Характеристика Грушницкого в романе М.Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”

Грушницкий — образ и характеристика героя романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

Повесть написана в форме дневника Печорина, именно он и даёт читателям характеристику Грушницкого.

Грушницкий является как бы «кривым зеркалом» Печорина, его карикатурой, и оттеняет характер главного героя. Он обладает многими качествами Печорина, но если у того эти качества подлинные, то у Грушницкого — подделка и поза.

Однако есть у них одно качество, безусловно присущее обоим, — это эгоцентризм. У Печорина он уже неискореним, а у Грушницкого обусловлен молодостью. Со временем этот недостаток мог бы сгладиться или вовсе исчезнуть.

Характеристика образа Грушницкого помогает лучше понять главного героя романа — Печорина.

Личность

Автор не указывает полного имени героя, в повести он представлен только по фамилии. По происхождению Грушницкий дворянин. Его родители небогаты, владеют деревней в одной из российских губерний.

Грушницкий носит чин юнкера, служит всего год. Он одет в толстую серую солдатскую шинель, чтобы выглядеть настоящим героем и вызывать интерес у женщин. С Печориным он познакомился в действующем отряде, где был ранен в ногу и отправлен для лечения на воды. Через неделю туда же прибыл Печорин. Они встретились как сослуживцы и приятели.

Внешность

За военные подвиги он награждён георгиевским крестом. Получив офицерское звание, стал носить армейский пехотный мундир.

Характер и способности

Грушницкий получил соответствующее его дворянскому статусу воспитание: соблюдает приличия (не напрашивается в дом княгини Лиговской), знает французский язык, но танцует недостаточно хорошо.

Когда молодой человек сбрасывает с себя маску разочарованности и романтической загадочности, то становится милым и забавным — так считает Печорин.

Грушницкий отличается слабохарактерностью, плохо разбирается в людях. Это не удивительно, ведь он ещё очень молод и не имеет жизненного опыта. У Печорина же другое объяснение: «…он не знает людей и их слабых струн, потому что занимался целую жизнь одним собою». Это не совсем справедливое замечание: во-первых, «целая жизнь» Грушницкого — это всего 20 лет, из них на сознательную жизнь приходится намного меньше; во-вторых, сам Печорин целую жизнь занимается одним собой, но при этом хорошо разбирается в людях.

Самодовольство, уверенность в своих достоинствах характеризуют молодого человека не слишком умным. Он также самолюбив и тщеславен. Его эгоцентризм проявляется в том, что он не умеет слушать других и вникать в их проблемы, на первом месте у него собственное «Я». Его речь обычно вычурна, наполнена стандартными фразами, приготовленными на все случаи жизни. Он любит говорить громко, производя эффект на окружающих, рисоваться и играть роль. Обычно это роль страдальца или человека возвышенных страстей.

Грушницкий считает себя храбрым, но Печорин, видевший его на поле боя, имеет другое мнение: «… он махает шашкой, кричит и бросается вперёд, зажмуря глаза. Это что‑то не русская храбрость. »

К низким чертам характера Грушницкого относятся его мстительность, подлость, способность к клевете и обману. Он идёт на обман сознательно, хотя при этом внутренне сопротивляется, понимая, что это недопустимо. За клевету по отношению к княжне Мери Печорин вызывает Грушницкого на дуэль и убивает его.

Грушницкий и Печорин

У этих героев много общего: дворянское происхождение, образование, воспитание, служба на Кавказе. В чертах характера также много сходства: гордость, самолюбие, мстительность… Печорин честно говорит о себе: «…я стал злопамятен…». А Грушницкий доказывает это своими действиями.

Но и разности в их характерах достаточно: внешняя непроницаемость и умение скрывать свои чувства у Печорина — выразительность лица у Грушницкого; сдержанность, холодность и немногословность Печорина — эмоциональность, любовь к высокопарным речам Грушницкого; знание людей Печориным — неумение разбираться в людях Грушницким; скрытность Печорина — открытость Грушницкого; умение из любой ситуации извлекать пользу для себя у Печорина — неумение использовать своё положение у Грушницкого.

Многие отрицательные черты характера Грушницкого преходящи и обусловлены молодостью: склонность к позе, актёрству, подражание романтическим героям. Это всё прошло бы со временем. Но некоторые качества спровоцировал в нём Печорин. Например, когда между юнкером и княжной Мери начала проявляться симпатия, не следовало бы вмешиваться в их отношения, но в Печорине взыграла ревность, и он начал ухаживать за княжной, хотя не испытывал к ней никаких чувств, ему просто хотелось развлечься таким образом, подразнить Грушницкого. Получилось, что в очередной раз он ломает жизнь двух людей, а Грушницкого вообще лишает жизни. Печорин не мог найти себе серьезной деятельности и потому постоянно искал случая для удовлетворения своих мелких страстей. Проявленная им низость поступка вызвала дальнейшие низкие поступки Грушницкого.

Излишняя доверчивость молодого офицера тоже навредила ему: он поверил убеждению Печорина, что княжна влюблена в него. Драгунский капитан смог склонить его на подлую дуэль, использовав досаду молодого человека на то, что княжна предпочла его Печорину. В его душе шла борьба, убийцей и подлецом он быть не хотел и с трудом согласился на эту подлость, но жажда мести победила.

Трагический исход жизни Грушницкого был неизбежен в результате его встречи с Печориным, который разрушал всё, что было на его пути. «Я лгал; но мне хотелось его побесить», — говорит он об отношении к молодому человеку. Только и всего – побесить. Поиграть на чужих чувствах, унизить.

Вывод

Образ Грушницкого очень реалистичен. В нем показан тип романтика не по внутреннему состоянию, а по подражанию, следованию за модой. Этот вид романтизма был довольно распространён в то время, когда кумирами молодёжи были Дон Жуан и Чайльд-Гарольд Байрона, Вертер Гёте, Наполеон и т. д. Отсюда и его замкнутость на самом себе, его неумение вести диалог. Отвечая на чей-то вопрос или возражение, такие люди продолжают собственную речь, не вслушиваясь в слова собеседника. Но это, как уже было замечено, прошло бы с возрастом. Грушницкий всё-таки не обладал такими разрушительными чертами характера, какие были у Печорина. Когда он в своём дневнике описывает состояние княжны Мери после его признания в отсутствии любви к ней, обращают на себя внимание такие страшные его слова: «… она проведёт ночь без сна и будет плакать. Эта мысль мне доставляет необъятное наслаждение: есть минуты, когда я понимаю Вампира… А еще слыву добрым малым и добиваюсь этого названия!»

Грушницкий — одна из жертв Печорина.

Характеристика образа Грушницкого может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.

Характеристика Грушницкого в романе “Герой нашего времени”: образ, описание внешности и характера в цитатах

Грушницкий и княжна Мери.
Художник М. Врублель

Характеристика Грушницкого в романе “Герой нашего времени”: образ, описание внешности и характера в цитатах

Полное имя Грушницкого в романе не указано.

