«Хорошее отношение к лошадям» – анализ стихотворения В.В. Маяковского

Анализ стихотворения Владимира Маяковского “Хорошее отношение к лошадям”.
методическая разработка (литература, 7 класс) по теме

В данном материале мы знакомимся с содержанием стихотворения, со звуковой организацией речи, со своеобразием стихотворного ритма, с составными и приблизительными рифмами;

показываем бессердечие мещанина и гуманизм, доброту, сострадание лирического героя.

Скачать:

ВложениеРазмер
analiz_stihotvoreniya_mayakovskogo.docx341.26 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель русского языка и литературы Антонова Оксана Викторовна

АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ В.МАЯКОВСКОГО

«ХОРОШЕЕ ОТНОШЕНИЕ К ЛОШАДЯМ»

Цели: познакомить с содержанием стихотворения, со звуковой организацией речи, со своеобразием стихотворного ритма, с составными и приблизительными рифмами;

показать бессердечие мещанина и гуманизм, доброту, сострадание лирического героя;

I. Вступительное слово учителя .

«Своими быстрыми шагами Маяковский ушагал далеко за нашу современность и где-то там, за каким-то поворотом, долго ещё будет нас ждать», – писала о поэте Марина Цветаева. И сегодня мы как раз заворачиваем за тот поворот, за которым нас ждёт Маяковский. В стихотворении «Хорошее отношение к лошадям» автор размышляет о пороках современного ему общества, недостатках людей .

Удивительную злободневность приобретают его стихи сегодня.

II. Учитель читает стихотворение «Хорошее отношение к лошадям».

III. Анализ стихотворения.

– Что происходит в стихотворении? (Поскользнулась и упала лошадь).

– Как описывает автор гололёд? ( Ветром опита, льдом обута, улица скользила).

Круп – задняя часть тела животных, обычно лошадей.

Зевака – тот, кто «зевает» – слоняется без дела.

Кузнецкий – улица Кузнецкий мост, одна из центральных улиц Москвы.

– Что делают зеваки на Кузнецком? ( Штаны пришедшие на Кузнецкий клёшить).

– Как автор даёт понять своё отношение к тем, кто смеялся над лошадью? Какое это отношение?

(«смех зазвенел и зазвякал»).

– Как вы понимаете слова: « Улица опрокинулась, течёт по-своему»…? ( В глазах лошади изображение вверх ногами).

– Какие слова подчёркивают большие размеры лошади? ( «Лошадь грохнулась»; «течёт за каплищей каплища»).

Какие слова выражают сочувствие лирического героя к лошади? ( И какая-то общая звериная тоска, плеща, вылилась из меня и расплылась в шелесте»).

– Какое свойство своей души приоткрывает лирический герой в обращении к лошади? (Нежность, неловкость при виде чужих слёз, желание утешить, ободрить).

– Какие эпитеты автор использует при описании лошади, когда та услышала слова поддержки? («Рыжий ребёнок», «пришла весёлая»).

– Какие слова герой нашёл для своего сочувствия? (« Деточка, все мы немножко лошади»).

– Как вы понимаете эти слова? (Все мы – живые. Каждый может оступиться, у каждого случаются беды, каждый нуждается в поддержке, каждый из нас знает, что такое боль).

– О чём это стихотворение? ( О человеческом сочувствии живому существу, попавшему в беду).

-Какими словами заканчивается стихотворение? ( « И стоило жить, и работать стоило»).

– Эта маленькая победа жизни над смертью, добра над злом вселяет оптимизм в душу героя.

– Какова же главная мысль стихотворения ? ( Каждое существо на земле нуждается в сочувствии и понимании).

– Эта мысль была важна во времена Маяковского и остаётся важной и в наше время. Автор противопоставляет смех зевак – обывателей, для которых упавшая лошадь – развлечение, глубокому пониманию и сочувствию, который проявляет лирический герой.

– Прочтите описание звука копыт так, чтобы можно было услышать, ощутить стук копыт по мостовой.

Б и Л и К о П ы Т а,
П е Л и Б у ДТ о:
– ГР и Б .
ГР а Б ь.
ГР о Б .
ГР у Б . –

-Какие звуки помогают создать эту иллюзию?

Аллитерация – повторение согласных звуков в слове, фразе.

-Употребление этих согласных звуков создаёт картину движения лошади, она идёт, цокая копытами.

Это звукоподражание ( подражание с помощью языка звукам живой и неживой природы) несёт у Маяковского ещё и смысловую нагрузку « Гриб. Грабь. Гроб. Груб», помогает представить реальность того времени: грабежи, грубость, смерть.

– Прочитайте следующие строки, выделяя указанные звуки. Что передают они?

Л о Ш а Д ь на КР у П
ГР о ХН у Л а С ь…
… СГР у Д и Л и С ь…

… и СР а З у
З а З ева К ой З ева К а,
ШТ аны ПР и Ш е ДШ ие К у З не Ц ким КЛ ё Ш ить…

-Эти звуки передают шарканье ног по тротуару. Метафора ( ШТ аны ПР и Ш е ДШ ие К у З не Ц ким КЛ ё Ш ить…) даёт ощущение бесконечного движения любопытных по Кузнецкому мосту.

– Прочитайте следующие строки. Что мы слышим, выделяя голосом гласные звуки?

– Лош А дь У п А л А !
– У п А л А лош А дь!

– Мы слышим выражение боли, которую испытала лошадь, когда упала (звук «у»), звук «а» – это крик самой лошади и восклицания прохожих.

Ассонанс – повторение гласных звуков в слове, фразе.

– Обратите внимание ещё раз на эти строки из текста. Это зеркальный повтор помогает нам понять, что не только зеваки смотрят на лошадь, но и лошадь видит их, слышит их смех, испытывая при этом сильнейшую физическую боль и душевную, так как ждёт помощи, сочувствия.

