«Игорь-Робинзон» С. Черного – краткое содержание

Краткое содержание Саша Чёрный Игорь Робинзон

Мальчик Игорь остался дома один, так как папа и мама ушли по своим делам. Мама мальчика ушла в магазин за покупками, папа уехал в командировку. Мальчик остался один дома, ему стало скучно, и он решил поиграть. Пошёл на кухню нашел там тесто и сделал из его статую Гоголя.

Оставил на скамейке ее сохнуть, ну тут мимо проходил индюк и съел ее. Увидев корову на лугу, мальчик понял, что она играть с ним не будет. И тут он вспомнил про лодку, которая есть на берегу реки.

Мальчик прибежал к лодке взобрался в нее и стал играть. А лодка была привязана цепью. Но Игорь не придал этому значения. Пока он представлял, что плывет один сам в лодке, цепь оборвалась, и лодку понесло на середину реки.

Лодка принесла мальчика, к острову, недолго думая он выбрался на берег. Стал осматривать остров, нашел кроликов, и понял, что это тот остров, на который садовник привез много кроликов.

Они там живут, а крысы из соседних домов уходят и плывут на этот остров поживиться кроликами. Через время, закончив осмотр острова, Игорь вернулся к лодке, а ее нет, мальчик забыл ее привязать и она уплыла.

Мальчик сидел на берегу и вспоминал о доме. Тут увидел, что к нему плывет крыса, он забросал плывущую крысу камнями, она уплыла.

Наш герой стал считать себя Робинзоном и чтобы не ударить в грязь лицом придумал план, чтобы спастись. Первое что ему было необходимо это найти ружье, чтобы подать сигнал о бедствии, но его у него не было. Поэтому он решил подождать, когда на остров приплывет, кто ни будь из людей и обязательно его спасут.

А если бы над островом пролетал, какой-то маленький самолет или вертолет, то мальчик обязательно бы ему сказал, что очень голоден и попросит отвезти его домой. Пока он все это обдумывал, то согрелся и уснул. Во сне ему приснился огромный крокодил, который хочет его съесть. Но мальчик проснулся, и никого рядом нет.

А на другой стороне реки мальчик увидел огромного пуделя. Мальчик позвал к себе пса, когда собака приплыла. При встрече пес был очень доволен. Пес прыгал и облизывал Игорю лицо и восторженно лаял.

Мальчик обкрадывался ведь это друг Пятница, как у настоящего Робинзона. Пёс стал показывать мальчику, что нужно возвращаться домой, но мальчик самостоятельно этого сделать не сможет.

Поэтому он написал письмо садовнику и положил его псу в ошейник. Через время пес приплывает к хозяину, тот находит письмо, читает его и бежит на помощь мальчику.

Садовник поплыл за Игорем. Приплыв на остров садовник повез Игоря на материк. Мальчик прибежал домой очень рад, ведь его быстро спасли. И вот смастерить специальную награду. В награду за то, что четвероногий друг его спас!

Это произведение в который раз подтверждает, что человек и собака дружат с испокон веков. И кроме этого произведение учит быт сильным в любых ситуациях. А так же стараться быть смелым и послушным, чтобы не попадать в сложные жизненные ситуации.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Саша Чёрный. Все произведения

  • Кавказский пленник
  • Дневник Фокса Микки
  • Домик в саду
  • Игорь Робинзон
  • Самое страшное
  • Серебряная елка

Игорь Робинзон. Картинка к рассказу

Сейчас читают

Главным героем романа является Сергей Леонтьевич Максудов. Именно от его лица ведется повествование. В предисловии он представлен, как покончивший с собой друг автора, просивший выправить и издать свои сочинения.

Главный герой пьесы Бессеменов Василий Васильевич 58 –летний малярный мастер, он хочет стать депутатом, живет в большом доме с супругой Акулиной и сыном Петром

На шхуне Пилигрим, которая направляется в Сан-Франциско, много людей, командир Гуль, несколько матросов, корабельный повар Негоро

Рассказ начинается с насмешки над мыслью, что это человек властвует над всеми вещами. Бывает наоборот, что вещь «захватывает» царя природы. Вот хотя бы воротник.

С самых первых страниц романа предстает повествование Серенуса Цейтблома. Он рассказывает нам о своем друге композиторе Андриане Леверкюне.

Школьное чтиво

Произведения школьной литературы в простой и доступной форме

22.12.2018

Черный С. “Игорь-Робинзон”

Черный С., рассказ “Игорь-Робинзон”

Жанр: рассказы о детях

Главные герои рассказа “Игорь-Робинзон” и их характеристика

  1. Игорь. Маленький мальчик. Добрый, шалун, проказник, фантазер. Находчивый и смелый. Сумел спастись на необитаемом острове
  2. Цезарь. Умный пудель.
  3. Жибер. Садовник, бельгиец.
  4. Настя. Кухарка.

План пересказа рассказа “Игорь-Робинзон”

  1. Один дома
  2. Бюст Гоголя
  3. Надутый индюк
  4. В лодке у берега
  5. Лодка отчалила
  6. На острове
  7. Лодка уплыла
  8. Обстрел крысы
  9. Сон про крокодила
  10. Пудель на берегу
  11. Пятница для Робинзона
  12. Записка садовнику
  13. Спасение мальчика
  14. Медаль Цезарю

Кратчайшее содержание рассказа “Игорь-Робинзон” для читательского дневника в 6 предложений

  1. Игорь остался один и ему было скучно.
  2. Он сел в лодку и стал качаться, а лодка сорвалась с привязи.
  3. Игорь оказался на острове и упустил лодку.
  4. Он прогнал крысу и позвал пуделя.
  5. Игорь привязал к ошейнику записку с просьбой о помощи.
  6. Садовник спас Игоря, а мальчик наградил собаку медалью.

Главная мысль рассказа “Игорь-Робинзон”
Никогда не надо отчаиваться и паниковать, выход всегда найдется.

Чему учит рассказ “Игорь-Робинзон”
Рассказ учит быть осторожным, предусмотрительным, думать о последствиях своих поступков. Учит не баловаться на воде. Учит не терять надежду и находить выход из любой ситуации. Учит настойчивости и упорству. Учит быть благодарным к тем, кто тебе помог.

Отзыв на рассказ “Игорь-Робинзон”
Мне очень понравился этот рассказ и мне понравился мальчик Игорь. Это был очень хороший мальчик и большой выдумщик. С ним точно никогда не было бы скучно. И Игорь мне понравился тем, что не стал плакать, а стал искать выход из трудной ситуации.

Пословицы к рассказу “Игорь-Робинзон”
На баловство то он смел, а как делать, так в лужу сел.
Умным и смелым трудности не страшны.
Дорога помощь вовремя.
Смелому и море по колено.
Хорошо то, что хорошо кончается.

Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа “Игорь-Робинзон”
Игорь остался дома один. Папа уехал в Париж, мама и экономка ушли в магазин, а Игоря не взяли, потому что он слабый. Игоря это обидело, ведь вчера он проскакал на лошади восемнадцать верст, да еще десять секунд держал на вытянутой руке банку с краской.
Игорь взял на кухне тесто и вылепил бюст Гоголя. Но пришел надутый индюк и съел Гоголя, а Игоря клюнул.
Тут Игорь вспомнил, что на пруду стоит привязанная лодка. В ней можно было играть в адмирала или ловить рыбу. Он побежал к пруду и залез в лодку. Вычерпал банкой воду и сел на скамейку. Он стал качать лодку, воображая, что это волны.
И докачался. Цепочка лодки вырвала крючок из трухлявого столбика и Игорь увидел, что он уже в пяти шагах от пристани.
Игорь взял весло и попробовал грести, но весло было тяжелым и неудобным, и мальчик отбросил его. Вскоре лодку прибило к тенистому острову посреди пруда. Там стояла беседка и жили кролики.
Игорь обежал остров, думая, во чтобы тут поиграть, даже хотел искать клад, но тут вспомнил, что не привязал лодку. А та уплыла.
Игорь испугался и стал звать кухарку Настю. Но кухня была далеко и услышали Игоря только корова и индюк. Мальчик замолчал и стал думать как быть. Кричать дальше ему показалось стыдным, индюк и так дразнился на него.
Мальчик сел на пень и задумался. К нему прибежали кролики, но у Игоря было нечем их угостить. Потом прилетела оса и мальчик положил в сторонке конфетку, оса отстала.
Вдруг Игорь увидел полоску воды – к острову кто-то плыл. Эта была крыса, которая приплывала сюда душить кроликов. Мальчик стал бросать в нее камни и крыса уплыла. А Игорь запоздало испугался, а ну как крыса ночью приведет с собой целую армию?
Он стал думать, как спастись. Пустая лодка качалась посредине пруда, в ней осталась булавка, на которую можно было бы ловить рыбу. Ружья у Игоря не было и аэропланы над островом не летали.
Мальчик сел на сено в беседке, согрелся и заснул. Приснился ему страшный крокодил.
Игорь проснулся и услышал лай – на том берегу его заметил пудель садовника и взволновался. Игорь закричал и замахал руками, и пудель прыгнул в воду. Он быстро доплыл на остров и был встречен радостным мальчиком. Тот обнимал Цезаря и говорил, что пудель будет у него как Пятница у Робинзона. Игорь радовался, что больше не один.
Он решил написать записку месье Жиберу, садовнику и сообщить тому, что он на острове. Пудель быстро понял, что от него хочет мальчик и поплыл обратно. Но садовник нашел записку и ничего не понял. Он выбросил записку в кусты.
Однако пудель не успокаивался и тянул садовника к пруду. Тут тот испугался, не случилась ли беда с Игорем и поспешил на берег. За ним побежала Настя.
Увидев Игоря на острове, они удивились, как мальчик там оказался. Потом садовник привязал к бечевке камень, забросил его в лодку и вытянул ее на берег. А следом отправился на остров и привез обратно Игоря.
Игорь обрадовался, что никто из взрослых еще не вернулся и быстро сделал медаль для Цезаря, за спасение погибающего мальчика.

Рисунки и иллюстрации к рассказу “Игорь-Робинзон”

Краткое содержание «Игорь Робинзон»

Главные герои: Игорь (мальчик фантазер), Жибер (садовник), Цезарь (пудель)

Автор: Черный С. | Дата публикации: 1937 | Форма произведения: рассказ | Жанр: приключенческий | Время событий: первая половина XX века | Место событий: Россия | В школе: 5 класс | Возраст: дети 6-12 лет | Время чтения: до 1 часа |

Темы: детство, смелость и трусость

Один дома

В один из летних жарких дней Игорь остался дома один. Мама с экономкой отправились в город, а его не взяли, сославшись на то, что он быстро устанет. Игорь не согласен с таким мнением, он считает себя очень сильным и выносливым, способным на длительные переходы.

От нечего делать Игорь лепит из теста голову Гоголя и ставит ее сушиться на солнце. Откуда ни возьмись, появляется индюк и склевывает его произведение.

На лугу пасутся корова с маленьким теленком, но они не представляют интереса для Игоря. Кроме того, теленок так и норовит зажевать его новенькую курточку.

Игры в лодке

Вдруг Игорь вспомнил, что на пристани есть лодка. И, хотя ему запрещено одному находиться возле воды, он решительно направляется туда. Он же не собирается кататься по воде, а просто посидит, может быть, даже и порыбачит.

Игорь забрался в лодку и поднял флаг. В этот момент он почувствовал себя адмиралом. Раскачав лодку, он наблюдает за кругами, которые пошли по воде. Засмотревшись, он не заметил, что цепь, на которой держалась лодка, оборвалась. Когда он опомнился, до берега было уже несколько метров.

Игорь сумел преодолеть панику и взялся за весла. Но, сколько бы он ни греб, ветер относил лодку по направлению к небольшому островку. Теперь Игорь испытывал чувство, уже больше похожее на страх.

Иллюстрация к рассказу. Неизвестный художник

Таинственный остров

Лодка ткнулась носом в берег, и от нее врассыпную кинулись перепуганные кролики. Игорь стал измерять остров шагами. В длину и в ширину получилось приблизительно двадцать шагов. Там же он наткнулся на деревянную будку. Игорь стал мечтать, что найдет на острове что-нибудь загадочное в виде клада, который может оказаться под этой будкой. Также ему хотелось обнаружить подземный лабиринт, который привел бы его к самому Парижу.

Вскоре мальчик увидел, что лодку далеко отнесло от берега, и он понял, что не сможет самостоятельно выбраться отсюда. Он стал звать на помощь кухарку Настю, но было очень далеко, и она его не услышала. Игорь надеется, что мама, вернувшись из города, обнаружит его пропажу и кинется на поиски. Больше всего он боится остаться здесь на ночь. Ведь тогда ему придется забраться в будку и спать на соломе, и не исключено, что туда приползет змея, или заберется крыса и откусит ему ухо.

Знакомство с обитателями острова

Игорь уже долгое время неподвижно сидел на берегу. Его окружили живущие на острове кролики. Но, как только он протягивал руку, чтобы погладить одного из них, они тут же разбегались в разные стороны. Прилетает оса, которая норовит сесть ему на лицо. Чтобы отвлечь ее, он достает и разворачивает конфету, на которую тут же садится надоедливое насекомое.

Игорь видит крысу, подплывающую к берегу и вспоминает, что садовник однажды рассказал ему, что крысы охотятся на кроликов. Мальчик кидается в крысу камнями, и она ретируется. Игорем овладевает все больший страх, что ночью сюда приплывет еще больше крыс.

Сон или явь?

Игорь все-таки засыпает на сене и видит сон, в котором оса беседует с крокодилом, вылезающим из воды. Внезапно крокодил начинает лаять, и Игорь просыпается. Он начинает осознавать, что лаял не крокодил, а черный пудель садовника Цезарь на противоположном берегу. Мальчик подходит ближе к воде и зовет собаку.

Встреча с Цезарем

Она бросается в воду и плывет к нему. Встрече радуются оба – и мальчик, и животное. Игорь пишет записку на французском языке, привязывает ее к ошейнику и отправляет собаку в обратный путь. Собака выполняет его поручение, садовник берет записку и поначалу ничего не понимает. Но, видя, что собака мокрая и тянет его к берегу, он бежит за ней. На противоположном берегу он видит Игоря. Садовник подтягивает к берегу лодку, которая плавает сама по себе, переезжает на тот берег и спасает Игоря.

Награда

Мама, к счастью, еще не вернулась. В благодарность за свое спасение Игорь вырезает из картона медаль и награждает Цезаря.

Черный Саша рассказ «Игорь Робинзон»

Читательский дневник по рассказу «Игорь Робинзон» Саши Чёрного

Автор: Саша Чёрный.

Название произведения: «Игорь Робинзон».

Число страниц: 6.

Жанр произведения: рассказ.

Главные герои: Игорь, Цезарь.

Второстепенные герои: Жибер, Настя.

Характеристика главных героев:

Игорь — маленький мальчик.

