Характеристика Захара в романе И.А. Гончарова «Обломов»

Характеристика и образ Захара в романе Обломов Гончарова сочинение

Произведение Ивана Александровича Гончарова “Обломов” вышло в свет в середине 19 века, когда крепостное право еще не было отменено.

Одним из второстепенных героев представлен слуга Ильи Ильича Захар – пожилой лысоватый мужчина с бакенбардами на три бороды его образ жизни такой же как и у хозяина. Захар неряшлив, (его сюртук с прорехою подмышкой), ленивый, (в их квартире все покрыто слоями пыли), целыми днями он так же как хозяин лежит на кровати в сонном состоянии, поручения Обломова выполняет с большой неохотой, постоянно находя слова для оправдания своего бездействия.

Захар в роли слуги приставлен был ещё к маленькому Илюше – это послужило к сложившимся между ними уже скорее дружеским отношениям, нежели деспотическим, которым были подвержены подобные слуги во время крепостного права. Переехав из Обломовки в Петербург Захар подобно своему барину предпочитает придерживаться всего, что было в прошлом, видя самые счастливые годы именно в нём. Прошлая жизнь в Обломовке в сравнении с настоящей в Петербурге была тихим, умиротворённым раем.

Захар, живя продолжительное время в городе даже не пытается одеться во что-то новое, ему была близка одежда сшитая по старой моде, она оказывалась для него словно ниточка из прошлого. Он глубоко предан своему хозяину, выступает как верный слуга, не представляет своей жизни как самостоятельная личность, без стоящего над ним Обломова. В этом и есть трагичность образа в отличие от своего барина Захар не может что-то изменить в своей жизни. Все события сосредоточены вокруг Ильи Ильича, именно в его комфортной жизнь заключён весь смысл существования для Захара, даже после спора с Обломовым слуга чувствует свою вину, что смел сказать обидное.

Захар постоянно заботится о своем барине, как и в детстве, но иногда из-за неряшливости спокойно может подать еду в немытой посуде, что-то уронить на немытый пол.

Образ слуги Захара – это своего рода метафора на незабытую Обломовку, и на неменяющиеся взгляды. Через неряшливый вид костюма Захара и его постоянную апатию ко всему можно заметить глубокую тоску по Обломовке, где каждый день был наполнен спокойствием и умиротворением.

Вариант 2

Захар является одним из второстепенных героев романа «Обломов» Ивана Александровича Гончарова, преданным слугой заглавного героя.

Как уже было сказано, Захар – давний слуга своего барина Обломова. Внешность пожилого человека выдает его преклонный возраст: большая лысина, неопрятные и густые бакенбарды, старая одежда, которая уже выглядит неопрятно и чересчур плохо. В подчинении у Обломова Захар находится еще с юного возраста, поэтому их отношения можно отнести к дружеским. Прожив с Обломовым практически всю жизнь, он принял от него некоторые черты характера и привычки. Он так же любит большую часть времени отдыхать и проводить время в постели.

К обязанностям Захара относились мытье, кормление, переодевание и много других бытовых вещей. Мужчина временами мог быть неряшлив и неаккуратен, из его рук могла выпасть и разбиться какая-либо вещь. Но это ни в коем случае не связано с желанием навредить хозяину. Наоборот, Обломов был для него человеком, которого он безмерно любит и уважает. Захар был готов боготворить его и возносить до небес перед каждым человеком. К примеру, он не исполняет просьбу Терентьева и не отдает ему хозяйские вещи, потому что он желает их сохранить и уберечь от пропажи. Даже в таких мелочах проявляется преданность и забота по отношению к хозяину. Не всегда все было хорошо.

Временами Захар позволял себе выпить с товарищами и пообсуждать либо положительные, либо отрицательные черты Обломова, а также мог прибрать в свой карман немного денег. Скорее всего, можно закрыть глаза на такое редкое поведение мужчины, ведь огромная любовь к хозяину перекрывает эти недостатки. Даже женившись на кухарке по имени Анисья, он не ставит в приоритет свою личную жизнь и продолжает делать привычные обязанности, не подпуская к ним супругу. Исходя из вышеперечисленного, тот факт, что со смертью Обломова заканчивается и жизнь Захара, не станет ни для кого удивлением. Теперь мужчина по принуждению покидает привычные стены и бедствует. Он потерял любой смысл в жизни и отказывается от предложения Штольца перейти к нему на служение, потому что не в состоянии оставить могилу Обломова без присмотра.

Таким образом, с помощью образа Захара Гончаров раскрывает некоторые проблемы. Во-первых, проблему человеческой преданности. Захара можно привести в качестве подходящего примера, приводя аргументы о любви и привязанности к другому человеку. Во-вторых, в романе присутствует проблема жизни людей, которые зависят от другого человека. Бесспорно, жизнь Захара повернулась бы в совершенно другую сторону, если бы он видел вокруг себя не только хозяина, но и другие вещи.

Сочинение про Слугу Захара

Все произведения Ивана Александровича Гончарова наполнены глубоким смыслом и жизненным энтузиазмом. Самое известное произведение Обломов было написано в 1859 году и после публикации вызвало огромную кучу эмоций и споров вокруг главного героя Обломова и его лакея Захара. В образе Захара сочетаются и приятные, и отталкивающие черты. Произведение показывает нам крепостного с двух сторон. Одна из них это доброта и великодушие к окружающим, а другая это лень и отсутствие смысла в жизни и каких-либо интересов.

Наш лакей Захар является отражением главного героя Обломова. Он олицетворяет все самое плохое и худшее, что только есть в человеке. В произведении мы видим Захара уже пожилым и повидавшим немало на своем пути. Несмотря на это он вырос в хороших условиях. Его служба, а именно лакейство развили в нем не самые лучшие качества, такие как лень и беспечность. Его главное задачи были провожать своих господ в гости и переодевать барина после праздничных утех. Свободное время он уделял сплетням на кухне и нелепым разговорам, а так же постоянному нахождению на диване в прихожей дома.

Сам по себе Захар очень неловкий. Его лень и скрупулезность очень влияли на атмосферу внутри дома. Даже его полинявшая одежда и огромные бакенбарды, которые в какой-то мере повторяют Обломова, дают свое отражение на образе Захара. Его ливрея это символ натуры крепостничества и рабства. После смерти главного героя мы видим, как Захар теряется, и жизнь становится скучнее и однообразнее чем была при Обломове.

Гончаров очень красочно вводит Анисью будущую жену Захара. Она довольна умна и проворна. Тут образ Захара предстает еще глупее и беспомощнее на фоне яркой и гибкой Анисьи. Ее ум и сообразительность очень не нравилась Захару, поэту при каждом удобном случае он пытался ее унизить или оскорбить. Несмотря на это она его любит и пытается быть для него целым миром даже после смерти барина. Глядя на дальнейшую жизнь Захара можно сказать, что после ухода из жизни барина его жизнь останавливается, так как они замечательно дополняли друг друга.