Грушницкий – молодой военный:

“. накануне отъезда из отцовской деревни. “

“. Под старость они делаются либо мирными помещиками, либо пьяницами, – иногда тем и другим. “

“. я пари держу, что она не знает, что ты юнкер. “

“. ему едва ли двадцать один год. “

“. Я познакомился с ним в действующем отряде. Он был ранен пулей в ногу и поехал на воды с неделю прежде меня. ” (о Грушницком)

“. Он хорошо сложен, смугл и черноволос; ему на вид можно дать двадцать пять лет, хотя ему едва ли двадцать один год. “

“. взбивал ежеминутно в мелкие кудри завитой xоxол. “

“. причина, побудившая его вступить в К. полк. “

“. В эту минуту Грушницкий уронил свой стакан на песок и усиливался нагнуться, чтоб его поднять: больная нога ему мешала. Бедняжка! как он ухитрялся, опираясь на костыль, и все напрасно. Выразительное лицо его в самом деле изображало страдание. “

“. У него георгиевский солдатский крестик. “

“. сделал такую ужасную гримасу, когда ступил на простреленную ногу. “

“. знаешь, как то напрашиваться в дом неловко, хотя здесь это и водится. “

“. Грушницкий громко отвечал мне по-французски. “

“. Я боюсь, что мне с княжной придется начинать мазурку, – я не знаю почти ни одной фигуры…”

“. Впрочем, в те минуты, когда сбрасывает трагическую мантию, Грушницкий довольно мил и забавен. Мне любопытно видеть его с женщинами: тут‑то он, я думаю, старается. “

“. ведь есть же люди, в которых даже отчаяние забавно. “

“. «Ты глуп», – хотел я ему ответить, но удержался и только пожал плечами. “

“. Ты дурак! – сказал он Грушницкому довольно громко. “

“. Дурак же ты, братец, – сказал он, – пошлый дурак. “

“. но самолюбие и слабость характера должны были торжествовать. “

“. он не знает людей и их слабых струн, потому что занимался целую жизнь одним собою. “

“. Приезд его на Кавказ – также следствие его романтического фанатизма. “

“. Ты говоришь о хорошенькой женщине, как об английской лошади, – сказал Грушницкий с негодованием. “

“. села возле Грушницкого, и между ними начался какой то сентиментальный разговор. “

“. даже не обернулась, даже не заметила его страстного взгляда, которым он долго ее провожал. “

“. Только тогда бедный страстный юнкер заметил мое присутствие. “

“. под этой толстой серой шинелью билось сердце страстное и благородное. “

“. Грушницкий, дернув меня за руку, бросил на нее один из тех мутно нежных взглядов, которые так мало действуют на женщин. “

“. я знаю, ты опытен в этих вещах, ты лучше меня знаешь женщин… Женщины! женщины! кто их поймет. ” (Грушницкий Печорину о себе)

“. признаюсь, я не желаю с ними познакомиться. Эта гордая знать смотрит на нас, армейцев, как на диких. “

“Оттого‑то он так гордо носит свою толстую солдатскую шинель. “

“. Грушницкий самодовольно улыбнулся. “

“. Самодовольствие и вместе некоторая неуверенность изображались на его лице; его праздничная наружность, его гордая походка заставили бы меня расxоxотаться, если бы это было согласно с моими намерениями. “

“. О самолюбие! ты рычаг, которым Архимед хотел приподнять земной шар. “

“. особенно самолюбие его оскорблено. “

“. Его цель – сделаться героем романа. Он так часто старался уверить других в том, что он существо, не созданное для мира, обреченное каким‑то тайным страданиям, что он сам почти в этом уверился. Оттого‑то он так гордо носит свою толстую солдатскую шинель. “

“. спорить с ним я никогда не мог. Он не отвечает на ваши возражения, он вас не слушает. Только что вы остановитесь, он начинает длинную тираду, по‑видимому имеющую какую‑то связь с тем, что вы сказали, но которая в самом деле есть только продолжение его собственной речи. “

“. Он закидывает голову назад, когда говорит, и поминутно крутит усы левой рукой, ибо правою опирается на костыль. Говорит он скоро и вычурно: он из тех людей, которые на все случаи жизни имеют готовые пышные фразы, которых просто прекрасное не трогает и которые важно драпируются в необыкновенные чувства, возвышенные страсти и исключительные страдания. “

“. От княгини Лиговской, – сказал он очень важно. “

“. Послушай, – сказал Грушницкий очень важно. “

“. Он довольно остер: эпиграммы его часто забавны, но никогда не бывают метки и злы: он никого не убьет одним словом. “

“. довольный плохим каламбуром, он развеселился. “

“. Грушницкого страсть была декламировать: он закидывал вас словами, как скоро разговор выходил из круга обыкновенных понятий. “

“. он из тех людей Производить эффект – их наслаждение; они нравятся романтическим провинциалкам до безумия. “

“. Грушницкий успел принять драматическую позу с помощью костыля и громко отвечал мне. “

“. носит, по особенному роду франтовства, толстую солдатскую шинель. “

“. Грушницкий сверх солдатской шинели повесил шашку и пару пистолетов: он был довольно смешон в этом геройском облачении. “

“. да солдатская шинель в глазах всякой чувствительной барышни тебя делает героем и страдальцем. “

“. носит, по особенному роду франтовства, толстую солдатскую шинель. “

“. Моя солдатская шинель – как печать отвержения. Участие, которое она возбуждает, тяжело, как милостыня. “

“. явился ко мне Грушницкий в полном сиянии армейского пехотного мундира. К третьей пуговице пристегнута была бронзовая цепочка, на которой висел двойной лорнет; эполеты неимоверной величины были загнуты кверху в виде крылышек амура; сапоги его скрыпели; в левой руке держал он коричневые лайковые перчатки и фуражку, а правою взбивал ежеминутно в мелкие кудри завитой xоxoл. “

“. Грушницкий слывет отличным храбрецом; я его видел в деле: он махает шашкой, кричит и бросается вперед, зажмуря глаза. Это что‑то не русская храбрость. “

“. шайка под командой Грушницкого. У него такой гордый и храбрый вид…”

“. Я не думаю, чтоб равнодушие женщины к вашим блестящим достоинствам заслуживало такое ужасное мщение. “

“. но как признаться в таком подлом умысле. “

“. оставить свой подлый замысел и подвергнуться одинаковой со мною опасности. “

“. не подвергая себя никакой опасности, хотел меня убить как собаку. ” (Печорин о подлости Грушницкого)

“. Грушницкий! – сказал я, – еще есть время; откажись от своей клеветы, и я тебе прощу все. Тебе не удалось меня подурачить. “

“. вы уж дали честное слово в подтверждение самой отвратительной клеветы. “

“. И вы не отказываетесь от своей клеветы. “

“. прошу вас сейчас же отказаться от ваших слов; вы очень хорошо знаете, что это выдумка. ” (Печорин Грушницкому о его клевете)

“. Вы защитили дочь мою от клеветы, стрелялись за нее. “

“. Я выстрелил…Когда дым рассеялся, Грушницкого на площадке не было. Только прах легким столбом еще вился на краю обрыва. “

“. Грушницкий убит (она перекрестилась). Бог ему простит – и, надеюсь, вам также. “

Это был цитатный образ и характеристика Грушницкого в романе “Герой нашего времени” Лермонтова, описание внешности и характера героя.