Добрый, непослушный, фантазёр.

Находчивый и смелый.

Сумел спастись на необитаемом острове.

Цезарь — умный пудель.

Характеристика второстепенных героев:

Жибер — садовник, бельгиец.

Добрый, отзывчивый человек.

Настя — кухарка.

Краткое содержание произведения «Игорь Робинзон»

Оставшись дома один, Игорь быстро заскучал.

Ему захотелось поиграть в адмирала и он забрался в лодку, стоявшую у берега пруда.

Мальчик так раскачал лодку, что она оторвалась от причала и поплыла.

Лодку прибило к островку, где стояла беседка и жили кролики.

Пока Игорь бегал осматривать остров, лодку унесло ветром.

Мальчик стал кричать, но его никто не услышал.

Он отогнал камнями крысу и уснул на сене.

Проснувшись, он услышал лай.

Это Цезарь заметил мальчика.

Собака приплыла на остров, и мальчик отправил с ней записку.

Садовник ничего не понял из записки, но Цезарь притащил его на берег.

Тут Жибер увидел Игоря и понял, что произошло.

Он вытянул лодку, переправился на остров и спас мальчика.

Но своим спасителем Игорь считал Цезаря, для которого даже сделал медаль.

План рассказа:

  1. Игорь остаётся один.
  2. Бюст из теста.
  3. Игра в адмирала.
  4. На лодке.
  5. На острове.
  6. Крыса в воде.
  7. План спасения.
  8. Сон на сене.
  9. Цезарь и записка.
  10. Спасение мальчика.

Основная мысль рассказа «Игорь Робинзон»

Главная мысль рассказа заключается в том, что нужно всегда думать о возможных последствиях своих поступков.

Основная идея автора заключается в том, что мальчик мог избежать неприятностей, если бы слушался маму и не играл в лодке.

Чему учит произведение

Рассказ учит не терять присутствия духа, искать выход из сложной ситуации.

Учит использовать имеющиеся знания и опыт.

Учит слушаться родителей, ни баловаться, ни шалить.

Учит быть благодарным тем, кто тебе помог.

Краткий отзыв по рассказу «Игорь Робинзон» для читательского дневника

Прочитав этот рассказ, я подумала о том, что никогда не буду баловаться на воде.

Потому что это действительно опасно.

И пусть крокодилы у нас не водятся, но ведь можно просто утонуть.

Автор описал немного смешную историю приключений маленького мальчика, который оказался на необитаемом острове посреди пруда.

На острове жили кролики, что позволило Игорю почувствовать себя настоящим Робинзоном.

Мальчик получил хороший урок.

И в будущем он станет более осмотрительным и острожным.

Будет больше думать о последствиях своих поступков.

Мне нравится Игорь.

Это добрый и весёлый мальчуган, которому скучно сидеть без дела.

Он переполнен энергией и фантазиями. Ему всё на свете интересно.

Это положительный персонаж, несмотря на то что он проявил непослушание. Но какой ребёнок может похвастать тем, что всегда слушал родителей?

Автору удалось заинтересовать читателя, вызвать улыбку, и дать ненавязчивый совет быть осмотрительней в играх.

Я всем советую прочитать этот рассказ и подумать о том, что некоторые игры могут таить в себе нешуточную опасность.

Пословицы к произведению:

  • Бояться несчастья и счастья не видать.
  • Важна смелость, да нужна и умелость.
  • Кто идёт вперёд, того страх не берёт.
  • Кто смел, тот и цел.
  • Кто не рискует, тот не выигрывает.
  • На бога надейся, а сам не плошай.
  • Собака — друг человека.

Словарь неизвестных слов:

  • Кушак — широкий пояс.
  • Уключина — приспособление в лодке, на котором держится весло.
  • Флотилия — отряд судов.
  • Бечёвка — тонкая верёвка.
  • Пожурил — поругал.

Отрывок, поразивший меня больше всего:

Что же делать? Хныкать? Ни за что! Не могут же его здесь забыть надолго-надолго, пока у него не отрастёт, как у Робинзона, большая борода…

К закату вернутся, родители… хватятся Игоря — ну и как-нибудь догадаются, где он… А если не догадаются?

Ночевать в будке, а в темноте, без ужина?

Чтобы холодный уж под рубашку забрался!

Уснуть, конечно, и на дереве можно.

В первую ночь Робинзон всегда на дереве спит. Ну, а если он свалится в воду?

Ещё читательские дневники по другим произведениям Саши Чёрного:

  • «Кавказский пленник»
  • Краткая биография Саши Черного и презентация

Библиотека произведений автора пополняется.

Краткое содержание Игорь Робинзон Саша Черный для читательского дневника

Мальчик Игорь остался дома один, так как папа и мама ушли по своим делам. Мама мальчика ушла в магазин за покупками, папа уехал в командировку. Мальчик остался один дома, ему стало скучно, и он решил поиграть. Пошёл на кухню нашел там тесто и сделал из его статую Гоголя.

Оставил на скамейке ее сохнуть, ну тут мимо проходил индюк и съел ее. Увидев корову на лугу, мальчик понял, что она играть с ним не будет. И тут он вспомнил про лодку, которая есть на берегу реки.

Мальчик прибежал к лодке взобрался в нее и стал играть. А лодка была привязана цепью. Но Игорь не придал этому значения. Пока он представлял, что плывет один сам в лодке, цепь оборвалась, и лодку понесло на середину реки.

Лодка принесла мальчика, к острову, недолго думая он выбрался на берег. Стал осматривать остров, нашел кроликов, и понял, что это тот остров, на который садовник привез много кроликов.

Они там живут, а крысы из соседних домов уходят и плывут на этот остров поживиться кроликами. Через время, закончив осмотр острова, Игорь вернулся к лодке, а ее нет, мальчик забыл ее привязать и она уплыла.

Мальчик сидел на берегу и вспоминал о доме. Тут увидел, что к нему плывет крыса, он забросал плывущую крысу камнями, она уплыла.

Наш герой стал считать себя Робинзоном и чтобы не ударить в грязь лицом придумал план, чтобы спастись. Первое что ему было необходимо это найти ружье, чтобы подать сигнал о бедствии, но его у него не было. Поэтому он решил подождать, когда на остров приплывет, кто ни будь из людей и обязательно его спасут.

А если бы над островом пролетал, какой-то маленький самолет или вертолет, то мальчик обязательно бы ему сказал, что очень голоден и попросит отвезти его домой. Пока он все это обдумывал, то согрелся и уснул. Во сне ему приснился огромный крокодил, который хочет его съесть. Но мальчик проснулся, и никого рядом нет.

А на другой стороне реки мальчик увидел огромного пуделя. Мальчик позвал к себе пса, когда собака приплыла. При встрече пес был очень доволен. Пес прыгал и облизывал Игорю лицо и восторженно лаял.

Мальчик обкрадывался ведь это друг Пятница, как у настоящего Робинзона. Пёс стал показывать мальчику, что нужно возвращаться домой, но мальчик самостоятельно этого сделать не сможет.

Поэтому он написал письмо садовнику и положил его псу в ошейник. Через время пес приплывает к хозяину, тот находит письмо, читает его и бежит на помощь мальчику.

Садовник поплыл за Игорем. Приплыв на остров садовник повез Игоря на материк. Мальчик прибежал домой очень рад, ведь его быстро спасли. И вот смастерить специальную награду. В награду за то, что четвероногий друг его спас!