Также читают:

Картинка к сочинению Образ и характеристика Захара в романе Обломов

Популярные сегодня темы

По жанровой направленности произведения является пьесой, основу которой составляет авторский роман «Белая гвардия». Основная тема пьесы заключается в изображении судьбы интеллигентной российской

Рассказ Чехова палата №6 является одним из наиболее популярных и популярность эта обуславливается в основном абсурдным сюжетом, который парадоксальным образом довольно точно описывает действительность.

Ефим Изварин является одним из второстепенных персонажей романа «Тихий Дон», написанного Шолоховым. Из повествования читатель узнает, что его полное имя Ефим Иванович Изварин.

Для того что бы провести анализ произведения «Тихий Дон» проведем анализ образа, главного героя произведения Мелехова Пантелея Прокофьевича. Его отношение к семье и обществу. Является ярким персонажем.

Художник – пейзажист Шишкин написал картину «На Севере диком стоит одиноко сосна. ». На холсте гордо возвышается высокая, могучая зелёная сосна. Причём она, несмотря на все невзгоды и тяжелейшие трудности

Характеристика Захара в романе “Обломов”: описание внешности и характера слуги Обломова

Захар. Роман “Обломов”.
Художник К. Тихомиров

Старый слуга Захар является одним из ярких второстепенных персонажей знаменитого романа “Обломов” И. А. Гончарова.

В этой статье представлена характеристика Захара в романе “Обломов”: описание внешности и характера слуги Обломова в цитатах.

Характеристика Захара в романе “Обломов”: описание внешности и характера слуги Обломова

“. знаменитый камердинер его Захар Трофимыч. ” (камердинер – слуга)

Захар служит у Обломова с тех пор, как барин был еще ребенком:
“. барина, которого ты ребенком носил на руках, которому век служишь и который благодетельствует тебе. “

О внешности Захара известно следующее:
“. В комнату вошел пожилой человек. ”
“. У меня руки чисты, – заметил Захар, показывая какие-то две подошвы вместо рук. ”
“. с голым, как колено, черепом и с необъятно широкими и густыми русыми с проседью бакенбардами, из которых каждой стало бы на три бороды. “

Слуга Захар носит огромные бакенбарды:

“. те же огромные бакенбарды, небритая борода. ”
“. Он даже усмехнулся, так что бакенбарды поднялись в сторону. ”
“. Он опять усмехнулся, от чего бакенбарды и брови раздались в стороны. “

Он носит старый серый сюртук:
“. в сером сюртуке, с прорехою под мышкой, откуда торчал клочок рубашки, в сером же жилете, с медными пуговицами. ”
“. Серый сюртук и жилет нравились ему и потому, что в этой полуформенной одежде он видел слабое воспоминание ливреи, которую он носил некогда, провожая покойных господ в церковь или в гости [. ] Поэтому для Захара дорог был серый сюртук [. ] Вот отчего Захар так любил свой серый сюртук. “

У Захара хриплый голос:
“. захрипел Захар, за неимением другого голоса, который, по словам его, он потерял на охоте с собаками. ”
“. Как только ноги-то таскают меня? – хриплым шепотом прибавил Захар. ”

В обязанности Захара входит мытье, причесывание и одевание барина Обломова:

“. Илья Ильич не умел ни встать, ни лечь спать, ни быть причесанным и обутым, ни отобедать без помощи Захара. “

Также в его обязанности входит подогрев самовара, чистка обуви и одежды Обломова, уборка в доме:
“. Он утром ставил самовар, чистил сапоги и то платье, которое барин спрашивал [. ]
Потом он мел [. ] и обтирал пыль [. ] Затем он уже считал себя вправе дремать на лежанке или болтать с Анисьей. “

Захар любит лежать на своей лежанке:
“. Это Захар спрыгнул с лежанки, на которой обыкновенно проводил время, сидя погруженный в дремоту. “

Он любит поспать, как и его хозяин:
“. Он чистит сапоги, потом спит, сидит у ворот, тупо глядя на редких прохожих. ”
“. Затем он уже считал себя вправе дремать на лежанке. “

Захар – ленивый человек:
“. Ну, брат, ты еще больше Обломов, нежели я сам. ” (Обломов о Захаре)
“. бил разные вещи и ленился. “

Ленивый Захар выполняет только то, что входит в его обязанности, и ничего больше:
“. Захар начертал себе однажды навсегда определенный круг деятельности, за который добровольно никогда не переступал. ”
“. Если ему приказывали сделать что-нибудь сверх этого, он исполнял приказание неохотно, после споров и убеждений. “

Он плохо ведет хозяйство Обломова:
“. Ах, этот Захар: житья нет от него! [. ] ни за чем не посмотришь! Как же в доме бумаги не иметь. “

Захар не любит убираться:
“. Уберешь, а завтра опять наберется, – говорил Захар [. ] – Как это? Всякий день перебирай все углы? – спросил Захар. – Да что ж это за жизнь? Лучше Бог по душу пошли. “

Он является неопрятным человеком:
“. Захар неопрятен. Он бреется редко; и хотя моет руки и лицо, но, кажется, больше делает вид, что моет; да и никаким мылом не отмоешь. ”
“. У меня и блохи есть! – равнодушно отозвался Захар. “

Захар – неловкий, неуклюжий человек:
“. Он очень неловок. ”
“. У Обломова в кабинете переломаны или перебиты почти все вещи, особенно мелкие, требующие осторожного обращения с ними, – и всё по милости Захара. ”
“. Не дай Бог, когда Захар [. ] вздумает все убрать, вычистить, установить, живо, разом привести в порядок! Бедам и убыткам не бывает конца [. ] Начиналась ломка, паденье разных вещей, битье посуды, опрокидыванье стульев. “

Он является упрямым человеком:
“. Дай, Захар, фрак, не упрямься. “

Захар – угрюмый, грубый и жесткий старик:
“. Он и служи барину, и мети, и чисть, он и на побегушках! От всего этого в душу его залегла угрюмость, а в нраве проявилась грубость и жесткость. “

Захар является ворчливым стариком:
“. он ворчал всякий раз, когда голос барина заставлял его покидать лежанку. ”
“. А кто его знает, где платок? – ворчал он. ”
“. Захар зарычал, как медведь, но не шел. “

Он нередко грубит и фамильярничает с Обломовым:
“. Спорит, грубиянит, а дела не спрашивай. ”
“. даже был грубоват, фамильярен в обхождении с ним, сердился на него, не шутя, за всякую мелочь. ” (фамильярный – бесцеремонной, развязный)

При этом у Захара доброе и мягкое сердце:
“. Несмотря, однако ж, на эту наружную угрюмость и дикость, Захар был довольно мягкого и доброго сердца. “

Захар – лукавый человек, обманщик:
“. он, однако ж, редкий день в чем-нибудь не солжет ему. ”
“. прожорливым и лукавым парнем. ” (описание Захара в молодости)

Он ворует деньги у своего хозяина Обломова:
“. Захар норовит усчитать у барина при какой-нибудь издержке гривенник и непременно присвоит себе лежащую на столе медную гривну или пятак. Точно так же, если Илья Ильич забудет потребовать сдачи от Захара, она уже к нему обратно никогда не поступит. ”
“. Как не приберешь гривен да пятаков к рукам, так и табаку не на что купить. ” (Захар о своем воровстве)