– Если обратить внимание на рифмы по всему стихотворению, то они здесь разные:

усеченные неточные ( плоше – лошадь, зевака – зазвякал ), неравносложные ( в шерсти – в шелесте, стойло – стоило ), составные ( в вой ему – по-своему, один я – лошадиные, в няньке – на ноги ).

– Обратите внимание на графику стиха – деление текста на интонационные отрезки. Строчки в стихотворении располагаются свободно по замыслу поэта.

Лирика В. Маяковского отличается от привычных нам стихотворений. XX век- эпоха коренной переделки мира, затронувшей и поэзию: «рубленый стих», «лесенка», необычные метафоры. Но всё же это – лирика с её страстным желанием раскрыть собственную душу.

– В заключительных строках стихотворения

… встала на ноги,
ржанула
и пошла .
Хвостом помахивала .
Рыжий ребенок.
Пришла веселая ,
Стала в стойло.
И все ей казалось –
Она жеребенок,
И стоило жить,
И работать стоило.

Маяковский говорит о том, что человеческое сочувствие, внимание и любовь – это то, ради чего стоит жить и работать, при этом поэт говорит не только о животном: это утверждение справедливо и для человека.

IV. Домашнее задание.

Подготовить выразительное чтение стихотворения ( наизусть – по выбору) « Хорошее отношение к лошадям».

Стихотворение и анализ «Хорошее отношение к лошадям»

за зевакой зевака,

штаны пришедшие Кузнецким клёшить,

смех зазвенел и зазвякал:

голос свой не вмешивал в вой ему.

За каплищей каплища

по морде катится,

прячется в шерсти…

И какая-то общая

плеща вылилась из меня

и расплылась в шелесте.

чего вы думаете, что вы сих плоше?

все мы немножко лошади,

каждый из нас по-своему лошадь”.

и не нуждалась в няньке,

может быть, и мысль ей моя казалась пошла,

И всё ей казалось –

и работать стоило.

Краткое содержание

Н. Сверчков. Серый жеребец на рыси. 1894

Перед читателями разворачивается следующий сюжет: обессилев, лошадь неожиданно падает в центре оживлённой улицы. Это трагическое происшествие тут же собирает множество зевак, желающих повеселиться и вдоволь поиздеваться над несчастным животным. Многочисленные зеваки образуют безликую толпу, преисполненную пошлости. Посмеяться над упавшей лошадью – это радость для толпы. Насмехаются над животным не только зеваки, но и вся улица Кузнецкий мост. Мы видим, что никто не испытывает сострадания, не желает оказать помощь.

Лирический герой тоже становится свидетелем происшедшего, но ему искренне жаль животное: он видит, что в глазах лошади стоят слёзы. Герой понимает: упавшая лошадь – это живое существо, которое, подобно человеку, испытывает страдание и боль. Он – единственный человек среди всей толпы «зрителей», кто сумел увидеть в лошади человеческие черты.

Проанализировав увиденную картину, герой решает обратиться к животному со словами искреннего участия и одобрения. Он просит её максимально стойко отнестись к публичному «позору». Искренние слова героя дают положительные результаты: лошадь поднимается и спокойно идёт дальше. В финале произведения автор делает следующий важный вывод: несмотря ни на что, стоит жить и работать. А, значит, важно хорошо относиться не только к лошадям, но и ко всем людям.

История создания

Однажды поэт поделился со своей «вечной» возлюбленной Лилей Брик замыслом данного произведения. Маяковский понимал следующее: в разгар революционных событий миллионы людей заметно озлобились. Они живут, подчиняясь таким деструктивным чувствам, как страх, ненависть, взаимное неуважение.

Данное неутешительное понимание существующих реалий послужило тому, что у поэта, если цитировать его слова из письма к Лиле, появилось желание создать «что-то чрезвычайно чувственное про лошадь». Свой замысел Маяковский успешно реализовал в 1918 г. Этот год оказался для поэта особенно важным: он уже был признан литературными кругами, но при этом страдал от того, что никто его по-настоящему не понимал. Маяковский смог мастерски облачить собственное нестабильное эмоциональное состояние в своеобразный душевный крик («образ упавшей лошади»), обращённый к людям («образ зевак»). Вместе с тем, поэт подчеркивает намерение продолжить своё творчество: он уверен, однажды его сможет понять и принять хотя бы один человек.

Жанр, направление, размер

Перед нами нетипичное авторское лирическое произведение, которое воспринимается читателями отнюдь не лирическим из-за присутствующего в нём разговорного стиля. Стихотворение относится к литературному направлению «футуризм». Всем футуристам свойственно категоричное отрицание устоявшихся в поэзии прошлых лет ценностей, правил и стандартов.

Стихотворный размер – «лесенка». Это самый излюбленный поэтический размер Маяковского. Рифмовка неточная, благодаря которой автор смог создать нестандартную ситуацию с упавшей лошадью и максимально ёмкими образами.

Композиция

С композиционной точки зрения данное произведение представляет собой последовательно развивающийся рассказ, который начинается с момента падения лошади, а заканчивается тем, что животное встаёт и идёт дальше. Произведение следует рассматривать, как повествование, облачённое в стихотворение репортажного типа. Можно выделить следующий композиционный сюжет:

  1. Падение лошади по причине старости и усталости от работы.
  2. Издевательские насмешки «зевак» над упавшим животным.
  3. Появление лирического героя, произносящего слова поддержки и одобрения в адрес несчастного животного.
  4. Радость и счастье лошади, нашедшей в себе импульс для того, чтобы суметь подняться и продолжить свой путь.
Образы и символы

Система образов, внутри которой автор выстроил лирический конфликт, представляет четыре стороны – упавшая лошадь, толпа, улица и романтический герой:

  • образ лошади – центральный. Данный образ символизирует самого поэта, вернее, его душевное состояние, в котором он пребывал в 1918 г., в год написания этого стихотворения. Подобно лошади, поэт ощущал себя лишним и, в определённый момент времени, решил навсегда закончить с творчеством. Но, поразмыслив, так и не отказался от своего поэтического предназначения. Вообще, образ лошади невероятно значим для всей русской литературы (к нему обращались А.П. Чехов, Ф.М. Достоевский и др.). Маяковский сумел ввести образ лошади в своё стихотворение иначе, очень необычно и дерзко;
  • образ лирического героя – центральный. Герой полностью идентичен автору. Он сумел проявить искреннее участие к судьбе несчастного животного, едва увидев лошадиные глаза, полные боли и слёз. Герой представляется человеком добрым, смелым, чувствительным, способным на реальные поступки;
  • образ толпы (зевак) – толпа безучастных «наблюдателей» противопоставляется лирическому герою, испытывающему «острую звериную тоску». Многочисленные зеваки, способные лишь издеваться и пустословить, символизируют мещанство и общественную косность;
  • образ улицы – улица Кузнецкий мост сродни обывательской толпе зевак: ей нет никакого дела да страдания упавшей лошади. Лирический герой очеловечивает улицу, награждая её весьма негативными чертами. Известно, что за Кузнецким мостом ещё со времён А.С. Грибоедова, тянется шлейф определённых ассоциаций.
Темы и настроение

Основная тема произведения – жестокость, безынициативность и равнодушие общества. Мы видим, что романтический герой неожиданно для себя становится свидетелем падения старой, уставшей от работы лошади, и издевательств людей в отношении несчастного животного. Вместо оказания помощи «зеваки» лишь громко хохочут, показывая на лошадь пальцами.

Основная идея

Маяковский доносит до читателей ключевую мысль о том, что необходимо быть милосерднее, добрее не только к окружающим людям, но и к животным. Невзирая на то, что произведение обладает ярким революционным подстрочником, поэт проявляет в нём такие черты, как сострадательность, добросердечие и терпимость. Мы понимаем, обычных слов сочувствия со стороны лирического героя было бы недостаточно, чтобы животное встало и пошло. Прежде всего, лошадь повеселела от того, что вновь смогла ощутить себя ребёнком. Таким образом, по мнению Маяковского, следует действовать всем людям – проявлять заботу, доброту в отношении друг друга. Тогда любая жизненная «ноша» не покажется непосильно тяжёлой.

Средства выразительности

Маяковского следует воспринимать, как поэта новатора. С помощью разнообразных средств выразительности он демонстрирует читателям то, как сложно идти старой уставшей лошади, как больно ей падать на землю. Поэт использует следующие тропы:

  • эпитеты – «рыжий ребёнок», «глаза лошадиные», «общая звериная тоска»;
  • метафоры – «тоска вылилась», «смех зазвякал», «улица опрокинулась»;
  • неологизмы – «ржанула», «клешить»;
  • аллитерация – автор передаёт читателям тяжесть лошадиной поступи посредством нанизывания таких слов, как: «Гриб, грабь, гроб, груб»;
  • архаизмы – «сих» (подчёркивается отделение лирического героя от прочих зевак);
  • повторы и восклицания – «Лошадь упала!… Упала лошадь». «Лошадь, не надо! … Послушайте, лошадь»;
  • риторический вопрос – «чего вы думаете, что вы сих плоше?».

Анализ стихотворения Маяковского «Хорошее отношение к лошадям»

Работы Маяковского затрагивают разные проблемы. В его раннем творчестве можно увидеть тему противостояния толпы и человека. Не стало исключением стихотворение «Хорошее отношение к лошадям». Анализ текста позволяет не только определить средства выразительности, но и лучше понять смысл произведения — сложную судьбу рабочих людей.

  1. История создания
  2. Краткое содержание
  3. Художественные приемы

История создания

Стихотворение было написано в 1918 году, и в это время многие поэты были потрясены революцией. Маяковский делился своими мыслями в письмах к Лиле Брик. В разгар революции люди словно озлобились, испугались, забыли, что такое милосердие и внимание друг к другу. Все это смущало поэта, и он решил выразить свои мысли в стихах.

Автор не зря сделал коня главным героем стихотворения. Обычной ломовой лошади было нелегко. Ее толком не кормили, заставляли много работать. Именно она стала символом простых людей. Скорее всего, Маяковский написал текст в мае, после письма Брик.

В 1918 году поэт переживал сложное время. Он уже получил признание в поэтических кругах, но это не приносило удовлетворения. Маяковский все равно оставался непонятым и одиноким.

В тексте он словно выразил свой крик души, который остался без ответа. Простые люди все равно остались безучастными, но поэт продолжал надеяться: когда-нибудь хоть один человек примет его.

Краткое содержание

Анализ «Хорошего отношения к лошадям» Маяковского нужно начать с детального разбора текста. Поэт начинает работу с описания мелодии, которую выбивают копыта по мостовой. В ней слышатся слова — гриб, грабь, груб, гроб. Улица была покрыта льдом, и дорога стала скользкой. Поэтому лошадь поскользнулась и упала.

На это собрались посмотреть все окрестные зеваки. Они шли клешить штаны (делать широкими брючины), но происшествие заставило их остановиться. Толпа принялась смеяться над бедной лошадью. Только лирический герой понял, что произошло.

Он внимательно посмотрел на несчастное животное. По морде лошади катились слезы. Герой настолько прочувствовал ее боль, что решил с ней поговорить. Он сказал, что она не хуже гогочущей толпы, а каждый является по-своему лошадью. После этого животное встало на ноги.

У лошади изменилось настроение. Она весело махала хвостом и ржала, на миг став обычным рыжим жеребенком.

Доброе отношение главного героя позволило ей почувствовать себя нужной, востребованной. Ее работа не была напрасной, и все усилия были не зря.

Художественные приемы

Стихотворение нельзя разделить на части, оно словно представляет собой репортаж с места событий:

  • лошадь падает;
  • над ней смеются;
  • приходит лирический герой, который ее подбадривает.

Через эти образы Маяковский рассказывает личную историю. В 1918 году он много работал, но не чувствовал пользы от своей деятельности. Он представлял себя уставшей рабочей клячей, но все равно продолжал трудиться.