Это произведение в который раз подтверждает, что человек и собака дружат с испокон веков. И кроме этого произведение учит быт сильным в любых ситуациях. А так же стараться быть смелым и послушным, чтобы не попадать в сложные жизненные ситуации.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

«Отчего к хорошему в один день привыкаешь, а к дурному — никогда?» — подумал мальчик, закрывая усталые глаза.

И звезды, блеснув сквозь закрытые веки, сложились в ответ в несуразное, сияющее слово:

Ill. ИГОРЬ-РОБИНЗОН*

Отец уехал по делам в Париж. Мама с экономкой ушли в соседнее местечко за покупками. Игоря не взяли, — до местечка три километра, да обратно три. Жара, он «слабый», он устанет… И не надо! Слабый… А мама не слабая? Вчера по парку и вокруг пруда он километров восемнадцать рысью проскакал. Попробовала бы экономка за ним угнаться… И потом в сарайчике на вытянутой руке жестянку с краской десять секунд держал. Слабый…

Игорь заглянул на кухню, выпросил у кухарки кусок теста, вылепил из него бюст Гоголя и поставил на скамейку сохнуть на солнце. Но пришел индюк, выругался на своем индюшачьем языке, клюнул Игоря в кушак, а Гоголя съел. Дурак надутый!

На лужке за тополями паслась корова. Не очень-то с ней поиграешь в красном галстуке… У тореадора — шпага, а у Игоря только ореховый прут. И теленок ее тоже нелепое созданье. Чуть увидит мальчика, сейчас же подойдет боком, защемит губами угол курточки и давай сосать. Это новую-то курточку!

И вспомнил: у пристани на пруду — лодка. Можно покачаться, половить на английскую булавку рыбу, поднять адмиральский флаг — голубой носовой платок на пруте. Мало ли что можно.

Запрещено одному кататься в лодке. Но сидеть в лодке, когда она на замке и цепочке — разговору об этом не было…

Побежал-побежал, наискось через парк, сквозь цепкую повилику, колючую ежевику, кусачую крапиву. Продрался к пристани, влез в лодку и стал воду ржавой жестянкой вычерпывать. Флаг поднял, на скамейку газетный лист подстелил — неудобно же адмиралу на мокрой доске сидеть, — сел и давай лодку раскачивать. Волны справа, волны слева, по тихому пруду зыбь побежала… Зажигательное стекло из кармана вынул и стал сквозь него вдаль смотреть, будто в подзорную трубку: на горизонте тучи, корабль скрипит по швам, в парусах штормовой ветер гудит… «Свистать всех наверх!»

И докачался. Цепочка натянулась, вырвала из трухлявого столба крючок и вместе с замком хлопнулась в воду. Обернулся Игорь — пристань в пяти шагах качается — кланяется. До свидания, адмирал!

Адмирал, однако, не растерялся, схватил со дна весло, еле поднял, хотел за пристань зацепиться — далеко… А легкий ветерок залопотал в тополях вокруг пруда и боком понес лодку на середину прямо к тенистому островку. Игорь веслом в одну сторону поболтал, в другую, весло упрямое, все норовит из уключины выскочить и мальчика рукояткой на скамейку опрокинуть. Бросил весло, притих и стал ждать, куда Бог вынесет. А сердце на весь пруд колотится.

Зашипела над лодкой зеленая лоза, кролики по кустам брызнули; лодка вздрогнула и остановилась. Остров!

Что делает в первые минуты мореплаватель, прибитый бурей к необитаемому острову? Осматривает свое владение. Игорь так и сделал. Со всех сторон вода. Посредине острова резная будка, в будке охапка старого сена. Под кустами можжевельника у самых корней притаились испуганные кролики, — это их садовник сюда перевез. Мальчик измерил остров: в длину двадцать пять шагов, в ширину — пятнадцать. Места много, очень много, — чем меньше мальчик, тем просторнее ему кажется каждый клочок земли… А вдруг там, под будкой, клад? Или вход в подземные катакомбы, которые тянутся до самого Парижа? Ай.

Он побежал к лодке, но поздно. Ведь он же ее не привязал, — вильнула носом и отплыла!

— Настя! Я потерпел кру-ше-ни-е!!

Корова на лугу удивленно подняла морду. В парке насмешливо залопотал индюк… Кухня далеко, конечно, Настя не услышит.

Что же делать? Хныкать? Ни за что! Не могут же его здесь забыть надолго-надолго, пока у него не отрастет, как у Робинзона, большая борода… К закату вернутся родители… хватятся Игоря — ну и как-нибудь догадаются, где он… А если не догадаются? Ночевать в будке, в темноте, без ужина? Чтобы холодный уж под рубашку забрался! Уснуть, конечно, и на дереве можно. В первую ночь Робинзон всегда на дереве спит. Ну, а если он свалится в воду?

ЛитЛайф

Предисловие от издательства

Знаменитый писатель Саша Чёрный (Александр Михайлович Гликберг) родился 1 октября 1880 года в Одессе. В 15 лет он сбежал из дома и какое-то время скитался по улицам. Позднее его приютил житомирский чиновник К. К. Роше, полностью изменив жизнь мальчика.

Литературную карьеру писатель начал в 1904 году в газете «Волынский вестник» (Житомир). В 1905 году он переехал в Петербург. Журналы «Альманах», «Зритель», «Маски», «Леший» и другие охотно печатали сатирические стихи, подписанные псевдонимом «Саша Чёрный».

Однажды писатель открыл секрет своего псевдонима: «Нас было двое в семье с именем Александр. Один брюнет, другой блондин. Когда я еще не думал, что из моей “литературы” что-нибудь выйдет, я начал подписываться этим семейным прозвищем».

В 1906–1908 годах Чёрный жил в Германии, где продолжил образование в Гейдельбергском университете. Вернувшись в Петербург, он выпустил несколько сборников стихов, активно сотрудничал с несколькими газетами и журналами.

Вскоре появились и детские книги писателя: «Тук-Тук», «Живая азбука» и другие. Позже вышли «Дневник фокса Микки», «Кошачья санатория», «Несерьезные рассказы», «Белка-мореплавательница».

Талант Саши Чёрного был по достоинству оценен современниками. А. И. Куприн писал: «Саша Чёрный переживет всех нас, и наших внуков, и правнуков, и будет жить еще много сотен лет, ибо сделанное им сделано навеки и обвеяно чистым юмором, который – лучшая гарантия для бессмертия».

Повесть «Чудесное лето» была написана в 1929 году. Семью главного героя пригласили в небольшое имение под Парижем. Здесь маленький Игорь провел поистине чудесное лето, пережив множество приключений и познакомившись с самыми разными людьми.

Игорь живет в тупичке, в старом солидном сером доме. Окно в столовой непрозрачное, все в матовых квадратиках, по которым нарисован усатый, взбирающийся до самого верха виноград. Но если окно чуть приоткрыть (ведь на улице теплынь), – видно все, что на улице делается. Благо подоконник почти у самого тротуара, в нижнем этаже. А совсем открывать окна нельзя, потому что прохожие не должны знать, что в чужой квартире делается. Не полагается.

Справа и слева такие же серые парижские дома-близнецы. Но перед шестиэтажными строгими стенами зеленеют веселые платаны. В пыльной листве копошатся воробьи, перелетают с ветки на ветку, рассказывают друг другу воробьиные новости. Порой какой-нибудь любопытный воробей наклонит с нижней ветки голову и внимательно смотрит бисерными глазками на тротуар: что за возня внизу, чего это дети, как воробьи, с места на место перепархивают? Только мешают крошки подбирать… Хотелось бы воробью вмешаться в детские игры, да страшно, еще хвост оттопчут, или в рот кому-нибудь влетишь с разгону. Дети ведь в воробьиных глазах – великаны. Все равно как нам бы вздумалось с допотопными мамонтами поиграть: интересно, но разве решишься?