Также Захар ворует еду у Обломова:
“. этот так и выглядывает, как бы съесть и выпить и то, чего не поручают [. ] тоскует, когда барин съедает дотла все, что ни положит на тарелку. “

Слуга Захар любит поесть:
“. вечная, никогда не умолкающая потребность жевать. ”
“. Обломов помнит его молодым, проворным, прожорливым и лукавым парнем. “

Также Захар любит выпить:
“. Захар любил выпить. ”
“. Захар сам любил выпить с приятелями на барский счет. “

Он является не очень честным человеком:
“. во всяком случае, не от избытка честности. “

Слуга Захар – сплетник:
“. Сверх того, Захар и сплетник. В кухне, в лавочке, на сходках у ворот он каждый день жалуется, что житья нет, что этакого дурного барина еще и не слыхано. ”
“. Он иногда [. ] вдруг распускал про барина какую-нибудь небывальщину. ”

Он ругает своего барина Обломова за его спиной:
“. по привычке, доставшейся ему по наследству от деда его и отца – обругать барина при всяком удобном случае. ”
“. как сказано, злословил его у ворот. ” (злословит Обломова)

Он является общительным человеком:
“. сообщительный нрав. ”
“. Он или дремал в прихожей, или уходил болтать в людскую, в кухню. “

Захар – неграмотный, необразованный человек. Он не умеет читать:
“. Прожил век и без грамоты, слава Богу, не хуже других! – возразил Захар. ”
“. Разве я знаю, какое письмо вам нужно? Я не умею читать. “

При этом Захар все-таки умеет считать:
“. Вот погодите, дайте срок! – говорил Захар, зажмуриваясь и ворча. – Восемь десятков да десять десятков – восемнадцать, да два десятка. ”

В свои 55 лет Захар женится на кухарке Анисье:
“. он женат на Анисье, вследствие ли разрыва с кумой или так, по убеждению, что человек должен быть женат; он женился и вопреки пословице не переменился. “

После смерти Обломова и Анисьи слуга Захар становится нищим бродягой и начинает пьянствовать:
“. Кабы не барыня, дай Бог ей здоровье! – прибавил Захар, крестясь, – давно бы сгиб я на морозе [. ] Да из‑за меня и ее стали попрекать, я и ушел куда глаза глядят! Вот теперь второй год мыкаю горе. ”
“. Ну, полно, не бродяжничай и не пьянствуй. ”
“. С горя, батюшка, Андрей Иваныч, ей‑богу, с горя. ” (запил с горя)

Оставшись один, Захар скучает по своему покойному барину Обломову и ходит на его могилку:
“. Ехать-то неохота отсюда, от могилки -то! Наш-то кормилец-то, Илья Ильич, – завопил он, – опять помянул его сегодня, царство ему небесное! Этакого барина отнял Господь. “

Это была цитатная характеристика Захара в романе “Обломов” Гончарова: описание внешности и характера слуги Обломова в цитатах.

Захар — образ и характеристика героя романа И. А. Гончарова «Обломов»

Характеристика образа Захара дана автором с большой долей иронии, что делает этого персонажа не двойником Обломова, а его карикатурной копией.

Образ Захара

Почти каждый штрих в описании внешности и поведения Захара автор наполняет юмором. Например, мысль о том, что Обломовка была дорога обоим героям, в отношении к Захару сформулирована так: «Захар любил Обломовку, как кошка свой чердак…» А чего стоит фраза о чистоплотности: «У меня руки чисты, – заметил Захар, показывая какие-то две подошвы вместо рук…»

В романе старый слуга Захар Трофимович — один из самых ярких второстепенных персонажей. Ему 55 лет. В молодости он служил лакеем в барском доме в Обломовке, потом был приставлен дядькой к Илюше, позже в Петербурге стал камердинером Ильи Ильича.

Обязанностью Захара было полное обслуживание Обломова, так как «Илья Ильич не умел ни встать, ни лечь спать, ни быть причёсанным и обутым, ни отобедать без помощи Захара…» Ещё он был обязан подогревать самовар, чистить одежду и обувь своего барина и убирать в кабинете. Но уборка эта проводилась только после длительного пререкания Захара с барином. Круг этих немногочисленных обязанностей Захар однажды и навсегда очертил себе сам. Если его заставляли делать что-то сверх этого, он оставался очень недоволен и ворчал. После исполнения этих нехитрых обязанностей он дремал на лежанке или шёл болтать с Анисьей…

Внешность

Это был «…пожилой человек, в сером сюртуке, с прорехою под мышкой, откуда торчал клочок рубашки, в сером же жилете… с голым, как колено, черепом и с необъятно широкими и густыми русыми с проседью бакенбардами… » Эти роскошные бакенбарды — колоритная деталь внешности Захара. Они шевелились и меняли положение на его лице в зависимости от мимики: когда он улыбался — его бакенбарды раздвигались в стороны и поднимались.

Раньше он носил ливрею, сопровождая своих господ в гости или в церковь, а сейчас неизменный сюртук и жилет напоминали ему эту ливрею, которая свидетельствовала о достоинстве дома Обломовых. Глубокая пре­данность барину перешла к нему «…от отца, деда, братьев, дворни… обратилась в плоть и кровь».

Характер

Главной чертой характера Захара была леность. Она дана ему от природы — он родился и вырос в благословенном уголке, где «всё тихо и сонно».

Как Обломов был привязан к своему дивану, так Захар был привязан к своей лежанке. Погружённый в дремоту, он проводил на ней большую часть своего времени. Иногда выходил к воротам, тупо смотрел на прохожих, а затем шёл на кухню поболтать с кухаркой Анисьей.

Конечно, хозяйство Обломова при таком слуге велось кое-как. Когда речь заходила об уборке, он говорил, что нет смысла убираться каждый день, потому что завтра мусор снова наберётся. Лучше умереть, рассуждал он, чем каждый день перебирать все углы.

Захар нечистоплотен и неопрятен. Он редко бреется, редко моет лицо и руки, хотя делает вид, что иногда занимается этим. Когда Обломов стыдит его за то, что видел на стене клопа, Захар реагирует на это совершенно спокойно, добавляя, что у него и блохи есть. Мол, что в этом такого?

С юмором описана феноменальная неуклюжесть и неловкость Захара. Все предметы в кабинете Обломова, особенно те, которые требуют бережного отношения, перебиты и переломаны. Когда он принимался за наведение порядка в кабинете хозяина, «начиналась ломка, паденье разных вещей, битьё посуды, опрокидыванье стульев…» Гончаров пишет, что годами вещи могут стоять на своих местах, но стоит Захару взять в руки какую-нибудь из них — она тут же ломается или разбивается.

Отношения Обломова и Захара

С Обломовым Захар часто грубит и фамильярничает, спорит с ним, особенно когда дело касается какого-нибудь задания, не предусмотренного кругом его основных обязанностей. Легко врёт своему хозяину и ворует у него деньги со стола, а также не возвращает сдачу. Причём оправдывает это своеобразно: «Как же не приберёшь гривен да пятаков к рукам, так и табаку не на что купить…»

Он и в юности был «проворным, прожорливым и лукавым парнем», таким же прожорливым и лукавым остался и в старости и всегда тосковал, если барин всё съедал и тарелка оставалась пустой. Он постоянно что-то жевал, любил также и выпить за барский счёт.