Жанр работы — лирическое стихотворение, но оно нетипичное. Из-за разговорного стиля оно не походит на традиционную лирику. Маяковский применяет свою любимую «лесенку», которая позволяет создать особое настроение.

В стихотворении можно найти следующие средства выразительности:

  • эпитеты — поэт представляет тоску звериной, глаза становятся лошадиными, жеребенок рыжим;
  • метафоры — у Маяковского улица опрокинулась, смех зазвякал, тоска вылилась;
  • неологизмы — поэт смело придумывает новые слова, такие как «клешить» или «ржанула».

Для того чтобы понимать основную идею работы, недостаточно только прочитать текст. Нужно кратко разобрать каждое предложение.

Например, с третьей по шестую строчку поэт передает тяжелую поступь лошади. Для этого он использует созвучные слова.

Закончил поэт работу важной мыслью: люди должны быть добрее друг к другу, это очень важно. Хорошее отношение позволяет сделать жизнь менее тяжелой. Нельзя высмеивать кого-то в тяжелой ситуации — это не красит человека. Поддержка со стороны других всегда помогает.

Маяковского изучают на уроках литературы в школе. Дети должны уметь высказывать свое отношение к стихотворению в сочинении и устно. Им также важно научиться выделить средства выразительности, замечать, какие художественные приемы использовал поэт. Информацию можно представить в виде презентации.

Анализ стихотворения «Хорошее отношение к лошадям» Маяковского

Средняя оценка: 4.1

Всего получено оценок: 179.

Средняя оценка: 4.1

Всего получено оценок: 179.

Стихотворение Маяковского “Хорошее отношение к лошадям” является типичным образчиком ранней лирики поэта. В молодости его волновала тема противостояния человека и толпы, которой он посвящал много своих произведений. Краткий анализ “Хорошее отношение к лошадям” по плану рассматривает как раз такое стихотворение, его можно использовать как основу для урока литературы в 5 классе.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Хорошее отношение к лошадям.

История создания – произведение написано в 1918 году, когда другие поэты, также захваченные вихрем революции, писали в основном о ней.

Тема стихотворения – любовь к самому обычному рабочему животному, которое символизирует собой простых людей.

Композиция – последовательно развивающийся рассказ от момента падения лошади до того, как она встала и продолжила свой путь.

Жанр – лирическое стихотворение.

Стихотворный размер – тонический – акцентный стих.

Эпитеты – “глаза лошадиные”, “общая зверина тоска”, рыжий ребёнок”.

Метафоры“улица опрокинулась”, “смех зазвякал”, “тоска вылилась”.

Неологизмы“клешить”, “ржанула”.

История создания

О замысле этого произведения Маяковский писал Лиле Брик. Поэт остро ощущал, что в разгар революции люди озлобились, ими владеет страх, они не проявляют милосердия и даже простого внимания друг к другу. Именно в этого период, как говорит история создания “Хорошего отношения к лошадям”, у него и родился замысел “чего-то прочувствованного про лошадь”. Стихотворение, очевидно, было написано после мая: тогда Лиля Брик получила от поэта письмо, в котором он и излагал свою идею.

1918 год был важным и для самого Маяковского: он уже был признан в литературных кругах, но ощущал тоску от того, что его никто не понимает. Он перенёс своё эмоциональное состояние в стихотворную форму и создал своеобразный крик души, которая никак не может пробиться к людям. При этом поэт подчёркивает желание продолжать творить, надеясь когда-то быть понятым и принятым хотя бы одним человеком.

Это произведение затрагивает много проблем. Прежде всего это любовь к ломовой кляче, то есть простым трудящимся людям, которые работают на благо общества. И далеко не всегда это общество им так благодарно, как следует.

Тема равнодушия и жестокости, которая в то время очень волновала Маяковского, также становится предметом рассмотрения в этом стихотворении. Лирический герой становится свидетелем ситуации, когда бедная старая лошадь, утомившись от работы, падает, а люди вокруг, вместо того, чтобы помочь животному или хотя бы посочувствовать ему, только смеются и тыкают пальцами.

И вот тут поэтом высказывается главная мысль: надо быть добрее. Простых сочувственных слов лирического героя было достаточно для того, чтобы старая кляча не просто встала и пошла. Нет, она повеселела, почувствовала себя ребёнком и поняла, что все её усилия были не напрасны. Так же нужно поступать всём и во всеми: люди должны быть добры друг к другу, чтобы ноша жизни была для них не такой тяжёлой.

Композиция

Это облечённый в стихотворную форму рассказ, почти репортаж, сюжет которого развивается последовательно: лошадь падает – над ней потешаются – приходит лирический герой и подбадривает её – она счастлива, так что находит в себе силы встать.

Используя эти образы, Маяковский рассказывает и свою историю: в 1918 году поэт много работал, стараясь принести пользу новому, только формирующемуся советскому обществу, однако продолжал чувствовать себя изгоем. Как и лошадь, он в какой-то момент решил прекратить старания, но всё же продолжил работать для людей – в этом смысл стиха.

Это лирическое стихотворение, но, как и многие произведения Маяковского, оно имеет сюжет, поэтому воспринимается часто как рассказ. Знаменитая “лесенка” и тоническая система стихосложения также влияют на такое восприятие данного стихотворения. Также поэт применяет неточную рифму, которая помогает ему создавать необычные ситуации, образы, идеи.

Средства выразительности

Маяковский был поэтом-новатором, И хотя он использовал для своего стихотворения и привычные выразительные средства, такие как эпитеты – “глаза лошадиные”, “общая зверина тоска”, рыжий ребёнок” – и метафоры – “улица опрокинулась” , “смех зазвякал” , “тоска вылилась” , они всё же играют не главную роль в художественной концепции.

Поэт использует разнообразные неологизмы, такие как “клешить”, “ржанула” и другие, а также аллитерации, передающие настроение. Так, он имитирует тяжелую поступь старой лошади с помощью таких слов, как “гриб, грабь, гроб, груб “.