Мальчик, смотревший из окна, вздохнул. Он тоже не решался в детскую уличную возню вмешиваться, но причины у него были свои, не воробьиные. Он только-только начинал еще говорить по-французски. Как же играть, когда ты вроде глухонемого? Французские мальчики спросят: «Как тебя зовут?», а ты смутишься и ответишь: «Половина двенадцатого». Жили-жили в Болгарии, только научился болтать по-болгарски, тронулись в Берлин. Осилил было немецкий, – сочинение даже писал про честную немецкую собаку, которая у воришки сосиски вырвала и колбаснику назад принесла… Трах – в Париж месяц тому назад переехали. Чего это взрослые, как галки, из страны в страну перелетают?

И почему бы во всех странах жителям по-русски не говорить? Язык ясный, симпатичный. Звери все, наверное, по-русски думают. Окончания на конце. Сразу узнаешь, что курица женского рода, а петух мужского. Все это дурацкая вавилонская башня[1]наделала. Наверное, до нее все по-русски говорили, и детям не надо было каждый год, в каждой новой стране себе язык переделывать…

По асфальту мимо окна с грохотом прокатила тройка мальчишек на роликовых коньках. Отвинтить разве колесики у кресел и приладить такие коньки и себе? Нельзя. Кресла хозяйские. Да и винты длинные, в пятку вопьются.

Игорь встал, натянул на светлую головешку синий колпачок и, показав самому себе в надкаминном зеркале язык, пошел к дверям.

В парадных просторных сенях чисто и светло. Налево зеркало, – можешь любоваться на себя с головы до ног, если тебе нечего больше делать. Направо дверь в консьержкину клетушку. Сквозь занавеску все видно: маленькая полная женщина сидит перед столом и пудрит носик. Когда ни пройдешь, все пудрит. Сбоку за колонкой – черная колясочка. Это для японского младенца, который живет во втором этаже: очень серьезный младенец… Сколько Игорь над ним пальцами ни щелкал, ни за что не улыбнется. Слева у стены – клетка с канарейками. Поют-разливаются, будто и не в темнице живут…

В правом прохладном углу за откинутой к стене дверью – кукольная спальня. Жильцы, серьезные, взрослые люди, проходят один за другим на улицу и ничего не замечают. А Игорь знает. Там драма: кукла при смерти.

Он прислонился к косяку двери и стал смотреть.

Консьержкин мальчуган из соседнего дома – доктор по детским болезням. Кукольная мама, дочка консьержки, которая пудрила носик, очень обеспокоена: у ее куклы лопнула голова… Может быть, прищемило дверью, куклы ведь так неосторожны, вечно суют голову куда не нужно.

Доктор озабоченно заглянул в дырку на лбу: пусто. Вытащил из-под кукольной кроватки коробку с лоскутками, достал свой хирургический прибор – сломанную зубную щетку – и стал советоваться с девочками. С кукольной мамой и с кукольной нянькой, дочкой углового парикмахера.

Какого цвета лоскут запихать в продавленную голову? Вы скажете – все равно какой, ведь лоскуток же внутри. Но наружу из головы горбик торчать будет. Обязательно будет.

Доктор выбрал черную тряпочку. Мальчики, как известно, совсем не понимают, что к чему идет, что не идет. Кукольная нянька нашла, что если волосы лимонного цвета, то дырку в голове надо заткнуть лиловым. А мама подобрала к кукольным васильковым глазам кусочек малинового атласа, прошитого серебряным бисером. И так как она была мама, а нянька и доктор – люди приходящие, наемные, то она, конечно, настояла на своем.

Игорь подсел к малышам. Все трое были меньше его и, пожалуй, французских слов знали не намного больше. А склоняли и спрягали как Бог на душу положит… Малыши раздвинулись, дали русскому мальчику место. И дело нашлось: пусть будет вроде санитара и держит куклу, чтоб она ногами не брыкалась, пока ее оперировать будут.

Кукла перенесла операцию легко. Даже не пикнула. И очень похорошела. Каждый похорошеет, если ему в лоб вставить малиновую затычку, да еще с бисером.

Дети тихо посидели на корточках около кроватки, подождали, пока кукла уснет, и бесшумно один за другим выскользнули из-за двери на улицу. Игорь за ними. Солнце, широкий тротуар, зеленые лапы платанов медленно ходят над головой, вдали на скамейке – представление!

Парижская уличная скамья раскрывается на два крыла: доска направо, доска налево. Посредине перекладина, чтобы люди, сидящие спиной друг к другу, могли облокачиваться и читать свои газеты, как в домашнем кресле.

Но уличная детвора завоевала скамью против старого серого дома совсем не для того, чтобы на ней рассаживаться, рассматривать свои стоптанные каблуки и читать про английского чудака, который на пари восемнадцать сигар, не вставая с места, выкурил. У детей совсем другие занятия.

Пересказ

Игорь жил с родителями. Однажды они ушли по делам, и мальчик остался дома один. Он стал придумывать, чем ему заняться. На кухне лежало тесто. Игорь решил с ним поиграть. Он слепил из него фигуру Гоголя. На улице было тепло, светило солнце, и мальчик положил её на скамейку сохнуть. Но индюк склевал поделку. С коровой и телёнком было играть неинтересно, да и боязно. Игорь направился к пруду.

У берега стояла лодка. Мальчик забрался в неё и представил, что он отправляется на ней в путешествие. Игорь вычерпал со дна судна воду ржавой банкой, поднял флаг из платка на рейке, подстелил газету на скамейку и стал раскачивать лодку из стороны в сторону, думая, что она плывёт по волнам. Цепь лодки сорвалась с крючка, и понесла её в середину реки. Мальчик стал звать на помощь экономку Настю, но никто его не услышал.

Лодка причалила к острову. Игорь вышел на берег. В зарослях стояла будка, в которой лежало сено. Там жили кролики. В поисках добычи за ними охотились крысы. Пока Игорь гулял по острову, лодка уплыла, так как не была привязана к берегу. Мальчик понял, что остался на острове один, как отважный Робинзон. Он увидел плывущую к берегу крысу и бросил в неё камень., чтобы она уплыла. У Игоря не было ни запасов пищи, ни ружья, ни спичек, чтобы развести костёр и согреться. Он стал думать план своего спасения. Мальчик лёг под дерево на траву и уснул. Во сне он услышал лай собаки.

Он проснулся и увидел на другом берегу большого пуделя. Мальчик позвал его, и пёс к нему приплыл. Игорь обрадовался, ведь у Робинзона был верный друг Пятница! Он крепко обнял собаку в знак дружбы. Пёс радостно залаял и облизал его с ног до головы.

У Игоря был знакомый садовник. На счастье, у него в кармане оказались блокнот и ручка. Мальчик написал ему письмо и положил собаке в ошейник. Пёс быстро доставил весточку своему хозяину. Садовник приплыл за Игорем, и отвёз его на лодке домой. Дома мальчик смастерил для пуделя награду, медаль из картона с надписью в знак благодарности за своё спасение!

Краткое содержание рассказа Саши Чёрного “Игорь-Робинзон”, что писать?

Маленький Игорь остался дома один. Побродив по саду, он набрел на лодку, стоявшую у пристани. Мальчик знал, что плавать в лодке одному не разрешается, но он намеревался просто посидеть в ней. Однако в какой-то момент лодка отвязалась и ребенка начало уносить в воду.