Читать он не умел, но и не расстраивался особенно по этому поводу: «Прожил век и без грамоты, слава Богу, не хуже других». Это рассуждение также перекликается с мнением Обломова: «Я ни разу не натянул себе чулок на ноги, как живу, слава богу! Стану ли я беспокоиться? Из чего мне?»
Зато деньги считать Захар умел.

Захар любил посплетничать, распускал о своём барине различные небылицы, называл его дурным барином, не дающим ему житья. В то же время он всей душой был предан своему хозяину и вообще всему, что носило имя Обломова. Он мог себе позволить злословить по его адресу, но никогда не позволял этого делать другим.

Автор пишет: «Захар умер бы вместо барина, считая это своим неизбежным и природным долгом…». Но при этом Гончаров уверен, что если бы Захару пришлось дежурить ночью у постели больного Обломова, то он непременно бы уснул.

В возрасте 55 лет Захар женился на кухарке Обломова Анисье. Несколько лет они живут в браке и продолжают служить Обломову. Анисья, тихая, кроткая, работящая женщина, для Захара стала тем же ангелом-хранителем, что и Агафья Пшеницына для Обломова.

Но она умирает от холеры. Умирает и Обломов. После его смерти Захар очень скучает по своему барину, ходит на его могилу и не хочет никуда уезжать, несмотря на предложение Штольца. Оставшись в одиночестве, он начинает пить и бродяжничать.

Вывод

Захар — порождение той же жизни, что и Обломов. И тот, и другой воплощают в себе один и тот же тип человека — обломовский. Их судьбы неразрывны, жизнь каждого из них невозможна и немыслима без другого. «Старинная связь была неистребима между ними», — говорит автор. Поэтому понятие «обломовщина» включает в себя не только самого Обломова, но и Захара. Они оба не хотят и не могут уже изменить устоявшийся быт, совершенствовать себя. Им обоим свойственно мечтать, но ничего не делать. Они оба зависят друг от друга.

Образ Захара в романе И. А. Гончарова «Обломов» дополняет картину обломовщины. Но не хотелось бы сводить всё только к крепостному праву и рабской зависимости слуг от своих хозяев. Это упрощает смысл романа.

Обломов — это, безусловно, «продукт» благословенной Обломовки. Но это ещё и определенный психотип. Он встречается в любое время и в любой общественно-экономической формации. И в наше время достаточно людей, душевное устройство которых соответствует этому типу личности.

Давно также замечено, что люди, долгое время живущие вместе, становятся похожими друг на друга не только привычками и вкусами, но и внешне. Особенно заметно это у супругов. Даже животные, долго прожившие с людьми, становятся в чём-то похожими на своих хозяев. Так что и схожесть характеров и образа жизни Обломова и Захара можно объяснить этим обстоятельством.

Характеристика образа Захара может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.

Захар («Обломов»)

Портрет

Внешность Захара Трофимыча, как нельзя лучше характеризует не только его самого, но и Обломова, которому он служит.

Это пожилой лысеющий мужчина неопрятной внешности с грязными руками и в поношенной дырявой одежде: «сером сюртуке, с прорехою под мышкой, откуда торчал клочок рубашки». Отличительной чертой в его облике, на которой постоянной заостряется внимание писателя, являются огромные седеющие бакенбарды. Они не только представляют собой часть внешности Захара, но и передают его настроение («Он даже усмехнулся, так что бакенбарды поднялись в сторону», «бакенбарды были по-прежнему большие, но смятые и перепутанные, как войлок, в каждой точно положено было по кому снега»). Эти нестриженые бакенбарды и всклоченная борода вкупе с серым рваным сюртуком немало говорят о характере своего владельца.

Биография

Родители Захара были крепостными в деревне Обломовка, такая же судьба ждала их сына. Он сопровождал господ в церковь и гости, и ожидал их во время службы, а в остальное время ничего не делал.

Ещё юношей, будучи лакеем у господ Обломовых, Захар был приставлен к маленькому Илюше. В его обязанности входило одевать и раздевать мальчика.

Юный Захар был хитрый, ленивый, прожорливый парнишка.

Спокойная размеренная жизнь в деревне, несложные обязанности, ещё больше развили в парне природную лень.

Переехав вместе с Обломовым в город, Захар сильно скучает по родной деревне. Сохранить воспоминания об Обломовке ему помогает старый сюртук и бакенбарды, которые были в моде в то время.

Проживая в городе вместе с барином, он совершенно не смотрит за порядком. В квартире, где живут Обломов и Трофимов грязь, пыль и паутина. Захар ничего не умеет мастерить, любая вещь, попадая к нему в руки, ломается или разбивается, у него в прямом смысле всё валится из рук.

Характер

Захар является второй половинкой своего барина. Их основное занятие: праздность. Они оба ничего не хотят менять в своей жизни. И, когда у Обломова благодаря Ольге Ильинской появилась возможность изменить образ жизни, то Захар всеми силами пытался этому воспрепятствовать. Кроме необычайной лени, для него характерны: неряшливость, болтливость, медлительность и неуклюжесть. За большой срок службы, он научился «командовать» Обломовым. Если Захар что-то не хочет делать, то Илье Ильичу его невозможно заставить. Своего же старый слуга может легко от барина добиться.

При приезде в город он чётко очертил свои обязанности и не собирается их менять. В круг его занятий по дому входят: чистка сапог и платья для барина, время от времени подметание середины комнаты, «обтирание» пыли и приготовление чая (ставит самовар). После проведённых работ, Захар отдыхал на своей лежанке. Слуга любит барина, но сплетничает о нём с приятелями, потихоньку подворовывает у него, не соблюдает субординацию.

В то время, как Обломов и его слуга по характеру похожи друг на друга, жена Захара Анисья, на которой он женился в 55 лет, является его полной противоположностью. Она подвижна, хозяйственна, по-своему умна. Благодаря ей в квартире появляются уют и чистота. Но Захар не ценит достоинств жены, частенько оскорбляет её.

Захар и Обломов

Несмотря на частые ссоры, пререкания, ругань, споры с Обломовым, недобросовестное выполнение своих обязанностей, Захар не представляет себе жизни без Ильи Ильича. Боясь потерять своё влияние на хозяина и свою нужность Обломову, он сильно ревнует барина к Ольге Ильинской.

После смерти Обломова и жены Анисьи Захар остаётся нищим, никому ненужным, но, тем не менее, отказывается уезжать со Штольцем, чтобы, как верный пёс быть возле могилы своего господина.

Заключение

Образ Захара в романе И. А. Гончарова «Обломов» не только отлично отражает и дополняет суть главного героя романа, но и показывает, как крепостнические порядки губят в человеке личность. При этом деградация касается не только самих крепостных, но их господ. Обломов, также не может обойтись без Захара, как этот старый слуга без своего хозяина.