Грушницкий

Грушницкий – второстепенный персонаж романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». В статье приведена информация о персонаже из произведения, цитатная характеристика.

Полное имя

Оборачиваюсь: Грушницкий! Мы обнялись.

Скорее всего, по причине немного презрительного отношения Печорина к нему:

он не знает людей и их слабых струн, потому что занимался целую жизнь одним собою. Его цель – сделаться героем романа.

«Ты глуп», – хотел я ему ответить, но удержался и только пожал плечами

Возраст

ему на вид можно дать двадцать пять лет, хотя ему едва ли двадцать один год.

Отношение к Печорину

Я его понял, и он за это меня не любит, хотя мы наружно в самых дружеских отношениях.

В конце враждебное. Грушницкий был убит Печориным на дуэли.

Я выстрелил… Когда дым рассеялся, Грушницкого на площадке не было. Только прах легким столбом еще вился на краю обрыва.

Внешность Грушницкого

Он только год в службе, носит, по особенному роду франтовства, толстую солдатскую шинель. У него георгиевский солдатский крестик. Он хорошо сложен, смугл и черноволос; ему на вид можно дать двадцать пять лет, хотя ему едва ли двадцать один год. Он закидывает голову назад, когда говорит, и поминутно крутит усы левой рукой, ибо правою опирается на костыль.

Социальный статус

По началу юнкер

я пари держу, что она не знает, что ты юнкер

Впоследствии становится офицером.

Пришел Грушницкий и бросился мне на шею: он произведен в офицеры

За полчаса до бала явился ко мне Грушницкий полном сиянии армейского пехотного мундира

Родом Грушницкий из не очень богатого рода в глубинке. Имеет неплохое образование и воспитание

накануне отъезда из отцовской деревни

громко отвечал мне по-французски

знаешь, как то напрашиваться в дом неловко, хотя здесь это и водится

Ты говоришь о хорошенькой женщине, как об английской лошади, – сказал Грушницкий с негодованием

Я боюсь, что мне с княжной придется начинать мазурку, – я не знаю почти ни одной фигуры…

Дальнейшая судьба

Спускаясь по тропинке вниз, я заметил между расселинами скал окровавленный труп Грушницкого.

Личность Грушницкого

Грушницкий тщеславен, мечтает стать героем романа

он не знает людей и их слабых струн, потому что занимался целую жизнь одним собою.

он из тех людей … Производить эффект – их наслаждение

Приезд его на Кавказ – также следствие его романтического фанатизма

Его цель – сделаться героем романа. Он так часто старался уверить других в том, что он существо, не созданное для мира, обреченное каким то тайным страданиям, что он сам почти в этом уверился. Оттого то он так гордо носит свою толстую солдатскую шинель

носит, по особенному роду франтовства, толстую солдатскую шинель

спорить с ним я никогда не мог. Он не отвечает на ваши возражения, он вас не слушает. Только что вы остановитесь, он начинает длинную тираду, по видимому имеющую какую то связь с тем, что вы сказали, но которая в самом деле есть только продолжение его собственной речи

Грушницкий говорит вычурно и важно

под этой толстой серой шинелью билось сердце страстное и благородное (о себе)

Грушницкий любит разыгрывать из себя величайшую жертву:

Впрочем, в те минуты, когда сбрасывает трагическую мантию, Грушницкий довольно мил

Грушницкий успел принять драматическую позу с помощью костыля и громко отвечал мне

В эту минуту Грушницкий уронил свой стакан на песок и усиливался нагнуться, чтоб его поднять: больная нога ему мешала. Бедняжка! как он ухитрялся, опираясь на костыль, и все напрасно. Выразительное лицо его в самом деле изображало страдание

Моя солдатская шинель – как печать отвержения. Участие, которое она возбуждает, тяжело, как милостыня

да солдатская шинель в глазах всякой чувствительной барышни тебя делает героем и страдальцем

Грушницкий совершенно не разбирается в отношениях и других людях

Ты дурак! – сказал он Грушницкому довольно громко…»

Дурак же ты, братец, – сказал он, – пошлый дурак!

Грушницкий, дернув меня за руку, бросил на нее один из тех мутно нежных взглядов, которые так мало действуют на женщин

я знаю, ты опытен в этих вещах, ты лучше меня знаешь женщин… Женщины! женщины! кто их поймет. (Грушницкий о себе)

Грушницкий сверх солдатской шинели повесил шашку и пару пистолетов: он был довольно смешон в этом геройском облачении

Грушницкому не чуждо благородство:

Ни за что не соглашусь! – говорил Грушницкий (о нечестной дуэли)

только Грушницкий, кажется, поблагороднее своих товарищей. Как вы думаете?

Он покраснел; ему было стыдно убить человека безоружного

– Не могу, – сказал он глухим голосом (выстрелить в безоружного Печорина)

Но в тоже время и слабость характера, самолюбие и трусость. По этой причине он и не смог не выстрелить в Печорина под нажимом своего секунданта

но самолюбие и слабость характера должны были торжествовать

особенно самолюбие его оскорблено

Грушницкий самодовольно улыбнулся

Самодовольствие и вместе некоторая неуверенность изображались на его лице; его праздничная наружность, его гордая походка заставили бы меня расхохотаться, если бы это было согласно с моими намерениями

О самолюбие! ты рычаг, которым Архимед хотел приподнять земной шар! (Печорин о Грушницком)

Грушницкий слывет отличным храбрецом; я его видел в деле: он махает шашкой, кричит и бросается вперед, зажмуря глаза. Это что то не русская храбрость.

Трус! – отвечал капитан (о Грушницком)

О ранении

Грушницкий поехал на лечение из-за ранения в ногу.

Я познакомился с ним в действующем отряде. Он был ранен пулей в ногу и поехал на воды с неделю прежде меня

В эту минуту Грушницкий уронил свой стакан на песок и усиливался нагнуться, чтоб его поднять: больная нога ему мешала. Бедняжка! как он ухитрялся, опираясь на костыль, и все напрасно. Выразительное лицо его в самом деле изображало страдание

сделал такую ужасную гримасу, когда ступил на простреленную ногу

нога его вдруг выздоровела: он едва хромает

Статьи в тему:

  • Печорин
  • Максим Максимыч
  • Бэла
  • Казбич
  • Азамат
  • княжна Мери
  • Вера
  • Доктор Вернер
  • Вулич

Пожалуйста, поддержите этот проект, расказав о нем друзьям:

Образ и характеристика Грушницкого — героя романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

Портрет Грушницкого: имя, возраст, воинское звание, описание внешности

Автор не сообщает, как звали Грушницкого, поскольку этот герой представлен в главе «Княжна Мери», которая является частью дневника Печорина. В ней он называется так, как его называет автор дневника, то есть по фамилии.

Сколько Грушницкому лет тоже неизвестно, Печорин считает, что едва ли 21 год, хотя выглядит он лет на 25. Он черноволос, смугл, хорошо сложен.