Течение принесло Игоря принесло к небольшому необитаемому островку, на котором размещались несколько хозяйственных построек. Мальчик не растерялся и не расплакался, а принялся исследовать остров и изучать варианты спасения. Вскоре он устал и заснул.

Проснулся Игорь от собачьего лая. Перед ним стоял пудель садовника. Понимая, что Цезарь (так звали собаку) – это его спасение, мальчик достал листок бумаги и нацарапал на нем несколько слов – просьбу спасти его с необитаемого острова.

Пудель привез записку садовнику, который и организовал спасение мальчика.

Главным героем рассказа является мальчик Игорь. Опасное приключение Игоря благополучно закончилось благодаря помощи пуделя Цезаря и садовника Жибера.

Главная мысль: даже в самых опасных ситуациях не стоит отчаиваться и паниковать, нужно сохранять присутствие духа и искать варианты спасения.

В пятом классе изучают сразу два рассказа Саши Черного: “Кавказский пленник” и “Игорь-Робинзон”, а после этого, либо записывают их краткое содержание в дневник читателя, либо делают письменные пересказы. Поэтому свой вариант сделаю по второму образцу. Выдержка из школьной тетрадки ниже:

  • Дело происходит вблизи Парижа. Взрослые уезжают за покупками, а Игорь остается дома, т.к. его считают слабым ребенком.
  • Мальчик ищет себе занятие. Сначала он выпрашивает кусочек теста, но слепленный бюст писателя съедается индюком.
  • Затем он идет на пристань, чтобы поиграть в лодке. Сильное раскачивание судна приводит к тому, что мальчика уносит на середину пруда. Лодка втыкается в остров, что позволяет Игорю выбраться на сушу.
  • Ребенок не испытывает чувства страха, он ощущает себя Робинзоном. Но приближение ночи берет свое, Игорю начинают рисоваться грустные картины с ужами и крокодилами, к чему присоединяется еще и голод.
  • Мальчик пытается придумать план спасения, но слезы застилают его глаза. Умаявшись от своих приключений, Игорь засыпает.
  • Ребенка будит лай. Он видит на спасительном берегу Цезаря и зовет его к себе. Преданный пудель бросается в воду и приплывает к своему маленькому хозяину.
  • Тут уже включается смекалка Игоря, который цепляет записочку на шею собаки, и та относит ее садовнику.
  • Вскоре Жибер забирает мальчика с острова. Оказавшись в безопасности, Игорь начинает мастерить медаль для Цезаря.

Составим краткое содержание рассказа Саши Черного “Игорь-Робинзон”.

Главный герой рассказа – мальчик Игорь. Он остается дома один и не знает чем заняться. Он лепить из теста бюст Гоголя, но бюст съедает индюк. Мальчик решает поиграть в адмирала и забирается в лодку, что стояла у причала пруда.

Он раскачивает лодку и веревка обрывается. Лодка отправляется в плавание по пруду. Игорь не умеет грести, и потому не предпринимает попыток вернуться на берег.

А лодка пристает к острову, на котором стоит беседка и живут кролики. Игорь думает о том, как ему спастись, даже пытается кричать, зовя кухарку, но никто его не слышит, кроме коровы и индюка.

Игорь воображает себя Робинзоном и прогоняет крысу, которая плыла на остров. Игорь засыпает, а проснувшись видит на берегу пуделя. Он зовет собаку и та приплывает на остров. Игорь пишет записку садовнику и тот спасает мальчика.

Игорь доволен пережитым приключением и изготавливает для пуделя медаль.

В читательский дневник можно записать следующее:

  1. Игорь дома один.
  2. Он садится в лодку и та отвязывается
  3. Игорь оказывается на острове.
  4. Он зовет собаку и посылает записку
  5. Садовник спасает Игоря
  6. Игорь делает медаль для собаки.

Поэт и сатирик Саша Черный прожил интересную жизнь, полную лишений и страданий. Он родился в еврейской среде и, вопреки, общепринятому мнению, не был любим в семье. Ненавидел муштру и придирки. Дважды сбегал из дома. Не окончил гимназии из-за своего бунтарского характера. Много колесил по стране, жил и умер за границей. Тяготы судьбы сумели трансформироваться в сарказм и сатиру. И с этого начались его поэтические и сатирические опусы.

О Петербурге у него несколько работ, но более популярно замечательное стихотворение “Под сурдинку” о Васильевском острове, где он сравнивает его с неприятным животным:

Ответ: 3) жаба в манжетах.

Ответим на вопросы теста по произведению Саши Черного “Игорь Робинзон”:

Папа по делам улетел во Францию, а мама с экономкой ушла за покупками. Ответ – 2.

Из теста, которое мальчик выпросил у кухарки, он создал бюст Гоголя. Ответ – 1.

Герой играл в лодке в адмирала и не увидел, что цепочка оборвалась. Ответ – 1.

Мальчик нашёл там кроликов. Ответ – 3.

Она уплыла, так как герой не подумал о том, чтобы как-то закрепить ее. Ответ – 3.

Мальчик увидел, как к нему плыла крыса, но не растерялся и кинул камень. Ответ – 1.

Когда ребенок уснул в будке, он увидел во сне, что из воды вылез крокодил и собрался его съесть в честь своих именин. Ответ – 1.

Игорь увидел пуделя Цезаря. Ответ – 2.

Мальчик написал на французском языке записку для садовника с просьбой о помощи и привязал ее к ошейнику Цезаря. Ответ – 2.

Когда миссия по спасению мальчика была успешно завершена, то он решил сделать игрушечную медаль с почётной надписью:

В названии скрыто содержание рассказа. Мальчик Игорь решил быть на острове Робинзоном, поэтому автор соединил два имени, так как приключения на острове происходят именно с Игорем Робинзоном.

У пуделя садовника была кличка Цезарь.

Пока мальчик играл в адмирала на лодке, цепь оборвалась и лодку унесло на середину пруда.

Мальчику стало скучно и он хотел себя развлечь. Тем более плавать на лодке один он и не собирался, а хотел посидеть в ней. А это не запрещалось.

На лодке, которая отцепилась, пока мальчик играл в ней.

Идти было долго, целых 3 км в одну сторону, к тому же на улице было жарко.

Конспект урока литературы в 5 классе. Рассказ С. Черного «Игорь-Робинзон»: анализ содержания и анализ образа главного героя

Мальчик Игорь остался дома один, так как папа и мама ушли по своим делам. Мама мальчика ушла в магазин за покупками, папа уехал в командировку. Мальчик остался один дома, ему стало скучно, и он решил поиграть. Пошёл на кухню нашел там тесто и сделал из его статую Гоголя.

Оставил на скамейке ее сохнуть, ну тут мимо проходил индюк и съел ее. Увидев корову на лугу, мальчик понял, что она играть с ним не будет. И тут он вспомнил про лодку, которая есть на берегу реки.

Мальчик прибежал к лодке взобрался в нее и стал играть. А лодка была привязана цепью. Но Игорь не придал этому значения. Пока он представлял, что плывет один сам в лодке, цепь оборвалась, и лодку понесло на середину реки.

Лодка принесла мальчика, к острову, недолго думая он выбрался на берег. Стал осматривать остров, нашел кроликов, и понял, что это тот остров, на который садовник привез много кроликов.

Они там живут, а крысы из соседних домов уходят и плывут на этот остров поживиться кроликами. Через время, закончив осмотр острова, Игорь вернулся к лодке, а ее нет, мальчик забыл ее привязать и она уплыла.