Характеристика Захара(слуги Обломова) в романе

Введение

Роман Гончарова «Обломов» был издан в 1859 году в переломный для российского общества период. На момент написания произведения, в Российской Империи существовало два социальных слоя – сторонники новых, проевропейских, просветительских взглядов и носители устаревших, архаичных ценностей. Представителями последних в романе являются главный герой книги Илья Ильич Обломов и его слуга Захар. Несмотря на то, что слуга является второстепенным персонажем, только благодаря введению автором в произведение этого героя, читатель получает реалистичную, а не идеализированную Обломовым картину «обломовщины». Характеристика Захара в романе «Обломов» Гончарова полностью соответствует «обломовским» ценностям и образу жизни: мужчина неряшлив, ленив, медлителен, любит приукрасить свою речь и прочно держится за все старое, не желая меняться под новые условия жизни.

Захар и Обломовка

По сюжету романа слуга Обломова Захар начал служить у Обломовых еще в ранней юности, где его приставили к маленькому Илье. Это и обусловило сильную привязанность героев друг к другу, которая со временем перешла скорее в шутливо-дружеские отношения, чем в отношения «барин-слуга». В Петербург Захар переехал уже в зрелом возрасте. Все его счастливые годы молодости прошли в Обломовке, а наиболее яркие воспоминания были связаны именно с деревней барина, поэтому мужчина даже в городе продолжает держаться за свое прошлое (как, впрочем, и Илья Ильич), видя в нем все лучшее, что с ним было.

Захаров в «Обломове» предстает пожилым человеком «в сером сюртуке, с прорехою подмышкой, откуда торчал клочок рубашки, в сером же жилете, с медными пуговицами, с голым, как колено, черепом и с необъятно широкими и густыми русыми с проседью бакенбардами, из которых каждой стало бы на три бороды».

Поместье барина было для мужчины не просто местом, где он родился, вырос и получил первые жизненные уроки. Обломовка стала для Захара примером того идеального воплощения помещичьих, домостроевских ценностей, которые ему прививались родителями, дедами и прадедами. Оказавшись в новом обществе, желающем полностью отбросить былой опыт и жить новой жизнью, мужчина чувствует себя одиноким и брошенным. Именно поэтому, даже если бы была возможность, герой не ушел бы от Ильи Ильича и не сменил своего облика, ведь так он предал бы идеалы и ценности своих родителей.

Захар и Ильи Ильич Обломов

Захар знал Обломова с самых малых лет, поэтому прекрасно видел его достоинства и недостатки, понимал, когда с барином можно поспорить, а когда лучше смолчать. Илья Ильич был для слуги связующим звеном между Обломовкой и большим городом: «в кое-каких признаках, сохранившихся в лице и манерах барина, напоминавших его родителей, и в его капризах, на которые хотя он и ворчал, и про себя, и вслух, но которые между тем уважал внутренне, как проявление барской воли, господского права, видел он слабые намеки на отжившее величие». Воспитанный как преданный слуга своего барина, а не самостоятельная личность, как часть большого дома и рода «без этих капризов он как-то не чувствовал над собой барина; без них ничто не воскрешало молодости его, деревни, которую они покинули давно».

Захар не воспринимал своей жизни в другой ипостаси, не как слуги Обломова, а, например, свободного ремесленника. Его образ не менее трагичен, чем образ Ильи Ильича, ведь в отличие от барина, он не может изменить свою жизнь – переступить через «обломовщину» и двигаться дальше. Вся жизнь Захара сосредоточена вокруг Обломова и его благополучие, комфорт и важность для слуги являются основным смыслом жизни. Показательным доказательством является эпизод спора между слугой и Ильей Ильичем, когда Захар уподобил барина другим людям и сам почувствовал, что сказал что-то действительно обидное для Обломова.

Как и в детстве Ильи Ильича, в его зрелые годы слуга продолжает заботиться о своем барине, хотя эта забота иногда и выглядит несколько странно: например, Захар может подать обед на побитой либо немытой посуде, уронить еду и, подняв с пола, предложить Обломову. С другой стороны, весь быт Ильи Ильича держится именно на Захаре – он знает все хозяйское добро наперечет (даже запрещает Тарантьеву брать вещи Обломова, когда тот не против), всегда готов оправдать своего барина и показать его лучшим (в беседах с другими слугами).
Илья Ильич и Захар дополняют друг друга, так как представляют два основных проявления «обломовских» ценностей – барских и его преданного слуги. И даже после смерти Обломова мужчина не соглашается уехать к Штольцу, желая остаться рядом с могилой Ильи Ильича.

Заключение

Образ Захара в Обломове – это метафора обветшалой Обломовки и устарелых, архаичных взглядов на мир и общество. Сквозь его нелепый костюм, постоянную лень и своеобразную заботу о барине прослеживается бесконечная тоска по тем далеким временам, когда Обломовка была процветающей помещичьей деревней, действительно райским уголком, полным спокойствия, умиротворения, понимания, что завтра будет так же тихо и однообразно, как и сегодня. Илья Ильич умирает, но Захар остается, как остается и сама Обломовка, которая, возможно, в дальнейшем перейдет сыну Ильи Ильича, но станет уже совершенно другим поместьем.

Захар

Захар. Актер А. Попов. Х/ф «Несколько дней из жизни И.И. Обломова». 1979

Художественной особенностью романа «Обломов» является построение системы образов по принципу «двойник» и «антипод». Полным подобием главного героя выступает в произведении старый, верный слуга Обломова Захар. Персонаж играет в романе второстепенную роль и относится, по словам И.А. Гончарова, к «слугам старого века». Так называли людей старой закалки, которым не удалось вписаться в современные условия жизни.

Литературным прототипом Захара на полном основании можно считать Савельича из повести «Капитанская дочка». Обоих персонажей сближает безграничная, почти рабская преданность и готовность «умереть, ежели нужно» за барина.

Описание героя

Внешность, характеристика личности

Захар еще помнит те времена, когда усадьба Обломовых в одноименном имении была богата и знаменита на всю округу. Но потом, неизвестно по какой причине, она обмельчала и превратилась в подобие таких же незаметных дворянских домов. «Только поседевшие слуги дома хранили и передавали друг другу верную память о минувшем, дорожа ею, как святынею». К числу таких слуг принадлежит и Захар. Он неразрывными узами связан со своими вопоминаниями и с барином, детство и отрочество которого прошли на его глазах.

Захар. Иллюстрация к роману «Обломов». Художник К. Чичагов

Автор представляет Захара читателю в первой главе произведения. Среди многочисленных деталей, благодаря которым создается картина обстановки и быта главного героя, возникает фигура старого слуги. Это почти лысый человек «в сером сюртуке, с прорехою под мышкой… в сером же жилете, с медными пуговицами… и густыми, русыми с проседью бакенбардами, из которых каждой стало бы на три бороды». Вся его фигура представляет собой сочетание нелепости и неопрятности. Дополнением к образу служит странный голос: Захар издает звуки, больше похожие на собачье ворчание или хрип, но никак ни на человеческую речь. Свой голос, подаренный ему богом, «он потерял на охоте с собаками, когда ездил со старым барином и когда ему дунуло будто сильным ветром в горло».