«Грушницкий — юнкер», то есть солдат из дворян. На службе он только год, но у него уже есть орден — «георгиевский солдатский крестик». Свою толстую серую солдатскую шинель Грушницкий носит с особым франтовством, носит её гордо, так как хочет предстать перед окружающими существом, обречённым «каким-то тайным страданиям». Поэтому княжна Мери подумала, что он разжалован в солдаты за дуэль и в её глазах он стал романтическим героем.

Характер и поступки

Этот герой самолюбив. Печорин отмечает, что, разговаривая, юнкер не слушает собеседника, не отвечает на его возражения, а говорит, закидывая собеседника словами. Он «занимался целую жизнь одним собою». Цель жизни Грушницкого, по мнению Печорина, «сделаться героем романа». Он старался уверить окружающих в том, что он человек с возвышенными чувствами, герой и страдалец.

Самодовольство Грушницкого проявилось в том, что он не улавливает иронию Печорина, когда тот говорит, что солдатская шинель делает его героем в глазах чувствительных барышень, и уверяет, что княжна Мери влюблена в него. Когда он был произведён в офицеры и явился к Печорину в армейском пехотном мундире, на его лице было написано самодовольство, а походка была гордой. Самодовольство этого героя проявляется и в том, что он, говоря с Печориным, называет Мери «моя княжна». Грушницкий хочет добиться любви княжны Мери тоже, скорее всего, из-за своего самолюбия и самодовольства.

Печорин отмечает, что этот человек не знает и не понимает других людей, не вникает в причины их поступков, так как занят только собой.

Отношения Печорина и Грушницкого

Эти люди познакомились в действующем отряде, затем встретились в Пятигорске, куда юнкер приехал лечить раненую ногу. Наружно они были в дружеских отношениях, но не любили друг друга:

  • Грушницкий — за то, что Печорин понял его старание казаться существом, обречённым на тайные страдания;
  • Печорин презирает Грушницкого за все его отрицательные качества, которые он прекрасно видел. Впрочем, он замечает, что когда тот «сбрасывает трагическую мантию», то бывает «довольно мил и забавен».

Печорин относится к Грушницкому снисходительно, с иронией. Он характеризует его как романтического фанатика, желающего стать героем романа. Характер Грушницкого был неприятен Печорину из-за того, что юнкеру было присуще такое качество как фразёрство и показная храбрость («он в деле махает шашкой, кричит и бросается вперёд, зажмуря глаза»).

Конфликт между ними начался с того, что Грушницкий обиделся на приятеля, сказавшего при княжне Мери, что он стал в мундире моложавее, хотя знал, что тот хочет казаться немолодым человеком. Ещё больше он обиделся, когда узнал, что Печорин будет танцевать мазурку с Мери. Дуэль Печорина и Грушницкого оказалась неизбежной, когда Грушницкий рассказал своим приятелям, что Печорин ночью посещал княжну Мери.

Убийство Грушницкого было неизбежным для Печорина, так как тот согласился на подлое предложение драгунского капитана, который был его секундантом, не заряжать пистолет Печорину. Печорин ждал, что противник проявит великодушие и признается в этой подлости своего секунданта, но этого не случилось. Совесть всё же помешала Грушницкому сразу выстрелить в безоружного противника, но он выстрелил после того, как капитан назвал его трусом. Пуля только оцарапала колено его противника. Тот сказал своему секунданту доктору Вернеру, чтобы он зарядил его пистолет, так как эти господа не положили в него пулю. Затем он предложил Грушницкому отказаться от своей клеветы и обещал в этом случае его простить. Но тот воскликнул, что если противник его не убьёт, то он зарежет Печорина ночью из-за угла. Тогда Печорин выстрелил.

Таким образом, причина дуэли Печорина и Грушницкого — обострение их конфликта, о котором можно рассказать в нескольких словах:

  • Печорин смеётся над псевдоромантизмом юнкера, вызывая его раздражение и злость.
  • Затем он ухаживает за княжной Мери и добивается её расположения, этим окончательно дискредитируя Грушницкого.

Вывод

Образ Грушницкого, человека заурядного, всеми силами старавшегося выглядеть романтиком, необычным человеком, помогает понять незаурядность личности главного героя романа.

Характеристика образа Грушницкого, представленная в статье, может быть полезной для подготовки к уроку литературы и при написании сочинений.

Характеристика Грушницкого в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

Грушницкий – один из второстепенных персонажей в романе «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова.

Грушницкому двадцать лет, но выглядит на двадцать пять. Имеет смуглую кожу, привлекательное лицо, короткие черные кудрявые волосы и усы, которые он вечно теребил левой рукой.

Родом он из небогатой дворянской семьи. Родители его живут в деревне.

Грушницкий недавно стал военным: только год на службе. Сначала он был при звании юнкера, но позже становится офицером. Это очень тщеславный человек и романтик. Всю жизнь хотел быть романтическим героем в чьей-либо жизни. Грушницкий все время носил свою военную форму, чтобы нравится дамам и иметь вид страдальца.

Держался на вид всегда смело и уверенно, но это только на вид. В бой он всегда бежал впереди, размахивая шашкой, но глаза его все время были зажмурены. На службе получил ранение в ногу и был отправлен на лечение на воды. Там молодой человек встретил своего хорошего знакомого Печорина и познакомился с молодой княжной Мэри, в которую позже влюбился.

Княжна Мэри и Грушницкий проводили много времени вместе. Ее мать не считала это чем-то серьезным, так как не видела в нем хорошего кандидата в мужья своей дочери. Грушницкий всегда старался производить хорошее впечатление на дам, что у него и получалось.

Сам по себе он был очень глупый, но любая его эмоция: будь то страдание или отчаяние — выглядели забавно. К нему относились такие качества, как самовлюбленность и месть. Также этот молодой человек был способен на подлость из-за низкой самооценки и слабохарактерности.

После того, как Печорин от скуки и зависти влюбил в себя княжну Мэри, Грушницкий стал мстить. Он стал распускать всякие грязные слухи о девушке, что сильно подпортило ее репутацию в обществе. Позже вызвал Печорина на дуэль. Но дуэль эта не должна была быть по плану Грушницкого честной, то есть Печорин в любом случае должен был умереть, а Грушницкий выжить. Но Григорий узнал об этом и на дуэли сказал, что все знает и предложил своему бывшему другу отменить дуэль, либо перезарядить пистолеты. Но тот отказался от отмены дуэли и был убит.

Лермонтов не любил Грушницкого. Он не пытался даже показать его с хорошей стороны. Вполне логично, что у Грушницкого жизнь закончилась именно так.

Вариант 2

Одним из основных персонажей произведения является молодой офицер Грушницкий, приятель и сослуживец главного героя Печорина.

Автор представляет Грушницкого в качестве небогатого дворянина в возрасте двадцати лет с хорошим телосложением, выразительными чертами лицами, смуглой кожей и темными волосами.

