережитое им на Аустерлицком поле помогло ему преодолеть свои честолюбивые амбиции, переосмыслить свою жизнь и своё назначение. Он становится ближе к простым солдатам, отказывается от штабной службы и принимает на себя командование полком.

Перед началом Бородинского сражения состоялся разговор Болконского с Пьером. И здесь проявились совсем другие его чувства и взгляды: он рассуждает о «духе войска» как о решающей силе на войне. В этом и состоял патриотизм князя, его глубокое переосмысление роли народа в войне. Он хотел воевать не ради карьеры и славы, а для защиты своего Отечества.

В бою при Бородине Андрей тяжело ранен в живот осколком снаряда. Так получилось, что из горящей Москвы его вывезли на обозе Ростовых. Наташа трогательно ухаживает за раненым князем, она раскаивается в своём необдуманном поступке (в увлечении Анатолем Курагиным), Болконский понимает её, но не может переступить через свою гордость. Это приносит ему сильные страдания, потому что он уже знает, что является смыслом жизни: нет, не личная слава, не героические победы на поле боя, а простая любовь к ближним. Но слишком глубок его нравственный надлом. Его гордая душа не может вместить измены. Он говорит Пьеру: «Помню… я говорил, что падшую женщину надо простить, но я не говорил, что я могу простить. Я не могу».

И князь умирает, хотя кризис миновал, и он мог бы выздороветь.

Вывод

Образ Андрея Болконского в романе — пример нравственного развития личности, проходящей сложный жизненный путь потерь и открытий.

Л. Н. Толстой считал, что человек может прийти к счастью только путём страданий и ошибок, но на этом пути очень важно сохранить человеческое достоинство.

Характеристика образа Андрея Болконского может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.

Ссылка на основную публикацию