Захар – зеркальное отражение Обломова, создается впечатление, что он еще ленивее Ильи Ильича. Комичность ситуации придают упреки барина своему слуге за лень и неряшливость. На замечание о том, что неплохо бы избавиться от пыли и убрать грязь, Захар невозмутимо отвечает: «чего ее убирать, если она снова наберется». Захар вооружен собственной философией, согласно которой, нет надобности бороться с грязью, клопами, тараканами, поскольку они придуманы самим богом. К тому же, Захар – это живой пример народной пословицы о двух левых руках: все, к чему он прикасается – тут же оказывается поломанным, разбитым, исцарапанным или совсем вышедшим из строя.

Отношения с Обломовым

При всей своей лени и расхлябанности, Захар, прекрасно осознает, насколько губителен образ жизни, который ведет его барин. Временами он начинает стыдить Обломова и даже жалуется на него Штольцу, но его усилия оказываются напрасными. Сил у стареющего слуги остается все меньше для того, чтобы бороться с таким злом, как «обломовщина».

Барин для Захара – олицетворение самого господа. Такая преданность характерна для многих слуг – и предшественников, и современников Захара. Он, так же, как и пушкинский Савельич грозно стоит на страже хозяйского добра. Пользуясь данным самому себе правом, он вторгается в разговор Обломова с Тарантьевым, чувствуя, что последний намерен облапошить простодушного барина. Мошенник в очередной раз просит Обломова одолжить ему сюртук, но Захар категорически отказывает: Тарантьев не получит ничего до тех пор, пока не вернет жилет и рубашку. Такое непоколебимое упорство звучит в этом отказе, что даже Обломов не находит слов для возражения.

Автор подчеркивает, что Захар, являясь двойником своего барина, наделен такой же «золотой душой», как и Обломов. Под оболочкой мужиковатости и грубости скрывается доброе сердце, в котором отзываются все душевные переживания хозяина. Захару свойственна природная проницательность, которая позволяет ему безошибочно распознавать друзей и недругов Обломова. Так, в Тарантьеве он сразу угадывает афериста и негодяя, а Штольца и Ильинскую признает за лучших и искренних друзей хозяина.

Захар. Актер А. Попов. Х/ф «Несколько дней из жизни И.И. Обломова». 1979

Еще при жизни Ильи Ильича Захар взял в жены кухарку Анисью. Но он все так же продолжает самолично прислуживать Обломову. Будучи в высшей степени нерасторопным, он разбивает столовые приборы, роняет на пол хлеб, переворачивает подносы с едой, даже мебель страдает от неуклюжести Захара. Но все попытки Анисьи помочь сурово отклоняются, потому что Обломов – это только «его барин».

Несмотря на безграничную преданность, Захар время от времени позволяет себе дерзить и пререкаться с Обломовым. Это скорее объясняется тем духовным родством, которое возникло у героев на протяжении многолетних отношений. Играют свою роль и новые веяния, добравшиеся до сословия прислуги – теперь в моду входит критика и осуждение господ. В этом Захар видит некое проявление своей свободы, которую он не в состоянии применить для иного блага.

Отрицательные качества Захара

Традиционным пороком, которому подвержены многие господские слуги, является пьянство. К их числу принадлежит и Захар, который находит в выпивке своеобразную отдушину. Дождавшись, когда хозяина сморит послеобеденный сон, он направляется в кабак, чтобы напиться в компании собутыльников. Захмелев, он начинает то восхвалять Обломова, то кичиться тем, какое он, Захар, оказывает влияние на своего барина. Иногда он прикарманивает небольшие суммы хозяйских денег «на выпивку», но в крупном воровстве не замечен ни разу. Еще Захар очень любит хвастаться «важными» гостями, которые посещают Обломова, но это можно скорее отнести к маленьким слабостям, нежели к недостаткам. Ведь в глубине души Захар понимает, что все эти «важные» персоны приходят к Илье Ильичу, чтобы выпить и набить свои животы за чужой счет.

Захар после смерти Обломова

Взаимоотношения Захара и Обломова правильнее будет рассматривать не с точки зрения физического взаимодействия, которое определяется совместным проживанием и ежедневным общением. Связь эта более глубокая, больше ментальная, чем социальная, возникшая еще в патриархальном имении родителей главного героя, в том самом сонном царстве Обломовки. По этой причине разорвать ее не удается даже после смерти Ильи Ильича. Уход из жизни Обломова в один момент обрушивает жизнь верного слуги. Потрясенный Захар, не представляющий иной жизни, кроме служения барину, быстро нищает и становится постоянным обитателем паперти. У него ни разу не возникает желания вернуться к родственникам, оставшимся в Обломовке. Последнее свое предназначение он видит в уходе за могилой хозяина.

Роль героя в произведении

В образе Захара зеркально отражаются все позитивные и негативные качества Обломова. Герои накрепко связаны той «пуповиной», которую невозможно разорвать даже после смерти одного из них. Страдания Захара, неумение и нежелание жить без барина доводят его до нищеты и одиночества. В конце романа читатель видит в нем лишенного смысла жизни бродягу. Вероятно, таким финалом жизненного пути этого персонажа, И.А. Гончаров хочет подчеркнуть характерную для России связь между рабом и хозяином. Как Обломов не может обойтись без своего слуги, так и Захар, не представляет себя никем, кроме данного ему раз и навсегда предназначения.

  1. Мусатов Е.И. Из творческой истории романа И.А. Гончарова «Обломов» // Изв. АН СССР. Сер. лит. и яз. Т. 24. Вып. 4. — 1965.
  2. Горелов А.Е. Обломовщина: И.А. Гончаров // Горелов А.Е. Очерки о русских писателях. — Л., 1968. — С. 253-314.
  3. Краснощекова Е.А. «Обломов» И.А. Гончарова. — М.: Худож. лит., 1970.
  4. Таборисская Е.М. Автор и герой в романе И.А. Гончарова «Обломов» // Изв. Воронеж. пед. ин-та. — Воронеж, 1972.
  5. Одинцов В.В. Художественный образ и стиль: О романе И.А. Гончарова «Обломов» // Рус. речь. — 1973.

Захар — второй Обломов (по роману Гончарова «Обломов»)

Иван Александрович Гончаров создал свое произведение в 1859 году, всего за два года до отмены крепостного права. Одним из главных является образ Захара в романе «Обломов». Этому типу Иван Александрович Гончаров посвятил отдельный очерк под названием «Слуги старого века», в котором автор вспоминает представителей данного сословия, которых он знал, людей старой закалки, тяжело вживающихся в изменившиеся жизненные условия.

Портрет Захара

Образ Захара в романе «Обломов» характеризует его портрет. Иван Александрович Гончаров так описывает этого слугу. Это пожилой уже человек, «в сером сюртуке» и такого же цвета жилете с медными пуговицами, с голым черепом, «как полено», и с густыми и широкими русыми бакенбардами с проседью, каждой из которых хватило бы «на три бороды». Изображающий нелепую и смешную внешность портрет Захара дополняется автором и особенным голосом: герой или хрипит, или ворчит, как собака, а не говорит. Данный Богом голос, по словам Захара, он «потерял на охоте», когда вместе со старым барином ездил туда и когда ему будто бы в горло дунуло сильным ветром.