Грушницкий хорошо образован, владеет в совершенстве французским языком, воспитан, умеет соблюсти приличия, установленные в обществе, считает себя единственным и неотразимым. Молодой офицер умеет произвести впечатление на женщин, которые считают его милым и забавным юношей, отличающимся остроумием. Речь Грушницкого быстра и вычурна, богата пышными и громкими фразами о бессмысленных вещах. Он испытывает наслаждение от произведенного им эффекта, так как тщеславно мечтает стать героем красивого романа, который, по его мнению, у него обязательно произойдет. Это является проявлением его романтического фанатизма, изображая возвышенные страсти, и ощущения собственной исключительности.

Но при этом молодой человек не обладает умственными способностями, достаточно глуп и самовлюблен в силу возраста и отсутствия жизненного опыта, не отличается храбростью, поскольку участвует в боевых сражениях зажмурив глаза.

Из-за юных лет Грушницкий плохо разбирается в характерах окружающих его людей и, поскольку отличается самовлюбленностью, не чувствует опасности, которая исходит от главного героя. Кажущийся милейшим человеком, Грушницкий проявляет во время происходящих в романе событий свои многочисленные негативные качества, выражающиеся в чувстве мести, подлости и предательстве. Отвергнутый княжной Мери, юноша начинает распускать о ней нелицеприятные слухи, которые приводят к дуэли главного героя с Грушницким. Перед началом поединка трусливый Грушницкий портит оружие противника, и только волею случая Печорин обнаруживает неисправность.

Финалом дуэли становится смерть Грушницкого от пули Печорина, но ущемленный и униженный юноша не осмеливается принести извинения перед девушкой за клеветническую информацию о ней.

Раскрывая образ Грушницкого в произведении, автор акцентирует внимание, что характерные молодому офицеру черты угадываются и в образе главного героя романа, который также наслаждается от скуки, играя человеческими чувствами, что приводит к трагическим и драматическим последствиям.

Грушницкий – отражение Печорина

В образе Грушницкого угадываются все те черты, которые присущи и Печорину, и именно в этом смысл этого персонажа. Печорин смотрит на себя как бы со стороны, и ему не нравится собственное отражение. Ведь он, как и Грушницкий, изначально не имеет злых намерений, играет с людьми, но от скуки, а не от желания сделать их несчастными. Тем не менее его эгоизм так же, как и самовлюблённость Грушницкого, приводит к трагическим последствиям. Не потому ли он не испытывает торжества, когда видит окровавленное тело сослуживца между скал? Как будто там лежит он сам.

СочиненияХарактеристика Веры в романе «Герой нашего времени» – сочинение с описанием образа

СочиненияЖенские образы в романе «Тихий Дон» – сочинение по теме

Сочинение на тему Грушницкий в романе Герой нашего времени

Если Печорина Лермонтов писал как героя своего времени, то Грушницкий, вероятно, представлял собой антигероя. Эта роль включает в себя не только положение в самой книги, где Грушницкий выступает антагонистом и противоположностью протагонисту. Лермонтов делает образ юнкера в чем-то собирательным и через него передает суть того каким поверхностным и неразвитым может быть представитель военного класса.

На протяжении всего романа писатель иронизирует над Грушницким и не создает у читателя к нему никакой симпатии, даже наоборот, провоцирует некоторое презрение. Тем не менее, молодому юнкеру возможно сопереживать, когда понимаешь пустоту его души. Он хотел только производить впечатление и интересовался только собой, но ничего не понимал в людях.

Именно поэтому Грушницкого так легко используют и княжна и драгунский капитан. Конечно, эти люди тоже увлекаемы своими страстями и эмоциями, однако, этот факт не является для них препятствием к управлению эмоциями и побуждениями Грушницкого. Он в свою очередь практически полностью пуст внутренне и только подражает другим или руководим мнением других.

Возможно, только его чувство к Мери является искренним, но и оно не глубоко. Перед нами простой пример влюбленности, которая увлекает как очарование чего-то чарующего и приятного, но не проникает в глубину личности как выстраданное и преданное чувство.

Также и дружба с Печориным не является искренней, точнее, искренняя только внешне, а в действительности представляет собой полнейшее лицемерие.

Мне кажется, в чем-то Лермонтов угадал фигуру антигероя на все времена и тут не следует делать скидку на молодость Грушницкого, и в его возрасте бывают вполне зрелые люди, которые на самом деле могут претендовать на звание героя. Грушницкий мог бы набраться опыта в дальнейшем, если бы не погиб, но в сути своей он бы остался неисправим, об этом с насмешкой и писал Лермонтов.

Личность Грушницкого

Грушницкий тщеславен, мечтает стать героем романа

он не знает людей и их слабых струн, потому что занимался целую жизнь одним собою.

он из тех людей … Производить эффект – их наслаждение

Приезд его на Кавказ – также следствие его романтического фанатизма

Его цель – сделаться героем романа. Он так часто старался уверить других в том, что он существо, не созданное для мира, обреченное каким то тайным страданиям, что он сам почти в этом уверился. Оттого то он так гордо носит свою толстую солдатскую шинель

носит, по особенному роду франтовства, толстую солдатскую шинель

спорить с ним я никогда не мог. Он не отвечает на ваши возражения, он вас не слушает. Только что вы остановитесь, он начинает длинную тираду, по видимому имеющую какую то связь с тем, что вы сказали, но которая в самом деле есть только продолжение его собственной речи

Грушницкий говорит вычурно и важно

под этой толстой серой шинелью билось сердце страстное и благородное (о себе)

Грушницкий любит разыгрывать из себя величайшую жертву:

Впрочем, в те минуты, когда сбрасывает трагическую мантию, Грушницкий довольно мил

Грушницкий успел принять драматическую позу с помощью костыля и громко отвечал мне

Моя солдатская шинель – как печать отвержения. Участие, которое она возбуждает, тяжело, как милостыня

да солдатская шинель в глазах всякой чувствительной барышни тебя делает героем и страдальцем

Грушницкий совершенно не разбирается в отношениях и других людях

Ты дурак! – сказал он Грушницкому довольно громко…»

Дурак же ты, братец, – сказал он, – пошлый дурак!

Грушницкий, дернув меня за руку, бросил на нее один из тех мутно нежных взглядов, которые так мало действуют на женщин

я знаю, ты опытен в этих вещах, ты лучше меня знаешь женщин… Женщины! женщины! кто их поймет. (Грушницкий о себе)

Грушницкий сверх солдатской шинели повесил шашку и пару пистолетов: он был довольно смешон в этом геройском облачении

Грушницкому не чуждо благородство:

Ни за что не соглашусь! – говорил Грушницкий (о нечестной дуэли)

только Грушницкий, кажется, поблагороднее своих товарищей. Как вы думаете?

Он покраснел; ему было стыдно убить человека безоружного

Но в тоже время и слабость характера, самолюбие и трусость. По этой причине он и не смог не выстрелить в Печорина под нажимом своего секунданта

но самолюбие и слабость характера должны были торжествовать

особенно самолюбие его оскорблено

Грушницкий самодовольно улыбнулся

Самодовольствие и вместе некоторая неуверенность изображались на его лице; его праздничная наружность, его гордая походка заставили бы меня расхохотаться, если бы это было согласно с моими намерениями

О самолюбие! ты рычаг, которым Архимед хотел приподнять земной шар! (Печорин о Грушницком)

Грушницкий слывет отличным храбрецом; я его видел в деле: он махает шашкой, кричит и бросается вперед, зажмуря глаза. Это что то не русская храбрость.