Мальчик сидел на берегу и вспоминал о доме. Тут увидел, что к нему плывет крыса, он забросал плывущую крысу камнями, она уплыла.

Наш герой стал считать себя Робинзоном и чтобы не ударить в грязь лицом придумал план, чтобы спастись. Первое что ему было необходимо это найти ружье, чтобы подать сигнал о бедствии, но его у него не было. Поэтому он решил подождать, когда на остров приплывет, кто ни будь из людей и обязательно его спасут.

А если бы над островом пролетал, какой-то маленький самолет или вертолет, то мальчик обязательно бы ему сказал, что очень голоден и попросит отвезти его домой. Пока он все это обдумывал, то согрелся и уснул. Во сне ему приснился огромный крокодил, который хочет его съесть. Но мальчик проснулся, и никого рядом нет.

А на другой стороне реки мальчик увидел огромного пуделя. Мальчик позвал к себе пса, когда собака приплыла. При встрече пес был очень доволен. Пес прыгал и облизывал Игорю лицо и восторженно лаял.

Мальчик обкрадывался ведь это друг Пятница, как у настоящего Робинзона. Пёс стал показывать мальчику, что нужно возвращаться домой, но мальчик самостоятельно этого сделать не сможет.

Поэтому он написал письмо садовнику и положил его псу в ошейник. Через время пес приплывает к хозяину, тот находит письмо, читает его и бежит на помощь мальчику.

Садовник поплыл за Игорем. Приплыв на остров садовник повез Игоря на материк. Мальчик прибежал домой очень рад, ведь его быстро спасли. И вот смастерить специальную награду. В награду за то, что четвероногий друг его спас!

Это произведение в который раз подтверждает, что человек и собака дружат с испокон веков. И кроме этого произведение учит быт сильным в любых ситуациях. А так же стараться быть смелым и послушным, чтобы не попадать в сложные жизненные ситуации.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Пересказ

Игорь жил с родителями. Однажды они ушли по делам, и мальчик остался дома один. Он стал придумывать, чем ему заняться. На кухне лежало тесто. Игорь решил с ним поиграть. Он слепил из него фигуру Гоголя. На улице было тепло, светило солнце, и мальчик положил её на скамейку сохнуть. Но индюк склевал поделку. С коровой и телёнком было играть неинтересно, да и боязно. Игорь направился к пруду.

У берега стояла лодка. Мальчик забрался в неё и представил, что он отправляется на ней в путешествие. Игорь вычерпал со дна судна воду ржавой банкой, поднял флаг из платка на рейке, подстелил газету на скамейку и стал раскачивать лодку из стороны в сторону, думая, что она плывёт по волнам. Цепь лодки сорвалась с крючка, и понесла её в середину реки. Мальчик стал звать на помощь экономку Настю, но никто его не услышал.

Лодка причалила к острову. Игорь вышел на берег. В зарослях стояла будка, в которой лежало сено. Там жили кролики. В поисках добычи за ними охотились крысы. Пока Игорь гулял по острову, лодка уплыла, так как не была привязана к берегу. Мальчик понял, что остался на острове один, как отважный Робинзон. Он увидел плывущую к берегу крысу и бросил в неё камень., чтобы она уплыла. У Игоря не было ни запасов пищи, ни ружья, ни спичек, чтобы развести костёр и согреться. Он стал думать план своего спасения. Мальчик лёг под дерево на траву и уснул. Во сне он услышал лай собаки.

Он проснулся и увидел на другом берегу большого пуделя. Мальчик позвал его, и пёс к нему приплыл. Игорь обрадовался, ведь у Робинзона был верный друг Пятница! Он крепко обнял собаку в знак дружбы. Пёс радостно залаял и облизал его с ног до головы.

У Игоря был знакомый садовник. На счастье, у него в кармане оказались блокнот и ручка. Мальчик написал ему письмо и положил собаке в ошейник. Пёс быстро доставил весточку своему хозяину. Садовник приплыл за Игорем, и отвёз его на лодке домой. Дома мальчик смастерил для пуделя награду, медаль из картона с надписью в знак благодарности за своё спасение!

Чудесное лето. Игорь-Робинзон. Саша Черный детская проза читать

Отец уехал по делам в Париж. Мама с экономкой ушли в соседнее местечко за покупками. Игоря не взяли, — до местечка три километра, да обратно три. Жара, он «слабый», он устанет… И не надо! Слабый… А мама не слабая? Вчера по парку и вокруг пруда он километров восемнадцать рысью проскакал. Попробовала бы экономка за ним угнаться… И потом в сарайчике на вытянутой руке жестянку с краской десять секунд держал. Слабый…

Игорь заглянул на кухню, выпросил у кухарки кусок теста, вылепил из него бюст Гоголя и поставил на скамейку сохнуть на солнце. Но пришел индюк, выругался на своем индюшачьем языке, клюнул Игоря в кушак, а Гоголя съел. Дурак надутый!

На лужке за тополями паслась корова. Не очень-то с ней поиграешь в красном галстуке… У тореадора — шпага, а у Игоря только ореховый прут. И теленок ее тоже нелепое созданье. Чуть увидит мальчика, сейчас же подойдет боком, защемит губами угол курточки и давай сосать. Это новую-то курточку!

И вспомнил: у пристани на пруду — лодка. Можно покачаться, половить на английскую булавку рыбу, поднять адмиральский флаг — голубой носовой платок на пруте. Мало ли что можно.

Запрещено одному кататься в лодке. Но сидеть в лодке, когда она на замке и цепочке — разговору об этом не было…

Побежал-побежал, наискось через парк, сквозь цепкую повилику, колючую ежевику, кусачую крапиву. Продрался к пристани, влез в лодку и стал воду ржавой жестянкой вычерпывать. Флаг поднял, на скамейку газетный лист подстелил — неудобно же адмиралу на мокрой доске сидеть, — сел и давай лодку раскачивать. Волны справа, волны слева, по тихому пруду зыбь побежала… Зажигательное стекло из кармана вынул и стал сквозь него вдаль смотреть, будто в подзорную трубку: на горизонте тучи, корабль скрипит по швам, в парусах штормовой ветер гудит… «Свистать всех наверх!»

И докачался. Цепочка натянулась, вырвала из трухлявого столба крючок и вместе с замком хлопнулась в воду. Обернулся Игорь — пристань в пяти шагах качается — кланяется. До свидания, адмирал!

Адмирал, однако, не растерялся, схватил со дна весло, еле поднял, хотел за пристань зацепиться — далеко… А легкий ветерок залопотал в тополях вокруг пруда и боком понес лодку на середину прямо к тенистому островку. Игорь веслом в одну сторону поболтал, в другую, весло упрямое, все норовит из уключины выскочить и мальчика рукояткой на скамейку опрокинуть. Бросил весло, притих и стал ждать, куда Бог вынесет. А сердце на весь пруд колотится.

Зашипела над лодкой зеленая лоза, кролики по кустам брызнули; лодка вздрогнула и остановилась. Остров!

Что делает в первые минуты мореплаватель, прибитый бурей к необитаемому острову? Осматривает свое владение. Игорь так и сделал. Со всех сторон вода. Посредине острова резная будка, в будке охапка старого сена. Под кустами можжевельника у самых корней притаились испуганные кролики, — это их садовник сюда перевез. Мальчик измерил остров: в длину двадцать пять шагов, в ширину — пятнадцать. Места много, очень много, — чем меньше мальчик, тем просторнее ему кажется каждый клочок земли… А вдруг там, под будкой, клад? Или вход в подземные катакомбы, которые тянутся до самого Парижа? Ай.