«Захар — второй Обломов (по роману И. А. Гончарова «Обломов»)»

Роман И. А. Гончарова «Обломов» — «роман-монография». Создавая ее, автор имел целью написать историю жизни одного человека — Ильи Ильича Обломова. Писатель на протяжении всего романа показывает духовный путь своего героя. Взращенный Обломовкой, тот привык к лени и «ничегонеделанию». С детства окруженный слугами, Илья Ильич не может самостоятельно даже вытереть нос. «Главным» слугой Обломова является Захар — мажордом, лакей, нянька и все остальное в одном лице. Обломов помнит Захара «молодым, проворным, прожорливым и лукавым парнем». Но это было очень давно. Сейчас его облик совсем иной: «В комнату вошел пожилой человек, в сером сюртуке, с прорехою под мышкой, откуда торчал клочок рубашки, в сером же жилете, с медными пуговицами, с голым, как колено, черепом и с необъятно широкими и густыми русыми с проседью бакенбардами, из которых каждой стало бы на три бороды». Захар неряшлив, неаккуратен, нерасторопен, ленив так же, как и его хозяин, если не больше. Это человек двух эпох. От одной из них ему досталась безграничная преданность дому Обломовых, а от другой, более поздней, — «утонченность и развращение нравов». Автор подчеркивает, что Захар умер бы за своего барина, считая это долгом, без малейших раздумий. Но если бы Обломов заболел, а его попросили бы провести ночь у постели больного, то Захар бы непременно уснул. Мы узнаем, что этот герой любит выпить и позлословить о своем барине, таскает у него пятаки и гривны, разбивает все, что бьется, и безбожно ленится. Но все же всегда выясняется, что это глубоко преданный своему барину слуга. Вообще, образ слуги в литературе — это отдельная тема, которая разрабатывалась в произведениях многих писателей. В «Обломове» подчеркивается, что слуга и барин во многом сходны. Штольц, например, замечает, что в Захаре еще больше обломовского, чем в самом Обломове. Все, что есть в характере Захара, корнями своими уходит в Обломовку, над которой царит вечный сон: «Захар любил Обломовку как кошка свой чердак, лошадь — стойло, собака — конуру, в которой родилась и выросла». Своей преданностью Захар пагубно влияет на характер главного героя. Зачем человек будет трудиться и делать что-либо вообще, если у него есть «триста Захаров», которые со всем этим прекрасно справятся? И сам Захар вполне согласен с подобной точкой зрения. Он считает, что барин абсолютно прав, когда сердится за то, что слуга сравнивает его «с другими»: «Я «другой»! Да разве я мечусь, разве я работаю? Мало ем, что ли? Худощав или жалок на вид? Разве недостает мне чего-нибудь? Кажется, подать, сделать — есть кому? Я ни разу не натянул себе чулок на ноги, как живу, слава богу! Вот такова жизненная философия Обломова. Но Захар не видит в этом ничего возмутительного или задевающего его достоинство. Напротив, он горячо поддерживает хозяина, считая, что настоящий барин должен быть именно таким. Автор неспроста берется за разработку образа Захара. Велика его роль в раскрытии особенностей характера Обломова. Захар — олицетворение всех крестьян Обломовки. На примере его взаимоотношений с барином показаны отношения господ со своими слугами вообще. Прошло то время, когда крестьяне за своего хозяина бросились бы в драку, а те, в свою очередь, были благодетелями для своих слуг. Теперь слуги, в частности, Захар, осмеливаются перечить своим господам, а то и попросту пренебрегать их пожеланиями. Но, несмотря на мелкое недовольство как со стороны Обломова, так и со стороны Захара, живут они душа в душу. Никто не знает Илью Ильича лучше, чем Захар. Если следовать утверждению «каков слуга, таков и хозяин», мы получим неприглядный, но вполне правдивый портрет души Обломова. Он попрекает Захара, что грязно, что все время что-то пропадает, но слуга знает, что это все — лишь пустые разговоры, которые на самом деле ни к чему не приведут. Как и Обломов, Захар большую часть времени лежит, а нет — так болтает с дворней. Он отражает, пусть более утрированно, все основные черты характера своего хозяина. Как уже было сказано выше, образ слуги в романе не случаен. Они одинаковы — и хозяин, и слуга. Но на первого еще оказывают положительное влияние Штольц и Ольга Ильинская, а второй — самобытный характер, не призванный измениться в каком бы то ни было случае.

Слуга Захар: характеристика

Равнодушие к грязи, пыли и сору отличает этого человека от других персонажей-слуг, изображенных в отечественной литературе различными авторами. Слуга Захар имеет на этот счет свою философию, которая не позволяет ему бороться с клопами и тараканами, поскольку они выдуманы Господом. Когда Илья Ильич приводит в пример ему семейство настройщика, живущее напротив, тот отвечает аргументами, в которых чувствуется его незаурядная наблюдательность. Захар говорит о том, что у немцев нет грязи потому, что эти герои «Обломова» голодают, а сюртук с отцовского плеча переходит сыну, поэтому у семьи нет изношенного платья, горой лежащего в шкафах, как в доме у Ильи Ильича.

Этот слуга, при всей своей внешней разболтанности, тем не менее, довольно собран. Так, не дает ему растрачивать барское добро вечная привычка слуг старой закалки — когда жулик Тарантьев, земляк Ильи Ильича, просит того одолжить на время фрак, слуга Обломова Захар тут же отказывает: он ничего больше не получит, пока не вернет жилет и рубашку. Илья Ильич теряется перед его настойчивостью.

Верность Илье Ильичу Обломову

Образ Захара в романе «Обломов» невозможно себе представить без упоминания важнейшей черты этого героя — преданности Илье Ильичу. Верность своему барину этого слуги, следование давно забытым всем устоям родной Обломовки изображаются особенно ярко в эпизоде, когда Илья Ильич наставляет Захара самым действенным и привычным способом — называя его «жалкими словами», в частности «ядовитым человеком». Слуга в минуту раздражения позволил себе сравнить Илью Ильича с другими, которые переезжают легко с одной квартиры на другую и отправляются за границу. Это вдохновляет Обломова на гордую и грозную отповедь о том, что невозможно сравнивать его с кем-то другим. Такой ответ задевает Захара больше, чем все ругательства: он ощущает, что переступил некоторую запретную границу, когда уподобил другим людям своего барина.

Преданность господину, доведенная до высших пределов

Автор с умилением и иронией рассказывает нам, какой он, Захар, в романе «Обломов». Если, скажем, надо было бы отдать свою жизнь за Илью Ильича Обломова, своего хозяина, то он и мгновения не раздумывал бы. Ринулся бы на врага, как пес бросается на зверя, защищая охотника. Однако там, где следовало проявить терпение и усидчивость, например при всенощном уходе за болеющим барином, Захар бы не смог исцелять таким образом, а просто уснул.