Трус! – отвечал капитан (о Грушницком)

Характеристика Грушницкого

В главе «Героя нашего времени» под названием «Княжна Мери» читатель встречает молодого небогатого дворянина лет двадцати, чьё имя так и остается нераскрытым. Этот герой, приехавший из провинции, отслужил уже год и стал юнкером. Именно служба ещё до событий романа связывает его с Печориным. Когда-то они были друзьями, но воссоединение закончилось трагично.

Грушницкий хорош собой: у него тёмные кудри и усы, выразительное смуглое лицо, крепкое телосложение. Он воспитанный и образованный молодой человек, который плохо танцует, но безупречно владеет французским. Он слаб характером и глуп, но всё же приятен в общении. Из вышесказанного видна отчётливая противоречивость. Грушницкий описан весьма подробно и многие из данных ему М.Ю.Лермонтовым характеристик кажутся противоположными друг другу. Юнкер имеет награду за военные заслуги, несмотря на то, что автор описывает его слабохарактерным трусом; он способен на обман, жестокость, мстительность и тщеславие, хотя при этом проявляет вежливость, романтичность и кажется забавным.

Грушницкий начал показывать себя исключительно с худшей стороны, когда его отвергла княжна Мери. Они с ней общались уже достаточно долго, и он производил хорошее впечатление. В целом у юнкера сложные отношения с женщинами и нет опыта, но он давно мечтал стать для какой-нибудь девушки героем. Отказ оказался болезненным для него, ведь молодой человек по натуре слабо заинтересован в других людях; он без меры самоуверен и преисполнен гордыней. К тому же, он хотел отомстить Печорину за то, что он очаровал княжну, не имея серьёзных намерений, лишь от скуки. Грушницкий распускает о Мери грязные слухи, а после даже решается на подлость и тайком приводит в неисправное состояние оружие противника. Лишь по счастливой случайности Печорину удаётся узнать о предательстве бывшего друга, случившемся у него за спиной. Печорин в этот момент проявляет благородство: несмотря на обиду, он предлагает отменить дуэль, но юнкер идёт до конца, не испытывая мук совести по поводу произошедшего. Он хотел, чтобы история закончилась позором княжны Мери и бесчестной расправой над Григорием. Но Грушницкий погиб во время дуэли, которую сам организовал, и не извинился за причинённое зло даже в последние мгновения жизни.

М.Ю.Лермонтов провёл некую параллель между образом Печорина и Грушницкого. Оба молодых человека играют с чувствами других людей и оба умирают в расцвете лет. Их безразличие к чувствам окружающих могут привести лишь к трагическому финалу.

Описание портрета

Как зовут и какое отчество имеет герой — неизвестно. Он дворянин, родился в небольшом городе. Родители у него не имеют высокого статуса или знатного происхождения. На вид ему около 20 лет. У персонажа чёрные волосы с небольшими завитками, смуглая кожа и усы. Всё это делало его образ романтичным. Внешность с выразительными чертами дополняла его хорошее телосложение.

Грушницкий прихрамывал на одну ногу после ранения на службе. Однако он не стеснялся своей хромоты, а наоборот, гордился ею. Так он чувствовал себя героем, который до последнего стоял на поле битвы.

Женщины оборачивались и смотрели на него с восхищением, потому что считали его очень сильным и мужественным человеком, который не побоялся пули врага. Этой травмой он добивался столько внимания от противоположного пола, сколько хотел.

Роль Грушницкого в повести

Обратите внимание, как одет Грушницкий — на нем потёртая солдатская шинель. Почему? Иму хочется выглядеть смелым страдальцем, который был разжалован за какие-то дерзкие поступки. Однако все это похоже больше на пародию на Печорина, и Грушницкий, понимая это, начинает его ненавидеть. Хотя в целом умом он не блещет, а гордость не позволяет разглядеть в Печорине более сильную личность.

А вот еще чем интересна характеристика Грушницкого. По ходу чтения мы видим, что Грушницкий влюбляется в княжну Мери, которая поначалу интересуется молодым человеком, но в конце концов, отдает предпочтение Печорину. Это вызывает в Грушницком ревность и злобу, и подталкивает к подлому поступку. Собрав единомышленников, они направляют издёвки в адрес Мери. И они оставляют не заряженным пистолет Печорина, когда тот за клевету требует удовлетворения на дуэли. Узнав об этом, Печорин не простил Грушницкого и застрелил его.

Итак, этому молодому юнкеру Лермонтов отвел немаломажную роль в повести «Герой нашего времени», и в этой статье мы рассмотрели, какова краткая характеристика Грушницкого.

Сочинение: Характеристика Грушницкого в романе «Герой нашего времени» (+ таблица с цитатами)

Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 20.08.2021 · Обновлено 20.08.2021

(515 слов) Михаил Юрьевич Лермонтов является выдающимся русским писателем, поэтом, драматургом. Одним из главных произведений Лермонтова является роман «Герой нашего времени». Раскрывая психологию Печорина, автор мастерски отразил проблемы своего времени. Михаил Юрьевич изобразил не только характер типичного молодого дворянина первой половины девятнадцатого столетия, но и реалии, сформировавшие его. Среди них можно выделить и окружение персонажа. Одним из людей, повлиявших на Григория и его мировоззрение, является Грушницкий. Рассмотрим поподробнее его характеристику.

В образе Грушницкого автор воплотил молодого офицера, который был товарищем и сослуживцем Григория Печорина. Грушницкий является небогатым дворянином, ему двадцать лет. Он отличается выразительными чертами лица, прекрасным телосложением. У Грушницкого темные волосы и смуглая кожа.

Персонаж получил прекрасное образование и воспитание. Он в совершенстве владеет французским языком. Грушницкий соблюдает все правила, установленные в обществе, чтобы преуспеть. Так, герой обладает способностью производить впечатление на женщин и умело пользуется этим. Представительницы прекрасной половины человечества считают молодого офицера забавным, милым и остроумным. Однако более прозорливый читатель замечает, что речь персонажа наполнена громкими словами о бессмысленных вещах. При этом Грушницкому свойственно некое тщеславие, он и правда высокого мнения о себе и своих пустых речах. Молодой офицер уверен, что сможет стать героем красивого романа, поэтому в его характере мы видим проявления романтического фанатизма: персонажу присуще чувство собственной исключительности, он старательно культивирует в себе возвышенные страсти и разыгрывает перед самим собой презрение к обществу. Грушницкий кичится своим выдуманным образом настолько, что сознательно предпочитает солдатскую шинель форме юнкера. Так он выглядит романтичнее. По своей натуре герой является самовлюбленным и искусственным человеком, который предпочитает казаться, а не быть.

Можно заметить, что Грушницкий не обладает большими умственными способностями. Кроме того, молодому офицеру не свойственна истинная храбрость. Герой участвует в военных битвах, зажмурив глаза. Важно отметить, что из-за отсутствия жизненного опыта персонаж плохо разбирается в людях. Будучи самовлюбленным, Грушницкий не ощущает опасности, которую представляет главный герой, Григорий Печорин.