Он побежал к лодке, но поздно. Ведь он же ее не привязал, — вильнула носом и отплыла!

— Настя! Я потерпел кру-ше-ни-е!!

Корова на лугу удивленно подняла морду. В парке насмешливо залопотал индюк… Кухня далеко, конечно, Настя не услышит.

Что же делать? Хныкать? Ни за что! Не могут же его здесь забыть надолго-надолго, пока у него не отрастет, как у Робинзона, большая борода… К закату вернутся родители… хватятся Игоря — ну и как-нибудь догадаются, где он… А если не догадаются? Ночевать в будке, в темноте, без ужина? Чтобы холодный уж под рубашку забрался! Уснуть, конечно, и на дереве можно. В первую ночь Робинзон всегда на дереве спит. Ну, а если он свалится в воду?

— Настя! Я потерпел…

Нет, не стоит кричать. Только индюку удовольствие, — ишь как передразнивает.

Сел Игорь на пень и задумался. К ногам, прыгая сквозь шершавые ветви, подобрались кролики, понюхали пятки. Странный мальчик, ничего им не привез — ни капусты, ни морковки… Игорь очнулся, хотел погладить самого маленького черного, а они опять во все стороны так и дернули. Один серый толстяк так перепугался, что запутался в узловатых корнях и стал задними лапами о землю хлопать…

Прилетела оса. Почему у мальчиков нет крыльев? Минута — и был бы дома… Прилетела и стала вокруг носа Игоря кружиться. И сверху и сбоку, — он пересел, а она снова и снова, хоть в воду от нее прыгай… Но Игорь догадался, — вынул из кармана сладкую конфетную бумажку, положил на пень, — и оса оставила его в покое.

О! Что такое? На пруду наискось от проточного канала заструилась полоска воды, точно подводная лодка под самой водой шла… Все ближе, все ближе к островку. Игорь всмотрелся: крыса. Ага! Значит, садовник прав, они, подлые, с мельницы приплывают сюда душить кроликов.

Он ей покажет! Схватил бесстрашно камень да в нее. Второй залп. Третий залп! Хитрая тварь быстро спрятала усатое рыльце под воду, и шагах в десяти заструилась обратная полоска к каналу. Удрала…

Ужасно. Вдруг она ночью приведет за собой целую флотилию крыс? Приплывут и обгрызут у сонного Игоря уши. Хорош он будет без ушей…

— Эй, там! Я на острове.

Ни звука. Теленок подошел к воде, боднул головой тополь и вдруг, задрав пробочником хвост, поскакал, брыкаясь, вдоль ограды парка.

Между островом и парком качается пустая лодка. Тополя кольцом обступили пруд и шелестят высокими вершинами. Хлопья тополевой ваты медленно кружатся над водой. Рыба плеснула хвостом… Вот ведь досада, — английская булавка в лодке осталась! Игорь вздохнул, но успокоился: щука большая, как бы он ее из воды вытащил? Пожалуй, она бы его сама в пруд стянула…

Ах, как тяжело быть Робинзоном… Пошел Игорь в будку и стал придумывать планы спасения. Если бы было ружье, он бы выстрелил три раза. Сигнал бедствия! Или, если вверху над прудом покажется аэроплан, — он часто здесь пролетает, — можно будет крикнуть летчику:

— Спуститесь у большого дома за парком и скажите, что я здесь… И что я очень хочу есть.

Но ни ружья, ни аэроплана не было. Он согрелся на сене, закрыл заплаканные глаза (да, да — заплаканные) и задремал.

И приснилось ему, что из пруда вылез огромный зеленый крокодил, поставил передние лапы на остров и спрашивает у осы: «Эй, ты, жужжалка! А где здесь маленький мальчик? Я сегодня именинник, вот он у меня и пойдет на третье блюдо…» А оса прилипла к конфетной бумажке, рот сладким соком набила и, к счастью, ничего ответить не может. И крокодил стал сердито лаять…

Дернулся Игорь во сне, ударился плечом о косяк и проснулся… Боже мой, да это же пудель садовника лает!

Выбежал Игорь из будки, — в самом деле на берегу пруда пудель, лохматый черный друг, смотрит на пустую лодку и взволнованно лает. Увидал мальчика на острове да так и залился визгливой флейтой в собачьей истерике:

Ужасно взволновалась собака: как мальчик на остров попал? Почему пустая лодка по воде плавает? Как помочь?

А мальчик руками машет, свистит, зовет.

Бултыхнулся пудель в воду, что тут долго думать, — и поплыл, фыркая, к острову. Лапами загребает, голову вверх задрал.

Приплыл, встряхнулся и прямо к Игорю на грудь. Водой всего обрызгал, в нос лизнул, в ухо лизнул, — радуется. А Игорь и вдвое рад:

— Цезарь! Умница… Ну, теперь я не один на острове, ты у меня вместо Пятницы будешь.

Что за Пятница? Пудель Цезарь ведь Робинзона не читал, откуда же ему знать?

Обшарил Цезарь все углы, кролики глупые под кусты забились, дрожат, не понимают, что умный пудель их обижать не станет.

Что дальше делать? Смотрит собака на лодку, на мальчика, зовет с собой домой. Да как доберешься? На спину к Цезарю сесть? Нельзя, — мальчик ведь потяжелей собаки.

И придумал Игорь, — беда всему научит. Вырвал из записной книжки страничку и написал крупными буквами письмо садовнику:

«Шер Жибер! Совэ муа, силь ву пле. Же сюи сюр лиль!»[1]

Показал собаке записку, показал ей на берег и привязал записку над головой пуделя к ошейнику.

— Ступай, ступай в воду! Беги к Жиберу и отдай ему записку…

Пудель понял, взвизгнул, лизнул снова Игоря в губы — не бойся, мол, все исполню — и в воду, только брызги веером полетели. Доплыл, встряхнулся и исчез в парке.

Старый бельгиец-садовник сначала не понял, в чем дело. Прибежала его собака мокрая, головой в ноги тычется. Увидал он записку, развернул… Буквы корявые, почерк детский…

Подписи нет. Какой остров? Кого спасти. Пожал плечами и бросил записку в смородину.

Но пудель на этом не успокоился. Тянет Жибера за фартук к пруду… Испугался садовник — ах, Боже мой, не случилось ли с Игорем беды, собака ведь мокрая… Побежал к пруду за собакой, за ним Настя переваливается, руками всплескивает.

Ах, как Игорь обрадовался…

— Monsieur Жибер, перевезите меня домой, пожалуйста!

— Да как ты на остров попал?

— Не знаю. Сел в лодку. Лодка меня и привезла… а потом уплыла… Как ее теперь достать?

Ну, садовник не глупей пуделя был. Достал из-за кустов вертушку с бечевкой, которой он грядки выравнивал, привязал к веревке камень, бросил в лодку — как раз под скамейку угодил — и притянул лодку осторожно к берегу. Потом уж дело пустое: сел в лодку с пуделем, в три взмаха догреб до острова и доставил Игоря-Робинзона на берег, прямо к калитке парка.

По дороге пожурил, конечно: зачем в лодку сел без спроса? А если б в воду упал?

— Ничего, monsieur Жибер. Цезарь бы меня вытащил. Но ведь я же не упал!

Поговори-ка после этого с мальчиком…

Побежал Игорь в дом. Слава Богу, еще никто не вернулся. Сел за стол и стал из картона большую золотую медаль для пуделя мастерить.

Надпись придумал такую:

«Пуделю Цезарю за спасение погибающего мальчика, который самовольно застрял на острове.

Ссылка на основную публикацию