С помощью этих художественных средств поэт показывает, как тяжело было идти лошади и как больно падать. В этих звуковых образах чувствуется и поступь времени: грабь, гроб, груб. Главную роль в данном случае играет звукопись.

Анализ стихотворения «Хорошее отношение к лошадям» Маяковского

Стихотворение Маяковского “Хорошее отношение к лошадям” является типичным образчиком ранней лирики поэта. В молодости его волновала тема противостояния человека и толпы, которой он посвящал много своих произведений. Краткий анализ “Хорошее отношение к лошадям” по плану рассматривает как раз такое стихотворение, его можно использовать как основу для урока литературы в 5 классе.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Хорошее отношение к лошадям.
История создания – произведение было написано в 1918 году, когда другие поэты, захваченные вихрем революции, писали в основном о ней.

Тема стихотворения – любовь к самому обычному рабочему животному, которое символизирует собой простых людей.

Композиция – последовательно развивающийся рассказ, от момента падения лошади до того, как она встала и продолжила свой путь.

Жанр – лирическое стихотворение.

Стихотворный размер – лесенка.

Эпитеты – “глаза лошадиные”, “общая зверина тоска”, рыжий ребенок”.

Метафоры – “улица опрокинулась”, “смех зазвякал”, “тоска вылилась”.

Неологизмы – “клешить”, “ржанула”.

Анализ стихотворения «Хорошее отношение к лошадям» Маяковский — Сочинение

Хорошее отношение к лошадям (1918)

Стихотворение написано в период Гражданской войны. Это было время разрухи и голода, революци­онного террора и насилия. Произведение Владимира Маяковского — призыв к милосердию и восстанов­лению человеческих отношений. Упавшая лошадь заставляет вспомнить забитую клячу из романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание», сим­волизирующую положение «униженных и оскорб­лённых ».

Начало стихотворения можно назвать камертоном, который настраивает восприятие читателя: «Гриб. / Грабь. / Гроб. / Груб». Подчёркнутая аллитерация этих строчек вызывает ассоциации со смертью, гра­бежами, жестокостью и грубостью. В то же время это звукопись, изображающая цокот лошадиных подков.

История создания

О замысле этого произведения Маяковский писал Лиле Брик. Поэт остро ощущал, что в разгар революции люди озлобились, ими владеет страх, они не проявляют милосердия и даже простого внимания друг к другу. Именно в этого период, как говорит история создания “Хорошего отношения к лошадям”, у него и родился замысел “чего-то прочувствованного про лошадь”. Стихотворение, очевидно, было написано после мая – тогда Лиля Брик получила от поэта письмо, в котором он и излагал свою идею.

1918 год был важным и для самого Маяковского – он уже был признан в литературных кругах, но ощущал тоску от того, что его никто не понимает. Он перенес свое эмоциональное состояние в стихотворную форму и создал своеобразный крик души, которая никак не может пробиться к людям. При этом поэт подчеркивает желание продолжать творить, надеясь когда-то быть понятым и принятым хотя бы одним человеком.

Основная идея

Монолог лирического героя о схожести человека и лошади вызывает чувство грусти. Но, благодаря дружеской поддержке, кобыла пересиливает себя и все же поднимается. Не стоит сдаваться, считает автор, даже если тучи сгущаются и кажется, что никому не нужен и ты, и твой труд.

Хоть стихотворение и имеет яркий революционный подтекст, в нем автор, прежде всего, проявляет гуманизм и открывает свою добрую, сострадательную натуру. Основная мысль стихотворения заключается в том, что нельзя проходить мимо того, кто нуждается в помощи. Нужно хотя бы поддержать его в трудную минуту, ведь мы все похожи, никто не застрахован от жизненных неудач и роковых случайностей. Речь главного героя затрагивает сердца людей и помогает понять, что в жизни необходимы отзывчивость и чуткость к другим.

Автор: Виктория Клипинина
Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Это произведение затрагивает много проблем. Прежде всего это любовь к ломовой кляче, то есть простым трудящимся людям, которые работают на благо общества. И далеко не всегда это общество им так благодарно, как следует.

Тема равнодушия и жестокости, которая в то время очень волновала Маяковского, также становится предметом рассмотрения в этом стихотворении. Лирический герой становится свидетелем ситуации, когда бедная старая лошадь, утомившись от работы, падает, а люди вокруг, вместо того, чтобы помочь животному или хотя бы посочувствовать ему, только смеются и тыкают пальцами.

И вот тут поэтом высказывается главная мысль – надо быть добрее. Простых сочувственных слов лирического героя было достаточно для того, чтобы старая кляча не просто встала и пошла. Нет, она повеселела, почувствовала себя ребенком и поняла, что все ее усилия были не напрасны. Так же нужно поступать всем и во всеми – люди должны быть добры друг к другу, чтобы ноша жизни была для них не такой тяжелой.

Основная тема произведения

Основная тема произведения на первый взгляд проста и понятна. Обессилевшая лошадь не выдержала и упала посреди улицы. Происшествие моментально собрало толпу зевак, которые не прочь посмеяться над животным. Именно над этим и заставляет задуматься автор. Послереволюционная Россия представляла собой разгул диких и темных масс. Маяковский был убежденный сторонник революции, но он ждал от нее совершенно другого. Поэт стремился к очищению общества от всей грязи и пошлости. В результате же наружу вырвались все самые темные инстинкты толпы. Посмеяться над бедной лошадью – огромное удовольствие. Вместе с толпой смеется даже Кузнецкий мост. Никто не чувствует сострадания и не пытается помочь.

Маяковский же видит в глазах лошади слезы и понимает, что она — такое же живое существо, способное думать и страдать. Он единственный, кто смог разглядеть в лошади человеческие черты. Животное, покорно занимающееся своим тяжелым трудом, стало для поэта выше окружающей невежественной толпы.