На первый взгляд, юнкер кажется просто милым и недалеким максималистом, которому хочется привлечь внимание общества и получить более высокий статус. Однако он проявляет свои самые отрицательные качества, которые заключаются в подлости, мести и предательстве. Будучи отвергнутым книжной Мери, Грушницкий начинает распускать о девушке неприятные слухи. Он боится конфликта с Григорием напрямую, поэтому ограничивается намеками и сплетнями. Но и это становится причиной дуэли Печорина и Грушницкого. В дуэли проявляется подлость и трусость молодого офицера. Грушницкий портит оружие своего соперника. Лишь по воле случая Печорин смог узнать о неисправности заранее и обнаружить обман. Григорий, напротив, благородство во время дуэли. Он предлагает отменить ее, однако Грушницкий намерен идти до конца, ведь он осознает, что его поступок в обществе будет означать позорное пятно на всю жизнь. В результате, юнкер погибает во время поединка, ведь ему мнение общества казалось важнее, чем сохранение своей жизни.

Михаил Юрьевич Лермонтов не симпатизировал Грушницкому. Автор не стремился показать этого персонажа с хорошей стороны, ведь он совершил огромную ошибку — стал настолько ведомым и зависимым от общества, что позволил ему манипулировать всеми своими желаниями и поступками. Поэтому вполне логичен тот факт, что жизнь юнкера закончилась трагически. Вероятно, если бы персонаж не поддавался воздействию окружения, он смог бы продолжить жить и преуспел бы, не будучи «героем романа», но сохранив верность себе. Судьбу молодого человека смело можно назвать глупой и жалкой.

Образ и характеристика Грушницкого в романе «Герой нашего времени» Лермонтова

Образ

Имя Грушницкого неизвестно. Выглядел лет на 20 с небольшим. Дворянин. Выходец из провинции. Родители парня простые люди, без чинов и золотых запасов в сундуках.

Черноволос. Легкие завитки волос вносили в его образ романтичную нотку. Кожа смуглая. Носит усы. Черты лица выразительны. Хорошо сложен.

Ходил Грушницкий, слегка прихрамывая на одну ногу. Ранение на службе привело его в Пятигорск на лечение. Хромота не доставляла юноше неудобств. Он не стеснялся ее, наоборот, чувствовал себя героем, вернувшимся с войны. Ему нравилось, как реагируют на его появление женщины, проникаясь к нему искренним восхищением.

Образ персонажа

Появление юнкера в романе было необходимо для выстраивания любовного треугольника, состоящего из него, Мери и Печорина. Михаил Юрьевич дает понять, что княжна питала благосклонность к Грушницкому. Но через некоторое время все изменилось: когда появился Печорин, молодой человек оказался в тени, он превратился в неудачливого соперника.

Несомненно, такие перемены не могли осуществиться без участия главного героя: он рассказал Мери о никчемности юнкера как личности, о его внутренней опустошенности, таким образом открыв девушке глаза. В дальнейшем Грушницкий становится незваным посетителем в ее жилище, а также надоедливым собеседником. Она начинает считать его пустой и презренной личностью. Безусловно, такое положение вещей довольно сильно задевает юнкера, поскольку Печорин уязвил его самолюбие и понизил его значимость в глазах любимой девушки. Грушницкий и Мэри с тех пор не общались так доверительно, как ранее, она перестала его звать в гости.

Это явилось спусковым крючком, после чего персонаж раскрылся в полной красе. Он был своеобразной карикатурой на Печорина, что раздражало главного героя. Можно даже составить сопоставительный анализ для наглядности — он поможет многое понять лучше.

Именно посредством восприятия Григория разворачивается образ Грушницкого:

  • модник;
  • «мученик»;
  • недовольный жизнью мужчина;
  • отличается высокопарным слогом;
  • притворяется возвышенной личностью;
  • стремится производить эффект;
  • склонен снимать с себя ответственность.

Несмотря на его негативные характеристики, юнкер демонстрирует «антитезу» главного героя. Он желал стать основным действующим лицом произведения, но через свои действия он возводит в этот ранг именно Печорина. Следовательно, этот не слишком значимый, казалось бы, персонаж, занимает важное место в книге, показывая посредством своего портрета поведение большой части социума XIX столетия.

Характер

Воспитан. Образован.

Получил хорошее образование и достойное воспитание. В совершенстве владеет французским языком. Начитан.

Вечный романтик

, витающий в облаках и придумывающий различные любовные истории, где главным героем становился он.

Любит женщин.

Женщины его слабость, но в общении с прелестными созданиями юноша терялся. Он не умел проявлять знаки внимания, ухаживать, засыпать комплиментами. Поэтому был им неинтересен и казался скучен. В случае с Мери это проявляется особо ярко.

Способен вонзить нож в спину любого, кто встанет на пути в достижении поставленных целей. Пример этому поступку клевета на Печорина и дуэль, где он, зная, что противник безоружен, все равно соглашается принять в ней участие.

Самовлюбленный.

Слышит и слушает только себя. В разговоре перебивает, не дает высказаться другим до конца. Любит произносить длинные тирады. Совершенно не знает людей, их психологию. На любой случай у него припасен десяток пышных фраз, которыми при случае можно бравировать.

Любит производить впечатление на окружающих. Это его любимое занятие. Не искренен в словах и поступках. Пустомеля.

Сочинение на тему Грушницкий в романе Герой нашего времени

Если Печорина Лермонтов писал как героя своего времени, то Грушницкий, вероятно, представлял собой антигероя. Эта роль включает в себя не только положение в самой книги, где Грушницкий выступает антагонистом и противоположностью протагонисту. Лермонтов делает образ юнкера в чем-то собирательным и через него передает суть того каким поверхностным и неразвитым может быть представитель военного класса.

На протяжении всего романа писатель иронизирует над Грушницким и не создает у читателя к нему никакой симпатии, даже наоборот, провоцирует некоторое презрение. Тем не менее, молодому юнкеру возможно сопереживать, когда понимаешь пустоту его души. Он хотел только производить впечатление и интересовался только собой, но ничего не понимал в людях.

Именно поэтому Грушницкого так легко используют и княжна и драгунский капитан. Конечно, эти люди тоже увлекаемы своими страстями и эмоциями, однако, этот факт не является для них препятствием к управлению эмоциями и побуждениями Грушницкого. Он в свою очередь практически полностью пуст внутренне и только подражает другим или руководим мнением других.

Возможно, только его чувство к Мери является искренним, но и оно не глубоко. Перед нами простой пример влюбленности, которая увлекает как очарование чего-то чарующего и приятного, но не проникает в глубину личности как выстраданное и преданное чувство.

Также и дружба с Печориным не является искренней, точнее, искренняя только внешне, а в действительности представляет собой полнейшее лицемерие.

Мне кажется, в чем-то Лермонтов угадал фигуру антигероя на все времена и тут не следует делать скидку на молодость Грушницкого, и в его возрасте бывают вполне зрелые люди, которые на самом деле могут претендовать на звание героя. Грушницкий мог бы набраться опыта в дальнейшем, если бы не погиб, но в сути своей он бы остался неисправим, об этом с насмешкой и писал Лермонтов.