Роль Захара в романе «Обломов» сводится к тому, что он как бы привносит в жизнь своего барина атмосферу Обломовки, являясь носителем ее устоев. Для него характерен пропитанный ленью и бездельем дух барского имения: полное равнодушие к беспорядку вокруг, нежелание беречь вещи, экономить средства и ремонтировать сломанное. Кроме того, ему несвойственно стремление к рачительному ведению хозяйства. Его распорядок дня включает сон до полудня. Затем — привычное пререкание с барином. Это даже не спор, а своеобразный ежедневный ритуал. Обломов говорит о делах, однако сказанное никогда не реализуется. Тогда к речам своего барина присоединяется Захар и выносит свой вердикт. Он говорит, что все и они не немцы какие-нибудь, чтобы этой ерундой заниматься.

Захар равнодушно относится к тому, что диван для его барина стал и спальней, и кухней, и рабочим кабинетом. Ведь именно лежа на нем Обломов принимает гостей. Более того, проживая в трехкомнатной снимаемой петербуржской квартире, ни барин, ни хозяин двумя комнатами не пользуются вообще. Они равнодушны к расплодившимся вокруг мышам и тараканам. Главное для них — всласть отоспаться, затем плотно пообедать, а далее — опять впасть в дремотное состояние. Это — суть их жизни, перенесенная из Обломовки. Роль Захара в романе «Обломов» — поддерживать эту милую его сердцу атмосферу. Поэтому самому помещику удобно и комфортно со своим старым и преданным слугой. Впрочем, такая горячая преданность Захара оказывает негативное влияние на самого Обломова. Помещик, имеющий в собственности триста душ, не считает нужным трудиться, во всем полагаясь на труд своих крепостных.

Печать двух эпох, отразившаяся на образе Захара

Не лишен этот слуга и недостатков, как и другие герои «Обломова». Иван Александрович Гончаров определяет своего героя термином «рыцарь со страхом и упреком», принадлежавшим одновременно двум эпохам, которые наложили на этого персонажа свою печать. От одной к нему по наследству перешла не ведающая границ преданность Обломовке, а от другой, более поздней, — развращенность нравов и утонченность. Захар любит посплетничать с другими слугами на дворе, при этом зачастую приукрашивая своего хозяина или же выставляя его таким, каким тот никогда не являлся, не отказывается также выпить с приятелями. Не прочь этот слуга иногда и прикарманить деньги — медные, некрупные, но обязательно забирает себе сдачу, оставшуюся от покупок. Все предметы, к которым прикасается Захар, ломаются, бьются — так, к началу повествования осталось уже очень мало целых вещей в доме Обломова, будь то чашка или стул. Еду этот слуга подает барину, как правило, роняя при этом то вилку, то булку…

Другая черта, на которую указывает Иван Александрович Гончаров, характерна для смешения двух различных эпох: Захар готов был умереть вместо своего барина, расценивая это как свой природный и неизбежный долг, но когда требовалось всю ночь просидеть не смыкая глаз у его постели, если бы от этого зависело здоровье и даже жизнь Ильи Ильича, то непременно заснул бы этот герой произведения «Обломов». Проблемы связи двух эпох, таким образом, также поднимаются в этом романе.

Нерасторжимая связь с Обломовкой

Со временем отчетливее проявляется нерасторжимая связь между Обломовым и его слугой — как двух последних обитателей и представителей Обломовки, являющейся всего лишь прекрасным сном, каждый из них по-своему хранит в душе святые «преданья старины», сформировавшей их взаимоотношения, характеры, жизни, конфликты. Поднимаемые в произведении «Обломов» проблемы во многом обусловлены тем, что противопоставляются два мира — сонный мир родной Обломовки и прозаическая объективная реальность. Даже когда Захар в середине романа неожиданно женится на кухарке Анисье, намного более чистоплотной, умелой и ловкой, чем он, этот слуга старается по мере сил не подпускать ее к Обломову, сам выполняя привычные обязанности, без которых не может представить своей жизни.

Связь с Обломовым

Существование Захара и в самом деле заканчивается со смертью хозяина, после которой жизнь его превращается в горькое и ненужное прозябание. Вскоре после кончины Ильи Ильича умерла и жена Захара, Анисья, а Агафья Матвеевна Пшеницына, супруга Обломова, не сумела держать в доме Захара при суровом «братце». Она лишь изредка его подкармливает и дает немного теплой одежды на зиму.

Образ Захара в романе «Обломов» полностью раскрывается в заключительной сцене произведения. В финале Андрей Штольц, друг Ильи Ильича, встречает Захара, почти ослепшего, нищего старика, выпрашивающего милостыню возле церкви. Но предложение этого героя уехать в деревню не соблазняет его: он не может оставить могилу Ильи Ильича без присмотра, ведь только возле нее он находит умиротворение.

Сочинение: Характеристика Захара в романе «Обломов» (с таблицей)

(366 слов) Роман И.А. Гончарова «Обломов» занимает важное место в истории литературы. Автор в произведении показывает два типа: новый положительный тип русского прогрессивного деятеля и исторический уходящий тип носителя русской культуры. Главный герой Обломов вместе со своим слугой Захаром относятся ко второму типу. Немаловажную роль в создании характера Обломова сыграл Захар, о котором и пойдет речь.

По сюжету романа Захар начал служить в доме Обломовых еще с ранних лет. В то время его наняли ухаживать за маленьким Ильей. Теплые взаимоотношения на протяжении долгого времени переросли в шутливо-дружескую форму. Захар не считал Обломова своим хозяином, делал то, что ему заблагорассудится. Проводя параллель между героями, мы видим, что Захар и Обломов, несмотря на взаимное недовольство, неразлучны друг с другом. Невозможно представить одного без другого.

Несмотря на то, что Захар постоянно жаловался на барина за его капризы, в душе он любил Обломова. Без этих упреков Захар не чувствовал бы себя слугой. Он привык подчиняться, но в то же время ленится что-либо делать. Он с трепетной заботой относится к своему хозяину. Захар не исполняет просьбу Тереньтева и не отдает ему вещи Обломова. Он хотел бы сохранить их и уберечь от пропажи. В таких мелочах проявлялась любовь и преданность Захара к Обломову. Но не всегда было так. Захар был неряшливым и неаккуратным, но постоянно валившаяся на пол посуда и грязные полы не мешали Обломову относиться к своему слуге с достоинством. Захар мог по вечерам пригубить спиртного, обсуждая с товарищами отрицательные и положительные черты Обломова. Иногда мог положить себе в карман немного лишних денег. Но все эти недостатки оставались незамеченными, так как эмоциональная связь душевного хозяина с ворчливым слугой перекрывала все. После смерти Обломова не стало и Захара как личности. Слуге пришлось покинуть родные стены, в которых он проработал почти всю свою жизнь. Он остался никому не нужным. Но даже после смерти своего хозяина Захар оставался преданным ему. На предложение Штольца пойти к нему работать, бывший слуга отказывается и снова продолжает присматривать за могилой Обломова.

Таким образом, Захар – это зеркало Обломова. Он перенял все привычки от своего хозяина. Но несмотря на это, оставался преданным до конца. И даже после смерти присматривал за покойным хозяином. Образ Захара – это не забытая Обломовка, не забытое прошлое, которое постоянно тянуло его вниз вместе с хозяином.

Ссылка на основную публикацию