Лирический герой обращается к лошади с ободряющими словами. Он призывает ее стойко переносить позор и неудачи. Обращение Маяковского дает результат: лошадь встает и, как ни в чем не бывало, идет дальше.

Композиция

Это облеченный в стихотворную форму рассказ, почти репортаж, сюжет которого развивается последовательно: лошадь падает – над ней потешаются – приходит лирический герой и подбадривает ее – она счастлива, так что находит в себе силы встать.

Используя эти образы, Маяковский рассказывает и свою историю – в 1918 году поэт много работал, стараясь принести пользу новому, только формирующемуся революционному обществу, однако продолжал чувствовать себя изгоем. Как и лошадь, он в какой-то момент решил прекратить старания, но все же решил продолжать работать для людей – в этом смысл стиха.

В чем смысл стихотворения?

Поэт был завален работой, пытался помочь новой власти, но что бы он ни делал, все равно чувствовал себя изгоем общества, поэтому выразил свои переживания в образе ломовой клячи, над которой потешается толпа. Смысл произведения «Хорошее отношение к лошадям» в том, что ей тоже не хватало участия и поддержки, как и одинокому Маяковскому. Однако и автор, и лирическая героиня бескорыстно и самоотверженно трудятся ради людей, а те отвечают им грубым и несправедливым обращением. Но он, тем не менее, призывает лошадь не отчаиваться и идти дальше, чтобы помогать человечеству, хоть оно и не осознает величия этой жертвы.

Автор сравнивает себя с загнанной упавшей кобылой, ставшей предметом насмешек. Лирический герой говорит, что все люди похожи на это животное, оступаются и больно падают, но упав, не следует расстраиваться и все бросать. Надо продолжать бороться и жить, и даже лошадь в конце стихотворения собирает все свои силы встает и продолжает идти.

Средства выразительности

Маяковский был поэтом-новатором, И хотя он использовал для своего стихотворения и привычные выразительные средства, такие как эпитеты – “глаза лошадиные”, “общая зверина тоска”, рыжий ребенок” – и метафоры – “улица опрокинулась”, “смех зазвякал”, “тоска вылилась”, они все же играют не главную роль в художественной концепции.

Поэт использует разнообразные неологизмы, такие как “клешить”, “ржанула” и другие, а также аллитерации, передающие настроение. Так, он имитирует тяжелую поступь старой лошади с помощью таких слов, как “гриб, грабь, гроб, груб“.

С помощью этих художественных средств поэт показывает, как тяжело было идти лошади и как больно падать. Главную роль в данном случае играет звукопись.

«Хорошее отношение к лошадям» (В. Маяковский)

Образ лошади очень значим для русской литературы — стоит вспомнить только лошадь-собеседника из рассказа Чехова «Тоска» или замученную побоями лошадь из сна Раскольникова в «Преступлении и наказании» Достоевского. Маяковский тоже ввёл в свою поэзию образ лошади — очень по-своему, дерзко и необычно.

Литературное направление: модернизм (футуризм). Литературный жанр: стихотворение.

Вид лирики: философская.

Лошадь идёт по ледяной поверхности. Её копыта стучат, будто звучат какие-то мрачные слова: «Гриб. / Грабь. / Гроб. / Груб». Лошадь поскользнулась и упала на спину. И все начали смеяться. Не смеялся только лирический герой. Он подошёл к лошади и посмотрел ей в глаза. А в глазах лошади стояли слёзы.

И на героя навалилась «звериная тоска»: он стал утешать лошадь и говорить ей, что она вовсе не хуже всех этих людей, что все эти люди — «немножко лошади». Лошадь сделала усилие и поднялась. (Далее, по всей видимости, изложена мечта автора.) Она пошла в стойло, где ей было хорошо. Лошадь чувствовала себя молодой, даже маленькой.

И всё в её жизни имело смысл.

Метрика

Размер: акцентный стих.

Рифма: смешанная.

Тропы и фигуры речи

Эпитеты: «звериная тоска», «рыжий ребёнок».

Метафоры: «Улица опрокинулась, / течёт по-своему». Олицетворения: «смех зазвенел и зазвякал», «Смеялся Кузнецкий. / Лишь один я / голос свой не вмешивал в вой ему».

Архаические слова: «сих» (этих, подчёркивается, что лирический герой отмежёвывается от толпы).

Повторы: «Лошадь упала! — / Упала лошадь», «Лошадь, не надо! / Послушайте, лошадь».

Риторический вопрос: «чего вы думаете, что вы сих плоше?». Риторическое восклицание: «Лошадь, не надо!».

Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ

Что произошло с лошадью в стихотворении «Хорошее отношение к лошадям»?

Ответ. Лошадь упала.

Охарактеризуйте приведённый троп из этого стихотворения: «Улица опрокинулась, / течёт по-своему».

Ответ. Метонимия. Движение людей по улице переносится на саму улицу. Соответственно, улица движется (течёт).

Приведите примеры нескольких других произведений русской литературы, в которых лошадь фигурировала в качестве персонажа.

Ответ. «Холстомер» (Л. Н. Толстой), «Преступление и наказание» (Ф. М. Достоевский), «Тоска» (А. П. Чехов).

Краткое содержание Хорошее отношение к лошадям Маяковский

В суровые дни советской республики у Маяковского рождается стихотворение “Хорошее отношение к лошадям”, написано в стиле аллитерации, потрясшее любителей такого стиля.

За основу писатель взял момент, когда упала старая лошадь, вызвавшая таким образом большое любопытство окружающих людей, а так же смех окружающих зевак.

Вот поэтому использованная аллитерация помогла передать звуки цокота подбитых копыт клячи.

Нужно отметить, что имитирующие звуки тяжелой ходьбы животного, в тот же момент и несут смысловую окраску. Таким же образом передается и звонкий смех зевак, “штаны Кузнецким клешить”, вливаясь в совместный вой, напоминающий волчий, когда они в стае.

В этот момент и подходит наш герой, не “вмешивающий в вой свой голос”, сочувствующий лошади, которая не просто оступилась и упала, а сильно “грохнулась”, и потому, что увидал “лошадиные глаза”.