Трагичный финал

Дуэли можно было избежать, изменив трагический ход событий. Достаточно было извиниться и попросить прощения за клевету и распускаемые грязные слухи у своего противника – но это было выше сил для Грушницкого. Он считал, что на земле им с Печориным тесно, и кто-то один должен уйти.

Судьба столкнула их лбами на узкой тропинке. Уступать дорогу не в их правилах. Оба слишком уперты и слишком ненавидели друг друга. Печорин убивает его, но делает это без капли сожаления. Ему бы торжествовать, видя поверженного врага, но чувства радости он не ощущал. Наверное, представив, как на месте убитого мог оказаться сам.

Чего добился Грушницкий за свою жизнь. Ничего. Стать героем романа, как хотел, ему не удалось. Грязный, никчемный человек. Ничего кроме жалости к себе не вызывающий. Слабое звено.

Грушницкий – отражение Печорина

В образе Грушницкого угадываются все те черты, которые присущи и Печорину, и именно в этом смысл этого персонажа. Печорин смотрит на себя как бы со стороны, и ему не нравится собственное отражение. Ведь он, как и Грушницкий, изначально не имеет злых намерений, играет с людьми, но от скуки, а не от желания сделать их несчастными. Тем не менее его эгоизм так же, как и самовлюблённость Грушницкого, приводит к трагическим последствиям. Не потому ли он не испытывает торжества, когда видит окровавленное тело сослуживца между скал? Как будто там лежит он сам.

Тест по произведению

  1. Вопрос 1 из 16

О ранении

Грушницкий поехал на лечение из-за ранения в ногу.

Я познакомился с ним в действующем отряде. Он был ранен пулей в ногу и поехал на воды с неделю прежде меня

В эту минуту Грушницкий уронил свой стакан на песок и усиливался нагнуться, чтоб его поднять: больная нога ему мешала. Бедняжка! как он ухитрялся, опираясь на костыль, и все напрасно. Выразительное лицо его в самом деле изображало страдание

сделал такую ужасную гримасу, когда ступил на простреленную ногу

нога его вдруг выздоровела: он едва хромает

Экранизации

Роман «Герой нашего времени» неоднократно экранизировали. В 1927 году режиссер Владимир Барский снял фильмы по трем отдельным главам: «Княжна Мери», «Бэла», «Максим Максимыч». Это было черно-белое кино, отображающее события, описанные в произведении. Георгий Давиташвили сыграл роль Грушницкого.

В 1955 году Исидор Анненский снял художественный фильм «Княжна Мери». Роль Грушницкого исполнил Леонид Губанов.


Андрей Миронов в образе Грушницкого

К произведению вернулся Анатолий Эфрос в 1975 году. Режиссер поставил фильм-спектакль «Страницы журнала Печорина» по мотивам романа. В роли Грушницкого – Андрей Миронов.

Александр Котт в 2006 году пригласил к работе над многосерийным проектом Юрия Колокольникова, а Роман Хрущ в 2011 году в ленте «Печорин» снял Илью Щербинина.

Краткая характеристика

Впервые характеристику Грушницкого читатель может увидеть со слов самого главного героя, Печорина. Он описывает Грушницкого как позера, который специально использует пышные фразы в разговоре, чтобы придать самому себе важности. В дальнейшем эти качества персонажа читатель увидит и сам, а к ним добавится еще подлость и трусость, как которые Грушницкий в итоге поплатится.

Примечательно, что в Грушницком отражается характер самого Печорина. Григорий относится к бывшему приятелю снисходительно и высокомерно, но не замечает, что видит самого себя через немного искаженное, но все же «зеркало».

Цитатная характеристика

Грушницкий – один из самых противоречивых персонажей романа. В нем самовлюбленность и острая гордость сочетается с ранимой душой и стремлением быть любимым за тот образ, который ему, на самом деле, не соответствует. Лучше понять этого героя можно с помощью цитатной характеристики из романа:

Юнкер стремиться построить вокруг себя загадочный и привлекательный образ. Он очень сентиментален:

«…Приезд его на Кавказ – также следствие его романтического фанатизма…»

Для Грушницкого его образ и самолюбие представляют особенную ценность. Для него очень важно поддерживать собственную важность в глазах общества:

«…особенно самолюбие его оскорблено…»

Стремление выделиться очень заметно в речи Грушницкого, он пользуется сложными и вычурными словами:

«…Грушницкого страсть была декламировать: он закидывал вас словами, как скоро разговор выходил из круга обыкновенных понятий…»

Юнкер так стремился создать себе романтический образ страдающего героя, что не замечал, как комично он выглядит:

«…Грушницкий сверх солдатской шинели повесил шашку и пару пистолетов: он был довольно смешон в этом геройском облачении…»

Таким образом, главное, что можно сказать о Грушницком – он позер. Он еще совсем юн, и поэтому не смог найти настоящего места в жизни, а только стремился нарисовать себе как можно более привлекательный образ, который тут же рассыпался от его же поступков.

Социальный статус

По началу юнкер

я пари держу, что она не знает, что ты юнкер

Впоследствии становится офицером.

Пришел Грушницкий и бросился мне на шею: он произведен в офицеры

За полчаса до бала явился ко мне Грушницкий полном сиянии армейского пехотного мундира

Родом Грушницкий из не очень богатого рода в глубинке. Имеет неплохое образование и воспитание

накануне отъезда из отцовской деревни

громко отвечал мне по-французски

знаешь, как то напрашиваться в дом неловко, хотя здесь это и водится

Ты говоришь о хорошенькой женщине, как об английской лошади, – сказал Грушницкий с негодованием

Я боюсь, что мне с княжной придется начинать мазурку, – я не знаю почти ни одной фигуры…

История создания

Роман «Герой нашего времени» признан новым явлением в литературе 19 века и провоцирует массу дискуссий среди литературоведов. С течением времени описанный в произведении сюжет не теряет актуальности, демонстрируя специфику поколения, к которому принадлежит Печорин.

Первая половина 19 века богата на события. В книге описывается реакция народа на восстание декабристов 1825 года и его подавление.

Автор описывает персонажа, который имеет передовые мысли. Ввиду того, что не соответствует времени, он везде не к месту, хотя обладает талантами. Лермонтов обрисовывает в книге сложное положение, в котором оказались люди с живым и подвижным сознанием. Они угнетены сомнениями и неверием, а мораль, традиционная для поколения их отцов, отвергнута и попрана. Нравственные нормы и ценности требовали пересмотра, поэтому Печорин представлял страдальцев своего поколения. Люди его возраста не могут применить накопленные личностные ресурсы.

Лермонтов изображал действительность, используя новые средства художественной выразительности. Привычное противостояние героя и его антипода в романе представлено благодаря Печорину и Грушницкому. Характеристики этих героев позволяют в полной мере оценить социальные особенности молодого поколения того времени. Раскрытие одного характера посредством других и стало главным инструментом Лермонтова в произведении.

Ссылка на основную публикацию