В них герой увидел тоску о участии людей и плачь, который окружающим не дано было увидеть: “Капли катятся по морде и прячутся в шерсти”.

Герой так сильно сочувствовал

животному, что и сам ощутил некую тоску. Вот это и дало ему толчок для объявления: “Деточка, все мы лошади, но каждый из нас по-своему”. И правда, ведь каждый сталкивался с таким днем, когда в каждом начинании дела терпели фиаско. Разве не было желание все бросить?

А у кого-то, из-за неудач, даже было желание о самоубийстве. В такой ситуации только утешительные слова могут помочь проблеме.

Произнося свои подбодренные слова, он догадывается, что “может быть она и не нуждается в няньке”, ведь не приятный тот фат, что кто-то видел твой провал, а его хотелось бы утаить от глаз других.

Но тут герой своими словами чудотворно подействовал на животное, наблюдая как она “встала на ноги и пошла”.

И, ощущая себя полной сил, “рыжий ребенок” начала махать хвостом.

Свой стих Маяковский окончил выводом: “И стоило жить, и работать стоило”, который заставил понимать название стиха совсем в другой форме: нужно проявлять хорошее отношение ко всем людям.

(1 votes, average: 5.00

«Хорошее отношение к лошадям» анализ стихотворения Маяковского по плану кратко – образы, главная мысль, жанр

Стихотворение Маяковского “Хорошее отношение к лошадям” является типичным образчиком ранней лирики поэта. В молодости его волновала тема противостояния человека и толпы, которой он посвящал много своих произведений. Краткий анализ “Хорошее отношение к лошадям” по плану рассматривает как раз такое стихотворение, его можно использовать как основу для урока литературы в 5 классе.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Хорошее отношение к лошадям.

История создания – произведение было написано в 1918 году, когда другие поэты, захваченные вихрем революции, писали в основном о ней.

Тема стихотворения – любовь к самому обычному рабочему животному, которое символизирует собой простых людей.

Композиция – последовательно развивающийся рассказ, от момента падения лошади до того, как она встала и продолжила свой путь.

Жанр – лирическое стихотворение.

Стихотворный размер – лесенка.

Эпитеты – “глаза лошадиные”, “общая зверина тоска”, рыжий ребенок”.

Метафоры“улица опрокинулась”, “смех зазвякал”, “тоска вылилась”.

Неологизмы“клешить”, “ржанула”.

История создания

О замысле этого произведения Маяковский писал Лиле Брик. Поэт остро ощущал, что в разгар революции люди озлобились, ими владеет страх, они не проявляют милосердия и даже простого внимания друг к другу. Именно в этого период, как говорит история создания “Хорошего отношения к лошадям”, у него и родился замысел “чего-то прочувствованного про лошадь”. Стихотворение, очевидно, было написано после мая – тогда Лиля Брик получила от поэта письмо, в котором он и излагал свою идею.

1918 год был важным и для самого Маяковского – он уже был признан в литературных кругах, но ощущал тоску от того, что его никто не понимает. Он перенес свое эмоциональное состояние в стихотворную форму и создал своеобразный крик души, которая никак не может пробиться к людям. При этом поэт подчеркивает желание продолжать творить, надеясь когда-то быть понятым и принятым хотя бы одним человеком.

Это произведение затрагивает много проблем. Прежде всего это любовь к ломовой кляче, то есть простым трудящимся людям, которые работают на благо общества. И далеко не всегда это общество им так благодарно, как следует.

Тема равнодушия и жестокости, которая в то время очень волновала Маяковского, также становится предметом рассмотрения в этом стихотворении. Лирический герой становится свидетелем ситуации, когда бедная старая лошадь, утомившись от работы, падает, а люди вокруг, вместо того, чтобы помочь животному или хотя бы посочувствовать ему, только смеются и тыкают пальцами.

И вот тут поэтом высказывается главная мысль – надо быть добрее. Простых сочувственных слов лирического героя было достаточно для того, чтобы старая кляча не просто встала и пошла. Нет, она повеселела, почувствовала себя ребенком и поняла, что все ее усилия были не напрасны. Так же нужно поступать всем и во всеми – люди должны быть добры друг к другу, чтобы ноша жизни была для них не такой тяжелой.

Композиция

Это облеченный в стихотворную форму рассказ, почти репортаж, сюжет которого развивается последовательно: лошадь падает – над ней потешаются – приходит лирический герой и подбадривает ее – она счастлива, так что находит в себе силы встать.

Используя эти образы, Маяковский рассказывает и свою историю – в 1918 году поэт много работал, стараясь принести пользу новому, только формирующемуся революционному обществу, однако продолжал чувствовать себя изгоем. Как и лошадь, он в какой-то момент решил прекратить старания, но все же решил продолжать работать для людей – в этом смысл стиха.

Это лирическое стихотворения, но, как и все произведения Маяковского, не совсем типичное для этого жанра. Оно воспринимается иначе из-за разговорного стиля, в котором написано, который делает его не похожим на традиционную лирику.

Особую роль в создании настроения играет и используемый Маяковским нетрадиционный стихотворный размер – лесенка. Также поэт применяет неточную рифму, которая помогала ему создавать необычные ситуации, образы, идеи.

Средства выразительности

Маяковский был поэтом-новатором, И хотя он использовал для своего стихотворения и привычные выразительные средства, такие как эпитеты – “глаза лошадиные”, “общая зверина тоска”, рыжий ребенок” – и метафоры – “улица опрокинулась”, “смех зазвякал”, “тоска вылилась”, они все же играют не главную роль в художественной концепции.

Поэт использует разнообразные неологизмы, такие как “клешить”, “ржанула” и другие, а также аллитерации, передающие настроение. Так, он имитирует тяжелую поступь старой лошади с помощью таких слов, как “гриб, грабь, гроб, груб“.

С помощью этих художественных средств поэт показывает, как тяжело было идти лошади и как больно падать. Главную роль в данном случае играет звукопись.

Анализ стихотворения Майкова Хорошее отношение к лошадям

Как часто писатели и поэты переносят острые жизненные переживания, драмы на животный мир. Взять хотя бы знаменитые басни Крылова или те же русские народные сказки. С помощью такого приёма любая ситуация выглядит не такой злой, сарказм превращается в иронию, и вроде как в итоге даже никому и не обидно. Стихотворение Владимира Маяковского «Хорошее отношение к лошадям» из той же «оперы». Казалось бы, налицо бытовая послереволюционная ситуация: забитая постоянной работой и жизнью впроголодь лошадь упала. Но о кобыле ли речь?

Разумеется, нет, пока в условиях возникновения новой страны из руин старой, одни поэты призывали поддержать власть, немногие, в числе которых и был Маяковский, обращались к общечеловеческим проблемам. Драма лошади – драма несчастного всеми забитого и покинутого человека. Животное любопытство людей, отсутствие сострадание и желание всего лишь поглумиться над бедой другого – всё это жестоко презирается поэтом в лице лирического героя, пришедшего на выручку лошади. Иногда простое сочувствие способно возродить человека из пепла.

Всё стихотворение строится на аллитерации: сочетание звуков «г», «р» создают ощущение присутствия лошади за спиной у читателя, буквально слышится цокот копыт. «Смех зазвенел и зазвякал» – звуки «с», «з» придают безжалостности, злости и грубости толпе, жаждущей только «хлеба и зрелищ».

Автор использует гиперболу: «Деточка, все мы немножко лошади», чтобы противопоставить поступок лирического героя и толпы. Индивидуум идёт против жестокого общества. Наверное, у любого человека была ситуация, когда уже готовы были опустить руки, но кто-то вдруг вселил надежду и придал второе дыхание. То же самое произошло и с несчастной лошадью, которой достаточно оказалось всего лишь сказать пару сочувствующих фраз и быть с ней участливым.

Метафоры: «Улица опрокинулась», «улица скользила» передаёт состояние человека, оказавшегося в беде, когда весь мир от него отвернулся. Зеркальный повтор: «Лошадь упала, упала лошадь» рисуют суету, которую развернули люди, когда увидели трагедию. В этих же строчках слышится такое средство художественной выразительности, как ассонанс.

Неологизмы Маяковского: «клёшить», «опита», «плоше» делают лирического героя исключительным, не таким, как все, личностью.

Главный вывод, сделанный Маяковским в лице лирического героя: «И стоило жить, и работать стоило». Несмотря ни на что, всегда нужно находить в себе силы двигаться дальше и никогда не перед кем и не перед чем ни опускать руки.

Анализ стихотворения Хорошее отношение к лошадям Майкова

Стихотворение Маяковского было написано в 1918 году когда в стране бушевала революция, царствовали беспорядки и разруха, и на фоне всего нарастающего хаоса было написано произведение которое отражало преобладающие чувства того времени. Поэтому ознакомившись с произведение можно сразу определить основную мысль и тему заключившиеся в чувстве сострадания к животному, которое переплетается одновременно с чувством одиночества. Образ животного в стихотворение ассоциируется не только с лошадьми, на место старой клячи, Маяковский ставит самого себя, поэтому главная тема сострадания является такой яркой и понятной, ведь писателю была знакомо чувство одиночество. Насколько мы знаем, писателя считали знаменитым поэтом футуристом, но мало кто пытался понять, что скрывается у него в душе. Ведь одиночество исчисляется не количеством физически окружающих людей, а численностью людей, которым можно излить душу. А таких у Маяковского никогда не было, поэтому писатель так умело смог воссоздать, свое жизненное положение на примере лошади, и провести линию между одиночеством и состраданием.

Анализируя стихотворение можно заметить, как хорошо прорисовывается общий сюжет происходящего, и эта простота и ясность сюжета необходима, чтобы каждый читатель смог поставить себя на место лошади и понять скрытый смысл который кроется за каждым поворотом сюжетной линии. На основе первых строчек, мы без усилий можем создать картину скользкой мостовой и упавшую лошадь вокруг которой толпились люди. Но некоторые слова имеют весомый смысл, как например употребление слово зеваки вместо просто людей, что может нам говорить о бессознательном, сонном состоянии граждан, которые не могут банально проявить чувство жалости и сочувствия. В середине произведения, наблюдается прямое обращение лирического героя к лошади, он мысленно сочувствует животному, и она все понимает и от этой искры милосердия, загорается большое пламя, дающее бедняжке силы, как будто она жеребенок и снова молода. Этим Маяковский подчеркивает, какой силой может обладать простое понимание и сочувствие в жизни всего живого, и какой большой ценой обладает эта капля понимания, что покрывает всю жизнь и все страдания.

Картинка к стихотворению Хорошее отношение к лошадям

Популярные темы анализов

Я думаю что в стихотворении Бориса Пастернака “Никого не будет дома” речь идёт об одиночестве. Герой стихотворения находится совершенно один дома, и его гложет неумолимая тоска. Жизнь течёт очень медленно, размеренно, не торопясь,

Прекрасное сочинение “Снег идёт” от автора Б.Л.Пастернака смело можно назвать одним из лучших, который вошел в его последний сборник но, к сожалению так и не попал в свет при жизни автора. Все стихотворения,

Н.А. Некрасов родился в сложное время, эпоху перемен в политической и духовной жизни России. Середина 19 века была переломным моментом для страны. Многие его произведения имеют острую социальную направленность

Самый родной человек – мама, та, что всегда с нами душой, близкая и понимающая. Человеку дается мать для того, чтобы он смог увидеть настоящую любовь, безусловную, прощающую, сопереживающую, самоотверженную

Александр Блок известен по всему миру. Его лирика восхищает многих людей. А литературные образы очень вдохновляют многих людей. В стихах Александра Блока всегда присутствует патриотизм, искренность, и лирическая драма.

Ссылка на основную публикацию